- Транспортное право

Ассигнования и лимиты бюджетных обязательств это

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ассигнования и лимиты бюджетных обязательств это». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Под лимитом бюджетных обязательств в ст. 6 БК РФ понимается выраженный в финансовом выражении объем прав хозяйствующего субъекта в статусе государственного или муниципального казенного учреждения на принятие тех или иных обязательств в рамках текущего финансового года.

Таким образом, лимиты бюджетных обязательств — это максимальные суммы бюджетных средств, которые учреждение может потратить на выполнение принятых обязательств (например, возникших в соответствии с договором) в финансовом году.

Если государственное учреждение приняло те или иные обязательства сверх лимита, то оно может быть оштрафовано на основании положений ст. 15.15.10 КоАП РФ. Кроме того, заключенные с контрагентами договоры могут быть признаны недействительными в судебном порядке по иску распорядителя бюджетных средств, которому подотчетно учреждение (п. 5 ст. 161 БК РФ).

См. также «Доведение лимитов бюджетных обязательств до казенных учреждений».

Лимиты бюджетных обязательств — это…

Распределение лимитов учреждений, а также ассигнований по конкретным получателям бюджетных средств — процесс многоступенчатый.

Наибольший объем полномочий здесь имеет Министерство финансов РФ, которое, основываясь на порядке составления и ведения сводной росписи федерального бюджета:

  • устанавливает и направляет в Федеральное казначейство лимиты для главных распорядителей;
  • в рамках реализации исключительных полномочий утверждает и вносит изменения в соответствующие лимиты.

Следующий по объему полномочий в части распределения лимитов субъект бюджетного процесса — главный распорядитель. Он может быть представлен вышестоящей структурой федерального, регионального ведомства или, к примеру, муниципального образования. Главный распорядитель имеет право распределять лимиты между рядовыми распорядителями. Которые, в свою очередь, могут быть представлены подчиненными вышестоящей структуре ведомства органами, а также отдельными казенными учреждениями.

Наименьший объем полномочий в части обращения с лимитами имеет получатель бюджетных средств. Как правило, это непосредственно учреждение или орган власти, подотчетные главному или рядовому распорядителю. Получатель бюджетных средств осуществляет исполнение бюджетных обязательств в рамках установленного лимита при условии составления и утверждения бюджетной сметы.

Стоит отметить, что государственная структура или учреждение может одновременно иметь статус и распорядителя, и получателя бюджетных средств.

Важная роль в бюджетном процессе принадлежит Федеральному казначейству. Данная структура:

  • доводит до главных распорядителей лимиты, которые представлены Минфином;
  • доводит до рядовых распорядителей, а также получателей бюджетных средств лимиты, распределенные главными распорядителями.

Процедура доведения рассматриваемых лимитов от вышестоящих уровней ведомственных вертикалей до нижестоящих при исполнении федерального бюджета регулируется приказом Минфина РФ от 30.09.2008 № 104н. В свою очередь, распределение лимитов в рамках региональных и местных бюджетов регулируется нормативными актами, принимаемыми на соответствующих уровнях власти.

Лимиты бюджетных обязательств — финансовый показатель, установленный БК РФ для казенных учреждений, имеющих статус получателей бюджетных средств. Соответствующие учреждения не могут принимать обязательства, превышающие данные лимиты. Финансовое обеспечение обязательств, реализуемых в рамках лимитов, осуществляется казенными учреждениями за счет получения бюджетных ассигнований.

Узнать больше о бухгалтерском учете в бюджетных учреждениях вы можете в статьях:

  • «Правила ведения бухучета в бюджетных организациях»;
  • «Типовые проводки по бюджетному учету (примеры)».

Термин лимит обязательств расшифровывается в 6 правиле Бюджетного кодекса РФ. Согласно данной норме – это денежное выражение объема прав субъекта хозяйствования, находящегося на обеспечении у казны, принимать обязанности в текущем финансовом году.

Когда учреждение превышает свои полномочия и выходит за рамки квоты, оно несет ответственность по ст. 15.15.10 КоАП РФ. Санкция статьи предусматривает немалый штраф. В то же время договоры, превышающие объем полномочий, могут быть в рамках судебного процесса признаны недействительными. С иском вправе обратиться распорядитель, в подотчете которого пребывает субъект.

Суммы, выделяемые получателям из бюджета, предназначены для выполнения организациями функций федерального, регионального и муниципального назначения.

Сами ассигнования включают в себя средства, использование которых ориентировано на:

  • оказание гражданам и хоз.субъектам гос.услуг;
  • финансовую поддержку учреждений бюджета (мат.обеспечение, проплата контрактов и т. д.);
  • соц.помощь жителям страны;
  • поддержку предпринимательства, уязвимых категорий граждан;
  • финансирование оборонного заказа;
  • аккумулирование средств в гос.резерв.

При необходимости средства могут выделяться из бюджета

Ассигнования и лимиты бюджетных обязательств это

Существуют между бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств отличия. Ассигнование – ресурс финансов в конкретном реальном размере, который бюджетом передается в пользу учреждения и ограничен заранее определенными лимитами. Средства выдаются в финансовом году распорядителем соответствующего уровня учреждению или иному распорядителю ниже по вертикали.

Лимиты и ассигнования – целевой ресурс, что прописано в 38 статье БК РФ.

Первые определяются для учреждений, являющихся казенными, которые свою деятельность вправе вести в установленных финансовых рамках. Средства, которые получены за счет осуществления прочей деятельности, должны быть перенаправлены в бюджет.

Учреждения, являющиеся автономными или бюджетными, не могут ограничиваться лимитами (таковые не устанавливаются вовсе).

Если коротко, то лимиты отличаются от ассигнований:

  • Перечнем учреждений. Ассигнования охватывают все виды, а лимиты – только казенные.
  • Лимиты фиксируют максимум обязательств, которые учреждение вправе взять. Принятие бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов недопустимо. Ассигнования могут быть дополнены и за счет иных ресурсов.

Распределяются предельные размеры предполагаемых сумм, согласно определенной процедуре, состоящей из ряда последовательных этапов, на каждом из которых объем правомочий распорядителя уменьшается.

Существуют определенные лимиты на получаемые средства

Возглавляет иерархию отечественный Минфин. Именно он обладает максимумом прав, что вытекает из его монополии на составление и ведение сводной росписи бюджета всей страны. Так, министерство:

  • определяет и уведомляет казначейство страны о лимитах центральных распорядителей;
  • прибегая к исключительным полномочиям, принимает решения о пересмотре лимитов и вносит требуемые коррективы.

Нижестоящим в иерархии за высшим финансовым ведомством следует главный распорядитель (который является структурой федерального, регионального подразделения или образованием муниципального значения). Он занимается распределением лимитов среди низшего звена распорядителей из числа подчиненных органов и казенных учреждений.

ЛБО определяется ежеквартально и подлежат доведению до низового звена в виде получателей не позднее, чем за 5 дней до того, как стартует период, на который они установлены.

Иногда в выдаче средств может быть отказано

Субъекты, которым выделяются средства непосредственно для их освоения, присваивается лицевой счет, который дает возможность осуществлять учет следующих элементов:

  • доведенные обязательства;
  • размеры статей затрат;
  • перечисленные лимиты;
  • зачисленные дотации.

Обязательства принимаются через списание средств со счетов, которые открыты в УФК. Лимитные суммы переводятся на основании платежных поручений, для которых установлен единый образец. Каждая операция по списанию финансов проходит контроль Казначейства на предмет целевого использования, не превышение лимита и соответствие статье КБК.

Контролирующий орган вправе отказать в исполнении обязательства, если:

  • требуемые для операции средства выходят за рамки доведенных обязательств по статьям;
  • ассигнования не выделялись по установленному лимиту;
  • установлены нарушения норм бюджетирования (например, производится проплата по договорам, которые не участвовали в тендере и т. д.);
  • имеются противоречия (разница) в зачисленных ассигнованиях и смете, прошедшей утверждение распорядителем.

Если принимается решение отказать в проведении операции, то до получателя обязательно доводится соответствующая информация с обоснованием причин. Если отказ не мотивирован – это нарушает бюджетное финансирование и является основанием для применения мер воздействия на исполнительный орган.

Учет выделения финансов осуществляется через карточки по форме 0504062 – регистр аналитического учета.

Учет полученных средств необходимо осуществлять должным образом

Данные аккумулируются со следующими особенностями:

  • полученные и переданные субсидии в установленных размерах учитываются самостоятельно;
  • сведения формируются по нарастающей;
  • основа учета – бюджетная классификация;
  • увеличение ассигнованных сумм отражается со знаком «+», обратный процесс – со знаком «-»;
  • при определении объемов движения за основу принимается информация о выделенных лимитах обязательств на соответствующий год с поправкой за месяц;
  • карточки заполняются на основании показателей первичного учета.

Чем отличаются бюджетные ассигнования от лимитов бюджетных обязательств

Финансирование бюджетных организаций и других получателей определяется распорядителем с последующим направлением ассигнований.

Предельный объем финансирования ограничивается лимитом, установленным на квартальный период, нарастающим итогом в пределах календарного года. Сводный лимит по получателям утверждается контролирующим органом исполнительной власти.

Показатели лимитов, обязательств составляются в денежном выражении. Назначение лимита — обеспечение качественного контроля за расходованием государственных средств и формирование затрат по целевым статьям.

Финансирование бюджетных организаций и других получателей определяется распорядителем с последующим направлением ассигнований.

Предельный объем финансирования ограничивается лимитом, установленным на квартальный период, нарастающим итогом в пределах календарного года.

Сводный лимит по получателям утверждается контролирующим органом исполнительной власти. Показатели лимитов, обязательств составляются в денежном выражении.

Этапы и субъекты бюджетного процесса.

Финансирование бюджетных организаций и других получателей определяется распорядителем с последующим направлением ассигнований. Предельный объем финансирования ограничивается лимитом, установленным на квартальный период, нарастающим итогом в пределах календарного года.

Сводный лимит по получателям утверждается контролирующим органом исполнительной власти. Показатели лимитов, обязательств составляются в денежном выражении.

Назначение лимита — обеспечение качественного контроля за расходованием государственных средств и формирование затрат по целевым статьям.

Размер лимита бюджетных обязательств — предельная сумма ассигнований, утвержденных для обеспечения расходов казенных, бюджетных или автономных учреждений. В рамках лимитов учреждение может реализовывать деятельность и программы, определенные учредительными документами.

Лимиты бюджетных обязательств – это право казенного учреждения на получение ресурсов, в которых оно нуждается для ведения своей деятельности в соответствующем периоде обычно в году. В чем особенности данных лимитов и каким образом они попадают в распоряжение соответствующих учреждений, рассмотрим далее. Определение лимитов бюджетных обязательств Бюджетный кодекс РФ.

Лимиты устанавливаются на законодательном уровне и являются своего рода правилом для хозяйствующих субъектов.

Ассигнования – это денежные средства, которые предоставляет государство для выполнения каких-либо программ, например, для строительства дорог и мостов, жилых зданий и производственных комплексов.

Кроме того, ассигнования могут осуществляться между разными уровнями власти, когда в деятельности какого-то из них наблюдается дефицит бюджета.

Ведение сводной росписи и учет лимитов бюджетных обязательств(далее — ЛБО) является функцией финансового органа. В соответствии с положениями п. 5 ст. 217 БК РФ, утвержденные показатели необходимо довести до главных распорядителей средств из бюджета (далее — ГРБС, главные распорядители) до начала финансового года.

После того как их довели до потребителя, тот имеет право принимать на себя обязанности, например, планировать и осуществлять закупку товаров, работ и услуг, проводить конкурсные процедуры. Важно помнить, что утвержденные показатели сметы должны соответствовать ЛБО.

Принятие бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов является основанием, чтобы по суду признать их недействительными. Ответственность за то, чтобы сумма расходов на покупку продукции соответствовала установленным пределам государственных денег, несет руководитель учреждения, которому они установлены.

Контроль возложен на Федеральное казначейство.

Эти ограничения не запрещают заключить договор на поставку продукции на срок, который превышает пределы финансового года. Главное, чтобы в текущем году не возникло превышения по тратам. В случае отказа в санкционировании таких контрактов можно обжаловать действия казначейства.

ГРБС не могут уменьшать установленные суммы, если у организации госсектора уже есть обязанности по ним. Но на практике нередки ситуации, когда главные распорядители в случае секвестрования (то есть пропорционального уменьшения всех статей расходов) бюджета «вынуждают» расторгать контракты, чтобы таким образом высвободить деньги и сократить траты из бюджета.

ЛБО до казенного учреждения может доводиться только распорядителем государственных средств (РБС) или главным распорядителем (ГРБС). Доведение лимитов бюджетных обязательств до бюджетных учреждений не предусмотрено.

Порядок доведения устанавливается финансовым органом. В свою очередь Федеральное казначейство наделено полномочиями довести до главных распорядителей средств федерального бюджета лимиты, которые предоставлены Минфином России (ст. 166.1 БК РФ).

Само уведомление о лимитах бюджетных обязательств имеет типовую форму (Приказ Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н).

По статье 6 БК РФ, лимитами бюджетных обязательств называют сумму финансирования, которая доведена до подведомственной организации. По сути это объем прав в денежном выражении. В пределах суммы ЛБО учреждение принимает обязательства и исполняет их в текущем финансовом году.

Учреждение не вправе принять обязательства сверх доведенного лимита. Простыми словами, бюджетники не смогут заключить договор или контракт на сумму больше, чем довел ГРБС на финансовый год. Принятие бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов — это прямое нарушение п. 3 ст. 219 БК РФ.

Каждый ГРБС разрабатывает и утверждает собственный порядок, как распределяются и принимаются лимиты бюджетных обязательств на 2020 год. Несмотря на полномочия ввести индивидуальные правила, утвержденные порядки редко отличаются друг от друга. Единые нормативы закрепляет БК РФ. Распорядители не имеют права уклониться от исполнения действующего бюджетного законодательства.

Для главных распорядителей средств изменяют и утверждают ЛБО:

  1. На федеральном уровне финансирование определяет министр финансов. Процедура производится в рамках соответствующих видов расходов. Затем ЛБО передают в Федеральное казначейство для дальнейшего доведения финансирования до ГРБС.
  2. На региональном и муниципальном уровнях объем определяет финансовый орган субъекта РФ или муниципального образования.

Главный распорядитель формирует плановые показатели на основании сводных расчетов (обоснований), которые формируются по потребностям получателей средств бюджета. Утверждение ЛБО по подведомственным учреждениям производится в рамках доведенных лимитов по конкретному ГРБС. Изменения в утвержденные лимиты вносятся органом Федерального казначейства или финансового органа на основании предложений ГРБС.

Отличие между бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств

Распорядитель бюджетных средств обязан довести объем финансирования до начала финансового календарного года, на который предоставляются ЛБО. Объем финансирования 2020 года ГРБС обязан довести в 2020. Исключением являются действия по временному исполнению бюджета (п. 2 ст. 219.1 БК РФ).

Федеральные распорядители приступают к распределению финансирования по подведомственным учреждениям с начала декабря года, предшествующего году, на который доводят лимиты. Завершают распределение 31 декабря. Например, ЛБО на осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд распорядитель доводит до получателя не позднее 20-го рабочего дня после их отражения на лицевых счетах ГРБС (РБС).

За нарушение сроков доведения финансирования до РБС и ПБС распорядителю предусмотрен штраф для должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 руб. (ст. 15.15.11 КоАП РФ).

Термин лимит обязательств расшифровывается в 6 правиле Бюджетного кодекса РФ. Согласно данной норме – это денежное выражение объема прав субъекта хозяйствования, находящегося на обеспечении у казны, принимать обязанности в текущем финансовом году.

Когда учреждение превышает свои полномочия и выходит за рамки квоты, оно несет ответственность по ст. 15.15.10 КоАП РФ. Санкция статьи предусматривает немалый штраф. В то же время договоры, превышающие объем полномочий, могут быть в рамках судебного процесса признаны недействительными. С иском вправе обратиться распорядитель, в подотчете которого пребывает субъект.

Суммы, выделяемые получателям из бюджета, предназначены для выполнения организациями функций федерального, регионального и муниципального назначения.

Сами ассигнования включают в себя средства, использование которых ориентировано на:

  • оказание гражданам и хоз.субъектам гос.услуг;
  • финансовую поддержку учреждений бюджета (мат.обеспечение, проплата контрактов и т. д.);
  • соц.помощь жителям страны;
  • поддержку предпринимательства, уязвимых категорий граждан;
  • финансирование оборонного заказа;
  • аккумулирование средств в гос.резерв.

Существуют между бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств отличия. Ассигнование – ресурс финансов в конкретном реальном размере, который бюджетом передается в пользу учреждения и ограничен заранее определенными лимитами. Средства выдаются в финансовом году распорядителем соответствующего уровня учреждению или иному распорядителю ниже по вертикали.

Лимиты и ассигнования – целевой ресурс, что прописано в 38 статье БК РФ.

Первые определяются для учреждений, являющихся казенными, которые свою деятельность вправе вести в установленных финансовых рамках. Средства, которые получены за счет осуществления прочей деятельности, должны быть перенаправлены в бюджет.

Учреждения, являющиеся автономными или бюджетными, не могут ограничиваться лимитами (таковые не устанавливаются вовсе).

Если коротко, то лимиты отличаются от ассигнований:

  • Перечнем учреждений. Ассигнования охватывают все виды, а лимиты – только казенные.
  • Лимиты фиксируют максимум обязательств, которые учреждение вправе взять. Принятие бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов недопустимо. Ассигнования могут быть дополнены и за счет иных ресурсов.

Главный распорядитель бюджетных средств распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета.

Распорядитель бюджетных средств, в свою очередь, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета.

Получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.

Разница между лимитами и ассигнованиями

  • Заключение и оплата бюджетным учреждением договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета.
  • Нарушения бюджетным учреждением при заключении договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску распорядителя бюджетных средств.
  • Бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств и самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по ним.
  • Сторона договора вправе потребовать от бюджетного учреждения возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий договора.

Лимиты представляют собой экономический термин, который используется для выражения в физических или денежных единицах предельного размера какого-либо показателя. Установка различных лимитов является одним из способов управления рисками. Кроме того, понятие «лимит» используется и в других сферах деятельности человека, но в любом случае он устанавливает определенную границу какого-либо показателя.

Ассигнования – это государственные денежные средства, которые передаются на выполнение определенного проекта в рамках федерации или региона, а также для осуществления деятельности юридическими лицами.

Необходимо сказать, что это два совершенно разных понятия, относящихся к неодинаковым операциям. Так, лимит представляет собой ограничение чего-либо; он достаточно часто используется в экономической среде, например, лимит кассы, когда в кассе на конец рабочего дня должно оставаться денежных средств не более определенного размера. Лимиты устанавливаются на законодательном уровне и являются своего рода правилом для хозяйствующих субъектов.

Порядок доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня утвержден приказом Минфина России от 30.09.2008 № 104н (в ред. приказа Минфина России от 11.01.2010 № 1 н) (далее — Порядок).

Минфин России доводит до Федерального казначейства бюджетные данные в соответствии с порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета. Федеральное казначейство не позднее трех рабочих дней после получения данных от Минфина России доводит бюджетные данные до главных распорядителей средств федерального бюджета и главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета казначейскими уведомлениями по форме согласно приложению № 1 к Порядку.

При поступлении в Федеральное казначейство от Минфина России измененных бюджетных данных в соответствии с Порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи не позднее трех рабочих дней после их получения доводит до главных распорядителей средств федерального бюджета и (или) главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета (далее — главные распорядители) казначейские уведомления, содержащие изменения. Изменения бюджетных данных отражаются на лицевых счетах главных распорядителей.

В случае если на 1 января текущего финансового года закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период (далее — закон о бюджете) не вступил в силу, Минфин России представляет в Федеральное казначейство в соответствии с Порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи информацию о бюджетных данных для доведения их до главных распорядителей в период с 1 января текущего финансового года и до момента вступления в силу закона о бюджете (далее — временные бюджетные данные).

Главные распорядители и распорядители средств федерального бюджета распределяют бюджетные данные между находящимися в их ведении распорядителями и получателями (иными получателями) средств федерального бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита федерального бюджета и администраторы с полномочиями главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета распределяют бюджетные ассигнования между находящимися в их ведении администраторами с полномочиями главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета и администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета и формируют расходные расписания по форме согласно приложению № 2 к Порядку (код формы по КФД 0531722).

Расходные расписания формируются главным распорядителем средств федерального бюджета, по каждому из находящихся в его ведении распорядителю и получателю средств федерального бюджета, администратору источников финансирования дефицита федерального бюджета с полномочиями главного администратора и администратору источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также данному главному распорядителю средств федерального бюджета как получателю средств федерального бюджета и главному администратору источников финансирования дефицита федерального бюджета как администратору источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Главные распорядители вправе формировать расходные расписания как отдельными документами, так и в виде реестров расходных расписаний по форме согласно приложению № 3 к Порядку (код формы по КФД 0531723) (далее — расходные расписания). Расходные расписания представляются главными распорядителями в Федеральное казначейство.

Главные распорядители в расходных расписаниях должны детализировать по кодам КОСГУ бюджетные ассигнования по публичным нормативным обязательствам, доведенные до них Федеральным казначейством.

Допускается различная детализация лимитов бюджетных обязательств по КОСГУ (группа, статья, подстатья), распределенных главными распорядителями между различными распорядителями и получателями средств федерального бюджета, находящимися в их ведении.

При этом доводимые лимиты бюджетных обязательств до распорядителя, получателя средств федерального бюджета должны быть согласованы в части:

  • периодов. Детализация лимитов бюджетных обязательств по кодам бюджетной классификации текущего финансового года должна соответствовать детализации лимитов бюджетных обязательств планового периода;
  • конкретного распорядителя, получателя средств федерального бюджета. Детализация лимитов бюджетных обязательств по кодам бюджетной классификации должна соответствовать детализации ранее доведенных доданного распорядителя, получателя средств федерального бюджета в текущем финансовом году бюджетных данных.

Федеральное казначейство осуществляет контроль кодов классификации расходов бюджетов, указанных в представленных главными распорядителями расходных расписаниях, на соответствие кодам классификации расходов бюджетов, указанным в соответствующем перечне расходов федерального бюджета.

Федеральное казначейство (или его органы) принимает от главных распорядителей расходные расписания для доведения их соответственно до распорядителей и получателей средств федерального бюджета, находящихся в ведении главного распорядителя средств федерального бюджета, до администраторов с полномочиями главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, находящихся в ведении главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета, в пределах доведенных казначейскими уведомлениями до главных распорядителей бюджетных данных по соответствующим кодам классификации расходов федерального бюджета или классификации источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств отличия

Получатели средств федерального бюджета представляют в орган Федерального казначейства по месту обслуживания расходные расписания, легализирующие доведенные до них лимиты бюджетных обязательств по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) КОСГУ, если доведенные бюджетные данные не содержат указанной детализации.

Орган Федерального казначейства не позднее рабочего дня, следующего за днем получения расходного расписания, содержащего детализированные лимиты бюджетных обязательств, осуществляет его проверку на соответствие следующим требованиям:

  • наименования и коды участников бюджетного процесса, содержащиеся в расходных расписаниях, должны соответствовать их наименованию и кодам, указанным в сводном реестре;
  • расходное расписание должно содержать номер лицевого счета получателя бюджетных средств, открытый в органе Федерального казначейства;
  • коды бюджетной классификации, содержащиеся в расходном расписании, должны соответствовать кодам бюджетной классификации, действующим в текущем финансовом году на момент представления Расходного расписания;
  • суммы детализированных лимитов бюджетных обязательств по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) КОСГУ не должны быть больше сумм, отраженных па лицевом счете получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств, доведенных главным распорядителем (распорядителем) средств федерального бюджета;
  • изменение детализированных лимитов бюджетных обязательств производится получателем средств федерального бюджета только в части свободных остатков лимитов бюджетных обязательств.

Если расходное расписание соответствует указанным требованиям, лимиты бюджетных обязательств, содержащиеся в нем, отражаются на лицевом счете получателя бюджетных средств. Если расходное расписание не соответствует требованиям, оно возвращается в срок не позднее рабочего дня, следующего заднем проведения проверки, вместе с протоколом, в котором указывается причина возврата.

Доведение бюджетных данных до главных распорядителей для проведения операций в иностранной валюте осуществляется согласно перечню главных распорядителей средств федерального бюджета и главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, имеющих право получать от Федерального казначейства средства федерального бюджета в иностранной валюте, представленному Минфином России в Федеральное казначейство.

По целевым иностранным кредитам (заимствованиям), полученным РФ из внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета, Федеральное казначейство на основании представляемого Минфином России распределения бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств за счет целевых иностранных кредитов (заимствований) федерального бюджета направляет соответствующему главному администратору источников финансирования дефицита федерального бюджета и (или) главному распорядителю средств федерального бюджета отдельное казначейское уведомление с указанием в строке «Специальные указания» «Бюджетные ассигнования (лимиты бюджетных обязательств) за счет целевых иностранных кредитов (заимствований)», при этом в кодовой зоне заголовочной части формы документа отражается код специальных указаний — «03».

Для осуществления операций в иностранной валюте (включая перечисление средств федерального бюджета иным получателям средств федерального бюджета) главный распорядитель средств федерального бюджета формирует отдельное расходное расписание с указанием лимитов бюджетных обязательств в рублевом эквиваленте. В данном расходном расписании в строке «Специальные указания» указывается: «Финансирование в иностранной валюте», в кодовой зоне заголовочной части формы расходного расписания отражается код специальных указаний — «01».

Включение указанных расходных расписаний в реестр расходных расписаний не допускается.

Бюджетные данные, распределенные главным администратором источников финансирования дефицита федерального бюджета, главным распорядителем средств федерального бюджета для осуществления операций в валюте РФ и иностранной валюте (в рублевом эквиваленте), не должны превышать соответствующие бюджетные данные, доведенные до главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета, главного распорядителя средств федерального бюджета казначейскими уведомлениями.

Бюджетные данные для осуществления выплат из федерального бюджета (расходов федерального бюджета) за счет целевых и но- странных кредитов (заимствований) доводятся до администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета (получателей средств федерального бюджета) через органы Федерального казначейства расходными расписаниями, оформленными главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, администраторами с полномочиями главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета (главными распорядителями, распорядителями средств федерального бюджета).

В случае если при реорганизации распорядителей и (или) получателей средств федерального бюджета, подведомственных одному главному распорядителю средств федерального бюджета, получатель средств федерального бюджета передается в ведение от одного распорядителя средств федерального бюджета к другому; в случае слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования распорядителей и (или) получателей средств федерального бюджета, а также в случае наделения получателей средств федерального бюджета в соответствии с изменениями, внесенными в установленном порядке в сводный реестр, бюджетными полномочиями распорядителя средств федерального бюджета (далее — внутриведомственная реорганизация) бюджетные данные, ранее доведенные через органы Федерального казначейства распорядителям и получателям средств федерального бюджета (далее — реорганизуемые распорядители и получатели средств федерального бюджета), подлежат передаче распорядителям и получателям средств федерального бюджета, которым передаются полномочия реорганизуемых распорядителей и получателей средств федерального бюджета (далее — принимающие распорядители и получатели средств федерального бюджета), в следующем порядке.

После внесения изменений в сводный реестр и открытия (при необходимости) органами Федерального казначейства лицевых счетов принимающим распорядителям и получателям средств федерального бюджета главный распорядитель (распорядитель) средств федерального бюджета формирует «отрицательное» расходное расписание на отзываемую сумму бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и расходное расписание на доведение соответствующих сумм бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств (далее — «положительное» расходное расписание).

«Отрицательное» и «положительное» расходные расписания формируются отдельно по каждому находящемуся в ведении главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета реорганизуемому (принимающему) получателю средств федерального бюджета или распорядителю средств федерального бюджета, в ведении которого находится реорганизуемый (принимающий) получатель средств федерального бюджета.

Главный распорядитель (распорядитель) средств федерального бюджета представляет «положительные» и «отрицательные» расходные расписания в орган Федерального казначейства не позднее 15-го числа каждого месяца. Включение «положительных» и «отрицательных» расходных расписаний в реестр расходных расписаний не допускается.

Представление «положительных» и «отрицательных» расходных расписаний в иные сроки допускается с разрешения руководителя органа Федерального казначейства (уполномоченного им лица), который несет ответственность за завершение процедур передачи показателей, отраженных на лицевом счете реорганизуемого получателя средств федерального бюджета, до окончания текущего месяца.

Орган Федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня после представления «отрицательного» («положительного») расходного расписания осуществляет его проверку на соответствие следующим требованиям:

  • наличие в строке «Специальные указания» необходимой информации в соответствии с Порядком;
  • идентичность итоговых сумм бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, указанных в «положительном» («отрицательном») расходном расписании, и, если расходное расписание адресовано непосредственно реорганизуемому получателю средств федерального бюджета, соответствующих бюджетных данных, доведенных до получателя средств федерального бюджета и отраженных на его лицевом счете.

Если расходные расписания не соответствуют требованиям, они регистрируются органом Федерального казначейства в журнале регистрации неисполненных документов с направлением главному распорядителю (распорядителю) средств федерального бюджета протокола, в котором указывается причина возврата (аннулирования) расходного расписания, не позднее рабочего дня, следующего за днем проведения проверки.

Если реорганизуемый получатель средств федерального бюджета не находится в непосредственном ведении главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, сформировавшего «отрицательное» расходное расписание, орган Федерального казначейства не позднее рабочего дня, следующего заднем поступления «отрицательного» расходного расписания (далее — орган Федерального казначейства — передающий), направляет в электронном виде в орган Федерального казначейства, в котором открыт соответствующий лицевой счет распорядителю средств федерального бюджета, в непосредственном ведении которого находится реорганизуемый получатель средств федерального бюджета (далее — орган Федерального казначейства — принимающий), запрос-указание о приостановлении внесения изменений в бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования, доведенные до реорганизуемого получателя средств федерального бюджета (далее — запрос-указание), оформленный по форме согласно приложению № 5 к Порядку (код по форме КФД 0531725).

Орган Федерального казначейства — принимающий не позднее следующего дня после получения запроса-указания направляет в орган Федерального казначейства — передающий по электронной почте справку о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, предельных объемах финансирования, доведенных реорганизуемому получателю средств федерального бюджета (далее — справка о доведенных бюджетных данных), по форме согласно приложению № 6 к Пор��дку (код формы по КФД 0531726) с одновременным приостановлением внесения изменений в бюджетные данные, доведенные до реорганизуемого получателя средств федерального бюджета.

В случае образования, преобразования, упразднения главных распорядителей, распорядителей, получателей средств федерального бюджета, а также в связи с передачей распорядителя и (или) получателя средств федерального бюджета в ведение другого главного распорядителя средств федерального бюджета (далее — межведомственная реорганизация) бюджетные данные, доведенные органами Федерального казначейства, подлежат передаче от главного распорядителя и (или) распорядителя и (или) получателя средств федерального бюджета (далее — реорганизуемый главный распорядитель, распорядитель, получатель средств федерального бюджета) к главному распорядителю и (или) распорядителю и (или) получателю средств федерального бюджета, к которым передаются функции реорганизуемых главных распорядителей, распорядителей, получателей средств федерального бюджета (далее — принимающий главный распорядитель, распорядитель, получатель средств федерального бюджета), в следующем порядке.

Передача бюджетных данных осуществляется после внесения изменений в сводный реестр и открытия в Федеральном казначействе, его органах соответствующих лицевых счетов принимающим главным распорядителям, распорядителям, получателям средств федерального бюджета.

Федеральное казначейство после внесения изменений в сводную бюджетную роспись формирует и направляет реорганизуемым и принимающим главным распорядителям средств федерального бюджета казначейские уведомления, на основании которых соответственно:

  • осуществляется аннулирование доведенных на текущий финансовый год и плановый период до реорганизуемого главного распорядителя средств федерального бюджета бюджетных данных с указанием в строке «Специальные указания» «Межведомственная реорганизация» (при этом в кодовой зоне заголовочной части формы казначейского уведомления отражается код специальных указаний — «08»);
  • бюджетные данные, доведенные на текущий финансовый год и плановый период до реорганизуемого главного распорядителя средств федерального бюджета, передаются принимающему главному распорядителю средств федерального бюджета с указанием в строке «Специальные указания» «Межведомственная реорганизация» (при этом в кодовой зоне заголовочной части формы казначейского уведомления отражается код специальных указаний — «08»).

После выдачи реорганизуемому главному распорядителю средств федерального бюджета казначейского уведомления, на основании которого осуществляется аннулирование доведенных на текущий финансовый год и плановый период бюджетных данных, расходные расписания в адрес реорганизуемых распорядителей и получателей средств федерального бюджета не принимаются, за исключением расходных расписаний на отзыв.

Со дня выдачи принимающему главному распорядителю средств федерального бюджета казначейского уведомления с указанием в строке «Специальные указания» «Межведомственная реорганизация» идо представления им расходных расписаний, подготовленных в соответствии с данным казначейским уведомлением, иные расходные расписания, сформированные этим главным распорядителем средств федерального бюджета, Федеральным казначейством не принимаются.

При передаче отдельных подведомственных главному распорядителю средств федерального бюджета распорядителей и получателей средств федерального бюджета в ведение другого главного распорядителя средств федерального бюджета Федеральное казначейство в установленном порядке формирует и направляет соответствующим главным распорядителям средств федерального бюджета соответственно казначейское уведомление, на основании которого осуществляется аннулирование всех объемов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, доведенных на текущий финансовый год и плановый период до реорганизуемых распорядителей и получателей средств федерального бюджета, и казначейское уведомление, на основании которого осуществляется доведение бюджетных данных до принимающих распорядителей и получателей средств федерального бюджета.

Федеральное казначейство не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от реорганизуемого и принимающего главных распорядителей средств федерального бюджета соответственно «отрицательного» и «положительного» расходных расписаний, осуществляет их проверку на соответствие следующим требованиям:

  • в строке «Специальные указания» в «отрицательном» и «положительном» расходных расписаниях указывается «Межведомственная реорганизация» (при этом в кодовой зоне формы расходного расписания отражается код специальных указаний — «08»);
  • суммы бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, указанные в «отрицательном» расходном расписании, должны соответствовать суммам бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, распределенных главным распорядителем средств федерального бюджета на текущий финансовый год и плановый период по каждому реорганизуемому распорядителю и получателю средств федерального бюджета, а также по кодам классификации расходов федерального бюджета;
  • суммы бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, указанные в «положительном» расходном расписании, должны соответствовать суммам бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, указанных в «отрицательном» расходном расписании по каждому реорганизуемому распорядителю и получателю средств федерального бюджета, а также по кодам классификации расходов федерального бюджета с учетом положений п. 3.3 Порядка.

Включение указанных расходных расписаний в реестр расходных расписаний не допускается.

Разница между лимитами бюджетных обязательств и бюджетными ассигнованиями

Объемы финансирования расходов доводятся Главным управлением Федерального казначейства до главных распорядителей исходя из того, что объемы финансирования расходов с начала года не должны превышать лимитов бюджетных обязательств на год.
Казначейское уведомление сокращенного формата может составляться в течение текущего квартала финансового года. В казначейском уведомлении сокращенного формата указываются по кодам функциональной и экономической классификации суммы лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов, подлежащие изменению в соответствии с данным казначейским уведомлением. Изменение лимитов бюджетных обязательств и (или) изменение объемов финансирования расходов главным распорядителем оформляется Главным управлением Федерального казначейства очередным казначейским уведомлением.
Распорядители и получатели, находящиеся в ведении главного распорядителя, уведомляются расходными расписаниями о распределении главным распределителем лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов. Расходные расписания оформляются главным распорядителем по каждому из находящихся в его ведении распорядителю и получателю.

Для начала разберемся с определением, что же такое лимит бюджетных обязательств: Бюджетный кодекс определяет его как объем денежных обязательств, который казенное учреждение имеет право принять на себя в текущем году (ст. 6 БК РФ). Говоря по-простому, сколько денег из бюджета ему позволено израсходовать на госзакупки, налоги, взносы, зарплату и прочие обязательные платежи работникам.

Обращаем внимание, что это понятие относится только к казенным учреждениям и не относится к прочим организациям госсектора!

Пределы выделенных из бюджета денег формируются на основании следующих принципов:

  • адресность;
  • целевой характер;
  • подведомственность.

Важно помнить, что утвержденные показатели сметы должны соответствовать ЛБО.

Принятие бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов является основанием, чтобы по суду признать их недействительными. Ответственность за то, чтобы сумма расходов на покупку продукции соответствовала установленным пределам государственных денег, несет руководитель учреждения, которому они установлены.

Контроль возложен на Федеральное казначейство.

Эти ограничения не запрещают заключить договор на поставку продукции на срок, который превышает пределы финансового года. Главное, чтобы в текущем году не возникло превышения по тратам. В случае отказа в санкционировании таких контрактов можно обжаловать действия казначейства.

ГРБС не могут уменьшать установленные суммы, если у организации госсектора уже есть обязанности по ним. Но на практике нередки ситуации, когда главные распорядители в случае секвестрования (то есть пропорционального уменьшения всех статей расходов) бюджета «вынуждают» расторгать контракты, чтобы таким образом высвободить деньги и сократить траты из бюджета.

ЛБО до казенного учреждения может доводиться только распорядителем государственных средств (РБС) или главным распорядителем (ГРБС). Доведение лимитов бюджетных обязательств до бюджетных учреждений не предусмотрено.

Порядок доведения устанавливается финансовым органом. В свою очередь Федеральное казначейство наделено полномочиями довести до главных распорядителей средств федерального бюджета лимиты, которые предоставлены Минфином России (ст. 166.1 БК РФ).

Само уведомление о лимитах бюджетных обязательств имеет типовую форму (Приказ Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н).

Скачать

Обращаем внимание, что в постановлении о мерах реализации федерального бюджета установлен предельный срок доведения сумм до получателей государственных средств — 30 рабочих дней. Таким образом, лимиты бюджетных обязательств на 2018 год должны быть доведены не позднее 20 февраля текущего года.

Штраф за несвоевременное доведение ЛБО составляет от 10 000 до 30 000 рублей на должностное лицо.


1. Лимит бюджетных обязательств — объем бюджетных обязательств, определяемый и утверждаемый для распорядителя и получателя бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, на период, не превышающий три месяца.
2. Лимиты бюджетных обязательств для распорядителей и получателей бюджетных средств утверждаются органом, исполняющим бюджет, на основе проектов распределения, утвержденных главными распорядителями бюджетных средств.
3. Лимиты бюджетных обязательств доводятся до всех распорядителей и получателей бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, не позднее чем за пять дней до начала периода их действия.
4. Сводный реестр лимитов бюджетных обязательств по всем распорядителям и получателям бюджетных средств представляется уполномоченным исполнительным органом в контрольный орган, созданный законодательным (представительным) органом.

Лимит бюджетных обязательств представляет собой объем бюджетных обязательств, определяемый и утверждаемый для распорядителя и получателя бюджетных средств на период, не превышающий три месяца.

Следует отметить, что в п. 1 ст. 249 БК РФ лимиты бюджетных обязательств определены как объем распорядительных прав получателей средств федерального бюджета. Лимиты бюджетных обязательств ужесточают контроль финансирования, соизмеряя финансирование с реальными доходами бюджета. БК РФ установлена максимальная периодичность составления лимитов финансирования — 3 месяца. На практике возможны два варианта: ведение месячных или квартальных лимитов. Месячные лимиты составляются ежемесячно и ограничивают объем бюджетных средств, обязательных для расходования в течение одного месяца. Сумма месячных лимитов за квартал не должна превышать суммы бюджетных ассигнований за тот же квартал.
Если достаточным оказывается приведение объема бюджетных ассигнований в соответствие с прогнозируемыми доходами, то используются квартальные лимиты бюджетных обязательств. Объем квартальных лимитов бюджетных обязательств не должен превышать бюджетные ассигнования за соответствующий квартал.
Лимиты бюджетных обязательств используются в целях корректировки объемов бюджетных средств, обязательных для расходования в месячный или квартальный срок и распределения квартальных объемов бюджетных средств по месяцам (для месячных лимитов).
Постановлением Правительства РФ о мерах по реализации Закона о федеральном бюджете на 2004 г.

установлено, что обязательства федеральных бюджетов по договорам, исполнение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, принятые сверх установленных им лимитов бюджетных обязательств не подлежат оплате за счет средств федерального бюджета в 2004 г.

Утверждение лимитов бюджетных обязательств проводится в два этапа. На первом этапе составляются проекты распределения бюджетных средств. Проекты распределения утверждаются главными распорядителями бюджетных средств (т.е. министерствами и ведомствами) и становятся основой для составления лимитов бюджетных обязательств. На втором этапе Федеральным казначейством утверждаются собственно лимиты бюджетных обязательств.
Установлен предельный срок, в течение которого лимиты бюджетных обязательств должны быть доведены до распорядителей и получателей бюджетных средств Федеральным казначейством — распорядители и получатели бюджетных средств должны получить лимиты бюджетных обязательств не позднее, чем за пять дней до начала периода их действия. В соответствии со ст. 283 БК РФ несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о лимитах бюджетных обязательств является основанием применения мер принуждения к участникам бюджетного процесса. Порядок организации работы по доведению через органы Федерального казначейства объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета утвержден приказом Минфина РФ. Доведение лимитов бюджетных обязательств оформляется составлением и передачей главному распорядителю казначейского уведомления утвержденной формы.
Лимиты бюджетных обязательств, доведенные до организаций-бюджетополучателей, согласовываются вышестоящими распорядителями средств федерального бюджета и оформляются подписью руководителя организации — вышестоящего распорядителя средств федерального бюджета и руководителя организации-бюджетополучателя и заверяются оттисками гербовых печатей этих организаций.
Уполномоченный исполнительный орган, каким является Министерство финансов РФ, представляет сводный реестр лимитов бюджетных обязательств в контрольный орган, созданный представительным органом. Контрольным органом является Счетная палата РФ или субъекта РФ. В соответствии со ст. 9 Федерального Закона «О Счетной палате Российской Федерации» Счетная палата РФ обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, что предусматривает, в частности, организацию и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году. Таким образом, законодательная власть получает возможность контроля за действиями исполнительной власти в процессе исполнения бюджета.
Лимиты бюджетных обязательств являются основой для финансирования из федерального бюджета расходов организаций, находящихся в ведении главных распорядителей средств федерального бюджета, и для принятия бюджетополучателями бюджетных обязательств. Финансирование расходов федерального бюджета без согласованных в установленном прядке лимитов бюджетных обязательств не допускается.

Ведение сводной росписи и учет лимитов бюджетных обязательств(далее — ЛБО) является функцией финансового органа. В соответствии с положениями п. 5 ст. 217 БК РФ, утвержденные показатели необходимо довести до главных распорядителей средств из бюджета (далее — ГРБС, главные распорядители) до начала финансового года.

После того как их довели до потребителя, тот имеет право принимать на себя обязанности, например, планировать и осуществлять закупку товаров, работ и услуг, проводить конкурсные процедуры. Важно помнить, что утвержденные показатели сметы должны соответствовать ЛБО.

Принятие бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов является основанием, чтобы по суду признать их недействительными. Ответственность за то, чтобы сумма расходов на покупку продукции соответствовала установленным пределам государственных денег, несет руководитель учреждения, которому они установлены.

Контроль возложен на Федеральное казначейство.

Эти ограничения не запрещают заключить договор на поставку продукции на срок, который превышает пределы финансового года. Главное, чтобы в текущем году не возникло превышения по тратам. В случае отказа в санкционировании таких контрактов можно обжаловать действия казначейства.

ГРБС не могут уменьшать установленные суммы, если у организации госсектора уже есть обязанности по ним. Но на практике нередки ситуации, когда главные распорядители в случае секвестрования (то есть пропорционального уменьшения всех статей расходов) бюджета «вынуждают» расторгать контракты, чтобы таким образом высвободить деньги и сократить траты из бюджета.

Все предприятия на бюджетной основе, которые содержатся исключительно за счет государства — Российской Федерации, должны получить ассигнования, числящиеся на соответствующем счету. Их можно открыть в казначействе вместе с приказом.

Чтобы зачислить денежные средства и не указывать при этом коды функциональной классификации расходования денег, необходимо открыть специальный сводный лицевой счет. Если средства подлежат дальнейшему распределению и перечислению на конкретного распорядителя, тогда открывается лицевой счет. Руководителям необходимо обратиться в органы государственного казначейства Российской Федерации. Бюджетные ассигнования в государственных предприятиях должны сопровождаться в соответствии с приказом из казначейства «Об утверждении Порядка кассового выполнения бюджета по расходам».

Получать средства из бюджета могут учреждения, за которыми не был закреплен статус частного предприятия. Они могут получать денежные средства только от своих непосредственных распорядителей.

Объемы финансирования расходов доводятся Главным управлением Федерального казначейства до главных распорядителей исходя из того, что объемы финансирования расходов с начала года не должны превышать лимитов бюджетных обязательств на год.
Казначейское уведомление сокращенного формата может составляться в течение текущего квартала финансового года. В казначейском уведомлении сокращенного формата указываются по кодам функциональной и экономической классификации суммы лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов, подлежащие изменению в соответствии с данным казначейским уведомлением. Изменение лимитов бюджетных обязательств и (или) изменение объемов финансирования расходов главным распорядителем оформляется Главным управлением Федерального казначейства очередным казначейским уведомлением.
Распорядители и получатели, находящиеся в ведении главного распорядителя, уведомляются расходными расписаниями о распределении главным распределителем лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов. Расходные расписания оформляются главным распорядителем по каждому из находящихся в его ведении распорядителю и получателю.

Для начала разберемся с определением, что же такое лимит бюджетных обязательств: Бюджетный кодекс определяет его как объем денежных обязательств, который казенное учреждение имеет право принять на себя в текущем году (ст. 6 БК РФ). Говоря по-простому, сколько денег из бюджета ему позволено израсходовать на госзакупки, налоги, взносы, зарплату и прочие обязательные платежи работникам.

Обращаем внимание, что это понятие относится только к казенным учреждениям и не относится к прочим организациям госсектора!

Пределы выделенных из бюджета денег формируются на основании следующих принципов:

  • адресность;
  • целевой характер;
  • подведомственность.

Важно помнить, что утвержденные показатели сметы должны соответствовать ЛБО.

Принятие бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов является основанием, чтобы по суду признать их недействительными. Ответственность за то, чтобы сумма расходов на покупку продукции соответствовала установленным пределам государственных денег, несет руководитель учреждения, которому они установлены.

Контроль возложен на Федеральное казначейство.

Эти ограничения не запрещают заключить договор на поставку продукции на срок, который превышает пределы финансового года. Главное, чтобы в текущем году не возникло превышения по тратам. В случае отказа в санкционировании таких контрактов можно обжаловать действия казначейства.

ГРБС не могут уменьшать установленные суммы, если у организации госсектора уже есть обязанности по ним. Но на практике нередки ситуации, когда главные распорядители в случае секвестрования (то есть пропорционального уменьшения всех статей расходов) бюджета «вынуждают» расторгать контракты, чтобы таким образом высвободить деньги и сократить траты из бюджета.

Надо сказать, что эти понятия абсолютно разные. Их различия очевидны, исходя из определений. Ни в коем случае они не заменяют друг друга и не могут использоваться как синонимы. Таким образом, лимит представляет собой ограничение чего-либо. Он достаточно часто используется в экономической среде, например, лимит кассы, когда там на конец рабочего дня должна оставаться определенная сумма.

Устанавливаются они на законодательном уровне и являются правилом для хозяйствующих субъектов. Что касается ассигнований, то они отличаются следующим:

  1. Их выделяет государство под свою ответственность на выполнение каких-либо программ. Очень часто это строительство домов, заводов, дорог и других построек, когда определенная сумма должна быть использована исключительно для решения этих вопросов в сжатые сроки.
  2. Они могут осуществляться между разными уровнями власти, когда в деятельности какого-то из них наблюдается нехватка бюджета.
  3. Размеры и направленность закреплены на законодательном уровне.

Важно знать, что только в одном случае лимиты и ассигнования могут использоваться вместе как словосочетание – если на ассигнования устанавливается предел, выход за рамки которого невозможен.

Не раз можно слышать, как государство выделяет денежные средства на те или иные нужды – строительство и ремонт дорог, помощь социально незащищенным слоям населения и т.д. – это и есть ассигнование.

В основном, термин «ассигнование» применяется в государственных и политических стандартах. Наиболее распространенным видом ассигнования является бюджетное.

Наряду с понятием бюджетных ассигнований, подразумевающего предельные денежные суммы, Бюджетным кодексом предусмотрен термин – лимиты бюджетных обязательств. На первый взгляд, понятия схожи, однако при более детальном рассмотрении разница существенна.

Бюджетные ассигнования предусмотрены бюджетной росписью.

Главным распорядителем или администратором бюджетных средств является орган государственной власти, орган местного самоуправления или главный орган системы образования, здравоохранения, культуры и т.д., которое вправе распределять бюджетные ассигнования между подведомсенными распорядителями.

Главный распорядитель доводит денежные средства до распорядителя денежных средств на каждом уровне (орган местного самоуправления, казенное учреждение и др.), и уже тот, в свою очередь, распределяет ассигнования между получателями бюджетных средств, в том числе и лимиты бюджетных обязательств, то есть установленные бюджетом суммы расходов.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ лимитами бюджетных обязательств признается размер денежных средств, которые казенные учреждение вправе использовать в установленном финансовом году.

Таким образом, если бюджетные ассигнования – это финансирование на определенные нужды, то лимиты бюджетных ассигнований – это установленные пределы в денежном выражении (смета расходов). Лимиты утверждаются и распределяются поквартально.

Термин лимит обязательств расшифровывается в 6 правиле Бюджетного кодекса РФ. Согласно данной норме – это денежное выражение объема прав субъекта хозяйствования, находящегося на обеспечении у казны, принимать обязанности в текущем финансовом году.

Когда учреждение превышает свои полномочия и выходит за рамки квоты, оно несет ответственность по ст. 15.15.10 КоАП РФ. Санкция статьи предусматривает немалый штраф. В то же время договоры, превышающие объем полномочий, могут быть в рамках судебного процесса признаны недействительными. С иском вправе обратиться распорядитель, в подотчете которого пребывает субъект.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *