- Оспорить ДТП

Бесхозяйные вещи гражданский кодекс

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Бесхозяйные вещи гражданский кодекс». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. Под бесхозяйной вещью понимается вещь, в отношении которой никем не осуществляются полномочия владения, пользования и распоряжения, то есть это вещь, собственник которой отсутствует или неизвестен либо от которой собственник отказался. Иными словами, это ситуация, при которой имеется объект права, но нет его субъекта.

Из материалов судебной практики следует вывод о том, что для признания вещи бесхозяйной необходимо, чтобы вещь, признаваемая судом бесхозяйной, была в необходимой степени определена как вещь и объект гражданских прав (заявителем должны быть указаны существенные признаки данной вещи, позволяющие ее определить: идентифицировать для дальнейшего законного владения и пользования, выделить из однородных вещей), поскольку решение суда является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, в связи с чем его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств, и не вызывать затруднений при исполнении.

2. Приобретение права собственности на бесхозяйные вещи осуществляется на основании общих положений гражданского законодательства, которые в особом порядке регулируют вопросы приобретения права собственности на движимые вещи и недвижимые вещи. В частности, на бесхозяйные движимые вещи право собственности может быть приобретено в силу приобретательной давности, если бесхозяйная движимая вещь не относится к находке, безнадзорным животным и кладу.

Что касается недвижимых вещей, то для приобретения на них права собственности необходим их учет, то есть придание им в официальном порядке статуса бесхозяйных вещей. Органом, осуществляющим такой учет, является Росреестр. В настоящее время Министерством экономического развития РФ разработан проект Приказа «Об утверждении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», согласно которому принятие на учет и снятие с учета бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется путем внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Основанием для учета бесхозяйных недвижимых вещей является заявление органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Заявление должно подаваться в письменной форме с указанием на признаки, позволяющие идентифицировать бесхозяйную недвижимую вещь.

Муниципальным образованием может быть приобретено право муниципальной собственности на такую вещь при условии, что со дня постановки такой вещи на учет пройдет не менее одного года. Признание права муниципальной собственности осуществляется в порядке особого производства по заявлению органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом. В случае если суд откажет в признании права муниципальной собственности на такую вещь, например, если объявится собственник такой вещи или если бесхозяйная недвижимая вещь была принята на учет с нарушением порядка принятия на учет таких вещей, то такая вещь может быть вновь приобретена оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Аналогичный порядок признания права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь действует и в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге. Если такие вещи находятся на территориях данных городов, то в Росреестр обращаются уполномоченные государственные органы этих городов. Полагаем, что данный перечень городов федерального значения необходимо дополнить таким городом федерального значения, как Севастополь.

Статья 225 ГК РФ. Бесхозяйные вещи (действующая редакция)

Если у вас возникли вопросы по статье 225 ГК РФ вы можете задать вопрос на сайте или по телефону.
Комментарии и консультации юристов даются бесплатно ежедневно с 9:00 по 21:00 по Московскому времени.
Ответы на вопросы, полученные с 21:00 по 9:00, будут даны на следующий день.

1. Под бесхозяйной вещью понимается вещь, в отношении которой никем не осуществляются полномочия владения, пользования и распоряжения, то есть это вещь, собственник которой отсутствует или неизвестен либо от которой собственник отказался. Иными словами, это ситуация, при которой имеется объект права, но нет его субъекта.

Из материалов судебной практики следует вывод о том, что для признания вещи бесхозяйной необходимо, чтобы вещь, признаваемая судом бесхозяйной, была в необходимой степени определена как вещь и объект гражданских прав (заявителем должны быть указаны существенные признаки данной вещи, позволяющие ее определить: идентифицировать для дальнейшего законного владения и пользования, выделить из однородных вещей), поскольку решение суда является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, в связи с чем его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств, и не вызывать затруднений при исполнении.

2. Приобретение права собственности на бесхозяйные вещи осуществляется на основании общих положений гражданского законодательства, которые в особом порядке регулируют вопросы приобретения права собственности на движимые вещи и недвижимые вещи. В частности, на бесхозяйные движимые вещи право собственности может быть приобретено в силу приобретательной давности, если бесхозяйная движимая вещь не относится к находке, безнадзорным животным и кладу.

Что касается недвижимых вещей, то для приобретения на них права собственности необходим их учет, то есть придание им в официальном порядке статуса бесхозяйных вещей. Органом, осуществляющим такой учет, является Росреестр. В настоящее время Министерством экономического развития РФ разработан проект Приказа «Об утверждении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», согласно которому принятие на учет и снятие с учета бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется путем внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Основанием для учета бесхозяйных недвижимых вещей является заявление органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Заявление должно подаваться в письменной форме с указанием на признаки, позволяющие идентифицировать бесхозяйную недвижимую вещь.

Муниципальным образованием может быть приобретено право муниципальной собственности на такую вещь при условии, что со дня постановки такой вещи на учет пройдет не менее одного года. Признание права муниципальной собственности осуществляется в порядке особого производства по заявлению органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом. В случае если суд откажет в признании права муниципальной собственности на такую вещь, например, если объявится собственник такой вещи или если бесхозяйная недвижимая вещь была принята на учет с нарушением порядка принятия на учет таких вещей, то такая вещь может быть вновь приобретена оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Аналогичный порядок признания права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь действует и в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге. Если такие вещи находятся на территориях данных городов, то в Росреестр обращаются уполномоченные государственные органы этих городов. Полагаем, что данный перечень городов федерального значения необходимо дополнить таким городом федерального значения, как Севастополь.

Решение Верховного суда: Определение N 127-КГ14-9 от 27.01.2015 Судебная коллегия по гражданским делам, кассация Решение Верховного суда: Определение N 74-КГ16-2 от 15.03.2016 Судебная коллегия по гражданским делам, кассация Решение Верховного суда: Определение N 306-ЭС15-8563 от 09.03.2017 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Решение Верховного суда: Определение N 58-КГ16-26 от 24.01.2017 Судебная коллегия по гражданским делам, кассация Решение Верховного суда: Определение N 310-ЭС16-14987 от 18.11.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Решение Верховного суда: Определение N 87-КГ17-1 от 11.04.2017 Судебная коллегия по гражданским делам, кассация Решение Верховного суда: Определение N 74-КГ13-4 от 03.09.2013 Судебная коллегия по гражданским делам, кассация Решение Верховного суда: Определение N 306-ЭС14-6282 от 12.01.2015 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Решение Верховного суда: Определение N 307-ЭС16-4245 от 26.04.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Решение Верховного суда: Определение N 32-КГ13-2 от 21.05.2013 Судебная коллегия по гражданским делам, кассация

  • Первая
  • «
  • 1
  • 2
  • »
  • Последняя

Статья 225. Бесхозяйные вещи

  • Часть первая гражданского кодекса. Часть первая гражданского кодекса
    • Раздел I. Общие положения
      • Подраздел 1. Основные положения
        • Глава 1. Гражданское законодательство
        • Глава 2. Возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав
      • Подраздел 2. Лица
        • Глава 3. Граждане (физические лица)
        • Глава 4. Юридические лица
          • Параграф 1. Основные положения
          • Параграф 2. Коммерческие корпоративные организации
          • Параграф 4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия
          • Параграф 6. Некоммерческие корпоративные организации
          • Параграф 7. Некоммерческие унитарные организации
        • Глава 5. Участие российской федерации, субъектов российской федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством
      • Подраздел 3. Объекты гражданских прав
        • Глава 6. Общие положения
        • Глава 7. Ценные бумаги
          • Параграф 1. Общие положения
          • Параграф 2. Документарные ценные бумаги
          • Параграф 3. Бездокументарные ценные бумаги
        • Глава 8. Нематериальные блага и их защита
      • Подраздел 4. Сделки. решения собраний. представительство
        • Глава 9. Сделки
          • Параграф 1. Понятие, виды и форма сделок
          • Параграф 2. Недействительность сделок
        • Глава 9.1. Решения собраний
        • Глава 10. Представительство. доверенность
      • Подраздел 5. Сроки. исковая давность
        • Глава 11. Исчисление сроков
        • Глава 12. Исковая давность
    • Раздел II. Право собственности и другие вещные права
      • Глава 13. Общие положения
      • Глава 14. Приобретение права собственности
      • Глава 15. Прекращение права собственности
      • Глава 16. Общая собственность
      • Глава 17. Право собственности и другие вещные
      • Глава 18. Право собственности и другие вещные права на жилые помещения
      • Глава 19. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления
      • Глава 20. Защита права собственности и других вещных прав
    • Раздел III. Общая часть обязательственного права
      • Подраздел 1. Общие положения об обязательствах
        • Глава 21. Понятие обязательства
        • Глава 22. Исполнение обязательств
        • Глава 23. Обеспечение исполнения обязательств
          • Параграф 1. Общие положения
          • Параграф 2. Неустойка
          • Параграф 3. Залог
          • Параграф 4. Удержание вещи
          • Параграф 5. Поручительство
          • Параграф 6. Независимая гарантия
          • Параграф 7. Задаток
          • Параграф 8. Обеспечительный платеж
        • Глава 24. Перемена лиц в обязательстве
          • Параграф 1. Переход прав кредитора к другому лицу
          • Параграф 2. Перевод долга
        • Глава 25. Ответственность за нарушение обязательств
        • Глава 26. Прекращение обязательств

        1. Ранее действовавший закон не определял правовое положение бесхозяйных вещей. Существовавшая презумпция государственной собственности состояла в том, что вещь предполагалась государственной собственностью, если ее иная принадлежность не доказана. Эта презумпция была закреплена Постановлением Пленума ВС РСФСР от 29 июня 1925 г. «О презумпции (предположении) права собственности государства на спорное имущество», в котором было установлено, что «всякое бесхозяйное и спорное имущество является государственным, поскольку у нас отсутствует институт приобретательной давности» (Сборник циркуляров и важнейших разъяснений Пленума ВС РСФСР Январь 1925 — май 1926 г. М., 1927. С. 114). Данная презумпция имела практическое и хозяйственное значение в первые годы после Октябрьской революции 1917 г. и после Отечественной войны. Позднее она потеряла свое значение и на практике не применялась. Она была заменена презумпцией права собственности фактического владельца. Сейчас с введением в гражданское законодательство приобретательной давности, положения о презумпции государственной собственности полностью утрачивают силу. Они противоречат Конституции, которая установила равенство всех форм собственности.

        2. По сравнению с ранее действовавшим законодательством (ст. 143 ГК 1964 г.), которое предусматривало административно-правовой порядок учета, оценки и реализации имущества, признанного судом бесхозяйным по заявлению финансового органа, ГК установил основным способом приобретения права собственности на бесхозяйное движимое имущество приобретательную давность (см. ст. 234 ГК и коммент. к ней). Однако ГК предусмотрел специальные правила для приобретения права собственности на вещи, от которых собственник отказался, либо собственник неизвестен, либо утратил на них право (ст. ст. 226 — 233). К таким отношениям не применяются правила, установленные в комментируемой статье.

        3. В п. 3 определены особые правила для приобретения в собственность бесхозяйных недвижимых вещей. Они сначала должны быть взяты на государственный учет по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Значение этого акта, по-видимому, заключается в том, чтобы по истечении года с момента взятия на учет данное недвижимое имущество могло по решению суда перейти в муниципальную собственность. До решения суда право собственности сохраняется за оставившим его лицом и оно может взять его во владение. Такое имущество может быть приобретено в этот период и по приобретательной давности. Следовательно, в законе установлен определенный период времени, в течение которого бесхозяйная недвижимая вещь может вернуться к собственнику или перейти к другим лицам по приобретательной давности. Только по истечении этого периода суд по иску органа, управомоченного управлять муниципальным имуществом, признает бесхозяйное недвижимое имущество муниципальной собственностью.

        • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

        • Бюджетный кодекс РФ

        • Водный кодекс Российской Федерации РФ

        • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

        • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

        • ГК РФ

        • Гражданский кодекс часть 1

        • Гражданский кодекс часть 2

        • Гражданский кодекс часть 3

        • Гражданский кодекс часть 4

        • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

        • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

        • Земельный кодекс РФ

        • Кодекс административного судопроизводства РФ

        • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

        • Кодекс об административных правонарушениях РФ

        • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

        • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

        • НК РФ

        • Налоговый кодекс часть 1

        • Налоговый кодекс часть 2

        • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

        • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

        • Трудовой кодекс РФ

        • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

        • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

        • Уголовный кодекс РФ

        • ФЗ об исполнительном производстве

        • Закон о коллекторах

        • Закон о национальной гвардии

        • О правилах дорожного движения

        • О защите конкуренции

        • О лицензировании

        • О прокуратуре

        • Об ООО

        • О несостоятельности (банкротстве)

        • О персональных данных

        • О контрактной системе

        • О воинской обязанности и военной службе

        • О банках и банковской деятельности

        • О государственном оборонном заказе

        • Закон о полиции

        • Закон о страховых пенсиях

        • Закон о пожарной безопасности

        • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

        • Закон об образовании в Российской Федерации

        • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

        • Закон о защите прав потребителей

        • Закон о противодействии коррупции

        • Закон о рекламе

        • Закон об охране окружающей среды

        • Закон о бухгалтерском учете

          • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)

            (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)

          • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 (ред. от 09.07.2020)

            «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»

          • Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с принятием судами мер противодействия незаконным финансовым операциям

            (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.07.2020)

          Все документы >>>

          • Федеральный закон от 08.05.1996 N 41-ФЗ (ред. от 31.07.2020)

            «О производственных кооперативах»

          • Федеральный закон от 21.11.2011 N 325-ФЗ (ред. от 31.07.2020)

            «Об организованных торгах»

          • Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 31.07.2020)

            «О рынке ценных бумаг»

          Все документы >>>

          • Приказ Управления делами Президента РФ от 29.12.2010 N 566

            «Об утверждении Порядка согласования распоряжения особо ценным движимым имуществом, закрепленным за федеральными бюджетными учреждениями, подведомственными Управлению делами Президента Российской Федерации, либо приобретенным федеральными бюджетными учреждениями за счет средств, выделенных учредителем»

          • Распоряжение Президента РФ от 08.03.2005 N 84-рп

            <Об официальном представителе Президента Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации">

          Все документы >>>

          1. В п. 1 дано определение бесхозяйной вещи, которое включает такие их разновидности, как брошенные собственником вещи, находку, безнадзорных животных, клад. Во всех указанных ситуациях речь идет о возможности приобретения права собственности на вещи, собственник которых либо неизвестен, либо отказался от них, либо утратил на них право (см. подробнее: Сергеев А.П. Правовой режим бесхозяйного и бесхозяйственно содержимого имущества: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Л., 1982; Масевич М.Г. Основания приобретения права собственности на бесхозяйные вещи // Проблемы современного гражданского права: Сб. статей. М., 2000. С. 173 — 191).

          Вопрос о возникновении права собственности на бесхозяйное имущество в советский период решался на основании презумпции государственной собственности: пока иная принадлежность имущества не доказана, предполагалось, что собственником имущества является государство. Теперь эта презумпция потеряла свое значение и заменена предположением права собственности фактического владельца, согласно которой владелец имущества предполагается его собственником, пока не доказано иное (эта презумпция прямо законом не установлена, но вытекает из смысла п. 3 ст. 10 ГК). Это традиционное правило, известное еще римскому праву: «Ничья вещь переходит к первому, кто захватил ее». В порядке исключения сегодня продолжает сохраняться презумпция права государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (см. коммент. к п. 2 ст. 214 ГК).

          2. Пункт 2 имеет важное интерпретационное значение, поскольку позволяет установить очередность применения к бесхозяйным движимым вещам различных норм ГК. Подчеркивается, что комментируемая статья подлежит субсидиарному применению, т.е. не подлежат применению в вопросе о принадлежности бесхозяйных движимых вещей ст. ст. 226, 227, 228, 230, 231, 233 ГК.

          3. Пункт 3 посвящен порядку приобретения права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь на территории всех субъектов РФ, кроме городов федерального значения. Порядок принятия бесхозяйных недвижимых вещей на учет установлен в Положении о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. N 580 (СЗ РФ. 2003. N 38. Ст. 3668).

          Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (см. коммент. к ст. 234 ГК).

          4. В п. 4 комментируемой статьи, являющемся новеллой 2009 г., содержится описание процедуры приобретения права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге. Необходимость появления данной нормы была вызвана следующим. В соответствии со ст. 79 Закона об организации местного самоуправления перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяются законами указанных городов исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства.

          В городах федерального значения выявляемые объекты бесхозяйного имущества зачастую не могли находиться в муниципальной собственности в силу того, что они не могли использоваться для осуществления полномочий по вопросам местного значения внутригородских муниципальных образований. Таким образом, до внесения дополнения в виде п. 4 в комментируемую статью объекты, которые выявлялись как бесхозяйные, в соответствии с п. 3 комментируемой статьи должны были быть приняты органами местного самоуправления, а затем переданы в собственность городов федерального значения. Такая процедура была признана не только весьма продолжительной по времени, но и влекущей дополнительные расходы публичных финансовых средств, которые нельзя признать эффективными.

          1. Ранее действовавший закон не определял правового положения бесхозяйных вещей. Существовавшая презумпция государственной собственности состояла в том, что вещь предполагалась государственной собственностью, если ее иная принадлежность не доказана. Эта презумпция закреплялась Постановлением Пленума ВС РСФСР от 29.06.25 «О презумпции (предположении) права собственности государства на спорное имущество», в котором было установлено, что «всякое бесхозяйное и спорное имущество является государственным, поскольку у нас отсутствует институт приобретательной давности» (Сборник циркуляров и важнейших разъяснений Пленума ВС РСФСР. Январь 1925 — май 1926 гг. М., 1927. С. 114). Данная презумпция имела практическое и хозяйственное значение в первые годы после Октябрьской революции 1917 г. и после Великой Отечественной войны в отношении брошенного, трофейного и другого имущества, выбывшего из владения собственников и находившегося в незаконном владении не управомоченных на то лиц. Позднее она потеряла свое значение, на практике не применялась и была заменена презумпцией права собственности фактического владельца. Сейчас с введением в гражданское законодательство приобретательной давности положения о презумпции государственной собственности полностью утрачивают силу. Они противоречат Конституции, которая установила равенство всех форм собственности.

          2. Пункт 1 комментируемой статьи определяет понятие бесхозяйной вещи, которое требует уточнения. Данное понятие имеет значение для случаев, когда по закону такие вещи могут быть обращены в собственность любых лиц. Тогда к бесхозяйным можно отнести такие вещи, которые имели собственника и от которых собственник добровольно отказался — брошенные вещи (см. коммент. к ст. 226, 236). В других случаях вещь тоже может не иметь собственника, как, например, имущество умершего до принятия наследства, но оно не считается бесхозяйным. Нельзя считать бесхозяйными вещи, которые не могут быть объектом частной собственности, — вещи, изъятые из оборота, имущество публичного права, предназначенное для общественного пользования.

          Вещь, собственник которой неизвестен, также, как правило, подчиняется другим правилам, меняя на основании закона прежнего собственника на нового, что предусмотрено в п. 2 и в указанных в нем статьях ГК.

          3. В п. 3 комментируемой статьи определены особые правила для учета и приобретения в собственность бесхозяйных недвижимых вещей. Они сначала должны быть взяты на государственный учет по заявлению муниципального органа, на территории которого они находятся. Значение этого акта заключается в том, чтобы по прошествии года с момента взятия на учет данное недвижимое имущество могло по решению суда перейти в муниципальную собственность. До решения суда право собственности сохраняется за оставившим его лицом, и оно может взять его во владение. Такое имущество может найти в этот период нового собственника на основании приобретательной давности. Следовательно, в законе установлен определенный период времени, в течение которого бесхозяйная недвижимая вещь может вернуться к собственнику или перейти к другим лицам по приобретательной давности. Только по истечении этого времени суд по иску органа, управомоченного управлять муниципальным имуществом, признает бесхозяйное недвижимое имущество муниципальной собственностью.

          Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580 утверждено Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в котором подробно регулируются вопросы принятия на учет и снятия с учета объектов недвижимого имущества. Если в результате принятых дополнительных мер очевидно, что недвижимое имущество является бесхозяйным, оно на основании решения суда регистрируется в праве муниципальной собственности и снимается с учета (СЗ РФ, 2003, N 38, ст. 3668).

          Гражданский кодекс Республики Беларусь

          1. Норма п. 1 комментируемой статьи носит общий характер по отношению к специальным правилам, регулирующим различные первоначальные способы приобретения права собственности (ст. ст. 226 — 233 ГК РФ). Ее значение состоит в отказе от ранее действовавшей презумпции государственной собственности на бесхозяйное имущество.

          Действующий ГК сохраняет лишь презумпцию права государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований (п. 2 ст. 214). Следовательно, земля и природные ресурсы не могут стать бесхозяйными.

          2. Правила настоящей статьи не могут также применяться к объектам, изъятым из оборота (ст. 129 ГК РФ).

          Не может считаться бесхозяйным наследственное имущество до вступления наследников в права на наследство, имущество, находящееся на хранении в порядке секвестра (ст. 926 ГК РФ), равно как и иное имущество, по поводу которого ведется гражданский спор в установленных процессуальных формах.

          3. Не считается бесхозяйным также имущество, находящееся в незаконном владении лица, которое не имеет права собственности на имущество, которым владеет. Из п. 3 ст. 225 следует, что на учет берется наличное имущество, не находящееся во владении собственника или третьих лиц. Поэтому, если имуществом владеет какое-либо лицо, получившее его не иначе, как в качестве бесхозяйного, и владеет им для себя (как своим) или в интересах иного определенного лица, применение к этому имуществу норм ст. 225 невозможно.

          Однако после того, как имущество взято на учет и принято во владение уполномоченным органом, он имеет право истребовать его от лиц, незаконно завладевших им после принятия на учет.

          Не может считаться бесхозяйным имущество, которого не имеется в наличии либо предположительно существующее имущество.

          4. Процедура обращения в муниципальную собственность бесхозяйного недвижимого имущества установлена в п. 3 ст. 225.

          К приобретению бесхозяйных вещей, а также вещей, от которых собственник отказался (ст. 226 ГК РФ), потерянных вещей (ст. ст. 227, 228 ГК РФ), безнадзорных животных (ст. ст. 230, 231 ГК РФ), клада (ст. 233 ГК РФ) могут применяться нормы о приобретательной давности (ст. 234 ГК РФ), если это не исключается соответствующими нормами.

          5. Необходимо отметить, что в случаях, указанных в ст. ст. 225 — 228, 231, 233 ГК, нормы о приобретательной давности применяются лишь субсидиарно. Того юридического состава, который предусмотрен ст. 234 ГК, ни в одном из указанных случаев быть не может. Во всех случаях, когда происходит завладение имуществом, не имеющим известного собственника, и описанных в ст. ст. 225 — 228, 231, 233 ГК, владелец не может не знать, что он не является собственником имущества. Следовательно, здесь невозможно добросовестное приобретение имущества, так как добросовестность предполагает прежде всего извинительное заблуждение, в силу которого владелец ошибочно считает себя собственником. Таким образом, когда владелец завладевает имуществом, собственник которого неизвестен, он никак не может считать этим собственником себя.

          Значит, во всех указанных случаях, кроме собственно приобретения по давности в силу ст. 234 ГК, добрая совесть не только не требуется для приобретения права собственности, но, напротив, исключает применение норм ст. ст. 225 — 228, 231, 233.

          6. В то же время закон не указывает на последствия недобросовестности, если понимать под нею осведомленность владельца (приобретателя по ст. ст. 225 — 228, 231, 233) о действительном собственнике вещи. По-видимому, в силу допущенного владельцем злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ) здесь возможен отказ в защите его права на приобретение вещи. Очевидно, что заявление о злоупотреблении правом вправе сделать либо собственник, либо компетентный орган, принимающий участие в процедурах, описанных в ст. ст. 225 — 228, 231, 233.

          7. Другое условие приобретения по давности — владение имуществом как своим собственным — также выполняется с известными особенностями. Обычно владение осуществляется все же как владение чужим имуществом — осознание того, что у вещи нет собственника, исключает другое отношение. Однако в том случае, когда владение осуществляется в интересах иного определенного лица, приобретение в собственность исключается. Например, если бесхозяйная вещь передана на хранение профессиональному или иному хранителю, хранение ведется для того, кто передал вещь. В этом случае, хотя хранитель и осуществляет владение, он не может присвоить себе вещь по нормам ст. ст. 225 — 228, 231, 233.

          Например, хозяин стоянки автомашин заявил иск к органам внутренних дел, поместившим на стоянку машину, собственник которой не был установлен, о возмещении затрат на хранение автомашины. После того как в этом требовании было отказано, хозяин автостоянки заявил требование об обращении автомашины в его собственность по ст. 228 ГК. В этом требовании также было отказано на основании того, что он не может считаться лицом, нашедшим потерянную вещь.

          Стало быть, условием приобретения вещи в собственность по правилам ст. ст. 225 — 228, 231, 233 является владение для неизвестного собственника либо владение вещью, не имеющей собственника, но никак не владение вещью как собственной или владение вещью для известного лица.

          8. В то же время владение осуществляется открыто. Однако и здесь есть особенности, отличающие от той открытости, о которой говорится в ст. 234 ГК: владелец вещи по ст. ст. 225 — 228, 231, 233 обязан, кроме того, в той или иной форме сделать официальные заявления о вещи.

          Наконец, нормами ст. ст. 225 — 228, 231, 233 предусмотрены иные более короткие сроки приобретения вещи в собственность, чем те, которые предусмотрены ст. 234 ГК.

          Все данные будут переданы по защищенному каналу.

          Все данные будут переданы по защищенному каналу.

          Все данные будут переданы по защищенному каналу.

          ст 225 ГК РФ. Бесхозяйные вещи

          2. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.

          3. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

          Организация исключается из Единого госреестра при ликвидации. Это происходит в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ. Согласно ему, после обнародования решения о предстоящем исключении компании из реестра, у заинтересованных лиц есть три месяца для того, чтобы успеть заявить о своих правах на имущество организации. Если никто не проявит интереса к собственности организации, то по прошествии трехмесячного срока организация будет ликвидирована. По закону это происходит в течение месяца. Невостребованное имущество организации подлежит постановке на учет как бесхозяйное. Бесхозяйным оно становится со дня ликвидации юрлица. После постановки недвижимости на учет как бесхозяйной, должен пройти год, прежде чем, согласно п 3 ст 225 ГК РФ, уполномоченный на это орган может подать заявление в суд для признания такого имущества муниципальной собственностью. Если суд это право не признает, то это имущество имеет право получить в собственность другое лицо в силу приобретательной давности. Ст 225 ГК РФ допускает принятие бесхозяйного имущества назад оставившим его собственником. Однако в рассматриваемой ситуации это невозможно, так как собственника более не существует — юрлицо ликвидировано. Поэтому получается, что после исключения из ЕГРЮЛ, имущество организации может стать собственностью иного лица (физического или юридического) тремя способами:

          • на него в трехмесячный срок заявляет права заинтересованное лицо, которое впоследствии становится его собственником;
          • оно признается бесхозяйным и тогда, через год может стать муниципальной собственностью (или собственностью города федерального значения) по решению суда;
          • суд не удовлетворяет требования органа муниципального образования или города, и имущество становится собственностью другого лица по праву приобретательной давности. Недвижимость в таком случае может перейти к новому собственнику только через 15 лет, любое другое имущество — через 5 лет.

          ГК РФ (часть I)

          ТК РФ

          НК РФ (часть I)

          ГК РФ (часть II)

          Земельный кодекс

          Жилищный кодекс

          КоАП РФ

          ГрК РФ

          НК РФ (часть II)

          ТК ЕАЕС

          ГПК РФ

          КАС РФ

          УПК РФ

          УК РФ

          Семейный кодекс

          Воздушный кодекс

          Водный кодекс

          Бюджетный кодекс

          ТК ТС

          Лесной кодекс

          ГК РФ (часть IV)

          ГК РФ (часть III)

          АПК РФ

          УИК РФ

          Приобретение права собственности на брошенные движимые вещи и находку

          Бесхозяйная вещь — это вещь, которая не имеет собственника, собственник которой неизвестен либо от права собственности на которую он отказался (часть 1 статьи 225 Гражданского кодекса РФ, далее — ГК).

          По общему правилу, установленному ГК, право собственности на бесхозяйные вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности (после 5 лет владения движимым имуществом и после 15 лет — недвижимым.)

          ГК устанавливает специальные правила для приобретения права собственности на бесхозяйные недвижимые вещи. Сроки приобретения права собственности на бесхозяйную недвижимость по этим правилам значительно короче сроков приобретательной давности.

          Обязательными условиями для приобретения права собственности на бесхозяйную вещь являются следующие:

          — приобретатель вещи не знает и не может знать о том, что имущество имеет собственника;

          — приобретатель вещи не имеет сведений о собственнике.

          Следует помнить, что в силу пункта 2 ст. 214 ГК земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований являются государственной собственностью, т.е. земля всегда имеет собственника. Поэтому бесхозяйной недвижимостью могут признаваться только здания, строения и сооружения.

          Собственник недвижимости считается известным, если его права на нее зарегистрированы в ЕГРП (Единый государственный реестр прав), или эти права признаются законом о гударственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

          Отнесение такого имущества к бесхозяйному как не имеющему собственника возможно, например, тогда, когда установлено, что собственник умер, а его наследники наследство не приняли. Не искючается и возможность отказа собственника от своего зарегистрированного права на имущество. В этом случае имущество признается бесхозяйным как не имеющее собственника.

          Самовольная постройка бесхозяйным имуществом признаваться не может, поскольку приобретение права собственности на нее регулируется другими нормами ГК.

          Не признается безхозяйным вновь созданное незарегистрированное недвижимое имущество.

          Задайте вопрос дежурному юристу,

          Бесхозяйным такое имущество может быть признано, если им владеет лицо, не создававшее его для себя, или владельца у этого имущества нет.

          Приобретение права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь регулируется п. 3 ст. 225 ГК и Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 г. № 580.

          Для признания права собственности на безхозяйную недвижимую вещь орган местного самоуправления, на территории которого находится недвижимость, подает заявление о постановке ее на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Отметка о постановке недвижимости на учет в качестве бесхозяйной производится в ЕГРП.

          ПРИНЯТИЕ НА УЧЕТ БЕСХОЗЯЙНОЙ НЕДВИЖИМОСТИ

          И.В. Артемова,
          главный бухгалтер, консультант

          В 2017 году будет действовать новый порядок принятия на учет объектов недвижимого имущества, признанных бесхозяйными. Сведения о таком имуществе учитываются органами Росреестра на основании заявлений органов местного самоуправления или органов исполнительной власти городов федерального значения. Впоследствии по решению суда бесхозяйное имущество может поступать в государственную (муниципальную) собственность.

          С 1 января 2017 года вступает в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон № 218-ФЗ), согласно ч. 2 ст. 7 которого учет недвижимости будет осуществляться в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), который представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой (семантические сведения) и графической форме (графические сведения).
          В ЕГРН в том числе будут вноситься сведения о бесхозяйных объектах недвижимого имущества.
          Новый Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей утвержден приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 (далее — Порядок № 931), согласно пункту 2 которого принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют Росреестр, его территориальные органы или подведомственные бюджетные учреждения, которым ведомство дало подобное право.
          На учет в качестве бесхозяйных принимаются объекты недвижимого имущества (здания, сооружения, помещения), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались (п. 3 Порядка № 931).
          В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в ЕГРН, принятие его на учет в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом № 218-ФЗ.
          Напомним, что ранее заявление и иные документы, необходимые для принятия на учет объекта недвижимого имущества, могли быть представлены одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете (п. 10 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013 № 701). Таким образом, с 1 января 2017 года процедура регистрации объекта, не стоящего на кадастровом учете, упростится.
          Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества будет осуществляться в следующем порядке (п. 4 Порядка № 931):

          прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и прилагаемых документов;
          проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом № 218-ФЗ к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

          Не искючается и возможность отказа собственника от своего зарегистрированного права на имущество. В этом случае имущество признается бесхозяйным как не имеющее собственника.

          Самовольная постройка бесхозяйным имуществом признаваться не может, поскольку приобретение права собственности на нее регулируется другими нормами ГК.

          Не признается безхозяйным вновь созданное незарегистрированное недвижимое имущество. Бесхозяйным такое имущество может быть признано, если им владеет лицо, не создававшее его для себя, или владельца у этого имущества нет.

          Приобретение права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь регулируется п. 3 ст. 225 ГК и Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 г. № 580.

          Для признания права собственности на безхозяйную недвижимую вещь орган местного самоуправления, на территории которого находится недвижимость, подает заявление о постановке ее на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Отметка о постановке недвижимости на учет в качестве бесхозяйной производится в ЕГРП.

          По истечении года со дня постановки недвижимости на учет, если никто не зявит о своих правах на нее, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, вправе обратиться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на это имущество.

          Суд может отказать в признании права муниципальной собственности, если бесхозяйность недвижимой вещи не будет доказана. В этом случае она может быть вновь принята во владение пользование и распоряжение оставившим ее собственником.

          В другом случае суд может отказать в признании вещи муниципальной собственностью, поскольку отдаст предпочтение интересам фактического владельца недвижимости. В последнем случае бесхозяйная недвижимая вещь может быть приобретена фактическим владельцем в собственность в силу приобретательной давности.

          Юрист готов ответить на ваш вопрос!

          Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.

          3. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

          По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

          Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.

          3. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

          По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

          Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

          4. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов.

          Внести изменения в Земельный кодекс Российской Федерации (“Собрание законодательства Российской Федерации”, 29.10.2001, N 44, ст. 4147), изложив статью 53 в следующей редакции:

          1. При отказе от права собственности на земельный участок этот земельный участок поступает в муниципальную собственность городского округа, городского или сельского поселения, а на межселенных территориях – муниципального района по месту расположения земельного участка.

          В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельный участок, от права собственности на который отказались, поступает в собственность указанных городов, если законами указанных субъектов Российской Федерации не установлено, что он поступает в собственность муниципальных образований на территории данных городов.

          2.

          Заявление об отказе от прав на земельный участок представляется правообладателем земельного участка лично либо уполномоченным им лицом и удостоверяется подписью должностного лица, принявшего заявление, и печатью исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления, в который подается заявление.

          Представление заявления об отказе от прав на земельный участок лично не требуется в случае направления указанного заявления, удостоверенного нотариально.

          Мнения судей по этому вопросу разделились.Некоторые юристы считают это невозможным. Так, по смыслу ст 225 ГК РФ и ст 234 ГК РФ, в силу приобретательной давности право собственности переходит лишь на чье-либо или на бесхозяйное имущество.

          Если в качестве объекта владения рассматривается самовольное строение, то, соответственно, земельный участок, на котором оно возведено, захвачен неправомерно, либо строительство происходило без необходимого разрешения.Таким образом, нарушено условие о добросовестности и открытости владения имуществом, предусмотренное как основание перехода собственности по праву приобретательной давности.

          Гражданский Кодекс Российской Федерации 2020 — 2019

          В основе деления вещей на движимые и недвижимые лежит право частной собственности на землю, поскольку недвижимые вещи определяются прежде всего через связь с землей. При этом земля вследствие ее ограниченности и социальной значимости необходимо подвергается таким ограничениям, которые чужды движимым вещам. Речь, в частности, идет о целевом характере использования земельных участков, их предельных размерах и т.д.

          Характеризуя так называемую традиционную недвижимость, т.е. недвижимость, прочно связанную с землей, следует указать на следующие ее признаки:

          1) это практически невосполнимый и ограниченный самой природой объект (земля, недра и т.д.), что требует введения определенных ограничений его оборотоспособности, так как необходимо строгое соблюдение его целевого назначения и учет экологических требований;

          2) объекты недвижимости связаны с землей таким образом, что их перемещение повлечет за собой ущерб их назначению либо является крайне дорогостоящим (вне связи с землей эти объекты недвижимостью не считаются);

          3) объекты недвижимости определяются индивидуальными признаками. Индивидуализируются они в первую очередь своим местонахождением на определенном земельном участке;

          4) отдельные виды недвижимости могут использоваться исключительно в соответствии с их целевым назначением. Речь, в частности, идет о таких видах недвижимости, как земельные участки, жилые помещения и др.;

          5) в отношении недвижимого имущества действуют специальные правила совершения сделок с ним, определяющие зависимость прав на земельный участок от прав на недвижимость. Так, залог недвижимости (ипотека) допускается только с одновременной ипотекой по тому же договору земельного участка, на котором она находится, либо его части, необходимой для ее использования, либо права пользования залогодателем этим участком или его частью.

          В абз. 2 п. 1 комментируемой статьи 130 Гражданского кодекса России говорится о юридическом признании указанного в ней имущества (воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты) в качестве недвижимого, хотя по своей физической сути оно является движимым.

          Понятие и виды упомянутых транспортных средств, рассматриваемых в качестве недвижимости, раскрываются в соответствующих транспортных уставах и кодексах, где указывается также, на какие транспортные средства регистрируются права и устанавливается порядок их регистрации.

          Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 213-ФЗ в п. 1 комментируемой статьи 130 ГК были внесены изменения, согласно которым в перечень объектов недвижимого имущества добавлены объекты незавершенного строительства. Отнесение объектов незавершенного строительства к недвижимости ранее подтверждалось как судебной практикой (см. п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 25 февраля 1998 г. N 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»), так и некоторыми правовыми актами (см. п. 2 ст. 25 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

          [Гражданский кодекс] [ГК РФ ч. 1] [Раздел II] [Глава 14]

          1. Передачей признаётся вручение вещи приобретателю, а равно сдача перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей, отчужденных без обязательства доставки.

          Вещь считается врученной приобретателю с момента её фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица.

          2. Если к моменту заключения договора об отчуждении вещи она уже находится во владении приобретателя, вещь признаётся переданной ему с этого момента.

          3. К передаче вещи приравнивается передача коносамента или иного товарораспорядительного документа на неё.

          • Постановление Правительства РФ от 01.07.2016 N 615 (ред. от 10.07.2020)

            «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (вместе с «Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией

          • Постановление Правительства РФ от 21.08.2019 N 1081 (ред. от 10.07.2020)

            «Об утверждении Правил выплаты премий Президента Российской Федерации победителям международных олимпиад по общеобразовательным предметам — членам сборных команд Российской Федерации и тренерам, осуществлявшим их подготовку, Правил расчета размера премий Президента Российской Федерации, присуждаемых тренерам, осуществлявшим подготовку победителей международных олимпиад по общеобразовательным предметам — членов сборных команд Российской Федерации, и Правил целевого использования премий Президента

          • Постановление Правительства РФ от 03.05.2019 N 549 (ред. от 02.07.2020)

            «О государственной поддержке компаний-лидеров, разрабатывающих и обеспечивающих внедрение продуктов, сервисов и платформенных решений преимущественно на основе российских технологий и решений для цифровой трансформации приоритетных отраслей экономики и социальной сферы в рамках реализации дорожных карт по направлениям развития «сквозных» цифровых технологий» (вместе с «Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку компаний-лидеров, разрабатывающих

          Все документы >>>

          • Письмо Минфина России от 01.09.2020 N 27-01-23/76454

            «О представлении в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров»

          • Приказ Минсельхоза России от 04.07.2016 N 282 (ред. от 28.08.2020)

            «Об осуществлении Министерством сельского хозяйства Российской Федерации полномочий главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета»

          • Приказ Росстата от 28.08.2020 N 496

            «Об утверждении Основных методологических и организационных положений по сплошному федеральному статистическому наблюдению за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства за 2020 год»

          Все документы >>>

          Если у вас возникли вопросы по статье 224 ГК РФ вы можете задать вопрос на сайте или по телефону.
          Комментарии и консультации юристов даются бесплатно ежедневно с 9:00 по 21:00 по Московскому времени.
          Ответы на вопросы, полученные с 21:00 по 9:00, будут даны на следующий день.

          1. Гражданским законодательством регулируются товарно-денежные и иные основанные на равенстве участников имущественные отношения, а также связанные с имущественными личные неимущественные отношения. Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане, юридические лица, государство, а также административно-территориальные единицы.

          2. Личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными, регулируются гражданским законодательством, поскольку иное не предусмотрено законодательными актами либо не вытекает из существа личного неимущественного отношения.

          3. К семейным, трудовым отношениям и отношениям по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, отвечающим признакам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, гражданское законодательство применяется в случаях, когда эти отношения не регулируются соответственно семейным, трудовым законодательством, законодательством об использовании природных ресурсов и охране окружающей среды.

          4. К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим бюджетным отношениям, гражданское законодательство не применяется, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

          1. Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

          2. Граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права, а также отказываются, если иное не установлено законодательными актами, от прав своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых его условий, не противоречащих законодательству.

          3. Товары, услуги и деньги свободно перемещаются и обращаются на всей территории Республики Казахстан. Ограничения перемещения товаров и услуг вводятся в соответствии с законодательными актами, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

          1. Гражданское законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с ним иных законов Республики Казахстан, указов Президента Республики Казахстан, имеющих силу закона, постановлений Парламента, постановлений Сената и Мажилиса Парламента (законодательных актов), а также указов Президента Республики Казахстан, постановлений Правительства Республики Казахстан, регулирующих отношения, указанные в пунктах 1, 2 статьи 1 настоящего Кодекса.

          2. В случае противоречия норм гражданского права, содержащихся в актах законодательства Республики Казахстан, кроме тех, что указаны в пункте 3 статьи 1 настоящего Кодекса, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса. Нормы гражданского права, содержащиеся в законодательстве Республики Казахстан и противоречащие нормам настоящего Кодекса, могут применяться только после внесения в Кодекс соответствующих изменений.

          Нормы гражданского законодательства Республики Казахстан не могут противоречить основным началам гражданского законодательства Республики Казахстан.

          3. Отношения, связанные с созданием, реорганизацией, банкротством и ликвидацией банков и хлебоприемных предприятий, контролем за банковской деятельностью и ее аудиторской проверкой, контролем за деятельностью хлебоприемных предприятий, лицензированием отдельных видов банковских операций, реструктуризацией банков, наступлением последствий лишения лицензий банков, осуществлением операций со складскими свидетельствами хлебоприемных предприятий, регулируются настоящим Кодексом в части, не противоречащей законодательным актам, регулирующим банковскую деятельность и деятельность хлебоприемных предприятий.

          Отношения между банками и их клиентами, а также отношения между клиентами через банки регулируются гражданским законодательством в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи.

          4. Гражданские отношения могут регулироваться обычаями, в том числе обычаями делового оборота, если они не противоречат гражданскому законодательству, действующему на территории Республики Казахстан.

          5. Министерства и иные центральные исполнительные органы, местные представительные и исполнительные органы могут издавать акты, регулирующие гражданские отношения, в случаях и пределах, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами гражданского законодательства.

          6. Установленные настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Казахстан права граждан и юридических лиц не могут ограничиваться актами органов государственного управления и местных представительных и исполнительных органов. Такие акты являются недействительными с момента их принятия и не должны применяться.

          7. Иностранные физические и юридические лица, а также лица без гражданства вправе приобретать такие же права и обязаны выполнять такие же обязанности, какие предусмотрены гражданским законодательством для граждан и юридических лиц Республики Казахстан, если законодательными актами не предусмотрено иное.

          8. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в гражданском законодательстве Республики Казахстан, применяются правила указанного договора. Международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, к гражданским отношениям применяются непосредственно кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона.

          1. Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Юридическая сила акта гражданского законодательства на отношения, возникшие до введения его в действие, распространяется в случаях, когда это прямо им предусмотрено.

          2. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 383 настоящего Кодекса.

          1. В случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 1 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствуют применимые к ним обычаи, к таким отношениям, поскольку это не противоречит их существу, применяются нормы гражданского законодательства, регулирующие сходные отношения (аналогия закона).

          2. При невозможности использования в указанных случаях аналогии закона права и обязанности сторон определяются, исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства и требований добросовестности, разумности и справедливости (аналогия права).

          1. Нормы гражданского законодательства должны толковаться в соответствии с буквальным значением их словесного выражения. При возможности различного понимания слов, применяемых в тексте законодательных норм, предпочтение отдается пониманию, отвечающему положениям Конституции Республики Казахстан и основным принципам гражданского законодательства, изложенным в настоящей главе, прежде всего — в ее статье 2.

          2. При выяснении точного смысла нормы гражданского законодательства необходимо учитывать исторические условия, при которых она вводилась в действие, и ее истолкование в судебной практике, если это не нарушает требований, изложенных в пункте 1 настоящей статьи.

          Гражданские права и обязанности возникают, изменяются и прекращаются из оснований, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены им, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

          В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, изменяются и прекращаются:

          1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, а также из сделок, хотя и не предусмотренных им, но не противоречащих законодательству Республики Казахстан;

          2) из административных актов, влекущих в силу законодательства Республики Казахстан гражданско-правовые последствия;

          3) из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;

          4) в результате создания, уничтожения, приобретения или отчуждения имущества по основаниям, не запрещенным законодательными актами Республики Казахстан, а также отказа от прав на имущество;

          5) вследствие создания изобретений, промышленных образцов, произведений науки, литературы и искусства и иных результатов интеллектуальной деятельности;

          6) вследствие причинения вреда другому лицу, а равно вследствие неосновательного приобретения или сбережения имущества за счет другого лица (неосновательного обогащения);

          7) вследствие иных действий граждан и юридических лиц;

          8) вследствие событий, с которыми законодательство Республики Казахстан связывает наступление гражданско-правовых последствий.

          дело такое. есть старая заброшенная небольшая постройка (гараж/бокс).

          если смотреть на кадастровой карте получаем следующее:

          — статус: ранее учтенный

          — форма собственности: нет данных

          — дата постановки на учет: июль 2009

          — границы май 2013.

          Вопрос. как найти хозяина или как оформить на себя?

          соседей нет, номеров телефонов нет.

          1. Комментируемая статья содержит специальное правило о возникновении права собственности на бесхозяйные движимые вещи в том случае, если собственник от них отказался. В зависимости от стоимости таких вещей и их назначения они могут быть приобретены либо немедленно по поступлении во владение лица, желающего их присвоить, либо на основании судебного решения о признании таких вещей бесхозяйными.

          Обращение в суд с заявлением о признании вещи бесхозяйной необязательно, если речь идет о присвоении:

          — вещи, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда;

          — брошенных лома металлов, бракованной продукции, топляка от сплава, отвалов и сливов, образуемых при добыче полезных ископаемых, отходов производства и других отходов.

          2. Как указывается в Федеральном законе от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», «исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится исходя из базовой суммы, равной 100 рублям». Таким образом, вещи, не относящиеся к отходам, могут быть присвоены немедленно, если они стоят не дороже 500 руб. каждая. В случае спора о праве собственности правомерность действий лица, завладевшего такой вещью, с учетом действительной стоимости вещи должен определить суд.

          Однако важнейшим условием присвоения брошенной вещи в соответствии с комментируемой статьей является то обстоятельство, что завладеть ею и на этом основании стать ее собственником может лишь лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь. Аналогичные правила содержатся в ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» <1>.

          ———————————
          <1> Собрание законодательства РФ. 1998. N 26. Ст. 3009.

          Таким образом, проходя по улице и обнаружив брошенный предмет, нельзя присвоить его. Напротив, в таком случае подлежат применению нормы о находке (ст. 227 ГК).

          1. Деление вещей на движимые и недвижимые, известное еще римскому праву, основано на естественных свойствах объектов гражданских прав. Как правило, недвижимые вещи постоянно находятся в одном и том же месте, обладают индивидуальными признаками и являются незаменимыми. Напротив, движимые вещи могут свободно перемещаться вместе с теми лицами, которым они принадлежат, могут быть индивидуально-определенными или родовыми и, как правило, являются заменимыми.

          Важность данного деления определяется существенными различиями, которые имеются в правовом режиме движимых и недвижимых вещей. Эти различия отражены во многих нормах ГК (см., например, ст. ст. 131, 164, 219, 223, 225, 226, 234, 295, 338, 340, 349 и др.) и иных законов.

          Указанное деление в строгом смысле распространяется только на вещи и к другим видам имущества применяться не может. Однако в литературе и на практике его нередко распространяют и на иное имущество, в частности на права требования, что, конечно, является неверным.

          2. Пункт 1 ст. 130 выделяет три вида недвижимых вещей. Первую группу составляют вещи, являющиеся недвижимыми по своей природе. К ним закон относит земельные участки и участки недр. До принятия Водного кодекса к ним относились также обособленные водные объекты.

          Вторую группу недвижимых вещей образуют все вещи, прочно связанные с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Приведенный в законе перечень объектов такого рода носит сугубо примерный характер. В 2004 г. в целях повышения гарантий инвесторов (дольщиков) и вовлечения данного имущества в гражданский оборот перечень был дополнен объектами незавершенного строительства. Напротив, в 2006 г. в связи с принятием нового ЛК из него были исключены леса и многолетние насаждения; к недвижимому имуществу стали относится лишь лесные участки, т.е. участки земли, границы которых определены в процессе проведения лесоустройства и прошедшие государственный кадастровый учет.

          Однако очевидно, что в законе едва ли можно перечислить все виды недвижимых объектов такого рода, тем более что отнесение многих конкретных объектов к недвижимости по признаку прочной связи с землей весьма проблематично. В частности, современные техника и технологии позволяют перемещать здания и сооружения.

          Поэтому в данном случае закон следует толковать не буквально, а в соответствии с его смыслом. Он же состоит в том, что недвижимостью закон признает все то, что может использоваться по своему назначению только в неразрывной связи с землей.

          К третьей группе недвижимых вещей закон относит объекты, которые признаны недвижимостью не в силу их естественных свойств, а по иным причинам. В частности, недвижимостью считаются подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты (искусственные спутники, космические корабли, орбитальные станции и т.д.). Указанные объекты не только способны к пространственному перемещению безо всякого ущерба их назначению, но и специально предназначены для этого. Признание их недвижимым имуществом обусловлено высокой стоимостью данных объектов и связанной с этим необходимостью повышенной надежности правил их гражданского оборота.

          При этом содержащийся в п. 1 ст. 130 перечень недвижимых вещей не является исчерпывающим, поскольку законом ими может быть признано и иное имущество. Так, согласно ст. 132 ГК особым объектом недвижимости является предприятие как имущественный комплекс (см. коммент. к данной статье). В соответствии со ст. 1 Закона о государственной регистрации к недвижимости отнесены отдельные жилые и нежилые помещения и т.д.

          3. Пункт 2 ст. 130 относит к движимому имуществу все вещи, которые не являются недвижимостью. При этом специально подчеркнуто, что по общему правилу права на движимое имущество не подлежат регистрации, если иное не предусмотрено законом.


          Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *