- Экономика

Как жили на руси в средние века

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как жили на руси в средние века». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Anonymous comments are disabled in this journal. Your IP address will be recorded. Recommend this entry Has been recommended Send news. Log in No account? Create an account. Remember me. Facebook VKontakte Google. Previous Share Flag Next.

Ведь ладно бы прокладок не было прокладок и в СССР не было — тряпками обходились , не было того, во что эти тряпки можно было сунуть — трусов. Тот же самый вопрос возникал при попытке представить себе, как жили славянские предки во времена языческие да и более поздние, в деревнях, скажем.

И вот, наткнулась-таки в блужданиях по сети хорошая штука — интернет на ответ: надевание на девушку-подростка сарафана или панёвы там, где ношению панёвы не предшествовал специальный девичий сарафанчик имело сугубый практический смысл. Ни трусиков, ни штанишек наши крестьянские предки не носили впрочем, о штанах разговор особый, бывали и исключения.

Ну, а те, которые ходили в рубахе до венца, по всей вероятности, надевали по две рубахи, либо поддевали под рубаху нижнюю юбку или отрезанную станушку старой рубахи Однако как же девушки и женщины решали определённые технические проблемы и избегали конфузов?

Ну, начнём с того, что не всегда они их и избегали. Случалось всякое. Так, одна моя коллега по экспедиции ИРиСК Нижний Новгород передала нам рассказ одной информантки преклонных лет: — Бывало-т, сидишь на поседках, вдруг слышно: шмяк из которой-нито!

Сгусток — МГ А другА соломки схватит и за ней подотрёт. Но чтобы обезопасить себя от такого, женщины и девушки поступали очень просто — протягивали подол рубахи между ног сзади наперёд и закалывали спереди булавкой. К сожалению, нет информации о том, как поступали благородные донны.

Не могу также удержаться от того, чтобы не заметить, что товарищам родноверам, ратующим за возвращение к корням предков путем ношения на ритуалах традиционной одежды, хорошо бы включить в число требований отсутствие трусов вообще и гигиенических женских средств в критические дни в частности.

Чтобы, так сказать, соответствовать образу полностью. Тем паче, что технически это, оказывается, осуществить совсем не сложно — пропустила рубаху меж ног и гуляй, вся такая исторически достоверная.

Tags: средние века. Post a new comment Error Anonymous comments are disabled in this journal. We will log you in after post We will log you in after post We will log you in after post We will log you in after post We will log you in after post Anonymously.

Your reply will be screened Your IP address will be recorded. Post a new comment. Preview comment. Post a new comment 3 comments.

Как жили на руси в средние века

Anonymous comments are disabled in this journal. Your IP address will be recorded. Recommend this entry Has been recommended Send news.

Кто и зачем придумал брак? Как в древние времена люди выбирали свою вторую половинку? Как хранили свое целомудрие?

Патриарх Кирилл предложил сделать аборты платными, чтобы увеличить Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:. А что вы думаете об этом? Авторизуйтесь или войдите через.

Если вы понимаете, что вашей потребностью является благотворительная помощь, то обратите внимание на эту статью. К вам обратились за помощью те, кто без вашего участия может лишиться увлекательного дела. Многие дети, мальчишки и девчонки, мечтают стать пилотами на трассе. Они ходят на занятия, где под руководством опытного тренера изучают приемы скоростного вождения. Только постоянные упражнения позволяют правильно обгонять, выстраивать траекторию и выбирать скорость. В основе победы на трассе лежит хорошая квалификация. И, конечно, профессиональный карт. Дети, которые занимаются в кружках, полностью зависят от взрослых, потому что отсутствие денег и сломанные запчасти не позволяют участвовать в соревнованиях. Сколько удовольствия и новых ощущений испытывают ребята, когда они попадают за руль и начинают управлять машиной.

Как жили в средневековом городе?

Раздел: Москва. Они приезжали в Москву на постоянное жительство и в более позднее время. Иностранцы занимались здесь ремеслами, вели торговлю,» были священнослужителями и, конечно, переводчиками. Если иметь в виду, что о XIV в. Москва стала бурно растущим городом, имеющим отношения с Западной Европой и с Востоком, то можно понять, что ей требовалось много переводчиков-толмачей, которые могли бы переводить книги, текущую документацию и т. Первыми иностранцами, которые приехали в Москву и остались в ней на постоянное жительство, были греки. Греческий монастырь св. Николы был в Москве уже в XIV в.

Античность переходит в Средневековье после падения Западной Римской империи , а именно после переворота Одоакра в году. Долгое время среди историков шла дискуссия в определении хронологических рамок Средних веков. Нижней границей выступали даты правления римского императора Константина Великого — , разделения Римской империи на западную и восточную , падение Западно-Римской империи , появление остготов в Италии , правление византийского императора Юстиниана I — и другие. Верхней границей были даты начала книгопечатания Иоганна Гутенберга первая половина XV века , падение Византийской империи , открытие Америки Христофором Колумбом , начало Реформации и другие [6] [7] [8].

Супружество на Руси было делом богоугодным, правильным, поэтому полноценными считались лишь те, кто обзавелся семьей. А в отношении женщин – еще и родившие детей. В силу этого вековух считали ущербными, отклонившимися от социальной нормы, моральными уродами. Если в скором времени после 20-25 девушка не выходила замуж, потенциальные женихи и их вездесущие свахи начинали ее автоматически «браковать».

Чаще причиной безбрачия становились физические недостатки – глухота, уродство, хромота, плохое зрение, тщедушность. При отсутствии явных физических изъянов говорили о насланной порче. А. Михалева в статье «Девичество как феномен русской культуры» указывает на еще одну причину – чрезмерная разборчивость невесты или ее родителей. Пока они ждали «лучшей партии» для старшей, у младшей росли шансы остаться в девках. А если девушка нарушала принятые нормы поведения, работала в праздничные и выходные дни, не ходила на посиделки и праздники, редко наведывалась в церковь, считалось, что ее безбрачие – Божье наказание.

Вековухи становились для семьи обузой – не только моральной, но и материальной. Ее постоянно попрекали куском хлеба, напоминали об ущербности, заставляли выполнять самую черную работу. После смерти родителей вековухи при дележе наследства получали только материнские вещи. Отцовское имущество, в том числе земля и дом, старым девам не полагалось. Обычно они уходили жить в дом брата. При этом взявшему сестру-вековуху «на пропитание» дополнительного земельного надела не полагалось. Многие вековухи предпочитали податься «в чужие люди». Их часто брали в няни к детям или в качестве смотрительниц за хозяйством.

В средние века на Руси девушек брали в жены в 14-15 лет! Подростки по сегодняшнему определению, эти девушки считались уже достаточно взрослыми для того, чтобы обрести статус семейного человека, стать женой и матерью. На восемнадцатилетних девиц смотрели с сомнением: «Не старовата ли красавица?». Девушкам после двадцати практически не оставлялось шансов на зыамужество – «товар» устаревал. К дамам после двадцати пяти лет накрепко привязывалось обидное прозвище «старая дева».

Такой странный, по мнению современников, подход объяснялся достаточно просто. Причина раннего замужества была не в фертильности женщин – и в двадцать пять девушка способна к деторождению. Корень раннего замужества крылся в стремлении мужчин сделать женой еще не оформившуюся в своих убеждениях девушку, сформировать из нее добрую супругу «под себя», согласно своим желаниям. Считалось, что юная девушка станет послушной во всем мужу женой, будет трудолюбива и чадолюбива. Разумеется, в 25 лет она уже не могла быть такой же сговорчивой и покладистой. Матримониальные традиции древней Руси основывались на патриархальном подходе к образованию семьи.

Россия в XVI веке: как начиналась современность

Бывший президент Эквадора Рафаэль Корреа назвал решение нынешнего правительства самым большим предательством в истории страны. «То, что он (Морено. — Прим. ред.) сделал, — это преступление, которое человечество никогда не забудет», — заявил Корреа.

Лондон, напротив, поблагодарил Морено. В британском МИД считают, что справедливость восторжествовала. У представителя российского дипломатического ведомства Марии Захаровой другое мнение. «Рука «демократии» сжимает горло свободе», — отметила она. В Кремле выразили надежду, что права арестованного будут соблюдены.

Эквадор укрывал Ассанжа, потому что бывший президент придерживался левоцентристских взглядов, критиковал политику США и приветствовал публикацию WikiLeaks секретных документов о войнах в Ираке и в Афганистане. Еще до того как интернет-активисту понадобилось убежище, он успел лично познакомиться с Корреа: брал у него интервью для канала Russia Today.

Однако в 2017 году власть в Эквадоре сменилась, страна взяла курс на сближение с США. Новый президент назвал Ассанжа «камнем в ботинке» и сразу дал понять, что его пребывание на территории посольства не затянется.

По мнению Корреа, момент истины наступил в конце июня прошлого года, когда в Эквадор с визитом прибыл вице-президент США Майкл Пенс. Тогда все и решили. «Можете не сомневаться: Ленин — просто лицемер. Он уже договорился с американцами о судьбе Ассанжа. А теперь пробует сделать так, чтобы мы проглотили пилюлю, говоря, что Эквадор якобы продолжает диалог», — заявил Корреа в интервью каналу Russia Today.

За день до ареста главный редактор WikiLeaks Кристин Храфнссон рассказал, что за Ассанжем велась тотальная слежка. «WikiLeaks раскрыл масштабную шпионскую операцию в отношении Джулиана Ассанжа в посольстве Эквадора», — отметил он. По его данным, вокруг Ассанжа понаставили камер и диктофонов, а полученные сведения передавались администрации Дональда Трампа.

Храфнссон уточнил, что Ассанжа собирались выдворить из посольства неделей раньше. Этого не произошло только потому, что WikiLeaks обнародовал данную информацию. О планах властей Эквадора порталу сообщил высокопоставленный источник, однако глава эквадорского МИД Хосе Валенсия опроверг слухи.

Выдворению Ассанжа предшествовал коррупционный скандал вокруг Морено. В феврале WikiLeaks опубликовал пакет бумаг INA Papers, где прослеживались операции офшорной компании INA Investment, основанной братом эквадорского лидера. В Кито заявили, что это заговор Ассанжа с венесуэльским президентом Николасом Мадуро и бывшим главой Эквадора Рафаэлем Корреа с целью свергнуть Морено.

В начале апреля Морено пожаловался на поведение Ассанжа в лондонской миссии Эквадора. «Мы должны защитить жизнь господина Ассанжа, но он уже перешел все границы в смысле нарушения соглашения, к которому мы с ним пришли, — заявил президент. — Это не значит, что он не может свободно говорить, но он не может лгать и заниматься хакерством». При этом еще в феврале прошлого года стало известно, что Ассанжа в посольстве лишили возможности взаимодействовать с внешним миром, в частности ему отключили доступ в интернет.

В конце прошлого года западные СМИ со ссылкой на источники сообщили, что Ассанжу предъявят обвинения в США. Официально это так и не подтвердили, однако именно из-за позиции Вашингтона Ассанжу пришлось укрыться в эквадорском посольстве шесть лет назад.

Швеция же в мае 2017-го прекратила расследование двух дел об изнасиловании, в которых обвиняли основателя портала. Ассанж потребовал от правительства страны компенсацию судебных издержек в размере 900 тысяч евро.

Ранее, в 2015 году, шведская прокуратура также сняла с него три обвинения за истечением срока давности.

Через сто лет после нашествия татар русские земли выглядели совсем иначе. На северо-востоке находился конгломерат множества удельных княжеств под формальной властью Москвы. Однако её правители назывались Великими князьями Владимирскими: московские земли всё ещё были недостаточно престижными, чтобы давать право на власть над другими русскими княжествами.

В XV веке на русских землях произошли большие перемены. Москва смогла подчинить себе большую часть русских княжеств, когда-то входивших в состав Древнерусского государства. Это дало её правителям возможность на законных основаниях принять титул государя всея Руси, объявив о преемственности своей власти от киевских Рюриковичей, а заодно и правах на все земли, ранее входившие в состав Киевского государства.

Карнавал неотделим от поста: это было последнее многодневное торжество, предварявшее долгое время воздержания, и сопровождалось оно пирами, маскарадами, шествиями и потешным драками на сырах и колбасах. Карнавал — это царство обжорства, хаоса и прославления всего телесного. Маски и ряженые, полузвери-полулюди и короли шутов, корабль дураков и избрание ослиного папы — все церковные и светские ритуалы переводились на язык буффонады, а символы власти подвергались публичному осмеянию. Вся церковная служба и священные тексты выворачивались наизнанку. Главные события карнавала происходили в церкви, хотя уже с XIII века эти непристойности пытались запрещать официальными интердиктами.

В послании богословского факультета в Париже, разосланного епископам Франции в 1445 году, карнавал описывается очень красочно:

«Можно видеть священников и клириков, во время службы носящих маски и чудовищные личины. Они танцуют в хоре, переодетые женщинами, сводниками и менестрелями. Они поют непристойные песни. Они едят по углам алтаря колбасы, в то время как священник служит обедню. Там же они играют в кости. Они кадят вонючим дымом, исходящим от подошв старых башмаков. Они прыгают, бегают по церкви, не стесняясь. А затем разъезжают по городу в грязных повозках и тележках, вызывая смех своих спутников и сотоварищей, проделывая непристойные жесты и произнося постыдные и грязные слова».

Во время карнавала можно было все, что запрещалось в обычные дни, иерархия нарушалась, привычные нормы переворачивались — но как только заканчивался праздник, жизнь возвращалась в обычное русло.

У бюргеров были все возможности поупражняться и посоревноваться во владении настоящим оружием. Для тренировок организовывались общества стрелков из лука и фехтовальные школы, которые существовали во фламандских, североитальянских, английских, французских и немецких городах, а также в Кракове, Киеве и Новгороде. Объединения лучников и фехтовальщиков имели свои уставы и напоминали цехи. Подготовка велась по разным направлениям, но для состязаний в каждом городе выбирали определенный вид единоборства. Например, в испанских городах предпочтение отдавалось поединкам с применением холодного оружия и конной корриде, в Южной Англии и Новгороде — кулачному бою, в немецких и фламандских городах — фехтованию и борьбе.

В Италии игры и состязания жителей городов-республик напоминали учения. В Павии, например, горожан делили на две группы, выдавали деревянное оружие, на голову надевали защитные шлемы. Победителям присуждали призы. В речных городах могли устраиваться схватки за символический захват моста. Изображение бурлящей толпы сражающихся на таком мосту — любимый сюжет гравюр той эпохи: на переднем плане гондольеры подбирают свалившихся в воду, а в окнах и на крышах окружающих домов толпятся многочисленные болельщики.

В Англии популярным видом отдыха для юношей была игра в мяч. Участие принимали все желающие, а правил почти не было. Набитый отрубями или соломой мяч можно было бить и вести ногами, катить и нести в руках. Цель соревнования состояла в том, чтобы доставить мяч за определенную черту. В городах подобные многолюдные схватки были сопряжены с большими опасностями, и не случайно в Лондоне, Нюрнберге, Париже и других местах довольно рано были введены ограничения, с помощью которых власти стремились умерить пыл игроков.

О чем рассказывает история Жиля де Ре, что такое «инквизиционная революция» и чем испытание огнем и водой отличается от пытки

Ольга Тогоева

О чем рассказывает история Жиля де Ре, что такое «инквизиционная революция» и чем испытание огнем и водой отличается от пытки

Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг Окт »
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30

Деревни, в которых они проживали, достигали приблизительно 15 дворов. Очень редко можно было встретить поселение, насчитывающее 30–50 крестьянских дворов. В каждом уютном семейном дворе стояло не только жилище, но и сарай, хлев, птичник и различные пристройки для хозяйства. Многие жители могли похвастаться также огородами, виноградниками и садами. То, где жили крестьяне, можно понять по оставшимся деревням, где сохранились дворы и признаки быта жителей. Чаще всего дом был построен из дерева, камня, который крыли камышом или сеном. В одном уютном помещении и спали, и ели. В доме стоял деревянный стол, несколько скамей, сундук для хранения одежды. Спали на широких кроватях, на которых лежал тюфяк с соломой или сеном.

В пищевой рацион крестьян входили каши из различных зерновых культур, овощи, сырные продукты и рыба. В период средневековья печеный хлеб не делали по причине того, что размолоть зерно в состояние муки было очень трудно. Мясные блюда были характерны только для праздничного стола. Вместо сахара крестьяне использовали мед диких пчел. Долгое время крестьяне занимались охотой, но потом на ее место стала ловля рыбы. Поэтому рыба была намного чаще на столах крестьян, чем мясо, которым баловали себя феодалы.

Как в Средние века на Руси произносили священное имя Божие

Крестьяне, жившие общиной, находились в разной зависимости от феодального лада. У них было несколько правовых разрядов, которыми они наделялись:

  • Основная масса крестьян жила по правилам «валашского» права, которое за основу взяло ту жизнь селян, когда они жили сельской свободной общиной. Владение на земли было общим на едином праве.
  • Оставшаяся масса крестьян подчинялась крепостному праву, которое было продумано феодалами.

Если говорить про валашскую общину, то тут были все черты крепостного права Молдавии. У каждого общинника было право работать на земле только несколько дней в году. Когда феодалы завладели крепостными, они ввели такую нагрузку на дни работы, что реально было ее выполнить только за длительный срок. Конечно же, крестьяне должны были выполнять повинности, которые шли на процветание церкви и самого государства. Крепостные крестьяне, которые жили в 14 – 15 веке раскололись на группы:

  • Государственные крестьяне, которые зависели от господаря;
  • Частновладельческие крестьяне, которые зависели от определенного феодала.

У первой группы крестьян было намного больше прав. Вторая группа считалась свободной, со своим личным правом перехода к другому феодалу, но такие крестьяне платили десятину, отбывали барщину и судились у феодала. Такая ситуация была близка к полному закрепощению всех крестьян.

В следующих веках появлялись различные группы крестьян, которые были зависимы от феодального лада и его жестокости. То, как жили крепостные крестьяне, просто приводило в ужас, ведь не было у них никак прав и свобод.

В период 1766 года Григорием Гике был издан закон о полнейшем закрепощении всех крестьян. Никто не имел права перехода от бояр к другим, беглецы быстро возвращались на места полицией. Весь крепостной гнет усиливался налогами и повинностями. Налогами облагали любую деятельность крестьян.

Но даже весь этот гнет и страх не подавил дух свободы в крестьянах, которые восстали против своего рабства. Ведь иначе крепостное право трудно назвать. То, как жили крестьяне в эпоху феодального лада, не сразу было забыто. Безудержный феодальный гнет остался в памяти и не давал еще долгое время крестьянам восстановить свои права. Долгой была борьба за право на свободную жизнь. Борьба сильного духа крестьян увековечилась в истории, и поражает своими фактами до сих пор.

Большое место в развитии литературы занимали летописи, где писалось все, что происходит в жизни людей, описывалось все по годам.
Былины прославляли подвиги воинов защищавших свою Родину. В основе былин, были события, происходящие на самом деле.

В этот период получило свое развитие строительство. Как уже говорилось, вся культура этого периода прониклась веяниями Византии, что не могла положительно сказаться на культуре Руси. Начинается переход от деревянного строительства к каменному.
Кроме того, Византийская культура на первое место всегда ставила церковь, иконопись, отсекая все, что противоречило христианским принципам.
Пришедшие принципы искусства столкнулись с тем, что восточные славяне поклоняются солнцу, ветру. Но сила культурного наследия Византии оставила отпечаток на культуре Древней Руси.
Главным символом строительства этого периода времени стал Софийский собор. Стены собора, впервые на Руси, были сложены из красного кирпича. Церковь была с пятью куполами, за ними стояли еще восемь маленьких. Потолок и стены были украшены фресками и мозаикой. Многие фрески были не на религиозную тему, было много бытовых рисунков, посвященных семье великого князя.
Большое развитие получила резьба по дереву. Резками украшались дома бояр.
Помимо церквей в это время, зажиточные слои населения, начинают строить каменные дома из розового кирпича.

На живопись 13 века наложили свой отпечаток города, где творили мастера. Так новгородские живописцы стремились упростить стиль своего мастерства. Наибольшего своего выражения он достиг в росписи церкви Георгия в Старой Ладоге.
При этом стали рисовать мозаики прямо на стенах храмов. Большое распространение получили фрески. Фреска – живопись написанная водяными красками, прямо на стенах покрытых штукатуркой.

В средние века на Руси девочек отдавали замуж, начиная с 12 и до 18-19 лет, в крестьянской общине незамужняя 16-летняя девушка считалась уже «перестарком». Интересно, что церковь возлагала на родителей обязанность устройства личной жизни дочери — если девушка оставалась в старых девах, их могли оштрафовать. Однако родители несли ответственность и при выборе жениха: если девушку отдавали замуж насильно и после этого она сводила счеты с жизнью, с них могли спросить, и хорошо, если они отделывались одним только штрафом.

Серьги с самого начала являлись не женским, а украшением для мужчин. Их стали делать еще 7 тыс. Лет тому назад в древней азии. У древних египтян и ассирийцев серьга являлась символом принадлежности к высшему обществу. В римской империи серьги носили только рабы, а в греции – девушки легкого поведения.
Богатые гречанки и римлянки предпочитали серьги с жемчугом, указывающие на их достаток и высокое положение. Представительницы высшей знати носили по большей части сережки с топазами, гранатом или сапфиром.

В государствах стародавнего востока предпочтение отдавалось шикарным золотым и серебряным серьгам с сапфирами, рубинами и изумрудами. Наибольшей популярностью сережки пользовались в индии, китае и ассирии.

В средневековой европе мужские серьги то стали очень распространенными, то переживали периоды забвения. Церковь в 12 в. Ввела запрет на прокалывание ушей. Это было связано с тем, что людям не разрешалось менять собственное тело, сотворенное «по образу и подобию».
Носить серьги продолжали по большей части только преступники, пираты и цыгане. Данные слои населения вкладывали в ношение сережек различные смыслы.

Преступники, подобным образом, выражали презрение обществу и показывали собственную принадлежность к преступному миру. Цыгане продевали в ухо серьгу тому мальчику, который появился на свет после смерти предыдущего ребенка или считается единственным сыном в семье. В обстановке пиратов серьга в ухе значила охваченный корабль.

Мореплаватели одевали серьгу после того, как обогнули мыс доброй надежды.

Казаки тоже придавали важное значение серьгам. Серьгу в левом ухе должен был носить единственный сын матери-одиночки. В правом — единственный сын в семье. В двоих ушах серьги носил заключительный в роду, который являлся кормильцем и продолжателем рода. Подобного человека должен был защищать атаман или есаул. Его не подвергали смертельному риску даже в военное время.

В киевской руси также носили золотые и серьги из серебра. По ним можно было прочесть историю и положение в обществе семьи. Простолюдины носили серьги из меди и дерева. Обеспеченные торговцы предпочитали очень дорогие серебряные серьги. Члены княжеской семьи должны были носить серьги с изумрудами и рубинами.

Витязи протыкали себе одно ухо до XII в. Украшение тогда называлось «одинец», а мужчина, который его носил — «серьгач».

Бояре отказались от прокалывания ушей. В эру петра первого мужские серьги не были популярны, т.К. Они были не заметны из-за длинных париков. А вот непривилегированные общественные слои продолжали их носить. У холопов серьга в ухе символизировала принадлежность владельцу. В период елизаветы парики стали короче и серьги опять в моду вошли.

Военнослужащие начали прокалывать уши в период императора павла I. Причем, воины носили собственно женские серьги, которые им дарили представительницы прекрасного пола, чтобы защитить их от шальной пули. В данном варианте сережки служили оберегом и талисманом.

Прокалывать уши можно в любом возрасте, но в большинстве случаев это принято выполнять еще в раннем возрасте.
Уши сегодня прокалывают по большей части в салонах красоты, выполняется это с помощью особого пистолета. Есть уже и единоразовые пистолеты, которые предоставляют возможность выполнить прокол без посторонней помощи дома. Однако все же лучше обратиться к профессиональным специалистам в надежном салоне красоты или косметическом кабинете.

Процесс прокалывания ушей считается почти что безболезненным. В момент прокалывания вы чувствуете только нетяжелый укол. Прокол в большинстве случаев рубцуется 6 — 8 недель. В данное время разрешается менять сережки, а вот совсем снимать их нельзя. Иначе дырочка на месте прокола просто зарастет и придется опять повторить технологию. Предлагается регулярно носить сережки первые пол года. Намного лучше начинать с золотых. А вот недорогая бижутерия в первые полгода после прокалывания уха может вызвать раздражение и даже привести к появлению инфекции.

Численность армий и населения на Руси в Средние века

Сережки могут целиком поменять ваш облик. При их помощи можно хорошо віделить собственный костюм, окрас кожи или овал лица. Также, они делают образ более заметным и выразительным. Сережки могут давать представительнице слабого пола сексуальность или экстравагантность.

Продолговатые серьги зрительно удлиняют лицо и шею. Их необходимо носить женщинам с круглым лицом, имеющим не достаточно длинную шею.

С угловатыми сережками плоские линии лица будут смотреться более остро. Острые линии сережек обладают свойством выполнять линии лица более острыми.

Чрезмерно угловатое лицо можно «ослабить» с помощью круглых или овальных сережек.

При вытянутом лице наиболее идеально будут выглядеть акуратные круглой формы серьги. Владелицам лица квадратной формы больше подойдут продолговатые неброские серьги.
Большие серьги привлекают взгляды к лицу. Их могут смело носить представительницы прекрасного пола с очень маленькими чертами лица. При этом их образ станет более выразительным. При их ношении необходимо помнить несложее правило – к большим серьгам нельзя одевать колье, иначе будет перебор.

Женщинам с темными волосами подойдут серьги с светлыми камнями, женщинам с белыми волосами — с яркими. Девушки в молодом возрасте могут смело позволить себе любую бижутерию: длинные серьги в стиле востока или большие сережки из светлого пластика. Женщинам постарше лучше подобрать серьги из драгоценного металла с ювелирными камнями.

Наиболее хорошей застежкой на серьгах в большинстве случаев считают «замок в англии» (швенза ювелирная).

Помещиков в нашем краю было много, но материальное их положение представлялось не особенно завидным. Кажется, наше семейство считалось самым зажиточным; богаче нас был только владелец села Отрады, о котором я однажды упоминал, но так как он в имении живал лишь наездом, то об нем в помещичьем кругу не было и речи[ ]. Затем можно было указать на три четыре средних состояния от пятисот до тысячи душ (в разных губерниях), а за ними следовала мелкота от полутораста душ и ниже, спускаясь до десятков и единиц.

Были местности, где в одном селе скучивалось до пяти шести господских усадеб, и вследствие этого существовала бестолковейшая чересполосица. Но споры между совладельцами возникали редко. Во первых, всякий отлично знал свой клочок, а во вторых, опыт доказывал, что ссоры между такими близкими соседями невыгодны: порождают бесконечные дрязги и мешают общежитию. А так как последнее составляло единственный ресурс, который сколько нибудь смягчал скуку, неразлучную с безвыездным житьем в захолустье, то благоразумное большинство предпочитало смотреть сквозь пальцы на земельную неурядицу, лишь бы не ссориться. Поэтому и вопрос о размежевании чересполосных владений, несмотря на настояния начальства, оставался нетронутым: все знали, что как только приступлено будет к его практическому осуществлению – общей свалки не миновать.

Но иногда случалось, что в подобной плотно замкнувшейся помещичьей мурье появлялся кляузник или просто наглый человек, который затевал судьбища и при содействии сутяг подьячих распространял кругом отраву. Под влиянием этой отравы мурья приходила в движение; всякий начинал отыскивать свое; возникали разбирательства и постепенно втягивали в себя всех соседей.

Спор о клочке в несколько десятков квадратных сажен переходил в личную ссору, а наконец и в открытую вражду. Вражда обострялась, делалась неумолимою. Бывали случаи, что соседи односельцы, все поголовно, не только не посещали друг друга, но избегали встреч на улице и даже в церкви устраивали взаимные скандалы. Разумеется, одолевал тот, кто был посильнее и помогутнее; слабым же и захудалым и судиться было не на что. Последние поневоле смирялись и, кругом обездоленные, являлись просить пощады. Тогда в мурье вновь восстановлялась тишь да гладь да божья благодать.

Помещики, владевшие особняками, конечно, были избавлены от сутолоки, составляющей неизбежную принадлежность слишком близкого соседства, но зато они жили скучнее. В люди ездили редко, охотой занимались только осенью, а хозяйство представляло слишком слабый ресурс, чтобы наполнить жизнь.

Первая гипотеза, которая пытается это объяснить, упирает на то, что по каким-то причинам кругом стало меньше животных, на которых можно было охотиться. То ли таяние ледников, то ли избыточная охота самих древних людей привела к их гибели, отчего пришлось перейти к земледелию — мяса стало банально не хватать. У этой гипотезы есть узкие места, и их много.

Слабых мест у гипотезы «просто кончилось мясо» так много, что мы даже не будем продолжать. Лучше обратимся ко второй теории, имя которой «собственность». Ее сторонники — например, Сэмюэль Боулз — утверждают, что переход к земледелию состоялся, потому что людям было жаль бросать нажитое добро.

Первые центры возникновения цивилизации находились близ богатых зверем и дикорастущими растениями мест и накапливали значительные запасы в строениях, напоминающих небольшие амбары. Однажды звери начинали появляться в этом месте меньше обычного, и перед людьми стоял выбор: бросать кладовые с запасами и искать зверя вдали или же начать сеять, благо наблюдения за растениями у собирателей это позволяли.

Как жили «старые девы» на Руси

Раннее земледелие в самом деле требует больше труда и дает меньше отдачи, чем собирательство. Но и сохранить нажитое этим трудом становится намного реальнее. Мясо можно вялить, можно солить, но и вяленое и соленое мясо по вкусовым качествам хуже недавно добытого, а еще оно практически не содержит витаминов (те в нем распадаются со временем).

Зерна риса или пшеницы в простейших сосудах могут храниться годами, и так достоверно делали уже в древности. Первые же известные города земледельцев содержат хранилища для зерна. Это означает, что земледелец может копить. Спрашивается, зачем? Он же не сможет съесть больше, чем у него есть, верно?

Теоретически — да. Но человек так устроен, что ключевые мотивы его поведения — даже если ему самому оно кажется вполне рациональным — на самом деле, иррациональны и не находятся под прямым контролем разума.

Вернемся к цифрам выше: земледельцы аэта в поте лица работают по 30 часов в неделю, охотники-собиратели — без напряжения часов 20, а сколько же работаем мы? Многие — аж по 40 часов в неделю. И это несмотря на то, что производительность труда у нас повыше, чем в обществе аэта. Неудивительно, что целый ряд исследований утверждает: те, кто занимаются примитивным земледелием, показывают бо́льшую удовлетворенность жизнью, чем жители современного мегаполиса. А те, кто еще не перешел к земледелию — еще более высокую.

Еще недавно антропологи старались говорить, что достоверно человек современного типа существует 40 тысяч лет, а более ранние находки — это какие-то «подвиды». Но научно строгих критериев таких подвидов нет и, видимо, не будет — что подтверждают и палеогенетические данные. Поэтому сегодня в антропологии все чаще прямо говорят: не было человека гейдельбергского и неандертальца, а был неандерталец ранний и поздний, а генетически они «бесшовны» — один вид. Точно так же нет никакого «человека идалту» и «современного облика»: люди жившие 0,33 миллиона лет в Марокко и сегодняшние — один вид.

Это признание, при всей его научной корректности, порождало проблему. Если мы, люди, существуем треть миллиона лет минимум, а неандертальцы — еще дольше, то почему мы так поздно перешли к земледелию, что породило нашу цивилизацию? Почему мы так долго теряли время, занимаясь охотой и собирательством — пусть и легкими, но, как и любой легкий путь, не дававшими нам «расти над собой» сотни тысяч лет подряд?

Кажется, это пункт, который современная наука смогла понять полнее всего. В Quaternary Science Reviews описан интересный эксперимент. Исследователи взяли эндемик Южной Африки — кислицу козью — и посмотрели, какова будет съедобная для человека масса у этого растения при разном уровне СО2: 227, 285, 320 и 390 частей на миллион. Все эти уровни ниже современного (410 частей на миллион). 320 примерно соответствует середине XX века, 285 примерно равен доиндустриальному (до 1750 года), а 227 ненамного выше 180 частей на миллион — именно столько углекислого газа было в воздухе времен ледникового периода.

Лепра, еще именуемая «медленная болезнь», в отличие от чумы, не распространялась в виде пандемий, а тихо и постепенно покоряла пространства Средневековой Европы. Название слова в переводе с греческого языка означает «болезнь, которая делает кожу «чешуйчатой». На Руси эту болезнь называли «проказой» от слова «казить», то есть искажать, «безобразить» тело. В этой болезни есть и другие названия, например, финикийская болезнь, «ленивая смерть».

Правовое положение мужчин и женщин в Средние века определялось установленными для них особыми правилами, правами и привилегия­ми. Важную роль играли географическое положение, принадлежность к общественному классу и этносу, а в случае с евреями и религия. Жизнь горожан обычно регулировалась городскими статутами, кото­рые начали создавать в XII и XIII вв. Исключением были члены рели­гиозных орденов, для которых большее значение имели церковные за­коны. В начале эпохи сельские жители центральной Европы жили по традиционным этническим законам, таким как Sachsеnspiegel, который был кодифицирован в 1200 г. и имел силу на севере Германской импе­рии, и Schwabenspiegel на юге. В большинстве средиземноморских ре­гионов продолжало применяться римское право, а в северной Франции преобладали соutumes, система традиционных прав и привилегий, позд­нее кодифицированных. Возросшая в позднем Средневековье социаль­ная подвижность породила поистине непроходимые заросли противоречивых правовых актов, которые продолжали существовать во мно­гих местах на протяжении веков. Во Франции, например, кларификация права не завершилась до введения нового кодекса во время и после революции (1789—1795), и даже тогда была только частичной.

Почти все эти законы содержали особые указания для женщин, в большинстве — ограничивавшие их права как в семейной, так и в со­циальной сфере. Самым поразительным является почти всеобщее от­рицание правовой компетенции женщин, которые рассматривались как опекаемые мужчинами их семей. Традиционное право Германии исключает всех женщин, свободных и рабынь, из всех видов общест­венных дел и взаимодействий. Они не могут появиться в суде, но могут быть представлены своими «опекунами», обычно отцом или мужем. В случае сиротства или вдовства опекунство переходило к ближайше­му родственнику мужского пола по мужской линии. Обладатель этого статуса имел право не только выступать от имени подопечной в суде, но также пользоваться и распоряжаться ее собственностью, наказы­вать ее за преступления с санкциями вплоть до смертной казни в край­них случаях, выдать ее замуж, если видел подходящую партию, и даже продать ее.

Угнетенное положение женщин, существенно ограничивавшее их экономическую независимость и доступ к политической власти в каче­стве феодальной владычицы и монархини (хотя иногда женщины в позднем Средневековье и исполняли такие роли), было несколько об­легчено в позднем Средневековье, особенно в западной и центральной Европе. Незамужние женщины в особенности приобрели большие пра­ва; кодексы законов XIII в. гарантировали им значительно большую свободу в принятии решений и действиях, чем старая германская система. В личной сфере, например, они могли свободнее располагать своей личной собственностью, а также быть опекунами своих малолет­них детей.

Замужние женщины, однако, оставались под опекой своих мужей, с возможными исключениями, если они занимались ремеслом или держали свою лавку самостоятельно. Статус старой девы или жены стано­вился все важнее для свободы действий женщины. Хотя большая се­мья или клан никогда не исчезали как жизненная реальность в средне­вековой экономике и политике, институты брака и нуклеарной семьи набрали вес в позднем Средневековье, особенно в городах, где семьи часто были меньше и ограничивались двумя поколениями. Положение женщины внутри и вне семьи определялось более, чем когда-либо, ста­тусом супруги и отношениями с супругом.

Брачные обычаи, включая средний возраст брачующихся, были под­вержены воздействию экономических и демографических колебаний. Начиная с XIV в., например, работникам, живущим на заработную плату, становилось все легче создать семью. Каждый класс общества развивал свою особую стратегию заключения выгодного брака. Религи­озные и философские ценности также играли свою роль; например, средневековая Церковь старалась повлиять па брачные обычаи и на нравственность их участников.

Жорж Дюби показал, что Церковь со все большим успехом внуша­ла населению, прежде жившему и думавшему совершенно иначе, свой взгляд на брак как таинство и пожизненный моногамный союз. Таким образом, начиная приблизительно с ХШ в., можно говорить о широко распространенной «христианской модели» брака, которая хорошо сохранилась и по сей день: нерасторжимый союз, основанный на взаим­ной привязанности и согласии обоих партнеров. Это усовершенство­вание вызвало сдвиг во взаимоотношениях не только между феодала­ми и зависимым от них население — так как «брак по согласию» упрочил право вассалов на независимое решение — но также между ро­дителями и детьми и между полами. Для мужчин концепция моногам­ного брака означала ограничение количества законных детей и наслед­ников, хотя старшее поколение видело в браке по согласию вызов тра­диционному иерархическому порядку. В прежние века браки часто были предметом переговоров между кланами. Позволяли ли теперь молодым людям самим выбирать себе будущих партнеров? Будут ли несовершеннолетние дочери участвовать в поиске или сами вести трудный поиск подходящего мужа или сами определять, выходить ли им замуж вообще? И означает ли согласие на брак, что с женами будут считаться наравне с мужьями во всех случаях?

Теоретическая свобода принятия решения, данная женщинам церков­ной моделью, имела мало шансов победить в реальном мире поздне­го Средневековья, где господствовали авторитаризм, культ семейных ценностей и установлений. Огромное значение брака как средства при­обретения и сохранения власти и собственности означало, что молодые девушки, в частности, — высших классов, мало что значили в пла­нах старших, касающихся их судьбы. Несмотря на учение Церкви о согласии между супругами, старшее поколение продолжало решать будущие судьбы своих молодых родственниц; ненамного больше влияния имели и юноши, особенно если были наследниками. Большая свобода в принятии таких решений встречалась только среди селян и низших городских классов.

Церковная доктрина о «браке по согласию» мало влияла на социаль­ную реальность; не породила она и серьезных усилии для того, чтобы участников брака сделать равными партерами: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос Глава Церкви» (Еф. 5:22—23). Это предписание Нового За­вета ничуть не утратило своей ценности в Средние века. В глазах Церк­ви, как и мирян, требованием к хорошему браку было, чтобы муж управлял», а жена подчинялась — безоговорочно. Писатели женских житий позднего Средневековья часто ссылались на подчиненное положение жен. Мать Клары Ассизской описывается как maritali jugo svbdita, «под ярмом своего мужа», а герцогиня Хедвига Силезская (ок. 1240) была «подданной могущественного герцога Генриха по за­кону». Если верить житиям, эти мужья, со своей стороны, часто проявляли дурной и вспыльчивый прав, отслеживали мельчайшие детали жизни и (религиозной) деятельности своих жен. Многие мужья отвергали своих супруг из-за бесплодия или непреодолимой антипатии.

Отражают ли общую практику рассказы о брачной жизни, где с од­ной стороны — власть, а с другой — подчинение? Некоторый свет на этот вопрос проливают документы XIV и XV вв. парижского епископ­ского суда, учрежденного для рассмотрения, прежде всего, семейных дел. Неудивительно, что в большинстве случаев речь шла о жалобах жен на жестокое обращение мужей. Это показывает, что даже в ари­стократических кругах мужья присваивали себе неограниченное право наказывать, такое же, как у феодала по отношению к слугам. Но то, что уже с XIII в. в таких случаях жены или их семьи обращались в суд с требованием раздельного проживания или даже развода, показыва­ет, что женщины не подчинялись ярму брака так охотно, как того же­лали теологи и светские моралисты.

Другие случаи, когда жены вызывались в суд за оскорбления и из­биения мужей, подтверждают подозрение, что женщины не всегда пас­сивно принимали супружескую дисгармонию и были способны защи­щать свои интересы, если необходимо, то и действием. Целенаправленное применение силы в конфликте, тем не менее, не было типичным; чаще они находились в словесной оппозиции, игнорируя распоряжения супруга или глумясь над ними, или же не повинуясь тайно. В судебных делах нередки случаи, когда женщинам напоминали их теоретическую обязанность подчиняться, которую они не соблюдали на практике.

С принятием христианства в 988 году Русь унаследовала и многие ветхозаветные традиции. Одни касались запрета на употребление в пищу многих продуктов, которые раньше свободно подавались к столу (сомы, зайцы, морепродукты и пр.). Другие — в соблюдении всех ветхозаветных заповедей, касающихся богослужений и быта. Среди них была и заповедь обрезания крайней плоти.

Христианство насаждалось на Руси довольно жестко, с сожжением языческих идолов, капищ и наказанием тех, кто не желал подчиняться новым порядкам. Это был суровый урок, повлекший за собой особое религиозное рвение. Многие русичи уверовали «не за совесть, а за страх». Боясь быть заподозренным в приверженности язычеству, они делали и обрезание, хоть официально это и не признавалось обязательным.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *