- Налоговое право

Экономические споры и порядок их рассмотрения арбитражным судом

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Экономические споры и порядок их рассмотрения арбитражным судом». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Экономический спор – это разногласия между предпринимателями (предприятиями и частными предпринимателями), а также между ними и органами государственной власти, которые связаны с предпринимательством.

Виды экономических споров:

1. Преддоговорные споры – возникают во время заключения гражданских договоров (как правило, между предприятиями-монополистами) об условиях гражданского договора. (При условии, что есть письменная договорённость о том, что такие споры будут решаться в арбитражном суде)

2. Договорные споры – вытекают из неисполнения или ненадлежащего исполнения взятых на себя обязательств, а также о расторжении или изменении условий договора.

3. Спор о нарушениях права собственности (или законного владельца) – виндикационные и негаторные иски.

4. Споры, связанные с причинением убытков.

5. Споры с государственными органами – о признании недействительными актов государственных органов, касающихся предпринимательской деятельности организации (например, отказ в регистрации предприятия, споры с налоговыми и контрольными органами (пожарные, санитарные органы и т.д.).

6. Споры о деловой репутации, товарных знаках.

Существуют следующие варианты решения споров:

1) претензионное урегулирование;

2) решение споров в арбитражном суде.

2. Досудебный (претензионный) порядок рассмотрения споров.

Претензия – это письменное требование о добровольном устранении нарушенных прав (этот порядок разрешения споров допустим только в случае, если спор вытекает из договора или этот спор связан с причинением вреда).

Иерархию этой судебной инстанции описывает 3 статья ФКЗ № 1. Система включает в себя три основных ступени:

  • Арбитражные суды первой инстанции, дислоцирующиеся в центрах областей, республик, краев, автономных округов и городов федерального значения.
  • Апелляционные суды субъектов Российской Федерации. Эта инстанция занимается проверкой деятельности нижестоящих судов, законности и правомочности вынесенных ими решений. В одном судебном округе действует два апелляционных суда (глава III 1, статья 33.1 ФКЗ № 1).
  • Федеральные кассационные суды. Третья на данный момент инстанция, которая рассматривает кассации — обжалования решения судов низшего уровня, но только в части процессуального и материального права. Таких судов ровно 10, по одному на каждый федеральный судебный округ (список приведен в главе III, статье 24 закона).

Ранее существовал еще и Высший арбитражный суд России, но к настоящему моменту он упразднен, а его функции переданы Судебной коллегии Верховного суда Российской Федерации.

Кроме того, существуют еще специализированные арбитражные суды. В настоящее время к таким относится суд по интеллектуальным правам. Он рассматривает споры, касающиеся патентной деятельности, товарных знаков и других несоглашениях о правах на интеллектуальную собственность.

Экономический спор — конфликт, вызванный противоречием интересов двух юридических лиц либо юридического или физического лица в плане хозяйственной деятельности. Экономические споры в арбитраже могут рассматриваться в области, например, получения или недополучения прибыли, выставления заведомо невыгодных условий, неисполнения возложенных на одну из сторон обязательств, что повлекло ущерб для другой стороны, и т. п. Стороны-участники всегда являются субъектами, ведущими хозяйственную деятельность. Это могут быть общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, индивидуальные предприниматели и даже государственные предприятия, если предметом спора является финансовая или материальная задолженность, неисполнение обязательств по договору, повлекшее убытки, и т. п.

Обратите внимание: участниками экономического спора могут быть не два, а три и более субъектов, в том числе относящихся к одному предприятию. Распространенный случай — споры между акционерами одной и той же корпорации.

Видов экономических споров, рассматриваемых в арбитраже, существует три:

  • договорные;
  • преддоговорные;
  • внедоговорные.

Договорные — это конфликтные ситуации, возникающие в рамках уже заключенного договора. Как правило, они связаны с неисполнением или недобросовестным исполнением одной из сторон своих обязанностей, или различным пониманием условий договора, которое возникло у каждой из сторон.

Преддоговорной спор возникает, соответственно, на уровне подготовки к заключению контракта, т. е. предварительных переговоров. Он характерен для ситуаций, когда участникам необходимо заключить контракт (например, если одна из сторон — фактический монополист по предоставлению определенных услуг в своем регионе), но стороны не могут прийти к соглашению. Реже случается, когда обе стороны добровольно передают свое дело на рассмотрение арбитражного суда. Гораздо чаще они отказываются от заключения контракта еще на стадии переговоров.

Внедоговорные — это столкновения интересов, связанные с экономическим ущербом, но никак не связанные с какими-либо контрактами. Например, нарушение права собственности, причинение имущественного вреда, конфликт, связанный с защитой деловой репутации и т. п. Кстати, многие виды споров, связанных с интеллектуальной собственностью и входящих в юрисдикцию специализированного арбитражного суда — внедоговорные.

Сторонами в подобных делах могут быть, например, лицо, которому принадлежит патент, лицо, имеющее право его использовать, и лицо, которое незаконно использовало объект, защищенный патентным правом.

Виды юридических услуг

Стоимость

Правовая экспертиза арбитражного спора

Бесплатно

Юридическая консультация

Бесплатно (при заключении договора на оказание юридической помощи)

Составление претензий, писем, соглашений, жалоб др.

от 3 000 рублей

Ведение переговоров с контрагентами

от 3 000 рублей

Составление мировых соглашений

от 5 000 рублей

Составление искового заявления

от 5 000 рублей

Представление интересов в суде

от 27 000 рублей

Консультации по исполнению решения суда

1 200 рублей

Разрешение экономических споров арбитражным судом

У каждого из субъектов права, ведущих предпринимательскую деятельность, есть свои собственные интересы, преследуя кото­рые они могут вступить в конфликт друг с другом. Для разреше­ния конфликта нужна третья сторона, объективная и независи­мая. Такой стороной выступает арбитражный суд, который разре­шает споры между организациями. Порядок рассмотрения дел арбитражными судами устанавливается Арбитражным процессу­альным кодексом Российской Федерации (АПК РФ).

Экономические споры— это разногласия, возникающие между участниками экономической жизни, которыми являются юриди­ческие лица, а также граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателей.

Экономические споры довольно многочисленны по количеству. Многообразны и виды экономических споров. Рассмотрим основ­ные виды экономических споров, которые наиболее часто встре­чаются в арбитражной практике.

1. Преддоговорные споры. Они возникают в самом начале дого­ворных отношений, когда еще и договор-то сторонами не подпи­сан.

Спорят стороны о договорных условиях. От того, как эти усло­вия будут определены, потом будет зависеть очень многое. Если стороны вдруг поссорятся, то суд, рассматривая их спор, будет неукоснительно исходить из условий договора точно так же, как если бы это был закон.

2. Договорные споры. Это споры о правах и обязанностях сто­рон, вытекающих из уже заключенного договора. Именно они чаще всего и встречаются в арбитражном суде. Как правило, это споры о неисполнении или о ненадлежащем исполнении договорных обязательств. В этих случаях закон дает право взыскать все убыт­ки, причиненные срывом договорных обязательств, или заста­вить исполнить обязательство в натуре, или взыскать долг с упла­той процентов, или применить иные меры гражданско-правовой ответственности.

Тема 1.5. Экономические споры.

  1. Понятие и виды экономических споров.
  2. Досудебный (претензионный) порядок рассмотрения споров.
  3. Рассмотрение экономических споров в арбитражном суде.
  4. Сроки исковой давности.
  1. Понятие и виды экономических споров.

Экономический спор – это разногласия между предпринимателями (предприятиями и частными предпринимателями), а также между ними и органами государственной власти, которые связаны с предпринимательством.

Виды экономических споров:

  1. Преддоговорные споры – возникают во время заключения гражданских договоров (как правило, между предприятиями-монополистами) об условиях гражданского договора. (При условии, что есть письменная договорённость о том, что такие споры будут решаться в арбитражном суде)
  2. Договорные споры – вытекают из неисполнения или ненадлежащего исполнения взятых на себя обязательств, а также о расторжении или изменении условий договора.
  3. Спор о нарушениях права собственности (или законного владельца) – виндикационные и негаторные иски.
  4. Споры, связанные с причинением убытков.
  5. Споры с государственными органами – о признании недействительными актов государственных органов, касающихся предпринимательской деятельности организации (например, отказ в регистрации предприятия, споры с налоговыми и контрольными органами (пожарные, санитарные органы и т.д.).
  6. Споры о деловой репутации, товарных знаках.

Существуют следующие варианты решения споров:

  1. претензионное урегулирование;
  2. решение споров в арбитражном суде.
  1. Досудебный (претензионный) порядок рассмотрения споров.

Претензия – это письменное требование о добровольном устранении нарушенных прав (этот порядок разрешения споров допустим только в случае, если спор вытекает из договора или этот спор связан с причинением вреда).

В претензию включается:

1. Наименование лица, направившего претензию.

2. Наименование лица, кому претензия адресована.

3. Изложение сути дела.

4. Сумма требований с расчётом.

Процесс экономических споров регулируются установленным законодательством (АПК и т.п.), которое предусматривает порядок защиты нарушенных или оспариваемых прав, а также законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и другую экономическую деятельность.

Также рассматриваются и регулируются права и законные интересы Российской Федерации, её субъектов, органов государственной власти, местного самоуправления, а также других органов и образований.

Правосудие в области предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется арбитражными судами, судопроизводство в которых регламентировано федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела, совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта.
Начальное разрешение всех споров между сторонами происходит посредством переговоров, деловой переписки, предъявления претензий. В случаях, когда названные меры не дали результата, разрешаются экономические споры в арбитражных судах, по заявлению одной из сторон.

При нарушении или оспаривании интересов и прав хозяйствующие субъекты могут воспользоваться нормативными положениями, позволяющими цивилизованными методами разрешить возникшую ситуацию. В законодательстве предусматриваются следующие формы защиты:

  1. Административный порядок. Он применяется в случаях, которые прямо предусматриваются в нормах. При этом любое решение, вынесенное по результатам рассмотрения спора в административном порядке, может быть обжаловано в суде. Данное положение закреплено в ст. 11 ГК.
  2. Самозащита прав. Она предусматривается в ст. 14 ГК.
  3. Обращение в суд. Данный способ защиты реализуется в соответствии с подведомственностью. Она устанавливается процессуальными нормами. Рассмотрение разногласий между хозяйствующими субъектами осуществляет соответствующий суд по экономическим спорам.

Следует отметить, что последняя форма защиты считается в настоящее время наиболее распространенной и эффективной.

Это обусловлено тем, что судебные экономические споры разрешаются в строгом соответствии с законодательством.

Более того, исполнение вынесенных постановлений обеспечивается принудительными государственными мерами.

Лекция № 8. Порядок рассмотрения экономических споров арбитражным судом

Стоит сказать, что претензионный порядок может предусматриваться в договоре между экономическими субъектами, в том числе и в случаях, когда закон не требует его соблюдения.

Если он установлен в нормах для того или иного конфликта, то к исковому заявлению (в случае недостижения компромисса) прилагаются документы, свидетельствующие о проведении этой процедуры.

Если выяснится, что обязательный претензионный порядок не был соблюден, иск будет оставлен без рассмотрения.

Они регламентируются нормами АПК. По ст. 111 Конституции, экономические споры рассматриваются исключительно уполномоченными инстанциями – судами.

Создание иных органов прямо запрещено законодательством.

Арбитражный суд выступает в качестве специальной инстанции, деятельность которой направлена на рассмотрение споров между хозяйствующими субъектами.

В соответствии с Конституцией и ФКЗ, эти инстанции признаются федеральными. Экономические споры – дела, касающиеся разногласий между хозяйствующими субъектами, имеют свою специфику, которая учитывается в нормах АПК. Уполномоченные инстанции:

  1. Рассматривают конфликты, возникающие в процессе предпринимательской и прочей хозяйственной деятельности.
  2. Пересматривают постановления, принятые ими и вступившие в силу, по вновь открывшимся фактам (обстоятельствам).
  3. Обращаются в КС с запросом на проверку конституционности закона, подлежащего применению или использованного в рассматриваемом деле.

Разбирательство конфликтов, возникающих между хозяйствующими субъектами, осуществляют:

  1. Суды первой инстанции республик, областей, краев, городов фед. значения, автономных округов/областей.
  2. ВАС.
  3. Федеральные кассационные инстанции.
  4. Апелляционные органы, в которых присутствует судебная коллегия по экономическим спорам.

Согласно ст. 2 АПК, разбирательство в арбитражном суде направлено на:

  1. Защиту нарушенного или ущемленного права/интереса лица, осуществляющего предпринимательскую и прочую хозяйственную деятельность, субъекта РФ, МО, органа госвласти, территориальной структуры управления и прочих институтов и должностных лиц в данной сфере.
  2. Публичное, справедливое, беспристрастное и независимое рассмотрение конфликта в установленные законодательством сроки.
  3. Обеспечение доступности судопроизводства в области предпринимательской и прочей экономической деятельности.
  4. Предотвращение нарушений в сфере хозяйствования.
  5. Содействие формированию и развитию сотрудничества между субъектами, созданию этики и обычаев делового оборота.

Арбитражный суд Екатеринбурга – это судебная инстанция, которая рассматривает коммерческие, экономические и предпринимательские споры. Суд первой инстанции. Основанием к.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассматривает дела коммерческой направленности. Основными положениями к рассмотрению дел выступает Конституция и АПК РФ. Суд.

Арбитражный суд республики Калмыкия является судом первой инстанции, рассматривающим дела, касающиеся вопросов коммерческой деятельности. Основой к рассмотрению дела выступает.

Территория России условно делится на 10 арбитражных округов и их границы с границами округов федеральных не совпадают. В каждом округе есть свой арбитраж и одним из них является.

Страна/Город: Россия / Тула

Образование: Высшее юридическое

и высшее филологическое

Семейное положение: замужем

О себе: Имею опыт работы в государственных и коммерческих структурах. В настоящее время работаю на дому: пишу статьи, консультирую людей по телефону. Работа на дому позволила мне наконец-то заняться написанием своей кандидатской диссертации.

Источник: споры – судебные разбирательства, которые входят в компетенцию арбитражного суда, определенную арбитражно-процессуальным правом. Такие споры чаще всего носят экономический характер, где объектом становится финансово-хозяйственная деятельность, осуществляемая между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также в некоторых случаях рассмотрению подлежат дела по спорам государственных структур. Кроме этого, в рамках административного судопроизводства рассмотрению подлежат дела административных или других правонарушений публичного характера, где основой разбирательства являются экономические разногласия.

Аудиторские услуги и санация предприятия

Как ликвидировать фирму дешево

Всё хорошо расписано. Спасибо автору. Если не затягивать процесс сколько занимают времени арбитражные споры?

Нормальная статья. Но лучше сразу обратиться за помощью к юристу. Простому человеку не просто разобраться во всём этом.

Согласна полностью. Простой человек не знает всех тонкостей и без помощи опытного юриста ему не обойтись.

Источник: сфере бизнеса между предпринимателями возникают разногласия. Споры юридических лиц между собой рассматриваются в судебном порядке.

Когда споры между юридическими лицами рассматриваются арбитражным судом? Если не получилось решить вопрос мирно. В сфере бизнеса вращаются большие суммы, предприниматели рискуют, если контрагент откажется исполнять свои обязанности. Разрешение споров удается добиться после обращения в суд.

  • споры в сфере бизнеса: подписание контракта, внесение дополнений, изменений, исполнение договоров (ст. 27 АПК);
  • банкротство (п.1 ст. 33 АПК);
  • споры в области административных отношений (наложение штрафов, санкций) – подп. 4 п. 1 ст. 29 Арбитражно-процессуального кодекса;
  • о защите деловой репутации (подп. 5 п. 1 ст. 33 АПК);
  • споры в области корпоративного права (ст. 225.1 АПК);
  • споры о недобросовестной конкуренции;
  • споры об установлении кадастровой стоимости;
  • арбитражные споры в области исполнительного производства;
  • о защите прав на результаты интеллектуальной деятельности (подп. 4.2 п. 1 ст. 33 АПК).

Важные действия для истца:

  • четко определить цель: вернуть долг, добиться поставки товаров, продлить разбирательства, получить известность для компании, добиться получения важной информации и доказательств;
  • оценить спор и шансы на победу. Определить, в какой арбитражный суд подавать иск, представить необходимые доказательства, чтобы укрепить позицию;
  • грамотно и четко составить иск. Предельно ясно сформулировать претензию. Обосновать нормами закона, статьями договора, подзаконными актами;
  • письменно отвечать на заявленные ответчиком ходатайства и возражения.

Важные действия для ответчика:

  • определить, возможно ли согласиться с иском, требуется ли удлинить сроки рассмотрения дела;
  • искать недочеты в документах истца:
    • пропущен срок подача иска, иных заявлений (ст. 115 АПК);
    • не нарушен ли претензионный порядок рассмотрения разногласий;
    • имеет ли лицо, подавшее иск право на его подачу;
    • правильно ли выбран ответчик (ст. 47 АПК);
    • соблюдена ли подсудность, оговоренная в соглашении сторон (ст. 37 АПК);
  • ничего не принимать на веру. Проверять факт, изложенный истцом;
  • перепроверить сделанные расчеты цифры, суммы, искать ошибки в расчетах.

Рекомендации для обеих сторон: последовательно и четко отстаивать позицию в суде. Уверенно держать удар.

Для сторон в деле важно, когда споры между юридическими лицами рассматриваются длительно. Иными словами — затянуть процесс.

Затягивание процесса выгодно ответчику? Да, за время процесса он может успешно вывести денежные средства из компании.

Чем затянувшиеся споры с участием компаний выгодны истцу? Получить время для сбора новых доказательств по делу для укрепления позиции. Опытные юристы знают законные способы, как в рамках закона затянуть споры с участием компаний в арбитраже.

Юридическим лицам и предпринимателям важно использовать возможности, которые дает Арбитражно-процессуальный кодекс в своих интересах. Предупредим, что нужно действовать аккуратно, чтобы суд не счел, что вы злоупотребляете своими правами (ч. 5 ст. 159 АПК).

Разногласия между юридическими лицами рассматриваются в арбитраже. Арбитражные разбирательства – сложная категория. Выиграть дело – непростая задача, даже если доказательства на вашей стороне. Опытный юрист ускорит разрешение столкновения интересов. Если у вас возникли проблемы с разбирательством в арбитраже, рекомендуем обратиться на сайт «33 Юриста.ру». Мы сделаем все возможное, чтобы решить сложные ситуации в бизнесе.

Задайте вопрос специалисту по арбитражному процессу

Задайте вопрос специалисту по арбитражному процессу

Работаю с 2001 года, сочетаю соблюдение закона и нестандартные методы работы.

Считаю необходимым лично участвовать в преодолении трудностей клиента.

Специализируюсь на корпоративном праве, решаю проблемы клиентов с 1993 года.

3. Рассмотрение экономических споров в арбитражном суде.

2 комментариев

Андрей 16/05/2014 at 16:08

У меня отрезали свет электрики. Штраф дурацкий нарисовали. Могу я обращаться в арбитражный суд с этим вопросом?

Было непонятно. Стало ещё непонятнее. Чем отличается обычный суд от арбитражного? И чем от третейского? Если ничем то зачем параллельные? Ощущение что этого никто не знает. Если знает пусть объяснит чётко и внятно преемущества одного над другим, ну и недостатки.

Компетенция арбитражных судов определена Федеральным конституционным законом от 28.08.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и главой 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к которым относятся подведомственность и подсудность дел (споров).

Подведомственность дел в федеральной судебной системе — это разграничение компетенции между Конституционным судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Каждый суд вправе рассматривать и разрешать только те дела (споры), которые отнесены к его ведению законодательными и иными нормативными правовыми актами, т.е. действовать в пределах установленной компетенции. При определении подведомственности спора арбитражный суд, в первую очередь учитывает экономический характер такого спора, который возник в ходе осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности между хозяйствующими субъектами. Основным критерием определения подведомственности споров арбитражному суду служит характер (предмет) возникших правоотношений (ч. 1 ст. 27 АПК РФ). Субъектный состав предпринимательских и иных экономических правоотношений является вторым критерием, определяющим подведомственность споров арбитражному суду. Так согласно ч. 2 ст. 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием:

  • организаций, являющихся юридическими лицами;
  • граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее индивидуальный предприниматель). В случае если на дату обращения с иском в арбитражный суд индивидуальный предприниматель утратит статус индивидуального предпринимателя, то такой спор не будет подведомственен арбитражному суду;
  • в случаях предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Исходя из характера правоотношений и субъектного состава арбитражный суд рассматривает:

  1. Экономические споры и иные дела, возникшие из гражданских правоотношений.
  2. Экономические споры и другие дела, возникшие из административных и иных публичных правоотношений (налоговые иные финансовые, таможенные споры и т.п.). В соответствии со ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела:
  • об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
  • об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
  • об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Применительно к арбитражной судебной системе под подсудностью понимают распределение между арбитражными судами дел, подведомственных арбитражным судам. Для арбитражного процесса характерны два вида подсудности:

  • Родовая;
  • Территориальная.

Родовая подсудность разграничивает дела между арбитражными судами различного уровня. По общему правилу, установленному частью 1 статьи 34 АПК РФ дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются в первой инстанции арбитражными судами республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Территориальная подсудность разграничивает компетенцию арбитражных судов одного звена, т.е. между арбитражными судами субъектов Российской Федерации. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает несколько видов территориальной подсудности: Общая территориальная подсудность — в соответствии с правилами общей территориальной подсудности иск предъявляется в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения или месту жительства ответчика (ст. 35 АПК РФ). Согласно пункту 2 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах не указано иное. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах. Местом жительства согласно пункту 1 статьи 20 ГК РФ признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Альтернативная подсудность — правила подсудности по выбору истца установлены статьей 36 АПК РФ.

  • Так иск к ответчику, место нахождения или место жительства которого неизвестно, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения его имущества либо по его последнему известному месту нахождения или месту жительства в Российской Федерации.
  • Иск к ответчикам, находящимся или проживающим на территориях разных субъектов РФ, предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства одного из ответчиков.
  • Иск к ответчику, находящемуся или проживающему на территории иностранного государства, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения на территории Российской Федерации имущества ответчика.
  • Иск, вытекающий из договора, в котором указано место его исполнения, может быть предъявлен также в арбитражный суд по месту исполнения договора.
  • Иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его филиала, представительства, расположенных вне места нахождения юридического лица, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения юридического лица или его филиала, представительства.
  • Иски о возмещении убытков, причиненных столкновением судов, взыскании вознаграждения за оказание помощи и спасание на море могут предъявляться в арбитражный суд по месту нахождения судна ответчика или порта приписки судна ответчика либо по месту причинения убытков.

Дальневосточное ГУ Центрального банка Российской Федерации

Получатель

Управление Федерального казначейства по Приморскому краю (ИФНС России по Фрунзенскому району г.Владивостока)

1. Понятие и виды экономических споров.

В соответствии с действующим законодательством арбитражным судам подведомственны дела по экономическим и другим спорам, связанным с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, возникающим между:

  • юридическими лицами (организациями);
  • гражданами, имеющими статус индивидуального предпринимателя;
  • юридическими лицами с одной стороны, и индивидуальными предпринимателями — с другой.

В случаях, специально предусмотренных законом, арбитражным судам подведомственны также дела по спорам указанной выше категории с участием Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, а также образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Таким образом, подавляющее большинство экономических споров рассматривается и разрешается арбитражными судами.

Система арбитражных судов Российской Федерации закреплена в Конституции РФ, Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» и Федеральном конституционном законе «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Она является частью (подсистемой) судебной системы Российской Федерации и состоит из трех звеньев.

Первое звено системы арбитражных судов — федеральные арбитражные суды субъектов Российской Федерации. Данные суды рассматривают основной массив дел по первой инстанции, а также рассматривают дела в порядке апелляционного производства по жалобам на решения, не вступившие в законную силу.

Второе звено — это 10 окружных арбитражных судов, основной задачей которых является рассмотрение дел в порядке кассационного производства. Каждый из 10 окружных арбитражных судов является кассационной инстанцией по отношению к тем судам субъектов РФ, которые входят в данный судебный округ.

Третье звено системы арбитражных судов — это Высший арбитражный суд РФ, который в соответствии со ст. 127 Конституции РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Рассмотрение споров осуществляется арбитражными судами в порядке и процессуальных формах, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Субъектами процессуальных отношений являются, с одной стороны, суд, с другой — участники процесса.

Участниками процесса признаются лица, участвующие в деле, и лица, содействующие правосудию.

К лицам, участвующим в деле, относятся стороны (истец и ответчик), третьи лица, прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, выступающие в защиту чужих интересов в силу возложенных на них законом функций.

В состав лиц, содействующих правосудию, входят представители в суде, свидетели, эксперты, переводчики.

Процессуальным действием, инициирующим возбуждение дела в арбитражном суде первой инстанции, является предъявление иска. Лицо, права или законные интересы которого нарушены или оспариваются, подает в суд исковое заявление с соблюдением требований ст. 102 АПК РФ.

Исковое заявление подается в суд в письменной форме. Какой-либо специальной формы или бланка искового заявления не существует. Закон устанавливает лишь необходимый перечень сведений, которые во всяком случае должны содержаться в исковом заявлении.

В заявлении должны быть указаны:

  1. наименование суда, в который подается заявление;
  2. наименование истца, его место нахождения, а если истцом является гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
  3. наименование ответчика, его место нахождения или место жительства;
  4. требования истца к ответчику со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам — требования к каждому из них;
  5. обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства;
  6. цена иска, если иск подлежит оценке;
  7. расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы, если истец требует взыскания денежных средств или оспаривает какую-либо денежную сумму (например, сумму наложенного на него штрафа);
  8. сведения о соблюдении истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором;
  9. сведения о мерах, принятых арбитражным судом по обеспечению имущественных интересов до предъявления иска, если такие меры принимались;
  10. перечень прилагаемых к заявлению документов.

Заявление подписывается истцом или его представителем. К исковому заявлению, поданному представителем, должна быть приложена доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя. Кроме того, истец перед подачей заявления в суд обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии искового заявления и прилагаемых к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении, а также уплатить государственную пошлину за рассмотрение дела. Уведомления о вручении указанных копий и квитанция об уплате госпошлины также прилагаются к исковому заявлению.

После принятия искового заявления судья арбитражного суда производит действия по подготовке дела к судебному разбирательству, руководствуясь гл. 15 АПК РФ, и назначает дело к слушанию. Непосредственное разбирательство дела проходит в форме судебного заседания. В судебном заседании истец должен представить доказательства, подтверждающие обоснованность заявленных требований, а ответчик — признать или опровергнуть заявленные требования.

Связаны с действиями любой ветви власти, затрагивающей конституционные права лиц. Возникают из отношений, регулируемых гражданским законодательство. Возникают в результате взаимоотношений частного лица с одним из исполнительных органов власти (административных органов). Признаки административного спора:
• наличие в качестве его обязательного субъекта органа публичной администрации;
• возбуждается по заявлениям (жалобам) частных лиц (в случаях, оговоренных законом), по инициативе административных органов;
• предметом разногласий в административном споре могут быть субъективные публичные права и обязанности участников или одновременно и субъективные публичные права (обязанности), законность административных актов;
• имеет правовые последствия, вытекающие из применения, реализации либо нарушения административно-правовых и иных публично-правовых норм.

Сфера возникновения трудовых споров — трудовые правоотношения между работником и работодателем. Юрисдикционными органами, рассматривающими индивидуальные трудовые споры по вопросам применения трудового законодательства, являются комиссии по трудовым спорам (КТС) и суды.

Разногласия между предпринимателями (предприятиями и частными предпринимателями), а также между ними и органами государственной власти, которые связаны с предпринимательством. Виды экономических споров:
• преддоговорные споры – возникают во время заключения гражданских договоров (как правило, между предприятиями-монополистами);
• договорные споры – вытекают из неисполнения или ненадлежащего исполнения взятых на себя обязательств, а также о расторжении или изменении условий договора;
• спор о нарушениях права собственности (или законного владельца);
• споры, связанные с причинением убытков;
• споры с государственными органами – о признании недействительными актов государственных органов, касающихся предпринимательской деятельности организации;
• споры о деловой репутации, товарных знаках. Варианты решения споров:
• претензионное урегулирование. Претензия – это письменное требование о добровольном устранении нарушенных прав (этот порядок разрешения споров допустим только в случае, если спор вытекает из договора или этот спор связан с причинением вреда);
• решение споров в арбитражном суде.

Виды споров:
• о признании права собственности на землю;
• о приватизации земельных участков и об обжаловании отказа в приватизации;
• об определении порядка пользования земельным участком;
• об обжаловании отказа в государственной регистрации права собственности на землю;
• о разделе земельного участка между собственниками; об определении границ земельного участка, в том числе споры по межеванию;
• о признании и установлении сервитута и другие. Споры, связанные с землей, – гражданские дела и рассматриваются судом общей юрисдикции либо арбитражным судом в порядке гражданского и административного судопроизводства.

4. Споры, связанные с причинением убытков.

НК РФ наделяет и физических лиц, и организации равным правом на обращение в суд за защитой нарушенных прав.
Иски организаций и индивидуальных предпринимателей подаются в соответствии с правилами АПК РФ в арбитражный суд;
Иски физических лиц направляются на основании Гражданско-процессуального кодекса в Верховный Суд РФ. Способы защиты прав налогоплательщиков:
президентский,
административный,
судебный,
самозащита прав. Существенная роль в защите и восстановлении нарушенных прав и законных интересов налогоплательщиков принадлежит прокуратуре РФ, которая предпринимает меры, направленные на устранение нарушений и привлечение нарушителей к ответственности.

Споры возникают по поводу раздела имущества, уплаты алиментов, места проживания детей и порядка общения с ними одного из родителей, установления либо оспаривания отцовства, лишения родительских прав и многих других вопросов. Защита семейных прав осуществляется судом по правилам гражданского судопроизводства.

Рассматриваются судами:
арбитражными, если споры возникают между юридическими лицами;
• судами общей юрисдикции при разрешении споров с участием граждан. Решения:
• наложение административных взысканий за нарушение экологических требований,
• направлении материалов о привлечении виновных в них лиц к дисциплинарной ответственности;
К уголовной ответственности привлекаются лица, совершившие экологические преступления.
УК РФ предусматривает уголовную ответственность при наличии реального вреда в результате экологического правонарушения здоровью граждан, а также существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному и сельскому хозяйству. Защита в суде этих прав и интересов в зависимости от рассматриваемого материально-правового отношения осуществляется одним из трех видов гражданского судопроизводства: исковым; по делам, вытекающим из административно-правовых отношений; особым производством.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Благодарим за обращение. Ваша заявка принята

Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дня

Благодарим за обращение.

На указанный Вами электронный адрес отправлена инструкция.

6. Споры о деловой репутации, товарных знаках.

При разработке данного постановления приняты во внимание положения многих международных договоров и соглашений, участником которых является Российская Федерация (Венская конвенция о праве международных договоров от 23.05.1969; Конвенция по вопросам гражданского процесса от 01.03.1954 (Гаага); Гаагская конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам от 15.11.1965; Соглашение стран Содружества Независимых Государств от 20.03.1992 «О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности», Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 (Минск); Договор между Российской Федерацией и Монголией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 20.04.1999 (Улан-Батор) и др.).

Нормы международных договоров позволяют судам избежать ситуации с конкуренцией юрисдикций, когда на разрешение одного и того же спора претендуют судебные учреждения двух и более государств. Международные договоры и соглашения помогают урегулировать вопросы международной подсудности, унифицировать правила работы судов различных иностранных государств, создать баланс защиты прав и интересов иностранных лиц при реализации права на судебную защиту.

Следует отметить, что основным законодательным актом для работы арбитражных судов является по-прежнему Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (АПК РФ). Однако Пленум систематически подчеркивает в положениях принятого постановления приоритет норм международного права, принимая во внимание правовой принцип, закрепленный в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ:

–если международным договором Российской Федерации установлены иные правила судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о судопроизводстве в арбитражных судах РФ, применяются правила международного договора;

– специальный международный договор подлежит приоритетному применению независимо от круга его участников и времени принятия, если нормами международного договора не установлено иное;

–при определении компетенции арбитражного суда по спорам, осложненным иностранным элементом, учитываются нормы международного договора. В части, не урегулированной нормами международного договора, подлежат применению соответствующие нормы АПК РФ;

–дела с участием иностранных лиц рассматриваются арбитражным судом по правилам АПК РФ с особенностями, предусмотренными главами 33, 33.1, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное (ч. 1 ст. 253, ст. 256.1 АПК РФ);

– если коллизионные нормы об определении применимого права предусмотрены международным договором Российской Федерации, арбитражный суд руководствуется нормами международного договора.

По-прежнему действуют информационные письма Президиума ВАС РФ, в которых обобщена практика нижестоящих судов по наиболее проблемным моментам споров с иностранным элементом:

–Информационное письмо от 09.07.2013 № 158 «Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с рассмотрением арбитражными судами дел с участием иностранных лиц»;

–Информационное письмо от 16.02.1998 № 29 «Обзор судебно-арбитражной практики разрешения споров по делам с участием иностранных лиц»;

–Информационное письмо от 25.12.1996 № 10 «Обзор практики рассмотрения споров по делам с участием иностранных лиц, рассмотренных арбитражными судами после 01.07.1995 года».

Пленум уделяет внимание определению понятия спора, осложненного иностранным элементом. Так, в п. 1 постановления указано, что «под делами по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом, понимаются дела: с участием иностранных лиц; по спорам, предметом которых являются права на имущество, иной объект, находящийся на территории иностранного государства (например, права на имущество в иностранном государстве, которыми обладает российская организация, права на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, находящиеся или зарегистрированные в иностранном государстве); по спорам, связанным с юридическим фактом, имевшим место на территории иностранного государства, в частности спору, вытекающему из обязательств, возникающих из причинения вреда, произошедшего в иностранном государстве».

При определении компетенции арбитражных судов учитываются следующие правила: общие правила, установленные ст. 247 АПК РФ; правила об исключительной и о договорной подсудности (ст. 248, 249 АПК РФ); правила о компетенции арбитражных судов по применению обеспечительных мер по экономическим спорам, осложненным иностранным элементом (ст. 250 АПК РФ).

Отдельное внимание Верховный Суд РФ уделяет вопросу исключительной подсудности как приоритетному организационному моменту на стадии принятия искового заявления к производству.

К исключительной компетенции арбитражных судов в Российской Федерации по делам по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом, относятся дела по спорам: 1) в отношении находящегося в государственной собственности Российской Федерации имущества, в том числе по спорам, связанным с приватизацией государственного имущества и принудительным отчуждением имущества для государственных нужд; 2) предметом которых являются недвижимое имущество, если такое имущество находится на территории Российской Федерации, или права на него; 3) связанным с регистрацией или выдачей патентов, регистрацией и выдачей свидетельств на товарные знаки, промышленные образцы, полезные модели или регистрацией других прав на результаты интеллектуальной деятельности, которые требуют регистрации или выдачи патента либо свидетельства в Российской Федерации; 4) о признании недействительными записей в государственных реестрах (регистрах, кадастрах), произведенных компетентным органом Российской Федерации, ведущим такой реестр (регистр, кадастр); 5) связанным с учреждением, ликвидацией или регистрацией на территории Российской Федерации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также с оспариванием решений органов этих юридических лиц (ч. 1 ст. 248 АПК РФ).

Нередки случаи, когда участники международных экономических отношений своим соглашением устанавливают суд, который будет рассматривать все или определенные споры, которые возникли или могут возникнуть между ними. Данная договорная подсудность должна быть закреплена в письменном виде в форме пророгационного соглашения. Однако такое соглашение не должно и не может изменять исключительную компетенцию иностранного суда. Здесь также прослеживается указание Пленума на приоритет норм международного права и обязательности исследования арбитражными судами иностранного права в ходе возбуждения производства по делу.

Следует согласиться с позицией Пленума ВС РФ в части невозможности изменения соглашением сторон правил о подведомственности дел, поскольку рассмотрение спора компетентным судом – одно из необходимых условий осуществления правосудия.

Участники экономических правоотношений могут также заключить соглашение об исключении компетенции конкретного суда (например, об исключении компетенции арбитражных судов РФ в целом) – дерогационное соглашение.

Кроме того, возможна ситуация, когда в соглашении сторон не указан конкретный суд, но стороны установили, что экономический спор должен быть разрешен арбитражным судом Российской Федерации. Таким образом, если нет возможности определить внутригосударственную подсудность, такой спор, осложненный иностранным элементом, подлежит рассмотрению в Арбитражном суде Московской области. Указанное положение создает правовую определенность при выборе компетентного суда, а также способствует своевременному и эффективному рассмотрению споров.

При определении компетенции и внутригосударственной подсудности важным моментом для арбитражных судов РФ является установление тесной связи спорного правоотношения с территорией Российской Федерации в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств (места исполнения обязательств сторон, предмета спора, определения применимого права и т. п.).

На стадии принятия дела к производству арбитражным судам РФ рекомендовано установить юридический статус иностранного лица, участвующего в арбитражном процессе. Иными словами, необходимо убедиться в том, что данное лицо правомочно обращаться с заявлением о рассмотрении экономического спора с участием иностранного элемента. Юридический статус может быть подтвержден выпиской из торгового реестра страны учреждения либо происхождения иностранного лица, иными эквивалентными доказательствами (например, информацией на официальном сайте в сети Интернет уполномоченного иностранного органа по регистрации юридических лиц).

При проверке полномочий представителей иностранных лиц в арбитражном процессе судам надлежит учитывать, что лица, имеющие полномочия действовать от имени юридического лица без доверенности, а также полномочия лица на подписание доверенности от имени юридического лица, определяются по личному закону иностранного юридического лица. При этом арбитражные суды должны проверять вопрос необходимости удостоверения подлинности доверенности посредством консульской легализации либо проставления апостиля.

Легализация иностранного документа необходима для подтверждения источника происхождения доказательства в арбитражном процессе, но не исключает проверки со стороны суда в целях установления правильности содержащихся в нем сведений по существу.

Указанные требования о надлежащем удостоверении доказательств по экономическому спору распространяются в отношении любого предъявляемого иностранным лицом документа.

Одним из основных моментов рассмотрения экономического спора с участием иностранного элемента для реализации эффективной судебной защиты является надлежащее и своевременное извещение участников процесса. Постановление Пленума решает одну из основных проблем в данной области: устанавливается резервная дата судебного разбирательства, которая указывается в судебном извещении при уведомлении о проведении предварительного и основного судебных заседаний. Резервная дата позволяет отложить судебное разбирательство по причине возникновения какого-либо обстоятельства. При этом не требуется направлять участникам экономического спора дополнительного либо повторного судебного извещения. Это существенно ускоряет процедуру рассмотрения дела.

Верховный Суд РФ также уделяет внимание вопросу эффективности судебной защиты нарушенных прав посредством применения обеспечительных мер. Обеспечительные меры по иску, рассматриваемому по существу в суде иностранного государства, могут быть приняты арбитражным судом Российской Федерации при наличии у него эффективной юрисдикции. Эффективной может быть признана юрисдикция, в рамках которой обеспечительные меры могут быть быстро и надлежащим образом исполнены. В связи с этим юрисдикция по применению обеспечительных мер может не совпадать с юрисдикцией рассмотрения спора по существу.

В случае если арбитражный суд не обладает компетенцией по рассмотрению основного спора, это не препятствует ему принять обеспечительные меры.

Арбитражный суд при принятии такого рода обеспечительных мер должен проверить наличие у иностранного суда компетенции по рассмотрению дела по существу спора, не нарушена ли исключительная компетенция арбитражных судов в Российской Федерации рассмотрением дела в иностранном суде.

Следует подчеркнуть, что в новом постановлении обращается внимание именно на практические моменты рассмотрения экономических споров, осложненных иностранным элементом. Судейское сообщество давно ожидало такое постановление, поскольку объективность его применения продиктована значимостью и объемом рассматриваемой категории споров. В целом постановление должно способствовать общей тенденции функционирования судебной системы – формированию единообразного подхода практики применения действующего законодательства, включая сферу международного права.

Елена Вожова, старший юрисконсульт, ООО «Центр правового обслуживания», г. Москва

В постановлении дается определение дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом. Под такими делами понимаются дела:

–с участием иностранных лиц;

–споры, предметом которых являются права на имущество, иной объект, находящийся на территории иностранного государства (например, права на имущество в иностранном государстве, которыми обладает российская организация, права на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, находящиеся или зарегистрированные в иностранном государстве);

–споры, связанные с юридическим фактом, имевшим место на территории иностранного государства, в частности споры, вытекающие из обязательств, возникающих из причинения вреда, произошедшего в иностранном государстве.

В пункте 2 постановления отдельное внимание уделено общим принципам применения международных договоров Российской Федерации о судопроизводстве. При этом перечень этих договоров не приводится. С учетом данного пункта, например, порядок направления судебных документов может регулироваться следующими международно-правовыми актами:

–Конвенцией по вопросам гражданского процесса (г. Гаага, 01.03.1954);

–Конвенцией о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам (г. Гаага, 15.11.1965);

–Соглашением о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (г. Киев, 20.03.1992);

–Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (г. Минск, 22.01.1994);

–отдельными двусторонними международными договорами Российской Федерации с иностранными государствами об оказании правовой помощи.

Если заключено несколько международных договоров Российской Федерации с иностранным государством в отношении правил судопроизводства по делам об экономических спорах, арбитражный суд устанавливает подлежащий применению международный договор, руководствуясь нормами Венской конвенции о праве международных договоров от 23.05.1969, Федеральным законом от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», а также нормами самого международного договора, вопрос о применении которого разрешается судом.

В пункте 5 постановления приведен перечень отношений, входящих в исключительную компетенцию арбитражных судов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в них иностранного элемента. К ним отнесены, в частности, дела, связанные с учреждением, ликвидацией или регистрацией на территории Российской Федерации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Указанный вывод основан на буквальном толковании норм ст. 1202 ГК РФ, в соответствии с которыми вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица (в том числе вопросы правопреемства) определяются личным законом юридического лица (которым считается право страны, где учреждено юридическое лицо).

19. Арбитражный суд принимает меры к установлению юридического статуса участвующих в деле иностранных лиц и их права на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности (статья 254 АПК РФ).

Для применения положений раздела V АПК РФ под юридическим статусом иностранного лица, участвующего в деле, следует понимать объем правоспособности и дееспособности иностранного лица, который определяется по его личному закону.

Юридический статус иностранной организации определяется по праву страны, где учреждено юридическое лицо, организация, не являющаяся юридическим лицом по иностранному праву, если иное не предусмотрено нормами федерального закона (статьи 1202, 1203 ГК РФ).

Юридический статус иностранного гражданина, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, определяется по праву той страны, где он зарегистрирован как индивидуальный предприниматель, либо страны основного места осуществления предпринимательской деятельности (статья 1201 ГК РФ).

Установление юридического статуса и наличия права на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности участника процесса, а также полномочий его представителя обусловлено необходимостью установления правоспособности и дееспособности соответствующего субъекта на основании норм материального права.

Юридический статус иностранного юридического лица подтверждается, как правило, выпиской из официального торгового реестра страны происхождения. Юридический статус иностранных лиц может подтверждаться иными эквивалентными доказательствами юридического статуса, признаваемыми в качестве таковых законодательством страны учреждения, регистрации, основного места осуществления предпринимательской деятельности, гражданства или места жительства иностранного лица.

При установлении юридического статуса иностранного лица суд может также принимать во внимание открытую информацию в сети «Интернет», размещенную на официальных сайтах уполномоченных иностранных органов по регистрации юридических лиц и содержащую сведения о регистрации юридических лиц.

20. При проверке полномочий представителей иностранных лиц в арбитражном процессе судам надлежит учитывать, что лица, имеющие полномочия действовать от имени юридического лица без доверенности, а также полномочия на подписание доверенности от имени юридического лица, определяются по личному закону иностранного юридического лица (подпункт 6 пункта 2 статьи 1202 ГК РФ).

С учетом того, что к полномочиям представителя иностранного лица для ведения дела в государственном суде в силу пункта 4 статьи 1217.1 ГК РФ применяется право страны, где проводится судебное разбирательство, объем полномочий представителя на ведение дела в арбитражном суде Российской Федерации, исходя из подпункта 1 пункта 5 статьи 1217.1 ГК РФ, определяется на основании статьи 62 АПК РФ.

Форма доверенности на участие представителя иностранного лица в арбитражном суде Российской Федерации подчиняется праву страны, применимому к самой доверенности (пункт 1 статьи 1209 ГК РФ), то есть праву Российской Федерации (пункт 4 статьи 1217.1 ГК РФ). Однако доверенность не может быть признана недействительной вследствие несоблюдения формы, если не нарушены требования права страны выдачи доверенности (пункт 1 статьи 1209 ГК РФ) и требования статьи 61 АПК РФ.

21. Из взаимосвязанных положений пункта 9 части 1 статьи 126, части 1 статьи 253, части 3 статьи 254 АПК РФ следует, что в случае, когда истцом или ответчиком является иностранное лицо, к исковому заявлению прилагается документ, подтверждающий нахождение лица под юрисдикцией иностранного государства, его организационно-правовую форму, правоспособность и содержащий сведения о том, кто от имени юридического лица обладает правомочиями на приобретение гражданских прав и принятия гражданских обязанностей. Такой документ определяется на основании личного закона иностранного лица (например, выписка из торгового реестра страны происхождения).

Непредставление доказательств, подтверждающих юридический статус и право на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности иностранного лица, является основанием для оставления заявления без движения в соответствии с частью 1 статьи 128 АПК РФ.

22. Основываясь на части 1 статьи 286 АПК РФ во взаимосвязи с частью 3 статьи 254 АПК РФ, суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, подтверждающим юридический статус иностранного лица и право на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности иностранного лица.

С учетом того, что суд принимает меры по установлению статуса иностранного лица и наличия у него права на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности, отсутствие в материалах дела актуальных, достаточных, достоверных доказательств, подтверждающих указанные обстоятельства, и (или) неустановление этого обстоятельства являются основанием для отмены судом кассационной инстанции судебных актов судов первой и (или) апелляционной инстанций с направлением дела на новое рассмотрение (пункт 3 части 1 статья 287, часть 1 статьи 288 АПК РФ).

23. В связи с тем, что документы о регистрации иностранного юридического лица и документы, подтверждающие его налоговое резидентство, выдаваемые на основании международных соглашений об избежании двойного налогообложения, не все��да являются тождественными, при установлении юридического статуса иностранной организации арбитражный суд учитывает, что доказательства, подтверждающие постоянное место нахождения организации для целей налогообложения, не являются достаточными для установления ее личного закона и процессуальной дееспособности.

26. Дела с участием иностранных лиц рассматриваются арбитражным судом по правилам Кодекса с особенностями, предусмотренными главами 33, 33.1, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное (часть 1 статьи 253, статья 256.1 АПК РФ).

27. Арбитражные суды могут обращаться к иностранным судам или компетентным органам иностранных государств с поручениями о выполнении отдельных процессуальных действий (вручении судебных извещений и других документов, обеспечении доказательств, получении письменных доказательств, осмотре на месте, производстве экспертизы и т.д.).

О направлении поручения в суд иностранного государства или компетентный орган иностранного государства арбитражный суд Российской Федерации выносит определение (часть 5 статьи 3, статья 73 АПК РФ).

Направление судебного поручения компетентному органу иностранного государства, в том числе о судебном извещении иностранного лица, находящегося (проживающего) вне пределов Российской Федерации и участвующего в деле, или о совершении отдельного процессуального действия, производится в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации, положениями статей 121, 253, части 4 статьи 256 АПК РФ.

В зависимости от требований международных договоров и (или) арбитражного процессуального законодательства документы могут направляться, в частности:

путем непосредственного вручения участнику судебного разбирательства судебных документов, направленных по почте (пункт «а» статьи 10 Конвенцией о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам (Гаага, 15 ноября 1965 года) (далее — Гаагская конвенция 1965 года);

непосредственно в компетентный суд государства исполнения поручения (статья 5 Соглашения 1992 года);

непосредственно в центральные органы государства исполнения поручения (статья 2 Гаагской конвенции 1965 года, статья 3 Договора между Российской Федерацией и Монголией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам (Улан-Батор, 20 апреля 1999 года);

через территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации и Министерство иностранных дел Российской Федерации компетентному органу государства исполнения поручения;

через центральные, территориальные и иные органы учреждений юстиции компетентному суду (органу) государства исполнения поручения (статья 5 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 года) (далее — Конвенция 1993 года).

При отсутствии международного договора поручение направляется через территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации и Министерство иностранных дел Российской Федерации в порядке международной вежливости.

При условии соблюдения требований международных договоров об оказании правовой помощи не исключается одновременная пересылка судебных документов заинтересованным лицам за границу почтой, вручение их надлежащим представителям иностранных лиц в России и т.д.

28. Порядок направления находящемуся (проживающему) вне пределов Российской Федерации иностранному лицу извещений о судебном разбирательстве и иных судебных документов может регулироваться в зависимости от того, в каком государстве находится (проживает) иностранное лицо, в частности, международными двусторонними договорами Российской Федерации с иностранными государствами об оказании правовой помощи, Гаагской конвенцией 1965 года, Соглашением 1992 года, Конвенцией 1993 года, Конвенцией по вопросам гражданского процесса (Гаага, 1 марта 1954 года) (далее — Гаагская конвенция 1954 года).

Арбитражный суд при оказании международной правовой помощи применяет международный договор, устанавливающий механизм взаимодействия компетентных органов государств, обеспечивающий наиболее быстрое и менее формализованное взаимодействие таких органов, как направленный на более быстрое восстановление нарушенных (оспоренных) прав.

Например, статьей 5 Соглашения 1992 года предусмотрен следующий порядок выполнения поручений, направляемых в государства-участники данного соглашения: поручения арбитражных судов России направляются в такие государства почтовой связью, без перевода, непосредственно в суды, компетентные разрешать экономические споры на территории этих государств.

Применяя положения Гаагской конвенции 1965 года, арбитражному суду необходимо учитывать пункт VIII Заявлений Российской Федерации по этой Конвенции о том, что взыскание любым государством-участником сборов или издержек в связи с услугами, предоставленными запрашиваемым государством, (за исключением оговоренных в пунктах «а» и «б» части второй статьи 12 Конвенции, будет рассматриваться Российской Федерацией как отказ от применения Конвенции в отношении Российской Федерации, и, соответственно, Российская Федерация не будет применять Конвенцию в отношении такого государства-участника. В этом случае извещение о судебном разбирательстве и иные судебные документы направляются иностранному лицу на основании двусторонних международных договоров об оказании правовой помощи, а в их отсутствие — по правилам главы 12 АПК РФ.

29. В связи с исполнением судебного поручения в иностранном государстве арбитражный суд продлевает срок рассмотрения дела в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 152, частью 3 статьи 253 АПК РФ, откладывает судебное разбирательство в порядке, предусмотренном статьей 158 АПК РФ.

Участие иностранных лиц в деле само по себе не означает, что дело является особо сложным, и поэтому не предполагает продления срока рассмотрения дела до шести месяцев на основании части 2 статьи 152 АПК РФ. Продление срока судебного разбирательства на основании указанной нормы может быть обусловлено необходимостью надлежащего извещения о судебном разбирательстве лица, находящегося в иностранном государстве.

47. При применении арбитражными судами предварительных обеспечительных мер (части 1, 2 статьи 99 АПК РФ), направленных на обеспечение имущественных интересов заявителя по спорам с участием иностранных лиц, следует учитывать нормы международных договоров и правила компетенции, установленные статьями 247, 248, 249 АПК РФ.

48. В соответствии с положениями раздела V АПК РФ арбитражные суды принимают предварительные обеспечительные меры по делам с участием иностранных лиц (статья 250 АПК РФ) по экономическим спорам и другим делам, связанным с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 247 АПК РФ), при условии соблюдения критериев юрисдикции, установленных частью 3 статьи 99 АПК РФ, и оснований для применения таких мер, указанных в части 2 статьи 90 АПК РФ.

49. Обеспечительные меры по иску, рассматриваемому по существу в суде иностранного государства, могут быть приняты арбитражным судом Российской Федерации при наличии у него эффективной юрисдикции, а именно: по месту нахождения заявителя, либо по месту нахождения денежных средств или иного имущества, в отношении которых заявитель ходатайствует о принятии мер по обеспечению имущественных интересов, либо по месту нарушения прав заявителя.

При этом эффективной может быть признана юрисдикция, в рамках которой обеспечительные меры могут быть быстро и надлежащим образом исполнены. В связи с этим юрисдикция по применению обеспечительных мер может не совпадать с юрисдикцией рассмотрения спора по существу.

В случае если арбитражный суд не обладает компетенцией по рассмотрению основного спора, это не препятствует ему принять обеспечительные меры в обеспечение иска, рассматриваемого по существу иностранным судом.

Арбитражный суд при принятии такого рода обеспечительных мер должен проверить наличие у иностранного суда компетенции по рассмотрению дела по существу спора, не нарушена ли исключительная компетенция арбитражных судов в Российской Федерации рассмотрением дела в иностранном суде.

50. Арбитражный суд отказывает в исполнении поручения иностранного суда о принятии обеспечительных мер, направленного в порядке оказания правовой помощи.

Применение обеспечительных мер (равно как и возбуждение искового производства по заявлению иностранного суда в пользу какого-либо частного лица) не входит в объем взаимной правовой помощи и не может быть осуществлено в порядке ее оказания судом одного государства на основании поручения суда другого государства.

Например, в силу Соглашения 1992 года компетентные суды и иные органы государств-участников Содружества Независимых Государств обязуются оказывать взаимную правовую помощь. При этом взаимное оказание правовой помощи включает вручение и пересылку документов и выполнение иных процессуальных действий, в частности проведение экспертизы, заслушивание сторон, свидетелей, экспертов и других лиц. Однако в объем взаимной правовой помощи по статье 5 Соглашения 1992 года не входит применение обеспечительных мер или возбуждение иного производства по заявлению иностранного суда.

51. Обеспечительные меры по спору, относящемуся к компетенции иностранного международного коммерческого арбитража, могут быть приняты арбитражным судом по месту нахождения или месту жительства должника либо по месту нахождения имущества должника (часть 3 статьи 90 АПК РФ).

52. Принятые иностранным судом обеспечительные меры в виде запрета на участие в рассмотрении спора в судах Российской Федерации не препятствуют арбитражному суду рассмотреть указанный спор, если данный спор отнесен законом к компетенции арбитражного суда.

Согласно действующему российскому законодательству главным органом, в котором происходит рассмотрение спорных дел, являются арбитражные суды. При этом каждому субъекту гарантируется правовая защита, а также возможность заключить договор представительства, чтобы иметь возможность не самому участвовать в судебных заседаниях, а прислать вместо себя уполномоченного представителя. Чаще всего происходит рассмотрение экономических споров предпринимателей в арбитражных судах, однако иногда стороны могут решить вопрос и в досудебном или претензионном (возмещении материальных убытков) порядке.

  1. Подача искового обращения в суд с приложением необходимых доказательств противоположной стороны, а также ссылкой на нарушенные законодательные нормы
  2. Рассмотрение искового дела
  3. Вынесение судебного решения, обязательного к выполнению

По времени, разрешение экономических споров может занять от 3 до 6 месяцев, в зависимости от сложности дела, всех его особенностей и нюансов, поэтому обе стороны при возникновении спорной ситуации обязательно должны всеми силами попытаться разрешить его в досудебном порядке. Ведь в противном случае они все равно будут нести определенные финансовые убытки (оплата госпошлины, расходы на адвокатов и юристов).

Сегодня экономические арбитражные споры делятся на несколько больших категорий, от специфики которых зависит ход ведения дела, особенности рассмотрения спорны моментов и дел. Итак, вот основные виды экономических споров:

  1. Договорные экономические споры. Сюда относятся разногласия, связанные с правами и обязанностями, вытекающими из заключенного между двумя или несколькими сторонами договора.

    К основным критериям относятся критерии, которые применяются по большинству дел и в основном разграничивают компетенцию между судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

    1. Характер спора (характер спорного правоотношения). Раньше, когда теория подведомственности только начала развиваться, в своём первоначальном виде такой термин как характер спорного правоотношения утратил своё значение. Характер спорного правоотношения – в любом случае он подведомствен суду. А уже от характера самого спора зависит разрешение его тем или иным судом. Арбитражные суды являются органами по разрешению экономических споров, легального определения этого понятия в действующем законодательстве не закреплено. В настоящее время теория и практика под экономическим спором понимает спор, возникший в связи с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности. Понятие предпринимательской деятельности даётся во 2 статье ГК и оно применимо и на институт подведомственности. Центральный признак этой деятельности – цель, т.е. систематическое извлечение прибыли. Под иной экономической понимается деятельность, связанная с товарооборотом, оказанием услуг, которая не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *