- Экономика

Новая ст. 54.1 НК РФ не работает практически никак». Интервью с Александром Хаминским

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новая ст. 54.1 НК РФ не работает практически никак». Интервью с Александром Хаминским». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Суть статьи: это статья о том, при каких условиях налогоплательщик может уменьшить сумму налога или вернуть НДС из бюджета. Название статьи: «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов». Начинает действовать с 19 августа 2017 года. Статья небольшая. Умещается на одну страницу Ворда. Приступим. П.1 ст. 54.1 НК: «Не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений:

  • о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов);
  • об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете;
  • налоговой отчетности налогоплательщика».

Что несёт налогоплательщикам новая статья 54.1 НК?

Есть. П.3 ст. 54.1: «…подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом, нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах, наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций) не могут рассматриваться в качестве самостоятельного основания для признания уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога неправомерным». Иными словами, если:

  • первичные документы подписаны неизвестно кем;
  • контрагент нарушает законодательство о налогах и сборах;
  • налогоплательщик мог получить тот же результат, совершая другие сделки или операции;

В ст. 54 НК РФ содержатся ответы на некоторые общие вопросы исчисления налоговой базы. Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее в настоящей главе — Закон N 402-ФЗ) данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации.

Обязательными реквизитами регистра бухгалтерского учета являются:

— наименование регистра;

— наименование экономического субъекта, составившего регистр;

— даты начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;

— хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;

— величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;

— наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;

— подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Отметим, что с 1 января 2013 г. формы регистров бухгалтерского учета, утвержденные федеральными органами исполнительной власти до вступления в силу Закона N 402-ФЗ, не являются обязательными к применению.

Исходя из ч. 1 ст. 7 и ст. 10 Закона N 402-ФЗ руководителем экономического субъекта определяется также состав регистров бухгалтерского учета, применяемых для регистрации и накопления данных, содержащихся в первичных учетных документах экономического субъекта.

Согласно ч. 5 ст. 10 Закона N 402-ФЗ формы регистров бухгалтерского учета, применяемые для регистрации и накопления данных, содержащихся в первичных учетных документах экономического субъекта, должны быть утверждены руководителем этого экономического субъекта (Информация Минфина России N ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Регистр бухгалтерского учета составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

В регистре бухгалтерского учета не допускаются исправления, не санкционированные лицами, ответственными за ведение указанного регистра. Исправление в регистре бухгалтерского учета должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, ответственных за ведение данного регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Также не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета, регистрация мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета.

Для целей Закона N 402-ФЗ под мнимым объектом бухгалтерского учета понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни), под притворным объектом бухгалтерского учета понимается объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе притворные сделки). Не являются мнимыми объектами бухгалтерского учета резервы, фонды, предусмотренные законодательством Российской Федерации, и расходы на их создание.

При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем отчетном (налоговом) периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения). Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Минфином России (п. 2 ст. 54 НК РФ). Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденный Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 13 августа 2002 г. N 86н/БГ-3-04/430 «Об утверждении Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей», определяет правила ведения учета доходов и расходов и хозяйственных операций.

Остальные налогоплательщики — физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физических лиц сведений о суммах выплаченных им доходов, об объектах налогообложения, а также данных собственного учета полученных доходов, объектов налогообложения, осуществляемого по произвольным формам (п. 3 ст. 54 НК РФ).

НК РФ). Как учитывается благотворительность при ОСНО, читайте в ст. «Благотворительная помощь и налог на прибыль: когда платить налог?». Пример ООО «Книга» занимается продажей книг и учебных пособий. По решению директора был заключен договор с детским домом, в котором было указано, что издательство передает 1 000 рабочих тетрадей для воспитанников детского дома и 100 000 руб.

на покупку новых парт. Дт 76 Кт 41 — переданы рабочие тетради в детский дом (1 000 × 100 руб. = 100 000 руб.). Дт 91.2 Кт 76 — стоимость переданных тетрадей отнесена на прочие расходы (100 000 руб.). Дт 76 Кт 51 — перечислены денежные средства на покупку парт (100 000 руб.).
Дт 91.2 Кт 76 — сумма расходов на покупку парт отнесена на прочие расходы (90 000 руб.). Дт 51 Кт 76 — возвращена неизрасходованная сумма из благотворительного взноса (10 000 руб.).

НК РФ об необоснованной налоговой выгоде

Комментируемая статья определяет общие правила исчисления налоговой базы. Ее положения применимы ко всем налогам и конкретизируются применительно к отдельным налогам.

Согласно ст. 17 НК РФ, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, в числе которых имеется налоговая база. Согласно ст. 53 НК РФ, налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

В соответствии с пунктом 1 комментируемой статьи организации исчисляют налоговую базу по итогам налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению.

Здесь же установлено правило исправления ошибок в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, согласно которому перерасчет налоговой базы и суммы налога за период, в котором были совершены ошибки, производится в текущем налоговом периоде. Если период совершения ошибок определить невозможно, перерасчет производится за тот период, в котором выявлены ошибки.

Регистры бухгалтерского учета и первичные документы (их копии) могут быть истребованы должностным лицом налогового органа при проведении налоговой проверки на основании ст. 93 НК РФ. Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.

Основы ведения регистров бухгалтерского учета, в которых содержатся данные об объектах налогообложения, установлены в ст. 10 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В регистрах бухгалтерского учета регистрируются и накапливаются данные из первичных учетных документов. При ведении регистров бухгалтерского учета не допускаются пропуски или изъятия данных об объектах бухгалтерского учета, регистрация мнимых и притворных объектов, а также исправления, не санкционированные лицами, ответственными за ведение указанного регистра. Исправление в регистре бухгалтерского учета должно содержать дату исправления, подписи лиц, ответственных за его ведение, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

В информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 ноября 2011 г. N 148 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации» указано на то, что по смыслу ст. 54 НК РФ налоговые последствия влекут не сами гражданско-правовые сделки, а совершаемые в их исполнение финансово-хозяйственные операции, отражаемые в бухгалтерском учете. При этом налогообложению подвергается финансовый результат, формируемый по итогам налогового (отчетного) периода на основе данных регистров бухгалтерского учета, в том числе совокупности совершенных в этом периоде названных операций.

Полномочия по установлению плана счетов бюджетного учета и единой методологии бюджетного учета, порядка составления и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений, методологическому руководству по бухгалтерскому учету и отчетности юридических лиц, независимо от их организационно-правовых форм, согласно ст. 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации, возложены на Минфин России.

Такие организации, как благотворительный фонд, согласно пункту 3 статьи 2 Закона №7 ФЗ от 12.01.1996 года, относят к категории некоммерческих предприятий, деятельность которых осуществляется по упрощенной системе налогообложения. Заниматься предпринимательством такие организации могут при необходимости в ней для достижения целей, ради которых они были созданы (благотворительность). Основной прибылью этих некоммерческих предприятий являются пожертвования коммерческих организаций для реализации благотворительных целей.

Возникает вопрос: нужно ли включать пожертвования коммерческих организаций в доходы благотворительного фонда, применяющего «упрощенцу»? Ответ: «нет». Полученное от коммерческих организаций финансирование используется благотворительным фондом на реализацию своей деятельности – на благотворительность.

До 2005 года организации получали определенную выгоду, участвуя в благотворительности, так как при исчислении суммы, облагаемой налогом, средства, направленные на оказание помощи, не учитывались. И компании имели право тратить на эти нужды до 5% своего общего дохода.

Средства, использованные на благотворительность, учитывались как расходы организации, что существенно снижало сумму налога на прибыль. Но это порождало множество фиктивных некоммерческих организаций, благотворительностью прикрывали уход от налогов.

В настоящее время юридические лица могут осуществлять благотворительную деятельность только за счет собственной чистой прибыли, и никаких вычетов по данному налогу в федеральный бюджет не имеют. Однако некоторые субъекты РФ предоставляют определенным налогоплательщикам льготу в 1-4,5% из той части, что должна поступить в региональный бюджет.

Исключение составляют компании, перечисляющие пожертвования на культуру, науку или здравоохранение при условии занесения их в специальный список от соответствующего ведомства.

При осуществлении коммерческой деятельности товары, передаваемые от одной компании к другой или конечным потребителям, облагаются налогом на добавленную стоимость. Но если товары передаются безвозмездно в рамках благотворительной деятельности, то НДС не начисляется при условии соблюдения правил оформления процедуры и документального подтверждения.

В случае оказания только финансовой помощи, НДС вообще не затрагивается. Если в рамках одной благотворительной акции компания оказывала услуги, передавала товары и перечисляла денежные средства, каждое действие рассматривается и учитывается отдельно.

При единичных случаях благотворительности, как правило, выгоднее пользоваться вычетом из НДС. Но если помощь нуждающимся регулярная и масштабная, выгоднее отказаться от льготы. Тогда средства, потраченные на закупку товаров для оказания поддержки социальных учреждений, участия в развитии здравоохранения и культуры, можно учитывать как расходы компании.

Чтобы получить такое право, организация должна обратиться в ФНС с заявлением об отказе от льготы до окончания текущего налогового периода.

Для юридических лиц единственный вариант налоговых льгот при благотворительности — это освобождение от уплаты НДС на передаваемые в виде помощи товары. Так, все упрощенные системы налогообложения в принципе не подразумевают уплату НДС.

Никаких вычетов компании, применяющие УСН, получать не могут. И общий объем налогов при оказании безвозмездной поддержки некоммерческим организациям не меняется.

В случае когда организация договорилась о перечисление на бескорыстной основе имущества, стоимость которого не превышает 3 000 руб., необходимо представить в бухгалтерию служебную записку, в которой будет указано, на какие цели и в каком размере передается благотворительный взнос. На записке должна стоять резолюция директора «СОГЛАСОВАНО».

Если сумма благотворительности превышает 3 000 руб., необходимо составить договор в письменной форме. В противном случае договор будет считаться недействительным (ст. 574 ГК РФ, письмо Минфина России от 13.07.2012 № 03-03-06/4/73). В нем обязательно должны быть прописаны цели, на которые организация передает имущество.

Также желательно иметь копии документов, подтверждающие, что благотворительный взнос получен и использован по назначению.

Запрет на использование налоговых схем прямо прописан в Налоговом кодексе (ст. 54.1 НК РФ). С конца августа 2017 года налоговые органы будут проводить камеральные и выездные проверки с учетом положений новой статьи, а значит, будут повально снимать расходы и вычеты по сделкам, в которых усмотрят отсутствие деловой цели.

Федеральный закон 163-ФЗ фактически усиливает полномочия налоговых органов в рамках камеральных и выездных проверок. Авторы законопроекта хотели перенести в Налоговый кодекс нормы 53-го постановления ВАС, которое активно использовалось в сфере получения налоговых выгод, но по факту получилось иначе – новые термины в законе появились, однако самого механизма реализации норм закона для инспекций еще не придумали.

Статья 54.1 НК РФ гласит:

Не допускается уменьшение налоговой базы и (или) суммы налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика (п. 1 ст. 54.1 НК РФ).

Если данные обстоятельства отсутствуют, то налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу или сумму налога, но только при одновременном соблюдении двух условий:

  1. основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
  2. обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

Все эти положения распространяются и на плательщиков сборов, и на плательщиков страховых взносов, и на налоговых агентов. То есть на всех.

Как следует из названия новой статьи Налогового кодекса, налогоплательщиков ограничат в правах по уменьшению налоговой базы. Ограничения, как нам видится, распространяются даже на вполне законные способы оптимизации.

Для этого инспекторам достаточно доказать, что:

  • Сделка была нереальной;

  • Сделка заключалась с целью ухода от налогов;

  • Контракт исполнила не та компания (ИП), с которой налогоплательщик заключил договор.

После внимательного прочтения ст. 54.1 НК РФ можно сделать следующие выводы:

  1. Если раньше достаточно было собрать правоустанавливающий пакет на контрагента, тем самым проявив налоговую осмотрительность, то теперь этого будет мало. Теперь компаниям придется доказывать, что они не обладали информацией, например, о том, что у поставщика нет достаточных ресурсов для исполнения контракта (техники, складских помещений, персонала и пр.). Теперь компаниям нужно будет доказывать, что заключая тот или иной договор, они не преследовали цель «минимизации налога», а сделка заключалась с определенной деловой целью.

  2. Налоговые органы будут «влезать» в заключаемые сделки с точки зрения бизнеса, доначисляя налоги. То есть, если компания оплачивает товар посреднику, инспекторы снимут расходы, поскольку никто не мешал приобрести товар у производителя.

Важный момент: в отношении камеральных проверок закон 163-ФЗ действует в отношении деклараций, сданных после вступления в силу данных изменений. А по выездным проверкам ситуация другая – нормы ст. 54.1 НК РФ будут применяться в отношении выездных проверок, решения о которых вынесены после вступления в силу данных изменений, но только в отношении сделок между взаимозависимыми лицами. То есть период, охваченный налоговыми проверками, может включать 2016, 2015, 2014 годы, когда Федеральный закон 163-ФЗ еще не был придуман!

Ложка меда для налогоплательщиков

Вместе с тем закон 163-ФЗ содержит и ложку меда. Правда, очень маленькую: налоговики не смогут снимать расходы и вычеты по формальным основаниям.

Итак, отныне инспекторы не смогут придираться к сделкам, если:

  • «первичка» была завизирована неустановленным лицом либо лицом без доверенности;

  • контрагент компании совершал налоговые нарушения;

  • можно было заключить сделку с другим контрагентом на более выгодных условиях.

Другими словами, согласно НК РФ, компания теперь не обязана следить за добросовестностью своих контрагентов. Главное – чтобы сделка была реальной. Но это не означает, что по фирмам-однодневкам будут приняты к налоговому учету расходы и НДС к вычету.

Количество налоговых споров, несомненно, возрастет. Вместо презумпции добросовестности в Налоговом кодексе, по сути, появится презумпция виновности налогоплательщиков – то есть надо будет доказать, что, заключая те или иные сделки, компания не преследовала цели уменьшить свои налоги.

Особенно это касается предыдущих налоговых периодов, когда компании не заботились о необходимости так серьезно подходить к защите своих «тылов».

И что теперь делать?

Налоговики снимут расходы и вычеты НДС по всем сделкам, в которых не усмотрят наличие деловой цели. А дальше будет суд. С учетом того, что сейчас 84% налоговых дел рассматриваются в пользу ИФНС, компания сразу может распрощаться со своим деньгами.

Таким образом, теперь при подготовке к сделкам (особенно, крупным), надо «стелить соломку» везде: снизу, сверху, сбоку и даже поперек. Необходимо все больше и больше «обелять» свой бизнес – чтобы он выглядел таковым в глазах налоговой.

Доверить этот вопрос можно только той компании, которая имеет богатый опыт в ведении налогового и бухгалтерского учета и сопровождении сложных сделок. 1С-WiseAdvice – именно такая компания.

Статья 54 НК РФ. Общие вопросы исчисления налоговой базы

Кратко напомним читателям смысл статьи 54.1 НК.

Это первая статья, которая на уровне закона регулирует вопрос о получаемой налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоде. Именно с такой формулировкой принимается большинство решений по налоговым спорам по делам с однодневками. При этом, до последнего времени суды руководствовались разъяснениями данными в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 №53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».

Сейчас стала действовать статья 54.1 НК РФ. Давайте разберемся, какие критерии добросовестности налогоплательщика предусматривает данная статья?

В соответствии с пунктом 1 данной статьи, компании нельзя искажать сведения о фактах хозяйственной жизни.

Пункт 2 статьи предусматривает, что уменьшить сумму налога и получить налоговый вычет можно при двух условиях одновременно:

  1. целью сделки было не уменьшение налога; у сделки была и какая-то экономически оправданная цель;
  2. договор исполнил тот контрагент, который указан в этом договоре или субподрядчик.

Пункт 3 ст. 54.1 НК РФ предусматривает, что компанию нельзя лишать права уменьшить налог или возвращать НДС из бюджета, только потому, что:

  • первичные документы подписал неустановленный или неуполномоченный человек;
  • контрагент нарушает законодательство о налогах и сборах;
  • налогоплательщик мог добиться того же экономического результата, совершая другие сделки.

Теперь приступим к оценке критериев, на которые обращают внимание суды при рассмотрении споров между ФНС и налогоплательщиком.

  1. Чтобы «отбить» претензии ФНС, нужно доказать реальность спорной операции с контрагентом. Это самое главное.
  2. Суды подтверждают, что налогоплательщик не может отвечать за действия своих контрагентов. Возможности компаний проверять благонадёжность контрагентов ограничены. Компании — не полиция.
  3. Необходимость проявлять должную осмотрительность при выборе контрагента никуда не пропала. Статья 54.1 эту обязанность (которая, отметим, существует только на уровне судебной практики, ни никак не на уровне НК РФ) не отменяет.
  4. Отсутствие у контрагента расходов, персонала, техники для выполнения работ — не беда, если доказана реальность операции.
  5. Действия, которые совершены исключительно с целью уменьшения налога — незаконны.
  6. ФНС не может делать выводы о том, что компания применяет «схемы», основываясь только на формальных доказательствах. ФНС должна доказать фиктивность операции.

Вот такие тенденции в налоговой судебной практике вырисовываются в ноябре 2017 года. Чтобы не пропустить дальнейшее развитие событий, подпишитесь на нашу рассылку.

Свернуть Показать

  1. Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (примеч. ред.). Вернуться назад

  2. Определение ВС РФ от 29.11.2016 № 305-КГ16-10399 по делу № А40-71125/2015 (примеч. ред.). Вернуться назад

Комментируемая статья посвящена исправлению ошибок (искажений), которые привели к переплате налога в бюджет.

Перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в случаях невозможности определения периода совершения ошибок (искажений), а также в случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

При этом в отношении синтаксического строения пункта 1 статьи 54 НК РФ следует исходить из того, что абзацы 2 и 3 данного пункта сформированы с учетом периода, за который производится перерасчет налоговой базы и суммы налога, а не с учетом периода, к которому относятся выявленные ошибки (искажения) (в том числе при возможности установить таковой).

Аналогичная позиция указана в Письме Минфина России от 13.08.2012 N 03-03-06/1/408.

Актуально здесь будет привести позицию Девятого арбитражного апелляционного суда, изложенную в Постановлении от 07.11.2012 N 09АП-30754/2012-АК, согласно которой по правилу пункта 1 статьи 54 НК РФ, «при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения)». Однако предложением 2 абзаца 3 пункта 1 статьи 54 НК РФ установлено правило-исключение, в соответствии с которым «налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога».

Такого же толкования приведенных норм, т.е. квалификации положений абзаца 3 пункта 1 статьи 54 НК РФ как двух самостоятельных случаев (один из которых — ошибки, приведшие к излишней уплате налога), в которых законодатель прямо предусмотрел право пересчитать налоговую базу не за период совершения ошибки, а именно за период, когда они были выявлены, придерживается и Минфин РФ. В письме финансового ведомства от 01.08.2011 N 03-03-06/1/436 прямо указано, что «абзацем 3 пункта 1 статьи 54 НК РФ определены два случая перерасчета налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Это возможно, во-первых, в случаях невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) и, во-вторых, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога. Таким образом, налогоплательщик, допустивший ошибки (искажения), которые привели к излишней уплате налога в предыдущем налоговом (отчетном) периоде, имеет право скорректировать налоговую базу за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения)». Аналогичные выводы содержат Письма Минфина РФ от 30.01.2012 N 03-03-06/1/40, от 23.01.2012 N 03-03-06/1/24, от 25.08.2011 N 03-03-10/82.

При этом положения абзаца 3 пункта 1 статьи 54 НК РФ имеют обратную силу, поскольку устанавливают дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков в части права на учет переплаты, образовавшейся вследствие неотражения спорных расходов в предыдущем налоговом периоде, что соответствует неоднократно подтвержденному ВАС РФ принципу установления реальных налоговых обязательств налогоплательщика.

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 16.11.2004 N 6045/04 подтвердил, что признание налогоплательщиком расходов для целей налогообложения в более позднем периоде не приводит к образованию недоимки, поскольку «неправильный учет повлек бы излишнюю уплату налога, что компенсирует занижение налога в следующем периоде».

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 22.01.2013 N А56-16511/2012 разъяснил, что по общему правилу расходы, произведенные налогоплательщиком, должны быть учтены в целях исчисления налога на прибыль в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся.

Обязанность по предоставлению уточненной налоговой декларации возникает при обнаружении налогоплательщиком в поданной им декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате; перерасчет налога в этом случае производится за период, в котором были совершены указанные ошибки.

ФНС России в Письме от 17.08.2011 N АС-4-3/13421 указала, что приведенные в статье 54 НК РФ нормы регулируют вопросы внесения изменений в налоговые декларации в случае обнаружения налогоплательщиками ошибок (искажений), относящихся к прошедшим налоговым периодам, четко устанавливая две возможные ситуации, которые определены соответственно абзацами 2 и 3 пункта 1 указанной статьи:

  • первая — когда возможно определить, к какому именно периоду относятся обнаруженные ошибки (искажения);
  • вторая — когда период совершения ошибки определить нельзя.

Перерасчет налоговой базы и суммы налога в периоде выявления ошибки (искажения) может быть произведен, только если невозможно определить период совершения ошибки (искажения) в исчислении налоговой базы.

Правила исправления ошибок в бухгалтерском учете установлены Положением по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» ПБУ 22/2010, утвержденным Приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н.

При этом не являются ошибками неточности или пропуски в отражении фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации, выявленные в результате получения новой информации, которая не была доступна организации на момент отражения (неотражения) таких фактов хозяйственной деятельности.

Минфин России в Письме от 30.01.2012 N 03-03-06/1/40 пришел к аналогичным выводам.

Гордон Андрей Эдуардович

Что делать, если предстоит выездная налоговая проверка?

Поводом для подготовки статьи послужило определение судьи Верховного суда Российской Федерации от 28.10.2016г. № 305-КГ16-13774 по делу №А40-174193/2015, рассмотренному судьей Арбитражного суда г.Москвы Лариным М.В., которым отказано в признании незаконными действий налоговых органов при выемке.

Расходы на благотворительность при УСН

Налоговый кодекс РФ не содержит четкого определения понятия выемка документов. Из статьи 94 кодекса можно сделать вывод, что выемка в рамках налоговой проверки это совокупность действий сотрудников налогового органа по изъятию документов и предметов у налогоплательщика в рамках выездной налоговой проверки.

В Налоговом кодексе РФ (статья 94) выемка рассмотрена как действия налоговиков в рамках выездной налоговой проверки налогоплательщиков. Учитывая, что выездные проверки возможны так же в отношении плательщиков сборов и налоговых агентов (статья 89 Налогового кодекса), налоговые органы вправе проводить выемку при проведении налоговых проверок указанных субъектов.

Важно, что специальная статья кодекса о выемке (94) не раскрывает дальнейшую судьбу документов и предметов: кому передаются изъятые при выемке документы и предметы, каков порядок их хранения, и кто лица, ответственные за сохранность изъятого. Из текста статьи можно только предполагать, что изъятые с места нахождения у налогоплательщика документы переносятся в налоговый орган и там хранятся у лиц, осуществляющих выездную проверку. Вывод подтверждается и пунктом 12 статьи 89 кодекса, согласно которому должностные лица налоговых органов ознакамливаются с подлинниками документов налогоплательщика по месту нахождения налогового органа в случае их получения при выемке.

Справочно:

Лица, осуществляющие выездную проверку – лица, непосредственно указанные в Решении о проведении выездной налоговой проверки. Указываются: должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки. (часть 2 статьи 89 Налогового кодекса РФ).

Процессуальным основанием проведения выемки является одновременное наличие нескольких обстоятельств:

  • Прямое предписание для выемки в законе (в налоговом кодексе)
  • Наличие выездной налоговой проверки
  • Наличие мотивированного постановления о выемке должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку, утвержденного руководителем налогового органа или его заместителем, вынесшим решение о проверке

Прямое предписание проводить выемку в законе. Произвольное проведение налоговиками выемки и таким образом получение доказательств налоговых нарушений не законно. Например, возможна ли выемка в рамках камеральных налоговых проверок?

Налоговый кодекс РФ устанавливает исчерпывающий перечень ситуаций, когда допускается проведение выемки документов:

  • Согласно пункту 14 статьи 89 Налогового кодекса РФ при наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 настоящего Кодекса.
  • В соответствии с абзацем 2 пункта 4 статьи 93 Налогового кодекса РФ в случае отказа проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставления их в установленные сроки должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 94 Кодекса.
  • В случаях, если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинники документов в порядке, предусмотренном настоящей статьей (пункт 8 статьи 94 Налогового кодекса Российской Федерации).

Обратите внимание, ситуации 1 и 3 схожи по мотивам выемки – предположение о возможности уничтожении, исправлении или замене документов, но по существу различны, и свидетельствуют о различной правовой оценке налоговым органом ситуации, стадии проверки и документов налогоплательщиков.

Ситуация 1 имеет место, когда налоговая считает, что факт налогового правонарушения установлен, и документы – доказательства нарушения могут быть изменены, заменены или уничтожены, и потому требуют сохранения у налогового органа.

В ситуации 3 факт налогового правонарушения НЕ установлен. Налоговой необходимо дополнительное исследование документов – экспертиза. При истребовании у налогоплательщиков документов для проведения налоговых проверок, налогоплательщик представляет заверенные копии (статья 93 Налогового кодекса РФ). Для почерковедческой экспертизы или экспертизы давности составления документа копии не пригодны. Добыть подлинник для этих целей, и его сохранить, как источник доказательств, налоговая может только выемкой со ссылкой на пункт 8 статьи 94 Налогового кодекса РФ.

Например, по одному из дел об оспаривании выемки арбитры написали:

«При наличии у налогового органа предположения о возможной фиктивности сделок, заключенных налогоплательщиком с его контрагентом, суды пришли к обоснованному выводу о наличии у инспекции достаточных оснований полагать, что соответствующие документы могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены обществом.

Поскольку при указанных обстоятельствах, для проведения выездной налоговой проверки инспекции было недостаточно иметь в распоряжении копии документов проверяемого лица, что свидетельствует о наличии предусмотренных пунктом 8 статьи 94 Налогового кодекса Российской Федерации оснований для изъятия их подлинников, суды правомерно отказали в признании недействительным постановления о производстве выемки документов и предметов.» Из Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.12.2012 по делу N А33-5705/2012.

При этом, арбитры посчитали действия налоговой правомерными, поскольку в материалах дала были представлены документы, обосновывающие подозрения налогового органа и необходимость изымаемых документов для проведения экспертизы.

Вместе с тем, следует обратить внимание, что Налоговый кодекс не раскрывает ситуаций – оснований для проведения выемок предметов, в том числе Налоговый кодекс не раскрывает что такое предметы.

Наличие выездной проверки подразумевает отсутствие приостановки, что неоднократно подтверждалось судебной практикой.

Налоговый кодекс допускает приостановку проведения выездной налоговой проверки в конкретных обстоятельствах (часть 9 статьи 89 НК РФ):

1) Для истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 Кодекса («встречные проверки»);

2) Для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

3) Для проведения экспертиз;

4) Для перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

В силу прямого указания части 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ в соответствии с которой на период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

В силу прямого указания закона (пункт 1 статьи 94 Налогового кодекса РФ) выемка производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Не редко встречаются постановления о выемке, в которых мотивировка заключается в изложении формулировок налогового кодекса о «наличии оснований полагать о возможности замены, уничтожения и исправления документов». Достаточно ли такой формулировки, или в постановлении действительно должны быть изложены доводы (доказательства) возможности исправления, уничтожения, замены документов?

Однозначного ответа на это вопрос пока отсутствует. Как отсутствует в кодексе понятие «мотивированное» постановление.

Существующая судебная практика рассмотрения споров о незаконности выемок с одной стороны не однозначна, но абсолютно однозначна, с точки зрения процесса рассмотрения спора. Суды оценивают все обстоятельства непосредственно предшествующие оформлению постановления о выемке, как мотивацию проведения выемки.

Оценку мотивов выемки суды делают на основе приведенных выше оснований проведения выемок.

Например, при указании в постановлении о недостаточности налоговому органу копий, сомнений в достоверности сведений в документах и возможном уничтожении документов, суды скорее всего признают выемку законной, особенно при наличии у налогового органа иных материалов проверки, например протоколов допроса свидетелей и выводов о необходимости экспертизы почерка.

Вместе с тем, если в постановлении не указано в связи с чем изымаются документы, какие нарушения они подтверждают, должны быть указаны мотивы, по которым инспекция делается вывод о возможном уничтожении документов.

Особенно требуется мотивирование выемки, если не требуется проведение экспертиз по изъятым документам.

Пример возможной формулировки мотивировочной части постановления:

«подлинники документов, подтверждающие финансово-хозяйственные отношения между Обществом и Обществами с ограниченной ответственностью «Стройкомплекс», Строительная компания «Каллисто», «ПромСтройКомплект», «Гранд», «Альянс», «ЛигаСтрой», «Индустрия Строй», «Градиент», «Исток», «Спектр», «Оптима», могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены (статья 94 НК РФ).»

Кроме изложенного, необходимо принимать во внимание правильность заполнения налоговым органом Постановления о выемке, форма которого утверждена Приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/[email protected] «Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий …» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.05.2015 N 37445).

Утвержденная форма постановления предусматривает мотивировочную часть, в которой налоговый орган обязан изложить обстоятельства, послужившие основанием для производства выемки документов и предметов (мотивов производства выемки).

Многолетняя судебная практика арбитражных судов по оспариванию выемок в рамках налоговых проверок признает правомерными действия налоговых органов по осуществлению выемок только при наличии документально подтвержденных оснований, установленных статьями 31, 89, 93, 94 Налогового кодекса РФ, полученных в рамках выездных проверок на момент принятия постановления о выемке.

Как мотивированность можно признать и конкретное перечисление в постановлении о выемке истребуемых документов, с точным указанием наименования документа и иных его реквизитов.

Выемке и изъятию подлежат конкретные документы

Налоговые органы вправе требовать у налогоплательщика выдать и в случае отказа принудительно изымать только конкретные документы, относящиеся к предмету проверки, необходимых для проведения проверки о существовании которых налоговым органам известно, и которые находятся у налогоплательщика. Данный вывод можно сделать из совокупности положений налогового законодательства РФ:

  • Из части 4 статьи 94 Налогового кодекса РФ согласно которой должностное лицо налогового органа предлагает лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добровольно выдать их, а в случае отказа производит выемку принудительно,
  • Из части 5 этой же статьи, в соответствии с которой не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки,
  • Из формы постановления о выемке, утвержденной Приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/[email protected], согласно которой в тексте постановления должны быть указаны название и иные реквизиты документов, подлежащих выемке.

Указание в постановлении в качестве документов, подлежащих выемке: «бухгалтерская отчетность, счета бухгалтерского учета, первичные учетные документы и т.д.» – не соответствуют понятию мотивированное постановление и, очевидно, не подлежат добровольному исполнению налогоплательщиками, со ссылкой на право налогоплательщика не исполнять незаконные требования налоговых органов согласно пункту 11 части 1 статьи 20 Налогового кодекса РФ.

При производстве выемки должны быть соблюдены ряд требований, нарушение которых позволяет эффективно оспаривать действия налоговых органов:

  • Выемка проводится исключительно в присутствии понятых (часть 3 статьи 94 Налогового кодекса РФ). При этом, понятыми, согласно пункту 3 статьи 98 Налогового кодекса РФ, могут быть любые не заинтересованные в исходе дела физические лица.
  • Выемка проводится в присутствии лиц, у которых производится выемка документов и предметов (часть 3 статьи 94 кодекса).
  • Сведения о понятых и о лицах, у которых производится выемка, должны быть отражены в составленном при производстве выемки протоколе выемки, что установлено частью 6 статьи 94 и статьей 99 Налогового кодекса РФ.

Из приведенных норм закона следуют несколько практических выводов:

  • Отсутствие протокола выемки (не оформление или утрата),
  • Отсутствие в протоколе выемки сведений о понятых, в том числе сведений о месте их жительства,
  • Отсутствие в протоколе сведений о присутствии полномочного представителя лица, у которого производится выемка,
  • Отсутствие в протоколе сведений о полномочиях представителя лица, у которого проводится выемка.

Перечисленные нарушения признаются судами существенным нарушением закона и, как правило, приводит к признанию незаконными действий налоговых органов при выемке.

Основная тактическая ошибка налогоплательщиков – не полномочные лица (сотрудники налогоплательщика) начинают учить проверяющих как проводить выемку, указывают на ошибки проверяющих по ходу выемки, дают разъяснения и иным образом проявляют свою осведомленность.

Вопросы действий налогоплательщика при выемке, как при любом мероприятии налогового контроля – должен определяться той стратегической задачей, которая решается налогоплательщиком при проверке.

Например, если вы намерены оспаривать действия налоговой в суде, то ведение проверки со стороны налогоплательщика должно строиться на точном, строгом соблюдении налогового законодательства.

Это значит, замечая нарушение при проверке со стороны налоговых органов, налогоплательщик не препятствует а способствует их совершению, и по окончании заявляет об этом в протоколе соответствующего действия.

Например, сотрудник, привлеченный к участию в выемке, возражает этому действию в протоколе выемки.

Из чего следует, что сотрудники должны быть готовы к проведению проверок.

Приложение №1

Форма по КНД 1165015

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель

(заместитель руководителя)

____________________

(наименование налогового органа)

_____________ ________________

(подпись) (Ф.И.О.)

«__» _______ 20__ г.

Постановление N _____

о производстве выемки, изъятия документов и предметов

__________________

(дата)

Настоящее постановление вынесено на основании статьи 94 Налогового

кодекса Российской Федерации и в связи с __________________________________

__________________________________________________________________________.

(обстоятельства, послужившие основанием для выемки,

изъятия документов и предметов)

Произвести выемку, изъятие документов и предметов:

______________________________________________________________________;

(наименование, иные реквизиты)

______________________________________________________________________;

______________________________________________________________________;

______________________________________________________________________,

на территории (в помещении)

__________________________________________________________________________.

(полное наименование организации (ответственного участника

консолидированной группы налогоплательщиков (Ф.И.О. индивидуального

предпринимателя, физического лица) — налогоплательщика, ИНН, КПП,

адрес территории или помещения, иные сведения, идентифицирующие

территорию или помещение)

Подпись должностного лица налогового

органа

___________________________________________ ___________ ________________

(должность, наименование налогового органа) (подпись) (Ф.И.О.)

Постановление о производстве выемки, изъятия документов и предметов

получил ______________________________________________________________.

Об этом сказано в п.2 статьи 54.1:

«При отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи [то есть, если нет «искажений сведений о фактах и объектах»], по имевшим место сделкам (операциям) налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога в соответствии с правилами соответствующей главы части второй настоящего Кодекса при соблюдении одновременно следующих условий:

1) основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;

2) обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону».

Первый подпункт говорит о том, что уменьшение налога или возврат НДС из бюджета не должно быть единственной целью сделки. Сделка должна иметь экономическую цель. В противном случае появляется необоснованная налоговая выгода.

Второй подпункт — это та самая реальность операций (посмотрите здесь и здесь). Неважно, подрядчик выполняет работу или оказывает услугу, или он привлёк субподрядчика — главное, чтобы работа или услуга существовали в реальности, а не только на бумагах.

Иными словами, чтобы уменьшить сумму налога и/или вернуть НДС из бюджета, надо, чтобы выполнялись одновременно 2 условия:

  • сделка имеет экономическую цель;
  • сделка исполнена в реальности.

По большому счёту, ничего нового.

Есть.

П.3 ст. 54.1:

«…подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом, нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах, наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций) не могут рассматриваться в качестве самостоятельного основания для признания уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога неправомерным».

Иными словами, если:

  • первичные документы подписаны неизвестно кем;
  • контрагент нарушает законодательство о налогах и сборах;
  • налогоплательщик мог получить тот же результат, совершая другие сделки или операции;

то это не значит само по себе, что ФНС должна отказать в возврате НДС или считать уменьшение налога незаконным.

Запрет на использование налоговых схем прямо прописан в Налоговом кодексе (ст. 54.1 НК РФ). С конца августа 2017 года налоговые органы будут проводить камеральные и выездные проверки с учетом положений новой статьи, а значит, будут повально снимать расходы и вычеты по сделкам, в которых усмотрят отсутствие деловой цели.

Федеральный закон 163-ФЗ фактически усиливает полномочия налоговых органов в рамках камеральных и выездных проверок.

Авторы законопроекта хотели перенести в Налоговый кодекс нормы 53-го постановления ВАС, которое активно использовалось в сфере получения налоговых выгод, но по факту получилось иначе – новые термины в законе появились, однако самого механизма реализации норм закона для инспекций еще не придумали.

После принятия закона 163-ФЗ придется очень тщательно готовиться к обоснованию операций и сделок, в которых налоговики могут усмотреть попытку минимизации налогов.

Исходить надо из того, что отныне любую сделку, любой бизнес-процесс налоговики будут рассматривать с точки зрения недоверия.

Получив еще больше полномочий в сфере исследования сделок, изучения их «бизнесовой» составляющей, налоговики будут постоянно задавать вопросы: «Почему компания выбрала именно этого посредника, а не другого?», «Почему посредник. А не производитель?», «Почему скидку такую предоставили?», «По какой причине продали ниже закупочной цены?», чтобы поставить под сомнение наличие деловой цели и доначислить компании налоги, пени, штрафы.

А значит, у компании должен быть «пакет» объяснений на каждую сделку и операцию, обосновывающих наличие деловой цели.

Это могут быть расчеты по финансовым результатам сделки, деловая переписка с контрагентом, записи переговоров в преддверии заключения сделки.

И второй момент. Хотя налоговики утверждают, что теперь отслеживать добросовестность своего контрагента компания не обязана, это отнюдь не так.

Напротив, после принятия закона надо будет еще более тщательно проверять своих контрагентов – действующих и потенциальных – чтобы на 100% убедиться, что он располагает материальными и производственными ресурсами для того чтобы приобрести, произвести, хранить, доставить товар и т.д.

К сожалению, в настоящее время нет информации о том, как налоговые органы будут реализовывать эти полномочия, какие документы инспекторы будут запрашивать по тем или иным сделкам.

Полагаем, что в ближайшее время новый регламент по проведению проверок все же появится. Мы будем следить за новостями, и обязательно расскажем, как подготовиться к проверке в свете нового закона 163-ФЗ и какие документы подготовить в обоснование тех или иных операций.

А если ничего не делать?

Комментарий ФНС РФ к новой ст. 54.1 НК РФ о необоснованной налоговой выгоде

Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца. При рассмотрении дела по иску страхователя к страховой организации Верховного Суда Российской Федерации пришел к выводу, что условие страхования каско, в соответствии с которым страховым случаем признается повреждение застрахованного транспортного средства, имевшее место лишь в период управления им указанными в страховом полисе водителями, не противоречит закону Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 9 апреля г.

В случае наличия в правилах страхования подобного условия ДТП с участием водителя, не включенного в перечень лиц, допущенных к управлению транспортным средством, не является страховым случаем и не влечет обязанности страховщика произвести страховое возмещение.

Включение этого водителя в перечень лиц, допущенных к управлению транспортным средством, по договору ОСАГО, заключенному с тем же страховщиком, юридического значения в данном отношении не имеет. ВC РФ отклонил ссылку на п. По мнению ВС РФ, в рассматриваемом случае данное разъяснение неприменимо, поскольку ДТП с участием недопущенного к управлению водителя сформулировано в условиях страхования не в качестве основания освобождения от выплаты страхового возмещения отказа в страховой выплате , а представляет собой обстоятельство, не подпадающее под согласованное сторонами определение страхового случая.

Отметим, что ранее ВС РФ не проводил принципиальных различий между этими двумя вариантами формулировок, полагая оба их незаконными определение ВС РФ от 26 июля г. Теги: практические ситуации , страхование , судебная практика , транспорт и перевозки , ВС РФ.

Круглый стол «Законодательные инициативы: медицинские осмотры, диспансеризация и вакцинация — залог охраны общественного здоровья». Программа повышения квалификации «О корпоративном заказе» ФЗ от Судебная практика.

ВС РФ изменил отношение к недопущенным к управлению водителям по каско 21 мая Подписаться на наш канал в Яндекс. РУ в ваши источники в Яндекс. Новостях Подписаться на новости рубрики Другие новости рубрики.

Если потерпевшим не представлено поврежденное имущество или его остатки для осмотра и или независимой технической экспертизы, независимой экспертизы оценки в согласованную со страховщиком дату, страховщик согласовывает с потерпевшим новую дату осмотра и или независимой технической экспертизы, независимой экспертизы оценки поврежденного имущества или его остатков. Если потерпевший повторно не представляет поврежденное имущество или его остатки, результаты самостоятельно организованной потерпевшим независимой технической экспертизы, независимой экспертизы оценки поврежденного имущества или его остатков не принимаются для определения размера страхового возмещения. В заявлении о страховом возмещении потерпевший должен, помимо прочего, сообщить о другом известном ему на момент подачи заявления ущербе, кроме расходов на восстановление поврежденного имущества, который подлежит возмещению например, об утрате товарной стоимости, о расходах на эвакуацию транспортного средства с места дорожно-транспортного происшествия и т. Разъясняется также, что передача документов страховщику может осуществляться только способами, обеспечивающими фиксацию их направления и доставку адресату. Верховный суд опубликовал обзор по вопросам судебной практики, связанным с добровольным страхованием имущества граждан, в том числе по договорам КАСКО.

Важная информация для всех водителей, которую пересмотрел Верховный суд относительно страховых выплат. Если говорить кратко, то по решению ВС страховая компания не обязана платить за не указанного в полисе водителя, иными словами, страховой случай не наступает, если в ДТП попадает водитель, не вписанный в страховой полис. Подробности ниже. Произошло ДТП. За рулем был родственник владельца автомобиля. Транспортное средство было застраховано не только в рамках обязательного автострахования, но и по КАСКО. В последнем значились ФИО автовладельца, без других лиц, и когда собственник машины обратился в страховую компанию за выплатой, в ней решили, что страховой случай не наступил. Страховка в этом случае не распространялась на гражданина, который был за рулем. Если авария происходила по вине водителя, который управлял застрахованным автомобилем, но сам при этом не значился в полисе, то ущерб обязан был компенсировать страховщик.

Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца. При рассмотрении дела по иску страхователя к страховой организации Верховного Суда Российской Федерации пришел к выводу, что условие страхования каско, в соответствии с которым страховым случаем признается повреждение застрахованного транспортного средства, имевшее место лишь в период управления им указанными в страховом полисе водителями, не противоречит закону Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 9 апреля г. В случае наличия в правилах страхования подобного условия ДТП с участием водителя, не включенного в перечень лиц, допущенных к управлению транспортным средством, не является страховым случаем и не влечет обязанности страховщика произвести страховое возмещение. Включение этого водителя в перечень лиц, допущенных к управлению транспортным средством, по договору ОСАГО, заключенному с тем же страховщиком, юридического значения в данном отношении не имеет.

Статья 54.1 НК РФ судебная практика

Оно принято рабочей группой в составе представителей ВС, страховщиков и обществ по защите интересов страхователей. Документ регламентирует условия составления договора добровольного страхования, права, обязанности, ответственность сторон соглашения, основания для отказа в выплате страховки, порядок возмещения убытков при ДТП. Нужно обращаться в мировой суд при иске на сумму не более 50 тыс. Претензии, превышающие указанную выше сумму, требуют обращения в районный суд. Исковая давность по добровольному имущественному страхованию составляет 2 года с момента, когда истец узнал об отказе в возмещении убытков или их неполной выплаты либо истечения срока компенсации, предусмотренного законодательством или соглашением. Чтобы застраховать автомобиль по КАСКО по наиболее выгодной цене, следует точно определиться со своими требованиями к страховке и опциям, которые будут включены в полис.

Верховный суд указал, что при согласованной сторонами натуральной форме возмещения по каско выплата утраты товарной стоимости УТС может быть не предусмотрена договором. Это не противоречит требованиям закона, отметил ВС. Ребята, вы серьёзно? Или с этого года все в корне поменялось.

Отчуждение земельного участка происходит путем заключения договора купли-продажи, условия которого согласовываются сторонами и оформляются в письменном документе.

От соблюдения требований к оформлению договора зависит не только наступление определенных правовых последствий для каждой из сторон, но и порядок осуществления регистрационных действий. Законодательством Российской Федерации предусмотрены следующие формы для совершения сделки купли-продажи участка земли:. Статья Гражданского кодекса РФ устанавливает общее правило для оформления договоров купли-продажи имущество, которое применимо к большинству случаев отчуждения земельных участков.

Стороны договора, заключаемого в простой письменной форме, заверяют его своими подписями, после чего договор передается на государственную регистрацию в органы Росреестра;. Законодательство не предусматривает общего правила обязательного удостоверения договора купли-продажи участка земли, однако в ряде случаев такое требование прямо предусмотрено в нормативных актах. Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно! Вне зависимости от экономической ситуации, недвижимость регулярно становится предметом перехода права владения, чаще всего по сделкам купли-продажи. Порядок оформления купли продажи земельного участка предусматривает прохождение обязательной процедуры регистрации сделок. Это необходимо для фиксации перехода права владения и распоряжения имуществом.

Формально, момент внесения сведений в Росреестре о смене владельца по конкретному документу считается моментом продажи. Если же в силу каких-либо причин, продажа завершилась устно, с решением финансовых вопросов, не процедура регистрации не была проведена, недвижимость формально остается в собственности у продавца, что нередко становится причиной мошеннических схем в Москве.

Существует несколько категорий земельных ресурсов, которые не могут быть оформлены в собственность, а значит, даже в случае возникновении договора купли-продажи, через суд можно будет аннулировать сделку, что приведет к потере задатка или даже полной стоимости участка:. Формально, срок, в который новые владельцы должны обратиться в орган регистрации Росреестр нигде не прописан. В то же время, была значительно сокращена по срокам процедура регистрации сделок с недвижимостью в Росреестре — с 18 до 10 дней.

То есть, регистрация купли продажи земельного участка должна проводиться не позднее, чем через 10 дней с момента подачи всех документов в МФЦ, территориальные офисы Росреестра или в представительства органа.

Стоит отметить, что сбор всех необходимых документов, особенно если возникли сложности при продаже, может потребовать много времени. Лучше этим вопросом заняться заранее. Необязательным, но желательным будет также составление Акта купли-продажи земельного участка. Он подтверждает, что вся сделка прошла без заминок, без претензий со стороны, как покупателя, так и продавца.

При подаче документов необходимо также будет заплатить госпошлину, которая для частных лиц составляет до рублей.

Оформление купли-продажи земельного участка представляет собой сделку, заключаемую между продавцом и покупателем. Любые сделки, совершаемые с недвижимостью, влекут определённые риски для участников. Неправильное оформление документов или намеренные мошеннические действия неизменно приводят к судебным разбирательства, где каждая из сторон пытается отстоять свои права.

Чтобы избежать неприятных ситуаций, нужно знать порядок оформления земельных участков при покупке. Рассмотрим все нюансы таких сделок, с актуальными нормативными актами на год.

Оформление купли-продажи это лишь одна из составляющих, при приобретении земельного участка. Для начала нужно найти подходящую территорию. Обратите внимание, что выбор земли напрямую зависит от ваших целей.

Если планируется обустройство фермерского хозяйства, подходят земли сельхозназначения. Такие территории подлежать застройке только при соблюдении определённых условий, или при переводе участка в другую земельную категорию. Когда участок приобретается под строительство загородного дома, используются территории категории ИЖС.

Можно найти участок с уже имеющимся домом. В любом случае, надел должен использоваться в соответствии с целевым назначением. Найдя подходящий участок, можно приступать к оформлению земли. Как происходит эта процедура в году? Оформить куплю-продажу можно на основании договора, который заключают между собой заинтересованные лица. Стоит отметить, что данный документ не нуждается в государственной регистрации. Иногда практикуется составление предварительного договора, где прописаны существенные условия сделки.

Этот документ служит своеобразным гарантом намерений сторон. В обоих случаях, договоры составляются при наличии у продавца правоустанавливающих документов. Учтите, что все документы предъявляются покупателю в оригинальном виде. Если у продавца на руках имеются только ксерокопии, от подписания договора лучше отказаться. На основании этих документов стороны составляют договор купли-продажи. Обратите внимание, что сокрытие продавцом важной информации, например, имеющихся обременений или предоставление недостоверной информации служит основание для разрыва сделк��.

Проверив документы, представляемые продавцом, стороны составляют купчую на земельный участок. Форма заполнения договора купли-продажи может видоизменяться, в зависимости от существенных условий сделки. В частности, продажа дома с земельным участком, пустого надела и территории, которая входит в состав садового товарищества, подразумевают разный порядок оформления.

Материал постройки; Коммуникации: имеются или нет; Когда продажа дома подходит к концу стороны должны явиться в МФЦ и зарегистрировать имущественные права, а также внести в кадастровые записи учетные сведения. Заключение договора купли-продажи земельного участка Кроме того, в кодексе содержатся положения, по которым можно расторгнуть отношения сторон. Это самый важный документ, так как на его основании будет производиться регистрация объекта в собственность новому владельцу в Росреестре. При оформлении важно внимательно проверить наличие всех документов. У сторон должны быть: Если земельный участок владелец получил в наследство, рекомендуется уточнить, нет ли еще правопреемников на данный объект.

Если Вам необходима помощь справочно-правового характера у Вас сложный случай, и Вы не знаете как оформить документы, в МФЦ необоснованно требуют дополнительные бумаги и справки или вовсе отказывают , то мы предлагаем бесплатную юридическую консультацию:. Срок, порядок и госпошлина на покупку Процедура регистрации выглядит следующим образом: Стороны сделки готовят пакет документов, необходимых для регистрации. Обычно пошлину платит покупатель. Запись на прием для подачи документов. В каждом регионе свои особенности записи на прием: предварительная запись по телефону, живая очередь по талонам в день обращения или запись через интернет на сайте. Стороны лично приходят на прием к специалисту Росреестра. На сегодняшний день удостоверять у нотариуса договор купли-продажи не обязательно. Однако многие граждане «по старинке» считают, что договор купли продажи необходимо заверять нотариусом.

Реальность и точка: судам плевать на «серые» признаки

Купить или продать можно практически все что угодно, сегодня совершают настолько оригинальные случаи только удивляться и остается. В этом свете сделки с землей стали обыденностью, это отлаженный, поставленный на поток процесс. Что собой представляет купля-продажа земельного участка Конечно, покупка земли отличается от покупки, например, мебели, но по сути одно и то же — продавец предоставляет надел, получает за него деньги, покупатель становится владельцем долгожданных соток. То есть, земля останется, где и была, но владеть ею, распоряжаться, по своему желанию, будет новый хозяин.

Показать на карте Договор купли-продажи земельного участка Купля-продажа недвижимости — это, безусловно, очень серьезное событие в жизни человека. Многие из нас с особой щепетильностью и тщательностью подходят к вопросу покупки или продажи своей недвижимости. Некоторые из нас всегда мечтали построить дом и жить как можно дальше от шума и деловой суеты, а то и вовсе за городом. Первым шагом к претворению мечты в реальность будет покупка земельного участка. Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Процедура купли-продажи земельного участка практически ничем не отличается от прочих сделок, связанных с объектами недвижимого имущества. При совершении такой сделки нужно позаботиться о подготовке установленного пакета документации, о подписании соглашения, о произведении финансового расчета, а также об обязательной передаче земельного участка в руки непосредственного покупателя. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:.

Оформление сделки купли-продажи земельного надела происходит между двумя сторонами: продавцом и покупателем. Как и любая другая сделка с недвижимостью, она влечет за собой некоторые риски и последствия. Дорогие читатели!

2281893%2468.5

  • Facebook
  • Twitter
  • Мой мир
  • Вконтакте
  • Одноклассники
  • Google+
  • Pinterest

Быстрые ссылки

  • Выдающиеся пользователи
  • Сейчас на форуме
  • Недавняя активность
  • Новые сообщения профиля
  • Отзывы о деятельности НИЦ «ЭНИО»
  • Отзывы пациентов о коррекции
  • Отзывы о книге «Эниология»
  • Отзывы о семинарах по эниологии

Ольга Малахова
8-928-600-20-11 ( Viber, WhatsApp )

Юлия Абдразакова
8-938-106-12-55 ( Viber, WhatsApp )

Виталий Абдразаков
8-928-121-95-78 ( Viber, WhatsApp )


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *