- Экономика

Порядок действий после оценки имущества застройщика в конкурсном производство

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок действий после оценки имущества застройщика в конкурсном производство». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В процессе исполнительных действий пристав должен соответствующим образом оформлять все вынесенные решения. То же самое касается оценки собственности должника, она сопровождается оформлением постановления в ФССП. Оценить собственность может сам пристав или приглашённый специалист, имеющий знания в этой деятельности, в соответствии со статьями 61 и 85 закона «Об исполнительном производстве».

Если в результате исполнительных действий будут обнаружены объекты имущества должника, определение цены которых находится вне компетенции пристава, он обязан будет в месячный срок привлечь специалиста. Перед процедурой оценки пристав сначала должен наложить арест на эту собственность, описать её и определить предварительную стоимость. После того, как оценщик определит цену указанных вещей, пристав в трёхдневный срок должен сделать постановление об оценке, и разослать его копии в адрес сторон процесса на следующий день.

Если судебный исполнитель самостоятельно оценивает объекты, в постановлении он сначала приводит опись арестованной собственности должника с указанием её предварительной стоимости и общей стоимости без учёта НДС. Осуществляя процедуру, представитель ФССП должен руководствоваться собственными знаниями и опытом, а главное, действующими рыночными ценами на аналогичные товары.

Далее в постановлении указываются обстоятельства установления рыночных цен, какие данные были для этого использованы. После этого пристав определяет окончательную стоимость единицы каждого объекта и вычисляет итоговую величину стоимости в рублях.

Торги на стадии конкурсного производства

Конкурсное производство применяется к должнику, признанному банкротом. Данная процедура призвана удовлетворить кредиторов соразмерно их требованиям. Оценка имущества должника в этом случае проходит в соответствии со ст. 130 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Делами о банкротстве занимается Арбитражный суд. С того момента, как этот суд признает лицо банкротом, начинается конкурсное производство, и назначается арбитражный управляющий должника. В его обязанности входит:

  • поручить оценку имущества банкрота профессиональному оценщику;
  • включить отчёт оценщика в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве;
  • согласовать полученный отчёт с органом, уполномоченным на подготовку заключений по отчётам оценщиков, если банкротом является предприятие, четверть акций которого находится в государственной или муниципальной собственности;
  • отчитаться перед кредиторами о своей деятельности.

После проведения оценки собственности банкрота собрание кредиторов назначает начальную цену продажи предприятия в соответствии с рыночной стоимостью, которую определил оценщик. Привлечение специалиста в делах о банкротстве не всегда является обязательным: кредиторы сами могут оценить конкурсную массу, если балансовая стоимость её на момент признания банкротства составляла менее 100 тысяч рублей.

Издержки, связанные с привлечением оценщика, покрываются за счёт имущества должника. При этом из числа кредиторов может быть добровольно выдвинуто лицо, которое заплатит специалисту за работу. Этот кредитор в последующем имеет право получить возмещение указанных расходов в первую очередь.

Если у должника удалось обнаружить имущество, которое в соответствии со ст. 85 Закона № 229-ФЗ должно быть оценено специалистом в данной области, судебный пристав выбирает и назначает его в течение месяца. В данном случае ФССП выступает заказчиком оценочной процедуры, а оценщик – исполнителем. Между ними заключается государственный контракт, где оговариваются сроки предоставления услуги.

Информация В соответствии со ст. 15.2 ФЗ «Об оценочной деятельности» судебный пристав получит отчёт оценщика не позднее оговорённых в контракте сроков. После чего, руководствуясь п.п. 4 п. 3, пункта 6 ст. 85 закона «Об исполнительном производстве», он выносит в трёхдневный срок постановление об оценки имущества должника.

В этот же срок он должен известить взыскателя и должника об окончании процесса, отправив им копии отчёта оценщика. Копии постановления с результатами определения цены объекта пристав направляет сторонам не позднее суток после его вынесения.

Результат своей работы оценщик отражает в отчёте. Это документ, на основе которого судебный пристав в дальнейшем делает постановление об оценке имущества должника. Нормативная база данного документа закреплена Приказом Минэкономразвития от 20.05.2015 года №299 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Требования к отчёту об оценке (ФСО №3)».

Среди требований к составлению документа выделяют следующие нормы:

  • стоимость объекта (рыночная или иная) должна быть достоверной, обоснованной профессиональным суждением специалиста;
  • при работе оценщик должен использовать только подтверждённую информацию, существенно влияющую на стоимость объекта, чтобы её можно было изложить однозначно;
  • допустимо оформлять документ не только на бумажном носителе, но и в электронной форме, подписанной электронной подписью;
  • отпечатанный на бумаге отчёт должен иметь нумерацию страниц, подпись и печать специалиста оценщика или его организации, а также прошивку с наклейкой с указанием количества прошитых и пронумерованных листов.

Отдельные объекты оценки могут подразумевать использование специальных форм отчётов.

Отчёт оценщика должен содержать следующие реквизиты и пункты:

  • дату и номер;
  • задание;
  • стандарты и допущения;
  • сведения о лице, заказавшем услугу;
  • общая и контактная информация о самом исполнителе, сведения об его членстве в организации оценщиков;
  • данные обо всех привлечённых в ходе процедуры специалистах;
  • описание объекта;
  • результаты оценки в виде итоговой величины стоимости с ограничениями и пределами её применения;
  • перечень документов, характеризующих качественные и количественные признаки объекта, которые были использованы специалистом.

К отчету могут прилагаться копии различных правоустанавливающих и подтверждающих документов, экспертных заключений или документов по технической инвентаризации объектов.

Закон предоставляет право любой стороне исполнительного производства обжаловать результат оценки собственности должника. Раньше такая возможность могла быть предоставлена только в том, случае, если процедуру произвёл судебный пристав самостоятельно. После получения копии постановления лица могут в десятидневный срок обжаловать стоимость имущества, если она, по их мнению, не соответствует рыночным ценам.

Формированием конкурсной массы занимается арбитражный управляющий. С этой целью он может привлекать специалистов: аудиторов, бухгалтеров. За участниками процесса остается право на обжалование данной управляющим оценки. Реализация имущества заемщика осуществляется на специальных электронных площадках.


Этапы торгов в конкурсном производстве:

  1. Продажа «на повышение». Проводится по типу обычного аукциона: побеждает лицо, заплатившее наибольшую цену. Стартовая цена исчисляется по рыночной стоимости, шаг составляет 5-10%.
  2. Снижение рыночной цены на 20-30% на нереализованное на первом этапе имущество.
  3. Продажа низколиквидной собственности «на понижение»: побеждает тот, кто первым заявит о своем желании совершить покупку.

Нереализованное имущество могут забрать заимодатели. В случае их отказа собственность возвращается банкроту.

Торги в конкурсном производстве могут быть приостановлены антимонопольным комитетом на основании жалобы, поступившей от должника или от кредитора на действия организаторов процесса. Комиссия ФАС принимает решение об обоснованности или необоснованности жалобы. Если жалоба обоснована, аукцион не начинается до рассмотрения.

До окончания рассмотрения жалобы на приостановление торгов антимонопольным комитетом договора не должны заключаться. Все заключенные в период приостановки договора считаются недействительными. По рассмотрении жалобы ФАС выдает организаторам аукциона обязательные к исполнению предписания.

Положение о торгах в конкурсном производстве разрабатывается арбитражным управляющим и утверждается на собрании в рамках Закона о банкротстве и ГК. В положении определяются сроки, условия, порядок проведения мероприятия.

Положение о торгах в конкурсном производстве может включать следующие пункты:

  • Общие положения. Информация о должнике, законах, на основании которых составлен регламент, терминах, используемых в документе.
  • Продажа имущества. Описание лотов с указанием цены, срок проведения аукциона.
  • Подготовительные мероприятия. Указание на необходимость информационного сообщения о дате, порядке проведения мероприятия. Описание функций организатора.
  • Условия участия в торгах. Указываются участники, размер задатка, сроки подачи заявок и другие нюансы.
  • Порядок ведения. Особенности допуска заявителей. Условия, при которых участник аукциона может получить отказ.
  • Проведение. Этапы проведения: «на повышение», «на понижение», «шаг аукциона».
  • Условия, при которых процедура может быть признана недействительной.

Завершающим этапом процедуры банкротства является соответствующее решение арбитражного суда. Это решение в срок от 30 до 60 дней вносится в государственную организацию, регистрирующую юридических лиц. Сведения о ликвидации несостоятельного должника вносятся в ЕГРЮЛ.

По закону обжалование торгов в конкурсном производстве может быть произведено до появления записи в ЕГРЮЛ. Это правомерно, поскольку с появлением записи прекращается правоспособность должника как юридического лица. С этого момента договора, заключенные ранее с этим лицом, не могут быть оспорены.

Закон оставляет за заинтересованным лицом право подачи заявления в суд. Иск может содержать требование возместить убытки, последовавшие вследствие неправомерных действий организатора торгов. Подавать заявление можно до окончания срока исковой давности.

Верховный суд разрешил арестовывать единственное жилье должников

В целях единообразия применения судами законодательства при рассмотрении отдельных вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2, 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», постановляет дать следующие разъяснения.

Порядок рассмотрения судами требований и вопросов, связанных с исполнением исполнительных документов

1. Судебная защита прав, свобод и законных интересов граждан и организаций при принудительном исполнении судебных актов, актов других органов и должностных лиц осуществляется в порядке искового производства по нормам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), административного судопроизводства — по нормам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) и производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, — по нормам АПК РФ с учетом распределения компетенции между судами.

Исковой порядок установлен для рассмотрения требований об освобождении имущества, включая исключительные имущественные права (далее по тексту — имущество), от ареста (исключении из описи) в случае возникновения спора, связанного с принадлежностью имущества; об отмене установленного судебным приставом-исполнителем запрета на распоряжение имуществом, в том числе запрета на совершение регистрационных действий в отношении имущества (для лиц, не участвующих в исполнительном производстве); о возврате реализованного имущества; об обращении взыскания на заложенное имущество; о признании торгов недействительными; о возмещении убытков, причиненных в результате совершения исполнительных действий и/или применения мер принудительного исполнения, и других (например, часть 2 статьи 442 ГПК РФ, часть 2 статьи 363 КАС РФ, часть 1 статьи 119 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве), пункт 1 статьи 349, пункт 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

Требования об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов (далее — ФССП России) рассматриваются в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, и в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ. Вместе с тем, если от разрешения данных требований зависит определение гражданских прав и обязанностей сторон исполнительного производства, а также иных заинтересованных лиц, указанные требования рассматриваются в порядке искового производства.

Жалобы на постановления должностных лиц ФССП России по делам об административных правонарушениях, заявления об оспаривании постановлений указанных должностных лиц о привлечении к административной ответственности рассматриваются, соответственно, судами общей юрисдикции по правилам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), арбитражными судами — по нормам главы 25 АПК РФ.

2. Вопросы исполнительного производства, отнесенные к компетенции судов, разрешаются в соответствии с разделом VII ГПК РФ, регулирующим производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов, с разделом VIII КАС РФ, регулирующим рассмотрение процессуальных вопросов, связанных с исполнением судебных актов по административным делам и разрешаемых судами общей юрисдикции, с разделом VII АПК РФ, регламентирующим производство по делам, связанным с исполнением судебных актов арбитражных судов.

Разграничение компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов

3. Требования, связанные с исполнением исполнительных документов и подлежащие рассмотрению в порядке искового производства, относятся к компетенции судов общей юрисдикции исходя из правил статьи 22 ГПК РФ, и арбитражных судов, в том числе Суда по интеллектуальным правам (далее — арбитражные суды) — в соответствии со статьями 27, 28, 33 АПК РФ.

Компетенция судов общей юрисдикции и арбитражных судов по делам об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей определяется в соответствии с нормами статьи 17 КАС РФ, статьи 29 АПК РФ и частей 2 и 3 статьи 128 Закона об исполнительном производстве.

Что касается внешнего управления, то здесь, в отличие от процедуры финансового оздоровления, отстраняются генеральный директор и другие органы управления должником, обязанность по руководству организацией возлагается на внешнего управляющего. Важной особенностью внешнего управления является установление моратория на удовлетворение требований кредиторов, которые возникли до его введения, что позволяет должнику отсрочить осуществление выплат. Благодаря этой мере увеличивается вероятность того, что у компании-должника будет достаточно времени для восстановления своего финансового благополучия.
Помимо этого, в рамках данной процедуры составляется план внешнего управления, в котором предусмотрены меры для устранения несостоятельности. Эти меры могут быть различны: закрытие убыточных производств, продажа имущества должника, перепрофилирование деятельности организации, уступка прав требования и др. Данная процедура вводится на 18 месяцев и может быть продлена судом на срок до полугода.

  • Взыскание задолженности
  • Сопровождение процедур банкротства юридических лиц
  • Строительные споры
  • Сопровождение деятельности юридических лиц
  • Споры по договору поставки / оказания услуг
  • Налоговые споры

Стадия конкурсное производство юридического лица направлена на соразмерное удовлетворение кредиторских требований. Именно в этом состоит ее базовая задача. В качестве дополнительных можно выделить окончательную ликвидацию должника и аккумулирование его имущества.

Сущность конкурсного производства можно определить через выделение его базовых отличительных черт:

  1. Именно через этот этап банкротится большинство юрлиц, так как их отличает абсолютная невозможность исполнить свои обязательства перед кредиторами (размер долгов превышает стоимость принадлежащего имущества).
  2. Интересы кредиторов в части погашения задолженности перед ними выходят на первый план. Расчеты с ними осуществляются по принципам справедливости и пропорциональности.
  3. Задачи этапа решаются через аккумулирование имущества в конкурсную массу и ее дальнейшую распродажу.
  4. Следствие конкурсного производства – выведение должника из числа субъектов экономической деятельности, т.к. после завершения процедуры юрлицо ликвидируется.
  5. Руководство конкурсным производством занимается специально назначенное лицо, тогда как высших менеджмент юридического лица отстраняется от дел.
  6. Весь ход процедуры контролируется арбитражем и кредиторскими собранием для исключения злоупотреблений со стороны управляющего.

В ходе процедуры конкурсного производства юридическое лицо проходит ряд последовательных этапов:

  1. Проведение кредиторского собрания, на котором выносится на голосование вопрос инициации данной процедуры.
  2. Принятие в арбитражном суде решения о старте процедуры.
  3. Назначение конкурсного управляющего и одновременное отстранение от руководства и управления имуществом компании бывших топ-менеджеров.
  4. Публикация соответствующего сообщения в СМИ с указанием места приема кредиторских требований и сроков формирования реестра.
  5. Формирование реестра (перечня) кредиторов с указанием задолженности перед ними. Кредиторы, включенные в перечень получают статус конкурсных. Они обладают приоритетом при распределении вырученных средств перед зареестровыми кредиторами.
  6. Мораторий (приостановка) на удовлетворение кредиторских требований.
  7. Формирование конкурсной массы из всего имущества, принадлежащего должнику (основных средств, недвижимости, дебиторской задолженности, транспортных средств и пр.). Имущество, которое является предметом залога, выделяется отдельно.
  8. Принятие мер к розыску принадлежащего юрлицу имущества и взысканию имеющейся дебиторской задолженности, анализ сделок юрлца и аннулирование управляющим сомнительных и притворных операций за последние годы.
  9. Корректировка конкурсной массы и исключение из нее имущества, официально изъятого из оборота, имущественных прав, социально-значимых объектов и иного имущества клиентов.
  10. Производится оценка конкурсной массы. Это может сделать сам управляющий или привлечь специализированных оценщиков.
  11. Организация и проведение торгов на имущество, включенное в конкурсную массу.
  12. Удовлетворение кредиторов соразмерно обязательствам перед ними и в порядке очередности из денежной массы, вырученной на торгах. Законом предусмотрено три очереди кредиторов: первая – требования по исполнительным листам (ответственность за причинение вреда жизни/ здоровью), вторая – долги по зарплате и выходным пособиям, третья – долги перед кредиторами и бюджетными организациями. Последними погашаются обязательства перед внеконкурсными кредиторами (если вырученных средств хватит для этого).
  13. Из вырученных средств погашаются процессуальные издержки (на публикацию сообщений, организацию торгов и пр.), судебные расходы, текущие коммунальные платежи, выплачивается вознаграждение управляющему, гасятся долги по зарплате и иные расходы процедуры банкротства.
  14. Отчетность управляющего перед кредиторским собранием и судом по результатам процедуры.
  15. Если судья утвердит отчетность управляющего он принимает решение о завершении процесса признании несостоятельности юрлица и его ликвидации. Для этого не нужно ждать полного погашения кредиторских требований. Обычно удовлетворить все обязательства не удается.
  16. Управляющий представляет в ФНС решение суда о признании юрлица банкротом. Это служит основанием для ликвидации и исключении записи о компании из ЕГРЮЛ в течение 10 дней.
  17. С момента внесения отметки в ЕГРЮЛ с управляющего слагаются все полномочия, конкурсное производство завершается, а задолжавшее юрлицо больше не является субъектом экономической деятельности.

В ходе процедуры конкурсное производство арбитражный управляющий разрабатывает детальный план мероприятий, который ему необходимо пройти для формирования и наполнения конкурсной массы, а также погашения обязательств перед кредиторами. Данный план подлежит утверждению на кредиторском собрании.

В плане конкурсного производства прописываются порядковый номер, наименования мероприятий и сроки их исполнения. Обычно он разрабатывается в табличной форме. Какие мероприятия могут быть включены в план данного этапа банкротства:

  • направление уведомлений руководству компании об отстранении и работникам компании о сокращении;
  • направление сообщений в газету Коммерсант и ЕГРЮЛ (о старте конкурсного производства, назначении управляющего, торгах и пр.);
  • уведомление ФНС о важнейших решениях: старте конкурсного производства,
  • направление различных запросов в ФНС, БТИ, ГИБДД, ФССП, Росреестр, кредитные организации и пр. для уточнения финансового состояния;
  • инвентаризации основных средств, нематериальных активов , наличности, расходов и пр.
  • проведение кредиторских собраний;
  • подготовка отчетности и пр.

После инвентаризации и оценки всей принадлежащей должнику собственности конкурсный управляющий формирует окончательную конкурсную массу. Именно она будет реализована на торгах. Производить оценку управляющий может самостоятельно на основании данных бухгалтерской отчетности или иной информации. Он не заинтересован в занижении стоимости имущества, так как получает процент от продаж. Но при необходимости участники процесса могут обжаловать оценку и потребовать привлечения внешних специалистов.

Информация Сегодня все торги проводятся исключительно в электронном виде на специализированных площадках. Конкурсный управляющий может выбрать одну из них по своему усмотрению.

Торги проводятся в три этапа:

  1. Торги на повышение. В качестве стартовой выступает рыночная цена, а шага аукциона – 5-10% от первоначальной стоимости. Побеждает участник, предложивший наибольшую цену за лот.
  2. Торги со сниженной начальной ценой. Нереализованное на первом этапе имущество передается на второй этап. Первоначальная цена при этом снижается на 20-30% по отношению к рыночной.
  3. Торги на понижение. На этот этап обычно переходит только низколиквидная собственность. Выигрывает в торгах тот, кто первым сделал предложение.

Для поступления денежных средств по результатам торгов конкурсного производства и их распределения между кредиторами арбитражный управляющий открывает специальный счет. Все расчетные счета должника подлежат закрытию для сокращения затрат на банковские услуги.

Нереализованная собственность при желании может быть направлена кредиторам в счет погашения задолженности и при их отказе передается собственникам бизнеса.

Конкурсное производство в банкротстве юридического лица

Конкурсное производство процедуры банкротства не может длиться бесконечно. Стандартные сроки составляют полгода. Но при необходимости они могут быть пролонгированы арбитражным судом. Для продления сроков арбитражный управляющий должен предоставить веские причины.

Пример Банкротится крупный производственный комплекс и требуется дополнительное время на опись и оценку его собственности; управляющему необходимо время, чтобы найти имущество должника или взыскать дебиторскую задолженность. Максимальный период пролонгации – не более 6 месяцев. Таким образом, в общей сложности конкурсное производство не может по закону длиться более 1 года.

Арбитражный управляющий организацией, в отношении которой возбуждено дело о банкротстве, согласно Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” обязан вести реестр требований кредиторов.

В реестре указывается наименование, реквизиты кредитора, размер задолженности и очередность погашения. Арбитражный управляющий вносит сведения о кредиторах в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении такого требования.

Тут и далее речь пойдет о конкурсных кредиторах, т.к. иные кредиторы в деле о банкротстве включаются в реестр управляющим процедурой самостоятельно, без обращения в арбитражный суд.

А для кредиторов с небольшими задолженностями, необходимо учитывать целесообразность обращения в арбитраж с требованием о включении в реестр требований кредиторов.

Срок подачи требования о включении в реестр требований кредиторов, в общем порядке, составляет 30 дней с момента публикации в процедуре наблюдения и два месяца в конкурсном производстве. Все публикации о банкротных делах производятся в разделе о банкротстве газеты Коммерсантъ. По этой ссылке можно найти сведения про любое (открытое) дело о банкротстве в РФ.

Действия при банкротстве застройщика могут сопровождаться всяческими сложностями. Перед тем как обращаться за помощью в уполномоченные органы, стоит убедиться в правильности собственных действий.

С какими нюансами могут столкнуться участники долевого строительства:

  • Для того, чтобы получить недвижимость, потребуется признать право собственности на квартиру в судебном порядке. Получив права, потребуется пройти регистрацию в Росреестре. Для того чтобы обойтись без очередей, стоит подать заявку через их официальный сайт.
  • Как только в официальном порядке будет признано право собственности на то или иное недвижимое имущество, недвижимость выйдет из конкурсной массы.
  • При наличии права собственности любой дольщик конкретного дома может вступить в жилищно-строительный кооператив. Это поможет ускорить процесс завершения строительных работ или получения денежных средств.

Как только стало известно о несостоятельности застройщика, дольщик должен незамедлительно оформить и предоставить исковое заявление с требованием включить его в реестр требований кредиторов. Для этого будет возбуждено дело.

Если вовремя не успеть со сбором всех необходимых документов и обращением в суд, то можно остаться ни с чем. Когда будет проводиться этап наблюдения, у физического лица, которое имеет долю, есть только 1 месяц, чтобы успеть подать в уполномоченный орган заявление. В случае, если дольщик успеет подать вовремя своё заявление, то он сможет попасть на собрание кредиторов. На нём и будет решаться судьба недвижимого имущества. Если же гражданин по какой-либо причине не успел подать иск на этапе наблюдения, то он сможет это сделать на этапе конкурсного производства. Для этого российское законодательство предусматривает 2 месяца.

Одним из главных критериев финансирования строительства является получение прав на определенное помещение в конкретном доме. Однако, дела о банкротстве застройщика говорят о том, что далеко не во всех случаях осуществляется данное право.

На вопрос о том, что делать дольщику при несостоятельности строительной компании, мы постарались ответить выше. Не затягивайте с данной процедурой и в короткие сроки обратитесь в арбитражный суд с целью урегулирования возникшего вопроса.

  • Принятие решения о необходимости введения санации, внешнего управления, а также об изменении сроков выполнения указанных этапов путем предоставления ходатайства в судебные органы.
  • Утверждение и последующее изменение (при необходимости) плана действий при внешнем управлении.
  • Утверждение мероприятий в рамках плана финансовой санации должника и принятие оптимального графика погашения обязательств.
  • Утверждение доптребований при выборе кандидатур управляющего (конкурсного, административного, внешнего).
  • Одобрение кандидатуры управляющего или СРО при утверждении соответствующей должности.
  • Одобрение величины вознаграждения (дополнительного) и порядка расчетов с арбитражным управляющим.
  • Утверждение повышения фиксированного размера выплат арбитражному управляющему.
  • Утверждение реестродержателя из списка аккредитованных СРО.
  • Рассмотрение целесообразности подписания мирового соглашения.
  • Подача в судебные органы ходатайства о признании фирмы-должника неплатежеспособным (банкротом) и начале процедуры конкурсного производства.
  • Рассмотрение вопроса регулирования деятельности кредиторского комитета, включая состав его членов, возможность досрочного прекращения их деятельности.
  • Рассмотрение вопросов компетенции кредиторского комитета, включая утверждение кандидатуры представителя СК.

Собрание кредиторов юридического лица проводят, руководствуясь положениями ФЗ РФ №127-ФЗ «О несостоятельности, судебной практикой и статьями ГК РФ. После принятия иска к рассмотрению, лица, имеющие денежные претензии к планирующему обанкротиться лицу, должны внести себя в специальный реестр.

Составлением его занимается арбитражный управляющий. Реестр формируют в течение 1 месяца.

После окончания установленного срока, документ изменению не подлежит, а значит, не успевшие заявить о своих претензиях лица, не могут принимать участие в процессе.

Решение о том, когда должно состояться очередное заседание принимает управляющий, он выбирает место проведения, сообщает всем заинтересованным сторонам.

Нежилое помещение в новостройке. Застройщик банкрот

Участники делятся в зависимости от возможности голосовать:

  1. Имеющие право голоса. К ним относятся конкурсные кредиторы и уполномоченные органы.
  2. Не обладающие правом голоса. К этой категории относятся: представитель работников должника, лицо, представляющее учредителей должника, представитель саморегулируемой организации.

Непосредственное влияние на дальнейшую финансовую политику, проводимую в организации, могут оказывать участники собрания. Для этого на законодательном уровне установлены полномочия собрания кредиторов в деле о банкротстве, к которым относятся следующие:

  • утверждение графика погашения задолженности;
  • заключение мирового соглашения;
  • утверждение плана внешнего управления.

Исчерпывающий перечень прав и обязанностей установлен в п. 2 ФЗ о банкротстве; собрание кредиторов в первом заседании может принять решение об образовании комитета, утвердить его полномочия, состав и количество. С помощью комитета можно обжаловать действия арбитражного управляющего.

Правомочность находится в зависимости от количества голосов, которых должно быть больше половины из расчета требований, отраженных в реестре. Если указанные требования игнорируются, не будет достигнут кворум для собрания кредиторов, банкротство в стадии финансового оздоровления в этом случае может не добиться улучшения финансового состояния организации.

Всё происходящее на собрании кредиторов фиксируется в протоколе. Этот протокол включает в себя следующие данные:

  • информация о банкроте (ФИО или название юридического лица, адреса проживания и регистрации, банковские реквизиты и другие данные, имеющие важность);
  • указание арбитражного суда, который ведет данное дело;
  • информация о самом мероприятии (место и сроки, повестка дня, причины собрания и т. п.);
  • перечень участников мероприятия и общая численность голосов;
  • информация о выступлениях участников;
  • информация о ходатайствах на рассмотрение дополнительных вопросов;
  • процедура голосования и каждое из принятых решений.

Один из образцов протокола по завершении собрания заимодателей передается в суд. Если заседание прошло без участия управляющего, то отдельный образец нужно направить и ему. К протоколу должны прилагаться копии всех использованных документов. В их числе – бюллетени и реестр претензий участников.

Контрагенты имеют законное право на взыскание средств с должника. Предъявлять свои требования могут следующие лица и органы:

  • конкурсные кредиторы;
  • уполномоченные органы, перед которыми имеются долги по обязательным платежам;
  • уполномоченные органы по финансовым выплатам.

Банкротство застройщика: порядок действий

Среди основных преимуществ данного метода выделяют:

  1. Возможность аккумулирования имущества должника, которое в дальнейшем сформирует конкурсную массу, своевременный ее перевод в денежные средства.
  2. Удовлетворение обязательств перед кредиторами соразмерно стоимости реализованных активов.
  3. Ликвидация юрлица в соответствии с требованиями законодательства.
  4. Минимизация претензий к ликвидируемой компании со стороны кредиторов.

Ликвидация компании – довольно длительная и сложная процедура, поэтому обычно она проходит в несколько стадий:

  1. Рассмотрение иска о необходимости конкурсного производства и назначение управляющего обанкротившейся компании.
  2. Уведомление организации о назначении управляющего, издание приказа о переходе к нему всех полномочий, отстранение прежнего руководства от работы, изъятие документации, печатей.
  3. Уведомление инспекции ФНС о начавшейся процедуре.
  4. Публикация сведений о компании-банкроте в СМИ с указанием адреса, по которому будут приниматься заявления кредиторов о внесении в реестр, и сроков его составления.
  5. Сбор информации об активах предприятия-банкрота, их розыск. Взыскание текущей дебиторской задолженности. Контроль и анализ сделок.
  6. Формирование конкурсной массы.
  7. Введение моратория на выставление требований.
  8. Составление реестра кредиторов.
  9. Организация торгов для реализации имущества.
  10. Погашение обязательств перед кредиторами с учетом их очередности.
  11. Закрытие расчетного счета после выплаты долгов.
  12. Составление отчета управляющего и предоставление его в судебный орган.
  13. Вынесение решения о признании организации банкротом.
  14. Публикация соответствующего извещения в СМИ.
  15. Уведомление инспекции ФНС о завершении процедуры.
  16. Внесение в ЕГРЮЛ итоговой записи о ликвидации юрлица.

Поскольку управляющий получает определенный процент от продажи имущества должника, он не заинтересован в снижении стоимости лотов. Однако если при определении цены реализации имущества учитывалась не рыночная, а бухгалтерская стоимость, активы могут не найти своих покупателей. В этом случае торги проходят по следующему алгоритму:

  1. Торги на повышение. В ходе них заявляется определенная цена, затем она увеличивается с шагом 5-10% до тех пор, пока есть заинтересованные покупатели. Имущество, в итоге, достанется тому, кто предложит максимальную цену за лот.
  2. Активы, не выкупленные на первом этапе, в дальнейшем продаются с дисконтом 20-30% к первоначальной цене. Обычно таким образом удается реализовать большую часть имущества.
  3. Торги на понижение применяются в отношении низколиквидной собственности. Цена, зафиксированная на втором этапе, понижается до тех пор, пока кто-нибудь не решит выкупить лот.

Все банковские счета компании-банкрота закрываются, расчеты по операциям ведутся через единый счет, распоряжаться которым имеет право только конкурсный управляющий. Туда же поступают средства, вырученные от продажи активов.

В ходе банкротства ликвидатору приходится составлять большое количество бумаг. Среди них:

  • инвентаризационные описи;
  • реестр требований кредиторов;
  • документы на продажу активов;
  • договоры с контрагентами для обеспечения конкурсного производства;
  • подтверждение погашения выставленных требований;
  • отчеты о финансовом состоянии должника;
  • справки для арбитражного суда;
  • документы в ИФНС и внебюджетные фонды о снятии компании с учета;
  • протоколы собраний кредиторов;
  • мировое соглашение с кредиторами (если удалось его достичь). Право на его заключение дает конкурсному управляющему ст.154 закона №127-ФЗ.

Отчет управляющего о результатах конкурсного производства служит основанием для его завершения. Решение об этом арбитражный суд принимает после погашения долгов перед кредиторами. Далее в течение 1-2 месяцев судья направляет информацию о завершении процедуры банкротства в ИФНС (ст.149 закона №127-ФЗ). После этого в 5-дневный срок инспекция исключает компанию из ЕГРЮЛ.

По итогам конкурсного производства существование юридического лица прекращается, его учредители и руководство перестают нести какую-либо ответственность по обязательствам фирмы. Конкурсный управляющий получает причитающееся ему по закону вознаграждение и может приступить к ликвидации следующей компании.

Инициировать банкротство строительной организации может сам дольщик, если у застройщика имеется задолженность, превышающая сумму 300 000 рублей, которую он не погашает более 3х месяцев. Однако, на практике это достаточно дорого и сложно, даже если создать инициативную группу. Поэтому проще обратиться с заявлением в органы государственного надзора местного и регионального уровня (на пример, в Департамент государственного жилищного и строительного надзора), а также в Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства. Указанные субъекты наделены правом обращаться с заявлением о признании застройщика банкротом в арбитражный суд.

Случается, что сами органы государственной власти становятся инициаторами процедуры банкротства в отношении строительной компании. Обычно это происходит, когда по результатам той или иной проверки выявляются признаки финансовой несостоятельности строительной фирмы. Ещё один вариант, когда сам застройщик инициирует процесс банкротства.

При банкротстве застройщика возможно введение процедуры внешнего управления, заключение мирового соглашения и проведение конкурсного производства.

При внешнем управлении суд назначает управляющего, который становится фактически руководителем строительной организации. В его задачи входит: восстановление платёжеспособности компании и завершение строительства дома. Вариант заключения мирового соглашения возможен тогда, когда застройщик и дольщик приходят к некому согласию в судебном порядке, в результате чего участник строительства в короткие сроки может получить определенную сумму, но при этом ему придется пойти на некоторые уступки застройщику. Процедура внешнего управления и заключение мирового соглашения на практике встречаются редко.

Чаще всего про банкротстве застройщика применяется конкурсное производство, суть которого заключается в продаже всего имущества строительной организации с торгов и взыскание задолженности с должников самого застройщика. Полученные денежные средства затем идут на расчёты с кредиторами, в том числе с дольщиками. Сколько времени будет длиться эта процедура, решает суд. По закону конкурсное производство вводится на срок до 6 месяцев, однако судебный орган всегда имеет право продлить указанный срок ещё на полгода. И чаще всего суд этим правом активно пользуется, поэтому говорить о том, что все пройдет быстро и просто, не приходится.

Исковое заявление о признании застройщика банкротом подается в арбитражный суд. Оно должно содержать следующую информацию:

  • о размере задолженности, о причинах и времени ее появления, а также о документах, которые подтверждают ее
  • об обстоятельствах того, почему застройщик не выполняет свои обязательства с указанием ссылок на финансовые бумаги компании

Однако, следует понимать, что, если строительная компания уже признана обанкротившейся и открыто конкурсное производство, дольщику необходимо подавать в арбитражный суд заявление о включении в реестр требований кредиторов с приложением всех необходимых документов. Копию данного заявления и всех приложений предварительно нужно направить конкурсному управляющему ценным письмом с описью вложения.

После чего конкурсный управляющий свое решение по Вашему обращению публикует в «Едином федеральном реестре сведений о банкротстве», которое всегда можно обжаловать в арбитражном суде.

В случае признания застройщика банкротом, управляющий должен по почте уведомить всех дольщиков об этом событии. Информация о банкротстве строительной фирмы появится в газете «Коммерсантъ». На сайтах «Вестника государственной регистрации» и «Единого федерального реестра сведений о банкротстве» также можно получить необходимые сведения.

Помимо этого, узнать о банкротстве застройщика можно на сайте арбитражного суда, на котором необходимо открыть раздел: «Картотека дел» и ввести реквизиты (ИНН или ОГРН) застройщика, после чего Вам будет представлен перечень всех судебных дел данной компании.

Важно понимать, что, если в отношении застройщика уже возбуждена процедура банкротства, заявление о признании права собственности на квартиру, может быть подано только в арбитражный суд.

Его следует подавать, когда у объекта недвижимости уже имеется разрешение на ввод в эксплуатацию, а жилое помещение, как отдельное имущество, передано дольщику по акту приема-передачи. При этом это произошло до того момента, когда суд принял заявление о признании строительной фирмы банкротом. В этом случае есть все шансы на то, что арбитражный суд признает за участником строительства право собственности на жилой объект. Однако, на практике случается, что суд признает за дольщиком указанное выше право даже тогда, когда документ о передаче жилого помещения отсутствует.

Поэтому для того, чтобы определиться, следует ли подавать соответствующий иск в Вашем конкретном случае, необходимо провести оценку всех обстоятельств дела. И помнить о том, что если все-таки есть возможность признать право собственности на объект недвижимости, лучше ее воспользоваться, поскольку вариант включения ваших требований в «реестр требований о передаче жилых помещений», к сожалению, не всегда гарантирует в будущем получение жилья.

Может получиться так, что денежных средств, полученных в результате реализации всего имущества застройщика с торгов, на всех не хватит. Тогда деньги будут делиться между дольщиками пропорционально, в зависимости от того, сколько каждый из них заплатил за будущую квартиру. При этом денежные средства Вам вернутся лишь частично. В этой ситуации можно попытаться также получить помощь от «Государственного компенсационного фонда долевого строительства».

Самый плохой вариант: если окажется, что у строительной компании совсем нет ничего. Такое возможно, когда имущество регистрируется на подставные фирмы и используются иные незаконные схемы выведения денег. Конкурсное производство на этом закончится и официально будет признано, что денежные средства отсутствуют и удовлетворить требования участников строительства не представляется возможным. И такая картина, к сожалению, является весьма распространенной в наши дни. Введенные с 1 июля 2019 года эскроу-счета в схему работы застройщиков возможно изменят сложившуюся ситуацию в лучшую сторону.

Таким образом, если застройщик признан банкротом, не стоит впадать в отчаяние и уныние. В настоящее время существуют различные механизмы, позволяющие как достраивать объекты, так и компенсировать дольщикам их финансовые потери. Самое важное — это ваши активные действия и регулярный контроль за ходом банкротного процесса. А помощь квалифицированных юристов в значительной степени повысит ваши шансы на успех.

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Согласно ст. 127 Закона о банкротстве арбитражный суд назначает конкурсного управляющего после принятия решения о несостоятельности юридического лица и об открытии конкурсного производства.

Если результаты оценки кажутся уполномоченным инстанциям, должнику или кредиторам заниженными и несправедливыми, то они вправе потребовать проведение независимой экспертизы. Для этого приглашаются профессиональные оценщики, которые обладают разрешением на занятие оценочной деятельностью. По результатам оценки они представляют официальный отчет о стоимости имущества.

После проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже.

На практике управленцы далеко не всегда предоставляют отчетность, но это свидетельствует о недобросовестном исполнении обязанностей.

Вместе с тем, собрание кредиторов может быть установлена обязанность финансового управляющего проводить собрания кредиторов и в процедуре реализации имущества гражданина и может быть установлен срок (промежуток) времени в течение которого собрания кредиторов должны быть проведены.

Вместе с тем, ни в одном нормативно-правовом акте не определены конкретные сроки экспозиции (реализации) объектов оценки: движимого и недвижимого имущества, специального оборудования и предметов общего потребления и т.д.

Подводя итог разбору судебной практики об оспаривании мероприятий, направленных на продажу имущества организации-банкрота, отмечу, что основанием для признания торгов недействительными может служить не всякое формальное нарушение, а лишь нарушение, имеющее существенное влияние на результаты реализации активов и непосредственно ущемляющее права и законные интересы участвующих в деле лиц.

Это лицо наделяется широким спектром полномочий для решения главной задачи: максимального удовлетворения кредиторских требований перед окончательной ликвидацией предприятия.

Таким образом, по моему мнению, финансовый управляющий не обязан проводить собрание кредиторов должника в рассматриваемом случае.

Специалисты, которые назначены на столь ответственную должность, должны обладать высшим образованием и опытом работы; не иметь судимости и дисциплинарных взысканий, связанные с их профессиональной деятельностью; пройти стажировку в качестве помощника управляющего; пройти теоретический экзамен; заключить договор страхования ответственности.

Трудно согласиться с приведенной выше позицией, ведь в п. 4 Стандартов оценки, где раскрывается понятие «ликвидационной стоимости», говорится о видах стоимости объекта оценки, отличных от рыночной стоимости.

Конкурсный управляющий может отказаться от выполнения некоторых сделок, которые в конечном итоге способны негативно сказаться на величине активов компании.

Если в ходе анализа хозяйственной деятельности станет известно о незаконных операциях по выводу активов юридического лица в офшоры во избежание их включения в конкурсную массу, то он может обжаловать эти операции в судебном порядке.

В случае выявления нарушений гражданин, конкурсный кредитор или уполномоченный орган вправе оспорить действия финансового управляющего в арбитражном суде».

Задаток возвращают всем, кроме победителя, который в 5-дневный срок должен подписать договор купли-продажи, а в 30-дневный срок – внести деньги, после чего ему передается имущество.

В случае выявления нарушений гражданин, конкурсный кредитор или уполномоченный орган вправе оспорить действия финансового управляющего в арбитражном суде».

Как совершается реализация имущества при банкротстве Закона о банкротстве: «Учредители (участники) должника или собственник имущества должника — унитарного предприятия, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы вправе обжаловать результаты оценки имущества должника в порядке, установленном федеральным законом».

Конкурсный управляющий – это человек, который берет на себя обязанность по продаже имущества компании-банкрота и погашению задолженностей перед займодателями.

Стать конкурсным управляющим может только человек с высшим юридическим либо экономическим образованием.

Арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего при принятии решения об открытии конкурсного производства – завершающей процедуры несостоятельности юридического лица в РФ.

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 сентября 2015 года № Ф07-6454/2015 по делу № А56-64652/2010. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

Оценка имущества должников производится самостоятельно назначенным финансовым управляющим. Также он может привлечь к процедуре внешних оценщиков, оплатив их услуги из своего вознаграждения (перекладывать эти расходы на должника он не вправе).

Отчет об оценке имущества должника подлежит включению конкурсным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение двух рабочих дней с даты поступления копии этого отчета в электронной форме.

Повторная оценка имущества должника, в отношении которого ранее уже было заявлено требование о проведении оценки в соответствии с настоящим пунктом, проводится в случае, если конкурсные кредиторы или уполномоченные органы примут на себя расходы на ее проведение. Управляющий может также выставлять требования субъектам, в чьи обязанности включена ответственность субсидиарного типа.

Вместе с тем, Виктор, я согласен с вами, что риск оспаривания сделки со стороны администрации имеется в силу указанных вами противоречий между ГК и законом о банкротстве. Поэтому получение согласия от администрации не будет являться лишним.

Имеющаяся судебная практика подтверждает такую возможность при наличии отчета об оценке стоимости прав требования.

Определение арбитражного суда об утверждении порядка, сроков и условий продажи имущества должника может быть обжаловано.

Предпринимаются меры по наполнению конкурсной массы за счет имущества, которое было намеренно отчуждено физическим лицом в целях недопущения его взыскания.

Для этого финансовый управляющий анализирует все совершенные сделки должником за последние три года и подает запросы в уполномоченные инстанции.

При необходимости он может аннулировать подозрительные сделки и вернуть имущество в конкурсную массу.

  • о составе имущества,
  • о сроках его продажи имущества,
  • о форме торгов (аукцион или конкурс),
  • об условиях конкурса (в случае, если продажа имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса),
  • о форме представления предложений о цене имущества,
  • о начальной цене его продажи,
  • о средствах массовой информации, где предлагается опубликовать сообщение о продаже имущества, и
  • о сайтах в сети “Интернет”, где предлагается разместить сообщение о продаже имущества,
  • о сроках опубликования и размещения указанного сообщения.

Исходя из п. 1 ст. 5 ФЗ «О банкротстве» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (в редакции ФЗ от 30.12.2008 № 296-ФЗ), далее – «закон о банкротстве», к текущим платежам относится ряд частноправовых и публично-правовых денежных требований, дата возникновения которых приходится на период после возбуждения дела о банкротстве.

В отношении обязательств, возникших ранее, срок исполнения считается наступившим независимо от срока исполнения, установленного соглашением сторон (п. 3 ст. 63 закона о банкротстве).

Согласно ст. 126 ФЗ № 127-ФЗ после введения конкурсного производства в отношении текущих платежей:

  • продолжается начисление санкций (процентов, неустоек) за неисполнение или ненадлежащее исполнение;
  • сохраняется порядок предъявления к исполнению и взысканию вне процедуры банкротства.

После введения финишной процедуры банкротства все полномочия по операционному управлению организацией, в том числе обеспечение оплаты предъявляемых кредиторами по текущим платежам требований, переходят к конкурсному управляющему.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *