Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проверки инспекции труда». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Инспекция труда может проводить как плановые, так и внеплановые проверки, которые, в свою очередь, делятся на документарные и выездные.
Документарная проверка проводится Рострудом (его территориальными органами) по месту своего нахождения. В ходе данного мероприятия инспектора могут запрашивать:
— документы, которые подтверждают трудовые отношения (трудовые договоры, трудовые книжки (книгу учета движения книжек), приказы о приеме и увольнении, штатное расписание, должностные инструкции и т.д.);
— нормативные акты, издаваемые работодателем. К ним относятся коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и премировании, инструкции по охране труда и т.д. Представляются данные бумаги в оригиналах с документами, которые подтверждают, что сотрудники с ними ознакомлены;
— документы, связанные с учетом рабочего времени и отдыха (табель учета рабочего времени, графики отпусков, больничные, приказы об отпуске и т.д.);
— расчетные листки, лицевые счета работников, платежные ведомости на выплату заработной платы и т.д.
При этом проверяющие не имеют права требовать у работодателя документы, которые могут быть получены от иных органов государственного контроля либо органов муниципального контроля.
Выездная проверка назначается в том случае, если при документарной проверке трудовая инспекция не удостоверилась в полноте и правдивости сведений, которые содержались в документации проверяемого, либо не смогла оценить, как выполняются требования законодательства.
При выездной проверке инспекторы устанавливают, какие меры предпринимаются работодателем для исполнения требований трудового законодательства, рассматривают все сведения, которые содержатся в документах и т.д. Также, проверяют соответствие рабочих мест количеству сотрудников, состояние используемых территорий, зданий, помещений, оборудования, транспортных средств, производимых и реализуемых товаров.
Роструд: проверки и государственная инспекция труда в регионах России
Роструд каждый год составляет план, определяющий работодателей, которых необходимо проверить. В этом же плане указывается форма проведения проверки (документарная или выездная).
Плановая проверка проводится по истечении трех лет с момента:
— государственной регистрации;
— окончания проведения последней плановой проверки;
— начала фактического осуществления предпринимательской деятельности.
Данный список является закрытым, то есть трудовые инспекторы не вправе по каким-либо иным основаниям назначить проверку.
Согласно приказу Роструда от 28.10.2010 N 455 плановые мероприятия, осуществляемые инспекторами, могут носить как комплексный, так и тематический характер.
Комплексная проверка представляет собой контроль по соблюдению требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (как по комплексу вопросов охраны труда, так и по комплексу общих вопросов и особенностей трудового законодательства).
При проведении проверок тематического характера проверяют выполнение того или иного раздела трудового законодательства, например, соблюдение порядка заключения коллективных договоров и внесения в них изменений и дополнений, выполнение требований законодательства об оплате труда, ведение трудовых книжек, условия труда работников особых категорий и т.д.
Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Однако в отношении организаций, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, образования и социальной сфере, проверки могут проводиться два раза и более в течение трех лет.
Чтобы начать проверку, руководитель инспекции должен издать распоряжение, которое составляется по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141. В данном документе указывается:
— номер и дата издания;
— наименование государственной инспекции труда;
— должностное лицо, уполномоченное провести проверку;
— сроки, основания, а также цели и задачи проверки;
— форма проведения проверки;
— наименование юрлица или Ф.И.О. предпринимателя;
— другие необходимые сведения.
Работодатель должен быть уведомлен о проведении плановой проверки не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения. Уведомление может быть направлено различными способами (например, посредством направления копии распоряжения заказным письмом с уведомлением о вручении, вручения под роспись копии распоряжения уполномоченному представителю проверяемого лица, направления копии распоряжения факсом и т.д.).
Если проверка будет документарной, то вместе с копией распоряжения в адрес работодателя также направляется мотивированный запрос с требованием представить необходимые для рассмотрения бумаги или их копии. В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса проверяемое лицо обязано представить в трудовую инспекцию на проверку истребуемые документы.
При направлении уведомления заказным письмом работодатели, отказавшиеся от его получения или не явившиеся за его получением, несмотря на почтовое извещение, признаются извещенными надлежащим образом.
Внеплановые проверки назначаются в промежутках между плановыми. Основаниями для их назначения являются:
— истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;
— поступление в Роструд заявлений, информации о фактах возникновения угрозы или уже произошедшего причинения вреда жизни, здоровью граждан; обращений работника о нарушении работодателем его трудовых прав; запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте;
— распоряжение руководителя органа Роструда (его заместителя), изданное в соответствии с поручениями Президента РФ или Правительства РФ.
Данные обстоятельства являются обязательными основаниями для проведения проверки. Однако если обращение не позволяет установить лицо, обратившееся в Роструд, или не содержит сведений о фактах возникновения угрозы или уже произошедшего причинения вреда жизни, здоровью граждан (невыплата заработной платы, непредоставление отпусков и т.д.), оно не может являться основанием для проведения проверки.
О проведении проверки работодатель должен быть уведомлен не менее чем за 24 часа до ее начала, если причина ее назначения связана с изданием руководителем инспекции соответствующего распоряжения в соответствии с поручениями Президента РФ или Правительства РФ либо с неисполнением ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения.
Внеплановые выездные проверки, основанием которых является возникновение угрозы или уже произошедшее причинение вреда жизни и здоровью граждан, подлежат согласованию с органами прокуратуры. При этом, если основанием признается причинение вреда жизни или здоровью граждан, в связи с необходимостью принятия неотложных мер Роструд может приступить к проверке незамедлительно. Однако в данном случае инспекторы обязаны известить прокуратуру об осуществлении мероприятий по контролю в течение 24 часов.
По окончании проверки составляется акт. Он оформляется в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, один из которых с копиями приложений вручается полномочным представителям работодателя под роспись об ознакомлении либо об отказе от ознакомления с актом проверки. Также в случае отказа ознакомиться с актом, он может быть направлен заказным письмом с уведомлением о вручении.
В акте указывается, какие документы были затребованы и какие нарушения выявлены. К нему могут прилагаться протоколы проведенных исследований и экспертиз, объяснения работников, ответственных за нарушение требований законодательства и т.д.
В случае несогласия с выводами, содержащимися в акте, работодатель может обжаловать его в течение 15 дней. Для этого необходимо представить в соответствующий орган письменные возражения.
Если в ходе проверки были выявлены нарушения, то инспекторы предъявляют работодателю предписание об их устранении. Предписание (обязательное для исполнения работодателем) не должно содержать требований и рекомендаций, касающихся оперативно-хозяйственной деятельности проверяемой организации. В нем указываются требования об устранении выявленных правонарушений трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, о привлечении виновных в нарушениях лиц к дисциплинарной ответственности и т.д.
Если работодателю необходимо устранить нарушения законодательства, то в предписании обязательно должна содержаться ссылка на абзац, пункт, часть и номер статьи закона, положение которого нарушено. Также в данном документе указывается, в чем конкретно выразилось правонарушение (например, непредставление отпуска и т.п.) и в отношении кого оно было допущено.
При нарушении инспектором порядка оформления предписания работодатель имеет право его обжаловать.
Также работодателя и его должностных лиц могут привлечь к административной ответственности. Постановление о привлечении к административной ответственности может быть обжаловано у руководителя инспекции или в вышестоящей организации и в суде.
Основные полномочия ГИТ регламентированы в 57 статье ТК РФ. Там не обозначен конкретный перечень макулатуры, поэтому, чтобы избежать недоразумений, лучше привести в порядок всю документацию, которая как-либо связана с нормами трудового права.
Если вы готовитесь к визиту инспектора, и не знаете, какие документы проверяет трудовая инспекция при плановой проверке, этот пункт поможет вам разобраться с данным вопросом.
Чаще всего инспектирование начинается с ознакомления с кадровой документацией. Поэтому при возникновении вопроса, какие документы необходимы, в первую очередь следует подготовить именно их.
Основной перечень документов по кадрам:
- Бухгалтерские отчеты по зарплате.
- Договоры с работниками.
- Учредительная документация.
- Бумаги по трудовому распорядку.
- Штатное расписание.
- Табели (по зарплате, по трудовому распорядку).
- Больничные листы.
- Графики выхода в отпуск работников.
- Личные карточки сотрудников.
- Трудовые книжки.
- Книги учета трудовых книжек.
- Специальные положения (об аттестации работников, о выплате премий, о защите личных данных).
- Результаты медосмотров сотрудников.
Вся эта документация может не понадобиться, инспектор может провести выборочное инспектирование, однако лучше перестраховаться и подготовиться тщательно.
Согласно постановлению Госкомстата № 1 от 5.01.2004 г., для ведения кадровой документации разработаны специальные формы, по которым заполняются документы на всех предприятиях, без привязки к форме собственности.
При подготовке кадровой документации нужно учитывать не только то, какие документы проверяет трудовая инспекция при проведении проверки, но и правильность их заполнения. Несоблюдение постановления Госкомстата № 1 от 5.01.2004 г. будет являться нарушением.
К локальным внутренним актам могут относиться положения по зарплате и премиальным, трудовой распорядок, положения о защите личных данных и о коммерческой тайне, коллективные договоры. Кроме того, что все эти документы должны заполняться по определенным формам, в них не должно быть разногласий.
Также следует проверить эти бумаги на наличие разногласий с трудовыми договорами сотрудников. Любые несовпадения могут быть расценены как нарушения.
Должны обновляться каждый год и показываться работникам под роспись. Нужно убедиться, что все сотрудники сходили в отпуск согласно графику, и получили отпускные. Если кто-то из сотрудников сходил в отпуск не в свое время, нужно внести соответствующие правки.
Если сотрудник не ходил в отпуск более 2 лет, это будет считаться грубым нарушением его прав.
Графики отпусков на последующий год должны составляться до 15 декабря, то есть за 2 недели до окончания текущего года.
Согласно ТК РФ работники должны получать заработную плату 2 раза в месяц, если зарплата выплачивается реже – это будет считаться нарушением. Также инспектора обязательно обратят внимание на размер выплат, он не должен быть ниже обозначенных законом минимальных размеров. Все выплаты сотрудникам должны быть зафиксированы: будь то это оплата труда, больничные или премиальные. Форма и размер оплаты в ведомостях не должны разниться с данными, прописанными в договоре.
Также могут проверить документы не только по работающим сотрудникам, но и уже уволенным или ушедшим по собственному желанию, поэтому нужно хранить и данные по расчетам при увольнении работников.
Проверка Государственной инспекции труда
Помимо основных кадровых документов, работодателю нужно хранить заявления и справки, полученные от сотрудников. Это могут быть заявления об уходе, о предоставлении очередного и внеочередного отпуска. Также могут потребоваться для проверки: справка о беременности, справка для трудовой инспекции о наличии или отсутствии судимостей.
К таким документам относятся трудовые книжки и личные карточки рабочих. Заполнение и ведение трудовых книжек регламентируется законодательствам. Если нормы нарушены, работодатель может получить штраф.
Личные карточки тоже заполняются по определенной форме (форма № Т-2).
Кроме того, что нужно тщательно подготовить документы, которые проверяет трудовая инспекция по кадрам, следует обратить внимание и на документацию по охране труда. Соблюдение безопасности на рабочем месте – один из главных вопросов, который регулирует ГИТ.
Если задать вопрос, что проверяют при внеплановом формате, самым частым ответом будет – документы, связанные с безопасностью труда. Среди них:
- Инструкции. Они составляются по специальным методическим рекомендациям, которые были разработаны Минтруда РФ. Эти инструкции являются обязательными локальными актами. Каждый сотрудник должен быть ознакомлен с данными документами под роспись.
- Документы по прохождению работниками обучения по охране труда и соответствующего инструктажа.
Согласно ст.225 ТК РФ все сотрудники и руководители предприятий должны проходить обучение и контроль знаний по охране труда. Для этого Минтруда совместно с Минобразования установили специальный порядок при обучении и контроле знаний.
Проведение всех обучений и инструктажей должно фиксироваться в специальном журнале и подтверждаться подписями инструктируемого и инструктора. Ведение этих журналов, а также других документов, которые подтверждают факт проведения инструктажей, регламентированы законом. Несоблюдение требований по заполнению и ведению данных документов считается нарушением.
Проверка ГИТ состоит из двух частей: инспектирование работы отдела кадров и проверка по охране труда. Подготовка к проверке тоже включает в себя два этапа: обучение и соблюдение законодательных нормативов. Когда на предприятии проводится проверка, то в первую очередь смотрят, когда проводились инструктажи. И здесь чаще всего и обнаруживаются нарушения. Необходимо вести журнал и проводить обучение со всеми работниками.
Вторая составляющая подготовки – соблюдение законодательных нормативов – самая объемная и сложная часть. Проверяются рабочие места – освещение, расположение компьютеров, изоляция. Во избежание предписаний инспекции проверки нужно проводить самостоятельно и решать проблемы по мере их возникновения. Кроме того, проверяется наличие аттестации рабочих мест, периодичность проводимых медосмотров. Инспекторы имеют право отстранять необследованных работников от трудового процесса. При этом работодатель оплачивает отстранение, и это является для предприятия простоем.
Согласно вышеуказанному постановлению Правительства, установлен определенный порядок проведения проверки. Инспекторы ГИТ имеют право:
- При предъявлении соответствующего удостоверения в любое время проводить проверку предприятий без каких-либо препятствий со стороны сотрудников.
- Запрашивать документы и образцы материалов для эффективного проведения процедуры инспектирования.
- Вести расследования несчастных случаев на предприятии.
- Давать рекомендации по устранению нарушений.
- Выступать в роли независимых экспертов на рассмотрении судебных дел, связанных с охраной условий труда.
Нужно отметить, что проверяющие могут требовать лишь ксерокопии документов, которые относятся к предмету проверки. Также инспекторы ГИТ не имеют права увеличивать время проверки. Как было указано выше, срок и предмет сообщаются в тексте приказа.
Проверяющие могут требовать лишь ксерокопии документов, которые относятся к предмету проверки.
Проверка Государственной инспекции труда – одна из самых объемных. Она охватывает и работу кадровой службы, и работу бухгалтерии, и всего предприятия в целом. Не соблюдая правил, подготовиться к ней крайне сложно. Поэтому, чтобы обойти все острые углы, нужно готовиться заранее, внимательно следить за условиями труда ваших работников и отслеживать меняющееся законодательство.
Внеплановая проверка трудовой инспекции — это способ органов контроля «потушить пожар», быстро отреагировать на проблему, на нарушение закона. Поэтому надзорные каникулы на внеплановые проверки не распространяются.
Внеплановая проверка осуществляется:
- если истек срок исполнения организацией ранее выданного предписания об устранении нарушений;
- если в инспекцию труда поступили соответствующие обращения и заявления о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством;
- если в инспекцию труда поступили:
- обращение или заявление работника о нарушении работодателем трудовых прав;
- запрос работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со ст. 219 ТК РФ;
- если руководителем инспекции труда издан приказ (распоряжение) в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ, а также на основании требования прокурора о проведении такой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
ВАЖНО! С 01.01.2017 при рассмотрении указанных обращений и заявлений, информации о фактах должны учитываться результаты рассмотрения ранее поступивших подобных обращений и заявлений, информации, а также результаты ранее проведенных мероприятий по контролю в отношении соответствующих юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. На практике это должно означать, что при регулярных жалобах на компанию либо если ранее уже были вынесены предписания или привлечены к ответственности компания или руководитель, по отношению к этому работодателю пропадет понятие презумпции невиновности. Однако механизм еще не разработан, и как это будет происходить в реальности, сейчас сказать затруднительно.
Что проверяет инспекция по труду при внеплановой проверке? В первую очередь, инспекторы должны найти подтверждение нарушения прав работников или в целом трудового законодательства. При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение законодательства о труде, должностным лицом трудовой инспекции может быть проведена предварительная проверка поступившей информации. В ходе проведения предварительной проверки принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения. В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но предоставление таких пояснений и иных документов не является обязательным.
При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение, должностное лицо трудовой инспекции подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки. По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются.
Как узнать о внеплановой проверке трудовой инспекции? Самостоятельно найти такую информацию невозможно. Но в законе указано, что о проведении проверки организация должна быть уведомлена любым доступным способом:
- о плановой проверке — не позднее чем за три рабочих дня до ее начала;
- о внеплановой проверке — не менее чем за 24 часа до начала ее проведения.
Документарная проверка может быть как плановой, так и внеплановой, и проводиться по месту нахождения территориального органа государственной инспекции труда. В ходе данной проверки инспектор по труду имеет право запросить документы, подтверждающие трудовые и непосредственно связанные с ними отношения.
При этом если он сочтет, что имеющихся документов недостаточно для проведения проверки, то в адрес организации-работодателя может быть направлен мотивированный запрос о предоставлении дополнительной информации с приложением заверенной копии распоряжения (приказа) руководителя (его заместителя) инспекции. Работодатель в ответ на письмо обязан в течение десяти рабочих дней направить указанные в запросе документы в виде заверенных копий либо в электронной форме.
При выездной проверке, которая также может оказаться как плановой, так и внеплановой, проверяются сведения, содержащиеся в предоставленных работодателем документах по месту нахождения организации-работодателя. Важно отметить, что в рамках внеплановой выездной проверки государственные инспекторы труда при наличии служебного удостоверения установленного образца вправе беспрепятственно в любое время суток посещать работодателей.
Предварительное уведомление работодателя о проведении в отношении него Федеральной инспекцией труда внеплановой выездной проверки запрещено законом в следующих ситуациях:
- когда внеплановая выездная проверка проводится в связи с поступлением в государственную инспекцию труда обращений и заявлений о фактах нарушений, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством;
- когда такая проверка организуется на основании обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.
ВАЖНО! С 01.01.2017 при проведении выездной проверки запрещается требовать от проверяемых предоставления документов и информации, которые были предоставлены ими в ходе проведения документарной проверки. На практике это означает, что после проведенной документарной проверки трудовая инспекция должна опираться на документы, предоставленные ей ранее, а не требовать их снова и снова.
Срок проверки трудовой инспекцией не должен превышать 20 рабочих дней. При этом для микропредприятия такой срок установлен в 15 часов, а для малого предприятия — 50 часов. Однако на сроки проведения внеплановой проверки трудовой инспекцией, если речь идет о выездных и документарных проверках, такое исключение не действует: их срок строго ограничен 20 днями.
При необходимости инспекция может продлить сроки проверки, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий — не более чем на 15 часов.
Если решение о продлении сроков проверки принято, то оно должно быть доведено до сведения работодателя не менее чем за три рабочих дня до окончания основного срока проведения проверки.
Продление срока внеплановой и документарной проверок не допускается.
Инспекция труда в Грузии сможет закрывать объекты
Как оформляют результаты проверок, если нарушений нет? Закон обязывает инспекторов по окончании проверки составлять акт по установленной форме (утв. Приказом Минэкономразвития № 141) в двух экземплярах. Один из них с копиями приложений вручается полномочным представителям работодателя под личную подпись об ознакомлении либо об отказе от ознакомления с актом проверки. При этом руководитель (или уполномоченный представитель) организации вправе отразить в акте свое согласие или несогласие с результатами проверки, а также с отдельными действиями должностных лиц, ее проводивших.
В случае несогласия с выводами, содержащимися в акте, работодатель может обжаловать его в течение 15 дней. Для этого необходимо предоставить в соответствующий орган, указанный в акте, письменные возражения.
Если в ходе проверки были выявлены нарушения, то инспекторы предъявляют работодателю предписание об их устранении. В нем указываются требования об устранении выявленных правонарушений трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, о привлечении виновных в нарушениях лиц к ответственности и т. д.
Если работодателю необходимо устранить нарушения, то в предписании обязательно должна содержаться ссылка на абзац, пункт, часть и номер статьи закона, положение которого нарушено. При нарушении инспектором порядка оформления предписания работодатель имеет право его обжаловать.
Кроме того, работодателя и его должностных лиц могут привлечь к административной ответственности. Постановление о привлечении к административной ответственности может быть обжаловано у руководителя инспекции или в вышестоящей организации и в суде.
Привлечение к административной ответственности чаще всего выражается в наложении штрафа. Работодатели должны помнить, что выявленные в рамках одной проверки несколько нарушений норм законодательства о труде образуют самостоятельные составы административных правонарушений (Постановление Президиума Верховного суда РФ от 15.08.2014 № 60-АД14-16). Это означает, что по итогам одной проверки при обнаружении нескольких разных нарушений штраф будет наложен за каждое.
Вместе с тем работодатели должны знать, что выявленные в ходе двух разных проверок одни и те же нарушения могут образовывать единый состав правонарушения, а значит, штраф в таком случае должен быть только один. Подобный случай разбирал Верховный суд РФ: несколько работников пожаловались в ГИТ на нарушение их прав при сокращении. В результате двух внеплановых проверок инспекторы вынесли два отдельных постановления о привлечении к ответственности должностного лица работодателя, при этом тип правонарушения был единый. Вынося решение по данному делу, судьи подчеркнули, что однотипные нарушения должны быть включены в единый состав административного правонарушения, а значит, и штраф должен быть один, а не два. То, что штрафы выписывались по результатам двух разных проверок, и то, что пострадавшими были разные люди, судьи не посчитали фактом, позволяющим назначить двойное наказание за одно и то же нарушение законодательства о труде (Постановление ВС РФ от 01.10.2018 № 41-АД18-21).
Подводя итог, стоит сказать следующее: не стоит считать ведение кадрового делопроизводства и надлежащее оформление требований по охране труда второстепенной функцией в бизнес-процессах организации. Грамотное и аккуратное соблюдение необходимых процедур защитит компанию как от больших штрафных санкций, так и от судебных исков и иных жалоб работников.
Основанием для внепланового визита трудовой инспекцией могут стать любые обнаруженные факты нарушения нанимателем норм трудового права. Учитывается информация, поступившая от органов государственной власти, из СМИ, из заявлений и обращений граждан, в том числе из жалоб работников о нарушении их трудовых прав и т.д. Количество внеплановых проверок не ограничено и зависит от количества соответствующих оснований.
О проведении внеплановой проверки компанию уведомят не позже чем за 24 часа до ее начала. Но если основанием стала жалоба работника на условия труда, заранее о приходе инспектора не сообщается.
Ход инспектирования ГИТ регламентирован (Приказ Минтруда от 30 октября 2012 года N 354н, Приказ Минтруда от 21 апреля 2017 года N 377н).
Инспектор труда должен предъявить удостоверение и распоряжение о проведении проверки, а также вручить заверенную копию распоряжения работодателю. Затем он запрашивает необходимые документы, которые руководитель должен представить в виде оригиналов и копий. Проверяющий изучает документы с помощью проверочных листов. Руководители или уполномоченные представители компании должны присутствовать при проведении проверки. По результатам контрольного мероприятия составляется акт с подписями обеих сторон – ГИТ и работодателя.
При выявлении нарушений организация получит предписание об их устранении в определенные сроки, а также протокол об административном правонарушении. По итогам рассмотрения административного материала (в течение 15 дней) решается вопрос о привлечении нанимателя к ответственности.
Компания имеет право на обжалование предписания и постановления о привлечении к административной ответственности.
Руководителям организаций полезно знать об ограничениях, установленных для представителей надзорного органа при проведении надзорных процедур. Так, список документов, которые проверяющий может потребовать, ограничен и утвержден в Перечне на сайте Роструда. То есть, если инспектор потребует что-то за рамками перечня, руководитель имеет право опротестовать это требование.
Плановые проверки государственной инспекции труда длятся не более 20 рабочих дней. Если у организации есть обособленные подразделения, срок устанавливается для каждого из них, но общая продолжительность контрольных мероприятий не может превышать 60 рабочих дней.
Проверочные листы (Приказ Роструда от 10.11.2017 N 655) представляют собой списки контрольных вопросов, которые используют проверяющие для осуществления контроля по определенной теме. Каждый документ предназначен для оценки трудовых отношений сотрудника и нанимателя и определяет требования трудового законодательства. В ходе проверки инспектор имеет право задавать вопросы только из чек-листа по предмету инспектирования. Некоторые листы содержат общеобязательные требования, поэтому предназначены для всех нанимателей. Например, предметом проверки может стать заключение и прекращение трудового договора (№4), установление и выплата заработной платы (№7), проведение спецоценки условий труда (№ 21), обучение по охране труда (№ 28) и т.д.
Каждый лист содержит данные о проверяемой организации, проверяющем должностном лице и основаниях для инспектирования. Таблица с данными о ходе надзорной процедуры включает графы с контрольными вопросами, реквизитами нормативного акта, в котором установлено требование, и графой с ответами на вопросы, которую заполняет инспектор.
Проверочные листы предназначены для проведения плановых проверок всех организаций и ИП, независимо от количества сотрудников, сферы деятельности, организационно-правовой формы.
Новости DELFI — Крупнейший новостной портал на русском языке в Эстонии
Государство контролирует то, как фирмы и организации соблюдают законодательство о труде, с помощью Федеральной инспекции труда и ее структурных подразделений (ГИТ). Ее сотрудники:
- проводят проверки охраны труда в различных компаниях;
- если находят нарушения, требуют их устранить в назначенный срок, и руководство проверяемого предприятия обязано это сделать;
- составляют протоколы и другие документы, когда нужно оштрафовать провинившихся лиц.
Закрытого перечня документов, которые запрашивают ревизоры ГИТ, не существует. Все зависит от вида деятельности предприятия и того, зачем проводится проверка. В сферу интересов проверяющего могут попасть вот какие документы:
- учредительные документы фирмы;
- кадровые (смотрят, правильно ли оформлены сотрудники);
- бухгалтерские (извещения о выплате зарплаты, расчетные листы);
- локальные нормативно-правовые акты (правила внутреннего распорядка, коллективный договор, графики учета рабочего времени);
- документы, непосредственно посвященные охране труда (приказы и инструкции, журналы учета, программы инструктажей) и др.
Компаниям, относящимся к микропредприятиям, Трудовой Кодекс позволяет не разрабатывать локальные нормативно-правовые акты. Такая организация заключает с сотрудником трудовой договор, который разрабатывается по специальной типовой форме и содержит отдельный раздел об охране труда.
Как плановая, так и внеплановая проверки могут иметь две формы:
- документарная;
- выездная.
Документарную проверку ревизор ГИТ осуществляет на своем рабочем месте. Он запрашивает у компании интересующие его бумаги, которые имеют отношение к задачам проверки. Предприятию дается 10 дней на исполнение запроса. Все документы предоставляются в виде копий, заверенных подписью уполномоченного лица и печатью, или в электронном виде с удостоверенной электронной подписью. Внимание: инспектор не имеет права забирать оригиналы или просить нотариальное заверение документов.
Если в ходе проверки документов инспектор находит ошибки или нестыковки в представленной информации, он требует предоставить организацию дополнительные письменные пояснения. Срок предоставления таких пояснений – 10 рабочих дней.
Выездная проверка осуществляется по месту нахождения фирмы, на производстве или в офисе, когда:
- инспектору необходимо удостовериться в соответствии поданных фактов действительности;
- следует оценить, отвечает ли деятельность компании требованиям законодательства.
Результаты проверки охраны труда отражаются в специальном акте, который подписывают обязательно в двух экземплярах: для инспекции и для проверяемого. Если нашлись нарушения, трудовая инспекция может:
- обращаться в судебные органы, чтобы ликвидировать фирму, нарушающую трудовое законодательство;
- отстранять от работы конкретных лиц, если они не прошли нужный инструктаж.
За нарушение законодательства по труду предусмотрена административная ответственность как для должностных лиц, так и для компаний (ст. 5.27, 5.27.1 КоАП РФ).
В случае, если руководство предприятия не согласно с решением, принятым инспектором ГИТ, оно может обжаловать его у вышестоящего руководителя или в суде. Результаты проверки, проведенной с нарушениями, подлежат отмене.
Категория риска рассчитывается по формуле и именно от нее зависит частота плановых проверок в отношении работодателя:
- Чрезвычайно высокий риск (1 класс опасности): проверки 1 раз в 2 года.
- Высокий риск (2 класс опасности): проверки 1 раз в 2 года.
- Значительный риск (3 класс опасности): проверки 1 раз в 3 года.
- Средний риск (4 класс опасности): проверки 1 раз в 5 лет.
- Умеренный риск (5 класс опасности): проверки 1 раз в 6 лет.
- Низкий риск (6 класс опасности): проверки не проводятся.
Организацию могут проверить в схеме оплаты труда и внепланово.
Рейд Инспекции труда выявил 375 нарушений
Следует проверить отчетность о результатах проверок инспекцией по труду за 3 года, которые предшествуют году обращения в инспекцию, сведения о производственном травматизме за 3 года, предшествующим текущему году, а также сведения о заработной плате за предшествующий год.
Класс опасности и категорию риска, скорее всего, снизят, если не было:
- административных наказаний, за которые работодатель привлечен к ответственности;
- производственного травматизма, особенно смертельных несчастных случаев;
- задолженностей по зарплате.
Следует придерживаться четкому алгоритму действий и не забывать о важных деталях. А именно:
- Запросите удостоверение и проверьте, совпадает ли имя инспектора в приказе-распоряжении с именем инспектора, который проводит проверку.
- Если инспектора сопровождают эксперты, которые собираются проводить дополнительные исследования, убедитесь в том, что их данные тоже указаны в приказе-распоряжении.
- Проконтролируйте сроки проведения проверок. Максимальный срок проверок организаций — 20 рабочих дней. Для малых предприятий общий срок проведения проверок не должен превышать 50 часов в год, для микропредприятий — 15 часов в год.
- Помните, что приостановить проверку можно только один раз и что продлить срок проверки можно максимум на общий срок проведения проверок, установленный для конкретной организации. Так, если общий срок проведения проверок — 20 рабочих дней, то максимально продлить его можно еще на 20 рабочих дней.
Инспектор составляет акт по результатам проверки и делает запись в журнале «Ведение проверок».
Ведение проверок организации — это право, а не обязанность предпринимателя. Если организация ведет такой журнал, то инспектор обязан сделать в нем запись. Если же такого журнала нет, то в акте о проверке делается соответствующая запись.
При выявлении нарушений инспектор составляет предписания. Если работодатель должен быть привлечен к административной ответственности, ему будет выдан протокол или постановление. С этими документами инспектор обязан ознакомить работодателя.
Бывает так, что компания не соглашается с решением, постановлением или предписанием инспекции. У нее есть право обжаловать его в административном или судебном порядке. В первом случае придется обратиться в вышестоящую инстанцию, во втором — в суд.
Срок обжалования в судебном порядке составит 10 дней с момента получения предписания, в административном порядке — 15 дней.
Постановление можно обжаловать в вышестоящем или судебном органе в течение 10 дней с момента получения копии постановления.
Важно обратиться в суд, который по подсудности имеет право на рассмотрение соответствующих категорий дела.
Предписания обжалуются в районном суде по местонахождению инспекции труда, постановления нужно обжаловать в районном суде по местонахождению организации.
Похоже, у вас включен AdBlock или другой блокировщик рекламы.
Судебная практика постоянно доказывает важность того, чтобы руководитель организации входил в состав комиссии по проверке знаний требований охраны труда.
В некоторых субъектах РФ в 2019 году работодатели были привлечены к ответственности за невключение в состав комиссии.
Раньше при проведении проверок инспекторы не обращали на это внимание, но начиная с 2018 года есть судебная практика, согласно которой и суд, и инспектор требуют соблюдать данное правило.
Статья 360 Трудового кодекса РФ содержит следующий перечень оснований для осуществления внеплановой проверки:
- истечение срока, в течение которого работодатель должен исполнить выданное Государственной инспекцией труда (далее – Инспекция) предписание об устранении нарушения;
- поступление в Инспекцию обращений и заявлений, указывающих на факты нарушений работодателями требований нормативно-правовых актов, которые содержат нормы трудового права;
- проверка трудовой инспекцией жалобы работника на нарушение его трудовых прав работодателем;
- поступление в Инспекцию запроса работника с просьбой о проведении проверки охраны и условий труда на его рабочем месте;
- наличие распоряжения (приказа) руководителя (его заместителя) Инспекции об осуществлении внеплановой проверки, которое издано на основании требования прокурора, поручения Президента РФ или Правительства РФ.
В соответствии с нормами действующего законодательства, плановая проверка трудовой инспекции может быть произведена лишь однократно в течение трех лет. Основанием для осуществления такой проверки является истечение трехлетнего срока со дня:
- завершения последней плановой проверки;
- государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица;
- подачи субъектом проверки в уполномоченный орган специального уведомления о начале осуществления деятельности (в случаях, установленных законом).
Во время проведения контрольных мероприятий инспекция по труду проверяет документы, связанные с трудовыми отношениями и правилами охраны труда.
В обязательном порядке инспектор проверяет:
- трудовые договоры в письменной форме и их наличие;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- локальные нормативные акты и штатное расписание;
- трудовые книжки и правильность внесения записей;
- наличие подписей сотрудников на приказах о приеме на работу, назначении на другую должность и т.д.;
- книгу учета трудовых книжек и вкладыши;
- работу в выходные дни и сверхурочно (соответствующие приказы, согласия работников, согласования с профсоюзом);
- работу льготных категорий граждан (инвалидов, несовершеннолетних и т.д.);
- соблюдение правил охраны труда;
- наличие положения о персональных данных сотрудников;
- работу с иностранными гражданами.
Проверка инспекции по труду проводится на основании приказа или распоряжения руководителя (его заместителя) органа Инспекции. Копия этого приказа (распоряжения) вручается под роспись частному предпринимателю (его представителю) или руководителю (представителю) юридического лица. По просьбе вышеуказанных лиц инспекторы обязаны:
- предоставить необходимую информацию об органах и должностных лицах, производящих проверку;
- ознакомить их с административными регламентами осуществления надзорных (контрольных) мероприятий и порядком их осуществления.
Согласно норме ст. 357 Трудового кодекса РФ инспекторы вправе:
- требовать у работодателей и бесплатно получать от них все то, что проверяет инспекция по труду, т.е. любые документы, информацию, объяснения, которые необходимы для выполнения контрольных (надзорных) функций;
- изымать образцы обрабатываемых или используемых веществ и материалов с целью проведения их анализа.
По ходу проведения проверки Инспекция имеет право направить работодателю запрос с просьбой предоставить документы. Они предоставляются в форме копий, удостоверенных печатью (при ее наличии) и подписью предпринимателя (его представителя) или уполномоченного должностного лица организации.
Закон запрещает инспекторам:
- запрашивать информацию, документы, получать образцы, пробы, если они не относятся к тому, что проверяет трудовая инспекция;
- изымать оригиналы документов.
Сроки внеплановых проверок трудовой инспекции
По результату проведенной проверки соответствующие должностные лица Инспекции составляют акт (два экземпляра). Приложением к акту могут являться (в случае наличия):
- протоколы отбора образцов производимой продукции, проб, полученных при обследовании объектов производственной и окружающей среды;
- заключения или протоколы проведенных испытаний, исследований и экспертиз;
- предписания с требованием об устранении нарушений;
- объяснения работников;
- иные документы, которые связаны с результатами проверки, либо их копии.
Ниже Вы можете ознакомиться с планом проверок государственной трудовой инспекции на 2013 год:
Ежегодный план проведения плановых проверок трудовой инспекции юридических лиц и индивидуальных предпринимателей г. Москвы — скачать и г. Санкт-Петербурга скачать
В процессе осуществления профессиональной деятельности у сотрудников могут появляться самые различные претензии в адрес начальства. Однако современная практика показывает, что наиболее распространенными из них являются следующие:
- Задержка заработной платы либо неправомерный отказ работодателя от исполнения своих финансовых обязательств. Зарплата является главной причиной и стимулом для качественного исполнения регулярных профессиональных обязательств сотрудниками. На работодателя, в свою очередь, возлагается серьезная ответственность в отношении осуществления регулярных выплат.
В соответствии с установленными правилами, денежные средства должны выдаваться современным работникам не реже, чем два раза за один календарный месяц. Именно поэтому во многих компаниях действует следующее правило: сначала служащие получают аванс и уже потом – оставшуюся часть своего заработка. Несоблюдение этого правила является серьезным нарушением со стороны работодателя.
Помимо этого, положенные сотрудникам денежные средства должны выдаваться им в строго определенные даты. Эти даты фиксируются в соответствующем разделе каждого трудового договора, а также в иных внутренних документах компании. Нарушение существующего графика выплат работодателем так же дает сотрудникам законное право на предъявление официальных претензий в адрес начальства. - Незаконное произведенное увольнение. Как известно, каждый сотрудник может быть уволен из организации на основании собственного желания, по соглашению сторон, а также по одностороннему решению руководителя. Именно в последнем случае у работников, чаще всего, возникают претензии в адрес начальства.
- Нарушение работодателем законных прав служащих на регулярное получение оплачиваемого отпуска. В соответствии со стандартными правилами период отдыха должен предоставляться сотрудникам каждый год. Его продолжительность, в большинстве случаев, составляет ровно 28 дней. Уход сотрудников в законный отпуск осуществляется на основании заранее составленного графика. При этом служащий может принимать самостоятельное решение о том, возьмет ли он отпуск целиком либо разделит данный период на несколько частей. Работодатель, в свою очередь, обязан исполнить требования служащего. В противном случае у сотрудника будут иметься все основания для обращения в уполномоченную инстанцию и предъявления официальных претензий.
- Незаконное проведение работодателем сокращения. Право на сокращение у руководителя имеется, однако такие действия должны быть обоснованы с точки зрения законодательных норм. Более того, действующими правилами был установлен перечень особых категорий сотрудников, которые не могут подлежать сокращению ни при каких обстоятельствах. Следовательно, если работодатель все-таки примет решение сократить таких служащих, они смогут признать данное решение незаконным.
Проверка трудовой инспекцией представляет собой особую процедуру, во время которой особое внимание уделяется деятельности организации и ее соответствия установленным законодательным нормам. Естественно, для каждого работодателя такая проверка характеризуется серьезным стрессом. Дело в том, что обнаруженные в ходе проверочных мероприятий нарушения обязательно будут зафиксированы уполномоченными лицами в письменной форме. Более того, на основании обнаруженных несоответствий, в отношении работодателя могут быть установлены предусмотренные законодательством меры ответственности.
Именно поэтому современных руководителей нередко волнуют вопросы о том, обязан ли трудовой инспектор заранее предупредить работодателя о скором визите. Сразу следует отметить, что здесь все будет зависеть от непосредственного типа проверки, которая была избрана уполномоченным лицом, например:
- Как известно, проверка трудовой инспекции может осуществляться в плановом режиме. В таком случае она будет представлять собой стандартную процедуру, которая исполняется уполномоченными лицами с установленной периодичностью. В данной ситуации трудовой инспектор действительно будет обязан заранее предупредить руководителя организации о грядущей проверке. Более того, предупреждение должно быть оформлено в письменном виде. Для этого трудовым инспектором составляется специальное уведомление, которое отправляется работодателю. Данный документ может быть составлен в свободной форме. Главное, чтобы в нем содержались следующие сведения: наименование и адрес организации, в которую направляется трудовой инспектор, основная информация о том, что в компании будет проведена проверка и т.д.
Во время подготовки вышеуказанного уведомления уполномоченным лицом должно быть соблюдено и еще одно важное правило, а именно – установленные сроки, в которые работодатель должен быть осведомлен о проверке. В соответствии с действующими правилами, документ должен быть передан работодателю не позднее, чем за три дня до непосредственного начала проверки. - Второй разновидностью проверки трудовой инспекции можно назвать внеплановую. Она представляет собой особые мероприятия, которые, как и следует из их названия, проходят во внеплановом режиме. Для назначения внеплановой проверки у уполномоченного лица должны иметься определенные основания. В большинстве случаев таким основанием является получение письменного обращения от недовольного сотрудника. В своем письме он может сообщить о различных нарушениях, которые совершаются работодателем. О внеплановой проверке трудовой инспектор никогда не предупреждает руководителя организации.
Инспекция по труду проводит проверки соблюдения в организациях трудового законодательства основываясь на ст.353 и 356 ТК. Специализированных нормативно-правовых актов, которые регулировали бы конкретно проверки трудового законодательства, в РФ нет. Поэтому в своей деятельности инспекторы руководствуются:
- Конвенцией МОТ №81, составленной в 1974 году;
- Законом «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора)» от 19.12.2008 №294-ФЗ.
График проведения ревизий составляется за год. То есть план проверок трудовой инспекции на 2020, готовился в 2016 году. Каждый желающий может ознакомиться с ним на официальном сайте Роструда.
График составляется с учётом того, что соблюдение трудового законодательства можно проверять на предприятии не ранее чем через 3 года после:
- Государственной регистрации юрлица или ИП;
- Окончания проведения последней проверки.
Перед началом проверки руководитель трудовой инспекции по месту нахождения организации издаёт соответствующее распоряжение. В нём указывается:
- Дата издания;
- Должностные лица, уполномоченные проверять организацию;
- Полное название и юридический адрес проверяемой организации;
- Точная дата проведения проверки, её цели и задачи.
Копия распоряжения направляется руководителю объекта проверки, таким образом, чтобы он был уведомлен о проведении ревизии не позднее 3 дней до её начала. Уведомление может быть отправлено факсом, почтой либо передано в руки.
Внимание! Инспекторы не могут:
- Запрашивать информацию, образцы, не имеющих отношение к объекту проверки;
- Изымать оригиналы каких-либо документов.
- Трудовые договоры с работниками должны соответствовать требованиям ст.57 ТК.
- Договоры об индивидуальной или коллективной материальной ответственности. Они могут заключаться с работниками, перечень должностей которых указан в постановлении Минтруда №85 от 31.12.2002.
- Ученические договоры, если в организации практикуется ученичество.
- Правила внутреннего трудового распорядка.
- Коллективный договор.
- Положение, регулирующее оплату труда и премирование работников (это необязательный документ, такие же сведения могут содержаться в колдоговоре).
- Положение о персональных данных сотрудников в соответствии со ст.88 ТК.
- Другие возможные локальные акты организации, устанавливающие график сменности, вахтовый метод, ненормированный рабочий день или разделение рабочего дня для сотрудников.
Трудовая инспекция проверяет трудовые договора на наличие там информации о днях выплаты заработной платы, а затем сверяет эти даты с реальными датами выплат. Инспектора изучают:
- Формы расчётных листов;
- Извещение о выплате зарплаты, составляемое в соответствии со ст.136 ТК.
Извещения работников о предоставлении отпуска. Согласно ст.123 ТК работник должен быть уведомлен об очередном отпуске не позднее, чем за 2 недели до начала.
Сюда можно отнести:
- Трудовые книжки;
- Личные карточки работников (форма Т-2);
- Уведомления работников о переносе рабочего времени, сокращении штата, расторжении трудового договора и т.д.;
- Заявления работников о предоставлении отпуска, расторжении трудового договора и т.д.;
- Больничные листы;
- Различные журналы учёта (командировок, движения трудовых книжек, несчастных случаев на производстве и т.д.).