Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Национализация собственности цели основания варианты масштабы». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
В XX в. приватизация государственной собственности получила большое распространение, захватив почти все основные страны. Первое упоминание о приватизации относится к XIII в. в Англии.
Многие авторы по-разному определяют понятие «приватизация». Приватизация в классическом словарном понимании — это отход от доминирования государственной собственности и переход к частной собственности.
Приватизация означает переход прав собственности от государства к частным лицам на условиях полной продажи государственных фирм частным лицам или продажи части активов и делегирования прав по распоряжению государственным имуществом.
В соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований имущества в собственность физических и юридических лиц. Из данных определений следует, что основным признаком приватизации является ее возмездный характер. Некоторые авторы различают определение «приватизация» и «разгосударствление», под последним понимают передачу от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами. Приватизация носит возмездный характер, а разгосударствление может иметь разные формы.
Национализация собственности цели основания варианты масштабы
Национализация означает передачу негосударственных предпринимательских фирм любой формы собственности в государственный сектор экономики путем превращения их в государственные или муниципальные унитарные предприятия, либо в предприятия со смешанным капиталом, в которых право решающего голоса принадлежит государству.
Национализация субъектов предпринимательского бизнеса (иногда ее не совсем корректно называют национализацией бизнеса, реже – огосударствлением частных предприятий) производится по решению органов государственной власти и управления и, как правило, опирается на следующие основания:
поддержка малорентабельных или убыточных субъектов бизнеса в социально значимых отраслях национальной экономики за счет перевода их на адресное бюджетное финансирование;
стремление придать отдельным отраслям национальной экономики и крупнейшим (знаковым) предприятиям планомерный характер развития на основе прямого централизованного управления ими;
попытки органов государственной власти и управления увеличить доходы государственного бюджета за счет изъятия выручки национализированных субъектов предпринимательского бизнеса;
стремление уполномоченных органов государственного управления оказать противодействие монополизации рынка отдельными субъектами предпринимательского бизнеса;
желание чиновников государственного аппарата поставить под свой контроль высокорентабельные и вполне благополучные предпринимательские фирмы, либо обеспечить проблемным предпринимательским фирмам государственную помощь по личным соображениям;
попытки установления полного и безоговорочного контроля над всей национальной экономикой.
Причины национализации могут содержаться в деловых интересах субъектов негосударственного предпринимательского бизнеса, стремящихся поправить свои дела путём перехода под государственную крышу, либо в интересах всего общества по сохранению, поддержанию и развитию национальной экономики, либо в интересах отдельных функционеров государственного аппарата. В любом случае, какими бы именно мотивами не руководствовались чиновники органов государственной власти и управления, национализация субъектов предпринимательского бизнеса всегда является инструментом проведения государственной экономической политики.
Попытки установления полного и безоговорочного контроля над национальной экономикой осуществляются в условиях радикальных политических и экономических преобразований, производимых в обществе, и отражают стремление правящей, либо пришедшей к власти политической группировки добиться абсолютной власти. Примером может служить так называемая социалистическая национализация, которая проводилась в России (СССР) с 1917 года до середины тридцатых годов прошлого столетия. Ее основной задачей было обеспечение диктатуры – фактически монопольного положения — руководящих органов (секретариата и Политбюро) Коммунистической партии, пришедшей к власти в стране в ходе Октябрьской революции 1917 года. С учетом того, что результаты Октябрьской революции долгое время не признавались за границей, а поначалу – и большинством населения России, национализация российского бизнеса, как известно из истории, осуществлялась в жестких, а порой – в жестоких формах и сопровождалась массовым террором в отношении прежних владельцев субъектов предпринимательского бизнеса (принудительная конфискация имущества, раскулачивание, аресты, высылка и расстрелы предпринимателей).
Основания проведения национализации, обусловленные интересами пополнения казны (государственного бюджета) возникают обычно на фоне политического экстремизма, на связанного с радикальной сменой государственного строя. Так, в предвоенной Германии (30-е годы прошлого века) широко применялся инструментарий «прочесывания» предприятий. Целью его было уменьшение количества мелких и средних компаний и увеличение имущества крупных предпринимательских фирм, в состав участников которых нередко включалось государство.
Это влекло за собой крупномасштабное высвобождение рабочей силы. Часть освободившихся людских ресурсов направлялась в армию, а часть – на работу на крупнейшие полугосударственные предприятия, обеспечивавшие финансовую поддержку государству и правящей национал-социалистической партии.
Государство имеет возможность оказывать с помощью национализации решающее влияние не только на монополизацию рынка, но и его демонополизацию. Одним из инструментов демонополизации рынка, не самым значимым по сравнению с принудительным разделением и выделением компаний, является установление над монополиями государственного контроля посредством принудительного выкупа контрольных пакетов их акций государством.
Национализация субъектов предпринимательского бизнеса может производиться в целях повышения управляемости крупных предпринимательских фирм. Применение указанного основания национализации наиболее эффективно при проведении финансового оздоровления (санации) проблемных предпринимательских фирм. С самого начала исполнения процедуры санации, добровольной, либо принудительной – по решению суда в ходе банкротства предпринимательской фирмы, — может быть предусмотрено, что именно государственный бюджет (или региональные, местные бюджеты) является основным финансовым донором в пользу проблемной компании, и, следовательно, именно к государству, по окончанию санации, перейдет совокупность собственнических и менеджерских полномочий, обязанностей и прав. Государство вправе действовать так, ибо, согласно общим нормам права, оно обладает возможностью ограничивать собственнические функции субъектов бизнеса.
1. Лицо, изготовившее или создавшее вещь для себя с соблюдением законодательства, становится ее собственником (п. 1 ст. 219 ГК). Это самый простой с точки зрения фактических отношений способ приобретения права собственности, не требующий вступления лица в правоотношения с другими лицами до возникновения у него права собственности.
2. Возникновение права собственности на производные вещи (вещи, появившиеся в результате использования других вещей) – плоды, продукцию, доходы – уже осложнено возможностью возникновения правоотношения по поводу использования имущества, приносящего плоды, продукцию или доходы. Согласно ст. 136 ГК плоды, продукция, доходы могут принадлежать как собственнику, так и иному лицу, использующему это имущество на законном основании. Например, лицу, использующему имущество на основании договора с собственником.
Норма ст. 136 ГК является диспозитивной и может быть изменена как актом законодательства, так и договором об использовании имущества.
3. Возникновение права собственности на строящиеся здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество связывается, если иное не предусмотрено законодательством, с моментом завершения создания этого имущества (п. 1 ст. 220 ГК). Создание строительных объектов заканчивается их приемкой в эксплуатацию. Статьей 131 ГК предусмотрена государственная регистрация права собственности на недвижимые вещи, в том числе возникновение данного права, его переход и прекращение. Порядок осуществления такой регистрации определен Законом Республики Беларусь от 22 июля 2002 г. “О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним”. В случаях, когда вновь создаваемое недвижимое имущество подлежит государственной регистрации, право собственности на него возникает не с момента завершения создания имущества, а с момента такой регистрации.
До указанных в п. 1 и 2 ст. 220 ГК моментов здание, сооружение или иной объект недвижимости в юридическом смысле не считается существующими и не является объектом права собственности. К таким начатым, но не завершенным строительством или не зарегистрированным объектам применяются правила о праве собственности на материалы и другое имущество, из которого недвижимое имущество создается (п. 3 ст. 220 ГК).
Вместе с тем подлежит государственной регистрации создание незавершенного законсервированного капитального строения (законсервированный объект строительства, создание которого в качестве капитального строения разрешено в соответствии с законодательством Республики Беларусь, но не завершено), возникновение права собственности на указанное строение (см.: ст. 3 Закона “О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним».
4. Статья 219 ГК решает вопрос о правовых последствиях создания лицом вещи из своих материалов – такое лицо становится собственником данной вещи. Если же вещь изготавливается из материалов, принадлежащих другому лицу (спецификация), право собственности на созданную вещь может принадлежать либо изготовителю, либо собственнику материалов. Статья 221 ГК определяет принадлежность вещи, возданной в результате переработки чужих материалов.
Законодательство Республики Беларусь не дает определения понятия «переработка». Слово «переработка» в русском языке означает превращение материала во что-нибудь в процессе работы, обработки. Таким образом, речь идет о создании новой вещи.
По общему правилу, право собственности на новую движимую вещь, изготовленную лицом путем переработки не принадлежащих ему материалов, приобретается собственником материалов. Однако собственник материала и переработчик могут в договоре определить иную принадлежность такой новой вещи (например, в случае, когда подрядчик обязуется изготовить из своих материалов вещь для заказчика).
5. Следующим основанием приобретения права собственности, закрепленным в ст. 222 ГК, является обращение в собственность общедоступных для сбора вещей. Данная статья закрепляет установленный природоохранным законодательством и законодательством о полезных ископаемых режим приобретения в собственность соответствующих объектов.
В порядке, установленном ст. 222 ГК, осуществляется приобретение права собственности на общедоступные в соответствии с законодательством, общим разрешением, данным собственником, или в соответствии с местным обычаем объекты – ягоды, грибы, животные, общераспространенные полезные ископаемые и т.д.
Основанием возникновения права собственности на указанные объекты является фактическое завладение лицом указанными объектами путем совершения действий, не противоречащих законодательству, общему разрешению собственника, местному обычаю. Статья 222 ГК определяет условия, при которых может осуществляться такое завладение – в лесах, водоемах или на другой территории. Данные условия подлежат конкретизации в специальном законодательстве.
Несмотря на наличие предыдущего собственника — государства, данное основание относится к числу первоначальных способов приобретения права собственности в связи с тем, что волеизъявление предыдущего собственника ограничивается установлением условий сбора ягод, лова рыбы и т.д. и не определяет конкретные объекты, передаваемые из государственной собственности, а также лиц, которым такие объекты передаются.
6. Статья 223 ГК предусматривает условия, при наличии которых допускается возможность приобретения права собственности на самовольную постройку. Право собственности на построенный объект возникает лишь при соблюдении требований законодательства, предъявляе��ых к строительным работам. Нарушение таких требований по общему правилу должно исключать возможность возникновения права собственности на результат строительства.
1. Прекращение субъективного права собственности, как и его возникновение, является следствием различных фактических обстоятельств, указанных в ст. 7, 236 и других статьях ГК. Право собственности может быть прекращено по воле собственника в результате отчуждения имущества (передачи его в собственность других лиц), отказа от права собственности. В случае прекращения права собственности в результате отчуждения имущества данное право одновременно возникает у приобретателя. Право собственности прекращается в результате исчезновения вещи (гибели или уничтожения).
В п. 2 ст. 236 ГК установлены основания принудительного, вопреки воле собственника прекращения права собственности на имущество при передаче последнего в собственность других лиц. Статья 44 Конституции Республики Беларусь предусматривает гарантию государства по обеспечению стабильности отношений собственности, неприкосновенности собственности. Принудительное отчуждение имущества допускается данной статьей как исключение лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда.
В п. 2 ст. 236 и иных статьях ГК устанавливаются следующие особенности принудительного изъятия у собственника имущества:
1) такое изъятие возможно лишь по основаниям, установленным в данном пункте.
Это обращение взыскания на:
— имущество по обязательствам (ст. 238 ГК);
— отчуждение имущества, которое в силу акта законодательства не может принадлежать -данному лицу (ст. 239 ГК);
— отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли (ст. 240 ГК);
— изъятие земельного участка у собственника в иных случаях, предусмотренных земельным законодательством (ст. 271 ГК);
— выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей (ст. 241 ГК);
— выкуп домашних животных (ст. 242 ГК);
— реквизиция (ст. 243 ГК);
— конфискация (ст. 244 ГК);
— выплата участнику долевой собственности, доля которого незначительна, не может быть реально выделена, не представляет для него существенного интереса в использовании данного имущества, остальными сособственниками компенсации вместо выдела его доли в натуре (п. 4 ст. 255 ГК);
— прекращение права собственности на недвижимое имущество в связи с утратой права пользования земельным участком, на котором она расположена (п. 2 ст. 266 ГК); приватизация (ст. 218 ГК);
— национализация (ст. 245 ГК).
Данный перечень оформлен как исчерпывающий. Однако следует обратить внимание, что ГК Республики Беларусь предусматривает регулирование отношений собственности на земельные участки специальным законодательством (п. 1 ст. 262 ГК). Основания и порядок изъятия у собственника земельного участка определяются земельным законодательством;
2) перечисленные выше основания принудительного изъятия у собственника имущества могут в соответствии со ст. 44 Конституции Республики Беларусь и ст. 236 ГК устанавливаться только законом и в большинстве случаев сопровождаются своевременным и полным компенсированием стоимости отчуждаемого имущества. Безвозмездное отчуждение у собственника принадлежащего ему имущества возможно в порядке обращения взыскания на данное имущество по обязательствам собственника и по постановлению суда в качестве санкции за совершение правонарушения;
3) конкретные основания и порядок изъятия имущества (например, его конфискации) в самом ГК во многих случаях не определяются. Данные вопросы регулируются специальным законодательством.
Названные гарантии от принудительного изъятия имущества у собственника являются общими, применяются во всех случаях и по отношению ко всем собственникам. Специальное законодательство (например, ст. 11 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь) может содержать также дополнительные гарантии отдельным категориям собственников при принудительном изъятии их имущества.
2. В случае отказа от права собственности собственник, в отличие от отчуждения вещи, не имеет намерения передать свое право определенному лицу. Порядок и последствия отказа собственника от права собственности на принадлежащее ему имущество урегулированы в ст. 237 ГК. В порядке, установленном ст. 237 ГК, может прекращаться право частной собственности (право собственности физических или юридических лиц) в отношении как движимого, так и недвижимого имущества. Прекращение права государственной собственности ввиду особого назначения данной собственности в порядке ст. 237 ГК не допускается.
Отказ от права собственности осуществляется путем объявления об этом. Какой-либо специальной формы такого объявления не устанавливается. Оно может быть выражено и в устной форме, и путем совершения фактических действий, определенно свидетельствующих об устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Законодательством о государственной регистрации недвижимого имущества могут быть установлены специальные требования к форме объявления об отказе от права собственности на такое имущество.
НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ И ПРИВАТИЗАЦИЯ СОБСТВЕННОСТИ
1. Одним из оснований принудительного безвозмездного изъятия имущества у собственника является его конфискация. Конфискация представляет собой меру имущественной ответственности лица за совершение правонарушения и состоит в принудительном безвозмездном изъятии имущества у собственника с прекращением права собственности и передачей его в собственность государства (ст. 244 ГК). В противоречие со ст. 236 ст. 244 ГК предусматривает, что случаи, при которых может применяться конфискация имущества, могут предусматриваться не только законами, но и иными законодательными актами (декретами и указами Президента Республики Беларусь).
Как правило, конфискация применяется по отношению к имуществу, находящемуся в собственности лица, нарушившего соответствующую норму права. Однако конфискация может применяться не только в отношении собственника, но и в отношении владельца имущества, являющегося собственностью других лиц. В таких случаях конфискация должна рассматриваться не в качестве меры юридической ответственности собственника такой вещи, который не причастен к совершенному правонарушению, а как правовая санкция, направленная на лишение лица, совершившего правонарушение, обладания соответствующей вещью.
Конфискация применяется за различные по своему характеру правонарушения. Это могут быть не только уголовные преступления, но и административные правонарушения, и нарушения гражданско-правовых норм. Согласно ст. 170 ГК при умышленном заключении сделки, совершение которой запрещено законодательством, в доход Республики Беларусь взыскивается все полученное сторонами по такой сделке.
Конфискации подлежит непосредственный предмет этого правонарушения (товар, выручка от реализации.
Конституция Республики Беларусь (ст. 44) предусматривает возможность конфискации имущества только по постановлению суда. Вместе с тем, законодательство Республики Беларусь допускает в ряде случаев принятие решения о конфискации имущества несудебными органами.
Статья 244 ГК предусматривает, что:
1) конфискация имущества в административном порядке допускается с соблюдением условий и порядка, предусмотренных законодательством;
2) решение о конфискации, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд.
2. Участники гражданского оборота (физические лица, юридические лица, государство и административно-территориальные единицы) несут имущественную ответственность по обязательствам своим имуществом. Гражданско-правовая ответственность в большинстве случаев выражается в возложении на ответчика определенного денежного обязательства. Так, согласно ст. 364 и 365 ГК лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее договорное обязательство, обязано уплатить кредитору неустойку и возместить причиненные ему убытки. Возмещение в денежной форме причиненных убытков предусматривает и обязательство из причинения вреда (ст. 951 ГК).
Вместе с тем, удовлетворяя требование о возмещении причиненного вреда, суд может обязать лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденное имущество и т.д.).
Гражданский кодекс также предусматривает возможность обращения взыскания не только на денежные средства, но и на другое имущество субъектов гражданского права в случае нарушения ими своих обязательств (статьи 23, 52, 126 ГК). В качестве общего правила ст. 238 ГК закрепляется норма, предусматривающая судебный порядок обращения взыскания на имущество по обязательствам собственника. Лишь в случаях, предусмотренных актами законодательства или договором с участием собственника, допускается применение внесудебного (на основании исполнительной надписи нотариуса или иного органа, совершающего нотариальные действия) порядка обращения взыскания по обязательствам на имущество собственника.
Пределы обращения взыскания на имущество по обязательствам установлены различно для разных субъектов гражданского права. Физические лица отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом, за исключением того, на которое в соответствии с законодательством не может быть обращено взыскание. Согласно Приложению 1 к ГПК не может быть обращено взыскание на жилой дом с хозяйственными постройками либо квартиру, если должник и его семья постоянно проживают в данном жилом помещении (кроме случаев, когда взыскивается кредит, выданный банком на строительство дома либо квартиры, а также на реконструкцию или приобретение жилого дома (квартиры)); определенные предметы домашней обстановки, утварь, одежду, необходимые для должника и состоящих на его иждивении лиц; продукты питания в необходимом количестве и т.д.
Юридические лица, за исключением финансируемых собственником учреждений, унитарных предприятий, отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом (п. 1 ст. 52 ГК). Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое может находиться только в республиканской или коммунальной собственности (п. 1 ст. 126 ГК).
- Квалифицирующие признаки национализации 2011 / Алтенгова Ольга Леонидовна
- Актуальность национализации имущества 2011 / Коновалов Александр Иванович
- Противодействие недружественному поглощению и рейдерству предприятий минерально-сырьевого комплекса России (имущественный аспект) 2012 / Букреев Виктор Вениаминович, Рудык Э. Н., Смирнов О. В.
- Политические аспекты проблемы: «приватизация — национализация» 2006 / Анохин Михаил Григорьевич, Матвенков Д. О., Нигматуллин З. Х.
- Национализация: тенденции развития доктрины и законодательства 2016 / Карпов Михаил Валерьевич
- Деприватизация, расприватизация и национализация Государственного и муниципального имущества 2019 / Виолетта Александровна Салчак
- Государственная собственность в России (к 20-летию радикального реформирования) 2008 / Букреев В. В., Рудык Э. Н.
- Законодательные инициативы в сфере приватизации и национализации 2008 / Голубцов В. Г.
- Смена форм собственности как инструмент антикризисной политики государства 2013 / Шутов Владимир Сергеевич
- Гражданско-правовая Наука о национализации 2012 / Щенникова Л. В.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
удк 338 В. В. Букреев, Э. Н. Рудык
Национализация в России: актуальность и риски
В статье обоснована необходимость проведения в стране национализации, выявлены сопутствующие этому риски, проанализированы законопроекты о национализации. Предложены пути решения данной задачи на демократической основе с учетом российской специфики и мирового опыта.
Ключевые слова: демократизация управления, деприватизация, коррупция, национализация, общественная собственность, приватизация,«расщепление» прав собственности, социальная ответственность бизнеса.
«ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО»
Как показывает опыт мирового социальноэкономического развития, приватизационные процессы периодически сменяются процессами национализации — принудительного обращения собственности граждан и юридических лиц в собственность государства. Делается это на основании закона, определяющего цели, основания и порядок национализации конкретного имущества.
Право государства лишить то или иное лицо его собственности «в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом», признано в Европейской конвенции
по правам человека, принятой Советом Европы (ст. 1 Дополнительного протокола к Конвенции о защите прав человека и основных свобод)1. Этот процесс многократно апробирован в мировой практике. Во Франции только в ХХ веке были проведены три широкомасштабные национализации. Неоднократно национализация проводилась в Великобритании, Италии и других странах с развитой рыночной экономикой.
Национализация как «общественное благо» рассматривается в качестве крайнего средства, когда все прочие не дают должного эффекта.
Цели национализации могут быть самыми разными. Например, сохранение
Статья основана на докладе, сделанном авторами на Московском экономическом форуме (20-21 марта 2013 г.).
- Структурный анализ собственности: принцип оптимума 2014 / Сухарев Олег Сергеевич
- Институты развития предпринимательства: приватизация и национализация 2014 / Сухарев Олег Сергеевич
- Приватизация и рациональная структура собственности. Часть 2. Рационализация структуры собственности 2013 / Полтерович Виктор Меерович
- Процессы приватизации и национализации 2019 / А. Д. Шматко, А. В. Кисленко, М. П. Акулин, Л. А. Гришкин
- Большая приватизация: цели, задачи, особенности реализации в Российской экономике 2018 / Ахатова Альбина Маснавиевна, Лушникова Татьяна Юрьевна
- Деприватизация, расприватизация и национализация Государственного и муниципального имущества 2019 / Виолетта Александровна Салчак
- Проблема эффективного взаимодействия государственного и частного секторов в национальной экономике 2015 / Осокина Н.В., Слесаренко Е.В.
- Развитие структуры государственного управления земельными ресурсами в России 2014 / Кухтин Петр Викторович
- Приватизация государственной собственности в контексте стратегического планирования экономики России 2014 / Михайленко Диана Александровна
- Приватизация собственности в постсоветской России: социальный радикализм и экономическая эффективность 2017 / Беляева Людмила Александровна
Принудительное ограничение имущественных прав частных лиц государством существовало в разное время, в разных странах и в разных формах, и юристы всегда изучали и обсуждали это явление.
В римском частном праве имущественные права частных лиц в силу закона ограничивались ипотекой. На основании закона государственная казна имела ипотеку в имуществе плательщиков. Также законом устанавливалась ипотека в пользу частных лиц (приданое жены становилось ипотекой в имуществе мужа)1. Имущество частных лиц подлежало принудительному изъятию только в порядке конфискации, за совершение виновного деяния. Происходил обратный национализации процесс — assignatio agri publici. Земля, принадлежащая государству, безвозмездно передавалась в частную собственность на основании решения особой комиссии, рассматривающей заяв-ления граждан Рима об их «нуждах» . Возможно, потому, что в Риме «частное право господствует над государством, т.е. не частное право устроено по политическим, но государство по частноправовым принципам»3, либо по другой причине, но «у римлян вопрос об экспроприации не был разработан» .
Принудительное изъятие имущества частных лиц государством — экспроприация, определялось в русской цивилистике как «чрезвычайный, исключительный способ прекращения права частной собственности…»5. Ю.С. Гамбаров приравнивал экспроприацию к гибели вещи в юридическом смысле «для собственности и других прав»1. Порядок и основания экспроприации (или понудительного отчуждения) устанавливались ст. 575-608 Закона Гражданского. При этом «обыкновенный вид такого отчуждения» состоял в «продаже имущества от лица правительства с публичного торга для удовлетворения долгов владельца» . Также экспроприацией признавалось принудительное изъятие имущества должника в казну государства и изъятие имущества, которым владелец не имел права владеть по указанию закона. И особым случаем экспроприации выделяли принудительное ограничение имущественных прав частных лиц государством (принудительные займы, меры, принимаемые по случаю голода, право краткосрочного ежегодного пользования землями вблизи железных дорог, — те необходимые действия, которые государство должно было осуществлять для общественной безопасности). «Здесь все определяется положением общества в данную минуту, особенным, исключительным, и потому здесь прежде всего требуется имущество, в потом уже возникает вопрос о вознаграждении» . Если экспроприация определялась как «понудительное изъятие государством определенного недвижимого имущества из обладания собственника за известное вознаграждение для общеполезного предприятия», то существовало и отличное от нее основание прекращения права частной собственности: «осуществление государством права крайней необходимости, когда им в исключительных, не терпящих отлагательства, случаях изъемлются из владения частных лиц те или другие вещи, как напр., зачумленные животные, предметы довольствия во время войны…»
В.И. Синайский указывал следующие черты экспроприации: а)основанием является закон (Правительственный, или Высочайший указ); б) отчуждается недвижимое имущество для общественно-полезных целей; в) обязательно производится выплатавознаграждения «и вообще с возможной пощадой интересов собственника»1, так как согласно Наказу от 30 июля 1767 г., «при отчуждении должен торжествовать гражданский закон, который материнскими глазами взирает на каждого гражданина, и в убыток человеку должно следать удовольствие» . Важно, что уже в 1915 году в российском праве сещуствовала принудительная ликвидация «немецкого землевладения», — земель, принадлежавших «враждебным иностранцам»; «принудительная ликвидация неприятельских предприятий» и принудительное управление такими неприятельскими предприятиями (секвестр) .
Популярное для того времени исследование ограничения собственности правом участия публичного и правом участия частного привело к принятию формулы, что экспроприация есть «доведенное до крайних своих пределов «право участия общего» . Одним из оснований прекращения частного права Д.И. Мейер видел особое определение законодательной власти, направленное к прекращению отдельного права5. Таким образом, принудительное изъятие существовало как одно из оснований прекращения права частной собственности. Но отчуждение предварялось предложением собственнику продать имущество, необходимое государству. И только в случае его отказа (или молчания в течение 6 месяцев) оценивалось и принудительно изымалось6.
Право частной собственности оставалось незыблемым, неоспоримым институтом права. Экспроприация представляла редкое исключение из абсолютной идеи права собственности, она рассматривалась как средство, а не цель. Таким образом, основные черты экспроприации, были следующими: 1) это принудительное отчуждение конкретных видов имущества государством у частных лиц; 2) экспроприацию предворяло предложение собственнику продать имущество, подлежащее экспроприации; 3) общественная необходимость порождала экспроприацию; 4) основанием экспроприации являлся закон; 5) за собственником оставалось право выкупа изъятого имущества в случае, если прекращается общественная необходимость его использования; 6) собственнику имущества обязательно выплачивалась компенсация; 7) споры о размере компенсации рассматривались єн в судебном, а в административном порядке.
Цели и последствия национализации
Может ли национализация затрагивать интересы граждан и юридических лиц только одного государства? Конечно же, нет. Имеют ли меры по принудительному изъятию имущества, проводимые государством, последствия для иностранных лиц и государств? Да, — явные и долговременные. Во время проведения национализации в России лицами, утратившими законное право собственности на свое имущество, оказались не только граждане России. На счетах отделений русских банков за границей хранились средства вкладчиков-иностранцев. Собственность иностранных граждан и компаний в России перешла к государству. Займы России были аннулированы. Обязательства, принятые к моменту проведения национализации российскими юридическими лицами перед иностранными лицами, стали неисполнимы в силу прекращения российских юридических лиц. Имущество этих лиц перешло к государству. И убытки, понесенные контрагентами, не подлежали возмещению. Денежные средства юридических лиц на их счетах в банках были арестованы; национализирующее государство объявило о переводе на себя прав требования по исполнению обязательств .
Проведение национализации другими государствами также влекли последствия международного характера. Даже если национализация имела не плановый, повсеместный, а единовременный и точечный характер. Несмотря на масштабы и порядок проведения национализации, государства, к которым принадлежали лица, понесшие убытки, совершали протесты и обращения в адрес проводящих национализацию правительств.
Эти протесты совершались в противовес суверенитету государства, проводящего национализацию. Именно суверенитет определяет запрет для иностранных государств вмешиваться в дела другого государства.
Введение на своей территории ограничений на осуществление правомочий собственников — право каждого государства, основанное на его суверенитете. Но оно плохо сочетается с обязанностью каждого из государств защищать права и законные интересы своих лиц. Как разрешить этот конфликт прав и обязанностей государства? Утрата собственниками своего имущества, незащищенность иностранных инвесторов, сделавших капиталовложения в экономику государства, объявившего национализацию, нарушение естественного хода развития международных процессов экономической интеграции, — это лишь небольшой перечень проблем и негативных последствий проведения национализации только одним государством. Тем не менее, в многочисленных работах российских юристов указано, что на сегодняшний день право суверена изымать любую собственность на своей территории и собственность собственных лиц за пределами собственного государства является нормой права, установленной международными соглашениями2.
Как могли многочисленные страны прийти к признанию права иностранного государства на национализацию, если интересы их граждан были неоднократно нарушены при проведении таких мер? Как исторически складывалось и закреплялось в международных источниках права признание национализации? Существует ли взаимосвязь принципа признания суверенного права народа на самоопределение и самостоятельное распоряжение ресурсами своей страны с принципом недискриминации, и можно ли объединять данное право с правом проведения национализации? Право государства на проведение национализации исходит, прежде всего, из суверенитета государства, или принципа равенства и независимости суверенов. Исключительное право государства, или народа в лице его суверена, — регулирование вопросов собственности (или права собственности на имущество и его утраты) на своей территории.
Первый документ, на который ссылаются в качестве доказательства права государства на проведение национализации — Устав Организаций Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г) \ Но прямого указания на право национализации государств в этом акте нет2. В нем есть установления о необходимости признания и уважения прав народов, есть запрет на вмешательство во внутренние дела государств. Возможно применение принудительных мер в ответ на действия государства, создающие угрозу миру, нарушающие мир и на акты агрессии. Национализация не была признана подобной угрозой миру. Уставом ООН были запрещены акты агрессии против иностранных государств. Единственно в этом и был ограничен суверенитет государств, в том числе и тех, кто не являлся участником ООН. Экономические санкции, предусмотренные ст. 41 и ст. 42 Устава, действовали только в отношении стран- нарушителей мира в международном пространстве. А такое, судя по тексту Устава, проводится только действиями военного характера, интервенции и неприкрытой агрессии. Экономические права как самих стран-участниц, так и лиц, имеющих их принадлежность, Устав ООН затронул только в той мере, что гарантировал право на самоопределение народов, не рассматривая нарушение прав иностранных лиц при проведении экономических мер суверенным государством в отношении любых лиц.
При национализации принудительному ограничению имущественных прав подвержены не только отечественные, но и иностранные лица. В граж-данско- правовые отношения с иностранным элементом вступает общеобязательный для исполнения закон одного из государств, определяющий судьбу имущественных прав субъектов гражданских отношений. Национализация, проводимая государством, всегда затрагивает интересы лиц других государств. Национализация всегда влечет споры, для рассмотрения которых суд должен определить право, в котором находится «центр тяжести» спорного отношения перед рассмотрением спора по существу.
Круг спорных вопросов широк. Оспаривается право собственности на национализированные вещи, находящиеся за пределами государства, проводящего национализацию. Вещи в пути (res in transitu) национализируются при их нахождении на территории национализирующего государства. Титульным владельцем res in transitu становятся не стороны, связанные обязательственными отношениями, а государство, издавшее закон о национализации имущества, находящегося на его территории. Обязательства, принятые сторонами до национализации, могут стать неисполненными либо исполненными ненадлежащим образом. Причина такого неисполнения — государственный акт, прекращающий обязательства должника. И государство, издавшее такой акт, должно компенсировать как отечественным, так и иностранным кредиторам убытки, причиненные национализацией. Но размер, сроки и порядок выплаты компенсации также оспариваются как в самом национализирующем государстве, так и в иностранных судах.
Для определения применимого права к правоотношениям, измененным или прекращенным национализацией, рассмотрим действие формул прикрепления.
Личный закон физического лица (lex personalis) определяет применимое право к дееспособности физического лица, его правоспособности, право на имя, на место жительства, на честь. В отношении имущества физического лица lex personalis регулирует собственность супругов (в т.ч. — и отношения по поводу раздела имущества супругов) и право, применимое к движимому имуществу, переходящему в порядке наследования . Такого мнения придерживается российская доктрина международного частного права. Установление границ правоспособности физического лица, ее объема рамками законодательства lex personalis содержалось в решении Гражданского Кассационного Департамента Российской империи по делу Охановых в 1881 году. Оно содержало следующее указание: «…правоспособность, как составляющая неотъемлемую принадлежность лица, ею обладающего, не может обсуждаться иначе, как по законам той страны, к которой само лицо принадлежит»2. Но такой подход вызывает ряд возражений.
Подчинение правоспособности лица его lex personalis сводит на нет действие суверенитета государства. При применении этой формулы государство лишается права установления закона над иностранными лицами, находящимися на его территории. В результате иностранцы могут быть поставлены в привелигированное положение по сравнению с гражданами собственного государства, что в принципе недопустимо. Более того, результатом такого действия закона национальности физического лица будет нанесен серьезный ущерб международной предпринимательской деятельности и ее участникам. Так, право приобретать имущество в частную собственность будет невозможным для лиц, находящихся за пределами собственного государства, в котором частная собственность отменена. Лицо, являющееся банкротом и не имеющее права по lex personalis участвовать в создании коммерческой организации, и за пределами собственного государства будет лишено такого права. Запрет на оплату в валюте повлечет ничтожность всех сделок, совершенных лицом за пределами собственного государства, где лицо осуществляло платеж в валюте. И если по личному закону иностранца запрещены долговые обязательства, то заем, осуществленный таким лицом, изначально ничтожен. Во всех указанных случаях неизбежно ущемление прав контрагентов и третьих лиц в силу применения lex personalis, им неизвестного. Все указанное свидетельствует о том, что установление правоспособности физического лица по закону государства его национальности неразумно и приводит к правовой неопределенности статуса физического лица и правоотношений, в которых это лицо участвует.
Федеральной собственностью являются те земельные участки, которые приняты таковыми согласно действующему на территории РФ законодательству.
К федеральной собственности относятся следующие виды участков:
- Относящиеся к данной категории в соответствии с действующими федеральными законами;
- Те их виды, на которых возникло право собственности, которое возникло в результате разграничения государственной собственности на различные земли. При этом существуют отдельные категории граждан, которым правительство компенсирует траты. Это процедура носит название национализация земли;
- Приобретенные с учетом всех условий правительством РФ благодаря действующему гражданскому законодательству. Такие основания могут быть оформленный договор купли-продажи на недвижимость и выкуп участков;
- Национализация земли. К нему следует отнести процесс, когда государство изымает для муниципальных и государственных нужд у владельца участок и выплачивает ему полную сумму денег за него. Также владелец может осуществить выкуп участка.
- Специфические основания. К ним следует отнести условия принудительное изъятие земельного участка у собственника. Для муниципальных и государственных нужд.
Также к федеральной собственности относятся те участки, которые были переданы в незаконное владение граждан. Чаще всего это происходит в результате действия федерального закона о « Распоряжение вопросом государственной собственности на земельные участки».
Помимо этого только в федеральной собственности расположены земельные участки, которые относятся к министерству обороны и безопасности страны и подлежащие изъятию. Они предназначены для муниципальных и государственных нужд.
Однако можно владельцем осуществить выкуп.
Также к ним следует земли, относящиеся к лесному фонду. Исключением являются земли лесного массива, относящиеся к частной собственности субъектов РФ.
Также от имени РФ, т.е право собственника земельные участки могут приобретать компетентные органы и лица. Таким образом, они могут осуществлять имущественные сделки. Следует помнить, что это земельные участки, подлежащие изъятию.
Правительство может выплатить компенсацию за участок. Основные причины этого – национализация земли. Также собственник может осуществить выкуп.
Помимо этого право федеральной собственности возникает тогда, когда федеральный орган приобретает земельный участок в результате его изъятия для муниципальных и государственных нужд.
Следует отметить, что чаще всего правительство компенсирует все траты. Данный процесс осуществляется с помощью такой процедуры как национализация земли. Собственник может осуществить выкуп.
Особо охраняемые природные территории федерального значения считаются также федеральной собственностью и ими распоряжаются федеральные органы государственной власти.
Эти земельные участки, подлежащие изъятию при необходимости. Они предназначены для муниципальных и государственных нужд.
Однако в некоторых случаях владелец может осуществить выкуп.
Обычно управление данным имуществом осуществляется компетентными органами. К ним можно отнести: правительство РФ, фонд федерального имущества, граждан, работающих в Федеральном казначействе, а также граждан, осуществляющих управление доходами и расходами бюджета РФ.
Таким образом, объектами, которые по действующим постановлениям считаются лишь федеральной собственностью, являются:
- Предметы, составляющие национальное богатство страны;
- Предметы, находящиеся в поле деятельности федеральных органов;
- Объекты, относящиеся к оборонному производству и отраслям, обеспечивающие деятельность народного хозяйства;
К объектам, относящимся к федеральной собственности, которая может передаваться в частную собственность относятся:
- Все сферы народного хозяйства, которые согласно закону занимают лидирующие позиции на рынке;
- Крупные объекты народного хозяйства;
- Объекты атомного и машинного строения;
- Зоны общереспубликанского строительства и обеспечение производства строительных материалов;
- Объекты, относящиеся к телевидению, радио;
- Службы полиграфии;
- Различные издательства, информационные ресурсы, телеграфные службы;
- Министерства здравоохранения и образования народа, а также культуры и спорта.
МЕХАНИЗМ НАЦИОНАЛИЗАЦИИ И ПРИВАТИЗАЦИИ
Процедура изъятия участков, находящихся в собственности у простых граждан, для обеспечения государственных и муниципальных нужд регламентируется Земельным кодексом РФ.
Выкуп представляет собой один из самых востребованных правовых механизмов подобного изъятия.
Однако закон гласит о том, что выкуп земель для государственных и муниципальных нужд осуществляется лишь в исключительных случаях, что позволяет защитить интересы простых граждан.
Выкуп земельных участков для государственных или же муниципальных нужд происходит в том случае, если получено распоряжение исполнительного органа.
При этом подобное решение могут принимать как исполнительные органы на федеральном уровне, так и региональном.
При этом органы местного самоуправления не имеют подобного права, поэтому чтобы осуществить выкуп для муниципальных нужд, местные органы власти должны обратиться к вышестоящим инстанциям.
Юридическая практика, направленная на выкуп земельных участков для нужд государства, как правило, подразумевает одновременный перевод права собственности третьему лицу.
На подготовительной стадии изъятия после возникновения государственных и муниципальных нужд участие граждан, т.е. собственников участка, является обязательным условием для проведения сделки.
Если этот порядок будет нарушен, то собственник может обратиться за защитой своих прав в суд.
Порядок и законодательная процедура изъятия земель у граждан закреплены земельным законодательством и подразумевают соблюдение нескольких ключевых стадий (осуществляется в соответствии с статьями 279-281 ГК РФ):
- После того как будет принято решение об изъятии земель, находящихся у граждан в собственности, для государственных или муниципальных нужд, госорганы должны направить письменное уведомление владельцу в срок не позднее 1 года до того, как пройдет выкуп.
- Правила и порядок изъятия собственности на землю предусматривают отдельные гарантии для граждан, подразумевающие, что в указанный срок после того, как будет получено постановление, участок не может быть изъят без воли субъекта правоотношений, какими бы не были причины возникновения государственных нужд.
- Далее происходит процедура ценовых торгов: госорганы и собственник участка устанавливают выкуп за интересуемую землю.
Если владелец земельного участка считает, что подобное право госорганов на изъятие собственности незаконное, независимо от причины его возникновения, то он может обратиться в судебную инстанцию на основании гл. 24 АПК РФ и гл. 25 ГПК РФ.
Основания и условия, необходимые для изъятия земельных участков, являются исчерпывающими и закреплены в ст. 49 ЗК РФ:
- передача земель для государственных нужд происходит в случае, если таковым образом РФ может решить свои проблемы с выполнением международных обязательств
- перевод участков из частной в государственную собственность происходит в случаях, если необходимо размещение государственного объекта, но другие варианты для строительства отсутствуют
- после возникновения обстоятельств, закрепленных федеральным законодательством, может быть начата процедура выкупа территорий.
Однако в нормативно-правовом акте РФ предусмотрены случаи, когда передача земли невозможна, даже если соблюдены условия, перечисленные выше:
- земли, которые находятся на территории особо охраняемых зон, не могут быть подвержены изъятию, так как имеют особый правовой режим их использования (Ст. 93 ЗК РФ);
- земли лесных территорий, которые принадлежат к первой группе (ст. 101 ЗК РФ).
Подобные условия ограничения необходимы для того, чтобы соблюдались интересы охраны участков лесного, заповедного и сельскохозяйственного предназначения.
Земельное право и законодательство предусматривают случаи, когда происходит принудительное изъятие земельного участка у граждан для муниципальных или государственных нужд. Регламентирует данный процесс ГК РФ, а именно ст. 235 ГК РФ, где дан исчерпывающий перечень возникновения оснований для подобных законных действий.
- земельные участки, подлежащие изъятию, – это в первую очередь территории сельскохозяйственных угодий, которые использовались не по целевому назначению;
- земельные участки, подлежащие изъятию, – это также территории, которые отчуждаются из-за нарушения собственником оснований договора, например, при невыплате кредита;
- земельные участки, подлежащие изъятию, – это территории, которые необходимы для обеспечения нужд гражданской обороны.
При этом законодательство предусматривает основные виды принудительного изъятия земли:
- Обязательным основанием для отчуждения земель при нарушении собственником условий договора (в первую очередь, кредитного) является решение судебного органа, которое должно вступить в силу. Если гражданин не исполняет решение суда, то возбуждается исполнительное производство. Иными словами, перевод из частной собственности происходит путем взыскания судебными приставами на основаниях исполнительного листа.
- Реквизиция процедура принудительного изъятия земельной собственности, которая осуществляется во время чрезвычайных ситуаций. В данном случае принудительное отчуждение земли носит временный характер и направлено на защиту гражданских интересов, жизни и здоровья людей в результате стихийных бедствий и техногенных катастроф.
- Конфискация – это процесс, когда земельные участки, подлежащие изъятию, отчуждаются в пользу государства по причине административных нарушений или уголовно наказуемых деяний. Изъятие осуществляется на основе вынесенного судом решения.
Юридическая практика неоднократно фиксировала случаи, когда граждане блокировали принудительное изъятие земельных участков.
Основная причина подобных прецедентов – вынесение решения об отчуждении земли муниципалитетами с нарушением правила о том, что муниципальные образования должны обращаться в подобных случаях к вышестоящим органам исполнительной власти.
- Авто
- Здоровье
- Игры
- Кино
- Культура
- Личные деньги
- Наука и технологии
- Недвижимость
- Общество
- Палата №6
- Политика
- Происшествия
- Спорт
- Экология
- Экономика и бизнес
- OPENTOWN
Основания возникновения права собственности
- Трагедия в метро
- Южный поток
- Санкции
- Катастрофа Boing-777
- Украинский кризис
- ЧебурNET
- пакет Яровой
- Рио 2016
- Майдан 2014 V2.0
- 1
- 2
Все они помещены в п.2 ст. 235 ГК РФ и представляют собой обширный список:
- Взыскание по долгам.
- Отсутствие права обладания имуществом.
- Изъятие земельного участка из-за нарушений правил пользования.
- Прекращение прав на недостроенный объект из-за завершения соглашения об аренде земельного участка.
- Выкуп имущества для муниципальных и государственных нужд.
- Реквизиция и конфискация.
- Выкуп в связи с разделом имущества.
- Нарушение антикоррупционного и антитеррористического законодательства.
- Приватизация имущества.
Это положение связано с рядом статей, действующих нормативных актов, и не ограничено ст. 235 ГК РФ. Сюда включаются действия, приводящие к истощению почвы, выходу за рамки целевого использования участка и другое. Местным муниципалитетом или иным уполномоченным органом принимается решение об изъятии. Собственник вправе не согласиться с решением, и тогда в суд подается исковое заявление об изъятии и продаже.
Тема 5. Государственный сектор в экономике: особенности и механизмы управления
Закон разрешает выкупать имущество для муниципальных или государственных нужд. Примеры — различные проекты строительства или развития территорий.
Собственнику предлагается заключение соглашения, в случае отказа подается иск. Обычно предмет спора – размер компенсации.
Реквизиция – это изъятие имущества в период природного бедствия, эпидемий и других подобных событий для общественных нужд. Собственник вправе получить компенсацию или потребовать имущество обратно с компенсацией, в случае снижения его ценности.
Если имущество приобретено на деньги, связанные с коррупцией и терроризмом, то они конфискуются. Например, чиновник не может доказать законность средств, на которые приобретено имущество, по стоимости, кратно превышающие его доходы.
Приватизация
Ст. 235 ГК РФ с комментариями ссылается на нормативные акты о передаче в частную собственность объектов государственного и муниципального имущества. Наиболее известен закон о приватизации жилья. Есть подобный акт, касающийся иных объектов (предприятий и земель). Также надо учитывать акты региональных органов власти.
Согласно ст. 306 и ст. 235 ГК РФ национализация – это изъятие имущества на основе закона федерального уровня в собственность Федерации. Пока что такого закона нет, и видимо его принятие предполагается с учетом экстремальных обстоятельств. Хотя возможность изъятия имущества для общественных нужд и при возникновении экстремальных ситуаций и так имеется. Что-либо иное сказать еще на этот счет трудно.
Общие положения. Мы не найдем определения права собственности в действующем законодательстве. Для достижения этой цели следует самим, в доктринальном порядке, отыскать родовые признаки, присущие праву собственности как вещному праву, и видообразующие признаки, отличающие его от иных вещных прав. Конечно, на память приходит предупреждение римских юристов: «Всякая дефиниция в гражданском праве опасна, ибо мало такого, что не могло бы быть опровергнуто». Однако, на наш взгляд, стремление избегать обобщений не дает особых преимуществ для исследователя (впрочем, как и для законодателя), а лишь в известной степени запутывает понимание. Попытки дать определение в любом случае полезны, в первую очередь методологически, для уточнения позиции, ведь определение явления — это совокупность его необходимых и достаточных признаков, задача установления которых с необходимостью стоит перед исследователем. Возможные неточности в дефинициях, естественно, неизбежны, но они могут исправляться путем внесения в них изменений и дополнений.
Объект права собственности — индивидуально-определенная вещь.
Первым (родовым) признаком права собственности является то, что его объектом выступает индивидуально-определенная вещь. Данный признак раскрывался в предыдущей главе учебника. Здесь же хотелось бы добавить, что именно из-за этого признака интеллектуальная собственность, имеющая в качестве объекта нематериальные результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, может считаться лишь омонимом права собственности, но не его разновидностью. Нормы гл. 13 ГК о праве собственности к интеллектуальной собственности не применяются ни прямо, ни субсидиарно, что нашло подтверждение в части четвертой ГК. Статья 1227 ГК устанавливает, что интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации. Переход права собственности на вещь не влечет переход или предоставление интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, выраженные в этой вещи, за исключением случая, предусмотренного п. 2 ст. 1291 ГК. Таким образом, право собственности и интеллектуальная собственность существуют параллельно и не находятся в соотношении подчинения.
Важно отметить и то, что понятие объекта права собственности не зависит от оборотоспособности этого объекта. В собственности находятся как объекты, не изъятые из оборота и ограниченные в обороте, так и объекты, изъятые из оборота (ст. 129 ГК).
Понятие оснований приобретения и прекращения права собственности. ГК уделяет специальное внимание различным юридическим фактам, влекущим возникновение и прекращение права собственности. Обстоятельства жизни, влекущие самостоятельно или в совокупности с иными обстоятельствами в соответствии с законом возникновение права собственности на определенное имущество у определенных лиц, называются основаниями приобретения (иногда также — титулами) права собственности. Обстоятельства жизни, влекущие самостоятельно или в совокупности с иными обстоятельствами в соответствии с законом прекращение права собственности на определенное имущество у определенных лиц, принято считать основаниями прекращения права собственности. По своей природе эти обстоятельства (юридические факты) могут быть как событиями (например, истечение срока приобретательной давности), так и действиями (например, сделки, находка).
Иногда для обозначения обстоятельств, с которыми закон связывает приобретение или прекращение права собственности, используется термин «способ». Вопрос о соотношении «способов» и «оснований» приобретения права собственности является дискуссионным.
По мнению одних авторов, основания — юридические действия по приобретению (прекращению) права собственности, в то время как способы — фактические действия; по мнению других, специфика способов как разновидности оснований заключается в их правомерности; по мнению третьих, основания — это юридические факты, а способы — возникающие на их основе правоотношения.
На наш взгляд, желательнее использовать термин «основание», так как он в отличие от понятия «способ» является легальным (ст. 218 ГК). В то же время употребление понятия «способ» вполне допустимо как взаимозаменяющего с «основанием».
В большинстве случаев прекращение права собственности у одного субъекта влечет возникновение такого права у другого, поэтому гл. 14 ГК («Приобретение права собственности») нельзя рассматривать в отрыве от гл. 15 ГК («Прекращение права собственности»). Предлагается рассмотреть основания прекращения права собственности, имеющие также правопорождающее значение, в параграфе об основаниях приобретения права собственности, поскольку главным вопросом при рассмотрении оснований прекращения права собственности является судьба обременений этого права, а именно — переходят ли они к новому собственнику. Решение этого вопроса, как будет показано ниже, лежит в плоскости приобретения права собственности.
Соотношение первоначальных и производных оснований приобретения права собственности. Традиционно основания приобретения права собственности делятся на две группы: первоначальные и производные. Обычно различие проводится по тому, что право нового собственника, приобретенное по производному основанию, базируется на праве предшествующего собственника, в том числе действительность права и объем правомочий зависят от соответствующих характеристик предшествующего права. Право переходит к новому собственнику в том объеме, который был у предшествующего, за исключениями, указанными в законе. Вместе с вещью следуют и все связанные с ней ограниченные вещные права, характеризующиеся свойством следования, о котором шла речь в гл. 19 учебника. В этом отношении следует руководствоваться известной правовой аксиомой: никто не может передать больше прав, чем имеет сам. Наоборот, по первоначальному основанию либо право собственности возникает впервые (в отношении вещи, которая ранее не имела собственника), либо действительность права и объем правомочий не зависят от соответствующих характеристик предшествующего права и определяются лишь в силу закона. Право приобретается в полном объеме.
Однако надо подчеркнуть, что зависимость действительности и объема приобретаемого права от права предшествующего является не критерием указанной классификации оснований, а ее следствием (возможностью проследить судьбу обременений права собственности правами других лиц, тем самым ответив на вопрос, возникло ли право собственности определенного лица на некую вещь в его «чистом» виде, не связанном с какими-либо недостатками или преимуществами, коренящимися в личности правопредшественника, или перешло от правопредшественника вместе с присущими ему юридическими достоинствами и недостатками. Для разграничения оснований приобретения права собственности используется критерий правопреемства. Правопреемство — это переход субъективного права (в широком смысле — также правовой обязанности) от одного лица (правопредшественника) к другому (правопреемнику). Новое право возникает лишь постольку, поскольку существовало право прежнее.
Таким образом, производными признаются те основания, которые предполагают правопреемство в отношениях прежнего и нового собственников (право приобретателя основывается на праве предшественника). Соответственно, первоначальными признаются те, при которых правопреемство отсутствует (приобретатель основывает свое право на собственном действии или событии, а не на праве предшественника или его содействии к приобретению данного права, в том числе в случаях, когда предыдущего собственника у вещи не было вовсе). Образно говоря, в случае приобретения права собственности по первоначальному основанию это право «очищается» от всех возможных обременений, предстает для нового собственника в полном объеме, гарантированном законом.
Создание вещи. Приобретение права собственности на вновь изготовленную вещь является первоначальным основанием, поскольку ранее объекта права собственности вообще не существовало. Создание вещи для приобретения на нее права собственности требует соблюдения ряда условий.
Во-первых, речь идет именно о новой вещи, ставшей результатом первичного изготовления конкретным лицом. С точки зрения права возникновение вещи означает создание такой индивидуально-определенной вещи, которой не было до сих пор. При этом создание включает в себя и существенную реконструкцию вещи.
Во-вторых, собственником вещи становится лицо, которое изготовило ее для себя (в своем интересе, для удовлетворения собственных потребностей) (п. 1 ст. 218 ГК). Если вещь создается по договору для другого лица, то последнее и становится собственником в силу условий договора. Например, в рамках договора подряда право собственности на изделие с самого начала приобретается не подрядчиком, а заказчиком (п. 1 ст. 702 ГК). Даже если заказчик намерен впоследствии продать изготовленную вещь, тем не менее последняя считается изготовленной для него. Определяющим для понятия объекта, созданного для себя, является наличие у создателя цели приобретения права собственности на объект. Аналогично, право собственности юридического лица на вещь возникает в случае, когда в процессе ее изготовления участвуют его работники.
В-третьих, материалы, из которых создается вещь, должны принадлежать ее изготовителю; в противном случае будут применяться правила ст. 220 ГК о переработке.
В-четвертых, для возникновения права собственности на новую вещь последняя должна быть создана с соблюдением закона или иных правовых актов. Несоблюдение данного условия, как правило, не дает изготовителю права собственности, а приводит к различным последствиям в зависимости от характера правонарушения (в частности, ст. 220 ГК — переработка не принадлежащих лицу материалов, ст. 222 ГК — самовольная постройка, ст. 223 УК — незаконное изготовление оружия).
Созданная вещь может быть как движимой, так и недвижимой. Для движимых вещей момент возникновения права собственности определяется фактом окончания деятельности по созданию (именно в этот момент вещь считается изготовленной. Право собственности на вновь создаваемую недвижимую вещь, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (ст. 219 ГК). При этом возникает вопрос о природе вновь созданного имущества до государственной регистрации права собственности на него, а также вида права на него.
Очевидно, что это имущество не может рассматриваться как набор строительных материалов ввиду разницы в качественных характеристиках и стоимости. Его прочная связь с землей как один из основных признаков недвижимости не подлежит сомнению. С учетом того, что в 2004 г. в п. 1 ст. 130 ГК внесены изменения, согласно которым даже объект незавершенного строительства является недвижимостью, недвижимая вещь должна считаться появившейся не с момента государственной регистрации права на нее и даже не с момента выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ст. 55 Градостроительного кодекса РФ), а с момента приобретения ею признаков, указанных в п. 1 ст. 130 ГК: прочная связь объекта с землей и невозможность его перемещения без несоразмерного ущерба его назначению. До момента выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию недвижимая вещь существует в форме объекта незавершенного строительства; с момента выдачи указанного разрешения — как созданный объект недвижимости (объект, завершенный строительством).
Согласно ст. 25 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г. (с изм. и доп.) право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
В случае если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на праве собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право собственности на данный земельный участок, разрешения на строительство, проектной документации и документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства. Если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на ином праве, чем право собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право пользования данным земельным участком, разрешения на строительство, проектной документации и документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства.
Имущество, которое находится в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности (ст. 244 ч. 1 ГК РФ). Различают общую долевую собственность и общую совместную собственность. Это две различные категории, имеющие существенные особенности.
В долевой собственности доли каждого собственника определены; в совместной собственности такие доли не определены. Общая собственность является долевой, за исключением установленных законом случаев, предусматривающих образование совместной собственности. Но даже и в этих случаях по соглашению всех или некоторых участников совместной собственности такая собственность преобразуется в долевую собственность.
В долевой собственности доли отдельных собственников определяются законом или соглашением сторон. Если этого нет, то доли считаются равными (ст. 245 ч. 1 ГК РФ).
Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех собственников.
Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в долевой собственности, поступают в состав общего имущества и распределяются между участниками общей собственности пропорционально их долям.
Каждый участник долевой собственности вправе продать свою долю любому лицу. Однако при этом остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой доли по цене, за которую она продается. Практически это преимущественное право покупки реализуется следующим образом.
Продавец доли обязан письменно известить остальных участников долевой собственности о намерении продать свою долю постороннему лицу с указанием цены и других условий продажи. Если остальные участники долевой собственности не приобретут эту долю в определенный срок (1 месяц — для недвижимого имущества и 10 дней — для движимого), то продавец вправе продать свою долю любому лицу. Если же продавец не известит о предстоящей продаже других участников, то любой участник долевой собственности вправе в течение трех месяцев требовать по суду передачи этой доли ему в собственность.
Преимущественное право покупки не применяется, если доля передается бесплатно или продается с публичных торгов.
Закон предусматривает, что совместная (не долевая) собственность возникает у супругов, а также у членов крестьянского (фермерского) хозяйства. Совместная собственность супругов распространяется на имущество, нажитое во время брака. Однако между супругами может быть заключен договор, устанавливающий иной режим этого имущества. Имущество, принадлежащее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное в дар или в виде наследства одним из супругов, не входит в совместную собственность супругов (ст. 256 ч. 1 ГК РФ).
В совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства находятся: земля, постройки, инвентарь, техника, плоды, продукция и доходы (ст. 257 ч. 1 ГК РФ).
Распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности, осуществляется по согласию всех участников. Однако если сделка совершается одним из участников совместной собственности, согласие остальных участников предполагается.
Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог, сдавать в аренду или распоряжаться им другим образом, если соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
Закон определяет земли сельскохозяйственного и иного назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается.
По общему правилу право собственности на земельный участок распространяется на поверхностный (почвенный) слой и замкнутые водоемы, а также на находящиеся на участке лес и растения. Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законом (например, законом о недрах и законом о воздушном пространстве).
Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать находящиеся на этих участках природные объекты, но лишь в пределах, допускаемых правовыми актами, а также собственником этого участка.
Собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку и снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам.
Если право собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, переходит к другому лицу, то к приобретателю здания (сооружения) переходят также права на ту часть земельного участка, которая занята зданием (сооружением) и необходима для его использования. Соглашением сторон границы переходящего к приобретателю земельного участка могут быть определены иначе.
Земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. О предстоящем выкупе собственник земельного участка должен быть письменно уведомлен не позднее, чем за один год до момента выкупа. Выкуп части земельного участка допускается только с согласия собственника.
Выкупная цена определяется по соглашению с собственником. В нее входят рыночная стоимость земли и строений, а также убытки, причиненные собственнику.
Если собственник не согласен с изъятием у него земельного участка или с выкупной ценой, вопрос об изъятии земельного участка решается в суде по иску соответствующего государственного органа. Земельный участок может быть принудительно изъят у собственника, если участок используется не в соответствии с его назначением или с нарушением законодательства.
Право собственности и другие вещные права могут быть нарушены. Тогда возникает вопрос об их защите.
Право собственности может быть нарушено двумя способами: либо собственника лишают его имущества и он не может им владеть, пользоваться и распоряжаться, либо собственнику мешают пользоваться имуществом и распоряжаться им.
В первом случае собственник вправе предъявить иск об изъятии имущества из чужого незаконного владения, а во втором — иск об устранении незаконных препятствий в пользовании своим имуществом (ст. 301 — 303 ч. 1 ГК РФ).
Если собственник требует изъятия своего имущества из чужого незаконного владения, то прежде всего устанавливается, является ли приобретатель (новый владелец) имущества добросовестным или недобросовестным. При этом добросовестным считается приобретатель, который не знал и не мог знать, что он приобрел имущество у лица, которое не вправе было его отчуждать. Напротив, приобретатель, который знал или хотя бы должен был знать об этом, считается недобросовестным. От недобросовестного приобретателя имущество возвращается собственнику всегда, во всех случаях.
Имущество от добросовестного приобретателя возвращается собственнику только в следующих двух случаях:
- если это имущество было приобретено им безвозмездно (например, подарено ему);
- если имущество было утеряно собственником или лицом, которому собственник передал имущество во владение, либо похищено у того и другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
В остальных случаях имущество остается у добросовестного приобретателя.
Особые правила установлены по отношению к деньгам и ценным бумагам на предъявителя: от добросовестного приобретателя они не могут быть истребованы.
Если имущество подлежит возвращению собственнику, то собственник вправе дополнительно получить от незаконного владельца все доходы, которые были фактически получены или должны были быть получены незаконным владельцем. При этом недобросовестный приобретатель обязан возместить собственнику эти доходы за весь период своего владения, а добросовестный владелец — с того момента, когда он узнал или должен был узнать о неправомерности своего владения или получил повестку по иску. В свою очередь добросовестный владелец вправе требовать от собственника возмещения произведенных или необходимых затрат на имущество с того времени, с которого собственнику причитаются доходы от имущества.
Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, даже если эти нарушения не связаны с правом владения.
Наконец, владелец, не являющийся собственником, если он владеет имуществом на законном основании, вправе защищать свои вещные права так же, как и собственник. Он может защищать свое право на владение против любого лица и даже против собственника.
Темы рефератов по дисциплине ГРЭ
Способы эвакуации и сроки ее проведения зависят от масштабов ЧС, численности оставшегося в опасной зоне населения, наличия транспорта и других местных условий. Осуществляется:
- пешим порядком;
- железнодорожным транспортом;
- автомобильным транспортом;
- ручным транспортом;
- морским транспортом;
- воздушным транспортом;
- комбинированным способом.
По времени и срочности:
- упреждающая (заблаговременная) эвакуация;
- экстренная (безотлагательная) эвакуация.
По масштабу:
- локальная эвакуация;
- местная эвакуация;
- региональная эвакуация.
По охвату населения:
- общая эвакуация;
- частичная эвакуация.
- Репортажное видео
- Все видеопрограммы / радиопрограммы
- Ток-шоу
- Всё видео
- Расписание видеопрограмм
- Слушать / скачать последние программы
- Все радиопрограммы / видеопрограммы
- Подписаться на подкасты
- Расписание передач
- Как слушать
Купить землю промышленного назначения сегодня намного проще, чем, к примеру, землю под частную застройку. Ведь промышленные участки имеют равномерные цены, которые мало зависят от целевого направления. Кто может осуществить покупку:
- Физические лица. Для этого мы составляем договор купли-продажи, который, согласно законодательству Украины, является основанием для того, чтобы купить землю промышленного назначения как гражданами Украины, так и лицами без гражданства и иностранными гражданами.
- Юридические лица. Юридическое лицо, которое было создано гражданином Украины (или юридическим лицом Украины), также может купить промышленный участок земли согласно договору купли-продажи. Для юридических лиц, основанных за пределами Украины, приобретение промышленного участка возможно лишь в случае покупки объекта недвижимости (Земельный кодекс Украины).
Агентство недвижимости CorpEstate предоставляет быстрые, полные и качественные услуги по продаже земли любого промышленного назначения. Если совершать покупку земли, то вместе с нами:
- Готовые участки под любое промышленное строительство или обустройство.
- Участки, находящиеся в частной собственности.
- Полный пакет документов “под ключ” со всеми необходимыми бумагами.
- Экономия времени на получение документов в государственных органах.
- Юридически правильно оформленная документация.
- Лучшее соотношение грн/га.
- Важно! Мы предоставляем участки вместе с уже готовыми оформленными документами и разрешением на строительство. Вы можете сразу же приступать к строительству после приобретения участка.
Любой грамотный юрист при покупке земли промышленного назначения посоветует Вам в первую очередь обратиться к специалистам по продаже земли. Ведь в процессе оформления участка, а в дальнейшем — и права собственности, может возникнуть много трудностей. Компания CorpEstate смело причисляет себя к опытным специалистам, готовым полностью взять на себя все заботы по покупке и оформлению участка земли для Вас и полную проверку всех нюансов в кратчайшие сроки:
- Тщательная проверка всех представленных документов, а также обременений, споров (что касается построек и др.) по участку;
- Изучение всех Ваших требований и пожеланий по участку (прокладка коммуникаций, предоставление проезда и др.);
- При необходимости — подготовка предварительного договора;
- Подготовка документов на все необходимые сборы и налоги;
- Тщательная подготовка и нотариальная заверка всей документации;
и другое.
- Общая площадь156 м2
- Тип квартирыулучшенной планировки
- Санузелнесколько
- Состояниев отличном состоянии
- Тип собственностичастная
- страница1
- Общая площадь43,2 м2
- Жилая площадь26,87 м2
- Кухня7,1 м2
- Тип квартирыиндивидуальной планировки
- Планировкаизолированная
- Санузелраздельный
- Состояниехорошее
- Количество лоджий1
- Тип собственностичастная
В Китае масштабы общественного финансирования достигли 17,69 трлн юаней
- Общая площадь36,8 м2
- Кухня22 м2
- Тип квартирыстудия
- Планировкаизолированная
- Санузелсовмещенный
- Состояниев отличном состоянии
- Количество лоджий1
- Тип собственностичастная
Дата | Цена | Изменилась | % |
---|---|---|---|
6 августа 2020 | 3 850 000 | +60 000 | +1,6% |
24 июля 2020 | 3 790 000 |
- Общая площадь110,7 м2
- Жилая площадь57,9 м2
- Кухня16,5 м2
- Тип квартирыулучшенной планировки
- Планировкаизолированная
- Санузелраздельный
- Интернетесть
- Количество балконов1
- Количество лоджий1
- Тип собственностичастная
- Общая площадь33,3 м2
- Тип квартирыстудия
- Планировкасвободная
- Санузелсовмещенный
- Тип собственностидоговор долевого участия