- Транспортное право

Усыновление ребенка находящегося под опекой

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Усыновление ребенка находящегося под опекой». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Калининград Общаться в чате В этом случае, согласно законодательству субъекта Федерации, для сохранения пособия требуется нахождение ребенка под опекой в течение трех лет. Стоит ждать или нет, это вопрос житейский, а не юридический. И принять по нему решение можете только вы. Исходя из соображений разумности, думаю, что ребенок — растет, и дополнительные деньги вашей семье лишними не будут.

Усыновление ребенка, находящегося под опекой

Фактически родители оформляют доверенность на имя осуществляющего уход.

Бывают ситуации, когда один из родителей передает право другому родителю возможность быть попечителем несовершеннолетнего.

Так, например, при разводе отец может дать свое согласие на то, чтобы мать, была опекуном своего малыша.

Примите во внимание: при живых и вменяемых родителях опекунство оформляется лишь с их добровольного письменного разрешения. Отец и мать, при этом, не освобождаются от ответственности за материальное обеспечение собственного чада.

В принципе, опекунство над малолетними детьми может оформить любой совершеннолетний гражданин, то есть возраст осуществляющего уход – не младше 18 лет. Но есть лица, которым закон запрещает брать подростка под присмотр.

В Москве отдел защиты прав детей находится в каждой районном муниципалитете. В обязанности органов опеки, в числе многих других, входит: выявление детей, нуждающихся в защите, их размещение в учреждения и семьи, охрана имущественных прав, проверка положения детей.

При работе с усыновителями, опекунами и приёмными семьями специалист: Ведёт учёт граждан, изъявивших желание стать усыновителями/опекунами/создать приёмную семью (далее кандидатов).

Консультирует кандидатов. Проводит обследование их жилищных условий и даёт заключение о возможности быть усыновителями/опекунами. Осуществляет помощь усыновителям в подборе ребёнка.

Готовит заключение для суда о целесообразности усыновления выбранного усыновителями ребёнка; Готовит документы на детей, передаваемых в семьи, Распоряжение для передачи ребёнка под опеку и документы для назначения опекунского пособия.

Дети, которые находятся под опекой, обладают всеми правами и обязанностями, предусмотренными в соответствии со ст.55 и 57 СК РФ. Учитывая данный факт, защита прав ребенка возлагается на его опекуна, то есть лицо, которое приняло на себя все обязанности по защите интересов подопечного.

При необходимости опекуны и попечители способны на официальном уровне представлять интересы своих подопечных, в том числе и в суде. Если будет установлено, что по каким-то причинам интересы ребенка игнорируются, то по согласию подопечного опекун имеет право отстаивать и защищать его интересы во всех инстанциях, в том числе и судебных.

При этом стоит обратить внимание, что защита интересов подопечных детей – понятие куда более широкое, чем в случае с детьми, которые воспитываются в собственных семьях. Все действия опекунов контролируются органами опеки и прочими государственными структурами.

Это делается для того, чтобы обеспечить максимальное соблюдение прав ребенка и формирование нормальной среды воспитания, при которой интересы ребенка не будут ущемлены со стороны опекуна или членов его семьи. Именно для этого имущественные права ребенка дополнительно защищены со стороны подконтрольных государству органов. В частности, опекун не имеет право свободно распоряжаться имуществом подопечного без согласования с ним самим (если ребенку исполнилось 14 лет) и органами опеки.

Если же будет установлено, что опекуны ненадлежащим образом выполняют возложенные на них обязательства по обеспечению нормального развития ребенка, или же тогда, когда интересы ребенка будут игнорироваться, а его персональные неимущественные или имущественные права будут нарушены, то государственная власть в лице органов опеки и попечительства может лишить опекуна опекунских прав. При этом стоит заметить, что при подобном развитии ситуации, лицо, в отношении которого было прекращена реализация опекунских прав через суд из-за нарушений, в дальнейшем не сможет стать опекуном.

При необходимости права ребенка защищены разными отраслями права, в частности, административной, гражданской и уголовной. Таким образом, при нарушении прав подопечного ребенка, виновный понесет ответственность по всей строгости закона.

Принимая во внимание тот факт, что подопечные дети имеют те же имущественные и неимущественные права, что и дети, воспитывающиеся в собственных семьях, социальная помощь в адрес подопечного ребенка также будет носить имущественный и неимущественный характер.

Что касается имущественной социальной помощи ребенку, то к ней можно отнести все денежные выплаты, которые будут поступать на его имя со стороны государства или благотворительных организаций.

Что касается неимущественной социальной помощи, то к ней можно отнести:

  • Льготы на проезд в городском муниципальном транспорте, за исключением пассажирских такси и маршруток;
  • Право на получение бесплатных учебников для школы и прочих канцтоваров, необходимых ребенку в процессе обучения;
  • Право на льготный летний отдых, оплачиваемый государством в полном или частичном объеме;
  • Право на бесплатное предоставление лекарственных средств и врачебной помощи;
  • Право на бесплатное двухразовое питание.

Конечно же, это далеко не полный перечень неимущественных социальных льгот. Они зависят от конкретных регионов, потому необходимо заранее узнавать всю информацию о видах и типах социальной помощи подопечному ребенку в региональных отделениях государственных властных структур, которые регулируют и контролируют процесс опекунства и попечительства.

Усыновление ребенка находящегося под опекой

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Каждая из форм устройства ребенка имеет свои особенности, положительные и отрицательные стороны. Только разобравшись во всех нюансах, можно решить, что лучше, опека или усыновление детей.

Одним из главных недостатков опеки является то, что она оформляется на определенный срок.

Забрать ребенка могут в таких случаях:

В вопросе, каких детей можно взять под опеку, а каких усыновить, органы опеки не всегда правы.

Одной из главных причин, почему нельзя усыновить, является то, что органы опеки довольно часто пытаются перестраховаться. А вот под опеку можно отдать любого ребенка, который лишился родителей.

Срок и условия семейного обустройства будут зависеть от конкретной ситуации.

Поскольку одно дело, когда мать находится в местах лишения свободы или на длительном лечении, а другое, когда она оставила ребенка и исчезла.

Если ребенок находится в сиротским учреждении, значит он остался без опеки родителей и семейное устройство возможно. Некоторые ограничения на возможность быть усыновленным накладывается. Поэтому подобные вопросы решаются в судебном порядке.

Усыновить можно в таких случаях:

На практике документы, которые нужны для усыновления, требуются и для опеки. Граждане, желающие усыновить ребенка или взять под опеку, подают заявление в органы опеки и попечительства по месту жительства.

В заявлении указывается просьба дать заключение о возможности быть усыновителями. Кроме того, необходимо приложить такие документы:

Ситуация из жизни: Во время слушания дела об усыновлении ребенка, находящегося под опекой заявителя уже несколько месяцев, прокурор потребовал у опекуна представить подтверждение медицинского освидетельствования усыновляемого ребенка по форме № 160 или № 162. Суд поддержал требование прокурора, заметив, что выписки из истории развития ребенка, выданной опекуну в доме ребенка, недостаточно. Опекун пытался пройти медосвидетельствование в районной поликлинике и городской детской больнице, но в обоих учреждениях в освидетельствовании было отказано. Каким образом опекун может выполнить требование прокурора?

Ответ: Сначала давайте разберемся, о какой форме идет речь.

Согласно п. 2.3 Приказа Минздрава от 25.12.1995 № 369, Минобразования РФ № 641 «О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью» медзаключение по форме № 162 оформляется при проведении по запросу кандидата независимого медобследования ребенка, передаваемого на воспитание в семью. Ни прокурор, ни суд, ни орган опеки не имеют права навязывать опекуну подобное обследование ребенка, так как независимое медобследование является правом, а не обязанностью кандидата. Более того, подобное обследование проводится именно на этапе передачи ребенка из госучреждения в семью, а в данном случае ребенок уже несколько месяцев, как находится на воспитании в семье.

  • Заключение: образцы (Полный перечень документов)
  • Поиск по фразе «Заключение» по всему сайту
  • «Медицинское заключение на ребенка, оформляющегося на усыновление. Форма N 160/у».doc
  • Скачано документов

Занесено в базу

Внесены исправления в

  • Договоры
  • Все документы
  • Календарь праздников и выходных на 2019 год
  • Регистрация малого бизнеса полезно
  • Как самостоятельно составить договор
  • Таблица кодов ОКВЭД

У нас на сайте каждый может бесплатно скачать образец интересующего договора или образца документа, база договоров пополняется регулярно. В нашей базе более 5000 договоров и документов различного характера. Если вами замечена неточность в любом договоре, либо невозможность функции “скачать” какого-либо договора, обратитесь по контактным данным. Приятного времяпровождения!

Сегодня и навсегда — загрузите документ в удобном формате! Уникальная возможность скачать любой документ в DOC и PDF абсолютно бесплатно. Многие документы в таких форматах есть только у нас. После скачивания файла нажмите «Спасибо», это помогает нам формировать рейтинг всех документов в базе.

>>>

Согласно закону о социальной поддержке несовершеннолетним, которые остались без родителей, должна выделяться квартира от специализированного жилищного фонда. Если орган опеки установил, что проживание вместе с мамой или бабушкой в одном доме невозможно, ребенку государство предоставляет отдельную жилплощадь. С этой целью необходимо написать заявление и встать на учет.

Перед принятием ответственного решения по оформлению опеки над ребенком, важно понять, действительно ли вы этого хотите. Если вас не пугают трудности, вам необходимо:

  1. Обратиться в попечительский совет.
  2. Выбрать ребенка, которого вы собираетесь взять под попечение.
  3. Собрать требующиеся документы, передать их в отдел опеки.
  4. Получив разрешение, начать оформление опекунства.
  5. Получить документ о праве быть попечителем, и забрать малыша из детского приюта.

Усыновление детей находящихся у меня под опекой

Процесс оформления не сложный и с этим может справиться любой опекун при своем желании.

Рассмотрим весь порядок по очередности.

Для того чтобы оформить выплаты на ребенка необходимо обратиться в территориальный отдел социальной защиты населения по месту своего проживания.

При этом необходимо помнить об одном нюансе, перед походом в отдел социальной защиты необходимо обратиться в отдел опеки и попечительства для оформления договора о приемной семье, без этого соглашения оформить выплаты будет невозможно.

Территориальный орган отдела социальной защиты населения является не единственным органом, куда можно обратиться.

Каждый опекун при оформлении имеет полное право обратиться:

  • в многофункциональный центр предоставления услуг;
  • воспользоваться интернет-порталом “Госуслуги”.

Если говорить об МФЦ, то обращаться можно в ближайших центр, который расположен по месту проживания опекуна. Перечень документов является таким же самым, как и при обращении в территориальный отдел социальной защиты населения.

Еще проще обстоят дела с порталом в интернете “Госуслуги”. Поскольку вся процедура осуществляется в домашних условиях либо же в другом месте, где есть выход в интернет.

В зависимости от того, в каком именно регионе проживает тот или иной опекун, он вправе рассчитывать на дополнительную региональную финансовую поддержку.

Рассмотрим на примере некоторых регионов.

В столице РФ каждый опекун, который берет несовершеннолетнего ребенка непосредственно из детского дома, имеет полное право рассчитывать на дополнительную финансовую помощь, а именно, 5500 руб. на первого ребенка, 14 500 — на второго и последующих. При единовременном усыновлении троих и более детей — 50 000 руб.

Не секрет, что многие потенциальные усыновители с большой осторожностью относятся к процессу усыновления, отдавая предпочтение новорождённым малышам, и с большой неохотой беря в дом детей старше 9-10 лет. В связи с возникающими в этом плане сложностями государством разработан и утвержден институт опекунства и попечительства, предусматривающий взятие ребенка на воспитание без придания ему статуса усыновленного.

Опекуны, то есть граждане, оформившие опеку над одним, или же несколькими детьми имеют право на получение следующих пособий:

  • Единовременного пособия. Данное пособие выдается сразу же после завершения процесса установления опеки. Размер пособия зависит от количества детей, а также испытываемых ими нужд. Искомая сумма не зависит от материального положения опекуна, поскольку эти деньги выдаются на ребенка, и ни в коем случае не могут рассматриваться в качестве заработной платы. Величина пособия напрямую связана со здоровьем ребенка, а также регионом его проживания. Опекуну также выдается его личное дополнительное пособие.
  • Ежемесячное пособие. Каждый ребенок в чем-либо нуждается – еде, игрушках, книгах и вещах, а поскольку опекун не является официальным родителем малыша, то и содержать его в счет собственных средств он не обязан, так как отвечает за воспитание и создание благоприятного микроклимата, способствующего развитию ума и интеллекта ребенка. Материальные же нужды опекаемого обязано удовлетворять государство. Выплата имеет фиксированный размер, который определен для каждого региона отдельно.
  • Городская денежная выплата. Опекунам помимо пособий положены также и ежемесячные выплаты из средств городского бюджета, которые они могут потратить на оплату проезда ребенка в общественном транспорте, посещение им парков развлечений.

Размер пособия опекунам несовершеннолетних детей в 2017 году колеблется между 8 и 10 тысячами рублей, причем указанная цифра зависит от здоровья ребенка, а также места его проживания.

Права детей, находящихся под опекой

Для оформления социальной помощи опекуны обязаны обратиться в органы опеки и попечительства, выполнив следующие рекомендации:

  1. Для получения помощи, опекун обязан написать соответствующее заявление (посмотреть и скачать можно здесь: [образец заявления на предоставление мер социальной поддержки]) и передать его органам опеки;
  2. Одновременно, опекун обязан взять оригинал выписки из решения органа опеки и попечительства о назначении таковой над конкретным ребенком;
  3. К собранным документам необходимо добавить свидетельство о регистрации, а также выписку из постоянного места проживания опекуна и ребенка;
  4. По требованию органов опеки также понадобиться подтвердить факт отсутствия у ребенка законных родителей, к примеру, предоставив свидетельство о смерти последних, либо оригинал решения суда о лишении их родительских прав.

Единовременное пособие имеет срок давности, получить его в течение 6 месяцев после оформления опеки.

Положенная сумма, в размере, превышающем 8 тысяч рублей, выплачивается из средств Федерального бюджета.

Социальная помощь назначается только после заключения договора о взятии опеки над детьми. Ее размер зависит от количества детей, находящихся под опекой, а также имеются ли под опекой инвалиды 1 группы, на которых начисляются определенные дополнительные средства, либо недееспособные граждане.

Для начала отметим, что между опекунами и попечителями есть некоторые различия.

  1. Об опекунстве говорят, когда речь идет о детях до 14 лет или о совсем недееспособных взрослых, за которыми тоже надо присматривать, как за маленькими.
  2. Попечительство можно установить например над подростками 14-18 лет, или над совершеннолетними, которые дееспособны, но которых необходимо контролировать во избежание неприятностей (к примеру – наркозависимые люди). Попечитель контролирует сделки, производимые подопечным.

Далее мы больше будем говорить об опекунстве, так как статья у нас о детях.

Плюсами установления опеки по сравнению с нахождением ребенка в государственном учреждении можно считать:

  • воспитание ребенка в семье с привитием ему необходимых социальных норм и ценностей, правильным формированием личности;
  • защита его имущественных и финансовых прав;
  • контроль за обучением, охраной здоровья и жизни;
  • успешная адаптация в обществе.

Усыновление или удочерение предполагает совсем другую форму жизнеустройства ребенка в семью, отличающуюся от опеки, их разница в целях, пакете документов, механизме придания статуса ребенку. Оно направлено не на временное воспитание несовершеннолетнего до 18 лет, а постоянное проживание его в семье.

Усыновить или удочерить ребенка можно через судебное разбирательство, если он имеет статус сироты, либо имеется отказ родителей от него, или воспитывается одним из родителей, а второй законный представитель отсутствует, что подтверждается справкой ЗАГСа формы № 25 (о рождении).

Усыновление (удочерение) имеет свои плюсы:

  • ребенок в соответствии с законодательством является сыном или дочерью усыновителям;
  • законные представители обязаны обеспечивать и всеми разумными способами защищать права и интересы этого несовершеннолетнего;
  • воспитание в семье, где он желанный, будет чувствовать любовь, поддержку и заботу.

Опека и усыновление — в чем разница?

Человек, решивший взять под опеку или усыновить ребенка, задается вопросом: чем отличается опека от усыновления?

Разница между опекой и усыновлением глобальная, это 2 совершенно разных формы устройства детей в семьи. Они имеют следующие различия:

  • усыновление от опекунства отличается своей целью – опека или приемная семья может предполагать воспитание ребенка до 18 лет, а усыновление подтверждается статусом сына или дочери;
  • опекун обеспечивает потребности ребенка, полагаясь на финансовую поддержку со стороны государства, а усыновитель в этом плане действует самостоятельно;
  • опека оформляется в отделе опеки и попечительства, а усыновление устанавливается в судебном порядке;
  • попечительство и опека контролируются специалистами отдела опеки и попечительства до достижения 18 лет ребенком с помощью проверок условий жизни подопечных, усыновленные и удочеренные дети проверяются только в течение первых трех лет после судебного процесса.

После виртуального знакомства с вашим будущим ребенком вы имеете право приехать в орган опеки и попечительства по месту нахождения ребенка и получить направление на посещение. Подробнее.

Наконец-то выбор сделан, выражено согласие принять в семью ребенка и хочется скорее уехать домой уже новой семьей.

Остались финальные шаги, чтобы урегулировать юридические вопросы

Конечно же, после принятия ребенка в семью, жизнь только начинается.

Ознакомьтесь с нашей инструкцией, чтобы первые дни дома и период адаптации прошли максимально комфортно для вашего ребенка и для всей семьи.

В последние годы в России наблюдается рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. Их общее количество ежегодно увеличивается примерно на тридцать-сорок тысяч человек и приближается к полумиллионной цифре. Причем лишь небольшое число этих детей (по некоторым данным не более 10%) остались без попечения родителей в результате их смерти. Остальные относятся к явлению так называемого «социального сиротства», то есть являются сиротами при живых родителях. Основными причинами увеличения числа детей-сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. В этой связи защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает в Российской Федерации крайне важное значение.

В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе, а также оказание им психологической, медицинской и педагогической помощи.

Понятие усыновления. Под усыновлением или удочерением (далее — усыновление) понимается юридический акт, в результате которого между усыновителями (усыновителем) и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным ребенком — с другой, возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению (ст. 137 СК). Отсюда следует, что усыновление влечет за собой следующие правовые последствия: а) установление правовой связи между усыновителями (усыновителем) и усыновленным ребенком, а также между усыновленным ребенком и родственниками усыновителя; б) прекращение правовой связи усыновленного ребенка с его родителями и другими родственниками по действительному кровному происхождению. Таким образом, усыновление одновременно является как правообразующим, так и правопрекращающим юридическим фактом.

Усыновление является одним из самых старейших правовых институтов и существует во всех современных правовых системах как наиболее оптимальная и предпочтительная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Вместе с тем в России в разные исторические периоды отношение к институту усыновления было неоднозначным, что выражалось в законодательном установлении ограничений и препятствий различного характера (например, в запрете усыновления чужих детей при наличии собственных детей и т. п.). В 1918 г. он был отменен вообще, что объяснялось существовавшим тогда отрицательным отношением к семейным формам воспитания детей-сирот в целом. Однако спустя восемь лет Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 1 марта 1926 г. институт усыновления был восстановлен и функционирует с соответствующими изменениями до настоящего времени.

В РФ усыновление является одной из основных и достаточно широко распространенных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За период с 1980 по 1995 г. в РФ было усыновлено 144 тысячи детей.

В СК подробно регламентируются условия, порядок и правовые последствия усыновления, а также основания и порядок прекращения усыновления. Это позволяет обеспечить права и интересы, как ребенка, так и лиц, желающих его усыновить. С этой же целью Семейным кодексом устанавливается судебный порядок усыновления ребенка вместо ранее действовавшего в соответствии со ст. 98 КоБС административного порядка усыновления. Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 125 СК (в ред. Федерального закона от 27 июня 1998 г. № 94-ФЗ) порядок передачи детей на усыновление, а также осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Российской Федерации должен определяться соответствующим нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.

Посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность физических и юридических лиц, не уполномоченных на то законом, в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, законом не допускается (ст. 1261 СК). Однако к посреднической деятельности по усыновлению детей не относится: а) деятельность органов опеки и попечительства (то есть органов местного самоуправления), а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, определяемого Правительством Российской Федерации по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей; б) деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей. Но их деятельность может осуществляться на территории Российской Федерации только в силу международного договора или на основе принципа взаимности. Названные органы и организации (как российские, так и иностранные), осуществляющие правомерную деятельность по усыновлению детей, не могут преследовать коммерческие цели — то есть извлечение дохода. Порядок деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории Российской Федерации и порядок контроля за ее осуществлением устанавливаются Правительством Российской Федерации; в) действия в процессе усыновления надлежащим образом уполномоченного представителя лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в пределах, допускаемых законодательством.

Дети, в отношении которых допускается усыновление. Как установлено п. 2 ст. 124 СК, усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей, утративших родительское попечение, и только в их интересах. Эта принципиальная норма, соответствующая требованиям ст. 21 Конвенции о правах ребенка, была предусмотрена и в ранее действовавшем законодательстве (ст. 98 КоБС). Лица, достигшие совершеннолетия (18 лет), не могут быть усыновлены.

Порядок усыновления. В соответствии со ст. 125 СК усыновление детей производится в судебном порядке. Судебный порядок усыновления является новеллой семейного законодательства. Он введен в целях усиления гарантий прав детей, оставшихся без попечения родителей, и соответствует мировой практике судебного порядка усыновления. Судебный порядок усыновления в наибольшей степени отвечает интересам ребенка, так как суд независим от каких-либо ведомственных или местных влияний и подчиняется только требованиям закона.

Предусмотренный прежде ст. 98 КоБС административный порядок усыновления детей (когда решение об усыновлении ребенка принималось главой местной администрации, а при усыновлении иностранными гражданами ребенка — гражданина Российской Федерации — органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации) согласно п. 2 ст. 169 СК продолжал действовать непродолжительное время и после принятия СК — до введения в действие Федерального закона от 21 августа 1996 г. № 124-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР». Указанный закон вступил в силу с 27 сентября 1996 г., то есть по истечении тридцати дней со дня первого официального опубликования. С этой даты порядок усыновления ребенка регламентируется гл. 291 ГПК. Дела об установлении усыновления рассматриваются судом в порядке особого производства, по правилам, предусмотренным ГПК, с обязательным участиемсамих усыновителей, органов опеки и попечительства, а также прокурора (п. 1 ст. 125 СК; ст. 2634 ГПК).

Усыновление является добровольным актом и может быть произведено только по просьбе (волеизъявлению) лица, желающего усыновить ребенка. Это означает, что никто не может быть принужден к усыновлению детей вопреки своей воле.

Волеизъявление лиц (лица), желающих усыновить ребенка, должно быть выражено в письменном заявлении об установлении усыновления ребенка, которое согласно ст. 2631 ГПК (в ред. Федерального закона от 25 июня 1998 г. № 90-ФЗ) подается гражданами РФ, желающими усыновить ребенка, в районный суд по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка, то есть подсудность дел об установлении усыновления определяется исходя из интересов усыновляемого ребенка. В соответствии со ст. 2632 ГПК в заявлении обязательно должны быть указаны: фамилия, имя, отчество усыновителей (усыновителя), место их жительства; фамилия, имя, отчество и дата рождения усыновляемого ребенка, его место жительства (нахождения), сведения о родителях усыновляемого ребенка, наличие у него братьев и сестер; обстоятельства, обосновывающие просьбу усыновителей (усыновителя) об установлении усыновления ребенка, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства; просьба об изменении фамилии, имени, отчества усыновляемого ребенка, даты его рождения (при усыновлении ребенка в возрасте до года), места рождения усыновляемого ребенка, о записи усыновителей (усыновителя) в актовой записи о рождении ребенка в качестве родителей (родителя) — при желании усыновителей (усыновителя) внести соответствующие изменения в актовую запись о рождении ребенка.

Обстоятельства, обосновывающие просьбу усыновителей (усыновителя) об установлении усыновления ребенка, могут заключаться в утрате этим ребенком родительского попечения. К доказательствам, подтверждающим эти обстоятельства, могут быть отнесены следующие документы: свидетельство о смерти родителя (родителей); копия решения суда о лишении родителя (родителей) родительских прав, признаний родителей недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими; акт, подтверждающий, что ребенок был подкинут; а также другие документы, подтверждающие утрату ребенком родительского попечения.

Усыновление ребенка гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами закон допускает при соблюдении ряда требований, направленных на выявление возможности заявителей (заявителя) быть усыновителями (усыновителем). Поэтому к заявлению об установлении усыновления лица, желающие усыновить ребенка, согласно 2632 ГПК должны приложить следующие документы: копия свидетельства о рождении усыновителя — при усыновлении ребенка лицом, не состоящим в браке; копия свидетельства о браке усыновителей (усыновителя) — при усыновлении ребенка лицами (лицом), состоящими в браке; при усыновлении ребенка одним из супругов — согласие другого супруга или документ, подтверждающий, что супруги прекратили семейные отношения, не проживают совместно более года и место жительства другого супруга неизвестно (при невозможности приобщить к заявлению соответствующий документ в заявлении должны быть указаны доказательства, подтверждающие эти факты); медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителей (усыновителя); справка с места работы о занимаемой должности и заработной плате либо копия декларации о доходах или иной документ о доходах; документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение. Эти документы подтверждают право заявителей быть усыновителями ребенка и требуются для правильного решения судом вопроса о том, может ли заявитель быть усыновителем данного ребенка.

Правовые последствия усыновления ребенка. Усыновление — это не только форма устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, но и юридический факт, вызывающий определенные правовые последствия. В результате усыновления усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству во всех личных и имущественных правах и обязанностях приравниваются к родственникам по происхождению (п. 1 ст. 137 СК), то есть ребенок приобретает новых родителей и других родственников. Именно по этой причине ст. 14 СК запрещены браки между усыновителями и усыновленными.

Между усыновителем и усыновленным ребенком возникают взаимные личные и имущественные права и обязанности, равные тем, которые существуют между родителями и детьми, причем не только семейные права и обязанности, но также права и обязанности, предусмотренные другими отраслями законодательства (гражданским, жилищным, трудовым, пенсионным и др.). Это происходит как в случае усыновления ребенка супругами, так и одним из них, либо лицом, не состоящим в браке. Причем указанные правовые последствия наступают независимо от записи усыновителей в качестве родителей в актовой записи о рождении ребенка.

Приравнивание законом усыновленного ребенка к родным детям усыновителя означает, что усыновители, как и родители, имеют право и обязаны заботиться о воспитании и всестороннем развитии усыновленного ребенка (ст. 63 СК). Усыновители также обязаны содержать своих усыновленных детей (ст. 80, 85 СК), что предполагает возможность взыскания с усыновителей алиментов в случае неисполнения алиментной обязанности. Соответственно трудоспособные совершеннолетние усыновленные дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи усыновителей и заботиться о них (ст. 87 СК).

Усыновители являются законными представителями несовершеннолетнего усыновленного ребенка и выступают в защиту его прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе и в судах, без специальных полномочий (ст. 64 СК). Однако усыновитель приобретает права законного представителя ребенка лишь в случае удовлетворения судом его просьбы об усыновлении ребенка и только после вступления решения суда об установлении усыновления в законную силу. Поэтому не могут быть рассмотрены одновременно с заявлением об усыновлении требования заявителя о защите имущественных прав ребенка, например, о праве собственности ребенка на движимое и (или) недвижимое имущество, перешедшее ему в собственность по договору дарения, в порядке наследования либо приватизации жилья.

Как законные представители несовершеннолетних усыновленных детей усыновители совершают гражданско-правовые сделки от имени усыновленных детей, не достигших возраста четырнадцати лет (малолетних), или дают согласие на совершение сделок усыновленными детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет (ст. 26, 28 ГК). Усыновители в установленном законом порядке несут ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним усыновленным ребенком в возрасте до четырнадцати лет (ст. 28, 1073 ГК), если не докажут, что вред причинен не по их вине. Если же вред причинен усыновленным ребенком в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, то его усыновители несут субсидиарную (дополнительную) ответственность при отсутствии у усыновленного ребенка доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, если не докажут, что вред возник не по их вине (ст. 26, 1074 ГК).

Правомочия усыновителей по управлению имуществом усыновленного ребенка такие же, как у родителей, и регламентируются ст. 60 СК и ст. 37 ГК.

В соответствии с нормами наследственного права при наследовании по закону усыновленные дети после смерти усыновителей, а усыновители — после смерти усыновленных детей, являются наследниками первой очереди (ст. 532 ГК РСФСР 1964 г.).

Усыновитель вправе вселить в жилое помещение усыновленного ребенка (жилое помещение занимается усыновителем и членами его семьи по договору найма жилого помещения или по договору социального найма жилого помещения — ст. 672 ГК) без согласия других постоянно с ним проживающих членов семьи и без учета требований законодательства о норме жилой площади на одного человека (ст. 679 ГК; ст. 54 ЖК).

Усыновленные дети имеют право на пенсию по случаю потери кормильца (усыновителя) наравне с родными детьми, а усыновители — наравне с родителями без каких-либо дополнительных условий, тогда как отчим и мачеха имеют право на такую пенсию только в тех случаях, если они воспитывали и содержали умершего пасынка или падчерицу не менее пяти лет.

Опека и попечительство над детьми, находящимися в воспитательных, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения. В соответствии с п. 1 ст. 123 СК одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (при невозможности устройства на воспитание в семью), является их передача в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — это образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социальной помощи населению (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке (ст. 1 Закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

К образовательным (воспитательным) учреждениям, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся такие учреждения, как детский дом для детей раннего, то есть с полутора до трех лет возраста, дошкольного возраста, школьного возраста, смешанный; детский дом — школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии; а также санаторные школы-интернаты, санаторно-лесные школы, санаторные детские дома для детей-сирот, нуждающихся в длительном лечении.

. См.: п. 1 Типового положения об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1997 г. № 1117 // СЗ РФ. 1997. № 36. Ст. 4191.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть помещены в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (в том числе в специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением) в случаях отклонения от норм или общественно опасного поведения, включая совершение правонарушения. При этом на них распространяются нормы материального обеспечения, предусмотренные федеральным законодательством для детей, оставшихся без попечения родителей. Следует отметить, что около трети от общего количества находящихся в воспитательных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (32137), из-за отклонений в умственном или физическом развитии содержатся именно в специальных (коррекционных) воспитательных учреждениях различного типа.

В тех регионах РФ, где отсутствуют образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть приняты в школу-интернат.

Если ребенок отказывается проживать в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то он может быть помещен в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, — социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, социальный приют для детей и подростков, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Детям, находящимся на полном государственном попечении в соответствующих воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты, населения и других аналогичных учреждениях, опекуны и попечители не назначаются (п. 4 ст. 35 ГК; п. 1 ст. 147 СК). Полное государственное попечение означает, что защиту прав и законных интересов несовершеннолетних детей, их обеспечение, воспитание, образование берет на себя государство в лице соответствующего учреждения. В таких случаях обязанности опекунов (попечителей) закон возлагает на указанные учреждения, а п. 1 ст. 147 СК, конкретизируя это положение, называет администрацию учреждения ответственной за выполнение этих обязанностей. Разграничить функции воспитательного учреждения по воспитанию, образованию ребенка и осуществлению над ним опеки (попечительства) весьма сложно. Так, основными задачами воспитательного учреждения являются: а) создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности; б) обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников; в) освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства; г) обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников; д) охрана прав и интересов воспитанников. Понятно, что выполнение перечисленных задач относится и к функциональной деятельности опекунов (попечителей).

Понятие и порядок образования приемной семьи. В России издавна было принято брать детей-сирот на воспитание в семьи. Так, в начале XIX века только в Петербурге было зарегистрировано около восемнадцати тысяч таких семей, в которых содержалось более двадцати тысяч детей, лишившихся родительского попечения. За это им выплачивались деньги из казны. В последующем устройство детей-сирот на воспитание в семью существовало в различных формах (патронаж, патронат) как в дореволюционной России, так и после 1917 г. в РСФСР. В послевоенный период в РСФСР передача детей на воспитание в семьи стала нечастым явлением из-за отсутствия возможности у государства оказывать материальную помощь патронатной семье и патронат стал сливаться с опекой (попечительством). КоБС уже не предусматривал патронат как способ устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

В течение последнего десятилетия практика передачи детей, утративших родительское попечение, на воспитание в семью, стала возрождаться в РФ первоначально в виде создания детских домов семейного типа, в том числе на основе крестьянских (фермерских) хозяйств. В конце 80-х — начале 90-х гг. около 400 российских семей из разных регионов страны по собственной инициативе приняли на воспитание более 2,5 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако окончательно вопрос об образовании приемных семей и их правовом статусе был решен только с принятием Семейного кодекса, в ст. 123 которого определено, что приемная семья является одной из форм устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей. Понятие приемной семьи дано также в ст. 1 Закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» — это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью). Приемная семья дает возможность обеспечить детям их право на семейное воспитание, которому законом отдается безусловное предпочтение.

В соответствии с п. 2 ст. 151 СК постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829 утверждено Положение о приемной семье.

Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью, который заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и приемными родителями, то есть супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью (п. 1 ст. 151 СК). Основанием для заключения такого договора является заявление лиц, желающих взять ребенка на воспитание, с просьбой о передаче им на воспитание конкретного ребенка, которое подается в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка. К заявлению должно быть приложено действующее в течение одного года заключение органа опеки и попечительства о возможности быть приемными родителями и другие необходимые документы (п. 7 и 14 Положения о приемной семье). В Москве договор о передаче ребенка на воспитание в семью заключается с приемными родителями главой Управы района.

Приемными родителями могут стать совершеннолетние граждане, как состоящие в браке, так и не состоящие в браке, желающие взять на воспитание оставшегося без попечения родителей ребенка. Препятствием к этому являются только предусмотренные законом обстоятельства (ст. 153 СК). Приемные родители, в отличие от опекунов (попечителей), состоят в договорных отношениях с органом опеки и попечительства и получают вознаграждение за выполнение своих обязанностей. Кроме того, между детьми и приемными родителями в принципе должны возникнуть более тесные связи, чем между подопечными детьми и опекунами (попечителями), на что указывает само наименование субъектов приемной семьи: «приемные родители» и «приемный ребенок».

В приемную семью передаются несовершеннолетние дети, общее число которых в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, восемь человек (п. 2 Положения о приемной семье). Срок, на который дети помещаются в приемную семью, указывается в договоре о передаче ребенка в приемную семью (п. 15 Положения о приемной семье).

Родители или другие родственники могут обжаловать действия опекуна. ООП обяжет опекуна перестать нарушать права и интересы подопечного.

Если нарушения не будут устранены, родители могут подать в суд. Если опекун не выполнит судебного решения, его могут отстранить от опекунства.

Опекун имеет право:

  • потребовать возвратить ребенка, находящегося под опекой, от любых лиц, удерживающих ребенка незаконно;
  • выбрать способ воспитания, школу, форму обучения (учитывая мнение ребенка, рекомендации ООП).

Но опекун не может запрещать подопечному общаться с родителями, если такое общение в интересах ребенка.

Многие граждане не знают, что нужно, чтобы оформить опекунство над несовершеннолетним ребенком, если у него есть родители. Рассмотрим вопрос подробнее.

24 апреля 2008 года в юридическую силу вступил Федеральный Закон № 48 «Об опеке и попечительства». Этим нормативным документом, а также вспомогательными законодательными актами устанавливается, кто может претендовать на передачу под присмотр другой семьи. К таким претендентам относятся:

  • несовершеннолетние, чьи родители утратили дееспособность и нуждаются в посторонней поддержке;
  • сироты;
  • дети родителей, лишенных родительских прав;
  • уклонение матери и отца от исполнения обязанностей;
  • ребенок, чьи мама или папа заболели и не могут временно участвовать в воспитании малыша.

Статья 13 ФЗ № 48 предусматривает, что законный представитель несовершеннолетнего (мама или папа) может обратиться в территориальное отделение органов попечительства и опеки с заявлением о передаче ребенка под защиту чужой семьи. В ходатайстве пишется конкретное лицо, которому будут передаваться полномочия.

Дети, достигшие возраста 14 лет, могут самостоятельно инициировать назначение опекуна. Для этого достаточно написать заявление и указать, кто будет попечителем ребенка на период отсутствия родителей. Установление опеки происходит по решению территориального попечительского органа.

Статья 31 Гражданского кодекса Российской Федерации фиксирует, что попечительство/опека назначается с целью защиты интересов недееспособного населения, поэтому особое внимание уделяется защите законных интересов ребенка при сотрудничестве с опекуном. Все права детей можно условно разделить на группы по сфере их реализации.

  1. совместное проживание с ребенком (допускается временное помещение детей в государственные органы по резолюции попечительского совета, если опекун не имеет личного жилья или оно временно не пригодно для проживания);
  2. обеспечение основными потребностями, которые включают не только еду, одежду и товары первой необходимости, но также учебные материалы, средства для занятия физической деятельностью;
  3. полноценное общение.

Согласно статье 56 СК РФ, дети имеют право на защиту, которая предусматривает гарантию отсутствия фактов злоупотребления родительскими правами (в данном случае, вверенными обязанностями опекуна) по отношению к несовершеннолетнему ребенку.

Также попечитель наделен полномочиями представлять интересы подопечного в государственных, муниципальных и частных инстанциях, в суде.

После достижения детьми возраста 14 лет, они могут самостоятельно инициировать участие в юридических мероприятиях, подписывая все бумаги лично. Опекун ставит свою резолюцию на документах, подтверждая согласие и отсутствие протеста на участие в процедуре.

Что касается высшего образования, то такое право гарантировано несовершеннолетним гражданам государства статьями Конституции. Более того, ребенок может на общих основаниях претендовать на бесплатное обучение после прохождения справедливого конкурсного отбора.

Опекуны исполняют следующие обязанности на этапе получения образования подопечным:

  • выбор образовательного учреждения, ссылаясь на пожелания ребенка;
  • оказание помощи, в том числе финансовой, в период обучения (оплата проезда, проживания, учебных материалов).

При возникновении конфликтов с ВУЗом опекун должен участвовать в разрешении спорной ситуации. Всячески защищая интересы детей.

Недостаточно оказывать всестороннюю поддержку. Дополнительно необходимо давать ребенку личную свободу и возможность принимать решение самостоятельно. Ссылаясь на требования ст. 57 СК РФ, ребенок может, и должен, выражать свое мнение по всем вопросам, связанным с представительством его интересов. Это касается бытовых особенностей, а также социальных сфер.

В отношении юридических действий, возможность полноценного участия в разбирательствах возникает только после достижения десяти лет. Такой возраст позволяет ребенку выражать личное мнение, принимать участие в судебных заседаниях, давать пояснения в административных и уголовных производствах.

Есть ряд вопросов, которые органы опеки и попечительства могут решать только, заручившись согласием опекаемого. Это касается, например, восстановления родительских прав матери и отца.

Переходя под попечительство постороннего гражданина, дети должны быть уверены, что их права будут защищены. Это касается следующих аспектов:

  1. защита от применения психологического и физического насилия;
  2. отсутствие фактов злоупотребления правами;
  3. не допущение игнорирование потребностей;
  4. неуважение к личности опекаемого ребенка.

Для предотвращения таких нарушений особое внимание уделяется выбору кандидата на роль попечителя. Так, статьей 10 ФЗ № 48 от 2008 года предусмотрены критерии отбора и порядок проверки лица, претендующего на замещение биологических родителей малыша.

Если были допущены нарушения, то ответственность может назначаться в рамках административного, семейного, гражданского и уголовного законодательства.

Методическая разработка «Сопровождение детей, находящихся по опекой»

Для усыновления ребенка необходимо согласие его родителей. При усыновлении ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста шестнадцати лет, необходимо также согласие их родителей или опекунов (попечителей), а при отсутствии родителей или опекунов (попечителей) — согласие органа опеки и попечительства. Согласие родителей на усыновление ребенка должно быть выражено в заявлении, нотариально удостоверенном или заверенном руководителем учреждения, в котором находится ребенок, оставшийся без попечения родителей, либо органом опеки и попечительства по месту производства усыновления ребенка или по месту жительства родителей, а также может быть выражено непосредственно в суде при производстве усыновления.

Родители вправе отозвать данное ими согласие на усыновление ребенка до вынесения решения суда о его усыновлении.

Родители могут дать согласие на усыновление ребенка конкретным лицом либо без указания конкретного лица. Согласие родителей на усыновление ребенка может быть дано только после его рождения.

Для усыновления детей, находящихся под опекой (попечительством), необходимо согласие в письменной форме их опекунов (попечителей).

Для усыновления детей, находящихся в приемных семьях, необходимо согласие в письменной форме приемных родителей.

Для усыновления детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, необходимо согласие в письменной форме руководителей данных учреждений.

Суд вправе в интересах ребенка вынести решение о его усыновлении без согласия опекунов (попечителей), приемных родителей, руководителей учреждений, в которых находятся дети.

Для вынесения судебного решения об усыновлении требуется согласие супруга(и) усыновителя, если ребенок усыновляется одним из супругов. Согласие супруга на усыновление ребенка не требуется, если супруги прекратили семейные отношения, не проживают совместно более года и место жительства другого супруга неизвестно (при этом к заявлению на усыновление должен быть приложен документ, подтверждающий все эти обстоятельства либо указаны доказательства, подтверждающие эти факты).

За усыновленным ребенком сохраняются его имя, отчество и фамилия.

По просьбе усыновителя усыновленному ребенку присваиваются фамилия усыновителя, а также указанное им имя. Отчество усыновленного ребенка определяется по имени усыновителя, если усыновитель мужчина, а при усыновлении ребенка женщиной — по имени лица, указанного ею в качестве отца усыновленного ребенка. Если фамилии супругов-усыновителей различные, по соглашению супругов-усыновителей усыновленному ребенку присваивается фамилия одного из них.

При усыновлении ребенка лицом, не состоящим в браке, по его просьбе фамилия, имя и отчество матери (отца) усыновленного ребенка записываются в книге записей рождений по указанию этого лица (усыновителя).

Изменение фамилии, имени и отчества усыновленного ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть произведено только с его согласия, за исключением случаев, когда до подачи заявления об усыновлении ребенок проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем.

Об изменении фамилии, имени и отчества усыновленного ребенка указывается в решении суда о его усыновлении.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *