Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные требования, которые предъявляются к банковской гарантии по нормам 223-ФЗ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Стороны заключили договор по Закону N 223-ФЗ. Поставщик не предоставил банковскую гарантию в обеспечение договора, поэтому заказчик потребовал ее и неустойку через суд.
Верховный суд посчитал, что выдача банковской гарантии — типичная операция. Суд может присудить исполнить в натуре обязательство ее предоставить. Взыскивать неустойку также правомерно.
Интересно, что ВС РФ фактически поддержал суд первой инстанции, который изначально удовлетворил требования заказчика. А вот суд апелляционной инстанции посчитал, что поставщика нельзя принудить предоставить банковскую гарантию. Это обязательство зависит от воли третьего лица — банка. Правомерно только взыскание договорной неустойки. Арбитражный суд округа высказался еще строже, отметив, что даже неустойку взыскать нельзя. Но ВС РФ отменил акты этих судов.
Документ: Обзор судебной практики ВС РФ N 2 (2017), утвержденный Президиумом ВС РФ 26.04.2017
Онлайн-сервис TenderHelp позволяет получать разные виды банковских гарантий оперативно и без посещения банка. Еще один из важных плюсов — высокий уровень безопасности для клиентов сервиса. В этой статье мы рассмотрим особенности банковских гарантий для участия в торгах по 223-ФЗ.
Зачем нужна банковская гарантия для госзакупок
Для подачи заявки на участие в торгах по 223-ФЗ по требованию заказчика бывает необходимо предоставить ее обеспечение. Это позволяет защитить заказчика от недобросовестных исполнителей и гарантирует, что поставщик товаров или услуг подходит к конкурсу ответственно и будет должным образом выполнять свои обязательства на всех этапах — от подачи заявки до завершения сотрудничества, если он станет победителем закупки. Один из самых удобных и распространенных способов такого обеспечения — банковская гарантия на обеспечение исполнения контракта 223 ФЗ.
По закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» № 223 проводят аукционы и конкурсы государственные компании, ГУП, ГАУ, МУП, дочерние организации муниципальных предприятий и госкомпаний, предприятия из сферы естественных монополий и некоторые другие. Полный перечень организаций, на которые распространяется действие 223-ФЗ, приводится в части 2 статьи 1.
Закон предусматривает возможность проведения аукционов и конкурсов, в том числе и в электронной форме. По ст. 4 (ч. 3) перечень товаров и услуг, которые допускается закупать при помощи электронных тендеров, может регулироваться постановлением правительства РФ.
Виды банковской гарантии по 223-ФЗ
Согласно 223-ФЗ, банковская гарантия может выдаваться:
- Для обеспечения заявки на участие в торгах. Такая гарантия страхует организатора торгов от того, что их участник вдруг изменит предложенную им стоимость, отзовет свою заявку и т. д. Если это произойдет, то банк выплатит организатору тендера неустойку, а затем участнику торгов придется в полной мере нести финансовую ответственность уже перед кредитной организацией, в которой он получил банковскую гарантию.
- Для обеспечения возврата выплаченного заказчиком авансового платежа. Этот вид банковской гарантии позволяет заказчику вернуть сумму выплаченного исполнителю аванса, если исполнитель откажется от своих обязательств уже после получения аванса.
- Для обеспечения добросовестного исполнения условий контракта, заключенного по итогам тендера. Если исполнитель не выполнит свои обязательства по заключенному контракту, выполнит их не в полной мере или ненадлежащем образом, то банк выплатит заказчику сумму, указанную в гарантии.
Банковская гарантия по 223-ФЗ: что это такое, требования
Хотя при работе по 223-ФЗ у участников торгов меньше ограничений, определенные обязательные требования к банковской гарантии все равно есть. К ним относятся:
- Установленный срок действия гарантии, который зависит от требований конкурсной документации.
- Безотзывность гарантии — банк не может отозвать ее до окончания срока действия ни при каких условиях.
- Указание суммы, которую получит заказчик, если поставщик не выполнит те или иные свои обязательства.
- Перечень обязательств участника тендера, выполнение которых обеспечивает гарантия.
Получив банковскую гарантию, организатор торгов (заказчик) должен в течение трех дней принять ее или отвергнуть. Согласно 223-ФЗ, гарантию не нужно вносить в соответствующий реестр Федерального казначейства РФ, как того требует 44-ФЗ. Но организатор торгов имеет право проверить подлинность предоставленной ему гарантии: удостовериться, что банк действительно существует, обратившись к справочнику по кредитным организациям на сайте ЦБ РФ, отправить официальный запрос в банк для подтверждения выдачи гарантии. Если подлинность не подтвердится, то компания или индивидуальный предприниматель рискуют попасть в официальный реестр недобросовестных поставщиков, а ответственные лица — под уголовную статью.
Необходимый размер обеспечения приводится в конкурсной документации. По 44-ФЗ заказчик обязан указать обеспечение в размере 10–30% от максимальной стоимости всего контракта, а если она выше 50 млн руб, то требуется также и обоснование цены. При работе по 223-ФЗ таких рамок нет.
Сумма гарантии, на которую может рассчитывать потенциальный участник торгов, рассчитывается банком индивидуально. Как и в случае с кредитом, она зависит от репутации, обеспечения и других нюансов.
Стоимость банковской гарантии устанавливается кредитной организацией в процентах от суммы гарантии. Иногда она может рассчитываться индивидуально, в зависимости от рисков банка. Имеет значение срок действия гарантии, наличие или отсутствие залога или другого обеспечения и другие факторы, существенные для банка.
С помощью калькулятора тарифов сервиса TenderHelp можно быстро рассчитать приблизительную стоимость гарантии, отправить заявку в банк и получить предложение в максимально сжатые сроки. Для получения гарантии не нужно даже посещать банк — потребуется только пакет документов и электронная цифровая подпись. Документы сохраняются в системе, а при создании новой заявки подгружаются автоматически. Нужно будет только проверить их актуальность.
Банковская гарантия представляет собой документ, по которому банк берет на себя обязательство возместить заказчику убытки, причиненные поставщиком при недобросовестном исполнении своих обязательств в рамках контракта, заключенного по 223-ФЗ. То есть финансовое учреждение поручается за поставщика. За это в свою очередь участник закупки предоставляет банку определенную плату.
В случае нарушения поставщиком своих обязанностей заказчик запрашивает в письменном виде возмещение вреда. Банк обязан сразу же перечислить заранее определенную сумму на счет организатора закупки.
Понятие банковской гарантии устанавливается статье 368 ГК. Согласно действующему законодательству выдавать ее могут не только крупные финансовые компании, которые имеют соответствующую лицензию.
В рамках закупок, проводимых по 223-ФЗ, применяются три основных вида банковских гарантий:
- Для обеспечения заявки на участие в закупке. При поведении закупочной процедуры заказчик может потребовать внесение обеспечение заявки. Она может быть выражена как денежной суммой, так и банковской гарантией на усмотрение участника.
- Для обеспечения исполнения контракта. В этом случае гарантия предоставляется уже после заключения договора. Она становится гарантом для заказчика, что поставщик в полном объеме и в установленный срок исполнить свои обязательства.
- Гарантия возврата аванса. Некоторые контракты предусматривают выплату заказчиком аванса поставщику. Чтобы гарантировать заказчику возврат этой суммы в случае невыполнения поставщиком обязательств предоставляется банковская гарантия.
Процесс оформления всех трех разновидностей банковской гарантии одинаков. Поставщик передает в выбранный им банк пакет необходимых документов, финансовое учреждение рассматривает его заявку и в случае положительного решения выдает гарантию.
В отличие от норм 44-ФЗ, 223-ФЗ не предъявляет жестких требований к банковской гарантии. Тем не менее, должны соблюдаться некоторые правила:
- Гарантия должна быть безотзывной.
- В тесте документа должны быть прописаны все обязательства поставщика, срок действия гарантии, сумма, которая подлежит к выплате в случае необходимости.
- Гарантия должна быть принята или отклонена заказчиком в течение трех суток после ее выдачи.
Сумма банковской гарантии устанавливается заказчиком. Чаще всего она определяется в процентном отношении от суммы заключенного договора. Исходя из суммы, которую должна покрывать гарантия, определяется ее собственная стоимость. В зависимости от банка размер комиссии может варьироваться от 2 до 10%. Снизить ее размер поставщик может, предоставив залог. Им может служить депозит, внесенный в этом банке.
Требования и правила получения банковских гарантий по 223-ФЗ
В рамках 223-ФЗ предъявляемые требования к банковским гарантиям гораздо мягче, чем по 44-ФЗ. Среди основных отличий можно выделить:
1. По 44-ФЗ заказчик имеет право принимать только гарантии, включенные в единый реестр. Этот перечень контролируется Федеральным Казначейством РФ. Срезу же после оформления документа банк должен передать сведения о нем в реестр. 223-ФЗ не предусматривает обязательного внесения гарантий в подобный перечень.
2. Согласно 44-ФЗ на заказчика возлагается обязанность установления обеспечения контракта, если его сумма превышает 50 миллионов рублей. При этом размер такого обеспечения может доходить до 30% от НМЦК. В рамках 223-ФЗ такие обязательства не возлагаются на заказчика.
3. В рамках 44-ФЗ банковская гарантия должна быть выдана исключительно банком, отвечающим всем требованиям законодательства. Финансовое учреждение должно иметь капитал в размере не менее миллиарда рублей. Его деятельность должна подтверждаться лицензией, срок действия которой не менее пяти лет. Банк должен быть включен в список Министерства Финансов РФ. По 223-ФЗ таких ограничений не предусмотрено.
Предоставление банковской гарантии имеет преимущества в первую очередь для поставщика. Она позволяет не выделять в срочном порядке внушительную сумму денег из оборота для обеспечения сделки. В некоторых случаях банки предоставляют отсрочку по уплате вознаграждения за гарантию, что позволит расплатиться деньгами, полученными от реализации по контракту. Поставщик вправе сам определять форму предоставления обеспечения, но для контрактов на большую сумму банковская гарантия становится наиболее предпочтительным вариантом.
Госкорпорация в закупочной документации самостоятельно определяет, что участники закупки вправе обеспечивать с помощью поручительства от кредитной организации. В зависимости от того, что обеспечивается таким образом, выделяются следующие виды:
- Банковская гарантия для обеспечения заявки по 223-ФЗ. Она подается на этапе направления заявки на участие в процедуре и предназначена для страховки корпорации от незаконного уклонения участника от участия в закупке или заключения контракта, если он стал победителем. Если никаких нарушений со стороны участника не последовало, независимо от того, одержал он победу или нет, средства по документу не взыскиваются.
- Банковская гарантия на исполнение контракта по 223-ФЗ. Она предназначена страховать организатора закупки от ненадлежащего выполнения его контрагентом обязательств по договору. Если возникают основания для денежных взысканий, например взыскание пени или штрафов, предусмотренных договором, госкорпорация вправе обратиться в банк-гарант для выплаты этих средств. В зависимости от предмета договора выделяются гарантии на результат работ по 223-ФЗ, поставленный товар или оказанные услуги.
- Некоторые корпорации устанавливают требование обеспечения аванса по договору. Оно вводится, чтобы у заказчика, выдавшего аванс, была уверенность, что эти средства вернутся ему в случае ненадлежащего исполнения другой стороной своих обязанностей. В каждой конкретной закупке обстоятельство, нужна ли банковская гарантия на аванс по 223-ФЗ или нет, отмечается госкорпорацией в документации.
В соответствии с п. 4 ст. 368 ГК РФ в тексте указывается следующая информация:
- дата выдачи;
- состав сторон: кто является принципалом — поставщик, исполнитель или подрядчик, бенефициаром — заказчик и гарантом — банк;
- обязательство, которое обеспечивается документом;
- сумма;
- срок действия;
- обстоятельства, при наступлении которых выплачивается сумма.
Требования госкорпораций основываются на перечисленных условиях, но в закупочной документации конкретизируются:
- Устанавливается срок действия банковской гарантии по 223-ФЗ — как правило, требуется, чтобы он перекрывал как минимум на месяц срок исполнения обязательств по договору. В документации также предусматривается продление банковской гарантии 223-ФЗ, если стороны изменят срок исполнения договора.
- Госкорпорация вправе предусмотреть перечень банков, которые считает приемлемыми для выдачи документа на обеспечение конкретной закупки, либо перечислить требования к банку-гаранту, не перечисляя конкретные организации.
- Устанавливается сумма гарантии.
- Важное требование — банковское поручительство предполагается безотзывным.
Минфин не утвердил список банков, предоставляющих банковскую гарантию по 223-ФЗ, в отличие от ФЗ-44. Есть заказчики, которые указывают такой список в документации. Вот пример из конкурсной документации.
№ |
Перечень банков-гарантов, гарантии которых принимаются |
1 |
ПАО «Сбербанк России» |
2 |
ПАО «Банк ВТБ» |
3 |
АО «Газпромбанк» |
4 |
ПАО «ФК Открытие» |
5 |
АО «Альфа-Банк» |
6 |
ПАО «Московский кредитный банк» |
7 |
ПАО «Промсвязьбанк» |
8 |
АО «Райффайзенбанк» |
9 |
АО «АБ Россия» |
10 |
АО «Всероссийский Банк Развития Регионов» |
11 |
ПАО «Московский индустриальный банк» |
12 |
ПАО «Зенит» |
13 |
ПАО «Возрождение» |
14 |
АО «Новикомбанк» |
15 |
АО «Нордеа» |
16 |
АО «Транскапиталбанк» |
17 |
АО «АКБ РосЕвроБанк» |
18 |
ООО «Банк Сберегательно-кредитного сервиса» |
19 |
ПАО «МТС-Банк» |
20 |
ПАО «АКБ Авангард» |
21 |
ООО «Банк Аверс» |
22 |
АО «Локо-Банк» |
23 |
ПАО «АКБ Металлинвестбанк» |
24 |
АО «БНП Париба Банк» |
25 |
ООО «Дойче Банк» |
26 |
АО «КредиАгреголь КИБ» |
27 |
ЗАО «Коммерцбанк (Евразия)» |
28 |
АО «АКБ БЭНК ОФ ЧАЙНА» |
Чтобы получить банковскую гарантию, необходимо обратиться в кредитную организацию с соответствующим запросом, заключить с ней соглашение, оплатить услугу и получить документ.
Варианты возникают на этапе выбора конкретной кредитной организации:
- если госкорпорация в документации установила закрытый перечень банков, документы которых она готова принять, следует подробно изучить этот список и выбрать кредитную организацию из числа указанных в нем;
- если у заказчика такой список отсутствует, принципал вправе обратиться к перечню Минфина, в который входят банки, уполномоченные работать с закупками по ФЗ-44, т. к. списка банков, в которых получают банковскую гарантию по ФЗ-223, нет;
- оформляют обеспечение и на сайтах торговых площадок;
- если госкорпорация своего списка не предоставила, а к перечню Минфина принципал обращаться не хочет, он вправе выбрать банк на свое усмотрение, например тот, с которым он сотрудничает на постоянной основе.
Каким бы вариантом ни воспользовался при выборе банка-гаранта принципал, важно, чтобы он обладал действующей лицензией на осуществление банковской деятельности.
Когда получаете гарантию, обратите внимание, что многие заказчики включают рекомендуемую форму в документацию. Вот пример.
Гарантия представляет собой документ, согласно которому банк обязуется компенсировать кредитору определенную сумму средств, при условии того что клиент не исполняет обязательства, предусмотренные в контракте. Это один из наиболее универсальных финансовых инструментов, обеспечивающих надежное исполнение обязательств.
Банковская гарантия по 223-ФЗ делится на следующие виды:
- Для обеспечения заявки
Этот документ выступает в роли подтверждения серьезностей намерений поставщика для участия в торгах, а также как гарантия того что лицо не изменит существенные условия своего предложения.
- Возврата авансового платежа
Финансовое учреждение компенсирует заказчику денежные средства, при их нецелевом использовании или отказе от исполнения обязательств, предусмотренных в контракте.
- Обеспечения исполнения договора
Такая гарантия активируется, в случае если исполнительно не полностью выполни условия, закрепленные в соглашении, или выполнил их ненадлежащим образом.
Процедура получения банковской гарантии регулируется не только 223-ФЗ, но и 44-ФЗ. Эти законодательные акты различаются жесткостью по отношению к лицам, участвующим в государственных торгах.
ФЗ-44 обуславливает основы проведения тендерных торгов и устанавливает определенный круг требований, которые определяют факт ее действительности.
Основные отличия банковских гарантий 223-ФЗ от 44-ФЗ заключаются в следующих положениях:
- В Федеральном законе №44 в роли обязательного условия выступает включение гарантий в реестр, который размещается в единой информационной системе. Обязанность ведения соответствующего реестра возложена на федеральное казначейство. Федеральный Закон №223 не требует внесения гарантий в единый реестр.
- В Федеральном законе №44 предусмотрены требования для финансовых учреждений, выдающих гарантии. Одна из главных ролей отводиться финансовой состоятельности кредитного учреждения. Размер собственных средств банка не может быть менее 1 миллиарда рублей. Кроме того, срок действия лицензии финансового учреждения должен составлять минимум 5 лет.
- Серьезные критерии отбора согласно закону №44 устанавливаются заказчиками. Преимущественно заказчики требуют, чтобы финансовые учреждения входили в перечень банков, установленный Минфином или занимали в нем лидирующие позиции.
- Согласно Федеральному закону №44, заказчик в обязательном порядке устанавливает обеспечение. Банковская гарантия по 223-ФЗ не содержит этого условия.
В Федеральном законе №223 установлены отдельные требования к получению лицом гарантии от финансового учреждения. В первую очередь банковская гарантия согласно 223-ФЗ не может быть отозвана участником.
Такой документ действует в строго определенных временных ранках. На его принятие или отклонение у заказчика есть 3 дня. В обязательном порядке четко прописывается сумма и основные права лиц, заключивших договор.
Стоимость банковской гарантии по 223-ФЗ в г. Казань обусловлена общей суммой контракта, определяется в индивидуальном порядке для каждого отдельного случая. В законе предусмотрено, что максимальная цена вознаграждения за гарантию составляет 10% от общей суммы контракта.
В большинстве случаев стоимость банковской гарантии согласно ФЗ-223 определяется, на основании комиссии финансового учреждения и других дополнительных факторов, к примеру, срока ее действия, размера контракта, качества предоставленных документов, наличия или отсутствия залога. Для оформления услуги в банке требуется открыть счет или предоставить залог.
Если закупочная комиссия обнаружила несоответствия участника единым требованиям закупки или тот предоставил недостоверную информацию, его отстранят. Отстранение от участия в электронном конкурсе, аукционе или же отказ от заключения контракта с победителем закупки осуществляют в любой период до момента заключения контракта (ч. 9 ст. 31 закона №44).
Поэтому если в закупочной документации установлены единые требования по ч. 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе, членам комиссии надлежит рассмотреть все заявки на предмет их соответствия условиям и отстранить тех исполнителей, которые им не соответствуют (письмо Минфина №24-03-08/70136 от 25.10.2017).
То же самое касается и несоответствия поставщиков параметрам, определенным в ч. 1.1 ст. 31. Если организация-заказчик установила для поставщика условие об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков, а члены комиссии при проверке по нормам ч. 8 ст. 31 обнаружили компанию (его руководителя и проч.) или же физическое лицо, ИП (потенциальных исполнителей) в РНП, то комиссия должна отклонить такую заявку или же отказаться от заключения контракта с победителем конкурса, аукциона, сведения о котором содержатся в РНП (письмо Минфина №24-05-09/62505 от 26.09.2017).
Инструкция по описанию объекта закупки по 223-ФЗ
- Все изменения в законодательстве из-за коронавируса
- Антикризисные меры: как сохранить бизнес в период COVID-19
- Запреты и ограничения из-за эпидемии
- Все изменения по проверкам организаций
- Как организовать удаленную и офисную работу во время коронавируса
- Переносы сроков по налогам и сборам
- Как снизить страховые взносы до 15%
- Налоговые каникулы и другие меры поддержки организаций
- Получите доступ на 2 дня ко всем материалам К+
06.06.2018 в Государственную думу внесен законопроект об изменении сразу 223-ФЗ и 44-ФЗ в части института банковских гарантий. Предлагается 223-ФЗ дополнить статьей 3.2 про обеспечение заявок и выполнения договоров, а также условия обеспечений. В целом новая норма в 223-ФЗ является аналогичной закону о контрактной системе. Дело в том, что сейчас заказчики по 223-ФЗ могут сами в положении о закупке урегулировать вопрос обеспечения заявок, исполнения обязательств по договору.
Во исполнение и в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 45 Федерального закона № 44-ФЗ, правительством издано Постановление № 440 от 12.04.2018 о требованиях к банкам, которые вправе выдавать обеспечения, оно вступило в силу с 01.06.2018. Подробнее об этом мы писали в статье «Новые требования к банковским гарантиям: что нужно срочно проверить».
Излишние требования к банкам создают сложности с получением банковских гарантий субъектами малого и среднего предпринимательства (СМП) для внесения обеспечений.
Таким образом, проект закона призван решить несколько важных задач:
- повышение доступности для СМП;
- поддержание процесса стабилизации и развития банковского сектора;
- устранение барьеров для участия в закупках;
- способствование защите конкуренции на рынке банковских услуг;
- снижение рисков предоставления подложных обеспечений.
Нововведения вступят в силу с 01.01.2019.
При этом до декабря 2019 года предполагается принять еще два нормативных акта:
- Постановление Правительства «О требованиях к банкам, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения договоров».
- Постановление Правительства Российской Федерации «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»».
Представляется, что отсутствие в 223-ФЗ положений об обеспечении заявки:
- не реализует цели этого закона, которые установлены в ч. 1 ст. 1: эффективное пользование деньгами, предотвращение коррупции и других злоупотреблений;
- не соответствует принципу закупки, сформулированному в пункте 3 части 1 статьи 3: целевое и экономически эффективное расходование денежных средств и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.
Одновременно с этим, если распространить требования к банкам, которые выдают гарантии по 44-ФЗ на банки, которые выдают гарантии по 223-ФЗ, то ситуация может осложниться для банков, поскольку ограничения фиксируются заказчиками, а значит, требуется регулирование таких требований и ограничений. Таким образом, авторы законопроекта предлагают наделить правительство правомочиями введения института обеспечения заявки путем изменения 223-ФЗ.
Законопроектом предлагается и в Федеральный закон № 223-ФЗ, и в Федеральный закон № 44-ФЗ включить запрет для заказчиков устанавливать требования к финансовым учреждениям, которые превышают минимально допустимые критерии, установленные Правительством.
Реестр банковских гарантий по №223-ФЗ
Ввиду неупоминания в ФЗ № 223 банковская гарантия не имеет там и четкой регламентации условий оформления, что является основанием для применения к ней общих норм гражданского законодательства (с учетом требований, указанных в положении о закупке и ст. 45 ФЗ № 44). На приоритет положения о закупке указывает и ч. 2 ст. 2 ФЗ № 223, согласно которой положение о закупке является основным документом осуществления закупочной деятельности и содержит помимо прочего требования к способам обеспечения закупки.
На основании ст. 368 ГК РФ банковские гарантии относятся к независимым гарантиям и представляют собой финансовую услугу, в силу которой банк или кредитная организация обязуется выплатить денежные средства заказчику в случае ненадлежащего исполнения участником закупок принятых на себя обязательств.
Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.
Основными требованиями к банковской гарантии являются:
- Наличие у банка лицензии.
- Наличие информации о гарантии в реестре.
- Наличие в гарантии указания на перечень документов, которые необходимо представить в банк для выплаты денежной суммы по банковской гарантии.
- Невозможность окончания срока действия обеспечения ранее момента исполнения обязательства или иного момента, предусмотренного положением о закупке.
- Безотзывность, т. е. невозможность отзыва гарантии в одностороннем порядке.
- Соответствие суммы обеспечения сумме обязательств участника закупок.
Условия оформления и требования к обеспечению законодатель позволяет заказчикам определять самостоятельно.
Обеспечение в рамках 223-ФЗ может иметь форму денежных средств, банковской гарантии или предоставляться иным способом, который указан в Гражданском кодексе (кроме случаев проведения закупки по правилам ст. 3.4 223-ФЗ). При этом выбор способа обеспечения из тех, которые указал заказчик в извещении о проведении конкурентных торгов, относится к компетенции поставщика.
По 44-ФЗ банковская гарантия подлежит включению в реестр банковских гарантий. Без включения гарантии в реестр она считается недействительной, и заказчик не может принять такую гарантию, как обеспечение контракта. Ранее реестр банковских гарантий был доступен для ознакомления всем желающим, но по новым правилам реестр по 44-ФЗ стал закрытым, и информация в нем открыта только для заказчиков.
В 223-ФЗ такого требования не предусмотрено и реестр банковских гарантий по этому закону не ведется. Поэтому заказчик может и даже обязан принимать гарантию, не внесенную в реестр. Порядок проверки гарантий в рамках 223-ФЗ не прописан.
Заказчик вправе отменить закупку после того, как извещение о ней появилось в ЕИС. Согласно ч. 5 ст. 3.2 223-ФЗ, отменить закупку можно только до наступления даты окончания подачи заявок на участие в ней.
Хотя формально заказчик может отменить закупку и в последний день подачи заявок, но одно из решений ФАС указывает на то, что это не соответствует закону.
Но по 44-ФЗ требования к срокам отмены закупок еще более жесткие (не позднее, чем за 5 дней до окончания подачи заявок на конкурс или аукцион), поэтому это нельзя рассматривать как ущемление прав заказчика.
Согласно ч. 7 ст. 3.2, заказчик имеет право на отмену закупки и в последний день приема заявок, и даже после истечения указанных сроков, но только при возникновении обстоятельств непреодолимой силы по Гражданскому кодексу.
С учетом положений п. 3 ст.
401 Гражданского кодекса для признания обстоятельства непреодолимой силы необходимо его соответствие условиям чрезвычайности (то есть исключительности и нетипичности при обычных условиях) и непредотвратимости (то есть невозможности избежать последствий от него).
Таким образом, если наступление обстоятельств каким-то образом зависело от воли сторон, то они не считаются обстоятельствами необратимой силы.
В п. 23 ст. 3.2 223-ФЗ указывается на то, что если заказчик принял решение об отмене конкурентной закупки с участием СМП, то оператор электронной площадки, на которой она проводится, не передает заказчику поступившие заявки на участие.
Независимо от основания отмены закупки заказчик должен его грамотно запротоколировать.
В п. 31 Постановления №908 указано, что документ об отказе от закупочной процедуры по 223-ФЗ должен содержать дату принятия соответствующего решения и основания.
В остальном форма протокола или приказа никак законодательно не регулируется, и заказчик вправе разработать ее самостоятельно на основании собственных предпочтений.
Само решение, оформленное в виде протокола или приказа, относится к внутренней документации заказчика и не подлежит размещению в открытом доступе, но заказчик вправе разместить документацию в ЕИС.
Какие требования предъявляют к участникам закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Согласно п. 6 ст. 3.2 223-ФЗ, для отмены закупки заказчик в обязательном порядке размещает об этом информацию в ЕИС. Оно оформляется в виде извещения об отмене закупки и содержит в обязательном порядке:
- номер и наименование закупки;
- сведения о заказчике;
- дата принятия решения;
- основание отмены.
Извещение размещается в ЕИС в день принятия соответствующего решения. Вместе с извещением заказчик вправе разместить и иные документы об отказе по своему усмотрению (протоколы, само решение и пр.).
Перед размещением документации она подписывается с помощью электронной квалифицированной подписи.
За неразмещение положенной информации об отказе от проведения торгов заказчику грозит штраф по ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП. Для должностных лиц величина штрафных санкций составляет 30000-50000 руб., для юрлиц – от 100000 до 300000 руб.
Чтобы снизить вероятность подобного развития событий, заказчику следует корректно прописать в своем Положении о закупке то, в каких случаях и в какие сроки процедура может быть прекращена после открытия заявок. Это снизит риск быть привлеченным к ответственности за нарушение процедуры закупки. Однако от подозрений в коррупции это, конечно же, не убережет.
Можно отменить закупочную процедуру по решению организации-заказчика. Но в законе нет прямых указаний, как действовать заказчику, если принято решение об отказе от проведения закупки по 223 ФЗ. Ключевую роль играет внутренний норматив – положение о закупке организации-заказчика (ч.
6 ПП РФ № 908 от 10.09.2012). Если учреждению необходим отказ от закупки по 223 ФЗ, то ответственному специалисту надлежит грамотно оформить процедуру.
Независимо от того, каким способом осуществлялся заказ, готовятся документы, разъясняющие причину отмены с указанием даты принятия такого решения. Для конкурентных процедур и заказов у единственного поставщика по 223-ФЗ инструкции отличаются.
Общее — отказ от проведения закупки по 223 ФЗ осуществляется на основании официального документа, который формируется в закрытой части ЕИС и в котором указываются следующие сведения (п. 31 ПП РФ № 908):
- основание принятия решения;
- дата решения об отмене.
В ч. 5 ст. 3.2 223-ФЗ сказано, что заказчик может отменить госзакупку по одному или более предмету вплоть до конца срока подачи заявок. Следовательно, возможна и отмена аукциона по 223 ФЗ. После окончания периода, отведенного для подачи заявок, тендер можно отменить только в форс-мажорных случаях и обстоятельствах непреодолимой силы (ч. 7 ст. 3.2).
Главное — в день принятия решения его необходимо опубликовать в ЕИС (ч. 6 ст. 3.2). Представим пошаговую инструкцию по отмене. Шаг 1. Определяем основания для отказа. Причины должны быть четко прописаны в Положении заказчика. Именно на них и ссылается специалист, если отменяет торги до окончания срока подачи заявки.
Если же прекращение конкурентной процедуры произошло по причинам, не закрепленным Положением, то такие действия заказчика будут расцениваться как неправомерные, необоснованные и ограничивающие конкуренцию (Постановление Арбитражного суда МО № Ф05-12698/2016 от 22.05.2017). Шаг 2. Сверяемся со сроками.
Открываем закупочную документацию и извещение и проверяем предельную дату окончания срока подачи заявок. Если в процессе госзакупки наступили форс-мажорные обстоятельства, вы можете отменить торги в любой момент. Во избежание спорных ситуаций рекомендуется внести такое уточнение в Положение. Шаг 3.
Размещаем в Единой информационной системе извещение об отмене закупки по 223 ФЗ или же решение об отказе от проведения конкурентной процедуры. Это необходимо сделать именно в день его принятия. Унифицированного образца решения об отказе Федеральный закон № 223 не предусматривает.
Заказчик использует самостоятельно разработанную форму, предварительно закрепив ее в Положении. Сформированный документ с датой и основанием для прерывания торгов подписывается электронной подписью и размещается в ЕИС (п.п. 4, 31 ПП РФ № 908).
Решение о прекращении закрытых процедур или заказов, содержащих государственную тайну, не публикуются в ЕИС (ч.3 ст.3.5, ч.15 ст.4 223-ФЗ).
Если отменен тендер, участвовать в котором могут субъекты малого и среднего предпринимательства, то оператор электронной площадки не будет передавать заказчику заявки от потенциальных поставщиков. Шаг 4.
При необходимости внесите изменения в плановую документацию. Если Положением предусмотрена такая обязанность, специалист вносит изменения в план закупок. Закон не обязывает корректировать план при отмененных торгах, но это рекомендуется делать, чтобы выполнить принцип открытости.
Если учреждение планирует повторить тендер, это нужно отразить в плане и опубликовать его в ЕИС.
Скачать
Скачать
Если нарушено требование о публикации решения, ответственному должностному лицу грозит административная ответственность и штраф величиной от 30 000 до 50 000 рублей (ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ). Учреждение получит взыскание в размере от 100 000 до 300 000 рублей.
Прекращение заказа у единственного поставщика закрепляется в Положении заказчика. В 223 ФЗ конкретных указаний и правил нет. Необходимо прописать:
- основания для прекращения;
- возможные сроки;
- порядок действий.
Если извещение о неконкурентной процедуре уже опубликовано в ЕИС, то и решение о прерывании заказа у единственного поставщика обязательно размещается в системе. По аналогии с конкурентными торгами, при необходимости вносятся изменения в плановую документацию для реализации принципа информационного госзаказа.
Чтобы минимизировать риски в текущих условиях, следует руководствоваться следующими инструкциями:
1. Прежде чем начать работать с банком, проверьте, внесен ли он в список Минфина.
Почему это важно делать? С 1 июня 2018 года изменились требования к банкам, которые могут выпускать банковские гарантии. В соответствии с изменениями ст. 45 №44-ФЗ эти требования устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 12.04.2018 №440.
- наличие капитала в размере не менее 300 млн руб. по состоянию на последнюю отчетную дату;
- кредитный рейтинг: не ниже уровня «BB-(RU)» и (или) не ниже уровня «ruBB-»;
- до 1 января 2020 года: наличие собственных средств в размере не менее 300 млн руб. и кредитного рейтинга не ниже уровня «B-(RU)» и (или) не ниже уровня «ruB-».
2. Проверяйте проект банковской гарантии до оплаты комиссии по реквизитам и обязательным пунктам в соответствии со ст. 45 № 44-ФЗ.
Проверяйте реквизиты договора на выпуск банковской гарантии и реквизиты банка.
3. Сделайте запрос в казначейство на выписку из реестра банковских гарантий.
В закупках по 223-ФЗ, в которых заказчик устанавливает требование о внесении обеспечения, поставщики могут использовать такую удобную форму обеспечения, как банковская гарантия. В рамках закупок банковская гарантия может использоваться для обеспечения исполнения контракта, обеспечения заявки или возврата аванса.
Обеспечение представляет собой законный способ по снижению рисков заключения контракта с недобросовестным поставщиком для заказчика. В частности, обеспечение сокращает риски уклонения победителя закупки от подписания контракта, неисполнения взятых на себя обязательств в рамках достигнутой договоренности или же нецелевого расходования аванса и пр.
В ст. 368 Гражданского кодекса подчеркивается, что банковские гарантии являются независимой формой гарантии и являются финансовой услугой, согласно которой, банк или кредитное учреждение (по 223-ФЗ гарантию может выдать только банк) берут обязательство выплатить денежные средства при ненадлежащем исполнении участником закупок своих обязательств.
По 44-ФЗ банковская гарантия подлежит включению в реестр банковских гарантий.
Без включения гарантии в реестр она считается недействительной, и заказчик не может принять такую гарантию, как обеспечение контракта.
Ранее реестр банковских гарантий был доступен для ознакомления всем желающим, но по новым правилам реестр по 44-ФЗ стал закрытым, и информация в нем открыта только для заказчиков.
В 223-ФЗ такого требования не предусмотрено и реестр банковских гарантий по этому закону не ведется. Поэтому заказчик может и даже обязан принимать гарантию, не внесенную в реестр. Порядок проверки гарантий в рамках 223-ФЗ не прописан.
На основании 223-ФЗ требования к банковской гарантии по большей части находятся в компетенции заказчика. Сам закон устанавливает лишь рамочные условия в части внесения обеспечения.
Но требования, которые устанавливает заказчик к банковской гарантии, должны соответствовать положениям Гражданского кодекса и прочих нормативно-правовых актов.
Обеспечение исполнения обязательств в виде банковской гарантии производится по правилам параграфа 6 Главы 23 ГК.
В 223-ФЗ банковской гарантии посвящена ч. 25 ст. 3.2. Здесь сказано, что заказчик может предусмотреть в Положении о закупке требование обеспечения заявки на участие в закупках. Обеспечение заявок по объективным причинам предусмотрено только в конкурентных закупках.
В Положении о закупках заказчику необходимо детально прописать порядок внесения обеспечения, в какие сроки производится возврат, и на каких основаниях допускается возврат.
На то, что Положение о закупках в рамках 223-ФЗ имеет приоритет при осуществлении закупочной деятельности для заказчика, прямо говориться в ч.
2 ст. 2 223-ФЗ. При разработке Положения о закупке в части предоставления банковских гарантий заказчик вправе ориентироваться на нормы 44-ФЗ, в частности, на ст. 45 44-ФЗ, где весьма подробно регламентированы требования к гарантиям.
При формировании требований к гарантии заказчики также могут опираться на положения Постановления Правительства №1005 от 2013 года.
Реестр банковских гарантий: №223-ФЗ, как проверить документ
Срок действия гарантии и ее сумма определяется по усмотрению заказчика. При определении сроков гарантии нужно учитывать, что они не могут быть меньше срока исполнения обязательств поставщика.
Обычно сроки действия гарантии устанавливаются по аналогии с 44-ФЗ, и они как минимум на месяц должны превышать сроки приема заявок на участие в закупке или на 1-2 месяца – срока исполнения контракта.
Заказчики не устанавливают требование о внесении обеспечения заявки на участие в закупке и контракта при НМЦК до 5 млн р. Если же цена контракта превышает 5 млн р., то заказчик может установить требование о внесении обеспечения. При внесении обеспечения заявки его размер не должен превышать 5%.
В рамках 44-ФЗ заказчик обязан при стоимости контракта более 50 млн р. требовать внесения обеспечения исполнения контракта. Его сумма должна составлять 10-30% от НМЦК.
В рамках 223-ФЗ заказчик не имеет обязанности обосновывать начальную цену контракта, но обычно сумма гарантии так же устанавливается, как 10-30% цены договора или приравнивается к авансу.
Сумма гарантии для каждой компании-поставщика определяется индивидуально и зависит от цены договора.
Банк-гарант определяет размер одобренной гарантии поставщику самостоятельно, но ее предельное значение не может по нормативам превышать 10% от величины капитала.
На основании п. 4 ст. 368 Гражданского кодекса в банковской гарантии необходимо прописать следующие условия:
- Дата выдачи банковской гарантии.
- Сведения о принципале – это должник по обязательствам: в данном случае поставщик или исполнитель.
- Сведения о бенефициаре – это то лицо, которое станет выгодоприобретателем при наступлении гарантийного случая: это заказчик по 223-ФЗ. В качестве бенефициаров в 223-ФЗ выступают госкорпорации, субъекты естественных монополий, автономные учреждения, бюджетные организации, дочерние общества с государственным участием и пр.
- Гарант – это банк, выступающий гарантом принципала и выплачивающий сумму гарантийного обязательства при предъявлении требований бенефициаром.
- Основное обязательство, которое обеспечивается гарантийными обязательствами.
- Обстоятельства, при наступлении которых производятся выплаты по гарантии (это уклонение от подписания договора, невыполнение обязательств по контракту и нарушение его существенных условий).
- Сумма банковской гарантии, которая подлежит уплате гарантом в пользу заказчика в установленных законом и договором случаях.
- Срок действия гарантии – определяется по соглашению сторон.
- Документы, которые обязан предоставить заказчик в банк при наступлении гарантийного случая.
Унифицированной формы банковской гарантии и ее рекомендованного образца законом не предусмотрено. Образец формы банковской гарантии по 223-ФЗ можно посмотреть здесь.
Законодатели уделили отдельное внимание определению требований к участникам закупок по 44-ФЗ, перечислив их отдельно в ст. 31 данного закона. Единые требования к участникам закупки обширны, что представляется вполне оправданным с учетом расходования бюджетных средств. В частности, к ним относятся следующие:
- Обязательное соответствие законным требованиям, предъявляемым к субъектам деятельности, которые становятся предметом закупки.
- Организация-участник не может ни находиться в процессе ликвидации, ни быть признанной решением арбитражного суда банкротом, ни быть в стадии конкурсного производства. В подтверждение соответствия данному требованию участник представляет лицензии, сертификаты и другие разрешительные документы.
- На дату обращения с заявкой деятельность участника закупки не должна быть приостановлена в результате административного производства.
- Заказчик не должен иметь за прошедший год недоимок по обязательным платежам в бюджет всех уровней, превышающих четверть стоимости его активов. Исключение сделано лишь для организаций, подавших заявление об обжаловании таких недоимок, если решение по нему еще не принято, а также для тех, кому были предоставлены отсрочки, рассрочки, инвестиционные налоговые кредиты, чьи задолженности были реструктурированы, признаны исполненными или безнадежными в законном порядке.
- У руководителя организации и главного бухгалтера не должно быть непогашенной или неснятой судимости за преступные действия экономической направленности либо по статьям о взяточничестве. Также они не должны быть подвергнуты дисквалификации либо запрету заниматься видом деятельности, ставшим предметом закупки, по решению суда. К закупке не могут быть допущены и юр. лица, привлеченные к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП в течение 2 лет, предшествовавших заявке.
- Участник должен иметь исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, если при исполнении предмета закупки он приобретет их. Закон делает исключение из правил для создания литературных или кинопроизведений, а также произведений искусства.
- Недопустима регистрация участников в офшорах. Данный факт подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
- Не должно быть конфликта интересов между участником и заказчиком, вызванного брачными и родственными связями.
Примечание: заказчик вправе установить и требование об отсутствии регистрации участников в реестре недобросовестных (до недавних пор это было обязательным). Также п. 2 ст. 31 закона № 44-ФЗ предусматривает возможность установления дополнительных требований для закупок, проводимых в порядке двухэтапных и закрытых конкурсов или конкурсов для ограниченного числа участников.
Участники закупок должны в полной мере соответствовать законно предъявленным требованиям независимо от способа проведения закупки, в том числе и тогда, когда она проводится в виде электронного аукциона. Однако проверка соответствия в последнем случае будет иметь некоторые особенности. Так, комиссия по проведению закупок проверяет соответствие требованиям, предъявленным к участникам электронного аукциона, за исключением пп. 1 и 10 ст. 31 ФЗ № 44-ФЗ — соответствие им проверяет оператор электронной площадки при аккредитации.
Все выданные банковские гарантии содержатся в реестре. До 2018 года список был открытым и находился в свободном доступе. Однако сейчас работать с ним в ЕИС могут только пользователи с полномочиями «банк», «уполномоченная организация» и «заказчик».
После недавних обновлений в ЕИС произошли изменения, касающиеся банковских гарантий. В реестре организаций открытой части ЕИС появилась информация о принадлежности банка к перечню тех, кто может выдавать гарантии. А в закрытой части ЕИС стала отображаться информация об исключении банка из перечней в реестре банковских гарантий.
Простым языком о законе о госзакупках 223-ФЗ
Банковской гарантией считается документ, подтверждающий обязательное исполнение контракта, заключённого с заказчиком. После соответствующего обращения в банк частного лица или предприятия сначала в полном объёме проверяются предоставленные ими сведения. Только при соблюдении всех установленных правил и норм гарантия выдаётся.
Многие компании и фирмы являются поставщиками или исполнителями услуг в сфере государственных закупок. Поэтому российское законодательство и требует, чтобы они обязательно имели гарантии банков.
Возникла необходимость утверждения механизма, обеспечивающего дополнительную защиту от сомнительных поставщиков. При этом важным фактором является официальный реестр банков, которые в рамках государственных закупок допускаются к взаимодействию с поставщиками.
В целях закрепления этого механизма и обеспечения его эффективности на законодательном уровне введён Единый реестр банковских гарантий. Он представляет собой сводную базу данных по участникам рынка госзакупок.
Содержит также полные сведения по всем гарантийным обязательствам, взятым банками Российской Федерации. В информации указываются:
- Сведения о банке, в том числе название, ИНН, адрес.
- Сумма, которая будет выплачена заказчику банком-гарантом при невыполнении поставщиком своих обязательств.
- Название, ИНН и адрес исполнителя или поставщика.
- Обязательства исполнителя, которые обеспечивает банковская гарантия.
Ведение реестра предусмотрено Федеральным законом №44 (44 ФЗ). Им закреплена обязанность внесения гарантий всех банков, работающих по контрактной системе.
Эта практика способствует устранению рисков, которые могли бы возникнуть. Теперь же заказчики не будут принимать гарантии без соответствующей информации в едином реестре.
Как только они появляются в нём, становятся обязательными. Их нельзя отзывать, отменять или корректировать.
Вероятность срыва поставщиком важных контрактов потребовала от законодателя разработки системы мер по избеганию этих рисков. Банковская гарантия как средство обеспечения обязательств и удобно, и не требует отвлечения существенных финансовых ресурсов, и позволяет решать достаточно сложные задачи в различных областях экономической деятельности компаний.
Особенностями этого способа обеспечения является твердая денежная сумма, на которую выдается гарантийное письмо, строго определенный срок действия и возможность ее отзыва. Этим она отличается от поручительства, которое обычно бывает бессрочным и ограниченным суммой долга с процентами, а она может быть выдана только на часть обязательства.
Наряду с очень жестким 44-ФЗ параллельно действующий закон 223-ФЗ создал возможность использования гарантийного письма в качестве основного средства обеспечения выполнения обязательств юридическим лицом, участвующим в тендере на размещение заказов.
Контракты на различные виды закупок в соответствие с этим законом выставляются на торги компаниями с государственным участием, их дочерними компаниями, автономными организациями и различными учреждениями. Этот инструмент повышает доверие к поставщику, подчеркивает его добросовестность. Кроме того, она служит действенным средством защиты интересов покупателя услуги.
Ее должен предоставить участник конкурса в нескольких, заранее определенных случаях. Конкретные критерии, предъявляемые к эмитенту, сумме и другим параметрам определяются в договоре и другой тендерной документации, при этом ее автор практически свободен в описании своих пожеланий.