- Транспортное право

Lex64rus › Блог › Страховщики заплатят за потерю товарного вида авто

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Lex64rus › Блог › Страховщики заплатят за потерю товарного вида авто». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

УТС рассчитывают эксперты на основании сведений о стоимости ремонтных работ, материалов и запасных частей, учитывается цена нового автомобиля и рыночная цена подержанного.

Однако УТС рассчитывается не для всех автомобилей, а только до определенного возраста: для иномарок не старше 5 лет, а для отечественных машин не старше 3 лет. Кроме того, износ транспортного средства не должен превышать 40%. Величина УТС напрямую зависит от возраста автомобиля: чем он моложе, тем величина выше.

Как получить деньги за утрату товарной стоимости авто

Следует знать, что получить УТС можно не всегда, а только при определенных условиях.

  • Во-первых, вы не должны быть виновником ДТП. Только в этом случае страховщик по ОСАГО несет ответственность за причинителя ущерба.
  • Во-вторых, максимальная выплата по ОСАГО составляет 400 000 рублей. И если вам уже выплачено возмещение в размере этой суммы, то УТС по ОСАГО получить не удастся.
  • В-третьих, прежде чем рассчитывать на выплату УТС, обратите внимание на возраст вашего автомобиля (должен быть не старше 5 лет) и износ.

Как вы уже поняли, возможность получить утрату товарной стоимости автомобиля можно не всегда, а только при определенных условиях.
Помогаем получить деньги за УТС под ключ: оценим размер УТС, подадим исковое заявление и выиграем в суд.

УТС КАСКО это преждевременное снижение качественных характеристик автомобиля после дорожного происшествия. Оно выражается в виде:

  • ухудшения внешнего вида;
  • снижения работоспособности и прочности механизмов (узлов, деталей), сочленений поверхностей;
  • нарушения состояния лакокрасочных покрытий.

Столкнуться с такими последствиями можно при ремонте, а также применении запасных частей вторичного рынка или прошедших реставрацию.

До 2015 года получить у страховых компаний выплату по утрате товарной стоимости автомобиля не представлялось возможным. До этого времени УТС прямым ущербом ими не признавалась.

Но 29 января этого же года Пленум Верховного Суда РФ Постановлением № 2 (утратил силу, сегодня действует № 58 – 26.12.

2017) определил, что, наряду с затратами на восстановление автотранспорта после ДТП, приобретение деталей, проведение работ, уменьшение фактической стоимости после ремонта необходимо считать реальным ущербом.

Потеря товарного вида должна оплачиваться страховыми компаниями при получении заявления от страхователя и согласования стоимости ТС.

При необоснованном отказе компенсации, страхователь имеет право подготовить мотивированное, подкрепленное расчётами экспертов и доказательствами, заявление в судебные органы. Он может потребовать причитающуюся ему сумму ущерба за потерю товарной стоимости автомобиля.

Если договор страхования предусматривает восстановление автотранспорта после дорожного происшествия на станции технического обслуживания страховщика, то компенсировать утрату товарной стоимости автомобиля по КАСКО можно в следующих случаях.

  1. Восстановлена прежняя форма кузова с соблюдением геометрических параметров после повреждений, близких к фатальным.
  2. В процессе ремонта произведено снятие прикреплённых деталей транспортного средства для восстановления их формы, а равно как их полная замена.
  3. Съёмные и несъёмные детали кузова подвергались восстановительному ремонту.
  4. Применялось полное или частичное окрашивание деталей кузовной части автотранспорта.
  5. Работы по ремонту сопровождались нарушением заводской сборки автомобиля для капитального восстановления, в том числе окрашивания отдельных деталей.

Такого рода работы существенно снижают стоимость автомобиля после ремонта. Их выполнение даже высококлассными специалистами не защищает от негативных последствий и проявления недостатков во время последующей эксплуатации. При продаже автомобиля покупатель несложной проверкой выявит факт проведённого ремонта.

Как подать в суд на страховую компанию по каско в 2020 году

Для получения УТС по КАСКО страхователь вправе обратиться к специалисту страховой компании, с которой заключен действующий договор имущественного страхования.

Если страховщик отказывается добровольно выплатить компенсацию за утрату товарного вида автотранспорта, то следует подать исковое заявление в судебные органы.

Важно помнить, что сроки исковой давности УТС по КАСКО составляют два года с момента получения письменного отказа от СК. Это касается и удовлетворения претензии УТС по страховке транспортных средств ОСАГО.

Для востребования по КАСКО УТС необходимо составить заявление возмещении УТС, приложив к нему следующие документы:

  • договор страхования КАСКО;
  • документ, удостоверяющий личность заявителя;
  • паспорт представителя (если интересы представляет третье лицо с нотариально оформленной доверенностью);
  • удостоверение на право управления транспортным средством;
  • заключение независимой товарно-транспортной экспертизы о повреждениях автомобиля и стоимости восстановительного ремонта.

Подача заявления должна быть зафиксирована в журнале входящей корреспонденции страховой компании с указанием даты получения и входящего номера.

При отказе страховщика рассматривать заявление о возмещении УТС и решении вопроса путём искового заявления в суд, перечень дополняется:

  • исковым заявлением;
  • копией заявления в страховую компанию;
  • письменным ответом страховщика о результатах рассмотрения заявления страхователя о выплате компенсации;
  • копией протокола дорожной полиции об обстоятельствах ДТП и полученных повреждениях автомобиля;
  • копией извещения о происшествии;
  • копией акта о наступлении страхового случая;
  • актом обследования автотранспорта экспертом страховщика;
  • договором с независимой экспертной организацией.

Помимо сбора предоставляемых суду документов, следует ответственно отнестись к оформлению искового заявления.

Исковое заявление по факту отказа страховой компании оплатить УТС по КАСКО составляется в простой письменной форме. Также можно набрать его на компьютере. В документе необходимо отразить:

  • полное название судебного органа, куда адресуется иск;
  • сведения об ответчике (наименование страховой организации);
  • данные истца;
  • сведения о втором участнике, виновном в дорожном происшествии;
  • сумма искового требования и размер внесённого государственного сбора;
  • название заявления и предмет спорного вопроса (в центре листа);
  • изложение последовательности юридически значимых фактов (отношения со страховщиком, реквизиты и предмет договора, факт предъявления претензии, какой получен ответ и т.д.);
  • положения нормативно-правовых документов, подтверждающие нарушение прав истца (страхователя);
  • где, когда и на основании чего была проведена независимая экспертная оценка стоимости восстановительного ремонта;
  • расчёт УТС;
  • суть исковых претензий (взыскание УТС авто по КАСКО, компенсация судебных издержек, госпошлины);
  • перечень прилагаемых к исковому заявлению копий документов;
  • дату составления заявления и подпись заявителя.

Ознакомиться с шаблоном искового заявления в судебные органы можно при переходе по следующей ссылке.

Ответственность страховщика по утрате товарной стоимости автомобиля определяется одной из трёх существующих методик:

  • Министерства Юстиции (официальная и сложная, применяемая в судебной экспертной практике);
  • руководящего документа (необходимы глубокие знания материальной части и математики);
  • таблица Хальбгевакса (наиболее простой способ предварительной оценки).

Состоятельность последней методики определения размера выплаты УТС при страховании многими экспертами подвергается справедливой критике. Она учитывает лишь общие финансовые показатели, поэтому точность конечной суммы вызывает определённые сомнения. Суды к такой оценке относятся сдержано.

При решении вопроса как мирным, так и судебным путём, предпочтительнее обратиться к официальным независимым экспертным организациям. Они должны иметь опыт проведения товарно-транспортных исследований и работать на рынке услуг значительное время.

Внимание! Не имеет смысла проводить любую оценку потери товарного вида, если значение износа превысило отметку 40% или автомобиль эксплуатировался на протяжении более пяти лет.

Выберите в таблице ремонтные воздействия в соответствии с актом осмотра или заказ-нарядом:

  • № п/п
  • Наименование детали
  • Выполненные ремонтные воздействия
  • Окраска
  • 1
  • Капот
  • 1.1
  • Бампер передний
  • 2
  • Панель передка (рамка радиатора) в сборе (для съёмных панелей УТС при замене — 0)
  • Не влияет
  • 2.1
  • Поперечина передка (рамки радиатора) верхняя
  • Не влияет
  • 2.2
  • Поперечина передка (рамки радиатора) нижняя
  • Не влияет
  • 3
  • Брызговик облицовки радиатора съёмный
  • Не влияет
  • 4
  • Брызговик облицовки радиатора несъёмный
  • Не влияет
  • 5 (1)
  • Крыло переднее правое (съёмное)
  • 5 (2)
  • Крыло переднее левое (съёмное)
  • 6 (1)
  • Крыло переднее правое (не съёмное)
  • 6 (2)
  • Крыло переднее левое (не съёмное)
  • 7 (1)
  • Брызговик переднего правого крыла без лонжерона (в т.ч. в сборе с верхними усилителями)
  • Не влияет
  • 7 (2)
  • Брызговик переднего левого крыла без лонжерона (в т.ч. в сборе с верхними усилителями)
  • Не влияет
  • 8 (1)
  • Лонжерон передний правый без брызговика крыла
  • Не влияет
  • 8 (2)
  • Лонжерон передний левый без брызговика крыла
  • Не влияет
  • 9
  • Щит передка (в т.ч. в сборе с надставкой)
  • Не влияет
  • 9.1
  • Надставка щита передка
  • Не влияет
  • 10
  • Короб воздухопритока
  • Не влияет
  • 11
  • Панель рамы ветрового окна
  • 11.1
  • Нижняя часть панели рамы ветрового окна

Как рассчитать утс автомобиля калькулятор

  • № п/п
  • Наименование детали
  • Выполненные ремонтные воздействия
  • Окраска
  • 12 (1)
  • Дверь передняя правая
  • 12 (2)
  • Дверь передняя плевая
  • 12 (3)
  • Дверь задняя правая
  • 12 (4)
  • Дверь задняя левая
  • 13
  • Панель крыши (в т.ч. с поперечинами)
  • 14 (1)
  • Панель крыши боковая правая (конструктивно — отдельный элемент)
  • 14 (2)
  • Панель крыши боковая левая (конструктивно — отдельный элемент)
  • 15 (1)
  • Боковина кузова правая с задним крылом (конструктивно — единый элемент)
  • 15 (2)
  • Боковина кузова левая с задним крылом (конструктивно — единый элемент)
  • 15.1 (1)
  • Боковина кузова правая без заднего крыла (конструктивно — отдельные элементы)
  • 15.1 (2)
  • Боковина кузова левая без заднего крыла (конструктивно — отдельные элементы)
  • 15.2
  • Верхняя часть боковины (от передней до задней стойки)
  • 15.3 (1)
  • Стойка боковины передняя правая (от крыши до порога)
  • 15.3 (2)
  • Стойка боковины передняя левая (от крыши до порога)
  • 15.4 (1)
  • Стойка боковины задняя правая (от крыши до порога)
  • 15.4 (2)
  • Стойка боковины задняя правая (от крыши до порога)
  • 15.5 (1)
  • Стойка ветрового или заднего окна правая (часть передней или задней стойки боковины или рамки окна)
  • 15.5 (2)
  • Стойка ветрового или заднего окна левая (часть передней или задней стойки боковины или рамки окна)
  • 15.6 (1)
  • Стойка боковины центральная правая
  • 15.6 (2)
  • Стойка боковины центральная левая
  • 15.7 (1)
  • Нижняя часть боковины правая (порог)
  • 15.7 (2)
  • Нижняя часть боковины левая (порог)
  • 16
  • Пол салона
  • Не влияет
  • 17 (1)
  • Лонжерон, поперечина пола салона правая
  • Не влияет
  • 17 (2)
  • Лонжерон, поперечина пола салона левая
  • Не влияет
  • № п/п
  • Наименование детали
  • Выполненные ремонтные воздействия
  • Окраска
  • 18
  • Дверь задка, крышка багажника
  • 18.1
  • Бампер задний
  • 19
  • Панель задка (в т.ч. в сборе с усилителем или поперечиной)
  • 20 (1)
  • Крыло заднее правое (конструктивно — отдельный элемент)
  • 20 (2)
  • Крыло заднее левое (конструктивно — отдельный элемент)
  • 21 (1)
  • Крыло заднее правое (панель боковины задняя наружная правая (конструктивно — единый элемент с боковиной кузова))
  • 21 (2)
  • Крыло заднее левое (панель боковины задняя наружная левая (конструктивно — единый элемент с боковиной кузова))
  • 22 (1)
  • Арка заднего правого колеса в сборе (наружная и внутренняя части; включая заднюю часть внутренней боковины, если конструктивно единый элемент)
  • 22 (2)
  • Арка заднего левого колеса в сборе (наружная и внутренняя части; включая заднюю часть внутренней боковины, если конструктивно единый элемент)
  • 22.1 (1)
  • Арка заднего правого колеса наружная (включая заднюю часть внутренней боковины, если конструктивно единый элемент)
  • 22.1 (2)
  • Арка заднего левого колеса наружная (включая заднюю часть внутренней боковины, если конструктивно единый элемент)
  • Не влияет
  • 22.2 (1)
  • Внутренняя панель правой боковины (задняя часть) (конструктивно отдельный элемент)
  • Не влияет
  • 22.2 (2)
  • Внутренняя панель левой боковины (задняя часть) (конструктивно отдельный элемент)
  • Не влияет
  • 23
  • Пол багажного отделения (в т.ч. с надставками)
  • Не влияет
  • 23.1
  • Надставка пола багажного отделения боковая или задняя
  • Не влияет
  • 24 (1)
  • Лонжерон задний правый
  • Не влияет
  • 24 (2)
  • Лонжерон задний левый
  • Не влияет
  • 25
  • Надставка передней поперечины заднего пола (или поперечина с надставкой)
  • Не влияет
  • 26
  • Панель рамы окна задка
  • Не влияет
  • 26.1
  • Нижняя поперечина рамы окна задка (в т.ч. с задней полкой)
  • Не влияет
  • № п/п
  • Наименование детали
  • Выполненные ремонтные воздействия
  • Окраска
  • 29
  • Дверь передняя правая
  • Не влияет
  • 29.1
  • Дверь передняя правая
  • Не влияет
  • 29.2
  • Дверь передняя правая
  • Не влияет
  • 29.3
  • Дверь передняя правая
  • Не влияет
  • 30
  • Перекосы
  • Не влияет

Утрата товарной стоимости автомобиля (УТС) – это, если говорить простым языком, снижение стоимости автомобиля при продаже относительно аналогичных автомобилей, которые не подвергались кузовным ремонтным работам, в том числе окраске наружных элементов.

В свою очередь, определение термина Утраты Товарной Стоимости приведено в методике Минюста:

«Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки. Методические рекомендации для судебных экспертов» (утв. Минюстом России, 2013) (ред. от 22.01.2015)

На деле это выглядит так, человек хочет купить себе автомобиль, он остановился на трех (условно) автомобилях одной марки, модели, года выпуска, схожим пробегом и комплектацией. Один из трех автомобилей ранее побывал ДТП и был отремонтирован. Однако покупатель отдаст предпочтение машине побывавшей в ДТП лишь в одном случае, если его стоимость будет на порядок дешевле других предложений. Исходя из этого и была разработана методика для расчета УТС, которая позволяет определить % снижения цены относительно других предложений в зависимости от степени полученных повреждений.

Постановление верховного суда о КАСКО

Да, Утрата Товарной Стоимости возмещается по КАСКО, так как риск ущерб застрахован по КАСКО в 99% случаев, а согласно постановления пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 №20 «О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан» УТС относится именно к ущербу.

Однако некоторые страховые компании в правилах выделяют УТС отельным пунктом и исключают наступление ответственности по выплате УТС. Включение подобного пункта в правила или договор страхования неправомерно, так как это противоречит вышестоящим нормативно-правовым актам. Хотелось бы отметить, что УТС оплачивается как в случае выплаты по калькуляции так и в случае ремонта по направлению страховой компании.

К основным тезисам Положения № 20 относятся:

  • Страхователь должен без сомнений четко выразить свое согласие с условиями договора КАСКО.
  • Размер страховой суммы — существенное условие соглашения на страхование. Он представляет собой предел возможной выплаты по КАСКО. Сумма устанавливается по соглашению сторон, но не может быть выше страховой стоимости автомобиля. Она определяется по рыночной цене на день подписания документа.
  • Перед заключением договора страховщик вправе осмотреть машину или прибегнуть к помощи оценщиков для определения ее действительной стоимости.
  • Если при оформлении КАСКО стороны договорились о размере страховой стоимости, впоследствии она не может быть оспорена. Это возможно только в случае, если СК не воспользовалась правом оценки авто и умышленно была введена в заблуждение по поводу его стоимости.
  • Договор КАСКО может содержать пункты, исключающие выплату компенсации ущерба, если сумма убытков при страховом случае меньше установленного размера. Это называется франшизой. Она может быть фиксированной суммой или составлять определенный процент от размера страховки.
  • При установлении условий о франшизе стороны должны проявить добросовестность и не злоупотреблять данным правом.
  • Договор страхования вступает в силу после уплаты страховой премии или первоначального взноса, если иной порядок не предусмотрен соглашением.

Все споры, возникающие по КАСКО, решаются через судебные органы общей компетенции.

Нужно обращаться в мировой суд при иске на сумму не более 50 тыс. рублей и для получения компенсации морального ущерба. Претензии, превышающие указанную выше сумму, требуют обращения в районный суд.

Изменения в правоприменительную практику внес пленум по КАСКО Постановлением ВС № 17 от 28.06.2012. Из п. 2 документа следует, что при страховании должен использоваться Закон «О защите прав потребителей» (далее — Закон).

Чтобы застраховать автомобиль по КАСКО по наиболее выгодной цене, следует точно определиться со своими требованиями к страховке и опциям, которые будут включены в полис.

Детально с правилами выплаты по КАСКО можно ознакомиться по этой ссылке.

Иски в отстаивание прав страхователя подаются по адресу проживания (пребывания) истца или месту составления договора (п. 2 ст. 17 Закона; ст. 29 ГПК РФ). Заявитель имеет право выбирать подсудность.

Согласно п. 3 ст. 17 Закона при нарушении прав потребителей истцы освобождаются от уплаты госпошлины по законодательству РФ о налогах при требованиях до 1 млн рублей.

Если СК выплатила страховку не полностью, то с нее взыскивается неустойка в размере 3% от недоплаченной суммы в день (п. 5 ст. 28 Закона). Данная санкция применялась и ранее, но после принятия Постановления № 17 стала еще обширнее.

Пример. СК недоплатила страховое возмещение в сумме 71 714 р. Неустойка за день просрочки составит: (71 714/100*3) = 2 151,42 р. Интервал просрочки с 9 сентября 2019 по 17 октября 2019 — 39 дней. Общий размер неустойки 2 151,42*39 = 83 905,38 р.

Зимой 2013 был опубликован обзор практики ВС по КАСКО. В нем подробно описывалось несколько постановлений по делам, связанным с добровольным страхованием автотранспорта. А также суд скорректировал и дополнил существующий порядок работы СК.

Данный обзор страховщики и юристы восприняли неоднозначно. Изменения в выплатах неустоек, порядка рассмотрения исков и иные коррективы по-разному сказались на деятельности компаний.

Все изменения направлены на упрощение сотрудничества между СК и клиентами и последующее снижение числа исков по КАСКО. Практика ВС до 2013 года включительно показала, что стремление обратиться в суд по вопросам автострахования закрепилось.

Поправки, внесенные ВС, коснулись ответственности как страховых компаний, так и их клиентов.

К ним относятся следующие:

  • Сумма страховки не может быть выше стоимости автомобиля. Она определяется ценой машины на рынке. Если страхователь умышленно предоставит ложную информацию о стоимости своего имущества, то договор КАСКО будет аннулирован, а заявление в суд на СК отклонено.
  • Запоздалое уведомление страховщика о страховой ситуации не является причиной для отказа в возмещении. Клиент вправе обратиться в суд, если докажет, что несвоевременное осведомление СК не могло отразиться на ее обязанностях.
  • При грубом нарушении договора КАСКО водителем, принесшем ущерб автомобилю, страховщик может освободиться от компенсации убытков. Если клиент подаст иск в суд, СК вправе его обжаловать.
  • Если машина повреждена в результате управления ею пьяным или находящимся под действием наркотиков лицом, страховщик вправе отказать в возмещении. Это правило относится и к случаям, когда перед поездкой за рулем гражданин употреблял лекарства и иные препараты, запрещающие вождение.
  • Утрата рыночной стоимости авто признается ущербом. СК обязана возместить эту потерю, в противном случае клиент может подать в суд.

При управлении автомобилем лицом, не вписанным в полис КАСКО, СК не имеет права отказать в выплате при наступлении страховой ситуации.

Рассматривая вопрос о правомерности отказа страховщика в компенсации убытков, суд принимает во внимание не только документы, указанные в договоре КАСКО, но и иные бумаги, подтверждающие страховое происшествие и величину ущерба.

Если повреждения не привели к гибели авто, но оно не может использоваться в первоначальном качестве, размер возмещения равен разнице между страховой суммой и выручкой от его продажи.

Пленум по КАСКО разъясняет вопросы по поводу взыскания неустойки. Практика по этой проблеме длительное время имела противоречивый характер. Аналогичен опыт с упущенной выгодой, связанной с неисполнением СК своих обязательств в полной мере.

До 2012 года анализ судебной практики говорит о принятии неоднозначных решений по поводу присуждения 3% неустойки по КАСКО. Некоторые суды удовлетворяли иски на ее взыскание, другие — отказывали, ссылаясь на ст. 395 ГК РФ: денежные обязательства предусматривают выплату штрафа.

Судебная практика взыскание страхового возмещения по осаго

Что представляет собой Постановление ВС по КАСКО? Этот документ не относится к нормативной базе РФ и не подлежит исполнению в обязательном порядке. Он содержит разъяснения судов по возникающим противоречиям в толковании законов РФ. Текст опубликован на сайте ВС и иных правовых ресурсах. Руководствоваться им можно для понимания некоторых значимых фактов.
Что такое цена страховой услуги? Это страховая премия, уплачиваемая клиентом за услуги по договору КАСКО.
На какую сумму можно застраховать машину?
  • страховая стоимость — это рыночная цена авто на дату оформления соглашения;
  • страховая сумма — это денежные средства, на которые автомобиль застрахован;
  • страховая сумма не может быть больше страховой стоимости (ст. 947 ГК РФ), в ином случае договор считается недействительным.
Есть ли закон о КАСКО? Законодательного акта по добровольному страхованию транспорта не существует. Вопросы по КАСКО регулируются набором правовых актов (Закон о страховом деле; гл. 27, 48 ГК РФ; правила страхования и другие).
Чем отличаются ОСАГО от КАСКО?
  • ОСАГО — обязательное страхование ответственности автовладельца. Не зависит от года выпуска авто. Выплата производится только потерпевшей стороне. Отсутствие полиса влечет наложение штрафа.
  • КАСКО — дополнительная страховка. Имеет более широкий спектр страховых условий. Возмещение ущерба предусмотрено и виновнику ДТП. Полис оформляется на иномарки не старше 7-летнего возраста и отечественные авто не старше 5-летнего.
Стоит ли оформлять КАСКО? Это зависит от желания человека, необходимости (кредит на авто) и наличия денежных средств (высокая стоимость полиса). К плюсам относится возможность возместить убытки при ущербе, угоне, полной гибели машины.
Что делать, если СК не платит по КАСКО? Отказ в возмещении может аргументироваться нарушением условий договора и правил страхования либо обычным нежеланием произвести выплату и преднамеренным затягиванием процесса. При нарушении срока перечисления компенсации нужно попробовать уладить конфликт досудебными методами. Если это не принесет результата, обращаться в суд.
СК лишилась лицензии. Что делать? При отзыве разрешения на осуществление деятельности обязательства страховщика по возмещению ущерба и выплат в связи с расторжением соглашения досрочно сохраняются. Платежи производятся в течение полугода с момента отзыва лицензии. Проблема требует анализа и оценки конкретной ситуации.
Ремонт по КАСКО произведен некачественно. Каковы действия клиента? Следует написать претензию в СК, при ее неудовлетворении подать иск в суд.
Как расторгнуть договор КАСКО? Прекратить действие соглашения можно по заявлению в любое время до конца срока его действия. СК обязана вернуть средства за неиспользованный период действия полиса.
Каковы сроки возмещения по КАСКО? Законами РФ этот срок не регламентирован. Он прописывается в правилах страхования. На практике выплату производят в течение месяца со дня наступления страхового события.

Таким образом, основные положения учитывают интересы владельцев поврежденных автомобилей, застрахованных по полису КАСКО, и дают им возможность отстоять свои права как в период досудебного разбирательства со страховой компанией, так и в суде. Ряд положений Пленума №20 от 27.06.

2013 регламентируют порядок выплат страхового возмещения и регулируют обязательства сторон в случае наступления страхового события, повлекшего повреждение авто.

Обязательность выплаты компенсации по КАСКО в части риска «Ущерб» Судебная практика показала неоднозначность судебных трактовок статей 421, 929, 943 ГК по страховым случаям нанесения ущерба автомобилю при управлении водителем, не вписанным в полис. 9)

20 июня 2013 вступило в силу Постановление Пленума Верховного Суда (ВС) РФ № 20.

Оно принято рабочей группой в составе представителей ВС, страховщиков и обществ по защите интересов страхователей.

Документ регламентирует условия составления договора добровольного страхования, права, обязанности, ответственность сторон соглашения, основания для отказа в выплате страховки, порядок возмещения убытков при ДТП.

Можно выделить следующие интересные пункты Постановления: Главные положения К основным тезисам Положения № 20 относятся: На что обратить внимание Все споры, возникающие по КАСКО, решаются через судебные органы общей компетенции.

Нужно обращаться в мировой суд при иске на сумму не более 50 тыс.

рублей и для получения компенсации морального ущерба.

Претензии, превышающие указанную выше сумму, требуют обращения в районный суд.

Отправляя претензию страховщику, к ней необходимо прикрепить имеющиеся документы, указывающие на наличие страхового случая и права на получение компенсации.

Все справки следует заранее продублировать и наделать копий. Это поможет избежать их утери по вине страховой компании, что может быть сделано целенаправленно, для избежания страховой ответственности.

К заявлению касательно получения компенсации, следует прикрепить следующие документы:

  • паспорт РФ или другой любой документ, принадлежащий пострадавшему;
  • водительское удостоверение человека, находящегося за рулём во время ДТП;
  • само заявление о наступлении страхового обязательства;
  • ПТС на авто, участвующее в аварии;
  • протокол о ДТП, который заполняется на месте происшествия ГБДД;
  • акт о проведении осмотра транспортного средства, указывающий на наличие повреждений (заверенный в ГБДД);
  • чеки о денежных тратах, которые были произведены после ДТП на лечение потерпевшего и ремонт авто.

Если на момент аварии за рулём транспортного средства находился не собственник, то к пакету документов необходимо приложить доверенность на представление его интересов в СК.

Осмотр повреждённого автомобиля проводится непосредственно страховщиком, в течение пятидневного срока после произошедшего ДТП. Если СК не произвела оценку повреждений, то пострадавший сам вправе обратиться в соответствующие органы с целью определения износа деталей ТС после аварии.

Обратиться к независимому оценщику в любом случае нужно, так как от результатов осмотра автомобиля зависит размер выплаты, которую пострадавший получит от страховой компании.

Если сумма независимого эксперта будет большей нежели, у СК, то оспорить решение можно будет в суде, приложив к документам акт осмотра ТС.

В судовом порядке рассматриваются определённые моменты, которые относятся не только к самой компенсации по страховом случае, но и к неустойкам, возмещению морального ущерба, взысканию УТС и пр. Все разбирательства происходят при наличии соответствующих заявлений и в присутствии автоюриста.

В 2014 году в законе о выплатах по страховых случаях были внесены изменения. Теперь при задержке возмещения убытков по ОСАГО свыше 20 дней, страховая компания обязуется возместить неустойку в размере 1% и штраф 0,05%, при нарушении сроков при даче отказа.

  • не бойтесь судиться со страховой;
  • внимательно изучайте нормы закона, перед защитой своих прав;
  • постарайтесь найти хорошего юриста, так как от грамотности ведения дела сильно зависит успех тяжбы;
  • подавайте апелляционную жалобу на вынесенное решение, если несогласны с ним.

Более развернутое определение соответствует содержащемуся в специальной методичке «УТС», которую используют в своей работе судебные эксперты и оно несколько отличается своей сутью от «народного».

Вкратце его можно выразить так: УТС – это объективная констатация факта невозможности полноценного восстановления состояния машины до уровня, предшествующего страховому случаю.

Основывается это положение на том, что восстановительный ремонт не способен вернуть авто его прежние качества полностью, т. к. любые повреждения, являющиеся страховыми случаями, приводят к необратимым последствиям для отдельных элементов транспортного средства (ТС), его общей геометрии, работоспособности и качеств эксплуатации.

То есть, машину в любом случае невозможно восстановить до полного соответствия предаварийному состоянию, а разница между до и после и есть УТС.

Обратите внимание, что нанесение вреда ТС может произойти не только при ДТП, но и в других страховых или спорно-страховых случаях.

Ранее, взыскать со страховщиков выплаты по УТС было делом весьма хлопотным, т. к. до 2007 г. строго определенных положений по данному вопросу не существовало. При обращении граждан за подобными возмещениями, страховые компании (СК) отказывались от компенсаций на основании ФЗ «Об ОСАГО» (№40, редакции 2002 г.), где статья 2 (п. 63) интерпретировалась ими как относящая УТС к разряду упущенной выгоды.

У автомобилиста, желающего получить выплаты по утерянной стоимости, есть два пути решения вопроса: один простой и быстрый, другой более хлопотный и медленный.

Во втором случае, даже если вы будете нанимать юриста для ведения дела, вам все равно придется самостоятельно заниматься очень многим, и если вы желаете лично контролировать ход дела, тогда это как раз для вас.

Другой вариант предполагает обращение в специализированную юридическую компанию, которая практически все сделает за своего клиента, а вам останется лишь получить перечисленные на р/с деньги.

Неплохая возможность, не правда ли? Только имейте в виду, что выбирать компанию нужно осмотрительно, особенно в интернете, чтобы не стать жертвой мошенников.

Сумма выплат по утерянной стоимости может быть весьма значительна, если автомобиль не из дешевых. Расчет по данной компенсации проводится на основе рыночной цены аналогичного неповрежденного авто с учетом его остаточной стоимости.

В некоторых случаях, у дорогих марок, сильно пострадавших в ДТП, выплаты по УТС могут парадоксально превышать стоимость самого ремонта! То есть, чем более дорогая машина, тем более весома причина бороться за причитающиеся выплаты.

Что ж, давайте разберемся как это все нужно делать.

  • Износ более 35% – в возмещении будет отказано.
  • Интенсивная эксплуатация ТС – в возмещении будет отказано, если пробег будет превышать общенормативный более чем вдвое.
  • Страховой случай – возмещению подлежат только страховые случаи.
  • Виновность в ДТП – вы не должны являться виновником причинения ущерба своему авто.
  • Участие в прошлых ДТП – в возмещение засчитываются только детали, которые повреждены в первый раз.
  • Работа с кузовом – в возмещении будет отказано, если на авто был заменен или перекрашен кузов.
  • Коррозия – если поврежденные детали с явной и существенной коррозией, то в счет компенсации они не засчитываются.
  • Мелкие сменные элементы – в счет компенсации не засчитываются съемные элементы наподобие фар, зеркал, молдингов, обвесов и т. п.
  • Предельная страховая сумма – в возмещении будет отказано, если сумма основных выплат по страховке была максимальной.

Со временем условия могут меняться, т. к. правила расчета по выплатам постоянно дорабатываются.

Имея на руках Акт экспертизы со стоимостью возмещения, вам нужно подать страховщику второе заявление на выплату дополнительной компенсации по УТС, с приложением копии Акта проведенной экспертизы, заверенной специалистом ее проводившим.

Заявление составляется в 2-х экземплярах: один остается у страховщика, а другой остается у вас с датой, росписью, печатью и заверением в получении от принявшего документ служащего.

После этого возможны два варианта развития событий:

  • Вам выплачивают возмещение – в последнее время такое случается несколько чаще, но ранее это был примерно один случай из ста.
  • Вам традиционно отказывают в выплате – это должно быть сделано официально и в письменной форме.

По новым законам на рассмотрение заявления и принятие решения страховщику отводится 20 дней. После, если ответ был отрицательным или его не последовало вообще, вы имеете право подать судебный иск.

В сентябре 2015 года основатели Lemonade Дэниэл Шрайбер и Шай Винингер, представляя свой продукт, пообещали «заново изобрести» бизнес-модель страховой индустрии и сделать страхование «восхитительным опытом» для потребителей. Изобрести заново — потому, что бизнесмены решили вернуться к изначальному принципу страхования — касс взаимопомощи или клубов взаимного страхования (P2P, Peer-to-peer, то есть «от пользователя к пользователю»).

Формат P2P набирает популярность во всем мире, некоторые эксперты и знаменитые бизнесмены считают, что за ним будущее страховой отрасли. Например, одна из крупнейших в мире публичных компаний Berkshire Hathaway, контролируемая Уорреном Баффетом, создала своего страховщика в формате P2P — AirCare, специализирующегося на страховании от рисков, связанных с авиаперелетом, включая отмену или задержку рейса, потерю багажа. А Уоррен Баффет, как известно, знает толк и в страховании, и в инвестировании: в свое время он использовал прибыль от страховых операций для инвестирования в другие проекты. По данным инвестиционного банка Financial Technology Partners, в 2016 году высокотехнологичные страховщики типа Lemonade собрали 2,6 млрд долларов премий.

В России также делаются первые шаги по использованию формата P2P-страхования. Так, к СК «Сбербанк Страхование» начала тестировать продукт по онкострахованию. Создан не имеющий аналогов продукт P2P-страхования — клуб взаимного страхования животных Lexi Club с использованием банковской технологии распознавания лиц.

  • Наличный рынок
  • НБУ
1 USD 1 EUR 1 RUB
Купить
Продать
1 USD 1 EUR 1 RUB
Купить
Продать

Отказ страховой компании в выплате по осаго судебная практика

  • Купить
  • Продать
  • Наличный
  • НБУ

Бывают и такие случаи, когда страховые компании выплачивают полный лимит по ОСАГО, а денег, для восстановления автомобиля, все равно не хватает, что делать в такой ситуации:

• Оценить ущерб. Только независимая экспертиза, проведенная экспертом-техником.
• Подать досудебную претензию виновнику ДТП.
• Подать иск к виновнику ДТП о возмещении ущерба.

Обе эти ситуации похожи друг на друга, и действовать надо одинаково, но мы можем привести еще один пример.

Для начала – немного юридических терминов. Срок исковой давности (СИД), как его определяет ст. 196 ГК РФ, – это время, отведенное лицу на защиту своих прав при помощи иска в суд. Различают общий срок длительностью в 3 года и специальные сроки, определяемые конкретными законами. СИД считается от того дня, когда гражданин узнал о нарушении своих прав и о лице, которому следует предъявить судебную претензию.

Даже в самом простом ДТП с двумя участниками возникает масса разногласий об обстоятельствах инцидента и степени вины каждого водителя. Привычным явлением стали взаимные претензии автовладельцев и страховщиков о размерах и сроках страховой компенсации. Порой основания для судебных исков появляются уже спустя год-два после происшествия. Чтобы судебные тяжбы не продолжались по десять лет, в российском гражданском праве и существует понятие «срок исковой давности».

Говоря простыми словами, закон устанавливает конкретный отрезок времени для подачи иска в суд по любому гражданскому делу. Таким образом, суд может отказать в удовлетворении ваших требований, если вы подадите иск с опозданием, не имея на это уважительной причины.

Хорошо, если выплата по ОСАГО способна покрыть ущерб автомобилям и здоровью потерпевших. Машин в городах становится больше, а сами они – дороже. Между тем, ответственность страховой компании виновника ограничена 400 тыс. руб. на компенсацию вреда имуществу и 500 тыс. руб. – вреда здоровью. Все расходы свыше этих сумм обязан возместить сам виновник. Еще хуже для виновника ДТП, если он ненамеренно или осознанно не имел в момент аварии действующего полиса ОСАГО – тогда ему придется выплачивать всю сумму ущерба.

Компенсировать ущерб виновник может и добровольно, однако если он этого не делает или делает, но не в полном объеме, потерпевшие должны подать к нему сначала досудебную претензию, а затем гражданский иск. В какой срок можно это сделать, и с какого события начинать отсчет, вы узнаете из следующих частей.

Натуральное возмещение по ОСАГО в 2017 году введут лишь в части регионов

Водители без страховки ОСАГО, к сожалению, не редкость. Иногда это несчастливая случайность: владелец не успел оформить полис или не продлил имеющийся. Кто-то намеренно не приобретает страховку из-за высокой стоимости и ездит, надеясь на везение и собственное мастерство. В любом случае, если виновник не имеет страхового полиса на момент аварии, вам придется взыскивать весь ущерб напрямую с него. Есть вероятность, что виновник согласится уладить дело на месте. Если он откажется платить, то вам следует провести экспертизу повреждений и выставить виновнику досудебную претензию, приложив к ней пакет документов: заключение технического эксперта, квитанции по ремонтным работам и т.д.

Если и эта попытка урегулировать дело добровольно не возымела эффекта, то все, что остается – в течение 3 лет со дня ДТП передать в суд документы, собранные в ходе составления досудебной претензии, сопроводив их исковым заявлением в адрес виновника аварии.

400 тысяч рублей – это, конечно, крупная сумма, но и она не всегда способна покрыть стоимость восстановления автомобиля потерпевшего. А если потерпевших два или больше? Лимита «автогражданки» точно не хватит. Разницу между суммой фактического ущерба и максимальной выплатой по ОСАГО виновник происшествия обязан оплатить из собственных средств.

Потерпевший или его страховая компания имеют право обратиться за возмещением в срок до 3 лет после ДТП. Впрочем, перед подачей заявления в суд стороны обычно пытаются решить вопрос миром. Если иск предъявлен вам, в первую очередь проверьте, не закончился ли еще срок давности по сути претензии. Для этого внимательно изучите все документы по делу, которые истец обязан предоставить для ознакомления. Обратите внимание, какое событие истец считает началом периода давности.

Несмотря на все старания автопроизводителей сделать свои автомобили безопаснее, статистика ГИБДД пугает: каждая десятая из общего числа аварий с пострадавшими оборачивается человеческими жертвами. Водитель, по вине которого в дорожном происшествии пострадал или погиб человек, будет привлечен к нескольким видам ответственности с разными сроками исковой давности:

  • Административная ответственность за нарушения ПДД, повлекшие ДТП с вредом здоровью пострадавших или со смертельным исходом. Срок привлечения к ответственности в этом случае составляет 1 год.
  • Уголовная ответственность за причинение тяжкого вреда или смерти. Срок привлечения к уголовной ответственности не ограничивается.
  • Гражданская ответственность за причиненный виновником материальный ущерб и моральный вред. Выплачивается потерпевшему или его родственникам, если потерпевший погиб. Материальные претензии можно предъявлять в течение 3 лет со дня происшествия, иск на возмещение морального ущерба не имеет ограничений на срок подачи.
  • Отправляя претензию страховщику, к ней необходимо прикрепить имеющиеся документы, указывающие на наличие страхового случая и права на получение компенсации.

    Все справки следует заранее продублировать и наделать копий. Это поможет избежать их утери по вине страховой компании, что может быть сделано целенаправленно, для избежания страховой ответственности.

    К заявлению касательно получения компенсации, следует прикрепить следующие документы:

    • паспорт РФ или другой любой документ, принадлежащий пострадавшему;
    • водительское удостоверение человека, находящегося за рулём во время ДТП;
    • само заявление о наступлении страхового обязательства;
    • ПТС на авто, участвующее в аварии;
    • протокол о ДТП, который заполняется на месте происшествия ГБДД;
    • акт о проведении осмотра транспортного средства, указывающий на наличие повреждений (заверенный в ГБДД);
    • чеки о денежных тратах, которые были произведены после ДТП на лечение потерпевшего и ремонт авто.

    Если на момент аварии за рулём транспортного средства находился не собственник, то к пакету документов необходимо приложить доверенность на представление его интересов в СК.

    Осмотр повреждённого автомобиля проводится непосредственно страховщиком, в течение пятидневного срока после произошедшего ДТП. Если СК не произвела оценку повреждений, то пострадавший сам вправе обратиться в соответствующие органы с целью определения износа деталей ТС после аварии.

    Обратиться к независимому оценщику в любом случае нужно, так как от результатов осмотра автомобиля зависит размер выплаты, которую пострадавший получит от страховой компании.

    Если сумма независимого эксперта будет большей нежели, у СК, то оспорить решение можно будет в суде, приложив к документам акт осмотра ТС.

    В судовом порядке рассматриваются определённые моменты, которые относятся не только к самой компенсации по страховом случае, но и к неустойкам, возмещению морального ущерба, взысканию УТС и пр. Все разбирательства происходят при наличии соответствующих заявлений и в присутствии автоюриста.

    В 2014 году в законе о выплатах по страховых случаях были внесены изменения. Теперь при задержке возмещения убытков по ОСАГО свыше 20 дней, страховая компания обязуется возместить неустойку в размере 1% и штраф 0,05%, при нарушении сроков при даче отказа.

    Размер неустойки и суммы санкций определяются в соответствии с наличием конкретных особенностей, а именно:

    Претензионное обращение преследует следующие цели:

    • страховщики, которые не хотят судебной тяжбы, могут удовлетворить требования клиента;
    • ни одна система правосудия не примет иск без предварительной досудебной попытки урегулировать конфликт.

    В письменном заявлении обязательно указывайте следующую информацию:

    1. В правом верхнем углу пишите реквизиты адресата и заявителя. Сначала пишем должность, фамилию и инициалы, название организации. Потом ФИО заявителя, место проживания (фактическое), телефон.
    2. После слова «претензия» по центру идет основная часть с описанием обстоятельств ДТП, факта первичного обращения в СК относительно компенсации ущерба. Опишите результаты вашего общения с представителем страховой компании. В конце приведите ваши требования о возмещении ущерба с перечислением нанесенного вреда.
    3. Затем следует список с перечислением документов и копий, которые прилагаются к заявлению.
    4. В конце поставьте дату составления и личную подпись.

    Важно! Заявление с претензией оформляется в двух экземплярах. На одном из них представитель страховой ассоциации ставит отметку о взятии на рассмотрение, где указывается ФИО, должность, дата и подпись.

    После подачи этого документа у СК есть 10 суток на удовлетворение претензии или отправление мотивированного отказа. Если в течение указанного срока компания не дала ответ или он не соответствует вашим ожиданиям, готовьте обращение в суд. В этом случае, лучше всего, воспользоваться юридическими услугами адвоката. Так шансы получения выплаты увеличатся в несколько раз.

    Соберите следующие бумаги:

    • документы, подтверждающие факт рассмотрения дела правоохранительными органами (справка о дорожном происшествии, постановление о нарушении кодекса и т.п.);
    • копии документов, подтверждающие ваше право на транспортное средство (полис, регистрационное свидетельство и ПТС);
    • копии паспорта и прав;
    • экземпляр претензионного заявления в страховую компанию с реквизитами представителя организации;
    • исковое заявление в суд.

    Не забывайте прилагать документальные доказательства происшествия: свидетельства очевидцев, видео и фотоматериалы. Заключение экспертизы предоставлять необязательно, поскольку обычно судья инициирует независимое расследование причин ДТП и оценку ущерба. Наиболее оптимальным вариантом является запись с видеорегистратора автомобиля.

    Если оформляется дело без возможности регрессного требования, достаточно того, чтобы на осмотре был владелец транспортного средства. В его присутствии эксперт-оценщик осматривает автомобиль, составляет протокол, где впоследствии нужно поставить подпись. На основании этого документа будут проводиться расчеты сумм восстановительного ремонта и материального ущерба.

    Когда есть возможность предъявления регрессного требования, обязательно приглашается на осмотр виновник ДТП. Вызывать его следует телеграммой, чтобы даже если он не появится, можно было подтвердить осведомленность о факте проведения осмотра документально. Не обязательно вызывать самого водителя. В этом случае есть такие варианты:

    • если выплата за поврежденное транспортное средство осуществляется по договору КАСКО, а ответственность виновника застрахована в другой организации по ОСАГО, приглашать самого водителя не обязательно. Здесь регресс предъявляется к страховщику, соответственно, на осмотре должен присутствовать его представитель;
    • когда виновник не имеет ОСАГО, он должен прибыть на осмотр лично, потому как впоследствии будет сам возмещать сумму выплаты страховой компании.

    На первый взгляд указанный момент может показаться формальностью, но при проведении разбирательств и выплат играет важную роль. Поэтому, условие должно соблюдаться в обязательном порядке.

    Прежде всего специалист заполняет протокол данными про осматриваемый автомобиль, указывая его марку, модель, год выпуска, номер кузова, регистрационные номера и другие важные сведения. Также здесь указывается ФИО владельца. Прописываются данные всех лиц, которые присутствовали. Далее эксперт осматривает автомобиль, фиксирует все повреждения в протоколе. Если имеют место дефекты, не связанные с конкретным ДТП, этот момент также отмечается. Дополнительно делаются фотоснимки, где четко видно все повреждения. По завершению процедуры все участники ставят на протоколе подписи, соглашаясь со всем, что здесь написано. Данная бумага берется за основу при проведении последующих расчетов, по результатам которых выводится размер материального ущерба и восстановительного ремонта.

    Важно! Если человек, загнав транспортное средство на СТО, узнает, что обнаружены дополнительные повреждения, он обязан уведомить об этом автоэксперта компании. Если есть виновное лицо, его также следует обязательно пригласить на второй этап.

    Предоставлять авто на осмотр в страховую компанию после ДТП нужно сразу. До того, как эксперт составит протокол, нельзя выполнять даже частичное восстановление. Все повреждения специалист должен зафиксировать, в противном случае они не будут учитываться при расчетах.

    Если человек не согласен с размером материального ущерба, определенным представителем страховой компании, он может воспользоваться услугами независимого оценщика. На руки будет выдан отчет, который впоследствии можно использовать в судебном разбирательстве. Иногда случается так, что автоэксперты страховщиков осознанно снижают материальный ущерб, уменьшая последующие выплаты. Такие ситуации имеют место, поэтому автовладельцам нужно быть предельно внимательными. Независимые оценщики – незаинтересованная сторона, поэтому дают объективную оценку повреждениям. Такие услуги платные, и их стоимость может значительно отличаться.

    30.1. Согласен с г-ном Малых А.А. Никто не может Вас лишить права подачи иска в суд, но рассчитывать на позитив можно в случае наличия оснований для удовлетворения иска.

    Вам помог ответ? Да Нет

    30.2. Можно подать всегда, но получить положительное решение только тогда, когда докажете, что это было умышленно скрыто продавцом.

    Вам помог ответ? Да Нет


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *