- Новостройка

Право постоянного бессрочного пользования земельным участком прекращается

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Право постоянного бессрочного пользования земельным участком прекращается». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В постоянное бессрочное пользование земельные участки предоставляются, только если они находятся в государственной или муниципальной собственности. То есть юридические лица или граждане не могут таким образом передавать свои наделы. Основанием для выделения земли на таком основании является соответствующее решение государственного или муниципального органа, уполномоченного на управление земельными отношениями и собственностью государства, региона РФ или муниципалитета. Форма такого решения утверждена распоряжением Минимущества РФ от 02.09.2002 N 3070-р. Она является рекомендованной.

Для того чтобы соблюсти требования закона, необходимо обязательно провести государственную регистрацию выделенной на таких условиях земли в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Право бессрочного пользования земельным участком

Хотя использование земли на таких условиях является бессрочным и для граждан тоже, которые получили его до 2002 года, существует Концепция развития гражданского законодательства РФ (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009), которой предусмотрено, что такое право не должно возникать в будущем. Поэтому были разработаны механизмы, создающие стимулы для трансформации этого права в другие вещные права, предусмотренные Гражданским кодексам РФ. В частности, землепользователи могут переоформить:

  • в собственность;
  • в аренду.

Тем более что если право собственности на здание, строение или прочую недвижимость на такой земле уже оформлено на землепользователя, законодательство обязывает его по своему выбору переоформить отношения с землевладельцем на аренду участка или приобрести его в собственность.

С этой целью уже давно были созданы и функционируют некоммерческие организации для ведения садоводства и огородничества, а также гаражные потребительские кооперативы, которые переоформляют права на участки, предоставленные ранее в постоянное (бессрочное) использование государственным или муниципальным унитарным предприятиям. Для юридических лиц за нарушение сроков переоформления даже предусмотрена административная ответственность по статье 7.43 КоАП РФ.

Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или право собственности возможно для граждан, которым земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования были предоставлены:

  • для ведения личного подсобного, дачного хозяйства;
  • для огородничества или садоводства;
  • для индивидуального гаражного и жилищного строительства.

Кроме того, имеют право на переоформление и те граждане, которые вступили в права наследования на объекты недвижимости, расположенные на таком земельном участке.

Действующим законодательством Российской Федерации не ограничен срок, в течение которого граждане должны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на иные виды вещных прав.

Для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или право собственности гражданину необходимо, в первую очередь, подготовить документы, устанавливающие право на данный земельный участок (п. 1 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). Это могут быть:

  • Акт о предоставлении данного земельного участка;
  • Свидетельство или акт о праве на земельный участок;
  • Выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на данный земельный участок;
  • Иные документы.

Если к гражданину перешло право собственности на объект недвижимости (здание, сооружение), расположенный на таком земельном участке, то вместо указанных выше документов могут быть представлены документы, удостоверяющие право любого прежнего собственника указанного объекта на этот земельный участок, а также документ, удостоверяющий право собственности гражданина на расположенное на участке здание (п. 2 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Для государственной регистрации права собственности гражданину необходимо:

1) Обратиться с заявлением и указанными документами в территориальное отделение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) для государственной регистрации права собственности. Сделать это можно в многофункциональном центре, почтовым отправлением или в форме электронного документа через официальный сайт Росреестра. При предоставлении заявления гражданину необходимо предъявить паспорт, а его представителю – нотариально удостоверенную доверенность;

2) Оплатить государственную пошлину в размере 350 рублей за государственную регистрацию права собственности. Государственная регистрация права должна быть произведена в течение семи рабочих дней с даты поступления заявления и документов в Росреестр, а в случае подачи заявление и документов через МФЦ – в течение девяти дней (п. 1 ст. 16 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»);

3) После государственной регистрации права собственности получить выписку из Единого государственного реестра недвижимости. С момента государственной регистрации права собственности на земельный участок право постоянного (бессрочного) пользования прекращается.

При переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды гражданину необходимо:

1) Обратиться в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением и вышеуказанными документами.

В случае, если земельный участок находится в собственности:

  • Российской Федерации — обращаемся в Территориальное управление Росимущества субъекта РФ;
  • Субъекта Российской Федерации — обращаться в Министерство по управлению государственным имуществом субъекта РФ;
  • Муниципального образования — обращаемся в Комитет по управлению муниципальным имуществом местной администрации.

Действующим российским законодательством срок переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на иные виды прав был установлен до 1 июля 2012 года, а в случае с земельными участками, на которых расположены линейные объекты (линии электропередачи, связи, трубопроводы, дороги и т.д.) – до января 2016 года.

Если в указанный в законе срок, юридические лица не успели переоформить право постоянного (бессрочного) пользования, то сделать это можно и в настоящее время. В связи с продлением срока, переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками юридическими лицами должно быть осуществлено до 01.01.2024 года в установленном законом порядке (п. 2.1 ст. 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса).

Юридическому лицу для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или право собственности необходимо:

1) Обратиться в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления в зависимости от формы собственности на земельный участок (см. в главе «Порядок переоформления для граждан») с заявлением и необходимыми документами (перечень документов установлен Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 № 475).

Срок рассмотрения заявления для юридических лиц составляет 1 месяц;

2) В случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности юридическому лицу необходимо осуществить у органа власти выкуп земельного участка. Стоимость выкупа определяется соответствующим органом (органом государственной власти или органом местного самоуправления) в зависимости от того, в чьей собственности находится земельный участок (пункты 1.1. и 1.2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации);

3) По результатам рассмотрения уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления, может быть подготовлено распоряжение о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования.

4) После вынесения распоряжения, нужно обратиться за государственной регистрацией права собственности или аренды (в случае, если договор аренды заключен на срок более 1 года) в Управление Росреестра через МФЦ.

В рамках ЗК РФ происходит прекращения права использования земельного участка, а также прописаны варианты ответственности в случае, если будут нарушены условия, прописанные в договоре. Если говорить о порядке прекращения этого права, следует руководствоваться статьёй под номером №53 ЗК РФ. В ней прописан весь процесс по отказу прав на земельный участок на добровольной основе.

Рассматривать статью №54 ЗК РФ необходимо в том случае, если земля изъята из обращения у конкретного лица в принуждённом порядке. При оформлении права постоянного пользования землёй составляется договор, согласно которому и будет в дальнейшем эксплуатироваться земля. Этот документ имеет сходство с арендным пактом, но размер ежемесячных платежей определяется между землепользователем и государством.

Статья под номером №29 ЗК РФ выступает в качестве ещё одного регулятора процесса по прекращению прав. На местном региональном уровне также контролируется весь этот процесс.

Если речь идёт о добровольном отказе, изначально нужно будет обратиться с заявлением в местную администрацию. Это заявление должно подавать как юридическое лицо, так и обычный гражданин. В нём отобразить причину отказа, свои инициалы, кадастровые данные на землю, когда была выделена земля и иную информацию. Чтобы его приняли с первого раза, предварительно рекомендуется просмотреть образец по составлению подобных заявлений.

При себе также необходимо иметь следующий пакет документов:

  • документы, подтверждающие личность гражданина;
  • если обращается юридическое лицо, представить выписку из ЕГРЮЛ;
  • постановление\решение муниципального образования о выделении данного земельного участка;
  • межевой план и остальные кадастровые документы;
  • госакт на право использование недвижимого объекта, либо свидетельство.

Решиться этот вопрос должен в течение одного месяца. Если документы не будут представлены в течение 3 дней с момента регистрации и принятия заявления, в рассмотрении вопроса будет отказано. Заявление будет назад направлено просителю для внесения коррективов. Возможно, допущены опечатки и иные несоответствия в представленных документах.

Если право постоянного пользования участком прекращено, учитывать участок в бюджетном учёте 0.103.11.000 казённое учреждение не имеет права. В бюджетном учёте должны указываться все выбывшие участки из оборота, в том числе и изъятые из пользования у граждан. Основанием для постановки земли на учёт служит свидетельство, подтверждающее право пользования землёй.

Бухгалтерские проводки участка до момента регистрации права бессрочного пользования ведутся на забалансовом счёте 01. После того как получена выписка из единого кадастра недвижимости, участок принимается по дебетовому счёту 0.103.11.330. Автономные и бюджетные учреждения на стоимость принятого к учёту земельного участка должны откорректировать расчёты с учредителем. Все проводки проводятся по счёту 4.210.06.000.

1. Комментируемой статьей устанавливаются основания прекращения прав на земельные участки лиц, не являющихся их собственниками.

Прекращение права в данном случае, как и при прекращении права собственности, может осуществляться и по инициативе правообладателя, и принудительно, в строго определенных законом случаях.

В случае отказа от права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения от правообладателя не требуется указывать основания такого отказа. В то же время отказ от права на земельный участок в самом общем случае может последовать при отсутствии надобности дальнейшего его использования. Например, при ликвидации юридического лица или смене места жительства гражданина.

Одним из существенных условий, выставляемых пользователю или владельцу земельного участка ст. 53 ЗК и гражданским законодательством, является то, что сам факт отказа от участка не является автоматическим прекращением права. Правообладатели обязаны содержать участок, выплачивать установленные платежи за землю, выполнять иные действия, связанные с реализацией права, до тех пор, пока земельный участок не перейдет во владение собственнику — Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию. Факт прекращения права констатируется действиями по государственной регистрации соответствующих изменений в правах на землю.

2 — 3. Пунктом 2 (подп. 1 — 4) комментируемой статьи устанавливается перечень земельных правонарушений, за которые земельный участок может быть изъят у владельца либо пользователя в порядке привлечения к административной ответственности. Данный перечень является закрытым. Изменения или дополнения в установленный перечень не могут быть внесены иными нормативными актами, в том числе федеральными законами.

Споры о принудительном прекращении права постоянного (бессрочного) пользования стали предметом судебных разбирательств.

ФАС Московского округа рассмотрел 2 июня 2005 г. в судебном заседании кассационную жалобу истца — администрации Успенского сельского округа Одинцовского района (далее — Администрация) — на решение Арбитражного суда Московской области от 7 декабря 2004 г., Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2005 г. N 10АП-144/05-ГК по иску (заявлению) к некоммерческой организации «Товарищество домовладельцев «Н» (далее — Товарищество) о прекращении права бессрочного пользования земельным участком. Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Московской области от 7 декабря 2004 г., оставленным без изменения Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2005 г., Администрации было отказано в удовлетворении иска о прекращении права Товарищества на постоянное (бессрочное) пользование земельным участком общей площадью 3995 кв. м.

Суд исходил при этом из того, что оснований для применения ст. 54, п. 2 ст. 45 ЗК в спорном случае не имеется. Факт использования земельного участка не в соответствии с назначением не доказан; указанные в акте проверки нарушения либо устранены, либо опровергаются материалами дела.

Заявителем указывается, что судом не учтены нарушения, допущенные Товариществом при землепользовании. Участок был выделен под стадион, между тем до настоящего времени объект не построен. Эти обстоятельства судом не учтены, в иске отказано ошибочно.

Исходя из данных доводов Администрация просила отменить судебные акты с передачей дела на новое рассмотрение. В судебном заседании представитель Администрации поддержал жалобу по изложенным в ней доводам.

Представитель Товарищества выступил против удовлетворения кассационной жалобы, считая судебные акты законными и обоснованными.

Изучив материалы дела, кассационную жалобу Администрации и отзыв на нее со стороны Товарищества, обсудив доводы представителей, суд кассационной инстанции посчитал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2 ст. 45 ЗК право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при использовании участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, а также при использовании участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки.

Судом установлено, что факт использования земельного участка не в соответствии с назначением не доказан; указанные в акте проверки нарушения либо устранены, либо опровергаются материалами дела, т.е. не доказаны.

Таким образом, по существу суд пришел к выводу об отсутствии оснований для применения п. 2 ст. 45 ЗК и прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

При таких выводах отказ в удовлетворении иска не противоречит закону.

текст в предыдущей )

1. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.

Отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.

3. При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса. К заявлению об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком прилагается копия документа, удостоверяющего личность (для гражданина). К заявлениям юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

1. Определенное время процедура отказа от земельного участка была урегулирована недостаточно, несмотря на то что сам отказ имел весьма существенные правовые последствия. Утративший силу п. 1 комментируемой статьи указывал, что отказ лица от осуществления принадлежащего ему права на земельный участок (подача заявления об отказе) не влечет за собой прекращение соответствующего права.

2. Поскольку бесхозяйной, по смыслу ст. 225 ГК, является вещь, не имеющая правообладателя, а именно вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался, то право собственности на земельный участок, от которого собственник отказывается, может быть сохранено за ним только с момента подачи заявления и до постановки земельного участка на учет как бесхозяйной вещи. После постановки на учет право прежнего собственника на земельный участок прекращается.

Согласно ст. 225 ГК земельные участки как бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки земельного участка на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на участок.

Бесхозяйный земельный участок, не признанный по решению суда поступившим в муниципальную собственность, может быть вновь принят во владение, пользование и распоряжение оставившим его собственником либо приобретен в собственность в силу приобретательной давности.

3. При отказе правообладателя от права пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования земельный участок продолжает оставаться в государственной или муниципальной собственности, но прекращает свое существование обременение этого участка правом отказавшегося от него лица.

Перечень документов, установленный п. 3 комментируемой статьи, в целом соответствует перечню документов, подаваемых лицом на осуществление государственной регистрации права на земельный участок (см. ФЗ о государственной регистрации прав на недвижимое имущество). Можно предположить, что это связано с необходимостью впоследствии осуществить запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о прекращении права на земельный участок.

Кадастровый паспорт объекта недвижимости согласно ст. 14 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об объекте недвижимости.

4. Решение о прекращении права принимает орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляющий полномочия собственника в отношении земельного участка.

5. Пункт 5 комментируемой статьи стремится разрешить коллизию, суть которой сводится к тому, что пользователя земельного участка в целях реализации отказа от участка подчас принуждали осуществить государственную регистрацию права на участок, что приводило к необоснованным издержкам со стороны пользователя.

6. Комментируемым пунктом установлена норма, на основании которой предусматривается согласование действий органов государственной власти в случае отказа лица от права на земельный участок.

Как возникает право постоянного бессрочного пользования земельным участком

1. В данной статье объединены основания прекращения двух видов прав на землю, которые объединяет то, что они являются иными, кроме собственности, правами и, кроме того, правами вещными, а не обязательственными (как аренда и право безвозмездного срочного пользования), притом существующими только в отношении земельных участков, а не какого-либо иного имущества.

Землевладелец и землепользователь не пользуются правом распоряжения земельным участком путем его отчуждения, поэтому единственный путь, по которому они могут добровольно прекратить свои права на земельный участок, — это отказаться от него по правилам, установленном ст. 53 ЗК РФ (см. комментарий).

2. Основания принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения во многом совпадают с рассмотренными в комментарии к предыдущей статье основаниями прекращения права собственности на землю.

Отличия состоят в следующем:

перечень этих оснований, установленных комментируемой статьей, не является закрытым, в отличие от оснований прекращения права собственности;

в данной статье по сравнению с предыдущей приведен более широкий перечень случаев ненадлежащего использования земельного участка, при которых он может быть изъят из постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения;

конфискация земельного участка может быть осуществлена только у собственника этого участка.

Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также его реквизиция у землевладельцев и землепользователей осуществляются в тех же случаях, что у собственников, арендаторов и временных пользователей.

Что же касается оснований изъятия земельного участка вследствие ненадлежащего использования, то три из них полностью совпадают с рассмотренными в комментарии к предыдущей статье, установленными ГК РФ, основаниями изъятия земельных участков у собственников: это использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель; использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки; неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет. Отличным же является перечень земельных правонарушений (подп. 3 п. 2), совершение которых при указанных в законе обстоятельствах может повлечь принудительное прекращение права постоянного бессрочного пользования или права пожизненного наследуемого владения земельным участком. Однако изучение этого перечня приводит к выводу о том, что указанные в данном пункте комментируемой статьи нарушения в определенной мере повторяют уже названные в других пунктах основания прекращения прав на землю.

Например, отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, — это и есть использование земельного участка способами, которые приводят к значительному ухудшению экологической обстановки; систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв, — использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель.

Следует обратить внимание на то, что прекращение права на землю предусмотрено ЗК РФ как санкция не за любое земельное правонарушение. За нарушения в использовании земель законодательством предусмотрены различные виды ответственности, в том числе взыскание штрафов в административном порядке (см. комментарий к гл. 13 настоящего Кодекса). Вопрос же об изъятии земельного участка может ставиться только при таких нарушениях земельного законодательства, которые названы в комментируемой статье. При этом речь идет только о правонарушениях, совершенных умышленно, и при условии, если нарушения не устранены совершившим их субъектом. В соответствии со ст. 74 ЗК РФ привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

Правовой режим использования земель, о котором идет речь в подп. 3 п. 2 комментируемой статьи, связан с ограничением или запрещением тех видов деятельности, которые несовместимы с основным назначением данного вида земель. Земельный кодекс устанавливает только некоторые основные черты такого режима, детально же он регулируется федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Например, особый режим использования установлен законодательством для земель особо охраняемых природных территорий. Хозяйственная и рекреационная деятельность на них допускается в ограниченном масштабе и на специально выделенных участках; при этом на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещается строительство не связанных с функционированием таких территорий промышленных, хозяйственных и ��илых объектов, дорог и иных коммуникаций, движение и стоянка механизированных транспортных средств, прогон животных, предоставление дачных и садоводческих участков (ст. 96 ЗК РФ).

Земли, подвергшиеся радиоактивному загрязнению, в соответствии со ст. 14 ЗК РФ подлежат ограничению в использовании: на них, в частности, запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции.

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, о

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 02.07.2014)

    • Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 — 2013 год

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 02.07.2014)

    Все документы >>>

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)

    Все документы >>>

    Правовые формы использования земель (виды прав на землю

    • Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 31.07.2020)

      «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 24.07.2008 N 161-ФЗ (ред. от 24.04.2020)

      «О содействии развитию жилищного строительства»

    • Федеральный закон от 17.07.2009 N 145-ФЗ (ред. от 07.04.2020)

      «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 31.07.2020)

      «О государственной регистрации недвижимости»

    • Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 31.07.2020)

      «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 31.07.2020)

      «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    Все документы >>>

    Прекращение права бессрочного пользования на земельный участок может быть осуществлено в принудительном порядке без согласия пользователя. В земельном кодексе указаны следующие ситуации:

    • В случае ненадлежащей эксплуатации земельного надела, а именно иррационального, нецелевого (в соответствии с классификацией земель), а также приведшего к нарушению экологического баланса использования. В этот же пункт входят: порча территории, неисполнение обязательных агрономических процедур, отсутствие землепользования на участке более трех лет.
    • В результате изъятия земельной зоны для нужд муниципалитета и государства.
    • Другие случаи, предусмотренные законом.

    Каждый из случаев должен быть подтвержден соответствующими документами.

    Законодательством определены правила, согласно которым производится прекращение прав постоянного (бессрочного) пользования землей.

    Порядок устанавливается следующий:

    1. Административные органы в процессе надзора или на основании жалоб соседей устанавливают факт нарушения норм закона в отношении конкретного участка земли.
    2. Владельцу территории направляется уведомление о необходимости приведения территории в порядок и устранения подтвержденных нарушений.
    3. Если распорядитель площади не производит никаких действий, то администрация направляет ему постановление о прекращении прав на территорию и устранение имеющихся нарушений в конкретные сроки.
    4. В том случае, когда и данное послание не возымело необходимого действия, представители администрации формируют дело о прекращении прав и направляют его в суд.
    5. Судебное решение выносится на основании имеющихся фактов, подтвержденных документальным путем.
    6. Изъятие осуществляется принудительно на основании судебного решения.

    Вся процедура может занять порядка месяца, в зависимости от конкретной ситуации.

    Поскольку прекращение прав может быть добровольным и принудительным, для осуществления данной процедуры могут потребоваться следующие документы:

    • паспорт землепользователя и его личные данные;
    • техническая документация на участок: кадастровый план, описание границ, наличие коммуникаций;
    • справки и выписки об отсутствии задолженности по налогам и коммунальным платежам;
    • бумаги, подтверждающие права землепользователя на земельную площадь;
    • заключения экспертов о состоянии участка, его пригодности для эксплуатации, а также о рациональности использования в конкретный период.

    Каждый документ должен быть оформлен соответственно требованиям закона, скопирован и заверен.

    У гражданки Семеновой в постоянном использовании имелся земельный участок, который по общим характеристикам и правовому режиму эксплуатации являлся сельскохозяйственной территорией, предназначенной для посадки злаковых культур.
    Не имея возможности и времени полноценно использовать территорию, Семенова обратилась к брату и поручила ему обрабатывать территорию. Сама она уехала в длительную командировку.

    По возвращении женщина получила уведомление о том, что на участке, принадлежащем ей, не производятся необходимые агрономические работы, в результате чего площадь приходит в упадок. Также в уведомлении сообщалось, что если в ближайшее время Семенова не устранит проблему, то земельный участок будет у нее изъят.

    Женщина обратилась к брату, и выяснилось, что тот вообще никаких работ на площади не делал, и это привело к упадку. В результате Семенова вынуждена была нанять специалистов, занимающихся земледелием, которые привели площадь в нормальное состояние.

    В завершение следует сделать несколько выводов:

    1. Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования выполняется добровольно и принудительно.
    2. В случае добровольного отказа от площади, гражданин обращается в местный орган власти и подает заявку на прекращение своих полномочий.
    3. Если изъятие происходит в принудительном порядке, то для этого должны существовать законные основания, включая неправильную эксплуатацию, отсутствие проведения необходимых агрономических процедур, нарушение норм целевого использования.
    4. Порядок прекращения прав устанавливается в зависимости от ситуации и формы отказа. Для проведения процедуры требуются обязательные документы в виде копий и оригиналов.
    5. В результате прекращения полномочий землепользователя, гражданин теряет все свои права в отношении земельного участка, а обязательства прекращаются автоматически, за исключением случаев, когда от гражданина требуется восстановление земельной площади.
    6. Права на земельный массив могут быть восстановлены в судебном порядке при наличии соответствующих доказательств и заключений экспертов.

    Прежде чем рассматривать варианты прекращения права постоянного бессрочного пользования землей, необходимо рассмотреть, что подразумевается под правом постоянного бессрочного пользования землей.

    Этот вид использования земельных участков сохраняет свою актуальность ещё с периода советской России, когда это был единственно возможный вариант обладания этим ресурсом.

    Суть этого типа использования земли заключается в том, что владелец (в ограниченном масштабе можно говорить о том, что у участка есть владелец) участка может только использовать землю, но передать его по наследству или подарить участок возможностей очень мало — эти права можно реализовать только после выкупа участка.

    В соответствии со статьями 53 и 54 Земельного Кодекса выделяют два основания для прекращения права постоянного бессрочного пользования:

    • Добровольный отказ пользователя от своего права;
    • Принудительное изъятие участка из пользования.

    Других вариантов прекращения права постоянного бессрочного пользования землей современное законодательство не предусматривает.

    Добровольный отказ от права постоянного бессрочного пользования землей может быть оформлен лицом, обладающим таким правом, в любой момент времени с начала действия этого права.

    Отказ на добровольной основе от права постоянного бессрочного пользования землей может быть вызван разными причинами (например, невозможность владельцем ухаживать за участком в полной мере так, чтобы его плодородие не уменьшалось или нежелание заниматься участком).

    Независимо от того, какая именно причина вынудила владельца отказаться от участка и права его использования, в заявлении на отказ эта причина не должна указываться, а требование ее отражения является незаконным.

    В том случае, если после смерти наследодателя в права наследования никто не вступил, то прекращение эксплуатации участка также будет рассматриваться как добровольный отказ от права постоянного бессрочного пользования, но осуществленный владельцем при жизни (точнее, в день, предшествующий смерти).

    Если говорить о добровольном отказе от права постоянного бессрочного пользования, то для него может быть ещё один вариант — желание пользователя приобрести участок в собственность путем приватизации или выкупа его в соответствии с нормами действующего законодательства.

    Для его осуществления государственные органы должны руководствоваться статьей 54 Земельного Кодекса.

    Эта статья регламентирует порядок осуществления изъятия, в то время как основания для осуществления прекращения права постоянного бессрочного пользования землей зафиксированы в статье 45 указанного нормативного акта и включают в себя следующие положения:

    • Использование земельного участка в целях, которые нарушают принадлежность надела (например, на сельскохозяйственных землях осуществляется строительство многоквартирного жилого дома), то есть нецелевое использование предоставленного участка;
    • Порча земли, которая приведет к невозможности ее дальнейшего использования, независимо от ее целевого назначения;
    • Такое использование участка, которое приводит к существенному снижению плодородия земли или ухудшению качества производимых на ней продуктов;
    • Невыполнение обязанностей по обязательному сохранению плодородия земель, их охране и рекультивации;
    • Отказ от выполнения обязанностей по приведению выделенного участка в то состояние, которое позволит использовать его в дальнейшем по прямому назначению, определенному принадлежностью участка к его целевому фонду.

    В том случае, если уполномоченные органы государственной власти на уровне субъекта или исполнительные органы власти муниципалитета выявляют в ходе проводимой проверки хотя бы одно из перечисленных нарушений в использовании выделенного земельного участка, они могут инициировать процедуру принудительного изъятия земли.

    Так, если речь идет о добровольном отказе от права постоянного бессрочного пользования, то лицо, которое решило совершить такое действие, должно подать соответствующее заявление в орган исполнительной власти субъекта (если земля принадлежит субъекту федерации) или в муниципалитет (если распределение участков происходило на уровне муниципального образования).

    Такое заявление должны подавать все пользователи землёй независимо от того, являются они юридическими или физическими лицами.

    Для того, чтобы не уполномоченный орган принял соответствующее решение, заявление об отказе от права постоянного бессрочного пользования должно сопровождаться ещё определенными документами, к которым будут относиться:

    • Документы, подтверждающие личность подавшего заявление лица (а в случае, если действия осуществляются по доверенности, например, в качестве представителя юридического лица, то ещё и доверенность, в которой будут четко указаны все полномочия, которыми доверенное лицо наделено);
    • Для юридического лица потребуется копия документов, подтверждающих прохождение процедуры регистрации юридического лица (например, выписка из ЕГРЮЛ);
    • Кадастровые документы на участок (кадастровый паспорт и копия кадастрового плана, где будет указано расположение участка и его индивидуальный кадастровый номер);
    • Документы на участок, удостоверяющие права заявителя на использование конкретного участка (а в случае отсутствия таковых необходимо предоставить копию решения руководителя исполнительного органа о предоставлении земельного участка в пользование).

    В течение тридцати дней с момента подачи заявления в соответствующие органы, руководителем этого органа принимается решение о прекращении действия права постоянного бессрочного пользования на основании поданного заявления и всех приложенных к нему документов.

    При попытке вернуть страховку при окончании срока действия кредитного договора заёмщик гарантированно сможет добиться своей цели только при двух условиях:

    • взносы по страховой премии вносились по частям и были равномерно распределены по всему периоду действия кредитного соглашения;
    • договор страхования в принципе предусматривает возврат уплаченных средств.

    Помните, что в случае отказа страховщика возвращать деньги можно написать заявление в суд. Его образец можно скачать на нашем сайте.

    Вернуть страховку после оформления потребительского кредита можно в полном объёме, если отказаться от страхования сразу после получения денег. В остальных случаях можно вернуть лишь часть средств, но только при условии не наступления страхового случая и уплате страховой премии сразу и одним платежом.

    Для примера:

    • премия страховщику – 12000 рублей,
    • срок кредитного договора (и страхового соглашения) – 12 месяцев,
    • погашения кредита – спустя 9 месяцев.

    Если гражданин, который взял кредит, сразу уплатил страховую премию, то при расторжении договора он может претендовать на возврат 3000 рублей. Соответственно, расплатившись с банком в положенные 12 месяцев, вернуть страховые взносы уже не удастся.

    При желании вернуть определённый размер уплаченного ранее страхового взноса, а также руководствуясь нормативными актами, предусматривающими возврат страховой премии при досрочном прекращении отношений со страховщиком (статья 958 ГК РФ) , необходимо нанести визит к страховщику и сообщить ему о своём намерении расторгнуть договор страхования. Тем, кто взял кредит, следует предоставить:

    • личный паспорт заёмщика;
    • кредитное соглашение;
    • договор страхования;
    • платежные документы, подтверждающие внесение взносов и полное погашение кредита.

    При получении отказа вернуть деньги можно только через суд.

    Клиентам Сбербанка можно осуществить возврат страховки в полном объёме при получении потребительского займа и обращении с заявлением об отказе от участия в программе страхования в течение месяца с момента выдачи средств. Вернуть 50% страховой премии удастся при досрочном погашении займа и также – после написания соответствующего заявления. В случае автокредитов и ипотеки, полученных в Сбербанке и досрочно погашенных, тоже можно рассчитывать на расторжение договора страхования и получение средств за неиспользованные банком взносы.

    Показать полностью

    0

    Можно ли повлиять на решение Комиссии о снятии запрета на выезд за границу? Куда обращаться? Межведомственная комиссия по рассмотрению обращений граждан Российской Федерации в связи с Запрет на выезд за границу из Российской Федерации (далее МВК или Комиссия) была воссоздана в апреле 2006 года.

    Права межведомственной комиссии

    МВК возобновила свою работу с июля 2006 года и действует на основании совместного приказа МИД России. В соответствии с п.3 упомянутого приказа деятельность Комиссии (ее заседания проходят один раз в месяц) обеспечивает Министерство иностранных дел РФ. Для этого в структуре Департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека МИД России создан и функционирует секретариат МВК.

    В соответствии со статьей 17 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в Комиссию попадают на обжалование решения (за исключением судебных) о запрет на выезд за границу из РФ граждан, осведомленных о сведениях особой важности, отнесенных к гостайне.

    Решения Комиссии о снятии временных ограничений права гражданина на выезд либо о сокращении срока таких ограничений доводятся до сведения заявителей и направляются на исполнение в территориальные органы Федеральной миграционной службы. А в случаях, предусмотренных статьей 8 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», — в Консульский департамент МИД России, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации за рубежом.

    Секретариат МВК направляет заявителям уведомления и в тех случаях, когда в их отношении Комиссия принимает решения о сохранении или продлении ранее установленных ведомствами и организациями временных ограничений на выезд за границу.

    Секретариат МВК в обязательном порядке направляет заявителям уведомления и в тех случаях, когда в их отношении Комиссия принимает решения о сохранении или продлении ранее установленных ведомствами и организациями временных ограничений на выезд за границу. Основным критерием здесь является обоснованное определение сохранения актуальности особой важности или совершенно секретных сведений, отнесенных к государственной тайне, о которых в прошлом был осведомлен заявитель.

    Право постоянного бессрочного пользования земельным участком прекращается

    Во избежание неприятностей при прохождении пограничного контроля, необходимо знать и соблюдать следующее. Если имеются обязательства перед государством, кредитными организациями, частными и юридическими лицами (размер долга не является определяющим для ограничения выезда), то прежде чем решиться на выезд, необходимо обратиться в службу судебных приставов для погашения задолженности.

    Даже если вы не получили постановление о возбуждении исполнительного производства и не знали об имеющейся задолженности, — это обстоятельство не является смягчающим.

    Постановление об отмене временного ограничения в отношении гражданина выносится только после получения судебным приставом-исполнителем подтверждающих документов оплаты долга (копии постановлений направляются должнику, взыскателю).

    Снятие ограничения выезда происходит после того, как данное постановление поступит в Управление пограничного контроля организационного департамента Пограничной службы ФСБ России.

    Должники, получив на руки копию постановления о снятии ограничения на выезд, не могут самостоятельно передавать его на пункт пограничного контроля, через который намереваются выехать за рубеж. Так как ни один из сотрудников контрольно-пропускных пунктов не имеет права принимать такого рода документ от частных лиц.

    Наложение запрета занимает гораздо меньше времени, чем его отмена. Закон не устанавливает определенных сроков прохождения вышеуказанных документов и не стоит наивно полагать, что это может произойти в течение одного — двух дней.

    Чтобы вас не сняли с рейса или поезда и чтобы обойтись без «сюрпризов» на границе, стоит обратиться в службу судебных приставов, а при наличии задолженности — уплатить долги.

    Редактор: Игорь Решетов

    Показать полностью

    0

    Граждане, которые распоряжаются какими-либо земельными участками на правах постоянного пользования, имеют полное право на то, чтобы переоформить данную территорию в частную собственность.

    Таким образом, каждому человеку предоставляется возможность один раз абсолютно бесплатно купить в частную собственность земельный участок, который принадлежит ему на правах постоянного пользования, причем заплатить в данном случае нужно только те суммы, которые предусматриваются какими-либо федеральными законами в виде сборов.

    Данная форма пользования земельными участками по сегодняшний день остается одной из наиболее распространенных, и огромная длительность реформы так и не смогла привести к снижению популярности этого вида прав.

    Стоит отметить, что появление понятия «бессрочное постоянное пользование земельным участком» появилось только в начале 90-го года, а после этого уже было повторено в Земельном кодексе РСФСР от 1991 года. Появление данного понятия представляло собой уже последствие имеющейся политической борьбы, ведущейся между реформаторскими приверженцами и теми, кто придерживался старой системы.

    Таким образом, вторая категория лиц старалась обеспечить приватизацию только недвижимости без тех земельных участков, на которых она расположена, чтобы впоследствии обеспечить возврат к прежним порядкам без каких-либо сложностей.

    При этом власти России изначально рассматривали данное понятие как пережиток исчезнувшей советской системы, в связи с чем регулярно предпринимали попытки для того, чтобы полностью исключить это понятие из действующего законодательства.

    В Земельном кодексе, который был принят в 1991 году, право бессрочного пользования предоставлялось исключительно юридическим лицам, в то время как граждане, которые получили по такой терминологии земельные участки еще во времена Советского Союза, брали на себя обязательство по переоформлению территории в частную собственности или же получении ее на основании договора аренды.

    Однако в дальнейшем Гражданский кодекс перетерпел определенные корректировки, в связи с чем данное понятие снова начало в нем фигурировать и сохраняется по сегодняшний день.

    Лицо, которое владеет определенным земельным участком на бессрочных основаниях, имеет законное право на то, чтобы вести какую-либо деятельность на данной территории, и оно передается по наследству. При этом стоит отметить, что он не может распоряжаться указанной территорией каким-либо другим образом, помимо передачи его в качестве наследственного имущества.

    Такие права предоставляются исключительно физическим лицам, и никакие компании не могут использовать указанную норму действующего законодательства. Таким образом, данное право не может быть предоставлено ни посредством оформления завещания, ни в соответствии с какими-либо нормами действующего законодательства.

    Если правила использования определенной территории не устанавливают никаких ограничений, то в таком случае владелец территории имеет полное право на то, чтобы возводить на своем участке всевозможные здания и сооружения, а также оформлять в государственных органах на них право собственности. Помимо этого, по наследству вместе с указанной территорией переходит новому лицу и все, что на ней находится.

    В соответствии с действующим законодательством право бессрочного пользования не может передаваться по наследству, но при этом есть также довольно важные исключения.

    В первую очередь, получатель наследства имеет полное право на то, чтобы оформлять право собственности на то имущество, которое находилось во владении наследодателя, в связи с чем ему предоставляется возможность выкупа земельного участка, на котором стоит недвижимость, принадлежащая ранее родственнику.

    Если прошлый владелец участка приступил к оформлению регистрации на указанное имущество, но умер до того, как закончил данную процедуру, то в таком случае преемник имеет полное право на то, чтобы выполнить все необходимые действия по закону. При этом оформлять земельный участок в частную собственность можно только после получения соответствующего судебного решения.

    Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком означает право осуществлять без указания сроков владение и пользование этим участком в пределах, установленных законодательством. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в ГК РФ относится к вещным правам лиц, не являющихся его собственниками (ст. 216 ГК РФ). Земельные участки в нашей стране пока в значительной мере находятся в государственной и муниципальной собственности.

    Участки земли в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности (ст. 268 ГК РФ).

    Право бессрочного пользования земельным участком. Сервитуты

    Сервитут — право ограниченного пользования земельным участком. Данное право представляет своего рода «право безысходности», невозможности не затрагивать интересы соседних землепользователей. В любом случае осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен. В зависимости от оснований возникновения и целей установления сервитуты делятся на публичные и частные.

    Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, ее субъектов, нормативным правовым актом органа местного самоуправления без изъятия земельных участков.

    Например, согласно ГрК РФ публичные сервитуты могут устанавливаться нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с градостроительной документацией и правилами застройки в случаях, если это определяется государственными или общественными интересами (ст. 64).

    Публичный сервитут вводится с учетом результатов общественных слушаний. Публичные сервитуты могут устанавливаться :

    • для прохода или проезда через земельный участок;
    • использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей; а также объектов транспортной инфраструктуры;
    • размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
    • проведения дренажных работ на земельном участке;
    • забора воды и водопоя;
    • прогона скота через земельный участок;
    • других целей.

    По договору аренды земельного участка арендодатель обязуется предоставить арендатору земельный участок за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК РФ).

    Согласно ст. 22 ЗК РФ в качестве арендодателей могут выступать собственники земельных участков, а также законные представители лиц, не достигших совершеннолетия, при получении последними земельных участков в порядке наследования (в аренду такой земельный участок может быть сдан на срок до достижения наследником совершеннолетия).

    К существенным условиям договора аренды земельных участков, необходимых и достаточных для его заключения, в соответствии с законом относится, во-первых, предмет договора. В договоре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить передаваемое (подлежащее передаче) имущество, т. е. должны быть указаны местоположение, площадь, целевое назначение, категория участка, кадастровый номер (до его присвоения может быть условный номер) земельного участка. По договору аренды может быть передан земельный участок, если он не изъят из оборота. Договор подлежит государственной регистрации.

    Во-вторых, в ЗК РФ в качестве существенного условия называется размер арендной платы (ст. 65 ЗК РФ).

    Если договором аренды земельного участка, находящегося в частной собственности, не определены порядок, условия и сроки внесения арендной платы, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде земельного участка, аналогичного по качеству, назначению, местоположению и другим характеристикам.

    Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки ее внесения за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, ее субъектов или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

    Размер арендной платы за частные земли определяется соглашением сторон. При определении размера арендной платы за государственные и муниципальные земли применяются ставки, устанавливаемые компетентными органами (базовые размеры арендной платы). Традиционно эти ставки устанавливаются за единицу площади арендованного земельного участка с учетом зоны градостроительной ценности (в поселениях), категории землепользователя, вида использования земли. Арендная плата выражается в денежной, натуральной или комбинированной форме. Она может взиматься отдельно за арендуемый земельный участок или в составе общей арендной платы за все арендуемое имущество (например, земельный участок и здание).

    Что касается такого условия договора аренды, как срок, то действующее федеральное законодательство отдало этот вопрос на усмотрение сторон договора. Единственное ограничение предусмотрено в отношении земельных участков, передаваемых в аренду для государственных или муниципальных нужд либо для проведения изыскательских работ. Срок в этих случаях — не более одного года. Поскольку срок не является существенным условием договора аренды земельных участков, то он может быть заключен как с указанием срока, так и без него. В последнем случае имеет место бессрочный договор или, точнее, договор, заключенный на неопределенный срок. Отличие между этими видами договоров проявляется прежде всего в порядке их расторжения. Договоры аренды, субаренды земельного участка, заключенные на срок менее одного года, не подлежат государственной регистрации, кроме случаев, установленных федеральным законом.

    Данный вид прав на землю отличается от аренды земельных участков тем, что осуществляется всегда бесплатно. В безвозмездное пользование могут предоставляться участки:

    а) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления на основании акта исполнительной власти или органа местного самоуправления;

    б) в виде служебного надела гражданам;

    в) из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам или юридическим лицам на основании договора.

    Предельный срок временного землепользования устанавливается законом. При производственной необходимости и взаимной заинтересованности этот срок может быть продлен. Специальным видом временного землепользования является занятие земельного участка для изыскательских работ (землеустроительных, геолого-съемочных, геодезических, поисковых). В этом случае срок землепользования не превышает одного года без изъятия земель у собственника и землепользователя.

    По договору безвозмездного пользования земельным участком одна сторона обязуется передать или передает его в безвозмездное временное пользование другой стороне, а последняя обязуется вернуть этот участок в том состоянии, в котором получила, или в состоянии, обусловленном договором (ст. 689 ГК РФ). Основное отличие этого договора от аренды заключается в его безвозмездном характере.

    Отношения, возникающие из договора безвозмездного пользования, регулируются в гл. 36 ГК РФ («Безвозмездное пользование»), а также отдельными нормами гл. 35 («Аренда»).

    Право безвозмездного пользования земельным участком согласно п. 1 ст. 47 ЗК РФ прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон. Право безвозмездного срочного пользования прекращается:

    • при истечении срока, на который земельный участок был предоставлен;
    • добровольном отказе обладателя права от принадлежащего ему права;
    • смерти гражданина землепользователя;
    • ликвидации юридического лица-землепользователя.

    Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что вещные права на землю выражаются в праве пожизненного наследуемого владения земельным участком, в праве постоянного (бессрочного) пользования участком и в праве сервитута (ограниченного пользования соседним земельным участком).

    Вещные права являются производными от права собственности на земельный участок, обладая при этом определенной самостоятельностью и независимостью от права собственности. Наряду с вещными правами на земельные участки существуют и обязательственные правоотношения, порождающие права на эти участки, что имеет определенную правовую специфику.

    1. Комментируемой статьей устанавливаются основания прекращения прав на земельные участки лиц, не являющихся их собственниками.

    Прекращение права в данном случае, как и при прекращении права собственности, может осуществляться и по инициативе правообладателя, и принудительно, в строго определенных законом случаях.

    В случае отказа от права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения от правообладателя не требуется указывать основания такого отказа. В то же время отказ от права на земельный участок в самом общем случае может последовать при отсутствии надобности дальнейшего его использования. Например, при ликвидации юридического лица или смене места жительства гражданина.

    Одним из существенных условий, выставляемых пользователю или владельцу земельного участка ст. 53 ЗК и гражданским законодательством, является то, что сам факт отказа от участка не является автоматическим прекращением права. Правообладатели обязаны содержать участок, выплачивать установленные платежи за землю, выполнять иные действия, связанные с реализацией права, до тех пор, пока земельный участок не перейдет во владение собственнику — Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию. Факт прекращения права констатируется действиями по государственной регистрации соответствующих изменений в правах на землю.

    2 — 3. Пунктом 2 (подп. 1 — 4) комментируемой статьи устанавливается перечень земельных правонарушений, за которые земельный участок может быть изъят у владельца либо пользователя в порядке привлечения к административной ответственности. Данный перечень является закрытым. Изменения или дополнения в установленный перечень не могут быть внесены иными нормативными актами, в том числе федеральными законами.

    Споры о принудительном прекращении права постоянного (бессрочного) пользования стали предметом судебных разбирательств.

    ФАС Московского округа рассмотрел 2 июня 2005 г. в судебном заседании кассационную жалобу истца — администрации Успенского сельского округа Одинцовского района (далее — Администрация) — на решение Арбитражного суда Московской области от 7 декабря 2004 г., Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2005 г. N 10АП-144/05-ГК по иску (заявлению) к некоммерческой организации «Товарищество домовладельцев «Н» (далее — Товарищество) о прекращении права бессрочного пользования земельным участком. Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Московской области от 7 декабря 2004 г., оставленным без изменения Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2005 г., Администрации было отказано в удовлетворении иска о прекращении права Товарищества на постоянное (бессрочное) пользование земельным участком общей площадью 3995 кв. м.

    Суд исходил при этом из того, что оснований для применения ст. 54, п. 2 ст. 45 ЗК в спорном случае не имеется. Факт использования земельного участка не в соответствии с назначением не доказан; указанные в акте проверки нарушения либо устранены, либо опровергаются материалами дела.

    В кассационной жалобе Администрации ставится вопрос об отмене судебных актов со ссылкой на их незаконность и необоснованность. Заявителем указывается, что судом не учтены нарушения, допущенные Товариществом при землепользовании. Участок был выделен под стадион, между тем до настоящего времени объект не построен. Эти обстоятельства судом не учтены, в иске отказано ошибочно.

    Исходя из данных доводов Администрация просила отменить судебные акты с передачей дела на новое рассмотрение. В судебном заседании представитель Администрации поддержал жалобу по изложенным в ней доводам.

    Представитель Товарищества выступил против удовлетворения кассационной жалобы, считая судебные акты законными и обоснованными.

    Изучив материалы дела, кассационную жалобу Администрации и отзыв на нее со стороны Товарищества, обсудив доводы представителей, суд кассационной инстанции посчитал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

    В соответствии с п. 2 ст. 45 ЗК право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при использовании участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, а также при использовании участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки.

    Судом установлено, что факт использования земельного участка не в соответствии с назначением не доказан; указанные в акте проверки нарушения либо устранены, либо опровергаются материалами дела, т.е. не доказаны.

    Таким образом, по существу суд пришел к выводу об отсутствии оснований для применения п. 2 ст. 45 ЗК и прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

    При таких выводах отказ в удовлетворении иска не противоречит закону.

    Доводы заявителя относительно ошибочности выводов суда отклоняются.

    В деле отсутствуют доказательства того, что товарищество пользуется спорным земельным участком с нарушениями, которые в соответствии с ЗК являются основанием для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования.

    Выводы суда соответствуют материалам дела. Нормы материального права к установленным обстоятельствам применены правильно.

    С учетом изложенного суд счел, что оснований для отмены или изменения судебных актов не имеется.

    Подпункты 5, 6 устанавливают возможность принудительного прекращения соответствующих прав для обе��печения определенных публичных интересов.

    Постоянное бессрочное пользование землей и его переоформление

    Любой гражданин, который получает право постоянного (бессрочного) использования земельного участка или же пожизненного владения земельной территорией, получив ее в наследство, может добровольно отказаться от своих прав на участок.

    В таком случае основанием для прекращения прав пользования станет отказ лица от права владения.

    Данная процедура осуществляется путем подачи соответствующего заявления законным собственником конкретной территории, в котором указано желание отказа от права владения. Обращаться с такой документацией необходимо в государственный орган, который специализируется на проведении регистрации законных прав на любое недвижимое имущество, а также производит контроль данных сделок.

    После подачи заявления право собственности на земельный участок прекращается с момента государственной регистрации факта прекращения соответствующего права. На основании составленного заявления государственный исполнительный орган или учреждение местного самоуправления в течение тридцати дней должен принять решение о прекращении права пользования землей.

    Для принятия положительного решения о прекращении постоянного (бессрочного) права на использование земельного участка или права пожизненного владения территориями, которые получаются гражданами в качестве наследства, важно предоставить в исполнительный орган пакет необходимых документов:

    • заявление с добровольным отказом от законного права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком;
    • копия документа, удостоверяющего личность заявителя (для физического лица), подтверждающего государственную регистрацию организации (для юридического лица);
    • кадастровый паспорт земельного участка, если в государственном кадастре присутствуют данные о таком участке и их достаточно для получения кадастрового паспорта;
    • документы, которые удостоверяют право собственности на землю;
    • копия решения исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления о факте предоставления земельной территории, если отсутствуют бумаги, удостоверяющие право на участок.

    Важно запомнить, что указанный перечень документов запрашивается у заявителя только в том случае, если они отсутствуют в архивах ответственных органов государственной власти.

    Помимо случаев добровольного отказа от использования земли на постоянной основе или же в случае наследуемого владения, могут возникнуть серьезные основания для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком. Такая ситуация может возникнуть в следующих случаях:

    • При ненадлежащем или нецелевом использовании земельной территории, что может заключаться в грубом нарушении правил грамотной эксплуатации, а также отступлении от целевого предназначения, а также случаях, последствиями которых является снижение плодородных свойств или очевидное ухудшение экологической обстановки территории;
    • При существенной порче земли, а также несоблюдении правил по выполнению мероприятий для улучшения свойств земли и охраны почвы;
    • В случае неисполнения предусмотренных законом обязанностей, которые предусматривают приведение земли в пригодное для использования состояние;
    • В случае неиспользования территории, предназначенной для выполнения сельскохозяйственных работ, организации производства или жилого строительства, в предусмотренных законом целях в течение трех или более лет. Данный срок исключает период, необходимый для освоения территории, или же период, в течение которого происходили стихийные бедствия;
    • При наличии фактов систематической неуплаты земельного налога, что является налоговым нарушением. Подобные действия подлежат налоговой санкции и облагаются соответствующими денежными штрафами;
    • В момент изъятия территории для любых государственных или муниципальных нужд, случаи которых предусмотрены действующим законодательством.

    Законное прекращения предоставления права пожизненного наследуемого владения территориями или же права бессрочного использования участка возможно при возникновении серьезных оснований, предусмотренных действующей законодательной базой в сфере земельных отношений.

    Подобные манипуляции возможны при наличии соответствующего судебного акта, который выносится в результате судебного производства. В соответствующем судебном заключении должны указываться все основания, которые стали причиной лишения права владения земельной территорией.

    Важным нюансом подобных судебных производств является отсутствие факта устранения возможности эксплуатации земельной территории после назначения какого-либо административного наказания.

    Судебный процесс по изъятию земельных участков из бессрочного пользования и владения на основе права наследования возможен после получения полной достоверной информации о фактах нарушения правил использования земли.

    Необходимо также предоставление документов, предусмотренных законодательством, которые позволяют вынести справедливое судебное решение и осуществить кадастровые работы. После вынесения решения суда о прекращении права использования территории на постоянной основе, соответствующий договор подлежит обжалованию в судебном порядке.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *