Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Представительный и законодательный орган российской федерации». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
- Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и развитие институтов представительной демократии 2012 / Накашидзе Бадри Джемалович, Осканова Жанна Исраиловна
- Особенности организации законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации 2010 / Лапатухина Екатерина Сергеевна
- Двухпалатная структура организации законодательных (представительных) органов государственной власти в субъектах Российской Федерации 2005 / Луценко Е. В.
- Проблемы организации законодательной власти в субъектах Российской Федерации 2016 / Романовская Ольга Валентиновна, Безрукова Олеся Владимировна
- Бикамерализм в постсоветских государствах: тенденции развития института 2005 / Филиппова Н. А.
- Особенности нормативного правового регулирования парламентского расследования в Российской Федерации 2014 / Спиридонов Андрей Алексеевич
- Представительная власть в субъектах РФ: общее и особенное 2005 / Карасев А. Т., Андреев А. В.
- Бикамерализм как правовое явление: история и современность 2008 / Дзыбова Саида Гиссовна
- Взаимодействие органов представительной власти при осуществлении функции контроля 2013 / Лапатухина Екатерина Сергеевна
- Истоки и смысл двухпалатности парламентов 2013 / Автономов А. С.
Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА, КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
В.А. Лебедев
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ) ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Классическое понимание законотворчества и законодательного процесса в парламенте демократического правового государства базируется на принципе верховенства высшего представительного органа власти в законодательной деятельности. Вместе с тем «законодательный процесс» есть прежде всего юридическое понятие и правовое установление, в связи с чем его следует отличать от общего понятия законотворчества. Законотворчество как более широкое понятие включает в себя действия и отношения как выявление потребности в принятии закона, как научная, экспертная и организационная подготовка законодательной инициативы, если это не регулируется нормами о законодательном процессе. Законотворчество не всегда имеет правовое регулирование и не исчерпывается собственно созданием закона, а может включать оценку его эффективности и возможную последующую корректировку1.
В дореформенное советское время краевые, областные Советы народных депутатов не осуществляли законодательную деятельность. Это право было предоставлено только автономным республикам, поэтому, в отличие от Советов народных депутатов краев, областей, Верховные Советы республик назывались законодательными органами.
Верховные Советы автономных республик принимали конституции республик, республиканские законы, самостоятельно определяли порядок формирования государственных органов.
Трансформация представительных органов краев и областей Российской Федерации в законодательстве осуществлялась в процессе выравнивания правового статуса субъектов Федерации. 5 марта 1992 года был принят Закон Российской Федерации «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой областной администрации». В этом Законе краевой, областной Советы народных депутатов были определены как представительные органы государственной власти соответственно края, области. Актами краевого, областного Совета являлись его решения, а не законы.
В Федеративном договоре, подписанном 31 марта 1992 года, также не было зафиксировано право краев и областей осуществлять законодательную деятельность.
В протоколе к Федеративному договору их представители выразили просьбу к Верховному Совету РФ повторно рассмотреть вопрос о предоставлении органам государственной власти краев, областей права принятия законов для осуществления правового регулирования на соответствующих территориях. Однако лишь в период подготовки проекта новой конституции был сделан шаг к наделению органов государственной власти краев и областей законодательными полномочиями. 22 октября 1992 года Указом Президента Российской Федерации было утверждено Положение «Об основных нача-
лах организации и деятельности органов государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы». В нем представительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации был наделен правом принимать законы. С учетом нового статуса этот орган стал именоваться «представительным (законодательным)».
В тексте Конституции Российской Федерации 1993 года можно обнаружить различные названия выборного органа, но использованы лишь два термина — «представительный» и «законодательный». Чаще фигурирует название «орган законодательной власти». Это видно из положений ч. 2 ст. 125, ст. 136 и других норм Конституции РФ.
В ч. 1 ст. 77 Конституции РФ термин «законодательный» не употребляется, а применяется другой — «представительный»: «Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных, исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом». Здесь, как мы видим, вместо слова «законодательных» записано «представительных». Тем самым под словом «представительный» подразумевается «законодательный». Это и не удивительно, поскольку легитимной может быть только такая законодательная власть, которая основана на выборах. Так трактуется термин «представительный» в словаре русского языка С.И. Ожегова: «Представительный означает выборный, основанный на представительстве» 2.
Федеральное собрание — представительный и законодательный орган Российской Федерации, которому посвящена гл. 5 Конституции РФ. Прежде всего, это парламент Российской Федерации. В качестве постоянно действующего органа он осуществляет законодательную власть. Это означает, что никакой другой орган в Российской Федерации не может принимать законы на общефедеральном уровне, а его полномочия ни при каких условиях не могут быть кому-либо переданы или делегированы. Представительный характер Федерального собрания заключается в том, что оно формируется выборным путем. В формировании Федерального собрания участвуют граждане, достигшие восемнадцати лет, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Федеральное собрание выражает государственную волю многонационального народа Российской Федерации. Оно придает этой воле с помощью законов общеобязательный характер. Федеральное собрание не может быть лишено своего представительного характера, а порядок его формирования не может быть произвольно кем-то изменен. Структура и полномочия этого представительного органа также не могут быть изменены.
2. Совет Федерации
Конституция очень скупо говорит об этой палате. Часть 2 ст. 35 закрепляет положение о том, что в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации — по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. О порядке формирования Совета Федерации делается отсылка к специальному федеральному закону. Такой Закон «О порядке формирования Совета Федерации» был принят Государственной думой 5 декабря 1995 г. До этого периода первый состав Совета Федерации был избран из числа граждан РФ по мажоритарной системе сроком на два года, а члены Совета Федерации первого созыва осуществляли свои полномочия на непостоянной основе. Данный Закон уточнил положение Конституции РФ. В соответствии с этим Законом в Совет Федерации входили, как и предусмотрено Конституцией, по два представителя от каждого субъекта Федерации, но ими уже являлись только главы законодательных (представительных) и исполнительных органов, которые входили в Совет Федерации по должности. В тех же субъектах Федерации, где была установлена двухпалатная структура представительного органа, совместным решением обеих палат определялось, кто будет представлять субъект в Совете Федерации. Поскольку субъектов Федерации 89, то общий состав Совета Федерации должен быть 178 человек. По этому Закону в состав Совета Федерации входили только руководители субъекта. Следовательно, состав членов Совета Федерации мог перманентно изменяться по мере изменения состава руководителей субъектов Российской Федерации (в случае их переизбрания, отстранения со своих постов, ухода в отставку и т.д.).
Законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Решения об избрании (назначении) членов Совета Федерации направляются в Совет Федерации принявшими их органами государственной власти субъектов РФ не позднее пяти дней после вступления в силу указанных решений. В тот же срок избранный (назначенный) член Совета Федерации должен представить в Совет Федерации копию приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей несовместимых со статусом члена Совета Федерации либо копию документа, удостоверяющего, что им было подано заявление об освобождении от таких обязанностей.
Избрание (назначение) всех членов Совета Федерации в соответствии с новым Федеральным законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» было завершено до 1 января 2002 г.
Со дня вступления в силу решений об избрании (назначении) членов Совета Федерации в соответствии с данным Федеральным законом, полномочия членов Совета Федерации — представителей по должности от соответствующих субъектов РФ — прекращаются. На членов Совета Федерации, избранных (назначенных) в соответствии с новым Федеральным законом, распространяются положения статей Закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации». Одновременно со вступлением в силу нового Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации» утратил силу Федеральный закон от 5 декабря 1995 г. «О порядке формирования Совета Федерации». Таким образом, введением в силу нового Федерального закона существенно изменился порядок формирования одной из палат Федерального собрания.
Председатель Совета Федерации и его заместители избираются из числа членов Совета Федерации путем тайного голосования, причем необходимо набрать больше половины голосов от общего числа членов Совета Федерации.
· Председатель Совета Федерации:
o разрабатывает проект повестки дня очередного заседания Совета Федерации;
o созывает внеочередные заседания палаты (по требованию Президента РФ, правительства субъекта РФ или одной пятой от общего числа членов Совета Федерации);
o ведает внутренним распорядком деятельности палаты;
o направляет в соответствующие комитеты и комиссии законы, принятые Государственной думой, а также законопроекты, которые от имени Совета Федерации предполагается внести в Государственную думу;
o организует проведение парламентских слушаний и т.д.
Регламент Совета Федерации подробно регулирует деятельность комитетов и комиссий, которые готовят заключения по принятым Государственной думой законам, разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты, подготовленные для внесения в Государственную думу, организуют проведение парламентских слушаний, решают вопросы организации деятельности палаты и т.д. Численный состав каждого комитета определяется самой палатой, но он не может быть менее 10 человек, в комитеты входят все члены Совета Федерации, за исключением председателя и его заместителей. Заседание комитета правомочно, если на нем присутствует больше половины его численного состава. Комитет осуществляет свою деятельность на основе свободного обсуждения и гласности. Решения принимаются путем голосования большинством присутствующих членов комитета. Специфика комиссий, создаваемых Советом Федерации, заключается в том, что их деятельность ограничивается определенным сроком или решением конкретной задачи. Комиссии носят временный характер, срок их полномочий, задачи и персональный состав определяются постановлением палаты.
Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации
Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ не позднее 14 дней с момента получения федерального закона из Государственной думы может подписать его и обнародовать либо отклонить закон и вернуть его на новое обсуждение в Государственную думу. Если при повторном обсуждении закона Государственная дума и Совет Федерации одобрят закон в ранее принятой редакции большинством в две трети общего числа депутатов обеих палат, Президент обязан подписать его в течение семи дней и обнародовать. Таким образом, Федеральное собрание может преодолеть вето Президента РФ на принятый закон.
В законодательном процессе российского парламента, как и в самой его деятельности, еще много недостатков и нерешенных проблем. Поэтому и формы деятельности самого Федерального собрания и его палат и законодательная процедура находятся в стадии постоянного совершенствования, и этот процесс отражает изменения во всей государственно-правовой структуре Российской Федерации.
Таким образом, Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Порядок формирования Совета Федерации и всенародные выборы депутатов Государственной Думы обусловливают представительный характер Федерального Собрания. Федеральное Собрание является единственным федеральным органом законодательной власти и обладает полной компетенцией в сфере законотворчества в пределах предметов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ, в установленном Конституцией РФ порядке принимает законы о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы. Как законодательный орган Федеральное Собрание (точнее, его палаты) имеет некоторые контрольные и кадровые полномочия.
Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств, на совместных заседаниях голосования не проводятся и решения не принимаются. Заседания палат, как правило, являются открытыми, исключения могут быть установлены регламентами палат. Совет Федерации и Государственная Дума проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.
Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием и подотчётным ему. Коллегия Счётной палаты состоит из Председателя, назначаемого Государственной Думой, его заместителя, назначаемого Советом Федерации, и двенадцати аудиторов, назначаемых по шесть аудиторов каждой палатой Федерального Собрания. Счётная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета, внебюджетных фондов и другие контрольно-финансовые полномочия. Счётная палата обладает организационной и функциональной независимостью и не является структурным подразделением Федерального Собрания.
1. Конституционное право. B.E. Чиркин. Юридическая энциклопедия / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. — М.: Юристъ, 2001. ISBN 5-7975-0429-4.
2. Михалева Н.А. Конституционное право зарубежных стран СНГ: Учеб. пособие. — М.: Юристъ, 1999. — 352 с. ISBN 5-7975-0053-1
3. Конституция Российской Федерации от 12.12.93 г.
5. Богданова Н.А. О значении Конституционного права для юридического образования и практической деятельности юриста (вступительная лекция) // Вестник МГУ, сер. 11 «Право», 1995, №1.
6. Овсепян Ж.И. К обсуждению новой концепции преподавания Российского конституционного (государственного) права // Государство и право, 1996, №10.
7. Макаров О.В. Соотношение права и государства // Государство и право, 1995, №5.
Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Скачать 23481 0 0
… или политической точки зрения. 8 августа 2000 года вступил в силу новый Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Одной из основных причин внесения изменений в порядок формирования Совета Федерации являлась необходимость обеспечения такого порядка формирования палаты, при котором полномочия членов Совета Федерации осуществлялись бы …
парламент дума законодательство
Согласно Главе 5 «Федеральное собрание», Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 г. «Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации.» Данная законодательная ветвь состоит из двух палат: Совет Федерации (именуемый верхней палатой) и Государственная Дума (именуемая соответственно нижней палатой).
До момента избрания Конституции в Российской Федерации основным законом в системе государственного устройства существовал Верховный Совет, который являлся двухпалатным высшим представительным органом государственной власти и фактически функционировал в качестве однопалатного органа, так как большая часть всех задач Верховного Совета осуществлялась непосредственно обеими палатами, и важную значение представляли общие для всего Верховного Совета органы: Председатель Верховного Совета и Президиум Верховного Совета.
УДК 342.52
О. В. Романовская
доктор юридических наук, профессор заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация
О. В. Безрукова
кандидат юридических наук, доцент, кафедра уголовного права Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. В статье анализируются проблемы организации законодательной власти в субъектах Российской Федерации. Наименование регионального законодательного органа считалось прерогативой субъекта Российской Федерации, который должен самостоятельно определить его наименование, структуру, число депутатов, с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации. В 2010 году были внесены изменения, которые значительно ограничили возможные инициативы региональных парламентариев. Относительно наименования сделано четкое указание, что оно не может содержать словосочетаний, составляющих основу наименований федеральных органов государственной власти. Анализ законодательных актов отдельных регионов РФ свидетельствуют о последовательном развитии парламентаризма в субъектах Российской Федерации. Данное заключение основано не только на самом факте существования законодательных органов (а также результатов их деятельности), но и усилении политической составляющей вокруг формирования парламента и проводимых депутатами различных мероприятий.
Ключевые слова: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, Законодательное Собрание, Парламент, Парламент субъекта РФ, парламентское право, мажоритарный принцип.
O. V. Romanovskaya
Doctor of law, professor Head of department of State and Legal Subjects Penza State University, Penza, the Russian Federation
O. V. Bezrukova
Candidate of law, associate professor, department of Criminal Law Penza State University, Penza, the Russian Federation
PROBLEMS OF ORGANIZATION OF THE LEGISLATURE IN REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract. The article analyzes the problems of organization of legislative power in constituent entities of the Russian Federation. The name of the regional legislature was considered the prerogative of the constituent entity of the Russian Federation, who should determine its name, structure, number of deputies, taking into account historical, national and other traditions of the subject of the Russian Federation. In 2010 changes were made that greatly limited the possible initiatives of regional parliamentarians. For the title made a clear indication that it cannot contain word combinations making a basis of names of Federal public authorities. Authors analyze of individual legislative acts of Russian regions show a gradual development of parliamentary in the Russian Federation. This conclusion is based not only on the existence of legislative bodies (and their performance), but also strengthening the political component around the formation of Parliament and held deputies of different activities.
Key words: Russian Federation, subjects of the Russian Federation, legislative (representative) body of state power of subject of the Russian Federation, the
Legislative Assembly, the Parliament, the Parliament of the Russian Federation
subject, parliamentary law, majority principle.
Статья 4 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» устанавливает, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации.
Долгое время наименование регионального законодательного органа считалось прерогативой субъекта Российской Федерации, который должен самостоятельно определить его наименование, структуру, число депутатов с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации. Однако изменения, внесенные в 2010 г. значительно ограничили возможные инициативы региональных парламентариев. Относительно наименования сделано четкое указание, что оно не может содержать словосочетаний, составляющих основу наименований федеральных органов государственной власти. Таким образом, установлен запрет на полное дублирование словосочетания «государственная дума», которое, например, использовалось в Астраханской области, что вызывало серьезные нарекания. Запрет, правда, был обойден своеобразным образом — «выпадением» прилагательного «Государственная». В настоящее время часть 1 статьи 15 Устава Астраханской области устанавливает: «Законодательная власть в Астраханской области осуществляется Думой Астраханской области».
Первые парламенты (английский парламент, испанские кортесы) возникли в XII—XIII вв. Парламент как общенациональное представительное учреждение, отличное от сословных представительных структур времен феодализма, начинает свою историю с эпохи буржуазных революций. В отечественной истории первая Государственная Дума начала работать 27 апреля 1906 г. (с 2013 г. 27 апреля является Днем российского парламентаризма).
В конституционном праве довольно прочно утвердилось представление о том, что парламент выражает всеобщую волю народа. Концепцию народного представительства в самых общих чертах можно раскрыть через следующие тезисы: парламент учреждается конституцией; народ как носитель суверенитета уполномочивает парламент осуществлять законодательную власть; парламент формируется свободными выборами, которые являются высшим непосредственным выражением власти народа; член парламента представляет интересы всей нации.
К основополагающим принципам формирования парламентов можно отнести следующие: народное представительство, федерализм, периодическое обновление состава палат, политическое многообразие и многопартийность.
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти, — и представители Российской.
В новейшей истории нашей страны применялось три способа формирования Совета Федерации: прямые выборы населением субъектов Российской Федерации; вхождение по должности глав законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Федерации; избрание (назначение) по одному представителю от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Совет Федерации формируется и структурируется по непартийному принципу, в нем не создаются фракции и партийные объединения.
Решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации — представителя от законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации — принимается большинством голосов от общего числа депутатов этого органа и оформляется постановлением. Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации может быть только депутат этого органа.
Решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации — представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации — должно быть принято вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее чем на следующий день после дня его вступления в должность. При проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) каждый кандидат на данную должность представляет в соответствующую избирательную комиссию три кандидатуры, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями члена Совета Федерации.
Решение о наделении полномочиями члена верхней палаты — представителя Российской Федерации — принимается Президентом России. Число таких представителей не должно превышать 10% общего состава верхней палаты. Президент вправе назначить любое количество сенаторов в пределах этой квоты. При этом в течение первого срока своих полномочий Президент не может лишить полномочий назначенного до его вступления в должность члена Совета Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года, обладающий безупречной репутацией и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в течение пяти лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации.
В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации избирается 450 депутатов. 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам (один округ — один депутат), 225 депутатов избираются по федеральному избирательному округу’ пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы.
Практика формирования Государственной Думы соответствует общемировой практике образования нижних палат парламента либо однопалатных парламентов — путем всеобщих и прямых выборов. Как исключение их этой тенденции можно привести пример формирования Всекитайского собрания народных представителей, которое образуется путем многостепенных выборов из представителей, избранных от провинций, автономных областей, городов центрального подчинения и вооруженных сил. В редких случаях часть депутатов представительных органов зарубежных стран назначается. Например, в Совет народных представителей Индонезии, который рассматривается как регулярно заседающий законодательный орган, 100 депутатов из 500 назначаются президентом из представителей вооруженных сил.
Мировая практика бикамерализма знает различные способы формирования вторых палат.
Законодательный процесс. В самом общем виде под законодательным процессом понимается регламентированная деятельность органов государственной власти и должностных лиц по внесению, рассмотрению и принятию, подписанию и опубликованию законов и иных законодательных актов.
Можно выделить следующие стадии законодательного процесса: внесение законопроекта (законодательная инициатива); рассмотрение законопроекта в парламентских палатах и комитетах; принятие закона; подписание (санкционирование) и опубликование закона (промульгация).
Основы законодательного процесса закреплены в Конституции Российской Федерации, детально он урегулирован в Регламентах палат Федерального Собрания Российской Федерации.
Законодательная инициатива представляет собой официальное внесение в законодательный орган субъектом права законодательной инициативы текста проекта закона или иного законодательного акта. Наличие у субъекта права законодательной инициативы означает, что парламент обязан в соответствии с определенной процедурой рассмотреть внесенный данным субъектом проект.
Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.
Таким образом, Конституция Российской Федерации различает две группы субъектов права законодательной инициативы. В первую из них входят субъекты, право которых не связано какими-либо компетенционными рамками. Вторую группу образуют те из них, кто пользуется правом законодательной инициативы лишь по вопросам своего ведения (Конституционный Суд и Верховный Суд).
Круг субъектов права законодательной инициативы в России достаточно широк в сравнении со многими иными странами. Традиционно правом законодательной инициативы в зарубежных государствах обладают члены парламента, палата парламента, правительство. В Австрии законопроекты вносятся в Национальный совет по предложению его членов, Федерального совета или одной трети членов Федерального совета, а также по представлению Федерального правительства. Законодательная инициатива во Франции принадлежит одновременно премьер-министру и членам парламента. Конституция Бразилии предусматривает право исключительной законодательной инициативы Президента Республики в отношении законов, которые устанавливают и изменяют численный состав вооруженных сил; касаются введения постов, функций и должностей в органах публичной администрации; административной и судебной организации, налоговых и бюджетных вопросов, публичных служб и персонала администрации территорий; правового статуса служащих органов публичной власти; организации прокуратуры и публичной защиты государства; образования, организации и полномочий министерств и органов публичной администрации. В Аргентине только Палата депутатов имеет право законодательной инициативы по вопросам налогообложения и набора на военную службу.
В Италии право законодательной инициативы дано консультативному органу палат и Правительства, Национальному совету экономики и труда.
В некоторых государствах конституционно закреплен институт народной инициативы. В Бразилии она может осуществляться путем внесения в Палату депутатов проекта закона, подписанного по меньшей мере одним процентом национального избирательного корпуса, распределенного по меньшей мере в пяти штатах и по меньшей мере с тремя десятыми процента избирателей в каждом из них. Как правило, народная инициатива реализуется путем внесения проекта закона. Однако в конституции Швейцарии предусматривает, что народная инициатива (100 000 избирателей) частичного пересмотра Союзной конституции может иметь форму как общего предложения, так и разработанного проекта.
Законопроекты вносятся либо в любую из палат парламента, либо только в нижнюю палату. По конституции Франции законопроекты обсуждаются в Совете министров по получении заключения Государственного совета и затем вносятся в бюро одной из двух палат. Правительство Франции успешно пользуется такой возможностью. Около четверти законопроектов правительства направляется в Сенат. Финансовые законопроекты вносятся сначала на обсуждение Национального собрания. Законопроекты, основным предметом которых является устройство административно-территориальных образований, вносятся в первую очередь в Сенат.
Правовой статус члена парламента составляют права, обязанности и ответственность членов парламента, гарантии осуществления их полномочий.
Членом Совета Федерации является представитель от субъекта Российской Федерации, уполномоченный осуществлять в Совете Федерации законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и федеральным законом. С учетом проводимой в настоящее время реформы членами Совета Федерации также смогут стать представители Российской Федерации, назначаемые Президентом. Депутатом Государственной Думы является избранный представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе и законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
Членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы не может быть гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года. Как правило, возрастной ценз для членов верхних палат парламента в зарубежных странах выше. Так, в Польше возрастной ценз — 30 лет, в Италии и Чехии — 40 лет, хотя например, членами верхней палаты в Испании и Нидерландах могут быть граждане, достигшие 18 лет.
В конституционной практике существуют два основных вида мандата депутата парламента: мандат императивный и мандат свободный. Правовой статус депутата напрямую зависит от вида мандата. Принцип императивного мандата, предполагает, что депутат связан волей и наказами избирателей; отчитывается об их исполнении перед избирателями, которые могут отозвать депутата, не оправдавшего их доверия. Императивный мандат характерен, как правило, для избирательного права государств авторитарного типа, например, СССР, Кубы, КНДР.
Принцип свободного мандата означает, что депутаты парламента являются представителями всей нации, и отсутствуют какие-либо процедуры наказов и отзыва их избирателями. Согласно Конституции Австрии члены Национального совета и члены Федерального совета при исполнении своих обязанностей не связаны никакими поручениями. Конституция Франции провозглашает, что всякий императивный мандат недействителен. Европейская конституционная традиция в целом считает принцип императивного мандата недемократическим. Иногда как пример императивного мандата рассматривают мандат члена германского Бундесрата. Члены Бундесрата должны выполнять указания правительств своих земель, внутри делегации одной земли голоса не могут разделяться. Однако этот мандат нельзя рассматривать в чистом виде как мандат парламентария. Бундесрат имеет особую природу представительства субъектов федерации и состоит из членов правительств земель, которые их назначают и отзывают. Например, члены Бундесрата не обладают парламентским иммунитетом. Согласно конституционному праву Германии Бундесрат не является второй палатой единого законодательного органа, которая наравне с первой палатой участвует в законодательном процессе.
Существует определенная коллизия между принципом свободного мандата и партийной принадлежностью депутата. Как правило, депутат, избранный по партийным спискам, обязан руководствоваться указаниями политической партии, от которой он избран, а также фракции, в которой он состоит. В случае отступления от партийной дисциплины и выхода из фракции существует возможность лишения его мандата.
Так, во фракцию входят все депутаты Государственной Думы, избранные в составе соответствующего федерального списка кандидатов. Депутат, входящий во фракцию, может быть членом только той политической партии, в составе федерального списка кандидатов которой он был избран депутатом Государственной Думы. Полномочия депутата Государственной Думы прекращаются в случае: выхода по личному заявлению из состава фракции, в которой он состоит; несоблюдения требований федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» по членству в политической партии и фракции.
Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы осуществляют свои полномочия на профессиональной постоянной основе. Член Совета Федерации избирается (назначается) соответственно на срок полномочий законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Срок полномочий депутата Государственной Думы составляет пять лет, начинается со дня избрания его депутатом Государственной Думы и прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва, за исключением досрочного прекращения полномочий.
Органы законодательной власти субъектов РФ
Все субъекты Федерации имеют органы законодательной власти, образованные на представительной основе. Законодательный (представительный) орган субъекта является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти.
Название законодательного органа, его структуру каждый субъект Федерации устанавливает самостоятельно с учетом своих исторических, национальных условий и традиций. Эти названия многообразны, например, Законодательное собрание Санкт-Петербурга, Государственная дума Ямало-Ненецкого автономного округа, Губернская дума Самарской области, Народное собрание Карачаево-Черкесской Республики, Верховный совет Республики Хакасия.
В отдельных субъектах законодательный орган имеет сложное название. Так, в Адыгее он именуется «Государственный совет — Хасе — парламент Республики Адыгея», Башкортостане — «Государственное собрание — Курултай», Якутии — «Государственное собрание (Ил Тумэн) — парламент Республики Саха (Якутия)».
В большинстве субъектов Федерации парламенты однопалатные, в некоторых — двухпалатные (Свердловская область, Тыва). Различаются палаты по порядку формирования, численности депутатов, характеру полномочий, месту в законодательном процессе. Одну из палат, которая принимает законы, обычно называют «нижняя». Другую палату, как правило, рассматривающую принятые нижней палатой законы на предмет их одобрения или отклонения, именуют «верхняя».
Орган законодательной власти избирается населением субъекта федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного нрава при тайном голосовании. Срок его полномочий в соответствии с федеральным законом устанавливается конституцией (уставом) субъекта и не может превышать пяти лет.
Не менее 50% депутатов законодательного органа субъекта (в двухпалатном законодательном органе — не менее 50% депутатов одной из палат) должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками.
Число депутатов законодательного органа субъекта Федерации устанавливается самим субъектом в его конституции (уставе). Так, в Законодательном собрании Свердловской области насчитывается 49 депутатов (в Областной думе — 28 и в Палате представителей — 21), Законодательном собрании Оренбургской области — 47 депутатов, Думе Курганской области — 33 депутата, Думе Ханты-Мансийского автономного округа — 25 депутатов, Государственной думе Ямало-Ненецкого автономного округа — 21 депутат, Законодательном собрании Коми-Пермяцкого автономного округа — 15 депутатов.
Законодательный (представительный) орган субъекта Федерации обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать, самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности. Расходы на указанную деятельность предусматриваются отдельной статьей (строкой) в бюджете субъекта.
Основные полномочия законодательных (представительных) органов субъектов Федерации можно разделить на три основные группы.
1. В сфере государственно-правового строительства законодательный (представительный) орган:
- принимает конституцию (устав) субъекта и поправки к ней;
- осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов;
- официально толкует законы субъекта;
- осуществляет наряду с другими уполномоченными органами контроль за соблюдением и исполнением конституции (устава), других законов субъекта, исполнением бюджета и соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта;
- устанавливает административно-территориальное и муниципально-территориальное устройство субъекта, порядок их изменения, осуществляет законодательную инициативу в Федеральном Собрании РФ;
- устанавливает порядок назначения и проведения референдума субъекта, порядок проведения выборов в органы власти, органы местного самоуправления на территории субъекта;
- утверждает схему управления субъектом, определяет структуру высшего исполнительного органа власти субъекта;
- устанавливает структуру исполнительных органов власти субъекта;
- дает согласие на назначение руководителя высшего исполнительного органа власти субъекта;
- отрешает от должности высшее должностное лицо субъекта (президента, губернатора, главу администрации);
- учреждает государственные награды субъекта, устанавливает специальные и почетные звания.
2. В социально-экономической и финансовой сферах законодательный (представительный) орган:
- утверждает бюджет субъекта и отчет о его исполнении;
- утверждает программу социально-экономического развития субъекта;
- устанавливает налоги и сборы, отнесенные федеральным законом к ведению субъекта, а также порядок их взимания;
- устанавливает порядок образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов субъекта, утверждает отчеты о расходовании средств этих фондов;
- устанавливает порядок управления и распоряжения объектами собственности субъекта, в том числе долями (паями, акциями) субъекта в капиталах хозяйственных обществ, товариществ, организаций иных организационно-правовых форм.
3. В международных и внешних отношениях законодательный (представительный) орган утверждает международные и внешнеэкономические соглашения субъекта, одобряет проекты договоров органов государственной власти субъекта и федеральных органов власти о разграничении полномочий.
В соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами и другими законами субъектов Федераций названные органы наделены многими иными полномочиями во всех трех сферах.
1. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации.
2. Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации.
3. Число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации (далее — установленное число депутатов).
4. Срок полномочий депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее, если не оговорено особо, — депутаты) одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и не может превышать пять лет.
5. Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно.
6. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.
7. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.
8. Расходы на обеспечение деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации утверждаются самим законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации и предусматриваются отдельной строкой в бюджете субъекта Российской Федерации.
9. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является правомочным, если в состав указанного органа избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.
10. Правомочность заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации определяется его регламентом или иным актом, принятым данным органом и устанавливающим порядок его деятельности.
11. Заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации являются открытыми, за исключением случаев, установленных федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, а также регламентом или иным актом, принятым данным органом и устанавливающим порядок его деятельности.
1. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации:
а) принимает конституцию субъекта Российской Федерации и поправки к ней, если иное не установлено конституцией субъекта Российской Федерации, принимает устав субъекта Российской Федерации и поправки к нему;
б) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации;
в) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
2. Законом субъекта Российской Федерации:
а) утверждается бюджет субъекта Российской Федерации и отчет о его исполнении, представленные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, а в случае, если указанная должность не установлена, то руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее — высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
б) устанавливаются в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации основы организации и деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
в) устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации, в пределах полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации определяется порядок деятельности органов местного самоуправления;
г) утверждаются программы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, представленные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
д) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта Российской Федерации, а также порядок их взимания;
е) устанавливается порядок образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов субъекта Российской Федерации, утверждаются отчеты о расходовании средств этих фондов;
ж) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации, в том числе долями (паями, акциями) субъекта Российской Федерации в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;
з) утверждаются заключение и расторжение договоров субъекта Российской Федерации;
и) устанавливается порядок назначения и проведения референдума субъекта Российской Федерации;
к) устанавливается порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а также выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
л) устанавливается административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации и порядок его изменения:
м) утверждается схема управления субъектом Российской Федерации, определяется структура высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
н) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации к ведению и полномочиям субъекта Российской Федерации.
3. Постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации:
определяется порядок деятельности указанного органа;
назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица субъекта Российской Федерации, а также оформляется согласие на их назначение на должность, если такой порядок назначения предусмотрен Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации;
назначается дата выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а также дата выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
назначается референдум субъекта Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации;
оформляется решение о недоверии (доверии) высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в назначении которых на должность законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимал участие в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации;
утверждается соглашение об изменении границ субъектов Российской Федерации;
назначаются на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации;
оформляются иные решения по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федер��ции, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к ведению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
1. Право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), представительным органам местного самоуправления. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта Российской Федерации.
2. Законопроекты, внесенные в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.
3. Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, рассматриваются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо при наличии заключения указанного лица. Данное заключение представляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок, который устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и не может быть менее четырнадцати календарных дней.
1. Конституция (устав) субъекта Российской Федерации, поправки к ней (к нему) принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.
2. Законы субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
3. Постановления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
4. Проект закона субъекта Российской Федерации рассматривается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации не менее чем в двух чтениях. Решение о принятии либо отклонении проекта закона, а также о принятии закона оформляется постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
СТРУКТУРА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Законы субъекта Российской Федерации, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, направляются указанным органом для обнародования высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок, который устанавливается конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.
2. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обязано (обязан) обнародовать закон субъекта Российской Федерации, удостоверив обнародование закона путем его подписания или издания специального акта, либо отклонить закон в срок, который устанавливается конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации и не должен превышать четырнадцать календарных дней с момента поступления указанного закона.
3. В случае отклонения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) закона субъекта Российской Федерации указанный закон может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.
4. Закон субъекта Российской Федерации, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и подлежит обнародованию в срок, установленный конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.
5. Конституция (устав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
6. Конституция Российской Федерации, федеральные законы, конституция (устав) и законы субъекта Российской Федерации подлежат государственной защите на территории субъекта Российской Федерации.
1. Полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации могут быть прекращены досрочно в случае:
а) принятия указанным органом решения о самороспуске, при этом решение о самороспуске принимается в порядке, предусмотренном конституцией (уставом) или законом субъекта Российской Федерации;
б) роспуска указанного органа высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по основаниям, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи;
в) вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, суда края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;
г) роспуска указанного органа в порядке и по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи.
2. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в случае принятия данным органом конституции (устава) и закона субъекта Российской Федерации, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.
3. Решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о досрочном прекращении полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимается в форме указа (постановления).
4. В случае, если соответствующим судом установлено, что законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации приняты конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации или иной нормативный правовой акт, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам, а законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил нормативный правовой акт, признанный соответствующим судом противоречащим федеральному закону и недействующим, и после истечения данного срока судом установлено, что в результате уклонения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации от принятия в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда были созданы препятствия для реализации закрепленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами полномочий федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, нарушены права и свободы человека и гражданина, права и охраняемые законом интересы юридических лиц, Президент Российской Федерации выносит предупреждение законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации.
Решение Президента Российской Федерации о предупреждении законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимается в форме указа.
Если в течение трех месяцев со дня вынесения Президентом Российской Федерации предупреждения законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации указанный орган не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, Президент Российской Федерации вносит в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Государственная Дума в течение двух месяцев обязана рассмотреть указанный проект федерального закона.
Полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации прекращаются со дня вступления в силу федерального закона о роспуске законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Срок, в течение которого Президент Российской Федерации выносит предупреждение законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации или вносит в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, не может превышать один год со дня вступления в силу решения суда.
5. В случае досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъ��кта Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации назначаются внеочередные выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Указанные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
1. Депутаты избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории субъекта Российской Федерации и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом.
2. Депутатом может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с федеральным законом, конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации пассивным избирательным правом.
3. Выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
4. Статус депутата, срок его полномочий, порядок подготовки и проведения выборов регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
Для Локка в приоритете была законодательная власть, однако её преимущество было, по его мнению, не абсолютной. Исполнительная и судебная власть не должна занимать пассивное положение. Через сто лет, в 1789 году, издается Декларация прав человека и гражданина, в которой было зафиксировано разделение властей. В этом документе говорилось, что государство, не применяющее эту модель управления, не имеет Конституции. После Локка развитием его идей занимался француз Монтескье. Он считал, что разделение властей является спасением общества от злоупотребления властью государями, а также от узурпации власти в одном органе, от деспотизма.
СПРАВКА! Также французом была разработана теория сдержек и противовесов.
Три ветви власти — описание
- Данная модель должна быть закреплена в Конституции.
- Каждая ветвь государственной власти в РФ должна быть представлена не одним человеком, а разными органами или людьми. Один человек не может иметь полномочия для осуществления двух видов управления одновременно.
- Все три вида управления равны и автономны.
Теория сдержек и противовесов
Джеймс Мэдисон трудился над созданием эффективной модели грамотного разделения властей. Сдержки и противовесы он понимал, как частичное совпадение полномочий властно ветвей. Данная система функционирует в США и на сегодняшний день. Например, президент может отклонять законы благодаря своему праву вето. Суды же вправе признать их недействительными из-за того, что те противоречат Конституции. С помощью этого законодательная ветвь сдерживается. Президент может назначать в судебные и исполнительные органы, а законодательный орган будет ратифицировать эти решения. Выходит, что данные составляющие являются неким балансом всех ветвей власти, их взаимоограничение и взаимодействие, которое реализуется при помощи правовых мер.
Федеральное Собрание РФ как представительный и законодательный орган РФ
Положение президента
Многие интересуются, к какой из трех ветвей власти относится Президент. В этом вопросе учёные не достигли единого мнения. Одни из них считают, проведя анализ его полномочий, что он относится все-таки к исполнительной власти. Другие же утверждают, что Президент возвышается над всеми органами, выполняя координирующие функции.
Исключения
В теории существует только три ветви власти, относящиеся к основным. Однако, наука спорит по поводу их количества. К примеру, про Президента, что было рассмотрено выше. Помимо этого, выделяется прокуратура. Хотя в Конституции она входит в судебную ветвь, но отнести её к этой ветви власти все же нельзя. Соответствующих полномочий прокуратура не имеет. В 11 статье Конституции она не относится к списку ведомств государственной власти, но законом «О прокуратуре » признается таковым. Противоречие налицо. Нацка имеет разные теории о правовом положении органов прокуратуры.
СПРАВКА! Одни юристы утверждают, что они относятся к судебной власти, другие — к исполнительной. Некоторые вообще считают, что прокуратура не относится ни к какой ветви власти.
Законодательный представительный орган государственной власти субъекта РФ — постоянно действующий высший и единственный орган законодательной власти субъекта РФ, правой статус которого закрепляется законодательством. Законодательные органы формируются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Структура и порядок формирования представительных органов субъектов РФ устанавливается конституцией уставом соответствующего субъекта РФ.
В структуру законодательного представительного органа государственной власти субъекта РФ могут входить постоянно действующие депутаты их число устанавливается законами соответствующего субъекта РФ , которые формируют из своего состава рабочие группы по разрешению вопросов организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения характера.
На депутатов представительных органов власти субъектов РФ распространяется статус депутатов, включая депутатский иммунитет. Депутатами представительного органа власти субъекта РФ могут быть избраны в установленном субъектом РФ порядке граждане РФ, достигшие определенного законом субъекта РФ возраста и не признанные судом ограниченно дееспособными или недееспособными.
Представительный законодательный орган власти субъекта РФ вправе принимать на своих заседаниях законы субъекта РФ и постановления. Финансирование законодательных представительных органов государственной власти субъектов РФ и их деятельности осуществляется из бюджета соответствующих субъектов РФ. Институт управления и оценки бизнеса. Учебные материалы для учащихся и аспирантов. Органы законодательной представительной власти субъектов Российской Федерации Конституционное право.
Алтайский краевое Законодательное Собрание. Законодательное Собрание Амурской области. Архангельское областное Собрание депутатов.
Пятница, Версия для печати. Органы законодательной власти субъектов РФ.
Законодательный представительный орган государственной власти субъекта РФ — постоянно действующий высший и единственный орган законодательной власти субъекта РФ, правой статус которого закрепляется законодательством. Законодательные органы формируются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Структура и порядок формирования представительных органов субъектов РФ устанавливается конституцией уставом соответствующего субъекта РФ. В структуру законодательного представительного органа государственной власти субъекта РФ могут входить постоянно действующие депутаты их число устанавливается законами соответствующего субъекта РФ , которые формируют из своего состава рабочие группы по разрешению вопросов организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения характера.
Купить систему Заказать демоверсию. Основы статуса законодательного представительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Статья 4. Законодательный представительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации. Наименование законодательного представительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура устанавливаются конституцией уставом субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации. При этом наименование указанного органа не может содержать словосочетаний, составляющих основу наименований федеральных органов государственной власти. Федерального закона от Число депутатов законодательного представительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией уставом субъекта Российской Федерации далее — установленное число депутатов и определяется в зависимости от численности избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации. Установленное число депутатов должно составлять:. В случае, если за шесть месяцев до истечения срока, в который должны быть назначены выборы в законодательный представительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации очередного созыва, в результате увеличения численности избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, установленное число депутатов окажется меньше их минимального числа, предусмотренного подпунктом «б» , «в» или «г» пункта 3 настоящей статьи для соответствующей численности избирателей, и такое соотношение фиксируется по состоянию на 1 января и 1 июля в течение восемнадцати календарных месяцев, непосредственно предшествующих указанным шести месяцам далее — факт увеличения численности избирателей , установленное число депутатов приводится в соответствие с увеличившейся численностью избирателей.
Сбербанк — крупнейший банк страны по многим показателям, в том числе и по количеству отделений. Форму 1П можно заполнить или от руки, но обязательно разборчиво и печатными буквами, или в электронном варианте. Срок давности не влияет на право банка звонить заемщику, писать письма и другими способами напоминать о непогашенном кредите. Федеральных законов от 25.
Некоторые заболевания будущей мамы могут существенным образом менять течение беременности и родов. Перевод на банковский счет физическим лицам недоступен.
Когда же настанет долгожданный момент истины. Бывает 2 группа инвалидности рабочая и нерабочая. Трудовые книжки и журнал обязательно убираются в сейф. Иметь стаж работы (минимум — 12 месяцев).
Система органов государственной власти субъектов РФ
Скажите пожалуйста по моим данным(числа точные половых актов)и осмотрам гинеколога и узи,могу я быть уверенна что беременность наступила именно с 19.
Как оформить регистрацию по месту жительства через портал Госуслуг. Между тем, превращение института неустойки в способ обогащения кредитора недопустимо и противоречит ее компенсационной функции. Как продать без уплаты налогов.
А тут ситуация такова, что жена не собирается вам давать ни единого шанса. Для того чтобы беспрепятственно получить налоговый вычет, физическому лицу требуется выполнить перечень действий, в который входят: Определение желаемой суммы вычета. В такой ситуации у бабушки ребенка есть два возможных варианта: 1.
Ипотека для многодетных семей в Сбербанке в 2019 году представлена в 7 разных программах. Участки земли, используемые для развития лесного хозяйства.
Потребуется получить дубликат из архива администрации, который обладает всеми свойствами оригинала.
В коллективном договоре организации, правилах внутреннего трудового распорядка, трудовом договоре с М. Общие правила для жильцов. Суд согласится приять и другую информацию, подтверждающую, что заработная плата не была выплачена.
Указанные документы потребуются для заполнения уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, с них снимаются ксерокопии, после чего они возвращаются на руки их владельцу. Они признаны виновными в покушении на мошенничество, совершенном группой лиц по предварительному сговору, с использованием своего служебного положения, в особо крупном размере (ч.
В нем должна содержаться информация, включая данные из паспорта и сведения из свидетельства о рождении ребенка. В другом случае следует отправлять письмо с уведомлением, это будет гарантией того, что канцелярия суда получила вашу жалобу.
Законодательный орган имеет статус постоянно действующего высшего и единственного органа законодательной власти субъекта РФ. Его функции.
Популярным считается использование материнского капитала, который семья получает после рождения ребенка.
Для признания сделки недействительной необходима подача судебного иска пострадавшей стороной. Только в этом случае закон не будет нарушен. Составляется она в произвольно форме. И более того, в таком случае не следует заявлять и благотворительную льготу.
Соответственно, такой человек может ничего не знать о продаже жилья, и, по возвращению, заявить о своих правах новому владельцу. Справка из роддома о рождении ребенка (она действует только 1 месяц от даты выдачи). Наконец, парню или девушке старше 14 лет можно предложить заработать немного денег самостоятельно.
Стоимость доставки, а также стоимость обратной пересылки (если она производилась за Ваш счет) не компенсируются. Разьясните, пожалуйста, этот момент, и на сколько сейчас реально получить Российское гражданство таким образом, например, если мои прадед, прабабка, прапрабабка родились и проживали на территории современного Российского государства.
В некоторых случаях можно взять его в том районе, где человек погиб, а также по месту жительства живого мужа или детей.
Если организации или предпринимателю необходимо закрыть свой расчетный счет в банке, то для этого первым делом следует составить заявление. Что будет, если обвиняемый не успел познакомиться с материалами уголовного дела в установленные сроки.
Следующим этапом рассмотрения конфликта является привлечение комиссии по трудовым спорам. На государственном сайте услуга располагается в списке виджетов органов местного самоуправления.
Реформа 2017 года напрямую не предусматривает повышения пенсионного возраста, но предусматривает повышение требований к страховому стажу. Ольга 23:07 Полный рабочий день Шагиева С.
Нюансы получения налогового вычета на строительство дома. Производится это путем установки специальной арматуры с последующим ее опломбированием. О правовых нюансах и тонкостях передачи полномочий руководителя рассказывает данный материал. При электронном страховании бланк заполняется дистанционно путем внесения сведений во все разделы заявки.
Как воздействовать на застройщика. Бланк 1419, оформленный собственноручно соискателем. Должностное лицо должно принять документ, указав на нём дату, свою подпись и расшифровку.
Это вы его называете огромным с количеством квартир 352. Этот документ также определяет основные функции, цели и задачи органов правопорядка. Представлять эти справки и бумаги государственного образца необходимо в налоговую инспекцию по месту регистрации, где и следует уточнить список необходимой документации.
Довольно часто ученые отождествляют термины «представительный» и «законодательный». В целом, понятия действительно являются похожими между собой. Ведь в обоих случаях представительные и законодательные органы являются ведомствами, которые непосредственно избирает народ определенной территории, будь то государство или сельская община. Однако полностью отождествлять данные понятия нельзя. Суть в том, что когда мы говорим о представительных органах, то учитываются все без исключения ведомства выборного характера. К таковым на сегодняшний день относятся как законодательные структуры, так и органы местного самоуправления. Таким образом, представительные ведомства – это более обширная система официальных государственных организаций. Но в неё входят специальные, центральные органы, одним из которых является Парламент Российской Федерации.
Итак, мы выяснили, что Федеральное собрание есть не что иное, как представительный орган власти. Это говорит о многих специфических моментах подобного ведомства. Прежде всего, необходимо отметить тот факт, что Федеральное собрание является двухпалатным органом. При этом каждый структурный элемент ведомства является выборным. Что касается полномочий Федерального собрания, то они довольно обширны. Парламент России имеет право:
- утверждать и изменять границы между субъектами РФ;
- фактически утверждать нормативные акты Президента, которые вводят военное положение;
- решать вопросы о возможности и необходимости использования Вооруженных Сил за пределами государства;
- издавать федеральные законы, изменять Конституцию РФ;
- назначать и освобождать от должностей некоторых государственных служащих.
Данный список полномочий Федерального собрания не является исчерпывающим. Следует отметить, что парламентские палаты также имеют исключительные права. Однако наличие данных особенностей подтверждает статус Федерального собрания как высшего представительного органа в РФ.
Местная власть в Российской Федерации представлена довольно развитой сетью различных ведомств. В данном случае нужно отметить, что их структура и формы деятельности во многом зависят от этнических особенностей определенной территории. К наиболее распространенным органам местного самоуправления относится:
- парламент субъекта РФ;
- администрация поселка.
В обоих случаях ведомства осуществляют координирование общественных отношений на определенной территории. Городская дума или же парламент субъекта РФ, как мы понимаем, является куда более обширной структурой, нежели сельская администрация. Тем не менее, полномочия данных органов в обоих случаях являются существенно ограниченными. Городская дума имеет право решать только те вопросы, которые непосредственно касаются деятельности подконтрольной ей территории. К тому же акты подобных органов не могут противоречить федеральным законам и положениям действующей Конституции.
.
Результаты проведенного исследования проблем института парламентского права в Республике Калмыкия позволяют обосновать следующие выводы.
1.Разделение властей как принцип государственного строительства необходим для демократического общества, в котором единственным источником власти является народ. Применение на практике этого принципа призвано обеспечить наибольшую эффективность народовластия. Этот принцип может гарантировать верховенство закона и исключить возможность узурпации власти какой-либо из её ветвей. В диссертации рассматривается опыт реализации этого принципа, который накоплен в Республике Калмыкия с 1993 по 1999гг. и сделан вывод о том, что в Республике Калмыкия сформирован и действует представительный и законодательный орган, в основу построения и деятельности которого положен принцип разделения властей.
2. Исследование практики реализации этого принципа в деятельности органов государственной власти Республики Калмыкия подводит к выводу о том, что, во-первых, и Президент и Парламент получают свои мандаты непосредственно у народа путем всеобщих выборов, во-вторых, Президент обладает рядом полномочий, обеспечивающих его влияние на все ветви власти, включая законодательную, в-третьих,.
Народный Хурал имеет свои рычаги влияния на Президента.
3. В Конституции Республики Калмыкия — Степном Уложении впервые в истории Калмыкии был закреплен принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. В нем нашло отражение требование о взаимном невхождении личного состава органов одной системы в состав органов другой системы, право Президента Республики Калмыкия на роспуск Народного Хурала и соответствующее право Парламента о выражении недоверия Президенту, т. е. реальное воплощение получила система сдержек и противовесов. Отсюда вытекает вывод о том, что Степное Уложение дало возможность укрепить государственность, поднять эффективность государственной власти за счет четкого разграничения полномочий всех ветвей власти.
4.Существующие в Конституции сдержки и противовесы (право роспуска Народного Хурала и досрочного отрешения от должности Президента Республики Калмыкия) не в полной мере охватывают возможные случаи возникновения кризисных ситуаций, недостаточны основания и слишком усложнена процедура их применения. Определение «нарушение Степного Уложения» как основание для отрешения Президента от должности нечетко и трудно доказуемо. Необходимо расширить и основания роспуска Народного Хурала, включив в него неконституционность выборов депутатов Парламента, заявление одной трети депутатов о досрочном сложении своих полномочий, а также не допускать роспуск Народного.
Хурала в период возбуждения и решения Парламентом вопроса о досрочном освобождении Президента РК от должности.
В результате анализа процесса взаимодействия Президента Республики Калмыкия и Народного Хурала сделан вывод о необходимости выработки четких процедур и оснований реализации системы сдержек и противовесов.
5.Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия осуществляет и законодательную и представительную функции. Компетенция этого органа определяется не только Конституцией РК, но и отдельным законом. Законодательная власть, представленная Народным Хуралом, имеет исключительное право принятия законов Республики Калмыкия. Анализ практики деятельности Народного Хурала доказывает, что Парламент Калмыкии — мощный и эффективный созидательный фактор, который представляет гражданское общество Калмыкии во всем многообразии экономических, политических, идеологических интересов.
6.Формирование Народного Хурала осуществляется на основе всеобщего равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Анализ Закона Республики Калмыкия «О выборах депутатов Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия свидетельствует о том, что в нем недостаточно четко урегулирован ряд имеющих принципиальное значение вопросов, поэтому диссертантом сделан вывод о целесообразности разработать и принять единый систематизированный и консолидированный документ — Избирательный Кодекс Республики Калмыкия. В этом случае республиканское избирательное законодательство будет более удобным для использования, толкования и применения.
- Чиркин, В. Е. Государственная власть субъекта федерации / В. Е. Чиркин // Государство и право. – 2000. – № 10. – С. 5-12.
- Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти в субъектах Российской Федерации : Федеральный закон Рос. Федерации от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 сент. 1999 г. : в ред. Федер. закона Рос. Федерации от 3 февраля 2015 г. № 6-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1999. – 18 окт.; Официальный интернет-портал правовой информации. – 2015. – 31 мар.
- Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации : учебник для юрид. вузов и факультетов / М. В. Баглай. — Изд. 10-е доп. и прераб. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 784 с.
- Андреев, А. В. Представительная власть в субъектах Российской Федерации : Общее и особенное / А. В. Андреев, А. Т. Карасев. // Правоведение. – 2005. – № 1. – С. 105 — 108.
- О регламенте Верховного Совета Республики Хакасия : Постановление Верховного Совета Республики Хакасия от 29 октября 1997 г. № 83-5 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-прав. системы «КонсультантПлюс». – (дата обращения: 27.06.2016).
- Габричидзе, Б. Н. Конституционное право Российской Федерации : учебник для юрид. вузов / Б. Н. Габричидзе, М. В. Баглай. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 501 с.
- По делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда Рос. Федерации от 27 янв. 1999 г. № 2-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1999. – 8 фев. – № 6.
- Карпов, А.В. Конституционное право России: учебное пособие / А. В. Карпов. – М.: Омега-Л, 2011. – 205 с.
- Условия размещения
- Публичная оферта
- Политика конфиденциальности
- Оплата
- Выпуски журнала
1.1 Исторические аспекты становления российского парламента
1.2 Формирование парламента в Российской Федерации
ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННО — ПРАВОВОЙ СТАТУС СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- Сущность и основные черты Федерального собрания по Конституции Российской Федерации
Понятие парламента, двухпалатная структура Федерального Собрания. Порядок формирования палат Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думы. Компетенция Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
курсовая работа [60,2 K], добавлен 26.01.2011
- Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Место Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в системе государственных органов РФ. Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. История развития законодательства.
курсовая работа [35,9 K], добавлен 30.05.2007
- Совет Федерации: порядок формирования и полномочия
История развития законодательства о формировании и деятельности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Действующий порядок формирования и полномочия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
реферат [21,6 K], добавлен 07.05.2004
- Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Исторические корни принципа народного представительства, Федеральное Собрание в системе органов государственной власти Российской Федерации. Внутренняя организация Совета Федераций, его структуа, формирование и проблемы законодательной деятельности.
курсовая работа [46,3 K], добавлен 25.02.2010
- Порядок формирования и организация деятельности Совета Федерации Федерального Собрания РФ
Конституционно-правовой статус и структура Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Порядок формирования и правовые основы Совета Федерации, организация его деятельности. Законотворческая деятельность и специальная компетенция Совета Федерации.
курсовая работа [45,0 K], добавлен 17.04.2014
- Полномочия палат Федерального Собрания Российской Федерации
Конституционно-правовые основы организации и деятельности Федерального Собрания Российской Федерации. Полномочия Государственной Думы, принятие ею постановлений. Взаимодействие палат Федерального Собрания РФ. Функции и задачи деятельности Правительства.
дипломная работа [60,6 K], добавлен 31.03.2018
- Совет Федерации Федерального Собрания: конституционный статус, эволюция механизма формирования, организационное устройство на современном этапе
История создания и этапы формирования Совета Федерации, кадровое обеспечение его деятельности. Статус члена Совета Федерации. Участие Совета Федерации в законодательном процессе, его полномочия. Нормативное обеспечение деятельности Совета Федерации.
реферат [47,7 K], добавлен 06.12.2016
- Некоммерческие организации как юридические лица
Федеральное собрание Российской Федерации – представительный и законодательный орган. Государственная дума: порядок формирования и компетенция. Конституционно-правовой статус Совета Федерации. Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания России.
курсовая работа [40,9 K], добавлен 14.05.2009
- Порядок формирования федерального собрания, его основные функции и полномочия
Общее понятие Федерального Собрания как органа государственной власти России, особенности его структуры и порядка формирования согласно Конституции Российской Федерации. Характеристика функций и полномочий Государственной Думы и Совета Федерации.
курсовая работа [42,1 K], добавлен 24.01.2011
- Совет Федерации и Государственная дума Российской Федерации
Совет Федерации: структура, функции, цели и задачи деятельности. Государственная дума как нижняя палата парламента, орган законодательной власти — Федерального Собрания Российской Федерации. Полномочия и статус Государственной думы, ее основные созывы.
презентация [529,0 K], добавлен 08.10.2014