Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Могут ли уволить без предоставления жилья». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Военнослужащие — граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта.
Согласно абзаца третьего указанного пункта, в случаях, если военнослужащие — граждане, указанные в абзаце втором настоящего пункта, отказались от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, либо отказались от жилищной субсидии или не представили в срок документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, согласия таких военнослужащих — граждан на увольнение с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии не требуется. Указанные военнослужащие — граждане в случае их увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии обеспечиваются жилыми помещениями в форме и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом».
Если коротко, то суть данной нормы гласит, что если военнослужащие отказались от предложенного жилого помещения либо от жилищной субсидии, при этом достаточно только одного такого отказа, и командование вправе уволить такого военнослужащего без жилья.
Также военнослужащего можно будет уволить с военной службы, если он не успел представить документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, в течение 30 дней с даты его уведомления командованием о готовности предоставить ему жилое помещение или жилищную субсидию.
Целью этой нормы, в первую очередь, является недопущение необоснованного затягивания процесса увольнения военнослужащих, зачисленных в распоряжение соответствующих командиров, т.к. их не могут уволить с военной службы до обеспечения жильем. Ранее Закон не предусматривал последствия неоднократного отказа военнослужащего от предлагаемых квартир, что зачастую приводило к злоупотреблением правом со стороны военнослужащих, целью которых было затянуть процесс увольнения.
Военнослужащие, заключившие первый контракт до 01.01.1998г. имеют право на обеспечение жильем в период военной службы по достижении 10 лет выслуги, а военнослужащие, заключившие первый контракт после 01.01.1998г., имеют такое права после 20 лет выслуги, правда сразу в избранном постоянном месте жительства. Такие военнослужащие, как правило, по достижении указанной выслуги лет признаются нуждающимися в жилье в период прохождения службы. В отличии от приведенной выше ситуации, увольнение по окончании срока контракта не накладывает запрет на увольнение такого военнослужащего до обеспечения жильем. Иными словами, военнослужащий, признанный нуждающимся в постоянном жилье, увольняется по окончании срока контракта и ждет обеспечения жильем «на гражданке».
Не все знают, но военнослужащие, признанные нуждающимися в постоянном жилье, но обеспеченные служебным жильем и избравшие постоянное место жительства отличное от места прохождения военной службы, даже при увольнении по «льготным» основаниям подлежат увольнению до обеспечения жильем. Так как в соответствии с действующим законодательством, уволенных с военной службы военнослужащих, признанных нуждающимися в постоянном жилье, не могут выселить из служебного жилья до предоставления постоянного, то такие военнослужащие считаются обеспеченными жильем по месту проживания. Вместе с тем, права на жилье все выше перечисленные категории военнослужащих не лишаются, а обеспечивается жилыми помещениями в порядке очереди после увольнения.
Основная норма, которой урегулированы жилищные вопросы военных — ст.15 ФЗ ОСВС. Именно в этой статье определены те общие параметры, в соответствии с которыми служащим гарантируется получение жилья за счет федеральной казны. Детали жилищных гарантий излагаются в подзаконных актах, конкретизирующих и регламентирующих взаимоотношения между военнослужащим и структурными подразделениями Вооруженных Сил РФ.
Так, п.17 ст.34 «Порядка прохождения ВС» определены категории военных, которых запрещается увольнять до тех пор, пока они не обеспечены жильем. Только после того, как увольняемого сняли с очереди на жилплощадь, может быть издан приказ о его исключении из штата части.
Обеспечение жилплощадью военнообязанных, нуждающихся в ее получении, может производиться в следующих формах:
- предоставление на условиях договора соцнайма;
- передача жилплощади в собственность;
- выплата субсидии;
- выдача жилищного сертификата (ГЖС).
Уволить военнослужащего без предоставления жилья можно по нескольким группам оснований. Для отказа достаточно даже одного.
Первая группа оснований — причина увольнения. Не могут требовать квадратные метры уволенные:
- по собственному желанию;
- по негативным основаниям;
- попав под сокращение, и не имея необходимой выслуги лет.
Вторая группа — военные, не числящиеся в реестре на получение жилплощади:
- не подавшие вовремя заявление о постановке на учет;
- снятые с учета по причине выявления факта намеренного ухудшения условий проживания;
- нарушившие порядок пребывания на учете, и не явившиеся для получения жилья;
- те, кто уже получал жилье от государства в одной из предусмотренных форм (социальный наем, субсидия, сертификат и тому подобное).
Перечисленным категориям служащих бесплатная военная жилплощадь после увольнения не положена, но у них остается возможность подать документы о постановке на жилищный учет в местных муниципалитетах.
Могут ли уволить военнослужащего без предоставления жилья
Законом не предусмотрена особая процедура предоставления бесплатного жилья тем военным, которые подпадают под увольнение. Они не могут получить льготное продвижение по существующей очереди, и должны ждать своей квартиры в общем порядке.
Такая ситуация создает ряд сложностей для командиров воинских частей, ведь по закону уволить без жилья или субсидии нельзя, и просить предоставления квартиры вне очереди также запрещается.
20 апреля 2015 года президент России В. В. Путин внес изменения в закон о статусе военнослужащих. Суть этих изменений в том, что теперь стало возможно увольнять военного, не обеспеченного жилплощадью, без его согласия, если он злоупотребляет своим правом отказаться от получения квартиры, предоставляемой ему государством.
Закон в прежней версии запрещал увольнять из армии лиц без предоставления жилья, причем военные могли неоднократно отказываться от предоставленной им жилплощади. В этих обстоятельствах огромное количество военных использовало эту брешь в законе в личных интересах, потому что уволить их было нельзя ни по какой причине.
Например, если военнослужащий достигал возраста, предельного для пребывания в рядах армии, или не мог продолжать службу по состоянию здоровья, он не мог быть уволен без предоставления жилья или субсидии на его покупку. В этих условиях целые группы военных отказывались от жилплощади или субсидий для того, чтобы продлить свое пребывание в армии. Запрет увольнения военнослужащих без жилья давал им различные социальные льготы, а также возможность получать денежное довольствие.
После того как президент внес поправку к закону “О статусе военнослужащих”, возникло множество трактовок этих изменений, и вопрос, могут ли уволить военнослужащего без предоставления жилья, все чаще был предметом различных споров и разногласий.
Между тем Владимир Путин вполне четко дал разрешение на увольнение военнослужащих, нуждающихся в жилье, которые злоупотребляют своим правом на получение квартир, предоставляемых им государством. Этот документ дает разрешение увольнять военнослужащего, не обеспеченного жилой площадью, который может быть уволен из рядов Вооруженных Сил, но в настоящий момент занимает внештатную должность, то есть находится в распоряжении командования.
Ввиду того что поправки в закон вызвали многочисленные споры о том, могут уволить военного без квартиры или нет, президент России Владимир Путин издал 2 января 2016 года указ с уточнениями, регламентирующими увольнение военнослужащих. Этот указ касается военных, которые отслужили 10 лет и более и нуждаются в предоставлении им жилья. Таких военных нельзя уволить из армии, если им не позволяет служить далее состояние здоровья или они достигли пенсионного возраста, установленного для данной категории лиц, а также по сокращению штатов, если им не предоставлена квартира или не уплачена субсидия на ее покупку.
Могут Ли Уволить Военнослужащего Без Жилья Или Предоставления Субсидии
Изменения законодательства, которые касались увольнения военнослужащего без предоставления жилья, вызвали немало споров. Однако на деле это вовсе не способ ущемления прав военных, а скорее мера по рационализации военных расходов из государственного бюджета России.
Как выглядит процесс прекращения военной службы лицом, не обеспеченным жильем?
- Во-первых, уволены на новых основаниях могут быть только те военнослужащие, которые отказались от предложенной им жилплощади;
- Во-вторых, могут увольняться на только служащие из рядов Вооруженных сил, но и те, кто находится в распоряжение командования (занимают внештатные должности).
Законодательство довольно детально описывает круг причин для увольнения работников, а именно:
- Достижение предельного возраста военной службы;
- Неблагоприятное состояние здоровья, которое исключает возможность дальнейшего пребывания в рядах Вооруженных сил;
- Организационно-штатные мероприятия (ОШМ).
Если военнослужащий попадает под одну из упомянутых выше статей, то его могут уволить даже без его согласия и при отсутствии жилплощади. Однако возможно это лишь в том случае, если ему неоднократно предлагалась квартира от государства, а он в силу необъективных причин отказался от ее получения.
Существуют и исключения из этого правила: не считаются необъективными отказы военнослужащего от жилья если оно:
- Не соответствует существующим стандартам жилья;
- Не способно удовлетворить установленным на государственном уровне санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Примечательно, что при отказе военнослужащего от жилищной субсидии – его также могут уволить из рядов вооруженных сил. При этом, даже будучи уволенными и неоднократно отказавшимися от жилья – они продолжают состоять в списке очередников на получение жилплощади от государства.
Для исключения вероятности ущемления прав лиц, состоящих на военной службе, был издан Указ Президента РФ, который уточняет права военных, срок службы которых составляет 10 и более лет (УП №2 от 2.01.2016).
- Во-первых, лица, которые отслужили в рядах Вооруженных сил имеют право на получение жилищной субсидии ли жилой площади;
- Во-вторых, если им не предоставлялись эти виды обеспечения или предлагались всего один раз, то они не могут быть уволены по обозначенным выше основаниям;
- И наконец, военнослужащий имеет право заявить о том, чтобы его обеспечили жильем не в том месте, где он проходит службу.
Существуют и иные законодательные допущения, которые затрагивают вопрос обеспечения военнослужащего жильем, а именно:
- Если военнослужащего направили для выполнения обязанностей в район, где у него отсутствует собственная жилая площадь, то его в трехмесячный срок обеспечивают служебной квартирой;
- Если выслуга лет лица составляет 20 и более лет и при этом имеет место необходимость улучшения жилищных условий, то оно имеет право рассчитывать на получение квартиры в собственность или на условиях социального найма.
Особое внимание следует обратить на тот факт, что те военные, которым разрешено после увольнения проживать без ограничений в предоставленных по месту несения службы квартирах, не вправе дополнительно претендовать на социальные гарантии по обеспечению военнослужащих жильем (ст. 23 №229-ФЗ).
Таким образом, поправки в законодательстве вовсе не предполагают полное лишение военнослужащих права на обеспечение жильем перед увольнением, но пресекают злоупотребления этим правом.
Законодательство достаточно детально описывает условия увольнения военнослужащих без обеспечения их жильем. Однако на практике нередко возникают ситуации, при которых лицо лишается и должности в рядах Вооруженных сил и возможности получить жилплощадь от государства.
В связи с этим представляется целесообразным рассмотрение судебной практики увольнения военнослужащих без предоставления жилья.
- Однократный отказ от жилья. Военнослужащий московской области предоставил кассационную жалобу по факту увольнения его в связи с организационно-штатными мероприятиями (ОШМ). В общем виде ситуаций по делу сложилась следующая:
- Основание для увольнения – ОШМ;
- Продолжительность военной службы составляет 12 лет и 4 месяца;
- Признан на момент увольнения нуждающимся в улучшении жилищных условий (имеет троих детей несовершеннолетнего возраста);
- Единожды отказался от получения жилья в месте прохождения службы (приграничный район) 8 лет назад;
- Согласия на увольнение военнослужащий не давал.
Суд постановил жалобу лица удовлетворить: восстановить его в прежней должности до выделения жилплощади необходимого размера.
Причина признания решения об увольнении без предоставления жилья незаконным – отказ от предоставленной государством жилплощади имел место всего один раз, и притом на текущий момент военнослужащий нуждается в улучшении жилищных условий.
- Несоответствие жилья принятым стандартам. Военнослужащий уволен из состава Вооруженных сил РФ в связи с резким ухудшением состояния здоровья ввиду признания невозможности дальнейшего несения им военной службы. Он представил на рассмотрение суда Белгородской области кассационную жалобу, содержащую такие сведения:
- Основание для увольнения – несоответствие должности по состоянию здоровья;
- Продолжительность военной службы 10 лет и 11 месяцев;
- Признан на момент увольнения нуждающимся в улучшении жилищных условий (имеет двоих несовершеннолетних детей);
- Дважды отказался от предоставленной жило площади – квартир по 48 и 60 квадратных метров.
Суд удовлетворил жалобу военного: определил необходимость перевода его на внештатную должность (в распоряжение командования) до момента обеспечения надлежащим жильем.
Причина признания решения об увольнении без предоставления жилья незаконным – дважды военнослужащему предлагали жилье, несоответствующее принятым стандартам. В частности, в Белгородской области минимальная норма жилплощади на одного человека составляет 18 квадратных метров. Поскольку в семье военного 4 человека, то минимально допустимая площадь квартиры должна составлять 72 квадратных метра. Следовательно, его отказ от предоставляемых вариантов жилья можно считать объективным.
К числу оснований незаконного увольнения также относят предоставление жилья, не отвечающего санитарным нормам, а также выделение жилплощади в районе осуществления военным его службы, при условии, что он уже оформил письменное прошение о выделении ему квартиры в иных регионах. Такого рода прецеденты в российской судебной практике также имели место.
Увольнение военнослужащего без предоставления ему жилья – вынужденная мера, которая позволяет пресечь злоупотребление правом на отказ от предлагаемой жилплощади военнослужащими. При этом основная масса военных, которые отслужили более 10 лет и нуждаются в улучшении жилищных условий под эту статью не попадают.
Дополнительным основанием для увольнения служит и ст.83 ТК РФ, которая подразумевает увольнение при наличии причины, не зависящей от воли сторон. Так, в случае лишения водительских прав, такой сотрудник не сможет выполнять свои обязанности, так как без удостоверения его к работе не допустят. Аналогичная ситуация может возникнуть и в связи с ухудшением состояния здоровья, когда медицинское заключение будет выступать основанием для увольнения даже многодетного отца. Ограничения Следует отметить, что помимо льгот, в части оснований для увольнения для многодетных отцов, которые воспитывают детей без матери либо являются опекунами несовершеннолетних детей, установлены некоторые ограничения в привлечении к некоторым видам работ.
Предполагается отсутствие на рабочем месте в рамках определённого времени (4 часа и больше). И опять же для увольнения у сотрудника не должно быть уважительных причин.
- Сотрудник предоставил при трудоустройстве поддельные документы или же заведомо неверные данные о себе. Встречается очень редко.
- Работник пришёл в офис, в цех, на объект в состоянии опьянения, причём неважно какого – наркотического или же алкогольного.
- работник утратил доверие работодателя. Расторгнуть трудовой договор по этому основанию можно только с определёнными работниками.
То есть многодетный отец может быть уволен «по статье» — по ст.
81 ТК РФ. Это статья содержит в себе основания для увольнения работников по инициативе работодателя.Однако, наличие этих оснований не снимает с работодателя обязанности по правильному оформлению увольнения.
Могут ли уволить без предоставления субсидии?
Женщины, имеющие статус многодетных, защищены государством от расторжения трудового договора по некоторым нормам ТК РФ. Исключением являлось только ликвидация работодателя.
Но отцы, имеющие аналогичный статус, не имели такого преимущества. Так было до недавнего времени! Примерно 8 лет назад произошло изменение: теперь не вся семья полностью стала иметь статус многодетной, а каждый конкретный родитель приобретал такой статус.
ТК РФ, в которой сказано, что приоритетное право оставления на рабочем месте имеют граждане, воспитывающие детей.Кроме того, единственный кормилец в семье имеет и дополнительные льготы, которые перечислены в ст. 256 – 264 ТК РФ. Увольнение отца многодетной семьи, также как и многодетной матери, возможно только в следующих случаях:
- юридическое лицо проходит процедуру добровольной или принудительной ликвидации, то есть банкротится или закрывается самостоятельно;
- индивидуальный предприниматель прекращает свою деятельность на этих же основаниях.
Но единственный многодетный кормилец в семье должен подтвердить свой статус.
Для этого он должен принести в отдел кадров копии свидетельства о рождении детей, копию свидетельства о браке, копию удостоверения многодетного родителя, а также документы, подтверждающие, что он единственный кормилец в семье.
Но совершить данное действие можно лишь в том случае, если был правильно оформлен договор об испытательном сроке. Если трудовой договор был оформлен несоответствующим образом, то он официально считается заключенным на неопределенный срок.
Его расторжение возможно лишь в том случае, если работодатель имеет четкие основания на это:
- Совершение крупного или мелкого хищения на месте работы, согласно статье 81 трудового кодекса РФ.
- Служащий совершил грубое нарушение.
- Смена собственников организации.
- В организации совершается официальное сокращение штата сотрудников.
- Разглашение персональных данных или охраняемой законом тайны.
Служащий, который совершил непозволительный действия в организации, подлежит увольнению.
Очень важно правильно оформить подтверждение нарушения.
Он чётко повествует о том, что любой сотрудник должен предупреждать работодателя о скором прекращении трудового договора за две недели до фактического увольнения.
Это время даётся для обеих сторон, но намного чаще для работодателя.
Что позволит найти работу для нового коллеги после увольнения предыдущего. То же правило возложено на матерь. Для неё нет льгот. Но есть возможность по соглашению с работодателем.
По закону Российской Федерации запрещено увольнение по инициативе работодателя :
- матерями – одиночками, которые воспитывают здорового ребенка до 14-ти лет и инвалида до 18-ти лет.
- с женщинами, имеющими младенцев до 3 лет;
Если мать находит уважительную причину для немедленного увольнения, по собственномус желанию ( к примеру, заболел ребёнок), то наниматель сможет пойти на компромисс и подписать уход без отработки.
Мать имеет право уволиться по личным основаниям.
Предоставление жилья военнослужащим при увольнении
Детей невозможно признать бывшими членами семьи нанимателя государственной жилой площади. Неважно, когда родился ребенок — до или после заключения соглашения о найме помещения — он обязательно вписывается в соглашение о найме.
В случае если родители несовершеннолетнего гражданина развелись — он может остаться с одним из родителей в предоставленных государством квадратных метрах на период срока работы или контракта родителя, что подтверждается судебной практикой.
Истец (военнослужащий) развелся с женой, которая продолжала жить на предоставленной государством площади с их несовершеннолетним сыном. Съезжать не хотела. Истец просил суд вынести решение о снятии ее с учета, поскольку его перевели служить в другую военную часть, но жилплощадь не дали, так как одна за ним уже числилась. Истец указал, что права его ребенка не нарушаются, и он может проживать с каким-либо родителем по желанию. Требования истца были удовлетворены судебным решением (Решение Торжокского городского суда от 12 сентября 2013 г. по делу №2-662/2013 г.).
Анализируя судебную практику, ответ на вопрос: могут ли выселить из служебного жилья несовершеннолетнего ребенка, очевиден — могут. В случае нарушения служащим трудового договора, контракта — такое лицо увольняют, с требованием освободить помещение, даже если с нанимателем проживают не достигшие совершеннолетия дети.
Однако, здесь есть исключения. Выселить не достигшего 18 лет гражданина из государственной квартиры не смогут в случае смерти его родителя/родителей при исполнении военных и других обязанностей. Однако, с наступлением совершеннолетия — наймодатель вправе потребовать освободить место проживания, выделенное государством (Решение Канавинского районного суда г. Новгорода от 14 сентября 2017 г. по делу №2-4023/2017).
Увольнение по сокращению штатов также приводит к выселению без передачи другого помещения, годного для проживания (Решение Солецкого районного суда от 11 февраля 2013 г.)
Наймодатель не вправе организовать выселение из служебного жилья военного пенсионера (бывшего сотрудника МВД, МЧС и пр.) без предоставления жилплощади или выделения определенной суммы на приобретение таковой.
В другом деле, суд установил, что ответчик (бывший военнослужащий и пенсионер) был уволен в запас по несоответствию требованиям военной службы, также его отнесли к категории малоимущих граждан. Более того, ответчик имеет дачный участок, стоимость которого достаточна для приобретения жилплощади. Ответчик, после выхода на пенсию, не обращался с прошением о постановке на учет как неимущий и нуждающийся в жилплощади. Судебная коллегия вынесла решение о выселении ответчика из государственной жилплощади без предоставления иной (Апелляционное определение Омского областного суда от 14 июня 2017 №33-400/2017).
Наличие всех условий не всегда приводит к предоставлению жилья. В решении по делу 33а-616/2017 от 4 мая 2017 г. судебная коллегия по административным делам Московского военного суда установила, что военнослужащий, единожды воспользовавшийся правом на жилье и снявшийся с учета — уже не может снова получить жилплощадь от государства. Истице, уволенной в запас в связи с изменениями в организации штата, было отказано в предоставлении жилья как неимущей, поскольку она уже была обеспечена долей в квартире бывшего супруга (военнослужащего). Свою долю она продала, и ошибочно посчитала, что имеет право получить еще одну жилую площадь как уволенная в запас.
Тем военнослужащим, заключившим контракт до 1998 года, семьи которых нуждаются в жилье, по достижении выслуги лет — обязаны предоставить жилье или денежную сумму на покупку жилой площади. В случае если служащий был уволен в запас в связи со штатной реорганизацией и стоял в очереди как нуждающийся в жилплощади — таковая должна быть обеспечена, либо выдана сумма на покупку жилплощади.
В случае расторжения брака, право на проживание в нанятой квартире за бывшим супругом/супругой нанимателя не остается. В решении по делу судом подчеркивается, что собственник служебного помещения (здесь казенное учреждение) не вправе предъявлять иск на выселение из служебного жилья бывшей супруге с несовершеннолетним ребенком, которые проживали с военнослужащим по контракту и значились как его семья. После развода супруга и дети служащего могли проживать в служебной квартире. Требование к выселению мог заявить лишь бывший супруг.
Интересное дело рассмотрел Московский окружной суд. Истец получил квартиру в служебное пользование в 2005 г. на семью из трех человек. После развода с супругой истец выписался из служебного жилья и зарегистрировался по новому месту службы. Его бывшая жена в 2009 г. оформила в собственность служебную квартиру, в которой раньше проживала с истцом. По этой причине истец не смог получить другое служебное жилье для своей второй семьи (супруги и ребенка).
Квартирно-эксплуатационная часть нарушила закон, оформив в собственность бывшей жены истца служебную квартиру, поскольку бывшая супруга не относилась ни к одной из групп граждан, которых нельзя выселять из служебного жилья. В итоге, суд признал право истца встать на учет для получения жилья для него и его второй супруги и ребенка.
Служащие, военные и их семьи часто задаются вопросом: могут ли выселить из служебной квартиры, если нет другого жилья? Как показывают примеры из судебной практики — выселить семью могут и при отсутствии какого-либо жилья вообще.
Инвалидность, полученная нанимателем во время несения службы, исполнения трудовых обязательств, препятствует выселению пострадавшего и членов его семьи.
Порядок обеспечения военнослужащих жильем при увольнении. Помощь государства
Право военных на жилье определено в ст. 15 Закона.
Так, ч. 1 настоящей статьи указывает, что Правительством предоставляется одна из следующих гарантий:
- либо финансовая субсидия на приобретение или строительство жилья;
- либо квадратные метры в натуральной форме – по соц. найму или в собственность.
Также каждому военному, заключившему контракт, и членам его семьи, не позднее 3-х месяцев с даты прибытия на место несения службы, выдается служебная (ведомственная) квартира в том населенном пункте, где располагается войсковая часть.
После прибытия на место несения службы выдается служебная квартира, однако распоряжаться ей по своему усмотрению нельзя. Ведомственное жилье выделяется только на период службы, и в течение 3 месяцев после ее окончания подлежит освобождению.
Однако военные, которые занимают ведомственное жилье по праву пользования, имеют следующие права:
- в течение 5 лет они сохраняют право на квартиры, которые они занимали до получения ведомственной жилплощади;
- их не могут исключить из перечня граждан, поставленных на учет в качестве нуждающихся.
При увольнении жилье выдается в следующих случаях:
- при получении права на пенсионное обеспечение по достижению выслуги лет на воинской службе более 20 лет;
- или при увольнении при наличии выслуги 10 лет, если основанием для увольнения выступили либо организационно-штатные мероприятия, либо достижение максимального возраста несения службы.
При наличии указанных оснований Правительством предоставляется недвижимое имущество по договору соц. найма или в собственность (по собственному выбору военнослужащего и членов его семьи).
Квартира выдается в любом уголке нашей страны согласно нормам обеспечения жилплощадью, указанным в ст. 15.1. Закона.
Военнослужащие, не удовлетворяющие вышеуказанным требованиям, увольняются со службы без наличия права на жилплощадь.
Пример:
Военный имеет выслугу от 10 до 20 лет и был уволен в связи с неисполнением условий контракта. Соответственно, право на получение жилья теряется, так как по данному основанию нужно как минимум 20 лет выслуги для получения права на жилищную льготу.
Военнослужащие, обладающие выслугой 10 лет или свыше, освобожденные от должности по ОШМ, заболеванию или в связи с достижением максимального возраста.
А также поставленные на учет до 2005 года в качестве нуждающихся в жилье, могут претендовать на:
- либо выдачу недвижимого имущества в собственность;
- либо предоставление квартиры по договору соц. найма;
- либо предоставление ЕДВ на индивидуальное жилищное строительство или покупку уже готовой недвижимости.
Размеры передаваемой в собственность квартиры рассчитываются исходя из действующих нормативов предоставления жилплощади. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 15.1. Закона, на 1-го гражданина норматив площади равняется 18 кв. м.
Некоторым категориям военных, указанным в ч. 2 ст. 15.1. Закона, предоставляется дополнительная жилплощадь в размере от 15 до 25 кв. м., при соответствии военнослужащего условиям:
- звание – полковник или выше, причина увольнения – достижение макс. возраста, заболевание или травма, или ОШМ;
- командир войсковой части;
- военный, который удостоен почетного звания РФ;
- военный-преподаватель, осуществляющий деятельность в военном образовательном учреждении;
- военнослужащий-научный труженик, имеющий ученую степень.
Если военный был признан как нуждающийся в квартире и поставлен на очередь до 1 янв. 2005 года, после увольнения ему положена компенсация за поднаем жилого помещения. Сумма выплаты повышается на 50 %, если семья военного состоит из 3-х или более детей.
Существует ли запрет увольнения военнослужащих без жилья?
Да, запрет есть, но только, если соблюдаются следующие условия:
- стаж работы на военной службе – свыше 20 лет;
- стаж – от 10 и вплоть до 20 лет, но уход в запас обусловлен ОШМ, или заболеванием, или достижением максимального возраста;
- военный не согласен с решением командования об увольнении.
Увольнение гражданина уже после получения им жилищной площади в собственность или по соц. найму не влечет за собой никаких юридических последствий, ограничивающих его правомочие на уже полученное недвижимое имущество.
Действующим законодательством подробно описывается порядок увольнения военных без обеспечения их кв. м. Однако на практике возникают случаи, при которых гражданин лишается и своей должности в ВС РФ, и возможности получить бесплатное жилье за счет бюджетных средств.
Приведем 2 примера из имеющейся практики:
- Отказ от жилья 1 раз.
Военный, осуществляющий службу в Московской области, представил в судебный орган касс. жалобу по факту его освобождения со службы в связи с ОШМ.
Ситуация по рассматриваемому делу в общем виде выглядела следующим образом:
- основание, повлекшее увольнение – ОШМ;
- общая выслуга лет – 12 лет, 4 месяца;
- на момент осуществления увольнения заявитель был признан нуждающимся, так как имеет 3-х детей, не достигших совершеннолетнего возраста;
- однократно он отказался от предоставления квартиры в месте прохождения службы (за 8 лет до момента подачи искового заявления);
- согласия на увольнение лицо не давало.
Суд признал удовлетворить требования истца и восстановить его в должности до выделения жилого помещения.
Основания принятия такого решения:
- отказ был 1 раз;
- военный поставлен на учет в качестве нуждающегося.
- Несоответствие выделенной квартиры установленным стандартам.
Гражданин был уволен из ВС РФ в связи с признанием его неспособным к несению дальнейшей службы по результатам ВВК.
На рассмотрение кассационной инстанции Белгородской обл. был предоставлен протест, основная суть которого в нижеследующем:
- основание для увольнения – несоответствие заявителя занимаемой должности в связи с заболеванием;
- общее время несения воинской службы – 10 лет, 11 мес.;
- по состоянию на момент освобождения из рядов ВС России истец был признан нуждающимся, так как является отцом 2-х детей, не достигших возраста 18 лет;
- от предоставляемой государством жилплощади истец отказывался дважды (квартиры были 48 и 60 кв. м. соответственно).
Протест судебной инстанцией был удовлетворен. В резолютивной части решения содержалось требование о переводе заявителя на нештатную должность (в распоряжение начальства) до момента обеспечения недвижимостью.
Причиной для признания увольнения неправомерным выступило предоставление жилья, которые не удовлетворяет общепринятым стандартам. В Белгородской обл. норма на 1-го гражданина составляет 18 кв. м. В семье военного 4 человека, соответственно, площадь квартиры должна быть как минимум 72 кв. м.