Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как сформулировать использование рабочего времени в личных целях». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Напомним, ранее Вероника Шилак, юрист юридической компании «ЮКОН», пояснила, что использовать в личных целях имущество нанимателя работник не может — даже в обед или перерыв.
— Но вопрос можно поставить иначе. Может ли работник в свободное время от работы, то есть в обед и/или дополнительный перерыв, и при использовании своих технических средств читать новостные сайты, в том числе TUT.BY, и «серфить» в интернете? Да, определенно может. Его свободное время предоставляется для отдыха и питания, и он может самостоятельно им распоряжаться.
Однако, как добавляет Вероника, специфика работы может предполагать, что человеку по долгу службы следует читать новости либо проводить анализ интернет-ресурсов. В таком случае работник может спокойно совершать такие действия при помощи техсредств нанимателя. Но это желательно прописывать в должностных обязанностях работника: трудовом договоре, должностной инструкции.
Как наказать работников, которые предпочитают делам социальные сети
- Рабочее время персонала и его эффективность
- Факторы влияния на эффективное использование времени
- Что находится в приоритете
- Методики реализации тайм-менеджмента
- Факторы, являющиеся отвлекающими от основной работы
- Как перестать отвлекаться
- Как руководителю рационально организовать рабочее время
- Мотивация персонала
- Заключение
Согласно проведенным исследованиям, очень большая часть людей не умеет планировать свое рабочее время. Получается, что даже работая по жесткому графику, люди не успевают выполнять объем работы. В таких ситуациях помогает рациональное использование рабочего времени. О нем и будет сегодняшний разговор.
Все ли вы успеваете сделать за рабочий день? Если нет, то вы представитель абсолютного большинства руководителей. Ряд аналитиков занимался изучением рабочего времени среднестатистического руководителя. Выводы были неутешительные: только 8% из 100 реализуют в течение дня все намеченные планы.
Причины этого следующие:
- Спешка;
- Отсутствие планирования времени;
- Неправильная организация труда;
- Слабый уровень мотивации.
Отсутствие планирования можно считать основной причиной. Если рабочее время проходит хаотично, логично, что завершить дела не получается.
Формула 60:40.
Если следовать ей, то та часть рабочего времени которую вы планируете, не должна превышать 60% от общего времени работы. Это период запланированной активности.
Оставшиеся 40% времени нужно разделить на 2 части, первая – это резервное время для незапланированной работы, оставшиеся 20% отводят для управленческой работы.
Таким образом, если планировать рабочее время правильно, можно значительно выиграть и во времени. А значит останется возможность заниматься самообразованием и плодотворной деятельностью.
Картина в части страховых взносов и НДФЛ более оптимистичная. В 2018 году чиновники неоднократно отмечали: автокомпенсация свободна от этих платежей в размере, определяемом соглашением между компанией и сотрудником. При этом использование машины должно быть связано с исполнением работником трудовых обязанностей.
Такой вывод следует из пункта 3 статьи 217 и абзаца 10 подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса РФ (письма Минфина России от 12.09.2018 № 03-04-06/65168, № 03-04-06/65170 и от 23.01.2018 № 03-04-05/3235, ФНС от 13.11.2018 № БС-3-11/[email protected]).
На наш взгляд, интенсивность использования транспорта здесь также нужно принимать во внимание (по аналогии с налогом на прибыль). Ведь ревизоры, скорее всего, посчитают, что характер выплат за дни, когда машина простаивала для служебных целей, не компенсационный. Как результат – доначисление НДФЛ и взносов, штрафы и пени.
Обратите внимание
Компенсация за легковые авто и мотоциклы признается в налоговом учете на дату ее выплаты работнику (подп. 4 п. 7 ст. 272 НК РФ). На наш взгляд, эта норма применима и к компенсациям за грузовики. Аналогичную точку зрения не раз высказывали в частных разъяснениях и чиновники.
Еще один нюанс. Раньше чиновники утверждали, что «прибыльные» нормы надо брать и для целей налога на доходы. То есть с сумм компенсации, превышающих эти смехотворные лимиты, НДФЛ необходимо платить (см. письма Минфина России от 01.06.2007 № 03-04-06-01/171, УФНС РФ по г. Москве от 21.01.2008 № 28-11/4115). Однако арбитры с этой странной позицией не соглашались, совершенно логично указывая: постановление Правительства от 08.02.2002 № 92 выпущено именно для целей налога на прибыль. И установленные им нормы к НДФЛ никакого отношения не имеют (постановление Президиума ВАС РФ от 30.01.2007 № 10627/06). В итоге чиновники сменили гнев на милость, указав: от налога на доходы свободна компенсация в размере, зафиксированном сторонами (письмо Минфина России от 23.12.2009 № 03-04-07-01/387, направленное для сведения и использования в работе письмом ФНС от 27.01.2010 № МН-17-3/[email protected]). Ведомственная точка зрения, к счастью, до сих пор все та же, что подтверждают в том числе и упомянутые нами разъяснения 2018 года.
Не обходится без нюансов и в части страховых взносов. Например, иногда ревизоры настаивают на обложении ими всей суммы автокомпенсации. Однако, по мнению арбитров, такая компенсация в пределах размера, установленного соглашением между предприятием и работником, оплатой труда не является. Она не относится ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде. А значит, подобные выплаты свободны от страховых взносов (Определение ВС РФ от 25.04.2016 № 302-КГ16-3855).
Размер компенсации нужно четко обосновать. Для этого надо сделать ее детальный расчет с учетом всех затрат для каждой конкретной машины (износ, расходы на ГСМ, техобслуживание и т. д.). Следует принимать во внимание и интенсивность использования авто в служебных целях (письмо Минфина России от 16.05.2005 № 03-03-01-02/140). О том, что без расчета компенсаций не обойтись, финансисты упоминали неоднократно (см., например, письма от 12.09.2018 № 03-04-06/65168, № 03-04-06/ 65170).
Если сумма компенсации не будет должным образом обоснована, обвинений в скрытой зарплате, скорее всего, не избежать. Со всеми вытекающими в части НДФЛ и взносов. Могут возникнуть проблемы и с «прибыльными» расходами, поскольку не будет соблюдаться одно из требований статьи 252 Налогового кодекса РФ.
Обратите внимание
Оформлять путевой лист надо максимально внимательно! Ведь при отсутствии в нем данных о конкретном месте следования невозможно судить о факте использования авто в служебных целях (письмо Минфина России от 20.02.2006 № 03-03-04/1/129). В итоге организацию ждут негативные последствия, например, доначисление налога на прибыль (постановление АС Московского округа от 08.04.2015 № Ф05-3450/2015).
Кстати, следует обосновать и саму необходимость использования авто сотрудника (например, его работа связана с постоянными разъездами, что явствует из должностной инструкции). И еще – ревизоры наверняка захотят ознакомиться с копиями документов, подтверждающих принадлежность используемого имущества работнику (письма Минфина России от 23.01.2018 № 03-04-05/3235, от 01.12.2011 № 03-04-06/6-328).
Основание для выплаты компенсации работникам – приказ руководителя организации, в котором предусмотрены ее размеры (письмо УФНС РФ по г. Москве от 13.01.2012 № 20-15/[email protected]). От специалиста же потребуется заявление, в котором изложены как его согласие на использование своей машины в служебных целях, так и просьба о компенсации понесенных в этой связи затрат (постановление ФАС Московского округа от 25.09.2012 № А40-104646/11-119-902).
Безусловно, расходы, понесенные сотрудником в связи с эксплуатацией машины на благо компании, необходимо документально подтвердить. Например, авансовыми отчетами с приложением чеков, квитанций на приобретение ГСМ, расходных материалов и т. д., актами выполненных работ (с расшифровкой их конкретных видов) по техобслуживанию, ремонту и др. Это подчеркнуто, в частности, в письмах ФНС от 13.11.2018 № БС-3-11/[email protected] и Минфина России от 12.09.2018 № 03-04-06/65168, № 03-04-06/65170.
А нужны ли при использовании личного авто в служебных целях путевые листы? Как показывает практика, этот вопрос – один из самых дискуссионных.
С одной стороны, такие листы предназначены для учета работы транспорта предприятия, а не личных машин его сотрудников. Следовательно, можно обойтись и без них, тем более если специалист не является водителем компании (постановления ФАС Центрального округа от 25.05.2009 № А62-5333/2008, от 10.04.2006 № А48-6436/05-8, Московского округа от 19.12.2011 № А40-152815/10-116-694).
Некоторые чиновники в частных консультациях высказывали мнение: для списания автокомпенсации на налоговые расходы достаточно приказа руководителя с ее размерами, а также должностной инструкции, говорящей о разъездном характере работы сотрудника. Но с другой стороны, как именно подтвердить фактическое использование имущества физлица в интересах фирмы? Как раз с помощью путевого листа, содержащего дату, цель поездки, конкретный маршрут, пройденный километраж, расход топлива и т. д. Ведь, например, чек АЗС говорит о том, что топливо было куплено, но для чьих нужд – компании или самого работника – непонятно. Поэтому без путевого листа никак (см. письма ФНС России от 13.11.2018 № БС-3-11/[email protected], Минфина России от 27.06.2013 № 03-04-05/24421 и др.). Отдельно отмечено, что служебная записка использование личной машины на благо компании не подтверждает (письмо финансового ведомства от 20.04.2015 № 03-03-06/ 22368).
При отсутствии путевого листа ревизоры наверняка посчитают, что сотрудник получил экономическую выгоду (в той мере, в которой ее можно оценить), а расходы экономически не обоснованы. Как результат – доначисление НДФЛ, страховых взносов и налога на прибыль, штрафы и пени.
С тем, что использование личного авто на благо фирмы подтверждают путевыми листами, согласны и многие судьи (см. постановления АС Уральского округа от 18.10.2018 № А71-312/2018 и от 16.05.2016 № Ф09-4056/16, АС Северо-Западного округа от 16.03.2015 № А05-6484/2008 и ФАС того же округа от 17.02.2006 № А66-7112/2005).
Отсюда вывод – лучше подобные документы не игнорировать, а оформлять их четко и внимательно. Конечно, это определенная морока, но оно того стоит. В противном случае претензий от ревизоров, скорее всего, не избежать. Шанс отстоять свою позицию в суде у фирмы, в принципе, есть, однако терять время, силы и испытывать судьбу – занятие, подходящее далеко не для всех.
Кроме того, некоторые, вполне вероятно, смогут отделаться малой кровью. По мнению финансистов, путевые листы следует составлять с периодичностью, позволяющей судить об обоснованности расходов. Допустим, это можно делать раз в месяц, если учет отработанного времени и расхода ГСМ не пострадает (письмо от 20.02.2006 № 03-03-04/1/129). А значит, допнагрузку на работников и бухгалтерию в ряде случаев удастся снизить до минимума.
И еще. Имейте в виду – путевой лист не признается первичным документом, который сам по себе удостоверяет хозоперацию (постановление ФАС Уральского округа от 12.03.2014 № А07-11574/2013). Так что без чеков, квитанций, актов и других бумаг, свидетельствующих о понесенных расходах, никак не обойтись.
Для полноты картины рекомендуем вести еще и журнал учета служебных поездок.
Что касается бухучета, то согласно ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н) компенсацию включают в расходы в полном объеме на дату начисления. В налоговом же учете ее относят на расходы (в пределах «прибыльных» норм) на дату выплаты. Нередко компании начисляют компенсацию в одном месяце, а выплачивают в следующем. Это ведет к появлению вычитаемой временной разницы (ВВР) и, как следствие, отложенного налогового актива (ОНА). Эти ВВР и ОНА погашаются на момент выплаты компенсации (п. 17 ПБУ 18/02, утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н).
Кроме того, если компенсация превысит «прибыльный» лимит (что случается почти у всех), образуется постоянная разница и, соответственно, постоянное налоговое обязательство (ПНО).
Напомним, что приказом Минфина России от 20.11.2018 № 236н в ПБУ 18/02 внесены существенные изменения. Поправки применяются начиная с отчетности за 2020 год. Однако фирма вправе начать делать это и раньше, раскрыв свое решение в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
При начислении компенсации лучше использовать те же счета учета затрат, где отражается и зарплата сотрудника (20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и др.).
Пример. Автокомпенсация: расчет, налоги, учет
Работник использует в служебных целях свой легковой автомобиль с рабочим объемом двигателя свыше 2000 куб. см. За это физлицу положена компенсация (фирма начисляет ее в конце месяца, а выплачивает в начале следующего месяца). Ее размер складывается из ежемесячного износа машины (8300 руб.), а также стоимости ГСМ и иных затрат, возникающих в процессе эксплуатации авто. Все издержки в целях компенсации принимают в части, которая приходится на время использования машины в интересах работодателя.
Данные о расходе топлива и пробеге за месяц берут из путевых листов. За текущий месяц стоимость ГСМ составила 29 700 руб., общий пробег машины за месяц – 3300 км, в том числе по служебным нуждам – 2400 км. Других затрат, связанных с эксплуатацией авто, в данном месяце не возникло. Машина использовалась на благо фирмы в течение всех рабочих дней месяца.
Таким образом, размер компенсации составил 27 636,36 руб. ((8300 руб. + 29 700 руб.) / 3300 км × 2 400 км).
Вся эта сумма не облагается НДФЛ, страховыми и травматическими взносами. В «прибыльные» же расходы удалось включить только 1500 руб., то есть предельную величину компенсации согласно постановлению Правительства РФ от 08.02.2002 № 92. Сверхнормативную сумму – 26 136,36 руб. (27 636,36 – 1500) – в налоговом учете не отражают.
Бухгалтер компании сделал такие проводки.
На дату начисления компенсации:
Дебет 26 Кредит 73
—27 636,36 руб. – сумма компенсации отнесена на расходы;
Дебет 99 субсчет «ПНО»
Кредит 68 субсчет «Налог на прибыль»
—5227,27 руб. (26 136,36 руб. 20%) – отражено постоянное налоговое обязательство;
Дебет 09 Кредит 68 субсчет«Налог на прибыль»
—300 руб. (1500 руб. 20%) – отражен отложенный налоговый актив.
На дату выплаты компенсации:
Дебет 73 Кредит 51
—27 636,36 руб. – компенсация перечислена работнику;
Дебет 68 субсчет «Налог на прибыль» Кредит 09
—300 руб. – погашен отложенный налоговый актив.
Отдельного внимания заслуживает ситуация, когда сотрудник управляет машиной по доверенности.
ФНС России выстраивает такую логическую цепочку. В статье 188 Трудового кодекса РФ речь идет о компенсации за использование работником личного транспорта в служебных целях. В данном же случае машину нельзя считать личным имуществом доверенного лица. А раз так, то нормы пункта 3 статьи 217 и подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса РФ к компенсациям за такое авто неприменимы, значит, они облагаются НДФЛ и страховыми взносами в общем порядке (письмо от 13.11.2018 № БС-3-11/[email protected]).
Отметим, что фискалы в обоснование своей позиции в части налога на доходы дополнительно ссылаются на письмо финансового ведомства от 02.10.2012 № 03-04-08/9-327. Точка зрения Минфина по этому вопросу действительно всегда была негативной для организаций (см. также письма от 21.02.2012 № 03-04-06/3-42 и от 21.09.2011 № 03-04-06/6-228). Послабление чиновники делают лишь для ситуации, когда авто находится в совместной собственности супругов (то есть это имущество нажито во время брака). Тогда компенсация по такой машине, управляемой по доверенности от супруга (супруги), свободна от НДФЛ (письмо Минфина России от 03.05.2012 № 03-03-06/2/49).
Что касается страховых взносов, то налоговики продублировали позицию Минтруда (письма от 13.11.2015 № 17-3/В-542 и от 26.02.2014 № 17-3/В-92) и ФСС России (информационное письмо от 14.03.2016 № 02-09-05/06-06-4615).
В части налога на прибыль тоже грустно – компенсацию не спишешь даже в пределах мизерных правительственных норм. Аргумент тот же – машина в данном случае не принадлежит работнику на праве собственности, как того требует статья 188 Трудового кодекса. Это подчеркнуто в письме финансового ведомства от 03.05.2012 № 03-03-06/2/49.
Хотя раньше настрой у Минфина был более лояльный: чиновники давали зеленый свет учету в расходах компенсации работнику, управляющему машиной по доверенности. Само собой, в рамках лимитов (письмо от 27.12.2010 № 03-03-06/1/812).
Ситуация невеселая, что и говорить. Однако с чиновниками вполне можно поспорить, и арбитры, весьма вероятно, встанут на сторону организации. Судьи указывают, что переданный по доверенности транспорт не может восприниматься иначе как находящийся во владении и пользовании получателя такого документа. Это позволяет физлицу использовать авто в служебных целях, а работодателю – компенсировать ему затраты.
Личным признается имущество сотрудника, принадлежащее ему на любом законном основании (в том числе по доверенности). Поэтому причин для обложения автокомпенсации страховыми взносами в данном случае нет (см. определения Верховного суда РФ от 03.08.2015 № 309-КГ15-8423 и ВАС РФ от 24.01.2014 № ВАС-4/14, постановление ФАС Поволжского округа от 09.10.2012 № А12-2881/2012).
Аналогичные выводы в части НДФЛ содержатся в постановлениях АС Северо-Западного округа от 28.08.2014 № А56-50900/2013 и ФАС Уральского округа от 22.04.2014 № Ф09-1388/14. Некоторые полезные мысли можно подсмотреть и в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 06.09.2010 № А45-15160/2009, Уральского округа от 08.10.2008 № Ф09-7167/ 08-С2.
На наш взгляд, аргументы из приведенных вердиктов можно использовать и в «прибыльных» целях. Ведь доводы конеролеров, в общем-то, везде идентичны, а значит, и к «противоядию» требования единые.
Андрей Веселов, кандидат экономических наук, аудитор
Согласно ст. 188 ТК РФ при использовании работником в служебных целях личного имущества ему выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) личного транспорта, а также возмещаются расходы, связанные с его использованием.
Однако выплата данной компенсации возможна при соблюдении следующих условий:
-
работник использует транспортное средство в интересах работодателя;
-
работодатель знает об этом или согласен на это;
-
размер компенсации установлен соглашением сторон трудового договора, заключенным в письменной форме.
Суды, рассматривая иски работников о возмещении расходов за использование личного имущества, говорят, что обязательным условием для возникновения у работодателя такой обязанности является использование работником автомобиля с согласия (ведома) работодателя и в его интересах. А это подтверждается письменным соглашением. Например, Пермский краевой суд в Апелляционном определении от 16.08.2017 по делу № 33-8949/2017 указывал, что соглашение о размере компенсации и возмещения расходов, связанных с использованием имущества работника в интересах работодателя, должно быть выражено в письменной форме, может быть достигнуто как при заключении трудового договора, так и позднее в качестве дополнительного условия трудового договора. Письменная форма названного соглашения является обязательной. Поскольку подобное соглашение работник представить не смог, во взыскании расходов и компенсации было отказано. Аналогичное решение было вынесено Санкт-Петербургским городским судом в Апелляционном определении от 05.04.2018 № 33-7704/2018 по делу № 2-2512/2017.
Да, нужно. Однако спорным в такой ситуации является вопрос обложения страховыми взносами этой компенсации. В частности, Минтруд в Письме от 13.11.2015 № 17-3/В-542 и ФСС в Информационном письме от 14.03.2016 № 02-09-05/06-06-4615 считают, что передача имущества по доверенности не влечет перехода права собственности к лицу, которому выдана доверенность, и данное имущество не может считаться личным имуществом работника. Трудовым кодексом не предусмотрено возмещение работодателем расходов работника, связанных с использованием не принадлежащего ему на праве собственности имущества. Следовательно, суммы компенсации, выплачиваемые работнику за использование транспортного средства, управляемого им на основании доверенности, облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Однако есть иное мнение, высказанное судами: транспортное средство, полученное по доверенности, принадлежит работнику на законных основаниях, поэтому относится к личному имуществу. Следовательно, компенсация за его использование выплачивается в соответствии с Трудовым кодексом и не облагается страховыми взносами. Об этом говорится в определениях ВС РФ от 03.08.2015 № 309-КГ15-8423 и ВАС РФ от 24.01.2014 № ВАС-4/14.
Повторимся, что размер компенсации расходов работника на использование личного имущества устанавливается соглашением сторон.
При определении размера работодатели руководствуются:
1. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92. Этим документом зафиксированы нормы расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией:
-
легковые автомобили с объемом двигателя свыше 2 000 куб. см – 1 500 руб. в месяц;
-
легковые автомобили с объемом двигателя до 2 000 куб. см – 1 200 руб.;
-
мотоциклы – 600 руб.
2. Постановлением Правительства РФ от 02.07.2013 № 563.
Названным документом утверждены правила выплаты компенсации за использование федеральными государственными гражданскими служащими личного транспорта в служебных целях и возмещения расходов, связанных с его использованием. В частности, установлены следующие предельные размеры:
-
легковые автомобили с объемом двигателя свыше 2 000 куб. см – 3 000 руб. в месяц;
-
легковые автомобили с объемом двигателя до 2 000 куб. см – 2 400 руб.;
-
мотоциклы – 1 200 руб.
В отношении гражданских служащих определено, что решение о выплате компенсации и возмещении расходов принимается представителем нанимателя в десятидневный срок со дня получения заявления гражданского служащего с учетом:
-
необходимости использования личного транспорта для исполнения должностных обязанностей, связанных с постоянными служебными поездками;
-
времени использования личного транспорта в служебных целях;
-
объема бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному государственному органу в федеральном бюджете на обеспечение его деятельности.
Для получения компенсации и возмещения расходов служащий подает заявление с указанием сведений, для исполнения каких его должностных обязанностей и с какой периодичностью используется им личный транспорт. К заявлению прилагается копия свидетельства о регистрации транспортного средства. При этом возмещение расходов на приобретение ГСМ производится по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами (счетами, квитанциями, кассовыми чеками и др.).
В силу п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ все виды компенсационных выплат (в пределах норм, установленных законодательством РФ), связанных с исполнением работником трудовых обязанностей. Таким образом, суммы компенсационных выплат, включая возмещение расходов в связи с использованием личного имущества работника в интересах работодателя при выполнении своих трудовых обязанностей в соответствии с соглашением сторон трудового договора, не облагаются НДФЛ.
При этом в целях освобождения от обложения НДФЛ в учреждении должны иметься документы, подтверждающие принадлежность автомобиля работнику, а также расчеты компенсаций и документы, подтверждающие фактическое его использование в интересах работодателя, осуществление расходов на эти цели и суммы произведенных в этой связи расходов.
На основании пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, предусмотренных согласно законодательству РФ), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей. Это значит, что оплата учреждением расходов работников, связанных с использованием личного автомобиля, не подлежит обложению страховыми взносами, если использование данного имущества связано с исполнением трудовых обязанностей (в служебных целях), в размере, определяемом соглашением между организацией и таким сотрудником.
Минфин в Письме от 24.11.2017 № 03-04-05/78097 пояснял, что размер возмещения указанных расходов должен соответствовать экономически обоснованным затратам, связанным с фактическим использованием работником личного транспортного средства для целей трудовой деятельности. Иными словами, организация должна располагать копиями документов, подтверждающими как право собственности работника на используемое имущество, так и расходы, понесенные им при использовании названного имущества в служебных целях.
В данном случае руководству спортивного учреждения нужно обратиться к нормам ГК РФ. Статьями 632 и 642 предусмотрена возможность заключения договора аренды транспортного средства с экипажем (то есть с водителем) и без такового. В первом случае предполагается, что арендованным автомобилем будет управлять и проводить его техническое обслуживание сам работник, во втором это делают иные лица.
При таком варианте за использование автомобиля работника учреждение не платит компенсацию, а вносит арендную плату.
Договор аренды транспортного средства, вне зависимости от того, арендуется он с экипажем или без такового, должен быть заключен в письменной форме.
В договоре обязательно указываются:
-
транспортное средство (марка, документы-основания владения им работником и т. д.);
-
срок аренды;
-
размер, порядок, условия и сроки внесения арендной платы;
-
иные условия, согласованные сторонами.
При расчете налога на прибыль учреждение может уменьшить сумму дохода на величину арендной платы и иных произведенных в соответствии с договором аренды расходов. Главное, чтобы такие расходы были документально подтверждены.
Отметим, что нередко возникает путаница: учреждение арендует у работника автомобиль, но выплачивает ему компенсацию, а не арендную плату. Некоторые сотрудники пытаются воспользоваться этим и обращаются в суд с требованием о взыскании арендной платы по договору. Суды, рассматривая такие споры, тщательно исследуют все материалы дела.
Например, работодатель взял в аренду автомобиль сотрудника. В договоре определен размер арендной платы, но работник данных выплат не получал и обратился в суд с требованием об их взыскании. Суд первой инстанции удовлетворил требования работника. Однако апелляционная инстанция отменила это решение. Рассматривая жалобу, суд установил, что между сторонами фактически сложились правоотношения по использованию личного имущества в служебных целях, компенсация за использование имущества истца (автомобиля) выплачена ему в полном объеме. Согласно расчетным листкам и справкам по форме 2-НДФЛ работнику ежемесячно выплачивались заработная плата и компенсация за использование автомобиля. Кроме того, выяснилось, что автомобиль на протяжении всего времени находился у работника, он единолично осуществлял пользование транспортным средством, то есть фактически автомобиль ответчику не передавался. В полисе ОСАГО значится только работник, сведения об иных сотрудниках организации в страховой полис не вносились. Значит, фактически автомобиль в аренду не передавался. Следовательно, и арендная плата взыскана быть не может (Апелляционное определение Омского областного суда от 14.02.2018 по делу № 33-107/2018).
Подводя итог, скажем, что использование работником личного автомобиля в служебных целях может быть оформлено как в рамках трудовых отношений, так и в рамках гражданского законодательства. В первом случае заключается письменное соглашение, в котором определяются размеры компенсации за использование транспортного средства и расходов, связанных с его использованием. Во втором случае спортивное учреждение может заключить с работником договор аренды транспортного средства с экипажем или без такового.
В том случае, если сотрудник предприятия систематически используется свой личный автомобиль или мотоцикл для исполнения служебных обязанностей, он вправе требовать компенсацию расходов на обслуживание транспорта – заправку его бензином, парковку, амортизацию в центре техобслуживания.
Чтобы разногласий с работодателем в будущем не возникало, факт получения компенсации лучше зафиксировать в должностных инструкциях или прикрепить к личному делу письменное согласие на эксплуатацию машины в служебных целях. Нужно проконтролировать, чтобы наниматель издал Приказ для бухгалтера предприятия о доплате к зарплате денежного возмещения за транспорт.
Имейте в виду, что если вы просто используете автомобиль для того, чтобы добираться до работы и возвращаться с рабочего места домой, это не считается использованием авто в служебных целях. О втором случае можно говорить, когда на авто осуществляется доставка товаров до склада или со склада до квартиры клиентов, если машина используется в службе такси, если сотрудник развозит других работников и так далее. То есть главное – чтобы должность имела разъездной характер.
Компенсация за эксплуатацию машины может быть назначена в следующей форме:
- оформление ссуды, на основании которой будет признано безвозмездное использование машины сотрудника;
- подписание с сотрудником договора аренды транспорта;
- начисление компенсационных сумм согласно положениям Трудового Кодекса РФ.
Кажется, что для работника наименее выгодным вариантом будет оформление ссуды. Во-первых, ещё при подписании трудового контракта можно отказаться от подобных условий. Во-вторых, руководство предприятия вряд ли станет подписывать соглашение о ссуде, поскольку в такой ситуации необходимо будет уплачивать дополнительные налоги. Так происходит, потому что автомобиль будет включён в перечень доходов компании.
В случае с договором аренды доказать свою правоту, в случае возникновения спора в суде, будет проще. По такому соглашению оплата будет фиксированной. Наконец, если начальство предложит служащему доплачивать ему компенсацию за эксплуатацию личного авто, она будет начисляться в зависимости от числа рабочих дней в месяце.
Компенсация за использование собственного автомобиля работника в служебных целях будет исчисляться пропорционально фактически отработанному времени.
Затраты на обслуживание грузовых автомобилей, как правило, подлежат оплате в полном объёме.
Существуют нормативы сумм возмещения за месяц работы, которые зависят от мощности автомобиля:
- 1200 рублей для легковых авто с объёмом двигателя до 2000 куб.;
- 1500 рублей для транспорта с двигателем, объём которого превышает 2000 куб.;
- 600 рублей за эксплуатацию мотоцикла.
Компенсация использования личного транспорта в служебных целях
Допустим, фирма предложила сотруднику 4 тысячи рублей в качестве ежемесячной компенсации за использование авто в служебных целях. В августе работник заболел и провёл 14 дней на больничном, зато подрабатывал в выходные.
Чтобы рассчитать, какую сумму получит автовладелец, воспользуемся формулой:
СКМ = ФСМ : КРД х КФОД,
где СКМ – сумма компенсации за месяц;
ФСМ – фиксированная сумма за месяц;
КРД – количество рабочих дней в месяце;
КФОД – количество фактически отработанных дней.
4 000 руб. : 21 дн. х 17 дн. = 3 238 рублей – такую сумму компенсации получит сотрудник за август.
Документами, подтверждающими расходы на обслуживание личного автомобиля, эксплуатируемого в целях исполнения должностных инструкций, подлежащих возмещению работодателем, будут служить:
Документ |
Где получить |
Чеки на оплату бензина и ГСМ |
АЗС |
Квитанция об оплате штрафа ГИБДД |
У сотрудника ГИБДД |
Квитанция об оплате КАСКО, ОСАГО |
Офис продаж |
Чеки об оплате автостоянки |
Принявший оплату сотрудник платной стоянки |
Чеки об оплате парковки |
Касса платной парковки |
Чек об оплате услуг автомойки |
Касса платной автомойки |
Квитанция об оплате техосмотра |
Обслуживающий автосервис |
Чек на оплату ремонта транспорта |
Автосервис |
Ошибка: Сотрудник фирмы, занимающийся доставкой продуктов питания по домам заказчиков, требует у бухгалтера фирмы средств на оплату ГСМ перед началом рабочего дня.
Комментарий: По закону затраты на ГСМ подлежат возмещению после того, как сотрудник предоставит подтверждающие несение расходов документы.
Ошибка: Работодатель отказывается оплачивать расходы за платную автостоянку сотруднику, который использует автомобиль в служебных целях.
Комментарий: Если работник пользовался услугами платной автостоянки в интересах фирмы, а не в личных целях, и предоставил документ, свидетельствующий об оплате стоянки в рабочее время, его затраты подлежат возмещению.
Вопрос №1: Нужно ли удерживать НДФЛ с суммы компенсации за использование автомобиля сотрудника в производственном процессе компании?
Ответ: Нет, данные выплаты не подлежат налогообложению.
Вопрос №2: Удерживаются ли страховые взносы с суммы компенсации за эксплуатацию автомобиля работника?
Ответ: Нет, поскольку отчисления должны производиться только с оговоренной в договоре суммы.
Использование личного транспорта в служебных целях
Каким документом разграничить разрешенные и запрещенные к просмотру в рабочее время веб-ресурсы?
Каким образом контролировать посещение работниками запрещенных веб-страниц? Когда нельзя наказать сотрудника за использование глобальной сети?
Работника нельзя уволить за нецелевое использование Интернета в период его болезни или отпуска (ч. шестая ст. 81 ТК РФ). Как зафиксировать нецелевое использование Интернета?
Сотрудница постоянно использует программу Skype в личных целях.
Буянова А.В. Ответственность работника за использование интернет ресурсов в рабочее время // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. – №9. – С. 13-16. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТНИКА ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ А.В.
Буянова , канд. юрид . наук , доцент Финансовый Ун иверситет при Правительстве РФ Ключевые слова: и нтернет ресурсы, работодатель, работник, социальные сети, дисциплина рная ответственность, суд.
Локальные нормативные акты Работодателя и условия трудовых договоров с работниками, регламентирующих предоставление доступа к пользованию Интернетом, в обязательном порядке согласовываются с бухгалтерией и юридическим отделом.
Перед созданием приказа необходимо изыскать 2-3 «дела», скажем о заражении вирусам компьютеров юзеров (вирусы затянуты из Инет) или о злостных злоупотреблениях (порно, музыка).
По каждому делу проводится небольшое служебное расследование и пишется служебка. Предоставлять доступ в Интернет только по письменной заявке руководителя подразделения (направления).
сети и развлекательные сайты.
Подскажите! Если вы, позорные суки, хотя бы ещё один раз вместо работы будете в своих одноклассниках торчать, я вас через жопу наизнанку выверну. Какие могут быть претензии в рабочее время.
сети и развлекательные сайты.
Если вы, позорные суки, хотя бы ещё один раз вместо работы будете в своих одноклассниках торчать, я вас через жопу наизнанку выверну.
С Уважением . Директор Михаил Бабышев. Какие могут быть претензии в рабочее время.
ПРИКАЗ. В связи с нерациональным использованием рабочего времени (кража у работодателя) приказываю ограничить доступ к Одноклассникам, ВКонтакте и т. Каким документом разграничить разрешенные и запрещенные к просмотру в рабочее время веб-ресурсы? Каким образом контролировать посещение работниками запрещенных веб-страниц?
Когда нельзя наказать сотрудника за использование глобальной сети? Работника нельзя уволить за нецелевое использование Интернета в период его болезни или отпуска (ч. Как зафиксировать нецелевое использование Интернета?
Сотрудница постоянно использует программу Skype в личных целях.
Начальник отдела неоднократно делал ей устные замечания, однако результатов это не принесло.
Компенсация за использование личного автомобиля в служебных целях в 2020 году
Для таких ограничений используют аппаратные (оборудование Cisco) или программные средства защиты – MS ISA Server, Traffic Inspector, NETAMS и т.п.
И вот тут начинается самое интересное.
Необходимо отметить, что судом также дана была оценка доводам работника о том, что он посещал страницы интернет-сайтов с целью отвлечься от рутинной работы; и суд не счел этот довод уважительным.
По данному факту впоследствии работодателем было применено к работнику дисциплинарное взыскание в виде замечания. Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования истца по оспариваю дисциплинарных взысканий.
С документом работника нужно ознакомить под роспись либо составить акт об отказе от ознакомления. Затем у сотрудника нужно запросить письменные объяснения (ч.
Существует три вида профессиональных целей:
- Ложные. Они обозначаются в резюме, но вряд ли будут достигнуты. Это могут быть как цели с завышенной планкой, так и вполне адекватные цели, которых человек не сможет добиться из-за лени или, например, неусидчивости. Также встречаются случаи, когда соискатель указывает те цели, которые не соответствуют действительности.
- Истинные. Отражают действительные цели работника и имеют большой шанс на успех. Такая цель должна содержать ориентацию не только на личный интерес, но и на плюсы для окружающих. Социальное значение истинных целей способно привести к профессиональному росту и общественному признанию. Достижение такой цели должно увлекать работника, заставлять его окунаться в работу «с головой». Она должна представлять действительный интерес, который стимулирует к выполнению работы качественно и быстро. Они связаны с внутренним миром человека и отражают его характер.
- Сокращенные. Отражают не полный перечень элементов, входящих в данное понятие.
Часто бывает так, что соискатель просто не знает, какую конкретно цель он преследует. Это не значит, что кандидат не целенаправлен или не имеет никаких целей. Это значит, что соискатель плохо ориентируется в вопросе формулировки. Для того чтобы понять, какую профессиональную цель нужно указать в резюме, важно определить свои профессиональные интересы. Все, что Вы найдете в своих намерениях, необходимо лаконично объединить в одно предложение. Как правило, они взаимосвязаны и имеют общую направленность в рамках одной профессии. Важно найти самый отчетливый интерес, и исходя из него, сформулировать остальные.
Как определить профессиональные интересы? Для этого есть пара действенных подходов:
- Ответить себе на несколько вопросов:
- какие профессиональные задачи я могу и хочу решать;
- какие методы я буду для этого использовать;
- какой результат я хочу получить вследствие выполненной работы;
- кому может помочь моя деятельность.
- Постараться сформулировать цель с помощью:
- исследования собственного опыта;
- прогнозируя и анализируя проблемы профессиональной сферы;
- представляя, какой результат работы может Вас устроить.
Есть несколько факторов, присутствие которых уместно в описании профессиональной цели соискателя:
- конкретное упоминание не только должности, но и специфики работы;
- сочетание всех элементов, которые указаны выше;
- лучше подчеркнуть профиль работы фирмы – это сделает цель более четкой;
- заинтересованность в получении конкретной вакансии в конкретной фирме;
- указать, какими компетенциями обладает соискатель, какие задачи он готов решать.
А вот те ошибки, которые лучше не допускать:
- слишком сложные формулировки (не нужно путать работодателя запудренными фразами – он вряд ли будет разбираться и вникать, а вот Вам как кандидату это сыграет только в минус);
- слишком длинные предложения (работодателю их легче пропустить, чем потратить время на их прочтение);
- нужно избегать шаблонных фраз (самосовершенствование – естественная потребность современного человека, не нужно писать об этом в графе «профессиональные цели»);
- использование неприкрытой лести («работа в самой лучше компании» скорее оттолкнет работодателя, чем станет плюсом в резюме);
- формулировка должностных обязанностей (то, что работник должен выполнять в рабочее время не является профессиональной целью, а вот качественное улучшение своей работы может оказаться уместным в качестве профессиональной цели).
Приказ об использовании интернета в рабочее время
Любой из нас для достижения успеха в производственной деятельности и собственной жизни должен овладеть способами самоменеджмента.
Самоменеджмент определяется как последовательное и целенаправленное применение в повседневной практике испытанных методов работы для оптимального использования своего времени.
Основная цель самоменеджмента состоит в том, чтобы максимально эффективно использовать собственные возможности для преодоления внешних обстоятельств как на работе, так и в быту.
Осваивая и сознательно применяя техники самоменеджмента, человек значительно увеличивает свой творческий и профессиональный потенциал и благодаря этому достигает более значимых целей за более короткое время.
Каждый человек может усовершенствовать методы организации работы и за счет этого повысить производительность своего труда, высвободить время для дополнительной работы или отдыха. Знания в этой области — не догма, а скорее подход к делу, образ действий, стиль мышления. Они накоплены другими людьми и могут стать частью нашего личного опыта.
Никогда не ставьте перед собой заведомо простых целей. Если вы немного хотите, то немного и добьетесь.
Джим Рон
Тот, кто держит в руках свое время, держит в руках свою жизнь.
Алан Лжей
Предпосылкой планирования будущей деятельности и ее успеха, а также основанием для принятия определенных решений выступает цель.
От правильности выбора и формулировки целей зависит результат всей работы.
Следует отличать цель от действий. Цель и действие соотносятся между собой как результат и процесс его получения. Именно поставленные перед собой цели побуждают к активным действиям.
При постановке цели важно точно знать: чего, когда, в каких масштабах необходимо достичь.
Без этого невозможно планирование и принятие решения, а ежедневная напряженная работа может оказаться бессмысленной.
Можно ли использовать служебный автомобиль руководству для движения к месту жительства и на работу? В связи с производственной необходимостью, в выходные дни часто приходится приезжать на работу. Как правильно оформить возможность использования служебного ТС не нарушая законодательство? Является ли использование служебного ТС доходом сотрудника и можно ли при этом учесть ГСМ в налоговом учете?
В случае, если использование автомобиля в выходные дни возможно подтвердить производственной необходимостью, то объекта НДФЛ не возникает, использование автомобиля оформляется приказом, ГСМ можно учесть в налоговом учете при наличии путевых листов.
Если же доказать производственную необходимость не удастся, то использование автомобиля уже в ЛИЧНЫХ целях директора следует оформить договором безвозмездного пользования, ГСМ в налоговом учете учесть нельзя, при компенсации ГСМ директору возникает НДФЛ.
Директор организации, с одной стороны, является руководителем — единоличным исполнительным органом, который решает все хозяйственные, управленческие и финансовые вопросы, а с другой — он работник организации, который работает по трудовому договору и соблюдает правила трудового распорядка. Отношения между обществом (работодателем) и директором как работником регулируются нормами трудового права в их совокупности (ст. ст. 16, 20, 56, 273 Трудового кодекса РФ, ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).
Запрет использовать телефоны и компьютеры для личных нужд обязательно обозначается в должностных инструкциях, правилах распорядка, трудовых договорах, распоряжениях руководства. При нарушении запрета на нарушителя налагается дисциплинарная ответственность (ст. 192 и 193 ТК). Дополнительно рассчитывается ущерб, который сотрудник обязан возместить.
Законодательством не определены правила, которые должны применяться при предоставлении работникам права пользоваться автотранспортом работодателя. Рекомендаций по оформлению тоже нет.
На практике применяются 3 варианта:
Доверенность можно выдать только работнику, в котором руководство уверено, так как этот документ не обязует возмещать расход горючего и издержки, связанные с повреждением транспортного средства при ДТП.
Договор аренды четко регламентирует отношения, но усложняет налоговый учет. Арендная плата отражается в бухгалтерской и налоговой отчетности как доход, что отрицательно отражается на показателе прибыли.
Приказ можно оформить, если во внутренних нормативах указаны соответствующие правила. Документальное подтверждение прав использования имущества работодателя сотрудниками облегчает решение споров в судах.
При обнаружении нарушения составляется акт или докладная, сотрудник должен предоставить объяснительную. На основании этой документации руководитель издает приказ со ссылкой на ст.248 ТК. Срок – месяц (отсчитывается со дня, в который произведен расчет ущерба). Работник может обжаловать решение, если пропущен срок издания распоряжения или объем убытков больше среднемесячного заработка.
Сотрудник может возместить издержки добровольно, предоставив письменное обязательство. При несогласии работодатель подает иск в суд и предоставляет документы, подтверждающие нарушение:
- копию правил распорядка;
- копию трудового договора;
- детализации по датам.
Если суд принимает решение, что трудовая дисциплина нарушена, приказ руководителя признается правомерным. Взысканием долга занимаются приставы.
Может ли сотрудник использовать для работы личное имущество, расскажет видео ниже:
В современных условиях ведения бизнеса для компаний, которые используют наемный труд, все более актуальным становится вопрос мотивации персонала и компенсационного пакета для сотрудников.
Грамотно разработанная система мотивации и продуманная структура компенсационного пакета на предприятии – приоритетная задача современного управленца. Это важный действенный инструмент поднятия эффективности и производительности труда, повышения лояльности сотрудников организации, а также укрепления конкурентоспособности фирмы на рынке работодателей.
Помимо основных способов мотивации и стандартных составляющих компенсационного пакета компании все чаще предоставляют сотрудникам служебный (корпоративный) автомобиль для выполнения должностных обязанностей. В качестве дополнительной мотивации работодатель может предусмотреть возможность использования корпоративного автомобиля сотрудниками не только для выполнения служебных заданий, а и в личных целях. То есть сотрудники имеют право совершать на автомобиле не только деловые, а и частные поездки в свободное от работы время.
В данном случае у работодателя возникает ряд вопросов о том, как правильно оформить такой бонус документально, а также о том, как правильно отобразить это в бухгалтерском и налоговом учете. Остановимся более подробно на следующих теоретических вопросах.
- Как правильно оформить использование сотрудником автомобиля, а также предусмотреть ответственность за транспортное средство.
- Как ограничить рамки использования служебного автомобиля в личных целях, чтобы компания не несла дополнительных убытков.
Для начала необходимо закрепить за сотрудником автомобиль путем издания соответствующего приказа и составления акта приема-передачи транспортного средства. В приказе обязательно нужно прописать все данные автомобиля, такие как марка, модель, цвет, номерной знак, год выпуска, пробег на момент передачи, а также дату передачи автомобиля сотруднику.
С момента передачи транспортного средства ответственность за него ложится на сотрудника. Но стоит разобраться, какой именно вид ответственности возникает в данном случае. Понятие материальной ответственности касается только трудовых отношений и может быть применено лишь в случае нанесения сотрудником ущерба компании во время или вследствие недобросовестного выполнения сотрудником своих обязанностей. В таком случае сотрудник может быть привлечен к материальной ответственности в рамках действующего законодательства. Если же сотрудник с ведома и согласия работодателя использует служебный автомобиль в свободное от работы время в личных целях, возникает иной вид ответственности – имущественная. Чтобы обезопасить себя от возможных рисков, работодателю с помощью юриста необходимо составить и подписать договор об имущественной ответственности с сотрудниками, которым автомобили будут предоставлены в личное пользование.
Для того чтобы правила и принципы использования служебных автомобилей были понятны и прозрачны, не вызывали споров и двоякого трактования, их необходимо закрепить путем разработки и утверждения соответствующего локального документа на предприятии (политики, порядка, инструкции и т. д.). Данный документ (далее – Политика) должен содержать в себе описание всех нюансов использования транспортного средства, включая порядок его использования для личных целей, возможных ограничений и дополнительных условий.
Наиболее распространенными вопросами, которые требуют урегулирования в данной ситуации, являются:
- порядок оплаты и компенсации топливных расходов;
- контроль пробега автомобиля;
- использование автомобиля в нерабочее время;
- порядок отчетности об использовании автомобиля.
- Порядок оплаты и компенсации топливных расходов. На практике для регулирования данного вопроса работодатели используют в основном один из следующих способов:
- в Политике прописывается максимальное количество топлива или сумма, на которую сотрудник может приобрести топливо для совершения поездок в личных целях. Сотрудник приобретает топливо, а в конце отчетного периода подает расчётные документы для компенсации финансовых расходов. Ответственное за расчеты с сотрудниками лицо (как правило, бухгалтер) начисляет соответствующую сумму компенсации, но не больше лимита, предусмотренного Политикой.
- сотруднику ежемесячно (ежеквартально) предоставляется определенная фиксированная сумма на топливные расходы, в том числе для поездок в личных целях.
Какой из способов выбрать для контроля, остается на усмотрении работодателя – это будет зависеть от сферы деятельности компании, количества сотрудников и других факторов.
- Контроль пробега автомобиля. Для минимизации расходов работодателя на техническое обслуживание автомобиля и амортизацию, а также с целью предупреждения использования сотрудниками служебного автомобиля в качестве такси необходимо ограничить количество километров, которое сотрудник может проехать в личных целях за определенный период. Поскольку не удастся ограничить использование авто в личных целях исключительно с помощью ограничения суммы компенсации расходов на топливо, уместно будет ввести систему периодической регистрации пробега. То есть работодатель фиксирует пробег автомобиля на начало и конец учетного периода. Далее из общей суммы пробега за данный период необходимо вычесть количество километров, которые были пройдены для выполнения служебных заданий (согласно путевым листам, отчетам и др. документам) – это и будет пробег, пройденный транспортным средством в связи с приватными поездками сотрудника.
В Политике также нужно прописать, каким образом сотрудники будут компенсировать пробег, пройденный автомобилем сверх установленного лимита.
Нужно понимать, что эксплуатацию служебного имущества в личных целях не всегда возможно выявить. Наиболее умные сотрудники пытаются представлять, к примеру, личные поездки как служебные. То есть в документах значится служебная поездка, однако по факту это личные поездки. Этот небольшой обман упростился с отменой путевых листов для легковых авто. В этом случае возникающие расходы списываются в траты, сопутствующие хозяйственной деятельности. Разумеется, это не самый выгодный вариант для компании. Работодателю для обнаружения лукавства придется контролировать сотрудников, устанавливать разумность трат.
Если никакие выговоры не помогают предупредить использование служебного имущества в личных целях, имеет смысл узаконить это. Целью узаконивания является контроль над возрастанием лишних трат, уменьшение расходов компании. Легализовать эксплуатацию служебного имущества можно в контексте трудовых взаимоотношений. Возможность использования служебного имущества в личных целях фиксируется в трудовом, а также коллективном соглашении. Там же можно оговорить, что все сопутствующие затраты должны быть оплачены сотрудником.
Рассмотрим на примере с той же машиной. Работнику разрешается использовать авто для своих потребностей. Однако его обязывают возмещать траты за заправку, техобслуживание. Объем бензина на начало рабочего дня должен быть таким же, как и при завершении прошлого дня. Авто на начало смены должно быть полностью исправно.
Этот вариант довольно выгоден для компании. Требование о возмещении трат оговорено трудовым договором, а потому в случае необходимости можно взыскать средства с сотрудника и применить к нему дисциплинарные меры, если он нарушает пункты соглашения.
К СВЕДЕНИЮ! Отсутствие легализации вряд ли поможет решить проблему. Служебное имущество все равно будет использоваться в личных целях, однако получить компенсацию за это не получится. В законах нет жесткой нормы, ограничивающей эксплуатацию служебного оборудования.
Некоторые работодатели решают удерживать возмещение за эксплуатацию служебного имущества из зарплаты сотрудника. Издается соответствующий приказ. Положение о возмещении вписывается в коллективный договор. Подобный вариант практикуется, но он не вполне законен. Согласно закону, удержания из зарплаты работника можно делать только в случаях, оговоренных в различных кодексах, ФЗ, нормативных актах. Рассмотрим ситуации, в которых можно требовать возмещение, наиболее приближенные к проблеме эксплуатации служебного имущества:
- Удержания из зарплаты для возмещения ущерба. Если в процессе использования служебного имущества в личных целях произошла поломка собственности, сотрудника можно привлечь к материальной ответственности. Однако придется созывать комиссию, доказывать факт наличия противоправных действий со стороны сотрудника. Этот вариант не подходит совершенно, если работник просто использует служебное имущества, в процессе чего возникают траты, однако ущерб собственности не причинен.
- Удержания по заявлению сотрудника. Из зарплаты могут выполняться любые удержания, если они производятся по инициативе работника. Это законный вариант получить компенсацию, но и он неоднозначен. Придется договариваться с сотрудником, так как заявление на удержание он подает добровольно. Не каждый человек согласится с уменьшением своей зарплаты.
Удержания в связи с эксплуатацией служебного имущества законом не урегулированы. Делать их – это рискованное мероприятие, так как сотрудник может обратиться в трудовую инспекцию в связи с нарушением своих прав. Однако если принимается именно такое решение, работодателю нужно сделать удержания максимально законными. Для этого издается приказ, вносятся изменения в коллективный договор.
Эксплуатация работником служебного имущества может считаться случаем безвозмездного использования. Поэтому работодателю нужно сформировать и утвердить порядок раздельного учета эксплуатации авто в служебных и личных целях. Начисляемая амортизация не будет учитываться в составе трат при определении налога на прибыль. Однако это касается только той части, которая соответствует времени эксплуатации служебного имущества трудящимся в личных целях.
Стоимость бензина, которая учитывается в расходах фирмы, рассчитывается на основании сведений из путевого листа. Затраты, сопутствующие личному использованию служебного имущества, в документе отражаться не будут.
Стоимость бензина или других сопутствующих трат, появившихся при эксплуатации имущества в личных целях, может быть удержана из зарплаты. Способ удержания – заявление сотрудника. Если траты не будут удержаны, работодателю придется исчислять, удерживать и перечислять НДФЛ с дохода работника в натуральной форме. Также потребуется исчислить НДФЛ с дохода, который образуется в ходе безвозмездного использования собственности компании. Этот доход в натуральной форме определяется на основании рыночной стоимости аренды объекта за сроки его эксплуатации.
К примеру, сотрудник сутки использовал служебную машину в личных целях. В этом случае налогооблагаемой базой будет являться стоимость суточной аренды этого авто.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты планирования и повышения эффективности использования рабочего времени 5
1.1. Понятие рабочего времени 5
1.2. Анализ эффективности использования рабочего времени 10
1.3. Планирование и пути повышения использования рабочего времени 15
Глава 2. Планирование и эффективность использования рабочего времени руководителей ООО «Мила Я» 19
2.1. Общая характеристика предприятия ООО «Мила Я» 19
2.2. Характеристика выполняемых функций и эффективность использования рабочего времени руководителя 19
3. Анализ использования рабочего времени и эффективности труда персонала 27
3.1. Анализ фонда рабочего времени 27
3.2. Анализ динамики коэффициентов использования рабочего времени 34
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Планирование призвано обеспечить рациональное использование, вероятно, самого ценного достояния — времени, а именно: либо имеющееся время употребить для плодотворной и успешной деятельности, либо достичь поставленных целей с возможно меньшими затратами времени. Чем лучше мы распределим (спланируем) свое время, тем лучше сможем использовать его в своих личных и профессиональных интересах. Планирование как составная часть задач и правил самоме- неджмента означает подготовку к реализации целей и структурирование (упорядочение) времени.
Планирование повседневной работы, средне и долгосрочных акций и результатов дает экономию времени, достижение успеха и большую уверенность в себе.
Вряд ли необходимо доказывать преимущества планирования в рамках предприятия. С позиций самоменеджмента планирование означает, что менеджер в своей деловой сфере должен стать предпринимателем для самого себя и планировать использование рабочего времени для достижения поставленных целей. Так же как любая организация планирует или должна планировать свою производственную деятельность, каждый человек должен думать и работать, заглядывая в будущее, а не отдаваться во власть событий.
Тренинг рекомендуется всем, кто хочет добиваться максимально высоких результатов в личностной и деловой сфере.
- осознание взаимосвязи проблемы и цели;
- умение грамотно формулировать личные и профессиональные цели;
- умение согласовывать разные цели, в том числе личные и профессиональные;
- владение приёмами работы с целями от постановки до завершения;
- способность эффективного планирования, самоорганизации, мотивирования себя на достижение целей;
- готовность к преодолению препятствий на пути достижения целей.
Два подхода к самоорганизации – целевой и проблемный
- преимущества целевого подхода;
- как из проблемы сделать цель?
- искусство правильных вопросов.
Техника постановки целей
- критерии правильно поставленной цели;
- как сформулировать цель так, чтобы она «работала»?
- использование схем: «Области жизни» и «Рабочие области»;
- где брать идеи для постановки перспективных личных и деловых целей?
Согласование множества личных целей
- экологическая проверка; соотношение ценности цели и ее цены;
- последствия достижения целей; согласованность целей между собой;
- цели-вампиры и цели-доноры;
- как сделать так, чтобы продвигаться ко многим целям одновременно и чтобы достижение одних целей способствовало достижению других?
Согласование личных и профессиональных целей
- согласование личных целей с ценностями организации;
- как принять цели организации, как собственные?
- что делать в случае, когда цели компании и подразделения частично противоречат Вашим личным целям?
Приёмы работы с целями
- организация процессов по достижению целей;
- поиск и эффективное распределение ресурсов;
- контроль в процессе движения к цели; создание собственной «системы навигации» и «приборной панели»;
- установление контрольных точек; оценка результатов; фиксация положительных результатов;
- оперативная коррекция планов по результатам контроля;
- планирование времени и расстановка приоритетов с точки зрения списка актуальных целей;
- разукрупнение больших целей; как достигать невозможного?
Преодоление препятствий при достижении целей
- прогнозирование и способы преодоления препятствий;
- эмоциональные барьеры на пути к цели;
- способы повышения эффективности действий при движении к целям;
- техники мотивирования себя и других на достижение цели.
Завершение работы с целью
- цель достигнута, что дальше?
- почему важно праздновать успехи?
- как извлекать и сохранять позитивный опыт?
разминки и упражнения для поднятия энергии, интерактивные мини-лекции, индивидуальные задания, работа в парах, тройках, малых группах, разбор реальных ситуаций, упражнения на рефлексию, обратную связь, подведение итогов, консультации участников тренером по теме тренинга. В начале тренинга уточняются запросы, ожидания участников, затруднительные ситуации. В течение тренинга тренером ведется мониторинг эффективности занятий.