- Транспортное право

Проверка кассы налоговой

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проверка кассы налоговой». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Документ, регулирующий проверки, – это Положение о порядке ведения кассовых операций №373-П, утвержденное ЦБ от 12 октября 2011 года. Актуальными также являются акты:

  • ФЗ №54 «О применении ККТ» от 22 мая 2003 года.
  • Приказ Министерства финансов №132н от 17 октября 2011 года (в дальнейшем – Регламент).
  • ФЗ №943-1 «О налоговых органах» от 21 марта 1991 года.
  • Постановление №506 от 30 сентября 2004 года.
  • Постановление №359 от 6 мая 2008 года.

В пункте 2 статьи 7 ФЗ №54 прописано, что представители налоговой осуществляют следующие действия в ходе проверки:

  • Мониторинг расчетов, при которых применялись ККТ.
  • Анализ сведений, полученных в ходе мониторинга.
  • Проверку эксплуатации ККТ.
  • Проверку операторов фискальных данных.
  • Проверку правильности оформления и выдачи чеков и прочих бумаг, подтверждающих операцию.
  • Формирование предписания о том, что выявленные нарушения должны быть ликвидированы.

Итогом мероприятия считается выявление фактов выполнения или невыполнения правил использования КТТ. Если будут обнаружены нарушения, ищутся причастные к ним. После этого накладывается административная ответственности.

Кассовые чеки можно проверить на сайте ФНС России

Проверка КТТ полностью основывается на нормативных актах. Последние наделяют правами как представителей налоговой, так и владельцев касс.

В пункте 7 Регламента указано, что представители налоговой имеют следующие права в рамках проверки:

  • Запрос и получение всей нужной информации посредством подачи запроса в кабинет ККТ.
  • Свободный доступ к кассам и данным, которые хранятся на фискальном накопителе.
  • Получение бумаг по использованию касс.
  • Контрольные закупки для выявления правильности выдачи чеков.
  • Возможность взаимодействия с органами внутренних дел.
  • Вынесение предписание о том, что пользователям касс нужно ликвидировать обнаруженные нарушения.

Представители налоговой имеют также право привлекать пользователей ККТ к административной ответственности.

Права владельцев касс перечислены в статьях 21-24 ФЗ №294 «О защите прав ЮЛ» от 26 декабря 2008 года. Однако это общие полномочия. Права в рамках контрольного мероприятия оговорены в пункте 9 Регламента. Рассмотрим их перечень:

  • Личное присутствие при проведении процедуры.
  • Возможность пояснить и объяснить обнаруженные нарушения.
  • Получение актуальных сведений о предмете и сроках контрольного мероприятия.
  • Получение итогов проверки, акта, составленного по ее итогам.
  • Выражение несогласия с итогами мероприятия и действиями сотрудников.
  • Обжалование действий представителей налоговой.

Обжалование может проводится как в судебном, так и в досудебном порядке.

Проверка использования касс предполагает эти действия:

  • Проверку предоставления чеков и подтверждающих бумаг. Для достижения поставленных целей обычно проводится контрольная закупка. Приобретенный товар оплачивается или наличными, или картой. Закупка нужна для того, чтобы проверить выдачу чеков. Это мероприятие должно быть осуществлено в определенный срок. В частности, это 1 рабочий день. Процедура регламентируется статьей 16.1 ФЗ №294 «О защите прав ЮЛ и ИП» от 26 декабря 2008 года.
  • Изучение документов на КТТ. Документы запрашиваются после закупки.
  • Контроль над соблюдением правил использования касс. Подтверждается соответствие КТТ, чеков существующим правилам.

Документы должны быть предоставлены в первый рабочий день с даты инициирования контрольного мероприятия. Это могут быть как копии, так и оригиналы. Если фирма не предоставляет бумаги в установленные сроки, на нее накладывается ответственность за создание препятствий работе должностных лиц.

ВАЖНО! Представители налоговой не имеют права просить о нотариальном заверении копий бумаг.

По результатам контрольного мероприятия оформляется акт. Составляется он в двух экземплярах. В акте указывается информация:

  • Дата.
  • Наименование проверяющей компании, ИНН, КПП, адрес.
  • ФИО проверяющих.
  • Перечень документов, которые изъяты в ходе мероприятия.
  • Даты начала и завершения проверки.
  • Запись о выявленных нарушениях. Необходимо сделать ссылку на те положения законов, которые были нарушены.

Документ подписывается представителями налоговой, а также пользователем ККТ. Последний может указать свои примечания в акте или в приложенном к нему документе.

Как проходит проверка кассы налоговой инспекцией

Число и периодичность контрольных мероприятий не ограничиваются. То есть проверка может быть выполнена в любую дату. Соответствующее указание есть в Письме ФНС №АС-4-2/15195 от 12 сентября 2012 года. Средняя периодичность проверки – раз в год. План мероприятий формируется УФНС. Если фирма не попала в этот план, она все равно может столкнуться с проверяющими. Однако мероприятия, не включенные в план, проводятся только в том случае, если на фирму есть жалобы. Рассмотрим основания для внеплановой проверки:

  • Вышел срок ранее выданного предписания об устранении нарушений.
  • Пришли жалобы. К примеру, они могут касаться того, что при покупке товара покупателем ему не выдали чек.
  • Жалобы на выплату «черных» ЗП.

Основанием для проверки могут быть убытки. Внезапно возникшие убытки в больших объемах могут вызвать подозрение в том, что фирма укрывается от налогов.

  • Фискальный накопитель
  • Как заменить фискальный накопитель
  • Проверка ФН и ККТ на наличие внесения в реестр в ФНС
  • Список ошибок фискального накопителя
  • Ошибка ФН 210 или ошибка интерфейса ЭКЛЗ/ФН (-3910)
  • Ошибка ФН 211. Ошибка формата передачи параметров ЭКЛЗ/ФН
  • Ошибка ФН 212 — Неверное состояние ФН
  • Ошибка ФН 218 на чеке
  • Ошибка ФН 231. Ошибка 3975 при продаже.
  • Ошибка ФН 234. Ошибка 3978: исчерпан ресурс КС ФН.

ФНС предлагает два способа проверки чека онлайн-кассы – на сайте налог.ру или через приложение для смартфонов и планшетов. Первый способ позволяет подтвердить наличие в базе налоговой службы аналога выданной распечатки. Второй вариант наряду с проведением процедуры фискализации открывает возможность сохранить на устройстве электронную версию документа и при необходимости уведомить Федеральную службу по налогам и сборам о нарушении.

ФНС предлагает бесплатное приложение для двух операционных систем – Андроид и iOS. Ссылка для скачивания представлена на сайте ФНС, внизу страницы с окном сверки документов. Загрузка приложения происходит из AppStore и Google Play. Для скачивания программы напрямую из маркета используйте поисковый запрос «Проверка кассового чека».

Для корректной работы приложения на iOS удостоверьтесь, что устройство соответствует следующим требованиям:

  • версия операционной системы: iOS 8.0 и более поздняя;
  • свободное место для установки: не менее 20 Мб.

Требования для устройств на Андроид:

  • версия операционной системы: 4.1 и выше;
  • свободное место для установки: не менее 15 Мб.

Проверка кассового чека онлайн возможна с помощью альтернативного варианта — ОФД. Перейдя на официальную интернет-страницу оператора, выполните следующие действия:

  1. На главной странице выберите раздел «Проверка чека».
  2. Откроется форма, где указываются основные пункты расчетного документа. К ним относятся порядковый номер и дата выдачи, сумма платежа, ФН, ФПД. Иногда нужны и другие реквизиты, в зависимости от требований определенного оператора.
  3. При совпадении искомых и хранящихся у ОФД данных выводится соответствующее уведомление.

Проверка чеков ККМ онлайн на сайте налоговой

Что дает право налоговым органам проверять кассу:

  1. Согласно ст.7 закона от 22.05.2003г. №54-ФЗ – налоговые органы осуществляют контроль за применением ККТ.
  2. Согласно п.1 ст.7 закона от 21.03.1991г. №943-1 «О налоговых органах Российской Федерации».

Проверки проводятся налоговиками в соответствии с Административными регламентами, познакомиться с которыми будет нелишним и для организаций. Напрямую касающихся кассы, два:

— Административный регламент исполнения ФНС государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения (утвержден Приказом Минфина от 17.10.2011г. №132н).

— Административный регламент исполнения ФНС государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей (утвержден Приказом Минфина от 17.10.2011г. №133н).

Проверка кассовых операций в случае выявления нарушений может грозить не только административным штрафом. За что еще могут наказать?

За отсутствие первичных документов по кассовым операциям грозит штраф за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст.120 НК). Он же светит за несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, имущества организации, доходов, расходов и объектов налогообложения налогоплательщика.

Размеры штрафов:

— деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения — 10 000 руб.;

— нарушения совершены в течение более одного налогового периода — 30 000 руб.

Количество и периодичность проверок полноты учета выручки ничем не ограничена. А это означает, что инспекторы могут вас проверять хоть каждый день. В письме ФНС от 12.09.2012г. №АС-4-2/15195 это подтверждается.

Положения федерального закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ не применимы при осуществлении государственными органами мероприятий по финансовому контролю (об этом в письме Генеральной прокуратуры РФ от 25.06.2009г. №73/3-133-2009, которое направлено налоговым органам для руководства письмом ФНС от 07.07.2009г. №ШТ-17-2/[email protected]).

Средняя периодичность проверок – один раз в год. План проверок составляет УФНС, если организация в него не попала, то проверять ее будут в случае жалоб (внеплановые проверки). Что может быть поводом для внеплановой проверки:

— если были ранее выявлены нарушения;

— жалобы, например, о невыдаче чека, БСО;

— жалобы на «черные» и «серые» зарплаты;

— убытки.

Максимальный период, который могут проверить, не определен законодательно. Согласно ст.4.5 КоАП, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Для длящихся правонарушений срок – два месяца с момента обнаружения. Определение длящегося правонарушения можно посмотреть в Постановлении 14 арбитражного апелляционного суда от 30.06.2014г. по делу №А05-2033/2014 – это длительное непрекращающееся невыполнение или ненадлежащее выполнение предусмотренных законом обязанностей.

Тогда возможно, проверять предыдущие периоды не имеет смысла? Как бы не так! Более вероятно, что проверят более длительный период. Кстати, проверки полноты учета выручки к выездным проверкам не относятся, поэтому на них не распространяется трехгодичный срок глубины проверки (письмо ФНС от 12.09.2012г. № АС-4-2/15195).

Да, ответственность будет грозить только за те нарушения, срок по которым еще не прошел (п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ). Но те нарушения, которые «откопают» за прошлые периоды – пища для размышлений о более серьезном визите в вашу организацию.

Проверка ФН и ККТ на наличие внесения в реестр в ФНС

Стоит учесть несколько нюансов. Если проверяющие органы найдут личные средства сотрудников, они посчитают их неоприходованными наличными деньгами.

Такие средства будут зачисляться в прибыли фирмы. Ответственные же лица должны будут дать разъяснения, почему в кассе есть излишки (п. 27, 37 Порядка).

Организацию также привлекут к ответственности – назначат штраф. Наказание в виде штрафных санкций предусмотрено и при других нарушениях.

Самые частые нарушения:

  • нет первичной кассовой документации, или она оформлена с нарушениями правил;
  • произведено перечисление средств подотчетному лицу на основе документации, что подтверждает затраты, но не оформлено авансовый отчет;
  • не выполнен установленный лимит расчета наличностью между компаниями;
  • выявлены ошибки в расчетах оборотов и остатков в учетном регистре, если ведение учета осуществляется вручную;
  • не в полной мере оприходовано средства.

Работники налоговой службы проводят проверку, предупредив руководство компании. Хотя не будет считаться нарушением, если ФНС нагрянет с проверкой без предупреждения.

Компания должна особое внимание уделять кассовой дисциплине. В противном случае есть риск нарваться на неприятности от работников налогового органа.

Ведь за нарушения законодательных норм придется понести ответственность административного характера. Следите за проведением операций, контролируйте работу кассира, своевременно выполняйте свои обязательства.

Представители налоговой службы контролируют деятельность коммерческих организаций по двум направлениям: выявляют соответствие используемых онлайн-касс требованиям Федерального закона №54-ФЗ и проверяют соблюдение правил использования оборудования. Проверке подлежат следующие показатели:

  • учёт операций, проводимых при помощи ККМ;
  • техническое соответствие онлайн-кассы текущему законодательству;
  • соблюдение правил работы с ОФД;
  • соблюдение правил выдачи чеков.

Это основные темы, они интересуют проверяющую службу лишь поверхностно. Более глубокая проверка начинается, когда обнаруживаются нарушения.

При проведении ревизии налоговые органы должны представить ответственному представителю компании правильно оформленное решение о проведении проверки. В документе содержится перечень вопросов, подлежащих изучению.

В рамках проверки инспекторы имеют право:

  • осуществлять беспрепятственный доступ к контрольно-кассовой технике (ККТ);
  • изучить накопитель фискальных данных;
  • проверить кассовые документы;
  • получать разъяснения, справочную информацию и прочие сведения, связанные с работой кассы;
  • проводить контрольные закупки для проверки умения кассира работать с оборудованием;
  • привлекать к проверке сотрудников правоохранительных органов;
  • проверять договоры с ОФД;
  • проверять корректность оформления и выдачи документов онлайн-кассой;
  • ставить вопрос о привлечении работников предприятия к административной и уголовной ответственности.

Новые полномочия налоговых органов: проверка кассовой дисциплины

В начале ревизии налоговый инспектор проводит две анонимные контрольные закупки: за наличные и по безналичному расчету. Кроме того, формирует два чека: в бумажном и электронном виде.

Далее — запускает мобильное приложение ФНС и проверяет полученную документацию на корректность. Благодаря этому инспектор может быстро убедиться в финансовой безупречности компании. Если уполномоченный работник ФНС захочет проверить работу и квалификацию кассира, он может попросить оформить возврат.

При проверке применения онлайн-кассы тщательно изучают устройство оборудования. Уточняют наличие модели в государственном реестре, проверяют присутствие пломб, общую целостность аппарата, соответствие техническим требованиям. Затем проверяют выручку, зафиксированную ККМ.

Далее осуществляется проверка документации. Если представители налоговой находятся на территории фирмы, они изымают оригиналы документов. Если процедура проводится в местном отделении ФНС, лучше будет предоставить для контроля копии бумаг.

Проверке подлежат:

  • бланки и чеки строгой отчётности;
  • ежедневные отчёты;
  • накладные;
  • кассовая книга.

Инспектор может предъявить претензию даже к качеству печати документов. Размытые буквы, нечёткий шрифт, лишние элементы на чеке могут смутить не только налоговые органы, но и клиентов компании. Поэтому настоятельно рекомендуется следить за состоянием принтера, своевременно заправлять картриджи, проводить техническое обслуживание печатающего оборудования. Бумажные и электронные чеки проверяют на наличие реквизитов, установленных стандартами.

В их число входят:

  • наименование предприятия;
  • номер чека за смену;
  • ФИО кассира;
  • реквизиты товара или услуги (название, количество, стоимость);
  • ставка и сумма НДС;
  • способ оплаты;
  • стоимость товара с издержками и надбавками, включая скидки и акции;
  • QR-код, содержащий информацию о документе;
  • заводской номер ФН;
  • номер ККТ, выданный при регистрации в ФНС;
  • ИНН предприятия;
  • форма налогообложения компании;
  • адрес торговой точки, в которой была осуществлена продажа;
  • дата и время проведения операции;
  • номер смены;
  • фискальный фактор и порядковый номер чека.

Все реквизиты должны находиться строго в отведённых для них местах, просматриваться чётко, без каких-либо дефектов и неточностей. В противном случае инспектор имеет право забраковать документ и оштрафовать компанию.

Если инспектор собирается забрать какие-либо документы, это должно происходить строго по описи, под подпись обеих сторон. В конце проверки уполномоченный работник ФНС подготавливает акт в двух экземплярах.

Периодически наличные денежные средства в кассе проверяются. При этом, чаще всего, проверки бывают внезапными. Инициатива о таких контрольных действиях может исходить как со стороны руководства предприятия, так и со стороны надзорных органов.

Вне зависимости от того, кто стал организатором проверки, по ее итогам составляется акт. В него вписываются

  • сумма, которая должна быть в кассе по учетным документам,
  • а также та сумма, которая фактически оказалась в наличии при подсчете проверяющими.

Таким образом происходит контроль за финансовой и кассовой дисциплиной компании, выявляются факты служебных нарушений, злоупотреблений, недостач и т.п. неправомерных явлений.

Если проверка проводится внутри фирмы, то для этого мероприятия создается комиссия в составе не менее трех человек. Обычно в нее отдельным приказом директора включаются

  • бухгалтер,
  • представитель руководства,
  • начальник одного из структурных подразделений организации.

Материально-ответственный сотрудник при этих действиях также должен присутствовать, однако в комиссию он не входит.

В тех случаях, когда проверка осуществляется в рамках выездного налогового контроля, ко всем вышеозначенным лицам добавляются еще и инспекторы надзорного ведомства.

Если по результатам контрольных мероприятий не будет выявлено нарушений, а наличность будет до копейки совпадать с той, что указана по документам, то никаких последствий, конечно, не будет. А вот если в ходе проверки выяснится, что денег в кассе меньше или больше (такое тоже случается), чем должно быть в соответствии с отчетными бумагами, в отношении материально-ответственных лиц будет, скорее всего, назначено дисциплинарное взыскание (начиная от замечания, выговора и вплоть до увольнения). Кроме того, вероятно, будет требование со стороны руководства о возмещении недостающих средств.

Инспекторы налоговой за излишки или недостачу штрафуют предприятие и его высших должностных работников.

Сегодня акт о проверке наличных денежных средств кассы можно делать в свободном виде – если речь идет о контроле внутри фирмы. Однако если в проверке задействованы представители налоговой службы, то применяется унифицированная форма КМ-9. В любом случае, независимо от того, какой формат документа будет использован, бланк обязательно должен содержать все необходимые подписи.

Как проверить чек онлайн-кассы на сайте налоговой

В акте обязательно должно стоять несколько автографов:

  1. кассира-операциониста,
  2. начальника структурного подразделения,
  3. представителя руководства фирмы (директора или лица, временно исполняющего его обязанности),
  4. при налоговой проверке – специалиста налогового органа.

Оформление акта и основные моменты

Документ можно оформлять как в компьютере (если есть электронный бланк), так и делать его рукописным. Количество экземпляров акта напрямую зависит от количества участников проверки. Если проверка проходит внутри компании, то достаточно двух экземпляров: один для кассира, второй – для бухгалтерии, если же в контрольных мероприятиях участвуют работники налоговой, то нужно делать три.

Акты, формирующиеся в компании, подлежат обязательному учету. Для этого обычно применяется специальный журнал, куда вносится название документа, его номер и дата. При помощи журнала не только фиксируется сам факт создания акта, но и в случае надобности, документ без проблем отыскивается.

Чем руководствоваться при хранении

При определении периода хранения акта следует ориентироваться на законодательство РФ и локально-нормативные бумаги фирмы.

Срок хранения финансово-контрольной документации не должен быть менее трех лет (это период исковой давности).

После этого акт можно отправить в архивный отдел или уничтожить (при соблюдении регламента, установленного для утилизации документов).

Если вам понадобилось сформировать акт проверки наличности в кассе, а вы никогда его прежде не делали, выше приведенные советы помогут вам. Также посмотрите и образец заполнения документа: здесь за основу взят унифицированный бланк, который можно использовать и для внутренних контрольных мероприятий.

  1. Вначале внесите
    • полное название компании,
    • ее адрес,
    • а также структурное подразделение, касса которого проверяется.
  2. В таблице, расположенной справа на бланке впишите
    • ОКПО и ИНН предприятия,
    • вид его деятельности по ОКПД (также в виде кода).
  3. Ниже укажите информацию о контрольно-кассовой технике:
    • ее наименование,
    • и два номера: от производителя и регистрационный.

    До 2012 года проверка касс осуществлялась банковскими учреждениями. Однако с 2012 года процедура ужесточилась. Теперь ответственность за нее несет налоговая инспекция. Проверяется больший перечень документов.

    Законодательное обоснование

    Документ, регулирующий проверки, – это Положение о порядке ведения кассовых операций №373-П, утвержденное ЦБ от 12 октября 2011 года. Актуальными также являются акты:

    • ФЗ №54 «О применении ККТ» от 22 мая 2003 года.
    • Приказ Министерства финансов №132н от 17 октября 2011 года (в дальнейшем – Регламент).
    • ФЗ №943-1 «О налоговых органах» от 21 марта 1991 года.
    • Постановление №506 от 30 сентября 2004 года.
    • Постановление №359 от 6 мая 2008 года.

    В пункте 2 статьи 7 ФЗ №54 прописано, что представители налоговой осуществляют следующие действия в ходе проверки:

    • Мониторинг расчетов, при которых применялись ККТ.
    • Анализ сведений, полученных в ходе мониторинга.
    • Проверку эксплуатации ККТ.
    • Проверку операторов фискальных данных.
    • Проверку правильности оформления и выдачи чеков и прочих бумаг, подтверждающих операцию.
    • Формирование предписания о том, что выявленные нарушения должны быть ликвидированы.

    Итогом мероприятия считается выявление фактов выполнения или невыполнения правил использования КТТ. Если будут обнаружены нарушения, ищутся причастные к ним. После этого накладывается административная ответственности.

    Рассмотрим все этапы контрольного мероприятия:

    1. Решение руководителя налоговой. Контрольное мероприятие проводится только в том случае, если есть соответствующее решение уполномоченного лица.
    2. Получение и рассмотрение бумаг. Перечень документов, которые могут запрашиваться, изложены в пункте 29 и 34 Регламента. Среди этих бумаг можно отметить журнал кассира, акты возврата средств потребителям, контрольные ленты. Это ПКО, журналы регистрации документов по ККТ, кассовая книга, отчеты по авансам. Представители налоговой могут запросить БСО, акты приемки БСО, акты о списании. Кроме того, это книги доходов и расходов, бумага об определении лимита ККТ. Проверяется карта регистрации, договор технической поддержки, паспорт ККТ. Если организация использует кассовые чеки, то запрашиваются сопутствующие документы. Исчерпывающий ли перечень изложен в Регламенте? Нет. Специалисты могут затребовать дополнительные бумаги. Однако они должны относиться к предмету проверки.
    3. Проверка. Проверяются хозяйственные операции и деньги, хранящиеся в кассе, проводятся осмотры и инвентаризации.
    4. Оформление итогов проверки. По результатам контрольного мероприятия составляется акт. В нем фиксируются обнаруженные нарушения или их отсутствие. Если найдены нарушения, инициируется дело об административном правонарушении.

    При осуществлении проверки представители налоговой должны придерживаться установленных сроков. На проверку КТТ предоставляется 5 рабочих дней со дня получения решения от руководителя инспекции. Если выполняется контроль над полнотой учета выручки, срок составляет 20 дней.

    Проверка кассы налоговой – к чему готовиться?

    Проверка использования касс предполагает эти действия:

    • Проверку предоставления чеков и подтверждающих бумаг. Для достижения поставленных целей обычно проводится контрольная закупка. Приобретенный товар оплачивается или наличными, или картой. Закупка нужна для того, чтобы проверить выдачу чеков. Это мероприятие должно быть осуществлено в определенный срок. В частности, это 1 рабочий день. Процедура регламентируется статьей 16.1 ФЗ №294 «О защите прав ЮЛ и ИП» от 26 декабря 2008 года.
    • Изучение документов на КТТ. Документы запрашиваются после закупки.
    • Контроль над соблюдением правил использования касс. Подтверждается соответствие КТТ, чеков существующим правилам.

    Документы должны быть предоставлены в первый рабочий день с даты инициирования контрольного мероприятия. Это могут быть как копии, так и оригиналы. Если фирма не предоставляет бумаги в установленные сроки, на нее накладывается ответственность за создание препятствий работе должностных лиц.

    ВАЖНО! Представители налоговой не имеют права просить о нотариальном заверении копий бумаг.

    Число и периодичность контрольных мероприятий не ограничиваются. То есть проверка может быть выполнена в любую дату. Соответствующее указание есть в Письме ФНС №АС-4-2/15195 от 12 сентября 2012 года. Средняя периодичность проверки – раз в год. План мероприятий формируется УФНС. Если фирма не попала в этот план, она все равно может столкнуться с проверяющими. Однако мероприятия, не включенные в план, проводятся только в том случае, если на фирму есть жалобы. Рассмотрим основания для внеплановой проверки:

    • Вышел срок ранее выданного предписания об устранении нарушений.
    • Пришли жалобы. К примеру, они могут касаться того, что при покупке товара покупателем ему не выдали чек.
    • Жалобы на выплату «черных» ЗП.

    Одна из целей Закона № 54-ФЗ прописана прямо в его тексте — это защита интересов граждан, организаций, прав потребителей. У покупателей есть инструмент для охраны своих прав — это бесплатное мобильное приложение «Проверка кассового чека в ФНС России» для iOS и Android, в Play Маркете его скачали уже 100 000 раз.

    С помощью приложения потребитель может проверить, отправлен ли чек в ФНС, и сообщить в госорганы о нарушении. Проверить чек можно двумя способами:

    • вручную ввести дату и время покупки, тип операции, номер и сумму чека, номер ФН, фискальный признак документа;
    • отсканировать QR-код на чеке, и проверка произойдет автоматически.

    Глава ФНС Михаил Мишустин отметил, что граждане проверили легальность уже 30 млн чеков, сфера потребления становится все более прозрачной в том числе благодаря гражданскому контролю. «Организация контрольных мероприятий только силами налоговой администрации не обеспечит такой масштаб проверок», — цитирует Мишустина агентство «Интерфакс».

    Эксперт сервиса Контур.ОФД Олеся Москалева подтверждает, что часть проверок налоговая проводит именно с подачи самих покупателей: «Со стороны налоговой стало больше проверок исполнения 54-ФЗ.

    К нам как оператору фискальных данных приходят запросы такого типа: в связи с камеральной проверкой деклараций или контрольными мероприятиями в отношении налогоплательщика, в связи с административным расследованием, в связи с проведением контроля и надзора по сигналу о некорректности данных чека, поступившему через мобильное приложение ФНС России. Можно сделать вывод, что потребители тоже активно защищают свои интересы, и гражданский контроль действительно работает».

    Помимо гражданского контроля у налоговой есть другие способы следить за соблюдением 54-ФЗ:

    • мониторинг и анализ расчетов и полноты учета выручки;
    • наблюдение за использованием ККТ, в том числе удаленно;
    • контрольные закупки;
    • проверка правильности учета денег при расчетах через ККТ.

    На своем сайте ФНС регулярно публикует итоги кассовых проверок. Например, в семи из десяти рязанских кафе и ресторанов посетителям выдавали пречеки, а не кассовые чеки. Пречеки с суммой заказа печатает чековый принтер, который не является онлайн-кассой, таким образом, налоговая не получила достоверные сведения о расчетах и имеет право наказать нарушителей.

    Также известны итоги 155 проверок в Башкортостане, и в 100% случаев выявилось, что компании-продавцы либо не выбивали кассовый чек, либо торговали без онлайн-кассы. ФНС подчеркнула, что большинство нарушений было обнаружено благодаря потребителям, которые проявили «сознательную гражданскую позицию» и сообщили о правонарушениях продавцов в налоговые органы.

    ФНС интересуют не только кассы, но и наличие наемных сотрудников у ИП. Напомним, что предприниматели на ЕНВД и ПСН без работников на трудовом договоре могут не применять онлайн-кассы до 1 июля 2019 года.

    Как проводится проверка кассовой дисциплины налоговыми органами в 2020 году

    Если добровольно сообщить в ФНС, что не применили кассу, санкций можно избежать (примечание к ч. 15 ст. 14.5 КоАП РФ), но последнее слово всегда за налоговой. Условия «амнистии» следующие:

    1. Вы устранили нарушение самостоятельно до того, как налоговая его обнаружила.

    2. Эпизод относится к пунктам 2, 4 или 6 ст. 14.5 КоАП РФ:

    • пункт 2 – о неприменении ККТ;
    • пункт 4 – об ошибках при использовании либо регистрации кассы;
    • пункт 6 – о ненаправлении покупателю кассового чека или бланка строгой отчетности.

    3. Нарушение нельзя назвать многократным.

    4. Представленной в налоговую информации достаточно для фиксации факта нарушения.

    Проверка чека ККМ проводится для подтверждения факта продажи. Квитанция стандартного образца зафиксирует факт приобретения товара у определенного продавца и будет полезна в случае необходимости вернуть деньги за покупку. При некачественно оказанной услуге официальный документ – основание для возврата денег.

    Торговые организации используют распечатанные отчеты при внедрении касс нового образца и тестировании работы бухгалтерского программного обеспечения. В дальнейшем электронные отчетные документы нужны, чтобы удостовериться, что ККТ функционирует корректно. Регулярный контроль позволяет своевременно выявлять ошибки и сбои в работе кассового оборудования и оперативно устранять проблемы.

    Руководители и владельцы торговых точек проводят инспектирование финансовой отчетности в целях снижения вероятности административных нарушений. Регулярно контролируя работу кассиров, можно избежать штрафных санкций со стороны налоговиков.

    Контролирующие органы сверяют выданные бумажные фискальные документы с полученными от ОФД сведениями в рамках аудита хозяйствующих субъектов. При выявлении несоответствий проводятся более детальные проверки с привлечением владельцев бизнеса к административной ответственности.

    Проверка чека ККМ проходит в два этапа. Первый — изучение реквизитов. Согласно последним изменениям законодательства, свидетельство об оплате должно содержать:

    • номер и название документа;
    • дату и время проведения финансовой операции;
    • адрес, где совершена покупка;
    • наименование организации или ФИО ИП;
    • ИНН торговой точки;
    • вид режима налогообложения;
    • информацию о проданном товаре/услуге;
    • сумму платежа;
    • номер дисконтной карты;
    • размер скидки;вид оплаты — наличный или безналичный расчет;
    • ФИО и должность сотрудника, принявшего деньги от потребителя;
    • регистрационный номер ККТ;
    • цифровую подпись;
    • реквизиты фискального накопителя (ФН);
    • QR-код.

    В отдельных случаях распечатанный за покупку счёт содержит больший или меньший перечень реквизитов в зависимости от установленных преференций для отдельных категорий ИП и организаций. Например, торговля в розницу плательщиками ПСН и ЕНВД предполагает выдачу квитанций с меньшим количеством сведений.

    ФНС предлагает два способа проверки чека онлайн-кассы – на сайте налог.ру или через приложение для смартфонов и планшетов.

    Первый способ позволяет подтвердить наличие в базе налоговой службы аналога выданной распечатки.

    Второй вариант наряду с проведением процедуры фискализации открывает возможность сохранить на устройстве электронную версию документа и при необходимости уведомить Федеральную службу по налогам и сборам о нарушении.

    Проверка онлайн кассы в налоговой

    В ресторанах и кафе часто не выдают фискальный чек. Обходятся пречеком или документом банка после оплаты картой. Часть выручки идет мимо кассы и налоговая её не видит. Для многих электронный контроль снизит прибыльность, придется смириться с этим или повышать цены. А кто повышает цены при такой инфляции и таком росте доходов населения, у того клиентов меньше.

    54-ФЗ стал причиной интеграции всех со всеми: агрегаторов вроде Яндекс.Кассы, производителей касс, кассового софта, банков. Дружат даже конкуренты. Вот GROTEM сделал приложение для торговли с доставкой. Похожее решение предлагает Модульбанк. Со стороны мы как будто конкуренты, но банку все равно, какое приложение в его МодульКассе, пусть хоть десять стоит — предприниматель выберет то, что больше подходит.

    Реклама суперперсональная. Яндекс знает, где, что и когда вы покупаете. За день высылает уведомление, что заканчивается гречка «Увелка» — вы видите уведомление в супермаркете. Удобно, если постоянно забываешь, что нужно купить.

    Предпринимателям не надо сдавать декларации. Если у вас «упрощенка» 6%, налоговая сама всё считает, декларация ждет в личном кабинете. Остается зайти и проверить.

    Согласно п. 2 ст. 7 ФЗ №54, вследствие проведения контроля в области использования кассовых агрегатов налоговые службы производят следующие мероприятия:

    • мониторинг расчетных операций с применением ККТ;
    • обеспечение анализа полученных при мониторинге данных;
    • обеспечение удаленных проверок по фискальным материалам;
    • сверка соблюдения норм оформления чеков и их выдачи;
    • вынесение предписаний по устранению нарушений.

    Акт о проверке наличных денежных средств кассы по форме КМ-9

    Налоговая проверка соблюдения хозяйствующим субъектом общеобязательных норм/правил кассовой дисциплины проводится на основании соответствующего решения руководства налоговой инспекции.

    Оформляется специальное поручение, которое инспекторы предъявляют проверяемому лицу вместе со своими служебными удостоверениями.

    Предприниматели могут взаимодействовать с онлайн-кассой через 3 личных кабинета. Первый — на сайте налоговой, второй — на сайте ОФД. Некоторые производители касс разрабатывают отдельный личный кабинет, через который можно смотреть информацию о продажах или загружать в ККТ базу товаров.

    Бесплатная консультация по работе с онлайн-кассой! Оставьте заявку и получите консультацию в течение 5 минут.

    Контроль и надзор за соблюдением требований к ККТ, порядком и условиями регистрации и применения проходит 5 этапов.

    1. Проверка выдачи чеков и БСО, а также квитанции, электронного чека и любого другого документа по требованию покупателя, который подтверждает оплату.
    2. Предъявление организации или ИП поручения на исполнение проверки за соблюдением требований к ККТ.
    3. Анализ необходимых для проверки документов инспекторами.
    4. Проверка соблюдения требований к ККТ, порядка и условий ее регистрации и применения.
    5. Оформление результатов проверки.

    При проверке онлайн-касс инспекторы смотрят на выдачу клиентам фискальных документов, наличие обязательных реквизитов. Они обращают внимание на соблюдение правил передачи данных в ФНС, на соответствие кассового оборудования техническим требованиям и закону. Инспекция может вести удаленный контроль, анализируя сведения из ОФД. Таким образом можно найти подозрительные факты и нарушения и направить проверку.

    При посещении предприятия инспекторы должны предъявить решение о проверке, подписанное первым руководителем. Решение должно содержать полный перечень вопросов, которые подлежат проверке.

    Полномочия налоговых инспекторов:

    1. Инспекторы имеют беспрепятственный доступ к ККТ, хранимым использованным лентам, накопителям фискальной памяти и программно-аппаратным средствам, обеспечивающим некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации в ККТ.
    2. Инспекторы имеют беспрепятственный доступ к автоматизированным системам, формирующим БСО и документы на этих бланках, приравненные к кассовым чекам.
    3. Инспекторы для проверки могут запрашивать документацию от проверяемого объекта, связанную с приобретением, регистрацией, перерегистрацией, проверкой исправности, ремонтом, техническим обслуживанием, заменой программно-аппаратных средств, вводом в эксплуатацию, применением, хранением и выводом из эксплуатации ККТ, ходом регистрации ККТ, информации о платежах и ее хранением.
    4. Инспекторы должны получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверки.
    5. Инспекторы имеют право проводить проверки выдачи кассовых чеков, БСО, выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар работу или услугу.
    6. Инспекторы имеют право получать информацию о сформированных автоматизированными системами БСО, заполнении бланков и выпуске автоматизированной системой документов, приравненных к кассовым чекам (информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах).
    7. Инспекторы могут взаимодействовать с органами внутренних дел Российской Федерации и привлекать к административной ответственности объектов контроля в случаях и порядке, которые установлены КоАП Российской Федерации.
    8. Инспекторы обязаны соблюдать положения, изложенные в Приказе Минфина РФ от 17.10.2011 N 132н.

    Сотрудники проверяемого предприятия не имеют права препятствовать налоговикам в выполнении законных полномочий. Лучшее поведение в таких ситуациях – сразу исправлять выявленные недочеты.

    1. Присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам инспекторов.
    2. Получать от инспекторов информацию, предоставление которой предусмотрено регламентом N 132н.
    3. Знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки об ознакомлении с ними.
    4. Соглашаться или не соглашаться с результатами проверки и действиями или бездействием инспекторов.
    5. Обжаловать действия или бездействие инспекторов при проведении проверки, в досудебном или судебном порядке.

    При нарушении прав, не стоит бояться отстаивать их, если на то есть основания. Мешать действиям инспекторов тоже не стоит. С жалобой можно обратиться в ФНС через сайт. Предприниматель получит ответ по обращению. Обжаловать выводы проверки можно в течение 10 дней в суде.

    В конце проверки инспекторы составляют два экземпляра актов. Один из них остается у предпринимателя. Любое исправление в акте должно быть заверено подписью и печатью. Там же указываются нарушения и штрафы.

    Если штрафы наложены справедливо, то следует их оплатить и в минимальные сроки исправить все выявленные недочеты. Через несколько недель инспекторы могут прийти с проверкой снова, чтобы убедиться в исправлении описанных в акте замечаний.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *