Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о контролируемых иностранных компаниях: обзор и комментарий». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Налогоплательщик – контролирующее лицо представляет налоговую декларацию по налогу, при определении налоговой базы по которому учитывается прибыль контролируемой этим лицом иностранной компании, с приложением следующих документов:
- финансовая отчетность КИК или в случае отсутствия финансовой отчетности иные документы;
- аудиторское заключение по финансовой отчетности КИК, если в соответствии с личным законом этой КИК установлено обязательное проведение аудита такой финансовой отчетности.
Указанные документы (их копии), составленные на иностранном языке, должны быть переведены на русский язык.
При определении прибыли КИК для целей НК РФ учитываются следующие доходы этой компании:
- дивиденды, полученные этой иностранной компанией;
- доходы, получаемые в результате распределения прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации;
- процентный доход от долговых обязательств любого вида, включая облигации с правом на участие в прибылях и конвертируемые облигации;
- доходы от использования прав на объекты интеллектуальной собственности. К таким доходам, в частности, относятся платежи любого вида, получаемые в качестве возмещения за использование или за предоставление права использования любого авторского права на произведения литературы, искусства или науки, включая кинематографические фильмы и фильмы или записи для телевидения или радиовещания, использование (предоставление права использования) любых патентов, товарных знаков, чертежей или моделей, планов, секретной формулы или процесса либо использование (предоставление права использования) информации, касающейся промышленного, коммерческого или научного опыта;
- доходы от реализации акций (долей) и (или) уступки прав в иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву;
- доходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок (производными финансовыми инструментами);
- доходы от реализации недвижимого имущества;
- доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, в том числе доходы от лизинговых операций, за исключением доходов от предоставления в аренду или субаренду морских или воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках;
- доходы от реализации (в том числе погашения) инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов;
- доходы от оказания консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, а также от проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- доходы от услуг по предоставлению персонала;
- иные доходы, аналогичные доходам, указанным в подпунктах 1 – 11;
- прочие доходы.
При этом доходы, указанные в подпунктах 1 – 12 признаютсядоходами от пассивной деятельности, а доходы, указанные в подпункте 13, признаются доходами от активной деятельности.
Статья 7 НК РФ, закрепляющая приоритет норм международных договоров над положениями НК РФ, была существенно дополнена правилом «фактического получателя дохода»:
Лицом, имеющим фактическое право надоходы, в целях НК РФ и применения международных договоров РФ по вопросам налогообложения признается лицо, которое в силу прямого и (или) косвенного участия в организации, либо контроля над организацией, либо в силу иных обстоятельств имеет право самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться этим доходом, либо лицо, в интересах которого иное лицо правомочно распоряжаться таким доходом. При определении лица, имеющего фактическое право на доходы, учитываются функции, выполняемые лицами, указанными в настоящем пункте, а также принимаемые ими риски.
Это позволит не выйти за рамки необлагаемого налогом дохода в размере 10 млн. руб. и структурировать пассивные доходы.
Активной иностранной компанией признается иностранная организация, у которой доля доходов от пассивной деятельности за финансовый год, составляет не более 20 процентов в общей сумме доходов организации.
Прибыль активной иностранной компании освобождается от уплаты налогов в рамках закона о КИК.
4. Контроль активов через дискреционные безотзывные трасты.
3.1 ст. 23 НК
- Фирмы по месту нахождения такой фирмы
- Физлица по месту жительства такого ФЛ,
обязаны уведомлять ИФНС в порядке и сроки, предусмотренные ст. 25.14 НК РФ
- Об участии в инофирмах, если доля такого участия превышает десять процентов
- Об учреждении иноструктур без образования юрлица, о контроле над ними или фактическом праве на доход такой структуры, в том числе, когда налогоплательщик выступает ее учредителем или лицом с фактическим правом на доход этой структуры при его распределении
- О контролируемых инофирмах, в отношении которых они являются контролирующими лицами
Инофирмы и иноструктуры без образования юрлица, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения (ст. 374 НК РФ), также обязаны сообщать в ИФНС по местонахождению объекта недвижимого имущества сведения об участниках такой инофирмы (п. 3.2 ст. 23 НК РФ).
Налоговые резиденты РФ уведомляют ИФНС
- О своем участии в инофирмах (об учреждении иноструктур без образования юрлица)
- О контролируемых инофирмах, контролирующими лицами которых они являются (п.1 ст.25.14 НК РФ)
Уведомление об участии представляется в срок, не позднее Одного месяца с даты возникновения (изменения доли) участия в такой инофирме — основания для представления такого уведомления. Согласно ФЗ от 06.04.2015 N 85-ФЗ данное положение применяется с 15.06.2015 года, ранее же была установлена дата 01.04.2015 года.
В 2015 году уведомление, основание для представления которого возникло до момента вступления в силу ФЗ N 376-ФЗ, представляется до 15.06.2015, вместо ранее установленного срока до 01.04.2015. Изменения внесены также ФЗ от 06.04.2015 N 85-ФЗ.
Если участие в КИК было прекращено в срок с 01.01.2015 года по 14.06.2015 года включительно, то тогда уведомлять ИФНС не нужно.
Минфин России направил в Правительство обновленный законопроект о контролируемых иностранных компаниях для последующего внесения в Государственную Думу. Указанный резонансный документ, которому отводится ключевая роль в процессе “деофшоризации”, был изначально опубликован в марте текущего года и вызвал серьезную критику в бизнес-среде и экспертном сообществе.
Полное название обновленного законопроекта — “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)”. Предлагаемые изменения касаются большого числа российских налогоплательщиков (как физических, так и юридических лиц), использующих в своей деятельности нерезидентные структуры, и, в первую очередь, офшорные компании.
Законопроект существенно дополняет порядок определения налоговой базы по налогам на прибыль организаций и на доходы физических лиц, обязывая налогоплательщиков учитывать для целей налогообложения прибыль контролируемых ими иностранных компаний. В результате прибыль иностранной компании будет признаваться прибылью контролирующего ее резидента РФ (то есть, бенефициара такой компании) и облагаться налогом по ставке 20% (если речь об организации) либо 13% (для физически лиц).
Приведем краткий обзор ключевых положений законопроекта.
1. В одну из основополагающих статей НК РФ (статью 7), закрепляющую приоритет норм международных договоров в налоговой сфере над внутренним законодательством, вносятся уточнения ограничительного характера.
В НК РФ (для целей применения положений международных договоров РФ по вопросам налогообложения) вводится понятие фактического получателя (бенефициарного собственника) дохода. Им признается лицо, которое напрямую или через свое прямое и (или) косвенное участие в других организациях либо иным способом одновременно обладает правом владения, пользования или распоряжения таким доходом, либо лицо, в интересах которого иное лицо правомочно пользоваться и (или) распоряжаться таким доходом.
При определении фактического получателя (бенефициарного собственника) дохода закон потребует учитывать функции, выполняемые иностранным лицом, претендующим на применение налоговых льгот (пониженных ставок, освобождений от налогообложения) на основании международного договора, а также принимаемые таким лицом риски.
В частности, положения международных договоров о налогообложении доходов от источника в РФ,. отличающиеся от норм НК РФ (например, устанавливающие пониженные ставки налога или освобождающие от него), не будут применяться, если иностранное лицо, претендующее на применение таких льготных положений, обладает ограниченными полномочиями в отношении распоряжения этим доходом, осуществляет посреднические функции, не выполняя никаких иных функций и не принимая на себя никаких рисков, прямо или косвенно выплачивая такой доход (полностью или частично) иному лицу, которое при прямом получении такого дохода от источника в РФ не имело бы права на применение таких положений международного договора.
Комментарий: льготы и освобождения, предусмотренные соглашениями об избежании двойного налогообложения смогут правомерно применять лишь те иностранные лица, которые являются фактическими получателями (бенефициарными владельцами) получаемого дохода.
2. В часть первую НК РФ вводится глава 3.4 “Контролируемые иностранные компании”, в частности, вводятся понятия “контролируемая иностранная компания”, “контролирующее лицо”, “осуществление контроля”, а также устанавливается минимальная доля участия лица в иностранной организации, чтобы признаваться контролирующим ее лицом.
Контролируемой иностранной компанией признается иностранная организация, удовлетворяющая одновременно всем следующим условиям:
1) организация не признается налоговым резидентом РФ в соответствии с НК РФ или международным договором в области налогообложения;
2) контролирующими лицами организации являются организации и (или) физические лица, признаваемые налоговыми резидентами РФ в соответствии с НК РФ или международным договором в области налогообложения;
3) акции организации не прошли процедуру листинга и (или) не были допущены к обращению на одной или нескольких фондовых биржах, включенных в перечень, утверждаемый ЦБ РФ по согласованию с Министерством финансов РФ в соответствии с подпунктом 1 пункта 2.1 ст. 310 НК РФ.
Контролируемой иностранной компанией также признается структура (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица, деятельность которой направлена на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо бенефициаров и контролирующими лицами которой являются организации и (или) физические лица, признаваемые налоговыми резидентами РФ в соответствии с НК РФ или международным договором по вопросам налогообложения.
Вместе с тем, законопроектом перечислен ряд обстоятельств, при которых иностранная организация не признается контролируемой иностранной компанией. Назовем важнейшие из них.
Статья 129.5.
Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате не включения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании.
Полная или частичная невыплата налогоплательщиком или контролирующим лицом – юридическим или физическим лицом налога из-за не включения в общую базу налогов части доходов КИК, карается штрафом, который составляет 20% от суммы невыплаченного налога в соотношении к прибыли КИК, что должна быть учтена в налоговую базу по налогу по доходам на прибыль физических лиц для контролирующих субъектов, которые являются физическими лицами-налогоплательщиками, налоговую базу по налогу на прибыл организации для контролирующих лиц компаний-налогоплательщиков, но более 100 000 рублей включительно. Также, стоит отметить, что санкции, предусмотренные в статье 129.5 НК РФ в процессе постановления решений о привлечении к ответственности за налоговые сроки 2015-2018 годов не применяется. Лишь начиная с 2020 года условия, что указаны в статье 129.5 НК РФ осуществляются при принятии решений о вовлечении к налоговой ответственности за указанный налоговый срок.
Статья 129.6. Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых иностранных компаниях, уведомления об участии в иностранных организациях, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых иностранных компаниях, уведомлении об участии в иностранных организациях. Отсутствие подачи данных без законных оснований о КИК за календарный год контролирующим лицом в налоговую службу по пришествию нужных сроков или подача контролируемым лицом неправдивой информации о КИК в налоговую службу подпадает под санкции в виде штрафа в размере 100 тысяч рублей по всем контролирующим компаниям по которым не были представлены данные или по отношению, к которым была подана неправдивая информация.
- Решение Верховного суда: Определение N 305-КГ17-1733, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация органы в срок не позднее 15.06.2015 в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Своевременное представление уведомления на бумажном носителе не является основанием для освобождения общества от ответственности предусмотренной пунктом 2 статьи 129.6 Налогового кодекса, за непредставление в установленный срок спорного уведомления. Из системного толкования положений пункта 4 статьи 25.14 Налогового кодекса следует, что данная норма предусматривает обязанность юридического лица…
- организация, не признаваемая налоговым резидентом Российской Федерации, контролирующим лицом которой являются организация и (или) физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации, или
- иностранная структура без образования юридического лица (ИСБОЮЛ), контролирующим лицом которой являются организация и (или) физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.
Физические или юридические лица, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации, и:
- имеющие долю участия в иностранной организации установленного размера или;
- осуществляющие контроль над иностранной организацией.
Физические или юридические лица, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации, и:
- являющиеся учредителем ИСБОЮЛ при соблюдении определенных условий;
- осуществляющие контроль над ИСБОЮЛ при соблюдении определенных условий.
Обзор обновленного законопроекта о контролируемых иностранных компаниях
Прибыль КИК учитывается при определении налоговой базы у налогоплательщика — контролирующего лица в доле, соответствующей доле участия этого лица в КИК, определяемая в следующем порядке.
Величина доли прямого (косвенного) участия в КИК определяется на дату принятия решения о распределения прибыли, принятого в календарному году, следующего за налоговым периодом, на который приходится дата окончания финансового года КИК.
В случае косвенного участия налогоплательщика — контролирующего лица в КИК при условии, что такое участие реализовано через организации, являющиеся контролирующими лицами этой КИК и признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации, прибыль этой КИК, учитываемая при определении налоговой базы у такого налогоплательщика, уменьшается на суммы прибыли, подлежащие учету при налогообложении у иных контролирующих лиц, через которых реализовано косвенное участие такого контролирующего лица в КИК, в доле пропорционально доле участия такого контролирующего лица в организации (организациях), через которую реализовано косвенное участие в КИК.
При этом если рассчитанная таким образом сумма прибыли КИК, подлежащая учету при определении налоговой базы у налогоплательщика — контролирующего лица, равна нулю, налогоплательщик вправе не отражать такой результат и сведения о такой КИК в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (налогу на доходы физических лиц).
Определение прибыли (убытка) КИК по правилам главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации осуществляется в случае невыполнения условий для определения прибыли (убытка) КИК по данным ее финансовой отчетности, а также по выбору налогоплательщика — контролирующего лица.
В случае, если порядок определения прибыли (убытка) КИК по правилам главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации применяется по выбору налогоплательщика, такой порядок подлежит применению в отношении соответствующей КИК в течение не менее пяти налоговых периодов с даты начала его применения, что должно быть закреплено в учетной политике налогоплательщика — контролирующего лица.
Налогоплательщик — контролирующее лицо, являющееся физическим лицом, вправе применять порядок определения прибыли (убытка) КИК по правилам главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации при условии, что выбор такого порядка определения прибыли (убытка)
КИК отражен в налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц налогоплательщика — контролирующего лица и такой порядок подлежит применению в отношении соответствующей КИК в течение не менее пяти налоговых периодов по налогу на прибыль организаций с даты начала его применения.
Подавляющее большинство богатейших бизнесменов России владеют активами через структуры, зарегистрированные за рубежом. Многие из таких структур подпадают под определение контролируемых иностранных компаний (КИК). КИК — это зарубежные компании, которые не являются налоговыми резидентами РФ, но их контролирующие лица при этом — резиденты.
Согласно поправкам, внесённым в Налоговый Кодекс РФ в конце 2014 года, собственники обязаны раскрывать информацию о своих зарубежных активах и платить налоги с прибыли, получаемой за границей. Эти поправки — часть всеобщей программы по деофшоризации бизнеса.
Чтобы иностранная компания была признана контролируемой, необходимо ее соответствие двум условиям: сама компания не должна признаваться налоговым резидентом РФ, а контролирующее ее лицо, напротив, должно быть резидентом РФ.
Контролирующее лицо — это организация или физическое лицо (совместно с супругом и несовершеннолетними детьми) с долей участия в компании более 50 %. С 2016 года лицо будет признаваться контролирующим, если его доля будет превышать 25 % или 10 % в случае, если доля участия в компании всех больше 50 %.
«Также возможна ситуация, когда условия о доле в КИК не будут соблюдаться, однако лицо всё равно признают контролирующим, если оно имеет возможность непосредственно осуществлять контроль над иностранной компанией в своих интересах или в интересах своего супруга и несовершеннолетних говорит Екатерина Шабалина, юрист «Транио».
Чтобы понять, является ли организация контролируемой иностранной компанией, нужно определить, кто является резидентом РФ. Однако уже на данном этапе возникают некоторые вопросы.
Физическое лицо признаётся резидентом, если находится в России не менее 183 дней в течение 12 месяцев подряд (п. 2 ст. 207 НК РФ). Однако, как говорится в Письме Федеральной налоговой службы от 16 января 2015, физическое лицо может считаться налоговым резидентом РФ, если у него есть в России постоянное жилье (жилой объект в собственности и прописка по его адресу) или центр жизненных интересов (семья, основной бизнес или работа). Таким образом, тому, кто захочет перестать быть налоговым резидентом России, недостаточно просто проводить больше времени за границей.
Юридическое лицо признаётся резидентом РФ, если оно зарегистрировано в России. Налоговое резидентство также получают иностранные организации, действующие в соответствии с международным договором по вопросам налогообложения, и иностранные организации, место управления которыми находится в России. «Место управления будет определяться на основании разработанных „основных“ и „дополнительных“ критериев. Данные критерии обозначены в ст. 246.2 НК говорит Екатерина Шабалина.
Контролируемые иностранные компании определение
В 2015 году прибыль КИК учитывается в налоговой базе у контролирующего лица, если величина такой прибыли составит более 50 млн руб. Однако в 2016 году порог будет понижен до 30 млн, в 2017 — до 10 млн. При этом ставка налога на прибыль организаций в России составляет 20 %, ставка налога на доход физических лиц — 13 %.
Если доля доходов от пассивной деятельности КИК составляет не более 20 % от общей суммы доходов, то налог не подлежит уплате.
В прибыль КИК включаются все виды активных доходов, а также пассивные доходы, такие как:
- дивиденды (в прибыли КИК не учитываются доходы от дивидендов, источником выплаты которых являются российские организации, если контролирующее лицо имеет фактическое право на такой доход);
- доходы, полученные в результате распределения прибыли или имущества, в том числе при ликвидации организаций;
- процентный доход от долговых обязательств;
- доходы от использования прав на интеллектуальную собственность;
- доходы от реализации акций, долей или уступки прав в иностранной организации, не являющейся юридическим лицом;
- доходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок;
- доходы от продажи недвижимости;
- доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, в том числе от лизинговых операций (за исключением доходов от сдачи в аренду или транспортных средств и контейнеров, используемых в международных перевозках);
- доходы от реализации долей паевых инвестиционных фондов;
- доходы от оказания консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации или предоставлению персонала, а также доходы от проведения работ.
От налогообложения по правилам КИК освобождаются:
- некоммерческие организации;
- организации, образованные по законодательству Евразийского экономического союза и расположенные на его территории;
- организации, эффективная ставка налогообложения прибыли которых в другом государстве составляет не менее 75 % средневзвешенной налоговой ставки налога на прибыль организаций в РФ (с таким государством должен быть заключён договор об избежании двойного налогообложения);
- активные иностранные компании, активные холдинги и субхолдинги (сдача в аренду или продажа недвижимости не считается активной деятельностью компании);
- банки;
- страховые организации;
- компании, участвующие в проектах по добыче полезных ископаемых на основании соглашений с иностранным государством или территорией;
- компании, деятельность которых связана с доходом от облигаций. Сюда относятся такие иностранные организации: эмитенты обращающихся облигаций; организации, уполномоченные получать процентные доходы, подлежащие выплате по обращающимся облигациям; организации, которым были уступлены права и обязанности по выпущенным обращающимся облигациям, эмитентом которых является другая иностранная организация;
- оператор нового морского месторождения углеводородного сырья или непосредственный акционер (участник) этого оператора.
Есть несколько способов, как сделать так, чтобы прибыль не была объектом налогообложения по закону о КИК. Однако все эти способы связаны с рисками.
Способы | Риски |
---|---|
Перестать быть налоговым резидентом РФ |
— Лицо может быть признано налоговым резидентом в другом государстве, возможно, даже с ещё более жёстким налоговым режимом; — Негативные последствия для налогообложения от источников дохода в РФ (будет применяться ставка 30 % для физических лиц, а не 13 % на доходы от дивидендов, для организаций — дивиденды по 15 %, а не до 13 %). Нет возможности воспользоваться некоторыми льготами (например, при продаже имущества после 3 лет собственности налоги необходимо уплачивать; не подлежат вычету расходы на приобретение имущества). |
Передать компанию в трастовое управление |
— Лицо не должно иметь право на доход и распоряжение имуществом, на само имущество при ликвидации, а также не должно осуществлять контроль над трастом, иначе правила налогообложения КИК работают; — Управляющий трастом может управлять активами неэффективно; — Информация об учредителе и бенефициаре траста всё равно подлежит раскрытию в налоговых органах. |
Получить долю объёмом меньше, чем предусмотрено по законодательству, и определить в соглашении между акционерами условия управления компанией |
— Даже с долей ниже порогового значения акционер может быть признан контролирующим лицом на основании осуществления фактического контроля; — При выплате доходов в пользу иностранного лица может быть применена концепция «бенефициарного собственника» дохода: иностранная компания, обладающая узкими полномочиями в отношении дохода, несмотря на формальный статус его собственника, рассматривается в качестве доверенного лица или управляющего российского выгодоприобретателя, и по отношению к полученному доходу применяется порядок, установленный НК РФ. |
Участвовать в КИК через российские публичные компании |
Контролирующим лицом будет признана данная публичная компания, а не сам учредитель. |
Нарушение | Ответственность | Законы, предусматривающие ответственность |
---|---|---|
Налоговый резидент РФ не представил до 15 июня 2015 уведомление об участии в иностранных организациях |
Штраф 50 тыс. руб. | ч. 2 ст. 129.6 НК РФ |
До 15 июня 2015 лицо приобрело долю в иностранной организации или размер доли изменился, и уведомление не было подано в течение месяца с этого момента, или были указаны недостоверные сведения |
Штраф 50 тыс. руб. | ч. 2 ст. 129.6 НК РФ |
Уведомление подано позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором доля прибыли КИК подлежит учету (или если были указаны недостоверные сведения) |
Штраф 100 тыс. руб. | п. 7 ст. 6.1, абз. 2 п. 3 ст. 25.14 НК РФ, ч. 2 ст. 4 ФЗ от 24.11.2014 |
годах лицо не уплатило или уплатило не в полном объеме сумму налога по правилам КИК |
Штраф или доход или арест/лишение свободы от 4 месяцев до 6 лет* |
ст. 198 УК РФ (для физических лиц), ст. 199 УК РФ (для организаций) |
Штраф или доход или арест/лишение свободы от 4 месяцев до 6 лет* | ст. 198 УК РФ (для физических лиц), ст. 199 УК РФ (для организаций) |
|
20 % от суммы неуплаченного налога, но не менее 100 тыс. руб. |
ст. 129.5 НК РФ | |
* Лицо не привлекается к уголовной ответственности, если сумма неуплаченных налогов меньше крупного размера (крупным размером считается сумма от 600 тыс. или от 2 млн руб. за три финансовых года для физических и юридических лиц соответственно). |
Закон о КИК представляет для предпринимателей, ведущих бизнес за рубежом, такие риски:
- необходимость раскрытия информации в налоговых органах (могут быть заданы вопросы об источниках доходов и операциях прошлых лет) и связанный с этим риск утечки информации;
- налоговые обязательства (невозможно использовать иностранную компанию как «кошелёк» и накапливать капитал, поскольку любые денежные средства, полученные компанией, подлежат налогообложению);
- новые административные расходы (на услуги бухгалтеров и консультантов).
24 ноября 2014 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» (Закон).
Закон вступает в силу с 1 января 2015 года.
В данном обзоре раскрыты основные положения указанного Закона.
Контролируемой иностранной компанией (КИК) признается:
иностранная организация, удовлетворяющая одновременно следующим условиям:
1) организация не признается налоговым резидентом РФ;
2) контролирующими лицами организации являются организации и (или) физические лица, признаваемые налоговыми резидентами РФ.
А также, иностранная структура без образования юридического лица, контролирующими лицами которой являются организации и (или) физические лица, признаваемые налоговыми резидентами РФ.
Лицо (юридическое или физическое) признается контролирующим, если доля его участия:
- более 50 % на 2015 год (более 25 % с 2016 года);
- более 10 %, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами РФ, в этой организации более 50 % (пункт действует с 2016 года).
Также лицо может быть признано контролирующим, если оно осуществляет контроль над организацией в своих интересах или в интересах своего супруга и несовершеннолетних детей.
Уведомления об участии в иностранных организациях и о КИК. Порядок и сроки проставления
Налоговые уведомления обязаны предоставить:
- участники иностранных организаций (доля прямого или косвенного участия превышает 10%),
- учредители иностранных структур без образования юридического лица,
- организации, контролирующие иностранные компании.
Отчитаться о своих участниках обязаны иностранные компании, имеющие налогооблагаемое имущество в РФ (в основном недвижимое), в противном случае будет наложен штраф – 100% налога на имущество, исчисленного в отношении этот имущества.
Уведомление об участии и уведомление о КИК представляются налогоплательщиками в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) по установленному формату в электронной форме (физические лица вправе предоставлять на бумажном носителе).
Уведомление о КИК представляется в срок до 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором доля прибыли контролируемой иностранной компании подлежит учету у контролирующего лица.
Уведомление об участии предоставляется не позднее месяца, от даты возникновения доли участия в организации. Уведомление, основание для представления которого возникло до момента вступления в силу Закона, представляется не позднее 1 апреля 2015 года.
Законом предусмотрено право не предоставлять повторное уведомление, если после представления уведомления об участии основания для его представления не изменились.
Налогоплательщик вправе представить уточненные уведомления.
При наличии информации у налоговых органов, в том числе полученной от компетентных органов иностранных государств в рамках обмена информацией в налоговых целях в соответствии с международными договорами РФ, что налогоплательщик является контролирующим лицом, и оно не направило в налоговый орган уведомление о КИК, налоговый орган вправе потребовать у налогоплательщика представить в течение 20 дней необходимые пояснения или непосредственно уведомление.
В случае непредставления уведомления о КИК или предоставления недостоверных сведений в уведомлении предусмотрен штраф в размере 100 тыс. руб.
За непредставление уведомления об участии или предоставления недостоверных сведений в уведомлении предусмотрен штраф в размере 50 тыс. руб.
В обоих случаях штраф применяется в отношении каждой КИК/иностранной компании сведения по которой не были отражены в уведомлении либо в отношении которой предоставлены недостоверный сведения.
После прекращения участия в иностранных организациях налогоплательщику необходимо информировать об этом налоговый орган в срок не позднее одного месяца от даты прекращения участия.
Исходя из информации, необходимой для заполнения уведомлений, возможно сделать вывод, что налогоплательщикам следует провести анализ корпоративной структуры группы с целью выявления компаний, подпадающих под действие правил КИК.
Прибыль КИК
Прибылью (убытком) КИК признается величина прибыли (убытка) до налогообложения по данным ее финансовой отчетности. Прибыль КИК рассчитывается в соответствии со статьей, в которой раскрываются особенности формирования прибыли КИК.
Данная прибыль приравнивается к прибыли контролирующего лица и учитывается при определении налоговой базы у контролирующего лица в доле, соответствующей доле участия этого лица в КИК.
Определение налоговой базы по налогу на прибыль по новым правилам осуществляется с 2015 года. Декларация с налоговой базой, сформированной по новым правилам будет подаваться в 2017 году.
Следует обратить внимание, что прибыль КИК учитывается по соответствующему налогу, только в том случае, если ее величина составила:
- в 2015 году – 50 млн. руб.;
- в 2016 году – 30 млн. руб.;
- в 2017 году более 10 млн. руб.
Определение суммы прибыли осуществляется:
Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица
24 ноября 2014 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» (Закон).
Закон вступает в силу с 1 января 2015 года.
В данном обзоре раскрыты основные положения указанного Закона.
Контролируемой иностранной компанией (КИК) признается:
иностранная организация, удовлетворяющая одновременно следующим условиям:
1) организация не признается налоговым резидентом РФ;
2) контролирующими лицами организации являются организации и (или) физические лица, признаваемые налоговыми резидентами РФ.
А также, иностранная структура без образования юридического лица, контролирующими лицами которой являются организации и (или) физические лица, признаваемые налоговыми резидентами РФ.
Лицо (юридическое или физическое) признается контролирующим, если доля его участия:
- более 50 % на 2015 год (более 25 % с 2016 года);
- более 10 %, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами РФ, в этой организации более 50 % (пункт действует с 2016 года).
Также лицо может быть признано контролирующим, если оно осуществляет контроль над организацией в своих интересах или в интересах своего супруга и несовершеннолетних детей.
Уведомления об участии в иностранных организациях и о КИК. Порядок и сроки проставления
Налоговые уведомления обязаны предоставить:
- участники иностранных организаций (доля прямого или косвенного участия превышает 10%),
- учредители иностранных структур без образования юридического лица,
- организации, контролирующие иностранные компании.
Отчитаться о своих участниках обязаны иностранные компании, имеющие налогооблагаемое имущество в РФ (в основном недвижимое), в противном случае будет наложен штраф – 100% налога на имущество, исчисленного в отношении этот имущества.
Уведомление об участии и уведомление о КИК представляются налогоплательщиками в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) по установленному формату в электронной форме (физические лица вправе предоставлять на бумажном носителе).
Уведомление о КИК представляется в срок до 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором доля прибыли контролируемой иностранной компании подлежит учету у контролирующего лица.
Уведомление об участии предоставляется не позднее месяца, от даты возникновения доли участия в организации. Уведомление, основание для представления которого возникло до момента вступления в силу Закона, представляется не позднее 1 апреля 2015 года.
Законом предусмотрено право не предоставлять повторное уведомление, если после представления уведомления об участии основания для его представления не изменились.
Налогоплательщик вправе представить уточненные уведомления.
При наличии информации у налоговых органов, в том числе полученной от компетентных органов иностранных государств в рамках обмена информацией в налоговых целях в соответствии с международными договорами РФ, что налогоплательщик является контролирующим лицом, и оно не направило в налоговый орган уведомление о КИК, налоговый орган вправе потребовать у налогоплательщика представить в течение 20 дней необходимые пояснения или непосредственно уведомление.
В случае непредставления уведомления о КИК или предоставления недостоверных сведений в уведомлении предусмотрен штраф в размере 100 тыс. руб.
За непредставление уведомления об участии или предоставления недостоверных сведений в уведомлении предусмотрен штраф в размере 50 тыс. руб.
В обоих случаях штраф применяется в отношении каждой КИК/иностранной компании сведения по которой не были отражены в уведомлении либо в отношении которой предоставлены недостоверный сведения.
После прекращения участия в иностранных организациях налогоплательщику необходимо информировать об этом налоговый орган в срок не позднее одного месяца от даты прекращения участия.
Исходя из информации, необходимой для заполнения уведомлений, возможно сделать вывод, что налогоплательщикам следует провести анализ корпоративной структуры группы с целью выявления компаний, подпадающих под действие правил КИК.
Прибыль КИК
Прибылью (убытком) КИК признается величина прибыли (убытка) до налогообложения по данным ее финансовой отчетности. Прибыль КИК рассчитывается в соответствии со статьей, в которой раскрываются особенности формирования прибыли КИК.
Данная прибыль приравнивается к прибыли контролирующего лица и учитывается при определении налоговой базы у контролирующего лица в доле, соответствующей доле участия этого лица в КИК.
- Путем включения нераспределенной прибыли компаний в облагаемую налогами базу контролирующих лиц – резидентов Российский Федерации, внедряет механизм налогообложения на прибыль контролируемых иностранных компаний ( по большей части – оффшорных) на территории России. Помимо этого, налагает ответственность за невыполнение указанных в законе обязанностей (глава 3.4 НК РФ).
- Вносит значительные изменения в стандарты НК РФ о налогообложении доходов иностранных компаний (гл.25 НК РФ).
- Внедряет изменения в процедуру признания организаций налоговыми резидентами Российской Федерации.
- Вводит определенные ограничения на действие международных договоров об избегании двойного налогообложения, руководствуясь правилом «фактического получателя дохода» (ст. 7, 312 НК РФ).
Представленные поправки в НК РФ обрели юридическую силу 1.01.2015 года. Указания главы 3.4 НК РФ («Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица») будут применяться с 2015-го года по отношению к соответствующим налогам иностранных компаний, во время определения налоговой базы.
Контролируемая иностранная компания (КИК) – зарубежная организация, соответствующая следующим пунктам:
- компания не получила признание налогового резидента Российской Федерации;
- лицами, осуществляющими контроль над организацией, являются физическое лицо (лица) либо организация (организации).
КИК также может быть признана иностранная структура без юридического лица, контроль над которой имеет компания (компании) или физическое лицо (лица), либо их объединение, получившее признание налоговых резидентов Российской Федерации.
Налоговый резидент РФ – физическое лицо, по факту находящееся в РФ как минимум 183 календарных дня (12 месяцев, следующих подряд). Период пребывания физ. лица на территории России не останавливается во время его краткосрочного (до 6 месяцев) выезда за пределы страны в связи с лечением, обучением либо исполнением трудовых и других обязанностей, имеющих связь с услугами или работой на морских месторождениях углеводородного сырья. О том, какие организации признаются налоговыми резидентами Российской Федерации, — смотреть комментарий ниже (пункт 1 статьи 246.2 НК РФ).
Иностранная структура без образования юридического лица — это организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров (абзац 7 пункта 2 статьи 11 НК РФ).
Контролирующим лицом компании (включая иностранные структуры, не имеющие юридического лица) могут быть:
- юридические или физические лица, совместно с супругами или несовершеннолетними детьми, процент участия которых в организации составляет не менее 10%, при условии, что процент участия всех лиц, которые были признаны налоговыми резидентами РФ, в данной организации составляет не менее 50%;
- юридические или физические лица, участие которых составляет не менее 25% в организациях.
Процент участия физического лица или компаний в других организациях вычисляется исходя из положений статьи 105.2 НК РФ. Определяя процент участия физического лица в организации, учитывают участие вместе с детьми, не достигшими 18 лет и супругами, либо единоличное участие.
Порядок вычисления процента участия определяет статья 105.2 НК РФ.
Процент участия компаний в других организациях вычисляется исходя из суммы, показанной в процентах косвенного или прямого участия в других организациях.
Доля прямого участия одной организации в иной – процент голосующих акций иной организации или непосредственно принадлежащий одной организации процент в складочном (уставном) фонде (капитале) иной организации. В тех случаях, когда невозможно вычислить размер этих долей, принадлежащая одной организации доля определятся пропорционально количественному значению участников в иной организации.
Доля косвенного участия компании в иной организации определяется в таком порядке:
- Определяется последовательность, с которой одна организация брала участие в иной, посредством прямого участия каждой прежней организации, соответствующей порядку.
- Вычисляется процент прямого участия всех прежних организаций в каждой следующей, соответствующей порядку.
- Складываются произведения процентных частей прямого участия организации в иной, посредством участия каждой прежней компании в каждой последующей всех последовательностей.
Взаимодополняющими обстоятельствами во время процесса определения процентной доли участия физических лиц в организациях имеют место рассматриваться в суде.
Статья 105.2 НК РФ предусматривает правила, которые имеют значение и также используются при вычислении процентной доли участия физ. лица в организациях.
Внимание: В период до 1.01.2016 процентная квота участия физического или юридического лица в организации, чтобы можно было признать такое лицо контролирующим, будет на уровне 50 процентов. Исходя из этого (в сравнении с изначальным законопроектом) законодатель увеличил процентное значение управления иностранной организацией до 25%, чтобы признать компанию или физическое лицо контролирующим лицом. В случае владения компанией несколькими резидентами РФ, общая доля участия которых в организации составляет более 50%, чтобы признать контролирующее лицо, достаточно и 10%.
Помимо прочего, лица, не соответствующие признакам, указанным выше, но осуществляющие управление компанией и имеющие над ней контроль в личных интересах или интересах детей, не достигших 18 лет, также могут быть признаны контролирующими лицами (пункт 5 статья 25.13 НК РФ). В связи с этим, понятие «контроль» не ограничивается законом только определенной процентной долей участия в организации.
Закон о контролируемых иностранных компаниях
Согласно пункту 7 статьи 25.13 НК РФ, контролируемая иностранная компания освобождается от налогов на свою прибыль в случае выполнения одного из следующих условий:
- Если компания является некоммерческой организацией, то есть незаинтересованной в получении прибыли. И если организация не принимает решения, связанные с распределением дохода (прибыли) между участниками и учредителями (акционерами) и другими лицами.
- Если компания создана исходя из законодательных норм государства, относящегося к Евразийскому экономическому союзу.
- Если компании на постоянной основе находятся на территории (в государстве), с которой заключен международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, исключая территории (государства), которые не обеспечили обмен информацией. Эффективной ставкой налогообложения на прибыль (доходы) иностранного предприятия является 75 или более процентов (средневзвешенная налоговая ставка на прибыль компании по налогу).
- первое – чтобы государство, в котором компания имеет постоянное местонахождение, заключило с Российской Федерацией международный договор относительно вопросов налогообложения (как правило – это соглашение, исключающее двойное налогообложение);
- второе — чтобы ставка «эффективного» налогообложения представленной компании в рамках ее государства, имела значение не менее 75 процентов от российской «средневзвешенной» ставки налогов на прибыль компании.
- Не являющаяся налоговым резидентом РФ;
- Контролирующим лицом которой являются организация и (или) физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами РФ.
- Физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации составляет более 25%;
- Физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации (для физических лиц — совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10%, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами РФ, в этой организации (для физических лиц — совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 50 процентов.
- Привлечение к налоговой ответственности — какой срок давности?
- Имеет ли истец право повторно подать ходатайство о применении обеспечительных мер?
- Ликвидация ООО и увольнение работников
- Штраф за неуплату авансовых платежей по УСН
- Какую отчетность надо сдавать при ликвидации ООО?
- более 25% (более 50% в 2015 году) или
- более 10%, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами РФ (вне зависимости от того, являются такие лица взаимозависимыми или нет) в организации составляет более 50%. При этом определении доли физического лица в организации учитывается единоличное участие и участие совместно с супругами и (или) несовершеннолетними детьми.
-
уведомление об участии в иностранных организациях/об учреждении иностранных структур без образования юридического лица (если доля прямого или косвенного участия превышает 10%) представляется в срок не позднее 1 месяца с даты возникновения (изменения доли) участия в такой иностранной организации. Штраф за непредставление или искажение сведений составит 50 тыс. рублей за одну иностранную компанию.
-
уведомление о КИК. Первый раз предоставляется до 20 марта 2017. Штраф за непредставление или искажение сведений составит 100 тыс. рублей по каждой КИК.
-
по данным финансовой отчетности КИК (в соответствии с личным законом такой компании, если финансовая отчетность КИК подлежит обязательному аудиту, и компания расположена в юрисдикции-партнере по Соглашению об Избежании Двойного Налогообложения (СоИДН));
-
в соответствии с гл. 25 НК РФ в прочих случаях.
- Доход в виде дивидендов и соответствующая сумма налога исключаются из расчета эффективной ставки налогообложения прибыли КИК в тех случаях, когда фактическим получателем дивидендов является контролирующее лицо. Обоснование изменения — КИК не имеет права распоряжаться такими дивидендами и не несет налогового бремени в связи с их получением.
- Для целей налогообложения уточняется понятие иностранной холдинговой (субхолдинговой) компании. Также изменяются критерии для освобождения прибыли таких компаний от налогов, если иностранная холдинговая компания признается активной иностранной холдинговой компанией.
- урегулирование вопросов, где нет единообразной практики;
- создание конкурентных условий для бизнеса.
- Для стимулирования инвестиций доходы от реализации имущественных прав, долей, паев смогут уменьшаться на величину вкладов, внесенных в имущество дочерних предприятий.
- Налогоплательщики смогут переносить неиспользованный инвестиционный налоговый вычет в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на следующие периоды. Порядок будет аналогичным тому, что предусмотрен для части, зачисляемой в региональный бюджет.
Для юридических лиц создан специальный «Личный закон». Иностранная компания может получить себе некоммерческий статус (в том числе получение правоспособности и организационно-правовой формы), если такой определяется законодательством ее страны и ее учредительными документами. Как правило, в других странах к некоммерческим организациям относят профессиональные ассоциации, бизнес-лиги, торговые палаты, правозащитные организации, образовательные, религиозные, благотворительные, клубы и т.д.
Помимо Российской Федерации, в Евразийский экономический союз (преемник ЕврАзЭС) входят такие государства, как Армения, Беларусь и Казахстан. Следовательно, на компании, находящиеся на территории Белоруссии, Казахстана или Армении, и контролирующиеся резидентами Российской Федерации, представленный закон не имеет никакого влияния.
Список территорий (государств), не обеспечивших обмен информацией с целью налогообложения с РФ, утвержден посредством федерального органа исполнительной власти, который имеет полномочия вести надзор и контроль над сферой сборов и налогов. Ставку эффективного налогообложения прибыли (доходов) иностранного предприятия можно определить с помощью следующей формулы (подпункт 1, пункт 8, статьи 25.13 Налогового кодекса России):
Стэфф — ставка эффективного налогообложения на прибыль (доходы) иностранного предприятия.
Н – суммарный налог на прибыль (доход), исчисляющийся иностранной организацией (включая ее обособленные подразделения) в соответствии с ее личным законом.
П – суммарный доход (прибыль) иностранного предприятия, который вычисляют согласно абзацу 1, пункта 1 (статья 25.15 Налогового кодекса России).
Средневзвешенную налоговую ставку на доход (прибыль) компании можно вычислить с помощью следующей формулы (подпункт 2, пункта 8, статьи 25.13 Налогового кодекса Российской Федерации):
П1 – суммарная прибыль иностранной компании, которую можно вычислить согласно абзацу 1, пункта 1 (статья 25.15 Налогового кодекса Российской Федерации), не учитывая налоги, определенные согласно подпункту 1, пункта 4 (статья 309.1 Налогового кодекса Российской Федерации). В тех случаях, когда при вычислении показатель П1 становится отрицательным (принимает отрицательное значение), он приравнивается к нулю.
П2 – Суммарный доход иностранного предприятия, определяемый согласно 1 подпункту, 4 пункта (статья 309.1 Налогового кодекса Российской Федерации).
Ст1 — налоговая ставка на прибыль предприятия, установленная абзацем 1, пункта 1 (статья 284 Налогового кодекса Российской Федерации), то есть равная 20-ти процентам.
Ст2 – налоговая ставка на прибыль предприятия, установленная подпунктом 2, пункта 3 (статья 284 Налогового кодекса Российской Федерации). С 1.01.2015-го года эта налоговая ставка составляет 13 процентов. Ранее российские компании получали от иностранных и российских предприятий налоговую ставку на дивиденды в размере 9%.
Чтобы использовать данное освобождение, нужно выполнять одновременно 2 условия:
Однако, в том случае, когда государством постоянного местонахождения предприятия не был обеспечен налоговый обмен с Российской Федерацией (даже в случаях наличия соглашения об отсутствии системы двойного налогообложения с Россией), такое иностранное предприятие не будет освобождено от налогов на прибыль. Перечень подобных стран, относящихся к так называемому «черному списку», на сегодняшний день отсутствует и пока что не был утвержден ФНС РФ.
Напомним, что на сегодняшний день в России действует «Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны)». Он принят Министерством Финансов Российской Федерации от 13-го ноября 2007-го года № 108н (данный перечень используют, например, в целях определения возможностей применения нулевого налога на прибыль (дивиденды) – подпункт 1 пункта 3 (статья 284 Налогового кодекса Российской Федерации) и во время определения контролируемых сделок – пункт 1 (статья 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации)). Вместе с тем, представленный список будет использован в целях законодательства о контролируемых иностранных компаниях.
В соответствии с ст.25.14 НК РФ налоговые резиденты РФ — ФИЗИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА — обязаны уведомить налоговый орган по месту месту жительства или по месту нахождения организации соответственно:
1) о своем участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица);
2) о контролируемых иностранных компаниях, контролирующими лицами которых они являются.
Это ДВА различных вида Уведомлений, которые необходимо подать (или можно не подавать при соблюдении определенных условий, о которых речь пойдет ниже) в налоговый орган лицу, владеющему иностранной компанией.
Рассмотрим последовательно оба варианта.
В соответствии с п.п.1 п.3.1. ст.23 НК РФ налогоплательщик обязан уведомить налоговый орган как о прямом, так и о косвенном участии в иностранных организациях если доля такого участия превышает 10%. При этом, доля косвенного участия в иностранной организации определяется в порядке, установленном ст. 105.2 НК РФ.
Уведомить об участии в иностранных организациях необходимо также в случае, если участие в них осуществляется через номинальных лиц.
Пример.
Вы являетесь бенефициаром Кипрской компании — Вы не директор и не акционер, Вы бенефициар, права которого на компанию возникают на основании трастовой деларации (declaration of trust) — законодательство тем не менее требует, чтобы Вы подали Уведомление как лицо, контролирующее компанию. При этом под «контролем» понимается право оказывать влияние при принятии решения о распределении прибыли компании.
Обязанность по уведомлению лежит также на налогоплательщиках, учредивших так называемую ИСБОЮЛ — иностранную структуру без образования юридического лица (к ним относятся в т.ч. актуальные британские LLP и шотландские LP партнерства). В соответствии с п.2 ст.11 НК РФ под ИСБОЮЛ понимается организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров.
В соответствии с п.3 ст. 25.14 НК РФ:
Уведомление об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) представляется в срок не позднее трех месяцев с даты возникновения (изменения доли) участия в такой иностранной организации (даты учреждения иностранной структуры без образования юридического лица), являющегося основанием для представления такого уведомления.
Закон о контролируемых иностранных компаниях (Закон о КИК)
В соответствии с п.2 ст.129.6 НК РФ
Неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления об участии в иностранных организациях или представление уведомления об участии в иностранных организациях, содержащего недостоверные сведения,
влечет взыскание штрафа в размере 50 000 рублей в отношении каждой иностранной организации, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения.
Указанный штраф является единовременным.
В случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления об участии в иностранных организациях налогоплательщик также вправе на основании п.7 ст.25.14 НК РФ представить в налоговый орган уточненное уведомление.
В случае подачи уточненного уведомления до момента, когда налогоплательщик узнал об установлении налоговым органом факта отражения в уведомлении недостоверных сведений, налогоплательщик освобождается от ответственности, предусмотренной статьей 129.6 настоящего Кодекса.
Услуга | Стоимость руб. |
---|---|
Устные консультации на предмет необходимости подачи уведомления об участии в иностранной организации. Анализ корпоративной структуры Клиента |
8 000 руб./час |
Подготовка Уведомления об участии в иностранных организациях | от 7 000* |
Подготовка Уведомления о прекращении участия в иностранных организациях | 7 000 |
Подача Уведомления в налоговый орган по доверенности (для физических лиц на бумажном носителе, для юридических лиц — только электронно через ТКС с применением усиленной КЭП) | 2 500 |
Письменная консультация в виде правового заключения | от 14 900 |
* В зависимости от сложности корпоративной структуры. В указанную стоимость входит анализ структуры владения, а также устные консультации, связанные с КИК
После того как проанализирован вопрос на предмет необходимости уведомления налогового органа об участии в иностранных организациях необходимо проанализировать вопрос является Ваша иностранная организация КИК — «контролируемой иностранной компанией».
ВАЖНО! Уведомить об участии в иностранных организациях необходимо независимо от того, будут ли данные организации подпадать под признаки КИК или нет. Если иностранные организации подпадают также под критерий КИК, то в налоговый орган должны быть поданы ДВА уведомления.
I. Рассмотрим, какие иностранные организации подпадают под статус КИК — контролируемая иностранная компания. В соответствии с п.1 ст.25.13. НК РФ Контролируемой иностранной компанией (КИК) признается компания:
II. КИК-ом в соответстветствии с п.2 ст.25.13. НК РФ также признается иностранная структура без образования юридического лица (ИСБОЮЛ), контролирующими лицами которой являются организации и (или) физические лица, признаваемые налоговыми резидентами РФ.
Для целей указанных выше пунктов под «контролирующим лицом» в соответствии с п.3 ст.25.13. НК РФ понимается:
Контролирующим лицом ИСБОЮЛ признается учредитель (основатель) такой структуры — п.9 ст.25.13 НК РФ. Также контролирующим лицом ИСБОЮЛ признается иное лицо, не являющееся ее учредителем (основателем), если такое лицо осуществляет контроль над ИСБОЮЛ и при этом в отношении этого лица выполняется хотя бы одно из следующих условий — п.12 ст.25.13 НК РФ:
1) такое лицо имеет фактическое право на доход (его часть), получаемый такой структурой;
2) такое лицо вправе распоряжаться имуществом такой структуры;
3) такое лицо вправе получить имущество такой структуры в случае ее прекращения (ликвидации, расторжения договора).
* Лицо НЕ признается контролирующим лицом иностранной организации, если его участие в этой иностранной организации реализовано исключительно через прямое и (или) косвенное участие в одной или нескольких публичных компаниях, являющихся российскими организациями — п.4 ст.25.13. НК РФ.
ВАЖНО! Учредитель (основатель) иностранной структуры без образования юридического лица НЕ признается контролирующим лицом такой структуры, если в отношении этого учредителя (основателя) одновременно соблюдаются все следующие условия:
1) такое лицо не вправе получать (требовать получения) прямо или косвенно прибыль (доход) этой структуры полностью или частично;
2) такое лицо не вправе распоряжаться прибылью (доходом) этой структуры или ее частью;
3) такое лицо не сохранило за собой права на имущество, переданное этой структуре (имущество передано этой структуре на условиях безотзывности). Данное условие, установленное в отношении лица — учредителя (основателя) иностранной структуры без образования юридического лица, признается выполненным, если это лицо не имеет права на получение активов такой структуры полностью или частично в свою собственность в соответствии с личным законом и (или) учредительными документами этой структуры на протяжении всего периода существования этой структуры, а также в случае ее прекращения (ликвидации, расторжения договора);
4) такое лицо не осуществляет иной контроль над этой структурой.
Опубликован законопроект о контролируемых иностранных компаниях
Контролирующим лицом признается налоговый резидент (юридическое или физическое лицо), если доля его участия составляет:
Доля участия организации в другой организации или физического лица в организации определяется в соответствии со специальным порядком, предусмотренным ст. 105.2 НК РФ (письма Минфина России от 08.10.15 № 03-01-10/57757; от 06.04.15 № 03-01-10/19237;от 07.04.15 № 03-01-13/01/19488; от 30.04.15 № 03-03-06/2/25345).
Порядок определения статуса налогового резидента для физических лиц для целей законодательства о КИК, по мнению Минфина России определяется согласно п. 2 ст. 207 НК РФ, а именно налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, фактически находящиеся на территории России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (письмо от 03.09.15 № 03-04-08/50752).
ФНС России также прокомментировала тему налогового резидентства физических лиц в контексте деофшоризационных дополнений в НК РФ (от 16.01.15 № ОА-3-17/[email protected]; от 12.03.15 № СА-4-14/[email protected]). В своих разъяснениях ФНС России ссылается на положения международных соглашений об избежании двойного налогообложения, из которых, по мнению ведомства, следует, что физическое лицо может рассматриваться в качестве налогового резидента РФ, если оно располагает в РФ «постоянным жилищем» либо имеет там «центр жизненных интересов». Наличие постоянного жилища подтверждается наличием права собственности на объект жилой недвижимости либо действующей постоянной регистрацией по месту жительства в таком объекте. Центр жизненных интересов определяется по месту нахождения семьи, основного бизнеса или работы. Однако стоит отметить, что в соответствии с международными договорами эти критерии используются только в том случае, когда на основании национального законодательства лицо является резидентом обоих договаривающихся государств. То есть эти критерии позволяют выбрать страну резидентства при конфликте национальных налоговых законов. Минфина России в своем письме от 05.08.15 № 03-04-05/45277 придерживается подобной позиции. Нахождение физического лица РФ менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (стандартное правило определения налогового резидентства для физических лиц) не приводит к автоматической утрате статуса налогового резидента РФ.
КИК признается иностранная организация, удовлетворяющая одновременно следующим условиям :
1) организация не признается налоговым резидентом РФ;
2) контролирующими лицами организации являются организации и(или) физические лица, признаваемые налоговыми резидентами РФ.
А также, КИК признается иностранная структура без образования юридического лица, контролирующими лицами которой являются организации и (или) физические лица, признаваемые налоговыми резидентами РФ.
Не признается контролирующим лицом:
Российский акционер, который участвует (прямо или косвенно) в иностранной компании исключительно через российскую публичную компанию.
Признается контролирующим лицом (дополнительно):
1) учредитель иностранной структуры без образования юридического лица. При этом учредитель не считается контролирующим лицом при одновременном выполнении следующих условий:
— такое лицо не вправе получать (требовать получения) прямо или косвенно прибыль (доход) этой структуры полностью или частично;
— такое лицо не вправе распоряжаться прибылью (доходом) этой структуры или ее частью;
— такое лицо не сохранило за собой права на имущество, переданное этой структуре (имущество передано этой структуре на условиях безотзывности);
— учредитель не сохраняет за собой право получить любое из прав, указанных выше (п. 11 ст. 25.13 НК РФ);
— учредитель не осуществляет над этой структурой контроль (п. 8 ст. 25.13 НК РФ).
2) лицо, не являющееся учредителем (бенефициар) структуры при соблюдении хотя бы одного из следующих условий:
1) такое лицо имеет фактическое право на доход (его часть), получаемый такой структурой;
2) такое лицо вправе распоряжаться имуществом такой структуры;
3) такое лицо вправе получить имущество такой структуры в случае ее прекращения (ликвидации, расторжения договора).
Правила признания контролирующих лиц иностранных структур без образования юридического лица применяются также в отношении признания контролирующих лиц иностранных юридических лиц, для которых в соответствии с их личным законом не предусмотрено участие в капитале.
Налогоплательщики обязаны предоставлять следующие уведомления в налоговые органы:
Форма уведомления об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) утверждена приказом ФНС России от 24.04.2015 № ММВ-7-14/[email protected]
Нераспределенная прибыль КИК в сумме, соответствующей доле участия контролирующего лица в КИК, приравнивается к прибыли организации (доходу физических лиц), полученной налогоплательщиком, признаваемым контролирующим лицом, и учитывается у контролирующего лица при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (налогу на доходы физических лиц).
Нераспределенная прибыль КИК подлежит обложению налогом на прибыль организаций по ставке 20%, если контролируемым лицом является юридическое лицо и НДФЛ по ставке 13%, если контролируемым лицом является физическое лицо.
Прибыль КИК может быть уменьшена на выплаченные дивиденды (на сумму прибыли распределенной в пользу контролирующих лиц), если КИК является структурой без образования юридического лица, в течение календарного года, следующего за годом, за который в соответствии с ее личным законом составляется финансовая отчетность. Новшеством является то, что в случае, если финансовая отчетность компании в соответствии с ее личным законом не составляется, для выше обозначенных целей применяется календарный год.
Также прибыль КИК уменьшается на полученные КИК дивиденды из России, если бенефициарным получателем этих дивидендов признается российское контролирующее лицо либо
на прибыль, которая не может быть распределена, так как должна быть направлена на увеличение уставного капитала (если оно установлено личным законом организации).
Стоит отметить, что убыток КИК, накопленный за 3 предшествующих 1 января 2015 г. финансовых года, а также полученный после этой даты (исходя из данных финансовой отчетности), может быть перенесен на будущие периоды.
В России облагается прибыль КИК, полученная компанией с 2015 года.
Прибыль КИК определяется :
При определении прибыли КИК не учитываются дивиденды, источником выплаты которых являются российские организации, если контролирующее лицо этой КИК имеет фактическое право на такие доходы (ст. 25.15 НК РФ).
Прибыль КИК по прежнему может быть уменьшена на сумму распределенной прибыли, при этом отменено условие при котором было возможно такое уменьшение — налогообложение распределенной прибыли КИК.
При ликвидации иностранной организации до 1 января 2017 года доходы в виде стоимости полученного имущества (имущественных прав) не включаются в налоговую базу у ее акционера (участника, пайщика), признаваемого контролирующим лицом этой иностранной организации. Данная льгота также распространяется на денежные средства (Письма Минфина России от 09.04.2015 N 03-03-06/1/20280.
В области налогообложения контролируемых иностранных компаний намечены изменения:
Среди целей изменений:
Напомним, что по Налоговому кодексу КИК — контролируемые иностранные компании — это фирмы, которые не являются налоговыми резидентами РФ, но контролируются гражданами или компаниями, являющимися российскими резидентами.
В законопроекте имеются и такие предложения: