- Транспортное право

Привлечение сторонней организации для оказания услуг

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Привлечение сторонней организации для оказания услуг». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

При повторной приемке, Заказчик не вправе расширять перечень замечаний, а только проверяет факт устранения уже предъявленных им замечаний. О приёмке работ в таком случае составляется Акт сдачи-приёмки с учётом устранённых замечаний. 4.3.

С целью ускорения документооборота Стороны договорились в случае необходимости согласовывать и подписывать копии Актов сдачи-приемки, направленные по средствам электронной или факсимильной связи.

Привлечение сторонней организации для оказания услуг

Договор возмездного оказания услуг заключается на:

  • аудиторские услуги;
  • информационные услуги;
  • консультационные услуги;
  • медицинские услуги;
  • услуги аутстаффинга;
  • услуги по обучению (образовательные услуги);
  • услуги связи;
  • услуги по туристическому обслуживанию;
  • юридические услуги;

Этот перечень не является исчерпывающим.

Отношения сторон по договору возмездного оказания услуг регулируются главой 39 Гражданского кодекса РФ.

Согласно статье 783 ГК к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде (статьи 702 — 729 ГК) и положения о бытовом подряде (статьи 730 — 739 ГК), если это не противоречит специальным нормам о данном договоре (статьи 779 — 782 ГК), а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Скачать образец договора оказания услуг

  1. Договор аутстаффинга (формат Word 2007 ~ 19 Кб)
  2. Договор оказания услуг (формат Word 2007 ~ 15 Кб)
  3. Договор оказания юридических услуг (формат Word 2007 ~ 25 Кб)
  4. Договор оказания консультационных услуг (формат Word 2007 ~ 41 Кб)
  5. Договор об образовании на обучение по образовательным программам дошкольного образования (утв.

    Приказом приказом Министерства образования и науки РФ от 13 января 2014 г.

    № 8) (формат

    Word 2007 ~ 36 Кб)

  6. Договор об образовании на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утв.

    Приказом приказом Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2013 г. № 1315) (формат Word 2007 ~ 25 Кб)

  7. Договор об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам (утв.

По факту оказания Услуг Исполнитель представляет Заказчику на подписание Акт приемки-сдачи оказанных услуг (Приложение N 2) в двух экземплярах.

2.2. В течение 7 дней после получения Акта приемки-сдачи оказанных услуг Заказчик обязан подписать его и направить один экземпляр Исполнителю, либо, при наличии недостатков, представить Исполнителю мотивированный отказ от его подписания. 2.3. В случае наличия недостатков Исполнитель обязуется устранить их в течение 14 дней со дня получения соответствующих претензий Заказчика. 2.4.

Услуги считаются оказанными с момента подписания Сторонами Акта приемки-сдачи оказанных услуг.

3. Цена договора и порядок расчетов 3.1. Общая стоимость Услуг составляет ( ) руб., в том числе НДС ( ) рублей. 3.2.

Рассмотрим более подробно на какой счет относить услуги сторонних организаций в проводках на примере получения различных видов услуг.

Расходы по услугам связи в бухгалтерском учете отражаются согласно пункту 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации», в налоговом учете отражаются согласно подпункту 25 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Допустим, поставщик ООО «Связь» оказывает ООО «Весна» услуги связи. Согласно договору стоимость услуг связи за месяц равна 14 750 руб, в т.ч. НДС 18% — 2 250 руб. Затраты по услугам включаются в расходы организации.

Бухгалтер ООО «Весна» отразил поступление услуг связи от поставщика следующими проводками:

Счет Дебета Счет Кредита Сумма проводки, руб. Описание проводки Документ-основание
26 60.01 12 500 Учтена стоимость услуг связи в текущем месяце Акт оказанных услуг, Счет фактура полученный
19.04 60.01 2 250 Учтена сумма НДС
68.02 19.04 2 250 Сумма НДС принята к вычету
60.01 51 14 750 Оплата контрагенту за оказанные услуги Банковская выписка

Расходы по предпродажной подготовке в бухгалтерском учете отражаются согласно пункту 6 статьи 226 Методических указаний, а в налоговом учете отражаются согласно статье 265 НК РФ.

Предположим, ООО «Весна» передала контрагенту свои товары в количестве 250 штук для отшлифовки. Стоимость услуги предпродажной подготовки по договору составляет 61 950 руб., в т.ч. НДС 18% — 9 450 руб. Согласно учетной политике расходы по услуге относятся к косвенным расходам.

Бухгалтер ООО «Весна» отразил оказанные услуги предпродажной подготовки товаров следующими проводками:

Счет Дебета Счет Кредита Сумма проводки, руб. Описание проводки Документ-основание
44.01 60.01 52 500 Учтена стоимость оказанных услуг Акт оказанных услуг, Счет фактура полученный
19.04 60.01 9 450 Учтена сумма НДС
68.02 19.04 9 450 Сумма НДС принята к вычету
90.07.1 44.01 52 500 Списаны издержки обращения на финансовые результаты Справка-расчет списания косвенных расходов

Например, ООО «Весна» приобрела контрольно-кассовую машину (ККМ) стоимостью 10 207 руб., в т.ч. НДС 18% — 1 557 руб. За пуско-наладочные работы было заплачено 1 062 руб., в т.ч. НДС 18% — 162 руб. С Центром технического обслуживания ККМ был заключен договор на ежемесячное обслуживание ККМ, стоимость услуги равна 295 руб., в т.ч. НДС 18% — 45 руб.

По условиям примера затраты на техническое обслуживание включаются в расход организации. Бухгалтер ООО «Весна» отразил услуги по обслуживанию ККМ следующими проводками:

Счет Дебета Счет Кредита Сумма проводки, руб. Описание проводки Документ-основание
44.01 60 250 Учтена сумма расхода на техническое обслуживание ККМ Акт оказанных услуг, Счет фактура полученный
19.04 60 45 Учтена сумма НДС
68.02 19.04 45 Сумма НДС принята к вычету

Оказание услуг с привлечением сторонней организации

С одной стороны, в законе 44-ФЗ прямо не сказано о том, что исполнитель вправе привлекать к исполнению контракта третьих лиц. С другой стороны, отдельные положения закона, например, части 5 и 6 статьи 30, свидетельствуют о том, что такая возможность у победившего участника есть. И тут все зависит от конкретной ситуации.

Контрактная система регулируется не только законом о госзакупках, но и нормами гражданского законодательства. Об этом сказано в части 1 статьи 2 закона 44-ФЗ. Поэтому для решения указанного вопроса следует обратиться к Гражданскому кодексу. Согласно его нормам, а именно пункту 1 статьи 313, обязательство может быть исполнено третьим лицом, если только из норм законодательных и подзаконных актов, а также из самого обязательства не вытекает, что оно должно исполняться лично тем лицом, на которое оно возложено. Однако именно такое ограничение для договора возмездного оказания услуг следует из статьи 780 ГК РФ. Она гласит, что если иное не предусмотрено договором, то исполнитель обязан оказать услуги лично.

Получается, что нанять соисполнителя для оказания услуг можно лишь в том случае, если такая возможность предусмотрена в договоре. К слову, это является одним из принципиальных отличий между договором на оказание услуг и договором подряда. Во втором случае норма, обязывающая прописывать в договоре привлечение субподрядчиков, отсутствует, и если законами, подзаконными актами и сутью самого обязательства не предусмотрено его личное исполнение, то подрядчик может по своему усмотрению нанимать сторонние организации.

Все сказанное выше подтверждает практика арбитражных судов. Это следует, например, из постановлений АС Восточно-Сибирского округа от 20.07.2015 № Ф02-3296/15 и АС Уральского округа от 08.10.2015 № Ф09-5563/15.

Что грозит участнику, который в нарушение условий контракта и на оказание услуг все-таки привлек стороннюю организацию? Анализ арбитражных дел говорит о том, что решение принимается судьями в зависимости от конкретных обстоятельств. Порой они выносят постановления, подтверждающие правоту заказчика, который не заплатил исполнителю причитающуюся по госконтракту сумму на том основании, что тот привлек к оказанию услуг третье лицо (постановление ФАС Московского округа от 02.07.2014 N Ф05-4793/14). Но бывает и так, что арбитры признают – в указанных обстоятельствах обязанности исполнителя оказать услуги лично не препятствуют ему нанять третьих лиц для выполнения определенного действия. Например, в постановлении Пятнадцатого ААС от 12.01.2011 № 15АП-13381/2010 привлечение исполнителем сторонней организации не квалифицировано судом как нарушение обязанности оказать услугу лично.

Но даже если суд установит, что исполнитель, привлекая третьих лиц для оказания услуг, нарушил нормы статьи 780 ГК РФ, это не значит, что заказчик может не оплачивать его услуги. В судебной практике есть примеры, когда арбитры подтверждали необходимость оплаты заказчиком услуг, которые ему фактически были оказаны. Такой вывод, в частности, содержится в постановлении Седьмого ААС от 10.09.2015 № 07АП-8129/15.

В рамках соглашения об оказании услуг одно лицо берет на себя обязательство по выполнению определенных действий (услуг), а другая сторона обязуется произвести их оплату. Важнейшей особенностью этого соглашения является его личный характер, то есть оказать услугу, по общему правилу, должно именно то лицо, на которое договором возлагается такая обязанность. В этом прослеживается сходство между соглашением о выполнении услуг и трудовым договором.

Гражданский кодекс регулирует типовой договор оказания услуг, хотя существует большое количество различных видов услуг (юридические, медицинские, рекламные и т. д.), порядок оказания которых (к примеру, почтовых) помимо ГК РФ регламентируется специальными законами. В прочих случаях все не предусмотренные Гражданским кодексом моменты определяются взаимным соглашением сторон.

Много общего договор на выполнение услуг имеет с договором подряда, в рамках которого осуществляются различные работы. Но при оказании услуг, в отличие от подряда, не появляется какого-либо материального результата (например, строительство дома ведется на основе договора подряда, а деятельность риелтора по поиску для клиента подходящей недвижимости осуществляется по договору оказания услуг). Подрядчик в силу закона имеет право привлечь к выполнению работы иное лицо, заключив с ним договор субподряда. А что касается услуг, то они, напротив, должны быть оказаны лично, если противоположное не оговорено в самом договоре.

Случается, что в ходе реализации договора об оказании услуг стороны оформляют дополнительное соглашение к нему. Оно составляется в случае, если появилась необходимость изменить одно или несколько условий сделки либо согласовать новое условие, ранее не прописанное в тексте договора. Такое соглашение заключается в той же форме, что и основной договор.

Чаще всего потребность в дополнительном соглашении появляется, когда договор заключен на длительный срок. К примеру, в ходе оказания образовательных услуг ежегодное увеличение платы за обучение для студентов-контрактников оформляется доп. соглашением к договору с вузом. Кроме того, доп. соглашение может заключаться для продления срока договора, изменения размера неустойки, установления или отмены обязательного досудебного порядка рассмотрения разногласий, введения условия о предоплате и многих других случаях.

Отражение в бухгалтерском учете услуг сторонних организаций: проводки и примеры

Схема взаимоотношений между покупателем и продавцом в части организации перевозки (доставки) приобретенного товара обычно прописывается непосредственно в договоре купли-продажи или поставки. Хотя возможно и заключение договоров по отдельности на сам товар и на его перевозку.
Вариантов на практике может быть несколько.

Во-первых, покупатель может купить товар на условии самовывоза. Тогда никакой лишней головной боли у поставщика не возникнет: ему нужно будет лишь передать товар со своего склада (или иного места его нахождения) непосредственно покупателю или работнику организации-покупателя либо представителю сторонней организации-перевозчика, которую нанял покупатель. При этом все расходы, связанные с перевозкой товара, покупатель несет самостоятельно, а продавец к транспортным расходам никакого отношения не имеет.

Во-вторых, поставщик может заложить стоимость доставки товара в цену данного товара, то есть товар изначально продается на условии его доставки поставщиком до определенного пункта. В этом случае не принципиально, как именно поставщик организует доставку — собственными силами или с привлечением сторонних организаций. Поскольку доставка включена в цену товара, транспортные расходы поставщика в такой ситуации являются частью его коммерческих расходов (издержек обращения) и подлежат отнесению в дебет счета 44 «Расходы на продажу».

А в составе доходов поставщик признает общую сумму выручки от продажи товаров, исчисленную исходя из установленной цены на них.

В-третьих, поставщик может осуществлять одновременно два вида деятельности: торговлю товарами (или производство и реализацию готовой продукции) и оказание транспортных услуг. В этом случае покупатель, оплачивающий стоимость товаров и их доставки, фактически приобретает товары отдельно, а транспортные услуги — отдельно. В такой ситуации в принципе возможно и заключение двух разных договоров, хотя допускаются и «смешанные» договоры. В любом случае поставщик должен учитывать раздельно доходы (выручку) и расходы по двум видам деятельности, и стоимость доставки обязательно выделяется отдельной позицией в первичных документах (или на оказание транспортных услуг составляется отдельный акт, помимо товарной накладной или иного документа, подтверждающего передачу товара, продукции и иных ценностей).

И наконец, четвертый вариант: поставщик осуществляет все необходимые действия для того, чтобы организовать доставку товара до покупателя, — привлекает для этих целей специализированную транспортную организацию, заключает договор на оказание логистических услуг и т.д., но стоимость транспортных услуг фактически оплачивает покупатель. Однако обычно покупатель в таких случаях перечисляет необходимую сумму продавцу, а уже продавец производит расчеты с перевозчиком (или логистической компанией).

Именно такую ситуацию прокомментировали финансисты в рассматриваемом Письме.

В Письме подчеркнуты два момента.

Во-первых, счета-фактуры выставляются только при реализации товаров, работ, услуг в ситуациях, когда согласно условиям договора поставки продавец товаров обязуется организовать их доставку грузополучателю, а покупатель — возместить понесенные продавцом транспортные расходы (п. 3 ст. 168 НК РФ). В этом случае услуги по транспортировке товаров, реализуемые перевозчиком, а не самим продавцом, в счете-фактуре, выставляемом продавцом по отгруженным товарам, указывать не надо.

Если покупатель возмещает продавцу товара транспортные расходы, налоговые органы и финансисты рассматривают возникающие взаимоотношения как посреднические и требуют перевыставления счета-фактуры продавцом-посредником, считая неправомерным возмещение НДС покупателем на основании «оригинального» счета-фактуры транспортной компании.

Избежать необходимости заключать посреднический договор и перевыставлять счета-фактуры можно, применяя иную схему формирования продажной цены товара, в которую в качестве переменной части закладывается стоимость перевозки товаров до места, указанного покупателем.

Декабрь 2012 г.

НДС

Закон № 44-ФЗ не содержит случаев, при которых экспертиза может не проводиться.

Следовательно, экспертиза должна осуществляться по всем контрактам, в том числе контрактам (договорам), заключенным по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Иными словами, предмет контракта, его цена и основание для заключения никак не влияют на возможность (необходимость) проведения экспертизы.

Экспертиза должна проводиться даже в том случае, когда провести ее на практике невозможно.

Например, в случае заключения контракта по поставку электрической энергии заказчик должен подтвердить, что поставленная энергоснабжающей организацией электрическая энергия соответствием всем условиям заключённого контракта. Приведем еще один пример: поставка ГСМ.

В данном случае также нет никаких оснований, чтобы экспертизу не проводить. Соответственно, перед подписанием акта сдачи-приемки заказчик должен удостовериться в том, что поставленный ему ГСМ полностью соответствует условиям заключенного контракта.

Очевидно, что провести экспертизу по подобным контрактам проблематично. К счастью для заказчика Законом № 44-ФЗ не определен порядок ее проведения. Поэтому, в ряде случаев, такая экспертиза будет носить формальный, а не реальный характер, и состоять в документальном подтверждении факта ее проведения.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ экспертиза является неотъемлемой частью приемки продукции по контракту. Таким образом, экспертиза должна проводиться каждый раз перед подписанием заказчиком документа о приемке.

Так, например, если по контракту предусмотрена ежемесячная приемка продукции, экспертиза должна проводиться ежемесячно в отношении той части продукции, которая принимается.

Если продукция по контракту принимается ежедневно – экспертиза должна проводиться ежедневно перед каждой приемкой.

Недопустимо со стороны заказчика подтверждать соответствие принятой по контракту продукции после окончания срока действия контракта, т.е. «задним числом». Экспертиза во всех случаях должна проводиться до приемки продукции.

Если экспертиза принимаемой по контракту продукции проводится своими силами, то ее проводить может любое лицо. В 99% случаях – это штатный работник или работники заказчика.

Проведение «внутренней экспертизы» может быть возложено заказчиком на членов приемочной комиссии, на работников контрактной службы или даже на членов комиссии по осуществлению закупок. В данном случае экспертиза будет проводиться коллегиально, т.к.

в Законе № 44-ФЗ нет обязательного требования о том, что экспертиза должна проводиться кем-то персонально.

В отличие от членов комиссии по осуществлению закупок, контрактных управляющих, работников контрактной службы Закон № 44-ФЗ не предъявляет каких-либо требований к лицам, проводящим экспертизу от имени заказчика. Такие лица могут не иметь образования в сфере закупок.

К сожалению, такие лица не во всех случаях являются специалистами в соответствующе предметной области.

Однако, это не снимает с них ответственности, если в результате некачественно проведенной экспертизы заказчиком будет принята продукция, не соответствующая условиям заключенного контракта.

В случае проведения «внешней экспертизы» требования к внешним экспертам установлены ст. 41 Закона № 44-ФЗ. Важно отметить, что внешним экспертом, экспертной организацией может выступать физическое лицо (в том числе ИП), юридическое лицо, с которым заказчиком заключен договор на проведение экспертизы.

Требования к указанному договору два: 1) он должен быть возмездный; 2) он должен быть заключен на основании Закона № 44-ФЗ (не Закона № 223-ФЗ).

Первое требование объясняется тем, что Закон № 44-ФЗ не регулирует заключение безвозмездных сделок и соглашений. Соответственно заключаемый с внешним экспертом, экспертной организацией контракт должен быть возмездным.

Второе требование прямо предусмотрено ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ.

К слову отметим, что контракт с внешним экспертом, экспертной организацией может быть заключен, например, по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при условии соблюдения иных ограничений, установленных для данного способа закупки. Это также будет является заключением контракта по Закону № 44-ФЗ.

О праве исполнителя привлекать для оказания услуг третьих лиц

Если заказчиком не проводится внутренняя экспертиза, должна проводиться экспертиза внешняя. И наоборот, при проведении внешней экспертизы внутренняя экспертиза не проводится. Объясняется это союзом «или», который использовал законодатель в ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ.

Однако, в отдельных случаях Закон № 44-ФЗ предписывает проводить только внешнюю экспертизу. Как уже было отмечено выше, такие случаи должно определить Правительство РФ, но пока такой акт Правительства РФ отсутствует.

Довольно часто возникает вопрос о том, какую же ответственность несет эксперт, экспертная организация? Для «внешних экспертов» ответственность прямо предусмотрена в законодательстве. От административной (ст. 7.32.6 КоАП РФ) до уголовной (ст. 200.6 УК РФ).

На «внутренних экспертов» указанные статьи не распространяются, т.к. в понятийном аппарате Закона № 44-ФЗ они не являются экспертами, экспертными организациями.

«Внутренние эксперты» являются должностными лицами заказчика и проводят экспертизу от его имени.

Такие лица несут ответственность в соответствии с законодательством в зависимости от тяжести наступивших последствий в результате некачественно проведенной ими экспертизы.

Для этого необходимо выбрать эксперта или экспертную организацию и заключить с ними контракт по общим правилам Закона N 44-ФЗ.

Заказчики могут привлекать сторонних экспертов для проверки исполнения контрактов, а также для оценки соответствия конкурсных заявок дополнительным требованиям. Однако обязательно проводить внешнюю экспертизу только при приемке результатов исполнения некоторых контрактов с единственным поставщиком.

Перед экспертом необходимо поставить вопросы, на которые он должен ответить. Итоги экспертизы оформляются в виде заключения, подписанного экспертом или представителем экспертной организации.

Особый порядок выбора экспертов или экспертной организации Законом N 44-ФЗ не предусмотрен. Поэтому для заключения договора с экспертами проведите закупку в общем порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ.

Выберите один из конкурентных способов определения исполнителя. Включите закупку в план-график и проведите процедуру. Вы также можете заключить контракт с экспертом путем закупки у единственного поставщика, соблюдая все ограничения, предусмотренные для указанного способа.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

Налогообложение

Бухгалтерский учет

Ценообразование

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД)

Юридические советы и судебная практика

Производство

Торговля

Строительство

Транспорт

Налоговый учет юридических услуг

Данные виды расходов наиболее «популярны» у налоговых инспекторов, и при их включении в состав затрат, уменьшающих налогооблагаемую базу, следует подходить к оформлению документов с особой тщательностью:

  1. В договоре следует указать не только предмет договора, но и конкретный перечень услуг, подлежащих исполнению, а также составить рабочее задание и календарный план.
  2. Стоимость оказанных услуг должна быть соизмерима с рыночными ценами.
  3. Желательно избегать дублирования услуг, указываемых в договоре, и функций, выполняемых работниками в рамках служебной деятельности в соответствии с должностными инструкциями.
  4. Целесообразно требовать от исполнителя не только составления акта об оказании услуг, но и подробного отчета.

Одной из наиболее типичных ошибок, допускаемых руководителями организации, является отсутствие практической направленности договоров на оказание услуг. Например, признавая необоснованными расходы на консультационные услуги по теме «Эффективные продажи в розничной сети», суд привел следующие доводы: «из всех представленных документов, содержащих теоретические сведения по общим вопросам, связанным с определением ценовой политики, с порядком ценообразования, с методами определения цены, ценовой стратегией, касающихся любого предприятия, осуществляющего деятельность в сфере розничной торговли, не следуют конкретные, специальные рекомендации для Общества, обусловленные целью получения дохода, с учетом фактической специфики деятельности Общества в конкретных условиях» (Постановление ФАС ЗСО от 26.10.2005 № Ф04-7555/2005).

Нередки случаи, когда стоимость оказываемых услуг явно завышена, и суды принимают позицию налогового органа. Например:

  • налогоплательщик не обосновал экономическую целесообразность своих расходов по предоставлению юридических консультаций по вопросу, связанному с выставлением претензии и разработке правовой позиции по данному вопросу; составлению юридически обоснованного ответа на претензию, исключающего ее удовлетворение в размере 6 млн. руб. (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 02.11.2005 № Ф08-5209/2005-2065А);
  • признаны необоснованными расходы на оказание консультационных услуг, связанных с решением задач по более эффективному управлению организацией, в размере 5 млн. руб. при несоизмеримости с иными видами расходов, понесенными данной организацией, в том числе фонд оплаты труда — 461 123 руб.; коммунальные платежи, вода, отопление, энергия — 96 217 руб., амортизация основных средств — 18 659 руб., ремонт основных средств — 2 139 руб., расходы на рекламу — 386 590 руб., и стоимостью всех реализованных покупных товаров — 14 642 811 руб. (Постановление ФАС МО от 19.05.2005, 12.05.2005 № КА-А40/3867-05).

Как показывает анализ арбитражной практики, большинство судебных дел данной категории при наличии достаточных доказательств, как правило, решаются в пользу налогоплательщика. Например, были признаны обоснованными услуги в следующих случаях:

  • расходы на оплату маркетинговых услуг по определению потребительского спроса на товары, реализуемые обществом (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 01.02.2006 № Ф04-10063/2005);
  • расходы по изучению (исследованию) конъюнктуры рынка, сбор информации (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.10.2005 № Ф04-7462/2005);
  • расходы по добровольному аудиту, проведенные в связи с установлением по итогам 2002 года факта убыточности деятельности общества и необходимости выяснения ее причин (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 03.05.2005 № Ф08-1643/ 2005-689А).

Правомерность отнесения услуг связи на расходы, учитываемые для целей налогообложения, предусмотрена подпунктом 25 пунктом 1 статьи 264 НК РФ. Однако зачастую обоснованность данного вида расходов налоговые органы ставят под сомнение, так как не секрет, что услуги связи, в том числе операторов мобильной связи, используются как в служебных, так и в личных целях.

Например, необходимость использования услуг сотовой связи работниками ЗАО обоснована спецификой производственной деятельности налогоплательщика, относящегося к средствам массовой информации, и возникновением у него необходимости в получении и передаче срочной информации (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 01.03.2006 № Ф08-504/2006-240А).

Для признания произведенных затрат на оплату услуг сотовой связи расходами для целей налогообложения Минфин России придерживается позиции, изложенной в письме от 23.05.2005 № 03-03-01-04/1/275, в соответствии с которой организации необходимо иметь следующий набор документов: утвержденный руководителем организации перечень должностей работников, которым в силу исполняемых ими обязанностей необходимо использование сотовой связи; должностная инструкция работника, договор с оператором на оказание услуг связи; детализированные счета оператора связи.

Помимо вышеизложенного, следует учесть, что, по мнению Минфина России, в случае приобретения карт экспресс-оплаты для услуг сотовой связи такие расходы не могут быть признаны в связи с отсутствием первичных документов, подтверждающих понесенные расходы (письмо Минфина России от 26.01.2006 № 03-03-04/1/61). По мнению автора, данные расходы могут быть учтены для целей налогообложения на основании документов, косвенно подтверждающих понесенные расходы, в том числе при наличии счета оператора связи, а сумма НДС предъявлена к вычету при наличии кассового чека, подтверждающего факт покупки карты.

Практически всеми арбитражными судами признано правомерным отнесение затрат по охране имущества в соответствии с пунктом 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, учитываемым для целей налогообложения (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 22.03.2006 № ФО4-2076/2006, от 15.03.2006 № Ф04-1086/2006, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.01.2006 № А56-28974/2005).

Основным доводом является тот факт, что услуги по охране имущества оказываются по обычному гражданско-правовому договору на оказание услуг для организации, заключившей договор с отделом вневедомственной охраны, перечисляемые средства не являются целевыми и положения постановления Президиума ВАС РФ от 21.10.2003 № 5953/03, подпункта 14 пункта 1 статьи 251 и пункта 17 статьи 270 НК РФ не применимы.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что практически любые расходы могут быть признаны для целей налогообложения при их правильном оформлении и обосновании. Конечно, целесообразность многих расходов надо будет отстаивать в суде, но, как показывает практика, перспективы для налогоплательщиков благоприятные.

Аутсорсинг (от англ. «outsourcing» — использование чужих ресурсов) — привлечение специализированной сторонней организации (поставщика услуг) для выполнения отдельных видов работ, передача на договорной основе непрофильных функций другим организациям, которые специализируются в конкретной области и обладают соответствующим опытом, знаниями, техническими средствами. Как правило, в настоящее время наиболее популярна передача следующих видов услуг: управление, ведение бухгалтерского учета, обслуживание помещений.

Следует учитывать, что договор аутсорсинга не предусмотрен нормами законодательства: ни гражданского, ни трудового, что, несомненно, вызывает сложности при его применении.

Расходы по договору аутсорсинга, как правило, могут быть отнесены как расходы на услуги по предоставлению работников (технического и управленческого персонала) сторонними организациями для участия в производственном процессе, управлении производством либо для выполнения иных функций, связанных с производством и (или) реализацией (подп. 19 п. 1 статьи 264 НК РФ) или в качестве расходов на услуги по ведению бухгалтерского учета, оказываемые сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями (подп. 36 п. 1 ст. 264 НК РФ).

При заключении договора аутсорсинга следует акцентировать внимание на двух основных аспектах:

  • дублирование функций;
  • сопоставимость стоимости оказания услуг (рыночные цены на аналогичные услуги).

Например, по договору между двумя ООО за оказанные услуги аутсорсинга выплачено 8 300 000 рублей. Анализ деятельности организации до заключения указанного договора и в период его действия показал, что выручка организации снизилась, а численность бухгалтерской службы увеличилась более чем в 4 раза, заработная плата увеличилась в 1,6 раза. При таких обстоятельствах, как указано в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 20.06.2005 № Ф04-3725/2005:

Дело №

«Общество не доказало, что затраты на услуги аутсорсинга были ему необходимы (по экономическим, юридическим или иным основаниям) или что они связаны с получением дохода (или возможностью его получения)».

В Постановлении ФАС Московского округа от 21.11.2005 № КА-А40/11239-05 сделан вывод о неправомерном отнесении на себестоимость расходов по управлению организацией на основании результатов финансово-хозяйственной деятельности организации. По итогам деятельности организацией получен убыток, в то время как нефтяная отрасль в 2002 году в РФ являлась прибыльной, что позволило прийти к заключению о необоснованности расходов.

Вместе с тем, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 20.03.2006 № Ф04-1521/2006 суд указал, что наличие в штате организации 2-х работников бухгалтерии (главного бухгалтера и его заместителя) не исключает возможность привлечения для оказания информационных, бухгалтерских и аудиторских услуг работников сторонней организации. В результате исполнения договора аутсорсинга увеличился круг потребителей и поставщиков товара на внутренних и внешних рынках; увеличился товарный ассортимент; расширились сервисные услуги для покупателей; наличие указанного договора позволило номенклатуру приобретаемой и реализуемой продукции учитывать в бухгалтерском и налоговом учете по упрощенной схеме, что позволило суду прийти к выводу об обоснованности расходов по данному договору.

При рассмотрении правомерности отнесения расходов по оплате услуг управляющей компании (Постановление от 09.03.2006 № Ф04-8885/2005) судом приняты во внимание следующие обстоятельства:

  • договор заключен во исполнение решения общего собрания акционеров в целях повышения эффективности управления предприятием и сокращения управленческих издержек;
  • акты выполненных работ и приемки оказанных услуг, подписанные заказчиком и исполнителем с учетом особенностей гражданско-правового договора на возмездное оказание услуг, счета-фактуры содержат все необходимые реквизиты, что позволяет отнести произведенные ОАО расходы к документально подтвержденным расходам.

В то же время не приняты во внимание такие доводы налогового органа, как недостижение указанной в договоре цели, отсутствие изменений в штатном расписании организации, отсутствие в актах приемки оказанных услуг объема трудозатрат работников исполнителя по выполнению договорных обязательств.

В письме Минфина России от 05.04.2005 № 03-03-01-04/1/167 высказана позиция, что в случае если в должностные обязанности работников налогоплательщика входит осуществление тех функций, которые возложены по договору на передачу части управленческих функций на стороннюю организацию, то расходы по вышеназванному договору не соответствуют требованиям статьи 252 НК РФ и поэтому не могут уменьшать полученные доходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Судебные органы не поддерживают изложенную позицию Минфина России. Например, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 15.03.2006 № Ф04-1847/2006 отражено: «налоговое законодательство не устанавливает безусловной связи между признанием расходов экономически оправданными и отсутствием структурных подразделений, должностных лиц, решающих аналогичные задачи».

Аналогичный вывод сделан и в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 01.12.2005 № Ф04-8662/2005.

Типовой договор на оказание услуг: условия, форма, образец

Соглашение между исполнителем и заказчиком заключается на срок, установленный договором. Может определяться в тексте договора, а может определяться в приложении — Перечень услуг.

Сделка может быть расторгнута по соглашению исполнителя и заказчика и в одностороннем порядке по письменному требованию одной из сторон по основаниям, предусмотренным образцом договора оказания услуг питания и действующим законодательством РФ.

При заключении договора в условиях соглашения определяется является ли претензионный порядок досудебного урегулирования споров для исполнителя и заказчика обязательным или нет. В судебном порядке споры разрешаются в соответствии с действующим законодательством РФ.

Исполнитель и заказчик освобождаются от ответственности за полное или частичное неисполнение обязательств в случае, если это явилось следствием действий непреодолимой силы: пожара, землетрясения, наводнения и других независящих от сторон обстоятельств.

К соглашению прилагаются необходимые приложения. В пакет документов включены: акт приема-передачи услуг, отчет исполнителя, перечень услуг, дополнительное соглашение, протокол разногласий и протокол согласования разногласий.

С этим шаблоном часто используют:

  • Договор на питание учащихся (школьников)
  • Договор на организацию питания студентов
  • Договор оказания услуг по уборке помещений
  • Договор с курьерской службой доставки
  • Договор на техническое обслуживание электроустановок

Популярные документы и процедуры:

  • Агентский договор на привлечение клиентов
  • Образец договора на уборку прилегающей территории
  • Образец договора аренды земельного участка
  • Претензия по ОСАГО утс
  • Образец договора залога

Контракт подписывается двумя участниками:

  • заказчиком, который поручает второй стороне выполнить заказ;
  • исполнителем, который берет на себя обязательства по его осуществлению.

В российском законодательстве нет каких-либо жестких требований к субъектам соглашения. Выступать ими могут и физические, и юридические лица. Договор на оказание услуг между физическим лицом и коммерческим предприятием называется бытовым. Подобные гражданско-правовые отношения регулируется законом «О защите прав потребителей» и иными актами, регламентирующими сферу социально-бытового сервиса.

Привлечение сторонних организаций для текущего ремонта МКД

Оформление документа нередко влияет на то, будет ли он иметь юридическую силу. В большинстве случаев письменная договоренность сторон оформляется в виде стандартного соглашения, которое можно найти в Интернете либо заказать у консалтингового агентства.

У типового договора есть два неотъемлемых условия – предмет и срок исполнения. К остальным моментам в законодательстве нет каких-либо жестких требований.

Структура контракта довольна стандартна и состоит и следующих элементов:

  • дата и город составления;
  • полное наименование сторон;
  • предмет – описание того, что одна сторона должна сделать по поручению второй;
  • характер сделки – возмездно или безвозмездно;
  • критерии, определяющие качественность услуги;
  • стоимость и порядок оплаты;
  • дата начала и дата окончания обязательств сторон;
  • ответственность субъектов за неисполнение своих обязательств;
  • реквизиты и подписи обоих участников (или их представителей).

Чаще всего спорные ситуации возникают, когда в соглашении недостаточно подробно расписаны ответственность и обязанности участников. К примеру, отсутствует четко сформулированная задача, которую должна решить сторона-исполнитель, не указаны конкретные сроки выполнения сделки, не определен порядок оплаты и пр. Еще одна частая причина конфликта – несостоятельность заказчика, то есть отсутствие у него денежных средств, чтобы выплатить вознаграждение исполнителю.

1. Какими способами обязанности по договору могут быть обеспечены?

Стороны могут договориться о применении специальных мер, которые бы стимулировали каждого из участников выполнять свои обязательства:

  • залог или задаток;
  • штраф, пени или неустойка;
  • поручительство или гарантия третьей стороны;
  • обеспечительный платеж;
  • страхование ответственности;
  • иные способы, которые могут быть предусмотрены и условиями соглашения, и нормативно-правовыми актами.

Страхование контракта считается одним из наиболее выгодных вариантов обеспечения обязательств по нему. В случае, если какая-то из сторон окажется неспособной выполнить взятые на себя обязанности, ущерб пострадавшей стороне будет компенсирован за счет страховой компании, что позволяет максимально снизить возможные риски.

Согласно действующему законодательству, субъект сделки имеет право отказаться от исполнения своих обязательств в одном из случаев:

  • Контрагент грубо нарушает свои обязанности, вследствие чего вторая сторона не имеет либо возможности, либо необходимости продолжать выполнение условий соглашения.
  • В силу непредвиденных обстоятельств возникает ситуация, из-за которой стороны не могут получить ожидаемый результат. Необходимое требование для данного случая: если бы участники сделки предполагали такой вариант развития событий, то либо не заключили бы соглашение, либо договорились об иных условиях.

Подобные правила распространяются на все виды гражданско-правовых договорных взаимоотношений. Все зависимости от формы соглашения обеим сторонам необходимо предпринять попытки, чтобы решить вопрос во внесудебном порядке.

Порядок разрешения спорной ситуации: прежде всего одна из сторон должна выставить требование выполнить условия контракта либо предложить внести изменения в соглашение. Чтобы отказ от исполнения обязательств был законным, а инициатор не столкнулся со штрафными санкциями, требуется решение суда по этим двум основаниям.

Бухучет — проводки по услугам

Услуги — вид деятельности, не имеющей материального выражения, результаты которой реализуются и потребляются в процессе хоздеятельности предприятия (п. 5 ст. 38 НК РФ).

Услуги существуют в большом многообразии, в частности:

  • информационные;
  • аудиторские;
  • транспортные;
  • хранения;
  • консультационные;
  • риелторские;
  • связи;
  • обучения и др.

В бухгалтерском учете все услуги включаются в состав затрат на основании первичных учетных документов.

Основными первичными документами, подтверждающими факт исполнения услуг, являются:

  1. Договор.
  2. Акт выполненных работ или иной документ, подтверждающий приемку услуг.

ВАЖНО! Минфин считает, что если договором не предусмотрен пункт о составлении акта, то формировать его нужно только в случаях, предусмотренных законодательством (письмо от 13.11.2009 № 03-03-06/1/750). Гражданский кодекс обязывает составлять акт, подтверждающий приемку работ, только в случае строительного подряда (ст. 720 ГК РФ).

Порядок заключения и условия договора оказания услуг регламентированы гл. 37–41, 47–49, 51, 52 ГК РФ. Основными действующими лицами в договоре выступают исполнитель и заказчик услуг. Рассмотрим порядок бухучета у каждого из них.

Перевыставление транспортных услуг

Услуги являются расходами предприятия-заказчика и чаще всего относятся на затратные счета 20 (23, 25, 26, 44).

Продолжим пример

Бухгалтер ООО «Ассорти» сделает в учете следующие проводки:

  • Дт 60 Кт 51 — 38 335 руб. — оплачены рекламные услуги ООО «Модерн».
  • Дт 44 Кт 60 — 32 487,29 руб. — приняты к учету затраты на рекламу.
  • Дт 19 Кт 60 — 5 847,71 руб. — учтен входящий НДС.

Однако некоторые услуги могут увеличивать стоимость покупных товаров или основных средств (п. 6 ПБУ 5/01, п. 8 ПБУ /01), например транспортные или информационные. В таком случае их отражение осуществляется следующим образом:

  • Дт 08 (10, 41) Кт 60 — увеличена стоимость ОС (МПЗ, ТМЦ) на сумму транспортных или иных услуг, подлежащих включению в стоимость.

Порядок формирования стоимости ОС и ТМЦ см. в статьях:

В налоговом учете услуги также включаются в состав затрат и уменьшают налогооблагаемую прибыль при условии экономической обоснованности и наличии первичных учетных документов (ст. 252 НК РФ). Исключением являются нормируемые расходы, когда в базу при подсчете прибыли включается лишь часть затрат по норме, указанной в налоговом законодательстве.

Как уже было отмечено выше, чаще всего для подтверждения факта оказания услуги составляется акт выполненных работ. Форма акта не содержится в альбоме унифицированных форм (за исключением формы КС-2), разрабатывается и согласовывается сторонами договора самостоятельно, с учетом условий каждой конкретной сделки. При этом бланк должен содержать обязательные реквизиты, перечисленные в ст. 9 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ:

  • Наименование и дату документа.
  • Название компании-составителя документа.
  • Наименование выполненных работ с указанием стоимостных и количественных характеристик.
  • Подписи сторон с указанием должностей и фамилий подписывающих лиц.

Образец заполнения акта сдачи-приемки выполненных работ см. в материале «Акт сдачи-приемки выполненных работ – образец».

Факт оказания услуг в строительстве подтверждает акт по форме КС-2.

Алгоритм заполнения данного документа приведен в статье «Акт приемки выполненных работ в строительстве – образец».

При оказании транспортных услуг компанией-перевозчиком помимо акта выполненных работ обязательно должны быть транспортные документы. К таким документам, в частности, относятся транспортные накладные.

ВАЖНО! С 2013 года унифицированные формы не являются обязательными к использованию, организации вправе разрабатывать их самостоятельно.

О порядке учета транспортных расходов подробно рассказано в публикации «Транспортные расходы отнесены на счет покупателя — проводка».

Бухгалтерский учет услуг основывается на стандартах ведения бухучета. Методология учета специфична и зависит от конкретного вида деятельности компании-исполнителя. Выручка от оказания услуг учитывается в составе доходов по обычным видам деятельности. Расходы фиксируются как издержки от обычных видов работ на счетах учета затрат. При производстве материальных ценностей, необходимых для выполнения услуг, используется счет учета выпуска готовой продукции 43.

Для заказчика стоимость услуг признается расходом и относится либо на счета учета затрат, либо на увеличение покупной стоимости активов, для которых данные услуги являются сопутствующими.

Услуги – такой же объект гражданских прав, как и вещи, и они могут свободно отчуждаться одним лицом другому лицу (ст. 128, 129 ГК РФ). О том, какие при оказании услуг проводки нужно делать в бухгалтерском учете, расскажем в нашей консультации.

Оказание услуг: бухгалтерские проводки

Бухучет услуг до момента их оказания ведется, как правило, на счетах учета затрат (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н):

  • 20 «Основные производства»;
  • 23 «Вспомогательные производства»;
  • 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» и др.

Кроме того, для учета расходов, связанных с оказанием услуг, может использоваться счет 44 «Расходы на продажу».

Соответственно, в момент оказания услуг затраты по ним списываются в дебет счета 90 «Продажи». При этом по кредиту счета 90 отражается выручка от оказания услуг.

Приведем основные бухгалтерские проводки по услугам:

Иногда возникает вопрос, какие при перепродаже услуг бухгалтерские проводки нужно делать. Сразу оговоримся, что термин «перепродажа» к услугам не совсем применим. Ведь приобретение и потребление услуг производится одномоментно, следовательно, нельзя купить услуги (т. е. потребить их), а затем их же перепродать. Речь может идти скорее об оказании услуг с привлечением сторонних лиц.

К примеру, для оказания услуг по доставке товара покупателю – организации А организация-поставщик (организация B) может привлечь специализированную организацию, непосредственно оказывающую услуги (перевозчик — организация C). В этом случае порядок учета у организации B существенно не будет отличаться от приведенного выше порядка. Оказанные организацией C услуги будут учтены у организации B также по дебету счетов учета затрат и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

А заключив с организацией А, к примеру, агентский договор, организация B и вовсе не будет отражать у себя в составе расходов затраты, предъявленные организацией C.

Поступление услуг в организации отражается в зависимости от особенностей Учетной политики, а также вида расходов. Услуги организации могут отражаться как в составе текущих расходов (счета 20, 26 «Общехозяйственные расходы», 44 и др.), так и в составе имущества при определенных условиях.

К примеру, расходы на информационные или консультационные услуги, связанные с приобретением товаров, будут отражены так (п. 6 ПБУ 5/01 , Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н):

Дебет счета 41 «Товары» — Кредит счета 60

А если торговой компанией понесены расходы на заверение копий учредительных документов при заключения договора с покупателем, то на услуги нотариуса проводка в бухучете будет такая:

Дебет счета 44 – Кредит счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 60

Можно ли фирме эту услугу вообще покупать?

Можно. Любую услугу можно покупать фирме. Однако, каждый раз, когда предприятие что-то покупает, необходимо думать до конечного результата. Вот, например, так:

«Чтобы ни покупала фирма, все в конечном итоге попадет в формулу финансового результата. Фирма обязана платить налог на прибыль. Разумеется, налоговый кодекс следит, что предприятие может, а что не может подставить в формулу финансового результата. Особо яро Налоговый кодекс следит за видами расходов и четко определяет: «Любой расход должен быть обоснован и иметь производственную необходимость. Т.е. непосредственно влиять на возможность ведения деятельности»

Что нам это дает? Это мысле-фильтр, через которую мы пропускаем каждую покупку, особенно покупку услуг. Другими словами, у нас могут быть услуги, которые можно поставить в формулу финансового результата и уменьшить налог на прибыль. А могут быть услуги, которые нельзя поставить в формулу и уменьшить налогооблагаемую прибыль; такие услуги предприятие сможет оплачивать только за счет своей чистой прибыли.

Наглядный пример услуги, которую нельзя включить в формулу, а придется оплачивать за счет чистой прибыли, может быть — покупка питьевой воды в офисы фирмы, оплата обедов сотрудников в заведениях общепита. А все почему? Потому что это не производственные расходы. Они напрямую не влияют на осуществление деятельности.

Итак, мы решили, что покупаем только те услуги, которые можно подставить в формулу финансового результата. Основной список бухгалтерских счетов, где собираются купленные услуги, следующий: 20, 23, 25, 26, 44, 91.2

Сейчас мы немного повторим то, что уже знаем, просто пройдемся по счетам затрат и повторим основные идеи.

Вопрос правомерности запрета на привлечение соисполнителей в ходе исполнения госконтракта является спорным. Закон 44-ФЗ напрямую это никак не регулирует. Во избежание обжалования проведенной закупки заказчику не рекомендовано включать в закупочную документацию и проект контракта требования о привлечении субподрядчиков и соисполнителей, а также условия о согласовании указанного привлечения. К таким рекомендациям пришли представители контролирующих ведомств. Они основывали свою позицию на нижеуказанных положениях законодательства.

По п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ установлено, что в описании объекта закупки должны включаться его функциональные, качественные, технические и эксплуатационные характеристики. В описание объекта не должны включаться требования, которые могут повлечь ограничение количества участников.

На основании ч. 3 ст. 33 44-ФЗ в документацию не допускается включать требования к наличию у участника определенного оборудования, опыта работы, производственных мощностей и численности персонала.

На основании ч. 6 ст. 31 44-ФЗ заказчик не вправе прописывать требования к участникам в обход положений 44-ФЗ. При этом в ст. 31 44-ФЗ не указано требование к участникам о том, что исполнитель обязан исполнить все работы лично, а также не установлен запрет на привлечение субподрядчика. Тогда как требования к участникам, перечисленные в данном законе, являются исчерпывающими и не могут быть дополнены заказчиками.

Ч. 23 ст. 34 44-ФЗ косвенно указывает на право исполнителей привлекать соисполнителей, так как в данной статье только закрепляется обязанность поставщика предоставлять информацию обо всех соисполнителях по госконтракту, если цена договора с ними превышает 10% от НМЦК.

Нельзя забывать о 135-ФЗ «О защите конкуренции». В ч. 1 ст. 17 данного закона указано на запрет действий, которые могут привести к недопущению до участия в торгах, ограничению или устранению конкуренции.

ФАС считает, что требования заказчика о письменном согласовании с ним привлечения субподрядчика нарушают положения ч. 23 ст. 34 44-ФЗ и содержат признаки административного правонарушения (по делу № К-1870/14 от 2014 года). Ответственность за правонарушения предусмотрена в ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП.

Аналогичные решения ФАС принимала по делу №К-1048/14/АК286-15 от 2015 года, №К-526/14 от 2014 года. В решении №2-57-8911/77-14 от 2014 года Московская УФАС пришла к выводу, что требования об оказании услуг собственными силами влекут за собой ограничение количества участников электронного аукциона, поэтому они противозаконны. Но сложившаяся судебная практика указывает на диаметрально противоположную позицию. Она оставляет за заказчиком право на установление ограничений к исполнению госконтракта без привлечения субподрядчика.

На основании ч. 1 ст. 2 44-ФЗ в законодательстве о контрактной системе приводится отсылка, что при закупках должны учитываться положения Гражданского кодекса. На основании п. 1 ст. 706 ГК исполнитель наделен правом на привлечение соисполнителей, если из договорных обязательств не вытекает иное. Таким образом, Гражданский кодекс указывает на право заказчика включения в контракт требования о личном исполнении контракта.

Сторонники данного подхода указывают и на то, что в 44-ФЗ не установлен прямой запрет на привлечение соисполнителей. Так, например, по решению 13 арбитражного апелляционного суда от 2015 г. №13АП-8710/2015 по делу №А56-75576/2014 суд пришел к выводу, что заказчик вправе указать в закупочной документации требования о выполнении работ без субподрядчика.

В решении Арбитражного суда РК от 2014 года по делу №А22-4831/2014 суд пришел к выводу, что заказчик правомерен в установлении запрета, так как предметом спорной закупки стало высокотехнологичное оборудование, и целесообразно, чтобы все этапы контракта (монтаж, пуско-наладка и ввод в эксплуатацию) были реализованы одним лицом.

При принятии подобного рода решений суды ссылаются на постановление Президиума ВАС РФ от 2010 года №11017/10. Здесь сказано, что запрет на привлечение соисполнителей является условием об исполнении договора подряда после проведения закупки и не связан с требованиями к участнику на момент проведения аукциона.

Таким образом, вопрос об установлении ограничений на привлечение субподрядчиков при исполнении контракта является спорным. С большей долей вероятности ФАС посчитает это нарушением норм 44-ФЗ и 135-ФЗ, а на заказчика пожалуется один из участников закупки. Но такое решение вполне можно обжаловать в судебном порядке и отменить его.

  • г. Краснодар,
    ул. Октябрьская 183
    8 (861) 292 77 04
  • г. Симферополь,
    ул. Вилар 4, офис.203
    8 (978) 209 38 11
  • г. Евпатория,
    ул. Конституции 30
    8 (978) 071 69 85

Организация юридических услуг — это в первую очередь консультирование по всем отраслям права, представительство в суде, экспертиза и представление интересов заказчика или нанимателя. Так о них написано в договоре о Евразийском экономическом союзе. Это определение не отражает полной сути и смысла услуг, но даёт приблизительное понимание, что можно требовать от юриста. Однако и здесь есть свои нюансы.

Во-первых, юристы не рискуют связываться с незаконными интересами. Поэтому у наркодилеров нет постоянных адвокатов, они появляются, когда бизнес перестаёт работать.

Если вам или вашей организации не требуется постоянного юридического сопровождения, то нанимать специалиста на постоянную основу смысла нет, но знать организации, оказывающие юридические услуги, всё же надо. Имеют право оказывать юридическую помощь:

  1. Общественные приёмные государственного и иных уровней.
  2. Суды всех инстанций.
  3. Адвокатура — институт, занимающийся защитой прав, свобод и интересов в суде.
  4. Нотариат — институт, занимающийся заверением сделок, приданием им юридической силы.
  5. Прокуратура — институт, осуществляющий надзор за соблюдением Конституции РФ.
  6. Общественные организации по защите прав и свобод граждан, в том числе и международные, например, «Мемориал».
  7. Уполномоченные по правам человека. Представители есть в каждом регионе.
  8. Частные компании и организации.

Помимо таких крупных организаций, есть компании, предлагающие узкую организацию юридических услуг, например, патентное управление или бюро кредитных историй. Такие компании специализируются на конкретных услугах, а обращаться к ним стоит вместе с юристом.

Получить юридическую помощь в случае необходимости имеют право все граждане в соответствии со статьёй 48 Конституции РФ.

Юрист не может быть специалистом одновременно во всех областях, чаще всего в компаниях есть юристы по гражданским, по уголовным делам. А есть по коммерческим и некоммерческим организациям. Рассмотрим сначала юридические услуги некоммерческим организациям. Здесь наиболее распространённый вопрос о том, как оформить благотворительную организацию, какие документы и доверенности нужны, какова поддержка государства.


Похожие записи: