- Экономика

Машина стоит 650 тысяч рублей срок службы 6 лет рассчитать норму амортизации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Машина стоит 650 тысяч рублей срок службы 6 лет рассчитать норму амортизации». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Конечно, производители при маркировке моделей указывают класс стойкости и амортизационный срок. Считается, что первая цифра в маркировке говорит об этом. Однако все понимают, что такой способ определения срока эксплуатации автомобиля сомнителен. В идеале нужно смотреть на реальный опыт использования авто другими водителями, читать отзывы и получать прочие практические данные. Принято считать, что новые автомобили с первым, вторым или третьим классом служат от 3 до 5 лет, машины четвертого класса будут ездить 5-7 лет, пятого — рассчитаны на 7-10 лет службы.

Срок службы автомобиля. Новые автомобили. Срок эксплуатации автомобиля

Понятие срока полезной службы автомобиля не зависит от самого транспортного средства. В большей степени он определяется условиями эксплуатации. Если заливать в мотор дешевое масло и не менять его через каждые 10 тысяч километров, то любой автомобиль долго не проездит, и здесь классы стойкости не играют никакой роли. Однако машины со своевременным обслуживанием и малым ежегодным пробегом смогут прослужить намного дольше, не принося никаких проблем владельцу.

Многие автовладельцы по личному опыту знают, что автомобиль второго класса по сроку полезной эксплуатации способен прослужить более 20 лет. И потом его даже можно достаточно дорого продать. Новый владелец также будет ездить 5-10 лет, но лишь при условии своевременного прохождения технического обслуживания.

К этим критериям также можно добавить и область применения транспорта. Например, если автомобиль возит грузы с большим весом, то его подвеска выйдет из строя быстрее, чем подвеска легкового автомобиля, на котором ездит всего один человек. И хотя в больших фурах и грузовиках двигатели и подвески рассчитаны на повышенные нагрузки, статистика показывает, что такие автомобили имеют меньший реальный срок службы по сравнению с легковыми авто.

В России средний срок службы автомобилей, установленный большинством производителей, составляет 5 лет или сто тысяч километров. Это значит, что если автомобиль проехал 100 тысяч километров или простоял 5 лет в гараже без движения, то владелец такого авто уже не вправе требовать у производителя ремонта при поломке. Даже в случае заводского брака производитель не будет устранять недостаток и ремонтировать авто. 5 лет или 100 тысяч километров – именно такой гарантийный срок на автомобиль чаще всего устанавливают производители.

Американская компания J.D. Power and Associates по результатам опроса 80 000 владельцев новых автомобилей составила рейтинг надежности машин. Аналитики компании по каждому производителю определяли количество проблем, которые имели место у 100 владельцев автомобилей в течение первых 90 дней эксплуатации. Первые места получили концерны, автомобили которых имели меньше всего проблем.

Как рассчитать срок полезного использования легкового автомобиля?

Каждый более-менее опытный водитель прекрасно знает, что автомобиль должен обслуживаться своевременно и качественно. Если следовать рекомендациям производителя, то срок службы автомобиля в годах или километрах пробега можно существенно увеличить.

Вот перечень рекомендаций, которые необходимо выполнять:

  1. Строго в срок проходить технические осмотры и осуществлять ремонт в соответствии с правилами.
  2. Покупать только оригинальные запчасти. Неоригинальные аналоги, более дешевые в цене, в итоге могут привести к более серьезным поломкам.
  3. Не возить грузы, вес которых превышает максимальную грузоподъемность автомобиля.
  4. Придерживаться скоростных рамок и рекомендаций относительно переключения передач.
  5. Не повышать нагрузку на мотор без крайней необходимости. То есть не нужно резко стартовать или разгоняться до большой скорости и затем внезапно тормозить на светофорах. Важно сбавлять скорость при движении по плохой дороге. Так можно существенно снизить нагрузку на подвеску автомобиля и продлить ей жизнь.

Все это простые, знакомые всем действия, которых мало кто придерживается. Впрочем, если следовать рекомендациям производителя, ухаживать за автомобилем и не перегружать его, то спустя десятилетия железный конь будет выглядеть как новый. Даже после продажи такой транспорт будет успешно эксплуатироваться годы и не доставит новому владельцу никаких проблем. Поэтому не стоит экономить на техническом осмотре и оригинальных запчастях, ведь все это позволит избавиться от проблем в будущем.

Отдельный вопрос обстоит с маслом. Дело в том, что смазка играет одну из самых важных ролей при эксплуатации двигателей. Стоит один раз залить неподходящую смазку — и мотор может быть серьезно поврежден.

Мало придерживаться рекомендаций производителя относительно использования масла. Необходимо еще следить, чтобы данный продукт был оригинальным. На рынке полным-полно подделок, заливать которые строго не рекомендуется. Также стоит следить за вязкостью масла. Если машина эксплуатируется где-нибудь на Севере, где температура воздуха низкая, то и вязкость жидкости должна быть соответствующей.

Что касается старых моторов, то их срок службы можно продлить, сменив масло на синтетической основе на полусинтетическое. Подтверждено, что на старых двигателях, в которых практически всегда есть микротрещины, полусинтетический продукт работает лучше. Так что в данном случае рекомендации производителя использовать только «синтетику» могут быть неуместны.

Амортизация автомобиля проводится с целью списать его стоимость по частям, когда они износили себя. Она считается, если – организация приобрела транспортное средство или был нанят сотрудник со своим транспортом.

Во время начисления амортизации нужно следовать правилам:

Организация самостоятельно выбирает метод Его необходимо указать в учетной политике
Способ, который был выбран Используется в течение всего периода полезного использования объекта
Отчисления производятся каждый месяц В размере 1/12 от общей суммы за год
Начисление начинать с месяца Который следует после того, когда транспортное средство ввели в эксплуатацию
Если объект полностью самортизирован Не нужно начислять по нему амортизацию (если автомобиль используется и дальше, то он просто списывается с баланса организации)
Начисление отображается По кредиту 02

Необходимо определить срок службы автомобилей до полного начисления амортизации.

Способов начисления несколько:

  • линейный;
  • уменьшаемый остаток;
  • списание пропорционально объему выполненной работы;
  • ускоренный метод.

Наиболее простой – линейный. Высчитывается по легкой формуле. Рассмотрим на примере — компания приобрела транспортное средство стоимостью 500 000 рублей со сроком службы 10 лет.

500 тысяч поделить на 10, выходит 50 000. то есть каждый год стоимость автомобиля снижается на 50 тысяч рублей. Данный способ имеет недостаток – он не учитывает все затраты на автомобиль, поэтому результаты могут быть неточными.

Амортизация вычисляется в таких случаях:

  • если частный предприниматель или юридическое лицо подает документацию в налоговую службу;
  • при оценке страховиками реальной стоимости транспортного средства;
  • при использовании личного автомобиля на работе;
  • во время передачи в лизинг.

Амортизационные отчисления бывают нескольких типов – физический и моральный. Первый заключается в изменении стоимости транспортного средства в течение его использования.

На него оказывают влияние механические воздействия, природные явления и другие факторы. Причиной морального износа является появление более новых технологий.

Для определения амортизации необходимо знать его километраж. Чтобы ее рассчитать, нужно знать несколько показателей:

  • стоимость всех материалов, которые ушли на поддержание автомобиля в рабочем состоянии. Данные берутся за год;
  • стоимость замененной жидкости;
  • сведения о стоимости масла.

Для правильности расчетов можно записывать все расходы в тетрадь. В налоговом учете сумма начисленной амортизации по транспортному средству включается в косвенные расходы.

Амортизация автомобиля – это возмещение износа транспортного средства в денежном эквиваленте. Автомобиль имеет срок полезного использования.

Как только транспорт изнашивает себя, начисляется амортизация. В процессе ее проведения устанавливается, можно ли использовать автомобиль дальше или списать его.

Сведения об амортизации дают возможность с максимальной точностью установить время и периодичность проведения осмотра автомобиля вне плана.

Также амортизация необходима для установления срока дальнейшего использования транспортного средства. При помощи этого процесса происходит возмещение финансов, которые были потрачены на покупку транспортного средства.

Прежде чем ввести автомобиль в эксплуатацию, необходимо определить срок службы легкового автомобиля для расчета амортизации.

При определении срока полезного использования автомобиля учитываются его характеристики. Они указаны в паспорте технического средства или в договоре.

Амортизация легкового автомобиля зависит от его класса. Легковые модели имеют их 5 – первые 4 зависят от объема двигателя.

Классификация:

К первому классу относятся автомобили Объем двигателя которых не превышает 1,2 л
Ко 2 Объем до 1,8 л
К 3 Не больше 3,5 л
К 4 классу Объем двигателя свыше 3,5 л

Если автомобиль 1-3 класса, то период амортизации составляет от 3 до 5 лет. У транспортных средств 4 группы – до 7 лет.
Автомобиль большого и высшего классов включены в 5 разряд, они имеют срок до 10 лет.

Для таких авто объем двигателя не важен. К 5 группе может относиться любое легковое транспортное средство – в законодательных актах критерий отнесений нет.

Сотрудники налоговой инспекции относят к этому классу автомобили с популярной маркой, высокой ценой, размерами – седан, лимузин и прочие.

В транспортных средствах отечественного производителя высший класс обозначается цифрой 5 в номере модели (она будет стоять первой).

Обратите внимание

В иномарках нет распределения по классам, поэтому при определении срока амортизации стоит полагаться на заключение от производителя.

При вычислении коэффициента амортизации берутся в учет следующие показатели:

  • возраст транспортного средства;
  • пробег в настоящее время;
  • производитель;
  • эксплуатационные условия, частота использования, климат;
  • экологическая ситуация в районе использования;
  • применение автомобиля – город, село или поселок.

Если транспортному средству не больше 5 лет, то формула намного проще – затраты на амортизацию будут составлять 15%-20% за год.

Когда организация приобретает транспорт и определяет его в качестве грузового, то следующий шаг – установить срок его полезного использования. При отнесении грузовика к определенной группе амортизации учитывается ряд факторов.

Классификация амортизационной группы грузовых автомобилей следующая:

Грузоподъемность менее 0,5 т 3 группа. Срок их использования – 3 5 лет
Грузоподъемность выше 0,5 т (но не больше 5 т) 4 группа. Срок их полезного использования – до 7 лет
При грузоподъемности более 5 т грузовой транспорт Относят к 5 группе со сроком использования до 10 лет

Грузовым автомобильным транспортом являются грузовики, фургоны, тягачи, прицепы.

Лизинг автомобильного транспорта – популярная и востребованная процедура. Это наиболее удобная форма приобретения транспортного средства.

Амортизационные отчисления применимы только к субъектам финансово-хозяйственной деятельности, физических лиц они не касаются. Ускоренная амортизация дает возможность быстрее списать средства, заменить их новыми.

Лизинг имеет преимущества и недостатки. Первыми являются:

  • минимальный налог на имущество;
  • уменьшение базы обложения налогами;
  • возможность купить объект лизинга по окончательной цене.

При определении налоговой базы основой служит остаточная стоимость. При ускоренной амортизации она будет снижаться быстрей.

При приеме автомобиля по лизингу получатель должен установить срок полезного использования. Срок может быть прописан в договоре.

В остальных случаях организация устанавливает его самостоятельно. Амортизация начинается с момента введения автомобиля в пользование.

Срок службы и гарантийный период – понятия разные, не нужно их путать. Согласно законодательству, срок службы – это период, в продолжение которого изготовитель транспортного средства обязан выполнять следующее:

  • обеспечивать возможность использования авто по назначению;
  • отвечать за недостатки, причиненные по его вине.

Покупатель в продолжение всего срока службы имеет право рассчитывать на следующее:

  • осуществление техобслуживания транспортного средства и его ремонт;
  • выдвижение требований, касающихся качества работы авто;
  • компенсацию вреда.

Поскольку грузовик является рабочей категорией транспорта, то срок его службы измеряется не в годах, а в километраже.

Для увеличения срока службы необходимо:

  • проходить своевременно технический осмотр;
  • не перегружать транспорт;
  • использовать качественные смазочные материалы;
  • во время производить замену масла;
  • заменять свечи, фильтры и прочие материалы;
  • покупать детали высокого качества;
  • проходить обслуживание в специальных центрах.

Срок службы легкового транспорта зависит от условий его использования. Эксплуатационный период может длиться до 15 лет. Иномарки могут прослужить дольше, машины отечественных производителей – не боле 8 лет.

Любое транспортное средство нуждается в расходном материале, который периодически необходимо менять. От его состояние зависит и комфорт езды, и жизнь владельца транспорта.

Чем больше проедет автомобиль, тем дольше срок его службы. Все компоненты автомобиля также имеют свой срок службы. Как только они изнашиваются, их необходимо заменять.

Стоимость активов длительного использования, принятых на баланс, переносится частями в расходы только при соответствии всем условиям. Если одно из требований не выполняется, сумма затрат на приобретение отражается в расходах единовременно.

Предприятие имеет право начислить амортизацию по ОС и НМА при соблюдении условий:

  1. Объекты ОС или НМА используются на правах собственности и не предназначены для дальнейшей перепродажи. Постановка на учет осуществляется посредством акта ОС-1 с оформлением карточки формы ОС-6.
  2. Активы участвуют в производственной или иной деятельности, заявленной предприятием.
  3. Предусмотрен длительный период эксплуатации инвентарных единиц продолжительностью свыше 12 месяцев.
  4. Активы должны иметь минимальную стоимость не ниже величины, установленной законодательно. Предусмотрены отдельные по величине лимиты для целей ведения бухучета (БУ) или налогового учета (НУ).

Одновременно с постановкой на баланс определяется норма амортизации, соответствующая числу лет использования и выбранному методу. Ежемесячные начисления начинают производить с месяца, следующего за постановкой на учет. После окончания периода полезного использования остаточная стоимость будет равна нулю.

Имущество может эксплуатироваться в дальнейшем, но амортизация не начисляется в связи с полным учетом расходов приобретения в составе затрат. Стоимость самортизированного имущества при модернизации не увеличивается.

Формула расчета амортизации при линейном способе

Определение срока полезного использования

Для определения суммы, учитываемой в затратах, потребуется осуществить ряд действий. Операции обязательны для всех видов учета.

Операция Описание действия Уточнение
Принятие на баланс Прием инвентарной единицы оформляется по акту Определяется стоимость инвентарной единицы при постановке на баланс
Определение периода полезного использования Устанавливается по данным Классификатора в пределах предоставленного промежутка Период эксплуатации для целей БУ и НУ отличаются, но в отдельных случаях могут совпадать
Выбор метода начисления Производится расчет нормы и размера ежемесячного отчисления Выбранный алгоритм расчета закрепляется в учетной политике (УП)

Законодательством для целей бухучета предусмотрено несколько способов начисления амортизации. Применяются один из 4 способов – линейный, нелинейный, кумулятивный или производственный метод. Выбор схемы отчисления производится предприятием исходя из экономической целесообразности. Лимит суммы, при которой производится признание имущества амортизируемым, составляет 40 тысяч рублей.

В налогообложении предусмотрена более высокий предел отнесения материальных активов к амортизируемым. При стоимости ОС или НМА менее 100 тысяч рублей актив списывается единовременно. Предельный лимит для отнесения имущества к амортизируемому применяется к объектам, приобретенным с 2016 года. Расходы по имуществу со стоимостью меньшей величины отражается в составе затрат одномоментно.

Условие реализации Линейный способ Нелинейный способ
Алгоритм отнесения в расходы Списание средств, затраченных на приобретение инвентарной единицы производится равными частями в течение всего периода использования Списание осуществляется неравномерными частями, используя за базу уменьшаемый остаток
Особенности применения По каждой инвентарной единице По объединенным категориям объектов с одинаковым периодом эксплуатации
Ограничения к применению Используются без ограничений для всех поставленных на учет объектов Применяется ограничение: к объектам 8-10 амортизационных групп (АГ) схема не применяется
Достоинства способа Простота исчисления и определения величины остатка в результате обособленного учета каждого объекта с равномерным переносом суммы Возможность быстрого списания затрат по приобретению имущества, склонного к моральному старению, при возрастании со временем затрат на ремонт
Недостатки При использовании быстроизнашиваемого оборудования, техники, инструментов возрастают затраты на обслуживание и ремонт, часто недостаточных при равномерных отчислениях Сложность отнесения отчислений к прямым или косвенным расходам. Потребуется дополнительно к группам ввести подгруппы для детализации учета

Допускается смена способа начисления с нелинейного на линейный. Переход осуществляется с начала календарного года. Смена в обратном направлении не предусмотрена. Переход осуществляется не чаще 1 раза в 5 лет. Возможность использования налоговой преференции закрепляется в УП предприятия.

Операция выгодна организациям, имеющим имущество, не требующее модернизации, с большим сроком использования, износ которого составляет не более 30%. При большем износе операция не является оптимальной. До перевода изношенного актива необходимо произвести предварительный расчет.

Суть схемы состоит в равномерном переносе частей стоимости имущества в течение всех лет полезной эксплуатации. Алгоритм операции отличается простотой, способ преимущественно используется предприятиями. Равномерный перенос позволяет систематизировать затраты, планировать расходную часть прибыли. Особенности применения алгоритма:

  • Определение величины ежемесячной суммы осуществляется один раз, при постановке на учет. В дальнейшем изменение суммы не производится.
  • Алгоритм расчета не зависит от режима, интенсивности, сезонности работы предприятия.
  • Учет начислений производится по каждой инвентарной единице отдельно.
  • Операция осуществляется до полного списания или выбытия. При реализации неполностью самортизированного имущества остаточная сумма переносится одномоментно.
  • При размещении на консервацию, направлении на капремонт на период свыше 3 месяцев начисление прекращается. После возвращения имущества для участия в производственном процессе Ал возобновляется.

Начисление прекращается с месяца, следующего за списанием, выбытием, полным погашением. При расчете величины показателя используется формула:

, где С – первоначальная стоимость, Н – норма, рассчитанная для конкретной инвентарной единицы. Для расчета нормы применяется соотношение:

, где СПИ – срок полезного использования, выбранный на основании Классификатора. Организация имеет право выбрать меньшую или большую продолжительность периода, указанную в справочнике. Длительность периода определяется индивидуальными условиями ведения деятельности.

Пример начисления. Организация приобрела оборудование за 100 тысяч рублей без учета НДС. Продолжительность периода использования оборудования – 5 лет. При расчете:

  • Определяется годовая норма: Нг = 1 / 5 х 100 % = 20%;
  • Рассчитывается размер ежемесячного начисления: Не = 20% / 12 = 1,67%;
  • Величина ежемесячной суммы: А = 100 000 х 1,67% = 1670 (рублей).

В результате операций с округлением размера нормы по математическому принципу последняя к списанию сумма уточняется дополнительно. Окончательное начисление производится в последнем месяце периода и при наличии остатка в размере, большем ежемесячной величины.

Основой линейного метода начисления является норма амортизации. Что это такое?

Норма показывает долю в процентах от начальной или восстановительной стоимости основного средства, которую нужно ежегодно или ежемесячно относить в расходы в течение всего срока полезного использования.

При расчете амортизации в бухучете рассчитывают обычно годовую норму – то есть процент отчислений за год.

Однако при желании можно рассчитать месячную норму.

Формула:

Годовая Норма = 1 * 100% / СПИ в годах

Месячная Норма = 1 * 100% / СПИ в месяцах

Смысл данного показателя легко проследить на примере.

Пример:

Данные:

Предприятие купило офисной стол для руководителя стоимостью 200 тыс. руб.

Выбрала срок службы 5 лет.

Расчет:

Годовая норма = 1 * 100% / 5 = 20%.

Бухгалтерский учет основных средств (ОС)

Для отражения операций по учету амортизации в бухучете применяется счет 02.

Накопление отчислений происходит по кредиту счета 02 в корреспонденции со счета учета затрат.

В момент списания или выбытия основного средства вся накопленная амортизация списывается с дебета счета 02 в корреспонденции с кредитом счета 01, где формируется остаточная стоимость, по которой объект ОС будет снят с учета.

Бухгалтерские проводки по начислению амортизации на 02 счете:

  • Дт 20 Кт 02 – отражение начисление по ОС, эксплуатируемым в основном производстве.
  • Дт 23 Кт 02 – показаны амортизационные отчисления по активам, используемым во вспомогательном производстве.
  • Дт 26 (27) Кт 02 – начислена по объектам, применяемым в общепроизводственной или общехозяйственной деятельности.
  • Дт 44 Кт 02 – начислена амортизация по основным средства торговых предприятий.

\r\n\r\n

К основным средствам относится актив, то есть имущество организации, для которого выполняются четыре условия:

\r\n\r\n

    \r\n\t

  1. Объект предназначен для использования в производстве, при выполнении работ или оказании услуг; для управленческих нужд, либо для сдачи в аренду.
  2. \r\n\t

  3. Объект предназначен для использования в течение срока, превышающего 12 месяцев (либо обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев).
  4. \r\n\t

  5. Последующая перепродажа объекта не предполагается.
  6. \r\n\t

  7. Объект способен в будущем принести экономическую выгоду.
  8. \r\n

\r\n\r\n

Примеры основных средств: здания и сооружения, рабочие и силовые машины, оборудование, компьютеры, транспортные средства, инструмент, хозяйственный инвентарь, племенной скот, многолетние насаждения и проч.

\r\n\r\n

Кроме того, в составе основных средств учитываются земельные участки, вода, недра и прочие природные ресурсы, а также капитальные вложения в арендованное имущество и на коренное улучшение земель.

\r\n\r\n

Предметы, которые числятся как готовая продукция на складе производителя или как товары на складе торговой компании. Такое имущество предназначено для перепродажи, поэтому его нельзя расценивать как ОС.

\r\n\r\n

Кроме того, основными средствами не являются материалы и объекты, находящиеся в пути или переданные в монтаж, капитальные и финансовые вложения (кроме капитальных вложений в арендованные объекты ОС и на коренное улучшение земель).

\r\n\r\n

\r\n\r\n

Чтобы принять объект ОС к учету, бухгалтер должен определить его первоначальную стоимость. Это величина затрат на приобретение, сооружение и изготовление основного средства. В первоначальную стоимость, в частности, входят:

\r\n\r\n

    \r\n\t

  • сумма, перечисленная поставщику;
  • \r\n\t

  • плата за доставку и за приведение в состояние, пригодное для использования;
  • \r\n\t

  • оплата работ по договорам строительного подряда;
  • \r\n\t

  • стоимость консультационных и информационных услуг, связанных с покупкой ОС;
  • \r\n\t

  • вознаграждение посредника, через которого приобретен объект ОС;
  • \r\n\t

  • таможенные пошлины и сборы, уплаченные при импорте основного средства;
  • \r\n\t

  • государственная пошлина, перечисленная в связи с покупкой объекта;
  • \r\n\t

  • иные затраты, непосредственно связанные с объектом.
  • \r\n

\r\n\r\n

Обратите внимание: первоначальная стоимость не включает в себя НДС. Например, основное средство обошлось компании в 120 000 руб., в том числе НДС 20% — 20 000 руб. К первоначальной стоимости нужно отнести только 100 000 руб. (120 000 — 20 000), а сумму НДС учесть отдельно.

\r\n\r\n

Общехозяйственные расходы (зарплата администрации, бухгалтеров, аренда офиса и проч.), как правило, не относятся к первоначальной стоимости. Исключение составляет ситуация, когда такие затраты связаны не со всей организацией, а только с данным основным средством (к примеру, премия, начисленная инженеру за настройку нового оборудования).

\r\n\r\n

В общем случае первоначальная стоимость фиксируется один раз и в дальнейшем не пересматривается. Но из этого правила есть исключения. Так, изменение возможно в случае достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки.

\r\n\r\n

\r\n\r\n

После того, как основное средство принято к учету, бухгалтер должен его амортизировать, то есть регулярно списывать на текущие расходы часть стоимости объекта. Исключение предусмотрено лишь для земельных участков и объектов природопользования. Такие ОС не подлежат амортизации, потому что их потребительские свойства со временем не изменяются.

\r\n\r\n

Согласно правилам бухучета существует четыре способа амортизации: линейный; способ уменьшаемого остатка; способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования и способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

\r\n\r\n

Тот или иной способ устанавливается не для отдельного основного средства, а для группы однородных объектов, например, транспортных средств, зданий и проч. Выбранный метод необходимо применять в течение всего срока полезного использования объекта, изменить метод нельзя.

\r\n\r\n

К слову, в налоговом учете действуют иные правила. Там предусмотрено всего два метода: линейный и нелинейный. Тот или иной способ устанавливается не для группы, а для всех объектов, принадлежащих организации, причем выбранный метод амортизации можно менять.

\r\n\r\n

Чтобы избежать расхождений, многие компании по возможности устанавливают и в бухгалтерском, и в налоговом учете линейный метод. Для его применения необходимо рассчитать годовую норму амортизации. Она равна 100%, деленным на количество лет полезного использования. Так, если срок полезного использования равен пяти годам, то годовая норма составит 20% (100%: 5 лет). Затем первоначальную стоимость объекта необходимо умножить на норму, и получится годовая сумма амортизационных отчислений.

\r\n\r\n

Вне зависимости от того, какой способ амортизации применяет компания, бухгалтер ежемесячно должен сделать проводку на сумму, равную величине годовых амортизационных отчислений, деленной на 12. В дебете проводки стоит «затратый» счет, в кредите — счет 02 «Амортизация основных средств».

\r\n\r\n

Добавим, что начинать амортизацию нужно с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда объект принят к учету и отражен на счете 01. Прекращать амортизацию следует при выбытии основного средства, либо после полного погашения его стоимости. Приостановить амортизацию нельзя, кроме случаев консервации сроком более трех месяцев и ремонта, модернизации или реконструкции объекта продолжительностью более 12 месяцев.

\r\n\r\n

Разница между первоначальной стоимостью и начисленной амортизацией называется остаточной стоимостью объекта. В бухгалтерском балансе необходимо указать именно остаточную стоимость, а данные о первоначальной стоимости и амортизации сообщить в пояснениях.

\r\n\r\n

Проведение переоценки — это право, а не обязанность организации. Другими словами, компания может от переоценки отказаться. Если же соответствующее решение принято, то переоценивать ОС придется ежегодно по состоянию на 31 декабря. Переоценку проводят в отношении всех основных средств, входящих в группу однородных объектов.

\r\n\r\n

В результате переоценки стоимость объекта может быть либо уменьшена (уценка), либо увеличена (дооценка). Измененная стоимость называется восстановительной.

\r\n\r\n

Результаты уценки бухгалтер отражает на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

\r\n\r\n

Проводки будут следующие:

\r\n\r\n\r\n

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 01 — отражена сумма уценки объекта
\r\nДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 91 — отражена сумма корректировки амортизации, сделанной по итогам уценки.

\r\n\r\n\r\n

Если в последующие периоды этот же объект будет вновь дооценен на ту же сумму, то величину дооценки нужно показать по кредиту счета 91.

\r\n\r\n

Результаты дооценки бухгалтер зачисляет в добавочный капитал и отражает по кредиту счета 83.

\r\n\r\n

Проводки будут следующие:

\r\n\r\n\r\n

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 83 — отражена сумма дооценки объекта
\r\nДЕБЕТ 83 КРЕДИТ 02 — отражена сумма корректировки амортизации в результате дооценки.

\r\n\r\n\r\n

Если в последующие периоды этот же объект будет уценен, то сумму уценки необходимо отнести на уменьшение добавочного капитала и отразить по дебету счета 83. Уценку, которая по величине превышает первичную дооценку, нужно частично списать на уменьшение добавочного капитала, а оставшуюся сумму отразить по дебету счета 91.

\r\n\r\n

По основным средствам, которые ежегодно переоцениваются, сумма амортизации рассчитывается исходя из восстановительной, а не первоначальной стоимости.

\r\n\r\n

К основным средствам относится актив, то есть имущество организации, для которого выполняются четыре условия:

  1. Объект предназначен для использования в производстве, при выполнении работ или оказании услуг; для управленческих нужд, либо для сдачи в аренду.
  2. Объект предназначен для использования в течение срока, превышающего 12 месяцев (либо обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев).
  3. Последующая перепродажа объекта не предполагается.
  4. Объект способен в будущем принести экономическую выгоду.

Примеры основных средств: здания и сооружения, рабочие и силовые машины, оборудование, компьютеры, транспортные средства, инструмент, хозяйственный инвентарь, племенной скот, многолетние насаждения и проч.

Кроме того, в составе основных средств учитываются земельные участки, вода, недра и прочие природные ресурсы, а также капитальные вложения в арендованное имущество и на коренное улучшение земель.

Амортизация автотранспортного средства любого формата — это учет физического износа машины в целом и отдельных деталей в частности.

Каждая машина имеет свой ресурс, который в процессе эксплуатации уменьшается.

В процессе износа увеличиваются расходы на обслуживание транспортного средства, а также уменьшается доход, который получает организация от эксплуатации автомобиля (если он используется в коммерческих целях).

Каждое ТС (как и любое другое основное средство) имеет свой срок полезного использования, который зависит от группы амортизации. Согласно норм Постановления Правительства РФ №1 от 01 января 2002 года выделяется 10 групп.

К группе амортизации №3 принадлежат:

  • легковые машины;
  • автомобили с грузоподъемностью до 500 кг.;
  • малые и малогабаритные автобусы длиной до 7,5 метров.

К четвертой группе согласно норм данного постановления относятся такие ТС:

  • маленькие легковые автомобили для инвалидов;
  • грузовики, фургоны и дорожные тягачи для прицепов;
  • автобусы длиной до 12 метров и более.

К амортизационному списку №5 относятся:

  • легковики, объем двигателя которых свыше 3,5 литра;
  • грузовики, в том числе с грузоподъемностью более 5 тонн;
  • тягачи;
  • автомобильные поезда;
  • специальные автомобили ( в том числе скорая помощь и т.д.).

Амортизация авто.Что это такое? Смотрите в видео ниже:

Оценка стоимости машин, оборудования и транспортных средств

Норма амортизации — это абсолютно противоположный сроку полезного использования термин по своей сути. Как мы уже говорили, каждое основное средство имеет собственный лимит ресурса, но он исчерпаемый. В зависимости от группы амортизации, каждое ТС имеет свою нормальную норму амортизации.

Числовое выражение термина заключается в отношении годовой амортизационной суммы к первоначальной стоимости транспортного средства. Например, фирма покупала автомобиль за 1 миллион рублей. Годовая амортизационная сумма (срок полезного использования) составляет 200 000 рублей. При делении 200000 :1 000 000 мы получаем цифру 0,2 (20%).

Максимальное значение НА для различных машин (в том числе силовых и других агрегатов) составляет 50% (в нашем случае НА получается намного ниже), а минимальный цифровой эквивалент — 3%.

Существует четыре основных метода расчета нормы амортизации:

  • линейный (единица делится на срок полезного использования и умножается на балансовую стоимость ТС);
  • списание стоимости по сумме лет полезного использования. Допустим, ТС может использоваться 5 лет. Для получения результата суммируются все годы и получается цифра 15. После этого максимальное число (в первый год, затем меньшее) делится на 15 и умножается на балансовую стоимость);
  • уменьшаемый остаток;
  • в зависимости от выполненной ТС работы.

Данный коэффициент показывает уровень изношенности основных средств и выражается в отношении суммы начисленной амортизации к числовому выражению первоначальной (балансовой) стоимости основного средства (в нашем случае автомобиля). Не стоит путать значение данного термина с нормой амортизации, так как она устанавливается для конкретного основного средства ежегодно, а коэффициент амортизации с каждым годом становится все больше и больше.

Для определения процента амортизации ТС важно знать срок его полезного использования, который определяется в зависимости от амортизационной группы и окончательного решения руководства предприятия.

Допустим, компания приобретает мощный автомобиль, который будет относится к амортизационной группе №5 со сроком полезного использования от 7 до 10 лет.

  • относятся к издержкам компании;
  • подлежат вычитанию из основных средств;
  • считаются денежным эквивалентом износа объекта.

Расчеты выполняются не только при приобретении компанией авто, но и при оформлении на работу сотрудника с личным ТС, которое будет использоваться для исполнения служебных обязанностей.

Амортизационные траты фиксируются и в бухучете, и в налоговом учете.

Регулярное отражение расходов в этих документах обязательно, так как единовременное списание всех амортизационных отчислений приведет к появлению отрицательных показателей в малом периоде.

Выполнение амортизационных расчетов – обязанность как для ЮЛ, так и для ИП.

Это ответственность любого налогоплательщика, занимающегося предпринимательской деятельностью. Расчеты позволяют отчитаться о тратах организации.

База готовых работ на 80 000 работ

Линейный метод начисления самый простой, стоимость равномерными частями переносится в расходы весь срок использования.

  • Определяется норма амортизации в год или месяц:

Норма А. = 1 / СПИ в месяцах * 100%.

  • Рассчитывается ежемесячная сумма амортизационных отчислений:

Ежемесячная А. = Первоначальная стоимость * Норма А.

Организация вправе в бухгалтерском учете в отношении автомобиля, взятого в лизинг, использовать нелинейный метод, основанный на применении ускоряющего коэффициента.

Данный коэффициент позволяет ускорить процесс списания стоимости транспорта, позволяя в первые же годы вернуть большую часть потраченных на приобретение средств.

За основу берется остаточная стоимость машины вместо первоначальной.

  • Определяется норма амортизационных отчислений.

Норма А. = 1 * Куск. / СПИ в годах * 100%.

Куск. – ускоряющий коэффициент в пределах 3.

  • Считается остаточная стоимость на начало года

Стоимость ост. = Стоимость первоначальная – Начисленная амортизация.

  • Вычисляется годовая амортизация.

Годовая А. = Стоимость ост. * Норма А.

  • Считается ежемесячная амортизация

Ежемесячная А. = Годовая А. / 12 мес.

В следующем году опять рассчитывается остаточная стоимость, от которой определяются амортизационные отчисления.

Данный метод можно применять в отношении автомобилей, взятых в лизинг.

Амортизацию важно знать в целях правильного расчета налога на прибыль. Амортизационные отчисления уменьшают налогооблагаемую базу за счет списания в расходы.

НК РФ достаточно строго определяет порядок списания стоимости основных средств посредством отчислений.

Для определения срока полезного использования разработана Классификация, в соответствии с которой для автомобиля может быть выбрана 3, 4 или 5 амортизационная группа. Как выбрать амортизационную группу для автомобиля?

В налоговом учете в соответствии с п.1 ст.259 НК РФ возможны только два способа начисления амортизации:

Организация может выбрать любой, отразив его в налоговой учетной политике.

Важно, что прописанный метод расчета будет действовать абсолютно для всех объектов основных средств.

Изменить его можно будет только с начала следующего года опять же по всем объектам ОС сразу. Менять нелинейный метод на линейный можно не чаще, чем каждый 5 лет.

Исключением является имущество, перечисленное в п.3 ст.259 НК РФ, для него обязательно применение линейного метода списания независимо от общего выбранного способа (зданий, сооружений, передаточных устройств).

Автомобиль признается основным средством, если он не предназначен для перепродажи. Для него определяется срок полезного использования и начисляется амортизация.

В бухгалтерском учете удобно выбирать либо линейный метод расчета, либо пропорционально объему работ – по километражу (исходя из пробега).

В налоговом учете можно выбрать линейный или нелинейный метод.

По автотранспорту в лизинге можно использовать ускоренный способ отчислений с применением ускоряющего коэффициента.

Статья описывает типовые ситуации. Чтобы решить Вашу проблему — напишите нашему консультанту или позвоните бесплатно:

Начисление амортизации для грузовых автомобилей

Существует несколько методов расчета амортизации:

    Линейный. Суть метода заключается в том, что отчисления равномерно выполняются на всем протяжении срока эксплуатации. Списание происходит равными суммами. Способ отличает масса преимуществ: простота, комфорт, одинаковое распределение скопившейся амортизации. Однако присутствует и относительный минус: данный метод не подходит компаниям, которые желают оплатить больший процент износа в начале эксплуатации ТС. Способ не позволяет провести учет моментального ремонта машины, которая подверглась моральному износу.

Для расчета используется формула:
среднегодовая стоимость основных средств * норма амортизации ТС/100%.

Метод уменьшаемого остатка. Наибольшие отчисления выполняются в начале эксплуатации ТС. Это ускоренный метод амортизации. Разумность способа объясняется тем, что в начале использования производительность машины выше. Со временем она снижается. Поэтому целесообразно проводить амортизацию именно в первые годы эксплуатации. Для произведения расчетов потребуются следующие вводные данные: изначальная и остаточная стоимость, продолжительность полезного использования.

Для проведения расчетов используется следующая формула:
остаточная цена на начало периода * норма износа * коэффициент форсирования/100%.

Метод отчисления по сроку полезного использования объекта. Способ похож на предыдущий. Это ускоренный метод, при котором наибольшие списания проводятся в начале эксплуатации. Основа вычислений – начальная стоимость ТС, при которой авто принималось к учету.

Для расчетов применяется следующая формула:
начальная стоимость ТС * норма амортизации.

Норма износа определяется в зависимости от периода использования авто. Рассматриваемая методика обычно применяется именно для ТС. Норма амортизации выражается в процентах от изначальной стоимости авто на каждую 1000 пробега.

Организация вправе выбрать любой из существующих методов. Но нужно учитывать, что после ввода авто в эксплуатацию изменить выбранный способов будет нельзя.

Для расчета амортизации легкового ТС лучше всего подходит линейный метод. Первоначальная цена авто должна соответствовать стоимости, указанной в первичных документах. В стоимость могут входить расходы на доставку машины. Время полезного использования отдельно устанавливается по каждой группе объектов.

Грузовое ТС предназначается для интенсивной работы. По этой причине фактический износ может наступить прежде выплаты всей стоимости машины. По этой причине подсчет будет более объективным, если компания использует метод расчета по пробегу. Списания происходят пропорционально длительности и объему работ. Для проведения расчетов в начале использования нужно подсчитать примерный километраж за весь период эксплуатации. Реальный километраж определяется за счет снятия показаний со счетчика ТС. Данная процедура проводится ежемесячно.

Амортизация начисляется ежемесячно, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором основное средство было передано в эксплуатацию (отражено на счете 01). Например, организация приобрела станок в марте и в этом же месяце ввела его в эксплуатацию, амортизация начнет начисляться с апреля.

Прекращается начисление амортизации с первого числа месяца, следующего за месяцем, когда основное средство выбыло или было полностью самортизировано. Например, станок с не погашенным сроком полезного использования продан в феврале, в марте амортизация не начисляется, февраль — это последний месяц начисления.

Что происходит с основным средством, когда его стоимость полностью перенесена на расходы и его остаточная стоимость равна нулю? Его можно продолжать использовать или списать, как морально и физически устаревшее.

Начисление амортизации отражается по кредиту 02 счета «Амортизация основных средств» в корреспонденции со счетами расходов:

Дебет 08, 20, 23, 25, 26, 29, 91-2, 97 Кредит 02.

В зависимости от характера использования ОС, начисленная по нему амортизация включается:

  • в состав расходов по обычным видам деятельности (счета 20,23,25,26,29, 44),
  • в состав прочих расходов (счет 91-2),
  • в состав капитальных вложений (счет 08).

Срок полезного использования объекта основных средств организация определяет самостоятельно исходя из:

  • ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
  • ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
  • нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).

Если в результате проведенной реконструкции или модернизации улучшились первоначально принятые нормативные показатели использования объекта основных средств, то организация может пересмотреть срок его полезного использования.

Как рассчитать коэффициент амортизации автомобиля?

Амортизация линейным способом рассчитывается по формуле:

Ежемесячная амортизация = первоначальная (текущая,восстановительная) стоимость ОС х норма амортизации/12.

Норма амортизации = 100 / срок полезного использования, лет.

Пример: Первоначальная стоимость легкового автомобиля 720 000 рублей. Срок полезного использования — 5 лет. Норма амортизации = 100/5=20. Сумма ежемесячной амортизации — 720 000 х 20%/12=12 000 руб.

Линейный способ — самый простой в расчете, равномерно начисляет амортизацию в течение всего срока полезного использования. Это единственный способ, который также используется в налоговом учете для начисления амортизации. Если применять линейный способ и в бухгалтерском и в налоговом учете, то можно будет избежать разницы.

Амортизация способом списания стоимости по чисел лет рассчитывается по формуле:

Ежемесячная амортизация = (количество лет,оставшихся до конца СПИ ОС : сумму чисел лет СПИ * первоначальную стоимость ОС) : 12

Пример: Первоначальная стоимость легкового автомобиля 720 000 рублей. Срок полезного использования — 5 лет. Сумма чисел лет срока полезного использования = 1+2+3+4+5=15.

Годисполь-зования Количество лет, оставшихся до конца СПИ ОС Остаточная стоимость на начало года, руб Амортизация за год, руб.(графа 2 :15 *графа 3) Амортизация за месяц, руб(графа 4 :12) Остаточная стоимость на конец года, руб(графа 2 — графа 4)
1 2 3 4 5 6
1 5 720 000 240 000 20 000 480 000
2 4 720 000 192 000 16 000 288 000
3 3 720 000 144 000 12 000 144 000
4 2 720 000 96 000 8 000 48 000
5 1 720 000 48 000 4 000

Амортизация способом уменьшаемого остатка в первые годы эксплуатации ОС быстрее, чем при линейном способе. В отличие от способа уменьшаемого остатка срок полезного использования и период погашения стоимости совпадают.

Формула расчета:

Фактический объем продукции (работ), произведенной с использованием ОС за месяц (в натуральных измерителях) * Первоначальную стоимость ОС :

Предполагаемый объем продукции (работ) за весь СПИ ОС(в натуральных измерителях)

Пример: приобретено оборудование, первоначальная стоимость 1000 000 руб., позволяющее выпускать 200 000 единиц изделия. В январе было выпущено 5 000 изделий, в феврале 10 000, в марте 8 500.

Амортизация в январе: 5 000 * 2 000 000 / 200 000 = 50 000 руб.

Амортизация — это метод бухгалтерского учета, в результате которого рассчитываются срок и ценность изнашивания материальных активов, и материальная стоимость этих активов включается по частям, разделенным на срок службы активов, в себестоимость конечного продукта (изделия, услуги и т.д.).

Если говорить про амортизацию простым языком, она представляет собой наиболее простую, но и одновременно достаточно эффективную технику, которая позволяет сохранять материальные активы непосредственно внутри компании. Общая сумма ежемесячных отчислений в фонд амортизации определяется соответствующим процентом от суммарной стоимости средств, которые относятся к основным и подвергаются регулярному износу.

К такому имуществу относятся:

  • объекты недвижимого имущества;
  • всевозможная техника;
  • мощности производства и прочее.

Данные показатели числятся, как общие издержки, связанные с обеспечением любого производственного процесса, и учитываются при расчете итоговой стоимости произведенного товара, в состав которой включена не только лишь себестоимость, но и наценка.

Наиболее простой пример, который раскроет суть амортизации, — автомобиль, купленный для осуществления производственных задач. Цена машины, приобретенной предприятием, составила 30 000 долларов.

Срок эксплуатации авто равен 5-ти годам.

Со дня покупки каждый месяц на протяжение следующих 5 лет определенный, установленный из расчета цены авто, уровня инфляции, а также прочих значимых факторов, процент будет начисляться на счет амортизационного фонда.

После того, как отведенные пять лет истекут, организация сможет продать авто по остаточной цене, а для себя приобрести ему замену на деньги, накопившиеся в фонде амортизации, где на этот момент будут числиться ежемесячные отчисления за последние пять лет и остаточная стоимость машины, по которой она будет перепродана.

Отчисления возобновляются сразу после возврата в эксплуатацию;

  • амортизационные отчисления прекращаются с 1 числа месяца, следующего за месяцем списания по износу, выводу с баланса или потери прав собственности на данное имущество.

Достоинства и недостатки линейного метода Основные достоинства линейного метода амортизации:

  • Простота вычисления. Расчет суммы отчислений необходимо произвести только один раз в начале эксплуатации имущества. Полученная сумма будет одинакова на всем сроке эксплуатации.
  • Точный учет списания стоимости имущества. Амортизационные отчисления происходят по каждому конкретному объекту (в отличие от нелинейных методов, где начисление амортизации идет на остаточную стоимость всех объектов амортизационной группы).
  • Равномерный перенос затрат на себестоимость.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *