- Экономика

Извещение о согласовании местоположения границы земельного участка

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Извещение о согласовании местоположения границы земельного участка». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Августовский педсовет – онлайн
  • Освежили классы и фасады, обновили оборудование
  • В очном и безопасном режиме
  • Отметили на всероссийском уровне
  • Одним абзацем
  • День города-2020: концерты, флешмобы, фестиваль в детинце

  • Этот день в истории
  • Всем билет на балет!
  • Как написать «Диктант Победы»?
  • Статистика
  • В транспорте возобновят проверку по «безналу»
  • Где установят КОИБ
  • Жилье – молодым
  • Недочеты исправят
  • Проголосовать досрочно
  • Памятник истории вернули епархии

08/09/2020 В Курске принято решение не отключать холодную воду в трех десятках МКД
По планам отключения должны были пройти 10 сентября

08/09/2020 В Курской области сотрудники Росгвардии задержали более 50 человек розыске
Сотрудники вневедомственной охраны Росгвардии с начала текущего года задержали 52 человека, которые находились в розыске.

08/09/2020 На Боевке появились баннеры с видами старинного Курска
В Курске в парке Боева дача появились баннеры, на которых изображены старинные виды нашего города.

08/09/2020 В Курске плитку с Театральной площади используют при благоустройстве
Под руководством главы города Виктора Карамышева прошло совещание с руководителями администраций округов.

08/09/2020 В Курске ТЮЗ «Ровесник» объявил набор в студию актёрского мастерства
Театр юного зрителя «Ровесник» имени И.В.Селиванова объявил ежегодный набор в студию актёрского мастерства.

08/09/2020 В четверг в части Курска отключат холодную воду
Телефон для справок: 70-06-14.

08/09/2020 Независимые наблюдатели смогут проконтролировать процесс дистанционного голосования
С 11 по 13 сентября на дополнительных выборах депутатов Государственной думы седьмого созыва в Курской и Ярославской областях впервые будет применяться система дистанционного электронного голосования (ДЭГ), которая разработана компанией «Ростелеком» по заданию ЦИК России.

08/09/2020 В Курске ожидается похолодание и небольшой дождь
В ближайшие сутки на территории областного центра переменная облачность.

08/09/2020 В Курске на базе КГМУ открыли анатомический театр
Сегодня на базе Курского государственного медицинского университета открылся анатомический театр.

08/09/2020 В Курске на пожаре спасатели эвакуировали 14 человек
Сегодня, 8 сентября, в 13.20 в службу спасения поступило сообщение о пожаре в квартире на улице Крюкова.

В случае, если смежный земельный участок находится в аренде, то необходимо выяснить два момента:

  1. Определить собственника земельного участка. Земельный участок может находится в государственной (РФ или субъекта РФ), муниципальной или частной собственности. В случае, если арендованный земельный участок находится в частной собственности, то в любом случае, согласование будет происходить с собственником земельного участка. Если в государственной или муниципальной, то необходимо:
  2. Определить срок договора аренды. Согласование будет происходить с арендатором земельного участка, а не с собственником в том случае, если договор аренды земельного участка заключен на срок более чем 5 лет.

Согласование границ с Администрацией будет происходить в случае, если смежный земельный участок находится в муниципальной собственности или в государственной собственности до ее разграничения (ст. 3.1, 3.3 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Процедура согласования границ с органом местного самоуправления является муниципальной услугой и определяется административным регламентом. Такой регламент в каждой Администрации свой, но порядок везде схож.

Рассмотрим типичный порядок согласования границ в Администрации:

  1. Подготовка заявления с приложением межевого плана (образец заявления здесь)
  2. Подача заявления в орган местного самоуправления, его регистрация и выдача расписки в получении документов;
  3. Рассмотрение (экспертиза) документов Администрацией, направление запросов в Росреестр и другие органы. Обычный срок рассмотрения – 1 месяц или 20 рабочих дней.
  4. Получение заявителем согласования границ в акте или мотивированный отказ в согласовании.

В соответствии с п. 4 ст. 39 221-ФЗ, в согласовании местоположения границ от имени органа местного самоуправления вправе участвовать представитель данного органа, уполномоченный на такое согласование доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью и подписью руководителя данного органа. Нотариальное удостоверение этой доверенности не требуется.

Земельный участок под многоквартирным домом входит в состав общедомового имущества собственников. В согласовании границ от имени собственников выступает лицо, уполномоченное на основании решении общего собрания указанных собственников. Обычно в ТСЖ это председатель, в управляющей компании – директор.

В каждом садовом некоммерческом товариществе (территория садоводства) имеются земли общего пользования. Согласно новому 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства…», теперь эти земли именуются, как земельные участки общего назначения.

Право на согласование смежной границы земельного участка садовода и земельных участков общего назначения в границах территории садоводства осуществляет представитель СНТ, уполномоченный на то, решением общего собрания членов садоводческого некоммерческого товарищества (п. 4 221-ФЗ). В подавляющем большинстве случаем, эти полномочия имеет председатель СНТ.

Согласно п. 1 ст. 8 ЛК РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии с п. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.

Органом, имеющем право на распоряжение, а соответственно и согласование границ лесных участков, находящихся в федеральной собственности является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) (письмо Министерства экономического развития РФ от 31 октября 2013 г. N 23782-ПК/Д23и «О полномочиях по принятию решений о согласовании местоположения границ лесных участков в составе земель лесного фонда»).

Относительно необходимости согласования границ с Росимуществом следует отметить следующее:

В связи с принятием федерального закона № 280-ФЗ от 29.07.2017 г. о так называемой «лесной амнистии», в частности с п. 9 ст. 10, до 1 января 2023 года в целях государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства, не требуется проведение согласования местоположения части границы такого земельного участка, которая находится в границах лесничества, лесопарка, в случае одновременного соблюдения следующих условий:

1) земельный участок был предоставлен гражданину для указанных целей до 8 августа 2008 года или образован из земельного участка, предоставленного до 8 августа 2008 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение. Данное условие также считается соблюденным в случае перехода прав на такой земельный участок после 8 августа 2008 года;

2) смежным земельным участком является лесной участок.

При соблюдении этих двух условий, согласование границ с Росимуществом проводится не будет.

Также в соответствии со ст. 60.2 218-ФЗ, в случае, пересечения границ межуемого земельного участка, права на который возникли до 2016 года, и границ лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.

После определения всех смежных землепользователей, с кем подлежит согласование границ участка, кратко выясним дальнейший порядок действий:

  1. Подготовка акта согласования границ. Кадастровый инженер готовит акт согласования границ в составе межевого плана с указанием списка всех смежных землепользователей.

Более подробно в главе «Акт согласования границ»

  1. Выбор способа согласования границ. К способам согласования границ относится:
  • Индивидуальный порядок
  • Проведение собрания

Могут применятся оба способа согласования. Все зависит от особенностей, того или иного смежного землепользователя.

Более подробно в главе «Способы согласования границ».

  1. Извещение смежных землепользователей. В целях соблюдения прав смежных землепользователей необходимо обязательное их извещение.

Более подробно в главе «Способы согласования границ», «Сроки согласования».

  1. Проверка документов правообладателей смежных земельных участков. При согласовании границ необходимо проверить правоудостоверяющие документы на земельный участок и установить личность подписанта.

Более подробно в главе «Необходимые документы»

  1. Демонстрация границ земельного участка. Кадастровый инженер или сам собственник участка показывает заинтересованным лицам («смежникам») схему земельных участков с координатами смежной (общей) границы. Смежные землепользователи вправе обязать кадастрового инженера показать границы участка на местности.
  2. Подписание акта согласования границ. В случае согласия с координатами общей границы, стороны подписывают акт согласования границ, тем самым выражая свое согласие с прохождением по этой границе забора.

Более подробно в главе «Акт согласования границ».

С момента подписания акта согласования границ, такая процедура в межевании, как согласование границ считается оконченной.

Ниже, вы узнаете все подробности каждого из указанных этапов.

При процедуре согласования границ земельного участка от правообладателей смежных земельных участков требуются следующие документы:

  1. Правоустанавливающие и/или правоподтверждающие документы на земельный участок, в случае если сведения о правах не внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Такое может быть, если земельный участок поставлен на кадастровый учет, а права на него не зарегистрированы. К таким документам относятся:
  • Акты о предоставлении земельных участков в постоянное бессрочное пользование, пожизненное наследуемое владение;
  • Договоры купли-продажи, дарения с отметкой о регистрации БТИ;
  • Решения об отводе земельного участка;
  • Иные документы.
  1. Документы, подтверждающие личность правообладателя.
  • Паспорт собственника – физического лица или нотариальная доверенность представителя такого лица;
  • Учредительные документы (устав, решение общего собрания об избрании директора) собственника – юридического лица, в случае подписания акта согласования директором или простая письменная доверенность, заверенная директором такого юридического лица.
  1. Документы, используемые при межевании земельного участка. Могут понадобится такие документы как:
  • Квалификационный аттестат кадастрового инженера (могут запросить соседи);
  • Межевой план (не только акт согласования границ);
  • Акт согласования границ со схемой формируемого земельного участка.

Публикация объявления о проведении межевания в газете

Компания N заключила договор на проведение кадастровых работ по уточнению границ земельного участка. При согласовании их местоположения возникли разногласия с собственником смежного земельного участка, который в это время также осуществлял межевание. Сложность заключалась в том, что смежная граница не была огорожена, а межа перекопана. Однако после того, как кадастровый инженер определил местоположение границ участка на местности, смежный собственник подписал акт согласования. Через день он обратился к руководителю компании N с просьбой подписать его акт согласования местоположения границ земельного участка. Считая конфликт исчерпанным, директор акт подписал.

Однако орган кадастрового учета принял решение о приостановлении осуществления кадастрового учета земельного участка компании N ввиду пересечения одной его границы с границей участка смежного собственника, сведения о котором к этому времени уже содержались в государственном кадастре недвижимости.

Компания обратилась за правовой помощью.

Юрист предложил два варианта выхода из сложившейся ситуации: принять местоположение смежной границы по координатам характерных точек смежного собственника (в этом случае площадь земельного участка компании сокращалась бы на 1,5 сотки) или обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением.

Учредители компании N выбрали второй – более сложный, но справедливый, с их точки зрения, вариант решения данной проблемы.

Прежде чем перейти к описанию механизма разрешения судебного спора, необходимо остановиться на правилах проведения кадастровых работ по уточнению границ земельных участков.

В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком признается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Таким образом, наиважнейшими элементами земельного участка, индивидуализирующими его среди объектов гражданских прав, являются границы. Границы земельного участка определяются в соответствии с Законом № 221-ФЗ, а сведения о них вносятся в государственный кадастр недвижимости, который является прежде всего систематизированным сводом сведений об учтенном в установленном законом порядке недвижимом имуществе.

В государственный кадастр недвижимости среди прочих включаются такие уникальные характеристики участка, как описание местоположения его границ и его площадь (п. 3, 6 ч. 1 ст. 7 Закона № 221-ФЗ). Согласно п. 7, 9 ст. 38 Закона № 221-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат их характерных точек.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из данных, имеющихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, а при отсутствии такого документа – из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании (технический паспорт, договоры, свидетельства).

Обратите внимание: при отсутствии документов границами земельного участка признаются границы, существующие на местности 15 лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Споры чаще всего возникают и имеют наибольшую трудность при уточнении границ земельных участков, так как определить координаты характерных точек с помощью правоустанавливающих документов зачастую невозможно. Законодатель учел возможные злоупотребления в данной сфере и ввел процедуру обязательного согласования местоположения границ с правообладателями смежных земельных участков.

Процедура согласования местоположения границ достаточно четко определена в ст. 39 и 40 Закона № 221-ФЗ и является обязательной при проведении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка.

В целом процедуру согласования можно разделить на три этапа.

I этап. Подготовительный.

В рамках данного этапа необходимо осуществить следующие действия:

  1. выявить всех заинтересованных лиц (в ч. 3 ст. 39 Закона № 221-ФЗ указано, что это собственники земельных участков, лица, владеющие земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования и аренды). Следует отметить, что в Законе предусмотрены определенные исключения из данного перечня. Выявить заинтересованных лиц можно путем запроса сведений из государственного кадастра недвижимости (они носят открытый характер), хотя в большинстве случаев все заинтересованные лица известны;

  2. определить, каким образом будет осуществляться согласование местоположения границ участка. Закон наделяет заказчика кадастровых работ, коим, как правило, является собственник земельного участка, правом выбора – устанавливать границы земельного участка на местности или нет (ч. 5 ст. 39 Закона № 221-ФЗ). Однако заказчику кадастровых работ нужно помнить, что заинтересованные лица имеют право потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности;

  3. определить порядок проведения согласования местоположения границ земельного участка. Данное решение принимается кадастровым инженером. Законодательством предусмотрены только два варианта этой процедуры: проведение собрания заинтересованных лиц или согласование с каждым из них в индивидуальном порядке (ч. 7 ст. 39 Закона № 221-ФЗ);

  4. довести до заинтересованных лиц информацию о проведении собрания (если кадастровый инженер решил его проводить). Форма извещения о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка утверждена Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412.

В соответствии с ч. 9 ст. 39 Закона № 221-ФЗ в извещении о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка должны быть указаны:

  • сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;
  • сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
  • кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;
  • порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где можно ознакомиться с проектом;
  • место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;
  • сроки и почтовый адрес для вручения или направления требований о проведении согласования местоположения границ с установлением их на местности и (или) обоснованных возражений в письменной форме.

Согласно ч. 8 ст. 39 Закона № 221-ФЗ извещение заинтересованных лиц может осуществляться четырьмя способами:

1. непосредственное вручение извещения под расписку заинтересованным лицам или их представителям;
2. направление извещения с уведомлением о вручении по почтовым адресам;
3.направление извещения по адресам электронной почты заинтересованных лиц в соответствии с кадастровыми сведениями (при их наличии);
4.опубликование сообщения о проведении собрания в порядке, установленном для официальной публикации муниципальных правовых актов и иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Однако опубликование допускается лишь в следующих случаях:

В пункте 86 Приказа Минэкономразвития России № 412 предусмотрена процедура досудебного урегулирования спора, в соответствии с которой обоснованные возражения о местоположении границы могут быть сняты путем проведения повторного согласования. В этом случае оформляется новая редакция чертежа, на обороте которого составляется акт, содержащий сведения о согласовании местоположения отдельных характерных точек или частей границы, в отношении которых ранее имелись возражения. При этом в состав межевого плана включаются все редакции чертежа и акта согласования. Таким образом, заинтересованное лицо соглашается с местоположением границ смежного землепользователя.

В соответствии с п. 5 ст. 40 Закона № 221-ФЗ не урегулированные споры должны разрешаться в судебном порядке. Следует отметить, что осуществление кадастрового учета не является соревнованием, которое проводится по принципу «кто успел, тот и съел», поэтому постановка на кадастровый учет земельного участка смежного собственника и регистрация права собственности на него еще не свидетельствуют об определении смежной границы в окончательной форме.

Прежде всего нужно провести тщательную подготовку к предстоящему судебному разбирательству, в рамках которой необходимо осуществить следующие действия:

  1. Затребовать сведения о земельном участке заинтересованного лица (смежного собственника) из государственного кадастра недвижимости (благо, они носят открытый характер).

В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона № 221-ФЗ сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде:

  • копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости (межевой план);
  • кадастровой выписки об объекте недвижимости;
  • кадастрового паспорта объекта недвижимости;
  • кадастрового плана территории;
  • в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Наиболее содержательными из перечисленных документов являются межевой план и кадастровая выписка о земельном участке. На наш субъективный взгляд, лучше всего затребовать кадастровую выписку, так как она отражает необходимые сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости. Сведения могут запрашиваться любым заинтересованным лицом, но следует помнить, что за их предоставление взимается плата.

  1. Потребовать от кадастрового инженера вынесения заключения о возможных причинах принятия решения о приостановлении кадастрового учета. В соответствии с п. 12 Приказа Минэкономразвития России № 412 раздел «Заключение кадастрового инженера» включается в состав межевого плана в следующих случаях:
  • в ходе кадастровых работ выявлены несоответствия кадастровых сведений о местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков, границ муниципальных образований или населенных пунктов их фактическому местоположению, наличие которых является препятствием для постановки образуемых земельных участков на государственный кадастровый учет или для кадастрового учета изменений существующих земельных участков;
  • имеются неснятые возражения по поводу местоположения границ земельного участка, выделяемого в счет доли (долей) в праве на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения;
  • в иных случаях, в том числе если по усмотрению лица, выполняющего кадастровые работы, необходимо дополнительно обосновать результаты кадастровых работ (например, раз-меры образуемых земельных участков).

При вынесении заключения кадастровый инженер должен сравнить координаты поворотных точек границы земельного участка смежного собственника, указанных в кадастровой выписке или межевом плане, с координатами поворотных точек, полученных им при осуществлении кадастровых работ по уточнению границ вашего земельного участка. Кроме того, он должен определить площадь наложения земельных участков.

Смежные земельные участки, с правообладателями которых требуется согласовать местоположение границы: 18:08:011008:103 (Удмуртская Республика, Завьяловский район, СТ “Сепычевский”, уч. 182), 18:08:011008:110 (Удмуртская Республика, Завьяловский район, СТ “Сепычевский”, уч. 188).

Собрание по поводу согласования местоположения границ состоится по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, УР, г.Ижевск, ул. Буммашевская д.23,каб.20 «12» августа 2020 г. в 10-00 часов. С проектом межевого плана земельного участка можно ознакомиться по адресу: УР, г. Ижевск, ул. Буммашевская д.23,каб.20.

Приложение
к приказу
Минэкономразвития России
от 21 ноября 2016 года N 735

ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ СОБРАНИЯ О СОГЛАСОВАНИИ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ГРАНИЦЫ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

КАДАСТРОВЫЙ ИНЖЕНЕР

ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ СОБРАНИЯ О СОГЛАСОВАНИИ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ГРАНИЦЫ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

Кадастровым инженером

(фамилия, имя, отчество, почтовый адрес,

адрес электронной почты, контактный телефон, N регистрации в государственном реестре лиц, осуществляющих кадастровую деятельность)

выполняются кадастровые работы в отношении земельного участка с кадастровым N

, расположенного

,

(при наличии)

Акт согласования местоположения границ земельного участка, образец

Часта ситуация, когда соседи не могут между собой поделить территорию участка и решать этот вопрос приходится через суд. Чтобы судья вынес решение в Вашу пользу, необходимо грамотно составить иск. Но благодаря закону «О Государственном кадастре недвижимости» эту процедуру удалось упростить.

Важно понимать! Раньше, до принятия нового закона, до 2007 года акт согласования был не нужен. Для чего и для кого же тогда все так усложнили? А сделали это для того, что бы защитить интересы собственников, а именно всех сторон, ведь каждый участок обязательно имеет свои границы, которые соприкасаются с другими наделами и поэтому для урегулирования возможных споров и конфликтов требуется подписание акта согласования местоположения границ земельного участка.

Для того чтобы провести межевание участка законным способом, необходимо получить согласие от своих соседей в письменном виде. Причем предупредить их нужно не менее чем за месяц до назначенных работ. Владелец земли должен составить акт, который является обязательным документом межевого дела, и провести собрание между своими соседями. Нередко сосед отказывается подписывать бумагу, особенно если это касается его имущественных владений.

СОВЕТ! Если Вы уже заранее знаете, что Ваш сосед не подпишет акт из-за вредности или испорченных отношений лучше всего отправить ему заказное письмо с пометкой о вручении. Так в суде Вы сможете доказать, что письмо было вручено адресату и он догадывается о межевании.

  • Вы являетесь собственниками участков;
  • Вы имеете доли в коллективной собственности;
  • один из соседей собственник, а второй располагается участком по праву пользования.

Не стоит без согласия соседа проводить межевание, так как он может обратиться в суд и выиграть процесс, Вы только потратите в пустую деньги, а по завершению процесса придется оплатить и услуги адвоката.

На сегодняшний день известно два способа межевания, которые допускается провести без согласия соседей.

1. Выслать заказное письмо трижды в течение 1,5 месяцев, и не дождаться ответов по нему.

2. Соседей нет, т.е. Вы не знаете их фактического места проживания.

ВАЖНО! В обязательном порядке в письме должна быть такая информация: время, дата и место проведения собрания, на повестке которого межевание участка. Если после получения письма сосед не является на собрание, то результат его проведения является законным без его присутствия. Важно направить письмо с подтверждением о получении, которое пришивается к межевому делу.

Инженеры «Бюро технической инвентаризации и кадастра» рассматривают дела, касающиеся межевания за одну неделю. Вам предстоит заплатить только за выпуск объявления в газете. Наши сотрудники подошьют в дело экземпляр публикации и сдадут его в кадастровую палату, а Вы получите на руке новый паспорт. С помощью нашей компании Вам больше не придется бегать по соседям и собирать подписи, изводя себя их отказами и розысками

Функция возложена на специалистов, а именно на кадастровых инженеров. Они обладают профессиональными знаниями и имеют квалификационные дипломы.

В список их полномочий, входят:

  • проверка паспорта владельца территориального надела и правоустанавливающих документаций на землю;
  • предоставление плана межевания непосредственному собственнику участка, и давать пояснения, в случае возникновения вопросов;
  • установка границ территории, которая согласуется.

Также этот специалист проводит мероприятия по согласованию территориальных границ. В нём участвуют все заинтересованные граждане: собственники и наследники, а также те, кто наделён правом бессрочного эксплуатирования земли. Участниками так же являются и арендаторы земельных участков.

Оно должно быть передано за определённое количество дней (точная цифра указана ранее) до проведения собрания с соседями смежных территорий. Извещать необходимо, если являются непосредственными владельцами земли, наделены правом пожизненного наследуемого владения, пользуются землёй на бессрочной основе. В расчёт не берутся участки, которые предоставлены от муниципалитета или госоргана.

Есть определённый порядок, которого должен придерживаться кадастровый специалист:

  1. Проверить документы у каждого владельца смежных территорий: паспорта и свидетельства на землю. При наличии доверенных лиц, у них должна быть действующая доверенность.
  2. Ознакомить с границами участка, в случае появления вопросов, их разъяснить, желательно в доступной форме. Юридические формулировки могут быть понятны не каждому.
  3. Составляет акт согласования. В этом документе расписываются всех заинтересованные лица. Если присутствуют у кого-то возражения, они учитываются, и заносятся в этот акт.

Кадастровый специалист проводит геодезические работы: устанавливает указатели, оформляет межевой план в текстовой и графической форме. В последующем с этими документами нужно обратиться в кадастровый отдел, чтобы поставить территориальный надел на учёт. Буквально через 10 рабочих дней будет готов технический паспорт.

Если он был оформлен ранее, тогда в него вносятся соответствующие изменения. Собственнику останется только переоформить свидетельство на право собственности на территориальный надел в регистрационной палате.

Этот факт отображается не только в акте, но и составляется от руки непосредственно самим возражающим гражданином.

Он должен прописать такие сведения:

  • Инициалы возражающего лица;
  • Кадастровый № территориального надела, который прилегает к объекту, чьи границы согласуются;
  • Суть самого возражения и его аргументирование;
  • Личная подпись.

Возражение составляется непосредственно самим соседом, либо его представителем, действующий по нотариально заверенной доверенности. На основании этого заявления, проводится повторный меж участка. Если, опять же, этот человек не согласен и с этими данными, он должен подать исковое заявление в высшую инстанцию.

Оспорить границы может только непосредственный владелец земельного участка посредством подачи искового заявления в высшую инстанцию. Для этого могут послужить следующие основания:

  • несвоевременное информирование о данном мероприятии;
  • акт оформлен с техническими и юридическими нарушениями;
  • подписи участников подделанные (этот факт придётся доказать);
  • предоставление недостоверных данных относительно территориальных границ.

При оформлении кадастрового паспорта или свидетельства о собственности необходимо проведение межа с определением истинных границ. А это невозможно без согласия соседей по прилегающие территории.

Подготовка Акта согласования местоположения границ земельного участка ведется в соответствии с:

  • Статьями 39 и 40 Федерального закона «О кадастровой деятельности» от 24.07.2007 N 221-ФЗ, где разъеснены все вопросы, возникающие в отношении порядка оформления Акта согласования. Для удобства читателя, обе статьи приведены в конце данного текста.
  • Приказ Министерства экономического развития РФ от 08 декабря 2015 г. № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке». В тексте документа содержится установленная форма Акта согласования местоположения границ земельного участка.

Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:

1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);

2) пожизненного наследуемого владения;

3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);

4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

Согласование местоположения границы земельного участка.

Процесс согласования Акта обследования границ земельного участка описан в ранее упомянутых нормативных документах. Для правильной подготовки Акта следует обязательно соблюсти порядок его подготовки

Этап 1. Определение заинтересованных лиц

В первую очередь устанавливается перечень заинтересованных лиц. Заинтересованными лицами могут быть лишь те собственники земельных участков, границы которых одновременно являются границами земельного участка, в отношении которого выполняется Акт согласования. Собственники соседних (смежных) земельных участков не в праве выказывать возражения в отношении границ земельного участка, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего лицу, в отношении которого выполняется Акт, земельного участка.

Если непонятно, кто является правообладателем земельного участка, следует получить Выписку об объекте недвижимости.

Этап 2. Установление порядка проведения согласования

Кадастровый инженер, по своему выбору проводит согласование границ либо в индивидеальном порядке, либо проведением общего собрания. В случае, если невозможно подписать с каждым заинтересованным лицом Акт в индивидуальном порядке, проведение общего собрания будет вынужденной необходимостью.

Этап 3. Уведомление заинтересованных лиц о проведении собрания

Заинтересованные лица извещаются о проведенеии общего собрания для согласования границ земельного участка.

В уведомительном документе указываются следующие сведения:

Указать перечень сведений, которые указываются в уведомлении!!!!!!!

Оповестить о проведении общего собрания необходимо за 1 месяц до его проведения одним из способов:

  • передать уведомление о проведении лично в руки и под расписку о получении
  • отправить почтовым отправлением с уведомлением о вручении
  • отправить на адрес электронной почты (с уведомлением о получении адресатом электронного письма)
  • опубликовать извещение в местной газете*

Сведения об извещениях указываеются в Акте согласования границ земельного участка, а также прикладываются оригиналы доказательств извещений (уведомления, расписки, страница газеты и т.д.)

* Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случаях:

  • в ЕГРП отсутствуют сведения об электронном или почтовом адресе заинтересованного лица
  • получено уведомление о невозможности вручения уведомления
  • смежный земельный участок расположен в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и относится к имуществу общего пользования
  • земельный участок входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более пяти лиц
  • земельный участок является общим имуществом собственников многоквартирного дома
  • смежные земельные участки являются лесными участками

Этап 4. Проведение общего собрания

Проведение общего собрания заинтересованных лиц осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены земельные участки заинтересованных лиц или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами.

Кадастровый инженер, инициировавший общее собрание, производит проверку полномочий заинтересованных лиц или их представителей. Заинтересованным лицам представляется уже выполненный кадастровыми инженерами межевой план. Утверждение межевого плана (равно как и согласие с границами, указанными в межевом плане) фиксируется заинтересованными лицами в Акте согласования границ земельного участка путем его подписания в соответствующих графах.

В случае, если кто-то из заинтересованных лиц не согласен с границами, указанными в межевом плане, в соответствующие графы Акта согласования границ земельного участка вносятся сведения о таком возражении. В дальнейшем возражения могут быть сняты либо в индивидуальном, либо в судеьном порядке. Сведения о снятых возражениях также заносятся в Акт согласования. Подача межевого плана в регистрирующий орган возможна лишь при наличии Акта согласования со всеми снятыми замечаниями по имеющимся разногласиям.

1. Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее — согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее — заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

2. Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.

3. Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:

1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);

2) пожизненного наследуемого владения;

3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);

4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

4. От имени указанных в части 3 настоящей статьи лиц в согласовании местоположения границ вправе участвовать их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. При этом в согласовании местоположения границ от имени собственников вправе участвовать также представитель собственников помещений в многоквартирном доме, уполномоченный на такое согласование принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав общего имущества указанных собственников), представитель собственников долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения — решением общего собрания собственников таких долей (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц), представитель садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества — решением общего собрания членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества (если соответствующий смежный земельный участок расположен в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и является имуществом общего пользования товарищества). В согласовании местоположения границ от имени органа государственной власти или органа местного самоуправления вправе участвовать представитель данного органа, уполномоченный на такое согласование доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью и подписью руководителя данного органа. Нотариальное удостоверение этой доверенности не требуется.

4.1. В случаях, предусмотренных федеральным законом, в согласовании местоположения границ земельных участков, предназначенных для размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения, от своего имени вправе участвовать Государственная компания «Российские автомобильные дороги».

4.2. Границы земельных участков, образуемых при безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность, подлежат согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления муниципального образования, в собственность которых подлежит безвозмездной передаче указанное имущество. Границы земельных участков считаются согласованными при наличии письма органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органа местного самоуправления об их согласовании с приложением согласованного проекта границ земельного участка.

5. Согласование местоположения границ проводится по выбору заказчика кадастровых работ с установлением границ земельных участков на местности или без установления границ земельных участков на местности.

Заинтересованное лицо вправе потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности. В этом случае такое согласование осуществляется с установлением соответствующих границ на местности, за исключением предусмотренных част��ю 6 настоящей статьи случаев.

В соответствии с п. 7 ст. 39 Закона о кадастровой деятельности согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом.

Оба указанных способа согласования местоположения границ предполагают обязательное участие заинтересованных лиц. Вне зависимости от избранного кадастровым инженером способа собственнику участка необходимо обратить внимание на следующее. При согласовании местоположения границ важно убедиться, что смежный землепользователь действительно является заинтересованным лицом в понятии Закона о кадастровой деятельности, то есть обладает земельным участком на одном из четырех вышеуказанных оснований. Для этого необходимо проверить документы — основания возникновения права у смежного землепользователя. Стоит также помнить о том, что фактические границы земельного участка могут не соответствовать имеющимся документам либо юридическим границам (занесенным в ЕГРН).

Приведем основные спорные ситуации, которые могут возникнуть на стадии согласования местоположения границ земельных участков:

  • земельный участок смежного землепользователя не имеет установленных координат, а по имеющимся документам определить местоположение его границ не представляется возможным;

  • земельные участки по документам не являются смежными (например, согласно генеральному плану ДНП между земельными участками проходит дорога);

  • местонахождение смежного землепользователя неизвестно;

  • смежный землепользователь отказывается подписать Акт согласования.

Как правило, идентификацией правообладателя смежного участка занимается кадастровый инженер, привлеченный к выполнению кадастровых работ. И все же мы рекомендуем проверять полученную от кадастрового инженера информацию. В противном случае существует риск согласовать местоположение границ с лицом, не являющимся заинтересованным лицом (владельцем смежного земельного участка), что может привести в последующем к возникновению судебных земельных споров.

Несмотря на то что многие земельные участки не оформлены государством надлежащим образом и не поставлены на кадастровый учет, распоряжение ими и согласование осуществляется соответствующим органом государственной власти (местного самоуправления) в соответствии со ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Предположим, к земельному участку примыкают земли, не имеющие границ, кадастрового номера (например, дорога). В этом случае согласовывать местоположение границ возможно с органом государственной власти (местного самоуправления) соответствующего субъекта, в пределах которого расположен земельный участок.

В случае когда собственник смежного земельного участка (земель) неизвестен, за информацией можно обратиться к Администрации субъекта (района, поселения) либо в правление некоммерческого объединения, если земельный участок расположен в границах садоводческого, огороднического, дачного некоммерческого объединения.

При отказе в согласовании местоположения границ смежным землепользователем на основании п. 1 ст. 64 ЗК РФ спор подлежит рассмотрению в судебном порядке.

При проведении кадастровых работ может выясниться, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об адресе электронной почты или о почтовом адресе заинтересованного лица либо кадастровым инженером получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения. В этом случае извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ может быть опубликовано в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования (п. 8 ст. 39 Закона о кадастровой деятельности). Как правило, это означает публикацию о проведении собрания в газете муниципального образования.

Если заинтересованные лица не явились на собрание, местоположение границы с такими лицами считается согласованным. В этом случае кадастровый инженер в состав межевого плана включает соответствующую страницу печатного издания с публикацией о проведении собрания заинтересованных лиц.

Таким образом, достаточным условием для публикации извещения о проведении собрания заинтересованных лиц в печатном издании является отсутствие сведений об адресе заинтересованного лица в ЕГРН. С учетом того обстоятельства, что сведения об адресах заинтересованных лиц в ЕГРН в подавляющем большинстве случаев отсутствуют, а печатные издания муниципальных образований по объективным причинам большинством жителей муниципальных образований не изучаются, возникает возможность для злоупотребления правом.

Например, собственник земельного участка находится в конфликте со смежным землепользователем. При производстве кадастровых работ собственник земельного участка узнает, что сведения об адресе смежного землепользователя в ЕГРН отсутствуют. Поскольку конфликт может стать основанием для отказа смежного землепользователя в подписании Акта согласования местоположения границ, кадастровым инженером публикуется информация о проведении собрания в печатном издании. Смежный землепользователь не знакомится с указанным печатным изданием, в результате фактически может произойти захват части его территории, а формально местоположение смежной границы земельных участков будет считаться согласованным.

Суды признают, что такое согласование посредством публикации в печатном издании является надлежащим (см. бокс «Судебная практика»).

Чтобы пресечь возможные действия недобросовестных смежных землепользователей по согласованию местоположения границ посредством публикации извещения о проведении собрания заинтересованных лиц в печатном издании, правообладателю необходимо уточнить, имеются ли в ЕГРН применительно к конкретному земельному участку сведения о почтовом адресе и адресе электронной почты, и внести их при необходимости. Прежде всего, данная ситуация касается лиц, местоположение границ земельных участков которых не установлено в соответствии с требованиями действующего законодательства (земельные участки «некоординированные»).

Существуют также иные случаи, при которых допускается опубликование извещения о проведении собрания в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов соответствующего муниципального образования, но эти случаи не слишком распространены на практике (п. 8 ст. 39 Закона о кадастровой деятельности):

смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

земельные участки, в отношении которых выполняются кадастровые работы, являются лесными участками.

Видео по теме границ земельного участка

Получается тупик?! Как же тогда проводить согласование? Каким образом соблюсти права заинтересованных лиц? Может, извещение о кадастровых работах должно производиться через СМИ или в ином порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования?

Но извещение через СМИ не всегда может быть признано достаточно правомерным способом решения вопроса по ряду причин. Во-первых, согласно ч. 8 ст. 39 Закона N 221-ФЗ извещение через СМИ возможно в качестве альтернативного способа уведомления заинтересованных лиц. Только при условии, что в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения.

Но как быть в случае, когда сведения о почтовом адресе заинтересованных лиц содержатся в государственном кадастре недвижимости, а орган кадастрового учета не может их предоставить, поскольку нет согласия субъекта персональных данных на их использование? Очевидно, что в нынешнем своем виде норма Закона о кадастре не позволяет в такой ситуации прибегать к опубликованию извещения в СМИ.

Даже в ситуации, когда кадастровому инженеру удалось самостоятельно найти заинтересованное лицо, с которым необходимо производить согласование, может возникнуть еще одна проблема. Она связана с возможным расхождением между сведениями о персональных данных этого лица, которые оно сообщило кадастровому инженеру, и сведениями, содержащимися в государственном кадастре недвижимости.

Это вызвано тем обстоятельством, что согласно п. 68 Приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 в графе реквизита раздела «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях» необходимо указывать адрес для связи с правообладателем смежного земельного участка, а также в отношении физического лица — фамилию, имя и отчество (отчество указывается при наличии).
Однако на момент проведения кадастровых работ это лицо уже может поменять и адрес, и даже имя с фамилией. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 26 Закона N 221-ФЗ такие противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости являются основанием для приостановления осуществления кадастрового учета и последующего отказа в его осуществлении.

Во-вторых, компромисс, на который пошел законодатель, разрешив извещать заинтересованных лиц через СМИ, нельзя признать вполне удачным. Такое извещение не позволяет гарантировать соблюдение прав заинтересованных лиц в полной мере, а зачастую создает возможность для недобросовестных субъектов кадастровой деятельности злоупотреблять правом, то есть под видом законного способа соблюдения процедуры согласования границ земельного участка совершать, по сути, незаконные действия — установление границ в обход интересов правообладателя смежного участка.
В большинстве случаев заинтересованные лица объективно не могут контролировать публикуемые в СМИ извещения. Значительная часть загородных земельных участков используется горожанами для целей садоводства, огородничества, дачного строительства и др.

Муниципальные газеты, которые являются основным источником опубликования извещений, как правило, распространяются как по подписке, так и в розничной продаже только на территории этого муниципального образования. Таким образом, для своевременного ознакомления с необходимой информацией горожанину нужно регулярно прибывать за свежей газетой на территорию конкретного муниципального образования.

Кроме того, из текста извещения, опубликованного в газете, даже искушенному в этом вопросе человеку не всегда можно понять, что это извещение адресовано именно ему. Поскольку предусмотренные Законом N 221-ФЗ сведения, наличие которых в извещении обязательно, порой не содержат необходимых данных для идентификации.

Так, в отношении земельного участка, расположенного вне черты населенного пункта и не имеющего адреса, согласно п. 3 ч. 9 ст. 39 Закона N 221-ФЗ должны быть указаны его местоположение и кадастровый номер, а также кадастровые номера смежных с ним земельных участков или же только номер кадастрового квартала, в границах которого расположены смежные земельные участки.

Думаем, что человек, который владеет, например, земельным участком N 3 с СНТ «Пчелка», увидевший фразу в газете о том, что «кадастровые работы проводятся в отношении земельного участка, местоположение которого определено относительно ориентира, находящегося примерно в 200 м по направлению на восток за границами земельного участка — жилого дома, имеющего почтовый адрес: Московская обл., Наро-Фоминский р-н, Назарьевский сельский округ, дер. Акишево, ул. Советская, дом 25», вряд ли поймет, о каком участке идет речь. Фамилия, имя и отчество заказчика, указываемые в извещении, также не всегда известны правообладателям смежных земельных участков.

Можно сделать вывод, что Закон N 221-ФЗ в нынешнем виде не решает поставленной задачи — соблюдения в полной мере прав лиц, которые могут быть нарушены в процессе проведения кадастровых работ. К тому же Закон N 221-ФЗ не всегда позволяет вообще провести кадастровые работы.

В этой статье мы лишь обозначили проблему. Варианты же ее решения остаются за законодателем. Возможно, выходом из сложившейся ситуации могло бы стать наделение именно органов кадастрового учета функциями по уведомлению о проводимых кадастровых работах заинтересованных лиц, сведения об адресах которых содержатся в государственном кадастре недвижимости. При этом наибольшая эффективность и работоспособность этой модели могли бы быть достигнуты при объединении данных государственных информационных ресурсов, содержащих сведения государственного кадастра недвижимости, государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним, сведения территориального планирования, а также сведения о государственной регистрации граждан по месту пребывания и месту жительства.

ФЗ «О федеральном кадастре недвижимости» — основной документ, который регулирует решение любых вопросов, возникающих в этом направлении, например регистрации местоположения участка. Порядок оформления акта и случаи, когда это необходимо, подробно описываются в статьях с номерами 39 и 40.

Кроме того, важным источником информации станет ФЗ №221, выпущенный 24 июня 2007 года. Согласно требованиям этого закона, за составление акта должен отвечать только кадастровый инженер. Свои подписи ставят все лица, чьи интересы затронуты процессом оформления, только так можно согласовать акт.

Только грамотное извещение всех заинтересованных лиц позволит подойти к процессу максимально серьёзно.

Отправить сообщение об организации процедуры можно несколькими способами.

  • Публикация объявлений в местной газете, если владельца не удалось найти.
  • Отправлением заказного письма по почте. С уведомлением по вручению.
  • С использованием электронной почты.

Предпочтительнее выбирать второй способ. Лучше позаботиться об этом заранее, минимум – за 30 дней до самой процедуры. Тогда у соседа будет больше времени на то, чтобы обдумать вопрос.

По таким согласованиям часто возникают судебные споры. Акт должен отвечать определённым требованиям, только в этом случае его признают действительным.

  • Обязательно соответствие технических параметров действительности. Любое изменение признают незаконным.
  • Подтверждение о получении извещений от заинтересованных лиц обязательно.
  • План межевания так же рассылают всем, чьи интересы были задеты при согласовании. С обязательным подробным описанием самих границ.
  • Важное требование – наличие оригинальных подписей в акте. Их собственноручно ставят все собственники. Либо представители, действующие по доверенности.

Далеко не всегда сторонам удаётся прийти к согласию. Для таких случаев существует отдельный набор правил.

  • Возникновение кадастровых ошибок. Тогда достаточно простого исправления ошибки. Судебные органы могут потребовать провести дополнительные работы по разграничению. После этого заново организуют съёмку участка.
  • При наличии подделанной подписи одной из сторон. Либо документ подписал тот, у кого не было на это полномочий. Тогда акт подлежит обжалованию. Если это необходимо, назначают подчерковедческую экспертизу.
  • Когда представители сторон или сами владельцы считают, что установка границ ущемляет их интересы.

Представление обоснованных возражений становится обязательным для несогласной стороны в любом случае. Важно документально подкреплять своё мнение. Участники могут обратиться в суд, если самостоятельно решить вопрос не удаётся.

В статье 39 Федерального Закона №221 написано о возможности проведения общего собрания для того, чтобы одновременно решить вопрос со всеми собственниками. Приглашения на такие собрания вручаются лично, с обязательной простановкой подписи на входящем документе.

Объявление в печатные издания подаются, если собственника невозможно найти.

Но такие действия допустимы только при выполнении следующих условий.

  • Участком владеют жильцы многоквартирного дома.
  • Владельцами объекта выступает больше пяти человек.
  • Используется земля, предназначенная для сельскохозяйственных работ.
  • Собственником выступает дачное, огородническое или садоводческое объединение.
  • Приглашение невозможно вручить лично, что подтверждается отдельным уведомлением.
  • Об адресе смежника отсутствуют какие-либо сведения.

В случае возникновения споров обязательно письменное оформление обоснованного отказа от участия в процедуре. Возражения прикладываются к межевому акту. Их отдельно рассматривают сотрудники кадастровой палаты.

  • Недвижимость
  • Авто
  • Вакансии
  • Резюме
  • Разное

[ФЗ «О кадастровой деятельности»] [Глава 4]

1. Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее — согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее — заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

2. Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.

3. Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:

  • 1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
  • 2) пожизненного наследуемого владения;
  • 3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казённым предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
  • 4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключён на срок более чем пять лет).

4. От имени указанных в части 3 настоящей статьи лиц в согласовании местоположения границ вправе участвовать их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. При этом в согласовании местоположения границ от имени собственников вправе участвовать также представитель собственников помещений в многоквартирном доме, уполномоченный на такое согласование принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав общего имущества указанных собственников), представитель собственников долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения — решением общего собрания собственников таких долей (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц), представитель садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества — решением общего собрания членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества (если соответствующий смежный земельный участок расположен в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и является имуществом общего пользования товарищества). В согласовании местоположения границ от имени органа государственной власти или органа местного самоуправления вправе участвовать представитель данного органа, уполномоченный на такое согласование доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью и подписью руководителя данного органа. Нотариальное удостоверение этой доверенности не требуется.

4.1. В случаях, предусмотренных федеральным законом, в согласовании местоположения границ земельных участков, предназначенных для размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения, от своего имени вправе участвовать Государственная компания «Российские автомобильные дороги».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *