Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Превышение должностных полномочий чем грозит статья». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Состав преступления по деяниям, связанным с превышением обязанностей по работе, определен в Уголовном Кодексе РФ в статье 286. В частности, в пункте первом говориться о таких действиях ответственных субъектов, которые выходят за рамки их полномочий и влекут за собой существенное нарушение прав и свобод других граждан.
В пункте втором ст. 286 УК РФ разъясняется состав деяния, совершенного должностным лицом, находящимся на федеральной государственной службе либо во главе местного муниципалитета.
Третий пункт предусматривает уголовное наказание лиц, которые будучи ответственными служащими, совершили умышленные деяния по превышению своих обязанностей с применением оружия, насилия, угрозы вреда здоровью, а также с причинением тяжких последствий.
Превышение должностных полномочий чем грозит — статья
Наиболее опасным видом преступления, квалифицированного по ст. 286 УК РФ, является нарушение своих полномочий работниками полиции. Такие деяния наказываются по всей строгости закона. Так, в соответствии со ст. 286 УК, максимальный срок наказания составляет четыре года. А в случае, если полицейский использовал насильственные действия либо применил оружие, то тюремный срок может составить 10 лет заключения под стражу.
Пунктом первым ст. 286 УК наказание определяется в пределах от штрафных санкций в размере 80 000 рублей до заключения под стражу на 4 года с лишением права занимать определенные должностные посты в течении 5 лет.
Преступление, квалифицируемое по пункту 2 того же акта, влечет штраф от 100 000 до 300 000 рублей либо максимальный срок тюрьмы до семи лет также с лишением возможности занимать ответственные посты на установленный судом период.
Деяния, приговор по которым был вынесен в соответствии с пунктом три с. 286, определяет уголовное наказании в виде десяти лет тюремного срока.
- Решение Верховного суда: Постановление N 38П17, Президиум Верховного Суда Российской Федерации, надзор Президиум Верховного Суда Российской Федерации установил: постановлением старшего следователя прокуратуры Нижегородской области от 17 марта 2006 года в отношении Аршинова, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного пп. «а», «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении…
- Решение Верховного суда: Решение N АКПИ17-556, Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция Коллегия) не установлены и не отражены достаточные данные, указывающие на наличие в ее действиях признаков преступления, предусмотренного частью 2 статьи 286 УК РФ, то есть установленные частью 2 статьи 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) основания для возбуждения уголовного дела…
- Решение Верховного суда: Определение N 70-КГ16-13, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация Громову С.Н было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного пунктом «в» части 3 статьи 286 Уголовного кодекса Российской Федерации. Постановлением Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 мая 2015 г. в отношении Громова С.Н. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу сроком по 20 июля 2015 г включительно…
Статья 286 УК РФ. Превышение должностных полномочий (действующая редакция)
Наиболее опасным видом преступления, квалифицированного по ст. 286 УК РФ, является нарушение своих полномочий работниками полиции. Такие деяния наказываются по всей строгости закона. Так, в соответствии со ст. 286 УК, максимальный срок наказания составляет четыре года. А в случае, если полицейский использовал насильственные действия либо применил оружие, то тюремный срок может составить 10 лет заключения под стражу.
Пунктом первым ст. 286 УК наказание определяется в пределах от штрафных санкций в размере 80 000 рублей до заключения под стражу на 4 года с лишением права занимать определенные должностные посты в течении 5 лет.
Преступление, квалифицируемое по пункту 2 того же акта, влечет штраф от 100 000 до 300 000 рублей либо максимальный срок тюрьмы до семи лет также с лишением возможности занимать ответственные посты на установленный судом период.
Деяния, приговор по которым был вынесен в соответствии с пунктом три с. 286, определяет уголовное наказании в виде десяти лет тюремного срока.
При разборе превышения должностных полномочий важно обратить также внимание, что существует также злоупотребление должностными полномочиями. Сами понятия похожи, но тем не менее, в рамках уголовного права они имеют существенные различия, а также имеют разные составы.
Превышение полномочий обычно подразумевает, что у должностного лица уже имеются определенные полномочия, и он ведет деятельность, которая становится существенно шире, чем его полномочия. Например, сотрудник ДПС остановил обычного гражданина, идущего по тротуару и забрал его в отделении. Это явно выходит за рамки его полномочий, так как сотрудники ДПС занимаются дорожными нарушителями. По закону у него есть право на то, чтобы вызвать соответствующее подразделение, но задержать обычного человека, не являющегося участником дорожного движения он не может без достаточных на то оснований, которые позволили бы ему использовать данное право.
Наказание за злоупотребление служебным положением не особо отличается от ответственности по статье 286. Здесь предусмотрены аналогичные меры ответственности:
- денежный штраф от 80 000 до 300 000 рублей;
- заключение сроком от 4 до 10 лет.
Однако при злоупотреблении должностными полномочиями учитываются такие особенности:
- бездействие;
- исполнение должностных обязанностей при отсутствии необходимости;
- мотивы: корыстные цели и личная выгода.
В некоторых случаях, злоупотребление служебным положением влечёт за собой другие преступления.
Превышение полномочий статья. Превышение должностных полномочий
Для сбора доказательной базы потребуется время и достоверность всех показаний.
Для этого проводятся следственные мероприятия, а в качестве истины принимается факт несоответствующих дел в сопоставлении с прямыми обязательствами, функциями должностного полномочия соответствующего лица.
Доказательства получают с помощью тщательного рассмотрения подписанных, заключенных трудовых договоров, контрактов, в них прописаны должностные инструкции с функциональными обязанностями.
Принесенный ущерб, вред здоровью выясняют на основании:
Выстраивают цепь, в которой просматривают связь между причиной и следствием, от проступков должностным лицом доходят до вреда нанесенного пострадавшему. Для подтверждения своего обвинения подойдут письменные показания свидетелей.
Действенным методом в наказании обидчика послужит обращение с заявлением к прокурору. Для такой жалобы достаточно предоставить документально подтвержденный факт полученного вреда в любой форме.
Грамотно заполненным заявлением с изложением неправомерных поступков со стороны гражданина, наделенного властью своей должностью, можно получить правовую помощь. Прокурорским расследованием соберется необходимая доказательная база в совокупности с фактами и соответствиями.
Чтобы определиться с квалификацией преступного акта сначала выясняют, по какому закону, нормативному положению, проходит регламентация компетенции обвиняемого. Устанавливают конкретику выраженности преступных действий, в чем суть запредельных выходов, обоснованность каждого факта.
Без доказанных обоснований с приложенными процессуальными документами гражданин не будет преследоваться законом по соответствующей случаю статье.
286 статьей наказывают людей за совершенные деяния. Умысел принимается как косвенный, так и прямой. Принимается во внимание средство, послужившее мотивом от разнообразных стремлений.
К ним относят побуждения:
Многие поступки выполняют, чтобы сформировать благополучную видимость, создать ложное представление о настоящих намерениях нарушителя, использующего служебные интересы.
Судебная практика имеет много примеров, когда в ходе расследования незаконно задерживались граждане, содержались в следственных изоляторах без оснований.
Судебным разбирательством выясняются ошибочные процедуры следователей, иных представителей власти. К примеру, капитаном парохода был задержан вор, который работал на данном судне. Руководитель самостоятельно проводил следствие, не передал в первом порту подследственного. Кроме всего, в незаконном заключении, недобросовестный работник потерял здоровье. После судебного заседания, исследования всего происшествия, судья наказал за превышение своих положенных прав незадачливого капитана.
Добиться справедливости можно с помощью составленной жалобы по установленному формату. В зависимости от того, на кого подается претензия, имеются отличия в образцах бланка.
Статья 286. Превышение должностных полномочий
1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:
а) с применением насилия или с угрозой его применения;
б) с применением оружия или специальных средств;
в) с причинением тяжких последствий, —
наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Для привлечения к возможным мерам наказания за превышение полномочий может привлекаться далеко не каждый субъект, работающий в официальных государственных структурах. Под определение должностных субъектов подпадают следующие лица:
- обладающие, на постоянной или временной основе, вмененным перечнем властных полномочий, либо получившие такие функции по специальному распоряжению;
- граждане, выполняющие организационно-распорядительные обязанности в государственных или муниципальных структурах;
- аналогичный перечень лиц, которым вменены административно-хозяйственные функции.
Таким образом, случаи выхода за рамки служебных полномочий напрямую связано с ведомственной подчиненностью, а совершение противоправных действий при исполнении обязанностей сотрудником коммерческого или некоммерческого юридического лица не порождает ответственность по правилам ст. 286 УК РФ.
Статья 286 УК РФ. Превышение должностных полномочий
Согласно примечанию 1 ст. 285 УК РФ, к представителям власти относятся лица, осуществляющие функции представителя власти и выполняющие административные, организационные, хозяйственные и распорядительные функции в:
- государственных органах;
- органах местного самоуправления;
- государственных компаниях и корпорациях;
- муниципальных и государственных учреждениях и унитарных предприятиях;
- субъектах РФ или муниципальных образованиях;
- акционерных обществах, где основной пакет акций принадлежит РФ;
- вооруженных силах России.
Должностные лица, наделенные властью, ведут свою деятельность в:
- органах муниципалитета;
- госаппарате;
- аппарате Вооруженных сил РФ.
Согласно статье за превышение должностных полномочий № 286 УК РФ, к субъекту преступления не относится лицо, занимающее служебное положение не в сфере государственной власти. В качестве наказания к нему могут применить дисциплинарное взыскание.
Превышение должностных полномочий всегда ведет к нарушению прав граждан и предприятий.
Зачастую к проявлениям превышения полномочий относится использование возможностей начальства в собственных интересах. Если вышестоящее руководство знало об использовании своих прав, но не предприняло никаких действий, то к нему могут применить дисциплинарное взыскание или инкриминировать ст. 285 УК РФ.
Составом преступления считается реализация полномочий, которые недоступны должностному лицу. К превышению прав не относятся действия, когда чиновником были использованы имеющиеся возможности.
Необходимо установить причинно-следственную связь между возникшими нарушениями прав и действиями представителя власти. Мотив поступка может материальным или личным, а в части умысла нет ограничений – он может быть прямой или косвенный.
Данное преступление отличает отсутствие этапа планирования и подготовки. Главным преступным действием является наступление последствий.
Особенно тщательно рассматривают случаи, когда превышение власти привело к тяжким последствиям, с применением насилия. Потребуется дополнительно установить факт использования угроз или насилия с оружием.
При квалификации действий подследственного учитывается отграничение превышения от злоупотребления властью.
Судебная практика четко обозначает, что к уголовной ответственности можно привлечь обвиняемого лишь в случае действия. Превышением должностных полномочий не является пассивное бездействие.
Прежде всего, следует понимать отличие превышения должностных полномочий от злоупотребления. Злоупотребляя своими полномочиями, госслужащий может умышленно действовать вопреки своим обязанностям, когда в качестве мотива выступают корыстные цели или месть.
В Российской Федерации существует уголовная ответственность за превышение полномочий. Ст. 286 УК РФ устанавливает наказание, если:
- Действия совершены должностным лицом за пределами его власти и повлекли нарушение прав интересов граждан или предприятий. Карается штрафом в размере до 80 тыс. рублей или лишением права занимать руководящие должности сроком до 5 лет, а также арестом на срок 4-6 месяцев или лишением свободы и принудительными работами на срок до 4 лет.
- Те же действия, совершенные служащим, занимающим государственную должность РФ. Карается наказанием в размере до 300 тыс. рублей или лишением права занимать руководящие должности сроком до 5 лет, а также лишением свободы и принудительными работами на срок до 7 лет.
- В ч. 1 и 2 ст. 286 УК РФ указаны действия, которые могут быть совершены с использованием:
- оружия или специальных средств;
- угроз с применением насилия;
- тяжких последствий.
Предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы сроком от 3 до 10 лет с лишением права занимать государственные должности.
К статье 286 УК РФ имеется комментарий, когда власть служащего была превышена с применением насилия, что может понести за собой обвинение по совокупности.
Применение санкций допускается по статьям, которые устанавливают ответственность за преступления, например, в совокупности со ст. 105 УК РФ за убийство.
Если представителем государственной власти были совершены деяния, превышающие рамки его компетенции, то нарушителя могут призвать к дисциплинарной ответственности, согласно нормам трудового законодательства.
Если тяжесть проступка невысока и превышению полномочий не предшествовали другие дисциплинарные взыскания, то правовые последствия окажутся для виновного незначительными.
Признаки превышения полномочий:
- действия, запрещенные законодательными актами;
- противоправное поведение в коллегиальной форме, когда решение принимается единолично;
- действия, входящие в компетенцию другого должностного лица, даже в линейном подчинении.
Должностное лицо, превышая свои полномочия, всегда совершает какие-либо действия — принимает правовые акты, дает обязательные указания, издает распорядительные акты.
Своими действиями он может нарушать интересы граждан, публичных органов власти и организаций, причиняя им материальный вред. Приведем несколько примеров превышения должностных полномочий.
Пример. Сотрудник районной администрации проходила в обеденный перерыв мимо кабинета канцелярии, и приняла документы от пенсионерки Петровой, руководствуясь чувством сострадания.
Работник администрации знала, что не имеет право принимать документы от граждан и действовала из личных побуждений, без существенных последствий.
Служебное расследование привело к дисциплинарному взысканию в виде выговора.
Преступное превышение должностных полномочий связано с действиями должностного лица, которые не входят в круг его непосредственных обязанностей, но которые он, тем не менее, выполнил, что повлекло негативные последствия.
Должностные обязанности лица, которые он намеренно исказил, выполнил произвольно, с нарушением компетенции, квалификации и должностных инструкций, предусматривали определённый результат.
Статья 286. Превышение должностных полномочий
Превышение должностных полномочий имеет два вида:
- Преступное действие, превышающее должностные полномочия;
- Преступное бездействие, совершаемое умышленно, в целях достижения целей, которых должностное лицо не имело права ставить.
Кроме этого, превышение должностных полномочий различается по формам:
- Должностное лицо совершает такие действия, которые входят в компетенцию другого должностного лица и ему не вменяются в соответствии с функциональными обязанностями;
- Единолично принимает такие решения, которые имеют право быть принятыми, исключительно коллегиально;
- Совершает действия, которые предусматриваются его функциональными обязанностями в крайних, исключительных случаях. Однако он совершает их, без наличия обозначенной необходимости;
- Совершает действия, которые в принципе недопустимо совершать.
1. Общественная опасность преступления определяется в основном двумя моментами: 1) сознательным и очевидным выходом должностного лица за пределы его служебной компетенции; 2) существенным нарушением в результате совершения данного деяния охраняемых законом интересов. Зачастую превышение должностных полномочий сопряжено с применением насилия или угрозой его применения к гражданам, применением в отношении их оружия или специальных средств. Это, безусловно, еще более увеличивает общественную опасность преступления.
2. Объект преступного посягательства рассмотрен в коммент. к ст. 285. В качестве дополнительного объекта преступления выступают права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства, честь, достоинство, здоровье людей.
3. Объективная сторона выражается в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, общества или государства. Между совершением должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий, и наступившими общественно опасными последствиями должна быть установлена причинная связь.
3.1. Действия, явно выходящие за пределы полномочий должностного лица, могут выражаться в совершении: а) действий, которые входят в компетенцию другого должностного лица (например, начальник ОВД, не будучи на то уполномочен, дает санкцию на проведение обыска); б) действий, выполненных единолично, которые могут быть осуществлены только коллегиально (например, руководитель представительного органа местного самоуправления лично принимает решение, принятие которого возможно лишь коллегиально на заседании); в) действий, выполненных при отсутствии специальных полномочий или условий, необходимых в конкретной ситуации (например, применение работником милиции оружия в момент, когда это не было вызвано необходимостью); г) таких действий, которые ни одно должностное лицо не вправе совершать (например, унижение чести и достоинства подчиненного по службе путем производства его личного досмотра (при отсутствии законных оснований), глумление над личностью, рукоприкладство и т.п. (п. «а» ч. 3 коммент. статьи).
3.2. Необходимо, чтобы каждое из перечисленных действий должностного лица было явно, т.е. очевидно, выходящим за пределы прав и полномочий, предоставленных ему соответствующими нормативными актами (закон, устав, положение, инструкция, приказ и т.д.). При этом следует установить, какой именно правовой акт и какие конкретные его положения, определяющие компетенцию должностного лица, были нарушены.
3.3. Рассматриваемая норма является общей по отношению к некоторым специальным составам превышения должностных полномочий (например, некоторые преступления, посягающие на конституционные права и свободы человека и гражданина: ч. 2 ст. 136, ч. 2 ст. 137 и др.; отдельные преступления против правосудия: ч. 3 ст. 294, ст. 299, 300 и др.). Согласно правилам квалификации в случае возникновения конкуренции между общей и специальной нормой предпочтение отдается последней.
3.4. Преступление окончено (составом, закрепленным в ч. 1) в момент наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства (см. п. 3.5 коммент. к ст. 285).
4. Субъективная сторона характеризуется прямым или косвенным умыслом. Мотивы и цели не входят в число обязательных признаков состава преступления и не оказывают влияния на квалификацию деяния, однако они могут быть учтены при назначении наказания.
5. Субъект специальный — должностное лицо (см. п. 5 — 5.6 коммент. к ст. 285).
6. Квалифицированным видом превышения должностных полномочий (ч. 2) является совершение деяния, предусмотренного ч. 1 коммент. статьи, лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно должность главы органа местного самоуправления (см. п. 6 коммент. к ст. 285).
7. Особо квалифицированным видом рассматриваемого преступления (ч. 3) является совершение деяния, предусмотренного ч. 1 или ч. 2 коммент. статьи, если оно сопровождалось: а) насилием или угрозой его применения; б) применением оружия или специальных средств; в) причинением тяжких последствий.
7.1. Под применением насилия следует понимать любое физическое воздействие вопреки воле потерпевшего или помимо нее, которое может выражаться в нанесении побоев, истязании, причинении физической боли, телесных повреждений (в форме легкого, средней тяжести и тяжкого вреда здоровью), а также состоящее в ограничении свободы.
Угроза применения насилия может быть выражена в действиях или высказываниях виновного, когда имеются реальные основания опасаться применения физического насилия.
7.2. В случаях причинения тяжкого вреда здоровью, предусмотренного ч. 3 — 4 ст. 111, а также при умышленном лишении жизни потерпевшего (ст. 105) содеянное должно квалифицироваться по совокупности преступлений (ч. 3 ст. 286 и ч. 3 или 4 ст. 111 либо ст. 105).
Если убийство либо тяжкий или средней тяжести вред здоровью причинены должностным лицом при превышении пределов необходимой обороны, а также при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, деяние надлежит квалифицировать только по ст. 108 или ст. 114.
7.3. Под применением оружия понимается его непосредственное использование по назначению как для физического, так и для психического воздействия на потерпевшего (см. п. 12 Постановления Пленума ВС СССР от 30.03.1990 N 4). К оружию следует относить огнестрельное, пневматическое, газовое или холодное оружие, предназначенное для поражения живой цели, для ношения и применения которого требуется специальное разрешение.
Для понимания, в чем возможно превышение полномочий инспектора, и, следовательно, для эффективной защиты от этого необходимо рассмотреть, какими полномочиями наделены инспекторы и какие процедуры они осуществляют.
Обратите внимание! Правовой статус Государственной автоинспекции безопасности дорожного движения МВД РФ (далее — ГИБДД) определен положением о ГИБДД, утв. Указом Президента РФ от 15.06.1998 № 711 (далее — положение), и административным регламентом МВД РФ исполнения госфункции по…, утв. приказом МВД РФ от 23.08.2017 № 664 (далее — регламент).
В п. 6 регламента определены, в частности, такие полномочия, как:
- временное запрещение движения;
- право остановки автомобиля и проверки документов;
- отстранение от управления транспортом при наличии признаков опьянения.
При этом конкретная реализация полномочий осуществляется согласно положениям других нормативных актов. Так, признаки опьянения определяются постановлением Правительства РФ «Об утверждении правил освидетельствования лица…» от 26.06.2008 № 475 (пример практики применения данных норм — постановление Мосгорсуда от 01.06.2017 № 4а-2396/2017).
В соответствии с п. 7 регламента взаимодействие инспекторов ГИБДД с гражданами осуществляется путем осуществления следующих обязанностей:
- инспектор обязан соблюдать законность;
- он должен незамедлительно прибывать на место ДТП;
- оказывать пострадавшим первую помощь;
- инспектор должен выявлять причины нарушений в области дорожного движения;
- инспектор обязан обеспечивать общественный порядок в пределах своей компетенции;
- он должен предпринимать меры по спасению граждан и охране их имущества, оставшегося без присмотра в случае чрезвычайной ситуации;
- инспектор должен пресекать административные правонарушения;
- он должен участвовать в розыске лиц, совершивших преступление;
- инспектор должен оформлять документы о ДТП.
При осуществлении полномочий инспектор должен:
- быть одет в форму, иметь нагрудный знак и служебное удостоверение;
- затрачивать минимальное количество времени;
- уведомлять участников дорожного движения о применении аудо-, видеозаписывающей аппаратуры;
- обращаться на «Вы» и воздерживаться от грубости;
- разъяснить участнику движения суть совершенным им правонарушений. При этом неразъяснение повода и оснований для ограничения, а также прав и обязанностей в связи с этим может стать основанием для отмены актов инспектора, в частности относительно направления на медицинское освидетельствование (постановление Смоленского облсуда от 07.06.2017 по делу № 4а-190/2017);
В соответствии с п. 101 регламента пешеход может быть остановлен инспектором:
- Если имеет место нарушение им правил дорожного движения, которое:
- установлено посредством наблюдения;
- зафиксировано с помощью технических средств фиксации;
- Для участия в качестве понятого или свидетеля.
Согласно п. 102 регламента остановка пешехода осуществляется с помощью:
- сигналов регулировщика (при необходимости со свистком);
- громкоговорителей.
В соответствии с п.104 регламента, если сотрудник установил совершение пешеходом административного правонарушения, он должен разъяснить гражданину, что это за нарушение и в чем оно выражается. Инспектор также должен выяснить, существуют ли обстоятельства, исключающие производство по делу.
Согласно п. 105 регламента после завершения необходимых процессуальных действий инспектор разрешает гражданину продолжить движение. Предусмотрено 2 исключения:
- задержание;
- доставление.
В пп. 5–7 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ определено, какие должностные лица ГИБДД вправе рассматривать дела о привлечении к административной ответственности от имени соответствующих органов, в частности:
- начальник ГИБДД или его заместитель рассматривают правонарушения о выпуске в эксплуатацию транспортных средств с превышением уровня шума (ст. 8.22, п. 5 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ);
- сотрудники ГИБДД, имеющие спецзвание, — дела об управлении незарегистрированными транспортными средствами (ч. 1 ст. 12.1, п. 6 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ);
- старшие инспекторы и инспекторы ГИБДД — дела о допуске к управлению автомобилем водителя в состоянии алкогольного опьянения (ст. 12.32, п. 7 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ).
Важно! В соответствии с ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы о правонарушениях могут составлять должностные лица органов, которые могут рассматривать дела об административных правонарушениях.
Установление полномочий инспекторов ГИБДД на составление протокола и рассмотрение дела — одно из оснований для признания привлечения к ответственности законным и отказа в удовлетворении требований заявителей (решение Санкт-Петербургского горсуда от 06.06.2017 № 7-918/2017 по делу № 12-159/2017).
Тот факт, что инспектор — это должностное лицо, наделенное властными полномочиями, не является основанием для того, чтобы не доверять его показаниям и составленным им документам (постановление Мосгорсуда от 22.06.2017 № 4а-2891/2017).
Сотрудники ГИБДД обязаны реализовывать свои полномочия в установленных пределах. Согласно п. 9 регламента гражданин, не согласный с действиями инспектора, обжалует их:
- вышестоящему лицу;
- в вышестоящий орган;
- в прокуратуру;
- в суд.
Противоправные действия и бездействие сотрудников ГИБДД влекут ответственность. Если имеет место причинение вреда, он также возмещается в установленном законом порядке.
Обратите внимание! Превышение полномочий ГИБДД при совершении регистрационных действий влечет восстановление прав пострадавших (постановление 9-го арбитражного апелляционного суда от 17.07.2017 № 09АП-22022/2017 по делу № А40-11301/17).
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) совершение должностными лицами действий, явно превышающих полномочия и повлекших существенное нарушение прав, наказывается:
- штрафом до 80 000 руб. или до размера полугодового дохода нарушителя;
- или лишением права заниматься определенной деятельностью, занимать должности на срок до 5 лет;
- или принудительными работами до 4 лет;
- или арестом на 4–6 мес.;
- или лишением свободы до 4 лет.
Ч. 3 рассматриваемой статьи установлена повышенная ответственность (лишение свободы от 3 до 10 лет с лишением права заниматься определенной деятельностью, занимать должности на срок до 3 лет) за превышение полномочий, которое совершено:
- с насильственными действиями или угрозой насилия;
- использованием или угрозой применения оружия или спецсредств;
- тяжкими последствиями.
В соответствии с ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) превышение полномочий — основание для признания соответствующего решения незаконным. В отношении превышения полномочий сотрудников ГИБДД арбитражные суды указывают на следующее:
- нарушение правил территориальной подведомственности — показатель превышения полномочий (постановление ФАС ПО от 01.08.2014 по делу № А65-9455/2013);
- проведение весового контроля сотрудником ГИБДД, не имеющим на это полномочий, является основанием для отмены актов о привлечении к ответственности за превышение грузоподъемности транспортного средства (постановление АС ЗСО от 25.12.2015 № Ф04-28019/2015 по делу № А03-9022/2015).
В практике судов общей юрисдикции относительно превышения полномочий сотрудников ГИБДД можно отметить следующее:
- действия инспектора по принудительному направлению на взвешивание для определения нагрузки на оси не превышает его полномочий (апелляционное определение Ульяновского облсуда от 11.04.2017 по делу № 33а-1106/2017);
- отказ в выдаче удостоверения на бумажном носителе и выдача удостоверения из пластика не является нарушением со стороны ГИБДД и допускается, если отсутствовали бумажные бланки, госпошлина не была уплачена в полном объеме, а законом предусмотрена выдача водительского удостоверения из пластика (апелляционное определение Санкт-Петербургского горсуда от 26.01.2016 № 33-1022/2016 по делу № 2-2487/2015).
***
Итак, полномочия сотрудников ГИБДД регламентированы действующими подзаконными нормативными правовыми актами и установлены для обеспечения взаимодействия с участниками дорожного движения при поддержании безопасности движения. В настоящей статье были освещены основные полномочия инспекторов при остановке автомобилей и пешеходов, при составлении процессуальных документов.
При этом превышение изложенных полномочий может привести к признанию незаконности соответствующих действий, отмене вынесенных с превышением полномочий актов, восстановлению прав пострадавших лиц, а в случае грубого превышения полномочий — даже к уголовной ответственности сотрудников ГИБДД.
- Кодекс РФ об административных правонарушениях
- Уголовный кодекс РФ
- Арбитражный процессуальный кодекс РФ
- приказ МВД России «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения» от 23.08.2017 № 664
Основной объект преступления — нормальная, т.е. осуществляемая в соответствии с законодательством, деятельность государственного (муниципального) аппарата власти и управления. В качестве дополнительного объекта могут выступать конституционные права и свободы человека и гражданина, их здоровье, честь и достоинство, охраняемые законом интересы общества и государства.
В чем проявляется превышение должностных обязанностей
Превышение должностных полномочий может включать следующие действия:
- Выполнение полномочий, которые не относятся к занимаемой должности.
- Неправомерное использование собственных полномочий, например, применение оружия к гражданам, которые являются безоружными и не представляют опасности для окружающих.
- Собственная инициатива в действиях без получения соответствующего указа от вышестоящего руководства.
- Совершение действий, которые являются неуместными при любых обстоятельствах.
Статья №285 УК РФ устанавливает ответственность в случае злоупотребления должностным положением:
Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
Если злоупотребление должностным положением повлекло за собой тяжкие последствия, то наказанием является лишение свободы до десяти лет и запрет на возможность заниматься определённой деятельностью и занимать определённые должности.
Отличительные особенности превышения и злоупотребления должностным положением:
- Превышение
- Злоупотребление
- Действие
- Действие/бездействие
- Лицо не имеет полномочий, так как они находятся за пределами разрешенных
- Лицо действует в рамках служебных полномочий, но использует их при отсутствии необходимости
- Мотив не имеет значения
- В мотиве преступления присутствует получение выгоды
Для сотрудника, злоупотребившего служебным положением определяется наказание в зависимости от обстоятельств дела:
- Штрафные санкции до 80 тысяч рублей.
- Принудительные работы периодом до 4-х лет.
- Арест периодом до 6-ти месяцев.
- Лишение свободы периодом до 4-х лет.
- Запрет для трудоустройства в определенные сферы периодом до 5-ти лет.
- Лишение свободы периодом до 10-ти лет, если нарушение имеет тяжкие последствия.
Подобные дела рассматривают три государственные структуры:
- Следственный комитет.
- Прокуратура.
- ФСБ.
В первую очередь можно обратиться в следственный комитет с предоставлением заявления. Предоставить заявление можно тремя способами:
- Заказным письмом с помощью почтового отправления.
- При личном посещении.
- Через интернет.
Срок рассмотрения заявления составляет не более десяти дней, после чего следственный комитет должен возбудить уголовное дело или предоставить мотивированный отказ. Если обоснованный отказ не устроил, то для обжалования возможно в одну из трёх инстанций:
- Прокуратура.
- Суд.
- Руководство следственного комитета.
Рекомендуется обращаться в прокуратуру, так как она является более объективной в расследовании и осуществляет надзор и контроль процедуры возбуждения дела в отношении представителей правоохранительных органов. Для этого необходимо предоставить заявление с указанием отказа или игнорирования жалобы со стороны следственного комитета.
Превышение должностных полномочий сотрудником полиции
СТ 286 УК РФ.
1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий
и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо
охраняемых законом интересов общества или государства, —
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо
принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести
месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской
Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа
местного самоуправления, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере
заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо
принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо
лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они
совершены:
а) с применением насилия или с угрозой его применения;
б) с применением оружия или специальных средств;
в) с причинением тяжких последствий, —
наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
1. Объективная сторона характеризуется тремя обязательными признаками.
Деяние представляет собой действия, явно выходящие за пределы полномочий должностного лица (совершение преступления путем бездействия невозможно).
Выделяются четыре типовые формы превышения должностных полномочий:
действия относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу);
действия могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте;
действия совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом;
никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать такие действия (см. п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19).
2. Преступление окончено с момента наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; кроме того, требуется установить причинную связь между деянием и наступившими последствиями. В отсутствие последствий содеянное образует, как правило, дисциплинарный проступок или административное правонарушение.
3. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом, в отличие от ст. 285 УК мотивы не имеют значения для квалификации преступления. При этом лицо должно осознавать, что оно совершает действия, которые явно выходят за пределы его полномочий.
4. Субъект специальный: должностное лицо.
5. Признаки квалифицированного состава (ч. 2) совпадают с аналогичными признаками в ст. 285 УК; признаки особо квалифицированного состава (ч. 3) раскрываются в п. 20 — 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19.
1. В качестве дополнительного объекта выступают права и законные интересы граждан и организаций, а при обстоятельствах, предусмотренных в ч. 3 ст. 286 УК, и здоровье граждан.
2. Объективная сторона характеризуется совершением действий, явно выходящих за пределы полномочий должностного лица, и наступлением общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
3. Если при должностном злоупотреблении виновный незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему полномочия, то при превышении должностных полномочий он совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции. Поэтому при квалификации деяния по ст. 286 УК необходимо точно установить объем полномочий должностного лица, определенный законом, уставом, инструкцией, приказом или иным нормативным актом, и выяснить, какие конкретно нормативные положения были нарушены и в чем выразились нарушения.
4. Превышение должностных полномочий может выражаться в совершении действий:
1) относящихся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по рангу; данного или другого ведомства);
2) которые могли бы быть совершены данным должностным лицом, но лишь при наличии особых условий, отсутствовавших в реальной ситуации (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц; задержание лица при отсутствии оснований, указанных в ст. 91 УПК РФ);
3) составляющих исключительную компетенцию коллегиального органа, но совершенных должностным лицом единолично (например, единоличное составление вердикта о виновности подсудимого старшиной присяжных заседателей);
4) которые никем и ни при каких условиях не могут быть совершены, поскольку не входят в компетенцию никого из должностных лиц (например, производство начальником охраны государственного учреждения личного обыска его сотрудников) (п. 19 постановления от 16.10.2009).
5. Преступление следует считать оконченным с момента наступления указанных в законе последствий.
6. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.
7. Субъект преступления — должностное лицо, не занимающее государственных должностей либо должности главы органа местного самоуправления.
Превышение должностных полномочий , результатом которого стало значительное ущемление прав и интересов физических или юрлиц, государства или общества, входит в группу преступлений, представляющих особую опасность. В Уголовном кодексе действует специальная статья, предусматривающая ответственность за него. Приговоры по ст. 286 УК РФ различаются в зависимости от наличия отягчающих обстоятельств. Рассмотрим норму подробно.
Превышение должностных полномочий – осуществление действий, выходящих за пределы компетенции субъекта. Если их результатом стало значительное нарушение интересов государства, организаций или граждан, виновному грозит наказание. Его устанавливает ст. 286 ч. 1 УК РФ. Виновному может вменяться денежное взыскание. Его размер – до 80 тыс. р. или сумма доходов (зарплаты в том числе) виновного за полгода. Осужденному может быть запрещено вести какую-либо деятельность на протяжении 5 лет (конкретный вид устанавливает суд). На такой же срок может вменяться запрет занимать какой-либо пост. В качестве наказания ст. 286, ч. 1 УК РФ устанавливает также до 4-х лет принудительных работ, арест на 4-6 мес., тюремное заключение до 4-х лет.
Превышение должностных полномочий, наказание по ст 285 УК
Указанные выше деяния могут совершаться лицом, которое находится на госслужбе федерального или регионального уровня, а также главой территориального (муниципального) органа управления. В этом случае ответственность вменяется по части второй ст. 286 УК РФ . Она может быть в виде:
- Штрафа в 100-300 тыс. р. или равного доходу лица за 1-2 г.
- Принудительных работ до 5 л.
- Тюремного заключения до 7 л.
Последние два наказания могут сопровождаться запретом суда на ведение какой-либо деятельности либо замещение должностей в течение трех лет.
Приведенные выше деяния могут также совершаться с:
- Применением насилия или при выражении такой угрозы.
- Использованием оружия, спецсредств.
- Причинением последствий тяжкого типа.
В этих случаях субъект будет привлечен к ответственности по ст. 286, ч. 3 УК РФ . Она предусматривает тюремное заключение на 3-10 лет. Дополнительно может вменяться запрет на осуществление конкретной деятельности или пребывание на определенном посту в течение 3-х лет. Их виды устанавливает суд.
Подобная ситуация произошла в Республике Крым, когда майор милиции Алексей Переверза был привлечён к уголовной ответственности за получение взятки. Это произошло ещё летом 2014 года, когда он получил сумму в размере 12 тысяч рублей. Деньги были переданы с условием, что майор не привлечёт к административной ответственности человека, нарушившего миграционные законы Российской Федерации. Переверзу задержали работники УФСБ сразу же после передачи взятки, после чего выяснилось, что правонарушитель раньше работал в милиции Украины, и не имеет ничего общего с МВД России.
Ровно через год Алексея Переверзу осудили по 3-ей части статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации. Пойманному на весьма серьёзном преступлении майору украинской милиции дали три года тюремного срока и оштрафовали на 48 000 рублей в качестве сорокакратной величины всей взятки. Исходя из статьи 47 Уголовного кодекса РФ, Переверза не сможет работать целых 2 года представителем власти, высокопоставленным госслужащим или работником муниципальных организаций. Также на основании 48-ой статьи Уголовного кодекса РФ он немедленно лишился должности майора.
Изначально городской суд Феодосии был безжалостен к получившему взятку сотруднику милиции, но уже 1 октября 2015 года коллегия обжаловала принятое решение. В апелляционном порядке дело бывшего майора переквалифицировали с 3-ей части 290-ой статьи на 159-ую статью Уголовного кодекса Российской Федерации и вынесли приговор в виде полутора лет тюремного заключения. При этом судебная коллегия и вовсе отменила назначенный штраф в виде сорокакратной величины полученной взятки. Также было отменено решение суда по поводу того, что Переверзе запрещено несколько лет работать в госструктурах и занимать любую должность представителя власти. Помимо этого, после апелляции приговор по поводу лишения звания майора милиции тоже был отменён.
В конце октября 2015-го года Алексей Переверза получил условно-досрочное освобождение от наказания. Посредством кассационной жалобы майор милиции заявил о том, что считает оценку Феодосийского суда крайне несправедливой. Он объяснил это тем, что его подставил некий гражданин «В» — провокатор из органов ФСБ, который пытался отомстить ему по личным причинам. Также Переверза посчитал, что все свидетельства его преступления получены недопустимым и незаконным путём, а доказательства данного дела являются ничем иным, как сфальсифицированной пустышкой. Дело в том, что провокатор «В» заплатил майору взятку за некого гражданина Узбекистана «Д», живущего на ферме. Однако, как утверждал сам Переверза, ни на какой ферме гражданин Узбекистана не проживал, а субъекта правонарушения вообще не существует, ведь ровным счётом нет никаких доказательств на тему того, что он был на тот момент должностным лицом.
Майор милиции заявил о неполноценности рассмотрения преступления и полнейшей фальсификации всех материалов данного дела. Он посчитал несправедливым тот факт, что суд не принял его апелляцию по поводу возврата прокурору всех пресловутых материалов. По этой причине майор попросил упразднить уже принятые судом решения и вернуть необходимые материалы прокурору для дальнейшего предотвращения рассмотрения их судом.
Если исходить из части 1 статьи 401 УПК Российской Федерации, то весомой причиной отмены или смягчения наказания при кассационной жалобе являются значительные нарушения процесса рассмотрения дела, которые серьёзно повлияли на итоговый результат. Поскольку подобных нарушений не было замечено, то все аргументы насчёт некорректности принятых судом решений, приведённые в кассационной жалобе обвиняемого, не могут быть удовлетворены. В конце концов, было определено, что решение Феодосийского суда по поводу повинности майора украинской милиции корректно и подтверждено наличием собранной доказательной базы. Среди доказательств суд отметил показания нескольких свидетелей, а также вещественные улики, серьёзно определяющие исход данного дела.
Придерживаясь всех требований статьи 87 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, судебные органы Республики Крым перепроверили и тщательно провели оценку достоверности материалов дела. Отвергнув аргументы обвиняемого гражданина Переверзы по поводу противоправности действий сотрудников Федеральной службы безопасности, коллегия приняла решение о неудовлетворении апелляционной жалобы. Пересматривая основные нюансы данного уголовного дела и жалобу майора милиции по поводу некорректного расследования, коллегия установила, что Феодосийский городской суд безошибочно определил главные факты дела, при этом дав правильную оценку действиям обвиняемого.
Как оказалось, Алексей Переверза обманул гражданина «В» по поводу того, что бездействие со стороны органов поспособствует непривлечению эмигранта к административной ответственности. Однако Переверза не владел служебными полномочиями, позволяющими ему решать дальнейшую судьбу гражданина Узбекистана, но всё же обманным путём получил взятку в 12 тысяч рублей наличными. Но, даже учитывая данное обстоятельство, коллегия решила, что назначенное обвиняемому наказание соответствует всем положениям российского законодательства. Каких-либо ошибок со стороны Верховного Суда Республики Крым допущено не было, поэтому коллегия отказала майору милиции в дальнейшем рассмотрении его кассационной жалобы.
Судя по вышеприведённому уголовному делу, элементарно сделать вывод, насколько может быть суровым наказание за превышение должностных полномочий. Даже учитывая тот факт, что изначально коллегия изменила наказание с реального тюремного срока на условно-досрочное освобождение, то все равно в этом случае можно смело утверждать, что обвиняемый заработал себе достаточно серьёзных проблем из-за получения взятки. Однако данное дело не носит самый жёсткий характер, ведь приговоры за подобные проступки могут быть куда серьёзнее и суровее. При этом вынесение приговора за злоупотребление служебным положением может полностью сломать жизнь обвиняемому должностному лицу, завершив его карьеру в одночасье.
Оно предполагает фактическое использование различных предметов, способных причинить вред здоровью. Например, это может быть удар дубинкой, выстрел и пр. Применение спецсредств — это не только физическое, но также психическое влияние на потерпевшего.
Оно может выражаться в ударе дубинкой рядом с рукой субъекта, выстреле мимо, но в непосредственной близости от потерпевшего, если угроза попадания воспринимается пострадавшим как реальная.
Если виновный только демонстрирует спецсредство или оружие, что не представляет серьезной угрозы для другого гражданина, поведение виновного при наличии оснований квалифицируется по п. «а» части 3 рассматриваемой нормы.
Для вменения наказания необходимо, кроме прочего, установить, что применение оружия либо других спецсредств осуществлялось вопреки установленным пределам, условиям их использования.
Их понятие считается оценочным. Тяжесть последствий определяется в соответствии с конкретными обстоятельствами события.
К данной категории можно отнести, например, крупные аварии, продолжительную остановку производственного процесса или транспортного движения, нарушение деятельности предприятия, причинение существенного материального вреда, смерть по неосторожности, покушение на самоубийство или суицид потерпевшего и пр.
Причинение ущерба здоровью тяжкого характера также является таким последствием. При этом дополнительная квалификация по ст. 111 не осуществляется, если наказание за нанесенный ущерб здоровью охватывается частями 1 или 2 этой нормы. В иных случаях ответственность наступает по совокупности статей.
Если превышение полномочий служащим было сопряжено с убийством, совершенным умышленно, деяние необходимо квалифицировать по совокупности статей. В частности, ответственность наступает по ч. 3 рассматриваемой нормы, а также по ст. 105 (в соответствующей части).
При причинении служащим среднетяжелого или тяжкого вреда, а также смерти пострадавшему при превышении пределов, установленных для необходимой обороны, либо мер, которые требуются для задержания гражданина, совершившего преступление, поведение охватывается статьями 108 или 114 соответственно.
Дополнительная квалификация по рассматриваемой норме не осуществляется.
О том, что должностные лица нередко злоупотребляют своими полномочиями, известно многим и не понаслышке.
Однако далеко не все знают, что подобные деяния ответственных субъектов несут за собой административную, а порой и уголовную ответственность.
Так куда жаловаться, если произошло подобное преступление, как его трактует закон и какое наказание оно влечет за собой – на эти другие вопросы ответит данная статья.
Состав преступления по деяниям, связанным с превышением обязанностей по работе, определен в Уголовном Кодексе РФ в статье 286. В частности, в пункте первом говориться о таких действиях ответственных субъектов, которые выходят за рамки их полномочий и влекут за собой существенное нарушение прав и свобод других граждан.
В пункте втором ст. 286 УК РФ разъясняется состав деяния, совершенного должностным лицом, находящимся на федеральной государственной службе либо во главе местного муниципалитета.
Третий пункт предусматривает уголовное наказание лиц, которые будучи ответственными служащими, совершили умышленные деяния по превышению своих обязанностей с применением оружия, насилия, угрозы вреда здоровью, а также с причинением тяжких последствий.
Комментарий к статье 286 УК РФ дает четкие и подробные разъяснения всех пунктов по отдельности с приведением примеров. Так, согласно первому пункту данного законодательного акта, объект преступления – это ответственное лицо, чьи полномочия явно превысили допустимые рамки.
Второй пункт комментариев определяет объективную строну, как нарушение прав и свобод граждан (как физических, так и юридических лиц) в результате превышения должностных полномочий ответственным субъектом.
В третьем пункте, на основании судебных решений и научных исследований, говориться о четырех видах данного уголовно наказуемого преступления, а именно:
- Когда обвиняемый является представителем власти и его действия явно выходят за рамки допустимых прав;
- Совершение деяний, которые в соответствии с законодательством могут быть совершены исключительно коллегиально;
- Совершение преступления с использованием оружия, когда нет оснований для этого;
- Запрещенные законом и недопустимые деяния уполномоченных субъектов (нанесение побоев подозреваемому в полицейском участке и т.д.).