- Экономика

Как сообщить в ФСС о результатах аттестации рабочих мест

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как сообщить в ФСС о результатах аттестации рабочих мест». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В соответствии с планом финансового обеспечения, после получения приказа о выделении средств на софинансирование предупредительных мер, организация вправе уменьшить начисляемые суммы страховых взносов на разрешенную сумму.

  • Ежеквартально необходимо отчитываться перед ФСС об использовании выделенных средств (п. 11 Правил № 580н).
  • В целях учета и отчетности по использованию сумм страховых взносов в Письме ФСС России от 02.07.2015 N 02-09-11/16–10779 приводится рекомендуемая форма отчета по использованию сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер по охране труда.
  • В отчете отражаются сведения о запланированных и фактических расходах на предупредительные меры.
  • Данные, связанные с софинансированием предупредительных мер необходимо отражать при предоставлении отчетности по форме 4-ФСС, раздел II, таблица 7.
  • Административный регламент о финансовом обеспечении предупредительных мер утвержден приказом Минтруда России от 02.09.2014 № 598н.

ФСС вправе отказать страхователю в зачете произведенных расходов и не разрешит уменьшить сумму страховых взносов за соответствующий квартал, если страхователь не сможет представить выше указанные документы.

К отчёту за использование средств на проведение СОУТ, дополнительно вместе с отчетом и подтверждающими документами, вам необходимо предоставить сводную ведомость результатов проведения специальной оценки условий труда.

О порядке возмещения расходов на обучение по охране труда работников в 2017 году

Благодаря Приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 декабря 2012 г. № 580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер», провести обучение и профессиональную переподготовку можно бесплатно.

Для возврата средств на обучение по охране труда, необходимо представить документы (копии документов, заверенные печатью):

  • Заявление о возмещении;
  • План финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году;
  • Копия перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников;
  • Копию приказа о направлении работников на обучение по охране труда с отрывом от производства;
  • Список работников, направляемых на обучение по охране труда;
  • Копию договора на проведение обучения по охране труда с организацией, оказывающей услуги по обучению руководителей и специалистов с приложением Лицензии на право образовательной деятельности № 673 от 19 октября 2011 года;
  • Копию уведомления Минтруда России (Минздравсоцразвития России) о включении обучающей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда № 22–3/10/2–3990 от 19 апреля 2012 года;
  • Копия программы обучения (предоставляется обучающей организацией, должна быть утверждена Комитетом по труду).

Одновременно со списком работников, направляемых на обучение по охране труда, в ФСС необходимо представить документы, подтверждающие принадлежность указанных в них работников к категории работников, имеющих право проходить обучение за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а именно:

  • в случае включения в список руководителей государственных (муниципальных) учреждений — копии трудовых книжек или копии приказов о назначении на должность (приеме на работу) руководителей государственных (муниципальных) учреждений;
  • в случае включения в список руководителей и специалистов служб охраны труда организаций — копии приказов о назначении на должность (приеме на работу) руководителей и специалистов служб охраны труда организаций;
  • в случае включения в список членов комитетов (комиссии) по охране труда — копии приказов работодателя об утверждении состава комитета (комиссии) по охране труда;
  • в случае включения в список уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов — выписки из протоколов решений профсоюзных органов или иных уполномоченных работниками представительных органов о назначении уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда;
  • в случае включения в список обучающихся руководителей организаций малого предпринимательства и работников организаций малого предпринимательства (с численностью работников до 50 человек), на которых возложены обязанности специалиста по охране труда в Фонд социального страхования необходимо предоставить:
  • копии приказов о назначении на должность руководителей организаций малого предпринимательства;
  • справку о средней численности работников организации малого предпринимательства за прошедший календарный год; копию приказа о возложении на работников организаций малого предпринимательства (с численностью работников до 50 человек) обязанностей специалиста по охране труда.
  • учет выделенных ФСС средств страхователь ведет самостоятельно и ежеквартально представляет отчет об их использовании (п. 11 Правил № 580н).

Перечень документов, прилагаемых к отчету, подтверждающих целевое использование средств, направленных на обучение по охране труда руководителей и специалистов, через ФСС:

  • Отчет «Об использовании сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников» (форма);
  • Копии финансовых документов, подтверждающих оплату обучения по охране труда работников (счета, счета-фактуры, платежные поручения, приходные накладные), чтобы в итоге оно стало для вашей организации бесплатным;
  • Копия акта выполненных работ с указанием количества работников, фактически прошедших обучение; Копии удостоверений за подписью председателя комиссии по проверке знаний требований охраны труда или копия протокола заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда специалистов.

Возврат денег из Фонда социального страхования на обучение по охране труда производится не на расчётный счёт, а путём уменьшения суммы страховых взносов в следующем году.

Галина Арзамасцева, руководитель отдела охраны труда ООО «Технологии труда»:

Наталья Шумаева, главный бухгалтер ООО «ГАЛЛА корп»:

Обеспечение Фондом проведения спецоценки – не единственное преимущество процедуры. Также можно снизить налогооблагаемую базу, беспрепятственно принимать участие в тендерах, конкурсах. Подробнее об этом и не только в материале: «Преимущества СОУТ».

Финансовое обеспечение предупредительных мер (далее — ФОПМ) осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации на текущий финансовый год.

Объем средств, направляемых страхователем на ФОПМ, не может превышать 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за расчетный период, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в расчетном периоде.

Совет

Расчетный период может быть либо один предшествующий год, либо три предшествующих года. На расчет суммы за три предшествующих года имеют право страхователи, которые в предшествующие два года не обращались за выделением средств и имеют численность работников до 100 человек.

Объем средств на ФОПМ во всех случаях не может превышать сумму страховых взносов, подлежащих перечислению им в территориальный орган Фонда в текущем финансовом году.

При обращении в Региональное отделение страхователю необходимо учесть, что отказ в предоставлении государственной услуги производится в следующих случаях:

а) Если на день подачи заявления у страхователя имеются непогашенные недоимка, задолженность по пеням и штрафам, образовавшиеся по итогам отчетного периода в текущем финансовом году, недоимка, выявленная в ходе камеральной или выездной проверки, и (или) начисленные пени и штрафы по итогам камеральной или выездной проверки.

Страхователь, получивший отказ, после погашения задолженностей и исполнения других требований вправе повторно, но не позднее 31 июля текущего года, обратиться с заявлением в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации с приложением нового пакета документов.

б) Представленные документы содержат недостоверную информацию.

Принимаются к рассмотрению только оригиналы и (или) заверенные копии подготовленных документов. Документы, оформленные не надлежаще или оформленные с поправками, подчистками и дополнениями как официальные не рассматриваются и подлежат изъятию.

Все копии документов должны быть заверены оттиском круглой печати страхователя и записью «копия верна, подпись, должность, Фамилия И.О., оригинал находится в …… (наименование организации и ее подразделения) ……, дата».

Если документ состоит из нескольких страниц, то заверена должна быть каждая страница с текстом.

в) Если предусмотренные бюджетом Фонда средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены.

г) При представлении страхователем неполного комплекта документов.

Обратите внимание

Основанием для отказа в приеме заявления к рассмотрению является предоставление заявителем заявления и комплекта документов (их копий), необходимых для получения разрешения, после 31 июля текущего календарного года (1 августа заявления на ФОПМ не принимаются).

Отказ в финансовом обеспечении предупредительных мер по другим основаниям не допускается.

После завершения запланированных мероприятий страхователь представляет в территориальный орган Фонда отчет и документы, подтверждающие произведенные расходы.

Страхователь в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, несет ответственность за целевое и в полном объеме использование сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер в соответствии с согласованным планом финансового обеспечения предупредительных мер и в случае неполного использования указанных средств сообщает об этом в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации до 10 октября текущего года.

Расходы, фактически произведенные страхователем, но не подтвержденные документами о целевом использовании средств либо произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, не подлежат зачету в счет уплаты страховых взносов.

Заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер. 3. Копию перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, и (или) копия (выписка из) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников). 4. Копию локального нормативного акта о создании комиссии по проведению специальной оценки условий труда.

Что это за документ и как его составить читайте в статье Проводим специальную оценку условий труда ! Обратите внимание: копии документов следует заверить печатью работодателя (абз. 1 п. 6 Правил N 580н). Перед тем, как обращаться в ФСС за возмещением расходов на спецоценку, рекомендую ознакомится с основаниями для отказа ФСС в возмещении (п.

10 Правил N 580н), для того, чтобы сэкономить время на походы в ФСС и заранее подготовиться: Если ФСС примет положительное решение о возмещении расходов на проведение специальной оценки условий труда, то о результатах использования выделенных средств необходимо будет отчитаться: Во-вторых, сумма расходов на проведение специальной оценки, подлежащая возмещению из ФСС, отражается в отчете 4-ФСС начиная с того отчетного периода, в котором была проведена спецоценка.

Специальная оценка условий труда — это, скажем прямо, головная боль. Много возни, бумажек и формальностей.

Но есть у нее и смысл: СОУТ помогает убедиться, что сотрудники работают в нормальных условиях, им есть чем дышать, на них не сыпется радиоактивная известь, а глаза не вытекают из-за сумрака в офисе.

Оценивать рабочие места должен любой бизнес, в котором работают сотрудники. Оценке подлежат все места, на которых работают люди: в офисе, на кухне в кафе, в швейном цехе и на мебельном производстве.

Оценку проводят специализированные фирмы. Эксперт такой фирмы приходит в офис или на производство, проверяет все, а потом пишет отчет. На основании этого отчета вы заполняете и подаете в трудовую инспекцию декларацию.

Для тех, кто делать спецоценку не хочет, предусмотрены штрафы. Первый раз:

  • гендиректор или ИП заплатит от 5000 до 10 000 Р;
  • юридическое лицо — от 60 000 до 80 000 Р.

Повторное нарушение (непроведение специальной оценки условий труда) обойдется:

  • гендиректору — штраф от 30 000 до 40 000 Р либо дисквалификация (запрет) руководить на срок от 1 до 3 лет;
  • юридическому лицу придется ответить суммой от 100 000 до 200 000 Р или приостановлением деятельности максимум на 90 дней;
  • ИП заплатит штраф как гендиректор — до 40 000 Р, но деятельность ему приостановят как компании.

Охрана труда. Аттестация рабочих мест и порядок ее проведения

По завершении работы по аттестации рабочих мест по условиям труда руководитель организации издает приказ, в котором дает оценку проведенной работе и утверждает ее результаты.

Этот приказ входит в составе пакета документов, фиксирующих результаты аттестации рабочих мест по условиям труда (пункт 45 Порядка N 569).

Проект приказа готовит аттестационная комиссия на своем заключительном заседании и представляет его руководителю. Вместе с проектом приказа руководителю передают протокол заседания аттестационной комиссии результаты, на котором аттестация признана завершенной, и проект плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации.

Руководитель, ознакомившись с представленными документами, издает приказ.

Работодатель самостоятельно устанавливает сроки проведения аттестации по условиям труда. При этом нужно иметь в виду, что рабочие места должны проверяться не реже чем один раз в пять лет. Вступление в силу Порядка не обязывает компании заново проводить аттестацию по новым правилам, если не истек пятилетний срок с момента проведения последней проверки. Новое рабочее место должно быть аттестовано в течение 60 рабочих дней с момента ввода в эксплуатацию. Проверочные мероприятия начинаются с издания приказа руководителя компании и заканчиваются подписанием членами комиссии итоговых документов. Есть случаи, в которых работодателю нужно провести внеплановую аттестацию, не дожидаясь окончания пятилетнего срока с момента проведения прошлой аттестации. Например, когда в компании улучшаются условия труда, заменяется производственное оборудование или меняются средства коллективной защиты. Напомним, что с 2012 года от состояния охраны труда зависит ставка страховых взносов в ФСС России.

В компании 12 рабочих мест, первая аттестация которых была проведена при их создании. Последняя аттестация была проведена в августе 2012 года по старым правилам (порядок аттестации рабочих мест, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России N 569). В компании проводятся мероприятия по улучшению условий труда для сотрудников бухгалтерии (4 рабочих места): замена осветительных приборов, установка широкоэкранных мониторов компьютеров, замена телефонных аппаратов. По окончании мероприятий руководитель издает приказ о проведении аттестации для этих четырех рабочих мест, которая будет проходить по новым правилам. Остальные 8 рабочих мест не проверяются аттестационной комиссией, так как результаты последней аттестации действительны следующие пять лет.

Для составления перечня рабочих мест, подлежащих аттестации, Вам понадобятся:

— структура предприятия (наименования структурных профессий и их иерархия);
— штатное расписание (перечень профессий в организации);
— список работников с указанием профессии и структурных подразделений;

Алгоритм действий

1. Заполняем таблицу, воспользовавшись штатным расписанием и списком сотрудников.

№ рабочего места

Наименование профессии
или должности

Код профессии, должности
по ОК 016-94

Коли-чество рабо-тающих

Из них жен-щин

Место проведения измерений факторов производственной среды
и трудового процесса

1

2

3

4

5

6

01

Повар

16675

10

9

закусочная «Рога и Копыта», пр. О. Бендера 4

02

менеджер по производству

24053

1

1

закусочная «Рога и Копыта», пр. О. Бендера 4

03

директор

21498

1

закусочная «Рога и Копыта», пр. О. Бендера 4

04

главный бухгалтер

20656

1

1

закусочная «Рога и Копыта», пр. О. Бендера 4

05

менеджер по персоналу

24063

1

1

закусочная «Рога и Копыта», пр. О. Бендера 4

Наименования профессий (должностей) должны соответствовать штатному расписанию. В графу «Количество работающих» необходимо вносить сведения о реально существующих работниках.

Если на момент составления перечня временно отсутствуют работники в какой-либо позиции перечня, то, рекомендуем зарезервировать такую позицию перечня на будущее. Такая ситуация может быть, например, в случае, когда прежний работник уволился, а нового еще не приняли.

2. Внимательно изучаем каждую позицию перечня. Если рабочее место удовлетворяет признакам аналогичности, то данную позицию надо будет разбить на два рабочих места. Аналогичные рабочие места помечаются буквой «а».

Получаем таблицу:

№ рабочего места

Наименование профессии
или должности

Код профессии, должности
по ОК 016-94

Коли-чество рабо-тающих

Из них жен-щин

Место проведения измерений факторов производственной среды
и трудового процесса

1

2

3

4

5

6

01

Повар

16675

5

5

закусочная «Рога и Копыта», пр. О. Бендера 4

Затраты на аттестацию рабочих мест: кто оплачивает и как отразить в бухучете?

Аттестация рабочих мест проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.

Аттестацию рабочих мест проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера.

Аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого данной аттестующей организацией проводится аттестация.

В начале года специалисту по охране труда необходимо сформировать план ежегодных мероприятий в своей сфере. Данная мера узаконена нормативным правовым актом — Приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н. Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков включает мероприятия организационно-управленческого и технического характера.

Впрочем, и политика большинства предприятий предполагает необходимость ежегодного планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия в сфере охраны труда — тогда добавляется графа с указанием стоимости расходов на каждое мероприятие.

Специалисту по охране труда следует помнить, что часть расходов можно возместить за счёт средств Фонда социального страхования в рамках финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников. Объем средств, направляемых на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20 % сумм страховых взносов, начисленных предприятию за предшествующий календарный год.

Обращаем внимание – утверждены изменения в Правила финансового обеспечения, вступившие в силу 6 января 2018 года.

К мероприятиям, затраты на которые подлежат возмещению, добавлено обучение по охране труда и/или обучение по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, а также действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте следующих категорий работников:

  • руководители организаций малого предпринимательства;

  • работники организаций малого предпринимательства (с численностью работников до 50 человек), на которых возложены обязанности специалистов по охране труда;

  • руководители (в том числе руководители структурных подразделений) государственных (муниципальных) учреждений;

  • руководители и специалисты служб охраны труда организаций;

  • члены комитетов (комиссий) по охране труда;

  • уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов;

  • отдельные категории работников организаций, отнесенных в соответствии с законодательством к опасным производственным объектам, подлежащих обязательному обучению по охране труда или обучению по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте (в случае, если обучение проводится с отрывом от производства в организации, осуществляющей образовательную деятельность).

Также уточнен перечень документов, представляемых страхователем с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган ФСС РФ по месту своей регистрации в случае включения в план проведения видов обучения указанных выше; приобретения работникам специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ; приобретения отдельных приборов, устройств, оборудования и комплексов приборов, устройств, оборудования, непосредственно предназначенных для обеспечения безопасности работников и контроля за безопасным ведением работ в рамках технологических процессов.

К тому же, дополнен перечень органов, у которых ФСС может запрашивать сведения о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов, а также сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности (Ростехнадзор и Рособрнадзор).

Напоминаем, что весь пакет документов с заявлением необходимо подать для рассмотрения в территориальный орган ФСС до 1 августа 2018 года.

Работодатели, безусловно, обязаны обеспечить своих работников работой в безопасных условиях. Существуют законодательно определенные мероприятия, осуществление которых и приводит к созданию и поддержанию благоприятных и безопасных условий труда для каждого работника. Так, ст. 212 ТК РФ на работодателя возложена обязанность проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда.

Результаты аттестации покажут, насколько грамотно организованы рабочие места у конкретного работодателя, определят перечень вредных производственных факторов, перечень мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда. Результаты проведенной аттестации могут повлиять на сумму взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые работодатель уплачивает ежемесячно. Как получить преференции при уплате взносов от НС и ПЗ расскажет статья.

А ты сообщил в ФСС о результатах проведенной аттестации?

Новый порядок аттестации рабочих мест начал свое действие сравнительно недавно. Аттестация по правилам, предусмотренным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н, проводится с 1 сентября 2011 года. Правила просты до безобразия, единственным, пожалуй, раздражающим фактором является необходимость привлечения к оценке рабочего места сторонней организации. При этом аттестующая организация должна быть аккредитована, и за услуги придется заплатить. Соответственно у работодателя возникают новые законодательно обусловленные расходы.

Если до 1 января 2014 года компания провела аттестацию рабочих мест, то ее результаты действительны в течение пяти лет со дня завершения. То есть спецоценку можно не проводить максимум до 31 декабря 2018 года. Однако провести спецоценку вне плана нужно в следующих случаях (ст. 17 Закона № 426-ФЗ):

  • ввод в эксплуатацию новых рабочих мест;
  • получение предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки трудовой инспекцией;
  • изменение технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявление профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Можно провести специальную оценку условий труда до истечения срока действия результатов аттестации рабочих мест по собственной инициативе (п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

С 2015 года доп. тарифы страховых взносов по сравнению с 2014 и 2013 годами повысились. В табл. 1 указаны тарифы для организаций, которые не проводили ни аттестацию, ни спецоценку условий труда.

1. Размер дополнительных тарифов страховых взносов (если не проводились ни аттестация, ни спецоценка условий труда)

Специальная оценка условий труда (СОУТ)

26 апреля 2011 года Минздравсоцразвития России приказом № 342н утвердило новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – приказ № 342н; Порядок аттестации). Это означает, что в скором времени перестанут применяться прежние правила аттестации, которые действовали ровно три года (утв. приказом от 31 августа 2007 г. № 569).

Назовем конкретные сроки: новые правила аттестации рабочих мест вступят в силу с 1 сентября 2011 года. Соответственно старый порядок с этой же даты утратит силу и более не применяется.

Также уточним, что Порядок аттестации обязателен для всех организаций. Исключение составляют лишь работодатели – физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.

В приказе № 342н особо отмечено, что результаты аттестации рабочих мест, проведенной до 1 сентября по действующим правилам, имеют полную силу и после 1 сентября 2011 года, но до проведения очередной аттестации, а именно – утверждения ее результатов.

Напомним: по общему правилу (которое не изменилось) проводить аттестацию нужно каждые пять лет. При этом датой начала проведения очередной аттестации считается дата издания работодателем приказа об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации. Такое положение содержит в себе только новый Порядок аттестации.

В новых правилах аттестации несколько норм посвящено внеплановой аттестации (в прежних они отсутствовали). По ним начать аттестовывать вновь организованные рабочие места нужно не позднее чем через 60 рабочих дней после их ввода в эксплуатацию (п. 8 приказа № 342н).

Примечательно, что это не единственный случай, когда необходима внеплановая аттестация. Остальные перечислены в разделе VI приказа (замена оборудования, изменение технологии производства и др.).

Как и при плановой аттестации, основной итог внеплановой – составленные карты аттестации рабочих мест и иные документы.

Приказ № 342н более грамотно отразил сегодняшние реалии и особенности трудового процесса.

Например, говоря о составе аттестационной комиссии в организациях малого бизнеса и на микропредприятиях, законодатели не забыли о внешнем специалисте по охране труда, который (один или несколько) может входить в ее состав (п. 10).

А в пунктах 41 и 42 приказа № 342н оговорены особенности аттестации нестационарных рабочих мест, а также когда должность либо профессия подразумевает (с подачи работодателя) выполнение несвойственных ей функций.

Существенно поменялся и подход к терминологии: если сейчас рабочие места оценивают с точки зрения травмобезопасности, то с 1 сентября этого года – на предмет травмоопасности.

Крайне важно, что теперь работодатель будет заниматься именно организацией и обеспечением проведения аттестации, а не непосредственно ее проведением и оценкой рабочих мест. Это уже прерогатива специализированной аккредитованной при Минэкономразвития организации, с которой работодатель заключает гражданско-правовой договор. По своей юридической природе это, как правило, смешанный договор с элементами подряда и возмездного оказания услуг. Аттестующая организация сама определяет методы своей работы, а также количественный и персональный состав специалистов, проводящих измерения и оценку.

Важно

Аттестацию рабочих мест не стоит путать с аттестацией работников на профессиональную пригодность или соответствие занимаемой должности.

Начинать строить отношения со специализированным научно-испытательным центром (лабораторией, институтом) нужно, запросив аттестат и уведомление о включении его в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда. Если есть необходимость, на аттестацию можно привлечь несколько таких организаций.

Таким образом, новый Порядок аттестации был утвержден, чтобы сформировать институт независимой и профессиональной оценки условий труда на каждом рабочем месте. Такова позиция Минздравсоцразвития.

Таблицу 10 к форме-4 ФСС рекомендуют применять уже с отчетности за 9 месяцев

Несмотря на наличие утвержденного общероссийского Порядка аттестации, региональные власти не устранены полностью от этого вопроса в рамках своей территории.

Показательный пример – Москва. Здесь распоряжением вице-мэра от 23 июня 2004 г. № 10-РВМ утверждены Рекомендации по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях города Москвы. Документ хотя относительно старый и основан на уже не действующих постановлениях Минтруда России, но продолжает действовать и в общем до сих пор актуален. Вдобавок в нем приведены несколько форм документов: приказ об аттестации, карта аттестации, протоколы оценки, ведомости рабочих мест и др.

Вопрос ответственности работодателя за охрану труда, пожалуй, самый важный. Сразу обратим ваше внимание, что аттестация рабочих мест целиком и полностью входит в эту категорию. Это такие нарушения, как:

1) непроведение аттестации рабочих мест;

2) нарушение периодичности проведения;

3) несоблюдение утвержденного Минздравсоцразвития порядка проведения аттестации.

Преимущество для работодателя нового Порядка аттестации в том, что он четко разграничил ответственность работодателя и аттестующей организации (п. 52 приказа № 342н); в пока еще действующих правилах об ответственности ничего толком не сказано.

Ответственность поделена следующим образом: за проведение аттестации, достоверность и полноту предоставления информации в трудовую инспекцию отвечает работодатель, а за достоверность проведения измерений и оценок – работодатель и аттестующая организация. Почему в последнем случае фигурирует работодатель? А потому, что напрямую от него зависит, насколько полным и точным будет пакет документов, которые он представит аттестующей организации, чтобы та провела оценку рабочих мест.

Имейте в виду: аттестующий центр может отказаться проводить аттестацию, если вы не представите нужные ему документы.

Аттестацией называют организационную форму оценки квалификации, уровня знаний сотрудника.

Это процедура, которая периодически проводится на предприятии для решения субъекта, предмета, форм, методов, времени оценки.

Положение о порядке проведения аттестационной процедуры – нормативный акт, который регулирует цель, задачи, срок, категорию лиц, что подлежат аттестации, а также граждан, что не подлежат таковой.

Рассматривает также подготовительный этап, проведение и принятие решений по результату.

Основные задачи проведения аттестации:

Что являются основными Оценивается результат деятельности персонала.
Определяют, соответствуют ли сотрудники должностям, которые занимают.
Выявляют недостатки в подготовке.
Составляют план развития сотрудника
Дополнительными Проверяют, насколько лицо совместимо с коллективом.
Проверяют мотивацию человека для работы на должности.
Определяют перспективы карьерного роста
Общими Для улучшения управления сотрудниками и повышения эффективности отдела кадров.
Для повышения ответственности и исполнительного типа дисциплины
Специфическими Определяют круг сотрудников, должности, которые должны увольняться и сокращаться.
Для улучшения моральной и психологической атмосферы в компании

Заполнение таблицы 5 формы 4-ФСС

Реестр деклараций соответствия условий труда

График проведения СОУТ: образец заполнения 2020 года

СОУТ в 2020 году: последние изменения

Сдаем новую форму-4 ФСС РФ

В 2018 году все работодатели, не проводившие аттестацию условий труда с 2014 г., должны были провести СОУТ (спецоценку условий труда). Отражается спецоценка условий труда в отчете 4-ФСС. Так как 2018 год закончился, в отчете за 1 квартал 2019 года всем придется показывать результаты по СОУТ. Как в форме 4-ФСС показать спецоценку, расскажем подробнее.

Аттестация рабочих мест — путь к снижению взносов в ФСС

До 2019 года многие организации, ИП тянули с проведением СОУТ. Однако законом о спецоценке от 28.12.2013 № 426-ФЗ были установлены жесткие сроки, заставившие большинство работодателей заключить договоры со специализированными компаниями, и провести требуемые мероприятия. На руках работодателя должен остаться отчет о СОУТ.

Провели спецоценку — отразите в 4-ФСС. Не провели – в отчете есть графы, которые нужно заполнять и в таком случае. Если ранее уже проводили процедуры по оценке, а в 4 квартале 2018 вынуждены были повести внеплановую – то и в отчете отразите сведения из отчета по внеплановой проверке.

Для отражения спецоценки в 4-ФСС заполняется таблица 5, куда заносятся все результаты.

Для заполнения используйте информацию из отчета по оценке условий труда. Спецоценка условий труда в 4-ФСС вносится по первой строке (под кодом 1) таблицы 5. Это — последняя страница расчета.

Как отразить спецоценку в 4-ФСС:

  1. Сначала в строке 1 таблицы 5 указывается общее число всех имеющихся рабочих мест, подлежащих СОУТ (графа 3) – неважно, были ли оценены по ним условия или нет. Данные могут сравниваться специалистами Фонда со среднесписочной численностью – не должно быть большой разницы, но отличаться в большую или меньшую стороны они могут, так как среднесписочная численность рассчитывается в целом по прошедшему году, а в показатель общего числа мест вносится количество по состоянию на 1 число года. К тому же на одном рабочем месте несколько человек могут трудиться посменно. Прочерк может стоять только у тех, у кого нет принятых работников и организованных мест труда, что представляется маловероятным для организаций, поскольку хотя бы у исполнительного органа – директора должно быть таковое. Индивидуальный предприниматель поставит прочерк, если на 1 января 2019 года оказалось, что у него нет работников, но он планирует их принять, иначе он должен был сняться с учета в ФСС как работодатель.

  2. Далее по графам 4, 5, 6 заполняются сами сведения о спецоценке. В 4-ФСС это и есть все требуемые фондом данные:

  3. всего мест, по которым прошла оценка – графа 4 отчета;

  4. выявлено мест с вредными условиями труда по 3 классу «вредности» (графа 5);

  5. указано в Отчете о спецоценке специальностей с тяжелыми и опасными условиями по 4 классу (графа 6).

Проставленные цифры должны совпасть с отчетом, поданном в Фонд по окончании проведения СОУТ.

Спецоценка проведена в сентябре 2018г. по 11 рабочим местам (такое же число рабочих мест на 01.01.2019), из которых 2 отнесены к 3 классу опасности. Кроме того, два сотрудника прошли в ноябре 2018г. обязательный медосмотр. Как будет выглядеть заполненный раздел 5 расчета за 1 квартал 2019:

Если СОУТ не была проведена вовсе или не была закончена в 4 квартале 2018 года (даже при заключенном договоре со специализированной компанией), по графам 4, 5, 6 ставится 0 (это предусмотрено порядком заполнения бланка). Информация по законченной в 2019 году спецоценке в отчете 4-ФСС за первый и последующие кварталы 2019 года в отчетности не отражается, так как приводятся только те сведения, что имеются на начало года. Заполняется только графа 3 – общее число рабочих мест, подлежащих оценке.

Наименование показателя Код строки Общее количество рабочих мест страхователя Количество рабочих мест, на которых проведена аттестация рабочих мест по условиям труда на начало года Общее количество работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, подлежащих обязательным предварительным и периодическим медицинским осмотрам (чел.) Количество работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, прошедших обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры на начало года (чел.)
всего в том числе отнесенных к вредным и опасным классам ус. юани грула#
3 класс 4 класс
1 2 4 5 6 7 8
Аттестация рабочих мест по условиям труда 1 X X
Проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников 2 X X X X

К отчету, заполняемому по форме-4 ФСС, рекомендовано прилагать сведения об аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенным медосмотрам работников на начало года.

Дело в том, что скидка (надбавка) к страховому тарифу устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда (включая результаты аттестации рабочих мест и проведенных медосмотров). При этом сам страхователь должен информировать страховщика обо всех известных обстоятельствах, которые влияют на размер указанной скидки (надбавки).

Сведения об аттестации рабочих мест и медосмотрах работников указываются в расчетной ведомости по форме-4 ФСС. Действующая форма не предусматривает специальной таблицы, где бы отражались такие данные. Приказ Минтруда России, вносящий соответствующие изменения, находится на согласовании.

Заявление на скидку к страховому тарифу на 2013 г. нужно подать до 1 ноября 2012 г. Поэтому до вступления в силу упомянутого приказа страхователям рекомендуется прилагать сведения об аттестации рабочих мест и медосмотрах к действующей форме-4 ФСС.

В частности, следует отразить общее количество рабочих мест, число аттестованных мест, а также указать общую численность работников, подлежащих медосмотрам, и количество лиц, прошедших их. Отмечается, что данные отражаются на начало года (а не отчетную дату).

Таким образом, к форме-4 ФСС, представляемой за 9 месяцев 2012 г., рекомендовано приложить данные об аттестации рабочих мест и проведенных медосмотрах работников.

Порядок действий работодателя в связи с завершением аттестации рабочих мест по условиям труда определяется исходя из ее результатов. В первую очередь он обязан сообщить сотрудникам итоги обследования рабочих мест, измерения уровня воздействия вредных факторов. Если установлено, что условия труда вредные или опасные, в случае необходимости следует:

  • приостановить работу до ликвидации воздействия вредных факторов;
  • внести изменения в трудовые договоры с работниками (уточнить наименование профессии, должности, указать наличие вредных условий труда, установить порядок компенсации их воздействия на работника);
  • дополнить коллективный договор или локальный нормативный акт перечнем средств индивидуальной защиты, положенных работникам, трудящимся во вредных (опасных) условиях, внести иные необходимые изменения;
  • провести мероприятия по устранению воздействия вредных (опасных) факторов, если это технологически возможно.

Рассмотрим подробнее, как осуществить организационные действия, технологические же вопросы решаются в каждом конкретном случае с привлечением инженерных служб — возможно, сторонних подрядчиков.

Работник имеет право на полную достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте (ч. 1 ст. 21 ТК РФ). С итогами аттестации сотрудников необходимо ознакомить независимо от того, выявлены отклонения от норм или нет.

О результатах аттестации работникам сообщает аттестационная комиссия (пп. 7 п. 11 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569, далее — Порядок). Факт ознакомления работников отражается по строке 090 карты аттестации рабочего места по условиям труда. Образец ее заполнения смотрите в статье «Аттестация рабочих мест по условиям труда» («Зарплата», 2009, N 2).

Согласно ст. 5.29 Кодекса об административных правонарушениях за сокрытие информации об условиях труда работодателя могут оштрафовать на сумму от 1000 до 3000 руб.

По результатам аттестации может быть принято решение о приостановлении работы организации вследствие нарушения требований охраны труда. Его принимают органы государственного надзора и контроля соблюдения трудового законодательства. Также в случае необеспечения сотрудника в соответствии с установленными нормами средствами индивидуальной и коллективной защиты работодатель не имеет права требовать от работника исполнения трудовых обязанностей.

За работником сохраняется… На время приостановления работ в связи с приостановлением деятельности или временным запретом деятельности вследствие нарушения государственных нормативных требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняется место работы (должность) и средний заработок. Правила оплаты обычного простоя <2> (ст. 157 ТК РФ) тут не действуют. Сотрудник, оставшийся без работы вследствие нарушения требований охраны труда на своем рабочем месте, получит средний заработок в полном размере.

<2> О простое читайте в ближайших номерах журнала. — Примеч. ред.

Временный перевод на другую работу. На время приостановления деятельности или ее запрета вследствие нарушения государственных нормативных требований охраны труда работник с его согласия может быть переведен работодателем на другую работу. При этом его труд должен быть оплачен в соответствии с выполняемой работой, но не ниже среднего заработка по прежней работе (ч. 3 ст. 220 ТК РФ).

Работник отказался трудиться в опасных условиях. При отказе сотрудника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья работодатель обязан предоставить ему другую работу на время устранения такой опасности (ч. 4 ст. 220 ТК РФ).

Если сотрудник отказался от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, к дисциплинарной ответственности его привлечь нельзя (ч. 7 ст. 220 ТК РФ).

Проведение аттестации рабочих мест аккредитованным органом (организацией) является одной из мер профилактики несчастных случаев на производстве. Об этом говорится в пп. «в» п. 2 Правил финансирования в 2008 г. и в плановый период 2009 и 2010 гг. предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 30.01.2008 N 43н (далее — Правила финансирования).

Поэтому по согласованию с территориальным отделением ФСС РФ организация имеет право уменьшить взносы на травматизм на сумму, составляющую не более 20% от суммы взносов, фактически начисленных в предыдущем году, за вычетом расходов фонда на выплату пособий по травматизму в предыдущем году (п. 3 Правил финансирования).

Чтобы использовать страховые взносы для финансирования предупредительных мер, организация должна получить разрешение. Для этого до 1 августа текущего года нужно подать в Фонд социального страхования РФ следующие документы (п. 4 Правил финансирования):

  • заявление (рекомендуемая форма утверждена Приказом ФСС РФ от 20.02.2008 N 37);
  • план финансирования предупредительных мер по сокращению травматизма с указанием суммы финансирования;
  • план мероприятий по улучшению условий и охраны труда, проводимых в соответствии с требованиями Трудового кодекса (в том числе аттестации рабочих мест по условиям труда);
  • копию акта о результатах проверки государственной инспекцией труда в субъекте Российской Федерации (если проверка проводилась).

Кроме того, будут необходимы:

  • копия договора с аккредитованным органом (организацией) на проведение работ по аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • калькуляция стоимости оказываемых услуг;
  • копия аттестата аккредитации, выданного органу (организации) на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с областью аккредитации.

Финансирование ФСС РФ аттестации рабочих мест по условиям труда происходит в форме зачета страховых взносов на травматизм, начисленных в текущем году. То есть организация в обычном режиме начисляет страховые взносы, но не перечисляет их в адрес фонда. Сумма неперечисленных взносов равна сумме финансирования аттестации.

Страхователь обязан вести учет средств, направленных на финансирование, в счет уплаты страховых взносов.

Расходы на проведение аттестации рабочих мест принимаются в целях налогообложения прибыли при условии, что она проведена в соответствии с Порядком. Это должно быть подтверждено документально (оформленные карты аттестации, протоколы и т.д.).

В налоговом учете затраты на аттестацию рабочих мест, финансируемую за счет предприятия, являются прочими расходами, связанными с производством и реализацией (расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ). Об этом говорится в пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Аттестация рабочих мест: понятие, особенности, на сколько лет действительна

Чтобы обеспечивать пособия всем этим категориям граждан, средства организаций соцстрахования должны постоянно пополняться. В их практике финансирования существует классификация, включающая несколько методов:

  • Обязательные отчисления;
  • Средства налоговых платежей;
  • Добровольные платежи;
  • Пожертвования.

Эти методы могут реализоваться за счет физических и юридических лиц, а также за счет ассигнований из государственной казны.

Основой финансирования таких фондовых объединений может служить капитал учредителей фонда, а также средства добровольных пожертвований или государственные инвестиции.

Кроме того, объем резерва фонда может увеличиваться и за счет его инвестиционной деятельности.

Свободные средства, полученные как разница между суммой поступлений и реальными расходами ФСС, могут быть реализованы в:

  • Инвестиционные проекты;
  • Ценные фондовые бумаги;
  • Государственные долговые обязательства.

В случае инвестирования денежных ресурсов таких объединений этим процессом руководит компетентная управляющая компания. В ее обязанности входит поиск перспективных активов и стабильных инвестиционных проектов для реализации капиталовложений.

Доля государственных инвестиций может занимать большой объем финансирования фондов соцстрахования. Традиционно деньги для этой цели поступают из таких источников:

  • Дотационные средства из федерального бюджета;
  • Штрафные отчисления, пени;
  • Деньги, поступившие в виде страховых взносов;
  • Денежные средства из муниципальных бюджетов.

Кроме этого, государство может финансировать вектор социального страхования в рамках федеральных целевых программ, ориентированных на поддержание здоровья нации, а также при реализации реабилитационных мероприятий.

Каждое коммерческое, производственное или научно-исследовательское предприятие также может являться источником инвестирования в деятельность фондов соцстрахования.

Прежде всего, доля финансовых потоков от юридических лиц формируется за счет отчислений из их собственного фонда заработных плат. Кроме того, из зарплаты каждого сотрудника отчисляются средства для социального страхования.

Также в ФСС могут поступать деньги от юридических лиц в форме социального налога. Одновременно с этим каждое юридическое лицо вправе делать добровольные пожертвования на счет объединений социального страхования.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *