- Экономика

Продолжительность камеральной налоговой проверки составляет

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Продолжительность камеральной налоговой проверки составляет». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Налоговые декларации представляются в обязательном порядке юрлицами и ИП. Граждане сдают декларацию по ф. 3-НДФЛ для получения налоговых вычетов по этому налогу, например по расходам на лечение (об этом вычете рассказывается в нашем материале по ссылке: (Возврат налога за платные медицинские услуги). В большинстве случаев декларации подвергаются камеральной проверке (ст. 88 Налогового кодекса). Как правило, в ходе нее выявляются очевидные ошибки в расчетах, а также несоответствия в документах, которыми удостоверяются расходы, и др.

В письме Минфина РФ от 21.02.2017 № 03-04-05/9949 указано, что право физлица на получение налогового вычета по НДФЛ подтверждается в ходе камеральной проверки декларации по НДФЛ.

Сколько длится камеральная налоговая проверка, можно узнать из ст. 88 НК РФ. В ней содержится норма о сроке проведения камеральной налоговой проверки, ограниченном 3 месяцами с даты поступления декларации. Рассмотрим порядок исчисления срока камеральной проверки налоговой декларации, а также обстоятельства, которые влияют на фактическую продолжительность контрольных мероприятий.

Срок проведения камеральной налоговой проверки

В законодательстве не установлен порядок определения даты начала и даты завершения срока проведения камеральной налоговой проверки. В акте, издаваемом только при обнаружении отклонений, указывается дата ее начала (п. 3 ст. 100 НК РФ). Она может быть позднее даты поступления документов, поскольку такая проверка осуществляется сотрудниками налоговых органов в соответствии с их служебными обязанностями, без отдельного решения о ее назначении. О ее начале проверяемое лицо не уведомляется.

Начало течения отведенного ст. 88 НК РФ периода, в рамках которого должны быть выполнены все необходимые проверочные действия, отсчитывается с момента фактического поступления декларации в налоговый орган одним из установленных способов:

  • по телекоммуникационным каналам связи;
  • путем сдачи уполномоченному лицу;
  • путем направления по почте.

В п. 2 письма ФНС РФ от 13.09.2012 № АС-4-2/[email protected] отмечается, что проверка не может быть начата ранее даты поступления декларации в налоговый орган, поэтому отсчет этого периода не может начаться с даты отправки документов посредством почтовой связи.

В случаях, указанных в НК РФ, для уточнения информации проверяемому лицу могут быть направлены запросы (п. 7 ст. 88 НК РФ):

  • об истребовании дополнительных документов для подтверждения права на вычет (п. 8 ст. 88, ст. 172 НК РФ);
  • с предложением в 5-дневный срок сделать уточнения при выявлении ошибок или противоречий (пп. 3, 4 ст. 88 НК РФ, см. постановление АС СЗО от 02.03.2016 № Ф07-2677/16 по делу № А26-5668/2015).

Время ожидания ответа не влияет на общую продолжительность проверочного периода, составляющего 3 месяца. Однако при сдаче уточненной декларации начинается новая проверка. При этом у проверяющих есть возможность использовать данные, полученные при ревизии первоначальной редакции документа (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Основная задача, которую налоговикам нужно решить, пока длится камеральная проверка – убедиться в том, что лицо корректно посчитало налог к оплате, не было занижения налоговой базы. Компенсацию по налогу можно оформить после окончания камерального исследования.

Популярен вопрос, сколько длится мероприятие. Ранее срок проведения камеральной налоговой проверки декларации по НДС составлял ¼ года, однако позже в законодательство были внесены изменения, и срок может быть сокращен до 2 месяцев. Если в процессе исследования у проверяющих лиц появились подозрения в наличии нарушения, есть риск продления срока. Во время мероприятия изучаются декларации, счета-фактуры.

Сотрудники в налоговой при проведении проверки имеют право потребовать предоставления для ознакомления ряда документов. Какие документы имеют право требовать налоговики?

Инспекторы занимаются проверками декларации и расчетов. Длительность мероприятия составляет от 2 до 3 месяцев. При появлении вопросов могут потребоваться дополнительные письменные пояснения. Если компания или ИП не могут доказать свою правоту, их ожидают санкции.

Есть ряд случаев, когда запрашивается дополнительная информация:

  • Наличие ошибок в отчетах – тогда требуется представить пояснения или внести дополнения в отчет.
  • В уточненке размер налога ниже, чем в первичной декларации – нужны пояснения.
  • Лицом в декларации был прописан убыток – нужно обосновать размер убытка.
  • Были применены льготы – нужны документы, подтверждающие право на льготу.
  • Был заявлен налог к возмещению – следует доказать правомерность использования вычета.
  • В декларации были обнаружены противоречия, расхождения – налоговый орган требует представления счетов-фактур, первичных и прочих документов, книгу покупок и продаж.

Если будет обнаружено, что организация не внесла в полной мере налог, проверяющие могут затребовать дополнительную документацию. Помимо этого, налоговики имеют право допросить свидетелей, инициировать выполнение экспертизы.

Если у компании были затребованы документы в процессе исследования, их нужно отправить в течение 10 рабочих суток. При встречном мероприятии на это действие дается 5 суток. В случае необходимости оформления отсрочки следует заранее предупредить налоговую службу.

Нельзя игнорировать запрос и не давать никакого ответа. Иначе есть риск наложения санкций. Если не подать документы в установленное время, будет накладываться штраф. Если требования фискального органа, по мнению плательщика, не соответствуют налоговому законодательству, требуется направить письменный ответ с причинами отказа выполнения требований.

При проведении камеральной проверки по НДС основной целью налоговиков является выявление расхождений между данными, которые содержатся в документации, обнаружение возможных нарушений.

Согласно установленному порядку проведения, если плательщик своевременно представляет пояснения по ошибкам в декларации, инспектор должен рассмотреть представленные пояснения.

Если после рассмотрения документов выявляется факт правонарушения, лицами составляется акт согласно налоговому законодательству. Обычно срок камеральной проверки по НДС составляет не более 3 месяцев.

Если плательщик заявил льготы или предъявил сбор к компенсации, налоговики проводят тщательное исследование и могут потребовать представление дополнительных данных, которые подтверждают права на льготы.

Составление результатов камеральной проверки по НДС (налога на добавленную стоимость) может различаться в зависимости от того, были ли выявлены проверяющими лицами нарушения или нет.

Если по представленным результатам не было выявлено противоправных действий, то не требуется составлять бумаги согласно статье 88 НК и 100. Помимо этого, ФНС не имеет обязанности уведомления организации об окончании проверки.

Если налоговиками были обнаружены ошибки, составляется акт. Форма документации устанавливается приказом ФНС. Если акт не составляется, это считается нарушением. При оформлении результатов в документе в обязательном порядке нужно прописать название и номер, данные об инспекторе, сведения по проверке и составлению, данные по проверяемому предприятию, выводы и предложения по исправлению нарушений.

Каждая декларация 3-НДФЛ должна быть проверена сотрудниками ФНС. Это – не выборочная процедура. Длительность срока камеральной проверки в отношении разных деклараций может существенно различаться. Одна процедура занимает три дня, а другая – пару месяцев. И тот, и другой вариант законен.

Если длительность проведения камеральной проверки укладывается в отведенные рамки, в этих пределах она может длиться сколь угодно долго.

Продолжительность проверки налоговой декларации, обычно, зависит от следующих факторов:

  1. Общего объема представленной информации. Естественно, чем больше сведений, тем срок проверки больше.
  2. Полноты сопроводительной документации. Если каких-то документов в комплекте не достает, требуется дополнительное время на их запрос.
  3. Наличие в декларации ошибок или несоответствий с той информацией, которой располагает налоговый инспектор.
  4. Степень загруженности сотрудника ФНС, в чьем ведении находится проверка декларации НДФЛ.

Стоит принимать во внимание и возможность наступления форс-мажорных обстоятельств. Поэтому лучше сдавать отчеты в налоговые органы заблаговременно. И составлять всегда не менее двух экземпляров декларации.

3х-месячный срок камеральной проверки актуален для всех видов налоговой отчетности.

Особое внимание уделяется дате начала отсчета, т.к. существуют разные способы подачи декларации. Если ее приносят и сдают инспектору лично, датой начала будет дата визита декларанта.

Когда декларацию оправляют онлайн, отсчет ведут с даты отправки.

Если отчетность направляется заказной корреспонденцией по почте, отчет начинают вести с даты поступления пакета в отделение ФНС. Некоторые ошибочно считают, что ведут его с момента отправки корреспонденции. Но если документов нет в наличии, значит, проверить их невозможно. Поэтому вариант оправки декларации почтой нужно рассматривать только в крайнем случае. Особенно, если осталось мало времени до окончания сроков подачи декларации.

Камеральная проверка должна осуществляться в строгом соответствии с НК РФ. Это относится и к срокам. Поэтому их увеличение без уважительных причин – большая редкость. Чаще сотрудники ФНС успевают проверить отчетность до истечения 3х-месячного периода.

Важно, чтобы декларация не содержала ошибок и противоречий и была передана с полным комплектом документов. Это – гарантия быстрой проверки.

Чем быстрей пройдет камеральная проверка НДФЛ, тем быстрей декларанту вернут часть налога. После ее окончания и принятия положительного решения средства на счет заявителя поступают в течение месяца.

Это значит, если проверку проведут за 7 дней, деньги будут получены максимум через 1 месяц и 1 неделю. А если проверка затянется на три месяца, средства поступят только через 120 дней.

Когда декларант сдает уточненную декларацию до принятия решения по первому варианту, после камеральной проверки этой 3-НДФЛ деньги переведут тоже в течение месяца. Но общий срок ожидания существенно увеличится.

Часть I — Камеральная налоговая проверка

При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость с начисленным к уплате налогом срок проведения камеральной проверки изменился — 2 месяца.

Специальный срок — шесть месяцев предусмотрен по декларациям иностранной компании, которая платит «налог на Google» (п. 2 ст. 88, п. 8 ст. 174.2 НК РФ).

В случае подачи декларации по НДС с суммой налога к возмещению срок камеральной проверки будет таким же — 2 месяца, но в данном случае существуют небольшие исключения. Так, если в ходе проведения комплекса контрольных мероприятий не будут выявлены нарушения, то инспектор может завершить проверку, не дожидаясь 2-месячного срока, и в течение 7 дней вынести решение о возмещении (письмо Минфина от 19.03.2015 № 03-07-15/14753).

В какой форме могут получать требования о пояснениях плательщики НДС, узнайте из материалов, размещенных на нашем сайте:

  • «Налоговикам рекомендовано по-новому требовать пояснения по без-НДСным операциям»;
  • «Обновлен формат передачи требования о представлении пояснений по НДС».

Как уже было отмечено выше, законодательством установлен только срок камеральной налоговой проверки. Возможности продления или приостановления такой проверки не предусмотрены ни одним нормативно-правовым актом. На данный факт указывают как Минфин РФ (письмо от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75), так и судебные органы (постановления ФАС Уральского округа от 16.07.2012 № Ф09-5401/12, ФАС Северо-Западного округа от 04.03.2010 № А52-4313/2009).

Исключением является декларация по НДС. Проверяющие могут продлить срок камеральной проверки по этой декларации на 1 месяц (с 2-х до 3-х месяцев). Это возможно в том случае, если они найдут признаки нарушения налогового законодательства (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Таким образом, налоговый орган имеет право проводить необходимые контрольные мероприятия только в течение 3 месяцев со дня представления налоговой декларации (постановление президиума ВАС РФ от 17.11.2009 № 10349/09).

Вопреки этому некоторые суды считают правомерными результаты, даже если сроки проведения камеральных проверок превысили 3 месяца (постановление ФАС Уральского округа от 18.05.2009 № Ф09-3043/09-С3), аргументируя тем, что нарушение срока не является основанием для отмены решения, принятого по результатам проверки.

Дополнительно об этом читайте в статье «Доказательства, полученные за пределами срока камералки, могут быть допустимыми».

Составление и вручение актов и решений возможно только в случае выявления нарушений и только после завершения камеральной налоговой проверки.

Если помимо заработной платы физическое лицо имеет иной источник дохода, то для него наступает обязанность уплатить налог и подать декларацию по форме 3-НДФЛ. Срок подачи такой декларации – не позднее 30 апреля года, следующего за годом получения дохода или иной материальной выгоды.

Но, кроме обязанности уплаты налога, при применении каких-либо вычетов – социальных, имущественных и др. (ст. 218-221 НК РФ) – физическое лицо может претендовать на возврат излишне уплаченных сумм налога.

В обоих случаях срок камеральной проверки будет составлять 3 месяца. Следует отметить, что при подаче декларации на возврат необходимо подать заявление о предоставлении вычета, так как оно является основанием для его получения.

Заявить вычет можно в любой год, следующий за годом, когда у гражданина возникли соответствующие расходы. Но вот вернуть можно лишь налог, уплаченный течение последних 3 лет (п. 7 ст. 78 НК РФ, письмо Минфина России от 19.10.2012 № 03-04-05/5-1210).

В настоящее время у налогоплательщиков появилась прекрасная возможность следить за ходом проверки и своевременно узнавать о ее результатах с помощью сервиса ФНС «Личный кабинет налогоплательщика».

С нюансами проведения камеральной проверки декларации 3-НДФЛ вас познакомит эта публикация.

Камеральная проверка налоговой декларации длится 3 месяца (2 месяца для НДС-декларации) с момента ее подачи налогоплательщиком в налоговый орган (6 мес. со дня представления иностранной компанией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, декларации по НДС).

Если во время проведения камеральной проверки налогоплательщик сдал уточненку, камеральная проверка первичной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка уже уточненной декларации, которая также длится 3 месяца.

Возможность продления или приостановления такой проверки налоговым законодательством не предусмотрена.

Сроки проведения камеральной налоговой проверки

Для продления выездной проверки нужны основания, оговоренные в подп. 1–6 п. 2 Оснований и порядка продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки, утвержденных приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected] (далее — Основания). Приведем их вкратце:

1. Проверяется деятельность налогоплательщика, входящего в категорию крупнейших.

2. В налоговый орган поступила информация о нарушениях налогового законодательства, которая требует дополнительного исследования.

3. Территория, на которой производится проверка, подверглась стихийным бедствиям, или возникли другие обстоятельства непреодолимой силы.

4. Проверяемый налогоплательщик владеет несколькими обособленными подразделениями.

5. Проверяемый налогоплательщик нарушил срок (установленный п. 3 ст. 93 НК РФ) представления документов, запрошенных инспекцией.

6. Возникли другие обстоятельства, определенные подп. 6 п. 2 Оснований и связанные:

  • с продолжительностью проверяемого периода;
  • объемом документов, которые надо проверить;
  • количеством налогов и сборов, правильность начисления и уплаты которых надо проверить;
  • количеством видов деятельности, которые осуществляет проверяемый налогоплательщик;
  • разветвленностью организационно-хозяйственной структуры проверяемой организации;
  • сложностью технологических процессов;
  • иными обстоятельствами.

О перечне документов, которые налоговики вправе требовать от проверяемой организации, читайте в материале «Какие документы вправе истребовать налоговики при выездной проверке?».

Как уже было сказано выше, согласно п. 6 ст. 89 НК РФ, продление срока проверки до 6 месяцев возможно только в исключительных случаях. Подп. 4 п. 2 Оснований конкретно определяет лишь один такой случай — когда у проверяемой компании насчитывается 10 и более обособленных подразделений.

Планируете открыть обособленное подразделение – узнайте полезную информацию из материалов:

  • «Регистрация обособленного подразделения в 2019 — 2020 годах — пошаговая инструкция»;
  • «Открываем обособленное подразделение при УСН».

В других обстоятельствах исключительные случаи зависят от конкретной ситуации. В п. 2 определения Конституционного суда РФ от 09.11.2010 № 1434-О-О говорится, что налоговый орган самостоятельно оценивает целесообразность продления контрольного мероприятия.

Впрочем, иногда налоговики злоупотребляют такой возможностью и в ответ получают судебные процессы. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.04.2013 по № А43-17631/2012 показывает, что причины продления, приводимые инспекторами, не всегда убедительны не только для налогоплательщика, но и для арбитров.

Налоговый орган, в соответствии с нормами п. 9 ст. 89 НК РФ, вправе приостановить выездную проверку. Возникает перерыв, по окончании которого проверка возобновляется.

Пример

Если приостановить на 15 дней выездную проверку, длившуюся до этого момента 1 месяц, то через 15 дней инспекторы возобновят проверку. Причем у них останется еще месяц до окончания контрольного мероприятия.

Налоговый кодекс в абз. 9 п. 9 ст. 89 указывает, что должны сделать инспекторы в случае приостановления проверки:

  • покинуть территорию налогоплательщика;
  • перестать требовать у налогоплательщика документы;
  • вернуть все подлинники, ранее затребованные у налогоплательщика, но документы, изъятые при выемке, при этом не возвращаются.

В письмах от 21.11.2013 № ЕД-3-2/[email protected] и от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 (п. 4.2) список запретов расширен. Налоговикам в период приостановки запрещено, кроме сказанного:

  • производить выемку документов и предметов;
  • производить осмотр (полагаем, что и инвентаризацию имущества);
  • знакомиться с подлинниками документов на территории налогоплательщика.

Самостоятельная выездная проверка филиала или представительства тоже может приостанавливаться, поскольку п. 9 ст. 89 Налогового кодекса не содержит запрета на это.

Налоговый орган в период перерыва в процессе проверки может рассылать запросы третьим лицам для получения информации о налогоплательщике в порядке, определенном ст. 93.1 НК РФ. Такие действия не противоречат Налоговому кодексу, поскольку проводятся вне территории налогоплательщика. Подтверждение данного тезиса можно найти в письме Минфина России от 05.05.2011 № 03-02-07/1-156.

Среди налоговых инспекторов распространено мнение, что допрос свидетелей тоже не возбраняется проводить в этот период. Они вызывают таких лиц в инспекцию, формально не нарушая законодательство. Однако правомерность такого подхода спорна и вызывает неоднократные жалобы налогоплательщиков.

Отдельно стоит отметить, что выездную проверку можно сначала продлить, а потом приостановить. Можно совершить такие действия и в обратном порядке. Нарушений закона при этом не возникает. Подтверждение тому можно отыскать в письме УФНС России по городу Москве от 21.02.2008 № 16-27.

Пример

За неделю до окончания 2-го месяца выездной проверки ООО «Омега» налоговая инспекция приостановила ее на 2 месяца для истребования информации у контрагентов данной компании. После того как срок приостановления истек, приняты следующие решения:

1. Налоговая инспекция решила возобновить выездную налоговую проверку.

2. Областное управление ФНС решило продлить выездную проверку до 3 месяцев.

Решения налоговых инстанций вполне правомерны.

Сейчас бератор «Практическая энциклопедия бухгалтера» вы можете купить на 9 месяцев всего за 10 980 рублей вместо 16 980 рублей. То есть вы получите скидку 6 000 рублей и доступ к бератору на 3 месяца в подарок.

У вас будет:

  • Бератор
    «Практическая энциклопедия бухгалтера»
  • Материалы электронного журнала
    «Нормативные акты для бухгалтера»
  • Материалы электронного журнала
    «Практическая бухгалтерия»
  • Онлайн-сервисы «Учетная политика» и «Алгоритмы для бухгалтера»

Просто заполните форму, и мы вышлем вам на почту письмо с льготным счетом.

  • Правильно рассчитать налоги, без пеней и штрафов.
  • Без ошибок заполнить документы и отчеты.
  • Оптимизировать свой бухучет и сэкономить на налогах.
  • Сократить время работы с бухгалтерской рутиной.
  • Уверенно действовать при проверках и в судах.

Продолжительность камеральной проверки по большинству налогов, кроме НДС, составляет три месяца со дня представления отчетности (п. 2 ст. 88 НК РФ). Даты начала и окончания проверки должны быть указаны в акте проверки (п. 3 ст. 100 НК РФ).

Причем камеральная проверка декларации не обязательно должна начинаться в день получения ее налоговиками (письмо Минфина России от 22 декабря 2017 г. № 03-02-07/1/85955).

Несмотря на это, завершить проверку ИФНС должна все равно не позднее, чем через три месяца со дня сдачи отчетности организацией. А дата начала проверки, по мнению чиновников, роли не играет.

По мнению Минфина, трехмесячный срок камеральной проверки декларации отсчитывают со дня, когда была подана отчетность. При этом дата получения декларации инспекторами и дата фактического начала камеральной проверки могут не совпадать. Инспекция может начать «камералить» вашу декларацию даже через месяц после ее подачи.

К примеру, если ИФНС получила декларацию 25 марта, а начала её камеральную проверку 17 июня, то в акте указывают фактическую дату начала проверки — 17 июня. Но трехмесячный срок нужно отсчитывать все равно с 26 марта, а не с 17 июня. В этом случае на проверку у ИФНС останется всего 10 дней, поскольку трехмесячный срок истечет 26 июня (п. 2 и п. 5 ст. 6.1 НК РФ).

Однако из общего правила есть исключение.

Так, срок проведения камеральной проверки деклараций по НДС составляет 2 месяца (абз. 4 п. 2 ст. 88 НК РФ).

Тем не менее, если у налоговиков при проверке НДС возникли подозрения в нарушении организацией или индивидуальным предпринимателем налогового законодательства, инспектор имеет право продлить срок проведения камеральной проверки еще на месяц (абз. 5 п. 2 ст. 88 НК РФ).

Имейте в виду: налоговые органы не обязаны уведомлять налогоплательщика о решении продлить срок проверки декларации по НДС (письмо Минфина России от 2 октября 2018 г. № 03-02-07/1/70615).

При этом ответственный налоговый инспектор обязан:

1) проверить у гражданина, непосредственно сдавшего налоговую декларацию (расчет), документ, удостоверяющий его личность.

Если отчетность подается через уполномоченного представителя – документ, подтверждающий его полномочие на представление налоговой декларации (расчета);

2) проверить, соответствует ли налоговая декларация (расчет) установленной форме (установленному формату);

3) зарегистрировать отчет, представленный по установленной форме (установленному формату), в информационном ресурсе инспекции ФНС России;

4) по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) проставить на представленной им копии налоговой декларации (расчета) отметку о приеме отчета и дату приема.

Кроме того, при приеме налоговых деклараций (расчетов), представленных на бумаге, а также в электронной форме по ТКС, проверяется наличие следующих реквизитов:

1) для физического лица: фамилии, имени, отчества (при наличии);

2) для организации:

  • полного наименования организации (ее обособленного подразделения – при наличии его наименования);
  • ИНН, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации;
  • вида документа: первичный (корректирующий);
  • наименования налогового органа;
  • подписей лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).

Также в налоговой декларации (расчете), представленной в электронной форме по ТКС, проверяется подлинность усиленной квалифицированной электронной подписи лица, подписавшего отчет.

Имейте в виду, в ходе камеральной проверки руководитель организации может быть вызван в налоговые органы в качестве свидетеля для дачи показаний.

Если НДС к возмещению — будет ли проверка

Следующий этап – изучение самой отчетности. В первую очередь налоговики проверяют математические расчеты и взаимоувязку различных форм.

Затем смотрят, обоснованно ли применены ставки налогов и льготы. На основании пункта 6 статьи 88 Налогового кодекса инспектор вправе затребовать документы и пояснения для обоснования права на льготу по налогам.

Пунктом 8.6 статьи 88 Налогового кодекса установлено, что плательщики взносов обязаны предоставлять по запросу налоговиков обоснования для применения льготных тарифов по страховым взносам и освобождения от взносов отдельных видов выплат в пользу работников.

Далее сопоставляют отчетные данные с прошлогодними показателями, с информацией о вас из других источников и с данными по аналогичным фирмам. Это делается для того, чтобы выявить «подозрительные» фирмы – кандидатов на выездную проверку.

Проверяя отчетность, налоговики не вправе требовать у фирмы предъявления дополнительных документов. Но из этого правила есть исключения.

Например, если вы просите возместить налог на добавленную стоимость, инспекторы могут потребовать от вас дополнительные бумаги, подтверждающие право на налоговые вычеты (п. 8 ст. 88 НК РФ). Такие документы и пояснения нужно представить в течение пяти дней (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Кроме того, в рамках камеральной проверки декларации по НДС налоговые инспекции вправе проводить осмотр территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов, если:

  • представлена декларация, в которой заявлена сумма НДС к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ);
  • выявлены противоречия и несоответствия, которые свидетельствуют о занижении сумм налога, подлежащих уплате, или о завышении сумм налога к возмещению (п. 8.1 ст. 88 НК РФ).

Пояснения к декларации могут потребоваться и после того, как налогоплательщик представил «уточненку», в которой уменьшена сумма налога по сравнению с первичной декларацией. В данном случае пояснения нужны для обоснования изменений в декларации.

Также налоговики могут потребовать пояснения при проверке налоговой декларации, в которой заявлен убыток. Здесь придется обосновывать размер убытка.

И наконец, налоговики вправе запросить документы, которые подтверждают правильность применения вычетов по НДС и в том случае, если речи о возмещении налога не идет. Фирмы, пользующиеся налоговыми льготами, должны представить бумаги, подтверждающие право на эти льготы. А компаниям, которые платят налоги, связанные с использованием природных ресурсов, нужно подать документы, подтверждающие правильность расчета и уплаты этих налогов. В остальных случаях требование дополнительных документов незаконно.

Во всех этих случаях организации и предприниматели, обязанные сдавать декларацию по НДС в электронной форме, должны отправить пояснения также в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота. Если такие пояснения будут отправлены на бумаге, они не считаются представленными (п. 3 ст. 88 НК РФ).

В целях реализации этих требований приказом от 16 декабря 2016 года № ММВ-7-15/[email protected] ФНС России утвердила формат направления пояснений к декларации по НДС в электронной форме.

Заметим, что представлять пояснения в электронной форме нужно пока только в отношении НДС. При проверке деклараций по другим налогам формат представления пояснений может быть на бумажном носителе.

У налоговиков также есть право истребовать счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям, сведения о которых указаны в декларации по НДС (п. 8.1 ст. 88 НК РФ). Такое истребование будет правомерным в случаях:

  • если выявлены противоречия в этих сведениях;
  • если выявлены несоответствия этих сведений, сведениям об этих же операциях, которые содержатся в декларации по НДС, представленной в инспекцию другим лицом;
  • если выявлены несоответствия этих сведений, сведениям, содержащимся в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в инспекцию.

Однако истребовать документы инспекция будет вправе только если выявленные ею противоречия или несоответствия свидетельствуют о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы к возмещению.

Если до окончания камеральной проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация, то камеральная проверка ранее поданной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка на основе данных вновь поданной уточненной декларации (п. 9.1 ст. 88 НК РФ). При этом все документы, если они были запрошены ранее, должны быть представлены в налоговый орган в пятидневный срок. Иначе вас могут оштрафовать за несвоевременное представление документов по статье 126 Налогового кодекса (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20 июля 2015 г. № А65-23543/2014).

Если уточненную декларацию вы представите после составления акта камеральной проверки (то есть фактически после ее окончания), то избежать «наказания» по первичной декларации вы не сможете. Инспекторы обязаны провести все мероприятия налогового контроля и вынести все решения по составленному акту (Письмо ФНС России от 20 ноября 2015 г. № ЕД-4-15/20327). Моментом окончания камеральной налоговой проверки следует считать дату, указанную в акте налоговой проверки, экземпляр которой вам вручили инспекторы.

Льготу по налогу на имущество организаций в отношении движимого имущества придется подтверждать, если в ходе камеральной проверки декларации по налогу инспектор затребует подтверждающие документы. На это обратил внимание Минфин России в письме от 29 сентября 2017 года № 03-02-07/1/63534.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика-организации представить в течение пяти рабочих дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, и (или) истребовать в установленном порядке документы, подтверждающие его право на такие налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ).

Обращаем внимание, что с начала 2019 года льгота по движимому имуществу не применяется. Вместо этого объект налогообложения в виде движимого имущества изъят из налогового законодательства. Проще говоря, «движимость» больше не облагается налогом на имущество организаций.

Согласно статье 195 ГК РФ, исковая давность определяется как срок, в течение которого субъект, чьи права нарушены, имеет право обратиться за их защитой. Пропуск данного срока без уважительных причин приводит к ситуации, когда защита своего нарушенного права становится фактически невозможной при заявлении об этом другой стороны (статья 199 ГК).

Стандартный срок для защиты своих прав составляет 3 года, согласно статье 196 ГК РФ. При этом статья 197 ГК указывает на возможность применения более коротких или продолжительных сроков защиты своих прав, а статья 208 перечисляет исключительные случаи, на которые подобный срок вообще не распространяется.

Следует помнить, что понятие «исковая давность» исключительно гражданско-правовое, поэтому не может применяться к административным правоотношениям, что вытекает из части 1 статьи 1 ГК РФ. Аналогичную трактовку данного вопроса предлагает и НК РФ, который не содержит термина «исковая давность».

Однако же отсутствие исковой давности по взысканию налоговой задолженности не означает, что налоговая инспекция вправе взыскивать налоги в любое время и за любой период. Нормы статей 46, 47, 48, 89, 113 и 115 НК РФ содержат ряд ограничений по взысканию налогов, штрафов, пеней, а также привлечению к ответственности за налоговые нарушения.

Согласно положениям статьи 87 НК РФ, существует 2 вида проверок:

  1. Камеральные.
  2. Выездные.

Камеральная проверка, в соответствии с пунктом 1 статьи 88 НК РФ, проводится исключительно на основании документов (декларации, отчетов), которые представлены налогоплательщиком. При этом пункт 7 статьи 88 НК указывает, что у проверяемого лица допускает требовать только те документы, которые необходимо представить совместно с текущей отчетностью.

Согласно пункту 1 статьи 46 НК РФ, в случае если плательщик своевременно не рассчитался по налоговой задолженности, которая определяется исходя из имеющейся отчетности (может корректироваться по результатам проверок), его обязанность исполняется принудительно посредством обращения взыскания на его средства, находящиеся на банковских счетах.

Срок давности взыскания определяется пунктом 3 статьи 46 НК РФ, согласно которому у налогового органа имеется 2 месяца, которые исчисляются с момента окончания периода для исполнения требования об уплате налогов, на принятие решения о принудительном взыскании. После принятия оно направляется налогоплательщику, а также в банки, где имеются счета должника.

Пропуск двухмесячного срока влечет недействительность решения и дальнейшую невозможность взыскания средств в административном порядке, что не лишает налоговую инспекцию права обратиться для взыскания тех же платежей в суд (т. е. уже в судебном порядке). На обращение в суд у налогового органа, согласно пункту 3 статьи 46 НК РФ, имеется 6 месяцев, которые также исчисляются со дня истечения срока, указанного в требовании об уплате налогов. Пропуск и этого срока без возможности восстановления приводит к невозможности принудительного взыскания.

Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ, с граждан неуплаченные налоги взыскиваются только в судебном порядке. При этом для обращения в суд необходимо, чтобы общая сумма задолженности превышала 3 тыс. руб. На подачу заявления налоговой инспекции отводится 6 месяцев.

Если сумма задолженности менее 3 тыс. руб., то пунктом 2 статьи 48 определен следующий срок для обращения взыскания:

  • при достижении общего размера задолженности в течение 3 лет суммы более 3 тыс. руб. срок обращения в суд ограничивается 6 месяцами со дня накопления 3 тыс. руб.;
  • если в течение 3 лет сумма задолженности не превысила 3 тыс. руб., то 6 месяцев для обращения в суд начнут отсчитываться по истечении 3 лет с момента первой неуплаты.

Практикам необходимо помнить, что налог на недвижимость и транспортные средства в силу требований пункта 2 статьи 52 НК РФ исчисляется только за 3 последних налоговых периода. Исчислить налог и направить уведомление о его уплате за более ранние периоды налоговая инспекция не вправе.

В случае выявления налоговых нарушений в ходе проверки виновное лицо привлекается к ответственности в порядке, определенном пунктом 1 статьи 101 НК РФ. По истечении месячного срока, который предоставляется на подачу возражений по акту проверки, руководитель налоговой инспекции (его заместитель) должен принять решение о привлечении лица к ответственности. На принятие соответствующего решения отводится 10 дней, хотя срок при необходимости может быть и продлен (но не более чем на 1 месяц).

При принятии решения налоговый орган должен также руководствоваться требованиями пункта 1 статьи 113 НК РФ, который гласит, что срок давности привлечения к ответственности не может превышать 3 года. Данный срок исчисляется со дня, следующего после дня совершения нарушения либо окончания соответствующего налогового периода до момента принятия решения о привлечении лица к ответственности. Данный срок может быть приостановлен в случае, определенном пунктом 1.1 статьи 113 НК РФ, с момента составления акта о том, что проверяемое лицо активно препятствует проведению контрольных мероприятий, в результате чего их исполнение становится невозможным.

Практикам следует помнить, что помимо применения налоговых санкций виновное лицо может быть привлечено к административной или уголовной ответственности при наличии признаков соответствующих правонарушений. В этом случае должны применяться нормы о давности привлечения к ответственности, установленные КоАП и УК РФ.

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, постановление по административному правонарушению в области бухгалтерского учета и сфере налогов и сборов может быть вынесено в течение 2 лет со дня его совершения.

В УК РФ порядок исчисления сроков давности за совершение налоговых преступлений определяется частью 1 статьи 78 и зависит от тяжести деяний. При этом срок исчисляется с момента совершения преступления до момента вступления в силу судебного приговора.

Таким образом, НК РФ установлен целый ряд сроков давности: для проведения проверок, взыскания налогов и привлечения к ответственности. В предложенной нами статье приведено их подробное описание и разграничение, что будет удобно для практических работников.

Как проходит камеральная проверка

Порядок получения вычета по налогу на доходы физлиц (НДФЛ), включая срок перечисления налогового вычета после камеральной проверки, урегулирован Налоговым кодексом (ст. 78, 88, 218–221). Наиболее распространенные вычеты — имущественные (например, по доходам от продажи недвижимости, см. письмо Минфина РФ от 15.07.2016 № 03-04-05/41795) и социальные (например, по расходам на лечение, подробности — в статье на сайте «Возврат налога за платные медицинские услуги»).

Есть 2 варианта:

  1. Получить уведомление в налоговой инспекции и, представив его в бухгалтерию, получать вычет по месту работы (п. 8 ст. 220 НК РФ).

    Подробности — в таблице.

    Виды вычета

    Возможность получения у работодателя

    Нормативный акт, которым утверждена форма уведомления, заявления в ФНС РФ

    Инвестиционные

    Отсутствует

    Профессиональные

    Отсутствует

    Имущественные

    Есть

    Приказ ФНС РФ от 14.01.2015 № -7-11/[email protected] (заявление в произвольной форме)

    Социальный — по добровольному страхованию жизни

    Есть

    Приказ ФНС РФ от 16.01.2017 № БС-4-11/[email protected] (заявление по утв. приказом форме)

    Другие социальные

    Есть

    Приказ ФНС РФ от 27.10.2015 № ММВ-7-11/[email protected] (заявление в произвольной форме)

  2. Подать по окончании года налоговую декларацию по ф. 3-НДФЛ непосредственно в налоговый орган и получить причитающуюся сумму на свой счет в банке (об этом пойдет речь далее).

Разрешение на вычет дается налоговым органом после проверки документов. Срок возврата денег в счет налогового вычета после камеральной проверки декларации исчисляется особым образом.

Предельный срок проверки представленных документов составляет 3 месяца, фактически срок перевода налогового вычета после камеральной проверки может быть меньше указанного. О дате начала и окончания проверочных мероприятий проверяемое лицо не извещается. В течение отведенного срока налоговый орган может проводить проверку, в т. ч. направлять запросы налогоплательщику (пп. 3, 6 ст. 88 НК РФ). Срок для ответа — 5 дней, предельную продолжительность проверки он не увеличивает.

Реальная продолжительность камеральной проверки может быть свыше установленного предела. Из норм НК РФ вытекают такие особенности:

  1. В случае нарушения установленного для проведения камеральной проверки срока какие-либо последствия не предусмотрены (п. 9 информационного письма Президиума ВАС РФ «Обзор практики…» от 17.03.2003 № 71). Недействительности или отмены ее результатов это не влечет.
  2. При обнаружении налоговых нарушений составляется акт проверки (п. 5 ст. 88 НК РФ), на это отводится 10 дней (п. 1 ст. 100 НК РФ), затем еще 5 дней на вручение акта. При направлении документов руководителю им может быть принято решение о проведении в течение месяца дополнительных мероприятий.

Первое отличие камеральной проверки от выездной состоит в том, что все компании без исключения регулярно проходят «камералки», так как сдают декларации по итогам налогового периода. То есть какого-то особого основания для начала «камералки» не требуется.

Выездная проверка, напротив, проводится, как правило, когда организация теми или иными своими действиями вызвала интерес инспекторов и попала в план выездных проверок.

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка начинается по решению руководителя ИФНС, если компания попала в план проверок (подробнее о критериях отбора претендентов на выездную проверку читайте в публикации «Выездная проверка: как определить, не находитесь ли вы под прицелом налоговиков»).

Выездная налоговая проверка затрагивает три года, предшествующих началу этой проверки (в исключительных случаях проверка может затрагивать и текущий год, например, при выездной проверке по НДФЛ).

Камеральная налоговая проверка проводится по факту сдачи налоговой декларации. Решение/разрешение со стороны руководства налоговой инспекции для проведения «камералки» не требуется.

Камеральная проверка проводится исключительно за тот налоговый период, который охватывает сданная декларация.

Камеральные и выездные проверки ИФНС проводит для проверки своевременности сдачи, правильности расчета и уплаты налогов. При этом «камералки» – это текущий контроль, необходимый для внесения необходимых корректировок. Выездная проверка предполагает уже глубокое изучение деятельности компании для выявления серьезных недочетов, схем ухода от налогов и даже признаков налогового преступления.

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Проверяется правильность уплаты налогов (одного или сразу нескольких) за предыдущие три года.

Проверяется своевременность сдачи, правильность расчета и уплаты конкретного налога за налоговый период (месяц, квартал, полугодие).

Важно!

Выездные проверки бывают тематическими, т.е. направленными на проверку одного налога, и комплексными, когда проверяются все налоги. Но в связи с тем, что каждый налоговый орган участвует в своем негласном рейтинге по выполнению определенного KPI (по доначислениям), и в этом показателе доначисления по тематическим проверкам не учитываются, то ИФНС, как правило, выходит «на дело» с комплексной выездной проверкой.

По сути, может быть так, что 31 декабря 2017 года выносится решение о проведении проверки ООО «Ромашка» за 2014–2016 годы. А 1 января 2018 года выносится решение о выездной проверке этой же компании, но уже за 2017 год. Итого инспекция абсолютно правомерно проверяет четыре года подряд.

Сколько времени идет камеральная проверка в налоговой

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Не более 2-х выездных проверок в течение одного календарного года.

Исключение составляют повторные проверки.

Проверяется каждая поданная декларация, в том числе уточненная.

Важно!

Повторная выездная проверка проводится по инициативе Управления ФНС и направлена на контроль действий налоговой инспекции, которая проводила «первичную» проверку. Повторные проверки чаще всего назначают тогда, когда у руководства УФНС есть подозрения о наличии коррупционных взаимоотношений между инспектором, который проводил проверку, и организацией.

Камеральные и выездные проверки проводит ИФНС, но есть нюансы.

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Инициатором выездной налоговой проверки всегда является ИФНС. Но в состав проверяющей группы может быть включен абсолютно любой инспектор ФНС России.

Также могут привлекаться органы полиции и Следственного комитета РФ. Камеральные проверки проводит ИФНС (сотрудники профильного камерального отдела: по прибыли, по НДС и т.д.).

Важно!

В случае, если из правоохранительных органов пришла информация о том, что, возможно, в действиях организации есть состав налогового преступления, то полиция и следственные органы обязательно будут привлечены к участию в выездной проверке такой организации. При этом официальным инициатором проверки будет ИФНС.

«Силовиков» приглашают поучаствовать в выездной проверке, когда у самой инспекции в ходе предпроверочного анализа появились подозрения, что компания использует схемы ухода от налогов, а сумма неуплаченных налогов тянет на преступление по одной из «налоговых» статей Уголовного кодекса РФ.

Также сотрудники полиции могут привлекаться для конкретных мероприятий в рамках выездной проверки – допросов, осмотров, проведения выемки и др., вплоть до вручения акта выездной проверки в целях обеспечения безопасности сотрудников ИФНС.

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

В рамках выездной проверки могут проводиться так называемые дополнительные мероприятия налогового контроля:

  • Запрос документов;
  • Осмотр;
  • Выемка;
  • Экспертиза документов;
  • Допрос;
  • Проверка через контрагентов (встречные проверки) и всех других лиц (организаций), которые располагают информацией о проверяемой компании (банки, регистрационная палата, БТИ и т.д.).

В рамках камеральной проверки ИФНС проверяет исключительно представленные компанией налоговые декларации.

Запрашивать дополнительные документы в рамках «камералки» налоговики могут только в строго оговоренных Налоговым кодексом случаях (обнаружение расхождений/ошибок; подача уточненной декларации с уменьшенной суммой налога к уплате; при возмещении НДС; при наличии льгот – для их подтверждения).

Важно!

Даже в рамках камеральной налоговой проверки налоговики могут проводить осмотры, например, при «камералке» по прибыли.

Представим ситуацию: компания приобрела мега-дорогое оборудование. Полгода начисляла на него амортизацию, а потом вдруг разом списала его в расходы, ссылаясь на то, что оборудование сломалось и лежит «мертвым грузом» на складе. В таком случае инспекция обязательно захочет наведаться с осмотром на склад, а результаты своего визита оформит протоколом осмотра.

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

По итогам выездной проверки составляется справка, затем акт проверки, на основе которого готовится решение по выездной проверке.

Решение вручается лично руководителю компании под роспись или ее уполномоченному представителю.

О проведенной камеральной проверке можно узнать только по факту получения акта. Но его ИФНС присылает, только если в декларациях есть ошибки/нарушения. То есть в случае успешного прохождения камеральной проверки налогоплательщик не получает никаких «бумажек».

Важно!

Если речь идет о камеральной проверке деклараций по НДС, где налог заявлен к возмещению, то в случае успешного прохождения проверки ИФНС пришлет компании «бумагу» – решение о возмещении.

Помимо получения уточненной отчетности у налогового органа нет никаких причин для срыва сроков проверки. Даже если не получены запрошенные материалы, налоговики всё равно должны закрыть камеральную проверку и составить акт с указанием факта неполучения пояснений или документов (п. 5 ст. 88 НК РФ).

Часто налоговые инспекторы в устных разговорах в качестве причин указывают отсутствие ответственного сотрудника по причине его отпуска, болезни и т. п.; технические сбои; сильную загруженность. Но это не является причиной для продления сроков, поэтому если камеральная проверка длится больше 3 месяцев и устное общение с инспекторами ни к чему не приводит, жалуйтесь на бездействие.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *