Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Применение наручников закон о полиции». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:
1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;
2) для пресечения преступления или административного правонарушения;
3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;
4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;
6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;
7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;
9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;
10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;
11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия;
12) для пресечения нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях, предусмотренных пунктом 40 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона.
2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:
1) палки специальные – в случаях, предусмотренных пунктами 1 – 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
2) специальные газовые средства – в случаях, предусмотренных пунктами 1 – 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;
3) средства ограничения подвижности – в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 части 1 настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;
4) специальные окрашивающие и маркирующие средства – в случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 части 1 настоящей статьи;
5) электрошоковые устройства – в случаях, предусмотренных пунктами 1 – 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;
6) светошоковые устройства – в случаях, предусмотренных пунктами 1 – 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;
7) служебных животных – в случаях, предусмотренных пунктами 1 – 7, 10 и 11 части 1 настоящей статьи;
8) световые и акустические специальные средства – в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
9) средства принудительной остановки транспорта – в случаях, предусмотренных пунктами 9 и 11 части 1 настоящей статьи;
10) средства сковывания движения – в случаях, предусмотренных пунктами 1 – 5 части 1 настоящей статьи;
11) водометы – в случаях, предусмотренных пунктами 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
12) бронемашины – в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, – в случаях, предусмотренных пунктом 11 части 1 настоящей статьи;
14) средства разрушения преград – в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 настоящей статьи;
15) специальные технические средства противодействия беспилотным воздушным судам – в случаях, предусмотренных пунктом 12 части 1 настоящей статьи.
Применение наручников закон о полиции
1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:
- для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;
- для пресечения преступления или административного правонарушения;
- для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;
- для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
- для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;
- для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;
- для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
- для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;
- для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;
- для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;
- для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.
2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:
- палки специальные – в случаях, предусмотренных пунктами 1 – 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
- специальные газовые средства – в случаях, предусмотренных пунктами 1 – 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;
- средства ограничения подвижности – в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 части 1 настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;
- специальные окрашивающие и маркирующие средства – в случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 части 1 настоящей статьи;
- электрошоковые устройства – в случаях, предусмотренных пунктами 1 – 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;
- светошоковые устройства – в случаях, предусмотренных пунктами 1 – 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;
- служебных животных – в случаях, предусмотренных пунктами 1 – 7, 10 и 11 части 1 настоящей статьи;
- световые и акустические специальные средства – в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
- средства принудительной остановки транспорта – в случаях, предусмотренных пунктами 9 и 11 части 1 настоящей статьи;
- средства сковывания движения – в случаях, предусмотренных пунктами 1 – 5 части 1 настоящей статьи;
- водометы – в случаях, предусмотренных пунктами 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
- бронемашины – в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
- средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, – в случаях, предусмотренных пунктом 11 части 1 настоящей статьи;
- средства разрушения преград – в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 настоящей статьи.
3. Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение огнестрельного оружия.
1. Пункт 1 ч. 1 комментируемой статьи подлежит расширительному толкованию. Не обязательно, чтобы нападение было осуществлено либо на гражданина, либо на сотрудника полиции. Несомненно, основания применения специальных средств имеются и при нападении на них обоих.
2. Сопротивление, о котором речь идет в п. 3 ч. 1 комментируемой статьи, подразумевает активное противодействие, а не выразившийся в словах отказ подчиниться законному требованию сотрудника полиции.
3. Необходимость пресечения оказываемого сотруднику полиции сопротивления как основание применения специальных средств имеет место лишь в случае законных действий сотрудника полиции. Если выяснится, что сотрудник полиции осуществлял в отношении лица незаконные действия, то и сопротивление этим действиям могло осуществляться гражданином в рамках необходимой обороны. В таком случае основания применения к гражданину специальных средств будут отсутствовать.
4. В пунктах 4 и 5 ч. 1 комментируемой статьи употреблен термин “задержание”. Это более широкое понятие, чем то задержание, о котором речь идет в УПК РФ. Названная разновидность задержания равнозначна кратковременному ограничению возможности лица по своему усмотрению осуществлять определенного рода телодвижения в целях обеспечения его доставления в полицию. После того как гражданин успешно ограничен в указанной возможности, применять к гражданину специальные средства по данному основанию нельзя. Хотя возможно применение указанных средств по некоторым другим закрепленным в комментируемой статье основаниям.
5. Вооруженным сопротивление следует признавать, когда у лица имеется оружие (любая из разновидностей такового), которым оно намерено воспользоваться, а равно при намерении лица использовать против сотрудника полиции в качестве оружия иные подручные средства (железный прут, палку и т.п.).
6. Под конвоированием понимается принудительное сопровождение лица к месту назначения.
7. Действия, о которых речь идет в п. 6 ч. 1 комментируемой статьи, следует документировать так, чтобы они были письменно отражены в каком-либо документе. Таким документом может быть составленный сотрудником рапорт. Закрепление в письменном документе указанных в комментируемой статье оснований (“оснований полагать”) является гарантией возможности осуществления контроля над законностью применения специальных средств в рассматриваемой ситуации.
1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:
1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;
2) для пресечения преступления или административного правонарушения;
3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;
4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;
6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;
7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;
9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;
10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;
11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.
2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:
1) палки специальные – в случаях, предусмотренных пунктами 1-5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
2) специальные газовые средства – в случаях, предусмотренных пунктами 1-5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;
3) средства ограничения подвижности – в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 части 1 настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;
4) специальные окрашивающие и маркирующие средства – в случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 части 1 настоящей статьи;
5) электрошоковые устройства – в случаях, предусмотренных пунктами 1-5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;
6) светошоковые устройства – в случаях, предусмотренных пунктами 1-5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;
7) служебных животных – в случаях, предусмотренных пунктами 1-7, 10 и 11 части 1 настоящей статьи;
8) световые и акустические специальные средства – в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
9) средства принудительной остановки транспорта – в случаях, предусмотренных пунктами 9 и 11 части 1 настоящей статьи;
10) средства сковывания движения – в случаях, предусмотренных пунктами 1-5 части 1 настоящей статьи;
11) водометы – в случаях, предусмотренных пунктами 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
12) бронемашины – в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, – в случаях, предусмотренных пунктом 11 части 1 настоящей статьи;
14) средства разрушения преград – в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 настоящей статьи.
3. Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение огнестрельного оружия.
В предлагаемой статье будут рассмотрены правовые и технические аспекты применения наручников полицией, частными охранными подразделениями, гражданами, рассмотрены законы и материалы судебной практики РФ при использовании спецсредств территориальными органами полиции, даны конкретные практические рекомендации противодействию незаконным действиям сотрудников полиции.
Применение наручников сотрудниками полиции
Без преувеличения с большой долей достоверности можно утверждать, что средства ограничения свободы человека были всегда. С изобретением железа появились и первые наручники, которые постепенно вытеснили деревянные колодки. Поиски оптимальной конструкции наручников велись в Европе и Америке. Английская компания Hiatt представила первые наручники с замком и ключом. Они получили название Darby (ручные кандалы). Они одевались как на руки, так и на ноги, но имели существенный недостаток — их размер не регулировался. В 1862 г. инженеры американской компании Tower изобрели и запатентовали наручники размер, которых мог регулироваться.
Первые советские наручники были изготовлены еще в 30-х годах минувшего столетия и получили название «БР» — браслеты ручные. Они модифицировались, но, в целом, каких-либо серьезных конструктивных изменений не произошло.
Применение наручников сотрудниками полиции с нарушением норм закона РФ является основанием для привлечения к уголовно-правовой, гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности. Пострадавшее от таких действий лицо имеет право на возмещение ему материального ущерба и морального вреда. По оценкам независимых экспертов количество незаконных задержаний полицией в РФ составляет от 17% до 19%, и только около 2% граждан обращаются за защитой своих прав. Задержанному может быть причинён физический, имущественный и моральный вред. Законодательство предусматривает возможность обжаловать действия сотрудника полиции:
1. Вышестоящему должностному лицу (малоэффективно, заявитель получит формальную отписку).
2. В органах прокуратуры (срок рассмотрения заявления 30 дней, результат зависит от уровня взаимоотношений полиции и прокуратуры)
На обращении в суд стоит остановиться более подробно. В какой суд обратиться? Есть два варианта: по месту жительства или по месту юридического адреса полиции. Какие перспективы? Они зависят от адвоката-практика, финансового состояния заявителя, и, самое главное, желания довести дело до победного конца. Какие требования к адвокату? Это должен быть специалист в данной категории дел. Адвокат-специалист широкого профиля будет бесполезен. Как проверить «качество» адвоката? Необходимо у него поинтересоваться о его предыдущих делах и декларируемую успешность проверить по базе (реестру) судебных решений РФ. Перед обращением в суд стоит отдавать себе отчет в том, что привлечение к уголовной ответственности сотрудников полиции — явление достаточно редкое, а за применение спецсредств (наручников) — из области очевидного и невероятного. Но, как показывает анализ судебной практики, такое всё-таки случается. Обычно в действиях полицейского содержатся признаки состава преступления, предусмотренные ст. 161 УК РФ (насилие, не опасное для жизни или здоровья). Материальное компенсирование нанесенного физического вреда быть может лишь в случае наступления последствий, опасных для здоровья. Это может быть расстройство здоровья, нанесенные увечья, инвалидность, которые придётся доказывать в суде.
Полицейский-нарушитель может быть подвергнут гражданско-правовой ответственности. Стоит знать и помнить, что в гражданском процессе бремя доказывания (сбор и предоставление суду доказательств) лежит на самом потерпевшем (заявителе и его адвокате).
Гражданский кодекс РФ регламентирует возмещение морального вреда, а также размер компенсации в ситуации, когда заявителю нанесен моральный вред. Сумма компенсации заявителю определяется судом. Она зависит от причиненных потерпевшему нравственных страданий и физических страданий. На практике суд оценивает степень вины и ущерба в действиях полицейского. Правильный размер заявляемой финансовой компенсации сможет подсказать адвокат-практик. Компенсация морального вреда заявителю осуществляется в денежном эквиваленте.
Самым эффективным способом получить с обидчика (сотрудника полиции) денежную компенсацию является подача искового заявления в суд о возмещении ущерба, причиненного полицейским при применении им спецсредств (наручников), в результате которых были причинены потерпевшему — заявителю телесные повреждения.
Вседозволенность полицейских пробуждает в них полную уверенность в собственной безнаказанности. Так не должно быть. Беспредельщики в погонах должны понести заслуженное наказание.
Для этого практика привлечения нерадивых полицейских за нарушение ими законов РФ к ответственности должна стать нормой. Для этого надо не бояться защищать свои личные имущественные и не имущественные права, отстаивать свои законные права и интересы в суде и, самое главное, помнить, что лишь идущий осилит дорогу.
Статья 21. Применение специальных средств
1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:
1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;
2) для пресечения преступления или административного правонарушения;
3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;
4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;
6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;
7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;
9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;
10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;
11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.
2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:
1) палки специальные — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
2) специальные газовые средства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;
3) средства ограничения подвижности — в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 части 1 настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;
4) специальные окрашивающие и маркирующие средства — в случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 части 1 настоящей статьи;
5) электрошоковые устройства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;
6) светошоковые устройства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;
7) служебных животных — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 7, 10 и 11 части 1 настоящей статьи;
8) световые и акустические специальные средства — в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
9) средства принудительной остановки транспорта — в случаях, предусмотренных пунктами 9 и 11 части 1 настоящей статьи;
10) средства сковывания движения — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5 части 1 настоящей статьи;
11) водометы — в случаях, предусмотренных пунктами 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
12) бронемашины — в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, — в случаях, предусмотренных пунктом 11 части 1 настоящей статьи;
14) средства разрушения преград — в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 настоящей статьи.
3. Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение огнестрельного оружия.
Статья 21. Применение специальных средств
Применение наручников сотрудниками полиции с нарушением норм закона РФ является основанием для привлечения к уголовно-правовой, гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности. Пострадавшее от таких действий лицо имеет право на возмещение ему материального ущерба и морального вреда. По оценкам независимых экспертов количество незаконных задержаний полицией в РФ составляет от 17% до 19%, и только около 2% граждан обращаются за защитой своих прав. Задержанному может быть причинён физический, имущественный и моральный вред. Законодательство предусматривает возможность обжаловать действия сотрудника полиции:
1. Вышестоящему должностному лицу (малоэффективно, заявитель получит формальную отписку).
2. В органах прокуратуры (срок рассмотрения заявления 30 дней, результат зависит от уровня взаимоотношений полиции и прокуратуры)
На обращении в суд стоит остановиться более подробно. В какой суд обратиться? Есть два варианта: по месту жительства или по месту юридического адреса полиции. Какие перспективы? Они зависят от адвоката-практика, финансового состояния заявителя, и, самое главное, желания довести дело до победного конца. Какие требования к адвокату? Это должен быть специалист в данной категории дел. Адвокат-специалист широкого профиля будет бесполезен. Как проверить «качество» адвоката? Необходимо у него поинтересоваться о его предыдущих делах и декларируемую успешность проверить по базе (реестру) судебных решений РФ. Перед обращением в суд стоит отдавать себе отчет в том, что привлечение к уголовной ответственности сотрудников полиции — явление достаточно редкое, а за применение спецсредств (наручников) — из области очевидного и невероятного. Но, как показывает анализ судебной практики, такое всё-таки случается. Обычно в действиях полицейского содержатся признаки состава преступления, предусмотренные ст. 161 УК РФ (насилие, не опасное для жизни или здоровья). Материальное компенсирование нанесенного физического вреда быть может лишь в случае наступления последствий, опасных для здоровья. Это может быть расстройство здоровья, нанесенные увечья, инвалидность, которые придётся доказывать в суде.
Полицейский-нарушитель может быть подвергнут гражданско-правовой ответственности. Стоит знать и помнить, что в гражданском процессе бремя доказывания (сбор и предоставление суду доказательств) лежит на самом потерпевшем (заявителе и его адвокате).
Гражданский кодекс РФ регламентирует возмещение морального вреда, а также размер компенсации в ситуации, когда заявителю нанесен моральный вред. Сумма компенсации заявителю определяется судом. Она зависит от причиненных потерпевшему нравственных страданий и физических страданий. На практике суд оценивает степень вины и ущерба в действиях полицейского. Правильный размер заявляемой финансовой компенсации сможет подсказать адвокат-практик. Компенсация морального вреда заявителю осуществляется в денежном эквиваленте.
Самым эффективным способом получить с обидчика (сотрудника полиции) денежную компенсацию является подача искового заявления в суд о возмещении ущерба, причиненного полицейским при применении им спецсредств (наручников), в результате которых были причинены потерпевшему — заявителю телесные повреждения.
К исковому заявлению, которое поможет подготовить адвокат, надо приложить медицинское заключение с указанием степени тяжести телесных повреждений, а также указать какой причинен имущественный вред (повреждения вещей, обуви и т.п.). В заявлении необходимо указать размер ущерба в денежном эквиваленте, который необходимо взыскать с ответчика (территориального органа полиции) за причинённый вред здоровью и отдельно ущерб, причиненный имуществу. К исковому заявлению прикладываются: медицинские справки, заключения врачей о состоянии здоровья, справки об имущественном ущербе, ценными будут показания свидетелей, обязательно приложить квитанцию об уплате госпошлины. Самостоятельно собрать все необходимые документы и грамотно подготовиться к судебному процессу практически невозможно, поэтому придется прибегнуть к услугам адвоката.
Считается, что впервые наручники возникли во времена изобретения металлообработки. Тогда это были тяжеленные кандалы, которые закрывались и снимались только в кузнице. Это были так называемые «наручники» без ключа. Перед этим использовались веревки или прочие подходящие предметы, с помощью которых связывались руки задержанных. Все эти предметы имели множество недостатков. Революционные изменения произошли вначале XX столетия, когда был изобретен механизм с многоразовым использованием в виде дужек. Они свободно проворачивались, а сами наручники подгонялись под размеры запястий людей.
Тогда же, впервые изделие наделили храповым механизмом, который подразумевал, что верхние дужки в наручниках могли без затруднений совершать обороты только в одну сторону. В обратном направлении трещотка удерживалась ключом. Браслеты наручников были соединены друг с другом при помощи заваренных стальных цепочных звеньев. Созданное тогда изделие дошло до нас практически без изменений.
В основном наручники надевают на запястья рук из положения «руки сзади за спиной». Однако, доставляя правонарушителей на транспортных средствах, «браслеты» допускается надевать в положении рук спереди. Непосредственно процесс надевания наручников должен происходить после предупредительной команды для правонарушителя о том, что против него возможно применение силовых воздействий в виде использования приемов рукопашного боя или спецсредств. В случаях злостного неповиновения не исключено даже применение оружия.
Перед началом применения, открывается чехол для наручников, в котором запорное приспособление изделия пребывает разблокированным, в своем первичном положении.
- Для того, чтобы надеть наручники, необходимо держать их рукой в районе запорного приспособления. Далее, прикладывая сектором к запястью правонарушителя, надавить на запорное приспособление так, чтобы сектор провернулся по своей оси на сто восемьдесят градусов и прошел в запорное приспособление. Потом, дожимая сектор по направлению движения с такой силой, чтобы исключалось возможное извлечение кисти руки или чрезмерное сдавливание запястья, которое может привести к нарушениям в кровообращении, надеть наручник;
- После надевания наручников и после установления необходимого размера (браслеты должны вплотную облегать запястья, а руки с легкостью проворачиваться и плотно прилегать к закрепленным наручникам), запорные механизмы переводятся в зафиксированные положения. Для этих целей в наручниках типа БР в запорный механизм вставляется ключ, который проворачивается по часовой стрелке, а в наручниках типа БР-С хвостовая часть ключа должна зафиксировать отталкиватель.
Рапорт о применении специальных средств наручников образец
Согласно п.6 ч.1 ст.21 ФЗ «О полиции» сотрудник полиции имеет право применять специальные средства (наручники) для пресечения попытки причинения вреда окружающим или себе. Вопрос в следующем, есть ли документ регламентирующий правила применения (инструкция), в которой описано на какое время, в каком положении и на каком уровне (высоте) можно применять наручники? Наручники применяли за спиной на уровне лопаток, человек стоял наклонившись.
В предлагаемой статье будут рассмотрены правовые и технические аспекты применения наручников полицией, частными охранными подразделениями, гражданами, рассмотрены законы и материалы судебной практики РФ при использовании спецсредств территориальными органами полиции, даны конкретные практические рекомендации противодействию незаконным действиям сотрудников полиции. Без преувеличения с большой долей достоверности можно утверждать, что средства ограничения свободы человека были всегда.
Дзержинского, д.77-78, который 25 февраля 2014 г., в 19.00 часов находясь по вышеуказанному адресу в состоянии алкогольного опьянения, учинил хулиганские действия – ударил меня три раза кулаком по голове и один раз по спине, причинив тем самым сильную физическую боль, выражался в мой адрес грубой нецензурной бранью, на неоднократные замечания не реагировал, угрожал мне убийством, замахнувшись гантелью.
Досье на проект
В соответствии со статьями 28.1, 31.4 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2964; 1998, N 16, ст. 1796, N 30, ст. 3613; 2000, N 26, ст. 2730; 2001, N 11, ст. 1002; 2002, N 52 (ч. 1), ст. 5132; 2003, N 50, ст. 4847, N 52 (ч. 1), ст. 5038; 2004, N 10, ст. 832, N 27, ст. 2711, N 35, ст. 3607; 2007, N 7, ст. 831, N 24, ст. 2834, N 26, ст. 3077; 2008, N 52 (ч. 1), ст. 6232; 2009, N 1, ст. 17, N 11, ст. 1261, N 39, ст. 4537, N 48, ст. 5717; 2010, N 15, ст. 1742, N 27, ст. 3416, N 45, ст. 5745; 2011, N 7, ст. 901, N 45, ст. 6328, N 49 (ч. 5), ст. 7056; 2012, N 14, ст. 1551, N 53 (ч. 1), ст. 7608; 2013, N 14, ст. 1645, N 27, ст. 3477, N 44, ст. 5633, N 48, ст. 6165; 2014, N 14, ст. 1550, N 49 (ч. 6) ст. 6928; 2015, N 14, ст. 2016, N 17 (ч. 4), ст. 2478; 2017, N 1 (ч. 1), ст. 44), Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4108; 2005, N 44, ст. 4535, N 52 (ч. 3), ст. 5690; 2006, N 12, ст. 1284, N 19, ст. 2070, N 23, ст. 2452, N 38, ст. 3975, N 39, ст. 4039; 2007, N 13, ст. 1530, N 20, ст. 2390; 2008, N 10 (ч. 2), ст. 909, N 29 (ч. 1), ст. 3473, N 43, ст. 4921; 2010, N 4, ст. 368, N 19, ст. 2300; 2011, N 21, ст. 2927, ст. 2930, N 29, ст. 4420; 2012, N 8, ст. 990, N 18, ст. 2166, N 22, ст. 2759, N 38, ст. 5070, N 47, ст. 6459, N 53 (ч. 2), ст. 7866; 2013, N 26, ст. 3314, N 49 (ч. 7), ст. 6396, N 52 (ч. 2), ст. 7137; 2014, N 26 (ч. 2), ст. 3515, N 50, ст. 7054; 2015, N 14, ст. 2108, N 19, ст. 2806, N 37, ст. 5130; 2016, N 1 (ч. 2), ст. 207, ст. 211, N 19, ст. 2672, N 51, ст. 7357; 2017, N 16, ст. 2397, N 17, ст. 2549) приказываю:
Утвердить прилагаемый Порядок подготовки и направления прокурору начальником учреждения уголовно-исполнительной системы (специального подразделения по конвоированию) материалов по фактам применения сотрудниками уголовно-исполнительной системы физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Министр | А.В. Коновалов |
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства юстиции Российской Федерации
от________________ N_____
Статья 23. Применение огнестрельного оружия
2. По факту применения сотрудником УИС физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия оформляется уведомление, которое подписывается начальником учреждения УИС (специального подразделения по конвоированию), уголовно-исполнительной инспекции или лицами, их замещающими, и содержит следующую информацию:
полное или сокращенное (при наличии) наименование учреждения УИС, почтовый адрес;
вид учреждения УИС, его режим, место дислокации;
дату, время и обстоятельства происшествия (что применено, в отношении кого (статус лица), причины и обстоятельства, пострадавшие части тела, результат и последствия);
причиненный материальный или иной ущерб;
сведения о лицах, в отношении которых осуществлено применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия (например: основание нахождения в месте отбывания лишения свободы (когда, кем и по какой статье (статьям) Уголовного кодекса Российской Федерации осужден или привлекается в качестве подозреваемого, обвиняемого, состоял ли на профилактическом учете, по какой категории, для иных лиц — паспортные данные (при их наличии);
принятые меры реагирования (например: оказана медицинская помощь, вызваны оперативно-следственная группа, скорая медицинская помощь);
сведения о том, кто из числа представителей учреждения УИС, прокуратуры и иных правоохранительных органов и территориального органа ФСИН России выезжал на место происшествия;
фамилия, имя, отчество (при наличии), звание, должность дежурного помощника начальника учреждения УИС, начальника караула или другого должностного лица, по решению начальника специального подразделения по конвоированию подготовивших уведомление.
3. В возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента применения физической силы, специального средства и огнестрельного оружия, сотрудник УИС, их применивший, представляет по данному факту начальнику учреждения УИС рапорт о применении физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия (приложение N 1) и акт о применении физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия (приложение N 2).
4. Медицинским работником УИС либо муниципальной или государственной системы здравоохранения после осмотра лица, в отношении которого были применены физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, оформляется медицинская справка об осмотре.
5. У лица, в отношении которого применены физическая сила, специальные средства и огнестрельное оружие, непосредственно после его применения берется объяснение по данному факту либо составляется акт об отказе от дачи объяснения или невозможности его взять (приложение N 3).
6. При наличии очевидцев факта применения в отношении лица физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия у них по возможности берется объяснение (приложение N 4).
7. Начальник учреждения УИС не позднее 24 часов с момента применения сотрудником УИС физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия направляет материалы о применении прокурору.
8. Начальник специального подразделения по конвоированию обеспечивает подготовку и направление прокурору материалов о применении не позднее 24 часов с момента прибытия караула в подразделение.
9. Материалы о применении, включающие уведомление и подтверждающие документы, направляются прокурору на бумажном носителе посредством почтовой связи или доставляются представителем учреждения УИС.
10. При наличии фиксации факта применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия переносным видеорегистратором либо иными штатными аудиовизуальными средствами такие документы направляются в прокуратуру при поступлении запроса.
Докладываю, что «____» _____________20___г. в ____час. ___мин. | ||||
---|---|---|---|---|
при несении службы на | ||||
(объект) | ||||
мною, | ||||
(должность, звание, фамилия, имя, отчество (при наличии) | ||||
в соответствии со ст. ______ Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 | ||||
«Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения | ||||
свободы» была применена(ы,о) | ||||
(физическая сила, специальные средства, огнестрельное оружие) | ||||
в отношении | ||||
(осужденного, подозреваемого, обвиняемого, иного лица) (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и год рождения, отряд, камера) | ||||
в связи с | ||||
(конкретные причины и обстоятельства применения) | ||||
(пострадавшие части тела, результат и последствия применения) | ||||
(должность, специальное звание) | (подпись) | (фамилия, инициалы) |
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к Порядку подготовки и направления
прокурору начальником учреждения
уголовно-исполнительной системы
(специального подразделения по
конвоированию) материалов по факту
применения сотрудниками уголовно-
исполнительной системы физической
силы, специальных средств и
огнестрельного оружия
«____»________20___г. ____час. ___мин. | |||||
---|---|---|---|---|---|
(должность, звание, фамилия, имя, отчество (при наличии) сотрудника УИС, применившего | |||||
физическую силу, специальные средства, огнестрельное оружие) | |||||
на | |||||
(объект) | |||||
в соответствии со ст. ______ Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 | |||||
«Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения | |||||
свободы» была применена(ы,о) | |||||
(физическая сила, специальные средства, огнестрельное оружие) | |||||
в отношении | |||||
(осужденного, подозреваемого, обвиняемого, иного лица) | |||||
фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и год рождения, отряд, камера) | |||||
в связи с | |||||
(конкретные причины и обстоятельства применения) | |||||
(пострадавшие части тела, результат и последствия применения) | |||||
Очевидцы: | |||||
(должность, специальное звание) | (подпись) | (фамилия, инициалы) | |||
(должность, специальное звание) | (подпись) | (фамилия, инициалы) |
Дежурный помощник начальника учреждения УИС
(начальник караула, уголовно-исполнительной инспекции, старший группы)
______________________________ ____________________ ___________________________ (должность, специальное звание) (подпись) (фамилия, инициалы)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 3
к Порядку подготовки и направления
прокурору начальником учреждения
уголовно-исполнительной системы
(специального подразделения по
конвоированию) материалов по факту
применения сотрудниками уголовно-
исполнительной системы физической
силы, специальных средств и
огнестрельного оружия
«____» ______________20____г. г. _______________
Мы, нижеподписавшиеся, составили настоящий акт о том, что __________________
____________________________________________________________________ ________________________ (фамилия, имя, отчество (при наличии)
отказался от дачи объяснения по факту: _____________________________________
______________________________ ____________ ____________________________ (должность, специальное звание) (подпись) (фамилия, инициалы)
______________________________ ____________ ____________________________ (должность, специальное звание) (подпись) (фамилия, инициалы)
______________________________ ____________ ____________________________ (должность, специальное звание) (подпись) (фамилия, инициалы)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 4
к Порядку подготовки и направления
прокурору начальником учреждения
уголовно-исполнительной системы
(специального подразделения по
конвоированию) материалов по факту
применения сотрудниками уголовно-
исполнительной системы физической
силы, специальных средств и
огнестрельного оружия
Начальнику ___________________________
наименование учреждения
____________________________________
(звание, фамилия, инициалы)
Порядок применения специальных средств
- Решение Верховного суда: Определение N 72-АПУ15-34, Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция …
Не зная принципов законодательства, регулирующего работу полиции, можно ошибочно подумать, что оружие выдается сотруднику полиции и он свободно может применять его, как это нередко показывают в большинстве фильмов на криминальную тематику. В отличие от фильмов, в реальной жизни на применение силы или спецредств, а тем более огнестрельного оружия, существует немало ограничений, которые полицейскому при несении службы предписывает строго соблюдать Закон «О полиции». В России, кроме этого закона, использование оружия полицейским, правила ношения и порядок применения спецсредств и оружия, регулируются также конституционными законами РФ. К тому же для несения полицией служебных обязанностей могут использоваться исключительно огнестрельное оружие и марки и модели специальных служебных средств, указанными в Перечне, утвержденном правительством РФ.
Под специальными средствами (спецсредствами) понимаются технические предметы, устройства и вещества, а также служебные животные, официально состоящие у сотрудников полиции на вооружении. Исчерпывающий перечень данных средств и допустимый порядок их применения установлен в 2001 году постановлением правительства РФ.
Таким образом, специальными средствами полиции признаются:
1. Так называемые дубинки, значащиеся в перечне как «палки резиновые специальные».
2. Наручники (они же средства ограничения подвижности).
3. Электрошоковые и светозвуковые устройства.
4. Средства (или устройства) для принудительной остановки транспорта (далее — СПОТ).
5. Газовые средства и «химловушки» — маркирующие или окрашивающие устройства.
6. Комплект ССД – средства сковывания движения. Это уже не «браслеты», а сеть, которую набрасывают на задержанного при помощи спецустройства.
7. Водометы.
8. Служебные животные. Сюда входят не только обученные полицейские собаки, но и лошади.
Важно знать следующее: законом «О полиции» установлены категории лиц, применение к которым оружия и спецсредств полностью исключено и ограничения.
Незаконно применение оружия и специальных средств против малолетних (в случае с оружием и очевидно несовершеннолетних) граждан, беременных женщин и инвалидов (имеются в виду люди с явными внешними признаками инвалидности). Недопустимо применять оружие при большом скоплении людей.
Ситуация, при которой сотрудники полиции могут применить при задержании или предотвращении преступления не оружие, а физическую силу, допустим, используют специальные приемы захвата или рукопашного боя, совсем не редкость. Но законно ли такое действие? Статья 18 (Закон «О полиции») право на применение физической силы полицейским во время несения службы допускает наряду с применением спецсредств и служебного оружия. Но и здесь всё не так просто.
Допускается применение физической силы полицейским (группой полицейских) при определенных обстоятельствах, только при возникновении ситуации, когда разрешено законом применять и другие методы, оружие или спецсредства.
• С целью пресечь административное правонарушение или совершаемое преступление.
• В случае сопротивления законному требованию сотрудника полиции.
• С целью задержания гражданина, совершившего преступление (административное правонарушение).
Стоит заметить, что ст. 18 закона «О полиции» указывает также на обязанность сотрудника полиции, который по роду выполнения служебных обязанностей может столкнуться с необходимостью применить силу, проходить специальную подготовку и тренировки, связанные с действиями в условиях применения силы.
В ситуации, когда у полицейского нет при себе оружия или спецсредства, статья 18 закона РФ «О полиции» предусматривает возможность заменить любыми подручными предметами состоящие на вооружении полиции огнестрельное оружие или специальные средства, но исключительно при крайней необходимости, или если сотрудник полиции производит задержание лица, совершившего преступление.
Полицейский вправе использовать огнестрельное оружие, не состоящее на вооружении, руководствуясь при этом основаниями и соблюдая порядок применения, установленный действующим законом.
Право на замену подручными средствами спецсредств касается только средств ограничения подвижности, то есть наручников. В этом случая используется предмет, пригодный для связывания, например веревка.
Даже имея право на применение оружия в определенной ситуации, сотрудники полиции обязаны соблюсти процедуру применения, описанную в действующем законе. Почему это так важно? Прежде всего потому, что один из главных принципов применения полицейским оружия, силы и спецсредств – минимизация причиняемого ущерба – зависит от этого в немалой степени.
Другая причина необходимости соблюдения порядка, установленного законодательством – ответственности за причинение любого вреда при применении оружия, спецсредств и силовые действия полицейский не несет исключительно при условии соблюдения порядка применения всего вышеперечисленного (п. 9 ст. 18 закона «О полиции») .
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ
Применение наручников сотрудниками полиции с нарушением норм закона РФ является основанием для привлечения к уголовно-правовой, гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности. Пострадавшее от таких действий лицо имеет право на возмещение ему материального ущерба и морального вреда. По оценкам независимых экспертов количество незаконных задержаний полицией в РФ составляет от 17% до 19%, и только около 2% граждан обращаются за защитой своих прав. Задержанному может быть причинён физический, имущественный и моральный вред. Законодательство предусматривает возможность обжаловать действия сотрудника полиции:
1. Вышестоящему должностному лицу (малоэффективно, заявитель получит формальную отписку).
2. В органах прокуратуры (срок рассмотрения заявления 30 дней, результат зависит от уровня взаимоотношений полиции и прокуратуры)
3. Суде.
На обращении в суд стоит остановиться более подробно. В какой суд обратиться? Есть два варианта: по месту жительства или по месту юридического адреса полиции. Какие перспективы? Они зависят от адвоката-практика, финансового состояния заявителя, и, самое главное, желания довести дело до победного конца. Какие требования к адвокату? Это должен быть специалист в данной категории дел. Адвокат-специалист широкого профиля будет бесполезен. Как проверить «качество» адвоката? Необходимо у него поинтересоваться о его предыдущих делах и декларируемую успешность проверить по базе (реестру) судебных решений РФ. Перед обращением в суд стоит отдавать себе отчет в том, что привлечение к уголовной ответственности сотрудников полиции — явление достаточно редкое, а за применение спецсредств (наручников) — из области очевидного и невероятного. Но, как показывает анализ судебной практики, такое всё-таки случается. Обычно в действиях полицейского содержатся признаки состава преступления, предусмотренные ст. 161 УК РФ (насилие, не опасное для жизни или здоровья). Материальное компенсирование нанесенного физического вреда быть может лишь в случае наступления последствий, опасных для здоровья. Это может быть расстройство здоровья, нанесенные увечья, инвалидность, которые придётся доказывать в суде.
Полицейский-нарушитель может быть подвергнут гражданско-правовой ответственности. Стоит знать и помнить, что в гражданском процессе бремя доказывания (сбор и предоставление суду доказательств) лежит на самом потерпевшем (заявителе и его адвокате).
Гражданский кодекс РФ регламентирует возмещение морального вреда, а также размер компенсации в ситуации, когда заявителю нанесен моральный вред. Сумма компенсации заявителю определяется судом. Она зависит от причиненных потерпевшему нравственных страданий и физических страданий. На практике суд оценивает степень вины и ущерба в действиях полицейского. Правильный размер заявляемой финансовой компенсации сможет подсказать адвокат-практик. Компенсация морального вреда заявителю осуществляется в денежном эквиваленте.
Самым эффективным способом получить с обидчика (сотрудника полиции) денежную компенсацию является подача искового заявления в суд о возмещении ущерба, причиненного полицейским при применении им спецсредств (наручников), в результате которых были причинены потерпевшему — заявителю телесные повреждения.
К исковому заявлению, которое поможет подготовить адвокат, надо приложить медицинское заключение с указанием степени тяжести телесных повреждений, а также указать какой причинен имущественный вред (повреждения вещей, обуви и т.п.). В заявлении необходимо указать размер ущерба в денежном эквиваленте, который необходимо взыскать с ответчика (территориального органа полиции) за причинённый вред здоровью и отдельно ущерб, причиненный имуществу. К исковому заявлению прикладываются: медицинские справки, заключения врачей о состоянии здоровья, справки об имущественном ущербе, ценными будут показания свидетелей, обязательно приложить квитанцию об уплате госпошлины. Самостоятельно собрать все необходимые документы и грамотно подготовиться к судебному процессу практически невозможно, поэтому придется прибегнуть к услугам адвоката.
Вседозволенность полицейских пробуждает в них полную уверенность в собственной безнаказанности. Так не должно быть. Беспредельщики в погонах должны понести заслуженное наказание.
Для этого практика привлечения нерадивых полицейских за нарушение ими законов РФ к ответственности должна стать нормой. Для этого надо не бояться защищать свои личные имущественные и не имущественные права, отстаивать свои законные права и интересы в суде и, самое главное, помнить, что лишь идущий осилит дорогу.
Правильнее всего классифицировать специальные средства сотрудников полиции в качестве состоящих на вооружении органов МВД и применяемых в отдельных определенных законом случаях технических изделий (веществ и предметов), а также служебных животных, назначение которых — оказывать физическое воздействие принудительного характера на людей либо объекты материального плана.
Что же подразумевается под применением специальных средств сотрудниками полиции? МВД располагает арсеналом порядка тринадцати их наименований и видов со множеством модификаций. Речь идет о слезоточивом газе, наручниках, резиновых палках, а также резиновых пулях непроникающего (ударного) действия, отвлекающих светозвуковых средствах. Кроме того, ведется использование бронемашин, водометов, служебных собак, электрошоковых устройств, а также средств, предназначенных для разрушения преград и принудительных остановок транспорта. Есть у полицейских и материалы для специальной окраски, о чем речь ниже.
Сотрудник полиции обязан перед применением специальных средств получить на это разрешение. Кто же уполномочен его выдавать? Относительно наручников, резиновых палок, аэрозольных распылителей и бронезащитных индивидуальных средств такое разрешение выдается оперативным дежурным (старшим дежурным смены). Когда речь идет о патронах и выстрелах непроникающего действия, распылителях высокого давления, специальных палках, ручных гранатах с раздражающим (слезоточивым) действием, газовых средствах (пистолетах и генераторах), отвлекающих светозвуковых средствах и прочих перечисленных абзацем выше материалах, разрешение исходит от начальника МВД либо его заместителя.
Существует правовая основа применения сотрудниками полиции специальных средств, включенных в утвержденный Правительством РФ Перечень. Разрешение их использовать может быть выдано министром внутренних дел РФ, его заместителями, начальниками ГУВД, МВД субъектов РФ либо их заместителями.
Решение о количестве и типах спецсредств, которые требуются на проведение той или иной конкретной операции, принимается ее руководством. В случае индивидуальных действий сотрудника МВД подобное решение он принимает самостоятельно, отчитавшись впоследствии путем рапорта-доклада перед непосредственным начальством.
При проведении спецоперации ими обязан быть произведен осмотр места действия, чтобы обнаружить возможных пострадавших, собрать либо уничтожить оставшиеся невостребованными предметы и вещества, выявить потенциальные повреждения и возгорания, а также устранить прочие негативные последствия. Спецсредства запрещается использовать в случае их технической неисправности либо те, у которых истек срок хранения.
Имеются определенные правила применения специальных средств сотрудниками полиции, соблюдение которых обязательно. Российским законом «О полиции» регламентировано использование силовых методов вкупе с огнестрельным оружием должностными лицами в процессе поддержания правопорядка, если имеется вероятность чрезмерно тяжелых ранений (речь идет о неоправданном риске).
Применение специальных средств сотрудниками полиции статья закона рассматривает с возможностью расширения списка подобных. То есть приведенный выше перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен и расширен.
Законопроект «О полиции» регулирует, куда можно бить дубинкой
В распоряжении органов МВД в настоящее время имеются в наличии резиновые палки разных модификаций (например, ПР-89, ПР-73, ПР-90 и т. д.) Они предназначены для применения в определенных условиях сотрудниками различных подразделений — от ГИБДД и участковых уполномоченных до патрульно-постовой службы (включая отряды особого назначения).
Резиновые палки можно назвать основным видом оружия полицейского. Применяется данный предмет в тех ситуациях, когда требуется отразить нападение на полицейских или мирных граждан, пресечь оказываемое сопротивление либо групповое действие, ведущее к нарушению работы транспорта, различных организаций и связи.
Существуют специальные правила, которые сотрудник полиции обязан при применении специальных средств выполнять. Резиновыми палками запрещается вести нанесение ударов по шее, голове, области ключиц, живота и половым органам. Но следует учесть, что данные ограничения касаются лишь случаев применения их по собственной инициативе (т. е. наступательного характера). Когда же палку используют в виде средства защиты при необходимой обороне, все зависит от расстановки сил и сложности ситуации. То есть в подобных экстремальных условиях удары разрешается наносить по любым органам.
Теоретически по закону обязаны учитываться любые обстоятельства, влияющие на реальный расклад сил сторон конфликта — число участвующих в драке с той и другой стороны, их возраст и степень физического развития, отсутствие или наличие у преступников оружия, время и обстоятельства совершаемого действия. Если посягательство совершается группой лиц, имеются основания применения сотрудниками полиции специальных средств и мер пресечения к любому из нападающих сообразно степени опасности, исходящей от всей преступной группы.
Наиболее часто происходит применение сотрудниками полиции специальных средств такого типа в виде слезоточивого газа «Сирень» — CS (или ортохлорбензальмалононитрила), помещенного в аэрозольную упаковку весом 100 мл с температурным диапазоном хранения 10 — 40 ⁰С. Активный состав имеет дальность выброса полтора-два метра и воздействует на нарушителя в течение двух-трех секунд.
На вооружении в органах МВД имеются наручники типов БР и БР-С. Когда сотрудник полиции имеет право использовать их по назначению? В случае необходимости пресечь оказываемое ему сопротивление, задержать гражданина, застигнутого при совершении серьезного преступления и пытающегося скрыться. Имеется в виду преступление против здоровья, жизни либо собственности.
Также наручники требуются в случае доставки задерживаемого в полицию, конвоирования арестованных (в том числе в случае административного ареста), если те собственным поведением демонстрируют склонность к побегу, причинению вреда окружающим либо возможности противодействия полицейским.
Если в конкретной ситуации у сотрудника полиции наручники отсутствуют, он имеет право пользоваться для связывания рук другими вспомогательными средствами, так как это не нарушает главной цели применения — ограничения опасных либо противоправных действий нарушителя.
Сотрудник полиции обязан при применении специальных средств в виде наручников периодически проверять (каждые пару часов или чаще) состояние фиксации их замков. Цель проверки — предотвратить возможное расстегивание замков либо, напротив, чрезмерное их затяжение, ведущее к травмам рук.
Из самого названия «наручники» видно, что они предназначены для застегивания на руках. В реальных условиях порой нарушителя требуется пристегнуть к неподвижному предмету (дереву, батарее), надеть указанный предмет на ногу либо пристегнуть вместе руку с ногой. С юридической точки зрения это антигуманно и в общем случае обязано расцениваться в качестве превышения полномочий.
Часть сотрудников полиции в свое оправдание при использовании подобной формы фиксации приводит необходимость эффективного пресечения буйного сопротивления задержанного. Но в целом подавляющее большинство случаев позволяет применять в таких случаях обычный способ связывания.
Закон о полиции применение огнестрельного оружия
Подводя итоги, можно сказать, что применять огнестрельное оружие полицейский может при возникновении ситуации, угрожающей жизни, здоровью, а также нанесению вреда имуществу.
Использовать оружие можно с целью стабилизации ситуации, для упреждения преступлений, для задержания предполагаемого преступника. Про пневматический пистолет мр 661к 09 Дрозд бункерный читайте далее.
Правильнее всего классифицировать специальные средства сотрудников полиции в качестве состоящих на вооружении органов МВД и применяемых в отдельных определенных законом случаях технических изделий (веществ и предметов), а также служебных животных, назначение которых — оказывать физическое воздействие принудительного характера на людей либо объекты материального плана.
Что же подразумевается под применением специальных средств сотрудниками полиции? МВД располагает арсеналом порядка тринадцати их наименований и видов со множеством модификаций. Речь идет о слезоточивом газе, наручниках, резиновых палках, а также резиновых пулях непроникающего (ударного) действия, отвлекающих светозвуковых средствах. Кроме того, ведется использование бронемашин, водометов, служебных собак, электрошоковых устройств, а также средств, предназначенных для разрушения преград и принудительных остановок транспорта. Есть у полицейских и материалы для специальной окраски, о чем речь ниже.
При проведении спецоперации ими обязан быть произведен осмотр места действия, чтобы обнаружить возможных пострадавших, собрать либо уничтожить оставшиеся невостребованными предметы и вещества, выявить потенциальные повреждения и возгорания, а также устранить прочие негативные последствия. Спецсредства запрещается использовать в случае их технической неисправности либо те, у которых истек срок хранения.
Имеются определенные правила применения специальных средств сотрудниками полиции, соблюдение которых обязательно. Российским законом «О полиции» регламентировано использование силовых методов вкупе с огнестрельным оружием должностными лицами в процессе поддержания правопорядка, если имеется вероятность чрезмерно тяжелых ранений (речь идет о неоправданном риске).
Применение специальных средств сотрудниками полиции статья закона рассматривает с возможностью расширения списка подобных. То есть приведенный выше перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен и расширен.
В распоряжении органов МВД в настоящее время имеются в наличии резиновые палки разных модификаций (например, ПР-89, ПР-73, ПР-90 и т. д.) Они предназначены для применения в определенных условиях сотрудниками различных подразделений — от ГИБДД и участковых уполномоченных до патрульно-постовой службы (включая отряды особого назначения).
Резиновые палки можно назвать основным видом оружия полицейского. Применяется данный предмет в тех ситуациях, когда требуется отразить нападение на полицейских или мирных граждан, пресечь оказываемое сопротивление либо групповое действие, ведущее к нарушению работы транспорта, различных организаций и связи.
Существуют специальные правила, которые сотрудник полиции обязан при применении специальных средств выполнять. Резиновыми палками запрещается вести нанесение ударов по шее, голове, области ключиц, живота и половым органам. Но следует учесть, что данные ограничения касаются лишь случаев применения их по собственной инициативе (т. е. наступательного характера). Когда же палку используют в виде средства защиты при необходимой обороне, все зависит от расстановки сил и сложности ситуации. То есть в подобных экстремальных условиях удары разрешается наносить по любым органам.
Наиболее часто происходит применение сотрудниками полиции специальных средств такого типа в виде слезоточивого газа «Сирень» — CS (или ортохлорбензальмалононитрила), помещенного в аэрозольную упаковку весом 100 мл с температурным диапазоном хранения 10 — 40 ⁰С. Активный состав имеет дальность выброса полтора-два метра и воздействует на нарушителя в течение двух-трех секунд.