Очень многие родители до сих пор верят, что школа будет заниматься воспитанием их ребенка. И не просто воспитывать в них соблюдение норм этики и морали. Родители ждут, что школа будет пестовать человеческие качества — ответственность за свои действия, самостоятельность, саморефлексию, отзывчивость, взаимовыручку и поддержку, доброту, наконец. Я бы советовала родителям не ждать этого от школы. Это может оказаться не только напрасным, но и опасным.
Школа и учителя в нашем государстве, к величайшему сожалению, перестают быть опорой и источником человеческих ценностей. Педагогов, кто продолжает ставить эти задачи в приоритет своей профессиональной деятельности, остается все меньше. И все больше появляется тех, кого можно назвать токсичными учителями. Откуда они берутся?
Идеальный образ учителя сформирован нашими бессознательными переживаниями из детства: мама и папа твердили, что учитель всегда прав и спорить с ним нельзя. Сейчас, когда вы сами стали родителями, у вас появляется возможность в этом усомниться. И будучи таковым, он приносит с собой на урок все свои человеческие качества, паттерны восприятия и реакций, аффекты и переживания. Всем этим он влияет на учеников и учебно-воспитательный процесс.
Если вашему ребенку достался учитель, который настроен на успех своего класса, не спешите радоваться. Да, он заинтересован в успеваемости, в активном социальном участии или в сохранении приличного фасада своего класса. Но при этом коллективное хорошее как танк пропрет по индивидуальному разному. В случае, когда учитель стремится любой ценой быть лучшим , класс станет его личным нарциссическим расширением. Хорошие ученики будут возводиться на пьедестал, а в случае своих малейших промахов будут переживать чувство глубочайшего стыда.
Желание показать всему миру, что ты лучший, формируется печальным опытом отсутствия эмоциональной близости и любви у человека в раннем детстве. Недолюбленный учитель — нет ничего опасней и токсичней. Потому что в своем стремлении доказать право на признание он отделен от своих чувств, его переживания запрятаны очень глубоко, потому что это горько — осознавать свою брошенность и ненужность.
Нет ничего удивительного в том, что переживания детей им воспринимаются поверхностно или не воспринимаются вообще. Но хуже то, что дети могут перенять у такого педагога навык быть бесчувственным. Несмотря на то что педагогическое образование содержит в себе психологическую составляющую, учителя остаются людьми. И никакие навыки без специальной личностной работы не смогут победить привычных копинг-стратегий, сформированных собственным опытом учителя.
Он будет мотивировать ученика к изучению своего предмета через стыд, через сравнение с другими учениками, через унижение. Эта мотивация, построенная на страхе быть иным. И это токсично. Токсично, когда учитель привык не придавать значения обзывательствам среди детей и таким образом предоставлять почву для расцвета насилия в классе.
В силу личных обстоятельств ему, возможно, не хватает сил защитить свои личные границы и научить этому учеников, причем всех — и тех, кто обзывает, и тех, кого обзывают. А надо бы просто поговорить и выяснить обстоятельства обид. Но, вероятно, с самим учителем таких разговоров никто не вел. Чтобы вывести ребенка из зоны заражения, родителю важно быть рядом. Говорите со своими детьми, не оставляйте их в одиночестве противостоять таким учителям.
Обсуждайте поведение учителя, давайте альтернативные варианты развития ситуаций контакта с педагогом. Не бойтесь говорить, что учитель не прав. Чтобы разрушить чей-то авторитет, его нужно сформировать. В этом смысле токсичность мешает и самому учителю. Я не обвиняю учителей в том, что они такие. Я призываю их работать со своим человеческим опытом, прежде чем превращать школу в поле для отыгрывания личностных комплексов.
Для этого есть масса возможностей — личная психотерапия, консультации со школьными психологами, саморефлексия, супервизионная поддержка наставников. При соблюдении этих условий, вероятно, школа сможет вновь стать институтом воспитания общечеловеческих ценностей. Во всяком случае, очень хочется в это верить. Ян Патлис продолжает тему токсичных людей. Дошла очередь и до детей. Токсичные родители: какими они бывают и как на них реагировать. Мы отправляем подборку лучших и актуальных материалов два раза в неделю: во вторник и пятницу.
Или вступай в наши группы социальных сетях. Учитель не бог, он не лучше и не хуже обычных людей, больше того, он сам — человек! Учитель-нарцисс токсичен Если вашему ребенку достался учитель, который настроен на успех своего класса, не спешите радоваться. Недолюбленный учитель токсичен Желание показать всему миру, что ты лучший, формируется печальным опытом отсутствия эмоциональной близости и любви у человека в раннем детстве.
Невнимательный учитель токсичен Токсично, когда учитель привык не придавать значения обзывательствам среди детей и таким образом предоставлять почву для расцвета насилия в классе. Токсичность — это заражение. Главное, что грозит ученику — заразиться от учителя паттернами поведения, которые он демонстрирует, либо принять на себя роль, которую ему приписывает педагог.
Как защитить своего ребенка Чтобы вывести ребенка из зоны заражения, родителю важно быть рядом. Пострадает авторитет учителя? Скорее всего, педагогическая авторитарность. Теги: авторитет буллинг насилие отношения психология ребенок учителя школа. Марина Смовж психолог. Материалы по теме. Токсичная бабушка — как это бывает. Кто обзывается, тот сам так называется! Кошки не похожи на людей? Сила бездействия 17 февраля. Другие статьи автора. Образовательная политика. Городское образование.
[…]