Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Критерии зрения на водительское удостоверение». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Некоторые автолюбители на форумах делятся своими секретами, как можно получить допуск даже с плохим зрением. Но сразу хотим предупредить: такой лайфхак у вас может не пройти.
Итак, они советуют заучить на память по порядку буквы из нижнего ряда. Но опытных офтальмологов обмануть тяжело. В кабинетах есть таблицы двух типов: буквенные и графические.
Доктор вначале может проверить остроту зрения по буквенной таблице, а потом попросить вас назвать, в каком направлении окружность не смыкается. И тут уже никакие хитрости не помогут.
Можно ли получить водительские права с плохим зрением?
Кроме остроты зрения и цветоощущения также проверяется кругозор. Если пространство, окидываемое взором, меньше 20 градусов, то есть узкое, значит, человеку запрещается водить автомобиль.
Сужение кругозора часто наблюдается при катаракте, отслоении сетчатки глаза, глаукоме.
Если вы сделали операцию по восстановлению зрения, то вам нужно снова пройти медицинскую комиссию и получить права, но уже без отметки о вождении в линзах/очках.
Если на водительском удостоверении есть отметка о том, что он должен обязательно водить автомобиль с очками/линзами, но он ездит без них, то рискует понести за это наказание.
В 2020 году езда без очков или линз людям, у кого есть на это показания, карается штрафом от 5 до 15 тысяч рублей. Езда без коррекционных средств для зрения расценивается как езда без прав.
Интересный факт: в законодательстве РФ нет статьи, в которой шла бы речь о езде без очков. Поэтому за такое нарушение водители приравниваются к ответственности, как езда без прав. Поэтому и такие большие суммы за езду без очков.
Наименование заболевания:
9. Ахроматопсия — код МКБ-10 — Н53.51
10. Слепота обоих глаз — код МКБ-10 — Н54.0
III. Медицинские показания к управлению транспортным средством, оборудованным акустической парковочной системой
15. Слепота одного глаза.
IV. Медицинские показания к управлению транспортным средством с использованием водителем транспортного средства медицинских изделий для коррекции зрения
16. Аномалия рефракции, снижающая остроту зрения ниже разрешенной, при условии повышения остроты зрения в очках или контактных линзах до разрешенного уровня.
I. Медицинские ограничения к управлению транспортным средством категории «А» или «М», подкатегории «А1» или «В1» с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа
1. Острота зрения ниже 0,6 на лучшем глазу и ниже 0,2 на худшем глазу с переносимой коррекцией при 2 открытых глазах независимо от вида коррекции (очковая, контактная, хирургическая), степени и вида аметропии или длины глаза.
2. Слепота одного глаза при остроте зрения ниже 0,8 с переносимой коррекцией на зрячем глазу независимо от вида коррекции (очковая, контактная, хирургическая), степени и вида аметропии или длины глаза.
3. Состояние после рефракционных операций на роговой оболочке глаза или после других рефракционных операций в течение одного месяца при отсутствии осложнений независимо от степени и вида исходной аметропии или длины глаза.
4. Хроническое заболевание оболочек глаза, сопровождающееся значительным нарушением функции зрения, стойкое изменение век, в том числе их слизистых оболочек, парез мышц век, препятствующий зрению или ограничивающий движение глазного яблока.
5. Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии.
6. Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70 градусов от среднего положения.
7. Ограничение поля зрения более чем на 20 градусов в любом из меридианов.
II. Медицинские ограничения к управлению транспортным средством категории «В» или «BE», подкатегории «В1» (кроме транспортного средства с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа)
12. Острота зрения ниже 0,6 на лучшем глазу и ниже 0,2 на худшем глазу с переносимой коррекцией при 2 открытых глазах независимо от вида коррекции (очковая, контактная, хирургическая), степени и вида аметропии или длины глаза.
13. Состояние после рефракционных операций на роговой оболочке глаза или после других рефракционных операций в течение одного месяца при отсутствии осложнений независимо от степени и вида исходной аметропии или длины глаза.
14. Хроническое заболевание оболочек глаза, сопровождающееся значительным нарушением функции зрения, стойкое изменение век, в том числе их слизистых оболочек, парез мышц век, препятствующий зрению или ограничивающий движение глазного яблока.
15. Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии.
16. Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70 градусов от среднего положения.
17. Ограничение поля зрения более чем на 20 градусов в любом из меридианов.
III. Медицинские ограничения к управлению транспортным средством категории «С»*, «СЕ», «D», «DE», «Тm» или «Тb», подкатегории «С1″*, «D1», «С1Е» или «DIE»
21. Острота зрения ниже 0,8 на лучшем глазу и ниже 0,4 на худшем глазу с переносимой коррекцией при 2 открытых глазах не более 8 дптр по сверхэквиваленту на лучше видящем глазу независимо от вида аметропии или вида коррекции (очковая, контактная).
22. Слепота одного глаза независимо от остроты зрения зрячего глаза.
23. Состояние после рефракционных операций на роговой оболочке глаза или после других рефракционных операций в течение одного месяца при отсутствии осложнений независимо от степени и вида исходной аметропии или длины глаза.
24. Хроническое заболевание оболочек глаза, сопровождающееся значительным нарушением функции зрения, стойкое изменение век, в том числе их слизистых оболочек, парез мышц век, препятствующий зрению или ограничивающий движение глазного яблока.
25. Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии.
26. Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70 градусов от среднего положения.
27. Ограничение поля зрения более чем на 20 градусов в любом из меридианов.
Если вы сомневаетесь в том, что ваш зрительный аппарат функционирует отлично, вы можете предпринять несколько шагов. Перед тем как отправиться на настоящую комиссию, пройдите проверку у хорошего офтальмолога. Если окажется, что зрение не в порядке, специалист поможет подобрать правильные корректирующие средства. Это могут быть очки или линзы с необходимым индивидуальным количеством диоптрий, а также препараты и физиотерапевтические процедуры для стимуляции зрительного аппарата.
Помните, что на остроту зрения и работу глаз влияет множество факторов. Это не только возраст и состояние глаз. На зрение влияют:
- время суток;
- общее состояние организма;
- психоэмоциональный фактор;
- физические и интеллектуальные нагрузки;
- употребление алкоголя;
- приём некоторых лекарственных средств.
Офтальмолог на медицинской комиссии проверяет:
- остроту зрения;
- цветоощущение;
- угол обзора;
- наличие патологий глазного аппарата.
При этом некоторые небольшие отклонения не являются причиной для отказа в выдаче удостоверения. Людей со стопроцентным зрением без малейших изменений не так много. Если претендент на получение водительских прав использует корректирующие зрение средства, то обследование проводится в них.
На медицинской комиссии у потенциального водителя проверяют также угол обзора обоих глаз. Ограничение поля зрения не должно превышать 20 градусов, как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях. Превышение этого показателя, как правило, свидетельствует о каких-либо патологиях глазного аппарата, врождённых или приобретённых. Этот показатель не корректируется такими средствами, как очки или контактные линзы, и является поводом для отказа в выдаче прав при несоответствии норме.
Основанием для отказа в выдаче водительских прав может послужить наличие стойких патологических изменений глаза, мышц век, нервного и мышечного аппарата глаз, если они влияют на снижение зрительной функции и остроту зрения. Также права не выдаются людям, страдающим диплопией. Это заболевание проявляется раздвоением изображения в глазах, и возникает вследствие страбизма. Патологии слёзного мешка, глаукома, катаракта могут послужить поводом для отказа в выдаче прав, при этом учитывается степень тяжести расстройства. Водительское удостоверение не выдаётся лицу, перенесшему операцию на глазах, в течение трёх месяцев после оперативного вмешательства. После истечения этого срока можно проходить комиссию.
Офтальмолог исследует кандидата в водители сразу в нескольких направлениях, изучая такие моменты, как:
- Острота зрения;
- Уровень цветоощущения;
- Поля зрения.
В ходе обследования у человека могут обнаружиться некоторые отклонения от нормы, однако далеко не всегда подобные отклонения являются категорическим запретом для управления авто.
Ограничения по зрению для получения водительского удостоверения
В ситуации, когда у водителя плохое зрение, в его справке, а затем и в ВУ проставляется специальная отметка. В ней указываются условия, при которых конкретному водителю разрешено управление ТС (ношение очков/линз и пр.). Если человек, находясь за рулем, не выполняет эти требования, то автоинспектор может оштрафовать его на сумму 5 000-15 000 руб., а также отстранить от управления автомобилем (основание – п.1 ст.12.7 КоАП).
Врач обследует будущего водителя по трем показателям:
- цветоощущение. Данный критерий позволяет выявить людей с ложным восприятием цвета и страдающих дальтонизмом;
- острота зрения. Плохое зрение является преградой для управления автомобилем, так как делает невозможным различение предметов и дорожных знаков, находящихся на отдалении;
- кругозор или поле зрения, позволяющее видеть предметы не только по прямой линии, но и по бокам.
Показатели, при которых допуск на управление автомобилем выдается:
- категорию B получают при остроте зрения не менее 0,6 на один из глаз и 0,2 на второй;
- категорию C — не меньше 0,8 на хорошо видящий глаз и 0,4 на слабовидящий глаз;
- категории A, A1 и B2 — не меньше 0,6 и 0,2. Разрешается управление транспортным средством при слепоте одного глаза, при этом острота зрения второго не ниже 0,8.
Если зрение водителя не соответствует данным параметрам, но он носит очки или линзы, то оценка зрения будет проводиться в них. Но в справке врач обязательно укажет, что управление должно осуществляться только в очках.
По другому параметру – дальтонизму – положительного решения врачей получить не удастся.
Дальтоникам права не выдаются. Водитель может перепутать цвета на светофоре, чем создаст аварийно-опасную ситуацию.
По третьему параметру права выдадут, если кругозор составляет 20 и более градусов.
Наличие прав – свидетельство того, что медкомиссия пройдена, зрение в норме. Проверять остроту зрения дорожный полицейский не имеет права, но он обязательно проверит наличие увеличительной оптики у водителя. Если в справке будет указано, что разрешено вождение в очках, то об этом будет отметка и в правах.
В действующем административном кодексе нет статьи, предусматривающей наказание за езду без очков, но некоторые инспекторы прибегают к уловке. Права принадлежат человеку в очках, а вы без них, значит, права – чужие, и штрафуют по статье 12.7 КоАП как за езду без прав. В таком случае штраф составляет от 5 до 15 тысяч, автомобиль отправляют на штрафстоянку, что «тянет» за собой дополнительные расходы. Насколько правомерно такое наказание – вопрос, который приходится решать в суде.
Надетые очки гарантируют, что у инспектора не будет претензий.
Во время медицинской проверки врач установит, не нарушен ли у вас угол обзора. Если он сужен (а такое бывает редко), значит, с глазом что-то не так. Скорее всего, орган болен и страдает таким недугом, который сам по себе может стать противопоказанием в выдаче допуска к вождению.
Как успешно пройти проверку?
Конечно, каждый человек, заходящий в кабинет врача при прохождении шофёрской комиссии, надеется выйти оттуда с допуском. Однако не все уверены в том, что у них получится это сделать.
Существуют способы увеличения своих шансов прохождения офтальмолога. Среди них есть как законные, так и незаконные варианты.
Если вы собираетесь пройти комиссию законным путём, перед посещением офтальмолога дайте своим глазам отдых. Выспитесь, не сидите долго у компьютера или телевизора. В очереди в кабинет не смотрите на источники света и дайте органам зрения отдохнуть от бесконечного созерцания экрана телефона.
К беззаконным путям можно отнести подкуп врача или покупку справки. Однако помните, что пользуясь такими методами, вы можете оказаться в ситуации, в которой потеряете больше, чем обретёте.
А самое главное, не забывайте, что людей не зря обязали проходить медицинский осмотр перед поступлением в автошколу. И список противопоказаний к вождению был составлен также не дураками. Спросите себя, действительно ли вы уверены, что сможете справиться с любой дорожной ситуацией и не подвергнете опасности свою жизнь и жизни своих пассажиров. Если ответ положительный, значит, и юлить вам незачем. Смело отправляйтесь на шофёрскую комиссию и получайте справку.
Удачи вам в обучении и вождении. Мы будем благодарны, если вы расскажете свои истории о прохождении шофёрской комиссии в комментариях.
С 6-го января 2015 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством». С этого момента появилось законодательное разделение на водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) и лиц занятых на работе в качестве водителя транспортного средства.
В первом случае, при прохождении мед. комиссии, должен использоваться перечень медицинских противопоказаний указанных в Постановлении № 1604, от 29-го декабря 2014. Во втором случае – для лиц, занятых на работе в качестве водителя ТС, перечень противопоказания содержится в Приложении 2 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н.
Официальное разъяснение от Министерства здравоохранения РФ доступно по этой ссылке.
Ниже приведены выдержки из обоих документов непосредственно касающиеся органа зрения. Полные тексты документов доступны на сайте системы Гарант.
Как проходит проверка зрения на водительское удостоверение?
Наименование заболевания:
9. Ахроматопсия — код МКБ-10 — Н53.51
10. Слепота обоих глаз — код МКБ-10 — Н54.0
III. Медицинские показания к управлению транспортным средством, оборудованным акустической парковочной системой
15. Слепота одного глаза.
IV. Медицинские показания к управлению транспортным средством с использованием водителем транспортного средства медицинских изделий для коррекции зрения
16. Аномалия рефракции, снижающая остроту зрения ниже разрешенной, при условии повышения остроты зрения в очках или контактных линзах до разрешенного уровня.
I. Медицинские ограничения к управлению транспортным средством категории «А» или «М», подкатегории «А1» или «В1» с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа
1. Острота зрения ниже 0,6 на лучшем глазу и ниже 0,2 на худшем глазу с переносимой коррекцией при 2 открытых глазах независимо от вида коррекции (очковая, контактная, хирургическая), степени и вида аметропии или длины глаза.
2. Слепота одного глаза при остроте зрения ниже 0,8 с переносимой коррекцией на зрячем глазу независимо от вида коррекции (очковая, контактная, хирургическая), степени и вида аметропии или длины глаза.
3. Состояние после рефракционных операций на роговой оболочке глаза или после других рефракционных операций в течение одного месяца при отсутствии осложнений независимо от степени и вида исходной аметропии или длины глаза.
4. Хроническое заболевание оболочек глаза, сопровождающееся значительным нарушением функции зрения, стойкое изменение век, в том числе их слизистых оболочек, парез мышц век, препятствующий зрению или ограничивающий движение глазного яблока.
5. Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии.
6. Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70 градусов от среднего положения.
7. Ограничение поля зрения более чем на 20 градусов в любом из меридианов.
Категория В.
1) Медицинские противопоказания, изложенные в п. 3-25 настоящей графы подпункта 28.1.
2) Понижение остроты зрения ниже 0,5 на лучшем глазу и ниже 0,2 – на худшем глазу (с коррекцией).
3) Отсутствие зрения на одном глазу при остроте зрения ниже 0,8 (без коррекции) на другом.
4) Для водителей такси и водителей транспортных средств оперативных служб (скорая медицинская помощь, противопожарная служба, милиция, аварийно-спасательная служба, военная автомобильная инспекция), – острота зрения с коррекцией ниже 0,8 на одном глазу, ниже 0,4 – на другом. Допустимая коррекция при близорукости и гиперметропии 8,0 D, в том числе контактными линзами, астигматизме – 3,0 D (сумма сферы и цилиндра не должна превышать 8,0 D). Разница в силе линз двух глаз не должна превышать 3,0 D.
По пункту 1, в котором есть указание на подпункт 28.1 необходимо сделать пояснение. В самом документе этого подпункта не существует. Никаких официальных разъяснений Минздравсоцразвития не выпускало. По этой причине возник правовой вакуум. Список противопоказаний для категории В меньше, чем для категории А.
Врачи, в своей практике, при проведении медкомиссий, исходят из того, что в документе опечатка и читать «подпункт 28.1» следует как подпункт 27.1 (список для категории А). С юридической точки зрения это не корректно. Однако именно так и поступают повсеместно. Ниже приведен список ограничений подпункта 27.1.
Категория А
1) Острота зрения с коррекцией ниже 0,6 на лучшем глазу, ниже 0,2 – на худшем. Допустимая коррекция при близорукости и дальнозоркости 8,0 D, в том числе контактными линзами, астигматизме – 3,0 D (сумма сферы и цилиндра не должна превышать 8,0 D). Разница в силе линз двух глаз не должна превышать 3,0 D.
2) Отсутствие зрения на одном глазу при остроте зрения ниже 0,8 (без коррекции) на другом.
3) Центральная скотома абсолютная или относительная (при скотоме и наличии изменений зрительной функции не ниже значений, указанных в п.1 настоящей графы подпункта — допуск без ограничений).
4) Состояние после рефракционных операций на роговой оболочке (кератотомия, кератомилез, кератокоагуляция, рефракционная кератопластика). Допускаются к вождению лица через 3 месяца после операции при остроте зрения с коррекцией не ниже 0,6 на лучшем глазу, не ниже 0,2 – на худшем.
5) Допустимая коррекция при близорукости и дальнозоркости 8,0 D, в том числе контактными линзами, астигматизме – 3,0 D (сумма сферы и цилиндра не должна превышать 8,0 D). Разница в силе линз двух глаз не должна превышать 3,0 D, при отсутствии осложнений и исходной (до операции) рефракции – от +8,0 до -8,0 D. При невозможности установить дооперационную рефракцию вопросы профессиональной пригодности решаются положительно при длине оси глаза от 21,5 до 27,0 мм.
6) Искусственный хрусталик, хотя бы на одном глазу. Допускаются стажированные водители при остроте зрения с коррекцией не ниже 0,6 на лучшем глазу, не ниже 0,2 – на худшем. Допустимая коррекция при близорукости и дальнозоркости 8,0 D, в том числе контактными линзами, астигматизме – 3,0 D(сумма сферы и цилиндра не должна превышать 8,0 D). Разница в силе линз двух глаз не должна превышать 3,0 D, нормальное поле зрения и отсутствие осложнений в течение полугода после операции.
7) Хронические заболевания оболочек глаза, сопровождающиеся значительным нарушением функции зрения, стойкие изменения век, в том числе и их слизистых оболочек, парезы мышц век, препятствующие зрению или ограничивающие движение глазного яблока (после оперативного лечения с положительным результатом допуск осуществляется индивидуально).
8) Хроническое, не поддающееся консервативному лечению воспаление слезного мешка, а также упорное, не поддающееся лечению слезотечение.
9) Паралитическое косоглазие и другие нарушения содружественного движения глаз.
10) Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии.
11) Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70° от среднего положения.
12) Ограничение поля зрения более чем на 200° в любом из меридианов.
13) Нарушение цветоощущения.
14) Заболевания сетчатки и зрительного нерва (пигментный ретинит, атрофия зрительного нерва, отслойка сетчатки и др.).
15) Глаукома
В разделе медицинские комиссии и зрение нашего форума вы можете задать интересующие вас вопросы врачам-офтальмологам на тему зрения и прохождения медкомиссии для управления транспортными средствами.
Если вы планируете получать права или собираетесь продлить имеющиеся, вам необходимо пройти медкомиссию.
В числе специалистов, которых нужно посетить особое место занимает офтальмолог. Информация о том, какие существуют ограничения по зрению для получения водительских прав нужна для того, чтобы понять, насколько реальны ваши шансы сесть за руль.
Во время прохождения медкомиссии, у кандидата в водители может выявиться противопоказание к вождению, показания или ограничение по зрению.
В первом случае речь идет о наличии заболевания (состояния), не позволяющего управлять транспортным средством (ТС) ни при каких обстоятельствах (например, слепота обоих глаз, дальтонизм и т. д.). В этом случае кандидату в водители справка о прохождении комиссии не выдается.
Показания означают, что лицо может управлять ТС, при условии, что оно будет дополнительно оборудовано либо водитель будет использовать специальные приспособления (например, линзы или очки).
В отличие от первых двух терминов, ограничение является более мягким «приговором». Оно регулирует разрешенные стадии заболевания, не позволяющего управлять ТС различных категорий. Это значит, что в случае выявления ограничения, вы не можете садиться за руль конкретного авто, но при этом не запрещается управлять транспортом другой (разрешенной) категории.
Нормы по зрению для водительской справки
В случае, если человек пользуется оптическими приборами (очками и линзами), то, планируя пройти медосмотр, необходимо захватить их с собой. При оценке зрения офтальмолог будет исходить из того, что видит человек в очках, которые ему были выписаны ранее.
Специалист, на основе проведенной диагностики, вынесет решение стоит ли сменить очки водителю для улучшения зрительного восприятия или оставить все как было. Если окулист заметит ухудшение зрения после тестовой проверки, то он выпишет рецепт на очки с другими диоптриями.
Обходную карту подпишет только тогда, когда водитель приобретет новую оптику и продемонстрирует в них удовлетворительную остроту зрения.
В начале проверки офтальмолог воспользуется буквенной таблицей, чтобы проверить остроту зрения. Затем перейдет на окружности и попросит сказать, какая из них не смыкается.
Все данные осмотра доктор занесет в медицинскую карту, где в специальной графе для отметок укажет, пользуется водитель линзами (очками) или обходится без них.
Если показатель остроты зрения находится у водителя в норме, то его допускают до вождения ТС по следующему принципу:
- на категорию «В» (с ограничением as — управление возможно лишь в том случае, если есть рулевое колесо), при этом острота зрения на один глаз не ниже 0.6 ед. и на другой не ниже 0.2 ед.;
- на категорию «С» острота зрения на один глаз не ниже 0.8 ед., на второй не ниже 0.4 ед.;
- на категорию «А», «А1″или «В2», где руль — мотоциклетного типа, на один глаз не ниже 0.6ед., на второй не ниже 0.2 ед. В некоторых случаях допускается полная слепота на один глаз, если острота зрения второго глаза не опускается ниже 0.8 ед.;
- если один глаз слепой, то зрение второго должно быть не ниже 0.8 ед.;
- в том случае, если оба глаза человека видят одинаково плохо и нет среди них ведущего, то допустимое значение зрения для вождения составляет 0.7 ед. на каждый глаз.
Когда возникает вопрос, с каким зрением не дают водительские права, то ответ однозначен — если показатель остроты зрения ниже той, которая дана в нормативах при определении категории (эти данные приведены выше).
А на такой вопрос, с каким зрением можно получить права, ответим следующим образом — если, глядя на таблицу, вы видите 10-ую строчку, значит проблем допуска к вождению не будет. В противном случае, если есть проблемы с остротой зрения, специалист примет это во внимание и, учитывая категорию, будет от этого отталкиваться.
Что касается силы линз, то она должна быть не больше 8-ми дптр., тогда как разница в диоптриях между остротой зрения правого и левого глаза не больше 3-х.
Проверка на этот показатель также является препятствием для некоторых водителей при получении прав. Если у человека узкий кругозор зрения, величина которого может быть получена, благодаря исследованию предельного сужения зрения, то он может быть не допущен к получению прав. Узость кругозора не должна превышать 20-ти градусов.
Узость кругозора также не поддается исправлению с помощью оптических средств, поэтому такой человек не может быть допущен ни к получению ВУ, ни к управлению автомобилем.
Некоторые заболевания глаз также могут послужить препятствием для получения прав на вождение. Все зависит от степени тяжести этих заболеваний. К ним относятся: отслоение сетчатки, катаракта, глаукома. В данном случае вся ответственность лежит на враче, который должен провести доскональную проверку и дать соответствующее заключение о пригодности водителя к управлению ТС.
Некоторые водители, чтобы не потерять права, идут на разного рода ухищрения, начиная от подделки результатов анализа, заканчивая покупкой справки, удостоверяющей их «отличное» состояние здоровья.
Хочется спросить у таких водителей только одно: если вы не цените свою жизнь и садитесь за руль в таком состоянии, то кто даст гарантию, что от ваших действий не пострадают другие, ни в чем не повинные молодые люди, которые только входят в эту жизнь, единожды данную?
В случае, если водитель имеет плохое зрение, то соответствующая отметка в медицинской карте скажет о том, к какому виду транспорта он может быть допущен с использованием очков или линз.
У людей с проблемой зрения всегда на ВУ ставится отметка, которая указывает на то, что данный водитель без очков (линз) не имеет права управлять транспортным средством. Если он нарушит это предписание, то ему грозит наказание в виде штрафа. Размер его в 2018 году составит от 5 тыс. руб. — 15 тыс. руб.
пункт 1 статьи 12.7 закона №195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
«1. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), —
влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.»
Езда без коррекционных средств для зрения приравнивается к езде без прав.
Интересным фактом является и то, что в Законодательстве РФ вообще нет статьи, которая регламентировала бы езду без очков. Только поэтому вождение без очков, если на ВУ стоит особая отметка и требует их ношения при езде, является строгим нарушением правил и приводит к ответственности точно такой же, как езда без ВУ.
Некоторым водителям удается избежать наказания, но лишь в том случае, если они докажут, что только что собирались надеть очки и держат их в руках, но сигнал инспектора «остановиться» помешал им это сделать.
Как проверяют зрение на водительское удостоверение?
Бывает, что на данный момент времени окулист не имеет права дать положительное заключение, и это может быть в следующих случаях:
- с момента оперирования глаз прошло менее 3-х месяцев;
- произошли существенные изменения в слизистой оболочке глаз или мышцах века, что привело к ухудшению зрения, но это подлежит восстановлению оперативным путем;
- появились проблемы со слезным мешком (проблема также устраняется с помощью операции);
- иногда косоглазие вызывает диплопию глаз (раздвоение предметов);
- если у водителя наблюдается атрофия зрительного нерва или отслоение сетчатки;
- прогрессирует глаукома.
С каждым годом количество автолюбителей увеличивается. Однако прежде чем выехать на дорогу, необходимо получить водительские права. Для успешного прохождения процедуры, потребуется пройти медицинский осмотр.
В списке врачей обязательных для посещения значится офтальмолог. Водительские права и зрение неразрывно связаны, ведь заветную корочку не выдадут, если имеются отклонения в работе глаз.
Существует ограничения, не позволяющие управлять автомобилем, и непреодолимые «барьеры», которые ставят крест на желании стать водителем.
Проверка зрения для получения водительских прав – один из самых важных пунктов пригодности для будущих водителей транспортных средств. Плохое зрение водителя может привести к возникновению аварийных ситуаций и ДТП. Человек, который плохо видит, может просто не заметить случайного прохожего или незначительное препятствие, что может привести к нежелательным последствиям на дороге.
Чтобы получить допуск на вождение автомобиля, каждый водитель проходит медицинскую комиссию, в состав которой входит посещение окулиста. Удостоверить свои зрительные способности будущие водители могут в медицинских учреждениях. Это могут быть как частные центры медицинских услуг, так и государственные поликлиники. Также провериться можно и в некоторых автошколах, где предоставляются такие услуги.
Для обследования у офтальмолога применяется оборудование с использованием лазерной и компьютерной техники. Оно позволяет выявлять отклонения даже на ранних этапах развития. Для проверки используют:
- авторефрактометр – выявляет близорукость или дальнозоркость;
- роговичный топограф – используется для обследования сетчатки;
- бесконтактный тонометр – измеряет внутреннее давление.
На каждый из вышеперечисленных аппаратов в учреждении должны иметься документы, которые подтверждают соответствие установленным медицинским нормам.
Особая подготовка перед прохождением процедуры не требуется. Нужно всего лишь поставить окулиста в известность, а именно проинформировать его о имеющихся проблемах со зрением, описать симптомы и упомянуть, какие медицинские процедуры были пройдены ранее.
Если сомневаетесь, что зрение для водительских прав не достаточного уровня и это может показать негативный результат на проверке, лучше сразу рассказать об этом офтальмологу. Для этого еще потребуется принести свою медицинскую карту, чтобы врач мог подробно изучить историю развития отклонения.
Какие есть ограничения для получения водительских прав
Зрение для сдачи на права проверяется у будущих водителей транспортных средств по трем критериям:
- острота зрения;
- цветовосприятие;
- ширина поля зрения.
Острота. Для проверки остроты зрения используется таблица Сивцева или Головина. На ней располагаются строки из букв различного размера. Чем ниже строчка, тем меньше величина букв.
Проверка происходит на расстоянии 5 метров от таблицы по отдельности на каждый из глаз.
Цветоощущение. Восприятие цветов на дороге одна из самых важных способностей водителя автомобиля. Такое обследование проводится с помощью таблицы Рабкина, на которой различные цветные изображения помогают понять степень дальтонизма у человека.
Кругозор также проверяется у офтальмолога. В случае, когда ширина обзора человека ограничивается 20 градусами, его не допускают к вождению транспортных средств.
Существует перечень заболеваний, которые установлены законодательной властью как те, что не позволяют на достаточном уровне управлять транспортным средством и полностью владеть ситуацией на дороге. Обходной лист на зрение для водительских прав не подпишут, если у водителя присутствуют такие заболевания:
- глаукома;
- отслоение сетчатки;
- воспаление слезного мешка;
- заболевание зрительного нерва;
- диплопия или раздвоение в глазах;
- патологии, связанные с мышцами или слизистой века;
- если после операции на глазах еще не прошло 3-х месяцев реабилитации.
Не имея водительского удостоверения, человек не имеет права садиться за руль автомобиля, за это полагается наказание в виде штрафной санкции. Перед получением прав необходимо пройти обследование, ряд врачей огласит свои результаты, и после этого решается, получит человек права или нет.
Особое внимание уделяется зрительному анализатору. Проходят офтальмолога, чтобы убедится в нормальной работе глаз, ведь при плохом зрении риск серьезных дорожно-транспортных происшествий возрастает.
Требования к зрению водителей высокие. Одного умения управлять транспортным средством недостаточно. В первую очередь на положительный результат в получении прав влияет зрительное восприятие.
Человека с плохим зрением направляют к окулисту до прохождения автошколы, чтобы он зря не тратил деньги на обучение.
Данное тестирование подразумевает картинки Рабкина. Пациента садят на расстоянии 1 м от изображений. Затем показывают фигуры, нанесенные на бумагу с помощью различных цветов.
Пациент называет изображенные фигуры/цифры. Тестирование позволяет определить, есть ли у человека отклонения в цветоощущении. Оно состоит из 24 изображений.
Тест на дальтонизм
Если у пациента диагноз «протанопия» (невосприимчивость к красному) или «дейтеранопия» (невосприимчивость к зеленому) — водительское удостоверение не дадут. Нарушение красных цветовых рецепторов — самый частый случай.
При нормальном цветовосприятии ставят диагноз — нормальный трихромат. Некоторые люди вовсе не различают цвета, они видят мир в черно-белых тонах. Такое заболевание называется ахромазия.
Тестирование проходят и в домашних условиях с помощью компьютера. Главное не приближаться близко к монитору, рассматривать цифры и фигуры следует с расстояния не менее 1 м. Калибровка цвета на мониторе играет важную роль, поэтому рекомендуется посетить врача.
При получении или замене ВУ (водительское удостоверение) каждый автоводитель обязан пройти медкомиссию. В число узких специалистов такой комиссии входит офтальмолог и его осмотр входит в число обязательных для получения медсправки.
Обследование офтальмолога позволяет выявить имеющиеся у человека проблемы со зрением. При плохом зрении водителю будет разрешено управлять ТС (транспортное средство) исключительно в очках либо контактных линзах.
Более серьезные нарушения органов зрения могут стать весомым основанием для отказа в выдаче автоудостоверения.
В этой статье мы подробно расскажем о том, на что именно чаще всего обращают внимание в ходе проверки остроты зрения, а также в каком случае проблемы со зрением могут стать препятствием для получения ВУ.
Офтальмолог исследует кандидата в водители сразу в нескольких направлениях, изучая такие моменты, как:
- Острота зрения;
- Уровень цветоощущения;
- Поля зрения.
В ходе обследования у человека могут обнаружиться некоторые отклонения от нормы, однако далеко не всегда подобные отклонения являются категорическим запретом для управления авто.
Чтобы правильно понимать, какие критерии существуют у каждого этапа офтальмологического исследования, стоит подробно их рассмотреть.
Сразу нужно сказать, что тем водителям, которые пользуются в повседневной жизни очками/линзами, следует обязательно взять их на прием к офтальмологу (проходить осмотр нужно будет в них).
Диагностика остроты зрения производится, как правило, посредством стандартной таблицы (с буквами). Положительным результатом (с учетом всех средств коррекции зрения) считаются:
- Категория «В» — это более, чем 0,6 для обоих глаз либо «лучшего», а также более чем 0,2 – для слабовидящего глаза;
- Категория «С» — более 0,7 для обоих глаз или более 0,4 для слабовидящего глаза и 0,8 и более — для «лучшего»;
- Водители пассажирского, а также спецавтотранспорта (кат. «В») – не менее 0,4 на слабом глазу и 0,8 – на «лучшем» глазу.
Отдельно следует отметить, что, если человек носит очки/линзы постоянно, то оптическая сила не должна превышать показателей «+» либо «-» 8 диоптрий, а разница между силой правой и левой линзы не должна быть более 3-х диоптрий.
В случае, когда один глаз человека не видит вовсе либо полностью отсутствует, то ему можно управлять автомобилем только, если второй глаз имеет без всякой коррекции остроту более 0,8 и не наблюдается нарушений полей зрения.
Исследование этого показателя проводится по таблице Рабкина.
Если ранее такое отклонение от нормы, как дальтонизм не являлся важным показанием для отказа в выдаче прав, то сейчас уровень цветоощущения кандидата в водители вполне может оказать существенное влияние на окончательное решение медкомиссии.
Офтальмологическое заключение во многом зависит от степени нарушения цветоощущения, но иногда даже при серьезных отклонениях от нормы врач может вынести положительное решение, однако с соответствующей пометкой в справке и правах.
По существующим нормам максимально допустимым считается сужение поля зрения 20°.
Подобное нарушение встречается редко и, как и дальтонизм, не может быть откорректировано при помощи линз либо очков. Сужение у человека полей зрения, как правило, является симптомом более серьезных заболеваний, которые сами по себе выступают противопоказаниями для управления ТС.
Замена водительского удостоверения
Есть и другие виды заболеваний глаз, наличие которых может помешать человеку получить права. Среди них:
- отслойка сетчатки,
- глаукома,
- катаракта и пр.
Без сомнения окончательный вердикт зависит от степени тяжести заболевания, объективно судить о которой может только врач-офтальмолог в ходе проведения осмотра.
Следует отметить, что некоторые люди, имеющие серьезные заболевания глаз, идут на всяческие ухищрения, чтобы получить автоудостоверение (к примеру, подделывают анализы, покупают справку и пр.). Этим гражданам не лишним будет напомнить, что подобные фальсификации подвергают реальной опасности, как самого водителя с плохим зрением, так и других участников движения.
В ситуации, когда у водителя плохое зрение, в его справке, а затем и в ВУ проставляется специальная отметка.
В ней указываются условия, при которых конкретному водителю разрешено управление ТС (ношение очков/линз и пр.).
Если человек, находясь за рулем, не выполняет эти требования, то автоинспектор может оштрафовать его на сумму 5 000-15 000 руб., а также отстранить от управления автомобилем (основание – п.1 ст.12.7 КоАП).
Обращайтесь в экзаменационные подразделения ГАИ по адресу:
Адрес | Время работы | Перерыв |
пр-т Дзержинского, 3 | вт-сб: с 8:00 до 17:00 | с 13:00 до 14:00 |
ул. Кальварийская, 27 | вт-сб: с 8:00 до 17:00 | с 13:00 до 14:00 |
Для замены прав нужно обратиться в экзаменационный отдел ГАИ (кроме отделения на ул. Семашко, 17 – там выдают только новые права, обмен не производят) независимо от места проживания и регистрации, и предъявить следующие документы:
- старые права с талоном предупреждений;
- заявление (можно написать на месте или подготовить заранее);
- медицинская справка (должна соответствовать открытым в правах категориям);
- паспорт (можно предъявить вид на жительство или иной аналогичный документ);
- квитанция об оплате (если оплачено через ЕРИП, можно лишь сообщить номер операции в системе либо свой личный идентификационный номер).
Фотография делается на месте. Срок изготовления новых прав – 5 дней, но на практике их делают быстрее. Получать новое удостоверение нужно там же, куда подавались документы.
Помните, что езда с просроченными правами трактуется не как отсутствие водительского удостоверения, а как отсутствие права управления, с наказанием в виде немаленького штрафа.
Стоимость услуги составляет 2 базовые величины, еще 0,08 базовой и за компьютерные услуги – 0,04 базовой величины. Это касается обмена прав:
- на новый образец;
- в связи с истечением срока действия;
- для восстановления категории;
- по причине смены ФИО.
Оплата производится через любой банк, платежные терминалы, инфокиоски и через ЕРИП.
Какие существуют 👩⚕ медицинские ограничения при получении ВУ в 2020 году
Самый удобный вариант, который можно осуществить из любого места, где есть доступ в Интернет. В дереве услуг выбирайте Минск – МВД – ГАИ – Водительское удостоверение, после чего оплачивайте следующие услуги:
- выдача ВУ и талона;
- оформление заявления (если вы не намерены заполнять его самостоятельно);
- компьютерные услуги.
Для оплаты также потребуется указать свой 14-значный идентификационный номер паспорта.
Регистрационно-экзаменационный отдел ГАИ УВД Брестского облисполкома | ||
---|---|---|
Адрес | Время работы | Перерыв |
ул. Коммерческая, 17 | вт-сб: с 8:00 до 16:00 | с 13:00 до 14:00 |
Регистрационно-экзаменационный отдел ГАИ УВД Витебского облисполкома | ||
---|---|---|
Адрес | Время работы | Перерыв |
пр-т Московский, 57 | вт-сб: с 8:00 до 16:00 | с 13:00 до 14:00 |
Регистрационно-экзаменационный отдел ГАИ УВД Гомельского облисполкома | ||
---|---|---|
Адрес | Время работы | Перерыв |
ул. Федюнинского, 9 | вт-сб: с 8:00 до 17:00 | с 13:00 до 14:00 |
Необходимо помнить, что водительские права можно будет получить только лишь в случае достаточного количества лет соискателю.
На данный момент законодательством устанавливаются следующие возрастные границы:
для управления транспортным средством категории «А1» и «М» требование к возрасту | 16 лет |
для управления ТС категории «А» | не менее 18 лет |
приступить к обучения вождения транспортного средства можно будет только с 17 лет, но при этом права категории «В» и некоторых других | необходим возраст от 18 лет |
на категорию «С» распространяются те же возрастные критерии, что и на категорию «В» | от 18 лет |
на подкатегории «В1» и «С1» распространяются те же возрастные ограничения, что и на основные категории | 18 лет |
«Д», «Д1», «Тм», «Тб» | требуют стажа вождения и достижения возраста 21 года |
«Е», «ДЕ», «ВЕ», «СЕ» | для управления отдельными категориями необходимо наличие стажа не менее 1 года управления «В», «С», «Д» |
«С1», «Д1», «С», «Д» | для получения некоторых категорий прав необходимо наличие некоторых других – например для получения «С1Е» и «Д1Е» необходимо наличие открытых категорий |
Необходимо помнить о большом количестве самых разных нюансов, связанных с возрастом, категориями и подкатегориями.
Это позволит существенно сэкономить время, затрачиваемое на получение прав. Все обозначенные выше моменты устанавливаются специальными нормативными документами.