- Налоговое право

Частную землю в общественное пользование

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Частную землю в общественное пользование». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Право общего пользования землей является разновидностью природопользования. Оно имеет не вещную, а эколого-правовую природу, поэтому реализуется в отношении природных объектов, не индивидуализированных в качестве частного недвижимого имущества.

Понять, что такое земля общего пользования, поможет ст. 262 Гражданского Кодекса . Согласно ей, граждане вправе свободно использовать землю и размещенные на ней объекты в пределах, не запрещенных законодательством, если:

Более уточненное понятие дает п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса, согласно которому земли общего пользования – это территории, которыми пользуется неограниченный круг лиц. Хотя речь идет об участках населенных пунктов, в более широком значении лица могут пользоваться землями и за их пределами.

Земли общего пользования в частной собственности

В традиционном понимании земли общего пользования населенных пунктов предоставлены гражданам для следующих целей:

  • прохода: тротуары, площади;
  • проезда: дороги, улицы, переулки;
  • пребывания: скверы, парки, бульвары, сады.

Как правило, они используются для развития муниципальной инфраструктуры и удовлетворения культурно-бытовых потребностей граждан, например, для отдыха и проведения массовых мероприятий.

Эти участки привлекают внимание предпринимателей, желающих разместить на них торговые и иные коммерческие объекты. Однако капитальное строительство зданий на таких землях запрещено, а действующие в населенных пунктах градостроительные регламенты, согласно пп. 2 п. 4 ст. 36 ГрК, на эти территории не распространяются. Более того, в собственность граждан они передаваться не могут.

Во многих городах местные правила застройки и землепользования позволяют передавать такие земли во временное пользование для размещения некапитальных построек.

Чаще всего использование ЗОП в коммерческих целях осуществляется на условиях краткосрочной аренды. Например, в Казани на этом основании арендаторы размещают объекты мелкорозничной торговли вдоль дорог и остановок общественного транспорта, в парках и скверах, на площадях и бульварах.

Договора аренды могут заключаться с предпринимателями на конкурсной основе. Сроки аренды в каждом городе отличаются. Например, в Москве он может составлять не более 1 года. Размер оплаты тоже определяется в каждом населенном пункте отдельно.

Несмотря на запрет капитального строительства зданий в пределах ЗОП допустимы хозяйственные сооружения, не предназначенные для длительного пребывания людей. Такие территории часто передаются в безвозмездное пользование собственникам этих сооружений.

Другое дело, когда ЗОП не являются публичными местами. Так, предметом множественных споров является земля общего пользования между соседями. Часто конфликты возникают между членами садовых товариществ и кооперативов, когда один из членов, например, передвигает ограждение участка, ограничивая проезд/проход других участников. Эти действия незаконны, поэтому гражданам приходится доказывать свою правоту в градостроительных инспекциях и суде.

По мнению некоторых, особенности уплаты налога с земель общего пользования зависят от того, находится ли участок в аренде. Однако у этой позиции нет нормативного подтверждения. Согласно ст. 388 Налогового кодекса , плательщиками земельного налога являются граждане и организации, в чьей собственности/владении находятся ЗОП.

Земельные участки общего пользования, как упоминалось выше, принадлежат государству или муниципальным образованиям. Гражданское законодательство не относит государство и муниципальные образования к организациям и уж тем более к физическим лицам.

Пока ЗОП не перейдут в собственность граждан или юридических лиц, отсутствует плательщик земельного налога. Эту позицию подтверждает Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2015 № 13АП-9746/2015 по делу № А21-9107/2014.

Независимо от того, находятся ли ЗОП в аренде у частных лиц или нет, земельный налог с них не взимается.

Иная ситуация в отношении земель общего пользования садовых некоммерческих товариществ. В этом случае земля – собственность СНТ, поэтому необходимость платить земельный налог зависит от того, за счет чего образованы общие территории. Если они образованы посредством целевых взносов, налог пропорционально распределяется между членами СНТ, если за счет средств фонда СНТ – налог платит товарищество.

Поскольку земли общего пользования занимают обширную территорию населенных пунктов, контролирующие структуры не всегда способны следить за законностью их использования. В связи с этим некоторые граждане занимают участки без разрешения.

Самовольное занятие территории может быть квалифицировано как административное правонарушение по ст. 7.1 КоАП , что приведет к наложению штрафа. Его размер зависит от того, определена ли кадастровая стоимость земли. Если КС установлена, штраф составит:

  • для физических лиц – 1 – 1,5% кадастровой стоимости, но не менее 5 тыс. рублей;
  • для чиновников – 1,5 – 2%, но не менее 20 тыс. рублей;
  • для организаций – 2 – 3%, но не менее 100 тыс. рублей.

При отсутствии сведений о КС размер штрафа составит:

  • для физических лиц – 5 – 10 тыс. рублей;
  • для чиновников – 20 – 50 тыс. рублей;
  • для организаций – 100 – 200 тыс. рублей.

При самовольном занятии части земельного участка штраф будет присужден соразмерно захваченной территории. Если действия совершили лица, осуществлявшие коммерческую деятельность, в части применения санкций они приравниваются к организациям.

Оформление и использование земель общего пользования

ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» раскрывает понятие имущества общего пользования садоводческого, огороднического или дачного объединения граждан – это имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное), то есть все, что находится на территории садоводческого некоммерческого товарищества, за исключением земельных участков, непосредственно принадлежащих гражданам.

У любого садоводческого товарищества в составе документов должен находиться правоустанавливающий документ на земельный участок общего пользования.

Зачем? Допустим, вы знакомы с генпланом вашего города или правилами землепользования и застройки.

Как оформить в собственность земли общего пользования

Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
Общим собранием членов объединения решается вопрос о приобретении такого земельного участка в собственность этого объединения. Председатель некоммерческого объединения подает заявление в орган местного самоуправления.
К указанному заявлению прилагаются следующие документы: – схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Оформление частного дома в собственность – ситуация весьма распространенная, но требующая грамотного подхода. Произвести данную процедуру нельзя без оформления земельного участка, что потребуется сделать предварительно. Отсюда следует, что в собственность оформляется не только сам дом, но и земельный участок.

Оформление в собственность частного дома, какие нужны документы?

Конечно же, данная процедура также требует сбора и оформления документов на частный дом, а именно:

• Технический паспорт на дом, который выдается сроком на 5 лет;
• Кадастровый паспорт на земельный участок с кадастровым номером;
• Правоустанавливающие документы на дом;
• Правоустанавливающие документы на земельный участок;
• Квитанции об уплате государственной пошлины за дом и за земельный участок.

С пакетом собранных документов на участок, а также с удостоверением личности потребуется обратиться в центр регистрации земельных участков, кадастра и картографии. Там вашему участку будет присвоен кадастровый номер, а также выдан кадастровый паспорт.

Теперь необходимо передать весь пакет документов в государственный центр регистрации объектов недвижимости. Там по истечению 30-дневного срока вы получите свидетельство о праве собственности на дом и земельный участок.

Статья 35. Право частной собственности охраняется законом каждый вправе:

1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

4. Право наследования гарантируется.

14 способов получить в безвозмездное пользование земельный участок

Система частной собственности — важнейшая гарантия свободы не только для владельцев собственности, но и для тех у кого ее нет.

Люди, имеющие частную собственность могут считать себя свободным от других людей, они не зависят ни от кого, кроме как от себя. К примеру, вы имеете свой дом и вам не нужно платить деньги за его эксплуатацию т.е. другим людям.

Так делают кто снимает дом временно и подчиняются законам самого владельца дома. У таких людей есть многие преимущества, они могут делать со своей собственностью все, что захотят.

С другой стороны, люди, не имеющие частной собственности тоже свободны, их свобода заключается в том, что, не имея этого имущества у них не возникнут проблемы с его реализацией.

Хотя как таковой закон о придомовой территории частного дома отсутствует, узнать, сколько земли вокруг дома вам принадлежит можно. Но только не из Земельного кодекса, а из документов, свидетельствующих о праве собственности.

Дело в том, что площадь и пределы земли вокруг частного дома указываются в кадастровом паспорте: после приватизации в нем фиксируется не только факт собственности на постройку, но и размер (а также геометрия с привязкой) придомового участка, принадлежащего домовладельцу.

Здесь, правда, не обходится без неясностей: граница вокруг коттеджа с точки зрения органов местного самоуправления обычно куда длиннее, чем можно подумать, взглянув на кадастровый паспорт.

Многих обязывают обеспечивать чистоту и порядок за пределами забора: это не придомовая территория частного дома, но, по постановлению муниципалитета или администрации поселения, может стать таковой.

Ссылается муниципалитет обычно на некие нормы, согласно которым частному дому положен участок определенного размера.

Частная собственность в России при четком распределении прав собственности может решить также проблему отрицательных экстерналий.

Так, для снижения уровня отрицательного воздействия производственной деятельности на окружающую среду последователи Р. Коуза предложили:

1. законодательно установить предельно допустимые объемы загрязнения окружающей среды;
2. продавать, исходя из этих норм, права на загрязнение фирмам, которые, неся соответствующие дополнительные издержки производства, будут заинтересованы вводить экологически чистые технологии. Тот, кто снизит уровень загрязнения, сможет перепродавать свои права на загрязнение другим фирмам. В результате возникнет новый рынок (рынок прав на загрязнение), который сможет эффективно функционировать на основе соединения частного и общественного интересов, а вмешательство государства ограничится правовым регулированием.

Идея создания рынков отрицательных экстерналий получает развитие в глобальном масштабе. Принят Киотский протокол Рамочной конвенции ООН об изменении климата, подписанный всеми ведущими странами, в том числе и Россией.

Киотский протокол – первый международный документ, использующий рыночный механизм для решения глобальных экологических проблем. Речь идёт о так называемой торговле квотами – разрешениями на выбросы загрязнений. Если страна не расходует свою квоту полностью, то она может переуступить или продать «свободную» часть другой стране.

Кроме того, развитые страны и страны с переходной экономикой могут совместно осуществлять проекты по снижению выбросов парниковых газов в атмосферу на территории одной из стран и затем «делить» полученный эффект.

Таким образом, развитие частной собственности в России и мире в целом плавно протекает при развитии сферы ее государственного и межгосударственного правового регулирования, которое способствует росту эффективности частной собственности.

В бесплатное пользование получают участки, находящие в государственной и муниципальной собственности.

Также в безвозмездное пользование переходят земли, которыми владеет организация на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Кто может получить землю в безвозмездное пользование?

Существует 14 оснований для предоставления земли в безвозмездное пользование.

На самом деле в Земельном кодексе насчитывается 18 оснований.

Однако некоторые родственные основания я объединил, чтобы легче ориентироваться в информации.

Право безвозмездного пользования участком, снимает проблему платного приобретения земли. Но не всем одинаково везет с правами.

Начнем описание с самых интересных оснований, а закончим наименее привлекательными для граждан.

Земли общего пользования и особенности их эксплуатации в 2020 году

Любой ли граждин может получить участок безвозмездное пользование?

Да, любой.

В подпункте 6 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса РФ, нет никаких ограничений.

На какой срок дают участок в безвозмездное пользование?

Земельный участок для ИЖС, ЛПХ и КФХ предоставляют в безвозмездное пользование на срок до 6 лет.

В любом ли районе выделяют участки для ИЖС, ЛПХ и КФХ в безвозмездное пользование?

Нет, не в любом.

Безвозмездное пользование земельным участком возможно не в любом городе, районе или поселке.

Такое пользование допускается в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации.

Проще говоря, в регионе должен быть принят закон о безвозмездном пользовании землей.

В этом законе перечислены населенные пункты и районы.

Только в указанных населенных пунктах дают участки в безвозмездное пользование.

В любом другом, произвольно выбранном муниципальном образовании, получить участок в безвозмездное пользование не удастся.

Можно направить запрос в региональное правительство о предоставлении информации о наличии или отсутствии закона, по которому можно получить землю в безвозмездное пользование.

Но ответ придется ждать 30 дней, потому что именно такой срок установлен для ответа на письменные запросы граждан.

Можно обратиться за консультацией к юристу. Но это тоже потребует времени, а возможно и оплаты за консультацию.

В видео я показал:

Второе основание очень похоже на 1-ое, но имеет два отличия.

Отличие состоит в том, что:

  • земельный участок предоставляется в безвозмездное пользование не любым гражданам, а только тем, кто имеет определенное образование и работает по основному месту работы по соответствующей специальности,
  • земельный участок предоставляется специалистам только для ИЖС и для ЛПХ. Для осуществления деятельности крестьянского фермерского хозяйства по этому основанию получить участок нельзя.

Во всем остальном, земельные участки для специалистов предоставляются так же, как описано в 1-ом основании.

В частности, региональная власть должна принять закон, в котором указать районы, на территории которых должен работать специалист по основному месту работу, а также наименование специальностей.

Договор безвозмездного пользования со специалистом заключается на срок до 6 лет.

По истечении 5 лет специалист имеет право получить участок в собственность бесплатно, при условии, что он все 5 лет работал по основному месту работу и использовал участок по целевому назначению.

Проверить мои выводы вы можете в подпункте 7 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса РФ.

О том, как за 2 минуты узнать, где в России можно получить земельный участок в безвозмездное пользование, смотрите видео выше.

Что такое право общего пользования землей в СНТ и в других местах?

В традиционном понимании земли общего пользования населенных пунктов предоставлены гражданам для следующих целей:

  • прохода: тротуары, площади;
  • проезда: дороги, улицы, переулки;
  • пребывания: скверы, парки, бульвары, сады.

Как правило, они используются для развития муниципальной инфраструктуры и удовлетворения культурно-бытовых потребностей граждан, например, для отдыха и проведения массовых мероприятий.

Эти участки привлекают внимание предпринимателей, желающих разместить на них торговые и иные коммерческие объекты. Однако капитальное строительство зданий на таких землях запрещено, а действующие в населенных пунктах градостроительные регламенты, согласно пп. 2 п. 4 ст. 36 ГрК, на эти территории не распространяются. Более того, в собственность граждан они передаваться не могут.

Во многих городах местные правила застройки и землепользования позволяют передавать такие земли во временное пользование для размещения некапитальных построек.

Чаще всего использование ЗОП в коммерческих целях осуществляется на условиях краткосрочной аренды. Например, в Казани на этом основании арендаторы размещают объекты мелкорозничной торговли вдоль дорог и остановок общественного транспорта, в парках и скверах, на площадях и бульварах.

Договора аренды могут заключаться с предпринимателями на конкурсной основе. Сроки аренды в каждом городе отличаются. Например, в Москве он может составлять не более 1 года. Размер оплаты тоже определяется в каждом населенном пункте отдельно.

Несмотря на запрет капитального строительства зданий в пределах ЗОП допустимы хозяйственные сооружения, не предназначенные для длительного пребывания людей. Такие территории часто передаются в безвозмездное пользование собственникам этих сооружений.

Другое дело, когда ЗОП не являются публичными местами. Так, предметом множественных споров является земля общего пользования между соседями. Часто конфликты возникают между членами садовых товариществ и кооперативов, когда один из членов, например, передвигает ограждение участка, ограничивая проезд/проход других участников. Эти действия незаконны, поэтому гражданам приходится доказывать свою правоту в градостроительных инспекциях и суде.

Как правило, земли общего пользования – это территории населенных пунктов, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц в целях прохода, проезда или пребывания. К ним относят улицы и дороги, проспекты и бульвары, парки и сады, водоемы, пляжи и другие общественные зоны.

В широком понимании к таким землям также можно отнести другие природные объекты и иные участки государственной и городской собственности, доступ к которым неограничен. Такие территории нельзя продать или приватизировать, но их можно сдавать в аренду, например, для ведения мелкорозничной торговли.

ГК РФ указывает на две составляющих права пользования землями общего пользования:

  • возможность пребывания на таких участках;
  • возможность сбора имеющихся природных объектов.

Однако эти правомочия могут ограничиваться нормативными актами или решением собственника, то есть публичного образования.

СПРАВКА: Проход по улицам, проезд по автомобильным дорогам, отдых на лавочке в парке – это реализация рассматриваемого права общего пользования земельными участками. А платный вход в парк, платная автодорога, перекрытое движение по улицам и площадям – это возможные ограничения, которые устанавливает собственник.

В теории все кажется понятным, но любое гражданское право проявляет себя в возможности его судебной защиты. А при попытке защитить рассматриваемое правомочие от посягательств других лиц человек может столкнуться с тем, что его не признают надлежащим истцом.

Например, если на улице установлен торговый киоск, пешеход, которому этот киоск мешает, вряд ли сможет обратиться в суд с иском о демонтаже торгового павильона, так как не сможет представить доказательств наличия у него того субъективного права, которое нарушено.

За незаконную торговлю привлекут только к административной ответственности из-за нарушения правил получения разрешения на торговлю и самовольного занятия земли.

Прохожий же не сможет отстоять свои интересы в судебном порядке. Немаловажен и еще один юридический аспект. Некоторые специалисты приписывают конструкции общего пользования землями не гражданско-правовую, а эколого-правовую природу. То есть это правомочие признается разновидностью права природопользования, а не самостоятельным вещным правом.

В отношении объектов права важно определиться, требуется ли их кадастровый учет или объектами могут выступать любые публичные земли. И ГК, и ЗК говорят об индивидуально-определенных вещах – участках, которые должны иметь границы, сформированные в ходе межевания.

ВАЖНО! Закон о кадастровой деятельности отвечает утвердительно на вопрос о том, должна ли дорожная сеть и остальные подобные элементы городской планировки быть зарегистрированы в качестве публичной собственности. В ходе комплексных кадастровых работ проводится формирование участков, занятых этими объектами, их межевание и постановка на кадастровый учет.

В то же время, если учитывать эколого-правовой характер общего пользования землей, то объектами могут выступать любые земли, не важно, зарегистрированы ли они. В этом есть своя логика, потому что при прогулках по городским территориям или сельским просторам мы не совершаем никакого распоряжения землями, поэтому регистрация не играет здесь никакой роли.

Субъектами права вступают только граждане, а не другие участники гражданского оборота – юридическим лицам такая возможность не предоставляется, что связано с самим характером рассматриваемых правоотношений.

Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок

Общее имущество в СНТ может быть собственностью самого СНТ или совместной собственностью его членов.

Помимо членов СНТ участки в садоводствах могут иметь люди, не входящие в организацию, – тогда они обязаны платить садоводству за пользование землей общего пользования в СНТ.

Правоустанавливающие документы на общее имущество – документация, которая должна быть у СНТ.

Выделение участков под общие объекты осуществляется в рамках межевания СНТ. На основе него участки должны быть поставлены на учет в Росреестре. Если в СНТ проводятся комплексные кадастровые работы, общие участки также будут сформированы и отражены на карте-плане.

Как мы видим, с общественными землями немало юридических проблем. В разных законах в это понятие вкладывается различный смысл. Неоднозначен запрет на приватизацию – суды по-разному трактуют возможность их передачи в аренду. В любом случае, понятно, что на эти участки должна быть зарегистрирована публичная собственность. Иначе дело обстоит с общим имуществом СНТ – там общая земля закрепляется за СНТ и право использования земель для садоводства бесплатно для членов садоводства и платно для тех, кто не входит в объединение.

В соответствии с гражданским законодательством для удовлетворения потребностей широкого круга лиц и любых граждан предусмотрены специальные земельные участки общего пользования. Это территориальные участки, в пределах которых граждане имеют право находиться на законных основаниях, а также могут свободно использовать все природные и прочие объекты, расположенные там же.

Земельные участки, которые пригодны для публичного свободного использования гражданами страны, включают в себя объекты, которые расположены на территории населенных пунктов государства.

Сюда относятся улицы, площади, набережные, скверы, бульвары, общественные пляжи, водные объекты и др.

Граждане имеют возможность использовать данные территории, а также природные объекты, расположенные на них, в соответствии с допустимым правовым режимом, а также в соответствии с земельным законодательством.

Действующими законами гражданского и земельного законодательства установлен факт, что земельные участки, находящиеся в общем пользовании, могут находиться исключительно в собственности органов государственной власти или учреждений местного самоуправления муниципального масштаба. Существует категорический запрет на осуществление приватизации таких территорий.

Общественные территории могут быть огорожены специальными заборами и оградами, которые свидетельствуют о запрете гражданам для использования данных участков. Если же собственник, владелец, арендатор или пользователь специальными оповестительными и сигнальными знаками строго не обозначил наличие какого-либо запрета, то любая особа имеет право пройти через данный участок.

Основным условием для использования общих территорий является соблюдение всех требований собственника, а также такая эксплуатация, которая не принесет убытков, ущерба и беспокойства собственнику земель.

Правовой режим земельных участков общественного предназначения предусматривает возможность граждан полностью и бесплатно использовать все объекты инфраструктуры и удобства, расположенные в конкретных пределах. Таким образом, граждане могут использовать все дороги городов, улицы и тротуары, урны, скамейки, детские площадки и др.

Законодательство не выделяет земельные участки, находящиеся в общем пользовании, в отдельную категорию, так как рассматривает такие участки исключительно в составе существующих классов земель. Земли для общественного использования могут входить в состав следующих категорий, которые определяются в зависимости от целевой специализации, природных и социально-экономических факторов:

  • территории, которые предназначены для выполнения сельскохозяйственных работ;
  • участки населенных пунктов;
  • земельные территории, которые используются для выполнения специальных задач государственной важности и применяются в транспортной, коммуникационной, промышленной, космической, оборонной, энергетической и других сферах;
  • территории, которые подлежат особой охране государственными и муниципальными ведомствами;
  • земельные участки лесного и водного фондов;
  • территории, которые находятся в государственном запасе.

Учитывая данные категории, специфика использования земель общего пользования предусматривает возможность граждан использовать земельные территории и дороги для прохода и проезда, береговые полосы и водные объекты для времяпровождения и купания, территории общественного использования в пределах городов, а также лесные насаждения для времяпровождения и сбора урожая в допустимой мере.

Право частной собственности (ст. 35 Конституции России)

Законный собственник территории, получая документальное подтверждение о праве собственности на земельные участки, приобретает и возможность использования земельных ресурсов, а также всех водных, растительных и почвенных объектов в полной мере, при условии что законодательством не предусмотрены определенные запреты.

Собственник также имеет право в полной мере эксплуатировать все доступное пространство по собственному усмотрению, но в соответствии с целевым предназначением и соблюдением правового режима.

Владелец земельных территорий имеет законное право установить ограждения на границах своей собственности с целью ограждения своих владений от общественного доступа и использования посторонними лицами. Если такие предупредительные знаки существуют, то посторонние лица не могут находиться и проходить через огражденные участки земли.

Если собственник по каким-либо причинам не пожелал или не имел возможности установить ограждения в пределах своей собственности(земли), то такие территории могут расцениваться гражданами в качестве общественных и использоваться для прохода и времяпровождения. Единственным условием нахождения на таких участках является соблюдение правового режима, который запрещает нанесение ущерба участку и всем объектам, а также причинение личного беспокойства собственнику.

Законные собственники любых земельных территорий, которые подпадают под категориальные признаки общественных участков в составе любых земель, могут по собственному желанию предоставлять в пользование свое имущество в виде участка земли для прохода граждан или же устанавливать запрет на такую эксплуатацию с помощью установки специальных ограждений.

В случае если при переходе участка был нанесен ущерб земельным территориями или объектам, которые расположены в конкретных пределах, или же собственнику было причинено неудобство и беспокойство, владелец имеет возможность потребовать в судебном порядке устранения всевозможных нарушений. Для этого собственнику стоит обратиться в суд с соответствующим судебным иском о факте нарушения прав при переходе через его участок земли.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

В соответствии с земельным правом общедолевая собственность на земельный участок бывает следующих видов:

  • владение частью земельного участка, принадлежащего нескольким физическим лицам (доля в праве собственности). В этом случае физическое лицо формально владеет частью закрепленного за ним участка земли;
  • владение всем земельным участком несколькими физическими лицами с учётом внесённых ими долей (общая долевая собственность).

В каждом из этих случаев предполагается не самостоятельное владение частью участка земли, выделенного в имуществе общего пользования, а частичное право на совместное имущество.

И в первом, и во втором случаях владение землёй происходит после заключения сторонами письменного или устного соглашения.

Этот вариант применяется при владении частью земельного участка, находящегося в собственности:

  • садового и огороднического товарищества;
  • гаражного или дачного кооператива.

Собрание всех владельцев определяет собственников каждого участка, после чего это фиксируется в протоколе или ином локальном акте. Дольщики участков вправе заказать разработку межевого проекта, точно определяя реальное положение каждого участка и его межевой границы.

Долевая собственность на землю используется для участка, находящегося под домом. Такая форма владения предполагает равные права всех людей, проживающих в одном доме, на весь участок под домом и в его окрестностях с учётом межевых границ.

По факту пользования землёй некоторые из владельцев имеют на неё разные права. В этом случае возникают споры, связанные с эффективным использованием земельного участка. Стороны договариваются и условно разделяют прилегающую к дому территорию, чтобы реализовать право пользования на равных условиях. Если жильцы дома, получившие землю во владение, не достигли соглашения, то законодательство даёт им возможность:

  • закрепить долевое право путём обращения в суд;
  • попробовать договориться о выделении долей в праве общей собственности.

После этого каждый человек получит право распоряжения по своему усмотрению распоряжаться выделенной долей прилегающего к дому земельного участка.

Землю под общественные огороды выделили в Петербурге

Общедолевая собственность на земельный участок осуществляется:

  • несколькими физическими лицами, которые приобрели его совместно;
  • родственниками собственника, наследовавшими землю;
  • индивидуальными предпринимателями, создавшими товарищество;
  • жильцами много и малоэтажных строений.

В таких случаях формально доли выделяться не будут.

Каждый из участников получает право не на отдельную часть, а на весь участок в целом.

Заключенный сторонами письменный или устный договор серьёзных юридических последствий иметь не будет. Он приобретает статус своеобразного внутреннего регламента пользования.

Если между сторонами возникнет спор, то появляется вариант о выделении каждой из них своей доли.

Организационно-правовые формы бизнеса в США

На сегодня в США существуют следующие основные организационно-правовые формы компаний:

индивидуальные частные фирмы,
партнерства,
корпорации,
компании с ограниченной ответственностью (LLC).

Каждая форма собственности имеет свои, характерные для нее, внутреннюю структуру и юридический статус, размеры и сферы деятельности. Все формы собственности имеют свои преимущества и недостатки, и выбор каждой из них предполагает как свою степень риска для владельцев, так и свои выгоды.
Корпоративного законодательство США имеет двухуровневую структуру. Соответствующие законы принимаются на федеральном уровне и на уровне штатов. Если штат не принял своего закона, то действует федеральное законодательство.

Согласно законодательству США субъектами земельных отношений могут выступать различные физические и юридические лица, а также кадровый представитель органов федеральной власти по штатам. При этом покупку земли в Америке могут совершать только резиденты этого государства.

Правовые отношения в сфере землепользования определены нормативом «О федеральном землепользовании» 1976 года, принятом на заседании Конгресса и введенным в действие Сенатом США. Отдельные положения регулируются законами штатов и органов местного самоуправления.

Определение права на собственность в США носит абсолютный характер. Нарушение границ чужого владения без разрешения карается административной ответственностью и наложением штрафа. Собственник обладает возможностью извлекать природные ресурсы и иную прибыль без получения иных разрешительных документов. Исключением являются нарушения экологических норм при землепользовании.

Согласно законодательной базе Великобритании, которая по существу не менялась уже сотни лет, вся земля принадлежит монарху. Остальные пользователи приобретают право на абсолютное пользование на основании купли-продажи или наследования. Принципы земельного законодательства Великобритании распространяются на территории Англии и Уэльса.

Участники земельных отношений в Великобритании: физические и юридические лица, обладающие абсолютным правом на землю монарха на основании Хартии.

Безусловная возможность распоряжаться участком называется «Freehold». Она предоставляет неограниченные права на использование земли и ее ресурсов, но только после предварительного соглашения с органами местной власти.

Долгосрочная аренда называется «Leasehold». Она не предполагает абсолютного владения. Например, для перепланировки квартиры или добычи природных ресурсов. Зато такой договор можно заключить на оговоренный срок, который может превышать сотни лет.

Землепользование в странах бывшего СССР проходило развитие по общему сценарию, установленному зачастую на основании законодательных актов России.

Земельное законодательство Украины регламентировано Земельным кодексом и иными нормативными актами, принятыми на встречах Верховной Рады. Согласно изменениям 2015 года, государственный кадастр сведений о праве пользования на землю ведется на основании технической документации. Она предоставляется заинтересованной стороной в государственную службу Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра.

Земельное законодательство Республики Беларусь устанавливается Кодексом о земле в третьей редакции 2008 года, отдельными нормативами и указами. Например, Указом №667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков». Система управления территориями Беларуси направлена на передачу недвижимости в длительную аренду тому гражданину или организации, которые наиболее эффективно смогут использовать такой участок или инвестировать в него средства.

Управление и распоряжение территориями в республике Казахстан регламентировано Земельным кодексом РК по состоянию на 24.11.15 г. Согласно закону, все земли этой страны определенны в общий фонд, разделенный на отдельные категории:

  • Специального назначения.
  • Особо охраняемые.
  • Лесного фонда.
  • Запасные.
  • Водного фонда.

Особенности землепользования в других странах на примере трех наиболее крупных:

  1. В США территории распределены между государством (около 29%) и физическими и юридическими лицами. Правом приобрести участок обладают только граждане США.
  2. Во Франции недостаточно земельных ресурсов для развития сельского хозяйства. Вся земля находится в пользовании частных лиц и компаний. Для отдельных территорий государство сохранило власть на праве смешанного пользования.
  3. В Китае практически вся территория принадлежит государству, осуществляющему передачу земли в аренду сроком до 70 лет или на основании права наследования.

Рассматривая состояние и перспективы регулирования общего землепользования в Российской Федерации, представляется важным учитывать зарубежный опыт, для чего постараемся критически проанализировать и систематизировать зарубежное законодательство в данной сфере.

Основой формирования зарубежных моделей правового регулирования общего землепользования стала цивилистическая конструкция res publicae, разработанная в доктрине римского права. Основной характеристикой данных вещей было полное изъятие их из числа объектов частной собственности и частных юридических отношений в целом . Реципированный средневековым европейским правом, институт res publicae в дальнейшем трансформировался в несколько направлений понимания общественной собственности. В Европе выделялись доктрина «модифицированной частной собственности» (ФРГ, Австрия), и концепция публичной собственности (Франция, Италия, Германия). Кроме того, специфический подход к регулированию общего землепользования наблюдается в англосаксонской концепции права.

В связи с этим, анализ правового регулирования общего землепользования в законодательстве зарубежных стран представляется целесообразным провести в разрезе различных правовых семей.

Англосаксонская правовая семья. Права собственника земли

подразделяются в США на права, связанные с использованием поверхности земли и пространства под и над поверхностью земельного участка. Кроме того, «в США собственник земли обладает и правом частной собственности на лес, произрастающий на его участке» , причем, лесного фонда в США нет, лес воспринимается как объект недвижимости, расположенный на принадлежащем кому-либо земельном участке. Несмотря на примат частной собственности на землю, в США государство наделено правом изымать земли для общественного пользования. Данная категория земель носит название

“acquired lands” (приобретенные земли, англ.), которые, в свою очередь, входят в состав общественных (публичных) земель или public lands.

В США категория «общественные земли» (public lands) не полностью охватывает конструкцию земель общего пользования, и не тождественна государственным землям (федеральным землям, землям штатов, часть которых недоступна для публичного пользования). Все земельные ресурсы США, находящиеся под управлением правительственных организаций, относятся или к общественным землям, или к землям общественного достояния (public domain).

В законодательстве США реализована модель доверительного управления общественными землями: американский народ, как собственник земель, передает их в доверительное управление одному из органов (институтов) публичного администрирования. Включение новых земель в состав общественных подлежит обязательному утверждению Конгрессом США, за исключением национальных памятников, земли под которые могут быть отведены указом Президента США на основании Акта о древностях 1906г. (1906 Antiquities Act). В составе общественных земель США также выделяются «территории дикой природы (wilderness areas), на основании Акта о дикой природе 1964г. (1964 Wilderness Act), обязательным условием использования которых выступает полное сохранение дикой природы. Каждый штат располагает землями, на которые обеспечивается свободный доступ граждан, включая парки штатов США, участки управления дикой природы, а также леса, находящиеся в собственности штатов.

Право доступа населения на частные и публичные земли в США регламентировано Федеральным законом «О Федеральном

землепользовании» 1976г. В п. «е» ч. 103 данного закона установлено «право прохода», которое включает «сервитут, аренду, разрешение или лицензию на занятие, использование или пересечение государственных земель» . На основании сервитута также возможно установление права прохода населения к публичным землям по дорогам и тропам, находящимся на землях, принадлежащим на праве частной собственности. В состав публичных земель не входят федеральные «публичные земли», приобретенные каждым штатом США как земли целевого назначения, переданные в доверительное управление в качестве условия вступления соответствующих штатов в союз (“Trust lands”). Такие земли используются штатами для получения специального дохода, в частности, от сельскохозяйственного использования, который направляется на финансирование государственных школ. Как правило, данные земли сдаются в долгосрочную аренду частным лицам и компаниям под выпас скота, и публичный доступ к ним запрещен или ограничен. Данные земли включают в себя обширные участки национальных лесов и земель, находящихся под управлением Бюро по управлению земельными ресурсами (Bureau of Land Management (BLM)) (в остальных штатах США доступ к таким землям, как правило, не только свободный, но и бесплатный, включая въезд автотранспорта), однако не включают в себя национальные парки. В целом, подобный подход многие исследователи и общественные деятели находят устаревшим, и выступают за отмену особого статуса общественных земель западных штатов.

Большинство земель, пребывающих под федеральным управлением (управлением штатов), открыты для использования в рекреационных целях. Рекреационные возможности зависят от решений управляющего агентства, и варьируют от полной свободы действий (концепция «свобода для всех» — “free- for-all”) на землях под управлением BLM, до благоустроенных и жестко контролируемых земель национальных парков и парков штатов США.

Исторически сложилось так, что землю под организацию садовых товариществ выдавали различным научно-производственным объединениям, проектным институтам, заводам и т.д. После предоставления участка труженику-садоводу надлежало освоить участок, произвести его облагораживание, подготовить для того чтобы можно было выращивать на нем с/х продукцию, произвести раскорчевку и т.д. И по правде говоря, земли садоводствам предоставлялись не самого лучшего качества, при самом благоприятном исходе из состава земель лесного фонда, в худшем случае вообще на болоте. Возводить жилые строения на участке, как правило, приходилось своими силами, так как коммерческое строительство в советское время еще не было развито, как сейчас, да и законодательством попросту оно не разрешалось.

Все начинается с оформления земли снт. Садовое товарищество, являясь юридическим лицом, приобретает в свою собственность земли общего пользования и ставит их на свой баланс. То есть с этого момента все решения по поводу дальнейшей судьбы земли общего пользования принимает только общее собрание членов СНТ, которое является высшим органом управления в садовом товариществе. Право собственности снт будет подтверждаться выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

ПРАВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ В СССР

Оформление и процедура передачи территорий происходит в стандартном порядке и содержит следующие этапы:

  1. Гражданин или представитель компании обращается в администрацию города с заявкой о предоставлении земли в безвозмездное пользование.
  2. В документе указываются основания, согласно которым оформляется соглашение.
  3. Муниципальным органом принимается решение о передаче земли в распоряжение заявителя.
  4. Оформляется соответствующее соглашение.
  5. Если срок действия договора больше года, то заявитель обращается в Росреестр для постановки документа на учет.

В принятии решения может быть отказано, если в заявлении отсутствуют основания для передачи надела в безвозмездную эксплуатацию. В этом случае, представляется документ с описанием причин вынесения отрицательного решения.

Чтобы оформить соглашение по всем правилам, от обоих участников сделки потребуется предоставить определенный пакет документов. В список включаются:

  • документы сторон – паспорта, учредительные документы, доверенности;
  • техническая документация на землю – кадастровый паспорт, выписка из БТИ, межевая схема;
  • правоустанавливающие бумаги на землю.

В том случае, если потребуется регистрация в Росреестре, необходимо будет оплатить госпошлину и приложить квитанцию. Все необходимые документы копируются, заверяются и представляются в таком виде.

В итоге можно сделать ряд выводов:

  1. Передача земли в безвозмездное пользование происходит только при наличии обстоятельств, определенных законодательством.
  2. Данные правоотношения фиксируются в виде договора и устанавливаются на определенный срок.
  3. Существенными условиями договора являются предмет сделки, участники, срок действия договора, а также способы расторжения или продления соглашения.
  4. В том случае, если акт заключается на срок более одного года, он подлежит обязательной регистрации в Росреестре.
  5. Процесс предоставления наделов в рамках данного правового режима предполагает определенный порядок, установленный различными федеральными и государственными актами.
  6. Для оформления соглашения необходим список обязательных документов, с которых снимаются копии.
  7. В земельном законодательстве выделяются частные случаи предоставления наделов в пользование гражданам – земли для садов и огородов.
  8. Особенностями выделения данных видов земель является предоставление их в порядке строгой очередности и в размере, пропорциональном общей площади территории, предназначенной для нужд граждан.

1. Тот Спурий Кассий, который заключил мир с латинами, предложил первый аграрный закон и тем дал первый толчок к аграрной борьбе, имевшей сильное влияние на развитие римских учреждений. Мы видели, что большие пространства римской пахотной и пастбищной земли не были розданы в частную собственность, остались государственным имуществом, «общественной землею»; количество её с течением времени значительно увеличилось новыми завоеваниями. Когда римляне покоряли область, то оставляли присоединяемым к римскому государству прежним жителям только часть их земли; другую часть её они раздавали мелкими участками селившимся там римским колонистам (колонам); это называлось раздачею земли по участкам (assignatio); но обе эти части составляли только меньшую половину присоединяемой области: большая половина её оставалась неразмежеванною общественною землею (ager publicus), собственником которой было государство, а владение (possessio) и пользование (usus) этою землею патриции считали исключительным правом своего сословия. Причины того, что большая часть завоеванной земли оставлялась не розданной колонистам, могли быть различны: это было владение непрочное, оно легко могло быть утрачено при неудачной войне; еще легче могла эта земля сделаться театром войны и быть опустошена; при тогдашних способах измерения земли размежевание больших пространств на участки не могло производиться быстро; притом по римскому земельному устройству каждая триба, курия и даже каждый род имели свой особый замкнутый округ; вероятно, эти и тому подобные обстоятельства были причинами того, что у римлян установилось правило, оставлять большую часть завоеванной земли непроданной и не розданной в частную собственность, предоставлять ее до дальнейших распоряжений только в пользование желающим. Они брали ее в свое пользование без всякого государственного утверждения простым «занятием» (occupatio); но, вероятно, при этом соблюдался какой-нибудь обычный порядок, или делалось какое-нибудь соглашение между патрициями. Таким образом это было фактическое владение и пользование, но не юридическое право собственности; законным собственником оставалось государство, которое могло,когда захочет, взять обратно у владельца занятую им землю и дать ей какое угодно употребление; но против самовластного отнятия каким‑нибудь частным лицом владелец был охраняем государственною властью; существовал закон, воспрещавший частным лицам мешать владельцу общественной земли пользоваться ею, если она занята им правильно. Этот закон, называвшийся поссессиональным интердиктом, делал владение общественною землею очень прочным, похожим на собственность. Владелец имел право продать занятую им общественную землю, передать ее по наследству, отдать в приданое, дарить ее, отдавать в залог, или в уплату долга, как свою собственную. Ценность этого владения повышалась по мере того, как становилось все невероятнее, что государство захочет воспользоваться своим правом собственности, возвратить эту землю в свое распоряжение. Вековое владение общественною землею становилось таким прочным, что приобретало почти такое же значение, как собственность, если бы государство вдруг захотело отменить его, это было бы очень тяжелой суровостью. Земли, принадлежавшие владельцам только по праву занятия, так перепутались с землями, принадлежавшими им по праву собственности, что почти невозможно было отделить их одни от других; в житейском быту эти занятые земли и считались собственностью владельцев. Патриции отдавали занятую ими общественную землю под пашню или под пастбище своим клиентам или прежнему населению той местности и, получая с неё таким образом доход, должны были платить государству налог за право пользования (vectigal); он составлял с пашей десятую долю продукта, с виноградников и садов пятую долю, а с пастбищ известную плату по количеству скота. Эта подать образовала один из главных источников государственного дохода. Но в первое столетие республики патриции платили ее очень неисправно и наконец совершенно перестали платить. Правительственная власть находилась в их руках, и некому было принуждать их к уплате. Результат этого был очень тяжел для плебеев. Несправедливостью было уже и то, что им не предоставлялось участия в пользовании общественною землею, которая была приобретена главным образом ими, потому что они составляли массу войска, что она куплена была ценою их крови; а то, что она стала свободна от платежей в государственную казну, заставляло государство увеличивать налог с земельной собственности (tributum); он стал очень велик, и участки облагались им по всей полной ценности, сколько бы ни лежало на них долгов; потому он был очень тяжел для плебеев, земли которых были обременены долгами, и трудность уплаты его увеличивала зависимость плебеев от патрициев, заимодавцев. А патриции, по расчету своей выгоды, желали увеличивать количество общественной земли, потому раздача бедным плебеям участков во вновь приобретаемых областях становилась все реже. Пока длился такой порядок дел, положение плебеев не могло измениться к лучшему; они могли быть выведены из своего бедственного положения лишь аграрным законом, который положил бы границы алчности патрициев, отнял бы у патрициев привилегию владеть общественною землею, или уменьшил бы размер её и обязал бы владельцев платить подать за пользование ею; такой закон был необходим для того, чтобы простолюдины избавились от чрезмерных налогов, от бедности, от надобности делать займы и чтобы плебеи стали действительно равноправны патрициям.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *