Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Избирательные списки закон». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Органы юстиции, регистрирующие общественные объединения, составляют список партий и иных объединений, имеющих право участвовать в выборах в качестве избирательных объединений по состоянию на день официального опубликования решения о назначении выборов. Указанные органы юстиции не позднее чем через три дня со дня официального опубликования решения о назначении выборов публикуют данный список в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях и размещают его в сети Интернет. В тот же срок они направляют указанный список в избирательную комиссию, организующую выборы.
ЗАКОН
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
от 27 июня 2007 года N 87-ОЗ
Избирательный кодекс Воронежской области
(в редакции законов Воронежской области от 20.11.2007 N 127-ОЗ, от 04.06.2008 N 41-ОЗ, от 19.10.2009 N 115-ОЗ, от 06.11.2009 N 131-ОЗ, от 11.11.2009 N 143-ОЗ, от 06.10.2010 N 95-ОЗ, от 29.12.2010 N 145-ОЗ, от 05.04.2011 N 27-ОЗ, от 06.10.2011 N 123-ОЗ, от 08.06.2012 N 45-ОЗ, от 25.06.2012 N 100-ОЗ, от 04.12.2012 N 155-ОЗ, от 26.04.2013 N 39-ОЗ, от 03.06.2013 N 64-ОЗ, от 06.03.2014 N 04-ОЗ, от 27.05.2014 N 46-ОЗ, от 01.12.2014 N 163-ОЗ, от 02.03.2015 N 07-ОЗ, от 02.03.2015 N 29-ОЗ, от 18.12.2015 N 212-ОЗ от 18.12.2015 N 215-ОЗ, от 18.12.2015 N 218-ОЗ, от 01.06.2016 N 73-ОЗ, от 05.10.2017 N 120-ОЗ, от 31.10.2017 N 139-ОЗ, от 23.04.2018 N 53-ОЗ, от 24.05.2018 N 61-ОЗ, от 29.10.2018 N 128-ОЗ, от 04.02.2019 N 14-ОЗ, от 22.05.2019 N 52-ОЗ, от 12.07.2019 N 79-ОЗ, от 04.12.2019 N 147-ОЗ, от 04.12.2019 N 148-ОЗ, от 30.04.2020 N 41-ОЗ, от 28.05.2020 N 48-ОЗ)
Принят областной Думой 14 июня 2007 года
Настоящий Закон Воронежской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», другими федеральными законами и Уставом Воронежской области устанавливает на территории Воронежской области порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти Воронежской области и в органы местного самоуправления.
Приложение 1 к Закону Воронежской области «Избирательный кодекс Воронежской области» от 27.06.2007 N 87-ОЗ
(в ред. закона Воронежской области от 05.10.2017 N 120-ОЗ)
(наименование субъекта Российской Федерации, района, города,
иного населенного пункта, где находится место жительства)
N п/п
Фамилия, имя, отчество
Год рождения (в возрасте 18 лет — дополнительно число и месяц рождения)
Адрес места жительства <2>
Серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина
Дата внесения подписи
Подпись
1
Приложение 3.2 к Закону Воронежской области «Избирательный кодекс Воронежской области» от 27.06.2007 N 87-ОЗ
(в ред. закона Воронежской области от 05.10.2017 N 120-ОЗ)
Выборы депутатов ______________________________________
(наименование представительного органа
муниципального образования в соответствии
с уставом муниципального образования) <1>
«__» _______________ года
(дата голосования)
Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение списка кандидатов в
депутаты __________________________________________________________________
(наименование представительного органа муниципального образования
в соответствии с уставом муниципального образования)
от избирательного объединения ____________________________________________,
(наименование избирательного объединения)
во главе которого находятся: _____________________________________________.
(фамилии, имена и отчества, даты рождения,
гражданство не менее чем первых трех
кандидатов из списка кандидатов) <2>
N п/п
Фамилия, имя, отчество
Год рождения (в возрасте 18 лет — дополнительно число и месяц рождения)
Адрес места жительства <3>
Серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина
Дата внесения подписи
Подпись
1
Статья 95. Порядок вступления в силу настоящего Кодекса
Настоящий Кодекс вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования и не распространяется на правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов, назначенных до его вступления в силу.
Губернатор края С.М.ДАРЬКИН
г. Владивосток
22 июля 2003 года
N 62-КЗ
Приложение 1 к Избирательному кодексу Приморского края
4) 10 равно 13 + все последующие строки протокола (за исключением случаев, если образуются многомандатные избирательные округа).
Если при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований образуются многомандатные избирательные округа, то вместо контрольного соотношения, указанного в пункте 4 настоящего приложения, проверяются следующие контрольные соотношения:
5) 10 меньше или равно 13 + все последующие строки протокола;
6) 10 x M больше или равно 13 + все последующие строки протокола, где M — число мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе;
7) 10 больше или равно I, где I — число голосов избирателей, поданных за каждого кандидата.
Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 150-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» Изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу замещения (получения) депутатского мандата Изменения в отдельные законодательные акты в связи со снижением минимального процента голосов избирателей, необходимого для допуска к распределению депутатских мандатов в Госдуме Изменения в статью 36 закона «О выборах депутатов Госдумы» Изменения в законодательных актах в связи с повышением представительства избирателей в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов РФ и освобождением от сбора подписей избирателей политических партий, списки кандидатов которых получили депутатские мандаты Федеральный закон о внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Федеральный закон N 196-ФЗ о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с изменением срока полномочий Президента и Госдумы ФЗ О внесении изменений в законодательные акты о выборах и референдумах в части предоставления эфирного времени и печатной площади для проведения предвыборной агитации Изменения в отдельные законодательные акты в связи с сокращением количества подписей избирателей в поддержку выдвижения федеральных списков кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы и уточнением оснований для регистрации кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 188-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» Изменения в законодательные акты РФ в части уточнения требований к замещению государственных и муниципальных должностей Изменения в статью закона о политических партиях и внесение изменений и дополнений в закон о выборах депутатов Госдумы ФСРФ Изменения в пункт 2 статьи 5 закона о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ Изменения и дополнения в подпункт «ж» пункта 5 статьи 40 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и подпункт 8 пункта 4 статьи 49 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
Принят Государственной Думой 22 апреля 2005 года
Одобрен Советом Федерации 11 мая 2005 года
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные принципы проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее — депутаты Государственной Думы) избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе принуждать гражданина Российской Федерации к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.
Статья 2. Законодательство о выборах депутатов Государственной Думы
Статья 27. Предвыборная агитация
1. Предвыборная агитация — деятельность, имеющая целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против того или иного кандидата, политическую партию.
Иностранцам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам и международным организациям запрещается осуществлять деятельность, препятствующую и (или) способствующую выдвижению и избранию кандидатов, политических партий, выдвинувших партийный список, достижению определенного результата на выборах.
2. Предвыборная агитация начинается с момента окончания срока регистрации кандидатов и заканчивается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню выборов. При проведении повторного голосования предвыборная агитация начинается со дня назначения дня повторного голосования и заканчивается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню выборов.
3. Предвыборная агитация осуществляется:
1) через средства массовой информации;
2) путем проведения публичных предвыборных мероприятий (предвыборных собраний и встреч с избирателями (выборщиками), публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций и иных предвыборных мероприятий в порядке, установленном законодательством, и не запрещенных настоящим Конституционным законом), а также личных встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями (выборщиками);
3) путем выпуска и (или) распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов.
4. Запрещается проводить предвыборную агитацию, распространять любые агитационные предвыборные материалы:
1) государственным органам, органам местного самоуправления, а также их должностным лицам при исполнении служебных обязанностей;
2) военнослужащим Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, работникам органов национальной безопасности, правоохранительных органов и судьям;
3) членам избирательных комиссий;
4) религиозным объединениям.
5. Кандидатам, являющимся должностными лицами государственных органов, запрещается использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
Под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Конституционном законе понимается:
1) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в другой служебной зависимости, к осуществлению предвыборной агитации, за исключением случаев, когда указанные лица осуществляют агитацию в качестве доверенных лиц кандидата;
2) использование помещений, занимаемых государственными органами, для осуществления деятельности, способствующей избранию кандидата, политической партии, выдвинувшей партийный список, если иным кандидатам, политическим партиям не гарантировано использование указанных помещений на таких же условиях.
Соблюдение установленных настоящим пунктом ограничений не должно препятствовать выполнению должностными лицами своих служебных обязанностей.
6. Журналисты, должностные лица редакций средств массовой информации, зарегистрированные кандидатами либо их доверенными лицами, не вправе участвовать в освещении выборов через средства массовой информации.
7. Средства массовой информации обязаны осуществлять объективное освещение выборной кампании кандидатов, политических партий; воздерживаться от публикации агитационных материалов и иной информации, заведомо порочащих честь, достоинство и деловую репутацию кандидата или политической партии; предоставлять указанным лицам возможность бесплатного опубликования опровержения в защиту чести, достоинства и деловой репутации в ближайшем номере печатного издания в том же объеме, тем же шрифтом и на том же месте, где были размещены опровергаемые сообщение или материал. По радио и телевидению опровержение должно быть передано в то же время суток и в той же теле-, радиопрограмме, что и опровергаемые сообщение или материал, а в случаях закрытия указанной теле-, радиопрограммы – в иной теле-, радиопрограмме с соответствующей тематической направленностью.
Объем опровержения не может вдвое и более превышать объем опровергаемого сообщения или материала.
Средства массовой информации обязаны распространять информацию о мероприятиях по выдвижению всех кандидатов и партийных списков, их регистрации избирательными комиссиями в равных объемах печатной площади, эфирного времени.
Средства массовой информации незамедлительно предоставляют возможность соответствующим избирательным комиссиям опубликовывать информацию о ходе предвыборной кампании и сообщения, установленные настоящим Конституционным законом.
8. Должностные лица средств массовой информации не несут ответственности за высказывания кандидатов и политических партий в ходе их предвыборной кампании, за исключением случаев публикации материалов, указанных в пункте 1 статьи 29 настоящего Конституционного закона.
Статья 43. Подсчет голосов на избирательном участке (пункте голосования)
1. Подсчет голосов при выборах Президента, депутатов Мажилиса Парламента, избираемых по партийным спискам, и маслихатов, членов иных органов местного самоуправления на всех избирательных участках начинается в двадцать часов по местному времени, если на данном участке в порядке, установленном настоящим Конституционным законом, не изменено время голосования. В случае изменения времени голосования подсчет голосов начинается по окончании голосования.
Подсчет голосов проводится членами избирательной комиссии без перерыва до установления итогов голосования, которые должны быть доведены до сведения лиц, присутствующих в соответствии с настоящим Конституционным законом при подсчете голосов. Время подсчета голосов на избирательном участке не должно превышать двенадцать часов с начала подсчета.
В помещении для голосования столы, за которыми производится подсчет голосов, размещаются таким образом, чтобы обеспечивался обзор действий членов участковой избирательной комиссии со стороны всех присутствующих в помещении лиц. Доверенные лица и наблюдатели, присутствующие при подсчете голосов, наблюдают за подсчетом голосов на расстоянии и в условиях, обеспечивающих обозримость отметок в бюллетенях.
При подсчете избирательных бюллетеней председатель комиссии или определенный член комиссии показывает присутствующим избирательный бюллетень и оглашает волеизъявление избирателя.
При этом бюллетени укладываются в стопки по каждому кандидату, политической партии, выдвинувшей партийный список, и в стопку для недействительных бюллетеней.
2. Подсчет голосов при выборах депутатов Сената Парламента и депутатов Мажилиса Парламента, избираемых Ассамблеей народа Казахстана, начинается безотлагательно по окончании голосования.
3. Подсчет голосов производится отдельно по каждому кандидату, каждой политической партии. Урны для голосования должны вскрываться соответствующей избирательной комиссией после объявления председателем комиссии об окончании голосования. До окончания голосования вскрытие урн запрещается.
3-1. После окончания голосования до вскрытия урн с бюллетенями участковая избирательная комиссия производит подсчет избирателей, получивших бюллетени, по спискам избирателей и определяет их общее число. Председатель участковой избирательной комиссии либо замещающий его член комиссии оглашает результаты подсчета и заносит их в протокол о результатах голосования.
Первыми поочередно вскрываются переносные избирательные урны. Количество бюллетеней в переносной избирательной урне должно соответствовать количеству письменных заявлений о возможности проголосовать вне помещения для голосования. Если избирательных бюллетеней установленного образца в переносной избирательной урне оказалось больше чем соответствующее число письменных заявлений, то все избирательные бюллетени из этой урны признаются недействительными. В этом случае составляется акт о признании недействительными всех извлеченных из переносной избирательной урны избирательных бюллетеней, в котором также указываются фамилии, имена, отчества членов комиссии, проводивших голосование вне помещения для голосования с помощью данной переносной урны. После вскрытия переносных урн для голосования вскрываются cтационарные урны.
4. Перед вскрытием урн все неиспользованные бюллетени подсчитываются и погашаются соответствующей избирательной комиссией. Избирательная комиссия по спискам избирателей устанавливает:
1) общее число избирателей (выборщиков) на участке (в пункте голосования);
2) число избирателей (выборщиков), получивших бюллетени;
3) число бюллетеней, выданных каждым членом комиссии.
4-1. После вскрытия урн избирательная комиссия по числу бюллетеней устанавливает:
1) общее число избирателей (выборщиков), принявших участие в голосовании;
2) число голосов, поданных за каждого кандидата, за каждую политическую партию;
3) число бюллетеней, признанных недействительными;
4) число бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией;
5) число погашенных бюллетеней.
В случае превышения количества бюллетеней, извлеченных из урн для голосования, над количеством бюллетеней, выданных на основании списков избирателей и заявлений о голосовании вне помещения для голосования, устанавливается количество бюллетеней, выданных каждым членом избирательной комиссии.
5. Недействительными признаются бюллетени:
1) неустановленного образца;
2) в которых отсутствует подпись члена соответствующей избирательной комиссии;
3) в которых отмечено более одной политической партии, более одного кандидата, за исключением голосования при выборах депутатов Мажилиса Парламента, избираемых Ассамблеей народа Казахстана, членов иных, кроме маслихатов, органов местного самоуправления;
4) в которых отметка проставлена карандашом, носит следы подчистки или иного способа подделки, а также в которых невозможно определить волеизъявление избирателей.
О выборах в Республике Казахстан
Статья 69. Назначение выборов депутатов Сената
1. Основаниями для назначения:
1) очередных выборов является окончание конституционного срока полномочий депутатов Сената;
2) внеочередных выборов — досрочное прекращение полномочий Парламента; образование соответствующих административно-территориальных единиц, не имеющих представительства в Сенате;
3) выборов депутатов вместо выбывших — досрочное прекращение полномочий депутата, лишение его мандата либо его кончина.
2. Выборы депутатов в случае, предусмотренном подпунктом 1) пункта 1 настоящей статьи, назначаются Президентом Республики не менее чем за четыре месяца до окончания конституционного срока полномочий депутатов Сената и проводятся не менее чем за два месяца до окончания конституционного срока их полномочий.
3. Выборы депутатов в случае, предусмотренном подпунктом 2) пункта 1 настоящей статьи, назначаются Президентом Республики одновременно с принятием им решения о досрочном прекращении полномочий Парламента и проводятся в течение двух месяцев со дня досрочного прекращения полномочий Парламента.
Моментом начала срока, в течение которого должны быть проведены внеочередные выборы депутатов, является день введения в действие акта Президента Республики о роспуске Парламента. Этот срок заканчивается с истечением двух месяцев. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.
4. В случаях, предусмотренных подпунктом 3) пункта 1 настоящей статьи, выборы депутатов вместо выбывших назначаются Центральной избирательной комиссией не позднее двух месяцев с момента досрочного прекращения, лишения мандата депутата либо его кончины.
5. Выборы депутатов Сената назначаются с учетом требований пункта 3 статьи 41 Конституции и не могут совпадать по срокам с выборами депутатов Мажилиса Парламента.
Сноска. Статья 69 с изменениями, внесенными Конституционными законами РК от 06.05.1999 № 375; от 03.10.2013 № 133-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Статья 70. Требования, предъявляемые к кандидатам в депутаты Сената
Для избрания депутатом Сената гражданин должен удовлетворять требованиям, установленным пунктом 4 статьи 51 Конституции, а также обладать активным избирательным правом в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 Конституции и настоящим Конституционным законом.
Сноска. Статья 70 с изменениями — Конституционным законом РК от 14 апреля 2004 г. № 545.
Статья 71. Выдвижение кандидатов в депутаты Сената
1. Выдвижение кандидатов в депутаты Сената начинается со дня, следующего за днем назначения выборов, и заканчивается в восемнадцать часов по местному времени за месяц до дня проведения выборов.
2. Выдвижение кандидатов в депутаты Сената проводится:
1) на сессиях областного (городов республиканского значения и столицы), городского, районных маслихатов. Политические партии, иные общественные объединения через своих представителей в маслихатах предлагают кандидатуры в депутаты Сената Парламента Республики Казахстан. При этом от нескольких маслихатов может быть выдвинут один кандидат;
2) в порядке самовыдвижения.
3. Кандидатом в депутаты Сената может быть выдвинут депутат маслихата, а также гражданин, проживающий на территории соответствующей области, города республиканского значения или столицы Республики.
4. Решение о выдвижении кандидата в депутаты Сената принимается большинством голосов от общего числа депутатов соответствующего маслихата:
1) доводится до сведения выдвинутого кандидата;
2) вместе с заявлением кандидата о согласии баллотироваться направляется в избирательную комиссию соответственно области, города республиканского значения и столицы Республики.
5. Самовыдвижение кандидатов в депутаты Сената производится гражданами путем подачи в соответствующую территориальную избирательную комиссию заявления о намерении баллотироваться кандидатом в депутаты Сената по данной административно-территориальной единице.
6. Областная, городская (города республиканского значения или столицы Республики) избирательная комиссия в течение трех дней устанавливает соответствие кандидата предъявляемым к нему Конституцией и настоящим Конституционным законом требованиям и на основании указанных в подпункте 2) пункта 4, пункте 5 настоящей статьи документов о его выдвижении в трехдневный срок со дня окончания проверки выдает ему подписные листы для сбора подписей выборщиков.
Статья 85. Назначение выборов депутатов Мажилиса
1. Основанием для назначения:
1) очередных выборов является окончание конституционного срока полномочий депутатов Мажилиса;
2) внеочередных выборов — досрочное прекращение полномочий Парламента или Мажилиса Парламента;
3) выборов депутатов вместо выбывших — досрочное прекращение полномочий депутата, лишение мандата депутата либо его кончина.
2. Выборы депутатов в случае, предусмотренном подпунктом 1) пункта 1 настоящей статьи, назначаются Президентом Республики не менее чем за пять месяцев и проводятся не позднее чем за два месяца до окончания срока полномочий депутатов Мажилиса.
3. Выборы депутатов в случае, предусмотренном подпунктом 2) пункта 1 настоящей статьи, назначаются Президентом Республики одновременно с принятием им решения о досрочном прекращении полномочий Парламента или Мажилиса Парламента и проводятся в течение двух месяцев со дня досрочного прекращения полномочий Парламента или Мажилиса Парламента.
Моментом начала срока, в течение которого должны быть проведены внеочередные выборы депутатов, является день введения в действие акта Президента Республики о роспуске Парламента или Мажилиса Парламента. Этот срок заканчивается с истечением двух месяцев. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.
3-1. День выборов депутатов Мажилиса, избираемых Ассамблеей народа Казахстана, может не совпадать с днем проведения выборов депутатов Мажилиса, избираемых по партийному списку.
4. В случаях, установленных подпунктом 3) пункта 1 настоящей статьи, выборы депутатов вместо выбывших назначаются Центральной избирательной комиссией не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения и лишения мандата депутата либо его кончины.
5. Дата выборов определяется с учетом требований пункта 3 статьи 41 Конституции.
Сноска. Статья 85 с изменениями, внесенными Конституционными законами РК от 06.05.1999 № 375; от 19.06.2007 № 268 (вводится в действие со дня его официального опубликования); от 03.10.2013 № 133-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Статья 86. Требования, предъявляемые к кандидатам в депутаты Мажилиса
Для избрания депутатом Мажилиса гражданин должен удовлетворять требованиям, установленным пунктом 4 статьи 51 Конституции, а также обладать активным избирательным правом в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 Конституции и настоящим Конституционным законом.
Сноска. Статья 86 с изменениями — Конституционным законом РК от 14 апреля 2004 г. № 545.
Статья 87. Выдвижение кандидатов в депутаты Мажилиса
1. Право выдвижения кандидатов в депутаты Мажилиса, избираемых по партийным спискам, принадлежит политическим партиям, зарегистрированным в установленном порядке, а в отношении кандидатов в депутаты Мажилиса, избираемых Ассамблеей народа Казахстана, — Совету Ассамблеи.
2. Включение в партийный список лиц для избрания в депутаты Мажилиса по территории единого общенационального избирательного округа производится большинством голосов от общего числа членов высшего органа политической партии. Политические партии не вправе включать в партийные списки лиц, не являющихся членами данной политической партии.
Решение высшего органа политической партии вместе с заявлением гражданина о согласии быть включенным в партийный список направляется в Центральную избирательную комиссию.
3. Политические партии самостоятельно определяют порядок размещения лиц в партийном списке. Партийный список представляется в Центральную избирательную комиссию представителем политической партии одновременно с выпиской из протокола высшего органа политической партии о выдвижении партийного списка. Полномочия представителя должны быть подтверждены соответствующими документами.
4. Выдвижение кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента, избираемых Ассамблеей народа Казахстана, производится Советом Ассамблеи. Решение Совета Ассамблеи народа Казахстана принимается большинством голосов и оформляется выпиской из протокола.
Решение Совета Ассамблеи народа Казахстана вместе с заявлением гражданина о согласии баллотироваться направляется в Центральную избирательную комиссию.
5. Выдвижение кандидатов в депутаты Мажилиса, избираемых по партийным спискам, начинается за два месяца и заканчивается в восемнадцать часов по местному времени за сорок дней до выборов, если иное не установлено при назначении выборов.
Мэром и Вице-мэром Москвы могут быть избраны жители города Москвы, проживающие в соответствии с установленными правилами регистрации граждан не менее одного года в городе Москве и достигшие на день выборов 30 лет (далее — избиратели, обладающие пассивным избирательным правом).3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.Срок полномочий Мэра и Вице-мэра Москвы — 4 года.1.
Выборы Мэра и Вице-мэра Москвы назначаются Московской городской Думой.2. Срок со дня назначения выборов до дня выборов должен быть не менее трех месяцев.
Дата проведения выборов согласовывается с Мэром Москвы.3. Днем выборов является первое воскресенье после истечения срока, на который был избран Мэр. Исчисление срока, на который был избран Мэр, начинается со дня его избрания.
При соблюдении нормы, установленной
Порядок включения избирателей в список избирателей Статья 11. Ознакомление со списком избирателей Глава 3. Избирательные округа и избирательные участки (ст.ст.
12 — 14) Статья 12. Избирательные округа по выборам в органы государственной власти г.
Если закон города Москвы, иной нормативный правовой акт органов государственной власти города Москвы по вопросам порядка организации и проведения выборов в органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления в городе Москве противоречит настоящему Кодексу, применяются положения настоящего Кодекса.1.
Выборы, указанные в статье 1 настоящего Кодекса, проводятся в соответствии с , » (далее — Федеральный закон), , настоящим Кодексом и уставами муниципальных образований.2.
В случаях и пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, Московская городская Дума, Мэр Москвы, представительные органы местного самоуправления и главы муниципальных образований могут принимать и издавать правовые акты, направленные на реализацию положений настоящего Кодекса.1. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе.
2.
Если деяние, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом не признается тяжким или особо тяжким преступлением, действие ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 1.2 части 10.1 настоящей статьи, прекращается со дня вступления в силу этого уголовного закона.10.4.
Если тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается особо тяжким преступлением или если особо тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается тяжким преступлением, ограничения пассивного избирательного права, предусмотренные пунктами 1.1 и 1.2 части 10.1 настоящей статьи, действуют до истечения 10 лет со дня снятия или погашения судимости.».2.
признать утратившей силу.3. В :1) в слова «и Московской городской Думе»
Порядок определения итогов голосования участковыми избирательными комиссиями
После того как председатель объявил об окончании времени для голосования и о закрытии избирательного участка, члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в первую очередь подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени. Нижний угол отрезается с левой стороны для того, чтобы квадраты, расположенные справа от данных кандидатов, списков кандидатов оставались неповрежденными.
После этого начинается заполнение протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования: в соответствующую строку как самого протокола, так и его увеличенной формы заносится число погашенных неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями при проведении голосования.
После погашения неиспользованных избирательных бюллетеней и заполнения соответствующих строк протокола и его увеличенной формы члены участковой комиссии с правом решающего голоса начинают работу с теми книгами списка избирателей, по которым работал каждый из них в ходе голосования. Они отдельно подсчитывают данные по каждой странице списка избирателей: число избирателей, внесенных в список избирателей, число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования и выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования, а также проголосовавшим досрочно, число открепительных удостоверений, выданных участковой комиссией избирателям на избирательном участке и выданных территориальной комиссией (избирательной комиссией муниципального образования, окружной избирательной комиссией), число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям. После внесения этих данных член комиссии подписывает каждую страницу списка избирателей, а затем суммирует их, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой комиссии и лицам, присутствующим при подсчете голосов.
Статья 23. Право выдвижения кандидатов 1. Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно (по единому избирательному округу, по одномандатным или многомандатным избирательным округам) либо в составе общетерриториального списка кандидатов по единому избирательному округу. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением, избирательным блоком. Выдвижение кандидатов в составе общетерриториального списка кандидатов может быть осуществлено избирательным объединением, избирательным блоком. 2. Выдвижение кандидата (списка кандидатов) возможно при условии представления лицом (каждым из выдвинутых лиц) письменного заявления о согласии баллотироваться, в котором указываются сведения биографического характера (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, образование, основное место работы или службы (в случае отсутствия основного места работы или службы — род занятий), занимаемая должность, адрес места жительства, вид, серия и номер документа, удостоверяющего личность, наименование или код органа, выдавшего данный документ, и дата его выдачи, сведения о неснятых или непогашенных судимостях с указанием номера (номеров) и наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) Уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации, гражданство, в том числе гражданство иностранного государства с указанием даты и оснований его приобретения) и дается обязательство в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или выборного должностного лица местного самоуправления. Кандидат вправе заявить о своей принадлежности не более чем к одному общественному объединению, зарегистрированному в установленном законом порядке, и о своем статусе в этом общественном объединении при условии представления вместе с уведомлением, указанным в пункте 4 статьи 24 настоящего Закона, документа, подтверждающего указанные сведения и заверенного постоянно действующим руководящим органом общественного объединения. При выборах депутатов представительного органа местного самоуправления указанное заявление вместе с уведомлением о выдвижении (самовыдвижении) направляется в окружную избирательную комиссию, а в случае, если данная комиссия не сформирована в сроки, установленные настоящим Законом, — в избирательную комиссию муниципального образования. При выборах главы муниципального образования и при выборах по общетерриториальному или единому многомандатному округу указанные документы направляются в избирательную комиссию муниципального образования. 3. Избирательным объединением является: -политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня, а также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне. При этом указанное общественное объединение либо внесенные в его устав изменения и дополнения, предусматривающие участие в выборах, должны быть зарегистрированы не позднее чем за один год до дня голосования, а в случае назначения выборов представительного органа местного самоуправления (главы местного самоуправления) в случае досрочного прекращения полномочий соответствующего органа (должностного лица) — не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования. Указанные сроки не распространяются на иные изменения и дополнения, вносимые в устав общественного объединения; -избирательный блок — добровольный союз двух или трех избирательных объединений. 4. Избирательные блоки регистрируются избирательной комиссией муниципального образования непосредственно после их образования либо одновременно с представлением в избирательную комиссию списка кандидатов. 5. Избирательное объединение не может на тех же выборах входить в состав более чем одного избирательного блока. Избирательное объединение в случае вхождения в состав избирательного блока не может выступать на тех же выборах в качестве самостоятельного избирательного объединения. 6. Наименованием избирательного объединения является наименование, указанное в зарегистрированном уставе соответствующей политической партии или иного общественного объединения. 7. Наименование избирательного блока, в том числе краткое наименование, состоящее не более чем из семи слов, определяется на съезде (конференции) представителей избирательных объединений, вошедших в данный избирательный блок. В наименовании избирательного блока не может быть использовано наименование общественного объединения, зарегистрированного на этом или более высоком уровне и не вошедшего в данный избирательный блок, а также наименование иного ранее зарегистрированного на соответствующих выборах избирательного блока. Использование имени и фамилии конкретного лица, наименования государственной или муниципальной должности в наименовании избирательного блока не допускается.
Статья 43. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов 1. Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований производятся за счет средств местного бюджета. 2. Ассигнования на подготовку и проведение выборов предусматриваются отдельной строкой в соответствующем бюджете на очередной финансовый год. Главным распорядителем средств, предусмотренных в соответствующем бюджете на проведение выборов, является избирательная комиссия муниципального образования, финансирование которой осуществляется в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов. 3. В случае если финансирование выборов не осуществляется за счет средств местного бюджета, а также в случае несвоевременного перечисления средств избирательной комиссии муниципального образования расходы по подготовке и проведению выборов оплачиваются за счет кредитов банков, которые предоставляются этой избирательной комиссии на конкурсной основе или Избирательной комиссии Красноярского края, если избирательная комиссия муниципального образования не является юридическим лицом. При этом допустимый объем средств не может превышать сумму, содержащуюся в отчете избирательной комиссии муниципального образования о расходовании средств при подготовке и проведении аналогичных предыдущих выборов, с учетом изменения установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Уполномоченный орган местного самоуправления обязан в десятидневный срок со дня обращения соответствующей избирательной комиссии дать ей муниципальную гарантию исполнения обязательства возврата кредитных средств, включая начисляемые на них проценты. 4. Возврат полученных кредитных средств и уплата процентов, начисляемых за пользование указанными кредитными средствами, осуществляются из средств местного бюджета. Денежные средства на погашение данного долгового обязательства утверждаются решением представительного органа местного самоуправления об утверждении бюджета на очередной финансовый год целевым назначением. 5. Финансовый отчет избирательной комиссии муниципального образования о расходовании бюджетных средств на выборы представляется в представительный орган местного самоуправления. Председатели избирательных комиссий распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов, и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям избирательных комиссий по финансовым вопросам и представление финансовых отчетов о расходовании указанных средств в порядке и сроки, которые установлены законом. 6. Порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных избирательным комиссиям, устанавливается Избирательной комиссией Красноярского края по согласованию с Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Красноярскому краю. Плата за услуги банка по открытию счетов избирательных комиссий и проведению операций по счетам в соответствии с федеральным законом не взимается. За пользование денежными средствами, находящимися на указанных счетах, проценты банком не уплачиваются.
4.10 Избирательная кампания в Российской Федерации
Статья 63. Вступление в силу настоящего Закона 1. Настоящий Закон вступает в силу через десять дней со дня его опубликования в газете «Красноярский рабочий», за исключением положения дефиса второго пункта 3 статьи 23 и пункта 18 статьи 29. Положение дефиса второго пункта 3 статьи 23 вступает в силу с 1 января 2004 года. Пункт 18 статьи 29 вступает в силу после проведения первых после вступления в силу Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. 2. Установить, что на выборах в органы местного самоуправления, решение о назначении которых принято ранее 1 января 2004 года, вправе участвовать в порядке и на условиях, установленных федеральным законом, избирательные блоки, созданные двумя и более избирательными объединениями. 3. Признать утратившим силу Закон Красноярского края «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» № 9-625 от 10.02.2000 (с внесенными изменениями и дополнениями Законами Красноярского края № 11-865 от 12.07.2000; № 12-890 от 25.09.2000; № 1-28 от 01.02.02) со дня вступления в силу настоящего Закона, за исключением обстоятельств, указанных в пункте 4 настоящей статьи. 4. Настоящий Закон не применяется при проведении выборов, назначенных до его вступления в силу. При проведении выборов, назначенных до вступления в силу настоящего Закона, применяются федеральный закон, устанавливающий основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, иные федеральные законы и Закон Красноярского края «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» № 9-625 от 10.02.2000 (с внесенными изменениями и дополнениями Законами Красноярского края № 11-865 от 12.07.2000; № 12-890 от 25.09.2000; № 1-28 от 01.02.02) в части, не противоречащей федеральному закону.
ОБЗОР ВАЖНЕЙШИХ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», ВНЕСЕННЫХ В ФЕВРАЛЕ — АПРЕЛЕ 2016 ГОДА
В феврале — апреле 2016 года были внесены многочисленные изменения в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав) следующими законодательными актами:
Федеральным законом от 15 февраля 2016 года № 29-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статью 33 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в части деятельности наблюдателей», вступившим в силу с 15 февраля 2016 года;
Федеральным законом от 9 марта 2016 года № 65-ФЗ «О внесении изменений в статью 51 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статью 65 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», вступившим в силу с 9 марта 2016 года;
Федеральным законом от 9 марта 2016 года № 66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу с 9 марта 2016 года;
Федеральным законом от 5 апреля 2016 года № 92-ФЗ «О внесении изменений в статьи 48 и 54 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 62 и 68 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
В настоящем обзоре мы обращаем внимание на наиболее важные из внесенных изменений, которые необходимо учитывать при подготовке и проведении как региональных, так и муниципальных выборов, назначенных после вступления данных законодательных актов в силу.
Таблица изменений в Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав, внесенных Федеральным законом от 15 февраля 2016 года № 29-ФЗ
46
Нормы ФЗ № 67-ФЗ, в которые внесены изменения Краткое описание внесенных изменений
Статья 29 (Статус членов комиссий): изменения в пункт 26 Кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, вправе прекращать полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса и назначать нового члена комиссии с правом совещательного голоса в отношении одной и той же комиссии не более чем пять раз
Статья 30 (Гласность в деятельности комиссий): изменения в пункты 1, 4, 5, 7, 8, 9, новый пункт 71 Уточнено, что уполномоченный представитель по финансовым вопросам кандидата также имеет право присутствовать вместо кандидата на всех заседаниях комиссии и при подсчете голосов.
Элла Памфилова — о том, как будет внедряться дистанционное электронное голосование
Принят Государственной Думой 12 мая 2020 года
Одобрен Советом Федерации 20 мая 2020 года
Статья 1. Цель и сфера применения настоящего Федерального закона
1. В целях создания дополнительных условий для реализации активного избирательного права граждан Российской Федерации, находящихся в день голосования на выборах за пределами избирательного округа, в котором они обладают активным избирательным правом, настоящим Федеральным законом предусматривается продление на 2020 год эксперимента, осуществленного в соответствии с Федеральным законом от 29 мая 2019 года N 102-ФЗ «О проведении эксперимента по голосованию на цифровых избирательных участках, образованных в городе федерального значения Москве, на дополнительных выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва и выборах высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), проводимых 8 сентября 2019 года».
2. Настоящий Федеральный закон применяется при проведении дополнительных выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, выборов, в том числе дополнительных, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и выборов высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) 13 сентября 2020 года.
3. Для граждан Российской Федерации, находящихся в день голосования на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации вне своего места жительства, но в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и обладающих активным избирательным правом на указанных выборах, настоящим Федеральным законом предусматривается возможность реализации активного избирательного права, в том числе по одномандатному избирательному округу, на цифровом избирательном участке в соответствии с настоящим Федеральным законом.
4. Основные термины и понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Статья 2. Цифровые избирательные участки
1. Цифровым избирательным участком является избирательный участок, определенный из числа избирательных участков, образованных в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», для обеспечения голосования граждан Российской Федерации, указанных в статье 1 настоящего Федерального закона, и оснащенный в этих целях техническими средствами в соответствии с перечнем таких средств, утвержденным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
2. Цифровыми избирательными участками также являются избирательные участки, дополнительно образованные в целях создания максимальных удобств для избирателей для обеспечения голосования граждан Российской Федерации, указанных в статье 1 настоящего Федерального закона, и оснащенные техническими средствами, указанными в части 1 настоящей статьи.
3. Перечень цифровых избирательных участков, в том числе цифровых избирательных участков, указанных в части 2 настоящей статьи, утверждается решением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации на основании предложений избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в течение пяти дней после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
4. Цифровые избирательные участки, указанные в части 2 настоящей статьи, образуются избирательной комиссией субъекта Российской Федерации на установленный ею срок в течение десяти дней после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статья 3. Участковая избирательная комиссия цифрового избирательного участка
1. Участковой избирательной комиссией цифрового избирательного участка, указанного в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, является участковая комиссия, сформированная в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
2. Участковой избирательной комиссией цифрового избирательного участка, указанного в части 2 статьи 2 настоящего Федерального закона, является участковая избирательная комиссия, сформированная в соответствии с частью 5 настоящей статьи.
В целях организации подготовки и проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 2 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 2020 года N 188 «О назначении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации», Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить Порядок общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации (прилагается).
2. Опубликовать настоящее постановление в официальном печатном органе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации — журнале «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» и официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации».
Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
Э.А. Памфилова
Секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
М.В. Гришина
Тема № 1.3: Избирательный процесс
1.1. Общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, предусмотренных статьей 1 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» (далее — общероссийское голосование), проводится на основании статьи 2 указанного Закона и Указа Президента Российской Федерации от 17 марта 2020 года N 188 «О назначении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации».
1.2. Общероссийское голосование проводится на всей территории Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации в соответствии с настоящим Порядком.
1.3. В общероссийском голосовании вправе принимать участие граждане Российской Федерации, достигшие на день проведения общероссийского голосования 18 лет, за исключением граждан, признанных судом недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда (далее — участники голосования).
1.4. Подготовку и проведение общероссийского голосования осуществляют избирательные комиссии, сформированные в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 67-ФЗ), в том числе избирательные комиссии, дополнительно сформированные в случаях, предусмотренных настоящим Порядком (далее — комиссии).
1.5. Общероссийское голосование проводится на избирательных участках, образованных в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, в том числе на избирательных участках, дополнительно образованных в случаях, предусмотренных настоящим Порядком (далее — участки для голосования). При этом требования об уточнении перечня избирательных участков и их границ, предусмотренные законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, не применяются.
2.1. Систему комиссий по подготовке и проведению общероссийского голосования составляют следующие комиссии, осуществляющие полномочия по подготовке и проведению общероссийского голосования на соответствующей территории, перечисленные в порядке от вышестоящих к нижестоящим:
1) ЦИК России;
2) избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
3) территориальные избирательные комиссии или избирательные комиссии муниципальных образований, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах возложены полномочия территориальных избирательных комиссий (далее — территориальные комиссии);
4) участковые избирательные комиссии (далее — участковые комиссии).
2.2. Если срок полномочий комиссии, сформированной в соответствии с Федеральным законом N 67-ФЗ, истекает в период подготовки и проведения общероссийского голосования, срок ее полномочий продлевается и истекает через 10 дней со дня официального опубликования результатов общероссийского голосования.
2.3. Для руководства деятельностью участковых комиссий, сформированных на участках для голосования, образованных на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, и на полярных станциях, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе сформировать одну либо несколько территориальных комиссий либо возложить полномочия таких территориальных комиссий на территориальные комиссии, сформированные в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.
2.4. Руководство деятельностью участковых комиссий, сформированных на участках для голосования, образованных за пределами территории Российской Федерации, осуществляют сформированные в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах территориальные избирательные комиссии для руководства деятельностью участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации.
2.5. На участках для голосования, дополнительно образованных в соответствии с пунктом 4.1 настоящего Порядка, участковые комиссии формируются территориальными комиссиями не позднее 27 марта 2020 года (в исключительных случаях — не позднее 21 апреля 2020 года) из резерва составов участковых комиссий, предусмотренного законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, с соблюдением требования о назначении не менее одной второй от общего числа членов участковой комиссии на основе предложений, поступивших от политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.
На участках для голосования, образованных на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, и на полярных станциях участковые комиссии формируются капитанами судов, начальниками полярных станций из числа членов экипажа, работников полярной станции, в том числе не входящих в резерв составов участковых комиссий.
Срок полномочий участковой комиссии, сформированной в соответствии с настоящим пунктом, истекает через 10 дней со дня официального опубликования результатов общероссийского голосования.
2.6. На участках для голосования, образованных в соответствии с пунктом 4.2 настоящего Порядка (за исключением участков для голосования, образованных на территории города Байконура), участковые комиссии формируются руководителями соответствующих дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации либо командиром воинской части, расположенной за пределами территории Российской Федерации, не позднее 6 апреля 2020 года, а в исключительных случаях — не позднее 18 апреля 2020 года. Указанные участковые комиссии могут формироваться из числа граждан, не входящих в резерв составов участковых комиссий. Председатели указанных участковых комиссий назначаются лицами, формирующими соответствующую комиссию, одновременно с формированием комиссии. Сведения о составах указанных участковых комиссий незамедлительно направляются указанными выше должностными лицами в соответствующую территориальную комиссию.
На участках для голосования, образованных в соответствии с пунктом 4.2 настоящего Порядка на территории города Байконура, участковые комиссии формируются в установленные настоящим пунктом сроки территориальной избирательной комиссией города Байконура, при этом сведения о составах этих участковых комиссий незамедлительно направляются в ЦИК России.
Срок полномочий участковой комиссии, сформированной в соответствии с настоящим пунктом, истекает через 10 дней со дня официального опубликования результатов общероссийского голосования.
2.7. Комиссии обеспечивают информирование граждан Российской Федерации о проведении общероссийского голосования, о порядке и сроках его подготовки и проведения, о дне, месте и времени голосования, а также об иных вопросах, связанных с подготовкой и проведением общероссийского голосования, в том числе возможн��сть ознакомления с текстом Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». Участковые комиссии приступают к работе по информированию с 22 марта 2020 года (если участковая комиссия сформирована позднее — сразу после ее сформирования).
3.1. При проведении общероссийского голосования в помещении для голосования в день голосования, при проведении голосования до дня голосования, при проведении голосования вне помещения для голосования, при подсчете голосов и установлении итогов голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий, работники их аппаратов и наблюдатели. Порядок назначения наблюдателей определяет Общественная палата Российской Федерации.
3.2. Наблюдатели вправе:
знакомиться со списком участников общероссийского голосования (далее — список участников голосования), реестром обращений о голосовании вне помещения для голосования, актом о проведении голосования вне помещения для голосования, актами о проведении голосования до дня голосования, получать копии указанных актов;
находиться в помещении для голосования в период, указанный в пункте 3.1 настоящего Порядка, находиться в помещении территориальной или иной комиссии при установлении ею итогов голосования;
наблюдать за выдачей бюллетеней для общероссийского голосования (далее — бюллетени для голосования) участникам голосования;
присутствовать при голосовании участников голосования вне помещения для голосования, в том числе проводимого до дня голосования;
наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки участников голосования, подсчетом бюллетеней для голосования, выданных участникам голосования, погашенных бюллетеней для голосования;
наблюдать за подсчетом голосов участников голосования на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях для голосования отметок участников голосования;
знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем для голосования при подсчете голосов участников голосования;
наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 3.1 настоящего Порядка;
обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия — к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
знакомиться с протоколом соответствующей комиссии об итогах голосования и приложенными к нему документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанного протокола;
носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества;
присутствовать при составлении протокола об итогах голосования с отметкой «Повторный» или «Повторный подсчет голосов»;
производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии, в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 3.7 и 3.8 настоящего Порядка.
3.3. Представители средств массовой информации, аккредитованные в порядке, установленном ЦИК России (далее — представители СМИ), вправе присутствовать в помещении для голосования в день голосования, при проведении голосования до дня голосования, при проведении голосования вне помещения для голосования (при условии предварительного согласия участника голосования), при подсчете голосов и установлении итогов голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования.
3.4. Представители СМИ вправе:
находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни голосования до дня голосования, а также производить фото- и видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря соответствующей комиссии;
знакомиться с протоколом участковой комиссии об итогах голосования, в том числе с отметкой «Повторный» или «Повторный подсчет голосов», получать его заверенную копию, а также с протоколами иных комиссий об итогах голосования.
3.5. По решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, согласованному с ЦИК России, в помещениях для голосования и помещениях комиссий могут применяться средства видеонаблюдения и трансляции изображения. При этом порядок применения средств видеонаблюдения и трансляции изображения, порядок трансляции изображения в сети Интернет, а также порядок хранения соответствующих видеозаписей устанавливается избирательной комиссией субъекта Российской Федерации, используя общие подходы, определенные в Порядке применения средств видеонаблюдения и трансляции изображения, трансляции изображения в сети Интернет, а также хранения соответствующих видеозаписей при проведении дополнительных выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатным избирательным округам, утвержденном постановлением ЦИК России от 18 июля 2018 года N 168/1386-7.
3.6. ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации по мере поступления ежедневно доводят до всеобщего сведения информацию о числе участников голосования, проголосовавших (получивших бюллетени для голосования) до дня голосования, в том числе вне помещения для голосования. Указанная информация также размещается в сети Интернет в порядке, установленном ЦИК России.
6.1. Помещение для голосования с учетом Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой комиссии главой местной администрации соответствующего муниципального образования, командиром воинской части, капитаном судна, начальником полярной станции, руководителем дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации.
6.2. В помещении для голосования либо непосредственно перед этим помещением оборудуется информационный стенд, на котором размещаются текст Конституции Российской Федерации и текст Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», а также могут размещаться иные информационные материалы по решению ЦИК России.
6.3. В помещении для голосования должна находиться увеличенная форма протокола участковой комиссии об итогах голосования, предназначенная для внесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления.
6.4. При проведении общероссийского голосования используется технологическое оборудование, имеющееся в распоряжении комиссий.
6.5. В помещении для голосования размещаются стационарные ящики для голосования. В качестве стационарных ящиков могут использоваться технические средства подсчета голосов — комплексы обработки избирательных бюллетеней, которые применяются в порядке, установленном ЦИК России.
6.6. Участковая комиссия должна располагать переносными ящиками для голосования, количество которых определяется решением соответствующей территориальной комиссии.
7.1. В бюллетене для голосования воспроизводится текст вопроса, вынесенного на общероссийское голосование, и указываются варианты волеизъявления участника голосования — «Да» или «Нет», справа от которых помещаются пустые квадраты.
7.2. Количество, форма и текст бюллетеня для голосования на русском языке, порядок изготовления и доставки бюллетеней для голосования утверждаются ЦИК России не позднее 21 марта 2020 года.
7.3. По решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации бюллетени для голосования печатаются на русском языке и на государственном языке (государственных языках) соответствующей республики, входящей в состав Российской Федерации, а при необходимости и на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания. Если для участка для голосования печатаются бюллетени для голосования на двух и более языках, текст на русском языке должен помещаться в каждом бюллетене для голосования. Текст такого бюллетеня для голосования на государственном языке республики, входящей в состав Российской Федерации, и на языках народов Российской Федерации утверждается избирательной комиссией субъекта Российской Федерации не позднее 26 марта 2020 года.
7.4. На лицевой стороне всех бюллетеней для голосования, полученных участковой комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса, которые заверяются печатью участковой комиссии.
7.5. По решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, согласованному с ЦИК России, может осуществляться дистанционное электронное голосование. Особенности такого голосования устанавливаются избирательной комиссией субъекта Российской Федерации по согласованию с ЦИК России.
Глава III. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ. СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
9.1. Участковая комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании вне помещения для голосования участникам голосования, которые включены или имеют право быть включенными в список участников голосования на данном участке для голосования и не имеют возможности по уважительным причинам прибыть в помещение для голосования.
9.2. Голосование вне помещения для голосования в соответствии с настоящим разделом проводится в день голосования, а по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации — также до дня голосования в установленный ею период, который может начинаться не ранее 15 апреля 2020 года. Голосование вне помещения для голосования организуется для участников голосования, подавших письменные заявления или устные обращения (в том числе переданные при содействии других лиц), включая подавших заявления с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования. Участковая комиссия регистрирует все поданные заявления (устные обращения) в специальном реестре в электронном виде либо на бумажном носителе.
9.3. В заявлении должны содержаться фамилия, имя и отчество участника голосования, адрес его места жительства (места нахождения, если участник голосования подал заявление о голосовании по месту нахождения в соответствии с пунктом 5.6 настоящего Порядка). При регистрации устного обращения в реестре указываются дата и время поступления данного обращения, фамилия, имя, отчество участника голосования, заявившего о своем желании проголосовать вне помещения для голосования, адрес его места жительства (места нахождения, если участник голосования подал заявление о голосовании по месту нахождения в соответствии с пунктом 5.6 настоящего Порядка), фамилия и инициалы члена участковой комиссии, принявшего обращение, а также проставляется подпись данного члена комиссии (при ведении реестра на бумажном носителе). Если обращение передано при содействии другого лица, в реестре также указываются фамилия, имя, отчество и адрес места жительства этого лица.
9.4. В заявлении (устном обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть указана причина, по которой участник голосования не может прибыть в помещение для голосования.
9.5. Заявления (устные обращения) могут быть поданы в любое время в течение периода, который начинается с 25 марта 2020 года и заканчивается в день голосования в 17 часов по местному времени, а для заявлений, подаваемых с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», — 16 апреля 2020 года. Заявление (устное обращение), поступившее позднее указанного срока, не подлежит удовлетворению, о чем участник голосования либо лицо, оказавшее содействие в передаче обращения, уведомляется устно непосредственно в момент принятия заявления (устного обращения).
9.6. Председатель участковой комиссии обязан объявить о том, что члены участковой комиссии будут проводить голосование вне помещения для голосования, не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода) для проведения такого голосования, а также предложить наблюдателям присутствовать при его проведении.
9.7. Участковая комиссия вправе признать неуважительной причину, по которой участник голосования не может самостоятельно прибыть в помещение для голосования, и на этом основании отказать участнику голосования в проведении голосования вне помещения для голосования. О принятом решении об отказе в проведении такого голосования участковая комиссия незамедлительно извещает участника голосования.
9.8. Члены участковой комиссии с правом решающего голоса, проводящие голосование вне помещения для голосования, получают бюллетени для голосования и расписываются в их получении. Общее число получаемых бюллетеней для голосования не может превышать более чем на пять процентов число полученных к моменту выезда (выхода) членов участковой комиссии заявлений (устных обращений), по которым будет проводиться голосование (но не менее двух бюллетеней для голосования).
9.9. Голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломбированный) в участковой комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количество бюллетеней для голосования установленной формы, распечатку из реестра либо выписку из него, заверенные секретарем участковой комиссии, содержащую необходимые данные об участнике голосования и о поступившем заявлении (устном обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, а также необходимые письменные принадлежности (за исключением карандашей) для заполнения бюллетеня для голосования. В список участников голосования вносится отметка о том, что к соответствующему участнику голосования выехали (вышли) члены участковой комиссии.
Об этом вечером в среду сообщила пресс-служба главы государства.
Документ был проголосован в Верховной Раде 16 июля, его поддержали 308 народных депутатов.
«Документ предусматривает урегулирование несогласованностей, уточнение сроков, упрощение избирательных процедур и их унификацию. В частности, изменения вносятся в Избирательный кодекс Украины, законы «О Центральной избирательной комиссии», «О Государственном реестре избирателей» и тому подобное», — пояснили в Офисе президента.
Законом в Избирательном кодексе Украины, в частности, устанавливается, что общегосударственные и местные выборы могут быть очередными или внеочередными.
Очередные местные выборы проводятся одновременно на всей территории Украины, за исключением ограничений, установленных законом.
Внеочередные местные выборы проводятся в случае досрочного прекращения полномочий отдельных органов местного самоуправления и/или сельских, поселковых, городских голов.
Центральная избирательная комиссия может принять решение о внедрении инновационных технологий, технических и программных средств при организации и проведении выборов в форме проведения эксперимента или пилотного проекта при голосовании избирателей на избирательном участке с помощью технических средств и программных средств (машинное голосование); проведении подсчета голосов избирателей с помощью технических средств для электронного подсчета голосов; составлении протоколов о подсчете голосов, итогах и результатах голосования с использованием информационно-аналитической системы.
Эксперименты или пилотные проекты проводятся на определенных ЦИК отдельных избирательных участках с проведением выборов на этих избирательных участках.
В случае подачи в избирательные комиссии документов, предусмотренных этим Кодексом, через электронные сервисы такие документы должны соответствовать требованиям законов Украины «Об электронных документах и электронном документообороте» и «Об электронных доверительных услугах».
Как обратиться в суд, если нарушены ваши избирательные права
Законом также устанавливается, что кандидаты в депутаты, которые получили количество голосов избирателей, которое равно или превышает 25% размера избирательной квоты, размещаются в начале территориального избирательного списка соответствующей организации партии в порядке уменьшения количества голосов избирателей, поддержавших соответствующего кандидата в депутаты.
При равном количестве голосов, кандидаты размещаются в очередности, определенной организацией партии при выдвижении кандидатов.
После кандидатов в депутаты, получивших количество голосов избирателей, которое равно или превышает 25% размера избирательной квоты, в территориальном избирательном списке размещаются другие кандидаты в очередности, определенной организацией партии при выдвижении кандидатов.
Также устанавливается, что в избирательном бюллетене в одном ряду, поочередно слева направо отмечается: определенный жеребьевкой номер каждой организации партии; полное название соответствующей организации партии, фамилия, имя и отчество кандидата в депутаты, включенного в единый избирательный список под первым номером без указания номера; два квадрата: пустой квадрат для волеизъявления по организации партии и квадрат с нанесенным трафаретом для волеизъявления относительно кандидатов, включенных в соответствующий территориальный избирательный список организации партии; избирательный список с фамилиями, инициалами всех кандидатов и их порядковыми номерами трафаретным форматом сверху вниз, по которому они включены в соответствующий территориальный избирательный список организации партии в две колонки.
Кроме того, в Кодексе Украины об административных правонарушениях, в частности, устанавливается, что проведение предвыборной агитации, агитации о референдуме лицом, участие которого в агитации запрещено законом, проведение агитации вне сроков или в местах, запрещенных законом, проведение агитации в формах и средствами, противоречащими Конституции или законам Украины, или иное нарушение установленных законом ограничений относительно ведения агитации — влекут за собой наложение штрафа на граждан от 100 до 200 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 1 тыс. 700 до 3 тыс. 400 грн) и на должностных лиц — от 200 до 300 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 3 тыс. 400 до 5 тыс. 100 грн).
Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования.
Предполагается, что правительство не позднее чем за 90 дней до дня очередных местных выборов 2020 года должно подать в ЦИК соответствующее решение об определении административных центров территориальных громад и утверждении территорий территориальных громад для принятия ЦИК решения о назначении первых местных выборов депутатов сельских, поселковых, городских советов и сельских, поселковых, городских голов соответствующих территориальных громад.
ЦИК должна обеспечить образование территориальных избирательных комиссий для проведения в 2020 году очередных и первых местных выборов в порядке и сроки, предусмотренные Избирательным кодексом Украины для образования территориальных избирательных комиссий на очередных местных выборах.
Статья 15. Составление списков избирателей 1. Списки избирателей составляются соответствующими избирательными комиссиями отдельно по каждому избирательному участку по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. 2. Списки избирателей составляются территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 26 дней до дня голосования на основании сведений об избирателях, представляемых главой муниципального образования (в случае, если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, — лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления), командиром воинской части, а также руководителем учреждения, в котором избиратели временно пребывают. 3. Список избирателей по избирательному участку, образованному в труднодоступной или отдаленной местности, составляется участковой избирательной комиссией не позднее чем за 25 дней до дня голосования, а в исключительных случаях — не позднее чем через два дня после образования участковой избирательной комиссии на основании сведений об избирателях, представляемых главой муниципального образования (в случае, если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, — лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления). 4. По избирательному участку, образованному на территории воинской части, список избирателей — военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, если они проживают в пределах расположения воинской части, составляется участковой избирательной комиссией не позднее чем за 25 дней до дня голосования на основании сведений об избирателях, представляемых командиром воинской части. 5. Список избирателей по избирательному участку, образованному в месте временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах-отдыха и других местах временного пребывания), на судне, находящемся в день голосования в плавании, либо на полярной станции, составляется соответствующей участковой избирательной комиссией не позднее дня, предшествующего дню голосования, на основании сведений об избирателях, представляемых руководителем учреждения, в котором избиратель временно пребывает, капитаном судна либо руководителем указанной станции. 6. Список избирателей по избирательному участку, образованному за пределами территории Российской Федерации, составляется соответствующей участковой избирательной комиссией не позднее чем за 25 дней до дня голосования на основании сведений об избирателях, представляемых руководителем соответствующего дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации либо командиром воинской части, расположенной за пределами территории Российской Федерации. 7. Сведения об избирателях собираются и уточняются должностными лицами, указанными в пунктах 2 — 6 настоящей статьи, в порядке, предусмотренном положением о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, и представляются в территориальные избирательные комиссии не позднее чем за 60 дней до дня голосования, а в случае, если список избирателей составляется участковой избирательной комиссией, — в соответствующие участковые избирательные комиссии сразу после их формирования. 8. Список избирателей составляется в двух экземплярах. Сведения об избирателях, включаемых в список избирателей, располагаются в списке в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, квартирам). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет — дополнительно день и месяц рождения), адрес места постоянного или преимущественного проживания избирателя. 9. При составлении списка избирателей может использоваться государственная автоматизированная информационная система. Списки избирателей изготавливаются в машинописном виде, в исключительных случаях допускается составление списков избирателей в рукописном виде. 10. Первый экземпляр списка избирателей, составленный в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, передается по акту в соответствующую участковую избирательную комиссию за 25 дней до дня голосования, а второй экземпляр хранится в территориальной избирательной комиссии и используется в порядке, устанавливаемом Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Список избирателей подписывается председателем и секретарем территориальной избирательной комиссии. Список избирателей заверяется печатью территориальной избирательной комиссии. 11. Список избирателей по избирательному участку, образованному в соответствии с пунктами 4 — 6 статьи 14 настоящего Федерального закона, подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии и заверяется печатью участковой избирательной комиссии. 12. Участковая избирательная комиссия после получения списка избирателей выверяет его, в том числе уточняя с учетом произошедших изменений на основании личных обращений граждан в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона, соответствующих документов органов местного самоуправления, должностных лиц, органов записи актов гражданского состояния, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Выверенный и уточненный список избирателей не позднее дня, предшествующего дню голосования, подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии и заверяется печатью участковой избирательной комиссии. 13. Лица, представляющие сведения об избирателях, несут ответственность за достоверность, полноту и своевременность передачи соответствующих сведений.