- Транспортное право

Квалифицированные виды получения взятки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Квалифицированные виды получения взятки». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Квалифицированными видами получения взятки являются преступления, обладающие специальными признаками, предусмотренными частями 2,3 и 4 статьи 290 УК РФ.

В качестве квалифицирующего признака состава преступления, предусмотренного частью 2 статьи 290 УК, законодатель указал, получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействия). На практике в подавляющем большинстве случаев (97 % от изученных нами уголовных дел) взятка получается именно за незаконное поведение.

В соответствии с Постановлением Верховного Суда Российской Федерации № 6 от 10.02.2000 г., «под незаконными действиями должностного лица следует понимать неправомерные действия, которые не вытекали из его служебных полномочий или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения»1. Порождает некоторые вопросы содержащаяся в п. 10 постановления альтернативная формулировка незаконных действий, в соответствии с которой, неправомерные действия не вытекают из служебных полномочий должностного лица. По нашему мнению, подобная трактовка незаконных действий является некорректной. Такого рода суждения обусловлены следующими обстоятельствами. В соответствии с уголовно-правовой концепцией построения правовой нормы принятой в действующем уголовном законодательстве следует отметить, что квалифицированному составу присущи все, без исключения, признаки основного состава. Но при этом закон предусматривает в качестве обязательных такие признаки, которые повышают общественную опасность описываемого им преступления. Как правило, вторые и третьи части статей, имеющих типичную структуру, начинаются словами «то же деяние, совершенное» или «деяния предусмотренные частями первой или второй». Вышесказанное позволяет заключить, что основной и квалифицированные составы соотносятся между собой как общее и особенное. Несмотря на то, что часть вторая исследуемой нормы не начинается словами «деяние, предусмотренное первой частью», признаки основного состава при получении взятки за незаконные действия, остаются в силе. Таким образом, деньги, ценные бумаги, иное имущество и выгоды имущественного характера выступают в качестве взятки, а именно это понятие используется в диспозиции ч.2 ст. 290, лишь при обстоятельствах, описанных в основном составе. То есть, будучи полученными должностным лицом за деяние, входящее в его служебные полномочия, либо за способствование такому поведению, чиновник преступным образом посягает на непосредственный объект ст. 290 УК, ставит в опасность причинения вреда интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления. В противном случае, когда речь идет о действиях никак не связанных со служебным положением должностного лица, не представляется возможным посягательство, описанное выше, не подвергается преступному воздействию общественные отношения, находящиеся под охраной ст. 290 Уголовного кодекса. Поэтому, собственно о взятке можно говорить лишь в случаях использования должностным лицом своих служебных полномочий и некоторых возможностей, из них вытекающих. Это специфическое свойство, особенность данного состава преступления, позволяющая выделять его и в тоже время отграничивать от общеуголовных преступлений совершаемых чиновником за деньги.

Некорректное определение высшей судебной инстанцией незаконных действий должностного лица, как не вытекающих из его служебных полномочий, негативным образом отразилось на судебной практике. Показательной в этой связи, является деятельность судов Иркутской области и республики Бурятия.

Гражданин Б., являясь лесничим Устъ-Баргузинского лесхоза обвинялся в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 290 УК, за то, что он получил от гражданина М., осуществлявшего незаконную порубку леса, взятку в виде денег, за несоставление протокола о выявленном правонарушении и несообщении об обнаруженном лесонарушении руководству лесхоза. При этом, в силу своих служебных полномочий, он обязан был выполнить, указанные выше действия1.

Суд квалифицировал действия подсудимого по ч. 1 ст. 290 УК, основываясь на том, что, в соответствии с п. 10 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе», под незаконными действиями должностного лица следует понимать неправомерные действия, которые не вытекали из его служебных полномочий. Судом установлено, что Б. действовал в пределах своих полномочий.

Таким образом, суд ошибочно понял под незаконными, такие действия, которые в соответствии с регулирующими деятельность должностного лица нормативными актами, находятся за пределами его полномочий.

Аналогична ситуация имела место в следующем случае. Гражданин А., являясь старшим преподавателем государственного учебного заведения, получил взятку от гр. Щ., в виде денег, за проставление зачета по предмету «Анатомия человека», без фактической сдачи соответствующей предмета. В резолютивной части приговора, суд указал, что действия А., правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 290 УК, поскольку такие действия, входят в его служебные полномочия .

Квалифицированные виды получения взятки

Если у вас остались вопросы по статье 290 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Получение взятки, как и коммерческий подкуп, остается одним из самых «популярных» деяний с коррупционной составляющей. Данные статистики свидетельствуют о том, что ежегодно по ст. 290 УК РФ привлекаются к уголовной ответственности более 6 000 россиян.

Состав преступления «Получение взятки» по ст. 290 УК РФ отличается следующими признаками:

  1. С объективной стороны данное преступление представляет собой получение должностным лицом напрямую или опосредованно ценностей, имущественных прав, каких-либо услуг от взяткодателя под условием удовлетворения его просьб. Взамен за полученные в качестве взятки блага должностное лицо обязуется совершить в пользу взяткодателя или третьих лиц какое-либо действие или воздержаться от совершения действий, при этом те действия или бездействия, которые обязуется совершить должностное лицо, должны входить в круг должностных полномочий чиновника, либо чиновник может способствовать совершению действий в силу своего должностного положения. В качестве предоставляемой гражданином услуги за взятку может быть также обобщенное деяние, например, покровительство или попустительство по службе. Важнейшее условие — это применение своих служебных возможностей. К примеру, в 2008 году был осуждён за мошенничество член Совета Федерации Ч., который за взятку в сумме 1.5 млн. $ обещал предпринимателю принятие «нужного» решения одним из аудиторов Счетной палаты РФ. Несмотря на то, что Ч. обладал всеми признаками должностного лица, органы следствия и прокуратура законно не усмотрели в его действиях признаков состава преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ («Получение взятки»), так как Ч. в силу своего должностного положения не имел полномочий и не мог повлиять в законном порядке на принятие того или иного решения аудитором Счетной палаты РФ.
  2. Предмет: взятку должностное лицо может получить деньгами, имуществом и другими ценностями, также имущественными правами, предоставлением услуг. Российские коррупционеры не отказываются от любой формы получения материальных благ для себя и своих близких. Нередко в качестве взятки предприниматели оплачивают чиновникам дорогостоящий отдых на самых элитных курортах зарубежья, покупают на имя взяточника импортные автомобили представительского класса, оплачивают учебу отпрысков чиновников в лучших учебных заведениях. Особо следует отметить, что в соответствие со ст. 575 ГК РФ допускается получение государственными служащими подарков за совершение правомерных действий по службе при условии, что не имело место быть вымогательство и сумма подарка не превышает трёх тысяч рублей.
  3. Объект: общественные отношения по нормальному функционированию органов госвласти. В результате совершения рассматриваемого вида преступления наносится непоправимый ущерб всей массе общественных отношений, возникающих между гражданами и органами государственной власти, подрывается доверие граждан и предпринимателей к государственным органам и государству в целом.
  4. Субъект: преступление имеет место при получении взятки должностным лицом, зарубежным должностным лицом или должностным лицом публичной международной организации. Все иные лица, участвующие в совершении данного преступления и не обладающие признаками должностного лица, несут ответственность в качестве соучастников или посредников.
  5. Субъективная сторона: получение взятки как преступление совершается исключительно с прямым умыслом и характеризуется наличием корыстного мотива.

Законодательство различает также следующие квалифицированные виды получения взятки:

  1. В значительном размере (от 25000 до 150000 руб).
  2. За совершение нелегальных действий (бездействий).
  3. Получение взятки субъектом, состоящим на госдолжности РФ, госдолжности субъекта РФ или являющимся главой органа местного самоуправления.
  4. Получение взятки группой граждан или организованной группой, получение благ, связанное с вымогательством, либо в крупном размере (от 150000 до 1 млн руб).
  5. В особо крупном размере (более 1 млн руб).

К преступлениям, объединяемым понятием «взяточничество», наряду с «Получением взятки» (ст. 290 УК РФ) относятся следующие составы преступлений:

«Дача взятки» (ст. 291 УК РФ);

«Посредничество во взяточничестве» (ст. 291.1 УК РФ);

«Мелкое взяточничество» (ст. 291.2 УК РФ).

Субъект, получивший взятку, может быть привлечен к уголовной ответственности. По ч.1 ст. 290 УК РФ возможны следующие виды наказаний:

  • штраф до 1 млн руб, либо в размере зарплаты физлица за период до 2 лет, либо в размере 10—50-кратной суммы взятки.
  • 1—3 года исправработ;
  • до 5 лет принудительных работ;
  • до 3 лет лишения свободы (в качестве дополнительного наказания к лишению свободы может быть назначен штраф в размере 10—50-кратной суммы взятки).

Ко всем перечисленным видам наказаний, кроме лишения свободы, в обязательном порядке назначается дополнительное наказание в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до 3 лет.

За квалифицированные виды получения взятки предусмотрены еще более жесткие санкции. Например, за получение взятки в особо крупном размере виновное лицо может быть приговорено к лишению свободы сроком на 8—15 лет со штрафом и лишением права заниматься профессиональной деятельностью.

Получение взятки (ст. 290 УК РФ).

Объект преступления — общественные отношения, связанные с осуществлением в соответствии с законом деятельности публичного аппарата власти и управления. взятка служебный материальный

Предметом получения взятки являются деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе изъятое из оборота или ограниченное в обороте (наркотические средства, психотропные вещества, оружие, боеприпасы и др.), различные услуги (выгоды) имущественного характера, подлежащие оплате, но оказываемые взяткополучателю безвозмездно либо по явно заниженной стоимости (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, занижение стоимости передаваемого имущества, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковским кредитом и т.д.). Не являются предметом получения взятки услуги нематериального характера, не влекущие для взяткополучателя имущественной выгоды (например, предоставление возможности приобрести какой-либо редкий товар или услугу, выдача положительной рецензии на работу).

Объективная сторона данного преступления выражена в получении должностным лицом лично или через посредника предмета взятки. Часть 1 указывает на следующие варианты поведения должностного лица, за которое оно получает взятку:

  • 1) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица;
  • 2) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно в силу своего должностного положения может способствовать их совершению другим должностным лицом;
  • 3) общее покровительство по службе;
  • 4) общее попустительство по службе.

Под действиями (бездействиями), входящими в служебные полномочия должностного лица, следует понимать такие действия, которые он правомочен или обязан был выполнить в соответствии с возложенными на него служебными полномочиями. Это законные действия лица, не выходящие за рамки его должностной компетенции, которые становятся преступными именно в связи с тем, что совершаются за взятку.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что получает незаконное вознаграждение за совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц определенных действий (бездействия), за способствование их совершению другими лицами либо за общее покровительство или попустительство по службе, и желает получить это вознаграждение.

Умысел взяткополучателя должен включать в себя осознание того, что предмет взятки передается за выполнение или невыполнение им в интересах дающего определенных действий, связанных с использованием своих служебных полномочий. Поэтому получение должностным лицом материальных ценностей якобы за совершение действия (бездействия), которое он не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение, следует квалифицировать при наличии умысла на приобретение указанных ценностей как мошенничество по ст. 159 УК РФ.

Субъект преступления, специальный — это должностное лицо.

Субъектом преступления, предусмотренного статьей 290 УК РФ, надлежит признавать, при наличии к тому оснований, и такое должностное лицо, которое хотя и не обладало полномочиями для совершения действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, но в силу своего должностного положения могло способствовать исполнению такого действия (бездействия) другим должностным лицом либо получило взятку за общее покровительство или попустительство по службе. В приговоре следует указывать, в чем конкретно выразились такие действия (бездействие).

Под должностным положением, способствующим совершению определенных действий в пользу взяткодателя со стороны указанных должностных лиц, следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя. При этом судам следует иметь в виду, что использование личных отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование должностного положения.

К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности.

Не являются субъектами получения взятки работники государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, исполняющие в них профессиональные или технические обязанности, которые не относятся к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям.

Часть 2 ст. 290 содержит квалифицированный состав преступления — получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие). Под незаконными действиями понимаются неправомерные действия, которые не вытекали из служебных полномочий должностного лица или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения.

Часть 3 ст. 290 УК РФ предусматривает более строгую ответственность за деяние, предусмотренное ч. 1 или ч. 2 ст. 290 УК РФ, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления.

Квалифицированные и особо квалифицированные виды получения взятки

Объект – ОО, обеспечивающие нормальное функционирование гос. Власти, гос. Службы и ОМС. Обязательным признаком объекта является предмет – деньги, ценные бумаги, иное имущество либо в виде незаконного оказания услуг имущественного характера, представления иных имущественных Пп за совершение действий в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Объективная сторона – состав формальный, деяние в форме действия – получение предмета. П-е окончено с момента получения хотя бы части предмета.

Субъект – ф.л., вменяемое, 16 лет, специальный субъект – д.л., иностранное д.л., д.л. публичной международной организации.

Субъективная сторона – вина в форме прямого умысла, корыстный мотив.

Признаки, характеризующие О, в т. ч. предмет: а) взятка в значительном размере; б) взятка в крупном размере; в) взятка в особо крупном размере.

Признаки, характеризующие объективную сторону: а) получение взятки за незаконные действия (бездействие); б) способ совершения – взятка с ее вымогательством (см. ст. 163 УК РФ – дополнительной квалификации по данной ст. не требуется).

Признаки, характеризующие субъекта: а) группа лиц по предварительному сговору; б) организованная группа.

О – ОО, обеспечивающие нормальное функционирование гос. Власти, гос. Службы и ОМС.

Объективная сторона – состав формальный, деяние в форме действия – дача взятки д.л., иностранному д.л., д.л. публичной международной организации лично или через посредника. Обязательным признаком объекта является предмет – это деньги, ценные бумаги, иное имущество или иная выгода имущественного характера. П-е окончено с момента передачи хотя бы части предмета.

Субъект – ф.л., вменяемое, 16 лет.

Субъективная сторона – вина в форме прямого умысла.

Признаки, характеризующие О, в т. ч. предмет: а) предмет в значительном размере (см. примечание к ст. 290 УК РФ); б) предмет в крупном размере; в) предмет в особо крупном размере.

Признаки, характеризующие объективную сторону: а) дача взятки за заведомо незаконные действия.

Признаки, характеризующие субъекта: а) группа лиц по предварительному сговору; б) организованная группа.

Особенности освобождения лица от УО – см. примечание к ст.

Статья 291.1. Посредничество во взяточничестве

Посредничество во взяточничестве, так же как получение взятки и дача взятки, посягает на авторитет и осуществляемую в соответствии с законом деятельность публичного аппарата власти и управления. Предмет рассматриваемого преступления аналогичен предмету такого преступления, как получение взятки (см. комментарий к ст. 290).

2. Объективная сторона преступления выражается в посредничестве во взяточничестве, а именно в совершении следующих альтернативных действий: 1) непосредственной передаче взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации (взяткополучателю) по поручению взяткодателя или взяткополучателя; 2) ином способствовании взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере.

Согласно примечанию 1 к ст. 290УК значительным размером признается сумма предмета взятки, превышающая 25 тыс. руб. Таким образом, сумма предмета взятки отнесена законодателем к числу составообразующих признаков. Иными словами, согласно действующей редакции комментируемойстатьисостав посредничества во взяточничестве будет отсутствовать, если сумма предмета взятки не выходит за пределы 25 тыс. руб.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что передает взятку должностному лицу по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иным образом способствует взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки, и желает совершить указанные действия.

4. Субъект преступления общий — вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

5. Часть 2 комментируемой статьисодержитквалифицированный состав преступления — посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействия) либо лицом с использованием своего служебного положения. Следует отметить, что субъект должен осознавать, что передает взятку должностному лицу именно за совершение последним незаконных действий. Если виновный не знает, каким путем (законным или незаконным) будет решаться поставленный перед взяткополучателем вопрос, то квалификация посредничества во взяточничестве по данному признаку исключается и ответственность наступает по ч. 1 комментируемой статьи.

6. В ч. 3 комментируемой статьи предусмотрены такие квалифицирующие признаки, как совершение посредничества во взяточничестве:

— п. «а»:группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 35УК) илиорганизованной группой (ч. 3 ст. 35УК);

— п. «б»:в крупном размере. Согласно примечанию 1 к ст. 290УК крупным размером признается сумма предмета взятки, превышающая 150 тыс. руб.

7. Особо квалифицированным составом преступления (ч. 4 комментируемой статьи)является посредничество во взяточничестве, совершенное в особо крупном размере (если сумма предмета взятки превышает 1 млн. руб.).

8. В ч. 5 комментируемой статьипредусмотрен самостоятельный состав преступления — обещание или предложение посредничества во взяточничестве.

Обещание посредничества означает выражение согласия лица осуществить в будущем все действия, образующие объективную сторону посредничества, или часть из них. Обещание, как правило, имеет место при обращении к посреднику взяткодателя или взяткополучателя, когда инициатива исходит от них.

Предложение посредничества во взяточничестве означает инициативные действия со стороны посредника, раскрывающего свои возможности договориться с соответствующими лицами о совершении необходимых действий (бездействия) в интересах дающего взятку или интересах представляемых им лиц.

И обещание, и предложение посредничества во взяточничестве относятся к формальным составам и являются оконченными с момента совершения действий, указанных в законе.

Субъект, получивший взятку, может быть привлечен к уголовной ответственности. По ч.1 ст. 290 УК РФ возможны следующие виды наказаний:

  • штраф до 1 млн руб, либо в размере зарплаты физлица за период до 2 лет, либо в размере 10—50-кратной суммы взятки.
  • 1—3 года исправработ;
  • до 5 лет принудительных работ;
  • до 3 лет лишения свободы (в качестве дополнительного наказания к лишению свободы может быть назначен штраф в размере 10—50-кратной суммы взятки).

Взятку можно передать любому лицу, занимающему высокую должность и способному оказать взяткодателю какую — либо услугу. При этом не имеет никакого значения, какую должность это должностное лицо имеет: будь то сотрудник ГИБДД или министр, статья в любом случае будет одинаковой.

Стоит так же отметить такого возможного фигуранта, как «иностранное должностное лицо». Таковым может выступать любой иностранный гражданин, имеющий какую — либо административную должность и способный оказывать услуги. Таким образом законы РФ карают за взятку даже лицу, не являющемуся гражданином России — важен лишь факт незаконности взятки.

Ну и последнее, но не менее важное дополнение — передача взятки посреднику. Много споров вызывает вопрос — а виноват ли посредник в передаче взятки? Это уже устанавливает суд в ходе разбирательства. При этом если будет доказано, что получатель взятки и посредник действовали по сговору или участвовали в организованном бандформировании, то наказание за взятку значительно ужесточится. В целом посредничеством занимается статья 291.1 УК РФ.

Практически все, что угодно. Определение «Взятка» — одно из самых гибких и обширных в Российском законодательстве. Взяткой могут быть:

  • Деньги;
  • Ценные бумаги;
  • Акции;
  • Драгоценные металлы;
  • Драгоценные камни;
  • Предметы роскоши;
  • Документы на право владения любым имуществом;
  • Транспорт.

И многое другое. Однако взятка не обязательно должна быть какой — то вещью. Она так же может выглядеть как какая — то услуга, как законная, так и противоречащая Российскому законодательству.

Сходство и отличия получения взятки от смежных составов преступлений

Самый важный вопрос — это сам размер взятки. Она делится по размеру на значительную, крупную и особо крупную. Значительной взяткой считается передача материальных благ общей стоимостью выше 25000 рублей, крупной взяткой — свыше 150000 рублей, особо крупной — свыше 1000000 рублей. Именно размер взятки определяет тяжесть преступления и наказание за него. Размер взятки в иностранной валюте рассчитывается по курсу, актуальному в день получения этой самой взятки.

  • Общее покровительство вышестоящим или должностным лицом;
  • Действия, на которые способен гражданин в силу своего служебного положения, должности или социального статуса;
  • Действия, на которые уполномоченное лицо или гражданин могут повлиять косвенно за счет своего социального статуса;
  • Попустительство в любой форме;
  • Целенаправленное бездействие, дающее взяткодателю привилегии.

Передача взятки имеет собственную статью в УК РФ под номером 290. Она достаточно длинная и при этом весьма подробная, в ней четко обозначены различные типы взяток и наказания за них.

Рассматривает взятку без каких — либо отягчающих обстоятельств. Часть первая статьи 290 УК РФ отличается тем, что дает основные определения взяточничества и определяет список лиц, которых можно обвинить в получении взятки.

  1. Штраф до 1000000 рублей;
  2. Штраф в размере зарплаты осужденного за 2 года;
  3. Штраф в размере суммы взятки, помноженной на коэффициент от 10 до 50;
  4. До 2-х летисправительных работ;
  5. До 5 лет исправительных работ;
  6. До 3-х летлишения свободы.

Дача взятки должностным лицам (включая иностранных должн. лиц) запрещена Уголовным кодексом РФ и ответственность за данное деяние прописана в ст. 291 УК РФ. При этом ответственность наступает вне зависимости от способа передачи взятки – это может быть как личный контакт с взяткополучателем, так и передача незаконного вознаграждения через третьих лиц (посредников).

Ответственность за получение взятки прописана в ст. 290 УК РФ. Получение взятки – это принятие должностным лицом государственных или муниципальных органов всех уровней, а также иностранных организаций, денежного или выраженного в иной форме вознаграждения за совершение каких-либо действий в пользу взяткодателя. Взятка необязательно может выражаться в твердой сумме или же материальных ценностях, это могут быть услуги, гарантии или преференции по службе, содействие в решении важных для взяткополучателя вопросов. Наказуемо как личное получение взятки, так и ее принятие через третьих лиц.

Как и в случае с дачей взятки, вознаграждаться может как действие, так и бездействие или же содействие в принятии того или иного решения в пользу дающего взятку лица при условии, что это входит в служебную компетенцию взяткополучателя.

Квалифицированный и особо квалифицированный составы получения взятки

В современной жизни вымогательство взятки случается сплошь и рядом: сегодня нам намекает на «решение проблемы» сотрудник ГИБДД, завтра просит «помочь в трудностях» учитель в школе, послезавтра придется положить 1000 рублей в карман врачу в ответ на его «мест нет, но можно попытаться решить вопрос».

Помните, что от должностного лица должно исходить прямое требование или явно намекающие словесные выражения (можно обсудить, можно договориться, что будем делать с вами и т.д.) о возможности решить вашу проблему за взятку. Обусловленный законом отказ от исполнения каких-либо действий не может являться вымогательством взятки, даже если вы где-то слышали о том, что нужно «дать на лапу».

  • Уголовная ответственность за взяточничество

    Получение взятки. Материальный характер имущественного вознаграждения. Криминогенная обстановка в экономике. Сложная социальная детерминация. Квалифицированные составы получения взятки. Отграничение получения взятки от смежных составов преступлений.

    курсовая работа [36,4 K], добавлен 14.12.2008

  • Отграничение получения взятки от других смежных составов преступлений

    Получение взятки: уголовно-правовая характеристика преступления. Квалифицированный и особо квалифицированные составы получения взятки. Получения взятки от злоупотребления должностными полномочиями из корыстных побуждений. Понятие коммерческого подкупа.

    курсовая работа [41,9 K], добавлен 07.01.2015

  • Получение и дача взятки

    Понятие взяточничества в уголовном праве. Предмет взятки и квалификация содеянного. Объективные, субъективные признаки получения и дачи взятки. Отграничение дачи и получения взятки от коммерческого подкупа. Меры ответственности за получение взятки.

    курсовая работа [58,4 K], добавлен 03.04.2013

  • Ответственность за взяточничество: история и современность

    История развития законодательства об ответственности за взяточничество. Уголовно-правовая характеристика получения, дачи взятки и посредничества. Основания освобождения от уголовной ответственности за взяточничество, его отграничение от смежных составов.

    курсовая работа [65,1 K], добавлен 14.11.2013

  • Взяточничество: вопросы теории и проблемы квалификации

    Историко-правовой аспект развития ответственности за взяточничество в Российской Федерации и зарубежных странах. Юридический анализ и классифицирующие признаки получения и дачи взятки. Отграничение получения и дачи взятки от других составов преступления.

    дипломная работа [151,3 K], добавлен 13.04.2014

  • Получение взятки

    Развитие уголовного законодательства об ответственности за взяточничество. Объективные и субъективные признаки, предусмотренные Уголовным Кодексом Российской Федерации. Характеристика квалифицирующих и особо квалифицирующих признаков получения взятки.

    курсовая работа [46,3 K], добавлен 26.02.2015

  • Уголовная ответственность за получение взятки

    Понятие и общая характеристика получения взятки по уголовному праву России. Объект и предмет преступления. Квалифицированные и особо квалифицированные виды получения взятки. Международно-правовая база по борьбе с получением взятки: вопросы имплементации.

    дипломная работа [230,8 K], добавлен 17.08.2015

  • Уголовная ответственность за взяточничество

    Объект, предмет и объективная сторона взяточничества, основания освобождения от уголовной ответственности при получении или даче взятки. Понятие взяточничества и его уголовно-правовая характеристика, его отграничение от составов смежных преступлений.

    дипломная работа [93,2 K], добавлен 29.11.2016

  • Правовая характеристика получения взятки

    Взятка как наиболее опасная форма посягательства на принципы деятельности государственной и муниципальной власти. Уголовно-правовая характеристика, признаки и квалифицированные виды получения взятки. Разграничение получения взятки от смежных составов.

    курсовая работа [59,7 K], добавлен 21.07.2013

  • Уголовная ответственность за получение и дачу взятки

    Понятие и сущность взяточничества. Уголовно-правовой анализ получения и дачи взятки: объективные, субъективные и квалифицирующие признаки. Получение и дача взятки при отягчающих обстоятельствах. Освобождение от уголовной ответственности за взяточничество.

    курсовая работа [78,1 K], добавлен 04.08.2014

Нажав на кнопку «Скачать архив», вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку «Скачать архив»

  • Уголовная ответственность за получение и дачу взятки

    Понятие и сущность взяточничества. Уголовно-правовой анализ получения и дачи взятки: объективные, субъективные и квалифицирующие признаки. Получение и дача взятки при отягчающих обстоятельствах. Освобождение от уголовной ответственности за взяточничество.

    курсовая работа [78,1 K], добавлен 04.08.2014

  • Уголовная ответственность за получение и дачу взятки

    Социальная сущность коррупции. Уголовно-правовая характеристика, признаки и виды взяточничества. Квалификация получения и дачи взятки должностному лицу в Казахстане. Отграничение взяточничества от коммерческого подкупа и иных видов служебных преступлений.

    курсовая работа [37,5 K], добавлен 09.05.2014

  • Отграничение получения взятки от других смежных составов преступлений

    Получение взятки: уголовно-правовая характеристика преступления. Квалифицированный и особо квалифицированные составы получения взятки. Получения взятки от злоупотребления должностными полномочиями из корыстных побуждений. Понятие коммерческого подкупа.

    курсовая работа [41,9 K], добавлен 07.01.2015

  • Уголовно-правовая характеристика получения и дачи взятки

    Уголовно-правовая характеристика взяточничества и отграничение данного состава от смежных. Объективная и субъективная сторона, субъект получения взятки. Квалифицированные признаки дачи взятки. Состав преступления посредничества во взяточничестве.

    курсовая работа [41,1 K], добавлен 24.09.2012

  • Взяточничество: вопросы теории и проблемы квалификации

    Историко-правовой аспект развития ответственности за взяточничество в Российской Федерации и зарубежных странах. Юридический анализ и классифицирующие признаки получения и дачи взятки. Отграничение получения и дачи взятки от других составов преступления.

    дипломная работа [151,3 K], добавлен 13.04.2014

  • Уголовная ответственность за получение взятки

    Понятие и общая характеристика получения взятки по уголовному праву России. Объект и предмет преступления. Квалифицированные и особо квалифицированные виды получения взятки. Международно-правовая база по борьбе с получением взятки: вопросы имплементации.

    дипломная работа [230,8 K], добавлен 17.08.2015

  • Уголовная ответственность за взяточничество

    Получение взятки. Материальный характер имущественного вознаграждения. Криминогенная обстановка в экономике. Сложная социальная детерминация. Квалифицированные составы получения взятки. Отграничение получения взятки от смежных составов преступлений.

    курсовая работа [36,4 K], добавлен 14.12.2008

  • Дача взятки (ст. 291 УК РФ)

    Ответственность за взяточничество в уголовном законодательстве досоветского, советского и постсоветского периодов. Уголовно-правовой анализ основного состава дачи взятки. Дифференциация уголовной ответственности за дачу взятки и освобождения от нее.

    дипломная работа [1,6 M], добавлен 30.12.2014

  • Уголовно-правовая характеристика получения взятки

    История ответственности за получение взятки в российском уголовном законодательстве. Особенности современного состояния борьбы с коррупцией и взяточничеством в России. Уголовно-правовая характеристика состава получения взятки — признаки преступления.

    дипломная работа [79,4 K], добавлен 29.11.2010

  • Проблемы квалификации и наказуемости взяточничества

    Квалифицированные и особоквалифицированные виды взяточничества. Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие). Получения взятки лицом, занимающим государственную должность. Судьба денежных средств, являющихся предметом взятки.

    реферат [20,4 K], добавлен 11.06.2010

Получение взятки неоднократно п. «б» 4.4. ст. 290 УК РФ

Ст. 290 УК РФ содержит возможные составы получения взятки: основной и квалифицированные. Основной представляет собой получение российскими или иностранными должностными лицами материальных благ, имущественных прав или услуг в обмен на совершение таким лицом действий или бездействия, входящих в его служебные полномочия, в интересах лица, дающего такие блага, или тех, кого оно представляет.

Аналогичные действия, совершенные при наличии квалифицирующих признаков, формируют квалифицированные, то есть отягченные составы получения взятки:

  • в значительном размере;
  • за незаконные действия или бездействие;
  • должностными лицами на государственной службе или службе органов местного самоуправления;
  • по предварительному сговору или в составе организованной группы;
  • сопряженные с вымогательством;
  • в крупном и особо крупном размере.

Под составом преступления понимается единство 4 основных взаимосвязанных элементов: объекта и субъекта, объективной и субъективной сторон преступления. Каждый из них имеет определяющее значение при квалификации действий обвиняемого.

Получение взятки отличается большим количеством возможных объектов посягательства и самого предмета преступления.

В стремлении скрыть преступление или придать ему законный вид субъекты прибегают к значительным ухищрениям, совершая иные противоправные деяния, которые могут формировать смежные составы, например превышение должностных полномочий по ст. 285 УК РФ.

Состав получения взятки предусматривает совершение преступления исключительно специальным субъектом, а именно:

  • российскими должностными лицами;
  • иностранными должностными лицами;
  • должностными лицами международных публичных организаций.

Понятие должностного лица дается в примечании к ст. 285 УК. Под ним понимается физическое лицо, которое по спец. распоряжению либо на постоянной или временной основе выполняет распорядительные или административно-хозяйственные функции:

  • в государственных органах;
  • органах местного самоуправления;
  • государственных или муниципальных учреждениях;
  • Вооруженных силах и воинских формированиях РФ;
  • хозяйствующих субъектах с доминирующей долей государственного или муниципального участия.

Ст. 290 УК сформулирована таким образом, что преступление может быть совершено исключительно специальным субъектом. На практике же возможно привлечение к нему для соучастия лиц, не обладающих специальными признаками. В своем постановлении от 09.07.2013 № 24 Пленум ВС разъяснил, что преступные действия соучастника получения взятки, не обладающего признаками специального субъекта, могут быть квалифицированы по ст. 290 УК, но со ссылкой на ст. 33 УК. Квалифицируя действия соучастников, крайне важно отделять ст. 290 УК от смежного состава ст. 291.1 УК о посредничестве во взяточничестве, которое предусматривает только непосредственную передачу предмета преступления либо участие в достижении согласия между субъектами или исполнении преступления. Понятие соучастия шире. Например, это вовлечение специальным субъектом в обмен на часть вознаграждения в исполнение незаконных действий в интересах взяткодателя лиц, не имеющих признаков спецсубъекта.

Под субъективной стороной понимается совокупность характеристик отношения субъекта к совершаемому деянию: осознание возможных последствий и наличие желания их наступления, цели и мотивы, движущие преступником.

Получение взятки — преступление, совершаемое исключительно с прямым умыслом. Субъект понимает преступность своих действий, желает наступления их последствий. В большинстве случаев субъектом движут корыстные мотивы.

Объектом такого рода преступлений могут стать самые разнообразные общественные отношения, но в первую очередь ущерб причиняется интересам государственной муниципальной службы, а также имиджу должностного лица и служащего. Их можно считать родовым объектом преступления.

Непосредственно могут затрагиваться и иные общественные отношения, например:

  • отношения, складывающие при отправлении правосудия и судопроизводстве;
  • справедливое распределение материальных благ;
  • свобода конкуренции и т. д.

С развитием общества растет количество общественных отношений, в которые вступают его члены, а потому потенциальные объекты коррупционной преступности в целом и получения взятки в частности непрерывно множатся.

Получение взятки (статья 290 УК РФ): основные признаки преступного деяния

В соответствии с примечанием к статье 291 лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности при наличии хотя бы одного из двух условий:

Цели и мотивы дачи взятки могут быть самые различные. Сюда можно отнести побуждения как личного порядка, так и корыстные, желание добиться намеченного результата в обход закона или отблагодарить получателя взятки за решение, принятое в пользу взяткодателя, освободиться от ответственности и т. п.

возможных действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также понятие взятки раскрыты в статье 291 УК РФ.

• взятка-подкуп — даваемая (получаемая) за предстоящее активное или пассивное поведение должностного лица;

Как правило, взяточничество совершается по корыстным мотивам. Однако может быть и иная личная заинтересованность лица, дающего взятку.

Квалифицирующие признаки закреплены в ч. 2 ст.

291 УК— это получение должностным лицом или дача должностному лицу взятки за совершение заведомо незаконных действий (бездействие), т. е. таких деяний, которые запрещены законом или явно противоречат предъявляемым законом либо подзаконным нормативным правовым актом требованиям. Причем лицо должно осознавать незаконный характер своего деяния.

Субъектпосягательства, предусмотренного по ст. 291УК, — общий, т. е. физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста. Более того, в отличие от взятки (ст.

291 УК), при провокации это лицо действует с прямым умыслом в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа.

В связи с этим было бы правильным предусмотреть ответственность за получение взятки лицами, которые в прошлом занимали государственные должности РФ или государственные должности субъектов РФ, глав органов местного самоуправления, если вознаграждение получено ими в связи с действиями (бездействием) в период пребывания в какой-либо из этих должностей, совершенные с использованием полномочий или возможностей, связанных с этими должностями 37.

П. «б ст. 290 и в ч. 2 ст. 291 УК предусматривает неоднократность как особо квалифицирующий признак получения взятки и квалифицирующий признак дачи взятки.

Под неоднократностью получения и дачи взятки подразумевается совершение того же преступления как лицом, ранее не осуждавшимся, так и лицом, ранее осуждавшимся соответственно за получение или за дачу взятки.

Проблемы квалификации взяточничества: Автореф. дис. М. 1992.

Под должностным положением, способствующим совершению определенных действий в пользу взяткодателя со стороны указанных должностных лиц, следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя.

При этом судам следует иметь в виду, что использование личных отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование должностного положения. К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности.

2.2.2 Квалифицированные признаки дачи взятки

Дача взятки (ст. 291 УК РФ).

Субъектом дачи взятки может быть любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Субъективная сторона состава дачи взятки характеризуется виной в виде прямого умысла: виновный сознает, что он передает должностному лицу незаконное вознаграждение, и желает этого.

Однако если субъект все-таки добросовестно заблуждался относительно оснований передачи взятки, счи- тая, что это не вознаграждение, либо не осознавая его неправомерность, то в этом варианте состав дачи взятки отсутствует.

Цели и мотивы дачи взятки могут быть самые различные. Сюда можно отнести побуждения, как личного порядка, так и корыстные, желание добиться намеченного результата в обход закона или отблагодарить получателя взятки за решение, принятое в пользу взяткодателя, освободиться от ответственности и т.п.

Однако взятка берется и дается за служебные действия (бездействие) должностного лица в интересах самого взяткодателя или представляемых им физических или юридических лиц.

Это могут быть интересы членов семьи взяткодателя, других его родственников или близких лиц, а также интересы коммерческих и некоммерческих организаций, государственных или муниципальных органов или учреждений, которыми руководит или доверенным лицом которых является взяткодатель.

Квалифицированным составом получения взятки является ее получение за незаконные действия (бездействия), т.е. такие действия, которые противоречат законодательству в той сфере, где взяткополучатель осуществляет должностные полномочия.

Часть 2 ст. 290 УК РФ устанавливает ответственность за незаконные действия (бездействие). Они могут выражаться в совершении за материальное вознаграждение как преступлений, например, злоупотребления должностными полномочиями, должностного подлога, так и иных правонарушений, относящихся к категории должностных проступков.

случае, если предложенная не принята, то действия взяткодателя следует квалифицировать как покушение на дачу взятки. Таким образом, оценка действий взяткодателя зависит от действий, которому предлагается. С субъективной стороны дача взятки характеризуется виной в форме прямого умысла.

Умыслом взяткодателя охватывается сознание того, что он передает должностному лицу незаконное материальное вознаграждение за которая должна способствовать раскрытию фактов взяточничества и доказыванию вины взяточников.

УДК 343.35

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ВИДЫ ДАЧИ ВЗЯТКИ

© Никонов П. В., 2013

Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, г. Иркутск

Статья посвящена анализу квалифицированных видов дачи взятки. Изменение уголовного закона об ответственности за взяточничество требует его правильного понимания и применения. В этой связи важная роль отведена руководящим разъяснениям Верховного Суда РФ, призванным формировать единообразную судебную практику, основанную на толковании уголовного закона в соответствии с его смыслом и социальным назначением. Научное обоснование принимаемых правовых решений субъектами квалификационной практики также является залогом эффективной деятельности в борьбе со взяточничеством.

Ключевые слова: уголовная ответственность за дачу взятки; судебно-следственная практика; квалифицированные виды дачи взятки; дача взятки за незаконные действия (бездействие); соучастие в даче взятки; посредничество во взяточничестве; размер взятки.

В настоящее время актуальным направлением в деятельности правоохранительных органов является борьба со взяточничеством.

В целях усиления уголовно-правового противодействия рассматриваемому виду преступной деятельности законодатель осуществляет нормотворческую деятельность, направленную на более глубокую дифференциацию уголовной ответственности, следствием которой являются изменения и дополнения, вносимые в соответствующие статьи Уголовного кодекса РФ. Не является в этом смысле исключением статья, предусматривающая ответственность за дачу взятки.

Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 97 была изменена редакция ст. 291 УК РФ, которая ранее предусматривала только один квалифицирующий признак: «Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие)» [1].

В числе прочих нововведений, обсуждение и комментирование которых не является предметом настоящей статьи, стало дополнение состава дачи взятки такими отягчающими обстоятельствами, как дача взятки иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, совершенная в значительном, крупном и особо крупном размерах.

Несмотря на то, что в обновленной редакции исследуемая статья существует уже более двух лет, в доктрине уголовного права, в деятельности субъектов правоприменения продолжают оставаться вопросы и проблемы квалификационного характера, разрешение которых имеет важное значение для правильного понимания и применения соответствующих норм материального права.

В связи с этим последовательно проанализируем обстоятельства, с которыми законодатель связывает усиление уголовной ответственности за дачу взятки.

Во исполнение принятых Российской Федерацией международных обязательств по предупреждению и искоренению коррупции [2], законодатель в качестве субъекта получения взятки наряду с должностным лицом предусмотрел иностранное должностное лицо и должностное лицо публичной международной организации.

В ч. 2 ст. 291 УК РФ установлена ответственность за дачу взятки указанной выше категории субъектов, понимание которых требует дополнительных разъяснений.

Так, в соответствии с п. 2 примечания к ст. 290 УК РФ, под иностранным должностным лицом понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо

публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия. Под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени [3].

В то же время Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» разъясняет, что к иностранным должностным лицам и должностным лицам публичных международных организаций следует относить лиц, признаваемых таковыми международными договорами Российской Федерации в области противодействия коррупции.

Так, к иностранным должностным лицам могут быть отнесены, например, министр, мэр, судья, прокурор.

К должностным лицам публичной международной организации относятся, в частности, члены парламентских собраний международных организаций, участником которых является Российская Федерация; лица, занимающие судебные должности любого международного суда, юрисдикция которого признана Российской Федерацией [4].

Начальным этапом осуществления взяточничества является непосредственная дача взятки должностному лицу. Подобные действия являются провоцирующими, создающими определенный соблазн получения материальной выгоды для указанного субъекта. При этом действующее уголовное законодательство рассматривает такое поведение человека в качестве неправомерного, устанавливая за него определенные меры ответственности.

Кроме части 1, ст. 291 Кодекса имеет в своем составе еще 4 части. Именно они раскрывают дачу взятки при отягчающих обстоятельствах:

  • значительный размер (от 25 000 рублей до 150 000 рублей);
  • совершение должностным лицом заведомо незаконных действий;
  • группа лиц по предварительному сговору, организованная группа, крупный размер (150 000 – 1 000 000 рублей);
  • особо крупный размер (более 1 000 000 рублей).

В этих случаях действующим законодательством установлены более строгие меры ответственности.

В качестве санкции ч. 1 ст. 291 Кодекса устанавливает следующее наказание за дачу взятки:

  1. Штраф до 500 000 рублей (либо полученный доход осужденного за период до года). Кроме этого, штраф за взятку в России может исчисляться в кратном выражении к предмету взятки, в указанном случае – от 5 до 30-кратной сумме взятки.
  2. Исправительные работы на срок до 2 лет.
  3. Принудительные работы до 3 лет.
  4. Лишение свободы до 2 лет.

Важно: при назначении исправительных работ или лишения свободы судом может быть назначено, помимо основного вида наказания, еще и дополнительное – лишение права занимать определенные должности или вести определенную деятельность на срок до 3 лет.

Получение взятки регламентировано ст. 290 УК России, а также ранее рассмотренным Постановлением Пленума ВС РФ № 24 от 09.07.2013 г.

Как и дача, получение взятки имеет определенные признаки, позволяющие квалифицировать неправомерное поведение должностного лица в качестве преступного:

  1. Объектом получения взятки также будет являться основанная на законе деятельность государственных органов;
  2. Объективная сторона характеризуется действиями по принятию предмета взятки (лично или через посредника). Сюда же включаются действия должностного лица, направленные на выполнение «просьбы» взяткодателя. При этом для окончания преступления достаточно самого факта принятия взятки.

Важно: требование взятки должностным лицом при отсутствии фактического передачи предмета будет квалифицироваться как покушение на получение взятки.

  1. Субъект в рассматриваемом случае – должностное лицо.
  2. Субъективная сторона состава преступления определяет прямой умысел в качестве формы вины.

Получение взятки (статья 290 УК РФ)

В качестве наказания за получение взятки (ч. 1 ст. 290 УК) уголовный закон называет:

  • штраф до 1 000 000 рублей, либо доход осужденного за период до 2 лет, либо в размере от 10 до 50-кратной величины стоимости взятки;
  • исправительные работы от 1 года до 2 лет;
  • принудительные работы на срок до 5 лет;
  • лишение свободы сроком до 3 лет.

Важно: при применении любого из вышеперечисленного вида наказания судья может назначить виновному лицу дополнительное наказание в виде запрета на осуществление определенного рода деятельности сроком до 3 лет, а при назначении наказания в виде лишения свободы – штраф.

За совершение рассматриваемого преступления предусмотрены следующие виды наказаний:

  • штраф до 500 тыс рублей, либо в размере дохода виновного за период до 1 года, либо в размере 5—30-кратной суммы взятки;
  • до 2 лет исправработ (возможная дополнительная санкция — запрет занимать некоторые должности или осуществлять какую-либо деятельность сроком до 3 лет);
  • до 3 лет принудительных работ;
  • до 2 лет тюремного заключения (возможная дополнительная санкция — штраф, величина которого равняется 5—10-кратной сумме взятки).

За совершение квалифицированных составов, предусмотренных ч.2—5 ст.291 УК РФ, гражданина ждет повышенная ответственность. Так, например, за взяточничество в особо крупном размере гражданин может быть лишён свободы сроком на 8—15 лет.

Гражданин не привлекается к уголовной ответственности за дачу взятки по ст.291 УК РФ, если он помогает в расследовании данного дела, если в отношении него имело место вымогательство, либо если субъект добровольно признался правоохранительным органам в даче взятки.

Очень многие россияне совершают взяточничество не «по своей воле», а из-за нежелания властей и госслужащих решить их вопрос легальным путем. Граждан вынуждают платить, например, главврачам за проведение серьезных операций без очереди, руководителям учебных заведений за зачисление своего ребенка в хорошую школу или детский сад и т.д. В этих условиях физлица становятся фактическими жертвами бюрократической системы, привлекаясь к ответственности за взяточничество.

Следовательно, если против Вас выдвинуто обвинение по ст.291 УК РФ — не теряйте времени и срочно обращайтесь в АК «Судебный адвокат». Наши опытные адвокаты помогут доказать Вашу невиновность, добиться прекращения уголовного дела, либо максимально смягчить наказание. Мы оказываем правовую помощь на всех этапах уголовного судопроизводства, начиная с доследственной проверки и заканчивая судебными разбирательствами.

Помните, что закон дает немало возможностей освобождения от уголовной ответственности по ст.291 УК РФ — воспользуйтесь ими с помощью специалистов АК «Судебный адвокат»!

Введение.

ГЛАВА I: Уголовно-правовые аспекты получения взятки в международном, зарубежном законодательстве и законодательстве стран-членов СНГ.

1.1 Уголовно-правовые аспекты получения взятки в международном законодательстве.

1.2 Уголовно-правовые аспекты получения взятки в зарубежном законодательстве.

1.3 Уголовно-правовые аспекты получения взятки в законодательстве стран СНГ.

ГЛАВА II: Юридический анализ состава получение взятки

2.1. Получение взятки как наиболее опасное проявление коррупции и его место в системе коррупционных преступлений

2.2 Объект преступления.

2.3 Объективная сторона получения взятки.

2.4 Субъект преступления

2.5 Субъективная сторона получения взятки.

ГЛАВА III: Квалифицированные виды получения взятки

3.1 Квалифицирующий признак получения взятки, предусмотренный ч. 2 ст. 290 УК РФ.

3.2 Квалифицирующий признак получения взятки, предусмотренный ч. 3 ст. 290 УК РФ.

3.3 Особо квалифицирующие признаки получения взятки, предусмотренные ч. 4 ст. 290 УК РФ.

3.3.1 Получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

3.3.2 Неоднократное получение взятки.

3.3.3 Получение взятки, сопряженное с вымогательством.

3.3.4 Получение взятки в крупном размере.

Статья 290 ук рф получение взятки наказание

Получение взятки (ст. 290 УК РФ) предполагает принятие служащим денежных средств, ценных бумаг, прочего имущества либо выгод за бездействия/действия в пользу субъекта, передающего эти объекты, или лиц, представляемых им, если они входят в полномочия этого сотрудника или он в силу своего положения может поспособствовать таким действиям/бездействиям. Наказание предусматривается и в том случае, если за незаконное вознаграждение виновный обещает покровительство либо попустительство по службе. Данные деяния образуют общий состав получения взятки. Он устанавливается в ч. 1 указанной выше нормы.

Получение взятки УК РФ относит к преступлениям против интересов госслужбы, государственной власти. Это деяние является посягательством на нормальное функционирование аппарата госуправления. В качестве одного из ключевых принципов его работы выступает публично-правовой, законный порядок оплаты труда его сотрудников. Они не имеют права принимать от организаций и граждан никакие вознаграждения (деньги, подарки, ссуды, оплату отдыха или развлечений, компенсацию транспортных расходов и так далее), связанные с исполнением ими своих обязанностей.

Получение взятки УК расценивает как элемент, разлагающий нормальную работу административного аппарата. Это преступление дискредитирует управленческие и властные структуры муниципальных и государственных институтов, подрывает их авторитет, ставит под сомнение их компетентность. Такого рода посягательства дают представление о продажности уполномоченных органов, возможности решать вопросы посредством подкупа служащих. Зачастую получение взятки должностным лицом связано с попустительством или прямым содействием ОПГ, хищениями, контрабандой, незаконным оборотом запрещенных веществ и предметов, налоговыми преступлениями, препятствованием свободной предпринимательской деятельности и прочими деяниями. Это, несомненно, усиливает общественную опасность рассматриваемого посягательства.

По действующему законодательству, муниципальным и государственным служащим запрещено выполнять какую-либо оплачиваемую работу, за исключением научной, педагогической или другой творческой, получать гонорары за выступления и публикации в качестве сотрудников органов управления. Вместе с этим нарушение данного ограничения само по себе не может выступать автоматически как получение взятки. Преступление будет иметь место только в том случае, если работа не выполнялась фактически либо оплаченные действия состояли в исполнении обычных служебных обязанностей.

В норме 290 УК РФ получение взятки предполагает ответные:

  1. Бездействия/действия в пользу передающего или представляемых им субъектов, которые входят в служебные полномочия принимающего.
  2. Пособничество в осуществлении или неосуществлении мероприятий.
  3. Покровительство по службе или попустительство.
  4. Незаконные бездействия/действия в пользу передающего или субъектов, которых он представляет.

В первом случае получение взятки осуществляется за правомерные последующие поведенческие акты виновного. Такими бездействиями/действиями не нарушаются его служебные обязанности. Они не выходят за пределы его полномочий. Другими словами, данные поведенческие акты виновный имел право или был обязан совершить.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *