- Налоговое право

Государство и бизнес — взгляд предпринимателя

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государство и бизнес — взгляд предпринимателя». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

За сутки в Саратовской области зарегистрировано 102 лабораторно подтвержденных случаев

сегодня 10:00 8308 65

Минфин РФ субсидии коронавирус

Помощь бизнесу от государства: взгляд предпринимателя. Крик души

Право на предпринимательскую деятельность является одним из фундаментальных прав человека и защищено ст. 34 Конституции России. Это конституционное право фактически неотделимо от права свободно распоряжаться своим имуществом и осуществлять экономическую деятельность.

Поэтому предпринимателями именуют себя и граждане, занимающиеся коммерцией эпизодически, не имея каких-либо документов, дающих им право заниматься этой деятельностью, например, лица, перепродающие товары.

Предпринимательская деятельность, осуществляемая лицом, незарегистрированным в качестве предпринимателя или не имеющим в силу законодательства прав заниматься избранным им видом деятельности, является незаконным предпринимательством и преследуется в уголовном порядке.

Российское дореволюционное торговое законодательство называло предпринимателя купцом. Купцом, с точки зрения торгового права, признавался тот, кто занимался производством торговых сделок в виде промысла от своего имени.

Законодательству других государств известна фигура коммерсанта. Статус коммерсанта признается за лицом, которое осуществляет от своего имени сделки и иные хозяйственные операции в виде предпринимательства.

В бывшем СССР фигура предпринимателя впервые приобрела легальное признание после вступления в силу с 19 ноября 1986 года Закона СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности».

Этот Закон допускал индивидуальную трудовую деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, бытового обслуживания населения, а также другие виды деятельности, основанные исключительно на личном труде граждан и членов их семей. Документами, удостоверяющими право граждан заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, являлись регистрационные удостоверения или патенты, выдаваемые на определённый срок.

Российский Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» 1991 года закрепил право граждан вести предпринимательскую деятельность как индивидуально, но не применяя наемный труд, так и создавая предприятия с привлечением наемных работников. Такие граждане регистрировались в качестве физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Ныне действующий Гражданский кодекс Российской Федерации называет таких граждан индивидуальными предпринимателями.

  • 100 друзей
  • День российского предпринимательства
  • Индивидуальный предприниматель
  • Фонд поддержки предпринимателей
  • Международное Сообщество Трейдеров «PROMARKET»

Некуда бежать: государство давит на малый бизнес

Известные предприниматели – это не только серьезные люди, среди них есть и те, кто с юмором идет по жизни. Отчасти именно благодаря этой черте у них и получилось заработать свои первые миллионы.

Немец Роберт Пот долгое время возглавлял компанию по уборке мусора на территории города Вупперталь, но приличного дохода это занятие не приносило. Однажды его осенила замечательная идея организовать музей, где экспонатами будет хлам из города. Как показала практика, подобный бизнес смог принести ему его первый миллион.

Многие известные предприниматели с радостью делятся своим опытом, а некоторые даже издают книги с бесценными советами. Не стоит упускать возможность прочитать их, ведь подобные знания способны изменить жизнь к лучшему.

Подводя черту под прочитанным, многие согласятся, что главное – не опускать руки и всегда следовать своей мечте. Ведь только таким путем можно достигнуть успеха, невзирая на трудности, встречающиеся на жизненном пути.

Предмет конкуренции — минимальная стоимость исполнения контракта при обеспечении качества и экологических требований. Госзаказ содержит количественные и качественные показатели предоставляемых государству товаров и услуг, финансовый план, регламентирующий состав прямых и косвенных расходов, плановую цену заказа, норму прибыли. В финансовый механизм госзаказа встроен принцип » поощрения-санкции «, связанный с выполнением содержащихся в договоре условий.

Развитие предпринимательского потенциала достигается также применением механизма франчайзинга, при котором частному предпринимателю предоставляется привилегия на право пользования государственной собственностью для производства определенных товаров (услуг), заказчиком которых выступает государство. Соглашение о франчайзинге заключается с теми, кто при соблюдении устанавливаемых государством требований (к тарифам, объемам производства и др.) берут на себя обязательство вести дело при наименьших размерах выделяемых из бюджета средств или же при выплатах в него больших доходов.

Обратим внимание на выгоды, получаемые франшизодателем. Во-первых, создаются условия для наращивания объемов продукции без привлечения дополнительных финансовых ресурсов от собственника. Финансирование эксплуатационных расходов, а также издержек по управлению, найму рабочей силы, новым разработкам и другим необходимым элементам производственной программы осуществляется, как правило, за счет частной фирмы. Во-вторых, повышается степень использования производственных мощностей госпредприятия, ускоряется оборот основного капитала. В-третьих, частный бизнес начинает «питать» государство не только налоговыми платежами, но и чистыми доходами (в виде процента от объема продаж).

Предпринимательской деятельностью в Российской Федерации могут заниматься граждане (физические лица), а также предприятия (юридические лица).
Статус предпринимателя приобретается после государственной регистрации юридического или физического лица.

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуаль­ных предпринимателей осуществляется в соответствии с Федераль­ным законом от 8.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной реги­страции юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Организация считается созданной и приобретает статус юридиче­ского лица только после государственной регистрации и внесения в государственный реестр.

Без регистрации предпринимательская деятельность осущест­вляться не может.
Предпринимательская деятельность может осуществляться с об­разованием или без образования юридического лица (табл. 4.4).

Предпринимательская деятельность без образования юридическо­го лица осуществляется гражданином — индивидуальным предпри­нимателем, прошедшим государственную регистрацию.

Юридическое лицо — организация, которая имеет в собствен­ности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать или осу­ществлять имущественные и личные неимущественные права, выполнять обязанности, быть истцом и отвечать в суде.

15 полезных фильмов для предпринимателей

Не исключает оно и использование в ряде случаев бюджета в виде дотаций и субсидий. Но это — дополнительные ресурсы, привлекаемые на определенных условиях. Если ссудный капитал — то возвратности и платности, если финансовая помощь государства, то целевая, охватывающая ограниченный круг объектов и носящая исключительно временный характер.

Важным инструментом обеспечения самостоятельности госпредприятий являются контракты (соглашения), заключаемые предприятиями с правительством. Они предусматривают: среднесрочные задачи развития предприятия; задания по обеспечению занятости, проведению НИОКР, экономии энергетических ресурсов; механизм финансовых отношений с государством (общий размер инвестиций, государственных дотаций, дивидендов, получаемых собственником). Контракты позволяют государству четко определить задачи каждого предприятия в рамках общей стратегии развития национальной экономики, его финансовые взаимоотношения с правительственными организациями, исходя из твердо установленных налогов, цен и тарифов на продукцию.

Перспективной формой государственного предпринимательства является интеграция государственного и частного капитала в рамках отдельной компании. Такие смешанные предприятия могут создаваться сразу (ФРГ), в результате частичной реприватизации государственных корпораций (Великобритания), путем «филиализации», при которой смешанную форму приобретают, как правило, дочерние и внучатые компании государственных холдингов (Италия, Франция, Австрия, Испания, Швеция).

Акционерные общества со смешанным капиталом позволяют государству использовать частный капитал для достижения различных целей: обеспечения конкурентоспособности предприятий, экономии бюджетных средств, используемых на дотирование хиреющих государственных фирм, расширения сферы действия инструментария менеджмента и др.

Особенно широко акционерные смешанные предприятия распространены в Италии, ФРГ, Австрии, Франции, Испании. Крупнейшие их представители по своей отраслевой структуре представляют собой высоко диверсифицированные компании, организованные по однотипной схеме: головные финансовые холдинги руководят звеньями дочерних, чисто финансовых или финансово-промышленных холдингов, созданных по отраслевому принципу. Последние, в свою очередь, направляют деятельность основной массы внучатых, как правило, государственно-частных компаний, связанных между собой разветвленными системами участия.

И в том, и в другом случае занятие такой деятельностью предполагает инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли. Схожей является и типология обоих видов предпринимательства (см. рис. 2.2).

Основное отличие государственного предпринимательства от частного состоит в том, что его деятельность не направлена исключительно на получение прибыли. Государство ставит перед своими организациями, помимо коммерческих, определенные социально-экономические цели.

У государственного предпринимательства существуют свои специфические потенциальные источники сверхприбыли, обусловленные относительно крупными размерами госпредприятий, авторитетом и экономической мощью государства. В этой связи на первый план выходят не столько рисковые моменты (в максимальной мере представленные в малом предпринимательстве), сколько такие факторы, как:

1) значительные и стабильные объемы закупок сырья, материалов, комплектующих и т.п., предполагающие льготные параметры оплаты и скидки;

2) доступность кредитов на особо выгодных условиях;

3) экономия на масштабах производства;

4) широкие возможности получения нового оборудования, включая лизинговые;

5) устойчивая сеть деловых связей, приобщенность к источникам исчерпывающей информации о потенциальных рынках сбыта, партнерах, в том числе зарубежных.

Здесь государство имеет только 14%, которые основываются на активах «Ростелекома». Практически 50% от суммарных доходов отрасли сегодня контролирует так называемая «Большая Тройка» — «Мегафон», МТС, «Вымпелком».

Ключевые активы в целлюлозно-бумажной промышленности удерживается в частных руках, однако удается сохранять 12% государственное проникновение в отрасль. Подконтрольно государству только одно предприятие – ФГУП «Госзнак».

9% государство удерживает в строительной отрасли и отрасли производства алкогольных напитков. Активы государства в «алкогольной сфере» сосредоточены в предприятиях «Башспирт» и «Татспиртпром»

В завершении стоит отметить, что уровень государственного проникновения крайне незначителен в пищевой, а также легкой промышленности. В угледобывающей промышленности активов у государства нет.

В России имеется масштабный потенциал для развития многих форм ГЧП. Главное — разобраться в особенностях российской модели взаимодействия государства и бизнеса. Эффективное партнерство реально только при условии полной ясности и предсказуемости стратегии дальнейшего развития страны. Без уверенности в стабильности «правил игры» от бизнеса нельзя ожидать ничего, кроме показного интереса и формального участия в крупномасштабных проектах государства в целях самосохранения. Во взаимоотношениях государства и бизнеса в России есть элементы, не содействующие развитию ГЧП. В частности. Это проблема соотношения ролей каждой из сторон в партнерстве.

Повышение экономической роли государства в России сопровождается стремлением «построить» отечественный бизнес в режиме ГЧП. Пока более плодотворным оказывается взаимодействие государства с зарубежным бизнесом. Анализ результатов работы примерно 600 совместных предприятий с иностранным капиталом свидетельствует о том, что по показателям эффективности они представляют собой лучшую часть нашей экономики. Тем не менее их доля на региональном уровне остается очень низкой, хотя еще примерно 5 лет назад была заметна тенденция сокращения гигантского разрыва между объемами периферийных и столичных инвестиций и вовлечения в сферу крупного совместного предпринимательства новых территорий.

Привлечение частнопредпринимательского сектора к выполнению социальных и экономических программ, в том числе в сфере общественных услуг, включая реализацию инфраструктурных проектов, может сделать государство компактным, эффективным и более гибким, тем самым снижая уровень бюрократизации и коррумпированности экономики. Необходим поиск консенсуса между государством, собственником и менеджментом.

Следовательно, государственное предпринимательство играет важную роль в функционировании рыночного механизма. Главной его целью является общественно-экономическая польза. На сегодняшний день наиболее важным в развитии государственного предпринимательства является ГЧП. ГЧП направлено на «реформирование государственной собственности в целях ее более органичного включения в систему рыночных отношений», являя собой «альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности». Тем самым возникает нечто среднее между государственным предпринимательством и полной передачей хозяйственной деятельности частному сектору.

На наш взгляд, государственные органы должны разработать необходимую законодательно-правовую базу для оптимального взаимодействия работы государства и бизнеса. Тогда государственное предпринимательство в России будет выполнять главные потребности общества: поиск выхода экономики из кризиса, модернизацию и перспективы развития страны.

См.: Смирнов А. Государственно-корпоративный сектор и его развитие // Экономист. 2008. № 1.

См.: Артемов А., Брыкин А., Шумаев А. Модернизация государственного управления экономикой // Экономист. 2008. № 2.

См.: Кучуков Р. Государственный сектор как локомотив модернизации // Экономист. 2010. № 9.

См.: Савченко В.Е. Государственное предпринимательство в рыночной экономике. М., 2000.

См.: Дерябина М. Государственно-частное партнерство: теория и практика // Вопросы экономики. 2008. № 8.

ОБСУЖДЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ ДОСТУПНО НА ФОРУМЕ САЙТА «УЧЕНЫЕ РОССИИ»

Подробнее об обсуждении студенческих работ

Авторы 3 работ (по каждой секции), получивших наибольшее количество положительных конструктивных отзывов и вопросов на форуме, будут награждены дипломами РАЕ. Авторы также будут приглашены (вместе с научными руководителями) на конференцию РАЕ (Москва, май 2012 г.) с докладом без оплаты организационного взноса. Дипломы РАЕ будут вручаться руководителям студенческих научных работ, получивших наибольшее количество положительных конструктивных отзывов на форуме.

Для участия в форуме необходимо корректно зарегистрироваться в социальной сети «УЧЕНЫЕ РОССИИ» и создать тему, посвященную обсуждению данной работы в форуме .

Участники студенческого научного форума могут также разместить дополнительные материалы (НАУЧНЫЕ ТЕКСТЫ, ФОТО И ВИДЕО МАТЕРИАЛЫ) для обсуждения на блогах социальной сети . Наличие дополнительных материалов также будет учитываться при определении победителей конкурса.

МНЕНИЯ И СУЖДЕНИЯ

УДК 334.012.23

ключевые слова: бизнес, государство, институт, взаимодействие, партнерство, безопасность

Г. А. Агарков, В. В. Зыков

БИЗНЕС И ГОСУДАРСТВО: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ1

Рассмотрены современные концепции оценки взаимодействия государства и бизнеса. Сделан вывод о перспективности развития инфраструктурного подхода. Выявлены основные угрозы развитию рыночной инфраструктуры российской экономики. Предложены направления нейтрализации этих угроз.

Траектория развития национальной экономики, ее конкурентные преимущества и недостатки в значительной степени связаны с наличием и использованием (или отсутствием и неиспользованием) нескольких видов ресурсов, к числу которых следует отнести институциональный ресурс.

Переориентация общественного экономического мышления в отношении институтов является важным моментом в становлении инновационной экономики России. Введение институтов в анализ основных направлений реализации стратегии модернизации и формирования инновационной модели экономики позволяет рассматривать их в единой системе общественных преобразований. При этом развитие институтов предопределяет характер изменения экономической системы на базе инноваций и создает необходимые условия для реализации ее потенциала.

Мировой опыт свидетельствует, что основными институтами рыночной экономики являются государство и бизнес, а характер их взаимодействия определяет направление ее

1 Исследование выполнялось в рамках государственного контракта от 18 августа 2009 г. №П903 по конкурсу «Проведение поисковых научно-исследовательских работ по направлению «Экономические науки» в рамках мероприятия 1.2.1 Программы» (НК-71П) по проблеме исследовательских работ: «Выявление объема и структуры теневой экономики и формирование мер по противодействию угрозам устойчивого развития со стороны теневой экономики».

развития. Основным фактором, определяющим прогрессивный характер развития общества и государства, являются взаимоотношения общества, власти и бизнеса.

Развитие российского общества на протяжении всего XX века носило поистине катастрофический характер. Анализ российских социальных катастроф XX столетия со всей очевидностью показывает, что в их основе при всем внешнем различии ситуаций лежит кризис отношений между обществом и властью. С начала 90-х гг. с появлением в России вновь частного капитала возник и кризис отношений между этими двумя сторонами и бизнес-сообществом.

Есть все основания считать, что в современной России именно в предвзятости к бизнесу, предпринимательству, в недопонимании существа данного явления и в недооценке его роли в рыночных экономических условиях кроется одна из главных причин мучительного и длительного формирования отечественной инновационной системы. Очевидно, что проблемы в ее построении напрямую связаны со слабостью государства в решении задач по формированию рыночной инфраструктуры и отсутствием возможности обеспечить условия развития бизнес-среды как одного из ключевых факторов в организации эффективного использования и распространения инноваций.

Эффективность предпринимательской деятельности во многом зависит от рыночной инфраструктуры — совокупности институтов, создающих нормальные и равные условия для всех субъекта бизнеса. Рыночную среду формируют правовые, финансовые, организационные, материально-технические, информационные элементы инфраструктуры, которые в России приняли искаженные, не отвечающие цивилизованным рыночным отношениям формы, что привело к образованию неадекватной предпринимательской среды, повлиявшей на снижение

эффективности легальной деятельности, в первую очередь субъектов малого бизнеса.

Одним из определяющих факторов эффективной предпринимательской среды является экономическая свобода. Сущность экономической свободы заключается в правовых гарантиях осуществления предпринимательской деятельности любым гражданином. Их отсутствие связано с теми неадекватными ограничениями, которые накладываются существующим законодательством, нормативными актами на предпринимательскую деятельность, это заставляет предпринимателей использовать в своей деятельности элементы теневой экономики, что создает в результате угрозу экономической безопасности бизнеса. Уральский федеральный округ (УрФО) является показательным регионом для проведения оценок влияния негативных факторов на инфраструктуру, так как в нем представлены территории как с развитой не-фте-, газодобычей, металлургией, тяжелым машиностроением, военной промышленностью, так и с преобладанием сельского хозяйства. Неоднородно и их финансовое положение, от дотационных до регионов, формирующих значительную долю доходов бюджета Российской Федерации.

В УрФО сохраняется рост количества преступлений, связанных с коррупционной деятельностью. Особенно резко в 2008 г. возросло количество преступлений против интересов государственной службы (рис. 1).

Убыточный карантин. Смогут ли саратовские предприниматели продать свой бизнес

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2015. №1(19)

4

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 339.1

ГОСУДАРСТВО И РЫНОК: ГРАНИЦЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Н.В. Александрова, Н.С. Александров

Рассмотрены теоретические аспекты взаимодействия государства и рынка. Изучены причины, способы и характер взаимодействия государства и рынка в современной экономике России.

Ключевые слова: государство; рынок; рыночная система; государственное регулирование.

N.V. Aleksandrova, N.S. Aleksandrov. STATE AND MARKET: INTERACTION BORDERS

The article considers the theoretical aspects of the interaction between the state and market. The causes, ways and the nature of the interaction of the state and market in the modern economy of Russia are studied.

Keywords: state; market; market system; government regulation.

В научной литературе проблеме взаимоотношений государства и рынка уделяется достаточно много внимания. Роль государства в современной рыночной экономике является предметом дискуссий между экономистами и политиками. Одна сторона считает вмешательство государства в рыночные отношения злом, другая, наоборот, — успешным условием их развития. Каждая сторона, утверждая свою правоту, опирается на исторический опыт, опыт развития разных экономик мира, глобализации и других факторов.

В мировой экономической литературе представлена совокупность всех мнений о безусловном требовании государственного регулирования рынка и возможностях его практической организации. Взгляды ученых менялись в течение времени и зависели от этапов развития мировой экономики (период войны или мира, кризиса или экономического роста).

Зарубежные специалисты основательно изучили причины, способы и характер взаимодействия государства и рынка. Но каждый исследователь скажет, что для любой страны вариант развития событий свой, так как в конкретном случае необходимо учитывать национальные особенности государства, исторический ход развития общества, уровень развития производительных сил, эффективность и дей-

ственность принимаемых законов, уровень легитимности власти, ее честность, открытость, ответственность.

Рынок — это сильнодействующее оружие, которое имеет не только положительные стороны, но и отрицательные. Рыночная система подчиняет себе не только отношения, связанные с куплей-продажей, но и поведение человека, его моральный облик, гражданскую позицию. Поэтому государство является тем инструментом в рыночных отношениях, способным улучшить, «оздоровить» рынок.

Проблемы взаимодействия рынка и государства, определение их оптимальных границ являются, на наш взгляд, актуальным вопросом для исследования.

Государство — это структура, имеющая власть для управления страной в любой сфере деятельности. Понятие «государство» в научной литературе рассматривают с двух позиций: как экономическую категорию и как правовую. С экономической точки зрения государство является управляющим субъектом экономики, регулирует ее процессы.

Инна Анисимова, директор агентства PR Partner

У меня три бизнеса: интернет-проект, коммуникационное агентство и капсульные бюджетные отели в Москве. Первыми просели отели: там останавливались люди, которые приезжали в Москву на фестивали, образовательные курсы, рабочие поездки. Сейчас никто никуда не ездит, и отели пустуют — живут только два человека.

В коммуникационном агентстве ушли клиенты, которые заказывали мероприятия. Еще ушла сеть кофеен, которая сама потеряла клиентов и доход. Также мы потеряли компанию, которая производит технику: из-за роста курса валюты их техника стала стоить дороже, спрос упал.

Тревожные настроения в компании начались в марте: сотрудники приезжали из других стран и рассказывали, как там уже вводят карантины. 18 марта мы перешли на удаленку, но восемь человек продолжали ходить в офис: им было неудобно работать из дома, а еще не все верили, что будет плохо.

Когда президент объявил нерабочую неделю, мы полностью закрыли офис и перешли на удаленку. Все сотрудники у нас работают, кроме бухгалтера — сейчас нет первичных документов, поэтому у нее нет задач.

Василий Рыжонков, владелец парков развлечений Arena Space VR

У нас четыре парка развлечений, пятый строится в Улан-Удэ, прорабатываем несколько проектов в онлайне. Все парки мы закрыли неделю назад, когда вышло предписание правительства.

Сейчас мы стараемся сохранить команду, многие работают на удаленке, но есть и те, кто уволился или ушел в неоплачиваемый отпуск, — в основном это люди, которые работали с почасовой сдельной оплатой.

Мне кажется, наша власть витает в облаках или просто не видит всей ситуации. В России прибыльность ресторанов и парков развлечений — от пяти до тридцати процентов. Если компании открывались на деньги инвесторов или кредитные деньги, а таких большинство, все излишки по доходам они возвращали банкам и инвесторам.

Самые известные предприниматели мира и России

За сутки в Саратовской области зарегистрировано 102 лабораторно подтвержденных случаев

сегодня 10:00 8324 65

коронакризис коронавирус в Саратове

Все, кто работает в России, должны соблюдать законы. Если положено — платить налоги, взносы, пошлины и что еще потребует государство.

Нормативных документов много: есть федеральные, региональные, местные, для отдельных случаев и отраслей. Все они официально опубликованы и доступны. Если закон не опубликован, он не работает и его не нужно исполнять.

Незнание законов не освобождает от ответственности. Здравый смысл, интуиция и надежда на лучшее не заменяют знание законов.

Например, если предприниматель не знает санитарных норм при производстве пищевых продуктов, это не значит, что он может придумывать свои, исходя из того, чему его учила мама. Нормы нужно знать, и если хочешь — можно следовать более строгим нормам.

Еще до того, как начинать бизнес, нужно изучить нормативные документы, которыми регулируется конкретная деятельность. Для одной отрасли это только общие правила, для другой — тома специальных документов, регламентов и инструкций. Это можно поручить специалистам, но желательно и самому иметь хотя бы общее представление.

Предприниматели нанимают в качестве помощников бухгалтеров и юристов. Бухгалтер занимается налогами, взносами, отчетностью, зарплатой, счетами, актами, платежками. Юрист следит за тем, чтобы у вас были грамотные и безопасные договоры, а компания правильно вела себя с точки зрения закона. Иногда встречаются бухгалтеры, подкованные в юридических вопросах, и экономически подкованные юристы.

Если у каких-то организаций или людей возникает спор, который они не могут разрешить переговорами, они обращаются в суд.

В суд относят иск. Это документ, в котором, по сути, сказано: «Этот нарушил такие-то мои права, вот доказательства. Я считаю, что он теперь должен сделать так-то (например, заплатить мне)». Суд смотрит на иск, изучает доказательства, иногда может вызвать участников на заседание. В итоге суд принимает решение, удовлетворить иск или нет.

Государство и бизнес: война или партнерство

Суды в России бывают разных уровней — их называют инстанциями.

Если вас не устраивает решение одной инстанции, можно потребовать рассмотреть дело в вышестоящей. Например, если городской суд вас не поддержал, можно обратиться в краевой или областной. Есть шанс, что в вышестоящей инстанции суд примет другое решение.

Но если суд выиграли вы, ваш оппонент тоже может пойти выше и тоже может получить другое решение. Когда начинается игра в оспаривание, суды могут идти годами. Рано или поздно инстанции заканчиваются — оспаривать решение больше негде.

Любой человек имеет право на представительство — это значит, что кто-то другой говорит и действует от вашего имени. В судах вас может представлять юрист или адвокат: они оформляют за вас бумаги, выступают, готовят доказательства. Если вас вызывают на допрос, вы можете прийти на него с адвокатом.

Мы советуем никогда не общаться с представителями власти без адвоката. Это немного перебор, но никогда не знаешь, где можешь ляпнуть лишнего. Адвокаты очень полезны при проверках.

Российские суды должны судить в первую очередь с точки зрения закона, а не этики или морали. Если что-то правильно по закону, но спорно с точки зрения морали, суд обязан в первую очередь учесть закон. Правда, при этом судья должен прислушиваться и к внутренним убеждениям (так сказано в кодексе судейской этики).

В практике полно случаев, когда суды выносили нелогичные (на наш взгляд) решения. Например, водитель вез груз своей компании, его остановил инспектор и захотел оштрафовать. Водитель предложил взятку. Инспектор взятку не взял и сообщил об этом начальству. Завели дело. По закону, если суд решит, что водитель действовал в интересах компании, компанию оштрафуют на 1 млн рублей. Так и произошло. В итоге взятку дал водитель, а на деньги попала компания. Несправедливо, но так работает закон.

  • Общественный контроль
  • Поддержка предпринимательства
  • Промышленность

Государство и бизнес: этика отношений (мировой и российский опыт)

На первый взгляд, 2020 год в России начинался неплохо: за прошлые годы скопился профицит федерального бюджета примерно на 3 триллиона рублей, рубль оставался ниже 70 рублей уже несколько лет, топливо тоже не дорожало больше года, инфляция рекордно низкая. В начале года казалось, что все проблемы позади – Владимир Путин еще годом ранее объявил о старте нацпроектов, а в начале текущего года внезапно обновил правительство.

С этим согласны не все. Дело в том, что структурные проблемы в экономике были и до этого, а для малого и среднего бизнеса ключевой проблемой оставалось снижение реальных доходов населения. Для бизнеса же доходы потребителей – это спрос, без которого выжить невозможно. Реальные доходы падали с самого 2014 года – каждый год люди могли себе позволить все меньше товаров и услуг.

«Переломить» ситуацию удалось очень необычным способом – правительство сменило руководителя Росстата, который ввел новую методику оценки. По ней реальные доходы россиян выросли в 2018 году на 0,1%, а в 2019 – на целый процент.

Поэтому «коронакризис» стал тем спусковым крючком, который запустил глобальное падение экономики. Началось все с нефти – в марте она попросту стала не нужна в таких количествах, потом упал рубль – и начались проблемы у тех, кто продавал что-то импортное. Правда, уже в конце марта им было не до доллара, так как непродовольственной рознице и сфере услуг попросту запретили работать.

Помощь от государства появилась не сразу – в первую «нерабочую» неделю все говорили, в основном, о поддержке работников – но не самих предпринимателей. Потом, конечно, государство опомнилось, и предложило помощь предпринимателям.

На сегодняшний день направлений господдержки малого и среднего бизнеса есть несколько. Все они доступны лишь предприятиям из пострадавших отраслей и с учетом всех ограничений по численности персонала и выручке. Это такие виды поддержки, как:

  • освобождение от налогов (кроме НДС и НДФЛ, по которым предприятия лишь передают налоги в бюджет) и сборов на II квартал. Сначала говорили лишь об отсрочке и рассрочке, но потом ситуация стала хуже и налоги отменили вообще. Правда, ИП все равно придется платить фиксированные взносы за себя;
  • субсидии на выплату зарплат – по 12 130 рублей на работника на 2 месяца, оформляется через ФНС. Возвращать не нужно, но и долгов собирать нельзя – тем, у кого есть долги, субсидии не дадут. Главное – сохранить 90% персонала;
  • скидка в 12 130 рублей для ИП на выплату страховых взносов;
  • кредиты на зарплаты. Есть 2 программы: первая рассчитана на полгода беспроцентного периода, а вторая стартует с 1 июня, и платить по ней нужно будет 2% годовых. А если предприятие сохранит 90% численности персонала целый год, то кредит возвращать не придется вообще;
  • разного рода отсрочки и скидки при аренде государственного или муниципального имущества, возможность уйти на «арендные каникулы» или вообще досрочно разорвать договор аренды без штрафных санкций;
  • мораторий на инициирование дел по банкротству;
  • для самозанятых – возврат уплаченного за 2019 год налога и «налоговый капитал» в 12 130 рублей на текущий год.

Кажется, что вариантов поддержки много, но по факту есть несколько минусов. Первый – это, конечно же, жесткая привязка к конкретным кодам по ОКВЭД (кроме самозанятых), то есть, ИП или организация могут по формальным признакам не быть признаны пострадавшими и не получат ровным счетом ничего. А есть и предприятия из не пострадавших отраслей, которые тоже столкнулись с кризисом, и ИП, которые прекратили деятельность (и получают 1500 рублей пособия по безработице) и многие другие ситуации.

Второй момент – тот факт, что налоги и кредиты представляют собой далеко не самую крупную часть расходов. Так, больше всего малый и средний бизнес обычно тратит на зарплаты, аренду и оплату поставщикам. Если с зарплатами все более-менее решается (хоть и недостающее предприниматели должны искать где-то сами), то что делать с оплатой аренды и поставщиками – никто не знает.

Третий момент – отдавать кредиты все равно придется (сохранить 80-90% штата будет сложно), а с третьего квартала и платить налоги. Восстановится ли к тому времени потребительский спрос, пока неизвестно. Но уже ясно, что ограничительные меры постепенно снимаются – а значит, что новых программ поддержки бизнеса пока можно не ждать.

Итак, в экономике уже отчетливо виден кризис, в обозримом будущем он не закончится, а помощь государства не сможет решить всех проблем малого бизнеса. Что же делать сейчас тем, кто еще не закрылся и надеется наверстать упущенное после снятия ограничений?

Эксперты дали нам сразу несколько важных советов с учетом основных направлений – расходов, клиентов, конкуренции и т.д. Вот основное, о чем они рассказали:

  • постоянные клиенты очень важны, поэтому при возобновлении работы их можно как-то об этом оповестить. При возможности – попробовать переманить клиентов от своих конкурентов, которые будут не такими быстрыми. Вообще сейчас многие компании закроются, поэтому передел рынка неизбежен;
  • сократить расходы. Кто-то советует «отрезать» все неважное, а все, что можно – перевести на аутсорсинг;
  • пересмотреть бизнес-процессы в сторону максимального роста производительности. В новой реальности нужны будут новые подходы, и думать о них нужно уже сейчас;
  • если есть возможности – смотреть в сторону инвестиций. Как ни странно, кризис – лучшее время для новых проектов: нет недостатка в специалистах, строительные работы и оборудование стоят дешевле, сфера услуг тоже склоняется в сторону покупателя.

Говоря проще, нужно как минимум понимать свое фактическое положение и попытаться составить финансовый план хотя бы на ближайшее будущее. Рынок и потребители после пандемии будут уже не теми, что раньше – и это нужно обязательно учитывать. Кроме того, строить финансовую модель лучше в разных сценариях – если спрос восстановится быстро или если спад окажется долгим.

Отдельно стоит упомянуть организацию работы. Многие считают, что пандемия и карантин перестроили рабочие процессы в пользу удаленной занятости – и теперь работодатели будут чаще склоняться в эту сторону. Но удаленная работа, как пишут многие, это очень сложно и не очень эффективно в большинстве ситуаций – и относиться к ней нужно настороженно.

Резюмируя, можно назвать пандемию большой перезагрузкой для малого и среднего бизнеса. Ее могут пережить только те компании, которые смогли адаптироваться под новые реалии и делали для этого все возможное, и после пандемии они окажутся сильнее и устойчивее, чем до нее.

Почему я решил создать данный сайт?

Помню, как я готовился начать свой первый бизнес (звучит, может быть, громко, но ничего подобного, их на момент написания настоящего текста всего два :-), и как долго это длилось. Вот заметил, что очень даже удачное слово подобрал – готовился. Как раз ведь на подготовку и уходило больше всего времени. Читал инструкции, как зарегистрировать фирму, что лучше ИП или ООО, перечитал миллион бизнес-идей пока решил, чем заняться. Писал бизнес-планы по шаблонам (которые ну никак не пригодились), узнавал цены разных типов рекламы еще до запуска (уже понимаете, что большинством из них никогда не воспользовался), изучал, как правильно заключать договоры и т.д, и т.п…

Здесь я хочу предостеречь Вас от всего этого, сэкономить вам кучу времени при открытии собственного дела, и направить вас делать действительно нужные вещи. И делать это грамотно, цельно. Просто отвечать на вопросы, возникающие у рядового начинающего (и не совсем начинающего) предпринимателя: С чего нужно начинать свой бизнес? Как составить бизнес-план? Как выбрать бизнес-идею? Как снять свой первый офис? Как подобрать и мотивировать персонал? Как исследовать рынок и найти свою целевую аудиторию? Как правильно продавать товары и услуги? Как развивать бизнес дальше? Эти и многие другие темы в бизнесе мы будем разбирать здесь на Предприниматель-Про.

Оговорюсь: я не эксперт, не бизнес-тренер и не бизнес-консультант. Я не имею никакого образования в данной сфере (у меня медицинское образование) и не имел никаких знаний в бизнесе 3-4 года назад. Здесь не будет обсуждений дефиниции маркетинга по Котлеру, бизнеса как части рыночной экономики или роли малого бизнеса в рамках государства. Здесь все проще – буду писать и публиковать только материалы, которые реально были (или были бы) полезны лично мне во время открытия и ведения собственного дела. Никаких экспертиз, тренингов и уроков. Только личный бизнес-опыт, рассуждения и мнения. О бизнесе, конечно :-).

На Предприниматель-Про:

1. Я буду делиться только своим опытом в бизнесе с практической точки зрения, буду рассказывать, что у меня получилось в ведении собственного дела, а что нет. Какие у меня подводные камни всплывали, где я зря потратил время и деньги, какая реклама сработала, когда у меня был компьютерный сервис, например, и т. д. Но я не буду утверждать, что так оно должно быть и у Вас. Повторюсь, это будет МОЙ бизнес-опыт. Если кому-то окажется полезным, буду рад.

2. Я буду делиться своими знаниями и наработанными навыками. Буду высказывать собственное мнение и восприятие. Моя точка зрения (как и чья-либо) не единственная и может отличаться от Вашей или иной. Именно поэтому, возможно, и сможем быть полезны друг другу.

3. На сайте будет выложено много структурированной информации о том, как начать и вести бизнес. Информации как таковой в Рунете хватает выше крыши, я понимаю. Не я один все знаю :-). Но хочу подчеркнуть – я здесь буду публиковать только структурированную информацию, в наглядном виде, с ответами на насущные вопросы, без лишней «воды» и слов ради объема текста (если что и будет лишним, то это стиль выражения у меня такой :-)). Чтобы не приходилось прочесть десятки сайтов и потратить полдня, чтобы узнать, например, как зарегистрировать ООО и заодно, какая реклама эффективнее в начале своего дела. Также буду публиковать статьи бизнес-тематики (как лично мои, так и других авторов), из которых можно почерпнуть что-то применимое в реальном бизнесе.

4. Буду писать о том, как развиваются мои бизнесы – что называется, буду вести бизнес онлайн :-). В данный момент я занимаюсь Интернет-маркетингом и несколькими проектами – сайтами (в том числе сайтом, который Вы читаете). Пока ни один из них неприбыльный, но торопиться некуда :-). Плюс в планах на ближайшее время еще два бизнеса.

Как я уже сказал, я не позиционирую себя как крутой бизнесмен, который вас всему научит, и даже не инфобизнесмен, зарабатывающий на продаже информации. Во-первых, информацию я не продаю (по крайней мере, пока 🙂 – шутка). Во-вторых, я даже не зарабатываю в самое настоящее время ни копейки. Все в начинаниях. И у меня нет денег для больших вложений – честное слово. Я буду вкладывать только свое время и знания.

Государственное предпринимательство

— Виктор Григорьевич, вы один из всего лишь трёх представителей регионов, вошедших в центральный орган управления «Опоры России». Хотелось бы спросить вас теперь, как федерального политика…

— В данном случае не политика, а человека, связанного с экономикой. Сама «Опора России» — организация предпринимателей, она занимается вопросами экономики. И, если уж говорить о политике, то её существование и работа направлены на реализацию государственных задач, государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства.

— У «Опоры России» есть планы по улучшению этой атмосферы или, как говорят, бизнес-климата?

— Не только планы, но конкретные инструменты, программа и, что важно, полномочия и ресурсы. Причём подход не точечный, а стратегический.

Чем больше успешных бизнесменов, тем успешнее экономика страны.

Я приведу только один пример. С привлечением «Опоры» государством создаётся «Бизнес-навигатор». Это глобальный всероссийский проект, позволяющий предпринимателю и инвестору ориентироваться в рынке. Это «настольная книга» каждого бизнесмена, только она интерактивная, электронная.

В «Бизнес-навигаторе» будет собрана вся необходимая информация по каждому региону. И предприниматель, задумавшийся об открытии своего дела или расширении существующего, может мгновенно получить всю необходимую информацию. Недвижимость нужна? Вот она. Деньги нужны? Вот они. Присоединение, земля — вот они. Меры поддержки, кредиты, гарантии, приватизируемое госимущество — всё на одной площадке. Только приходи и работай.

— Но такой суперсправочник не создать без оперативной информации с мест.

— Разумеется! И мы уже работаем над тем, чтобы и брянским коллегам-предпринимателям предоставить полную картину регионального рынка.

— Вероятно, «Бизнес-навигатор» в разных регионах продвигается по-разному?

— На самом деле глобальность поставленных задач несколько озадачивает. Реально ли их реализовать?

— Я привык работать, исходя из того, что нет нерешаемых вопросов. Просто нужно трудиться. У нас уже ряд комитетов сформирован. Мы принимаем новых членов. Мы работаем с текущими проблемами предпринимателей, и, увы, уже формируется пул вопросов, которые придётся выносить на федеральный уровень.

— Но насколько вся эта стратегия направлена на помощь конкретному региону?

— Проведу аналогию с железной дорогой или федеральной трассой, которую строит государство. Они не для каждого конкретного региона, они создаются для всей страны. Так и проекты «Опоры России» реализуются для того, чтобы на всей территории страны экономически активные люди могли самореализоваться. А уж сможет ли отдельный регион оценить и использовать предоставленные возможности — вопрос открытый.

— Давайте от стратегии перейдём к тактике, к конкретным проблемам простых брянских предпринимателей. Не у всех, увы, получается вести бизнес — одни не могут получить разрешения чиновников, другие не могут добиться кредитов, третьи страдают от административного давления…

Криптовалюта сравнительно редко используется для отмывания средств, говорится в последнем отчете организации SWIFT, к платежной системе которой подключены банки всего мира. Для этих целей по-прежнему применяются в основном традиционные методы, такие как подставные компании, специ…

Бизнес и государство: как лучше спрятаться

Платформа криптокредитования Cred стала участником программы Fast Track платежного гиганта Visa. Интеграция позволит Cred отправлять процентные выплаты на банковские счета клиентов Visa, а также выпускать криптокредитные карты и выдавать на них займы в фиатной валюте без необходи…

  • «Мы сейчас находимся в каком-то сюрреалистическом цирке» Куратор нелегальной торговли в Петербурге Александр Коновалов — о том, как бизнес массово вернулся к работе, взбунтовавшись против карантина
  • «Один месяц будет на что купить продукты» Путин объявил о новых мерах поддержки граждан и бизнеса. Мы спросили экономистов, помогут ли они
  • Доходы россиян упали, а средний чек в аптеке вырос. Но насколько? Удивительные числа о жизни и бизнесе в эпоху COVID-19

Анна Екомасова

  • Новости
  • Истории
  • Разбор
  • Игры
  • Шапито
  • Подкасты
  • Meduza Live
  • Вечерняя Медуза
  • Срочные новости
  • Все новости
  • Шапито
  • Бот
  • О «Медузе»
  • Кодекс редакции
  • Блог
  • SecureDrop

Бизнес и власть ищут эффективную модель партнерства

  • Реклама на «Медузе»
  • Прайс-лист
  • Примеры нативной рекламы
  • Требования к баннерам
  • Написать в рекламный отдел

Частный предприниматель — это физическое лицо, которое без юридического образования осуществляет предпринимательскую деятельность. Частные бизнесмены в России появились на заре предпринимательства в начале 90-х годов 20 века. Сначала их стали называть ЧП, но в середине 90-х годов в официальных документах стали употреблять аббревиатуру ПБОЮЛ (предприниматель без образования юридического лица).

Сегодня ни в одном действующем нормативно-правовом акте нет понятия “частный предприниматель”. Вместо этого термина теперь есть понятие индивидуального предпринимателя, поэтому в статье мы будем говорить об индивидуальном предпринимателе.

Лицо без юридического образования может без специального разрешения заниматься деятельностью в таких сферах:

  • консалтинговые и юридические службы;
  • бытовые услуги;
  • полиграфия и издательская деятельность;
  • развлекательная сфера, организация мероприятий;
  • творческая работа (дизайн, фотография, живопись и т.д.);
  • оптовая торговля;
  • аренда недвижимости;
  • транспортные перевозки (категория В);
  • реклама.

Некоторые виды деятельности требуют лицензирования, например, образовательная деятельность, частный сыск, пассажирские перевозки, производство лекарств и медицинская деятельность. Всего в этом списке около 50 видов деятельности.

Также есть виды деятельности, для которых не нужна лицензия, но они требуют разрешения и согласования с контролирующими органами. Например, розничная торговля, услуги салонов красоты.

Еще один раздел — запрещенная для ИП деятельность. Предпринимателю нельзя заниматься продажей алкоголя, продажей военного оружия. Сюда же можно отнести запрещенные законом виды деятельности, вроде наркоторговли.

ИП в России могут быть граждане России и иностранные граждане, проживающие на территории РФ; совершеннолетние лица и лица, достигшие 16 лет, — с разрешения родителей или опекунов. Так же для приобретения статуса ИП гражданин должен обладать правоспособностью, дееспособностью, иметь регистрацию по месту жительства. Государственные и муниципальные служащие открыть ИП не могут.

Если вы решили открыть свой бизнес и владеете начальным капиталом, необходимо официально узаконить ваши желания. Зарегистрировать ИП очень просто. Вам всего лишь нужно обратиться в ФНС со следующим перечнем документов:

  • заявление на регистрацию ИП (заявление заполняйте по форме Р21001 и заверьте у нотариуса);
  • ИНН+ксерокопия;
  • паспорт+ксерокопия;
  • квитанции об оплате госпошлины;
  • уведомление на применение спецрежима — УСН, ПСН или ЕНВД (если вы не планируете работать на ОСНО).

ИП может выбирать различные налоговые режимы, обдумав и просчитав их выгодность заранее. Здесь мы рассказывали, как выбрать между УСН и ЕНВД, а в этой статье разбирались, что выгоднее — патент или упрощенка.

Налоговая выдаст вам свидетельство о государственной регистрации предпринимателя с указанием номера ОГРНИП, документ присвоения ИНН (если гражданин еще его не получил), выписку из ЕГРИП. Налоговая инспекция самостоятельно отправляет в ПФР и ФОМС сведения о регистрации ИП.

Срок регистрации индивидуального предпринимателя составляет 6 рабочих дней. Государство вправе отказать вам в регистрации ИП по следующим причинам:

  • вы попадаете под ограничения на предпринимательскую деятельность (например, состоите на госслужбе или работаете мировым судьей);
  • обнаружены опечатки в документах;
  • вас признали банкротом, и после этого момента прошло менее года.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *