Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «История усыновления в россии». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Социальное сиротство — это тяжелая, неестественная ситуация, когда родители по разным причинам не воспитывают своих детей. На Руси призрение детей — сирот развивалось вместе с внедрением христианства и возлагалось на князей и церковь «Власть родителей над детьми, и при этом власть обоих родителей, была признана у нас уже во времена язычества», вплоть права родителей отдавать своих детей в рабство 1.
В древние времена авторитет родителей «был весьма велик и проявлялся и охранялся весьма сильно. У славянских народов далекого прошлого дети освобождались «по смерти одного из родителей из под власти другого». 2 Становились они свободными от власти другого родителя и тогда, когда тот вступал в повторный брак.
Полное подчинение ребенка воле родителей преследовало и другую цель: сохранение в загробной жизни условий жизни, существовавших на земле. Исследователи обычаев древней Руси обнаружили «умерщвление грудных младенцев над телами воинов Святослава».
После крещения на Руси (988 год) церковь постепенно начинает брать на себя то, что раньше регулировалось обычным правом
Начинает приобретать все большее распространение христианская семейная мораль. Теперь Русь берет жизнь детей под сохранение своих законов.
Великий князь Владимир I поручил в 996 году общественное призрение, куда входила и помощь сиротам, попечению и надзору духовенства Заботился он о прокормлении сирот и сам, раздавая убогим, странникам, сиротам великую милостыню. 3 Великий князь Ярослав учредил сиротское училище, где призревал и обучал своим иждивением 300 юношей. Призрение бедных и страждущих, в том числе и детей, рассматривал как одну из главнейших обязанностей и Владимир Мономах. В своей Духовной Детям он завещал защищать сироту и призывал: » Всего же паче убогих не забывайте, но елико могуще по силе кормите, снабдите сироту».
В те далекие времена, когда еще не существовало единого государства Российского, призрение детей-сирот было частным делом князей, либо возлагалось княжеским государством на церковь. Но в любом случае оно осуществлялось из религиозных, моральных побуждений, рассматривалось как богоугодная акция. 4 Поговорка того времени гласит: «Не постись, не молись, а призри сироту.» 5
Существовали в древние времена и конкретные способы защиты осиротевшего ребенка путем его усыновления или передачи на опеку. Усыновление как искусственное «сыновство», как прием «стороннего» в состав семьи, совершалось в России «издревле, то есть и в пору язычества.
Таким образом усыновление знали и времена, когда существовала древняя семья с патриархальным отцом семейства во главе, в которую одинаково входили «и дети, и рабы, и принятые в семью (примаки) из чужой семьи». 6 Но со временем все более отчетливым становится намерение усыновителя иметь наследника, который бы поминал души бездетных супругов.
Опека над несовершеннолетними своими корнями уходит далеко вглубь истории. Потребность в ней существовала во «все времена, даже в эпоху господства большой патриархальной семьи. И всегда она связана с заменой родительской власти. Именно «этот мотив, это обоснование и это оправдание учреждения опеки и проявляются у всех народов» Но первоначально опека возникает не столько по соображениям нравственного порядка — позаботиться о сироте, сколько ради соблюдения интересов его родственников — претендентов на имущество в случае смерти малолетнего. На первых порах именно поэтому опека представляла собою «право этих родственников». 7
Первый случай опеки над ребенком, упоминавшийся в летописи, относится к 879 году После смерти родителей опекунами становились те ближайшие родственники, которые в роде занимали место умерших. Например, после смерти князя Игоря, опекуншей над Святославом стала его мать. Что касается существа опекунских отношений, то они были только личными. Опекун заботился только «о воспитании и прокормлении сироты, об охранении его от обид и несправедливостей А имущество принадлежало всему роду. Никаких имущественных обязанностей опекун не имел, ему принадлежали только права. Вот почему он был безотчетен и безответственен.
Трудности усыновления в России: честный взгляд изнутри
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.
Тайна усыновления в истории
УДК 37 (091); 37 (092)
Ю.Л. Зеличенко
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОГО УСЫНОВЛЕНИЯ
Томский государственный педагогический университет
В семейном праве существует несколько институтов, имеющих своей целью обеспечить охрану интересов несовершеннолетних детей. Особое место принадлежит тем из них, которые призваны обеспечить защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, так как именно учреждения подобного рода способствуют передаче осиротевших детей в семью временно или постоянно. По закону наиболее предпочтительной формой воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление, поскольку оно позволяет с максимальной эффективностью обеспечить не только интересы детей, но и интересы взрослых людей, которые по тем или иным причинам лишены возможности иметь своих детей. Усыновители не только по существу, но и по форме заменяют родителей, и здесь нет временного характера, который присущ иным формам воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. В этом заключается одна из особенностей усыновления, которая обуславливает приоритетность данной формы устройства детей.
История развития института усыновления начинается с римского периода. В основном для римлянина усыновление было средством приобрести в усыновляемом лицо, которое после смерти усыновителя было бы преемником его имени, его культа, иными словами — усыновленный стал бы продолжателем политического и религиозного «Я» усыновителя. В соответствии с такой высокой целью и ролью феномена усыновления его необходимо было обставить строгими условиями и правилами еще при жизни усыновителя. Поэтому параллельно с материальным значением усыновления оно сопровождалось определенной формой в виде законодательного акта по римскому образцу. Римский закон копировал те отношения, которые практиковались между биологическими отцом и сыном. Это один из ранних примеров исторического становления и развития института усыновления, но в данной статье нам хотелось бы обратиться к такому его виду, как международное усыновление, так как законодательство предусматривает возможность усыновления не только гражданами государства, в котором они проживают, но и иностранными гражданами.
В России только с 1839 г. право усыновлять подкидышей и не помнящих родства законодательно
было предоставлено российским подданным мещанского и сельского звания. Если иностранные граждане, проживающие на территории России, но не принявшие его подданства, хотели усыновить подкидыша, то они могли это сделать только при условии воспитания усыновленного в греко-российском (православном) вероисповедании. В качестве обязательного условия было сохранение усыновленным российского подданства. Следовательно, уже тогда государство устанавливало контроль над международным усыновлением (этот пункт не утратил актуальности и по сей день) и, наделяя его российским подданством, сохраняло правовую связь с ребенком, таким образом защищая своего маленького гражданина, оставляя ему гарантию на возвращение в свое государство.
Усыновление же иностранного подданного стало возможно с принятием Закона от 12 марта 1891 г. Так, Сенатом было дано следующее разъяснение: «В силу того, что на иностранцев, находящихся в России, распространяется действие российских законов, то вполне применимы и статьи Закона 12 марта 1891 г., касающиеся усыновления, а потому следует признать, что усыновление иностранного подданного может быть допущено» [3, с. 54].
Зарождение института усыновления в США связывается с появлением частных интернатных учреждений в 1831 г. Первым законом усыновления был Закон 1851 г. об усыновлении штата Массачусетс, которым устанавливался судебный порядок усыновления, а также требования к кандидатам в усыновители. Данный закон действовал лишь в пределах данного штата, вследствие этого в целом процедурные вопросы, связанные с усыновлением в США, не были урегулированы.
Характерным примером осуществления усыновления на практике являлась деятельность английского миссионера, который в 1853 г. создал детскую благотворительную организацию CAS. Проверки деятельности данной организации показали, что сведения о кандидатах в усыновители, собственных детях усыновителей либо отсутствовали, либо подобная информация была довольно скудной. Например, в журнале агента CAS после передачи ребенка на усыновление оставлена малоинформативная краткая запись: «H.J.D. — отец умер, мать пьет. Послан фермеру С., штат Нью-Йорк» [4, с. 36].
При родовом строе, с одной стороны, человеку было очень сложно выжить одному, без семьи, быть изгоем, а с другой — род, чтобы устоять, должен быть сильным и многочисленным. В связи с этим усыновления были довольно широко распространены. Причем усыновления и детей, и взрослых мужчин и женщин.
При этом очень важен был религиозный аспект. Необходимо был задобрить богов рода или «обмануть» их, представив чужого как кровного сородича. Поэтому ритуалы усыновления часто в какой-то мере имитировали роды или кормление грудью. Ритуалы были торжественными, в присутствии всех членов общины.
В более поздние времена усыновление стали напрямую связывать с наследованием имущества и прав, усыновление заменяло завещание. Для гарантии действительности усыновления к нему привлекались другие члены общины, и процесс происходил при общем обсуждении.
Известны случаи, когда императорами Древнего Рима становились приемные сыновья. При этом усыновлялся не ребенок, а самостоятельный человек, который становился главой другого рода. Детей во времена античности усыновляли редко.
В Европе после падения Римской империи усыновление не приветствовалось. Правящая династия, не имеющая наследника, замещалась другой. Усыновление стало затруднительным и редким. Иногда оно основывалось на контракте — наследование в обмен на заботу об усыновителе в старости.
Церковью стали создаваться приюты для подкидышей и сирот. Позже, под руководством активистов социального обеспечения, приюты начали продвигать усыновления, основанные не на контракте, а на чувстве.
После 1917 года число сирот резко возросло в связи с гражданской войной, появлением массы беженцев. Основной формой устройства сирот стали детские учреждения разных форм (трудовые колонии, детские коммуны, пионерские дома).
В
К 1926 году был разработан новый Кодекс законов о браке, семье и опеке, в котором снова появился раздел о возможности усыновления.
В мае 1935 года детские трудовые колонии, а также приемники-распределители передали под юрисдикцию НКВД. Некоторые специалисты считают, что появление в дальнейшем тайны усыновления было следствием периода сталинских репрессий, когда огромное число детей осталось сиротами. Многих из них передавали в детские дома с прочерками вместо сведений о родителях в документах, многим меняли фамилии, братьев и сестер разделяли. От детей требовали отказаться от своих родителей и забыть о них. В детдомах над детьми «врагов народа» издевались, поэтому нередко они сбегали и пополняли ряды беспризорников. В 1938 году НКВД все же разрешил передавать детей репрессированных родителей в семьи благонадежных родственников.
Институт усыновления стал еще важнее во время Великой Отечественной Войны, когда число сирот еще более возросло, и в то же время появилось много семей и одиноких людей, потерявших своих детей. В 1943 году был опубликован Указ ПВС «Об усыновлении», по которому усыновители могли быть записаны в актовых книгах о рождении в качестве родителей усыновленного. Таким образом обеспечивалась тайна усыновления, а связь усыновленного и его кровных родителей прекращалась.
В Кодексе о браке и семье 1969 года был закреплен запрет сообщать кому-либо сведения об усыновлении против воли усыновителей, разрешалось изменять не только фамилию, имя и отчество ребенка, но и место, и дату его рождения. Это положение сохраняется до сих пор, причиняя немало проблем тысячам усыновленных и их потомкам, которые пытаются узнать правду, отыскать хоть какие-то сведения о своих родителях, дедах и прадедах.
Мы видим, что в контексте мировой истории законы о тайне усыновления существуют относительно недолго. И я, как и многие другие усыновленные, надеюсь, что традиция сохранения от ребенка тайны его происхождения постепенно уйдет в прошлое.
– Шел 2011 год. Наш фонд «Дети-бабочки» только зарегистрировался. Не помню точно, но, видимо, через больницу пришла информация, что от ребенка отказываются, – вспоминает руководитель фонда «Дети-бабочки» Алена Куратова. – Мы общались с отцом Николоза по телефону. Я в Москве, он в Питере. Я ему говорила про то, что малышу грозит заживо сгнить в детдоме, где просто не будет ухода. Что лучше забрать в семью. Клятвенно обещала поддержку, консультации, любую помощь, чтобы ребенок жил нормальной жизнью. А он, человек восточных кровей, на том конце провода говорит мне твердо: «Нет».
– А как же мама малыша?
– Мама? Молоденькая. Ее к ребенку не пустили. Мнение не учли. Отец сказал, значит, семья решила. Не обсуждается.
– Выходит, что сразу все стало понятно с диагнозом Николоза?
– Как только возникли подозрения, привлекли фонд, и наши врачи подтвердили: да, это оно. При тяжелых формах заболевания ребенок может родиться даже без кожи на ногах, потому что пока он идет по родовым путям, кожа буквально сползает большими участками. При легких формах, когда появляются пузыри на стопах и пятках, обычно замечают проблемы на третий-четвертый день после выписки из роддома.
Врачи видят, что малыш в ранах, его обрабатывают зеленкой, наклеивают пластыри, ставят катетеры, а потом отклеивают их, снимая полностью кожу с рук, ног, спины. Такие дети постоянно испытывают боль. Но медиков, которые раньше ни с чем подобным не сталкивались, винить просто невозможно. А шесть лет назад об этой болезни практически ничего не знали. В России специалистов не было, вот в фонд и обратились. Увы, мы сами до конца не знаем о масштабах проблемы в нашей стране, не можем найти какую-то часть детей. Подозреваю, многим просто неправильно был поставлен диагноз.
– Какова статистика?
– Мы ориентируемся на мировую статистику, по ней в России должно быть около 4000 «бабочек». Из них с тяжелой формой – около 1500. При простой форме у людей практически нет серьезных ограничений в жизни. Страдают, нуждаются в серьезном уходе и лечении люди с рецессивным дистрофическим буллёзным эпидермолизом.
– Отец Николоза не услышал эту аргументацию?
– Увы, нет. Но ребенку по-настоящему повезло. Он попал в дом ребенка на канале Грибоедова.
– Почему повезло?
– Мы сразу нашли общий язык с директором, Натальей Васильевной Никифоровой. У фонда к тому времени был в Питере филиал, и наш координатор Настя Сабитова ездила в дом ребенка, обучала воспитателей и медсестер перевязкам. К Николозу была возможность приезжать часто, поэтому за ним был очень хороший уход. В регионы не налетаешься, а тут мы все контролировали и максимально помогали.
А потом Ванесса Дельгадо усыновила Антона…
Справка: Антон Дельгадо – мальчик с тяжелой формой буллёзного эпидермолиза. Он родился в России от суррогатной матери, но, в отличие от своего здорового брата-близнеца, был оставлен родителями из-за проявившегося генетического заболевания. Именно благодаря Антону в 2011 году появился фонд Б.Э.Л.А. (теперь – «Дети-бабочки») и стала возможна помощь детям-бабочкам, которые получили в России шанс на адекватную поддержку и лечение. По сути, фонд появился ради Антона.
В 2012 году мальчика усыновила американская семья Ванессы и Джейсона Дельгадо. Семья приложила максимум усилий, чтобы жизнь ребенка была комфортной. Ему была проведена пересадка костного мозга, которая облегчила его жизнь, тем не менее сопутствующие заболевания и осложнения не оставили Антону шанса. 15 декабря 2015 года Антон умер. Его мама, Ванесса, написала в фейсбуке: «Мальчик, который очаровал мир, теперь в безопасности в руках Господа. Антон Иезекииль Дельгадо, мы будем любить тебя вечно».
Мальчик-бабочка: история усыновления, в которую трудно поверить
Семья Ванессы принадлежит к одной из ветвей евангелической церкви. Ее адепты руководствуются в жизни простым и ясным принципом: детей без родителей быть не должно. Хочешь выполнить свою миссию на земле? Усынови больного ребенка. Жила Ванесса тогда в Техасе, в городке, где ее окружали единомышленники. Одна из соседок приходила помогать, училась перевязывать бинтами Антона. А потом начала собирать документы, потому что решила усыновить Николоза.
– В конце января 2013 года она должна была приехать забрать мальчика, – вспоминает Алена, – но тут 28 декабря 2012 года Госдума подписала «закон Димы Яковлева». И всё. Мы полгода питали надежду, что с усыновлением что-то может получиться. Вносили Николоза в списки детей, которым уже нашли родителей, и вместе с другими фондами умоляли власти отпустить хотя бы их. Куда мы только не писали, где мы только порогов не обивали. Но абсолютно везде мы слышали лишь категорическое «нет». Семья страдала и постоянно была с нами на связи, Николоза очень ждали. А мы не теряли надежду и готовы были на самые отчаянные шаги, чтобы помочь малышу.
Поэтому для усыновления лучше та страна, где есть серьезное финансирование и бесплатное обеспечение медпрепаратами и повязками. Например, США. В Европе к таким странам, где детей с БЭ медикаментами обеспечивает государство, относятся Германия, Австрия, Чехия, Великобритания, Хорватия, Испания и Италия. Там такие дети могут чувствовать себя обычными детьми.
История тянулась. Мама вяло отвечала на наши письма, а потом у нее начались проблемы на личном фронте, и однажды она написала, что отказывается от усыновления.
Поиски усыновителя для Николоза в России начались в 2016 году с необычной истории и вновь благодаря другому ребенку.
В Петербурге живет семья, в которой мама сама «бабочка». У супругов родилась дочка Камилла, тоже с буллёзным эпидермолизом. Так семья познакомилась с фондом. Олеся и Вадим мечтали о втором ребенке, но забеременеть не получалось, поэтому однажды они решили удочерить девочку-бабочку.
– Когда они начали процесс усыновления, – вспоминает Алена, – я вдруг поняла, что в России, в принципе, возможно устройство в семью детей с буллёзным эпидермолизом. Раньше я даже не допускала эту мысль. Наша цель была найти им родителей в той стране, где семья точно сможет помочь ребенку и обеспечит всем необходимым. Слава Богу, у Косимовых есть свои личные спонсоры, да и государство их поддерживает, пусть и частично. Словом, они решились взять ребенка. Мама там совершенно удивительная. Живет по тому же принципу, что и Ванесса: все дети должны быть с родителями. Олеся по себе знает, как жить с таким диагнозом. Вообще, я ей очень благодарна. Она показала нам, что в России не все потеряно. И вот, во время усыновления, буквально на последних этапах, она узнала, что беременна…
Приемная мама Николоза увидела его фотографию в фейсбуке. Это было 28 декабря 2016 года, то есть ровно в четвертую годовщину роковой для Николоза даты – принятия «закона Димы Яковлева».
Мальчик напомнил молодой женщине родного племянника. И хотя племянник блондин, а Николоз брюнет, и все говорили, что сходства никакого, ее что-то зацепило. Покой оставил.
Обратив внимание, что Николоз на фотографии весь в бинтах, все новогодние праздники Катя просидела в поисках информации о заболевании. В Рождество, как сама говорит, уже имела полную картину – как жить с таким ребенком и как теперь будет складываться ее собственная жизнь. В первый после праздников день начала собирать документы на усыновление, встала в очередь в школу приемных родителей. Еще через три дня вместе с мужем была в Питере. Катя была уверена, что усыновит ребенка за пару недель, не подозревая, что усыновление растянется на многие месяцы. Даже после окончания школы приемных родителей не все документы были собраны, зато оказалось, что времени у Кати в обрез, максимум до весны.
По закону в доме ребенка сирота может находиться от рождения до четырех лет включительно. Николоз попал в санкт-петербургский дом ребенка № 13 в четырехмесячном возрасте и задержался на два года сверх положенного. Комиссия продлевала его пребывание еще и еще в связи с тяжестью заболевания. Но тянуть больше было нельзя.
«Эта болезнь протекает с потерей организмом белка, который необходимо постоянно восполнять, сопровождается желудочными и кишечными кровотечениями, – объясняет мне по телефону главный врач Специализированного психоневрологического дома ребенка № 13 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Наталья Васильевна Никифорова. – Нам фактически с нуля пришлось учиться уходу за таким ребенком. Нас в этом очень поддержал фонд «Дети-бабочки». Они сообщали нам самые последние данные мировой науки об этом заболевании. Они обеспечивали нас специальными перевязочными материалами, которых у нас просто не было в наличии. Они предоставляли специализированную одежду для Николоза, закупали увлажнители воздуха, которые поддерживают определенный микроклимат в помещении.
Мы продлевали его пребывание. Все-таки была высока вероятность устройства мальчика в семью. Мы были нацелены на это и вместе с фондом «Дети-бабочки» не оставляли надежды. У Николоза сохранена двигательная активность, интеллект соответствует его биологическому возрасту. И если он не попадает в семью, то отправляется в детский дом. Мы переживали, что ему будет сложно в организованном коллективе жить с такой кожей.
У нас-то он жил в небольшой группе в пять человек.
Вторая причина, которой мы руководствовались, продляя его пребывание у нас, – люди. Мы понимали, что новый коллектив персонала детского дома не сразу привыкнет к нюансам ухода за таким ребенком. Людей нужно будет снова обучать.
В нашем доме ребенка очень много тяжелых детей с самыми разными недугами (трахеостомами, гастростомами, с трансплантированными органами), поэтому у нас работают врачи и медсестры высшей категории. Часть сестер пришла из хирургического реанимационного отделения. Это очень квалифицированный медперсонал. Но любое редкое заболевание, хоть семь пядей во лбу имей, требует информирования, знаний. Не все таковыми обладают. Значит, нужно учиться. И это не происходит за один день.
Чем больше мы впитываем информации, тем больше понимаем и знаем об особенностях заболевания, тем квалифицированнее можем оказать помощь. Поэтому мы ждали».
Социальное сиротство — это социальное явление, при котором родители по разным причинам не воспитывают своих детей. История детского призрения на Руси началась и развивалась вместе с внедрением христианства и возлагалась на князей и церковь.
После крещения на Руси (988 год) то, что раньше регулировалось обычным правом, постепенно начинает брать на себя церковь. Теперь Русь берет жизнь детей под сохранение своих законов.
Когда Русь еще не была единым государством Российским, призрение детей-сирот было частным делом князей, или же возлагалось на церковь. В любом случае оно осуществлялось из религиозных, моральных побуждений, рассматривалось как богоугодная акция.
В древние времена существовали и конкретные способы защиты осиротевшего ребенка — это усыновление или передача под опеку. В те времена это называлось «сыновство», прием «стороннего» в состав семьи. Причем такие формы совершались еще в те времена, когда существовала древняя семья с патриархальным отцом семейства во главе, в которую одинаково входили «и дети, и рабы, и принятые в семью (примаки) из чужой семьи». Со временем все более отчетливым становится намерение усыновителя иметь наследника, который бы поминал души бездетных супругов.
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (в ред. от 28.12.2013 N 436-ФЗ) // Российская газета. 20.11.2002.
- Кодекс о браке и семье РСФСР от 30.07.1969 (в ред. от 07.03.1995, с изм. от 29.12.1995) // Ведомости ВС РСФСР. 1969. N 32. Ст. 1397 (утратил силу).
- Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве // СУ РСФСР. 1918. N 76 — 77. Ст. 818 (утратил силу).
- Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 1 марта 1926 г. «Об изменении Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве» // СУ РСФСР. 1926. N 13. Ст. 101 (утратил силу).
- Постановление СНК РСФСР от 8 апреля 1943 г. «О патронировании, опеке и попечительстве детей, оставшихся без попечения родителей» // СП РСФСР. 1943. N 3 (утратил силу).
- Инструктивно-методические рекомендации по вопросам усыновления (удочерения) несовершеннолетних. Приложение к Приказу Министерства образования РСФСР и Министерства здравоохранения РСФСР от 28 марта 1991 г. N 85/51 // Вестник образования. 1991. N 9.
- Анненков К.Н. Система русского гражданского права. Т. 6: Право наследования / К.Н. Анненков. СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1902. 5 62 с.
- Глухарева В.Г. История развития института установления усыновления (удочерения) в России / В.Г. Глухарева // История государства и права. 2001. N 1. С. 39 — 43.
- Ефимов В.В. История римского права / В.В. Ефимов. СПб.: Тип. и лит. А. Пожаровой. 1891. 267 с.
- Кустова В.В. Усыновление по законодательству первых лет советской власти / В.В. Кустова // Журнал российского права. 2002. N 2. С. 12 — 18.
- Летова Н.В. Усыновление в Российской Федерации: правовые проблемы / Н.В. Летова. М.: Волтерс Клувер, 2006. 287 с.
- Свод законов Российской империи. Т. 10. Часть первая. Свод законов гражданских. Изд. 1900. 671 с.
- Шершеневич Р.Ф. Учебник истории русского гражданского права (по изд. 1907 г.) / Р.Ф. Шершеневич. М.: Спарк, 1995. 873 с.
Нажав на кнопку «Скачать архив», вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.
Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку «Скачать архив»
В нашей семье путь от момента, когда мы пришли к решению взять ребенка, до непосредственного принятия его в семью оказался долгим, растянулся года на полтора во многом благодаря бюрократизации процесса.
Чтобы стать кандидатом в усыновители или опекуны, всем без исключения необходимо пройти курсы — Школу приемных родителей. Очно нам сделать это было на тот момент трудно, поэтому мы учились в одной из немногих школ, где были онлайн-занятия и семинары по скайпу.
Не могу сказать, что от обучения я в восторге. Мы изучали материалы самостоятельно, слушали психолога и юриста, но практической информации было очень мало. При очном обучении разбирается гораздо больше полезного и нужного. Так что всем, кто задумывается о приемном ребенке, я бы советовал идти в хорошую очную школу, где рассматриваются реальные случаи из жизни.
Единственным основанием наступления правовых последствий служит решение суда об установлении усыновления. В этой связи дополнительного составления каких-либо иных документов, подтверждающих данный факт, не требуется. Согласно ст. 137 СК РФ, в результате усыновления усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству во всех личных и имущественных правах и обязанностях приравниваются к родственникам по происхождению, то есть с правовой точки зрения ребенок приобретает новых родителей и других родственников. Между усыновителем и усыновленным ребенком возникают взаимные личные и имущественные права и обязанности, равные тем, которые существуют между родителями и детьми, причем не только семейные права и обязанности, но также права и обязанности, предусмотренные другими отраслями законодательства (гражданским, жилищным, трудовым, пенсионным и др.). Это происходит как в случае усыновления ребенка супругами, так и одним лицом, не состоящим в браке. Причем указанные правовые последствия усыновления ребенка наступают независимо от записи усыновителей в качестве родителей в актовой записи о рождении ребенка. Уравнивание законом усыновленного ребенка с родными детьми усыновителя означает, что усыновители, как и родители, имеют права и обязаны заботиться о воспитании и всестороннем развитии усыновленного ребенка. Усыновители также обязаны содержать своих усыновленных детей, что предполагает возможность взыскания с усыновителей алиментов в случае неисполнения ими алиментной обязанности. Соответственно трудоспособные совершеннолетние усыновленные дети обязаны содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи усыновителей и заботиться о них.
Усыновители являются законными представителями несовершеннолетнего усыновленного ребенка и выступают в защиту его прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе и в судах, без специальных полномочий. Однако следует иметь в виду, что усыновитель приобретает права законного представителя ребенка лишь в случае удовлетворения судом его просьбы об усыновлении ребенка и только после вступления решения суда об установлении усыновления в законную силу. Поэтому не могут быть рассмотрены одновременно с заявлением об установлении усыновления требования заявителя (т.е. усыновителя) о защите имущественных прав ребенка, например, о праве собственности ребенка на движимое и (или) недвижимое имущество, перешедшее ему в собственность по договору дарения, в порядке наследования либо приватизации жилья. Как законные представители несовершеннолетних усыновленных детей, усыновители совершают гражданско-правовые сделки от имени усыновленных детей, не достигших возраста четырнадцати лет (малолетних), или дают согласие на совершение сделок усыновленными детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. Усыновители в установленном порядке несут ответственность за вред, причиненный ребенком в возрасте до четырнадцати лет, если не докажут, что вред причинен не по его вине. Если же вред причинен усыновленным ребенком в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, то усыновители несут субсидиарную (дополнительную) ответственность при отсутствии у усыновленного ребенка доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, если не докажут, что вред возник не по их вине.
Правомочия усыновителей по управлению имуществом усыновленного ребенка такие же, как у родителей. В соответствии с нормами наследственного права при наследовании по закону усыновленные дети после смерти усыновителей, а усыновители — после смерти усыновленных детей, являются наследниками первой очереди. Усыновитель вправе вселить в жилое помещение усыновленного ребенка без согласия других постоянно с ним проживающих членов семьи и без учета требований законодательства о норме жилой площади на одного человека. Усыновленные дети имеют право на пенсию по случаю потери кормильца (усыновителя) наравне с родными детьми, а усыновители — наравне с родителями без каких-либо дополнительных условий (например, отчим и мачеха имеют право на такую же пенсию только в тех случаях, если они воспитывали и содержали умершего пасынка или падчерицу не менее пяти лет). Все данные о детях, которых можно усыновить хранятся в государственном банке данных о детях. оставшихся без попечения родителей.
История развития усыновления в России.
Процесс адаптации — это широкая полифония усвоения социальных ценностей через механизмы социализации. Человек как активный субъект осваивает и использует в своей жизнедеятельности продукты человеческой цивилизации, к которым относятся управленческие, экономические, психологические, педагогические технологии и методы освоения социального пространства. Фактически все элементы человеческой культуры участвуют в формировании личности через механизм адаптации, которая является неотъемлемой составной частью, необходимой доминантой социального развития. Социальность — сущностная сторона человека, его качественная характеристика. Адаптационные изменения представляют собой более или менее сознательные изменения, через которые проходит личность в результате трансформации, перемены ситуации.
Педагогическая адаптация — это приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров индивида. Следует указать и на то, что адаптация человека зависит от комплексного воздействия на него природных, наследственных, географических факторов, хотя последние и не играют решающей роли в его социализации.
После усыновления ребенка у приемных родителей возникает ряд специфических вопросов относительно его происхождения, генетических предпосылок развития, возможных врожденных и хронических заболеваний.
Умственно-отсталый ребенок.
Неспециалисты часто путают умственную отсталость и задержку психического развития. Ребенок, с которым никто не занимался, не разговаривал, не читал ему книжек, в два-три года может выглядеть как умственно отсталый и только специалист может определить, так ли это. В семье ребенок с задержкой довольно быстро наверстывает упущенное. Хотя родителям придется потрудиться: не столько специально заниматься с ним, сколько просто проводить вместе много времени, говорить обо всем вокруг, знакомить с элементарными вещами. Если говорить о настоящей умственно отсталости, то и такой ребенок может дать родителям много радости и любви, хотя и никогда не пойдет в обычную школу. Но воспитание такого ребенка требует специальных знаний и умений, и потому подходит не всем. В современных домах малютки есть очень много детей с ошибочно поставленным диагнозом умственной отсталости.
Наследственный алкоголизм, генетические особенности.
В этом случае наследуется быстрота привыкания организма к спиртному, но не желание стать алкоголиком, «не социальная история». Почти в любой российской семье среди предков были пьющие люди, но их потомки не становятся алкоголиками. Этому способствует общая неудовлетворенность жизнью, ощущение себя ненужным и несчастным, а как раз от такого ощущения ребенка и спасает любящая приемная семья.
Есть признаки, которые наследуются: цвет глаз, например, или математические способности. Но самое главное: будет ли человек добрым, сможет ли создать семью, любить и растить своих детей, найдет ли он себя в жизни, генами не определяется. Это зависит от семьи, воспитывающей ребенка.
Усыновление иностранцем детей российских граждан будет регулироваться следующими законодательными актами:
Статья СК РФ | Описание |
---|---|
121 | Требование соблюдения интересов ребенка и перечень условий, на которых допустима процедура усыновления. |
137 | Список обязательств, накладываемых на усыновителя, и особенности судопроизводства по данному вопросу. |
140 | Основания, на которых будет рассматриваться дело по аннуляции усыновления. |
Отдельно выделяется постановление правительства №275. В нем описаны нюансы, связанные с усыновлением детей гражданами другой страны.
Понятие «иностранец» применяется к людям, имеющим гражданство другой страны, гражданам РФ, проживающим в другом государстве свыше полгода, и лицам без гражданства. Они могут быть усыновителями, но предпочтение в данном вопросе отдается соотечественникам. Иначе обстоит ситуация, если на сироту нет «спроса» в родной стране. После получения одобрения от органов опеки в суд будет подана документация, подтверждающая факт отсутствия желающих стать усыновителями в течение последнего года. Затем уполномоченные органы будут определять степень правдивости информации о заявителе и ребенке. При выявлении ложных данных, ответственное за предоставленные сведенья лицо будет наказано, а дело – отклонено. Если кандидат полностью устраивает ООП и никаких нареканий не выявлено, то судья вправе вынести положительный вердикт.
Запрещено усыновлять русских детей лишь гражданам, проживающим на территории США (Соединенных Штатов Америки). Подобным момент приведен в 4 ст. Федерального закона от 28 декабря 2012 года. Поводом для его составления стала печальная история усыновления сирот, родившихся в РФ, лицами, являющимися поданными США. По статистике, именно в американских семьях происходило больше всего случаев нарушения интересов русских детей.
В ходе судебного разбирательства органы опеки обязаны будут представить документы, подтверждающие отсутствие интереса у граждан российской федерации к ребенку. Если ранее были кандидаты в усыновители, то судья может вызвать их для выяснения причины отказа. Мнение самого малыша потребуется лишь при достижении им 10-летнего возраста.
На рассмотрение передаваемых документов и доводов заявителя обычно уходит не более 2 месяцев. Если у суда не останется претензий, то дело завершится в пользу иностранного кандидата в усыновители.
Малыша необходимо поставить на учет в консульстве или дипломатическом представительстве РФ после въезда в родную страну усыновителя. У нового родителя на выполнения обязательства есть 3 месяца. С собой необходимо иметь несколько документов:
- заявление с вложенными 2 фотографиями;
- решение суда, подтверждающее усыновление ребенка;
- паспорт родителя и новое свидетельство о рождении малыша.
курсовая работа Порядок и правовые последствия усыновления
Исходя из судебной практики, ребенок может быть передан на усыновление иностранному гражданину, но на процедуру оказывают влияние многие нюансы:
- Потенциальному усыновителю органы опеки могут представить сведенья о малыше, но контактировать с ним допускается лишь после завершения судопроизводства.
- Если подданный другой страны подал заявление об усыновлении в ООП, но ребенком интересуются прочие кандидаты, то иностранцу откажут в ходатайстве.
Иностранцы, в отличие от граждан РФ, чаще усыновляют детей-инвалидов, что является явным плюсом. Подобная тенденция связана с более высоким уровнем дохода и возможностью предоставить ребенку профессиональную медицинскую помощь. Не менее важно безразличие подданных других стран к национальности малыша. Для россиян подобный критерий часто становится ключевым.
Минусом усыновления российских детей иностранцами является психологический фактор. Если дитя старше 10 лет имеет право высказаться, то мнения малышей никто не спрашивает. Подобная поездка может отразиться на психоэмоциональном фоне ребенка и оставить психическую травму.
Несмотря на то, что в качестве первой хронологической границы данного параграфа (и всего исследования в целом) обозначен XVIII в., в целях выявления предпосылок и генезиса отечественного законодательства об усыновлении, мы считаем целесообразным обратиться к рассмотрению отечественного семейного права и практики регулирования семейных отношений в период IX-XVII в., а также к зарубежному опыту (в первую очередь – опыту римского права).
Усыновление – это институт права, который был известен еще с древних времен. Так, в Древнем Риме усыновление рассматривалось как установление власти над чужими детьми с возникновением отношений, подобных родству. Для древнего римлянина усыновление было средством в усыновляемом приобрести лицо, которое после смерти усыновителя было бы преемником его имени, его культа, то есть его политического и религиозного «я» . В соответствии с такой ролью института усыновления, предназначенной ему после смерти усыновителя, он вводил строгие ограничения при жизни последнего. Так, в Риме было воспрещено жениться и усыновлять кастратам. Обязательной была не менее чем восемнадцатилетняя разница в возрасте между усыновителем и усыновляемым. Римское законодательство наделяло усыновителя отцовской властью. Усыновление разрешалось только тем римлянам-мужчинам, у которых не было кровных детей. Женщины усыновлять не имели права. Очевидно, что эпоха «власти отца» — патриархата значительно ущемляла права женщины по вопросу усыновления, хотя с физиологической точки зрения именно она, в первую очередь, предназначена была воспитывать детей. Усыновленный по римскому праву становился ближайшим по степени родства – агнатом. Он приобретал право наследования не только после самого усыновителя, но и после всех его родственников – агнатов. Отеческая власть могла быть прекращена только по воле усыновителя. Таким же образом прекращалось и усыновление.
По римскому праву существовало два вида усыновления, которые совершались в следующих формах: а) arrogation – при усыновлении лица не находящегося под отцовской властью (persona sui iuris), если усыновляемый достиг уже гражданской самостоятельности; б) adoption – при усыновлении лица находящегося под отцовской властью (persona alieni iuris) .
Arrogatio в древнейшие времена производилось на народном собрании в присутствии усыновителя и усыновляемого. Оно совершалось в куриатских комициях путем наведения жрецами справок относительно того, не пострадают ли от усыновления обряды семейного богопочитания, и есть ли достаточные основания для arrogatio . После расследования обстоятельств дела решался вопрос об усыновлении, который имел форму закона. Усыновлять и быть усыновляемыми в этой форме могли быть только лица, участвовавшие в народных собраниях. К числу таких лиц не принадлежали ни женщины, ни несовершеннолетние. С падением значения народных собраний отпадал законодательный характер arrogatio. Оно превращалось в публичное оформление соглашения между усыновителем и усыновляемым . С середины II в. право законодательного закрепления усыновления перешло к императору. Именно тогда стало возможным arrogatio несовершеннолетних и женщин. Это положение было зафиксировано в важнейшем источнике римского права — Кодификации Юстиниана. Имущественные права усыновленных детей были расширены, в частности закреплялись наследственные права усыновленного после усыновителя. Усыновитель имел право только пользоваться имуществом усыновленного.
Adoptio совершалась также путем использования правила Законов XII таблиц, посредством мнимой троекратной продажи сына (emancipation) . «Покупателем» выступало заранее обозначенное лицо. После совершения третьего мнимого акта продажи, в соответствии с Законами XII таблиц, сын освобождался от patria potestas (власть отца над детьми). Но третий акт преднамеренно не завершался: сразу поле его совершения «покупатель» возвращал сына отцу. Тем самым власть последнего не утрачивалась. Затем отец вместе с сыном и усыновителем являлся перед претором как мнимый ответчик по виндикационному иску (vindication filii) усыновителя и признавал иск. Претор объявлял подвластного стоящим под patria potestas усыновителя. Для adoptio дочери или внука достаточно было одной мнимой продажи (mancipatio). Позже заменили эту сложную процедуру усыновления простым заявлением перед судом .
Кроме того, следует отметить, что в соответствии с законом женщины не имели права усыновлять ни посредством adoptio, ни посредством arrogatio, не могли и сами подвергаться аррогации. Однако adoptio могло распространяться и на несовершеннолетних женщин. Своеобразный вид усыновления составляло усыновление по завещанию, состоявшее в том, что кто–либо, назначая по завещанию известное лицо своим наследником, делал в то же время и своим сыном, причем это лицо не теряло своих прежних прав. Так, Юлий Цезарь назначил Августа себе сыном и наследником. Во времена Империи часто случалось, что императоры усыновляли своих наследников без прежних формальностей, в силу своего pontificatus max. Так, например, Нерва усыновил Траяна, Адриан – Антонина Пия. Полагаем, что данная норма могла ущемлять не только имущественные, но и неимущественные права родственников.
Кроме того, если завещания не было, и умерший не оставил сыновей, то родственники или государство усыновляли умершего и вводили в его семью того, кто имел тогда ближайшие права наследования. На наш взгляд, данная норма права была справедливой, и она нашла свое отражение в современном институте наследования по закону. Усыновлять мог только совершеннолетний, не состоящий под опекой и не лишенный свободы гражданин при условии, что сам не имел детей мужского пола. Следует отметить, ч��о если у усыновителя были только дочери, то приемный сын обязательно обручался с одной из дочерей усыновляющего.
Почти всю вторую половину XIX в. российское законодательство об усыновлении оставалось практически неизменным. Естественно отмена крепостного права в 1861 г. и другие реформы Александра II не могли не отразиться на семейных правоотношениях, в том числе и на институте усыновления. Однако наиболее важные нормативные акты, касавшиеся усыновления были приняты лишь в конце XIX-начале ХХ в. Мы имеем ввиду законы от 12 марта 1891 г. «Об узаконении и усыновлении детей» и от 3 июня 1902 г. «Об улучшении положения незаконнорожденных детей» . Они внесли, на наш взгляд, существенные изменения в регулирование усыновления, которые отражали общие изменения, произошедшие в общественном устройстве России во второй половине XIX века. Мы считаем, что Закон от 12 марта 1891 г. представлял собой особый интерес, т.к. согласно данному Закону, иностранцам было позволено усыновлять российских детей. «Право усыновления подкидышей и непомнящих родства, предоставленное Российским подданным мещанского и сельского звания, распространяется и на живущих в России иностранцев, не принявших российского подданства с тем, чтобы усыновляемые подкидыши, происхождение и крещение которых не известно, были крещены и воспитываемы в Православном исповедании, кроме только трех Прибалтийских губерний, для которых это правило не обязательно, и, чтобы, кроме того, они сохранили звание российских подданных…» . Нужно отметить, что законом 1905 г. были внесены дополнения в Закон 1891 г., о том, что христианам всех исповеданий разрешалось принимать на воспитание не крещеных подкидышей и детей не известных родителей и крестить по обрядам своей веры .
Таким образом, Закон от 12 марта 1891 г. представлял иностранцам те же права, что и коренным подданным России.
В Законе 1891 г. было ясно выражено ограничение в отношении веры, подданства и национальности усыновляемых детей. Не разрешалось усыновление христианами не христиан и наоборот; раскольникам и иным сектам усыновлять православных . Евреи могли усыновлять своих единоверцев только в местах своего постоянного проживания . Особыми правилами регулировалось усыновление в Прибалтийских губерниях и в царстве Польском . Иногда усыновление могло иметь место только с ведома начальства . «Усыновление священнослужителями и церковными причетниками (дьячками, пономарями и псаломщиками) допускалось не иначе, как с разрешения Епархиального Архиерея» . По Закону от 12 марта 1891 г. усыновлять могли только дееспособные, бездетные лица, достигшие возраста 30-ти лет. Однако разница в возрасте между усыновителем и усыновленным должна была быть не менее 18-ти лет. Усыновлять можно было как несовершеннолетних детей, так и совершеннолетних лиц . Усыновлять было разрешено только тем, кто не имел собственных законных или узаконенных детей. В результате усыновления усыновленный считался вступившим с усыновителем в ближайшую родственную связь. Он приобретал все права и принимал на себя все обязанности, относящиеся к законным детям, только по отношению к усыновителю и не приобретал никаких прав его кровных родственников. По общему правилу усыновленный сохранял при усыновлении прежние права состояния . Усыновитель мог передать ему свою фамилию . Правительствующим Сенатом было разъяснено, что усыновитель не вправе передавать ему отчество, за исключением тех случаев, когда усыновляемый не имел отчества вообще. Кроме того, усыновленный сохранял право наследования после смерти своих родителей и их родственников . Дворяне сохраняли ряд личных привилегий (передача дворянской фамилии, герба и титула была возможна только с высочайшего разрешения). При этом фамилия, герб и титул могли быть переданы только потомственному дворянину и при условии отсутствия у усыновителя сыновей или родственников мужского рода той же фамилии. После смерти усыновителя наравне с кровными детьми они имели право на пенсию и единовременное пособие за службу усыновителя . Усыновленные дворянами и потомственными почетными гражданами, имеющие меньшие права состоянии, приобретали усыновлением личное почетное гражданство. Во всех случаях усыновленный сохранял права состояния принадлежащие ему до усыновления. Передача усыновленным фамилий потомственными дворянами могла произойти только с Высочайшего «соизволения, испрашиваемого после усыновления, в порядке и при условиях, указанных в Законах о Состояниях изд. 1899 г., ст. 79, прил.». Лица женского пола, не вступившие в брак, на передачу усыновленному носимой ими фамилии, при жизни своих родителей, были обязаны спросить согласие последних. Усыновление детей нижними воинскими чинами всех ведомств производилось только с разрешения подлежащего начальства, а усыновление нижними чинами казачьих войск производилось с соблюдением особых правил. Усыновление внебрачных детей по Закону 1891 г. не допускалось. Мы полагаем, что в этом вопросе законодатель отступил от своего же принципа — цели усыновления (устроить детей оставшихся без попечения родителей).
Одновременно с этим работающим женщинам было предоставлено право на получение дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а в дальнейшем и двух лет с сохранением непрерывного трудового стажа и стажа работы по специальности. Эта норма действовала и в отношении женщин, усыновивших детей. Работающим женщинам, родившим или усыновившим двух и более детей в возрасте до 12 лет, предоставлялся дополнительный трехдневный оплачиваемый отпуск. Однако в этих случаях общая продолжительность отпуска не должна была превышать 28 календарных дней. Вместе с тем они имели первоочередное право на получение ежегодного отпуска в летнее или другое удобное для них время, а также право на дополнительный отпуск по уходу за детьми без сохранения заработной платы продолжительностью до двух недель по согласованию с администрацией.
При стационарном лечении детей (в т.ч. и усыновленных) в возрасте до одного года, а также тяжело больных детей старших возрастов, нуждающихся по заключению врачей в материнском уходе, матери предоставлялась возможность находиться с ребенком в лечебном учреждении с выплатой ей пособия по социальному страхованию. Постановлением Совета Министров РСФСР от 11 апреля 1985 г. утверждались меры по улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в домах ребенка, детских домах и школах – интернатах . Данным постановлением разрешалось Советам Министров автономных республик, исполкомам краевых, областных, городских и районных Советов народных депутатов вводить в штаты отделов народного образования должность инспектора школ по охране детства.
В связи с этим, Министерством просвещения СССР было утверждено Положение о служащих, которые занимались вопросами охраны детства . Впервые в школах ввели должности инспектора по охране детства, в обязанности которых входили также вопросы усыновления (удочерения). Так, инспектора школ по охране детства вели учет детей подлежащих усыновлению, а также учет кандидатов в усыновители. По представленным кандидатам в усыновители документам и результатам личной беседы устанавливалась юридическая обоснованность и педагогическая целесообразность усыновления . Этим же правовым актом еще раз было продублировано в качестве обязанности инспекторов школ по охране детства вести не только учет усыновленных детей, но и обеспечивать тайну усыновления. Инспектор школ по охране детства также наблюдал за условиями воспитания, развитием и состоянием здоровья усыновленных детей, готовил материалы по отмене усыновления, признания его недействительным. В случае отмены усыновления или признания его недействительным, принимались меры к последующему устройству детей и подростков. В целях дальнейшего улучшения организации домов ребенка было утверждено «Положение о доме ребенка» и «Инструкции о порядке приема детей в дом ребенка и выписке из него», которые регламентировали механизм передачи детей на усыновление. При «передаче детей на усыновление в журнале приема делалась отметка о передаче ребенка на усыновление без указания фамилии и адреса усыновителей, даты и решения исполкома». Для сохранения тайны усыновления данная информация о ребенке хранилась у главного врача дома ребенка и предъявлялась только следственным и судебным органам по их официальному требованию. Разобщение братьев и сестер при передаче их на усыновление, а также при помещении в дом ребенка, переводе в детский дом допускалось как исключение, только при наличии особых обстоятельств.
Одной из главных инстанций, занимающихся непосредственно вопросами усыновления (удочерения) был орган опеки и попечительства, права и обязанности которого были узаконены в Положении . В соответствии с возложенными на них задачами органы опеки и попечительства производили усыновление и решали связанные с ним вопросы. Так, они: выбирали лиц, способных к выполнению обязанностей усыновителя; подготавливали материалы, необходимые для усыновления (удочерения); вели учет лиц, в отношении которых было произведено усыновление (удочерение); возбуждали в судах дела о признании усыновления недействительным и об отмене усыновления (удочерения). Органы опеки и попечительства стояли на защите прав и охраняемых законом интересов малолетних и несовершеннолетних детей, в том числе и усыновленных. Законодательная база по усыновлению в период 80-х годов была особенно насыщенной. Она продолжала динамично развиваться, детализируя и конкретизируя различные стороны усыновления. Свидетельством тому служило постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 26 июля 1984 г. «О мерах по дальнейшему улучшению материально-бытовых условий участников Великой Отечественной войны и семей погибших военнослужащих» , постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 31 июля 1987 г. «О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» , постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 1 ноября 1987 г.«Об увеличении продолжительности оплачиваемого периода по уходу за больным ребенком» и ряд законодательных актов, принятых в предшествующие годы. В соответствии с постановлением от 26 июля 1984 г. жены лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, умерших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей воинской службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, если они были заняты уходом за деть��и (в т.ч. усыновленными) умершего кормильца, не достигшими 8 лет, имели право на пенсию по случаю потери кормильца, независимо от того, работала жена или нет.
Говоря об институте усыновления в России, необходимо обратиться к истории его развития. Институт усыновления был известен еще в Древнем Риме. Он занимает видное место во всех правовых системах. Он также признавался и в России, изменяясь под влиянием времени и различных жизненных обстоятельств.
Усыновление как «искусственное сыновство», как прием «стороннего» в состав семьи совершалось в Древней Руси еще во времена язычества. Когда на смену язычеству пришло христианство, усыновление осуществлялось церковью посредством особого акта, исходящего от церковной власти. Оно освящалось особым церковным обрядом «сынотворенья». Что касается русского обычного права, то оно предусматривало различные процедуры усыновления, сохранявшиеся долгое время. Среди них можно назвать такие, как: обряд фиктивного рождения; фактический прием усыновляемого в дом; особый договорный акт между усыновителем и усыновляемым.
- Усыновление (удочерение)
Понятие, условие и порядок усыновления (удочерения). История усыновления. Тайна усыновления. Усыновление детей иностранными гражданами. основания, порядок и правовые последствия отмены усыновления (удочерения). Отмена усыновления.
дипломная работа [79,4 K], добавлен 04.01.2007
- Усіновление как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей
Понятие усыновления (удочерения) и источники его правового регулирования и правовые последствия. Субъекты усыновления (удочерения) и требования предъявляемые к ним. Учет интересов ребенка при усыновлении (удочерении). Порядок усыновления и его отмена.
дипломная работа [91,8 K], добавлен 04.08.2008
- Правовое регулирование усыновления (удочерения) детей по семейному законодательству Российской Федерации
Институт усыновления (удочерения) в системе Российского семейного права. Усыновление (удочерение) как форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Правовое положение субъектов, процессуальный порядок и отмена усыновления (удочерения).
дипломная работа [189,9 K], добавлен 06.03.2011
- Усыновление иностранцами детей – российских граждан
Понятие, условия усыновления (удочерения) детей по законодательству Российской Федерации. Проблемы законодательства усыновления (удочерения) детей иностранными гражданами. Основания, порядок и правовые последствия отмены усыновления (удочерения) детей.
дипломная работа [105,1 K], добавлен 17.06.2010
- Условия и порядок усыновления (удочерения) ребенка
Правовая природа института усыновления (удочерения) ребенка в семейном праве Российской Федерации. Эволюция правового регулирования «искусственного сыновства». Порядок усыновления (удочерения) ребенка. Отмена усыновления: основания и правовые последствия.
дипломная работа [118,2 K], добавлен 03.01.2011
- Усыновление (удочерение) детей по российскому семейному праву
Понятие усыновления (удочерения) как формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Права несовершеннолетних детей, а также обязанности родителей по отношению к детям. Условия, порядок и правовые последствия усыновления (удочерения).
дипломная работа [93,4 K], добавлен 06.05.2018
- Усыновление детей
Усыновление как принятие в семью чужих детей в установленном законом порядке. Понятие, условия и порядок усыновления. Требования к усыновителям. Особенности проведения процедуры усыновления. Правовые последствия усыновления. Тайна усыновления, его отмена.
реферат [19,6 K], добавлен 26.11.2009
- Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей по законодательству Российской Федерации.
Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление (удочерение) детей, оставшихся без попечения родителей. Понятие усыновления (удочерения). Условия усыновления. Порядок усыновления, правовые последствия. Отмена усыновления.
дипломная работа [194,3 K], добавлен 13.06.2008
- Институт усыновления (удочерения) детей в семейном российском законодательстве
Понятие и история развития института усыновления (удочерения) детей, его правовые аспекты, характеристика условий и порядка осуществления, основные правовые последствия. Особенности деятельности органов по вопросам усыновления в Российской Федерации.
дипломная работа [68,2 K], добавлен 14.10.2010
- Сравнительно-правовая характеристика усыновления (удочерения) в России и за рубежом
Усыновление (удочерение) как институт семейного права. Изучение процедуры отмены усыновления. Регламентация иностранного усыновления в международном частном праве Республики Беларусь. Характеристика проблем усыновления в России на современном этапе.
курсовая работа [184,7 K], добавлен 17.10.2014
Судебное заседание проводится по территориальной принадлежности места пребывания ребенка в детском учреждении. Заседание суда инициируется кандидатом в усыновители на основании заявления.
В заявлении должны быть указаны:
- контактные данные усыновителей, ФИО и адрес проживания;
- данные усыновляемого ребенка: ФИО, дата рождения, адрес нахождения, информация о всех известных родственниках и родителях;
- документальное обоснование обстоятельств, по которым усыновители подают просьбу;
- запрос на смену ФИО, места и даты рождения усыновляемого ребенка, регистрацию усыновителей в органе ЗАГС в качестве родителей ребенка.
Ваня (имя вымышленное для сохранения конфиденциальности) — кудрявый симпатичный мальчишка, внешне напоминающий маленького Пушкина, рассказывает волонтер-наставник фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Мария Полянская. К своим десяти годам этот ребенок уже несколько раз пережил предательство: сначала от него отказались родители, а два года назад вернула в детдом приемная семья. В конце 2019-го около трех-четырех месяцев с ним общались новые потенциальные папа и мама, но домой его в итоге так и не забрали. У Марии Ваня был, как говорят волонтеры, «в пиаре» — она публиковала в соцсетях фото и информацию о ребенке, благодаря которой им могут заинтересоваться потенциальные усыновители.
Усыновление (удочерение) детей
Новый формат устройства детей онлайн скорее экспериментальный и за такими семьями стоит понаблюдать, полагает председатель координационного совета Профессиональной гильдии психологов Светлана Штукарева. Без прямого личного контакта прочувствовать другого человека сложно и развитие отношений в этом случае становится еще более непредсказуемым, отметила эксперт. Вероятно, выходом может стать продолжение онлайн-знакомства в «гостевом режиме», предположила она.
Немецкая пляжная волейболистка Кира Валькенхорст (Kira Walkenhorst) выиграла золотую медаль на Олимпийских играх 2016 года в Бразилии вместе со своей напарницей Лаурой Людвиг (Laura Ludwig). «В декабре я стану мамой», — заявила Кира недавно в интервью газете Bild. Забеременела не Кира, а ее официально зарегистрированная жена Мария — с помощью искусственного оплодотворения от анонимного донора.
Одна из самых титулованных баскетболисток в мире Сью Берд в 2017 году открыто заявила о своих отношениях с футболисткой сборной США Меган Рапино: «Я — лесбиянка, Меган — моя девушка. Это не секрет для людей, которые меня знают». Сью Берд выступала за московское «Динамо». С Россией ее связывает не только спорт: семья ее отца приехала в Америку из России.
Шестикратный чемпион мира по плаванию британец Марк Фостер совершил каминг-аут в ноябре 2017 года уже после того, как закончил свою спортивную карьеру. В интервью The Guardian он признался, что не был честен перед собой и своими фанатами. «Мне 47 лет, я не участвую в соревнованиях, но я не первый спортсмен-гей, рассказавший о себе правду», — подчеркнул Марк Фостер.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Два мальчика плюс две девочки. История усыновления
Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства
В 2013 году всю страну поразила шокирующая история удочерения «девочки из ямы». В деревне Эхирит Булагатского района Иркутской области местная жительница родила девочку, завернула новорожденную в полиэтиленовый пакет и выбросила на окраину деревни. Плач ребенка услышал пастух и спас новорожденную, которую с обморожениями доставили в больницу.
Девочку оформили как подкидыша, и уже через несколько дней она обрела новую семью.Супруги из Бурятии незамедлительно оформили опеку над новорожденной, но официально удочерить не могли почти два года.
Биологический отец заявил о своих правах на ребенка, в этом его поддержал Верховный суд. В свою очередь, опекуны девочки обратились в суд о лишении его и биологической матери родительских прав.
В мае 2015 года биологических родителей девочки лишили родительских прав. А уже в июле Верховный суд Бурятии определил дальнейшую судьбу малышки – она осталась в приемной семье.
Введение
Глава 1. Становление и развитие института усыновления в дореволюционной России
1.1. Генезис и эволюция института усыновления в
России в XVIII — первой половине XIX в.
1.2. Развитие института усыновления в Российской империи во второй половине XIX — начале XX в.
Глава 2. Эволюция института усыновления в советский период отечественной истории
2.1 .Институт усыновления в Советской России и СССР в 51 1917-1941 гг.
2.2.Развитие института усыновления в Советском Союзе в
1940-е-1960-е гг.
2.3.Динамика законодательства об усыновлении в СССР в
1969-1991 гг.
«Я помню себя примерно с годовалого возраста, — вспоминает Татьяна Байбазарова. — Помню, как мы гуляли в лесу с папой и мамой, помню, как вместе играли, ездили на море, сплавлялись по башкирским рекам. Мое детство было счастливым, и я искренне благодарна родителям за их любовь».
Танина мама, Инна Журавлева, была известным в городе врачом-гематологом, работала с детьми с онкологическими заболеваниями и, естественно, очень много времени проводила в больнице. Поэтому Татьяна была скорее папиной дочкой. Отец, Владимир Иванович, окончил Московский автодорожный институт и преподавал теорию и конструкцию автомобилей в Уфимском автодорожном техникуме. Он возился с дочерью неустанно: научил ее кататься на коньках, играть в теннис, ездить на машине. Когда девочка училась в школе, был председателем родительского комитета. «Папа у меня был просто золотой, всегда готов был помочь, — рассказывает Татьяна. — Позвонишь — среди ночи прибежит».
- Репортажное видео
- Все видеопрограммы / радиопрограммы
- Ток-шоу
- Всё видео
- Расписание видеопрограмм
- Слушать / скачать последние программы
- Все радиопрограммы / видеопрограммы
- Подписаться на подкасты
- Расписание передач
- Как слушать
Введение.
Глава I. Становление международного усыновления (удочерения) как института семейного права.
1.1. Историко-правовой анализ этапов развития российского законодательства о международном усыновлении до принятия Семейного кодекса Российской Федерации (1995 г.).
1.2. Роль международных конвенций о правах ребенка в развитии института международного усыновления.
Глава II. Теоретические основы усыновления.
II. 1 Правовая природа отношений по усыновлению.
II.2. Понятие международного усыновления и его особенности.
Глава III. Правоприменительная практика по усыновлению детей-граждан Российской Федерации иностранными гражданами.
П1.1 Установление международного усыновления.
III.2. Признание международного усыновления.
111.3. Отмена международного усыновления.
Ш.4. Участие представительств органов и организаций иностранных государств в усыновлении российских детей.
Нормативные материалы, библиография.
Надя Скачко родилась в августе 1993 года на Украине. Киевская область, Таращанский район, село Чапаевка, а улицу она не помнит. Как выглядел их маленький домик с огородом, где мама сажала картошку, соседние дома — помнит, а название как будто стерли из памяти. Но если бы Надя попала сейчас в Чапаевку, давно уже переименованную в село Калиново, она почти наверняка нашла бы дорогу.
Дом стоит на обочине, а около дома — большой пень. Когда-то там рос клен, его срубили, остался один пенек, и из этого пенька стали расти новые ветки. Там с подружкой Ирой они играли с пупсами, там, в Чапаевке, Надя пошла в первый класс в красивую двухэтажную школу и первый раз увидела цирк. Два клоуна запускали друг в друга резинку, потом позвали на сцену Надю, показали, что нужно делать, она отпустила резинку и щелкнула клоуна по носу. Сейчас Надя понимает, что сделала человеку больно, но тогда ей было весело.
Несколько месяцев Татьяна Скачко с детьми жила на Киевском вокзале, милостыню просили около церквей в Москве и области. В подмосковном Переделкине женщине подсказали, что дальше, в сторону Малоярославца, есть пустые дома.
Лето 2001 года они провели, переходя из одного такого заброшенного дома в другой. Там можно было чуть-чуть помыться, привести себя в порядок, там Татьяна избавляла детей от вшей.
В один день они вернулись из Переделкина, где просили милостыню, и обнаружили, что их дом дотла сгорел, а вместе с ним — детские свидетельства о рождении.
Детей между тем у Татьяны было уже трое. В ночной электричке между Сергиевым Посадом и Москвой она родила мальчика Лешу. Надя проснулась утром, а мама держит в руках какой-то сверток: «Познакомься, дочка, это твой брат». Надя не помнит наверняка, но кажется, мать тогда не обратилась в больницу и даже не вызвала скорую.