Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как производится ремонт по осаго в уссурийске». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
В соответствии с положениями п. 21 ст. 12 № 40-ФЗ в России направление на ремонт по ОСАГО должно быть выдано в течение 20 суток с момента принятия страховой компанией полного пакета документации. В этот период включают все дни, кроме праздничных. Истечение указанного срока не зависит от того, когда страховщик организовал осмотр или техническую экспертизу автомобиля.
Если компания задержит выдачу направления, законодательством предусмотрена выплата неустойки в размере 1% от величины установленного ущерба за каждый день просрочки (п. 21 ст. 12 № 40-ФЗ).
Важно! Если ущерб оценен в 200 тыс. рублей, а клиенту было предоставлено направление на ремонт по страховке через 30 дней после обращения, он имеет право на выплату 220 тыс. рублей (200 тысяч + 10% от этой суммы за десять дней просрочки).
Чтобы получить неустойку, нужно подать отдельную претензию, которая составляется в свободной форме с указанием реквизитов счета, куда требуется перечислить деньги. В случае отказа страховщика клиент вправе обратиться в суд.
Как производится ремонт по осаго в уссурийске
Компания принимает решение о направлении автомобиля в тот или иной техцентр-партнер индивидуально, исходя из существующих требований закона. Если в радиусе 50 км от места ДТП или адреса проживания нет подходящей СТО, страховщик обязан организовать доставку транспортного средства за свой счет эвакуатором. В этом случае автовладелец вправе выбрать любой техцентр из предложенного перечня.
В случае попадания в аварию гарантийной машины не старше 2-х лет ситуация несколько сложнее. Восстанавливать такой автомобиль необходимо в сервисе, который авторизован для обслуживания этой марки. При отсутствии среди партнеров подобного СТО с согласия клиента ремонт производится в другом месте. Если разрешение автовладельца не получено, то страховая компания обязана выплатить денежную компенсацию.
В пятницу, 17 марта, Госдума приняла в третьем окончательном чтении поправки в закон об ОСАГО, которые делают основным способом страхового возмещения ремонт автомобиля, а не денежную выплату. Норма вступит в силу 28 апреля и будет касаться только новых договоров с гражданами РФ. Страховое возмещение деньгами клиент может получить, но только в ряде случаев: если сумма ущерба больше рублей или автомобиль полностью уничтожен, если застрахованный погиб или он получил тяжкий вред здоровью, а также если он является инвалидом. Возможна и денежная выплата по согласованию со страховой компанией.
После аварии страховая компания обязательно будет проводить оценку, чтобы выявить степень повреждения и назначить сумму выплат. Если страховщики долго не проводят оценку ущерба – обращайтесь в суд.
Выплачивается страховка в строго определенных размерах. Если выплаченной суммы не будет хватать на покрытие произведенного ремонта, то оставшуюся часть должен доплатить виновник ДТП. При этом экспертизу транспортного средства лучше всего производить с участием последнего, чтобы впоследствии не возникало спорных ситуаций.
В жизни практического каждого водителя случаются неприятные ситуации, влекущие за собой необходимость обращения в страховую компанию. Каждый автовладелец обязан иметь полис ОСАГО, который защищает интересы пострадавшей стороны.
Чтобы провести оценку автомобиля, необходимы следующие документы:
- справка о происшествии по форме 748;
- свидетельство о регистрации ТС или ПТС;
- документы, свидетельствующие о ранее произведенных ремонтных работах.
При обращении в суд на страховщика, чаще всего суд встает на сторону потерпевшего, взыскиваются штрафы, например, за несвоевременную выплату. Обычно суд при рассмотрении документов обнаруживает неправильное оформление отчета экспертизы, и сумма выплаты назначается значительно выше.
А вопросы со страховой решились только сейчас. В этой теме поговорим о выплатах по ОСАГО и как их получить через призму моего конкретного случая и подобных у других людей.
Вступили в силу поправки в закон об ОСАГО
Для ремонта поврежденного автомобиля на СТО, с которой у страховщика нет договора, надо получить письменное согласие страховой организации. В заявлении о страховом возмещении необходимо указать полное наименование выбранной СТО, адрес места нахождения и платежные реквизиты для возможности оплаты страховщиком проведенного восстановительного ремонта.
Страховая выплата в денежной форме производится в следующих случаях:
- смерть потерпевшего;
- причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (если в заявлении о страховом возмещении выбрана такая форма страхового возмещения);
- потерпевший является инвалидом и имеет автомобиль по медицинским показаниям (если в заявлении о страховом возмещении выбрана такая форма);
- полная гибель транспортного средства;
- стоимость восстановительного ремонта превышает 400 тысяч рублей (50 тысяч рублей для случаев оформления ДТП по европротоколу) и потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт на СТО;
- все участники ДТП признаны ответственными за причиненный вред («обоюдка») и потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт на СТО;
- в результате ДТП вред причинен только имуществу, не являющемуся транспортным средством;
- потерпевший отказывается от ремонта на СТО, если она не соответствует требованиям к организации восстановительного ремонта;
- страховая компания не предоставляет потерпевшему возможность проведения восстановительного ремонта на СТО, указанной при заключении договора ОСАГО;
- наличие письменного соглашения между страховщиком и потерпевшим.
- Как оформить полис ОСАГО, подробные правила заполнения бланка страховки и перечень необходимых документов
- Как получить страховку по ОСАГО: как правильно оформить документы, порядок получения
- Срок страхования по ОСАГО. На какой срок можно оформить страховку и как ее продлить.
- Актуальные штрафы если нет страховки ОСАГО или она просрочена. Советы юриста: можно ли смягчить или избежать наказания?
- Как расторгнуть договор ОСАГО. Список оснований для расторжения и порядок оформления отказа от услуг страховой компании.
При расчете суммы компенсационных выплат учитывается степень износа комплектующих автомобиля. При этом амортизация не берется во внимание при проведении восстановительных работ за счет страховщика, так как при ремонте запрещено устанавливать в машину подержанные детали.
Определение износа – довольно сложная процедура. Она должна производиться по специальным справочникам РСА, в которых указана стоимость всех деталей авто для отдельно взятого региона.
Место проживания страхователя играет немаловажную роль при расчете суммы выплаты. В каждом субъекте РФ стоимость деталей автомобиля и услуг СТО различна. Калькуляция производится с учетом средних цен в регионе нахождения владельца полиса ОСАГО.
Компании выгодно возместить ущерб в денежной форме, если возраст пострадавшего автомобиля превышает 5 лет. Так страховщик может сэкономить значительную сумму при учете износа.
Ремонт автомобиля по ОСАГО в 2020 году: процедура, сроки и нюансы
На следующий год стоимость ОСАГО составит:
было ДТП | новая цена ОСАГО | переплата |
---|---|---|
без аварий | 7512 руб | |
авария с 1 выплатой | 12257 руб | 4745 руб |
авария с 2 выплатами | 19373 руб | 11861 руб |
авария с 3 выплатами | 19373 руб | 11861 руб |
До появления нового закона у автовладельца было два варианта возмещения:
- Средства перечислялись автовладельцу, после чего он производил ремонт.
- Деньги переводились напрямую СТО, а разницу за выполнение ремонта автовладелец выплачивал со своего кармана.
Как видно, за пострадавшей стороной оставалось право отказаться от ремонта на СТО и взять деньги. Этой лазейкой пользовались разные юристы, помогающие участникам ДТП отсудить положенные средства у страховой компании и таким способом получить дополнительный доход. Наличие денежных выплат приводило к появлению мошенников, которые подставляли свои авто на дорогах с целью получения денег по ОСАГО.
С вступлением в силу нового закона пространства для выбора нет, и автовладельцы вынуждены ремонтировать машину на СТО.
- Кто производит выплаты?
В случае ДТП представитель страховой компании осматривает машину и оформляет направление на ремонт. В процессе восстановления авто применяются только новые детали. Установка запчастей, которые были в употреблении, возможно при заключении договора со страховой компанией. К слову, страховщик может не дать своего одобрения.
- Как производится расчет выплат?
Расходы на ремонт вычисляются по методу ЦБ, в котором учитываются разные показатели. В случае применения такого способа затраты на покраску деталей не всегда включаются в общую суммуили выкрашиваются частично.
Оплата за установленные детали производится не по квитанции из магазина, а с учетом среднестатистической информации, приведенной в специальном справочнике. Этот же подход применяется при определении расходов на услуги СТО. Если денег, выделенных страховщиком, недостаточно на ремонт, разницу придется возмещать за счет своих денег.
- Какие сроки ремонта установлены законом?
Направление на восстановление ТС выдается в течение 20 суток со дня принятия заявления страховщиком. Если работы планируется производить на сторонней СТО, которая не входит в перечень страховой компании, возможна задержка в выдаче направления — до месяца.
На выполнение ремонтных работ отводится 30 рабочих дней. Отсчет ведется с момента, когда транспортное средство принято СТО. Увеличение установленного срока возможно для проведения более сложного ремонта и при согласии потерпевшей стороны. В случае затягивания с ремонтом страховая компания платит неустойку.
- Дается ли гарантия?
Многие интересуются, предоставляет ли СТО гарантию. Если речь идет о работах по восстановлению кузова, она составляет 1 год, а на остальные виды ремонта — 6 месяцев.
- Куда направляется машина для ремонта?
Место восстановления автомобиля зависит от страховой компании. У каждого страховщика имеется свой перечень СТО, с которыми оформлены договора. Вариантов может быть много, но каждый раз решение принимается индивидуально. По законодательству автосервис должен находиться на расстоянии не более 50 км от места аварии или места проживания потерпевшей стороны.
Если страховая компания оплачивает эвакуатор для доставки машины до СТО, можно выбрать любой вариант из перечня. Что это значит? Если авария произошла на расстоянии 200 км от дома хозяина авто, страховщик вправе прислать эвакуатор. При этом транспорт отводитавто для ремонта на ближайший сервис или в любую другую СТО. Стоит знать, что в задачу страховой компании входит доставка авто не только до СТО, но и на прежнее место.
- Как поступить, если авто на гарантии?
По закону страховая компания обязана направить авто в сервис, имеющий право обслуживать машины определенной марки (это должно подтверждаться наличием соглашения с дилером или производителем). При отсутствии такой СТО в перечне авто направляется на ремонт на любом другом сервисе, предложенном страховщиком, но при условии согласия автовладельца. Если хозяин отказывается от предложенного варианта, разрешается забрать деньги.
Указанное условие работает в случае, если машина имеет возраст до 2-х лет. Это большой минус, ведь многие производители дают гарантию на 3-5 лет. Если у страховщика в перечне нет подходящих вариантов, он вправе отправить машину на любой сервис. При этом компенсация выдаваться не будет.
- Как определиться с СТО?
При оформлении полиса обязательного страхования автовладелец вправе указать определенный сервис, в который страховщик должен выдать направление при прямом возмещении ущерба. Чаще всего выбирать приходится из перечня страховой компании, но по договоренности допускается указание другой СТО (даже при отсутствии ее в перечне).
В случае достижения любых договоренностей последние должны фиксироваться в заявлении. При этом согласие страховой компании должно быть оформлено в письменной форме. В случае если страховщик не может оплатить работу за ремонт на оговоренном сервисе, владелец вправе требовать денежную компенсацию.
- Как быть в ситуации, если ремонт сделан некачественно?
Если машина была передана на СТО, которая задержало с выдачей машины или плохо выполнила поставленную задачу, владелец оформляет претензию в страховой компании с просьбой убрать имеющиеся недоделки. Если проблемы не были устранены, можно требовать компенсацию, а в случае отказа идти в суд.
- Когда можно получить денежную компенсацию?
Выплаты деньгами производятся в следующих случаях:
- Автомобиль нельзя восстановить на СТО.
- Потерпевшее лицо погибло, а родственники не хотят восстанавливать ТС.
- Имеет место обоюдная ответственность сторон (этот факт должен быть доказан).
- Потерпевший является инвалидом и ездит на специальном авто.
- Страховой выплаты недостаточно для оплаты необходимого ремонта.
- Потерпевшая в аварии сторона получила тяжкий или средний вред. При этом автовладелец отдал предпочтение денежной компенсации.
- ЦБ не разрешил покрывать ущерб путем оплаты ремонта.
- Страховщик и страхователь договорились, что возмещение будет выплачено в денежной форме.
- Потерпевшее лицо отказалось от ремонта авто на СТО, у которой нет соглашении с дилером или производителем.
Некоторые автовладельцы решают самостоятельно ремонтировать авто. Здесь стоит учесть, что получение денег по желанию уже невозможно. Компенсация выплачивается только в одном из перечисленных выше случаев. Самый простой путь — попробовать договориться со страховщиком о денежном возмещении. В случае отказа как-то воздействовать на страховую компанию не получится. Авто придется отдавать на ремонт и, возможно, выкладывать часть средств на запчасти.
Выше отмечалось, что расчет размера выплат производится по методу ЦБ, в котором учитывается множество показателей, начиная с площади повреждения и заканчивая объемом утечки расходных материалов в процессе ремонта. Владелец машины не может требовать залить привычное масло или установить свечи конкретного производителя. Страховщик берет во внимание данные из специального справочника и учитывает информацию, полученную от эксперта. Вот почему денег на ремонт иногда не хватает, а автовладелец вынужден доплачивать из кармана.
Для снижения расходов можно договориться об установке б/у деталей, но такое соглашение должно быть оформлено письменно. Даже при отсутствии вины ОСАГО редко когда покрывает стоимость ремонта, но по закону пострадавшее лицо вправе требовать доплату с виновной стороны.
Ремонт машины по ОСАГО в 2020 году
В этом случае можно пользоваться старым договором и при ДТП выбирать один из доступных вариантов — выплата денег или оплата ремонта. Как только срок действия полиса выйдет, важно внимательно подойти к выбору страховщика. Обратите внимание на список сервисов, с которыми работает страховая компания. Этот перечень можно найти на официальном сайте страховщика. Здесь же должна быть другая информация — адреса СТО, сроки выполнения ремонтов, а также марки обслуживаемых машин.
Перед заключением договора обратитесь в доверенную СТО и узнайте, с какими страховыми компаниями она работает. После выбирайте подходящий вариант из перечня.
В случае самостоятельной замены деталей соберите чеки на запчасти, ведь они могут потребоваться для экспертизы или судебного разбирательства. Если произойдет ДТП, проследите за правильностью оформления бумаг. Это позволит сохранить возможность прямого покрытия убытков в страховой компании.
Если вы только планируете купить машину и хотите сохранить гарантию, сделайте запрос у дилера авторизованных СТО. Выберите ту компанию, которая работает с интересующим сервисным центром. В случае если страховщик виновной стороны не имеет договора с этой СТО, требуйте направления именно сюда или денежной компенсации.
Если вы покупаете подержаное авто, просите у продавца бумаги на запчасти, которые недавно им покупались. В случае приобретения дорогой машины подумайте, сможете ли вы самостоятельно доплатить разницу при ремонте авто по ОСАГО. Получить выплату, после чего сделать ремонт у друга в гараже уже не выйдет.
Расчет стоимости восстановительного ремонта производится на основании результатов независимой экспертизы, проведенной в специализированной организации.
В акте эксперта должно отражаться:
- причина проведения исследования;
- дата проведения осмотра автотранспорта;
- наименование компании, проводившей осмотр;
- информация о владельце исследуемого транспортного средства;
- индивидуальные характеристики автомобиля (марка, модель, номер, год выпуска, год ввода в эксплуатацию, комплектация и так далее);
- информация о полученных повреждениях;
- определение возможного способа устранения неполадок;
- информация о дефектах авто, полученных до ДТП;
- принадлежность повреждений результату дорожной аварии;
- информация о возможных скрытых повреждениях;
- дата составления документа.
К акту осмотра могут быть приложены фотографии, доказывающие определенные факты.
Расчет стоимости ремонта, после проведения экспертизы производится при помощи единой методики и специальной формулы.
Для самостоятельного расчета стоимости восстановительного ремонта можно воспользоваться следующей формулой:
Ср = Рпр+Рм+Рзч,
где
Ср | полная стоимость ремонта (искомая величина) |
Рпр | расходы, связанные с проведением работ на ремонт авто |
Рм | расходы, необходимые для приобретения материалов |
Рзч | расходы, связанные с приобретением запасных частей |
Размер расходов на приобретение запасных частей (Рзч) определяется по формуле:
Полная инструкция: Ремонт по ОСАГО или выплата по ОСАГО в 2019 году?
Под полной гибелью (тотал) автомобиля понимается причинение такого ущерба транспортному средству, при котором стоимость восстановительного ремонта сопоставима со стоимостью самого автомобиля, т.е. ремонт становится экономически нецелесообразен. У разных страховых компаний суммарный объем повреждений автомобилю, который позволяет установить факт наступления такого страхового случая, может варьироваться в диапазоне от 65 до 80%.
По общим правилам осуществления страховых выплат в случае полной гибели транспортного средства сумма возмещения должна составлять размер рыночной стоимости автомобиля на дату наступления страхового случая. Правила страхования, регламентированные законодательством, не предусматривают никаких удержаний из данной суммы, однако на практике страховые компании пользуются любой возможностью, чтобы существенно уменьшить размер страхового возмещения.
Для определения размера страхового возмещения необходимо проведение экспертной оценки стоимости ущерба. Как правило, на этом этапе интересы страховой компании и владельца автомобиля становятся кардинально противоположными.
В интересах страховой компании оценку проводит оценщик-партнер, который может существенно завысить общий процент повреждений, чтобы страховщик мог зафиксировать факт полной гибели автомобиля. При этом реальный характер ущерба позволяет сделать вывод о возможности проведения ремонта и восстановлении надлежащего состояния машины. Такое стремление страховой компании признать факт полной гибели автомобиля вызвано следующими возможными вариантами исполнения обязательств по полису:
- страхователь получает сумму возмещения за вычетом амортизационного износа, а поврежденный автомобиль передается в собственность страховой компании;
- поврежденный автомобиль остается у страхователя, однако размер возмещения подлежит уменьшению на сумму амортизационного износа и стоимость годных остатков транспортного средства (оставшихся в пригодном состоянии после причинения ущерба).
Так как определение суммы выплаты при таком страховом случае зависит от времени его возникновения, на начальном сроке действия полиса вариант с полной выплатой может оказаться выгодным для владельца автомобиля. Аналогичная ситуация может сложиться, если полис не предусматривает учет процента износа при формировании размера выплаты.
Однако в большинстве случаев клиент вправе рассчитывать на получение суммы возмещения, которой едва хватит на покрытие остатка по кредитному обязательству за автомобиль. При этом страховщик получает в собственность транспортное средство, которое может быть успешно восстановлено и реализовано через сеть партнеров.
Для успешного оспаривания отказа в выплате или ее существенном занижении, владельцу автомобиля необходимо предпринять следующие действия:
- предоставить доказательства возможности восстановления поврежденного автомобиля для признания недействительным факта наступления страхового случая ТОТАЛ;
- с помощью опытного юриста или по запросу суда истребовать у страховщика исчерпывающий отчет параметров, по которым был признан факт полной гибели;
- провести независимую оценку характера и степени повреждений от причиненного ущерба;
- в случае подтверждения независимым оценщиком факта полной гибели автомобиля следует провести оценку стоимости годных остатков — это позволит существенно уменьшить размер удержаний.
Наличие всевозможных тонкостей при определении страхового случая «полная гибель» позволяет страховым компаниям допускать многочисленные злоупотребления при обращениях за страховыми выплатами. Учесть все нюансы можно только при доскональном понимании механизма расчета суммы возмещения, а его отсутствие делает необходимым обращение за помощью к услугам опытных юристов.
При рассмотрении дела в суде ключевым доказательством будет являться отчет независимого оценщика, который позволит не только соблюсти интересы владельца машины, но и привлечь страховую компанию к ответственности за нарушение прав потребителя.
Когда есть пострадавшие в аварии, необходимо сделать все для того, чтобы направить их в больницу. И если водителю, у которого пострадает машина, будет выплачена компенсация в соответствии с повреждениями, то людям выплаты осуществляются в соответствии с нанесенными травмами.
Итак, сколько покрывает ОСАГО в случае нанесения вреда жизни и здоровью, мы уже знаем, это 500 000 рублей, однако при наступлении определенных случаев, страховая компания платит строго фиксированную сумму.
Нанесенный ущерб | Размер компенсации в % | Сумма выплат для участников ДТП |
---|---|---|
Инвалидность 1 степени | 100 | 500 000 руб. |
Инвалидность 2 степени | 70 | 350 000 руб. |
Инвалидность 3 степени | 50 | 250 000 руб. |
Ребенок-инвалид | 100 | 500 000 руб. |
Действующий № 40-ФЗ, который регламентирует вопросы ОСАГО, требует от страховой компании заключения договора с техническим центром. Среди его основных условий – ремонт поврежденной машины за счет средств СК. Если в числе партнеров значится не один автосервис, то соглашения должны быть заключены с каждым из них.
В соответствии с п. 15.1 ст. 12 № 40-ФЗ страховая компания проводит осмотр поврежденного ТС или независимую техническую экспертизу, после чего предоставляет владельцу автомобиля направление на ремонт. Этот документ дает право восстановить машину бесплатно.
Для получения направления необходимо:
-
собрать пакет документов;
-
обратиться с заявлением в страховую компанию.
Важно! При получении направления, кроме подаваемого в свободной форме заявления и извещения о ДТП, ничего дополнительно подписывать не нужно.
Направление на ремонт должно содержать следующие данные:
-
реквизиты техцентра;
-
расчет стоимости восстановительных работ для возвращения полной исправности машины;
-
данные действующего полиса ОСАГО;
-
данные об автомобиле на основании техпаспорта;
-
сроки осуществления ремонта;
-
информация о доплате в случае превышения лимита (с согласия автовладельца).
Закон предусматривает ситуации, когда автовладельцу все же придется доплатить за ремонтные работы. Это связано с несколькими причинами (п. 17 ст. 12 № 40-ФЗ):
-
стоимость восстановления превышает максимально установленную страховую сумму в 400 тыс. рублей;
-
ремонт стоит дороже 50 тыс. рублей при условии, что на месте ДТП был составлен «Европротокол»;
-
все участники аварии были признаны виновными в происшествии.
Важно! Если потерпевший гражданин отказался производить доплату, ему полагается денежная компенсация.
В процессе ремонта сервис обязан устанавливать только новые запчасти и комплектующие (п. 15 ст. 12 № 40-ФЗ). Бывшие в употреблении детали мастера вправе использовать только по взаимной договоренности с автовладельцем.
На выполненные работы предоставляется минимальная гарантия, которая зависит от характера восстановления. Например, на кузовной и лакокрасочный ремонт она должна быть не менее 1 года. При этом автосервис может устанавливать гарантию на больший срок. При обнаружении изъянов машина должна ремонтироваться повторно.
В соответствии с положениями п. 21 ст. 12 № 40-ФЗ в России направление на ремонт по ОСАГО должно быть выдано в течение 20 суток с момента принятия страховой компанией полного пакета документации. В этот период включают все дни, кроме праздничных. Истечение указанного срока не зависит от того, когда страховщик организовал осмотр или техническую экспертизу автомобиля.
Если компания задержит выдачу направления, законодательством предусмотрена выплата неустойки в размере 1% от величины установленного ущерба за каждый день просрочки (п. 21 ст. 12 № 40-ФЗ).
Важно! Если ущерб оценен в 200 тыс. рублей, а клиенту было предоставлено направление на ремонт по страховке через 30 дней после обращения, он имеет право на выплату 220 тыс. рублей (200 тысяч + 10% от этой суммы за десять дней просрочки).
Чтобы получить неустойку, нужно подать отдельную претензию, которая составляется в свободной форме с указанием реквизитов счета, куда требуется перечислить деньги. В случае отказа страховщика клиент вправе обратиться в суд.
В № 40-ФЗ содержится указание на то, что сроки ремонта по ОСАГО должны составлять не более 30 рабочих дней. Все иные отговорки (длительное ожидание комплектующих, наличие очереди и т.п.) находятся за рамками правового поля, так как нарушают ст. 12 данного закона.
При помещении машины на ремонт автовладелец не должен предоставлять СТО никаких документов, так как ранее они были даны страховщику. Не исключено предложение различных допсоглашений. Однако чаще всего они предполагают невыгодные условия, например, связанные с доплатами или просьбой установить б/у комплектующие.
Обычный порядок ремонта может быть дополнен осмотром, инициированным мастерами техцентра. Они могут ссылаться на необходимость обнаружения скрытых неисправностей, которые не выявила страховая компания. Дать согласие на это – право владельца машины. Но подобная процедура не должна влиять на сроки ремонта. Максимум через 30 дней собственник должен получить технически исправный автомобиль.
Ремонт по ОСАГО: сроки, выплаты и подводные камни
Компания принимает решение о направлении автомобиля в тот или иной техцентр-партнер индивидуально, исходя из существующих требований закона. Если в радиусе 50 км от места ДТП или адреса проживания нет подходящей СТО, страховщик обязан организовать доставку транспортного средства за свой счет эвакуатором. В этом случае автовладелец вправе выбрать любой техцентр из предложенного перечня.
В случае попадания в аварию гарантийной машины не старше 2-х лет ситуация несколько сложнее. Восстанавливать такой автомобиль необходимо в сервисе, который авторизован для обслуживания этой марки. При отсутствии среди партнеров подобного СТО с согласия клиента ремонт производится в другом месте. Если разрешение автовладельца не получено, то страховая компания обязана выплатить денежную компенсацию.
В соответствии с правилами поврежденный автомобиль должен восстанавливаться в сервисе, выбранном страховой компанией. Однако в законе предусмотрены случаи, когда автовладелец может отказаться от ремонта и получить материальную компенсацию. К ним относятся следующие ситуации:
-
машина имеет значительные повреждения и не может быть восстановлена;
-
смерть страхователя;
-
инвалидность страхователя;
-
стоимость ремонта больше максимально установленного лимита в 400 тыс. рублей;
-
получение тяжелого или среднего вреда здоровью;
-
страховщик не имеет возможности провести восстановление авто в техцентре, с которым подписан договор (например, невозможно обеспечить доставку машины в сервис);
-
регулятор ограничил страховую в праве направлять на ремонт машины по причине неоднократного нарушения с ее стороны правил натурального возмещения (в этом случае восстановление выполняется только с согласия клиента).
По общему правилу после ДТП страховое возмещение по ОСАГО производится в форме восстановительного ремонта автомобиля (эту форму возмещения иногда называют натуральной).
Однако в некоторых ситуациях натуральная форма невозможна и выплата производится только деньгами. К таким случаям относятся:
- полная гибель автомобиля;
- смерть потерпевшего;
- превышение стоимости восстановительного ремонта автомобиля 400 тысяч рублей или 100 тысяч рублей (только для случаев оформления ДТП без участия сотрудников полиции).
В статье рассмотрен только порядок действий для ремонта по ОСАГО в 2020 году, то есть порядок для ситуаций, для которых установлен приоритет возмещения вреда по договору ОСАГО в виде восстановительного ремонта.
Для организации и осуществления ремонта автомобиля по ОСАГО необходимо предпринять следующие шаги:
- обратиться в страховую компанию с заявлением и документами;
- пройти независимую техническую экспертизу;
- получить в страховой компании направление на ремонт автомобиля;
- передать автомобиль на СТО для ремонта;
- получить отремонтированный автомобиль.
Более подробную информацию о перечисленных шагах вы найдете в следующих разделах.
Первое, что надо сделать при первой возможности, это уведомить в любой доступной форме свою страховую компанию о наступлении страхового случая. Это полезно, так как представители компании подскажут, что делать дальше.
На втором шаге надо подготовить заявление о страховом возмещении и необходимые документы. Обращаться с заявлением надо свою компанию либо компанию, которая застраховала по ОСАГО виновника ДТП.
В свою компанию надо обращаться только при одновременном соблюдении следующих условий:
- в результате ДТП вред причинен только автомобилям и/или другому имуществу;
- ДТП произошло с участием двух автомобилей и более, гражданская ответственность владельцев которых застрахована по ОСАГО.
В остальных случаях заявление о страховом возмещении и необходимые документы направляются страховой компании, которая застраховала гражданскую ответственность виновника ДТП.
В заявлении надо указать:
- какой вариант проведения восстановительного ремонта является предпочтительным. Имеется в виду либо организация и оплата компанией ремонта автомобиля на СТО из перечня страховой компании, либо оплата стоимости ремонта, организованного потерпевшим самостоятельно на другой СТО, не из перечня страховой. Полезно иметь в виду, что ремонт на другой СТО (не из перечня компании) возможен только при письменном согласии страховой компании;
- наименование СТО, на которой будет осуществляться ремонт автомобиля.
С перечнем СТО, с которыми страховая компания заключила договоры, можно ознакомиться на официальном сайте компании или в ее офисе.
Обращаем внимание на законодательно установленные и являющиеся актуальными в 2019 году требования к организации ремонта:
- срок проведения ремонта не должен превышать 30 рабочих дней со дня представления поврежденного автомобиля на СТО или со дня передачи его страховой компании для транспортировки на СТО;
- максимально допустимое расстояние по дорогам общего пользования от места ДТП или места жительства потерпевшего до СТО не может превышать 50 км (за исключением случая, когда страховая организовала и (или) оплатила транспортировку поврежденного автомобиля до СТО и обратно);
- ремонт автомобиля, с года выпуска которого прошло менее двух лет, должен осуществляться на СТО, являющейся официальным сервисным центром данной марки автомобиля.
В связи с этим, если страховая компания заключила договор на организацию ремонта со СТО, которая указанным требованиям не соответствует, то автомобиль может быть направлен на такую СТО только с письменного согласия потерпевшего. При отсутствии согласия потерпевшего или несогласии страховой с предложенной потерпевшим СТО страховая должна будет выплатить денежное возмещение.
В течение пяти рабочих дней с даты передачи в страховую компанию заявления и необходимых документов потерпевший должен представить поврежденный автомобиль для осмотра и (или) независимой технической экспертизы. Целью экспертизы является определение размеров подлежащих возмещению убытков.
Чаще всего независимая техническая экспертиза проводится в случае, если по результатам проведенного осмотра потерпевший и страховая компания не приходят к согласию о размере страхового возмещения.
Страховая компания возмещает вред, причиненный автомобиля, в размере расходов, необходимых для приведения автомобиля в состояние, в котором он находился до наступления страхового случая. Страховая оплачивает расходы СТО, связанные с ремонтом. При этом существует законодательно установленный максимальный размер страхового возмещения.
Кроме того, страховая компания обязана возместить потерпевшему иные расходы, связанные с наступлением страхового случая (эвакуацию автомобиля с места ДТП, хранение автомобиля, стоимость работ по восстановлению дорожного знака, ограждения и т.п.). Для получения такого возмещения потерпевший подает соответствующее заявление.
Направление на ремонт автомобиля либо отказ в страховом возмещении в виде восстановительного ремонта страховая компания должна выдать потерпевшему в течение 20 либо 30 (в случае самостоятельной организации ремонта потерпевшим) календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня принятия заявления и необходимых документов к рассмотрению.
В направлении на ремонт указываются сведения о СТО, на которой будет ремонтироваться автомобиль, срок ремонта, а также указывается размер доплаты за ремонт, которую потерпевший должен внести, если стоимость ремонта превышает установленную максимальную сумму страхового возмещения.
Максимальная страховая сумма, в пределах которой возмещается вред, причиненный автомобилю и другому имуществу потерпевшего, составляет 400 000 рублей.
Данный максимум распространяется в том числе на ДТП, оформленные без участия сотрудников ГИБДД, в случае отсутствия разногласий у участников ДТП относительно обстоятельств ДТП и характера и перечня видимых повреждений автомобилей.
В остальных случаях, если ДТП было оформлено без участия сотрудников ГИБДД, страховая возмещает вред, причиненный автомобилю, в пределах 100 000 рублей.
Как рассчитать стоимость ремонта автомобиля по ОСАГО
После получения от страховой компании направления на ремонт потерпевший представляет автомобиль на СТО в течение срока, указанного в направлении. В случае отсутствия такого срока либо получении уведомления после или накануне истечения срока автомобиль надо представить в разумный срок после получения направления на ремонт. В случае пропуска срока можно вновь обратиться к страховой с заявлением о выдаче нового направления.
СТО обязана произвести ремонт автомобиля в срок, указанный в направлении на ремонт. Этот срок не должен превышать 30 рабочих дней со дня, когда автомобиль передан СТО или страховой компании для транспортировки на СТО. Срок ремонта может быть увеличен по согласованию между потерпевшим и страховой компанией.
Датой окончания ремонта автомобиля считается дата, когда подписан акт приема-передачи отремонтированного автомобиля. Акт составляется в трех экземплярах, один из них предназначен для потерпевшего.
Как только потерпевший получает отремонтированный автомобиль, считается, что страховая компания выполнила свои обязательства по организации и ремонту автомобиля по ОСАГО.
Сумма ущерба транспортному средству зависит от стоимости ремонта. Сумма восстановления автомобиля может быть определена двумя способами:
- силами страховой организации;
- с помощью независимого оценочного мероприятия.
Но в любом случае сумма ущерба транспортному средству будет зависеть от следующих параметров:
Как правило, ответственные автовладельцы чётко следуют букве закона и вовремя приобретают «автогражданку», при этом исправно уплачивая за это премию страховой компании. Но, к сожалению, далеко не все страховщики отплачивают им тем же. Нередко автомобилисты попадают в такие ситуации, когда недобросовестные организации неправомерно отказываются от выплат по полису ОСАГО или существенно занижают их размер.
Ведь наступление страхового случая вынуждает страховщиков нести дополнительные расходы, поэтому они пытаются их снизить любыми путями.
Что нужно знать, чтобы не стать жертвой обмана нечестной компании-страховщика?
- Изучить, какие случаи отказа являются незаконными и каждый из таких случаев обжаловать в судебном порядке. Рассмотрим на примерах наиболее часто встречающиеся причины отказов, которые можно оспорить.
- Водитель, чьи действия повлекли наступление ДТП, находился за рулём чужой машины, соответственно, не был вписан в полис ОСАГО. Действительно, на первый взгляд может показаться, что страховщик не обязан платить пострадавшему, ведь договор с ним заключал не виновник, а текст договора не содержит ФИО виновника. Однако это не совсем так.
Если страховщик предлагает вам выбор: ремонт или деньги, то соглашайтесь на второй вариант, не раздумывая. Так вы сможете получить на руки определенную сумму денег и потратить ее с умом и там, где вы доверяете автослесарям. Не стоит верить и обещанным бонусам, льготам и привилегиям от страховой компании, так как эти услуги не покроют вашего ремонта. Некачественное исполнение ремонтных работ уже через 10 – 20 000 километров даст о себе знать и, получив ранее ремонт на 10 000 рублей, в этот раз вы выложите сумму в несколько раз большую, так как плохая работа мастера может привести к более серьезным повреждениям.
Если вы согласились на ремонт, компания произвела расчет работы, а СТО через некоторое время сообщает, что суммы не хватает, пора обращаться к хорошему юристу и готовиться к судебному заседанию.
Вы можете требовать от страховой компании полного возмещения расходов СТО либо же замены на денежную компенсацию.
Даже если вы не удовлетворены качеством работ автомастерской и выявили некоторые недостатки, устранить которые вам никто не берется, то исковое требование подается к страховой компании, так как именно она выступает главной стороной по договору.
Конечно, качество работ и количество денежных средств, затребованных и необходимых для ремонта, во многом зависит от того, к услугам какой компании по страховке вы прибегаете. Хотя однозначного вывода все равно нет: кому-то нравится, кому-то нет, кто-то безоговорочно соглашается на ремонт и получает бесподобный результат, а кто-то совершенно не доволен качеством работы.
Многие из тех, кто выбрал ремонт по ОСАГО, тщательно готовятся к тому, чтобы правильно выбрать СТОА из списка. Для этого сбирают информацию о каждой автомастерской, выспрашивают отзывы, изучают интернет. Таким образом даже из ограниченного списка вы сможете выбрать того мастера, который вас устроит.
Также, среди рекомендаций автовладельцев зачастую можно увидеть информацию о том, что если в листе с СТОА есть официальный сервис, то выбирайте его, так как здесь запчасти 100% оригинальные. Особенно это следует сделать тем, у кого автомобиль числится на гарантийном обслуживании, так как если ремонт будет произведен другой компанией, гарантия автоматически прекратит свое действие, ведь это является нарушением контракта.
Зачастую встречаются и довольно хорошие отзывы от тех, кто остался доволен проделанным ремонтом и его качеством.
Главное, о чем упоминают абсолютно все автовладельцы, — не спешите принимать работу механика и тщательно осмотрите все, что он сделал, так как предъявить претензию сразу намного проще, чем через какое-то время.
Таким образом, если перед вами стоит выбор: деньги или ремонт, безоговорочно выбирайте деньги, особенно если вы не намерены в дальнейшем вступать в перепалку со страховщиком. Если же вы уверены в своей правоте и у вас есть силы и время на то, чтобы отстаивать свою позицию относительно качества ремонтных работ, то можете выбрать второй вариант. В пользу этого варианта говорит то, что компенсационных выплат вам не хватит на хороший ремонт, а вот потребовать от СТО качество, а, соответственно, и более дорогих материалов вы можете, а те в свою очередь будут требовать увеличения суммы покрытия ремонтных работ у страховщика (правда, в пределах максимально допустимой суммы).
Если вы понимаете, что можете в одиночку не справиться, рекомендуем вам прибегнуть к помощи грамотного и квалифицированного адвоката.
Автовладелец выбирает станцию технического обслуживания (СТО) из числа тех, с которыми у страховой компании заключен договор. Выбрать СТО можно как при покупке полиса, так и на этапе урегулирования убытка. Перечень СТО с указанием адресов их места нахождения, перечнем марок и годов выпуска обслуживаемых транспортных средств, а также примерных сроков проведения ремонта должен публиковаться на сайте страховой организации и постоянно актуализироваться.
Важно! При восстановительном ремонте в отличие от денежной выплаты не учитывается износ деталей и агрегатов, а также не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих частей (если иное не определено соглашением страховой компании и потерпевшего).
Для ремонта поврежденного автомобиля на СТО, с которой у страховщика нет договора, надо получить письменное согласие страховой организации. В заявлении о страховом возмещении необходимо указать полное наименование выбранной СТО, адрес места нахождения и платежные реквизиты для возможности оплаты страховщиком проведенного восстановительного ремонта.
Предельный срок осуществления ремонта – не более 30 рабочих дней со дня представления потерпевшим транспортного средства на СТО.
СТО не должна находиться дальше, чем в 50 километрах от места ДТП или места жительства потерпевшего (по его выбору).
Ремонт новых автомобилей (не старше двух лет) должен производиться на СТО официального дилера, осуществляющего гарантийное сервисное обслуживание.
Минимальный гарантийный срок на работы по восстановительному ремонту поврежденного транспортного средства составляет 6 месяцев, а на кузовные работы и работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, – 12 месяцев.
Если в результате ДТП вред причинен только двум транспортным средствам и у всех водителей есть действующие полисы ОСАГО, то заявление о страховом возмещении необходимо подавать своему страховщику.
Важно! В случаях причинения вреда жизни или здоровью участников ДТП заявление о страховом возмещении следует подавать в страховую компанию виновника ДТП.
Заполненные извещения о ДТП должны быть переданы участниками ДТП в свои страховые компании (или их представителям в субъекте Российской Федерации, на территории которого произошло ДТП) в течение пяти рабочих дней после ДТП.
Срок рассмотрения заявления о страховом возмещении составляет 20 рабочих дней.
За несоблюдение сроков выдачи потерпевшему направления на ремонт предусматривается начисление неустойки в размере 1% от размера страхового возмещения за каждый день просрочки. За нарушение сроков осуществления ремонта страховщик наказывается неустойкой в размере 0,5% от размера страхового возмещения.
Страховая выплата в денежной форме производится в следующих случаях:
- смерть потерпевшего;
- причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (если в заявлении о страховом возмещении выбрана такая форма страхового возмещения);
- потерпевший является инвалидом и имеет автомобиль по медицинским показаниям (если в заявлении о страховом возмещении выбрана такая форма);
- полная гибель транспортного средства;
- стоимость восстановительного ремонта превышает 400 тысяч рублей (50 тысяч рублей для случаев оформления ДТП по европротоколу) и потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт на СТО;
- все участники ДТП признаны ответственными за причиненный вред («обоюдка») и потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт на СТО;
- в результате ДТП вред причинен только имуществу, не являющемуся транспортным средством;
- потерпевший отказывается от ремонта на СТО, если она не соответствует требованиям к организации восстановительного ремонта;
- страховая компания не предоставляет потерпевшему возможность проведения восстановительного ремонта на СТО, указанной при заключении договора ОСАГО;
- наличие письменного соглашения между страховщиком и потерпевшим.
Правила проведения ремонта автомобиля по ОСАГО после ДТП
Направление на ремонт по ОСАГО — один из двух вариантов возмещения ущерба наряду с денежной компенсацией. При этом, в соответствии с действующим законодательством установлено, фактически, два подвида такого направления:
- направление на ремонт на СТО, которая аффилирована со страховой компанией (как вариант — принадлежит ей);
- направление на ремонт на СТО дилера, у которого была куплена машина.
Выбор первого или второго подвида направления на ремонт зависит, прежде всего, от возраста машины. Вариант ремонта с дилером страховая компания обеспечивает, только если возраст ТС не превышает 2 лет. Кроме того, у страховой организации должно быть действующее соглашение с дилером.
Если необходимые условия для проведения ремонта у дилера не соблюдены, то страховая компания применяет альтернативный вариант и инициирует передачу автомобиля для восстановления в партнерскую ремонтную организацию.
Безусловно, учитывается и позиция самого владельца транспортного средства. Для него может быть предпочтительнее определенный вариант — если имеется выбор.
Рассмотрим далее особенности передачи автомобиля на восстановление в аффилированную со страховщиком ремонтную организацию — как, вероятно, самого общего сценария ремонта машины по ОСАГО.
Есть ряд обстоятельств, заслуживающих особого внимания со стороны владельцев поврежденных в ДТП машин при принятии решения об обращении к страховщику за проведением ремонта ТС.
Так, следует иметь в виду, что:
- Срок гарантии на автомобиль не влияет на установление возможности отремонтировать его у дилера.
Если гарантия превышает 2 года с момента приобретения машины, то, тем не менее, у страховой фирмы не будет обязанности направить ТС на ремонт к официальному дилеру — если машина старше 2 лет.
- Гарантия на ремонт по ОСАГО составляет 6 месяцев.
А если в рамках ремонта производились лакокрасочные работы, то гарантия по ним — 12 месяцев. В рамках каждого из указанных сроков владелец ТС вправе инициировать претензии к страховщику по качеству работ.
- В случае, если расстояние до СТО превышает установленные законом интервалы, то страховщик, тем не менее, может убедить пострадавшее лицо воспользоваться услугами соответствующего СТО при условии, что расходы на транспортировку машины будут покрыты самим страховщиком.
В свою очередь, нельзя однозначно сказать, кто отвечает за доставку ТС в пределах прописанного в законе расстояния в 50 км от места жительства пострадавшей стороны до СТО, которую предлагает страховщик. Поэтому, в общем случае потерпевшему лицу все-таки следует настраиваться на самостоятельную доставку машины. Если при этом он понесет издержки (например, обусловленные вызовом эвакуатора) — их можно будет попытаться взыскать с виновной стороны в суде.
- Если ни одна из ремонтных организаций, с которыми у страховщика подписаны соглашения на осуществление ремонта по ОСАГО, не соответствует предусмотренным законом требованиям в части приспособленности к проведению ремонта ТС с учетом обстоятельств, характеризующих обращение потерпевшего лица, то страховщик — с согласия данного лица, все же может инициировать ремонт ТС на какой-либо из таких СТО. Главное — чтобы между ним и ремонтной организацией был заключен договор.
А если страховщик и пострадавшее лицо в подобной ситуации не договорятся друг с другом, то им придется задействовать вариант денежной компенсации — который может быть менее выгоден для какой-либо из сторон в сравнении со сценарием, при котором производится ремонт ТС.
- Страховщик и пострадавшая сторона вправе в письменном виде заключить соглашение о том, что владелец ТС, поврежденного при ДТП, самостоятельно обеспечит ремонт автомобиля на СТО, с которой у страховщика нет договора — на момент обработки заявления от пострадавшей стороны.
В этом случае страховщик также выдает направление на ремонт в те же сроки, что определены для взаимодействия с СТО, с которыми у него есть договоры, а затем оплачивает расходы на ремонт, совершенные соответствующей ремонтной организацией.
Важный нюанс во взаимодействии владельца автомобиля, которая пострадала в ДТП, и страховой фирмы заключается в том, что ее деятельность подотчетна Центробанку. И в случае допущения страховщиком явных нарушений при выполнении обязательств, что предусмотрены договором ОСАГО, владелец ТС вправе обратиться в указанную банковскую организацию за содействием в решении спорного вопроса.
- Направление на ремонт или выплата деньгами по ОСАГО: что лучше выбрать?
Есть много аргументов в пользу ремонта. К числу ключевых можно назвать:
- отсутствие у пострадавшей стороны необходимости нести существенные расходы при восстановлении автомобиля (либо возникновение относительно небольших расходов — которые затем можно взыскать с виновной стороны);
- отсутствие у пострадавшей стороны необходимости предпринимать какие-либо трудоемкие действия при обеспечении ремонта автомобиля;
- наличие строгих, регламентированных законом сроков проведения ремонта ТС (при их нарушении СТО платит приличную неустойку).
На автомобиль, ремонтируемый по ОСАГО страховщиком, в общем случае ставятся новые детали (в то время как на денежную компенсацию во многих случаях можно купить только подержанные запчасти). Однако, и при ремонте страховщик, СТО и пострадавшее лицо могут согласовать установку на машину подержанные детали.
В общем случае ремонт проводится на СТО, с которым у страховщика действует договор. Однако, пострадавшая сторона может предложить страховщику другую, удобную для себя СТО — и с его одобрения провести ремонт там.
Главный недостаток ремонта вместо денежной компенсации по ОСАГО заключается в том, что закон прямо не ограничивает действия страховщика и СТО в части дополнения договоров с владельцами ТС различными сопутствующими условиями, а также не предусматривает контроля над такими действиями. Соответствующие дополнения могут быть сильно выгодны участникам страхового рынка.
- Как получить направление на ремонт по ОСАГО в дилерский центр или на СТО страховщика?
Нужно подождать, пока страховая рассмотрит обращение от пострадавшей стороны, и выдаст направление. На это у нее есть 20 дней после получения документов у пострадавшей стороны. Если срок будет нарушен, то страховщик заплатит пострадавшей стороне крупную неустойку.
Отремонтировать машину у дилера можно, только если ее возраст не превышает 2 лет. При этом, у страховщика должен быть заключен договор с дилером. То, действует ли у машины гарантия, значения не имеет: она может значительно превышать указанный порог возраста автомобиля.
- Сколько действует направление на ремонт по ОСАГО и сколько длится сам ремонт?
Закон однозначно не определяет сроков действия выданного направления на ремонт ТС. Максимальный срок ремонта — 30 рабочих дней. Опять же, при его нарушении пострадавшая сторона вправе рассчитывать на неустойку, которая истребуется у СТО.
По итогам ремонта владельцу ТС будет предложено подписать акт приемки. Можно отказаться — если есть нарекания к результатам проведения восстановительных работ. При отсутствии адекватного реагирования по этим нареканиям — обратиться с жалобой к страховщику, а затем, если и это ни к чему не приведет — в суд.
Договоры со страховщиками и СТО владельцам ТС следует читать внимательно. В них могут закрасться условия о том, то пострадавшая сторона согласна доплатить за ремонт или допустить установку на машину запчастей, бывших в употреблении.
Если полис куплен после 28 апреля 2017 года, то здесь выбора нет. В подавляющем большинстве случаев вам сделают предложение, от которого невозможно отказаться – ремонт в тех сервисах, с которыми у страховой компании заключен договор. Если машине менее 2-х лет, то ремонт производится у официального дилера. И всем пофигу, что на вашу новую ауди гарантия 4 года. Есть сыроватости в этом законе, тут бесспорно…
Похожие записи:
- Водитель, чьи действия повлекли наступление ДТП, находился за рулём чужой машины, соответственно, не был вписан в полис ОСАГО. Действительно, на первый взгляд может показаться, что страховщик не обязан платить пострадавшему, ведь договор с ним заключал не виновник, а текст договора не содержит ФИО виновника. Однако это не совсем так.