- Транспортное право

Правовое регулирование труда спортсменов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовое регулирование труда спортсменов». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Введение
Сегодня уже мало кто сомневается, что профессиональные спортсмены являются наемными работниками, которые отдают труд, способности, опыт, а иногда здоровье своим работодателям — различным физкультурно-спортивным организациям и объединениям (спортивным командам, клубам, федерациям, лигам и т.п.), за которые они выступают. В статье 351 Трудового кодекса определено, что на профессиональных спортсменов «распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами».
Труд профессиональных спортсменов является тем видом человеческой деятельности, в котором весьма сложно и своеобразно сочетаются стремление к духовному и физическому творчеству. Без сильной воли и полной самоотдачи, устремленности к победе и физическому совершенству не может состояться спортсмен, а тем более профессионал.
Сложный характер спортивной деятельности определяет необходимость использования тех отраслей права, которые могут в наибольшей мере обеспечить правовое регулирование труда спортсменов-профессионалов.
В современном мире роль спорта становится не только все более значимым социальным, но и политическим явлением. Вовлечение широких масс населения в физическую культуру, а также успехи на международных соревнованиях служат бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации, а также его политической, экономической и военной мощи. Спорт является одной из составляющих национальной идеи, способствует единению людей, воспитанию патриотизма у молодого поколения. Именно поэтому он стал одним из приоритетных направлений государственной политики России.
Но развитие физической культуры и спорта невозможно без развития профессионального спорта.
Актуальность данной темы предопределило то, что до настоящего времени изучению особенностей правового регулирования труда профессиональных спортсменов уделялось достаточно мало внимания, несмотря на все проблемы, возникающие в сфере профессионального спорта.
Большинство вопросов, связанных с трудовыми отношениями в сфере профессионального спорта, находятся вне рамок регулирования действующего в настоящее время Федерального закона «О физической культуре и спорте в РФ». В нем лишь предусматривается, что деятельность спортсменов-профессионалов регулируется трудовым законодательством.

Правовое регулирование труда спортсменов и тренеров

  • Статья
  • Обсуждение
  • Читать
  • Править
  • Править код
  • История
  • Задать вопрос
  • Как писать и редактировать статьи
  • Ссылки сюда
  • Связанные правки
  • Спецстраницы
  • Версия для печати
  • Постоянная ссылка
  • Сведения о странице

В отличие от Федерального закона от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ в новом Федеральном законе о спорте отсутствует регламентация, опосредующая трудовые отношения между спортсменом или тренером и физкультурно-спортивной организацией. Параллельно с нынешним Федеральным законом о спорте разрабатывался Федеральный закон о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации.

Федеральным законом от 28 февраля 2008 г. № 13-ФЗ ТК РФ дополнен главой 54.1 «Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров», которая вступила в силу одновременно с нынешним Федеральным законом о спорте 30 марта 2008 г. Теперь эти вопросы почти полностью регулируются трудовым законодательством.

Вместе с тем Федеральный закон о спорте, в частности его ст. 2 и 24, предполагает возможность регулирования отношений спортсменов и тренеров с физкультурно-спортивными организациями и организаторами спортивных соревнований нормами не только трудового права, но и гражданского права.

Если спорт стал работой, тогда спортсмену необходимо руководствоваться Трудовым кодексом РФ. Спортсмен или тренер должны заключать трудовой договор, в котором будут прописаны все права и обязанности. Согласно ТК РФ предусмотрены особенности регулирования труда спортсменов.

Спортсмены могут заключать срочный трудовой договор или на неопределенный срок. В трудовой договор со спортсменом включаются все условия, которые предусмотрены ч.2 ст. 57 ТК РФ, но это далеко не все, что должно быть прописано в договоре. Глава 54.1. ТК РФ «Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров» содержит дополнительные условия, которые прописываются при заключении трудового договора со спортсменом.

Основы правового регулирования труда спортсменов и тренеров

Законодательство о физической культуре и спорте — комплексная по своему характеру и значительная по объему часть,законодательства Российской Федерации, включающая нормы конституционного, гражданского, трудового, международного и других отраслей права.

Оно тесно связано с законодательством об образовании, о социальной защите населения, о здравоохранении, о предпринимательской деятельности, о приватизации, о местном самоуправлении и представляет собой обширный-массив законодательных актов, регламентирующих правоотношения, возникающие в ходе реализации прав граждан на занятия физической культурой и спортом, на сохранение здоровья средствами активного образа жизни и, таким образом, непосредственно относится к числу важных средств современной государственной политики в сфере обеспечения качества жизни граждан Российской Федерации.

Среди международных актов, регулирующих правовые основы спортивной деятельности, особо значимыми являются:

— Всеобщая декларация прав человека 1948 года1;

— Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина 1966 года2;

— Олимпийская хартия3;

— Международная хартия физического воспитания и спорта ; — Европейская спортивная хартия ;

— Европейская конвенция о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий и, в частности, во время футбольных матчей3;

— Конвенция против применения допинга4;

— Кодекс спортивной этики5 и др.

В последнее время на всех уровнях государственного управления в РФ растет осознание необходимости решения проблем в области физической культуры и спорта. Постановлением Правительства РФ от 11 января 2006 года утверждена федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 — 2015 годы»6. Целью Программы является создание условий для укрепления здоровья населения путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массового и профессионального спорта (включая спорт высших достижений) и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

Во исполнение этой программы была, в частности, разработана новая редакция Федерального закона «О физической культуре и спорте в России-ской Федерации» . Это третий базовый отраслевой закон в российский период, который регулирует отношения в области физической культуры и спорта. До этого действовали Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте от 27 апреля 1993 года №4868-1 (далее- Основы 1993 года) , затем их сменил Федеральный закон от 29 апреля 1999 года № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (да-лее — Закон о спорте 1999 года) .

Необходимость разработки новой редакции Закона была обусловлена тем, что Закон о спорте 1999 года имел преимущественно декларативный характер. Как справедливо отмечали А.П.Душанин и П.А.Виноградов?, Закон о спорте 1999 года во многом противоречил другим законам по вопросам финансированиям налоговых льгот, деятельности общественных объединений; В развитие этого закона Правительством России не было принято содержательных постановлений.

Кроме того, за прошедшее время существенные изменения претерпели различные отрасли российского законодательства: бюджетное, о государственном устройстве, трудовое, об образовании и ряд других отраслей. В связи с этим и назрела необходимость подготовки нового акта, который, отвечал бы современным потребностям в правовом регулировании в области спорта.

Новый Федеральный закон-от 04 декабря-2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»4 (далее — Закон о спорте 2007 года) кардинально отличается от предыдущего. Прежде всего, существенно уточнен и расширен понятийный аппарат. Многие термины были введены впервые: «массовый спорт», «национальные виды спорта», «официальные физкультурные и спортивные мероприятия», «адаптивный спорт», «правила вида спорта», «спортивные дисциплины», «спорт высших достижений», «физическая подготовка», «объекты спорта» — речь идет о тех понятиях, которые постоянно используются и которые необходимы для правового регулирования отношений в области спорта. Особо следует отметить введениє в законодательство нового определения понятия «профессиональный спорт».

Нормы Федерального закона от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (Закон о спорте 2007 года) и Федерального закона от 28 февраля 2008 года № 13-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» закрепили новые подходы к регулированию трудовых отношений со спортсменами и тренерами. Принятие специальной главы 54-1 Трудового кодекса «Особенности регули-рования?труда спортсменов и тренеров» поставило перед спортивными федерациями и клубами множество вопросов, касающихся как обновления своих уставных документов, норм и правил, локальных нормативных актов, так и практического применения новых правовых норм, включая проблемы, правильного оформления трудовых договоров.

Рассмотрим некоторые из этих проблем.

Обязательные для всех работников условия трудового договора установлены ч. 2 ст. 57 ТК РФ.

1. Место работы. Специфика труда спортсменов и тренеров часто связана с выездом на всевозможные сборы, тренировки и выступления в разные местности страны и за ее пределы. В соответствии с ч. 1 ст. 166 ТК РФ служебная командировка — это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения; служебного поручения вне места постоянной работы. Поэтому возникает вопрос оформления на этот период командировок, а именно — что считать «местом постоянной работы».

Обычно считается, что «место постоянной работы» — это местонахождение организации — работодателя. И только в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, ч. 2 ст. 57 ТК РФ требует обязательного указания в трудовом договоре местонахождения.этого обособленного структурного подразделения.

В то же время, далеко не всегда стадион, иное спортивное сооружение или спортивная база, на которых спортсмены и тренеры проводят основную часть своего рабочего времени, являются филиалами, представительствами или иными обособленными структурными подразделениями спортивного клуба — работодателя. Часто они вообще принадлежат иным лицам и предоставляются в аренду или на других условиях.

Поэтому представляется целесообразным рассмотреть вопрос о дополнении ч. 3 ст. 348-2 ТК.РФ соответствующим обязательным условием договора со спортсменом, а в ч. 4 этой статьи — договора с тренером..

2. Трудовая функция. Вступая в трудовые отношения, работник обязуется выполнять работу лично по обусловленной трудовой функции. Часть 2 ст. 57 ТК РФ предписывает определять в трудовом договоре трудовую функцию одним из трех способов:

1) как работу по должности в соответствии со штатным расписанием;

2) как работу по профессии, специальности с указанием квалификации; 3)как конкретный вид поручаемой работнику работы.

Ранее специальным Постановлением Минтруда РФ от 22 января 1993 года1 были согласованы и установлены разряды оплаты труда по Единой тарифной сетке и соответствующие тарифно-квалификационные характеристики, содержащие требования к квалификации лиц, замещающих должности работников физической культуры и спорта« в Российской Федерации. Этим нормативным правовым актом не было закреплено специальной должности получившей бы наименование «спортсмен». Соответствующая должность именовалась «спортсмен-инструктор».

При этом Постановление устанавливало основные требования к квалификации и должностные обязанности «спортсмена-инструктора», к числу которых, например, были отнесены: выполнение индивидуального плана подготовки, тренировочных и соревновательных заданий, поддержание высокого уровня общей физической и специальной подготовки, обеспечивающего достижение результатов международного класса, ведение учета по выполнению заданий, предусмотренных индивидуальным планом подготовки, участие совместно с тренерским составом в планировании учебно-тренировочного процесса, а также соблюдение норм, обеспечивающих безопасность учебно-тренировочных занятий, правил спортивных соревнований.

В настоящее время- указанное Постановлением Минтруда РФ утратило силу в связи с изданием Приказа Минздравсоцразвития России от 24 ноября 2008 года № 665 \

Приказом Минздравсоцразвития России от 12 мая 2008 года № 225н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников физической культуры и спорта» утверждены указанные профессиональные квалификационные группы (ПКГ), сформированные в соответствии со статьей 144 Трудового кодекса с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.

Трудовой договор со спортсменом помимо общих оснований может быть расторгнут в случаях, предусмотренных ст. 348-11 ТК РФ:

— использование допинга;

— спортивная дисквалификация на срок шесть и более месяцев. Отметим, что Федеральным законом от 28 февраля 2008 года № 13-ФЗ

«О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» в ст. 192 Кодекса специально внесено указание на то, что увольнение по основаниям, предусмотренным ст. 348-11 ТК РФ, является дисциплинарным взысканием. Поэтому при увольнении спортсмена по указанным основаниям работодателю необходимо соблюсти порядок наложения дисциплинарных взысканий, предусмотренный ст. 193 ТК РФ.

Рассмотрим эти дополнительные основания увольнения подробно.

Важнейшим документом по вопросам» борьбы с допингом является Всемирный Антидопинговый Кодекс1. В Кодексе излагаются антидопинговые правила и принципы, содержатся статьи о доказательствах применения допинга, автоматической дисквалификации индивидуальных результатов; санкциях к спортсменам в индивидуальных видах спорта, последствиях для команд, апелляции.

Новая редакция Всемирного Антидопингового Кодекса вступила в силу с 1 января 2009 года. Новые правила предусматривают увеличение срока дисквалификации уличенных в применении допинга спортсменов с двух до четырех лет. Этот срок можно будет снизить на три четверти, предоставив сведения о нарушениях со стороны других лиц. Узаконен пункт о том, что дисквалификации подлежат и те спортсмены, которые лишь подозреваются в употреблении допинга на основании взятых у них проб. В случае, когда дополнительные медицинские исследования подтвердят какие-либо изменения, динамику в пробах спортсмена, то даже на основании этих признаков, не располагая точным названием запрещенного препарата, обнаруженного в организме, ВАДА сможет признать вину подозреваемого.

Вместе с тем, если спортсмен еще до теста добровольно сознался в использовании допинга, наказание ему снижается вдвое. Непредоставление информации о местонахождении спортсмена в течение полутора лет или неявка на допинг-контроль три раза подряд означает автоматическое признание вины. Также ускорены сроки вскрытия- проб. Внесены изменения и в список запрещенных препаратов.

Впервые прописана норма в отношении призовых денег. В будущем дисквалифицированный спортсмен обязан будет вернуть МОК не только свои медали, но и призовые, которые прилагаются к завоеванной награде.

При использовании спортсменом, в том числе однократном, допинговых средств и (или) методов, работодатель вправе расторгнуть с ним,трудовой договор.

Следующие дополнительное основание — это спортивная дисквалификация спортсмена. Такая дисквалификация имеет существенные отличия от дисквалификации в административном праве и теоретически может рассматриваться как ограничивающая конституционно закрепленное право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 37 Конституции РФ).

Єостав правонарушения, за которое применяется наказание в виде спортивной дисквалификации, представляет собой.совокупность элементов.

Непосредственным объектом правонарушения являются общественные отношениям сфере физической культуры и спорта, в связи применением допинговых средств и (или) методов.

Объективная сторона правонарушения может выражаться в действии (бездействии), заключающемся в невыполнении или нарушении действущего законодательства о физической культуре и спорте, а также норм, утвержденных общероссийскими спортивными федерациями.

В отличие от ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда, предусмотренной ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, спортивная дисквалификация наступает, в том числе, за нарушение норм общероссийских спортивных федераций.

Субъективная сторона нарушения содержит основной признак — вину, которая может быть выражена в форме умысла или неосторожности. Вместе с тем, анализ Всемирного Антидопингового Кодекса позволяет сделать вывод, что спортсмена могут дисквалифицировать и при отсутствии его вины, важен сам факт обнаружения запрещенных средств в его организме.

ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА 13 СПОРТСМЕНОВ И ТРЕНЕРОВ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

§ 1 .Международно-правовое регулирование в области 13 физической культуры и спорта

§ 2. Опыт правового регулирования отношений в области 37 спортивной деятельности в зарубежных странах

§ 3. Становление и развитие законодательства о 58 регулировании труда спортсменов и тренеров в России

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ 76 ИНСТИТУТОВ ТРУДОВОГО ПРАВА В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА СПОРТСМЕНОВ И ТРЕНЕРОВ

§ 1. Трудовой договор со спортсменом, тренером: 76 заключение, изменение, прекращение

§ 2. Правовое регулирование рабочего времени и времени 121 отдыха спортсменов и тренеров

§ 3. Особенности правового регулирования оплаты труда 133 спортсменов и тренеров

§4. Гарантии и компенсации спортсменам и тренерам

Правовое регулирование труда спортсменов и тренеров: некоторые аспекты

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30. 12. 2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21. 12. 2001).

2. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29 апреля 1999 г. №80-ФЗ «Собрание законодательства РФ» РФ, 1999, №18, ст. 2206.

3. Постановление Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму от 20.06.2001г. №8/2, Бюро исполкома Олимпийского комитета России 20.09.2001г. №69 би/19а «Об утверждении Статута сборных команд России». Сборник официальных документов и материалов Государственного комитета по физической культуре, спорту и туризму 2001г., № 8.

4. Трудовое право. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. — М.: Проспект, 2000. — 512 с.

Трудовые отношения в сфере профессионального спорта регулируются ТК РФ и Федеральным законом от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»1, устанавливающим правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физ-культурно-спортивных организаций и определяющим принципы государственной политики в области физической культуры, спорта и олимпийского движения в России.

Выявляя критерии, определяющие трудоправовые отношения профессиональных спортсменов, необходимо отметить следующее.

Некоторые специалисты в области физической культуры и спорта (Быт-ко Ю., Жуков А., Ильиных В.) предлагают выделить в качестве самостоятельной отрасли права «спортивное право»2. В связи с этим возникает вопрос выявления места спортивного права в системе российского права, его взаимодействия с прочими отраслями.

В новейшей юридической литературе подход к определению предмета спортивного права, в основном, совершается с позиции С.С. Алексеева, который утверждает, что весь нормативный материал сначала компонуется в «профилирующие, базовые» отрасли, к каковым автор относит отрасли конституционного, гражданского, административного, уголовного права и соответствующие трем последним отрасли процессуального права, затем, как бы во вторую очередь — в специальные отрасли (трудовое, земельное, финансовое и др.), и, наконец, в отрасли комплексные, для которых «характерно со 11 единение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей» (торговое, морское и др.)1- В этой классификации спортивному праву принадлежит место в последней группе: его характеризуют как комплексную, пограничную отрасль российского права, регулирующую спортивные, трудовые и другие тесно связанные с ними отношения2. Под спортивными специалисты в области физической культуры и спорта, в частности Демин В.А., Гостев Р.Г., Гуськов СИ. и др.) понимают общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации прав граждан на занятие физической культурой и спортом. К отношениям, тесно связанным со спортивными, они относят отношения по организации системы физической культуры и спорта, управлению физической культурой и спортом, трудовые, гражданско-правовые отношения. Пограничный характер данной отрасли, по мнению указанных выше авторов, придает многоаспектность отношений, сочетание и взаимодействие в отраслевых пределах качественно разных правовых явлений — частноправового и публично-правового характера, границы между которыми стираются3.

Представляется, что возобладать должна третья точка зрения. Для этого необходимо ясное понимание общих характеристик правоотношения, в которое вступают стороны по поводу спорта, а также особенностей, привносимых в него физкультурно-спортивной спецификой.

С учетом изложенного, предметом регулирования отрасли спортивного права в общем виде можно считать отношения, складывающиеся в сфере физической культуры и спорта между спортивной организацией (федерацией, клубом) и (или) спортивным работником, с одной стороны, и спортсменом — с другой, по поводу занятия спортом последнего. К.С. Вельский отмечает, что «каждый вид общественных отношений, регулируемых определенной отраслью права, имеет, как правило, не один уровень, а несколько»1. В случае со спортивными правоотношениями главным, основным уровнем являются непосредственные трудовые отношения спортивной организации и профессионального спортсмена. Однако, существуют и другие, тесно связанные с непосредственно трудовыми отношениями, роль которых нельзя недооценивать, а именно правоотношения, субъектом которых являются спортсмены-любители, зрители (болельщики), государство, и другие правоотношения. В настоящей работе мы не буем проводить их классификацию, так как это не относится к предмету настоящего исследования, а остановимся на трудовых отношениях профессиональных спортсменов.

В Трудовом кодексе Российской Федерации, к сожалению, нет отдельных статей, специально посвященных регулированию трудовых отношений профессиональных спортсменов. Вместе с тем, в указанном Кодексе, в отличие от ранее действовавшего КЗоТ РФ 1971 г., в определенной мере нашли свое отражение вопросы, связанные с особенностями правового регулирования рабочего времени и времени отдыха, а также оплаты труда этих лиц. Так, в статье 94 Трудового кодекса говорится о том, что для профессиональных спортсменов в соответствии с перечнем категорий этих работников, утверждаемых Правительством Российской Федерации, продолжительность ежедневной работы (смены) может устанавливаться в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, локальными нормативными актами, коллективным договором либо трудовым договором.

Кроме того, согласно статье 96 ТК РФ, порядок работы в ночное время профессиональных спортсменов может определяться коллективным договором, локальным нормативным актом либо соглашением сторон трудового договора. В отношении профессиональных спортсменов установлены некоторые особенности и при привлечении их к работе в выходные и нерабочие праздничные дни.

Так, согласно статье 113 ТК РФ, привлечение к таким работам профессиональных спортсменов в организациях, финансируемых из бюджета, допускается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, а в иных организациях — в порядке, устанавливаемом коллективным договором.

В Законе от 29.04.99 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»1 регламентируются особенности заключения спортивного договора с профессиональными спортсменами, права и обязанности спортсмена-любителя (физкультурника), а также способы социальной защиты спортсменов и работников физкультурно-спортивных организаций и ответственность должностных лиц за соблюдением закона.

В связи со спецификой спортивной деятельности законодатель также устанавливает особенности регулирования труда женщин-спортсменов.

По общему правилу, основанному на общепризнанных принципах и нормах международного права. Конституции РФ, в соответствии с ч. 2 ст. 253 ТК РФ труд женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы, запрещен. Цель такого запрета — способствовать охране здоровья женщин, созданию им наиболее благоприятных производственных условий, учитывающих физиологические особенности их организма. Такие нормы установлены постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 6 февраля 1993 г. № 105 «О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную».

Нормы предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную
Характер работы Предельно допустимая масса груза
Подъем и перемещение тяжестей при чередовании с другой работой (до двух раз в час) 10 кг
Подъем и перемещение тяжестей постоянно в течение рабочей смены 7 кг

Величина динамической работы, совершаемой в течение каждого часа рабочей смены, не должна превышать:

— с рабочей поверхности

— с пола

1759 кгм

875 кгм

Примечания.

1. В массу поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары и упаковки.

2. При перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать 10 кг.

Таким образом, ограничивается как масса груза применительно к соответствующим рабочим операциям, так и суммарная нагрузка в течение рабочей смены. При чередовании подъема и перемещения тяжестей с другой работой (до двух раз в час) предельная масса груза не должна превышать 10 кг, а если тяжести поднимаются и перемещаются постоянно в течение рабочей смены — 7 кг. Указанные нормы подъема и перемещения тяжестей распространяются и на женщин-спортсменов.

Вместе с тем в некоторых видах спорта эти нормы заведомо невыполнимы, например в распространенном во многих странах мира олимпийском виде спорта — тяжелой атлетике. В основе этого вида спорта лежит выполнение упражнений по подъему тяжестей. Вес штанги может составлять для женщины 250 кг. Без соответствующего превышения указанных норм невозможно в соответствующих видах спорта проводить учебно-тренировочные мероприятия, спортивные соревнования.

Поэтому ст. 348.9 ТК РФ устанавливает правило, согласно которому во время участия в спортивных мероприятиях допускается превышение женщиной-спортсменом предельно допустимых норм нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей вручную, установленных в соответствии с ТК РФ, если это необходимо в соответствии с планом подготовки женщины-спортсмена к спортивным соревнованиям и применяемые нагрузки не запрещены ей по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением.

Таким образом, ТК РФ допускает превышение вышеуказанных норм нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную при соблюдении следующих дополнительных условий:

  • необходимо предусмотреть в плане подготовки женщины-спортсмена к спортивным соревнованиям нормы нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей вручную;
  • необходимо получить медицинское заключение о применяемых нагрузках, которые не запрещены ей по состоянию здоровья, выданное в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 9 августа 2010 г. № 613н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий».

# Полина 06.02.2015 00:00 Данная статья является актуальной и интересной. Изложенный в ней материал содержит полезную информацию о регулировании трудовых отношений в спорте. Выделенные автором проблемы и пути их решения могут найти свое отражение в правоприменительной практике.

  • ответить

Эволюция спортивного права является перманентной, непрерывной, при этом постоянно интенсифицируется, изменяясь на национальном уровне (в отношении законодательного, доктринального изменения, в судебной доктрине).

Совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере труда, включает:

  • общие нормы — распространяются на все субъекты трудового права;
  • специальные нормы – отражают особенности трудовой деятельности тренеров и спортсменов.

Тренеры и спортсмены, выступая субъектами трудовых правоотношений, обладают специальным трудовым статусом, который включает:

  • значительный личностный фактор — тренеры и спортсмены обладают уникальными навыками, в результате чего являются незаменяемыми;
  • специфические характерные особенности деятельности тренера, спортсмена, которые проявляются в составе коллектива или индивидуально;
  • специфика определения в профессиональном спорте заработной платы, которая зависит от результатов участия в соревнованиях;
  • значительные риски получения ущерба здоровью для квалифицированного спортсмена;
  • особые условия труда (сезонный, цикличный характер трудовой деятельности квалифицированного спортсмена и профессионального тренера, ненормированный рабочий день и др.);
  • дополнительные обязанности спортсменов (использование личных неимущественных прав, ограничение свободы выбора условий отдыха);
  • особенности трансфера (перевода) тренера или спортсмена на другую работу.

Положения настоящей главы регулируют трудовые отношения с работниками, трудовая функция которых состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и участии в спортивных соревнованиях по определенным виду или видам спорта (далее — спортсмены), а также с работниками, трудовая функция которых состоит в проведении со спортсменами тренировочных мероприятий и осуществлении руководства состязательной деятельностью спортсменов для достижения спортивных результатов (далее — тренеры).

(в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 16-ФЗ)

В качестве работодателей могут выступать лица, определенные частями третьей и четвертой статьи 20 настоящего Кодекса, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Особенности регулирования труда спортсменов, тренеров устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, а также локальными нормативными актами, принимаемыми работодателями в соответствии с требованиями статьи 8 настоящего Кодекса с учетом норм, утвержденных общероссийскими спортивными федерациями, и мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Особенности регулирования труда спортсменов, тренеров, которые в соответствии со статьей 252 настоящего Кодекса могут устанавливаться исключительно настоящим Кодексом, а также случаи и порядок установления таких особенностей другими актами, содержащими нормы трудового права, определяются настоящей главой.

Особенности режима рабочего времени спортсменов, тренеров, привлечения их к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, а также особенности оплаты труда спортсменов, тренеров в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни могут устанавливаться коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

При заключении трудового договора спортсмены подлежат обязательному предварительному медицинскому осмотру (обследованию).

В период действия трудового договора спортсмены проходят обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) в целях определения пригодности для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний и спортивного травматизма.

Работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности, но не реже одного раза в год) медицинских осмотров (обследований) спортсменов, внеочередных медицинских осмотров (обследований) спортсменов по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения этих медицинских осмотров (обследований). Спортсмены обязаны проходить указанные медицинские осмотры (обследования), следовать медицинским рекомендациям.

Работодатель обязан отстранить спортсмена от участия в спортивных соревнованиях в следующих случаях:

1) спортивная дисквалификация спортсмена;

2) требование общероссийской спортивной федерации по соответствующим виду или видам спорта, предъявленное в соответствии с нормами, утвержденными этой федерацией.

Работодатель отстраняет спортсмена от участия в спортивных соревнованиях на весь период до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения.

В период отстранения спортсмена от участия в спортивных соревнованиях работодатель обеспечивает его участие в тренировочных и других мероприятиях по подготовке к спортивным соревнованиям с сохранением за ним части заработка в размере, определяемом трудовым договором, но не менее установленного статьей 155 настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 16-ФЗ)

Работодатели обязаны по вызовам (заявкам) общероссийских спортивных федераций направлять спортсменов, тренеров с их письменного согласия в спортивные сборные команды Российской Федерации для участия в тренировочных и других мероприятиях по подготовке к спортивным соревнованиям и в международных официальных спортивных мероприятиях в составе указанных команд.

(в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 16-ФЗ)

На время отсутствия спортсмена, тренера на рабочем месте в связи с проездом к месту расположения спортивной сборной команды Российской Федерации и обратно, а также в связи с участием в спортивных мероприятиях в составе указанной команды за спортсменом, тренером сохраняются место работы (должность) и средний заработок.

Расходы по проезду спортсмена, тренера к месту расположения спортивной сборной команды Российской Федерации и обратно, другие расходы, связанные с их участием в спортивных мероприятиях в составе указанной команды, возмещаются в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормами, утвержденными общероссийскими спортивными федерациями.

Спортсмен, тренер имеют право работать по совместительству у другого работодателя в качестве спортсмена или тренера только с разрешения работодателя по основному месту работы.

В период временного перевода спортсмена к другому работодателю (статья 348.4 настоящего Кодекса) разрешение на работу по совместительству необходимо получить как у работодателя по месту временной работы, так и у работодателя, с которым первоначально заключен трудовой договор.

Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров

Во время участия в спортивных мероприятиях допускается превышение женщиной-спортсменом предельно допустимых норм нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей вручную, установленных в соответствии с настоящим Кодексом, если это необходимо в соответствии с планом подготовки женщины-спортсмена к спортивным соревнованиям и применяемые нагрузки не запрещены ей по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением.

Помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, основаниями прекращения трудового договора со спортсменом могут быть:

1) спортивная дисквалификация на срок шесть и более месяцев;

2) нарушение спортсменом, в том числе однократное, общероссийских антидопинговых правил и (или) антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями, признанное нарушением по решению соответствующей антидопинговой организации.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 17.06.2011 N 146-ФЗ)

Глава 1. Понятия работника физкультуры и спорта: тренер, спортсмен Глава 2. Особенности трудовых договоров со спортивными работниками Глава 3. Особенности регулирования труда женщин-спортсменов Глава 4. Оплата труда тренеров Глава 5. Гарантии и компенсации Заключение Список использованной литературы

Выделение специальной главы в Трудовом кодексе Российской Федерации, посвященной особенностям регулирования труда спортсменов и тренеров, обусловлено особым характером и спецификой их труда.

Это заключается прежде всего в повышенной физической и психологической нагрузке как в процессе подготовки к спортивным соревнованиям, так и во время участия в них, а также в ряде других признаков: отсутствие четко определенного рабочего места, мобильность, связанная с подготовкой и участием в соревнованиях, осуществление профессиональной деятельности преимущественно в выходные и праздничные дни.

При подготовки данного реферата в исследовании условий труда работников спортивной сферы были использованы следующие источники:

нормативные правовые акты:

— Трудовой кодекс Российской Федерации (далееТК РФ);

— ФЗ-329 от 4 декабря 2007 года «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее — Закон о спорте);

— ФЗ-173 от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон о пенсиях);

— Модельный закон «О профессиональном спорте» Принят на двадцать восьмом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (Постановление N 28−8 от 31 мая 2007 года);

— Постановление Правительства РФ от 1 октября 2002 года № 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам»;

— Приказ Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 8 июня 2009 года N 371 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных образовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации по виду экономической деятельности «Образование» «(далее — Приказ о НСОТ) и другие, научная литература:

— Комментарий к Трудовому кодексу РФ под ред. В. Л. Гейхман, Е. Н. Сидоренко (2011г).;

— Комментарий к Трудовому кодексу РФ под ред. проф. Ю. П. Орловского (2011г.);

— Спортивное право К. Н. Гусов, О. А. Шевченко (2011г.).

трудовой договор спортивный работник

Глава 1. Понятие работника физкультуры и спорта: тренер, спортсмен

Статьей 348.1 ТК РФ спортивный работник наделяется следующими трудовыми функциями:

— подготовка к спортивным соревнованиям и участие в спортивных соревнованиях по определенным виду или видам спорта (далее — спортсмены);

— проведение со спортсменами учебно-тренировочных мероприятий и осуществление руководства состязательной деятельностью спортсменов для достижения спортивных результатов (далее — тренеры).

Рассмотрим эти понятия — спортсмен, тренер — более подробно.

Спортсмен.

Анализ Закона о спорте позволяет выделить следующие основные категории спортсменов:

— спортсмены;

— спортсмены высокого класса.

Этот же Закон (статья 2) определяет всех спортсменов (любителей, профессионалов, высокого класса) единым понятием «спортсмен».

ТК РФ также объединил всех спортсменов единым понятием.

Однако модельный закон «О профессиональном спорте» выделяет дополнительную категорию спортсменов — профессиональный спортсмен — физическое лицо, для которого занятия профессиональным спортом являются основным видом деятельности, заключившее трудовой договор в области профессионального спорта (контракт о спортивной деятельности) и получающее вознаграждение (включая заработную плату) за подготовку к спортивным соревнованиям, участие в них и показанные результаты.

Тренер.

Согласно ст. 2 Закона о спорте тренер — физическое лицо, имеющее соответствующее среднее профессиональное образование или высшее профессиональное образование и осуществляющее проведение со спортсменами учебно-тренировочных мероприятий, а также осуществляющее руководство их состязательной деятельностью для достижения спортивных результатов.

Закон Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (ред. от 27.12.2009; далее — Закон N 2487-1) является основным нормативным правовым актом, регулирующим деятельность частных охранников. В соответствии со ст. 11 Закона N 2487-1, оказание услуг в сфере охраны разрешается лишь специально учреждаемым для соответствующих целей организациям, имеющим лицензию, выданную органом внутренних дел. С появлением подобной нормы в российском законодательстве существование своих охранных структур в штате организаций было, по сути, признано государством неправомерным, что дало в свое время импульс развитию в России ЧОПов — частных охранных предприятий.

Работник такой организации, согласно ст. 11.1 Закона N 2487-1, исполняет свои обязанности на основе трудового договора, заключаемого с ней, а трудовая деятельность его регулируется трудовым законодательством и Законом N 2487-1. Итак, частный охранник признается законодателем полноправным участником трудовых отношений, причем имеющим некоторые специфические особенности, кардинально отличающие его от прочих наемных работников.

Если попытаться проанализировать российское законодательство, посвященное вопросам регулирования частной охранной деятельности, то бросается в глаза один любопытный факт: весьма исчерпывающе урегулированы административно-правовые аспекты, трудоправовые, увы, на сегодняшний день остались практически без внимания законодателя. В самом деле, лицензирование этой деятельности, контроль и надзор за организациями, ее осуществляющими, виды спецсредств, оружия и боеприпасов, которыми они могут располагать, порядок их применения и т.п. — все это нашло отражение в соответствующих нормативных актах. В то же время специфика труда охранника, заключившего трудовой договор с одной организацией, но выполняющего обязанности в другой или в других, осталась неучтенной.

Рассматривая различные гибкие формы занятости, А.Ф. Нуртдинова упоминает об аутсорсинге, представляющем собой привлечение для выполнения непрофильных для одной организации видов работ сотрудников другой организации. В качестве примера приводятся уборка помещений, ремонтные работы, компьютерное обслуживание, маркетинг и пр. По сути, еще одной разновидностью аутсорсинга можно считать оказание услуг в рамках частной охранной деятельности. Работник заключает трудовой договор со своей частной охранной организацией, однако же сферой приложений его усилий являются совершенно иные объекты. К примеру, после заключения работодателем соответствующего договора частные охранники могут охранять магазин, склад, элеватор, завод и т.п. — перечень подобных объектов крайне разнообразен.

В большинстве случаев можно согласиться с негативной оценкой А.Ф. Нуртдиновой рынка заемного труда в России на сегодняшний день — ибо формы его, «безусловно, выгодны фактическим пользователям рабочей силы, поскольку позволяют манипулировать количеством работников, не обременяют работодателя социальной ответственностью, позволяют экономить на издержках». Однако же к регулированию труда частных охранников это не относится. Как раз последних и можно признать относительно хорошо защищенными в социальном плане — они являются штатными работниками частной охранной организации со всеми вытекающими правовыми последствиями.

Вместе с тем пока можно уверенно констатировать тот факт, что законодатель оказался явно не готов к появлению частных охранных организаций как самостоятельных работодателей. Отсюда — целый ряд пробелов в регулировании труда частных охранников. Это в настоящее время уже приводит к конфликтным ситуациям. Частная охранная деятельность в России может развиваться по двум вариантам — с одной стороны, прогнозируется некоторое снижение количества частных охранных организаций, в т.ч. как следствие кризисных явлений в экономике. С другой стороны, вполне возможно ожидать усиления надзорной деятельности государства по выявлению использования «обычными», назовем их так, организациями своих охранников под другими «вывесками» — «консультантов», «менеджеров» и т.п. Это будет способствовать высвобождению соответствующих вакансий для внешних по отношению к данному работодателю охранных организаций и, по сути, может дать мощный толчок для дальнейшего развития этого вида деятельности в России, что, опять же, делает чрезвычайно актуальным вопрос о полноте правового регулирования труда работников.

Как представляется, в силу своей массовости и значимости — а по некоторым данным, в России сегодня около одного миллиона частных охранников, хотя прогнозируется некоторое снижение этого количества, — данная категория наемных работников вполне заслуживает появления в Трудовом кодексе отдельной, им посвященной главы.

Некоторые положения ТК РФ уже сейчас значительно упрощают жизнь охранных структур. Например, это касается приостановления действия на срок до двух месяцев или более, а также лишения специального права, что дает работодателю возможность отстранить работника от работы или обязывает прекратить с ним трудовые отношения. Однако реалии требуют более подробного регулирования труда рассматриваемой группы работников.

Специфика, обусловленная заемным характером труда частного охранника, как представляется, дает работодателю — частной охранной организации несколько большие полномочия по сравнению со среднестатистическим, назовем его так, работодателем. Так, на наш взгляд, в первой возможно направление работника на другой объект без его согласия, и это не должно считаться нарушением его трудовых прав. Более того, нередки случаи, когда частная охранная организация, находящаяся, к примеру, в областном центре, заключает договоры на оказание охранных услуг с организациями, находящимися в районах области. В подобной ситуации совершенно очевидно, что работодатель для систематического направления работников на данные объекты также без их согласия, но в соответствии с заключенным ими трудовым договором должен быть вполне официально наделен законодателем такой возможностью. Из особенностей срочного характера отношений между охраняемой и охраняющей организациями проистекает и возможность заключения с работником — частным охранником срочного трудового договора. Это тем более логично, если он принимается только для оказания охранных услуг в конкретной организации, с которой его работодатель заключил соответствующий договор. Целесообразно указывать в трудовом договоре не конкретный срок, а привязывать его к сроку действия договора с охраняемой организацией.

Вопросы охраны труда частных охранников также требуют дальнейшего изучения и развития. На сегодняшний день на практике возникает немало проблем, к примеру связанных с аттестацией рабочих мест по условиям труда, что не может быть рассмотрено в рамках данной комплексной статьи и заслуживает отдельного исследования.

Подводя итог, хотелось бы выразить надежду на то, что законодатель в обозримом будущем все же обратит внимание на существование достаточно большой группы наемных работников, занятых весьма ответственной и специфической деятельностью, и посвятит особенностям регулирования их труда отдельную главу в Трудовом кодексе, где, в частности, будут раскрыты такие важные вопросы, как специфические требования к работникам — частным охранникам (наличие профессиональной подготовки, сдача квалификационного экзамена, получение удостоверения частного охранника и т.п.), некоторые особые правила, связанные с заключением, изменением и прекращением трудового договора (срочный характер, причем срок трудового договора возможно увязывать со сроком, на который заключен договор об охране объекта; возможность работодателя — частной охранной организации по необходимости переводить работника с объекта на объект без его согласия и т.д.), а также особенности охраны их труда.

  • Когда будут менять электросчётчики
  • Как заработать в Телеграм
  • Выплаты пенсионерам при увольнении
  • Как заработать на Яндекс.Дзен
  • Льготы для предпенсионеров
  • Как заработать в Одноклассниках
  • Вопросы периодической проверки частных охранников
  • Противодействие терроризму
  • Статья
  • Обсуждение
  • Читать
  • Править
  • Править код
  • История

Правовое регулирование труда профессиональных спортсменов

Введение.

Глава 1. Понятие и особенности правового статуса тренера. Особенности трудовой деятельности тренера.

§ 1. Соотношение трудового и спортивного законодательства при регулировании труда тренера.

§2. Особенности регулирования труда тренеров.

§3 Правовой статус тренера.

Глава 2. Трудовой договор с тренером.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы остановились лишь на отдельных, наиболее значимых, по нашему мнению, вопросах правового регулирования трудовой деятельности тренера. К сожалению, в настоящее время основное внимание уделяется другому ключевому субъекту физической культуры и спорта — спортсмену. Вместе с тем тренер является самостоятельным субъектом спорта, деятельность которого нуждается в особой правовой регламентации.

Сделаем краткие выводы:

1. Трудовая деятельность тренеров, как и трудовая деятельность спортсменов, должна быть урегулирована нормами трудового права. Трудовое право в полной мере способно урегулировать своими нормами трудовую деятельность любой категории работников, в том числе тренеров. Для этого законодатель может использовать такой инструмент регламентирования общественных отношений, как установление особенностей правового регулирования труда отдельных категорий работников. Вместе с тем использование данного способа регулирования должно осуществляться на основе ряда принципов (принципа разумной достаточности дифференцированного регулирования; учет практики, сложившейся в той или иной отрасли общественной жизни (спортивная сфера является очевидным примером, поскольку в ней сложилась своя практика регулирования отношений, в том числе отношений по труду с участием тренеров), сочетания объективных и субъективных факторов при установлении особенностей правового регулирования трудовых правоотношений). При этом следует иметь в виду, что ряд норм будет абсолютно революционным для трудового законодательства (как, например, установление обязательной выплаты работодателю при расторжении спортсменом трудового договора по инициативе спортсмена без уважительных причин). Однако подобные меры необходимы для того, чтобы трудовое право могло отвечать требованиям современного общества.

2. Необходимо дальнейшее углубление и расширение дифференцированного регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Для этого необходимо на законодательном уровне закрепить классификацию тренеров. Это позволит не только провести дальнейшую дифференциацию правового регулирования, но и предотвратить ряд споров, связанных с толкованием норм права. Так, однозначное выделение тренеров-педагогов позволит обеспечить защиту их прав и законных интересов, обеспечит возможность использования ими тех гарантий, которые предусмотрены нормами трудового законодательства для данной категории работников.

3. На законодательном уровне должен быть выработан общий порядок и основы проведения аттестации тренеров. Кроме того, необходимо отнести аттестацию к обязанностям общероссийских спортивных федераций, а не к их правам. Аттестация является одним из наиболее значимых инструментов, который гарантирует спортсмену проведение тренировочных мероприятий на высоком профессиональном уровне. В настоящее время проблема квалифицированных кадров существует во многих сферах общественной жизни, к сожалению, сфера спорта не является исключением. Зачастую российские работодатели вынуждены прибегать к услугам иностранных тренеров. Аттестация является тем фильтром, который призван исправить ситуацию в сфере спорта. По нашему мнению, законодательная регламентация данного института на федеральном уровне необходима с целью предотвращения дискриминации при установлении правил и проведении аттестации.

4. Должна быть разработана новая система оплаты труда тренеров, позволяющая максимально учесть индивидуальный вклад каждого тренера при подготовке спортсмена к спортивным соревнованиям. Результаты работы тренера можно увидеть только косвенно, наблюдая за результатами выступления спортсмена. При установлении систем оплаты труда тренера этот факт также необходимо учитывать.

5. Трудовая функция тренеров, хотя и отличается от трудовой деятельности спортсмена, нуждается в ряде случаев в схожей правовой регламентации. Это связано с тем, что тренеры участвуют в сборах, соревнованиях с участием тренируемых ими спортсменов. В связи с этим ряд положений, предусмотренных на законодательном уровне для спортсменов, необходимо предусмотреть и для тренеров. В частности, необходимо ввести обязательные медицинские осмотры тренеров по аналогии с медицинскими осмотрами спортсменов. Также на тренеров необходимо распространить нормы о временном переводе к другому работодателю.

6. Необходимо исключить из законодательства положения, позволяющие заключать с тренером срочные трудовые договоры. В силу нечеткости критериев для создания такой возможности.

7. В настоящее время законодатель, устанавливая особенности правового регулировании отдельных категорий работников, не создает особой правовой регламентации для разрешения спортивных споров. Иными словами, дифференциация происходит на основе норм материального права, тогда как дифференциация процессуальных норм не является достаточной.

8. Существуют специализированные органы по разрешению споров, которые вполне могут учитывать практику и специфику спортивной сферы с целью оперативного и четкого разрешения спортивных споров. Однако необходима более четкая регламентация их правовой деятельности, а также закрепления правового статуса как этих органов, так и их решений.

9. Огромную роль для развития процесса разрешения спортивных споров имеет практика разрешения споров Международным спортивным арбитражным судом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ правового регулирования трудовых отношений профессиональных спортсменов в условиях экономической реформы позволили сформулировать следующие основные положения.

1. Трудовая функция профессионального спортсмена гораздо разнообразнее, чем функции иных работников, и не столь определенна. В общем виде ее можно сформулировать как участие в тренировках и соревнованиях.

Требования к квалификации профессионального спортсмена не содержатся в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 года (дополненный постановлениями Минтруда Российской Федерации от 29 января 2004 г. № 5, от 9 февраля 2004 г. № 9, от 22 апреля 2004 г. №51). Справочник устанавливает основные трудовые функции работников. Однако, в перечне должностей нет такой категории, как профессиональный спортсмен. Нам представляется, что этот пробел необходимо восполнить.

Еще одной из нерешенных правовых проблем в области профессионального спорта выступает сфера применения дисквалификации спортсменов-профессионалов. Отношения, связанные с указанной дисквалификацией, практически не получили должной нормативной регламентации в Российском трудовом праве. На практике применение дисквалификационных процедур в профессиональном спорте может быть сопряжено не только с известными ограничениями, а иногда и лишением спортсмена права активно участвовать в спортивной деятельности, но и со значительными имущественными потерями для указанного субъекта. Без адекватного правового закрепления на уровне закона не исключена и возможность злоупотребления ограничительным, по сути, правом на дисквалификацию со стороны спортивных объединений.

Работа профессиональных спортсменов связана с повышенными тренировочными и соревновательными нагрузками. Эта работа требует от спортсменов-профессионалов все больших усилий (и не только физических), поиска новых способов мобилизации функциональных резервов организма. Вполне очевидно, что бесконечно этот процесс продолжаться не может, поэтому перед работодателем все актуальнее ставится вопрос управления подготовкой спортсмена-профессионала с целью ее оптимизации.

В современных условиях профессионального спорта ключевым направлением совершенствования стратегии подготовки спортсменов-профессионалов считается индивидуализация тренировочного процесса.

Поэтому мы полагаем, что при регулировании труда профессиональных спортсменов лучше всего применять суммированный учет рабочего времени, предусмотренный статьей 104 Трудового кодекса РФ. Порядок ведения такого учета должен быть установлен Правилами внутреннего трудового распорядка физкультурно-спортивной организации или в коллективном договоре. Однако при принятии названных локальных актов должны быть соблюдены требования ТК РФ, федеральных законов, актов Правительства РФ. В частности в соответствии со ст. 100 ТК РФ Правительству РФ в связи с особенностями трудовой функции отдельных категорий работников предоставлено право определять специфику и порядок установления режима рабочего времени. В отношении профессиональных спортсменов такой нормативный правовой акт еще не принят и диссертантом предлагается восполнить этот пробел.

Автор приходит к выводу, что в сфере профессионального спорта необходим специальный федеральный закон. Основной целью этого закона должна стать четкая регламентация деятельности субъектов профессионального спорта в России, определение их роли и места в системе трудоправовых отношений, а также установление взаимных прав и обязанностей и государства и участников профессионального спорта.

1. Акопов Д.Р. Правовое регулирование труда руководителей участников хозяйственных обществ // Правоведение. 1999. № 2.

2. Акопова Г.М. Акопов Д.Р. Особенности правового регулирования труда руководителей государственных унитарных предприятий // Государство и право. 1997. № 6.

3. Александров Н.Г. Законность и правоотношения в советском обществе. М., 1955.

4. Александров Н.Г. Трудовое правоотношение. М., 1948. С. 167.

5. Алексеев С.С. Общая теория социалистического права. Вып. II. -Свердловск, 1964.

6. Алексеев С.С. Право: азбука, теория, философия. Опыт комплексного исследования. М., 1999.

7. Аленина И. В. Субсидиарное применение норм смежных отраслей к регулированию отношений, входящих в предмет трудового права// Судебно-правовая реформа в Российской Федерации. 2002.

8. Антонова А.Ю. Основные особенности правового регулирования труда художественно-творческих работников театров: Дис. канд. юрид. наук. М., 1976.

9. Бару М.И. Охрана трудовой чести по советскому законодательству. М., 1966.

10. Бару М.И. Унификация и дифференциация норм трудового права // Советское государство и право. 1971. № 10.

11. Бегичев Б.К. Понятие трудового договора в советском трудовом праве // Правоведение. 1965. №1.

12. Бегичев Б.К. Трудовая правоспособность советских граждан. М., 1972.13′ Вельский КС. К вопросу о предмете административного пра-ва//Государство и право. 1997. №11.

13. Бондаренко Э.Н. Об отраслевой принадлежности правоотношении, связанных с трудом //Журнал российского права. 2000 №11.

14. Братусъ С.Н. Субъекты гражданского права. М., 1950.

15. Бугров Л.Ю. Конституционные основы трудового права России // Правоведение. 1997. № 2.

16. Бугров Л.Ю. Проблемы свободы труда в трудовом праве России. Пермь, 1992.

17. Бугров Л.Ю. Развитие конституционных гарантий для трудящихся и условиях рынка труда. В сб.: Российское законодательство: теория, практика, проблемы развития. Пермь, 1997.

18. Бытко Ю., Жуков А., Ильиных В. Закон и спорт // Советская юстиция. 1989. № 19.

19. Бычкова Е Н. Договоры акционерного общества с его исполнительным органом и ответственность за нарушение. М.,

20. Венедиктов А. В. Избранные труды по гражданскому праву. Том 1. М., 2004,

21. Войленко Е.И. Особенности правового регулирования труда и подготовки кадров профессорско-преподавательского состава в вузах: Дис. канд. юрид. наук. М., 1965;

22. Волегов Ю.Б. Значение дифференциации для совершенствования трудового законодательства//Советское государство и право. 1983. № 1.

23. Гинцбург Л.Я. Социалистическое трудовое правоотношение. М., 1977.

24. Глазырин Б.В. Предпринимательский контракт. М., 2000.

25. Глазырин В.В. Гражданский кодекс и регулирование трудовых правоотношений // Право и экономика. 1995. № 5 6.

26. Глазырин В.В. Регулирование трудовых отношений: экспансия гражданского законодательства?// Журнал российского права. 1998. № 7.

27. Головина С.Ю. Выбор терминов для обозначения понятий в трудовом праве. // Правоведение. 2000. № 5.

28. Головина С.Ю. Правовое регулирование труда отдельных категорий работников. М., 2003.

29. Гросъ JI.A. Судебная зашита трудовых прав: соотношение трудовые и гражданско-правовых договоров // Российская юстиция. 1996. № 8.

30. Гусов КН., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебник. М., 2003.

31. Демин В.А. Методологические вопросы исследования спорта в аспекте теории деятельности: Канд. дисс. М., 1975.

32. Демин В.А. Спортивная деятельность как предмет научного исследования. В кн.: Теоретические и прикладные исследования по психологии. Казань, 1974.

33. Дмитриева И.К В России до сих пор не определились с понятиями «работник» и «работодатель» // Человек и труд. 1998. №1.

34. Дмитриева И.К Основные принципы трудового права: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. М.,2004

35. Егоров В.В. Право на труд рабочих и служащих: теория и практика. М., 1986.

36. ЕллинекГ. Борьба старого права с новым. М., 1908.

37. Ершов В. В., Ершова Е. А. Трудовой договор. М., 2000.

38. Ершов В. В., Ершова Е. А. Трудовой договор. М., 2000.

39. Ершов В. Восполнение судом пробелов в трудовом законодательстве // Советская юстиция. 1993. № 24.

40. Ершов В. Отношения, регулируемые гражданским правом // Российская юстиция. 1996. №1 С. 14-15.

41. Ершова Е. А. Применение гражданского права к трудовым отношениям// Трудовое право. 1998. №4.

42. Желтое О.Б. Развитие законодательства о трудовых договорах (контрактах)// Вести. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 1995. № 3.

43. Зайкин А.Д., Ремизов К.С. Экономико-правовая организация оплаты труда при переходе к рынку //Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1995. №3.

44. Иванов СЛ. От первой кодификации российского законодательства и труде к ее современной подготовке // Трудовое право и право социального обеспечения. Актуальные проблемы. М., 2000.

45. Иванов СЛ., Лившиц Р.З., Орловский Ю.П. Советское трудовое право: вопросы теории. М., 1978.

46. Каринский С. С. Дифференциация и унификация советского законодательства // Правоведение. 1966. № 3.

47. Кечекъян С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. М., 1958.

48. Кийовский А. Правовое положение спортсмена высокой квалификации. Варшава. 1984.

49. Килъдеев А.Х. Понятие трудового договора по российскому праву //Правоведение. 1993. №4.

50. Киселев И. Я. Новый облик трудового права стран Запада (прорыв в постиндустриальное общество). М., 2003.

51. Киселев И. Я. Сравнительное и международное трудовое право: Учебник для вузов. М., 1999.

52. Киселев И.Я. Трудовое право России (историко-правовое исследование): Учебное пособие для вузов. М, 2001.

53. Киселев И.Я. Трудовой договор: проблемы найма и увольнения. М., 1983.

Правовые особенности регулирования трудовой деятельности спортсменов и тренеров


Разобраны особенности регулирования труда спортсменов и тренеров.

Следует отметить, часть вопросов уже была ранее рассмотрена Президиумом ВС РФ (в обзоре от 8 июля 2015 г.).

В частности, это разрешение индивидуальных трудовых споров, в т. ч. третейским судом; признание трудового договора заключенным при его неоформлении; соблюдение спортивного режима; доплаты к больничному пособию и т. д.

Среди моментов, которые не были ранее освещены, можно выделить следующее.

За отказ спортсмена или уклонение без уважительных причин от обязательного медосмотра работодатель вправе применить дисциплинарное взыскание.

Невключение работодателем спортсмена в заявку на участие в спортивном соревновании по любым причинам — не основание для снижения ему зарплаты.

Детально разобраны некоторые условия, которые должны в обязательном порядке включаться в трудовой договор, заключаемый со спортсменом или тренером.

Если речь идет о спортсмене, таковым условием, среди прочего, является его обязанность принимать участие в спортивных соревнованиях только по указанию работодателя.

В отношении тренера в числе подобных условий — его обязанность принимать меры по предупреждению нарушения спортсменами антидопинговых правил.

Приведены правила, которые надо учитывать, заключая срочный трудовой договор с такой категорий работников.

В частности, для выполнения одной и той же трудовой функции со спортсменами, тренерами в некоторых случаях могут неоднократно заключаться срочные трудовые договоры.

Поясняется, что подобный факт — еще не основание для вывода о наличии трудового договора, заключенного на неопределенный срок.

Выделены нюансы, касающиеся временных переводов спортсмена к другому работодателю, работы по совместительству.

Уделено внимание несовершеннолетним спортсменам.

Так, приведены некоторые правила, связанные с заключением с ними трудовых договоров, с продолжительностью их рабочего времени, с направлением их в командировки и т. д.

Отдельно рассмотрены вопросы соблюдения антидопинговых правил, применения спортивной дисквалификации.

Подчеркивается, что местные и региональные спортивные федерации не вправе отстранять спортсменов от участия в соревнованиях.

Отмечено, что нельзя обязать тренера выплатить какие-либо суммы работодателю в случае расторжения трудового договора (по инициативе тренера или при применении к нему дисциплинарных взысканий).

Такое возможно в силу ТК РФ только по отношению к спортсмену, но не к тренеру. Причем закон не ограничивает максимум данных сумм.

В связи с подготовкой этих указаний исключены некоторые положения из разъяснений, ранее сформулированных по применению ТК РФ.

  • Геометрия
  • Информатика
  • Математика
  • Алгебра
  • Алгебра и начала математического анализа
  • Изобразительное искусство
  • Музыка
  • Испанский язык
  • Английский язык
  • Немецкий язык
  • Французский язык

Законодательство об охране труда спортсменов

  • Русский язык
  • Литература
  • Литературное чтение
  • История
  • География
  • Обществознание
  • Экология
  • Россия в мире
  • Право
  • Окружающий мир
  • Экономика
  • Технология (мальчики)
  • Технология
  • Технология (девочки)
  • Колонка редактора
  • Новости законодательства
  • Правовая информация
  • Трудовое законодательство
  • Специалисты разъясняют. Прямая телефонная линия
  • Судебная практика
  • Прекращение трудового договора (увольнение)
  • Нарушения законодательства о труде
  • Вопрос-ответ
  • Справочная информация


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *