- Транспортное право

Сроки проведения автотехнической экспертизы после дтп

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сроки проведения автотехнической экспертизы после дтп». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Проведение экспертизы после ДТП осуществляется, когда разрешить спор, не привлекая специалиста − сложно, а причиненный ущерб велик. Этот факт, вместе с несговорчивостью пострадавшей стороны − усугубляет дело.

Круг задач по судебной автотехнической экспертизе большой:

  1. Анализ сложных ситуаций, появляющихся при ДТП.
  2. Разрешение споров с привлечением специалистов, обладающих автотехническими знаниями.
  3. Определение размера материального ущерба, когда потерпевший не согласен на досудебное урегулирование вопроса.

Сроки проведения экспертизы после ДТП

Исходя из целей, методик и объектов автотехнические экспертизы при ДТП подразделяются на виды:

  • анализ обстоятельств происшествия;
  • экспертиза тех. состояния авто;
  • транспортно-трасологическая экспертиза оставшихся после ДТП следов (на том месте, где произошла авария, на ТС);
  • анализ дорожного полотна;
  • автотовароведческая экспертиза (оценивает стоимость ТС и ремонта, необходимого, чтобы восстановить авто после ДТП).

Часто появляются вопросы, которые обуславливают необходимость постановки задач эксперту. Они относятся к разновидностям экспертиз.

Целесообразно отмечать в постановлении о проведении экспертизы автомобиля после ДТП, ее наименование, к примеру, «автотехническая экспертиза».

Для пострадавшей и виновной стороны важен срок, когда проводят экспертизы. Он регламентирован требованиями, установленными законодательством РФ.

При наличии у виновника происшествия полиса ОСАГО, и если пострадавший в аварии подал подготовленные для экспертизы документы, страховщик осуществляет автоэкспертизу на протяжении 5 рабочих дней.

Затягивание страховщиком сроков негативно сказывается на процессе расследования. Пострадавший участник может обратиться к независимому автоэксперту. Он находит компанию, которая оценивает убыток от повреждений автомобиля. Официальный отчет отправляется в страховую для получения возмещения.

Когда заинтересованное лицо самостоятельно проводит экспертизу и другие мероприятия, важно соблюдать порядок действий. Нельзя пропускать сроки отправки отчета участникам процесса, включая страховую компанию.

Лицам, проживающим в одном городе, уведомление подается за 3 дня до ее проведения. В остальных случаях срок составляет 6 дней. День, когда отправляется уведомление по почте учитываться не должен, как и день проведения осмотра. Полученные результаты предоставляются заинтересованному лицу в установленные сторонами сроки — около 10 дней.

Из закона все понятно: экспертиза авто проводится для того, чтобы установить обстоятельства дорожно-транспортного происшествия и оценку ущерба, причиненного транспортному средству. Но сколько придется заплатить за ее проведение? Хочется отметить, что законодатель не устанавливает определенную стоимость за автотехническую экспертизу, в связи с чем эксперт сам устанавливает стоимость работы, учитывая тип транспортного средства и степень его поврежденности. Единственное, что законодатель усмотрел это то, что в вопросе ценообразования не допускается формирование стоимости оценки от окончательной стоимости пострадавшего авто.

Если вы проводите экспертизу по страховому полису ОСАГО, то стоит учесть информацию из Федерального закона от 25.04.2002 №40-ФЗ Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

В соответствии с действующим законодательством РФ, если у виновника ДТП имеется полис ОСАГО, а пострадавшее лицо подало заявление и иные документы запрашиваемые страховой компанией, то страховая компания виновника обязана организовать проведение автотехнической экспертизы в течение 5 рабочих дней.

Если страховщиком затягиваются сроки проведения экспертизы, сторона, пострадавшая в ДТП, имеет право обратиться за проведением независимой экспертизы в любую оценочную компанию по своему выбору. По результатам независимой автоэскпертизы, отчет о результатах предоставляется в страховую виновника аварии.

Если вы самостоятельно организовали экспертизу, то помните о порядке и сроках приглашения заинтересованных лиц на ее проведение. Это очень важное требование, несоблюдение которого влечет определенные последствия. Сроки уведомления следующие: все заинтересованные стороны проживают в одном регионе (Москва) необходимо подать телеграмму за 3 рабочих дня, в ином случае (Московская область) за 6 рабочих дней. Как правило, результаты передаются заказчику в срок, не превышающий 10 дней.

Автотехническая экспертиза – это оценка общего технического состояния автомобиля, а также установление стоимости ущерба, который был нанесен транспортному средству. Помимо прочего, эксперт дает оценку тому, как именно могли быть получены те или иные повреждения. Автотехническая экспертиза может быть проведена в отношении не только легковых автомобилей, но и мотоциклов, общественного транспорта и даже сельскохозяйственной спецтехники.

Для того чтобы в рамках расследования была проведена экспертиза, Вам потребуется следовать установленным правилам. Для соблюдения процессуального порядка Вам необходимо подать ходатайство о проведении экспертизы. В таком случае она не только будет иметь юридическую силу, но и будет полностью законной.

Четко прописанной формы составления ходатайства не существует, однако настоятельно рекомендуется соблюдать стандартные правила написания заявлений. Согласно им, ходатайство должно состоять из таких частей, как:

  • Вводная часть. В ней содержится информация о получателе ходатайства, реквизиты, как его, так и Ваши. Должны быть указаны полные данные о каждой стороне;
  • Информационная часть. Она является самой важной во всех заявлениях, поскольку должна содержать все необходимые аргументы, основания и факты. Именно к написанию этой части следует относиться особенно ответственно, ведь, верно заполненная, она является практически гарантией исполнения необходимых требований. В случае с ходатайством о необходимости экспертизы Вам также потребуется указать, какой именно ее вид может потребоваться;
  • Резолютивная часть. В ней указываются требования, а также вопросы, которые потребуется разрешить эксперту. Помимо самого прошения, часть состоит из списка дополнительных документов, которые будут фигурировать в роли доказательной базы. Именно они будут подтверждать правдивость Ваших слов.

Назначение и проведение автотехнической экспертизы в 2020 году

Главной задачей, которую призвана решать автотехническая экспертиза, является оказание экспертной помощи при расследовании причин и обстоятельств дорожно-транспортных происшествий.

Данный вид экспертизы позволяет дать ответ на совокупность вопросов, которые условно можно разделить на следующие категории :

  1. Вопросы, относящиеся к определению технических характеристик и параметров дорожной обстановки.

    Например, определение показателей сцепления дорожного покрытия, коэффициентов ускорения, торможения, сопротивления качению, траекторий, величин времени движения автомобилей до и после их столкновения и других физических показателей.

    Основная цель – определение исходных физических показателей и величин, необходимых для выполнения экспертного исследования.

  2. Вопросы, касающиеся анализа действий водителей при управлении ими транспортными средствами.

    Эксперт анализирует и дает оценку действиям водителей с точки зрения правильности и последовательности выполнения ими приемов управления транспортными средствами применительно к конкретной дорожной обстановке.

    Основная цель — ответ на вопрос о степени соответствия действий участников ДТП – водителей транспортных средств, техническим требованиям ПДД РФ и приемам управления транспортными средствами и установления так называемой технической причинно-следственной связи между действиями водителей и наступившим авто происшествием.

    В случаях, когда поведение водителей в ходе происшествия и сразу после него не соответствовало предписаниям, установленным ПДД РФ, перед экспертом следует поставить соответствующие вопросы.

    Статьи в помощь:

    Ответственность и наказание за оставление места ДТП

    Порядок и последовательность действий водителя при оформлении ДТП

    а) Вопросы, связанные с исследованием механизма происшествия и определения параметров движения транспортных средств на различных этапах (фазах) дорожно-транспортного происшествия.

    Например, определение скорости и времени движения транспортного средства от момента его торможения до момента столкновения или наезда, расположения транспортных средств и пешеходов относительно друг друга в различные периоды происшествия.

    Основная цель – ответ на вопрос о наличии (отсутствии) у водителей транспортных средств – участников происшествия, технической возможности избежать (предотвратить ) происшествие.

    б) Вопросы, о так называемой «технической достоверности» показаний очевидцев и участников ДТП.

    В ходе производства (рассмотрения) дел о дорожно-транспортных происшествиях должностные лица правоохранительных органов и суда сталкиваются с необходимостью анализа показаний свидетелей и участников происшествия на предмет их правдивости и фактической достоверности.

    Часто показания участников происшествия и его очевидцев противоречат друг другу.

    Должностные лица правоохранительных органов и суда, осуществляющие производство по делам о дорожно-транспортных происшествиях, не обладают специальными знаниями в технических вопросах и поэтому не способны оценить достоверность той или иной информации.

    В таких случаях основной целью является ответ на вопросы о степени соответствия показаний конкретного лица, техническим данным, установленным и подтвержденным экспертизой.

    Например, водитель автомобиля, допустивший наезд на пешехода, переходящего проезжую часть дороги вне пешеходного перехода, с целью избежать ответственности за совершенное правонарушение, в своих показаниях намеренно занижает величину скорости движения, с которой он двигался перед происшествием.

    Зафиксированные на месте ДТП следы торможения автомобиля, при их анализе экспертом–автотехником, безошибочно и обоснованно изобличат недобросовестного водителя в недостоверности сообщенных им сведений о скорости движения.

    Расчетная величина скорости движения автомобиля, полученная в ходе экспертного исследования, будет положена в основу обвинительного решения следователя (суда).

Автотехническая экспертиза по делам о дорожных автоприсшествиях назначается как на стадии их расследования, при проведении дознания и предварительного следствия, так и при рассмотрении этих дел в судах.

Правовые основы назначения и проведения автотехнических экспертиз при ДТП, регламентированы кодифицированным процессуальным законодательством соответствующих отраслей права – административным — КРФ об АП, уголовно- процессуальным — УПК РФ, гражданским процессуальным — ГПК РФ, арбитражным процессуальным — АПК РФ.

Статьи в помощь:

Как оспорить независимую экспертизу по ДТП

Независимая экспертиза после ДТП

Основной целью рассматриваемой стадии является оценка заключения эксперта.

Само заключение состоит из вводной, исследовательской и заключительной частей, содержащей ответы на поставленные вопросы.

Вводная часть включает в себя сведения об эксперте, содержит информацию о разъяснении ему предусмотренной законом ответственности за дачу заведомо ложного заключения, исходные данные и формулировку вопросов, поставленных перед экспертом.

Исследовательская часть представляет собой развернутое и обоснованное аналитическое исследование, подтвержденное инженерными расчетами, основанными на положениях законов физики и теории устройства транспортных средств.

В этой части эксперт описывает алгоритм исследования и применяемые им методики, приводит данные выбираемые им из справочников, ГОСТов, технических условий.

Выбранные экспертом данные применяются в расчетах, которые являются основанием для ответов на поставленные дознавателем (следователем), судом вопросы. Указание на источник этих данных обязателен.

Заключительная часть (выводы) представляет собой сформулированные на основании исследования развернутые ответы на поставленные перед экспертом вопросы.

Таким образом, при ознакомлении с заключением эксперта проверяются соответствие исходных данных, указанных в постановлении о назначении автотехнической экспертизы, данным, применяемым экспертом при исследовании.

Выясняется обоснованность применения экспертом величин выбираемых им самостоятельно из справочников и ГОСТов.

При необходимости эксперт может быть допрошен по вопросам, связанным с проведенным им исследованием, вызван в судебное заседание для дачи разъяснения экспертного заключения.

В заключение статьи считаю важным дополнить, что автотехническая экспертиза, при правильном подходе в ее организации и проведении, является наиболее эффективным способом установления истины по делу.

  • Все о ДТП и автостраховании

Когда случаются ДТП, важно четко определить необходимые действия для разрешения ситуации с учетом выплат для ремонта транспортного средства.

Желание страховых компаний сэкономить на компенсациях может иметь негативные последствия для пострадавшего лица.

В статье рассмотрим, как происходит оценка авто после аварии страховой компанией, а также узнаем о сроках и проведении независимой экспертизы.

В случае участия в ДТП, если водитель не является его виновником, возмещение ущерба должна покрыть страховая компания (СК) виновника аварии.

Страховой агент должен назначить оценочную экспертизу, осуществить которую может сама компания, если в ее штате есть эксперт-техник, имеющий специальное образование. Также страховая компания может обратиться в независимую фирму для проведения исследования. Данные действия являются частым явлением, и экспертиза проводится специалистами фирмы, с которой у СК заключен договор. Подробнее о том, чем руководствуется страховая компания при определении размера компенсации и почему занижает стоимость ремонта, читайте тут.

Осуществление осмотра или проведение независимой экспертизы должно осуществляться СК в течение пяти рабочих дней с момента получения заявления (п. 3.11 Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).

Оценка ущерба включает в себя выявление скрытых повреждений, которые имеют отношение к ДТП. Скрытые дефекты также должны быть внесены в акт.

Согласно 12 статьи ФЗ № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.02.2002 (далее ФЗ №40), в частности п. 21 после завершения экспертизы страховая компания должна осуществить страховую выплату пострадавшему в течении 20 дней (за исключением праздничных дней) или выдать направление на ремонт ТС.

Обратиться к независимой компании, которая сможет дать объективную оценку поврежденному ТС можно в случае несогласия с расчетами, полученными от страховщиков.

Если экспертиза не была организована СК в пятидневный срок, владелец в праве обратиться в независимую компанию и предоставить в последствии ее акт осмотра, результаты которого СК должна принять безоговорочно в качестве основания для назначения выплат (п. 3.12 Положения Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).

Независимая экспертиза может понадобиться для:

  1. расследования причины ДТП;
  2. установления скрытых повреждений;
  3. составления списка всех необходимых работ для ремонта транспорта после аварии.

Статья 12.1 ФЗ № 40 регулирует проведение экспертизы. Закон определяет ее цели, а также уточняет квалификацию лиц, имеющих право ее осуществлять.

Вместе со всеми необходимыми документами, заключение независимой компании должно быть предоставлено страховщикам в обязательном порядке согласно Правил ОСАГО:

  • определение размера убытков, причиненных в результате ДТП;
  • страховая фирма предлагает компенсацию, которая не соответствует сумме ремонта;
  • сумма полноценного ремонта превышает максимальный порог выплат по ОСАГО (400 000 рублей);
  • необходимость в объективной информации в расчетах для виновника ДТП (в случае, когда он не согласен с установленной суммой выплат).

Осуществить независимую экспертизу лучше всего в узконаправленной компании, которая специализируется только на повреждениях после ДТП.

Поскольку отчет о проделанной работе достаточно емкий процесс, предполагающий перечень повреждений, детальное описание скрытых поломок, расчеты и другую важную информацию, ориентироваться лучше всего на экспертов, составляющих заключения для суда. Здесь велика вероятность отсутствия каких-либо ошибок и неточностей. Также, при необходимости обращения в суд, грамотно составленное заключение будет необходимо.

Критерии выбора независимой фирмы:

  1. Время существования предприятия на рынке. Чтобы избежать сотрудничества с недобросовестными фирмами, а также не стать жертвой неблагонадежных фирм (однодневок), стоит убедиться, что компания не один год занимается этой деятельностью.
  2. Возможность документального подтверждения сотрудничества. При обращении в экспертную компанию, необходимо поинтересоваться заключает ли она договоры на проведение работ и выдает ли чеки по факту их окончания. На компенсацию затрат по проведению независимой оценки можно рассчитывать только при наличии этих документов.
  3. Наличие положительной репутации среди клиентов. Можно изучить отзывы о работе компании и убедиться в ее надежности и профессионализме, а также уточнить процент успешно оконченных экспертиз.
  4. Квалификация и соответствие сотрудников установленным нормам законодательства.

Детальнее о том, как правильно выбрать независимого эксперта, мы рассказывали в этой статье.

Провести исследование может как государственное, так и коммерческое предприятие, соблюдая правовые нюансы квалификации сотрудников. К проведению экспертизы может быть допущен только специалист (техник-эксперт), внесенный в государственный реестр.

Требования к таким сотрудникам, с учетом требований к их профессиональным навыкам устанавливаются Приказом Минтранса России от 22.09.2016 № 277.

Эксперты несут ответственность за предоставление некорректной информации и в случае, если результаты недостоверной экспертизы повлекут за собой убытки, технический эксперт обязан их возместить в соответствии с 5-м пунктом статьи 12.1 ФЗ №40.

Компании, проводящие независимую экспертизу после ДТП должны являться членами саморегулируемой организации оценщиков и иметь полис обязательного страхования ответственности оценщика (согласно ст. 15.1 ФЗ №135 «Об оценочной деятельности в РФ»). В противном случае результат экспертизы будет считаться недействительным.

После выбора компании, где будет производиться исследование, оценочные работы производятся в определенном порядке.

  1. Заключение договора на оказание услуг. Здесь указываются общие права, обязанности сторон, а также сроки, в которые должна быть проведена экспертиза.
  2. Предоставление пакета документов заказчиком. Подробнее скажем, какие именно документы нужны для независимой оценки состояния авто. К ним относятся регистрационные документы на машину (свидетельство о регистрации транспортного средства и ПТС), копия паспорта заказчика, копия справки о ДТП. Дополнительно могут потребоваться: акт осмотра автомобиля страховщиками и заключение экспертной оценки, если такая имела место.
  3. Определение даты и времени проведения экспертизы. Процедура оценки состояния и подсчёта полученного в ДТП материального ущерба обычно занимает не более 3-х суток, при сложных деформациях кузова и повреждениях ТС до 8 суток.
  4. Уведомление участников ДТП и страхового агента о проведении независимой оценки. Сообщить о проведении независимой экспертизы лучше всего с помощью заказного письма с уведомлением (о том, как сообщить виновнику ДТП о проведении независимой экспертизы, читайте здесь). Документальное подтверждение действий заказчика поможет избежать неприятных ситуаций, если дело дойдет до суда. Экспертиза не потеряет своей законности даже в случае, если участники ДТП или представители страховой компании не будут присутствовать при ее проведении.
  5. Проведение осмотра автомобиля с фиксацией повреждений на фотокамеру. Этот этап является обязательным, т.к. станет фактическим подтверждением проведенных в будущем расчетов при предоставлении заключения в страховую компанию или суд.
  6. Проведение работ для калькуляции ущерба. Работы проводятся с помощью специального оборудования.
  7. Проведение расчетов для определения размера ущерба. Калькуляция производится в соответствии с Положением Банка России № 432-П от 19.09.2014 г.
  8. Получение заключения. Текст документа должен содержать список всех повреждений, которые были получены в результате аварии, опись технологии восстановительного ремонта, определение объема ремонтных и дополнительных работ и полную стоимость восстановительных работ.
  • Скачать бланк договора о проведении экспертизы
  • Скачать образец договора о проведении экспертизы
  • Скачать бланк заключения экспертизы
  • Скачать образец заключения экспертизы

Несмотря на то, что понятие «независимая экспертиза» не закреплено законодательно, оно упоминается в ФЗ № 40 об ОСАГО.

Оспорить независимую экспертизу довольно сложно. Это можно сделать если выводы, приведенные в заключении, не соответствуют фактическим обстоятельствам, а также при нарушении закона в ходе проведения экспертизы. В некоторых случаях приходится делать повторную экспертизу чтобы выявить недобросовестную работу после проведения ремонта на СТО, которое сотрудничает со страховой компанией. О проведении независимой экспертизы после ремонта автомобиля можете узнать тут.

Основания для проведения повторного исследования предусмотрены п. 2 ст. 87 АПК РФ:

  1. Наличие необоснованных выводов, недостаточной ясности заключения.
  2. Возникновение сомнений, противоречий в экспертном заключении.

Повторные действия может проводить тот же эксперт или другой специалист. В случаях, когда эксперт не имеет аккредитации в соответствии с требованиями закона, проведенное им исследование будет аннулировано.

Во время проведения независимой оценки после ДТП очень важно внимательно изучать представленные материалы и присутствовать во время диагностики. Прибегнуть к помощи самостоятельных компаний и получить объективную оценку стоимости нанесенного ущерба стоит для того, чтобы избежать недобросовестного подхода страховой компании и не оплачивать часть ремонта самостоятельно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: pravovoi.center

Автотехническая экспертиза автомобиля

После проведения всех необходимых исследований эксперт-техник в письменном виде предоставляет заключение автотехнической экспертизы заказчику процедуры и суду. Документ должен состоять из следующих частей:

  1. Введение: разъяснение законных прав участников ДТП, их обязанностей и ответственности за предоставление ложных сведений.
  2. Исследование: развёрнутое описание обстоятельств ДТП. Эксперт-техник должен представить перечень проведённых работ, использованные методики, а также госты и технические условия, которыми он руководствовался при проведении процедуры.
  3. Заключение: окончательные выводы о причинах ДТП. Эта часть документа должна содержать подробные ответы на вопросы, имеющиеся в тексте ходатайства.

Выявленные в ходе автотехнической экспертизы обстоятельства могут стать неоспоримым подтверждением виновности или невиновности участника ДТП, а также установить масштабы причинённого имущественного вреда. Эксперт несёт полную ответственность за представленную информацию в своём заключении. При необходимости его могут вызвать на судебное заседание для устного разъяснения результатов исследований, а также для получения ответов на возникшие вопросы прокурора, судьи или адвоката.

Оценка стоимости ремонта авто складывается из нескольких составляющих:

  • модели автомобиля и необходимых для ремонта запчастей;
  • стоимости запчастей;
  • степени изношенности деталей;
  • характера полученных повреждений;
  • степени сложности демонтажа, ремонтных работ, установки;
  • доступности деталей на российском рынке.

Проведение оценочных работ регламентируется Положением Банка России от 19.04.2014 № 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства». Такой подход к проведению оценочной экспертизы предусмотрен Федеральным законом об ОСАГО № 40-ФЗ (ст. 12.1, ч.3).

Точная стоимость запчастей и ремонтных работ зависит от обстоятельств ДТП и определяется в соответствии с порядком расчёта:

  • расходов, необходимых для приобретения материалов и запчастей — принимается во внимание стоимость не только самих деталей, но и восстановительных работ;
  • степени износа деталей, требующих замены, срока эксплуатации, пробега машины;
  • остатков автомобиля при его полной гибели, годных к использованию — учитывается стоимость демонтажа, хранения, установки запчастей, соотношение стоимости неповреждённых и повреждённых деталей, объём механических повреждений.

Использование формулы для самостоятельного расчёта стоимости автомобиля после ДТП представляется затруднительным, потому что сама формула содержит много составляющих, в том числе и логарифмы. Упростить задачу предварительной оценки призван калькулятор оценки повреждений и ремонта авто онлайн.

После поступления заявления в страховую компанию с потерпевшим согласовывают дату, место, время осмотра автомобиля (Положение о правилах ОСАГО №431-П, п. 3.11). Срок представления повреждённого авто для осмотра и экспертизы после ДТП ограничен 5-ю рабочими днями.

Непосредственно экспертиза должна быть проведена за 5 рабочих дней с момента, когда потерпевший предоставил ТС. Осмотр авто проводят эксперты — представители страховщика, специалисты в области автомобильной техники.

Как оценивают ущерб при ДТП: порядок процедуры, цена, виды экспертиз

Необходимая процедура для всесторонней оценки ущерба, полученного автомобилем при ДТП, — дефектовка. Она помогает выявить не только видимые, но и скрытые повреждения, дефекты, ведущие к нарушению геометрии кузова, дефектам в подвесках.

Дефектовка проводится на специализированных СТО, занимающихся кузовным ремонтом. Оплачивается автовладельцем.

При таком обследовании обязательно присутствие представителя страховщика — квалифицированного эксперта. По результатам детального осмотра составляют акт дефектовки с перечислением всех выявленных повреждений.

В каких же ситуациях стоит обращаться к экспертам? Существует несколько случаев, когда без экспертного мнения не обойтись. Если причины аварии не очевидны или невозможно однозначно определить виновника случившегося, даже учитывая показания свидетелей и самих участников столкновения, заключение специалиста обычно становится решающим.

Но поскольку от сделанных выводов нередко зависит не только компенсация материального ущерба, но и судьба человека, которому грозит реальный тюремный срок, если в аварии получили травмы или погибли люди, не всегда мнение экспертов полностью удовлетворяет спорящие стороны. В подобных ситуациях закон предусматривает возможность для участника процесса, при несогласии с мнением специалистов, реализовывать право на ходатайство о назначении судебной экспертизы во второй или даже третий раз.

На основании ст. 79 Гражданского Процессуального Кодекса РФ от г. № 138-ФЗ каждая из сторон разбирательства имеет право обращаться к суду с ходатайством о назначении судебной автоэкспертизы. При этом стороны имеют право предлагать перечень вопросов к эксперту и подавать ходатайство о судебной автотехнической экспертизе в конкретном экспертном учреждении.

Дорожно-транспортное происшествие всегда порождает конфликтную ситуацию, которая далеко не всегда разрешается в рамках страхования ОСАГО. Во многих случаях стороны не приходят к согласию относительно обстоятельств происшествия, определения виновника, размера ущерба и т.д. В подобных случаях дело решается в суде. Для получения необходимых объективных данных может назначаться судебная автотехническая экспертиза ДТП.

Независимая экспертиза автомобиля для суда является довольно распространенной процедурой. Ее целью является предоставление суду достоверной и объективной информации относительно ключевых обстоятельств дела. Наиболее распространенным видом независимой судебной экспертизы автомобиля является определение повреждений и фактического размера ущерба транспортного средства.

Необходимость в независимой судебной экспертизе после ДТП возникает, при проведении разбирательств между автовладельцем и страховой компанией по поводу заниженного размера страховой выплаты по ОСАГО или КАСКО. Также провести независимую оценку автомобиля для суда бывает необходимо, если максимальный размер страховой выплаты не покрывает полученного ущерба, и пострадавшая сторона обращается с иском к виновнику ДТП.

Независимая экспертиза автомобиля для суда всегда назначается по определению самого суда. При этом ходатайствовать о ее проведении могут обе стороны – и истец, и ответчик. При необходимости разрешения дополнительных вопросов возможно назначение дополнительной независимой автоэкспертизы для суда.

Ни один водитель транспортного средства не застрахован от попадания в дорожно-транспортное происшествие. Чтобы получить полную компенсацию на восстановление автомобиля, потерпевшему потребуется экспертиза, которая проводится страховой компанией. Однако если потерпевший не согласен с оценкой повреждений, он имеет право провести независимую экспертизу автомобиля после ДТП и подать исковое заявление в суд. Вывод независимых экспертов является существенным аргументом в споре со страховой компанией.

Внимание! Если возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону горячей линии: +7 () 550-39-71 Бесплатный звонок для всей России.

Судебная экспертиза после ДТП — освещаем по пунктам

Как правило, потерпевший прибегает к услугам независимых экспертов для проверки объективности результатов оценки, произведенной страховщиками. Решающими факторами для принятия решения о необходимости независимой проверки авто выступают:

  1. Низкий размер страхового возмещения. Если размер выплат по полису ОСАГО или КАСКО ниже, чем ожидалось, то имеет смысл обратиться к независимым компаниям.
  2. Подготовка иска в суд на страховщика. Оспаривание результатов оценки страховщика – это нормальное явление. В большинстве случаев суд принимает во внимание доказательства истца и пересчитывает размер выплат в его пользу.
  3. Решение общих споров.
  4. Несогласие с результатами оценки, проведенной другим участником происшествия. В некоторых ситуациях результаты экспертизы, предоставленные вторым участником ДТП, не соответствуют действительности. Для того, чтобы добиться объективного представления о стоимости ремонта, достаточно обратиться к независимым оценщикам.

Правила поведения независимой оценки определены законодательством Российской Федерации. Предоставление данной услуги осуществляется в несколько этапов:

  1. Прием заявления от гражданина, которому принадлежит пострадавший в ДТП автомобиль.
  2. Подпись соглашения о предоставлении оценочных услуг.
  3. Консультация заявителя обо всех нюансах процедуры.
  4. Уведомление всех сторон происшествия о проведении независимой экспертизы.
  5. Непосредственная оценка ущерба. Во время экспертизы допускается использование специального оборудования и методик, выявляющих скрытые неисправности транспортного средства.
  6. Выдача свидетельства о проведении оценки.

Важно! К сожалению, страховые компании очень редко соглашаются с результатами независимых оценщиков и переводят спор в судебную плоскость.

Честность независимой оценки зависит, прежде всего, от выбора организации. Хорошие компании обязаны иметь в штате одного или нескольких экспертов-техников, а на их сайте в обязательном порядке должна содержаться выписка из реестра.

После выбора подходящей организации заявителю следует определить ответственного за причинение ущерба и вызвать его при помощи телеграммы или иного разрешенного законом способа.

Перед непосредственным заключением договора заявителю следует проверить наличие у мастера следующих документов:

  • диплом о профильном высшем образовании;
  • свидетельства о прохождении профессиональной подготовки;
  • бумагу, подтверждающую членство в организации оценщиков;
  • свидетельство о внесении мастера в реестр аккредитованных экспертов-техников.

Важно! Автолюбители имеют возможность самостоятельно проверить мастера на предмет соответствия вышеописанным требованиям. Для этого достаточно перейти на сайт министерства юстиции и просмотреть реестр аккредитованных специалистов. Данная услуга предоставляется бесплатно.

Заключение эксперта дает объективную оценку тем техническим параметрам и процессам, в которых стороны не являются специалистами.

Исследование обстоятельств аварии позволяет установить полную картину происходящего как во время ДТП, так и до его совершения. Специалист анализирует действия водителя, параметры движения транспортных средств и иных участников дорожно-транспортного происшествия. Заключение помогает определить виновника столкновения, а также нарушенные им ПДД.

Независимая экспертиза автомобиля после ДТП: срок проведения

Экспертное заключение является доказательством в гражданском процессе. На ней суд основывает свое решение.

Ситуации, в которых потребуется проводить автотехническое исследование:

  • споры о размере страховой выплаты;
  • споры об установлении виновника ДТП;
  • споры об определении обстоятельств аварии.

Наиболее часто встречаются случаи из первой категории. Страховые компании сотрудничают с оценочными учреждениями, которые при определении размера ущерба, нанесенного автомобилю, занижают стоимость ремонта, деталей.

Водителю в такой ситуации приходится делать независимую экспертизу и обращаться за взысканием доплаты через суд. При наличии двух экспертных заключений судья назначает проведение судебной экспертизы.

Если в дорожно-транспортном происшествии ущерб причинен не только автомобилю, но и здоровью участников, то обязательно проводится судебно-медицинская экспертиза. Она призвана оценить тяжесть вреда здоровью. В этом же исследовании предоставляется вывод о действиях водителя во время столкновения.

Важно: специалист не определяет наличие умысла в действиях участников ДТП, сделать это может только суд.

Несмотря на то, что ГПК РФ предусматривает возможность заявления устных ходатайств, прошение о назначении экспертизы подается только в письменном виде. Мало заявить о необходимости автоэкспертизы. В ходатайстве сторона должна определить примерный список вопросов, а также предложить экспертное учреждение.

Подать заявление с просьбой о назначении экспертизы может любая сторона по делу.

Российское законодательство регулирует экспертную деятельность, обязывая учреждения получать лицензии у контролирующих органов. Проведение автотехнического анализа для суда осуществляют только сертифицированные организации. В противном случае заключение не может быть принято судом.

Эксперт должен быть в списке, имеющих право на проведение судебных экспертиз, Министерства юстиции.

Сервисный центр, обслуживающий автомобиль на постоянной основе, не может проводить техническую экспертизу, поскольку признается заинтересованной стороной. Аналогично не может проводить исследование по заданию суда независимый эксперт, сотрудничающий с конкретной страховой компанией.

После назначения экспертизы суд подготавливает полный пакет документов для предоставления его в бюро. Эксперт не может самостоятельно выбирать материалы для исследования, поэтому ему изначально нужно предоставить все необходимое. Это материалы административного дела, предыдущие технические исследования и акты осмотра, фотографии, сам автомобиль.

Если автомобиль не восстановлен, он должен быть предъявлен к осмотру, и эксперт вызывает обе стороны. Если машина отремонтирована либо нет необходимости определять ущерб, анализируются документы.

Конкретный период, в который должно быть сделано заключение, законом не определен. Суды дают примерный срок на осуществление всех необходимых действий – месяц. Само проведение осмотра автомобиля занимает небольшое количество времени, от одного дня до недели.

Основная часть работы, исследование обстоятельств и составление заключения занимают наибольший период времени. Общий срок зависит от степени загруженности экспертного учреждения.

В тех случаях, когда административное или уголовное расследование заходит в тупик и вина ни одного из участников в совершении ДТП не определена, пострадавший водитель, претендующий на полное возмещение причиненного ущерба, вынужден будет обращаться в суд.

По правилам гражданского процессуального законодательства на истца возлагается обязанность доказать исковые требования, а значит и вину ответчика в причинении ущерба. Без назначения судебной автотехнической экспертизы, устанавливающей фактического виновника, такой иск не имеет ни малейших шансов быть удовлетворенным.

Истец оформляет ходатайство и приобщает его к материалам дела. Суд как правило после его рассмотрения назначает судебную АТЭ.

Образец ходатайства выглядит следующим образом

В Н-ский городской суд
Истец: Иванов Иван Иванович, проживающий по адресу: г. Н-ск, ул. Пушкина 4/19

Ответчик: Петров Петр Петрович

проживающий по адресу: г. Н-ск, ул. Ленина 32/129

ХОДАТАЙСТВО

/ о назначении судебной автотехнической экспертизы/

В целях доказательственного подтверждения исковых требований по иску о возмещении материального ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием и необходимости экспертной оценки действий водителей – участников ДТП, основанной на специальных познаниях в области автотехники, в соответствии со статьями 35, 56, 79 ГПК РФ

ПРОШУ:

1. Назначить по материалам дела судебную автотехническую экспертизу. 2. Производство экспертизы поручить экспертам Центра судебных экспертиз Центральному округу, юридический адрес: г. Н-ск пер. Доломановский, № 1893.

На разрешение экспертов поставить следующий вопросы:• Как должны были действовать водитель автомобиля Мазда 6 государственный регистрационный номер Х 292 СУ/777 Иванов И.И. и водитель автомобиля Хёндэ Х -12.

5 государственный регистрационный номер А 738 ОВ/150 в условиях дорожной обстановки на месте ДТП, произошедшего 30 августа 2017 года в 13 часов 40 минут на участке трассы М 4 100 км. + 50 м.

?• В действиях какого водителя имеются несоответствия техническим нормам и требования Правил дорожного движения РФ, состоящие в причинной связи с дорожно-транспортным происшествием?

4. Оплату экспертизы гарантирую.

Приложение: копия ходатайства для ответчика.

Истец: / И.И. Иванов/.

Автотехническая экспертиза устанавливает и исследует технические параметры транспортных средств, колесных шин, физические свойства дорожного покрытия, применительно к конкретным погодным, дорожным и метеорологическим условиям.

На основании специальных познаний эксперт – автотехник определяет степень соответствия действий водителей транспортных средств требованиям ПДД РФ. При этом решение правовых вопросов не входит в его компетенцию.

Все вопросы можно условно разделить на несколько блоков.

  • Вопросы, определяющие физические параметры и величины, являющиеся исходными при экспертном исследовании. Сред и них – коэффициенты сцепления, торможения, параметры и траектории движения пешехода и транспортных средств, их следов.
  • Вопросы, относящиеся к оценке действий водителей транспортных средств, применительно к условиям дорожно-транспортного происшествия. При этом действия оцениваются с точки зрения технических требований ПДД РФ, а не правовых. То есть речь идет о правильности использования приемов управления транспортом для обеспечения безопасности и предписаний ПДД РФ. Итогом работы эксперта по решению вопросов относящихся к этому блоку, является определение причинно-следственной связи действий учеников ДТП с фактом самого происшествия (то тесть чьи действия явились причиной автотранспортного происшествия).
  • Вопросы по определению параметров движения транспортных средств на различных этапах (стадиях) дорожного происшествия с участием транспортных средств: расчетная скорость движения перед столкновением, вероятная траектория движения, момент возникновения опасности для водителя и прочее. Решение этих вопросов позволяет определить экспертным путем наличия у водителей транспортных средств технической возможности предотвратить ДТП.
  • Вопросы анализа состоятельности противоречивых версий водителей – участников происшествия и показаний его очевидцев. То есть эксперт в определенных случаях имеет возможность либо подтвердить, либо опровергать показания указанных лиц и обосновать свои выводы путем расчетов.

В заключении статьи отметим, что автотехническая экспертиза ДТП располагает большими потенциальными возможностями. При грамотном подходе, требующим профессионализма, любое, даже самое запутанное и сложное дорожно –транспортное происшествие может быть успешно объективно расследовано.

Судебная автотехническая экспертиза (САТЭ) — род судебной инженерно-­транспортной Экспертизы. Ее суть в экспертном исследовании и установлении механизма ДТП, его обстоятельств, а также технического состояния автомобиля и дороги, психофизиологических характеристик его участников и их действий.

Экспертизу производят компетентные специалисты и экспертные организации по документам.

  • автотехническая судебная экспертиза обстоятельств ДТП;
  • автотехническая экспертиза технического состояния ТС;
  • судебная автотехническая экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика), а также технического состояния дороги, дорожных условий;
  • инженерно-психофизиологическая экспертиза участников ДТП.

Автотехническая экспертиза

  • Как быстро перемещался автомобиль в момент столкновения?
  • Вычисление тормозного и полного остановочного пути транспортного средства в заданных условиях?
  • Как быстро транспортное средство проехало заданный отрезок пути?
  • Была ли возможность затормозить при заданных условиях: скорости движения, состоянии проезжей части, расстояния до препятствия?
  • Обнаружение места столковения либо наезда на пешехода/препятствие?
  • Почему произошел занос и опрокинулся автомобиль?
  • Мог ли водитель предотвратить ДТП, были ли у него для этого технические возможности?
  • Характеристика технического состояния транспортного средства/механизмов/агрегатов?
  • Соответствует ли техническое состояние транспортного средства требованиям «Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»?
  • Есть ли у автомобиля технические недостатки? Если да, то какие именно?
  • Почему обнаруженные технические недостатки появились?
  • Когда возникла техническая неисправность: момент выпуска с производства либо в период эксплуатации?
  • Найденный недостаток является существенным?
  • Найденный недостаток относится к гарантийному случаю?
  • Могло ли стать причиной ДТП отсутствие дорожных знаков и их неправильное расположение?
  • Соответствует ли установка дорожных знаков на данном участке дороги ГОСТ 52289-2004?
  • Соответствует ли дорожная разметка на данном участке дороги ГОСТ Р 51256-99?
  • Соответствуют ли расположенные на данном участке дороги искусственные неровности ГОСТ Р 52605-2006?
  • Была ли у водителя объективная возможность предотвратить ДТП путем снижения скорости ТС или путем объезда?

Итак, основной вопрос — автотехническая экспертиза (АТЭ) при ДТП, что она устанавливает? Ответ: обстоятельства и причины аварии. Цель исследования — оценка последствий дорожного инцидента. Это необходимо, чтобы:

  • определить степень вины каждого из участников ДТП;
  • собрать данные для статистических отчетов и прогнозов в области дорожных преступлений.

Если вторая цель не влияет на качество жизни конкретного человека, то первая зачастую определяет будущее водителя. Именно от результатов этой процедуры зависит, получит ли человек реальный срок или пострадает только материально.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *