- Оспорить ДТП

Тоталитарное и авторитарное государство

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тоталитарное и авторитарное государство». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Наши толерантные чеченцы тут же занялись своим обычным толерантным делом: рэкет, наркотики, бандитизм и прочие блага любой цивилизованной страны.


Но Батьке это не понравилось! Он пригнал несколько камазов и вывез все полтыщи семей до последнего толерантного чеченца на границу со Смоленской областью, и, как говорят, напоследок сказал им жуткое слово: «П*здуйте отсюда к *бене матери!».

С тех пор нет в Беларуси этих толерантных замечательных людей, и другие не едут – ведь кому понравится ездить в кузове камаза после кресел мерседеса на вайнахском автопробеге.

Фашизм, одно слово. Но и этим не исчерпывается список кровавых злодеяний дяди Саши.

Мало того, что он ДАЕТ квартиры своим гражданам, так он еще и запретил брать взятки! В Беларуси практически невозможно дать взятку! Не верите? Ну еще бы.

Весь стиль Минска пропитан угнетением, порабощением, кровью и страданиями несчастных людей, которые вынуждены сами содержать свой город в чистоте, так как тоталитарное правительство не завозит по 2-3 миллиона трудолюбивых гастарбайтеров из Таджикистана и других толерантных стран.

Тоталитарное правительство заставляет граждан трудиться самостоятельно.

Но этим не исчерпывается список всех несчастий, выпавших на голову братского белорусского народа… Забыла сказать политминимум о мучителе, сатрапе, который заправляет всем этим издевательством над правами и свободами (обще)человека.


Зовут этого последнего диктатора освобожденной Европы Александр Григорьевич Лукашенко.
Он же “Батька”. Он же “дядя Саша”. А переехавшие в Минск колхозники зовут его не иначе как «папа Коли».


Кстати, о колхозниках.

Однопартийная система позволяет создать и внедрить в массы единую идеологию, поддерживающую и защищающую интересы правящего политического режима.
В такой системе нет места критическим выступлениям и оппозиционным движениям.

Пропаганда, информационное обеспечение населения носят централизованный государственный характер.
В основе пропагандистских догм лежат социальные, расовые, религиозные предрассудки.

Информационный монополизм открывает возможность создавать легко усваиваемые общественные мифы, своеобразную гиперреальность, иллюзорный мир, которые целиком захватывают массовое сознание.

Люмпенизированные слои населения начинают верить, что они участвуют в политической жизни, тогда как в действительности их использует власть в качестве средства для укрепления своих позиций в обществе.

Авторитаризм, или авторитарный режим, – явление, при котором власть сконцентрирована в руках одного человека или в пределах одной группы единомышленников. При этом оппозиционные силы во власти допускаются, но только в том случае, если они являются политически слабыми.

По большей части оппозиция при авторитаризме носит декоративную функцию, и лишь на публике она выступает против официальной власти. Впрочем, в областях, которые не касаются политики (культура, экономика, частная жизнь), возможно проявление личности и характера человека.

Однако при этом все равно важно, чтобы свобода не вредила действующей власти и не выставляла ее в негативном свете.

Стоит отметить, что практически любой авторитарный режим рано или поздно придет к формату единоличной диктатуры, и, даже если он начинался с власти определенной группы, он все равно трансформируется в режим диктатуры. Государства, в основе которых был авторитарный режим, существовали всегда. Сегодня такой страной можно назвать Марокко или Саудовскую Аравию.

Тоталитарный режим образно называют «сыном авторитаризма», ведь он практически всегда является продолжением авторитарного развития государства. В таком государстве власть сосредоточена в руках одного человека, права которого безграничны.

В истории известно много подобных случаев, хотя лидера всегда называли по-разному: царь, диктатор, генеральный секретарь, вождь, фюрер и т. д. И хотя в стране может существовать видимость коллективного управления, власть всегда сосредоточена в одних руках. Отличным примером может стать наше недавнее прошлое.

В СССР существовал руководящий партийный орган ЦК КПСС, хотя реальная власть была сосредоточена только в руках одного человека – генерального секретаря партии.

Беларусь тоталитарное государство или авторитарное

Германия потерпела поражение в Первой мировой войне. В середине 20-го столетия к власти в разбитой стране пришла Национал-социалистическая партия и установила авторитарное правление.

В основном действия были направлены на укрепление экономики и военной мощи страны, однако очень быстро власть перешла в руки одного человека – Адольфа Гитлера, который был лидером партии. С этого момента режим в стране начал трансформироваться из авторитарного в тоталитарный.

Стоит отметить, что сама система авторитарного правления в Германии была невнятной. Ее даже историки упоминают только вскользь, чаще всего говорят о тоталитаризме, который играл ключевую роль в истории этой страны.

После окончательного становления тоталитаризма началось принудительное насаждение нацистской идеологии. Параллельно создавался мощный идеологически-полицейский аппарат – инструмент для эффективного контроля граждан страны.

Причем инструмент позволял контролировать граждан не только в границах страны, но и за ее пределами. В государстве контролировались вообще все, что могло поддаваться контролю: спорт, медицина, пресса, культура и т. д.

Все области деятельности граждан попали под жесткий присмотр. В результате Германия превратилась в очень жестокую, но хорошо отлаженную машину, где каждый винтик имел свое место. Последствия подобной трансформации всем хорошо известны.

К счастью, просуществовал режим Гитлера недолго, однако даже за короткий период времени он принес много несчастья всему миру.

В принципе, Германия является демонстрацией того, чем тоталитарный режим отличается от авторитарного, ведь здесь один способ правления резко сменился другим. Результаты налицо.

Чем активнее власть оказывает давление на своих идеологических противников, тем сильнее становится необходимость в однопартийной системе. Только она позволяет искоренить какую-либо дискуссию. Власть приобретает форму вертикали, где люди «снизу» неукоснительно воплощают в жизнь очередную генеральную линию партии. В виде именно такой пирамиды существовала партия нацистов в Германии. Гитлеру был необходим эффективный инструмент, который мог бы претворить в жизнь замыслы фюрера. Нацисты не признавали какой-либо альтернативы себе. Они безжалостно расправлялись со своими оппонентами. На зачищенном политическом поле новой власти стало легче проводить свой курс.

Диктаторский режим — это в первую очередь идеологический проект. Деспоты могут объяснять свою политику научной теорией (как коммунисты, говорившие о классовой борьбе) или законами природы (так рассуждали нацисты, объяснявшие исключительную важность германской нации). Тоталитарная пропаганда часто сопровождается политпросвещением, развлечениями и массовыми акциями. Такими были немецкие факельные шествия. А в наши дни схожие черты присущи парадам в Северной Корее и карнавалам на Кубе.

Классический диктаторский режим — это режим, полностью подчинивший культуру и эксплуатирующий ее в своих целях. В тоталитарных странах часто встречается монументальная архитектура и памятники вождям. Кино и литература призваны воспевать имперские порядки. В таких произведениях принципиально не может быть критики существующего строя. В книгах и фильмах подчеркивается только все хорошее, а посыл «жить стало лучше, жить стало веселее» в них является основным.

Террор в такой системе координат всегда действует в тесной связке с пропагандой. Без идеологической подпитки он теряет свое массовое воздействие на жителей страны. В то же время и сама пропаганда не способна в полной мере влиять на граждан без регулярных волн террора. Тоталитарный политический государственный режим часто совмещает эти два понятия. В таком случае акции устрашения становятся оружием пропаганды.

Тоталитаризм не может существовать без силовых органов и их засилья над всеми аспектами жизни общества. С помощью этого инструмента власть организует полный контроль над людьми. Под пристальным наблюдением находится все: от армии и учебных заведений до искусства. Даже не интересующийся историей человек знает о гестапо, НКВД, штази и их методах работы. Для них были характерны насилие и тотальный надзор над людьми. В их арсенале весомые признаки недемократического режима: тайные аресты, пытки, длительные заключения. Например, в СССР черные воронки и стук в дверь стали символом целой предвоенной эпохи. «Для профилактики» террор может быть направлен даже на лояльное население.

Тоталитарный и авторитарный режим

При авторитарной системе власть может оставить остатки гражданского общества или отдельные его элементы. Однако вопреки этому основные политические режимы такого толка опираются только на собственную вертикаль и существуют отдельно от основной массы населения. Они сами себя регулируют и сами себя реформируют. Если у граждан и спрашивают их мнения (например, в форме плебисцитов), то делается это «для галочки» и только для того, чтобы легитимировать уже установившиеся порядки. Авторитарному государству не нужно мобилизованное население (в отличие от тоталитарной системы), так как без твердой идеологии и повсеместного террора такие люди рано или поздно выступят против существующего строя.

В корпоративной системе для недемократических режимов свойственно монопольное представительство во власти определенных групп интересов. Такое государство возникает в странах, где экономическое развитие достигло определенных успехов, а общество заинтересовано в участии в политической жизни. Корпоративный авторитаризм — это нечто среднее между однопартийным правлением и массовой партией.

Ограниченное представительство интересов делает его легко управляемым. Режим, опирающийся на определенный социальный слой, может узурпировать власть, в то же время давая подачки одной или нескольким группам населения. Подобное государство существовало в Португалии в 1932-1968 гг. при Салазаре.

Анализ исторических проявлений авторитаризма позволяет выявить ряд признаков, традиционно присущих авторитарным государствам. В числе таковых могут быть названы:

  1. Отчуждение власти и народа, обусловленное полным отсутствием, или значительным сужением относительно демократических представлений применения принципов выборности государственных органов и их должностных лиц, отсутствие гласности в их деятельности, а также необходимой для нормального функционирования государственного аппарата подотчетности и подконтрольности деятельности властей населению;
  2. Превалирование централизованных методов управления, в результате чего концентрация всей полноты государственной власти происходит в руках определенной персонифицированной личности, группы людей, реже – нескольких тесно связанных государственных или партийных органов. Негативным последствием соответствующей ситуации выступает то, что полностью отсутствует необходимый для поддержания «здоровой» и эффективной государственной машины принцип разделения властей, а исполнительная власть, наделяясь огромными полномочиями, становится выше законодательной и судебной;
  3. В процессе управления обществом и регулирования существующих общественных и правовых отношений преобладают командно-административные и приказные методы, государством исключается какой-либо политический плюрализм, провозглашается цензура и контроль отдельных сторон общественной жизнедеятельности;
  4. В политической системе общества, несмотря на возможное искусственное многообразие, доминирует единственная правящая партия. Тем не менее, могут быть разрешены разного рода политические объединения, выступающие в поддержку существующего режима, либо, как минимум – лояльны по отношению к нему. Иными словами, в авторитарном государстве допускается формирование легальной оппозиции, в условиях сужения пространства ее общественно-политической деятельности. В этом заключается одно из основных отличие политической сферы авторитарного и тоталитарного государств, поскольку в последнем исключается всякое инакомыслие и плюрализм;
  5. Имеет место ущемление прав и свобод граждан, обусловленное неприятием в рамках авторитарного политического режима демократических основ правового положения граждан. В этой связи, в условиях авторитарного государства исключены либо фактически сведены на нет большинство основных прав и свобод личности. В частности, традиционно отсутствуют гарантии реализации прав и свобод граждан, нивелируются права социальных общностей, организаций. Результатом подобной политики становится то, что личность отчуждается от государства, превращаясь, таким образом, в объект манипулирования с его стороны.

Первым термин «тоталитарное государство» употребил в 1923 году Джованни Амендола, критикуя диктаторский режим Бенито Муссолини, итальянский фашизм. Вместе с тем, сам Муссолини считал государственный режим тоталитарного государства положительным. По его утверждению, общество нуждается в сплочении с помощью единой идеологии: «Всё в рамках государства, ничего вне государства, ничего против государства». Немецкие национал-социалисты также находили в словах «тоталитарное государство» положительный контекст.

Бесплатная консультация юриста

Государства тоталитарного типа:

  • Германия эпохи нацизма;
  • фашистская Италия;
  • милитаристская Япония накануне и в годы Второй Мировой;
  • Китай при Мао Цзэдуне;
  • СССР в эпоху сталинизма;
  • Северная Корея.

Одним из примеров жестокого тоталитарного режима стал режим «красных кхмеров» в Кампучии (Камбодже) в 1975-1979. В ходе массовых репрессий было истреблено от 1,7 до 3 млн человек. Гибель от четверти до трети населения страны сделала геноцид в Камбодже одним из самых кровавых в истории человечества.

Ведутся дискуссии по поводу того, можно ли назвать Советский Союз тоталитарным государством. Идут сравнения репрессивного сталинского режима с режимами Гитлера и Муссолини, в ходе которых напрашивается вывод о том, что все три государства являлись тоталитарными.

Во время Второй Мировой войны, когда СССР боролся с нацизмом в союзе с Великобританией, США и другими западными странами, толки о советском тоталитаризме прекратились.

Холодная война вновь принесла упреки за уклон в тоталитаризм. В 1947 году в заявлении президента США Гарри Трумэна прозвучали обвинения в тоталитарности о нацистского, коммунистического и фашистского режимов.

Теория тоталитаризма, построенная в 1956 году политологами Карлом Фридрихом и Збигневом Бжезинским, основывается на тоталитарности фашистского режима и сталинского режима СССР.

С приходом к руководству страной Н.С. Хрущева, СССР потерял многие критерии, свойственные тоталитарному государству: прекратились массовые репрессии, было положено начало идеологическим послаблениям и введены некоторые отклонения от жесткой плановой экономики. СССР перестал соответствовать тоталитарной модели и начал эволюционировать в авторитарное государство.

смещения режима, его быстрого крушения в результате массовых народных выступлений в столице и (или) иностранного вмешательства. Широкая эмоциональная, безусловная поддержка президента и слабость оппозиции отодвигают на неопределенный срок возможность быстрого смещения диктатуры.

Пассивный характер массовой эмоциональной поддержки делает социальную базу нынешней власти не вполне устойчивой в средне- и долгосрочной перспективе. Это дает национально-демократической оппозиции определенные шансы на успех.

Основными условиями победы сил демократии являются: консолидация оппозиции, дезинтеграция государственных структур, падение легитимности режима личной власти, эффективное внешнее давление.

Развитие Беларуси, в конечном счете, невозможно без свободного рынка и демократии.

Нынешний политический режим ( исторически обреченный строй, у него нет будущего. Смена такого режима является лишь вопросом времени.

3 Маркс К., Энгельс Ф., Соч., Т.8., С.208. 4 Карбалевич В. Авторитаризм вместо реформ // Грамадзянiн, 1995, № 2.

5 Старикевич А. Окончательный диагноз // Свабода, 13 чэрвеня 1997 г.

6 Гюбер Р. Труднее найти хорошую доярку или рабочего, чем премьер-министра // Свобода, 10 декабря 1996 г.

7 Дракохруст Ю. Белорусский авторитаризм: возможны варианты // Белорусская газета, 1995, № 10. 8 См.: Обращение к народу Беларуси председателя Верховного Совета Республики Беларусь С.Г.Шарецкого // Народная воля, 1996, № 81.

9 Злотников Л. Идеология Лукашенко: от социализма к консерватизму // Белорусская деловая газета, 11 ноября 1996 г.

10 Скуратович К. Ликвидация советской власти // Свобода, 10 декабря 1996 г.

11 Народная газета, 13-15 октября 1993 г. 12 Цит. по: Московский Комсомолец, 18 декабря 1996 г. 14 Злотников Л. Экономическая политика первого президента Беларуси: ни плана, ни рынка.

(Цит. по: «Белорусская газета», 25 ноября 1996 г.)

Для них характерны следующие основные черты: 3.

Сущность и формы авторитаризма Наконец, в зависимости от формы правления авторитарные режимы подразделяются на абсолютные монархии, дуалистические монархии, суперпрезидентские республики и премьерские диктатуры (см. подробнее Тему 12). 4. Тоталитаризм: истоки и характерные признаки 5.

Особенности политического режима Беларуси • укрепление и максимальное продление режима личной власти президента А.

Наши толерантные чеченцы тут же занялись своим обычным толерантным делом: рэкет, наркотики, бандитизм и прочие блага любой цивилизованной страны. Но Батьке это не понравилось!

Он пригнал несколько камазов и вывез все полтыщи семей до последнего толерантного чеченца на границу со Смоленской областью, и, как говорят, напоследок сказал им жуткое слово: «П*здуйте отсюда к *бене матери!». С тех пор нет в Беларуси этих толерантных замечательных людей, и другие не едут – ведь кому понравится ездить в кузове камаза после кресел мерседеса на вайнахском автопробеге. Фашизм, одно слово. Но и этим не исчерпывается список кровавых злодеяний дяди Саши.

Общее и особенное авторитарных и тоталитарных политических режимов. — права и свободы граждан ограничены главным образом в политической сфере. Законы преимущественно на стороне государства, а не личности; — в обществе доминирует официальная идеология, но проявляется терпимость по отношению к другим идейным течениям, лояльным к правящему режиму; — политика монополизируется властью.

Деятельность политических партий и оппозиции запрещена или ограничена. Профсоюзы подконтрольны власти; — государственный контроль не распространяется на неполитические сферы — экономику, культуру, религию, частную жизнь; — обширный государственный сектор жестко регламентируется государством.

Как правило, он функционирует в рамках рыночной экономики и вполне уживается с частным предпринимательством. Экономика может быть как высокоэффективной, так и малоэффективной; — осуществляется цензура над средствами массовой ин­формации, которым разрешается критика отдельных недостатков государственной политики при сохранении лояльности по отношению к системе; — власть опирается на силу, достаточную, чтобы в случае необходимости принудить население к повиновению.

Соотношение авторитарного и тоталитарного политических режимов

В области исследования авторитаризма сегодня все еще существуют серьезные пробелы.

Во-первых, не существует единой теории и типологии политических режимов как таковых, в отличие от, например, форм территориального устройства государства или форм правления. господство законодательных актов; власть, разделенная на виды; существование настоящих политических и социальных прав граждан государства; выборные органы власти; наличие оппозиционного и плюралистического мнения. Во многом эти характеристики обусловлены конкретными традициями, культурой, историческими условиями развития государства, поэтому можно говорить, что в каждой стране сложился свой уникальный политический режим.

Тоталитарное государство. Тоталитаризм как тип политической системы возник в ХХ веке. В конце 20х годов английская газета «Таймс» писала о тоталитаризме как о негативном явлении, характеризующем не только фашизм в Италии, но и политический строй в СССР. Теория тоталитаризма складывалась в 40-50х гг.

и получила развитие в последующие десятилетия. Она широко использовалась Западом в целях идеологической борьбы против коммунистических стран.

Демократический режим (от греч. demokratia — народовластие) основан на признании народа основным источником власти, на принципах равенства и свободы. Признаки демократии следующие:

  • выборность — происходит избрание граждан в органы государственной власти путем всеобщих равных и прямых выборов;
  • разделение властей — власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви, независимые друг от друга;
  • гражданское общество — граждане могут воздействовать на власть при помощи развитой сети добровольческих общественных организаций;
  • равноправие — все имеют равные гражданские и политические
  • права и свободы, а также гарантии их зашиты;
  • плюрализм — господствует уважение к чужим мнениям и идеологиям, в том числе к оппозиционным, обеспечены полная гласность и свобода прессы от цензуры;
  • согласие — политические и другие социальные отношения направлены на поиск компромисса, а не на насильственное решение проблемы; все конфликты решаются правовым путем.
  • Демократия бывает прямой и представительной. При прямой демократии решения принимаются непосредственно всеми гражданами, имеющими право голоса. Прямая демократия была, например, в Афинах, в Новгородской республике, где люди, собираясь на площади, принимали общее решение по каждой проблеме. Сейчас прямая демократия реализуется, как правило, в виде референдума — всенародного голосования по проектам законов и важным вопросам государственного значения. Например, действующая Конституция Российской Федерации была принята на референдуме 12 декабря 1993 г.

    В условиях большой территории прямую демократию слишком сложно реализовать. Поэтому государственные решения принимаются специальными выборными учреждениями. Такая демократия называется представительной, поскольку выборный орган (например, Государственная Дума) представляет избравший его народ.

    Авторитарный режим (от греч. autocritas — власть) возникает, когда власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей. Обычно авторитаризм сочетается с диктатурой. Политическая оппозиция при авторитаризме невозможна, однако в неполитических сферах, например в экономике, культуре или частной жизни, сохраняются автономия личности и относительная свобода.

    Тоталитарный режим (от лат. totalis — весь, целый) возникает, когда все сферы жизни общества контролируются властью. Власть при тоталитарном режиме монополизирована (партией, вождем, диктатором), единая идеология обязательна для всех граждан. Отсутствие всякого инакомыслия обеспечивается мощным аппаратом надзора и контроля, полицейскими репрессиями, актами устрашения. Тоталитарный режим формирует безынициативную личность, склонную к подчинению.

    Б.Муссолини для характеристики итало-фашистского режима. В конце 20-х гг. этот термин начинает применяться и относительно политического режима в Советском Союзе, потом нацистской Германии, франкистской Испании. Тоталитаризм считается порождением ХХ в., ибо только на индустриальной стадии развития человечества стали возможными не только всеобъемлющий контроль над личностью, но и тотальное управление его сознанием. Феномен тоталитарного режима кроется в существовании массового человека — усреднённой личности со стандартным мышлением, которая действует «как все», не умеет критически мыслить, подчиняется общему интересу, а также в существовании массового общества — общества структурно недифференцированного, где существует разделение только на «верхи и низы», вождей и массы. Также тоталитарный режим возникает в кризисных ситуациях, порождённых необходимостью форсировать модернизацию общества, когда существует, с одной стороны, значительная часть люмпенизированного населения и интеллектуальных маргиналов, с другого — мощные властные, технические, психологические возможности мобилизации масс для выхода из такой ситуации. Западные политологи К. Фридрих и З. Бжезинский выделили следующие признаки, отличающие этот режим от других: всеобщая государственная идеология; одна массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером; монополия государства на средства массовой информации; существование всеобщего контроля за поведением индивидов с применением методов подавления; жестко централизованный контроль над экономикой.

    Первенство идеологии здесь обосновано, ибо главной целью тоталитарного режима является реализация мессианской идеи — создание нового общества на социальной или национальной основе. Этому подчинено всё, в том числе и жизнь человека. Идеология призвана показать единственно правильный путь в светлое будущее, воодушевить, собрать под знамёна режима широкие массы, оправдать определённые жертвы во имя высоких идеалов. Система образования, воспитания, пропаганда работали на то, чтобы эта идеология стала основой мировоззрения граждан. Этим во многом объясняется массовая поддержка тоталитарных режимов. Особая роль отводится партии, которая является носителем государственной идеологии. По сути дела, придя к власти она либо срастается с государством, либо становится над ним. Необычайно велика роль партийного лидера, который фактически является главой государства. Он как бы воплощает в себе всю «мудрость» идеологии, заботу власти о людях. Обычно тоталитарный режим сопровождается культом личности. Организованный террор и тотальный контроль применяется для обеспечения приверженности масс партийной идеологии и верности вождю. Спецслужбы с помощью крайних методов воздействия вынуждают общество жить в состоянии страха. Монополия власти на информацию, полный контроль за СМИ способствуют изоляции общества и обеспечивали политическую мобилизацию и поддержку режима. Политическая система моноцентрична. Местные органы полностью подчиняются центральным, исполнительные органы подчиняют себе законодательные. Формирование органов власти может различаться по форме, но по сути оно осуществляется через назначение. Выборы носят безальтернативный характер. Такое построение политической системы не оставляет место альтернативным политическим институтам. Оппозиция может существовать только за пределами страны. Отношение людей к власти можно определить как полное слияние с ней, публичное признание в любви к ней. Народ как правило безоговорочно поддерживает власть, веря в то, что он понимает и выражает его интересы. Права человека на практике не соблюдаются. Они расцениваются властью как нечто второстепенное по сравнению с властью. Характерной чертой политической культуры является нетерпимость к другим взглядам и позиции. В таком обществе сфера запретного значительно больше сферы допустимого. Социальная жизнь строится по принципу «запретно всё, что не дозволено». Такова в основных чертах модель тоталитарного режима. Реальные тоталитарные режимы ХХ в. — гитлеровский, сталинский, маонистский и т.п. в той или иной мере близки к ней: Тоталитарные режимы как правило были коммунистическими и фашистскими. Леворадикальные (коммунистические) отличаются большей тоталитарностью, поскольку им удалось ликвидировать частную собственность, преодолеть церковную оппозицию. Кроме того они основываются на привлекательных идеях «интернациональной солидарности» и «светлого коммунистического будущего», в то время как фашистский режим пропагандировал исключительность своей нации и мировое господство. Считается, что крах тоталитарных режимов неизбежен. Причины их падения кроются в ограниченных возможностях для развития, так как в зародыше уничтожается всякая свободная мысль, инициатива и творчество. Такое государство демонстрирует свою неэффективность во всех сферах. Однако нельзя исключить рецедивов неототалитаризма и в наше время. В кризисном обществе есть соблазн использовать и этот путь решения проблем. Поэтому знание негативных последствий для личности, а главное освоение ценностей демократии (права и свободы, плюрализм, толерантность) могут стать важной гарантией предупреждения такого развития общества.

    • Тоталитарное государство

      Понятие тоталитарного государства. Фашистское, коммунистическое и современное тоталитарное государство. Преимущества и недостатки тоталитарных государств. Декларация высшей цели, во имя которой режим призывает общество расстаться со всеми традициями.

      курсовая работа [73,0 K], добавлен 11.11.2014

    • Типология государств

      Исторические типы государства. Основные виды взаимоотношений церкви и государства. Теократические тенденции в организации общества и их негативные аспекты. Характерные черты тоталитаризма. Основополагающие качества и признаки правового государства.

      реферат [22,6 K], добавлен 03.02.2010

    • Прошлое и настоящее тоталитарного режима

      Сущность тоталитарного режима и предпосылки его установления. Социальная база тоталитаризма, его «левая» и «правая» разновидности и модернизаторские лозунги. Структура политической власти тоталитарного общества. Культ личности харизматических лидеров.

      контрольная работа [20,9 K], добавлен 11.10.2009

    • Предназначение государства

      Сущность и предназначение государства. Формы правления и территориального устройства. Особенности тоталитарного и авторитарного режима. Межгосударственные объединения: протекторат, уния и империя. Степени юридической силы нормативно-правовых актов.

      реферат [21,8 K], добавлен 24.04.2015

    • Теория государства и права

      Аргументы «за» и «против» отмирания государства в будущем, с развитием цивилизованности общества. Сравнительная характеристика и основные признаки правового и тоталитарного государств. Практическое проявление ответственности государства перед личностью.

      контрольная работа [29,5 K], добавлен 02.03.2017

    • Тоталитарное государство

      Понятие и характеристика тоталитарного государства. Признаки, отличающие все тоталитарные государственные режимы от демократии. Идеология и практика фашизма. Черты коммунистической тоталитарной системы. Северокорейская система политического контроля.

      курсовая работа [39,1 K], добавлен 19.10.2011

    • Российская Федерация — демократическое государство

      Демократическое государство. Понятие демократического государства, признаки. Отличие демократического государства от тоталитарного и авторитарного. Рф — демократическое государство. Разграничение государственной власти и местного самоуправления.

      курсовая работа [28,4 K], добавлен 08.04.2006

    • Политический режим как элемент формы государства

      Современное определение политического режима как формы государства. Общие вопросы классификации политических режимов: демократического, авторитарного, тоталитарного. Определение политического режима, существующего в настоящее время в Российской Федерации.

      курсовая работа [93,0 K], добавлен 16.04.2017

    • Происхождение государства: теория и практика

      Исторические причины и основные закономерности возникновения государства с позиций различных теорий. Типичные и уникальные формы государственности у различных народов. Общая характеристика исторических концепций возникновения государства и права.

      контрольная работа [19,5 K], добавлен 23.01.2017

    • Сущность государства

      Изучение взаимосвязи сущности государства с политической (государственной) властью. Классовые и общесоциальные подходы к сущности государства. Классификация по типам государств и их правовых систем. Исторические типы государств: эволюция представлений.

      курсовая работа [515,3 K], добавлен 22.06.2015

    Слово «государство» в русском языке происходит от древнерусского «государь» (так называли князя-правителя на древней матушки Руси), которое, в свою очередь, связано со словом «господарь» (давшее «господарьство»).

    Древнерусское «господарь» происходит от «господь». Таким образом, практически все исследователи сходятся на связи слов «государство» и «господь». Точная же этимология слова «господь» неизвестна.

    Часто понятия страны и государства считают полноценными синонимами. На самом деле, их можно назвать близкими по смыслу, но есть и принципиальные отличия.

    Русское слово «страна» происходит от понятия «сторона», то есть направление, край. В географии страной называют территорию с определенными границами, на которой население объединено исторически и культурно, а также имеет экономическую или политическую обособленность.

    В политико-географическом понимании страна может иметь государственный суверенитет, но также может находиться под властью другого государства. Например, в виде подопечных территорий или колонии. Наиболее ярким примером таких государств являются империи. Например, в Австро-Венгерскую империю, как в государство, входили десятки разных стран.

    Монархия (лат. monarchia от др.-греч. μοναρχία — «единовластие»: μόνος — «одиночный, единый» и ἀρχή — «управление, власть») — форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, князю, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану, фараону и т. д.) и, как правило, передаётся по наследству.

    Республика (лат. res publica, «общее дело») — форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например парламентом), а граждане обладают личными и политическими правами. Важнейшей чертой республики как формы правления является выборность главы государства, исключающей наследственный или иной невыборный способ передачи власти.

    По состоянию на 2005 год в мире из 190 государств 140 официально являлись республиками.

    Монархия с республиканскими элементами («республиканская монархия», выборная) — такая монархия имеет главный республиканский признак — систематическую выборность главы государства, однако им не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из нескольких монархов — правителей составных частей федерации. Подобная нетрадиционная форма правления имеется в ОАЭ и Малайзии, которые по своему государственному устройству являются федерациями, при этом каждая из составных частей (7 эмиратов ОАЭ) или некоторые составные части государства (9 из 13 штатов Малайзии) представляют собой наследственные монархии. Глава государства в целом формируется путем выборов между монархами, возглавляющими тот или иной субъект федерации. При этом срок его полномочий чётко оговаривается (в обоих государствах он составляет 5 лет), и по истечении указанного срока полномочий монарх избирается вновь.

    Унита́рное госуда́рство — форма государственного устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единая правовая система, единая конституция. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными. Как правило, крупные по численности населения государства являются федерациями (Китайская Народная Республика (КНР) является исключением). Субъекты федеративного государства не могут быть унитарными, поскольку они не имеют суверенитета в полном объёме, а обладают лишь некоторыми его признаками.

    Разрешено все что разрешено законом тоталитарное государство

    Конфедера́ция — союз суверенных государств для достижения конкретных целей, при котором объединившиеся государства, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих собственных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы. В отличие от членства в одной федерации, государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно. Исторический опыт показывает, что конфедерация весьма неустойчива: она либо распадается, либо преобразуется в федерацию.

    Впервые проанализировать и обосновать с юридической точки зрение это понятие удалось Р. фон Молю. Он определил, что демократическое правовое государство основано на закреплении в конституции прав и свобод граждан и обеспечении их защиты законом и судом. Следует отметить, что изначально не всеми учеными признавались реальность и возможность воплощения в жизнь этой концепции. До сих пор некоторые исследователи отмечают слабость основ для такой формы государственности, в частности на постсоветском пространстве.

    В истории формирования концепции социального государства можно выделить три основных этапа. Первый характеризуется принятием в различных странах таких политических решений, которые открыли путь к его формированию. На этом этапе в работах Пренса и Шершеневича впервые появилось понятие «демократическое социальное государство». Его определение было сформулировано Хеллером в XX в. Кроме того, в это время в области внутренней политики государства начинает выделяться социальная.

    Второй этап – начало–средина XX в. Этот период характеризуется появлением двух традиций утверждения социальной модели государства. Первая как сборное понятие была реализована в Германии, вторая как фундаментальный принцип конституционного строя – во Франции, Испании.

    Третий этап – формирование социального права. В это время появляются специальные документы, регулирующие отношения в данной области.

    1. Демократическое государство с развитым гражданским обществом. Наличие эффективной правовой системы.

    2. Наличие юридической основы. Она выступает в форме социального законодательства, которое отвечает принципам справедливости и быстро реагирует на изменения в обществе.

    3. Наличие сбалансированной экономической основы. Она выступает в форме развитого социально ориентированного рыночного хозяйства.

    Россия – демократическое государство. Об этом сказано в Конституции страны. Представительская демократия в России обеспечивается выборностью Государственной думы и законно обусловленным формированием Совета Федерации. Кроме того, в стране реализуется такой признак демократического государства, как гарантии и признание основополагающих прав и свобод человека.

    Тоталитаризм появился в ХХ веке в некоторых странах. Этому способствовали технические достижения, позволяющие установить контроль над ситуацией в обществе, целенаправленно воздействовать на сознание людей, отношение к жизни, формировать единые идеологические позиции. Политологи считают, что тоталитаризм возникает как реакция общества на кризисные периоды промышленного развития. Сопутствующие распадение социальной системы, разрыв привычных связей и отношений, смена общественных ценностей, условий успеха в жизни и т.д. приводит к формированию тоталитарного режима.

    Имеют много общих признаков:

    • они противоположны либерализму, опирающемуся на приоритет личности;
    • у власти стоит узкий круг лиц;
    • оппозиция слабо выражена или вообще отсутствует;
    • права граждан не соблюдаются;
    • стратегия развития носит мобилизационный характер;
    • выборы фальсифицируются или не проводятся;
    • силовые структуры используются для удержания власти;
    • экономика носит милитаристский характер;
    • существование не является длительным и ограничено по времени.

    Тоталитаризм и авторитаризм, кроме крайней формы – фашизма, являются равноправными типами политической системы, имеющие право на существование и как положительные черты, так и отрицательные.

    Для нормального существования народ должен приспосабливаться к порядкам и правилам. Несогласные при тоталитаризме преследуются, при авторитаризме – недопускаются к властным функциям любого уровня. Эти режимы близки друг другу по духу и часто имеют схожие черты.

    Смотрите видео про оба политических режима:

    Антидемократические режимы. Тоталитарный и авторитарный режим: основные признаки

            Телефон____________________________

            Научный руководитель

__________________________

              ученая степень, звание

__________________________

              фамилия, имя, отчество

                Авторитарный и тоталитарный режим имеют много общего, что видно по таким государствам с истории 20 века как Третий Рейх, фашистская Италия, Советский Союз (во время правления Сталина). Но часто объединялись признаки этих двух режимов уже поле истечения некоторого времени. Так, авторитарным изначально режим в СССР, так как не проводилось никаких выборов. Фашисты в Италии, нацисты в Германии и франкисты в Испании же пришли к власти как выбранные большинством на выборах, пускай не по всем правилам проведенным.

                Можно выделить следующие общие черты:

                • Власть сосредоточена в руках ограниченного круга лиц.
                • Как следствие первого пункта — оппозиция отсутствует или слабо выражена.
                • При формальном наличии у граждан прав, за их соблюдением никто не следит.
                • Выборы не проводятся, либо при проведении фальсифицируются.
                • Население не имеет никакого влияния как на внутреннюю, так и на внешнюю политику государства.
                • Активная деятельность пропаганды.
                • Армия и полицейские органы не контролируются гражданами.

                То есть, если подытожить, то можно заявить, что тоталитаризм и авторитаризм являются схожими, потому что являются не демократичными политическими режимами.

                Первым различием стоит назвать то, что заметно уже в первые минуты разбора данного вопроса, а именно — разность определений этих терминов. Более того, разное отношение к данным терминам в различных случаях. Так, фашисты в Италии использовали термин «тоталитаризм» в позитивной окраске, в это же время в странах, которые не поддерживали Муссолини, он приобрел негативное значение, в котором и закрепился к нашему времени. В политических документах 60-х прошлого века США есть пункт, который гласит о том, что Соединенные Штаты могут поддерживать авторитарные режимы, если они являются противниками тоталитарных сил в регионе.

                При тоталитаризме на первых порах крайне важным является факт симпатии, которую испытывает народ по отношению к власти. Это совершенно не имеет значения для авторитарных сил, так как они сами определят за собой право удержания власти.

                При тоталитаризме крайне важной является официальная идеология. Ее очень тщательно составляют, после чего начинают при помощи пропагандистской машины распространять среди населения. Авторитаризм же не подразумевает наличия идеологии, хотя часто она присутствует. Например власти, которые берут под контроль управление государством путем военного переворота зачастую не имеют определенной идеологи, что можно видеть в недавно произошедших в Египте событиях.

                При тоталитаризме присутствует ограничение деятельности всех политических сил, которые не состоят в коалиции с правящей партией. Это связано стем, что активная деятельность оппозиции может привести к изменению курса, которого будет придерживаться большинство населения страны. При авторитаризме деятельность оппозиции не запрещается, хотя часто по отношению к ней проводятся репрессии.

                Политический режим — это совокупность методов и способов осуществления государственной власти и управления в определенной стране. Простыми словами, политический режим определяет, как власть взаимодействует с обществом: с помощью принуждения и контроля либо с помощью диалога и честных выборов.

                Политический режим может быть демократическим либо недемократическим – тоталитарным или авторитарным.

                • Демократия основана на коллективном принятии решений, соблюдении прав и свобод человека.

                • При авторитаризме власть сосредоточена в руках узкой элиты, не допускающей в политику конкурентов.

                • При тоталитаризме государство стремится к полному контролю над всеми сторонами жизни общества и человека.

                Задачи любого политического режима — обеспечивать стабильность власти, управляемость граждан, достижение политических целей, реализацию интересов правящей элиты.

                Демократия — политическое устройство, при котором граждане принимают политические решения коллективно: лично или через избранных представителей.

                Демократия основывается на признании народа единственным источником власти. Она предполагает власть большинства, равноправие граждан, верховенство закона, сменяемость власти.

                Признаки демократического режима:

                • Назначение лидеров происходит с помощью честных и состязательных выборов.

                • Граждане равноправны.

                • Власть опирается на большинство населения, которое сознательно поддерживает ее.

                  В чём основное отличие тоталитарного режима от авторитарного?

                  Авторитаризм — это режим, где власть осуществляется при минимальном участии народа. При авторитарном режиме государственная власть сосредоточена в руках одного лица (президента, монарха, премьер-министра) или группы лиц — например, определенной партии, военной верхушки, олигархической группы. Участие иных сил в политической жизни строго ограничено.

                  Тоталитаризм — это политический режим, при котором государство стремится к полному, тотальному контролю за всеми сферами жизни общества. Государственная власть сосредоточена в руках одного человека или небольшой группы лиц. «Вождь» опирается на господствующую партию, карательные структуры, люмпенизированные массовые движения.

                  При тоталитарном политическом режиме права и свободы фактически отсутствуют. Демократические институты вроде парламента могут существовать на бумаге, но в реальности полностью подчиняются верховной власти.

                  Признаки тоталитарного режима:

                  • Государство осуществляет тотальный контроль всех сторон частной и общественной жизни.

                  • Власть монополизирована одной политической партией, а в ней — одним лидером с неограниченными полномочиями.

                  • Отсутствует разделение властей.

                  • Оппозиция запрещена, многопартийности не существует.

                  • Права и свободы человека декларируются, но не действуют.

                  • Единая идеология обязательна для всех.

                    Выпускникам, сдающим ЕГЭ по обществознанию, необходимо знать признаки политических режимов, уметь объяснить разницу между тоталитаризмом, авторитаризмом и демократией.

                    Разберем ряд заданий из тестов ЕГЭ прошлых лет.

                    Установите соответствие между политическим режимом и его признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

                    ПРИЗНАКИ

                    ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

                    А) власть осуществляется замкнутой группой лиц, доступ в которую ограничен для широкого круга людей

                    Б) гарантировано равенство всех перед законом

                    В) гражданам предоставляется право на многообразие общественных объединений

                    Г) власть и порядок ценятся больше, чем права и свободы человека

                    Д) особая роль в государстве принадлежит таким институтам, как армия и церковь

                    Е) осуществляется государственный контроль за сферой политики, духовной жизнью общества

                    1) демократия

                    2) авторитаризм

                    Термин «тоталитарное государство» появился в 1920-е годы для обозначения диктаторского режима Бенито Муссолини — создателя итальянского фашизма. Первым эти слова употребил Джованни Амендола в 1923 году, критикуя фашистов.

                    Однако сам Муссолини считал выражение «тоталитарное государство» (stato totalitario) положительным. Он утверждал, что обществу необходимо сплочение за счет единой идеологии, и выдвигал лозунг: «Всё в рамках государства, ничего вне государства, ничего против государства».

                    Немецкие национал-социалисты тоже употребляли слова «тоталитарное государство» в положительном контексте.

                    Обычно выделяются следующие признаки тоталитарного общества:

                    • Государство осуществляет тотальный контроль всех сторон частной и общественной жизни. Происходит огосударствление и бюрократизация всех сторон жизни.

                    • Власть монополизирована одной политической партией, а в ней — одним лидером, харизматическим «вождем» либо политическим кланом. Например — семьей Кимов в Северной Корее.


                    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *