- Транспортное право

Основания прекращения прав на земельные участки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основания прекращения прав на земельные участки». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Собственники земельных участков имеют право:

1) самостоятельно хозяйствовать на земле:

2) использовать в установленном порядке для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, пресные подземные воды:

3) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения;

4) собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур и насаждений;

5) в установленном порядке проводить оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы в соответствии с природоохранными требованиями использования земельных участков;

6) участвовать в решении вопросов мелиорации их земель;

7) на получение стоимости земельного участка в случае его выкупа при предоставлении для государственных и общественных нужд, а также на возмещение убытков в соответствии со статьей 97 настоящего Кодекса;

8) не действует.

Землевладельцы, землепользователи и арендаторы обладают всеми правами собственников земельных участков, за исключением случаев, установленных пунктами 7 и 8 настоящей статьи, а также правом на компенсацию вложенных затрат на повышение плодородия почв при добровольном отказе от земельного участка и на возмещение убытков, включая упущенную выгоду, в случаях, предусмотренных пунктом 12 статьи 39 настоящего Кодекса (в ред. Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. — Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 52, cm. 5085).

Статья 53 Обязанности собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.

Собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы обязаны:

1) эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением, повышать ее плодородие, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности;

2) осуществлять комплекс мероприятий по охране земель в порядке, установленном статьями 100 и 101 настоящего Кодекса;

3) своевременно вносить земельный налог или арендную плату;

4) не нарушать права других собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, а также порядок пользования лесными угодьями, водными и другими природными объектами;

5) своевременно представлять в соответствующий Совет народных депутатов установленные законодательством сведения о состоянии и использовании земель;

6) вести любое строительство, руководствуясь действующими строительными нормами и правилами по согласованию с землеустроительными, архитектурно-градостроительными, пожарными, санитарными и природоохранными органами.

При аренде земли у местных Советов народных депутатов возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения в соответствии с целевым назначением земли, указанным в договоре, а при аренде земли у собственника — с согласия собственника. В случае досрочного расторжения договора аренды по инициативе собственника он обязан возместить арендатору в полном объеме все нанесенные им убытки, включая упущенную выгоду. Статья 54.

Основания прекращения прав на земельные участки

Порядок предоставления ЗУ для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

1. Предоставление ЗУ для строительства из земель, находящихся в государственной собственности, осущ-тся с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

2. Предоставление ЗУ для строительства в собственность без предварительногосогласования мест размещения объектов осуществляется исключительно наторгах (конкурсах, аукционах) в соот со ст. 38 ЗК.

3. Предоставление ЗУ для строительства с предварительным согласованием местразмещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в п 1 ст 20 зк, — в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям длястроительства зданий, строений, сооружений религиозного иблаготворительного назначения — в безвозмездное срочное пользование на срокстроительства этих зданий, строений, сооружений.

4. Предоставление ЗУ для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) проведение работ по формированию ЗУ:

— подготовка проекта границ ЗУ и установление его границ на местности;

— определение разрешенного использования ЗУ;

— определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;

— принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении ЗУ без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

— публикация сообщения опроведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении ЗУ без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

2) гос-ный кадастровый учет ЗУ в соот с правилами, предусм-ми ст. 70 зк;

3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже ЗУ или продаже права на заключение договора аренды ЗУ или предоставление ЗУ в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юр-кого лица, заинтересованных в предоставлении ЗУ. Передача ЗУ в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи ЗУ в случае, если имеется только одна заявка;

4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды ЗУ в результате предоставления ЗУ без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

5. Предоставление ЗУ для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) выбор ЗУ и принятие в порядке, установленном ст. 31 зк, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) проведение работ по формированию ЗУ;

3) гос-ный кадастровый учет ЗУ в соответствии с правилами, предусм-ми ст70 зк;

4) принятие решения о предоставлении ЗУ для строительства в соответствии с правилами, установленными ст 32 зк. 6. В случае, если ЗУ сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осущ-тся в соответствии с подпунктом 3 и 4 п. 4 наст. ст. 7.

Решение исполнительного органа гос-ной власти или омс, предусм-х статей 29ЗК, о предоставлении ЗУ для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием:

1) гос-ной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении ЗУ в постоянное (бессрочное) пользование;

2) заключения договора купли-продажи и гос-ной регистрации права собственности покупателя на ЗУ при предоставлении ЗУ в собственность;

3) заключения договора аренды ЗУ и гос-ной регистрации данного договора при передаче ЗУ в аренду.

8. Решение или выписка из него о предоставлении ЗУ для строительства либооб отказе в его предоставлении выдается заявителю в 7-ый срок со дня его принятия.

9. Решение об отказе в предоставлении ЗУ для строительства может быть обжаловано заявителем в суд.

10. В случае признания судом недействительным отказа в предоставлении ЗУ для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган гос-й власти или омс, предусм-е ст. 29 зк, предоставить ЗУ с указанием срока и условий его предоставления.

11. Предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соот с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления ЗУ для нужд с/х производства или лесного хозяйства либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.

12. Иностранным гр-нам, лицам без гражданства и иностранным юр-ким лицам ЗУ для строительства могут предоставляться в порядке, установленном настоящей ст., в соответствии с пу. 2 ст. 5, п. 3 ст. 15, п.1 ст. 22 и п. 4 и 5 ст.28 ЗК. Ст. 31.

1. Гражданин или юр-ое лицо, заинтересованные в предоставлении ЗУ для строительства, обращаются в исполнительный орган гос-ной власти или ОМС, предусматриемый ст. 29 ЗК, с заявлением о выборе ЗУ и предварительном согласованииместа размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера ЗУ, испрашиваемое право на ЗУ. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

2. ОМС по заявлению гражданина или юр-кого лица либо по обращению предусматриемый ст. 29 ЗК исполнительного органа гос-ной власти обеспечивает выбор ЗУ на основе документов гос-ого земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных фед-ми законами, с соответствием гос-ми органами, ОМС, муниципальными организациями.

Необходимая информация о разрешенном использовании ЗУ и об обеспечении этих ЗУ объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур,технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также дежурные кадастровые карты (планы), содержащие сведения о местоположении ЗУ, предоставляются бесплатно соот-ми гос-ми органами, ОМС, муниципальными организациями в 2-х недельный срок со дня получения запроса от ОМС.

3. Омс городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении ЗУ для строительства. Гр-не, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы ТОС имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в тч путем выкупа, ЗУ для госу-х и муниц-х нужд и предоставлением этих ЗУ для строительства.

При предоставлении ЗУ в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ и этнических общностей для целей, не связанных с их традиционной хозяйственной деятельностью и традиционными промыслами, могут проводиться сходы, референдумы граждан по вопросам изъятия, в тч путем выкупа, ЗУ для гос-х или муниц-х нужд и предоставления ЗУ для строительства объектов, размещение кот-х затрагивает законные интересы указанных народов и общностей. Исполнительные органы гос-ной власти или ОМС, предусм-е ст. 29 ЗК,принимают решения о предварительном согласовании мест размещения объектов с учетом результатов таких сходов или референдумов.

4. ОМС информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов ЗУ, находящихся в гос-ной или муниц-й собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для гос-х и муниц-х нужд находящихся соот-но в их пользовании и владении ЗУ, в связи с предоставлением этих ЗУ для строительства. В случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить зу для гос-х или муниц-х нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юр-х лиц, ОМС информирует собственников этих ЗУ об их возможном выкупе. Порядок и условия предоставления такой информации могут быть установлены фед-ми законами, законами субъектов РФ.

5. Результаты выбора ЗУ оформляются актом о выборе ЗУ для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарнозащитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные омс проекты границ каждого ЗУ в соотс возможными вариантами их выбора.В случае предполагаемого изъятия, в тч путем выкупа, ЗУ для гос-х или муницх нужд к акту о выборе ЗУ также прилагаются расчеты убытков собственников ЗУ, землепользователей, землевладельцев, арендаторов ЗУ, потерь с/х производства или потерь лесного хозяйства.

6. Исполнительный орган гос-ной власти или ОМС, предусм-е ст. 29 ЗК,принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта,утверждающее акт о выборе ЗУ в соответствии с одним из вариантов выбора ЗУ, или об отказе в размещении объекта.

7. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ ЗУ или об отказе в размещении объекта выдается заявителю в 7-ый срок со дня его утверждения.

8. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта явл-ся основанием последующего принятия решения о предоставлении ЗУ для строительства и действует в течение 3 лет.

В случае осуществления собственником ЗУ, землепользователем,землевладельцем, арендатором ЗУ строительства на зу или иного его улучшения после информирования о возможном изъятии, в тч путем выкупа, ЗУ для гос-х или муниц-х нужд собственник ЗУ, землепользователь, землевладелец,арендатор ЗУ несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных сстроительством на ЗУ или с иным его улучшением.

В случае, если по истечении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта решение о предоставлении ЗУ не было принято, лица, права кот-х были ограничены, вправе требовать возмещения от исполн-го органа гос-ной власти или омс, предусм. ст. 29 ЗК и принявших такое решение, понесенных убытков независимо от продления срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

9. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.

В случае признания в судебном порядк�� недействительным решения о предварительном согласовании места размещения объекта исполнительный орган гос-ной власти или ОМС, предусм-е ст. 29 ЗК и принявшие такое решение, возмещает гражданину или юр-му лицу расходы, понесенные ими в связи с подготовкой документов, необходимых для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

Согласно с конституционными актами в сфере земельных правовых отношений установлено, что земля как природный ресурс может находиться в пользовании государственных, муниципальных органов или же частных лиц. Объектом права собственности в данном случае выступает конкретная территория, которая включает поверхностный слой земли, плодородную почву, а также все водные ресурсы и полезные ископаемые.

Право собственности на какой-либо земельный участок заключается в возможности владеть им, пользоваться в личных целях, а также распоряжаться по собственному смотрению личным недвижимым имуществом. Обратной стороной данного понятия является прекращение права собственности на землю, которое заключается в изъятии участка из владения гражданского лица.

Данная правовая операция возможна в случае добровольного отчуждения владельцем собственной земли в пользу других лиц, при выражении добровольного отказа собственника от права владения земельным участком, после принудительного изъятия недвижимого имущества (земли) в судебном или гражданском порядке.

Земли, которые находятся в распоряжении государственных или муниципальных органов, на законных основаниях предоставляются в пользование и собственность физических и юридических лиц.

Юридические лица иностранного происхождения, граждане других стран, а также лица без какого-либо гражданства не имеют удостоверенного действующим законом права на владение собственными земельными территориями, которые находятся в пограничных пределах, а также покупать недвижимое имущество в форме земельных участков для дальнейшей фермерской или садовой деятельности.

Существует несколько различных форм прав владения участками земли, которые отличаются между собой правовой стороной вопроса. Соответственно, граждане могут получать право постоянного или безвозмездного срочного пользования, пожизненного наследуемого владения, а также право на частный или публичный сервитуты.

Однако при нарушении правил обращения с земельными участками, предусмотренных законодательством, могут возникнуть серьезные причины для принудительного изымания территорий или добровольного отказа от пользования. Существуют следующие причины прекращения права собственности на земельный участок:

  • добровольное отчуждение земельного участка собственниками в пользу иных лиц;
  • добровольный отказ собственника от законного права собственности на землю;
  • изъятие земельного участка какими-либо государственными или муниципальными органами у собственников принудительно.

Отчуждение земельного имущества – это особая форма распоряжения недвижимостью, которая заключается в возможности реализации собственником земли своих полномочий, чтобы распоряжаться принадлежащим ему на законных основаниях имуществом. Отчуждение заключается в передаче владельцем своего имущества в законную собственность другого гражданина.

Существуют различные формы отчуждения земельных участков, которые отличаются между собой, а именно:

  • возмездное отчуждение земли, которое может реализоваться в форме купли или продажи;
  • безвозмездное отчуждение участка, например, дарение.

Помимо добровольных случаев отчуждения земельных участков, законов предусматриваются принудительные случаи отчуждения, которые осуществляются без изъявления воли собственника для проведения конфискации, осуществления реквизиции или же для использования участка при государственных или муниципальных нуждах.

В процессах по отчуждению земельных участков существуют важные особенности, которые предусматриваются гражданским законодательством. Например, земли, которые были изъяты из общего оборота, не могут на законных основаниях предоставляться для пользования частным лицам или быть основными объектами любых сделок.

Помимо этого, отчуждение земель, пригодных для осуществления сельскохозяйственных и фермерских работ, организации садоводства или огородничества, а также строительства личного жилья или подсобных построек происходит в соответствии со специализированными актами гражданского законодательства.

Чтобы в законном порядке осуществить добровольный отказ от земельного участка, собственнику земли стоит подать соответствующее заявление, в котором будет изложено желание. Обращаться с таким документом нужно в государственный орган, который проводит государственную регистрацию прав на любое недвижимое имущество и контролирует проведение любых сделок с недвижимостью.

В случае полного соблюдение процедуры право собственности на конкретный участок полностью будет прекращено с момента государственной регистрации факта прекращения права собственности на участок. Для принятия исполнительным или судебным органом решения о прекращении собственности на любой земельный участок владельцу земли стоит подать следующий пакет документов в государственный или муниципальный орган:

  • заявление с выражением отказа от прав собственности на конкретный участок;
  • копию документов, подтверждающих личность заявителя или факт государственной регистрации юридического лица в специальном реестре;
  • кадастровый паспорт участка земли, если в государственном земельном кадастре присутствуют данные о конкретном участке;
  • если присутствуют в наличии у собственника документы, которые подтверждают права собственности на участок;
  • если документов о собственности на участок нет, то нужно предоставить документы, которые свидетельствуют о предоставлении земельного участка муниципальным или государственным органом.

Государственные или муниципальные органы имеют законное право и возможность принудительно изъять земли из личного владения физических лиц. Такой процесс возможен в том случае, если хозяин участка не заключил добровольного соглашения об изъятии земли или же он не согласен с подобным судебным решением. В таком случае законом предусматривается принудительное изъятие имущества.

Изъятие участков возможно только при вынесении судебного решения. Судебный иск предъявляется в судебные органы в течение всего срока действия решения об изъятии земли, однако данный документ не может быть подан в суд ранее трех месяцев с момента получения собственником земли подобного проекта будущего соглашения на осуществление изъятия.

Пакет документов у собственника запрашивается, если необходимые бумаги отсутствуют в распоряжении исполнительного органа или имеющихся данных оказывается недостаточно для вынесения решения о принудительном изъятии.

Таким образом, прекращение права собственности на земельные участки возможно в добровольном или принудительном порядке при наличии соответствующей документации или судебных решений.

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

Основания (способы) возникновения и прекращения права собственности на землю

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2017)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017)

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2017)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017)

    Все документы >>>

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 31.07.2020)

      «О государственной регистрации недвижимости»

    • Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 31.07.2020)

      «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 31.07.2020)

      «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    Все документы >>>

    • Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2020 N 1992-р

      «О реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики об условиях предоставления объектов недвижимого имущества в г. Москве и г. Юрмале от 30 января 2012 г.»

    • Распоряжение Правительства РФ от 17.01.2019 N 20-р (ред. от 02.07.2020)

      «Об утверждении плана «Трансформация делового климата» и признании утратившими силу актов Правительства РФ»

    • Распоряжение Правительства РФ от 17.01.2020 N 19-р

      (ред. от 02.07.2020) «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 17.01.2019 N 20-р»

    Все документы >>>

    Прекращение прав на земельные участки представляет собой утрату правообладателем земельного участка всех принадлежащих ему правомочий по владению, пользованию и распоряжению данным земельным участком вследствие наступления событий или совершения действий, предусмотренных законодательством. Прекращение права собственности на земельный участок включает в себя передачу земельного участка и переход соответствующих правомочий другому лицу. Прекращение иных прав на земельные участки влечет возврат земельного участка собственнику и утрату правомочий по владению и пользованию данным земельным участком.

    Общие основания прекращения права собственности на имущество установлены в ст. 235 ГК РФ, а в отношении земельных участков конкретизированы ЗК РФ в ст. 44.

    Комментируемая статья содержит закрытый перечень оснований прекращения права собственности на земельный участок — в отличие от ст. 235 ГК РФ, п. 1 которой, содержащий более общий перечень оснований прекращения права собственности на имущество, указывает на то, что законодательством могут быть установлены иные случаи утраты права собственности. Таким образом, в отношении земельных участков федеральным законом не могут быть введены какие-либо иные основания прекращения права собственности на них.

    Кроме того, названная статья ГК РФ упоминает о таком случае прекращения права собственности на имущество, который неприменим по отношению к земле и потому не воспроизводится Земельным кодексом, а именно гибель или уничтожение имущества. На земельном участке может быть уничтожен плодородный слой почвы, земля может быть захламлена, испорчена, но она не исчезает: непригодный для использования по изначальному целевому назначению участок может быть восстановлен или использован в других целях.

    Таким образом, право собственности прекращается либо в соответствии с добровольным волеизъявлением собственника — при отчуждении земельного участка или отказе от него (см. комментарий к ст. ст. 52 и 53 ЗК РФ) либо в силу принудительного изъятия земельного участка.

    К случаям добровольного отчуждения, по сути, относится и приватизация земли, когда государство как собственник передает (бесплатно или за плату) принадлежащие ему земельные участки в собственность граждан или юридических лиц. В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества; при этом положения ГК РФ, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

    Однако приватизация земли в нашей стране регулировалась и регулируется в основном не законами о приватизации, а иными нормативными правовыми актами. Так, в ходе земельной реформы порядок осуществления приватизации земли устанавливался как законами, так и указами Президента России и постановлениями Правительства РФ. Действующий в настоящее время Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы. Порядок приобретения права собственности на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, определяет ст. 28 ЗК РФ (см. комментарий), в соответствии с которой, в частности, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков. При этом предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных как ЗК РФ, так и федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Ряд вопросов приватизации земельных участков регулируют, в частности, Федеральные законы «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

    Случаи же принудительного лишения права собственности на земельный участок ограничены прежде всего исчерпывающим перечнем оснований принудительного изъятия имущества у собственника, которые установлены ст. 235 ГК РФ. Из перечисленных в данной статье к основаниям прекращения права собственности на земельные участки не относятся случаи отчуждения недвижимого имущества в связи с изъятием участка; выкупа бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных; применения последствий утраты собственником недвижимости права пользования земельным участком в порядке ст. 272 ГК РФ; прекращения права собственности на бесхозяйственно содержимое жилое помещение в порядке ст. 293 ГК РФ.

    Отдельные статьи в Земельном кодексе, так же как и в Гражданском кодексе, посвящены таким основаниям прекращения права собственности, как реквизиция, конфискация, выкуп земельного участка для государственных и муниципальных нужд (см. комментарий к ст. ст. 49 — 51 настоящего Кодекса).

    Что же касается изъятия имущества, используемого с нарушением законодательства, то по отношению к земельным участкам ГК РФ применяет более широкое понятие — изъятие земельного участка ввиду его ненадлежащего использования, в которое входят как изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства, в соответствии со ст. 285 ГК РФ, так и изъятие земельного участка, который не используется в соответствии с его целевым назначением, в соответствии со ст. 284 ГК РФ.

    Вторым способом ликвидации права собственности на землю является принудительное прекращение прав собственника на неё. В каких случаях государство имеет основания прекратить право собственности на землю?

    1. Если владелец наносит вред своему наделу.
    2. Если государство отчуждает земельный участок под нужды муниципалитета;
    3. Реквизиция – в случае если необходимо изъять земельный участок из безопасности с последующей компенсацией;
    4. Государство имеет право забрать землю, если она не принадлежит гражданину;
    5. Государство может конфисковать землю за правонарушения.

    Государство имеет право изъять землю с последующей компенсацией. В данном случае ликвидация происходит на основе нормативно-правовых актов. Государство не может изъять земельные участки на территории города для застройки. Органы власти обязаны предупредить собственника не менее, чем за год до процедуры изъятия. Данное решение должно быть зарегистрировано в Росреестре и предусматривать то, что собственник земельного участка сохраняет все свои права до момента компенсации. Государство также может выкупить землю по рыночной стоимости. Важно отметить, что все построения, которые находятся на территории данного участка также должны быть оплачены муниципалитетом.

    При определении стоимости участка необходимо обратиться к специалистам для оценки имущества. Собственник может не соглашаться с постановлением органов власти и подать заявление в суд.

    В данном случае процедура изъятия земли будет производиться на основе следующих документов:

    • акт об изъятии данного участка, который будет постановлен государственным органом;
    • решение суда;
    • распоряжение муниципалитета.

    В данном случае собственнику будет предложен либо выкуп, либо компенсация изъятия земельного участка другим.

    В случае, если право собственности на земельный участок прекращается на безвозмездной основе, то муниципалитет или местная администрация обязаны составить акт, в котором будут прописаны причины изъятия данной земли. Причинами может быть:

    • нанесение вреда земли;
    • нарушение окружающего ландшафта;
    • несоблюдение норм по эксплуатации земли;
    • нарушение законодательных аспектов;
    • другие.

    Принудительное прекращение осуществляется на основе следующих оснований:

    • Конфискации;
    • Реквизиции;
    • При изъятии;
    • При ненадлежащем использовании.

    Стандартно изъятие происходит из-за серьезных государственных или муниципальных нужд. При этом все действия осуществляются путем выкупа. Особенности изъятия заключаются в том, что это необходимо для обеспечения безопасности, разработки месторождений ископаемых, для проведения магистралей или дорог. Это же относится и тех земель, на которые распространяются права постоянного (бессрочного) наследуемого владения и пользования.

    Прекращение права использования земельного участка происходит после того, как будут изложены основания и правообладатель получит компенсацию. В случае, если получен отказ, проблема решается в судебной инстанции. Компенсация включает не только покрытие стоимости земли и построек, но и возможной упущенной выгоды. Чтобы не получить отказ, необходимо максимально проработать финансовое планирование.

    Прекращение права постоянного (бессрочного) пожизненного и безвозмездного пользования может осуществляться в порядке конфискации. В данном случае можно говорить о порядке принудительного изъятия без компенсации. Речь может идти об изъятии по уголовному делу, когда земельный участок использовался для извлечения незаконной прибыли, даже если он находился на праве пожизненного безвозмездного (бессрочного) использования. В данной ситуации не принимается отказ.

    Также речь может идти об использовании таким образом, когда наносится существенный вред окружающей среде. В этом случае практически всегда запускается процедура изъятия. Согласно статье 50 Земельного кодекса, земля может изыматься в качестве санкции за совершенное тяжкое или особо тяжкое преступление. Отказ не принимается.

    Существует возможность принудительного изъятия путем реквизиции собственности. При этом правообладатель теряет права собственности или права постоянного наследуемого (бессрочного) использования временно. Это происходит в результате стихийных бедствий, эпидемий, аварий, эпизоотий и других обстоятельств чрезвычайного характера. Это позволяет защитить права граждан и общества в целом, из-за чего отказ невозможен.

    Правообладатель получает возмещение причиненных убытков. Ему предоставляются документы о реквизиции. В данном случае отказ от изъятия собственности не допускается. А порядок действий должен соответствовать нормам земельного кодекса даже для бессрочного использования.

    Необходимо учесть, что реквизиция является временной мерой, отказ по которой недопустим. Она может относиться к земле, которой правообладатель обладает на праве собственности. Но также речь может идти в отношении прав постоянного бессрочного владения и пользования. После того, как основания изъятия закончатся, земля возвращается с возмещением убытков. Если же землю вернуть невозможно, возмещается рыночная стоимость земли и построек. Также возмещается упущенная выгода.

    Обратите внимание! Возможен отказ от рассчитанной стоимости. У владельца собственности есть возможность провести независимую экспертизу и оспорить сумму компенсации путем обращения в суд.

    В данном случае осуществляется принудительное прекращение прав на землю и собственности на ней у правообладателя, если он ее использует в нарушение законодательства или не по назначению. Это относится и тех, кто распоряжается землей с учетом прав постоянного наследуемого (бессрочного) владения и пользования.

    Классификация оснований изъятия для бессрочного использования будет следующей:

    • Земля предназначена для строительства или сельского хозяйства, но не используется для данных целей на протяжении более трех лет даже для бессрочного использования;
    • Если земля используется с грубым нарушением законодательства.

    Обратите внимание! Если земля изымается с согласия правообладателя, ее выставляют на публичные торги. Если же есть отказ правообладателя, владения изымаются на основе судебного решения.

    Также изъятие возможно, если в силу закона земля не может принадлежать конкретному лицу на основе прав постоянного (бессрочного) наследуемого владения и пользования, а также прав собственности или.

    В результате, прекращение прав собственности возможно, если на это есть достаточные основания. Будет изыматься не только земля при наличии прав собственности. Изъятие возможно и при наличии прав наследуемого пожизненного (бессрочного) владения.

    Все статьи Земельное право

    • Земельные споры
    • Порядок исчисления и уплаты земельного налога
    • Признание права на земельный участок
    • Защита прав на землю
    • Оценка земли
    • Требования к образуемым земельным участкам
    • Схема расположения земельного участка на кадастровом плане
    • Ограничения в использовании земельного участка
    • Перераспределение земельных участков
    • Раздел земельного участка собственника
    • Порядок образования земельных участков
    • Правовое регулирование земельных отношений
    • Порядок перевода земель
    • Понятие земельного участка
    • Объединение смежных земельных участков
    • Принципы земельного права
    • Земельный сервитут
    • Образование земельных участков из земель государственной собственности

    По общим основаниям прекращения обязательств (указаны в статьях 407- 419 Гражданского кодекса РФ), договор аренды земли в соответствии с нормами гражданского законодательства может быть прекращен в ряде случаев:

    1. Истечения срока действия, на который заключался договор аренды;
    2. Досрочного прекращения договора аренды земельного участка по соглашению сторон, в одностороннем или в судебном порядке.

    Отдельно следует отметить, что согласно положениям статьи 617 Гражданского Кодекса РФ, переход права на переданное в аренду имущество к другому лицу не может являться основанием для расторжения договора аренды.

    Также, предусмотрено, что в случае, если лицо, находящееся в правовых отношениях аренды недвижимого имущества (субъект договора аренды земельного участка), погибает/умирает, то закрепленные за ним права и обязанности по договору аренды участка переводятся на его наследников по закону или завещанию, за исключением случаев, когда законодательством или непосредственно самим договором аренды предусмотрен иной переход арендных прав и обязанностей после смерти арендатора.

    Положениями ст. 620 Гражданского Кодекса РФ предусматривается случаи досрочного расторжения договора аренды:

    1. «Арендодатель не предоставляет имущество в пользование арендатору либо создает препятствия пользованию имуществом в соответствии с условиями договора или назначением имущества»;
    2. «Переданное арендатору имущество имеет препятствующие пользованию им недостатки, которые не были оговорены арендодателем при заключении договора»;
    3. «Имущество в силу обстоятельств, за которые арендатор не отвечает, окажется в состоянии, не пригодном для использования» и т.д.

    Кроме того, закрепленные в статье 611 Гражданского Кодекса Российской Федерации положения обеспечивают арендатора правом расторгнуть заключенный договор и требовать полного возмещения убытков, если хозяин земельного участка не предоставил вместе с землей необходимых документов, инструментов и прочих принадлежностей, без которых арендатор не может в полном объеме эксплуатировать по назначению взятую в аренду землю, и/или в большей степени, рискует потерять то, на что был в праве рассчитывать, исходя из условий заключенной сделки.

    Передача имущества в аренду не является основанием для прекращения или изменения прав третьих лиц на это имущество. Однако, неисполнение арендодателем при заключении договора аренды земельного участка обязанности по предупреждению арендатора о всех правах третьих лиц на сдаваемое в аренду имущество (сервитуте, праве залога и т.п.). дает арендатору также право требовать расторжения договора и возмещения убытков либо соразмерного уменьшения арендной платы (ст. 613 Гражданского Кодекса РФ).

    Прекращение права бессрочного пользования на земельный участок может быть осуществлено в принудительном порядке без согласия пользователя. В земельном кодексе указаны следующие ситуации:

    • В случае ненадлежащей эксплуатации земельного надела, а именно иррационального, нецелевого (в соответствии с классификацией земель), а также приведшего к нарушению экологического баланса использования. В этот же пункт входят: порча территории, неисполнение обязательных агрономических процедур, отсутствие землепользования на участке более трех лет.
    • В результате изъятия земельной зоны для нужд муниципалитета и государства.
    • Другие случаи, предусмотренные законом.

    Каждый из случаев должен быть подтвержден соответствующими документами.

    Законодательством определены правила, согласно которым производится прекращение прав постоянного (бессрочного) пользования землей.

    Порядок устанавливается следующий:

    1. Административные органы в процессе надзора или на основании жалоб соседей устанавливают факт нарушения норм закона в отношении конкретного участка земли.
    2. Владельцу территории направляется уведомление о необходимости приведения территории в порядок и устранения подтвержденных нарушений.
    3. Если распорядитель площади не производит никаких действий, то администрация направляет ему постановление о прекращении прав на территорию и устранение имеющихся нарушений в конкретные сроки.
    4. В том случае, когда и данное послание не возымело необходимого действия, представители администрации формируют дело о прекращении прав и направляют его в суд.
    5. Судебное решение выносится на основании имеющихся фактов, подтвержденных документальным путем.
    6. Изъятие осуществляется принудительно на основании судебного решения.

    Вся процедура может занять порядка месяца, в зависимости от конкретной ситуации.

    Поскольку прекращение прав может быть добровольным и принудительным, для осуществления данной процедуры могут потребоваться следующие документы:

    • паспорт землепользователя и его личные данные;
    • техническая документация на участок: кадастровый план, описание границ, наличие коммуникаций;
    • справки и выписки об отсутствии задолженности по налогам и коммунальным платежам;
    • бумаги, подтверждающие права землепользователя на земельную площадь;
    • заключения экспертов о состоянии участка, его пригодности для эксплуатации, а также о рациональности использования в конкретный период.

    Каждый документ должен быть оформлен соответственно требованиям закона, скопирован и заверен.

    У гражданки Семеновой в постоянном использовании имелся земельный участок, который по общим характеристикам и правовому режиму эксплуатации являлся сельскохозяйственной территорией, предназначенной для посадки злаковых культур.
    Не имея возможности и времени полноценно использовать территорию, Семенова обратилась к брату и поручила ему обрабатывать территорию. Сама она уехала в длительную командировку.

    По возвращении женщина получила уведомление о том, что на участке, принадлежащем ей, не производятся необходимые агрономические работы, в результате чего площадь приходит в упадок. Также в уведомлении сообщалось, что если в ближайшее время Семенова не устранит проблему, то земельный участок будет у нее изъят.

    Женщина обратилась к брату, и выяснилось, что тот вообще никаких работ на площади не делал, и это привело к упадку. В результате Семенова вынуждена была нанять специалистов, занимающихся земледелием, которые привели площадь в нормальное состояние.

    Основания прекращения аренды земельного участка

    Прежде чем рассматривать варианты прекращения права постоянного бессрочного пользования землей, необходимо рассмотреть, что подразумевается под правом постоянного бессрочного пользования землей.

    Этот вид использования земельных участков сохраняет свою актуальность ещё с периода советской России, когда это был единственно возможный вариант обладания этим ресурсом.

    Суть этого типа использования земли заключается в том, что владелец (в ограниченном масштабе можно говорить о том, что у участка есть владелец) участка может только использовать землю, но передать его по наследству или подарить участок возможностей очень мало — эти права можно реализовать только после выкупа участка.

    В соответствии со статьями 53 и 54 Земельного Кодекса выделяют два основания для прекращения права постоянного бессрочного пользования:

    • Добровольный отказ пользователя от своего права;
    • Принудительное изъятие участка из пользования.

    Других вариантов прекращения права постоянного бессрочного пользования землей современное законодательство не предусматривает.

    Добровольный отказ от права постоянного бессрочного пользования землей может быть оформлен лицом, обладающим таким правом, в любой момент времени с начала действия этого права.

    Отказ на добровольной основе от права постоянного бессрочного пользования землей может быть вызван разными причинами (например, невозможность владельцем ухаживать за участком в полной мере так, чтобы его плодородие не уменьшалось или нежелание заниматься участком).

    Независимо от того, какая именно причина вынудила владельца отказаться от участка и права его использования, в заявлении на отказ эта причина не должна указываться, а требование ее отражения является незаконным.

    В том случае, если после смерти наследодателя в права наследования никто не вступил, то прекращение эксплуатации участка также будет рассматриваться как добровольный отказ от права постоянного бессрочного пользования, но осуществленный владельцем при жизни (точнее, в день, предшествующий смерти).

    Если говорить о добровольном отказе от права постоянного бессрочного пользования, то для него может быть ещё один вариант — желание пользователя приобрести участок в собственность путем приватизации или выкупа его в соответствии с нормами действующего законодательства.

    Для его осуществления государственные органы должны руководствоваться статьей 54 Земельного Кодекса.

    Эта статья регламентирует порядок осуществления изъятия, в то время как основания для осуществления прекращения права постоянного бессрочного пользования землей зафиксированы в статье 45 указанного нормативного акта и включают в себя следующие положения:

    • Использование земельного участка в целях, которые нарушают принадлежность надела (например, на сельскохозяйственных землях осуществляется строительство многоквартирного жилого дома), то есть нецелевое использование предоставленного участка;
    • Порча земли, которая приведет к невозможности ее дальнейшего использования, независимо от ее целевого назначения;
    • Такое использование участка, которое приводит к существенному снижению плодородия земли или ухудшению качества производимых на ней продуктов;
    • Невыполнение обязанностей по обязательному сохранению плодородия земель, их охране и рекультивации;
    • Отказ от выполнения обязанностей по приведению выделенного участка в то состояние, которое позволит использовать его в дальнейшем по прямому назначению, определенному принадлежностью участка к его целевому фонду.

    В том случае, если уполномоченные органы государственной власти на уровне субъекта или исполнительные органы власти муниципалитета выявляют в ходе проводимой проверки хотя бы одно из перечисленных нарушений в использовании выделенного земельного участка, они могут инициировать процедуру принудительного изъятия земли.

    Так, если речь идет о добровольном отказе от права постоянного бессрочного пользования, то лицо, которое решило совершить такое действие, должно подать соответствующее заявление в орган исполнительной власти субъекта (если земля принадлежит субъекту федерации) или в муниципалитет (если распределение участков происходило на уровне муниципального образования).

    Такое заявление должны подавать все пользователи землёй независимо от того, являются они юридическими или физическими лицами.

    Для того, чтобы не уполномоченный орган принял соответствующее решение, заявление об отказе от права постоянного бессрочного пользования должно сопровождаться ещё определенными документами, к которым будут относиться:

    • Документы, подтверждающие личность подавшего заявление лица (а в случае, если действия осуществляются по доверенности, например, в качестве представителя юридического лица, то ещё и доверенность, в которой будут четко указаны все полномочия, которыми доверенное лицо наделено);
    • Для юридического лица потребуется копия документов, подтверждающих прохождение процедуры регистрации юридического лица (например, выписка из ЕГРЮЛ);
    • Кадастровые документы на участок (кадастровый паспорт и копия кадастрового плана, где будет указано расположение участка и его индивидуальный кадастровый номер);
    • Документы на участок, удостоверяющие права заявителя на использование конкретного участка (а в случае отсутствия таковых необходимо предоставить копию решения руководителя исполнительного органа о предоставлении земельного участка в пользование).

    В течение тридцати дней с момента подачи заявления в соответствующие органы, руководителем этого органа принимается решение о прекращении действия права постоянного бессрочного пользования на основании поданного заявления и всех приложенных к нему документов.

    При возмездном характере изъятия для муниципальных и государственных нужд, собственник предупреждается трижды о том, что планируется его переселение с занимаемого участка. Последнее уведомление содержит приглашение в местную администрацию для составления соглашения.

    Собственнику следует принять приглашение и постараться извлечь максимум полезных вариантов при определении выкупной стоимости ЗУ или выборе нового надела. Здесь нужно учитывать стоимость каждого элемента, входящего в стоимость земли.

    Такие расчёты следует провести предварительно, приблизительно определившись с выкупной стоимостью участка. Грамотный собственник не станет форсировать события. Оставив собственные расчёты в стороне, он рассмотрит предложение муниципалитета. Если таковое более привлекательно, чем реальная стоимость земель, вступать в дебаты не следует, а нужно сразу же оформлять соглашение.

    Соразмерная выкупная стоимость, равная реальной, предусматривает дополнительные виды оплаты, в виде компенсации затрат на переезд и т.п. Об этом допустимо сообщить уполномоченному лицу.

    При безвозмездном характере прекращения права собственности административный орган составляет акт о причинении нарушений земле, окружающему ландшафту или установленным нормам использования ЗУ. После составления акта нарушителю выносится предупреждение и штраф, в соответствии с положениями Кодекса об административных правонарушениях. Для восстановления порядка даётся соответствующий срок.

    Собственнику потребуется немедленно среагировать на предупреждение, так как за административным решением последует арбитражное, которое лишит его земель.

    Руководствуясь положениями выписки из административного акта, следует начать исправлять нарушения. Если пунктов несколько – нужно устранить вначале те, которые можно ликвидировать быстрее всего. Иногда целесообразно начать с устранения тех нарушений, которые «бросаются в глаза», то есть находятся на поверхности. Если удастся устранить лишь часть нарушений, при составлении следующего административного акта обследования участка и/или прилегающей к участку территории, собственнику следует указать на внесённые изменения и обосновать причину, по которой он не успел завершить санкционированную деятельность.

    Если муниципалитет вынес административное решение неправомерно, в течение 10 дней после получения решения, собственник может подать апелляцию в районный суд.

    Условия прекращения права бессрочного пользования земельным участком

    Процесс отчуждения земли подробно изложен в земельном и гражданском законодательстве. Право граждан приобретать участки земли и распоряжаться ими установлено Конституцией Российской Федерации.

    В главном, основополагающем законе России – Конституции содержатся следующие сведения, которые прямо касаются прав граждан на распоряжение собственностью:

    • каждый гражданин РФ может владеть земельным участком на правах собственности
    • владельцы могут использовать своею землю и распоряжаться ею в рамках установленных законодательством правил. Иными словами, действия собственника в отношении принадлежащего ему участка не должны нарушать права и законные интересы третьих лиц, положения законов. Также использование земли не должно причинять вред окружающей среде
    • условия и порядок использования наделов установлены законодательством

    В системе законодательства установлена строгая иерархия, поэтому нормативно-правовые акты, принимаемые Правительством России, не должны вступать в противоречие с Конституцией.

    Данный принцип положен в основу порядка ликвидации имущественных прав на земельные наделы. Основные правила этой процедуры содержатся в Земельном кодексе:

    • имущественное право на земельный участок прекращается при конкретизированном волеизъявлении владельца, оформленном с соблюдением установленного законом порядка
    • право собственности на землю может быть прекращено принудительно при наличии установленных законодательством оснований и посредством утвержденной процедуры
    • оба способа ликвидации прав на з/у подробно изложены в Гражданском и Земельном кодексах, а также Федеральных законах РФ
    • имущественное право гражданина может быть аннулировано независимо от того, каким способом земля была приобретена (посредством купли-продажи, приватизации, наследования или другими подобными способами)

    Во многих ситуациях, особенно связанных с принудительным прекращением права собственности на землю, гражданам целесообразно обращаться за квалифицированной юридической помощью для более эффективной защиты своих прав и интересов.

    Основания прекращения собственнических прав на землю регламентируются в большинстве своем Земельным кодексом. Само основание – это причина, при наличии которой собственник участка лишается своих прав пользования, владения или распоряжения имуществом.

    Основания прекращения прав на землю можно условно разделить на две достаточно объемные группы:

    1. Добровольное прекращение прав. В эту группу входят основания, по которым лицо добровольно отчуждает свое имущество. Для проведения процедуры требуется конкретизированное волеизъявление гражданина касательно передачи своей собственности другому лицу. К подобным случаям относится продажа земельного участка, передача в подарок, в аренду. Также законодательство устанавливает возможность для граждан совершить добровольный отказ от собственности в пользу государства или третьих лиц
    2. Принудительная ликвидация прав на землю. При подобной процедуре прекращаются права на имущество гражданина без учета его мнения. Основания, по которым права на собственность лица ликвидируются в принудительном порядке, установлены земельным и гражданским законодательством. Причины и процедура лишения гражданина имущества не должны вступать в противоречие с законами Российской Федерации. Порядок проведения ликвидации прав собственности четко регламентирован законодателем

    Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации при ликвидации имущественных прав на землю влечет за собой недействительность процедуры независимо от того, кем она была проведена. При наличии у лица весомых поводов можно инициировать судебное разбирательство и вернуть свои права на участок.

    Добровольно аннулируются имущественные права гражданина, как правило, при заключении какой-либо сделки. К подобным ситуациям относится продажа имущества, дарение, передача по завещанию. Для оформления отчуждения земельного участка возмездным или безвозмездным способом характерно составление письменного договора и последующая регистрация перехода права в компетентном органе. Таким образом, добровольное отчуждение земли проводится в два этапа:

    1. Заключение сделки. Стороны должны прийти к соглашению по всем существенным условиям передачи имущества и зафиксировать свои права посредством письменного документа. Участники сделки вправе воспользоваться нотариальными услугами по удостоверению сделки. В некоторых случаях нотариальное сопровождение является обязательным
    2. Регистрация перехода права собственности. Далее договор и пакет необходимых документов передается сторонами в Федеральную Регистрационную Службу или Многофункциональный Центр, где производится внесение сведений о новом собственнике в государственный реестр

    Государственная регистрация сделки при этом является обязательной процедурой, без которой не наступят юридически значимые последствия и не произойдет переход права собственности.

    Аренда земли также регистрируется, если договор заключается на срок более 1 года. При аренде право пользования земельным участком добровольно передается лицом другой стороне на определенный период.

    При добровольной передаче имущественных прав на землю следует учитывать запреты на отчуждение некоторых категорий земель. Так, участки, изъятые из оборота, не могут становиться предметом гражданских правоотношений.

    При продаже земли сельскохозяйственного назначения следует известить администрацию населенного пункта, поскольку государственным и муниципальным органам принадлежит право первоочередного выкупа таких участков. Это правило не действует в отношении наделов, предоставленных под ИЖС или постройку гаража, а также дачных или садовых участков.

    Ликвидировать право собственности лица на участок без учета его мнения могут в следующих случаях:

    • при ненадлежащем использовании надела (к подобным случаям относится простой участка в течение трех лет или проведение работ, которые наносят вред свойствам земли и окружающей среде)
    • выкуп или изъятие з/у для нужд муниципалитета или государства (это может быть необходимость прокладки линий электропередач или размещение других значимых объектов)
    • реквизиция (при возникновении неотложных обстоятельств в целях обеспечения безопасности граждан или государства в целом у лица может быть изъят земельный участок с возвратом или последующей компенсацией)
    • изъятие земли, которая по установленным законом причинам не может принадлежать гражданину
    • конфискация (изъятие имущества в целях наказания за правонарушение и/или возмещения причиненного вреда)

    При этом у граждан не может быть насильно изъята земля в случаях, которые не регламентированы действующим законодательством.

    У лица может быть изъято имущество, в том числе и земельный участок, при наличии долговых обязательств, не исполненных в целях погашения задолженности. Эта процедура проводится только посредством судебного разбирательства.

    Курсовая работа: Основания прекращения прав на земельные участки

    В основном государственном нормативном акте – Конституции РФ, оговорено следующее условие: осуществить такую процедуру как лишение прав собственности можно только на основании судебного решения, что применимо по отношению к любому владельцу имущества.

    Важно понимать, что статья описывает наиболее базовые ситуации и не учитывает ряд технических моментов. Для решения именно вашей проблемы по земельным вопросам получите юридическую консультацию по телефонам горячих линий:

    Позвоните и решите свои вопросы прямо сейчас — это быстро и бесплатно!

    Данное правило касается и земель, причем, вне зависимости от их целевого назначения. В земельном законодательстве оговорены основания не только принудительного прекращения права собственности на земельный участок. Прекращено может быть и право пожизненного наследуемого владения и право постоянного (бессрочного) пользования. Основания для этого установлены следующие:

    1. Передача в судебном порядке права на землю собственнику строения, расположенного на данной территории, если иное решение не возможно.
    2. Лишение права на землю, если по закону гражданин не может быть ее собственником.
    3. Невыполнение обязательств.
    4. Изъятие надела, владение которым обусловлено правом бессрочного/постоянного пользования или пожизненного наследования для нужд регионального или государственного направления.
    5. Совершение неправомерных действий, в частности:
    • нарушение норм эксплуатации, которые установлены для категории конкретного участка и его предназначения;
    • манипуляции с плодородным почвенным слоем – его снятие и перемещение;
    • игнорирование в течение трех лет целевого назначения площади, и использование ее в направлениях, не связанных с сельским хозяйством, строительством или другим видом работ. Срок может быть изменен ФЗ, также он не относится к наделам, которые невозможно эксплуатировать из-за природных воздействий стихийного характера или других подобных обстоятельств;
    • неправильное использование, что негативно сказывается на способности земли удовлетворять потребности растений и обеспечивать их нормальный рост и созревание;
    • нарушение специального режима эксплуатации территорий, прилегающих к морю, реке, хранилищу и другому водному объекту;
    • несоблюдение правил использования, перевозки, хранения ядовитых веществ, удобрений и прочих средств химического или биологического происхождения, приведшее к нанесению вреда почве, животным или человеку;
    • отсутствие мер по борьбе с разрушением почвенного слоя вследствие воздействия стихий;
    • систематическая неуплата установленных налогов и сборов.

    Принудительное прекращение права собственности на земельный участок осуществляется на определенных условиях и в порядке, оговоренном в нормах ст. 282-286 ГК РФ.

    Изъятие надела влечет за собой передачу права собственности другим лицам.

    В случае взыскания по обязательствам участок передается гражданину или организации, в пользу которых он изымался, или продается, а обязательства возмещаются за счет этих средств.

    При совершении неправомерных действий владельцем или при наличии особой необходимости в данном земельном участке, он становится государственной либо муниципальной собственностью.

    Существует определенная классификация прекращения прав на участок, осуществляемого в порядке принуждения. Основные способы данной процедуры и их общие характеристики:

    1. Выкуп. В ГК оговорено, что изъятие земли у собственника для государственных или муниципальных нужд должно производиться на условиях равного по ценности или заблаговременного возмещения стоимости участка. Владелец может не согласиться с обозначенным размером финансовой компенсации, другими условиями или непосредственно с самим решением. В этом случае официальный орган власти имеет право обратиться в суд в течение трех лет со дня уведомления собственника о принятом решении.
    2. Конфискация земли является правомерным действием в случае совершения собственником преступления.
    3. Принудительное прекращение прав на землю может иметь характер временной или постоянной меры, называемой реквизицией. Это действия государства, направленные на изъятие участка в чрезвычайной ситуации. Данная процедура может быть применена при наводнении, вспышке болезни и других подобных обстоятельствах. Свершившийся факт фиксируется в специальном документе. В случае отсутствия возможности возврата объекта выплачивается его стоимость или предлагается замена с аналогичной ценностью.

    Для каждого отдельного случая применяется свой пакет документов. Общими являются:

    • Заключение о состоянии участка.
    • Уведомление собственника.
    • Соглашение об изъятии надела.
    • Письменное согласие собственника.

    Также применяются следующие документы:

    • Судебные приказы и исполнительные листы.
    • Постановления уполномоченных органов и приставов.
    • Соглашения или договоры на заем, уплату определенных сумм.

    После того, как участок земли уже не будет принадлежать гражданину, он переходит в собственность других лиц, государственных органов или прочих претендентов. При этом бывший собственник не освобождается от уплаты наложенных на него штрафов за неправильную эксплуатацию площади, а в случае нанесения вреда почве – доведения ее до надлежащего состояния.

    Постановление, вынесенное на основании документов и заявления ответственного органа, подлежит обжалованию. Иногда это помогает восстановить законное владение. Наделы, изъятые по реквизиции, подлежат возврату.

    В марте текущего года был принят правовой документ о принудительном лишении гражданина Г. правом собственности на земельный участок, который необходим для строительства пешеходного моста.

    Поскольку владельцем не было подписано обязательное для данной процедуры соглашение о выкупе, в суд подан иск на гражданина Г. Решение суда было принято в пользу ответчика. Оно основано на несоблюдении требований ГК, владелец участка должен быть уведомлен о данном факте.

    Нарушение порядка изъятия стало причиной отказа в иске.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *