- Налоговое право

Выплата страхового возмещения по осаго при гибели тс

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выплата страхового возмещения по осаго при гибели тс». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Согласно последним поправкам в законодательстве об обязательном страховании, суммы покрытия выросли в несколько раз. Страховые выплаты по ОСАГО за повреждение автомобиля на сегодняшний день составляет 400 000 рублей, а в отношении жизни и здоровья – 500 000 рублей.

Страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет: а) в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, 500 тысяч рублей; (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 223-ФЗ); б) в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, 400 тысяч рублей; (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 223-ФЗ).

Статья 7 Федерального Закона от 25.04.2002 года № 40 – ФЗ

Цифры конечно внушительные, но они являются максимальными. Для получения итоговых выплат учитываются многочисленные факторы, например, износ ТС, характер повреждений, рыночная стоимость и т.д. Как правило, сумма выплат страхового возмещения по ОСАГО в итоге значительно отличается от тех сумм, что мы указали выше, поэтому не стоит рассчитывать на хорошую компенсацию.

Полная гибель авто по ОСАГО рассчитывается с учетом износа или нет?

Когда есть пострадавшие в аварии, необходимо сделать все для того, чтобы направить их в больницу. И если водителю, у которого пострадает машина, будет выплачена компенсация в соответствии с повреждениями, то людям выплаты осуществляются в соответствии с нанесенными травмами.

Итак, сколько покрывает ОСАГО в случае нанесения вреда жизни и здоровью, мы уже знаем, это 500 000 рублей, однако при наступлении определенных случаев, страховая компания платит строго фиксированную сумму.

Нанесенный ущерб Размер компенсации в % Сумма выплат для участников ДТП
Инвалидность 1 степени 100 500 000 руб.
Инвалидность 2 степени 70 350 000 руб.
Инвалидность 3 степени 50 250 000 руб.
Ребенок-инвалид 100 500 000 руб.

В законе, регулирующем вопросы обязательного автострахования, обозначены максимальные размеры выплат, которые могут получить потерпевшие в дорожном происшествии. Согласно нормативному документу разработана следующая градация:

  1. Нанесение имущественного вреда. Данный исход события предусматривает возмещение по ОСАГО в сумме до 400 тыс. рублей на каждого пострадавшего;
  2. Нанесение вреда жизни и здоровью. При травмах и увечьях различной степени тяжести максимальная сумма достигает 500 тыс. рублей для каждого потерпевшего;
  3. Летальный исход. Смерть пострадавшего предусматривает выплату 475 тыс. рублей выгодоприобретателю из числа лиц, установленных законом, и 25 тыс. рублей — организатору погребения.

Если ДТП оформлено по системе Европротокола, то компенсация по возмещению максимум составляет 100 тыс. рублей. С 1 октября 2019 года максимальная сумма страхового возмещения может быть увеличена до 400 тысяч рублей при соблюдении одновременно двух условий:

  1. Участники аварии единогласны в отношении обстоятельств ДТП и не имеют разногласий о характере и перечне видимых повреждений ТС.
  2. Фиксация информации об аварии произведена её участниками с помощью мобильного спецприложения «ДТП.Европротокол».

Выплата по суброгации при полной гибели ТС

В случае, если гибель автомобиля была признана страховой компанией тотальной, существует несколько различных вариантов развития событий.

Например, если автомобиль был застрахован на 1 млн. рублей, имеет место необходимость восстановления его на 700 тыс. рублей.

Причем следует помнить о важном нюанса — возможности разрешения ситуации двумя различными способами:

  • оформление заявления об отказе от автомобиля в пользу компании;
  • автомобиль остается в собственности самого страхователя.

Если имеет место ситуация №1 — то клиент страховой компании получит к выплате полную сумму. В определенных случаях может быть вычтен амортизационный износ, некоторые иные платежи. Это может быть франшиза, другое.

Важно помнить, что процент амортизационного износа у каждой страховой компании свой собственный, отличный от остальных.

Под «годными остатками» подразумевающиеся сохранившиеся в целости детали, различные компоненты транспортного средства. Они могут быть использованы для дальнейшей установки на другой автомобиль.

При выборе варианта по поводу передачи прав собственности автомобиля нужно будет ориентироваться сразу на несколько различных факторов:

  • величину страховой суммы;
  • стоимость поврежденного автомобиля;
  • возможности в плане осуществления ремонта.

В случае, если величина амортизации невелика, то оптимальным решением будет именно отдать автомобиль страховой компании и получить полную выплату.

Очень важно прежде, чем сделать выбор в пользу какого-либо варианта, пристально проанализировать ситуацию — какой способ будет наиболее выгодным.

Обратить внимание при разрешении ситуации стоит на следующие моменты:

В связи со значительным количеством на наших дорогах иномарок возросли цены на запчасти к ним, а, соответственно, и убытки в аварийной ситуации. В зависимости от своих интересов фирмы-страховщики повышают или занижают стоимость запчастей и ремонта, чтобы создавать подобие гибели авто.

Например, страховщику выгодно признать погибшим почти новый автомобиль с небольшими повреждениями, ведь в таком случае клиент может отказаться от машины в пользу СК, благодаря чему они существенно занижают страховые выплаты.

Отсутствие утвержденных методов расчета стоимости авто в доаварийном состоянии и возможности точнейшего расчёта ценности оставшихся годных запчастей оказывается на руку страховым компаниям.

ФЗ от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об ОСАГО», полная гибель – это ситуация, при которой отремонтировать транспортное средство либо нельзя, либо можно, но сумма затрат при этом будет равна стоимости самого автомобиля или превысит ее. Признать машину таковой сразу невозможно, поскольку определение требуемых затрат на восстановление навскидку крайне сложно: нужны подробные расчеты.

Однако тотальная гибель автомобиля вовсе не означает уничтожение всех запчастей. При этом наличие уцелевших деталей не покрывается данный понятием: важна конструктивная целостность авто.

Вернуться ○ Как рассчитывается сумма выплат? Страховая компания, с который заключен договор КАСКО или ОСАГО, должна самостоятельно рассчитать сумму выплаты при полной гибели транспортного средства.

  • «Пункт 5.5 Положения о единой методике расчетов:
  • Сго = Ц * КЗ * КВ * КОП * ∑ i = 1 N C i 100
  • где:
  • Ц — стоимость транспортного средства в неповрежденном виде на момент определения стоимости годных остатков;
  • КЗ — коэффициент, учитывающий затраты на дефектовку, разборку, хранение, продажу;
  • КВ — коэффициент, учитывающий срок эксплуатации транспортного средства на момент повреждения и спрос на его неповрежденные детали;
  • КОП — коэффициент, учитывающий объем (степень) механических повреждений транспортного средства;
  • Сi — процентное соотношение (вес) стоимости неповрежденных элементов к стоимости транспортного средства, %;
  • n — количество неповрежденных элементов (агрегатов, узлов).»

Кроме того, важно учитывать затраты на демонтаж, устранение незначительных дефектов, хранение и продажу деталей.

При возникновении страховой ситуации потерпевший может претендовать на получение компенсации по стоимости ТС в рамках установленного законодательно лимита по ответственности (порядка 400 тыс.

руб) без стоимости годных к дальнейшему использованию деталей, рассчитываемой по специальной формуле.

Как считаются платежи по КАСКО? В случае полной гибели автомобиля по КАСКО размер покрытия рассчитывается следующими способами:

  • Клиенту выплачивается причитающийся размер страховки в полном объеме за вычетом износа, если отказывается от прав собственности на транспортное средство. Применяемые нормы износа указываются в правилах любого страховщика и не всегда оказываются приемлемыми для клиента. В ряде случаев, предпочтительных для выгодополучателя, износ пересчитывается по календарным дням равномерно.

ОСАГО и возмещение ущерба при ДТП в 2020 году

Конструктивная гибель автомобиля разительно отличается от иных видов повреждений, которые автотранспорт получает в результате воздействия страхового случая.

В любом случае калькуляция расчета стоимости производства ремонтных работ, которую составляет страховая компания, должна быть обоснована, соответствовать установленному сторонами порогу, например, 75 %.

Расчет суммы возмещения производится двумя методами:

  • из общей суммы возмещения за вычетом остаточной стоимости автомобиля, цены франшизы, других сумм, оговоренных в договоре;
  • из страховой суммы вычитается цена франшизы, если имеются в договоре иные виды отчислений.

Страховые компании принуждают клиента принять первый вариант, так как сумма покрытия ущерба меньше, процедура оформления документов упрощена, но он убыточен для страхователя.

Они получают определенную прибыль при установлении полного уничтожения автомобиля, потому что размер возмещения подсчитывается за вычетом от рыночной стоимости суммы амортизации, франшизы, остаточной стоимости.

Понятие тотальной гибели автомобили содержится в Правилах страхования КАСКО, а также нормах страхового договора.

Речь идет о безвозвратной утрате машины без возможности ремонта.

Причиной гибели может быть:

  • абсолютное уничтожение (например, в ДТП или в результате утопления);
  • выбытие из сферы человеческого воздействия (вследствие угона, хищения);
  • повреждение, при котором его ремонт не возможен по техническим причинам.

Различают также понятие конструктивной гибели, когда стоимость восстановительного ремонта равна или превышает 65-80% действительной стоимости застрахованного автомобиля. В этом случае страховщики обычно признают тотал и выплачивают страховую сумму деньгами (без перевода на счет СТО).

Подписывая договор КАСКО, обратите внимание на размер стоимости ремонта, при котором страховщик признает конструктивную гибель машины. У одних страховщиков он может составлять 65%, а у других все 80% стоимости объекта страхования. Чем ниже показатель, тем больше шансов купить другую машину за счет страховой выплаты, а не ремонтировать старую.

Что бы там не говорили про тяготы автогражданки, автовладелец, оказавшись однажды виновником ДТП, испытывает «чувство глубокого удовлетворения» от наличия у себя полиса ОСАГО . Обычно водителя, причинившего вред, волнует единственный вопрос – размер нанесенного им ущерба. Вдруг он окажется значительным, и положенных по полису ОСАГО 400 000 рублей на ремонт не хватит? Поэтому, когда выясняется, что потерпевший является счастливым обладателем страховки КАСКО (которая, конечно же, «покроет» любой ущерб), виновник облегченно вздыхает: «Повезло!»

Далее события неизбежно развиваются следующим образом. Пострадавший в аварии автовладелец, не имея к виновнику никаких претензий, обращается в свою страховую компанию и с помощью КАСКО спокойно решает все свои финансовые проблемы. Виновник ДТП, в свою очередь, чувствует себя в полной безопасности, будучи уверенным, что разбитый из-за него автомобиль благополучно отремонтирован. Но спустя некоторое время, может быть год или два, он внезапно получает так называемое «письмо счастья» – претензию от страховой компании потерпевшего с требованием возместить ей в порядке суброгации денежные средства, выплаченные клиенту по полису КАСКО .

Понятие «суброгация» регламентируется статьей 965 ГК РФ и означает, что страховщик после компенсации убытков автовладельцу, пострадавшему в аварии не по своей вине, имеет законное право вернуть потраченные деньги.

Денежные средства должно возместить лицо, причинившее ущерб, т.е. с виновник ДТП. Проще говоря, если в нашем примере ущерб потерпевшему составил 600 000 рублей, страховая компания выплачивает своему клиенту означенную сумму по полису КАСКО. После этого, воспользовавшись своим правом на суброгацию, требует всю сумму с виновника ДТП. Правда, поскольку у виновника всё-таки имелась действующий полис «автогражданки», сначала последовало обращение к его страховщику. Тот возместил 400 000 рублей в рамках лимита выплаты по ОСАГО. Но вот остальные 200 000 рублей виновнику придется компенсировать из собственных средств.

Полная гибель (тотал) автомобиля при ОСАГО

Прежде всего, следует знать, что срок исковой давности по суброгации составляет три года с момента ДТП. Но при этом ни в коем случае нельзя надеяться на то, что если страховщик обратился в суд позже обозначенного срока (редко, но случается), то ему автоматически откажут в иске. Претензию страховой компании игнорировать нельзя. Как правило, при молчании или отсутствии ответчика суд склонен удовлетворять требования страховой компании, хотя прекрасно понимает, что та нарушила сроки.

Для того чтобы страховщик получил 100-процентный отказ, необходимо заявить в суде об истечении срока исковой давности суброгации, причем сделать это до вынесения постановления.

При суброгации в КАСКО, как правило, применяется досудебный порядок разбирательства. То есть, страховщик не вызывает виновника непосредственно в суд, а для начала отправляет ему досудебную претензию, в которой предлагает возместить ущерб добровольно. Причем делается это обычно спустя 2 – 2,5 года после происшествия, когда виновник окончательно расслабился и позабыл не только все обстоятельства, но и сам факт ДТП. Тем не менее, ему предстоит решить, насколько требуемая сумма реальна и обоснована. Стоит ли бороться за свои права или целесообразнее попытаться, например, попросту договориться о рассрочке платежа. В этом вопросе страховщики обычно охотно идут навстречу. Еще надо заметить, что иногда для демонстрации серьезности своих намерений бывает достаточно обратиться к юристу, который не только сумеет договориться с компанией о рассрочке, но и убедит ее «скостить» определенную сумму.

Адекватным страховщикам лишние судебные разборки со строптивыми ответчиками ни к чему, так как гораздо проще переключить свое внимание на более «перспективных» клиентов.

Нередко страховая компания, выдвигая претензию, ограничивается скромным листочком, в котором напоминает об аварии, невнятно перечисляет соответствующие статьи закона, а в заключении неожиданно резюмирует, что «задолженность перед компанией составляет энную сумму». Такое требование считается необоснованным, потому что страховщик обязан предоставить полный пакет документов, как то:

  1. Документы, которые подтверждают размер ущерба: акт осмотра ТС независимыми экспертами с полным описанием повреждений и фотографиями в оригинале, расчет стоимости ремонта или квитанции об его оплате.
  2. Документы, подтверждающие виновность в аварии: справку о ДТП, постановление об административном правонарушении или постановление суда.
  3. Документы, подтверждающие право на суброгацию: копия ПТС транспортного средства, копия полиса и квитанция об оплате, копия заявления страхователя о наступлении страхового случая.
  • Страховщик получает право на суброгацию только после выплаты компенсации потерпевшему.
  • Соответственно, размер денежной претензии к виновнику должен находиться в пределах оплаченной ранее суммы ущерба.
  • Еще один важный момент: водитель, ставший виновником ДТП при исполнении служебных обязанностей, не должен платить по суброгации, эта ответственность лежит на его работодателе.

Тотальная гибель автомобиля по ОСАГО в 2020 году

Водитель обязан уведомить своего страховщика о происшествии как можно быстрее. Даже если есть полное согласие по вопросу, кто виновен, и сотрудники ГИБДД не вызывались. Новые правила возмещения ущерба допускают оформление европротокола. Лучше это сделать на месте.

В п. 5 ст. 11 закона №40-ФЗ сказано, что решение о страховом возмещении принимается на основании оформленных уполномоченными сотрудниками полиции документов о ДТП, за исключением случаев, когда выбирается европротокол. О заполнении бланка СК также должна извещаться. В п. 6 того же закона сказано, что документы могут оформляться в присутствии страховщика или его представителя, который прибудет по сообщению пострадавшего. На подачу документов в СК потерпевшему отводится пятнадцать суток. А если используется европротокол – всего пять дней.

Получить страховку можно только после оценки повреждений автомобиля. Задача решается страховщиком или совместными усилиями с владельцем ТС. Как страховые компании оценивают ущерб, точнее, как они должны это делать, определено в Правилах ОСАГО.

При этом учитывают возраст машины, остаток ресурса (износ, пробег), характер внешних и внутренних повреждений. Вычислить такие параметры без помощи экспертов невозможно. Максимум через пять дней после получения заявления на возмещение назначаются место и время экспертизы. Проводится она специалистами СК или независимыми экспертами по направлению. Требование закреплено в п. 3.11 Положения Банка России №431-П от 19.09.14 г.

Страхователь имеет право инициировать независимую оценку. Если принято такое решение, страховщика нужно известить в течение трех дней. Экспертиза проводится организацией, имеющей в штате хотя бы одного аттестованного эксперта-техника. Результатом анализа повреждений должно стать заключение, на основе которого начисляется выплата.

Для обязательной страховки в ст.7 закона №40-ФЗ указаны размеры предельных выплат за причиненный вред:

  • имуществу – 400 тысяч рублей;
  • жизни и здоровью – 500 тыс. рублей.

По европротоколу сумма компенсации до 100 или 400 тыс. рублей в зависимости от наличия или отсутствия разногласий и способа фиксации обстоятельств аварии и передачи данных.

В случае смерти потерпевшего родственники могут рассчитывать на следующие суммы (гл. 4 правил ОСАГО):

  • на погребение – 25 тыс. руб.;
  • за гибель кормильца – 475 тыс. рублей.

Размер компенсации не снижается на сумму предыдущей выплаты и может быть всегда максимальным. Максимальная выплата не распределяется между пострадавшими, если их несколько. То есть каждый может получить максимум.

Если возмещается ущерб от ДТП слишком медленно или страховщик не исполняет свои обязанности, страхователь имеет право оформить претензию (ст.16.1 закона №40). СК получает 10 суток на рассмотрение документа и еще 10 дней – на выплату.

Если страховщик снова откажет, придется пройти по инстанциям в таком порядке:

  1. Обращение в РСА. Это наиболее эффективный метод воздействия. Хотя на страховщика можно пожаловаться и в Департамент страхового рынка Банка России.
  2. Подача иска суд.

В случае положительного решения суда страховщика обяжут выплатить компенсацию, а также заплатить неустойку (1% от страховой суммы) и пеню (0.05% за каждый день просрочки).

Как возместить ущерб по ОСАГО в 2020 году: ремонт или денежная компенсация

Под полной гибелью (тотал) автомобиля понимается причинение такого ущерба транспортному средству, при котором стоимость восстановительного ремонта сопоставима со стоимостью самого автомобиля, т.е. ремонт становится экономически нецелесообразен. У разных страховых компаний суммарный объем повреждений автомобилю, который позволяет установить факт наступления такого страхового случая, может варьироваться в диапазоне от 65 до 80%.

По общим правилам осуществления страховых выплат в случае полной гибели транспортного средства сумма возмещения должна составлять размер рыночной стоимости автомобиля на дату наступления страхового случая. Правила страхования, регламентированные законодательством, не предусматривают никаких удержаний из данной суммы, однако на практике страховые компании пользуются любой возможностью, чтобы существенно уменьшить размер страхового возмещения.

Для определения размера страхового возмещения необходимо проведение экспертной оценки стоимости ущерба. Как правило, на этом этапе интересы страховой компании и владельца автомобиля становятся кардинально противоположными.

В интересах страховой компании оценку проводит оценщик-партнер, который может существенно завысить общий процент повреждений, чтобы страховщик мог зафиксировать факт полной гибели автомобиля. При этом реальный характер ущерба позволяет сделать вывод о возможности проведения ремонта и восстановлении надлежащего состояния машины. Такое стремление страховой компании признать факт полной гибели автомобиля вызвано следующими возможными вариантами исполнения обязательств по полису:

  • страхователь получает сумму возмещения за вычетом амортизационного износа, а поврежденный автомобиль передается в собственность страховой компании;
  • поврежденный автомобиль остается у страхователя, однако размер возмещения подлежит уменьшению на сумму амортизационного износа и стоимость годных остатков транспортного средства (оставшихся в пригодном состоянии после причинения ущерба).

Так как определение суммы выплаты при таком страховом случае зависит от времени его возникновения, на начальном сроке действия полиса вариант с полной выплатой может оказаться выгодным для владельца автомобиля. Аналогичная ситуация может сложиться, если полис не предусматривает учет процента износа при формировании размера выплаты.

Однако в большинстве случаев клиент вправе рассчитывать на получение суммы возмещения, которой едва хватит на покрытие остатка по кредитному обязательству за автомобиль. При этом страховщик получает в собственность транспортное средство, которое может быть успешно восстановлено и реализовано через сеть партнеров.

Для успешного оспаривания отказа в выплате или ее существенном занижении, владельцу автомобиля необходимо предпринять следующие действия:

  • предоставить доказательства возможности восстановления поврежденного автомобиля для признания недействительным факта наступления страхового случая ТОТАЛ;
  • с помощью опытного юриста или по запросу суда истребовать у страховщика исчерпывающий отчет параметров, по которым был признан факт полной гибели;
  • провести независимую оценку характера и степени повреждений от причиненного ущерба;
  • в случае подтверждения независимым оценщиком факта полной гибели автомобиля следует провести оценку стоимости годных остатков — это позволит существенно уменьшить размер удержаний.

Наличие всевозможных тонкостей при определении страхового случая «полная гибель» позволяет страховым компаниям допускать многочисленные злоупотребления при обращениях за страховыми выплатами. Учесть все нюансы можно только при доскональном понимании механизма расчета суммы возмещения, а его отсутствие делает необходимым обращение за помощью к услугам опытных юристов.

При рассмотрении дела в суде ключевым доказательством будет являться отчет независимого оценщика, который позволит не только соблюсти интересы владельца машины, но и привлечь страховую компанию к ответственности за нарушение прав потребителя.

Термин «тотал», используемый страховщиками в отношении транспортного средства, пострадавшего в ДТП, означает то, что стоимость ремонта поврежденного автомобиля фактически превышает его стоимость. Но безутешному автовладельцу, лишившемуся железного коня, не всегда понятно, является ли его автомобиль тотально погибшим, и на каком основании можно считать его таковым. В представлении обывателя, тотально погибший автомобиль представляет собой груду искореженного железа. На деле картина может выглядеть вовсе не так ужасно.

Определение, какое транспортное средство можно считать погибшим, содержится в Законе «Об ОСАГО» № 40-ФЗ. Согласно положениям статьи 18 этого документа, о полной гибели машины можно говорить в том случае, если восстановить ее невозможно, или же, если ремонт обойдется в сумму, равную или превышающую рыночную стоимость авто на момент аварии. Стоимость восстановительных работ, достигающая 70% от рыночной цены машины до аварии, уже является поводом говорить о нецелесообразности ремонта и о признании ТС погибшим.

Зачастую, определить на глаз, является ли машина погибшей безвозвратно, нельзя. Чтобы повреждения были признаны тотальными, необходимо провести тщательную экспертизу и сделать соответствующие расчеты. Сложность заключается в том, что даже очень сильно пострадавший автомобиль может содержать узлы и детали, пригодные к дальнейшему использованию или к продаже. Такие уцелевшие элементы называют годными остатками.

Максимальное возмещение ущерба по ОСАГО при ДТП

Горюющего собственника признанного автомобиля с тотальными повреждениями, в первую очередь, интересует вопрос о том, в каком размере страховая компания компенсирует ему ущерб. Законом «об ОСАГО» установлено, что полная гибель пострадавшего автомобиля должна возмещаться в размере ее рыночной цены, сложившейся на момент аварии, за вычетом из нее стоимости всех годных остатков, которые часто остаются в собственности владельца (статья 12, пункт 18).

В стремлении сократить свои расходы страховщики не смущаясь вычитают из суммы страхового возмещения стоимость годных остатков, считая их собственностью потерпевшего водителя. Однако автовладелец не всегда желает связываться с продажей уцелевших запчастей или планирует их использовать в дальнейшем. Чаще всего они ему вовсе не нужны.

В этом случае возникает вопрос, что же делать с уцелевшими запчастями? Можно ли отказаться от них? Ответ на этот вопрос дал Пленум Верховного Суда. Своим Постановлением № 58 от 26.12.2017 года он установил, что возвращать автовладельцу годные остатки против его желания страховщик не имеет права. Если запчасти остаются в распоряжении СК, компенсация выплачивается в полном объеме. Ее сумма не подлежит уменьшению на стоимость этих деталей. Если же автовладелец желает получить годные остатки в свое распоряжение, страховщик должен сократить сумму выплаты на их стоимость.

Собственник погибшего авто сам должен решить, забирать ему оставшиеся целыми детали или нет. Навязывать ему остатки страховая не имеет права.

Взаимодействие со страховой по вопросу получения компенсации в случае гибели ТС ничем не отличается от стандартной процедуры. Пострадавшему водителю следует придерживаться обычного алгоритма действий:

  1. Зафиксировать и подтвердить документами факт дорожного происшествия.
  2. Подать заявление в страховую компанию.
  3. Оценить полученный в аварии ущерб.
  4. Получить выплату.

Если автовладелец не согласится с суммой и решит, что эксперт в угоду страховщику завысил стоимость годных остатков, он имеет право инициировать независимую оценку ущерба. При существенном расхождении данных экспертизы владельцу погибшей машины следует обращаться за защитой своих финансовых интересов в суд. Если же автовладелец согласен с суммой, предложенной СК, он может получить ее переводом на банковский счет или наличными в кассе в течение 2-4 недель.

Если авария нанесла автомобилю серьезный ущерб, не стоит сразу соглашаться с желанием страховщика признать его погибшим. Нередко он заводит речь о тотале просто потому, что ему выгоднее выплатить компенсацию, чем заниматься длительным и дорогостоящим ремонтом. Задача владельца — тщательно изучить мнение экспертов, прежде чем согласиться с тоталом по ОСАГО.

ОСАГО – обязательный продукт, в рамках которого предусмотрена гарантированная выплата пострадавшей в ДТП стороне. Что касается виновной стороны, то она будет ремонтировать машину за счет собственных средств.

Максимальный размер выплаты предусмотрен на законодательном уровне и составляет на каждого пострадавшего:

  • не более 160 тыс рублей, если причинен вред жизни и здоровью;
  • не более 400 тыс рублей, если причинен ущерб ТС.

Возместить ущерб по ОСАГО страховая компания сможет в случаях, которые оговорены в правилах:

  • Полная гибель. В данном случае производится выплата рыночной стоимости. Если выплата превышает оговоренный лимит в рамках обязательного продукта, то разницу обязан выплатить виновник.
  • Частичное повреждение. При получении частичного повреждения компания выплачивает средства, которые необходимы для проведения ремонтных работ.
  • Дополнительные расходы. В эту группу включены дополнительные расходы, которые возникают у пострадавшего, в результате наступления страхового случая: расходы на эвакуацию или хранение вещей.

Поскольку не все знают, что такое прямое возмещение убытка (ПВУ), отметим – это вариант получения компенсационной выплаты, при котором потерпевшая сторона обращается в офис страховой компании, в которой был куплен бланк ОСАГО.

Важно! Обращаться по прямому урегулированию клиенты смогли только после внесения правок в закон, которые были 2 августа 2014 года. Ранее получить выплату можно было только в компании виновной стороны.

При этом важно учитывать, что обратится по ПВУ, пострадавшая сторона сможет только при соблюдении всех требований:

  • в ДТП участвуют только 2 транспортных средства;
  • стороны договорились, кто является виновной и потерпевшей стороной;
  • нет обоюдной вины при ДТП (когда виноваты оба участника движения);
  • в результате аварии никто не пострадал;
  • у каждой стороны есть действующий бланк ОСАГО.

Если все требования выполнены, можно фиксировать страховой случай и обращаться в офис страховой компании для получения компенсации.

Важно! Зарегистрировать страховой случай можно как самостоятельно, если сумма убытка не превышает 50 тыс рублей (для региона) или 400 тыс рублей (для Москвы, Санкт-Петербурга +области) так и через сотрудников ГИБДД. В первом случае стоит обратиться в офис страховщика в течение 5 рабочих дней, иначе в выплате будет отказано.

Для получения выплаты необходимо подготовить полный пакет документов и обратиться в офис своей компании. Специалисты отдела урегулирования убытков примут пакет документов, осмотрят полученные повреждения и после озвучат вариант выплаты.

Страховое возмещение по ОСАГО при смерти потерпевшего

Как уже было сказано, при страховании автогражданской ответственности страховая компания обязана возместить убытки потерпевшей стороне. При этом, начиная с 2014 года страховщик может как выплатить средства, так и выдать направление на станцию.

Процедура ремонта на станции:

Согласование ремонта Первым делом необходимо обратиться в офис страховой компании и получить направление на станцию. Однако прежде чем выдать направление, уполномоченный сотрудник страховой компании:

· осмотрит ТС на наличие повреждений;

· определит, на какой станции смогут произвести ремонт;

· согласует со станцией стоимость ремонтных работ;

· выдаст направление.

На практике процедура согласования длится до 5 рабочих дней.

Предоставление авто Получив направление потерпевшему необходимо проехать на станцию и предоставить авто для проведения ремонтных работ. Сроки ремонта напрямую зависят от характера повреждений.
Подписание акта Как только машина будет восстановлена, потерпевшей стороне необходимо подписать акт приема-передачи. Ставя подпись, каждый водитель должен понимать, что претензий к качеству работ не имеет.
Доплата На практике бывают случаи, когда клиенту необходимо произвести доплату, поскольку сумма ущерба превышает лимит выплат. Такие вопросы обговариваются прежде, чем выдать направление.

Поскольку страховщики предлагают два варианта возмещения компенсации после ДТП по ОСАГО, рассмотрим, какой способ будет наиболее выгодным.

Для того чтобы разобраться в этом вопросе, рассмотрим положительные и отрицательные стороны каждого варианта.

Вид компенсации Плюсы Минусы
Ремонт Нет необходимости самостоятельно искать станцию, которая сможет провести ремонтные работы. Новое ТС могут отправить на станцию неофициального дилера или пункт, который территориально находится далеко.
Деньги Право выбора, поскольку на практике водители самостоятельно устраняют мелкие повреждения и экономят на ремонте. Может не хватить на оплату ремонта, в результате чего, придется вкладывать собственные деньги.

Получается, каждый клиент должен сам решить, что ему выгоднее. Как показывает практика, по новым автомобилям выгоднее вариант – выплата на станции. Благодаря этому автолюбители могут провести ремонт на станции официального дилера и сохранить гарантию.

Тем клиентам, которые открыли свое СТО или ремонтируют авто на станции знакомых, по минимальным ценам, подходит вариант – выплата деньгами. Такие автолюбители, в большинстве случаев, тратят деньги только на запчасти.

Не секрет, что на практике страховщики занижают сумму выплаты, с целью сокращения расходов. Необходимо знать, что согласно закону каждый пострадавший имеет право на получение полной выплаты, в рамках лимита.

Что делать, если выплаты не хватает для проведения ремонта:

Обратиться к независимому эксперту Первым делом необходимо самостоятельно обратиться к независимому эксперту, который осмотрит автомобиль и укажет реальную сумму причиненного ущерба. Помимо официального заключения необходимо взять чек, подтверждающий оплату услуг.
Взять справку с банка Поскольку страховщики перечисляют средства на карту пострадавшего, предстоит обратиться в банк и взять выписку. В документе должна быть отражена:

· дата выплаты;· сумма;

· организация, которая перечислила средства.

На практике банки выдают выписку совершенно бесплатно, сразу в день обращения.

Составить досудебную претензию Составить претензию вы можете самостоятельно или обратиться за помощью к эксперту на нашем портале.
Дождаться ответа В течение 5 рабочих дней страховая компания должна предоставить официальный ответ или произвести выплату.

На практике страховые компании неохотно выплачивают деньги по требованию клиента. Такое встречается только в крупных компаниях, которые дорожат не только своей репутацией, но и каждым клиентом.

Согласно закону, в рамках договора ОСАГО получить компенсацию сможет только пострадавшая сторона. Виновному придется компенсировать все расходы с восстановительным ремонтом за свой счет. Чтобы этого не произошло, опытные эксперты советуют при оформлении ОСАГО сразу заключать договор КАСКО.

Благодаря добровольной защите будут компенсированы все расходы, которые возникнут даже по вине страхователя. Как показывает практика, стоимость договора намного дешевле, чем расходы по восстановительному ремонту.

Узнать стоимость КАСКО вы можете даже не выходя из дома. Для этого необходимо воспользоваться калькулятором на нашем портале и указать несколько обязательных параметров. Вся информация предоставляется не только быстро, но и бесплатно.

Конструктивная гибель автомобиля по ОСАГО

Все изменения в отношении страховых выплат фиксируются в Федеральном законе «Об общеобязательном страховании автогражданской ответственности» № 40-ФЗ. Он был первый раз издан 25-го апреля 2002-го года.

Последняя редакция данного закона частично действует с 1-го июля 2017-го года, а полностью вступает в силу 1-го октября 2017-го года.

Если человека интересует максимальное возмещение ущерба по ОСАГО, в первую очередь важно обратить внимание на следующее: расчет стоимости всех выплат по ОСАГО производится на базе обозначенных пределов в размерах конкретных страховых сумм.

Все пределы заранее устанавливаются в конкретном числовом эквиваленте.

С 1-го сентября 2017-го года получение выплат по ОСАГО будет полностью зависеть от выполнения сроков предоставления документов страховщику.

Когда участник ДТП не успевает собрать все необходимые бумаги в течение 20-ти дней, ему вправе вообще отказать в выплате страховки.

Сотрудники страховых компаний предоставят по телефону информацию о необходимом пакете документов. Можно использовать разные подтверждения:

  • протокол сотрудника ГИБДД;
  • извещение об аварии;
  • письменные показания очевидцев ДТП;
  • материалы в формате видео, фото;
  • решение суда об определении виновника ДТП.

До внесения изменений в Федеральный закон № 40 01 апреля 2015 года, предельная сумма компенсации по ущербу здоровью и жизни составляла 160 тыс. руб., из которых 25 тыс. руб. были единовременной выплатой на погребение. Если в ДТП гибли несколько человек, каждому из них выплачивались по 25 тысяч, а остальные деньги делились между пострадавшими.

Действующая редакция закона указывает на то, что лимит выплат каждому потерпевшему составляет 500 тыс. руб., причем максимальный размер компенсации — только при самом неблагоприятном исходе — гибели человека. Размер выплат по инвалидности трех групп, ребенку и при различных травмах указан в специальных таблицах, разработанных Правительством и Министерством финансов РФ.

Действующее законодательство защищает граждан, как находящихся в транспортном средстве, так и участвующих в процессе дорожного движения. Даже если пешеход в нарушение ПДД бросится под колеса и погибнет, родственники вправе подать в суд на водителя в порядке гражданского иска. Действующая редакция Гражданского кодекса РФ (ст. 1079 ГК РФ) оговаривает: водитель управляет источником повышенной опасности и должен принимать все меры к обеспечению безопасности окружающих.

Правила дорожного движения РФ (Постановление Правительства РФ № 1090 от 23.10.1993 в редакции от 10.09.2016) выделяют три типа участников дорожного движения — водителей, пассажиров и пешеходов. Выплата по ОСАГО по случаю гибели прямо зависит от степени вины в случившемся, однако, как было сказано выше, каждый вправе воспользоваться правом гражданского иска для взыскания с виновника.

Смертельный исход: Водителя Пешехода Пассажира
Невиновен До 500 тыс. руб. До 500 тыс. руб. До 500 тыс. руб.
Виновен Гражданский иск Ничего (если своими действиями помешал водителю, что привело к ДТП)
Обоюдная вина По решению суда Гражданский иск Гражданский иск

Степень вины пассажира в ДТП практически не рассматривается в рамках расследования ДТП, хотя он вправе оказать прямое влияние на водителя (отвлечь, попытаться вырвать руль, затеять драку). Если авария произошла, и буйный пассажир получил телесные повреждения и погиб, он считается виновником и выплата за утрату жизни и здоровья не производится. Водитель, соответственно, становится потерпевшим.

При наступлении страхового случая к месту ДТП незамедлительно вызываются сотрудники ГИБДД (европротокол при травматизме и смертельном исходе не применяется), которые составляют протокол или постановление и выдают справку о ДТП. С ней и рядом иных документов официальные представители потерпевшего обращаются в страховую компанию за возмещением. Вот перечень стандартных документов, необходимых для передачи в страховую компанию:

  • копия гражданского паспорта погибшего;
  • справка о смерти в результате вреда, полученного в ДТП;
  • справка о ДТП с указанием погибшего лица;
  • справка о родственных связях между заявителем и погибшим;
  • документы, указывающие на ухудшение жизни наследников;
  • иные документы.

Обратите внимание! Предельная выплата по ОСАГО при возмещении вреда здоровью составляет 500 тыс. руб., однако, в случае гибели человека, она делится в пропорции 25:75, где первая часть «идет» на погребение, а вторая выплачивается законным представителям как компенсация.

Если в семью пришла беда и один из ее членов погиб в ДТП, законные представители вправе рассчитывать на компенсацию, но только в том случае, если погибший невиновен в аварии. Это касается аварий с участием гражданского автотранспорта, но неприменимо при ДТП с участием общественного (за исключением метрополитена) — там применяется ОСГОП с предельной выплатой по ущербу жизни и здоровью 2 025 000 рублей.

Помимо компенсаций в рамках автогражданки, родственники или законные представители погибшего вправе подать в суд на виновника аварии. Если речь идет о пешеходе либо лице, непосредственно не участвующем в дорожном движении, то, даже в случае своей вины, водитель может выплачивать компенсацию за причиненный ущерб, поскольку управляет источником повышенной опасности.

Здесь все просто, и игра с расчетами базируется на утверждении о том, что чем моложе автомобиль, тем выше стоимость его годных остатков. Поэтому в большинстве случаев СК с радостью признают машину тотальной, чтобы заплатить поменьше, ведь платят они по формуле (рынок – годники).

Кроме этого, при каждом конкретном страховом случае СК будет смотреть на сам размер ущерба с учетом износа, который ей по закону надо заплатить потерпевшему, если гибель ТС не наступила Приведем пример:

Страховая компания сделала первичный расчет ущерба и получила следующие данные:

1) Машина возраст- 6 лет

  • средняя рыночная стоимость (рынок) 500 000 р.
  • стоимость ремонта с износом 300 000 р. без износа 520 000 р.
  • годные остатки — 150000 р.

То есть у СК два варианта выплаты, и вы сейчас сами поймете, какой из них она выберет:

А) 350000 руб. — признать «тотал» и заплатить по формуле рынок — годники= 500 000-150 000

Б) 300000 руб. — не признавать «тотал» и заплатить с учетом износа 300 000,

Страховая выберет 2 вариант, ведь для этого всего-то надо сделать дополнительные расчеты (подшаманить отчет об оценке), а прежние отправить в мусорную корзину, и в обоих случаях «тотала» не будет:

  • сделать стоимость ремонта без учета износа меньше, чем 500000 р. (рынок)
  • либо сам рынок сделать больше стоимости ремонта без учета износа (520 000 руб.)

Вот такая простая арифметика, по которой СК сэкономит, а потерпевший не дополучит свои законные 50 000 рублей.

Ну конечно, стоит сказать о том, что по новым автомобилям, чья цена заранее известна, и подтверждена документально (договор, чеки), такого рода махинаций с рыночной стоимостью ТС быть не должно.

Страховой фирме выгоднее признать полную гибель транспортного средства, чем оплачивать его ремонт.

Ремонт – дело дорогое и экономически невыгодное. А если еще нет третьего лица, с которого можно взыскать средства за ремонт?

Дли страховщика тотал – способ минимизировать свои денежные потери.

И злоупотребления на этой почве частое явление:

  • Необоснованное признание полной гибели автомобиля.
  • Намеренно завышение стоимости остатков авто, что непосредственно влияет на стоимость выплат. Чем дороже остатки, тем меньше выплаты.

Организация в связи с покупкой автомобиля 1 октября 2012 года застраховала свою гражданскую ответственность, а также оформила договор КАСКО. Стоимость полиса ОСАГО составила 6 000 руб., КАСКО — 60 000 руб.

Сумма страховых взносов по ОСАГО перечислена 1 октября 2012 года.

По договору КАСКО предусмотрена уплата страховой премии в два этапа: до 2 октября 2012 года и до 1 апреля 2013 года. Оплата взносов за первые 6 месяцев произведена 1 октября 2012 года.

Период страхового срока по договорам ОСАГО и КАСКО — с 1 октября 2012 года по 30 сентября 2013 года.

Рассмотрим отражение этих событий в учете организации.

1) Перечисление страховой премии отражается документами Списание с расчетного счета для вида операции Прочее списание:

от 01.10.2012 — на сумму страховых взносов по ОСАГО и первого платежа по договору КАСКО;

от 30.03.2013 — на сумму второго платежа по договору КАСКО.

В разделе Расшифровка платежа формы документа Списание с расчетного счета указывается:

  • счет дебета 76.01.9 «Платежи (взносы) по прочим видам страхования»;
  • аналитика по субконто Контрагенты и Расходы будущих периодов.

В описании статьи будущих периодов в справочнике Расходы будущих периодов указывается (рис. 1):

  • Вид РБП — Прочие;
  • Способ признания расходов — По календарным дням;
  • Сумма — сумма перечисленной страховой премии;
  • Начало списания и Окончание списания — оплаченный период страхования;
  • Счет и Субконто — счет и аналитика, на которые списываются страховые взносы;
  • Вид актива — «Прочие оборотные активы».

При эксплуатации автомобиль организации может пострадать в результате ДТП. Ущерб, причиненный автомобилю в этом случае, может быть возмещен:

  • в рамках договора ОСАГО страховой компанией виновника аварии, если организация не приобретала полис КАСКО-страхования и в аварии виноват не ее сотрудник;
  • в рамках договора КАСКО вне зависимости от того, кто признан виновником — сотрудник организации или владелец другого автомобиля.

При этом и по договору ОСАГО, и по договору КАСКО страховая компания может возместить сумму ущерба путем денежной выплаты либо в счет этой выплаты организовать и частично или полностью оплатить ремонт в выбранной ею или пострадавшей стороной авторемонтной организации.

При выплате страховой компанией возмещения в денежном выражении оно в бухгалтерском учете признается прочим доходом (п. 7 ПБУ 9/99), а для целей налогообложения прибыли учитывается как внереализационный доход (п. 3 ст. 250 НК РФ). Датой его получения считается дата признания страховой компанией суммы возмещения ущерба (подп. 4 п. 1 ст. 271 НК РФ).

Суммы страхового возмещения, получаемые при наступлении страхового случая, не связаны с оплатой реализуемых товаров, работ, услуг, поэтому они не включаются в базу по НДС (письма Минфина России от 24.12.2010 № 03-04-05/3-744 и ФНС России от 29.12.2006 № 14-2-05/[email protected]).

Учет возмещения ущерба денежными средствами в «1С:Бухгалтерии 8» рассмотрим на следующем примере.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *