Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Привлечение сторонней организации для оказания услуг». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
При повторной приемке, Заказчик не вправе расширять перечень замечаний, а только проверяет факт устранения уже предъявленных им замечаний. О приёмке работ в таком случае составляется Акт сдачи-приёмки с учётом устранённых замечаний. 4.3.
С целью ускорения документооборота Стороны договорились в случае необходимости согласовывать и подписывать копии Актов сдачи-приемки, направленные по средствам электронной или факсимильной связи.
Привлечение сторонней организации для оказания услуг
Договор возмездного оказания услуг заключается на:
- аудиторские услуги;
- информационные услуги;
- консультационные услуги;
- медицинские услуги;
- услуги аутстаффинга;
- услуги по обучению (образовательные услуги);
- услуги связи;
- услуги по туристическому обслуживанию;
- юридические услуги;
Этот перечень не является исчерпывающим.
Отношения сторон по договору возмездного оказания услуг регулируются главой 39 Гражданского кодекса РФ.
Согласно статье 783 ГК к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде (статьи 702 — 729 ГК) и положения о бытовом подряде (статьи 730 — 739 ГК), если это не противоречит специальным нормам о данном договоре (статьи 779 — 782 ГК), а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Скачать образец договора оказания услуг
- Договор аутстаффинга (формат Word 2007 ~ 19 Кб)
- Договор оказания услуг (формат Word 2007 ~ 15 Кб)
- Договор оказания юридических услуг (формат Word 2007 ~ 25 Кб)
- Договор оказания консультационных услуг (формат Word 2007 ~ 41 Кб)
- Договор об образовании на обучение по образовательным программам дошкольного образования (утв.
Приказом приказом Министерства образования и науки РФ от 13 января 2014 г.
№ 8) (формат
Word 2007 ~ 36 Кб)
- Договор об образовании на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утв.
Приказом приказом Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2013 г. № 1315) (формат Word 2007 ~ 25 Кб)
- Договор об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам (утв.
По факту оказания Услуг Исполнитель представляет Заказчику на подписание Акт приемки-сдачи оказанных услуг (Приложение N 2) в двух экземплярах.
2.2. В течение 7 дней после получения Акта приемки-сдачи оказанных услуг Заказчик обязан подписать его и направить один экземпляр Исполнителю, либо, при наличии недостатков, представить Исполнителю мотивированный отказ от его подписания. 2.3. В случае наличия недостатков Исполнитель обязуется устранить их в течение 14 дней со дня получения соответствующих претензий Заказчика. 2.4.
Услуги считаются оказанными с момента подписания Сторонами Акта приемки-сдачи оказанных услуг.
3. Цена договора и порядок расчетов 3.1. Общая стоимость Услуг составляет ( ) руб., в том числе НДС ( ) рублей. 3.2.
Рассмотрим более подробно на какой счет относить услуги сторонних организаций в проводках на примере получения различных видов услуг.
Расходы по услугам связи в бухгалтерском учете отражаются согласно пункту 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации», в налоговом учете отражаются согласно подпункту 25 пункта 1 статьи 264 НК РФ.
Допустим, поставщик ООО «Связь» оказывает ООО «Весна» услуги связи. Согласно договору стоимость услуг связи за месяц равна 14 750 руб, в т.ч. НДС 18% — 2 250 руб. Затраты по услугам включаются в расходы организации.
Бухгалтер ООО «Весна» отразил поступление услуг связи от поставщика следующими проводками:
Счет Дебета | Счет Кредита | Сумма проводки, руб. | Описание проводки | Документ-основание |
26 | 60.01 | 12 500 | Учтена стоимость услуг связи в текущем месяце | Акт оказанных услуг, Счет фактура полученный |
19.04 | 60.01 | 2 250 | Учтена сумма НДС | |
68.02 | 19.04 | 2 250 | Сумма НДС принята к вычету | |
60.01 | 51 | 14 750 | Оплата контрагенту за оказанные услуги | Банковская выписка |
Расходы по предпродажной подготовке в бухгалтерском учете отражаются согласно пункту 6 статьи 226 Методических указаний, а в налоговом учете отражаются согласно статье 265 НК РФ.
Предположим, ООО «Весна» передала контрагенту свои товары в количестве 250 штук для отшлифовки. Стоимость услуги предпродажной подготовки по договору составляет 61 950 руб., в т.ч. НДС 18% — 9 450 руб. Согласно учетной политике расходы по услуге относятся к косвенным расходам.
Бухгалтер ООО «Весна» отразил оказанные услуги предпродажной подготовки товаров следующими проводками:
Счет Дебета | Счет Кредита | Сумма проводки, руб. | Описание проводки | Документ-основание |
44.01 | 60.01 | 52 500 | Учтена стоимость оказанных услуг | Акт оказанных услуг, Счет фактура полученный |
19.04 | 60.01 | 9 450 | Учтена сумма НДС | |
68.02 | 19.04 | 9 450 | Сумма НДС принята к вычету | |
90.07.1 | 44.01 | 52 500 | Списаны издержки обращения на финансовые результаты | Справка-расчет списания косвенных расходов |
Например, ООО «Весна» приобрела контрольно-кассовую машину (ККМ) стоимостью 10 207 руб., в т.ч. НДС 18% — 1 557 руб. За пуско-наладочные работы было заплачено 1 062 руб., в т.ч. НДС 18% — 162 руб. С Центром технического обслуживания ККМ был заключен договор на ежемесячное обслуживание ККМ, стоимость услуги равна 295 руб., в т.ч. НДС 18% — 45 руб.
По условиям примера затраты на техническое обслуживание включаются в расход организации. Бухгалтер ООО «Весна» отразил услуги по обслуживанию ККМ следующими проводками:
Счет Дебета | Счет Кредита | Сумма проводки, руб. | Описание проводки | Документ-основание |
44.01 | 60 | 250 | Учтена сумма расхода на техническое обслуживание ККМ | Акт оказанных услуг, Счет фактура полученный |
19.04 | 60 | 45 | Учтена сумма НДС | |
68.02 | 19.04 | 45 | Сумма НДС принята к вычету |
Оказание услуг с привлечением сторонней организации
С одной стороны, в законе 44-ФЗ прямо не сказано о том, что исполнитель вправе привлекать к исполнению контракта третьих лиц. С другой стороны, отдельные положения закона, например, части 5 и 6 статьи 30, свидетельствуют о том, что такая возможность у победившего участника есть. И тут все зависит от конкретной ситуации.
Контрактная система регулируется не только законом о госзакупках, но и нормами гражданского законодательства. Об этом сказано в части 1 статьи 2 закона 44-ФЗ. Поэтому для решения указанного вопроса следует обратиться к Гражданскому кодексу. Согласно его нормам, а именно пункту 1 статьи 313, обязательство может быть исполнено третьим лицом, если только из норм законодательных и подзаконных актов, а также из самого обязательства не вытекает, что оно должно исполняться лично тем лицом, на которое оно возложено. Однако именно такое ограничение для договора возмездного оказания услуг следует из статьи 780 ГК РФ. Она гласит, что если иное не предусмотрено договором, то исполнитель обязан оказать услуги лично.
Получается, что нанять соисполнителя для оказания услуг можно лишь в том случае, если такая возможность предусмотрена в договоре. К слову, это является одним из принципиальных отличий между договором на оказание услуг и договором подряда. Во втором случае норма, обязывающая прописывать в договоре привлечение субподрядчиков, отсутствует, и если законами, подзаконными актами и сутью самого обязательства не предусмотрено его личное исполнение, то подрядчик может по своему усмотрению нанимать сторонние организации.
Все сказанное выше подтверждает практика арбитражных судов. Это следует, например, из постановлений АС Восточно-Сибирского округа от 20.07.2015 № Ф02-3296/15 и АС Уральского округа от 08.10.2015 № Ф09-5563/15.
Что грозит участнику, который в нарушение условий контракта и на оказание услуг все-таки привлек стороннюю организацию? Анализ арбитражных дел говорит о том, что решение принимается судьями в зависимости от конкретных обстоятельств. Порой они выносят постановления, подтверждающие правоту заказчика, который не заплатил исполнителю причитающуюся по госконтракту сумму на том основании, что тот привлек к оказанию услуг третье лицо (постановление ФАС Московского округа от 02.07.2014 N Ф05-4793/14). Но бывает и так, что арбитры признают – в указанных обстоятельствах обязанности исполнителя оказать услуги лично не препятствуют ему нанять третьих лиц для выполнения определенного действия. Например, в постановлении Пятнадцатого ААС от 12.01.2011 № 15АП-13381/2010 привлечение исполнителем сторонней организации не квалифицировано судом как нарушение обязанности оказать услугу лично.
Но даже если суд установит, что исполнитель, привлекая третьих лиц для оказания услуг, нарушил нормы статьи 780 ГК РФ, это не значит, что заказчик может не оплачивать его услуги. В судебной практике есть примеры, когда арбитры подтверждали необходимость оплаты заказчиком услуг, которые ему фактически были оказаны. Такой вывод, в частности, содержится в постановлении Седьмого ААС от 10.09.2015 № 07АП-8129/15.
В рамках соглашения об оказании услуг одно лицо берет на себя обязательство по выполнению определенных действий (услуг), а другая сторона обязуется произвести их оплату. Важнейшей особенностью этого соглашения является его личный характер, то есть оказать услугу, по общему правилу, должно именно то лицо, на которое договором возлагается такая обязанность. В этом прослеживается сходство между соглашением о выполнении услуг и трудовым договором.
Гражданский кодекс регулирует типовой договор оказания услуг, хотя существует большое количество различных видов услуг (юридические, медицинские, рекламные и т. д.), порядок оказания которых (к примеру, почтовых) помимо ГК РФ регламентируется специальными законами. В прочих случаях все не предусмотренные Гражданским кодексом моменты определяются взаимным соглашением сторон.
Много общего договор на выполнение услуг имеет с договором подряда, в рамках которого осуществляются различные работы. Но при оказании услуг, в отличие от подряда, не появляется какого-либо материального результата (например, строительство дома ведется на основе договора подряда, а деятельность риелтора по поиску для клиента подходящей недвижимости осуществляется по договору оказания услуг). Подрядчик в силу закона имеет право привлечь к выполнению работы иное лицо, заключив с ним договор субподряда. А что касается услуг, то они, напротив, должны быть оказаны лично, если противоположное не оговорено в самом договоре.
Случается, что в ходе реализации договора об оказании услуг стороны оформляют дополнительное соглашение к нему. Оно составляется в случае, если появилась необходимость изменить одно или несколько условий сделки либо согласовать новое условие, ранее не прописанное в тексте договора. Такое соглашение заключается в той же форме, что и основной договор.
Чаще всего потребность в дополнительном соглашении появляется, когда договор заключен на длительный срок. К примеру, в ходе оказания образовательных услуг ежегодное увеличение платы за обучение для студентов-контрактников оформляется доп. соглашением к договору с вузом. Кроме того, доп. соглашение может заключаться для продления срока договора, изменения размера неустойки, установления или отмены обязательного досудебного порядка рассмотрения разногласий, введения условия о предоплате и многих других случаях.
Отражение в бухгалтерском учете услуг сторонних организаций: проводки и примеры
Схема взаимоотношений между покупателем и продавцом в части организации перевозки (доставки) приобретенного товара обычно прописывается непосредственно в договоре купли-продажи или поставки. Хотя возможно и заключение договоров по отдельности на сам товар и на его перевозку.
Вариантов на практике может быть несколько.
Во-первых, покупатель может купить товар на условии самовывоза. Тогда никакой лишней головной боли у поставщика не возникнет: ему нужно будет лишь передать товар со своего склада (или иного места его нахождения) непосредственно покупателю или работнику организации-покупателя либо представителю сторонней организации-перевозчика, которую нанял покупатель. При этом все расходы, связанные с перевозкой товара, покупатель несет самостоятельно, а продавец к транспортным расходам никакого отношения не имеет.
Во-вторых, поставщик может заложить стоимость доставки товара в цену данного товара, то есть товар изначально продается на условии его доставки поставщиком до определенного пункта. В этом случае не принципиально, как именно поставщик организует доставку — собственными силами или с привлечением сторонних организаций. Поскольку доставка включена в цену товара, транспортные расходы поставщика в такой ситуации являются частью его коммерческих расходов (издержек обращения) и подлежат отнесению в дебет счета 44 «Расходы на продажу».
А в составе доходов поставщик признает общую сумму выручки от продажи товаров, исчисленную исходя из установленной цены на них.
В-третьих, поставщик может осуществлять одновременно два вида деятельности: торговлю товарами (или производство и реализацию готовой продукции) и оказание транспортных услуг. В этом случае покупатель, оплачивающий стоимость товаров и их доставки, фактически приобретает товары отдельно, а транспортные услуги — отдельно. В такой ситуации в принципе возможно и заключение двух разных договоров, хотя допускаются и «смешанные» договоры. В любом случае поставщик должен учитывать раздельно доходы (выручку) и расходы по двум видам деятельности, и стоимость доставки обязательно выделяется отдельной позицией в первичных документах (или на оказание транспортных услуг составляется отдельный акт, помимо товарной накладной или иного документа, подтверждающего передачу товара, продукции и иных ценностей).
И наконец, четвертый вариант: поставщик осуществляет все необходимые действия для того, чтобы организовать доставку товара до покупателя, — привлекает для этих целей специализированную транспортную организацию, заключает договор на оказание логистических услуг и т.д., но стоимость транспортных услуг фактически оплачивает покупатель. Однако обычно покупатель в таких случаях перечисляет необходимую сумму продавцу, а уже продавец производит расчеты с перевозчиком (или логистической компанией).
Именно такую ситуацию прокомментировали финансисты в рассматриваемом Письме.
В Письме подчеркнуты два момента.
Во-первых, счета-фактуры выставляются только при реализации товаров, работ, услуг в ситуациях, когда согласно условиям договора поставки продавец товаров обязуется организовать их доставку грузополучателю, а покупатель — возместить понесенные продавцом транспортные расходы (п. 3 ст. 168 НК РФ). В этом случае услуги по транспортировке товаров, реализуемые перевозчиком, а не самим продавцом, в счете-фактуре, выставляемом продавцом по отгруженным товарам, указывать не надо.
Если покупатель возмещает продавцу товара транспортные расходы, налоговые органы и финансисты рассматривают возникающие взаимоотношения как посреднические и требуют перевыставления счета-фактуры продавцом-посредником, считая неправомерным возмещение НДС покупателем на основании «оригинального» счета-фактуры транспортной компании.
Избежать необходимости заключать посреднический договор и перевыставлять счета-фактуры можно, применяя иную схему формирования продажной цены товара, в которую в качестве переменной части закладывается стоимость перевозки товаров до места, указанного покупателем.
Декабрь 2012 г.
НДС
Закон № 44-ФЗ не содержит случаев, при которых экспертиза может не проводиться.
Следовательно, экспертиза должна осуществляться по всем контрактам, в том числе контрактам (договорам), заключенным по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Иными словами, предмет контракта, его цена и основание для заключения никак не влияют на возможность (необходимость) проведения экспертизы.
Экспертиза должна проводиться даже в том случае, когда провести ее на практике невозможно.
Например, в случае заключения контракта по поставку электрической энергии заказчик должен подтвердить, что поставленная энергоснабжающей организацией электрическая энергия соответствием всем условиям заключённого контракта. Приведем еще один пример: поставка ГСМ.
В данном случае также нет никаких оснований, чтобы экспертизу не проводить. Соответственно, перед подписанием акта сдачи-приемки заказчик должен удостовериться в том, что поставленный ему ГСМ полностью соответствует условиям заключенного контракта.
Очевидно, что провести экспертизу по подобным контрактам проблематично. К счастью для заказчика Законом № 44-ФЗ не определен порядок ее проведения. Поэтому, в ряде случаев, такая экспертиза будет носить формальный, а не реальный характер, и состоять в документальном подтверждении факта ее проведения.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ экспертиза является неотъемлемой частью приемки продукции по контракту. Таким образом, экспертиза должна проводиться каждый раз перед подписанием заказчиком документа о приемке.
Так, например, если по контракту предусмотрена ежемесячная приемка продукции, экспертиза должна проводиться ежемесячно в отношении той части продукции, которая принимается.
Если продукция по контракту принимается ежедневно – экспертиза должна проводиться ежедневно перед каждой приемкой.
Недопустимо со стороны заказчика подтверждать соответствие принятой по контракту продукции после окончания срока действия контракта, т.е. «задним числом». Экспертиза во всех случаях должна проводиться до приемки продукции.
Если экспертиза принимаемой по контракту продукции проводится своими силами, то ее проводить может любое лицо. В 99% случаях – это штатный работник или работники заказчика.
Проведение «внутренней экспертизы» может быть возложено заказчиком на членов приемочной комиссии, на работников контрактной службы или даже на членов комиссии по осуществлению закупок. В данном случае экспертиза будет проводиться коллегиально, т.к.
в Законе № 44-ФЗ нет обязательного требования о том, что экспертиза должна проводиться кем-то персонально.
В отличие от членов комиссии по осуществлению закупок, контрактных управляющих, работников контрактной службы Закон № 44-ФЗ не предъявляет каких-либо требований к лицам, проводящим экспертизу от имени заказчика. Такие лица могут не иметь образования в сфере закупок.
К сожалению, такие лица не во всех случаях являются специалистами в соответствующе предметной области.
Однако, это не снимает с них ответственности, если в результате некачественно проведенной экспертизы заказчиком будет принята продукция, не соответствующая условиям заключенного контракта.
В случае проведения «внешней экспертизы» требования к внешним экспертам установлены ст. 41 Закона № 44-ФЗ. Важно отметить, что внешним экспертом, экспертной организацией может выступать физическое лицо (в том числе ИП), юридическое лицо, с которым заказчиком заключен договор на проведение экспертизы.
Требования к указанному договору два: 1) он должен быть возмездный; 2) он должен быть заключен на основании Закона № 44-ФЗ (не Закона № 223-ФЗ).
Первое требование объясняется тем, что Закон № 44-ФЗ не регулирует заключение безвозмездных сделок и соглашений. Соответственно заключаемый с внешним экспертом, экспертной организацией контракт должен быть возмездным.
Второе требование прямо предусмотрено ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ.
К слову отметим, что контракт с внешним экспертом, экспертной организацией может быть заключен, например, по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при условии соблюдения иных ограничений, установленных для данного способа закупки. Это также будет является заключением контракта по Закону № 44-ФЗ.
О праве исполнителя привлекать для оказания услуг третьих лиц
Если заказчиком не проводится внутренняя экспертиза, должна проводиться экспертиза внешняя. И наоборот, при проведении внешней экспертизы внутренняя экспертиза не проводится. Объясняется это союзом «или», который использовал законодатель в ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ.
Однако, в отдельных случаях Закон № 44-ФЗ предписывает проводить только внешнюю экспертизу. Как уже было отмечено выше, такие случаи должно определить Правительство РФ, но пока такой акт Правительства РФ отсутствует.
Довольно часто возникает вопрос о том, какую же ответственность несет эксперт, экспертная организация? Для «внешних экспертов» ответственность прямо предусмотрена в законодательстве. От административной (ст. 7.32.6 КоАП РФ) до уголовной (ст. 200.6 УК РФ).
На «внутренних экспертов» указанные статьи не распространяются, т.к. в понятийном аппарате Закона № 44-ФЗ они не являются экспертами, экспертными организациями.
«Внутренние эксперты» являются должностными лицами заказчика и проводят экспертизу от его имени.
Такие лица несут ответственность в соответствии с законодательством в зависимости от тяжести наступивших последствий в результате некачественно проведенной ими экспертизы.
Для этого необходимо выбрать эксперта или экспертную организацию и заключить с ними контракт по общим правилам Закона N 44-ФЗ.
Заказчики могут привлекать сторонних экспертов для проверки исполнения контрактов, а также для оценки соответствия конкурсных заявок дополнительным требованиям. Однако обязательно проводить внешнюю экспертизу только при приемке результатов исполнения некоторых контрактов с единственным поставщиком.
Перед экспертом необходимо поставить вопросы, на которые он должен ответить. Итоги экспертизы оформляются в виде заключения, подписанного экспертом или представителем экспертной организации.
Особый порядок выбора экспертов или экспертной организации Законом N 44-ФЗ не предусмотрен. Поэтому для заключения договора с экспертами проведите закупку в общем порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ.
Выберите один из конкурентных способов определения исполнителя. Включите закупку в план-график и проведите процедуру. Вы также можете заключить контракт с экспертом путем закупки у единственного поставщика, соблюдая все ограничения, предусмотренные для указанного способа.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства
Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД)
Юридические советы и судебная практика
Налоговый учет юридических услуг
Данные виды расходов наиболее «популярны» у налоговых инспекторов, и при их включении в состав затрат, уменьшающих налогооблагаемую базу, следует подходить к оформлению документов с особой тщательностью:
- В договоре следует указать не только предмет договора, но и конкретный перечень услуг, подлежащих исполнению, а также составить рабочее задание и календарный план.
- Стоимость оказанных услуг должна быть соизмерима с рыночными ценами.
- Желательно избегать дублирования услуг, указываемых в договоре, и функций, выполняемых работниками в рамках служебной деятельности в соответствии с должностными инструкциями.
- Целесообразно требовать от исполнителя не только составления акта об оказании услуг, но и подробного отчета.
Одной из наиболее типичных ошибок, допускаемых руководителями организации, является отсутствие практической направленности договоров на оказание услуг. Например, признавая необоснованными расходы на консультационные услуги по теме «Эффективные продажи в розничной сети», суд привел следующие доводы: «из всех представленных документов, содержащих теоретические сведения по общим вопросам, связанным с определением ценовой политики, с порядком ценообразования, с методами определения цены, ценовой стратегией, касающихся любого предприятия, осуществляющего деятельность в сфере розничной торговли, не следуют конкретные, специальные рекомендации для Общества, обусловленные целью получения дохода, с учетом фактической специфики деятельности Общества в конкретных условиях» (Постановление ФАС ЗСО от 26.10.2005 № Ф04-7555/2005).
Нередки случаи, когда стоимость оказываемых услуг явно завышена, и суды принимают позицию налогового органа. Например:
- налогоплательщик не обосновал экономическую целесообразность своих расходов по предоставлению юридических консультаций по вопросу, связанному с выставлением претензии и разработке правовой позиции по данному вопросу; составлению юридически обоснованного ответа на претензию, исключающего ее удовлетворение в размере 6 млн. руб. (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 02.11.2005 № Ф08-5209/2005-2065А);
- признаны необоснованными расходы на оказание консультационных услуг, связанных с решением задач по более эффективному управлению организацией, в размере 5 млн. руб. при несоизмеримости с иными видами расходов, понесенными данной организацией, в том числе фонд оплаты труда — 461 123 руб.; коммунальные платежи, вода, отопление, энергия — 96 217 руб., амортизация основных средств — 18 659 руб., ремонт основных средств — 2 139 руб., расходы на рекламу — 386 590 руб., и стоимостью всех реализованных покупных товаров — 14 642 811 руб. (Постановление ФАС МО от 19.05.2005, 12.05.2005 № КА-А40/3867-05).
Как показывает анализ арбитражной практики, большинство судебных дел данной категории при наличии достаточных доказательств, как правило, решаются в пользу налогоплательщика. Например, были признаны обоснованными услуги в следующих случаях:
- расходы на оплату маркетинговых услуг по определению потребительского спроса на товары, реализуемые обществом (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 01.02.2006 № Ф04-10063/2005);
- расходы по изучению (исследованию) конъюнктуры рынка, сбор информации (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.10.2005 № Ф04-7462/2005);
- расходы по добровольному аудиту, проведенные в связи с установлением по итогам 2002 года факта убыточности деятельности общества и необходимости выяснения ее причин (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 03.05.2005 № Ф08-1643/ 2005-689А).
Правомерность отнесения услуг связи на расходы, учитываемые для целей налогообложения, предусмотрена подпунктом 25 пунктом 1 статьи 264 НК РФ. Однако зачастую обоснованность данного вида расходов налоговые органы ставят под сомнение, так как не секрет, что услуги связи, в том числе операторов мобильной связи, используются как в служебных, так и в личных целях.
Например, необходимость использования услуг сотовой связи работниками ЗАО обоснована спецификой производственной деятельности налогоплательщика, относящегося к средствам массовой информации, и возникновением у него необходимости в получении и передаче срочной информации (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 01.03.2006 № Ф08-504/2006-240А).
Для признания произведенных затрат на оплату услуг сотовой связи расходами для целей налогообложения Минфин России придерживается позиции, изложенной в письме от 23.05.2005 № 03-03-01-04/1/275, в соответствии с которой организации необходимо иметь следующий набор документов: утвержденный руководителем организации перечень должностей работников, которым в силу исполняемых ими обязанностей необходимо использование сотовой связи; должностная инструкция работника, договор с оператором на оказание услуг связи; детализированные счета оператора связи.
Помимо вышеизложенного, следует учесть, что, по мнению Минфина России, в случае приобретения карт экспресс-оплаты для услуг сотовой связи такие расходы не могут быть признаны в связи с отсутствием первичных документов, подтверждающих понесенные расходы (письмо Минфина России от 26.01.2006 № 03-03-04/1/61). По мнению автора, данные расходы могут быть учтены для целей налогообложения на основании документов, косвенно подтверждающих понесенные расходы, в том числе при наличии счета оператора связи, а сумма НДС предъявлена к вычету при наличии кассового чека, подтверждающего факт покупки карты.