- Налоговое право

Комитет по защите прав ребенка его функции и задачи

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Комитет по защите прав ребенка его функции и задачи». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В последние годы в регионах стали появляться отделы по защите прав детства. Основными задачами таких организаций стало решение следующие вопросов:

  1. Рассмотрение поступивших устных и письменных жалоб.
  2. Правовое просвещение и оказание консультационных услуг населению.
  3. Проведение экспертной оценки вынесенных актов.
  4. Внесение отдельных предложений по улучшению законодательства в рамках функционирования учреждения.

Семья – это первое пространство, в котором ребенок пребывает с самого своего рождения. Первыми отношениями, в которые он вступает, являются взаимодействия с отцом и матерью, сестрами и братьями. Для ребенка они выступают в качестве фундамента, центра всех остальных общественных связей, которые он будет формировать и устанавливать впоследствии.

С самого своего рождения человек взят под государственную охрану. В любом своем возрасте он является членом общества. Ребенок обладает правом:

  • Иметь фамилию, отчество и имя.
  • Воспитываться и жить в семье.
  • Общаться с родственниками и родителями.
  • Изменить фамилию и имя.
  • Иметь имущество.
  • Защищать собственные права.
  • Получать медицинское обслуживание.
  • Выражать собственное мнение.
  • Получать образование и проч.

В современном обществе, к сожалению, они часто нарушаются как государством, так и родителями. Далее рассмотрим, как обеспечивается защита прав и интересов детей.

Защита прав ребенка осуществляется в первую очередь его отцом и матерью. Однако в обществе имеют место ситуации, когда данные функции возлагаются на органы попечительства и опеки.

Такое возможно, если установлены противоречия между интересами детей и родителей, если последние лишены своих прав, являются ограниченно-дееспособными вследствие злоупотребления спиртным. Социальная защита прав детей обеспечивается должностными лицами и прочими гражданами.

Если им становится известно о вероятной угрозе здоровью, жизни, ущемлении свобод, фактах жестокого обращения с малолетним, они обязаны сообщить об этом в орган попечительства и опеки. При получении этих сведений последний должен принять меры по устранению этих явлений.

Комитет по защите прав ребенка – его функции и задачи

Защита прав ребенка в семье находится под контролем УК. В ст. 156, в частности, устанавливается полная уголовная ответственность за уклонение от выполнения обязанностей по воспитанию, если данное деяние сопровождается жестоким обращением с малолетним.

Последнее может быть выражено в непредоставлении питания, систематическом унижении, нанесении побоев, издевательстве, запирании на долгое время в одиночестве в помещении.

Защита прав детей возложена на органы попечительства и опеки при районных администрациях, инспекцию ПДН при РОВД, прокуратуру (в частности, на помощника прокурора, уполномоченного осуществлять эту деятельность), КДН.

При неисполнении либо ненадлежащем выполнении обязанностей, связанных с воспитанием, родителем и прочим лицом, на которое они возлагаются, равно как и педагогом и иным сотрудником образовательного лечебного, воспитательного и другого учреждения, которое должно осуществлять надзор, если эти действия сопровождаются жестоким обращением, предусмотрена ответственность. В частности, может быть наложен штраф от 50 до 10 МРОТ, ограничена свобода на период до 2 лет с лишением возможности занимать ту или иную должность или выполнять определенную деятельность на протяжении трех лет либо без него. Жестокое обращение, в том числе психическое и физическое насилие, покушение на половую неприкосновенность малолетнего выступают в качестве основания для лишения родительских прав. Данное положение установлено в ст. 69 Семейного кодекса.

Защита прав детей осуществляется органами попечительства и опеки, а также правоохранительными инстанциями. К последним следует относить прокуратуру и ОВД. Защита прав детей прокурором осуществляется следующими способами:

  • Предъявлением иска о лишении матери и (либо) отца родительских прав или их ограничении, а также отмене усыновления.
  • Непосредственным участием в судебном процессе по делам о защите прав детей.
  • Внесением предостережений о недопустимости нарушения свобод малолетнего и представлений об их устранении.
  • Предъявлением в орган попечительства и опеки, суд заявлений с требованием о восстановлении или признании оспоренного или ущемленного права ребенка.
  • Опротестованием актов административных органов, которые выполняют задачи по сохранению свобод малолетнего.

Сегодня практически во всех органах попечительства и опеки функции по защите прав несовершеннолетних исполняет обычно один сотрудник – инспектор. Вследствие этого вся работа, как правило, сводится к тому, что удается осуществить только неотложные действия.

Главным образом они связаны с представительством в суде, подготовкой различных, часто непрофессиональных ввиду отсутствия соответствующих навыков и знаний, заключений по запросу судебного органа. В связи с этим защита прав ребенка не осуществляется должным образом.

Это, в свою очередь, требует принятия мер по реформированию данной системы.

Каждый ребенок наделен рядом прав, начиная с самого рождения. Его родители должны обеспечивать их соблюдение. Но это не только обязанность взрослых. На официальном уровне определены инстанции, в обязанность которых входит обеспечение прав каждого малыша. Таковыми являются Комитет по защите прав ребенка, а также отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав. Каждая из указанных организаций в рамках своей компетенции может и должна выполнять необходимые действия в интересах несовершеннолетних.

Лица, которые владеют информацией по фактам нарушений, могут направить сведения в Комитет или отдел. Чтобы обратиться в указанные инстанции, заинтересованному лицу потребуется собрать подтверждающие документы и оформить заявление в письменном виде.

Защита детей гарантирована нормами закона. Каждый малыш ограждается от неправомерных действий со стороны посторонних лиц, своих кровных родителей, лиц их заменяющих, а также других родственников и членов семьи. Защита представляет собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление нарушенных прав и законных интересов. Она может реализовываться через различные уполномоченные инстанции, управления и т. д., в том числе и через суд.

Комитет по правам детей является основным органом, в компетенцию которого входит защита интересов каждого гражданина, не достигшего 18 лет. Указанная инстанция образована на федеральном уровне и действует на всей территории страны. В неё входят специалисты, которые обладают необходимыми знаниями и опытом профессиональной деятельности в области педагогики, психологии, медицины и юриспруденции. При необходимости собирается комиссия, которая и занимается решением всех вопросов. Непосредственным контролем соблюдения прав занимается уполномоченный. При этом как последний, так и Комитет в целом наделены рядом полномочий для того, чтобы полноценно выполнять поставленные задачи.

Уполномоченный по правам ребенка назначается из числа наиболее подготовленных специалистов Комитета. Он существует как на уровне Федерации в целом, так и каждого региона в отдельности. По сути своей деятельности омбудсмен является самым главным должностным лицом в сфере защиты возможностей малышей.

В компетенцию комитета входит следующее:

  1. Оказание помощи малышу, который оказался в затруднительной жизненной ситуации. К ним можно отнести тяжелое заболевание ребенка или его родителей, низкий уровень дохода в семье, утрата законных представителей.
  2. Привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении прав отпрыска. Это могут быть не только посторонние, но также и кровные родители.
  3. Выявление и постановка на специальный учет детей, которые лишились постоянного присмотра взрослых.
  4. Обеспечение надлежащих условий малышам сиротам.
  5. Регистрация и рассмотрение обращений о нарушении возможностей детей.

Уполномоченный по правам детей также наделен рядом полномочий:

  1. Контроль соблюдения отечественных и международных нормативных правовых актов, касающихся прав несовершеннолетних.
  2. Оформление документов рекомендательного характера для местных администраций по поводу нарушений возможности малышей.
  3. Изучение и обобщение имеющейся юридической практики.
  4. Привлечение необходимых квалифицированных специалистов на условиях договоров о выполнении работ или оказании услуг.

Ещё одной инстанцией, которая имеет отношение к правам малышей, является отдел по делам несовершеннолетних. Такие организации создаются на региональном уровне. Они подчиняются местной администрации. Отдел наделен рядом прав и обязанностей. По сути, он так же, как и Комитет, осуществляет функции надзора и контроля соблюдения прав детей. Отдел входит в структуру ОВД.

К обязанностям отдела отнесены:

  1. Профилактическая работа с детьми и родителями.
  2. Выявление лиц, которые могут оказывать негативное воздействие на ребенка и создавать препятствие для него нормального физического и психологического развития.
  3. Предоставление информации родителям, учреждениям образования и органам опеки обо всех фактах нарушения прав ребенка.
  4. Взаимодействие с другими официальными органами и структурами.
  5. Участие в изъятии малыша. Для этого необходимо решение суда, вступившее в законную силу.

По общим правилам любой заинтересованный вправе написать жалобу в Комитет по защите прав ребенка. Это делается через уполномоченного. Инициировать процедуру вправе педагогические и медицинские работники, соседи, знакомые семьи, должностные лица. Для начала потребуется оформить обращение. Оно составляется в письменном виде на обычном листе офисной бумаги.

В тексте должно быть указано следующее:

  1. Наименование и адрес инстанции, в которую обращается инициатор.
  2. Данные о том, когда и где были нарушены права ребенка, в чем это выразилось.
  3. Перечень прилагаемых документов.
  4. Дата заявления и подпись обратившегося.

После этого потребуется собрать бумаги, которые будут являться подтверждением обоснованности обращения.

  1. Паспорт или иной документ, на основании которого действует заинтересованное лицо.
  2. Характеристика на родителей с места проживания, работы или образовательного учреждения, в котором находится малыш.
  3. Справки из органов полиции и медицинских инстанций.

Семья — это первое пространство, в котором ребенок пребывает с самого своего рождения. Первыми отношениями, в которые он вступает, являются взаимодействия с отцом и матерью, сестрами и братьями. Для ребенка они выступают в качестве фундамента, центра всех остальных общественных связей, которые он будет формировать и устанавливать впоследствии.

С самого своего рождения человек взят под государственную охрану. В любом своем возрасте он является членом общества. Ребенок обладает правом:

  • Иметь фамилию, отчество и имя.
  • Воспитываться и жить в семье.
  • Общаться с родственниками и родителями.
  • Изменить фамилию и имя.
  • Иметь имущество.
  • Защищать собственные права.
  • Получать медицинское обслуживание.
  • Выражать собственное мнение.
  • Получать образование и проч.

Защита прав несовершеннолетних детей регулируется действующими нормативными актами. Основным из них выступает Конституция. Закон о защите прав ребенка содержит положения, предусматривающие его охрану от посягательств родителей.

Главным образом это обеспечивает ответственность лиц, на чьем иждивении он находится, защищает от злоупотреблений. При жестоком обращении ребенок вправе обратиться в орган попечительства и опеки, а с 14 лет – в судебную инстанцию.

Защита прав ребенка в семье находится под контролем УК. В ст. 156, в частности, устанавливается полная уголовная ответственность за уклонение от выполнения обязанностей по воспитанию, если данное деяние сопровождается жестоким обращением с малолетним.

Последнее может быть выражено в непредоставлении питания, систематическом унижении, нанесении побоев, издевательстве, запирании на долгое время в одиночестве в помещении.

Защита прав детей возложена на органы попечительства и опеки при районных администрациях, инспекцию ПДН при РОВД, прокуратуру (в частности, на помощника прокурора, уполномоченного осуществлять эту деятельность), КДН.

При неисполнении либо ненадлежащем выполнении обязанностей, связанных с воспитанием, родителем и прочим лицом, на которое они возлагаются, равно как и педагогом и иным сотрудником образовательного лечебного, воспитательного и другого учреждения, которое должно осуществлять надзор, если эти действия сопровождаются жестоким обращением, предусмотрена ответственность. В частности, может быть наложен штраф от 50 до 10 МРОТ, ограничена свобода на период до 2 лет с лишением возможности занимать ту или иную должность или выполнять определенную деятельность на протяжении трех лет либо без него. Жестокое обращение, в том числе психическое и физическое насилие, покушение на половую неприкосновенность малолетнего выступают в качестве основания для лишения родительских прав. Данное положение установлено в ст. 69 Семейного кодекса.

Защита прав детей осуществляется органами попечительства и опеки, а также правоохранительными инстанциями. К последним следует относить прокуратуру и ОВД. Защита прав детей прокурором осуществляется следующими способами:

  • Предъявлением иска о лишении матери и (либо) отца родительских прав или их ограничении, а также отмене усыновления.
  • Непосредственным участием в судебном процессе по делам о защите прав детей.
  • Внесением предостережений о недопустимости нарушения свобод малолетнего и представлений об их устранении.
  • Предъявлением в орган попечительства и опеки, суд заявлений с требованием о восстановлении или признании оспоренного или ущемленного права ребенка.
  • Опротестованием актов административных органов, которые выполняют задачи по сохранению свобод малолетнего.

Международные органы по защите прав детей

Сегодня практически во всех органах попечительства и опеки функции по защите прав несовершеннолетних исполняет обычно один сотрудник – инспектор. Вследствие этого вся работа, как правило, сводится к тому, что удается осуществить только неотложные действия.

Главным образом они связаны с представительством в суде, подготовкой различных, часто непрофессиональных ввиду отсутствия соответствующих навыков и знаний, заключений по запросу судебного органа. В связи с этим защита прав ребенка не осуществляется должным образом.

Это, в свою очередь, требует принятия мер по реформированию данной системы.

В судебном порядке защита прав касается случаев нарушений, имеющих место в семье, если возникает спорная ситуация. Обеспечение сохранности свобод малолетних, особенно утративших попечение родителей, относится к сфере деятельности соответствующих органов.

В связи с этим в качестве приоритетного направления сегодня выступает административная защита. Именно органы попечительства и опеки уполномочены государством на исполнение этих функций.

Реализовываться задачи могут по-разному, в соответствии с той либо иной ситуацией.

В качестве важнейшей предпосылки для обеспечения защиты прав детей этими органами выступает их тесный контакт с КДН, ОВД, прокуратурой и прочими общественными и государственными институтами.

Следует признать, что большинство нормативных актов, регулирующих данную сферу, преимущественно направлены на определение роли ведомств и установление границ их компетенции.

В связи с этим усиливаются межведомственные барьеры, борьба за бюджетные средства, при том что механизм влияния и ответственность этих органов за неисполнение ими своих функций не прописан.

На одном из первых собраний Международного Комитета его членам было рекомендовано наладить работу подобных органов по защите прав ребенка внутри страны. Защита прав детей в России также связана с деятельностью такой организации. Ее существование в нашей стране началось с середины девяностых годов двадцатого века. Инициатором стали члены Министерства здравоохранения и социального развития, предполагая его как департамент по защите прав детей.

Профиль работы российского Комитета – защита интересов несовершеннолетних, пресечение случаев их нарушения. Его деятельность ведется в нескольких направлениях:

  1. Контроль за тем, как соблюдаются права детей в школе и в семье.
  2. Контроль за полнотой соблюдения юридических и гражданских прав несовершеннолетних.
  3. Организация просветительской работы среди родителей и педагогов по правовым вопросам, связанным с интересами детей.
  4. Совершенствование законодательной базы в рамках обеспечения максимальной защиты детских прав.

Семья — это первое пространство, в котором ребенок пребывает с самого своего рождения. Первыми отношениями, в которые он вступает, являются взаимодействия с отцом и матерью, сестрами и братьями. Для ребенка они выступают в качестве фундамента, центра всех остальных общественных связей, которые он будет формировать и устанавливать впоследствии.

Защита прав несовершеннолетних детей регулируется действующими нормативными актами. Основным из них выступает Конституция. Закон о защите прав ребенка содержит положения, предусматривающие его охрану от посягательств родителей. Главным образом это обеспечивает ответственность лиц, на чьем иждивении он находится, защищает от злоупотреблений. При жестоком обращении ребенок вправе обратиться в орган попечительства и опеки, а с 14 лет – в судебную инстанцию.

Функции профсоюзов и задачи — что делает профсоюз

Защита прав ребенка в семье находится под контролем УК. В ст. 156, в частности, устанавливается полная уголовная ответственность за уклонение от выполнения обязанностей по воспитанию, если данное деяние сопровождается жестоким обращением с малолетним. Последнее может быть выражено в непредоставлении питания, систематическом унижении, нанесении побоев, издевательстве, запирании на долгое время в одиночестве в помещении. Защита прав детей возложена на органы попечительства и опеки при районных администрациях, инспекцию ПДН при РОВД, прокуратуру (в частности, на помощника прокурора, уполномоченного осуществлять эту деятельность), КДН.

Защита прав детей осуществляется органами попечительства и опеки, а также правоохранительными инстанциями. К последним следует относить прокуратуру и ОВД. Защита прав детей прокурором осуществляется следующими способами:

  • Предъявлением иска о лишении матери и (либо) отца родительских прав или их ограничении, а также отмене усыновления.
  • Непосредственным участием в судебном процессе по делам о защите прав детей.
  • Внесением предостережений о недопустимости нарушения свобод малолетнего и представлений об их устранении.
  • Предъявлением в орган попечительства и опеки, суд заявлений с требованием о восстановлении или признании оспоренного или ущемленного права ребенка.
  • Опротестованием актов административных органов, которые выполняют задачи по сохранению свобод малолетнего.

Сегодня практически во всех органах попечительства и опеки функции по защите прав несовершеннолетних исполняет обычно один сотрудник – инспектор. Вследствие этого вся работа, как правило, сводится к тому, что удается осуществить только неотложные действия. Главным образом они связаны с представительством в суде, подготовкой различных, часто непрофессиональных ввиду отсутствия соответствующих навыков и знаний, заключений по запросу судебного органа. В связи с этим защита прав ребенка не осуществляется должным образом. Это, в свою очередь, требует принятия мер по реформированию данной системы.

В судебном порядке защита прав касается случаев нарушений, имеющих место в семье, если возникает спорная ситуация. Обеспечение сохранности свобод малолетних, особенно утративших попечение родителей, относится к сфере деятельности соответствующих органов. В связи с этим в качестве приоритетного направления сегодня выступает административная защита. Именно органы попечительства и опеки уполномочены государством на исполнение этих функций. Реализовываться задачи могут по-разному, в соответствии с той либо иной ситуацией.

В качестве важнейшей предпосылки для обеспечения защиты прав детей этими органами выступает их тесный контакт с КДН, ОВД, прокуратурой и прочими общественными и государственными институтами. Следует признать, что большинство нормативных актов, регулирующих данную сферу, преимущественно направлены на определение роли ведомств и установление границ их компетенции. В связи с этим усиливаются межведомственные барьеры, борьба за бюджетные средства, при том что механизм влияния и ответственность этих органов за неисполнение ими своих функций не прописан.

В целях защиты трудовых интересов работников, в профсоюзном комитете нашей организации созданы комиссии, осуществляющие работу по всем важным направлениям деятельности организации.

Особое место отведено комиссии по нормированию труда, заработной плате. Члены этой комиссии, представляя интересы работников, готовят предложения и участвуют в переговорных процессах с администрацией по вопросам организации труда и заработной платы, прорабатывают различные локальные нормативные акты, проводят проверки соблюдения трудового законодательства в подразделениях предприятия. Позиция профсоюзного комитета по повышению заработной платы такова: надо решать данный вопрос по всем категориям работающих. Прибавку к заработной плате должны получить не только работающие на основных заказах, но и те, кто обеспечивает эту самую работу.

Комитет — это… Следственный комитет: понятие, цели и функции

Юридические консультации в профкоме по вопросам различных отраслей законодательства ежегодно получают свыше тысячи членов профсоюза. В необходимых случаях оказывается практическая помощь в составлении исковых заявлений и жалоб для обращения в суды, а также представление интересов членов профсоюза непосредственно в судебных заседаниях.

Особое внимание уделяется вопросам контроля за соблюдением действующего трудового законодательства. Требования об устранении выявленных нарушений направляются в адрес администрации Общества.

Действенным инструментом разрешения индивидуальных трудовых споров и соответственно регулирования социально-трудовых отношений на предприятии является Комиссия по трудовым спорам (КТС). Отдельные решения комиссии становятся прецедентными, на основании которых вносятся изменения в действующие локальные акты Общества. В решении основных профсоюзных задач необходимо использовать максимально широкий инструментарий.

Большую работу по оказанию помощи нашим труженикам, ушедшим на заслуженный отдых, выполняют совет и профком ветеранов. Они работают в тесном контакте с администрацией и профсоюзными комитетами подразделений.

Актив совета и профкома ветеранов организует посещение на дому больных ветеранов, проводит различные культурные мероприятия, готовит обращения в органы государственной и законодательной власти, добивается исполнения законов на местном уровне.

Для контроля соблюдения трудового законодательства, охраны труда и здоровья женщин, оказания бесплатной юридической помощи, организации досуга работниц предприятия при профсоюзном комитете работает комиссия по вопросам труда и быта женщин, охране материнства и детства (женсовет).

Немаловажная функция профсоюза — закрепление социальных гарантий работающих женщин в Коллективном договоре.

Женсовет предприятия работает в тесном взаимодействии с женсоветами цехов и отделов. Этот актив, отстаивая интересы женщин, оказывает действенное влияние на различные сферы труда и быта заводчан.

Одним из главных направлений деятельности профсоюзной организации на протяжении многих лет является военно-патриотическое, спортивное и эстетическое воспитание молодежи. Профорганизации подразделений шефствуют над школами острова Ягры.

Профсоюзный комитет традиционно является организатором и вдохновителем спортивных и творческих состязаний и конкурсов, проводимых среди детей и учащихся школ микрорайона, оказывает всемерную поддержку объединению детских клубов.

Особая задача профсоюза — организация ежегодного отдыха и санаторно-курортного лечения детей работников предприятия.

Комитет по защите прав ребенка

Отделы и их сотрудники имеют право:

  1. Приглашать на беседу несовершеннолетних и их родителей для получения более подробной информации по поводу нарушений.
  2. Проводить беседы профилактического характера.
  3. Собирать материалы для решения вопроса о применении мер воздействия к виновным лицам.
  4. Запрашивать любую информацию в отношении ребенка. При этом она должна быть использована сугубо в служебных целях.

Сотрудники отдела также вправе задержать нарушителя на три часа и проводить его досмотр.

К обязанностям отдела отнесены:

  1. Профилактическая работа с детьми и родителями.
  2. Выявление лиц, которые могут оказывать негативное воздействие на ребенка и создавать препятствие для него нормального физического и психологического развития.
  3. Предоставление информации родителям, учреждениям образования и органам опеки обо всех фактах нарушения прав ребенка.
  4. Взаимодействие с другими официальными органами и структурами.
  5. Участие в изъятии малыша. Для этого необходимо решение суда, вступившее в законную силу.

Обратите внимание!Отдел может выступать в качестве инициатора по делам о нарушении прав ребенка. То есть от него исходит первичный материал по всем подобным фактам.

Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (статья 1 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»).

Основная цель деятельности института уполномоченного по правам человека — содействие реализации прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Основные задачи, решаемые на пути к этой цели:

  • восстанавливающая нарушенные права и свободы — исправление допущенной по отношению к человеку несправедливости и восстановление нарушенных государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими прав и свобод человека и гражданина;
  • посредническая — предложение сторонам взаимно удовлетворяющего решения проблемы;
  • правотворческая — совершенствование законодательства о правах и свободах человека и гражданина и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
  • информационно-воспитательная — просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Функции института уполномоченного по правам человека:

  • контрольная — осуществление независимого контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, государственными служащими;
  • консультационная — информирование указанных органов о положении дел с соблюдением прав и свобод граждан;
  • координационная — организация согласованных действий различных органов по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Таким образом, институт уполномоченного по правам человека является государственным органом, который участвует во всех четырех структурных элементах механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина: в охране, защите, пропаганде прав и свобод и оказании квалифицированной юридической помощи.

Кроме того, институт уполномоченного по правам человека способствует развитию международного сотрудничества. Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ установлено, что уполномоченный по правам человека может представлять рекомендации о заключении международных договоров Российской Федерации по вопросам его ведения.

В итоге совместного проекта Минздравсоцразвития и ЮНИСЕФ в России учреждена должность Уполномоченного по правам ребенка (УППР). Но, к сожалению, до сих пор этот статус не подкреплен никаким федеральным законодательным актом, и его деятельность регулируется законодательством субъектов РФ. Есть факты, что в некоторых регионах, уполномоченные работают на общественных началах, либо эта должность встроена в структуру органов региональной исполнительной власти.

Приближенность к структуре исполнительной власти в разных регионах проявляется по — разному. Большую независимость эта должность приобретает, как отдельная структура городской или областной администрации, что позволяет со стороны оценить качество государственной заботы, в сфере прав детей. В некоторых случаях наблюдается поглощение должности УППР другими государственными структурами, курирующими права детей: комитет по труду и защите населения, соцзащита материнства и детства и др.

Отрадно, что в последнее время стали появляться отделы по защите прав детства в рамках полномочий аппарата по правам человека. К главным задачам, которые предстоит решать такому отделу, относятся:

  • рассмотрение устных и письменных жалоб;
  • правовое просвещение и консультирование граждан по вопросам прав детства;
  • проведение правовой экспертизы, принимаемых муниципальных правовых актов;
  • внесение предложений по совершенствованию законодательства в рамках своей компетенции.

Возможно, эта практика повлечет за собой тенденцию развития самостоятельного института уполномоченного в субъектах РФ.

Права несовершеннолетних защищают:

  • органы опеки и попечительства (такая служба обычно находится при Администрациях районов или при отделах образования);
  • прокуратура;
  • инспекция по делам несовершеннолетних при районных ОВД;
  • комиссии по делам несовершеннолетних при муниципальных образованиях.

Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности

Если нарушены права ребенка, то он может сам обратиться за защитой в местные органы опеки и попечительства, а после 14-ти лет, и в суд.

Узнав о фактах угрозы жизни и здоровью ребенка, обычные граждане или должностные лица обязаны поставить в известность органы опеки и попечительства, которые в свою очередь должны принять необходимые меры исходя из конкретных обстоятельств дела.

В большинстве случаев, всей работой ведает один единственный специалист — инспектор по охране детства. Федеральная норма, по которой один специалист положен на пять тысяч несовершеннолетних, позволяет выполнить только самую неотложную работу.

Приведенный выше перечень государственных органов, призванных защищать права детей, далеко не полный. На деле разрешить детские проблемы помогают и другие службы, количество которых постоянно растет.

Это социальная помощь семье и детям, психолога – педагогическая помощь населению, экстренная психологическая помощь (в том числе и анонимная) по телефону, центр социальной реабилитации подростков, центр помощи детям — сиротам и др.

Во многих регионах активно работают общественные организации по содействию защите правовых интересов детей.

  • Сидоров Василий Иванович (тел. 371-53-48)
  • Согрина Олеся Валерьевна (тел. 354-55-82)
  • Плотникова Надежда Ивановна (тел. 371-92-79)
  • Хлопкова Марина Алексеевна (тел. 371-53-48)
  • Ситникова Наталия Вчеславовна (тел. 354-55-82)

Консультирование горожан по вопросам защиты прав потребителей осуществляется по адресу: Екатеринбург, ул. Малышева, 31а (вход с переулка Банковский)

Кабинеты для приема населения: 207, 211

Круглосуточный автоинформатор: +7 (343) 371-13-16.

понедельник с 9:00 до 17:00

вторник с 10:00 до 17:00

четверг с 09:00 до 17:00.

Обеденный перерыв — с 13:00 до 14:00.

.

Платный прием иногородних граждан либо юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) осуществляется по вторникам, средам и четвергам. В другие дни платный прием ведется по предварительной записи по телефону 371-53-48.

Понедельник Вторник Четверг
С 9:00 до 16:00
(юрист Согрина О.В., кабинет 211)
С 09:00 до 16:00
(юрист Согрина О.В. , каб. 211)

С 10:00 до 17:00
(юристы Хлопкова М.А., Сидоров В.И., кабинет 207)

(юрист Ситникова Н.В., кабинет 211)

С 10:00 до 17:00
(юрист Сидоров В.И., кабинет 207)

(юрист Ситникова Н.В., кабинет 211)

С 10:00 до 17:00
(юрист Хлопкова М.А., кабинет 207)

(юрист Ситникова Н.В., кабинет 211)

УВАЖАЕМЫЕ ГРАЖДАНЕ!

ДОПОЛНИТЕЛЬНО ИНФОРМИРУЕМ ВАС, ЧТО ОРГАНИЗАЦИЯ ООО «ГАРАНТ» (ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО АДРЕСУ: Г.ЕКАТЕРИНБУРГ, МАРТА, 8″Д») К ЕКАТЕРИНБУРГСКОМУ МУНИЦИПАЛЬНОМУ ЦЕНТРУ ЗАЩИТЫ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ НЕ ИМЕЕТ: НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЕГО СТРУКТУРНЫМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕМ, ПАРТНЕРОМ И Т.П.

Международные органы по защите прав человека

_________________________________________________

Организации, которые представляются : Комитетом по защите прав потребителей, Центром защиты прав потребителей, Центром защиты прав граждан, Обществом защиты прав потребителей и т.п. к Екатеринбургскому муниципальному центру защиты потребителей отношения НЕ ИМЕЮТ! Будьте внимательны и бдительны при обращении к организациям с такими наименованиями, требуйте предоставления полной информации о фирменном наименовании, в том числе свидетельств о регистрации. При заключении возмездных договоров разумно оценивайте цену договора (стоимость услуг), сравнивайте ее с ценой понесенных Вами убытков! Никогда не подписывайте Акт приемки услуг до их оказания! Если Вы пострадали от юридических организаций — подходите к нам на прием, мы постараемся Вам помочь!

За период с 01 августа по 31 августа 2018 года включительно в порядке исполнения учреждением муниципального задания, осуществлена следующая деятельность:

Рассмотрено 339 устных обращений потребителей , 21 письменное обращение и 93 обращений й электронном виде.

Итого, в августе в МБУ «Екатеринбургский центр защиты потребителей» обратилось 453 потребителя.

49,6% обращений потребителей связано с качеством услуг и работ. Так, с жалобами на сферу жилищно-коммунального хозяйства обратилось 39 потребителей, с жалобами на юридические услуги – 21 потребитель, на медицинские услуги – 14 потребителей, на финансовые услуги – тоже 14 потребителей, 20 человек обратились с вопросами по строительным и ремонтным работами, 14 потребителей – с жалобами на туристские услуги, 13 потребителей – с жалобами на сервисные центры по ремонту технически-сложных товаров.

44,4% — это обращения по товарам различного вида. В основном потребители недовольным продавцами бытовой техники (особенно сотовых телефонов) – с этими вопросами обратилось более 100 потребителей. Жалуются также на продавцов мебели, одежды, обуви, недвижимости.

5,9% — это обращения по общим вопросам защиты прав потребителей (например, потребители обращаются с жалобами на хамство продавцов, или с вопросами относительно применения общим норм Закона «О защите прав потребителей»).

В общем, чаще всего потребители недовольны качеством товаров (работ, услуг), либо предоставленной информацией о товарах (работах, услугах). Реже обращаются с вопросами безопасности товаров (работ, услуг).

Об итогах работы по защите прав потребителей

в муниципальном образовании «город Екатеринбург» за 2017 год и I полугодие 2018 года

Полномочия органов местного самоуправления в сфере защиты прав потребителей определены статьей 44 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». В соответствии с данной нормой в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:

– рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;

– обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей);

– извещать федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), если по жалобе потребителя выявлены опасные товары (работы, услуги) или товары (работы, услуги) ненадлежащего качества.

Как указано в Стратегии государственной политики РФ, в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной в 2017 году, органы местного самоуправления имеют возможность обеспечить оперативную защиту интересов потребителей непосредственно по месту жительства граждан, поскольку они максимально приближены к населению.

С целью реализации данных полномочий 1 сентября 2009 года было создано муниципальное бюджетное учреждение «Екатеринбургский муниципальный центр защиты потребителей» (далее – Учреждение). До 2009 года функции органа местного самоуправления по защите прав потребителей выполнял профильный комитет Администрации города Екатеринбурга – Комитет по защите прав потребителей.

Учредителем Учреждения является муниципальное образование «город Екатеринбург» в лице Информационно-аналитического департамента Администрации города Екатеринбурга.

Деятельность по защите прав потребителей осуществляется в соответствии с вышеназванной статьей 44 Закона «О защите прав потребителей» и утвержденным учредителем муниципальным заданием.

В 2017 и 2018 годах Учреждению было дано задание на оказание трех муниципальных работ (услуг):

  1. Рассмотрение обращений потребителей, информирование и консультирование потребителей об их правах и необходимых действиях по защите этих прав (устно);
  2. Рассмотрение обращений потребителей, информирование и консультирование потребителей об их правах и необходимых действиях по защите этих прав (письменно);
  3. Рассмотрение обращений потребителей, информирование и консультирование потребителей об их правах и необходимых действиях по защите этих прав (посредством использования электронных средств связи, в том числе в электронном виде).

Все работы выполняются на безвозмездной основе и финансируются за счет средств бюджета муниципального образования «город Екатеринбург».

Голубева Т. Ю.

Федеральный судья в отставке, Старший преподаватель Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

УДК 341.231.14

Афанасьев М. А.

к.ю.н., заведующий кафедрой конституционного

и международного права Международного еврейского института экономики, финансов и права

РОЛЬ ООН В ЗАЩИТЕ ПРАВ РЕБЕНКА

Работа посвящена деятельности ООН по защите прав ребенка на международном уровне, в ней изучены история возникновения международно-правовой базы в области защиты прав ребенка. Формирование системы и международно-правовые источники, регулирующие защиту прав ребенка, дана характеристика международных органов в сфере защиты прав детей, их функций и полномочий. Конвенция ООН «О правах ребенка» как основной документ в формировании прав ребенка на международном уровне. Ответственность государства в защите прав детей. Рассмотрена роль ЮНИСЕФ в решении проблем детей на международном уровне. Проблема жестокого обращения с детьми. Ювенальная юстиция — особая система правосудия для несовершеннолетних.

Ключевые слова: Устав ООН, Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), ЮНЕСКО, Комитет по правам ребенка, защита прав детей.

Устав Организации Объединенных Наций (ООН) обязывает Организацию содействовать «уважению прав человека и основных свобод для всех, без различия рас, пола, языка и религии» и объявляет их уважение основой для достижения целей Организации (п. 3 статьи 1 и статья 55).

Все структуры ООН являются элементами международного механизма и служат одному делу: защите прав человека, в том числе несовершеннолетних детей, и гражданских свобод, демократии, ненасилию, взаимопониманию. Этим целям служат и деятельность Генеральной Ассамблеи, и совета Безопасности, и ЭКОСОС, и ЮНИФЕМ (Фонд ООН для развития в интересах женщин), и ЮНИСЕФ (Детский Фонд ООН), и ВОЗ, и ЮНЕСКО, и МОТ, и иные структуры ООН [5, см. ООН официальный сайт].

Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребенка были выделены в особую категорию. В начале 20 века права детей, как правило, рассматривались в контексте существующих проблем использования детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. Необходимость законодательно обеспечить охрану здоровья детей, защиту их прав побудила Лигу Наций принять Женевскую декларацию прав ребенка в 1924 году.

Первым нормативным актом ООН, касающимся только прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году Декларация прав ребенка, в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливое детство». Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества. Она подвела благородную моральную базу под охрану прав ребенка [5, см.

ООН официальный сайт]. Однако уже тогда было ясно, что она не обеспечивала надлежащих правовых гарантий и поэтому требовала дальнейшего усовершенствования.

Отмечая двадцатую годовщину принятия Декларации прав ребенка, ООН провозгласила 1979 год Международным годом ребенка. В ознаменование этого было проведено множество мероприятий и выдвинут ряд правовых инициатив, в числе которых было предложение, сделанное в 1978 году Польшей, рассмотреть в Комиссии по правам человека ООН проект Конвенции о правах ребенка. Автором первоначального проекта был польский профессор-международник Адам Лопатка. Работа над текстом проекта Конвенции велась десять лет и завершилась в 1989 году, ровно через тридцать лет после принятия Декларации прав ребенка [2, см. Конвенция о правах ребенка].

Конвенция о правах ребенка

20.11.1989 года Генеральной Ассамблеей ООН была одобрена Конвенция ООН о правах ребенка, которая вступила в силу для СССР 15.09.1990 года [2, см. Конвенция о правах ребенка].

Конвенция о правах ребенка явилась первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Во время работы над Конвенцией и после ее принятия Генеральной Ассамблеей были организованы совещания, в которых участвовали организации, органы и специализированные учреждения ООН с целью привлечь внимание и распространить информацию о Конвенции, имеющей глобальное значение для осуществления прав человека — прав детей. Это дало блестящие результаты. 26 января 1990 года началось подписание Конвенции. В первый день Конвенцию подписало 61 государство, что дало основание для ее быстрой ратификации. После ратификации Конвенции двадцатью государствами, в том числе и нашей страной, она вступила в силу 2 сентября 1990 года и стала частью международного права для этих государств [5].

Защита прав ребенка в семье находится под контролем УК. В ст. 156, в частности, устанавливается полная уголовная ответственность за уклонение от выполнения обязанностей по воспитанию, если данное деяние сопровождается жестоким обращением с малолетним. Последнее может быть выражено в непредоставлении питания, систематическом унижении, нанесении побоев, издевательстве, запирании на долгое время в одиночестве в помещении. Защита прав детей возложена на органы попечительства и опеки при районных администрациях, инспекцию ПДН при РОВД, прокуратуру (в частности, на помощника прокурора, уполномоченного осуществлять эту деятельность), КДН.

При неисполнении либо ненадлежащем выполнении обязанностей, связанных с воспитанием, родителем и прочим лицом, на которое они возлагаются, равно как и педагогом и иным сотрудником образовательного лечебного, воспитательного и другого учреждения, которое должно осуществлять надзор, если эти действия сопровождаются жестоким обращением, предусмотрена ответственность. В частности, может быть наложен штраф от 50 до 10 МРОТ, ограничена свобода на период до 2 лет с лишением возможности занимать ту или иную должность или выполнять определенную деятельность на протяжении трех лет либо без него. Жестокое обращение, в том числе психическое и физическое насилие, покушение на половую неприкосновенность малолетнего выступают в качестве основания для лишения родительских прав. Данное положение установлено в ст. 69 Семейного кодекса.

В рамках работы комитета была учреждена специальная должность – Уполномоченный по правам ребенка (УППР). Увы, но, деятельность уполномоченного не зафиксирована на федеральном уровне и контроль по данному вопросу возлагается исключительно на региональные законодательные акты. Более того, в отдельных краях и областях государства, ответственное лицо работает на общественных началах или в качестве сотрудника исполнительного органа власти.

Наибольшую независимость такая структура приобретает в том случае, когда действует как отдельный орган, призванный со стороны оценивать степень госучастия в сфере защиты прав несовершеннолетних граждан. В отдельных случаях наблюдается «поглощение» данной структуры такими учреждениями, как трудовой инспекцией или органом соцзащиты. Такой вариант не допустим, поскольку не позволяет исполнять УППР свои обязанности в полном объеме.

Перед представителем по правам ребенка ставятся такие задачи, как:

  • обеспечение защиты прав малышей и содействие по их восстановлению;
  • организация мероприятий, направленных на обеспечение правовой информированности детей и взрослых;
  • направление запросов в разные организации и предприятия;
  • получение необходимых материалов и информации на любом уровне;
  • беспрепятственное посещение любых организаций и проведение необходимых проверок;
  • · привлечение экспертов направление в исполнительные органы власти заявлений от лица ребенка о нарушении его прав.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *