- Налоговое право

Аттестация педагогов. Новые правила

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аттестация педагогов. Новые правила». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Ныне существующая система аттестации преподавательского состава имеет существенные недостатки, которые отражаются на работе людей. Среди них отмечают следующие:

  • большой бумагооборот, который нужно соблюдать учителям. Сюда относится сбор и хранение дипломов, сертификатов, выполнение квалификационных работ;
  • разрозненный подход к процедуре. Каждый регион страны разрабатывает свои нормы и правила — открытые уроки, предоставление документов, экзамен для учеников;
  • главным минусом является то, что успешно пройденная аттестация ни в какой мере не повлияет на карьерную лестницу учителя.

Реформа 2020 учитывает эти недоработки и содержит меры по их исправлению.

Для успешного прохождения аттестации педагог не должен будет отчитываться документами.

Его задача наглядно продемонстрировать успеваемость учеников, способность замотивировать на обучение, собственный уровень знаний.

Аттестация педагогов. Новые правила

В 2020 году вводится единая структура, разработанная Министерством просвещения. Известна она как Единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ). Новый стандарт призван дать анализ следующим умениям:

  • Создание предметной среды;
  • Проектирование деятельности так, чтобы добиться реализации образовательной программы;
  • Планирование уроков в рамках общего образовательного процесса;
  • Выстраивание взаимоотношений со всеми участниками обучения, достижение плодотворной коммуникации;
  • Понимание особенностей детской психологии и физиологии.

Определена структура, цели, задачи аттестации, но наполнение, уровни сложности, типовые формы еще разрабатываются. Тем не менее, уже проведен пробный проект, и многие считают процесс отвечающим потребностям времени и всех сторон образовательного процесса.

Предполагается, что аттестация 2020 года не будет однократным действием. В рамках карьерного роста предусматривается несколько ее этапов:

  • Перед началом работы в образовательных учреждениях выпускники сдают входной экзамен. Он проводится с целью демонстрации компетенций в знании предмета, методологии, психологии, педагогике.
  • Спустя 2 года после начала работы оценивается, насколько человек соответствует профессии.
  • В дальнейшем с периодичностью в несколько лет проводится повторная аттестация, обеспечивающая горизонтальное или вертикальное развитие карьеры. В первом случае, например, это возможность стать ведущим учителем, во втором – получить высшую категорию учителя-лидера. Периодичность сдачи компетентных экзаменов пока неизвестна.

Для аттестации учителей, которая будет работать в российских школах в 2020 году, разрабатывается нескольких оценочных параметров. Последние изменения предполагают, что ключевая роль будет отведена Единым федеральным оценочным материалам (ЕФОМ).

Важно! Точные формы, наполнение и уровни сложности ЕФОМов для педагогов пока еще находятся на стадии разработки и обсуждения, которые продлятся вплоть до 2020 года, а при необходимости корректировки будут вноситься позже.

По предварительным данным ЕФОМ будут включать три блока:

  1. Письменная работа по профильной дисциплине, чтобы проверить не только предметные, но и методические компетенции специалиста (ориентировочно займет 2 часа). При этом понадобится решение конкретных заданий по предмету, а также знания о принципах планирования урока, его построения для наиболее полного раскрытия темы и усвоения школьниками.
  2. Видеозапись урока, чтобы оценить коммуникативные и психолого-педагогические навыки. Здесь потребуется продемонстрировать урок по спланированному план-конспекту, а также предоставить для анализа примеры самостоятельных работ учеников с выставленными оценками. Основными критериями для оценивания должны стать: качество воспитательного процесса, учет индивидуальных особенностей, мотивация и формирование у обучаемых необходимых навыков (к примеру, поиска и анализа информации).
  3. Педагогический кейс станет дополнительным способом проверки психологических и коммуникативных компетенций. Учителю понадобится составить план действий на основе вымышленной ситуации, которая может коснуться его профессиональной деятельности. К примеру, социализации детей из неблагополучных семей и их общению с детьми класса, актуальных сегодня вопросов травли среди подростков и пр.

На заметку! Выполнение всех блоков должно занять не менее 4 часов, но задания будут выполняться в разные дни.

Новые правила аттестации педагогов — 2018. Краткий обзор

К изменениям, предлагаемым новой аттестационной системой, относится сдача входного экзамена выпускниками ВУЗов перед тем, как приступить к работе в образовательном учреждении. Процедура до настоящего времени не разработана и не утверждена. Цель – оценка предметных знаний, методологии, умения выстраивать коммуникацию, понимания психологических особенностей детей. К сдаче будут допускаться выпускники без опыта, лица без педагогического образования, а также специалисты, в стаже которых был перерыв более 5 лет.

Необходимость введения новой единообразной системы аттестации педагогов назрела давно. Она позволит объективно оценивать знания, умения, развиваться, выстраивать карьеру. Каждый получает для этого равные возможности вне зависимости от места работы и региона проживания.

Первый этап экзаменов ожидает выпускника педагогического ВУЗа уже при трудоустройстве.

С его помощью работодатель может оценить уровень профессиональных знаний, умений выстроить и подать учебный материал, а также личные качества учителя. Точных формулировок заданий или схемы проведения экзамена пока не существует. После успешного прохождения этого этапа выпускник будет зачислен в педагогический состав школы.

Повторная экзаменация будут назначена ему по истечении 2 лет работы учителем.

Она будет проходить по форме, описанной выше.
С проведением реформы расширяются и возможности развития карьеры учителя. По своему желанию, педагог может двигаться в двух направлениях:

  • вертикальное продвижение. Здесь подразумевается повышение квалификации и получение 1-й или высшей категории учителя;
  • горизонтальный рост. Профессия учителя, в новой реформе, включает в себя несколько должностей. Начиная от обычного педагога (дающего качественные знания в «непроблемных» классах), старшего учителя (работа с коррекционными классами, углубленное изучение предмета, индивидуальный подход), и заканчивая ведущим специалистом (его задача в контроле и помощи своим коллегам, совместная работа с дефектологами и психологами).

Такое расширение направлений развития позволяет выпускнику-педагогу выбрать подходящий именно ему путь. Для успешного продвижения созданы все условия: понятный и четкий механизм аттестации, доступность ее прохождения, объективная всесторонняя оценка.
Реформа позволит выявить уже существующие проблемы и подобрать правильные пути их решения. Уже работающие педагоги могут заранее подготовиться к экзамену и подтянуть свои слабые места.

  • заявление;
  • аттестационный лист (копия) – если ранее была присуждена квалификация;
  • диплом об образовании (копия);
  • свидетельство о браке (копия) – если в представленных документах упоминаются разные фамилии;
  • документы о повышении квалификации;
  • информационная карта с результатами деятельности;
  • профессиональное портфолио;
  • характеристика с места работы.

История Национальной системы учительского роста (или НСУР) тянется с декабря 2015 года, когда президент России Владимир Путин поручил разработать систему, призванную обеспечить проверку компетенций современного учителя и создать механизм, способствующий карьерному росту педагогов.

Официально говорится, что НСУР должна обеспечить объективную оценку знаний и навыков учителей, упростить процедуру аттестации и дать обновленную систему классификации педагогических должностей с учетом требований времени.

Разработка системы связана с окончанием переходного периода по внедрению профессиональных стандартов педагогов. Соответственно, и обязательная аттестация педагогов связана с переходом на применение профессиональных стандартов. Одно из нововведений – появление должностей старшего и ведущего учителя.

Аттестация педагогических работников в 2019 году: порядок, правила, изменения

Новая модель аттестации проходила апробацию в российских школах последние 2 года. Самое главное, что стоит знать об этом – в ноябре 2018 года министр просвещения Ольга Васильева сообщила, что от видеосъемки уроков в ведомстве решили отказаться, так как на это нужно получать согласия родителей. Также отказались учитывать мнение выпускников.

Учителя, которые участвовали в апробации новой системы, рассказали о своих впечатлениях:

  • на первые 2 блока ЕФОМ отводилось по 10-12 дней, на последний блок – 4 часа;
  • вопросы из первого блока могут касаться не только предмета. Например, у учителя спрашивают: если кабинет оборудован в соответствии с ФГОС общего образования, какие элементы предметной среды и как он будет использовать, проводя обобщающий урок в двух разных классах, и т.д.;
  • видеозапись урока допускалась как полная (45 минут), так и фрагменты в 15 или 30 минут. Разрешено снимать урок даже на смартфон;
  • диагностическая работа проверяла знания предмета, психологии и физиологии детей. В частности, учителю предложили разработать внеклассное занятие или проверить работу ученика в соответствии с критериями ГИА.

Апробацию проводили в 104 школах 19 регионов России, всего в ней поучаствовали 619 учителей. Все их предложения обещали учесть в финальном варианте системы аттестации.

Большая часть учителей по всей России относятся к новшествам отрицательно. Конечно, главный раздражитель – обязательную видеозапись урока – обещали отменить, но претензий к новой системе все равно еще много.

Ныне существующая система аттестации преподавательского состава имеет существенные недостатки, которые отражаются на работе людей. Среди них отмечают следующие:

  • большой бумагооборот, который нужно соблюдать учителям. Сюда относится сбор и хранение дипломов, сертификатов, выполнение квалификационных работ;
  • разрозненный подход к процедуре. Каждый регион страны разрабатывает свои нормы и правила – открытые уроки, предоставление документов, экзамен для учеников;
  • главным минусом является то, что успешно пройденная аттестация ни в какой мере не повлияет на карьерную лестницу учителя.

Реформа 2020 учитывает эти недоработки и содержит меры по их исправлению.

Для успешного прохождения аттестации педагог не должен будет отчитываться документами.

Его задача наглядно продемонстрировать успеваемость учеников, способность замотивировать на обучение, собственный уровень знаний.

Все требования и стандарты будут унифицированы по всей стране.

Разработанная программа будет включать в себя несколько аспектов. Важную, и одну из основных ролей среди них занимают Единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ). Полный текст этого документа еще не готов окончательно. Однако, сейчас можно ознакомиться с основными блоками:

  1. письменное задание по предмету. В него включены не только задания по дисциплине, но и материалы по организации и проведению уроков, преподнесению материала ученикам. Время выполнения работы около 2 часов;
  2. открытый урок, записанный на видео. В результате его анализа можно сделать выводы о способах воспитательного процесса, усвоение материала учениками, мерах по мотивации на обучение, атмосфере урока в целом;
  3. выполнение педагогического кейса. Задача учителя решить нестандартную задачу, касающуюся его профессиональной деятельности. Это может быть общение и адаптация социально-неблагополучных детей, поддержание дисциплины в “трудных” класса и многое другое.

На прохождение всех этапов аттестации педагог затратит не более 4 часов. Блоки проводятся не единовременно, а разделены на несколько дней.

Первый этап экзаменов ожидает выпускника педагогического ВУЗа уже при трудоустройстве.

С его помощью работодатель может оценить уровень профессиональных знаний, умений выстроить и подать учебный материал, а также личные качества учителя. Точных формулировок заданий или схемы проведения экзамена пока не существует. После успешного прохождения этого этапа выпускник будет зачислен в педагогический состав школы.

Повторная экзаменация будут назначена ему по истечении 2 лет работы учителем.

Она будет проходить по форме, описанной выше.
С проведением реформы расширяются и возможности развития карьеры учителя. По своему желанию, педагог может двигаться в двух направлениях:

  • вертикальное продвижение. Здесь подразумевается повышение квалификации и получение 1-й или высшей категории учителя;
  • горизонтальный рост. Профессия учителя, в новой реформе, включает в себя несколько должностей. Начиная от обычного педагога (дающего качественные знания в “непроблемных” классах), старшего учителя (работа с коррекционными классами, углубленное изучение предмета, индивидуальный подход), и заканчивая ведущим специалистом (его задача в контроле и помощи своим коллегам, совместная работа с дефектологами и психологами).

Такое расширение направлений развития позволяет выпускнику-педагогу выбрать подходящий именно ему путь. Для успешного продвижения созданы все условия: понятный и четкий механизм аттестации, доступность ее прохождения, объективная всесторонняя оценка.
Реформа позволит выявить уже существующие проблемы и подобрать правильные пути их решения. Уже работающие педагоги могут заранее подготовиться к экзамену и подтянуть свои слабые места.

Подача заявлений в Управление образования Сроки осуществления экспертизы Заседание аттестационной комиссии МО
01.08.2016 с 07.09 по 23.09 19.10.2016
10.08.2016 и 11.08.2016 с 26.09 по 21.10 09.11. 2016
01.09.2016 и 02.09.2016 с 10.10 по 11.11 01.12.2016
09.11.2016, 10.11.2016, 11.11.2016 с 13.12 по 20.01 09.02.2017
14.12.2016, 15.12.2016, 16.12.2016 с 23.01 по 21.02 15.03.2017
19.01.2017 и 20.01.2017 с 20.02 по 24.03 19.04.2017

Новые правила аттестации педагогов — 2018.

Ранее педагоги, желающие получать большую зарплату, могли по собственному желанию подать заявление на получение высшей, первой или второй категории, которые присваивались соответственно министерством, районным управлением образования и руководством ДОУ. Теперь же, согласно новым положениям, вторая категория отменена вовсе, а обязанности по аттестации педагогов возложено на органы образования на уровне субъектов РФ.

Работодателем составляется на педагога представление, заполняется которое по установленной форме, определённой соответствующим законодательным актом для аттестационного контроля 2014-2015. В этом акте излагается всесторонняя оценка профессиональных навыков претендента на аттестацию и его работы на замещаемой должности. Также здесь указываются сведения о прохождении преподавателем курсов повышения квалификации и информация о результатах последней оценки.

В ходе проверки соответствия замещаемой должности, преподаватели проходят коллоквиумы в письменной форме по вопросам, которые непосредственно касаются их профессиональной деятельности, или тестирование на компьютере, позволяющее установить степень владения современными подходами воспитания и преподавания.

Успешное прохождение аттестации приводит к вынесению комиссией вердикта: «соответствует занимаемой должности», который оформляется специальным протоколом и вносится в аттестационный лист педагога.

В случае не прохождения аттестационных испытаний, комиссией принимается постановление «не соответствует занимаемой должности», на основании которого работодатель, в соответствии со статьей 81 Трудового кодекса РФ, вправе расторгнуть договор с этим педагогом. При нежелании увольнять не прошедшего аттестацию преподавателя, нанимателем может быть предложено ему, к примеру, пройти курсы по повышению квалификации, после которых снова пройти аттестацию.

Добровольная аттестация учителей 2014-2015 проводится на основании лично поданного работником образовательного учреждения заявления на установление соответствия его профессиональных качеств и навыков запросам, которые предъявляются к доступной для него квалификационной категории.

Пройти аттестацию имеют право на получение первого разряда:

  • педагогические работники без категории;
  • педагоги, имеющие первую ступень, срок действия которой по предыдущей аттестации заканчивается;

На получение высшего разряда проходят аттестацию:

  • учителя, имеющие первую ступень по истечении двухгодичного периода после ее присвоения;
  • педагоги, имеющие высшую категорию, срок действия которой подходит к концу.

Аттестация учителей по новым правилам в 2020 году: что об этом уже известно?

На данный момент учителям России предлагают 2 варианта аттестации:

  • присвоение квалификационной категории;
  • соответствие занимаемой должности.

Основной минус предложенных вариантов – отсутствие «прозрачности», так как к системе повышения квалификации в каждом регионе РФ подходят по-разному. Но общим моментом в данном вопросе является соблюдение порядка проведения процедуры. Проблему связывают специалисты с отсутствием единых требований к аттестации:

  1. Квалификационная категория присваивается посредством оценки труда педагога – комиссия изучает его «портфолио». При этом нет точных ЕФОМ и критерий квалификации.
  2. Действующие правила Минобразования не позволяют молодому преподавателю рассчитывать на получение высшей квалификационной категории. По правилам, предварительно защищается первая категория, затем высшая. Но это возможно через 2 года после последней аттестации.
  3. «Портфолио» — аттестационный документ, для создания которого требуется приложить усилия. Для этого учитель затрачивает свое время.
  4. После аттестации у педагогов часто пропадает желание продолжать свое образование, так как мотивация равна нулю. Такое решение связывают с отсутствием перспектив должностного роста.

В новой модели есть свои риски. Неизвестно, кто и по каким критериям должен проверять эссе учителя для оценки его кругозора. Возможно, что его заменять КИМами. Для подтверждения своей квалификации учителю нужны дополнительные финансовые затраты. Чтобы получить разрешение на съемку учеников от их родителей, потребуется много усилий. Профпригодность учитель может оспорить в судебном порядке.

Многие современные педагоги считают такую проверку знаний не уместной, так как в первую очередь их квалификация подтверждается дипломом. Если педагог не прошел аттестацию, его не увольняют. Ему потребуется пройти последующую переподготовку: обучение, курсы повышения квалификации.

  • 4 организации

  • 13 документа

  • 4 ссылки

  • 6 справочных услуг

  • 2 горячие линии

  • 38 комментариев

Статья «Новая аттестация педагогов с 2020 года»

Педагог приходит на заседание комиссии и отвечает на вопросы. Работодатель зачитывает представление, затем педагог представляет дополнительные сведения о своей работе, затем члены комиссии задают вопросы по существу. Распространено и форма письменного испытания — подготовка конспекта урока, решение педагогических ситуаций.

После того, как все представление зачитано и вопросы заданы, комиссия голосует. По каждому работнику комиссия принимает решение, соответствует он должности или нет.

Если работник не пришел на свою аттестацию по уважительной причине, аттестация переносится. Если уважительной причины нет, аттестация проводится без работника. Просто отказаться от аттестации нельзя. Скорый выход на пенсию не снимает обязанности её проходить.

После процедуры члены комиссии подписывают протокол. Через два дня секретарь оформляет выписку, передает экземпляр работнику и еще один прикрепляет в его личное дело.

Этот вид аттестации относится к установлению квалификационной категории (первой или высшей) — её может проходить по желанию любой педагог, но есть некоторые ограничения.

Во-первых, для установления высшей квалификационной категории педагогический работник должен иметь первую квалификационную категорию (по этой должности). Во-вторых, заявление о проведении аттестации для установления высшей категории можно подать не ранее чем через два года после установления первой квалификационной категории.

Сама процедура проходит в три этапа:

  1. Педагог подает заявление в свободной форме, в котором указывает квалификационную категорию, характеризует свою профессиональную деятельность (на этом этапе можно без подтверждающих материалов). Заявление рассматривают в течение 30 дней, эта процедура полностью бесплатная. Здесь же формируется аттестационной комиссия, в состав которой входят компетентные специалисты, а также представитель профсоюза.

  2. На заседании аттестационной комиссии оценивают деятельность педагога, как правило в форме собеседования и тестирования. Здесь нужны все подтверждающие материалы.

  3. Решение об установлении или отказе в установлении первой (высшей) квалификационной категории принимается в соответствии с критериями оценки результатов работника. Результаты фиксируют в протоколе, а потом вносят в трудовую книжку работника.


На сегодняшний день существует два вида аттестации, которую должны проходить все педагоги: обязательная и добровольная. В первом случае государство хочет определить уровень знаний педагогического работника, чтобы понять соответствует ли человек своей должности. А вот при добровольной аттестации преследуется цель повышения своего квалификационного уровня.

Бывают такие случаи, когда работник самостоятельно хочет повысить свой квалификационный уровень и обращается к начальству с соответствующим заявлением. Это будет считаться добровольная аттестация с целью установления новой квалификационной категории. При этом преподаватели без категории или же с 1-й могут претендовать на получение 1 разряда. На наивысший разряд могут претендовать все те педагоги, которые уже получили 1-ю не менее двух лет назад. Также высшую категорию могут получить педагоги с уже существующей таковой, чтобы подтвердить свою квалификацию. Обе отмеченные категории даются на 5 лет и не подлежат дальнейшему продлению.

Аттестация педагогических работников

Прежде всего, следует отметить: аттестация не преследует цель выявить какие-либо ошибки в преподавании, наказать учителя или его уволить.

Главное – это определить, каким образом можно повысить качество преподавания в школе, избавить педагогов от излишней отчетности и отойти от формализма.

На администрации учебных заведений будут возложены дополнительные обязанности сбора «портрета учителя», который должен основываться на трех элементах:

  • анализе общеобразовательных показателей учащихся;
  • справке от работодателя;
  • мнение выпускников.

Проведение новой обязательной аттестации начнется с июня 2020 года. До этого система была апробирована лишь в нескольких российских регионах. Аттестация будет опираться на объективные показатели оценивания педагогов.

В связи с нововведением вводятся в действие новые формы оценивания – ЕФОМы (Единые федеральные оценочные материалы), состоящие из 3-х блоков:

  • профильный экзамен в письменной форме, где будут проверяться знания педагога не только своего предмета, но также его умение демонстрировать свои методические навыки и планирование урока по заданной теме;
  • анализ профессиональной деятельности на основании видеоурока, по которому будет дана оценка умению учителя наладить диалог с учениками. Делать это будут независимые эксперты. К видеоролику должны прилагаться планы-конспекты, самостоятельные работы учащихся с проставленными оценками;
  • решение нестандартных жизненных ситуаций, связанных с педагогической деятельностью.

На каждый блок отводится определенное время, и сдавать их будут в разные дни.

Аттестация школьных учителей в 2020 году коснется всех. При этом выпускники пединститутов также будут сдавать экзамен перед началом работы в школе. А спустя 2 года молодых специалистов ждет новый общий экзамен. Для учителей с большим стажем переоценка предусмотрена каждые пять лет.

Обязательная аттестация связана с переходом на применение новых профстандартов, а также введения должностей старшего и ведущего учителя. Благодаря ЕФОМ можно будет оценить каждого педагога по его компетентности:

  • предметной;
  • методической;
  • психолого-педагогической;
  • коммуникативной.

ЕФОМ будет способствовать определению качества работы специалиста и уровня его ответственности за результаты.

Нововведение не вызвало особого восторга у российских учителей. На сегодняшний день они и так жалуются на большие нагрузки и дополнительные их просто пугают.

Экзамены для учителей могут отрицательно сказаться и на пополнении школ молодыми специалистами. Ведь им опять придется доказывать свои знания.

Кроме того, педагогам, которые проработали в школах более 20 лет, не нравится отмена автоматического присвоения 2-й категории профподготовки.

И тут все понятно, поскольку это может сказаться на уровне зарплаты.

Введение следующих должностей: простой педагог, старший педагог, ведущий учитель – низкоэффективный инструмент для школ, расположенных в сельской местности. Там педколлектив достаточно скудный. А упор на карьерный рост в городских учебных заведениях может привести к ослаблению внимания к потребностям учеников.

Новые изменения в аттестационной системе призваны повысить квалификационный уровень учителей. Но даст ли это положительный результат? Или новая реформа обернется очередным провалом – узнаем только со временем.

(18

Источник: https://offshoreview.eu/2020/02/18/novaya-attestatsiya-uchitelej-2020/

В Правительстве и экспертных сообществах обсуждается дополнение национального проекта «Образование». В него включены 9 крупных федеральных проектов, и в том числе заложены основы нового подхода к проверке профессионализма педагогов.

В частности, Общероссийский народный фронт предлагает отказаться от действующей системы аттестации, а взамен ввести единый профессиональный экзамен.

И хотя цели проверки уровня подготовки педагогов не изменятся, новый экзамен позволит воспитателям и учителям выстроить планы своего профессионального развития, считают независимые эксперты.

В ОНФ подчеркивают, что экзамен должен соответствовать требованиям профстандарта педагога и федеральным образовательным стандартам общего образования.

Неизвестно, согласятся ли чиновники на такое предложение, но сейчас в РФ проходит другой эксперимент — апробируется новая модель аттестации учителей в рамках того же нацпроекта «Образование».

Ее главное отличие — педагоги должны пройти независимую оценку квалификации на основе использования единых федеральных оценочных материалов. Никакого портфолио, грамот и прочих материалов, доказывающих, что специалист хорошо учит детей, не понадобится.

Планируется, что по новой модели аттестацию начнут проводить с 2020 года. При этом разделение на обязательную и добровольную сохранится, также не изменится периодичность проверок.

В РК изменились правила аттестации педагогов

Аттестация на соответствие занимаемой должности в ДОУ воспитателя (2019) проводится, в зависимости от ее вида, в следующие сроки:

  1. Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности. Она является обязательной и проходит в сроки, определенные законодательством РФ. Ее проведение должно быть не реже чем раз в 5 лет. Такой вид является проверкой на профессиональное соответствие занимаемой должности.
  2. Аттестация педагогических работников для установления квалификационной категории является добровольной и проводится по желанию работника. Данный вид является проверкой профессионального соответствия на повышение категории.

При сроке действия категории 5 лет можно проходить повторную проверку по истечении 2 лет с момента получения предыдущей категории. Если заявитель получает отказ в повторной проверке, он может подать заявку еще раз по истечении 1 года после полученного отказа.

Согласно положению о плановой аттестации педагогов, срок на подтверждение соответствия занимаемой должности составляет 5 лет. Следовательно, в 2019 году на нее будет направлен педагогический состав, аттестовавшийся в 2014 году.

Для прохождения проверки на соответствие занимаемой должности сотрудника направляет руководитель образовательного учреждения.

В случае несвоевременного подтверждения категории она аннулируется.

Что делать, если категорию аннулировали:

  • сотрудник, имеющий первую категорию, должен подать заявление на аттестацию для получения первой категории и пройти в общем порядке процедуру;
  • если у педагогического работника была высшая категория, то она будет понижена до первой, при этом ждать два года для подачи заявления на высшую категорию не надо (имеется в виду, если человек уже два года занимает эту должность).

При этом квалификационные категории, присвоенные до 01.01.2011, остаются действительными на тот срок, на который были присвоены. Однако правило, в соответствии с которым педагогу, отработавшему по профессии 20 лет, «пожизненно» присваивалась вторая категория, отменяется. Эти педагоги также должны аттестовываться каждые пять лет.

Перечень обязательных документов для прохождения аттестации:

  1. Заявление на аттестацию воспитателя на высшую категорию (2019 год).
  2. Копия результата прохождения предыдущей аттестации при наличии.
  3. Копии дипломов по профильному образованию (среднее и высшее педагогическое образование).
  4. В случае смены фамилии прикладывается копия документа.
  5. Сопроводительное письмо или характеристика с места работы, которая может служить подтверждением профессиональной компетенции воспитателя.

После подачи документов в течение месяца заявитель получает уведомление о месте и времени проведения проверки. Когда проводится аттестация воспитателя на 1 категорию в 2019 году, портфолио может понадобиться. Подробнее о требованиях, которые к нему предъявляют, читайте в отдельной статье.

Аттестация педагогов и приравненных к ним лиц подразделяется на очередную и досрочную.

Очередная аттестация, как уже было отмечено, проводится раз в 5 лет и подразумевает полную проверку итогов деятельности педагогического работника согласно его должностным квалификационным характеристикам.

Досрочная аттестация проводится по желанию самого педагога с целью преждевременного повышения квалификационной категории и исключает необходимость ожидания срока в 5 лет.

Пройти досрочную аттестацию могут работники, удовлетворяющие одному из следующих требований:

1. на квалификационную категорию «педагог-модератор»:

  • лица, подготовившие победителей предметных олимпиад, творческих, профессиональных конкурсов, научных, спортивных соревнований на уровне организации образования;
  • лица, являющиеся победителями профессиональных конкурсов, педагогических олимпиад на уровне организации образования;
  • лица, обобщившие собственный педагогический опыт на уровне района, города;
  • лица, окончившие высшее учебное заведение с «отличием»;
  • лица, окончившие высшее учебное заведение с правом преподавания предмета (дисциплины) на английском языке, имеющие сертификат (удостоверение), подтверждающие знание английского языка не ниже уровня В1 (по шкале CEFR);
  • лица, имеющие академическую степень магистра;
  • лица, окончившие среднее профессиональное (техническое и профессиональное, послесреднее) учебное заведение с «отличием» и имеющие стаж педагогической деятельности не менее одного года;
  • лица, являющиеся кандидатами в мастера спорта по профилирующему предмету;

Лица, которым необходимо (очередная аттестация) или которые желают досрочно пройти аттестацию (досрочная аттестация), подают заявление в аттестационную комиссию с 20 декабря по 5 января или с 1 августа по 15 августа.

Аттестация осуществляется в соответствии со специальностью, указанной в дипломе об образовании, или документе о переподготовке с присвоением соответствующей квалификации по занимаемой должности. В случае преподавания нескольких дисциплин аттестация проводится по основной должности с указанием предметов в соответствии с указанной в дипломе специальностью.

Аттестация педагогических работников проводится в два этапа:

  1. квалификационное тестирование;
  2. комплексное аналитическое обобщение итогов деятельности.

О том, как проводится квалификационное тестирование, подробно читайте в этой статье.

Комплексное аналитическое обобщение итогов деятельности аттестуемых проводится ежегодно до 31 июля или 15 декабря текущего года.

Для проведения аттестации педагогических работников и приравненных к ним лиц создаются экспертные советы и аттестационные комиссии соответствующих уровней, состоящие из нечетного количества членов, но не менее 5 человек. Аттестуемый педагогический работник, если он является членом комиссии, не может принимать участие в голосовании при рассмотрении своей кандидатуры.

По каждому педагогическому работнику организации образования экспертный совет выносит заключение (рекомендовать/не рекомендовать для аттестации), которое предоставляется аттестационной комиссии соответствующего уровня ежегодно не позднее 1 августа или 1 декабря текущего года.

По результатам аттестационная комиссия выносит одно из следующих решений:

  • соответствует заявляемой квалификационной категории;
  • не соответствует заявляемой квалификационной категории.

При принятии аттестационной комиссией решения «не соответствует требованиям квалификационной категории» на присвоение квалификационной категории в случае досрочной аттестации действующая квалификационная категория сохраняется.

В случае решения комиссии «не соответствует требованиям квалификационной категории» на подтверждение квалификационной категории, действующая категория снижается на один уровень, в результате чего понижается и заработная плата работника.

При переходе со второй, первой, высшей квалификационных категорий на квалификационные категории «педагог-модератор», «педагог-эксперт», «педагог-исследователь», «педагог-мастер»:

  • в случае неподтверждения заявляемой квалификационной категории после повторного прохождения национального квалификационного тестирования действие имеющейся квалификационной категории сохраняется;
  • при следующем неподтверждении квалификационная категория продлевается на один год;
  • при повторном неподтверждении квалификационная категория снижается до квалификационной категории «педагог».

Педагогическим работникам и приравненным к ним лицам, которым присвоены квалификационные категории «педагог-модератор», «педагог-эксперт», «педагог-исследователь», «педагог — мастер» сохраняется квалификация должностей:

  • «педагог-модератор» — «учитель второй категории»;
  • «педагог-эксперт» — «учитель первой категории»;
  • «педагог-исследователь» и «педагог-мастер» — «учитель высшей категории».

Новая квалификационная категория и соответствующий уровень оплаты труда оформляются приказом руководителя организации образования и устанавливаются с 1 сентября следующего учебного года.

В случае успешного прохождения аттестации выдается удостоверение, сроком действия 5 лет, не позднее 31 августа или 31 декабря текущего года.

Появится выбор карьерного роста:

  1. Вертикальный рост — специалист сдает экзамен, по итогам которого присваивается первая категория, после следующего экзамена — высшая.

  2. Горизонтальный рост — введение новых педагогических должностей: старший учитель, ведущий учитель и так далее.

При выборе горизонтального роста должности отличаются набором обязанностей. Простой учитель будет заниматься только обучением, старший сможет участвовать в создании образовательного плана, а ведущий координировать деятельность всех педагогов. Повышение квалификации будет значительно влиять на зарплату сотрудника.

Так как аттестация будет проходить планово и применяться к работникам с любым стажем, специалисты с опытом работы от 20 лет потеряют право на автоматическое присвоение 2 категории

Проверка педагогов на соответствие занимаемой должности будет выполняться с помощью единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ). По форме ЕФОМ напоминают ЕГЭ, а единый стиль экзаменов позволит более точно сравнить навыки и знания учителей по всей России. Введение общего стандарта создает систему, в которой не будет разночтений по способам проверки компетенций преподавателей.

Часть регионов РФ уже применила новый вариант аттестации педагогов на соответствие занимаемой должности, но проект все еще находится на стадии обсуждения.

Для аттестации при повышении квалификации разработаны 3 блока:

  1. Письменная работа. Проводится по профилю преподавателя. В пробном варианте выполнение занимало 2 часа. Педагога проверяют на знание профильного предмета и методов преподавания дисциплины. Комиссия изучает навыки педагога в составлении плана урока и способности выявления ошибок в выполненных заданиях ученика. Этот блок помогает объективно оценить способности специалиста по профилю.

  2. Анализ профессиональной деятельности учителя. Педагог должен записать проведенный урок на видео, чтобы показать взаимодействие с учениками. Также учитель отправляет план урока комиссии. Для объективной оценки дополнительно используются результаты учеников на уроке, например, оценка за решение примеров.

  3. Педагогический кейс. Этот блок позволяет оценить морально-волевые и личностные характеристики учителя. Комиссия изучает коммуникативные и психолого-педагогические компетенции педагога. Для оценки используют ситуации, когда в сложившийся коллектив приводят нового ученика, возникает конфликт на уроке и так далее. Педагогу нужно составить план действий в предложенных условиях.

На данный момент известно, что общее время задания — не более 4 часов. Однако проверка навыков и знаний проводится в разные дни, чтобы равномерно распределить нагрузку.

После проведения экспериментальных тестов по переподготовке было решено избавиться от записи видео, которое вызывало много сложностей. Планируется заменить этот блок альтернативным заданием.

Цель создания новой системы повышения квалификации школьных учителей — уравнять возможности и повысить качество образования педагогов.

Если специалист не сдал экзамен на первую категорию, ее аннулируют. Следующая пересдача будет проведена в общем порядке. Такой же сценарий предстоит для учителей, не подтвердивших высшую категорию. Педагоги должны подтвердить первую категорию, а через 2 года смогут претендовать на высшую.

Аттестация преследует определенные задачи.

  1. Стимулировать целенаправленное, непрерывное повышение уровня квалификации работников педагогической сферы, личностного и профессионального роста, их методологической культуры.
  2. Определить нужность повышения квалификации работников педагогических учреждений.
  3. Повысить эффективность и качество профессиональной деятельности.
  4. Выявить перспективы в использовании потенциальных возможностей работников педагогической сферы.
  5. Учёт требований ФГОС в реализации образовательных программ и кадровые условия при формировании состава организаций.
  6. Обеспечить дифференциацию размера оплаты труда работников педагогических учреждений, учитывая установленную квалификационную категорию и объём работы.

Обязательность прохождения аттестации имеет свои исключения, о которых сообщает Положение об аттестации педагогических работников. Так, не подлежат аттестации:

  • преподаватели, уже имеющие квалификационные категории;
  • занимающие данную должность не менее двух лет в той организации, которая проводит аттестацию;
  • беременные женщины;
  • женщины, которые находятся в отпуске по беременности;
  • женщины, которые находятся в отпуске по уходу за ребёнком до трёхлетнего возраста;
  • лица, которые отсутствовали на работе в связи с болезнью более четырёх месяцев подряд.

Примечательно, что аттестация педагогических работников, подпадающих под пункты 4 и 5, может проходить не скорее двух лет после выхода их из отпуска, а попавшие под пункт 6 должны быть аттестованы не ранее, чем через год после выздоровления.

Локальные нормативные акты определяют и другие категории педагогов, аттестующихся в другие сроки — например, взявшие отпуск, связанный с усыновлением, а также находящиеся в длительном отпуске. Правила аттестации педагогических работников, судя по анализу, обладают достаточной гибкостью.

Описываемая проверка предусматривает создание в данной организации аттестационной комиссии. Работодатель издаёт приказ или распоряжение, где утверждает персонально состав:

  • председатель;
  • его заместитель;
  • секретарь;
  • рядовые члены аттестационной комиссии.

Далее разъясняется порядок аттестации педагогических работников, регламент, положение о комиссии и другие.

Чуть позже издаётся второй приказ или распоряжение, где определяется персональный состав педагогов, которым необходимо пройти аттестацию, там же находится график прохождения и другие организационные моменты этого мероприятия.

За тридцать дней до начала каждый преподаватель под роспись должен ознакомиться с этим приказом. Работодатель же обязан заблаговременно внести в аттестационную комиссию о каждом работнике специальное представление.

Начинается проведение аттестации педагогических работников с рассмотрения представления и дополнительных сведений, которые были поданы преподавателем.

Всё это должно характеризовать профессиональные качества аттестуемого.

Регламент комиссии чаще всего предусматривает обмен мнениями и вопросы как членов комиссии друг другу, так и преподавателю, который аттестуется. Могут вноситься предложения о дополнительных сведениях, если появляется такая необходимость.

Результаты аттестации педагогических работников появляются после тщательного и всестороннего рассмотрения всех имеющихся документов и вынесения решения, заносимого в протокол заседания. Решение может быть одно из двух возможных:

  • либо работник соответствует занимаемой должности,
  • либо нет.

Принимается оно простым голосованием по большинству голосов. Если аттестуемый является членом комиссии, то по своей кандидатуре в голосовании не участвует.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *