- Оспорить ДТП

Налоговый кодекс ст113

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговый кодекс ст113». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Комментируемая статья устанавливает срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

По общему правилу, установленному пунктом 1 комментируемой статьи, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года.

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных ст. 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения» и ст. 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)» Налогового кодекса РФ.

В отношении указанных составов налоговых правонарушений срок давности привлечения к налоговой ответственности начинает течь со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода.

Положения ст. 113 Налогового кодекса РФ были предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 14 июля 2005 года N 9-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа» отметил следующее. «Установленный статьей 113 Налогового кодекса РФ срок давности в три года является универсальным, его продолжительность едина для всех видов налоговых правонарушений, предусмотренных главой 16 Налогового кодекса РФ. Вместе с тем законодатель исходя из общих принципов юридической ответственности, в том числе справедливости, соразмерности и пропорциональности, может установить дифференцированные сроки давности с учетом видов налоговых правонарушений, их характера и степени общественного вреда».

Пункт 1.1 комментируемой статьи Налогового кодекса РФ предусматривает возможность приостановления течения срока давности привлечения к ответственности в случае, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации.

Моментом приостановления течения срока давности привлечения к ответственности считается день составления акта, предусмотренного п. 3 ст. 91 Налогового кодекса РФ. В этом случае течение срока давности привлечения к ответственности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение о возобновлении выездной налоговой проверки.

Согласно п. 1 Постановления Конституционного Суда РФ от 14 июля 2005 года N 9-П по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования положения ст. 113 Налогового кодекса РФ не могут служить основанием для прерывания течения срока давности и означают, что течение срока давности привлечения лица к ответственности за совершение налоговых правонарушений прекращается с момента оформления акта налоговой проверки, в котором указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, и содержатся ссылки на статьи Налогового кодекса РФ, предусматривающие ответственность за эти правонарушения, а в случае отсутствия необходимости в составлении такого акта — с момента вынесения соответствующего решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). Часть вторая

  • Решение Верховного суда: Определение N 2-КГ14-3, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация Из данных положений закона следует, что поскольку исчисление налоговой базы и суммы налога осуществляется налогоплательщиком после окончания того налогового периода, по итогам которого уплачивается налог срок давности, определенный статьей 113 Налогового кодекса Российской Федерации, исчисляется в таком случае со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение в виде неуплаты или неполной уплаты налога…
  • Решение Верховного суда: Определение N ВАС-19924/13, Высший арбитражный суд, надзор Суд апелляционной инстанции указанный вывод поддержал. Обращаясь в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации инспекция ссылается на ошибочное толкование судами положений статьи 113 Налогового кодекса и противоречие выводов судов позиции сформированной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – постановление № 57). При этом вывод судов о незаконности привлечения общества к ответственности за неуплату налога на добавленную стоимость в 1-3 кварталах 2008 года инспекция не оспаривает…
  • Решение Верховного суда: Постановление N ВАС-16061/12, Высший арбитражный суд, надзор Таким образом, с учетом положений пункта 1 статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации предпринимателя Сафонову Е.А следовало привлечь к ответственности за осуществление деятельности без регистрации в качестве страхователя не более чем за трехлетний период исчисляемый до даты вынесения фондом решения о привлечении к ответственности…
  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2020 N 17

    «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции»

  • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020)

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020)

Все документы >>>

Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)

  • Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ (ред. от 31.07.2020)

    «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции»

  • Федеральный закон от 29.12.2014 N 477-ФЗ (ред. от 31.07.2020)

    «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 31.07.2020 N 265-ФЗ

    «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

Все документы >>>

  • Указ Президента РФ от 03.04.2002 N 311

    «О признании утратившими силу некоторых Указов Президента Российской Федерации по вопросам налогообложения»

  • Указ Президента РФ от 05.12.2001 N 1408

    «О признании утратившими силу Указов Президента Российской Федерации в связи с введением в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

  • Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию

    «О бюджетной политике на 2002 год»

Все документы >>>

  • Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2020 N 2247-р

    «О проекте федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части осуществления компенсации суммы налога, уплаченной физическими лицами — гражданами иностранных государств, в составе цены товара, вывезенного за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза»»

  • Распоряжение Правительства РФ от 24.06.2008 N 907-р (ред. от 02.09.2020)

    «Об утверждении перечня видов хозяйственной и иной деятельности, которые могут осуществляться в пределах пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 N 1172 (ред. от 31.08.2020)

    «Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности»

Все документы >>>

  • Информация ФНС России

    «Налоговая политика и практика: как будет рассчитываться налог на проценты по вкладам»

  • Информация ФНС России

    «Верховный Суд подтвердил возможность перерасчета налога на имущество, исчисленного по инвентаризационной стоимости и существенно превышающего налог по кадастровой стоимости»

  • Информация ФНС России

    «Налоговики предотвратили попытку безналоговой деофшоризации»

Все документы >>>

Весь объем положений и правил данного законодательного акта разделен на две крупные части. В первой части содержится семь разделов, куда входит сто сорок две статьи. В них нашли отражение все существенные особенности таких направлений, как:

  • общие положения системы обложения налогами;
  • порядок выявления сторон финансовых отношений в данной сфере;
  • список объектов обложения налогами;
  • межгосударственные соглашения;
  • процедура обжалования действий каждой стороны взаимоотношений;
  • последовательность сбора платежей с нерезидентов и предприятий, зарегистрированных в других государствах;
  • сроки, в течение которых должны взиматься пошлины и прочие сборы;
  • права и обязанности ведомств, действующих в данном правовом поле;
  • детали налогового контроля и проверки, и его основные функции;
  • типология нарушений в данной области и описание ответственности за таковые.

Вторая часть Кодекса содержит 2 раздела, куда включены двести семьдесят пять статей. Положения этой части регламентируют:

  • порядок начисления сборов и отмены их поступлений в казну;
  • виды пошлин и налогов с расписанной последовательностью взыскания;
  • технический разрыв и формирование специальных режимов налогообложения;
  • списки налогов на уровне региона и местного муниципалитета.

Также вторая часть описывает формы деклараций, время, отведенное для их подачи и другие особенности регулирования в данной области.

Основные начала обозначены в ст. 3 НК РФ. Здесь же указаны последние изменения базовых положений в редакции 2020 года.

  • На каждое лицо налагается обязанность по уплате установленных Кодексом налогов и сборов. В основе этого положения равенство и всеобщность обложения налогами. Но при этом в расчет берется физическая возможность плательщика уплачивать налог.
  • Исключается дискриминационный характер сборов. Также не допускается различное применение налогов, исходя из критериев расы, социального положения, национальности или религии.
  • Для каждого вида налога потребуется экономическое основание. Нельзя применять их в произвольном порядке. Исключаются и сборы, не позволяющие реализовать права, закрепленные в конституции.
  • Запрещена установка взысканий, идущих вразрез с единым экономическим пространством страны. Налоги не должны каким-либо образом ограничивать беспрепятственное перемещение товаров, финансов или услуг по территории РФ.
  • Не допускается наложение обязанности уплаты сборов и прочих платежей, имеющих признаки налогов, но не предусмотренные в НК РФ.
  • Все элементы обложения налогом определяются в процессе установления налогов. Законодательство формулируют так, чтобы каждый налогоплательщик понимал, какие платежи, в каком объеме и в какие сроки он должен вносить в казну государства.
  • Если существуют противоречия, сомнения относительно порядка взыскания или отсутствие ясности в законодательных актах, они должны толковаться в пользу плательщика налогов или иных взносов.
  • Наиболее актуальная редакция 2020 года отражает цивилизованный подход к обложению налогами. Она сформировалась в процессе правовой эволюции страны. Согласно ей взыскание налогов обосновано с точки зрения экономики.

Закреплены специализированные принципы данной отрасли права. В первую очередь они коснулись равенства, справедливости, соразмерности и законности в ходе взыскания средств. Требование справедливости находит отражение в каждом принципе НК РФ. Но главное, что следует отметить в данной редакции – это требование толкования неопределенности в пользу налогоплательщика.

Вместе с созданием нового государства (Российской Федерации) в 1991 году началось формирование и налоговой системы страны. Основы были заложены в октябре этого года, а закончилось создание системы в январе следующего года. В этот период установили положения, касающиеся всех основных налогов.

С того момента, как Кодекс был сформирован, его статьи и положения регулярно меняли и исправляли. Это создавало некоторую беспорядочность в налоговых отношениях. Корректировки утверждали в середине года, многие правки имели обратное действие, а ответственности за некорректно поданную финансовую отчетность не было. Отсюда и хронический дефицит бюджета в период 1992-98 гг. Граждане в этот же срок теряли деньги на вложениях в кредитные общества или финансовые пирамиды.

Когда общие положения, наконец, утвердили, появился и полноценный Налоговый Кодекс. Случилось это в 1998 году. Второй раздел Кодекса частично узаконили двумя годами позднее. После изменения пятой статьи в 2008 году, стало понятно, что начинается эра цивилизованных отношений государства и налогоплательщика. Такие правки 2008 года позволили законам, облегчающим положение плательщиков налогов, вступать в силу в момент их опубликования в СМИ. Устранение задержек и стало ключевым моментом поправок.

Также в новой редакции добавили правило, отменяющее обратную силу для актов, ужесточающих правила налогообложения. Положения, делающие оплату сборов проще, а ответственность мягче, согласно этой редакции, имели обратную силу. Так заложили основу для нового Кодекса, где государственные институты лояльнее относились к объектам обложения налогами.

В последней редакции данный нормативный акт выполняет определенный функционал:

  • этот документ регулирует создание бюджетов федерального, местного и регионального уровня;
  • определяет правила взаимодействия сторон отношений в данной правовой сфере;
  • регулирует пополнение бюджета за счет нерезидентов и организаций, зарегистрированных за пределами страны;
  • реализует в реальности принцип справедливости обложения налогами, предусматривающий учет доходов и финансового положения плательщика;
  • регулирует фискальные операции в части ввоза и вывоза продукции;
  • контролирует распределение и обложение налогом доходов.

Главное доказательство эффективности законов в данной отрасли – это своевременность и объем поступлений в бюджеты различных уровней (регион, муниципалитет, государство). Сейчас соблюдение положений такого базового документа, как НК РФ, осуществляет ведомство, подчиненное Минфину страны – ФНС. Реализация перечисленных выше функций также лежит на данной Службе.

Все данные будут переданы по защищенному каналу.

Все данные будут переданы по защищенному каналу.

Все данные будут переданы по защищенному каналу.

1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах. (в ред. Федеральных законов от 09.07.99 N 154-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

2. Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, страховые взносы и принципы обложения страховыми взносами, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе: (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ)

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; (в ред. Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ)

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов; (в ред. Федеральных законов от 09.07.99 N 154-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; (в ред. Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ)

5) формы и методы налогового контроля; (в ред. Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ)

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений; (в ред. Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ)

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц. (в ред. Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ)

3. Действие настоящего Кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов, страховых взносов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено настоящим Кодексом. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

4. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов субъектов Российской Федерации о налогах, принятых в соответствии с настоящим Кодексом. (в ред. Федеральных законов от 09.07.99 N 154-ФЗ, от 29.07.2004 N 95-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 23.07.2013 N 248-ФЗ)

5. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом. (в ред. Федеральных законов от 09.07.99 N 154-ФЗ, от 29.07.2004 N 95-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

6. Указанные в настоящей статье законы и другие нормативные правовые акты именуются в тексте настоящего Кодекса «законодательство о налогах и сборах».

7. Внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, а также приостановление, отмена или признание утратившими силу положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах осуществляются отдельными федеральными законами и не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих (приостанавливающих, отменяющих, признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования. (в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

8. Федеральными законами может быть предусмотрено проведение в течение ограниченного периода времени на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, муниципальных образований экспериментов по установлению налогов, сборов, специальных налоговых режимов. (в ред. Федерального закона от 27.11.2018 N 425-ФЗ)

Правоотношения, возникающие в ходе проведения указанных экспериментов, регулируются законодательством о налогах и сборах с учетом особенностей, установленных федеральными законами о проведении экспериментов. (в ред. Федерального закона от 27.11.2018 N 425-ФЗ)

В период проведения эксперимента, но не позднее чем за шесть месяцев до его окончания Правительство Российской Федерации представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации отчет об эффективности (неэффективности) проведенного эксперимента, а также предложения о его продлении, об установлении настоящим Кодексом соответствующего налога, сбора, специального налогового режима либо о прекращении такого эксперимента. (в ред. Федерального закона от 27.11.2018 N 425-ФЗ)

1. Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. (в ред. Федеральных законов от 09.07.99 N 154-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

2. К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. (в ред. Федеральных законов от 09.07.99 N 154-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

3. К отношениям по установлению и взиманию страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой указанных страховых взносов, обжалования актов, действий (бездействия) должностных лиц соответствующих органов контроля и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

Налоговый Кодекс Республики Беларусь

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. (в ред. Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ)

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. (в ред. Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ)

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Абзац третий — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ)

3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций. (в ред. Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ)

5. Абзацы первый и второй — Утратили силу. (в ред. Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ)

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить. (в ред. Федеральных законов от 09.07.99 N 154-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента). (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

1. Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. (в ред. Федеральных законов от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 26.06.2008 N 103-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

2. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, его территориальные органы, а также подчиненные федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области таможенного дела, таможенные органы Российской Федерации не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов, сборов, страховых взносов. (в ред. Федеральных законов от 26.06.2008 N 103-ФЗ, от 23.07.2013 N 248-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

1. Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Акты законодательства о налогах и сборах в части регулирования страховых взносов вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного расчетного периода по страховым взносам, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. (в ред. Федеральных законов от 09.07.99 N 154-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования. (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ)

2. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

3. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу. (в ред. Федеральных законов от 09.07.99 N 154-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

4. Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

4.1. Положения актов законодательства о налогах и сборах в части увеличения и (или) отмены пониженных налоговых ставок, установленных для налогоплательщиков — участников специальных инвестиционных контрактов в связи с выполнением ими специального инвестиционного контракта в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», и (или) в части отмены или изменения условий предоставления налоговых льгот и иных преференций (включая особый порядок и сроки уплаты, порядок исчисления налогов и сборов), установленных для таких налогоплательщиков, не применяются в отношении указанных налогоплательщиков до наступления наиболее ранней из следующих дат: (в ред. Федеральных законов от 03.08.2018 N 300-ФЗ (ред. от 27.11.2018), от 02.08.2019 N 269-ФЗ)

даты утраты налогоплательщиком статуса участника специального инвестиционного контракта; (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 300-ФЗ (ред. от 27.11.2018))

даты окончания сроков действия налоговых ставок, налоговых льгот, порядка исчисления налогов, порядка и сроков уплаты налогов, установленных на дату заключения специального инвестиционного контракта, если дата окончания сроков действия налоговых ставок, налоговых льгот, порядка исчисления налогов, порядка и сроков уплаты налогов, установленных на дату заключения специального инвестиционного контракта, наступает ранее даты утраты налогоплательщиком статуса налогоплательщика — участника специального инвестиционного контракта. (в ред. Федеральных законов от 03.08.2018 N 300-ФЗ (ред. от 27.11.2018), от 02.08.2019 N 269-ФЗ)

1. Сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.

2. Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

3. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока.

При этом годом (за исключением календарного года) признается любой период времени, состоящий из 12 месяцев, следующих подряд.

4. Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока.

При этом квартал считается равным трем календарным месяцам, отсчет кварталов ведется с начала календарного года.

5. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока.

Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

6. Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

7. В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

8. Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока.

Если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.

АПК РФ

Бюджетный кодекс РФ

Водный кодекс РФ

Воздушный кодекс РФ

Градостроительный кодекс РФ

Гражданский кодекс РФ

ГПК РФ

Жилищный кодекс РФ

Земельный кодекс РФ

КоАП РФ

Лесной кодекс РФ

Налоговый кодекс РФ

Семейный кодекс РФ

Таможенный кодекс ЕАЭС

Трудовой кодекс РФ

Уголовный кодекс РФ

Конституция РФ

44-ФЗ

Об ипотеке

О приватизации

Статья 19. Налогоплательщики, плательщики сборов, плательщики страховых взносов
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

Налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
В порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов, сборов, страховых взносов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налогоплательщиками признаются иностранные структуры без образования юридического лица.
(часть третья введена Федеральным законом от 24.11.2014 N 376-ФЗ)

Примечание:
Ст. 20 с 01.01.2012 применяется исключительно к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаны в соответствии с гл. 25 до указанной даты.

Статья 20. Взаимозависимые лица

1. Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;
(пп. 1 в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
3) лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

Комментируемая статья посвящена такому виду налогового правонарушения, как нарушение срока постановки на учет в налоговом органе.

Объектом данного налогового правонарушения являются налоговые отношения (ст. 2 НК РФ), возникающие в процессе осуществления одной из форм налогового контроля (ст. 82 НК РФ). Непосредственным объектом данного налогового правонарушения является установленный порядок учета налогоплательщиков. При этом виновный нарушает не только правила ст. 83 Налогового кодекса (к которой нас до 2007 г. прямо отсылала комментируемая статья), но и правила ст. ст. 23, 84 НК РФ. Опасность указанного налогового правонарушения состоит в том, что нарушается не только система учета налогоплательщиков, но и нормальная деятельность налоговых органов (которые вынуждены предпринимать дополнительные меры по выявлению не ставших на учет налогоплательщиков), иных госорганов (например, контролирующих, осуществляющих лицензирование индивидуальных предпринимателей и организаций, правоохранительных, статистических и т.д.). Кроме того, создаются благоприятные условия для совершения более опасных налоговых правонарушений (неуплата налога, нарушение правил составления налоговой декларации и т.п.) и даже преступлений, предусмотренных в ст. ст. 198, 199 УК РФ.

Объективная сторона анализируемого деяния состоит в том, что виновный:

а) не подает в налоговый орган заявление о постановке на учет по месту нахождения своего обособленного подразделения. При этом следует учесть, что заявление не считается поданным и в случаях, когда оно не соответствует установленной форме либо к нему не приложены заверенные копии соответствующих документов (п. 1 ст. 84 НК РФ);

б) не подает указанное заявление в установленный срок, который предусмотрен в ст. 83 НК РФ.

К сожалению, в комментируемой статье не учтено, что в новой редакции ст. 83 НК РФ не содержатся сроки подачи заявления о постановке на учет. Дело в том, что и регистрацию, и постановку на учет (после принятия Закона о регистрации юридических лиц) осуществляют сами налоговые органы (ст. 83 НК РФ).

Именно объективной стороной отличается данное налоговое правонарушение не только от правонарушения, указанного в ст. 117 НК РФ, но и от налоговых правонарушений, предусмотренных в ряде других норм гл. 16 настоящего Кодекса, при которых виновный также нарушает различные сроки, установленные Кодексом (например, ст. 118 НК РФ предусматривает ответственность за просрочку передачи сведений о банковском счете, в ст. 119 НК РФ установлена ответственность за нарушение срока подачи налоговой декларации и т.п.);

в) допускает нарушение срока подачи заявления о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения:

— до 90 календарных дней включительно. В этом случае виновный привлекается к ответственности по п. 1 ст. 116;

— более 90 календарных дней, в этом случае ответственность наступает по п. 2 ст. 116 НК РФ.

Данное деяние совершается в форме бездействия.

Субъектами правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются не все категории налогоплательщиков, а только организации (включая филиалы и представительства), индивидуальные предприниматели, а также лица, занимающиеся частной практикой (частные нотариусы, охранники и детективы). Для остальных категорий налогоплательщиков (т.е. для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами, частными охранниками или частными детективами) не предусмотрена обязанность самостоятельно подавать в налоговые органы заявления о постановке на учет. Их регистрацию в качестве налогоплательщиков налоговый орган осуществляет самостоятельно на основе информации, предоставляемой органами, осуществляющими регистрацию физических лиц, актов рождения и смерти, учет и регистрацию имущества и др.

Привлечение налогового агента (не учтенного в качестве налогоплательщика) к ответственности по ст. 116 НК РФ было бы неправомерным.

Новая редакция Налогового Кодекса РФ с изменениями на 2020 год

Комментарий к главе 1 НК РФ

Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах

Комментарий к главе 2 НК РФ

Система налогов и сборов в Российской Федерации

Комментарий к главе 3 НК РФ

Налогоплательщики и плательщики сборов, плательщики страховых взносов. Налоговые агенты

Комментарий к главе 4 НК РФ

Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах

Комментарий к главе 5 НК РФ

Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, их должностных лиц

Комментарий к главе 6 НК РФ

Органы внутренних дел. Следственные органы

Комментарий к главе 7 НК РФ

Комментарий к главе 8 НК РФ

Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов

Комментарий к главе 9 НК РФ

Изменение срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа

Комментарий к главе 10 НК РФ

Требование об уплате налогов, сборов, страховых взносов

Комментарий к главе 11 НК РФ

Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов

Комментарий к главе 12 НК РФ

Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм

Ст 116 НК РФ с комментариями и изменениями 2018-2019 года

1. Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом,

влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

2. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом,

влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.

Для начала необходимо определиться с природой срока, установленного в п. 1 ст. 115 Налогового кодекса РФ. Данный срок является пресекательным (преклюзивным), поэтому не может быть продлен, восстановлен и т.д. По сути, с истечением данного срока связывается наступление неблагоприятных последствий для налоговых органов – они лишаются права на взыскание налоговой санкции за допущенное правонарушение. Среди пресекательных сроков привлечения к ответственности срок давности взыскания налоговой санкции является сравнительно длинным – в административном праве установлен срок для наложения взыскания – 2 месяца с момента совершения правонарушения, а для длящихся проступков – с момента обнаружения (ст. 34 Кодекса об административных правонарушениях). Во всех случаях применения пресекательных сроков законодатель имеет целью стимулировать управомоченную сторону к исполнению своего права под угрозой его утраты.

По конкретному делу Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа отметил: «Налоговая инспекция считает, что этот срок является сроком исковой давности. Однако в соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено, в то время, как срок, указанный в статье 115 Налогового кодекса Российской Федерации, является сроком взыскания финансовых санкций за совершенное правонарушение и по общему порядку является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению, приостановлению и перерыву в порядке, предусмотренном гражданским законодательством» (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 сентября 1999 г. № А56-16378/99).

Налогоплательщик своевременно не уплатил налог на прибыль организаций за 2012 год. Срок уплаты этого налога был установлен до 28 марта 2013 года. В ходе проверки сотрудники ФНС обнаржили этот факт и 30 мая 2016 года вынесли решение о привлечении неплательщика к ответственности. Однако организация обжаловала это решение, указав, что срок исковой давности по этому правонарушению составляет 3 года и он уже истек. Налоговики выиграли суд, подтвердив свою позицию, согласно которой, раз правонарушение состоялось в 2013 году, то и срок давности привлечения налогоплательщика к ответственности отсчитывается с 1 января 2014 года.

У налоговых служб есть возможность взыскать причитающееся, обратившись в суд. А это значит, что на подобные действия в законодательстве установлены соответствующие сроки. Они складываются из таких факторов:

  • сроков, которые необходимо для того, чтобы отправить нарушителю уведомление о долге;
  • срока, который выделяется человеку для того, чтобы он мог самостоятельно и добровольно выплатить задолженность;
  • срок, который нужен налоговым органам, чтобы сформировать суть дела и отправить прошение в соответствующую инстанцию;

Отсчет срока исковой давности начинается в тот момент, когда налоговая служба фактически узнаёт о том, что у человека появились соответствующие задолженности.

Обратите внимание

В случае, когда налоговые долги были обнаружены при проверке, выездной или любой другой, срок начинает идти в тот момент, когда начальство налогового органа издает соответствующее указание.

Сразу после того, как у налоговой службы появилась информация о подобной задолженности, начинается процедура взыскания. Она включает в себя как уведомление налогоплательщика, так и предоставление ему сроков для добровольного решения назревающего конфликта. И только после этого наступает момент, когда принимается решение обратиться в суд за принудительным взысканием.

Важный факт

Налогоплательщик сам может дать знать ответственной службе о том, что он имеет долги. Это делает при подаче очередной декларации или других документов, являющихся обязательными для рассмотрения в налоговом органе. В этом случае сроки, во время которых правительство даёт право принудительно взимать задолженности, начинает отсчитываться со следующего дня, после того как декларация или другой документ попал на стол налогового управления.

Также стоит отметить, что государство даёт налоговым службам достаточно широкий выбор возможных рычагов давления. Они будут использованы для того, чтобы как можно быстрее и в полном объёме получить те деньги, которые нужно отправить в правительственный бюджет.

Налоговый кодекс РФ

В соответствии со ст. 11 НК РФ индивидуальный предприниматель — это физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, а также нотариусы и адвокаты, занимающиеся своей деятельностью в форме адвокатского кабинета.

Следует иметь в виду, что тот, кто занимается предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, но не зарегистрировавшийся в качестве индивидуального предпринимателя, при исполнении возложенных на него Налоговым кодексом РФ обязанностей не вправе ссылаться на то, что он индивидуальный предприниматель.

В соответствии с комментируемой ст. 227 НК РФ исчисление и уплата налогов на доходы физических лиц возложены:

— на физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке и занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, — по суммам доходов, полученным от осуществления такой деятельности;

— на нотариусов и других лиц, занимающихся частной практикой, — по суммам доходов, полученных от такой деятельности.

Указанные налогоплательщики, руководствуясь ст. 225 НК РФ (см. комментарий к ней), самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате.

Объектом налогообложения в предпринимательской деятельности и частной практике являются доходы, полученные от этой деятельности, полученные как в денежной, так и в натуральной форме, или же возникшее у налогоплательщика право распоряжаться ими.

Следует помнить, что в соответствии со ст. 210 НК РФ, если из дохода налогоплательщика по его собственному распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, то такие удержания налоговую базу не уменьшают. Впрочем, как и понесенные физическим лицом убытки прошлых лет.

Дата фактического получения дохода от предпринимательской деятельности и частной практики определяется как день:

— выплаты такого дохода налогоплательщику, в том числе перечисления такого дохода на его банковские счета либо по его поручению на счета третьих лиц — при получении доходов в денежной форме;

— передачи налогоплательщику доходов в натуральной форме — при получении доходов в натуральной форме.

Указанные плательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Если у указанных налогоплательщиков в течение года появятся доходы, полученные от осуществления предпринимательской деятельности или частной практики, то они обязаны представить налоговую декларацию, указав сумму предполагаемого дохода от этой деятельности в текущем налоговом периоде. Сделать это необходимо в течение 5 дней по истечении месяца со дня получения таких доходов (п. 7 ст. 227 НК РФ).

В соответствии с п. 8 ст. 227 НК РФ исчислением суммы авансовых платежей на основании поданной налоговой декларации и прилагаемых к ней документов занимается налоговый орган. Он же рассчитывает сумму авансовых платежей на текущий налоговый период, опираясь на сумму предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или же на сумму фактически полученного дохода от указанных видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных ст. ст. 218 и 221 НК РФ.

Пунктом 3 ст. 58 НК РФ предусмотрено, что в соответствии с Налоговым кодексом РФ может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу — авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

Сроки уплаты авансовых платежей по НДФЛ установлены п. 9 ст. 227 НК РФ, в соответствии с которым авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений:

за январь — июнь — не позднее 15 июля текущего года в размере 1/2 годовой суммы авансовых

платежей; за июль — сентябрь — не позднее 15 октября текущего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых

платежей; за октябрь — декабрь — не позднее 15 января следующего года в размере 1/4 годовой суммы

Таким образом, налоговое законодательство разграничивает понятия налога и авансового платежа, предусматривая различные сроки их уплаты. Авансовые платежи являются промежуточными платежами, уплачиваемыми в течение налогового периода, следовательно, в силу ст. 11 НК РФ неуплаченный авансовый платеж не является недоимкой по налогу.

Кроме того, законодательство о налогах и сборах не содержит норм, предусматривающих право налоговых органов взыскивать с налогоплательщика в принудительном порядке суммы авансовых платежей по НДФЛ.

1. Исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие налогоплательщики:

1) физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности;

2) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, — по суммам доходов, полученных от такой деятельности.

2. Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.

3. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет.

4. Убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу.

5. Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 настоящего Кодекса.

6. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

7. В случае появления в течение года у налогоплательщиков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой, налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде в налоговый орган в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком.

8. Исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от указанных в пункте 1 настоящей статьи видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 и 221 настоящего Кодекса.

9. Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений:

1) за январь — июнь — не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;

2) за июль — сентябрь — не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;

3) за октябрь — декабрь — не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

10. В случае значительного (более чем на 50 процентов) увеличения или уменьшения в налоговом периоде дохода налогоплательщик обязан представить новую налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от осуществления деятельности, указанной в пункте 1 настоящей статьи, на текущий год. В этом случае налоговый орган производит перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по ненаступившим срокам уплаты.

Перерасчет сумм авансовых платежей производится налоговым органом не позднее пяти дней с момента получения новой налоговой декларации.

В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса РФ индивидуальный предприниматель — это физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, а также нотариусы, частные охранники и детективы. К числу частнопрактикующих лиц относятся еще и адвокаты, занимающиеся своей деятельностью в форме адвокатского кабинета.

Следует иметь в виду, что те, кто занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в обход закона в качестве индивидуальных предпринимателей, при исполнении возложенных на них Налоговым кодексом РФ обязанностей не вправе ссылаться на то, что они индивидуальные предприниматели.

В соответствии с комментируемой статьей исчисление и уплата налогов на доходы физических лиц возложены:

— на физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица — по суммам доходов, полученным от осуществления такой деятельности;

— на частных нотариусов и других лиц, занимающихся частной практикой, — по суммам доходов, полученных от такой деятельности.

Указанные налогоплательщики, руководствуясь статьей 225 Налогового кодекса РФ (см. комментарий к ней) самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате.

Объектом налогообложения в предпринимательской деятельности и частной практике являются доходы, полученные от этой деятельности, полученные как в денежной, так и в натуральной формах, или же возникшее у налогоплательщика право распоряжаться ими.

Следует помнить, что в соответствии со статьей 210 Налогового кодекса РФ, если из дохода налогоплательщика по его собственному распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, то такие удержания налоговую базу не уменьшают. Впрочем как и понесенные физическим лицом убытки прошлых лет.

Дата фактического получения дохода от предпринимательской деятельности и частной практики определяется как день:

— выплаты такого дохода налогоплательщику, в том числе перечисление такого дохода на его банковские счета, либо по его поручению на счета третьих лиц — при получении доходов в денежной форме;

— передачи налогоплательщику доходов в натуральной форме — при получении доходов в натуральной форме.

Указанные плательщики обязаны предоставить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Если у указанных налогоплательщиков в течение года появятся доходы, полученные от осуществления предпринимательской деятельности или частной практики, то они обязаны представить налоговую декларацию, указав сумму предполагаемого дохода от этой деятельности в текущем налоговом периоде. Сделать это необходимо в течение пяти дней по истечении месяца со дня получения таких доходов.

Исчислением суммы авансовых платежей на основании поданной налоговой декларации и прилагаемых к ней документов занимается налоговый орган. Он же рассчитывает сумму авансовых платежей на текущий налоговый период, опираясь на сумму предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или же на сумму фактически полученного дохода от указанных видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 и 221 Налогового кодекса РФ.

Следует помнить, что если в налоговом периоде доход увеличился или же наоборот уменьшился более чем на 50 процентов, то налогоплательщик обязан представить новую налоговую декларацию, указав суммы предполагаемого дохода от своей деятельности на текущий год. В этом случае налоговый орган не позднее пяти дней с момента получения декларации должен произвести перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по не наступившим срокам уплаты.

Граждане, зарегистрированные как индивидуальные предприниматели, а также лица, получающие доходы от частной практики, — нотариусы, адвокаты и частные охранники должны декларировать свои доходы в налоговой инспекции. Предприниматели уплачивают налог на доходы физических лиц с суммы полученных ими доходов, уменьшенной на величину понесенных расходов и налоговых вычетов.

Исключение составляют лишь предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения или уплачивающие единый налог на вмененный доход. Плательщиками налога на доходы физических лиц они не являются, поэтому сдавать декларацию по форме 3-НДФЛ им не нужно.

Обратите внимание на такие важные моменты.

1. Все полученные предпринимателем доходы нужно указывать в декларации без налога на добавленную стоимость (если предприниматель является плательщиком НДС).

2. Чтобы рассчитать налог, в декларации необходимо показать и понесенные в течение года расходы. Доходы, полученные в течение года, можно уменьшить только на те расходы, которые подтверждены документами. При этом в расходы можно включать только те суммы, которые были оплачены. Поэтому к накладной или счету-фактуре всегда должен прикладываться документ, подтверждающий оплату, — платежное поручение, кассовый чек, квитанция к приходному кассовому ордеру или бланк строгой отчетности.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Федеральный закон N 212-ФЗ), пришли к выводу о правомерности оспариваемых действий налогового органа, поскольку законодательство о страховых взносах не содержит норм, позволяющих при исчислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование уменьшать полученные предпринимателем доходы на сумму понесенных им расходов.

Не согласившись с указанным требованием пенсионного фонда, предприниматель оспорил его в Арбитражный суд Республики Мордовия, ссылаясь на то, что размер страховых взносов неправомерно исчислен пенсионным фондом исходя из суммы доходов, полученных от предпринимательской деятельности за спорный период, на основании статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) без учета произведенных в связи с осуществлением этой деятельности расходов, предусмотренных пунктом 1 статьи 221 Налогового кодекса.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 210, 221, 227 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, суды первой, апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу об отсутствии необходимой совокупности условий, предусмотренных статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконным решения инспекции в оспариваемой заявителем части.

Оценив представленные доказательства по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 227, 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ, вступившего в действие с 01.01.2011) (далее — Закон о банкротстве), учитывая правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в Обзоре судебной практики N 2 за 2015 год (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015), суды установили, что полученное арбитражным управляющим после 01.01.2011 вознаграждение за осуществление регулируемой Законом о банкротстве профессиональной деятельности не является доходом от предпринимательской деятельности и не может облагаться единым налогом в рамках упрощенной системы налогообложения.

Не согласившись с указанным требованием пенсионного фонда, предприниматель оспорил его в Арбитражный суд Республики Мордовия, ссылаясь на то, что размер страховых взносов неправомерно исчислен пенсионным фондом исходя из суммы доходов, полученных от предпринимательской деятельности за спорный период, на основании статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс), без учета произведенных в связи с осуществлением этой деятельности расходов, предусмотренных пунктом 1 статьи 221 Налогового кодекса.

Не согласившись с указанным требованием пенсионного фонда, предприниматель оспорила его в Арбитражный суд Ставропольского края, ссылаясь на то, что размер страховых взносов неправомерно исчислен пенсионным фондом исходя из суммы доходов, полученных от предпринимательской деятельности за спорный период, на основании статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) без учета произведенных в связи с осуществлением этой деятельности расходов, предусмотренных пунктом 1 статьи 221 Налогового кодекса.

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.В. Неверов оспаривает конституционность пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», в соответствии с которым в целях применения положений части 1.1 данной статьи, устанавливающей порядок определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации.

И СТАТЬЕЙ 227 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)

Комментируемая статья устанавливает срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

По общему правилу, установленному пунктом 1 комментируемой статьи, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года.

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных ст. 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения» и ст. 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)» Налогового кодекса РФ.

В отношении указанных составов налоговых правонарушений срок давности привлечения к налоговой ответственности начинает течь со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода.

Положения ст. 113 Налогового кодекса РФ были предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 14 июля 2005 года N 9-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа» отметил следующее. «Установленный статьей 113 Налогового кодекса РФ срок давности в три года является универсальным, его продолжительность едина для всех видов налоговых правонарушений, предусмотренных главой 16 Налогового кодекса РФ. Вместе с тем законодатель исходя из общих принципов юридической ответственности, в том числе справедливости, соразмерности и пропорциональности, может установить дифференцированные сроки давности с учетом видов налоговых правонарушений, их характера и степени общественного вреда».

Пункт 1.1 комментируемой статьи Налогового кодекса РФ предусматривает возможность приостановления течения срока давности привлечения к ответственности в случае, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации.

Моментом приостановления течения срока давности привлечения к ответственности считается день составления акта, предусмотренного п. 3 ст. 91 Налогового кодекса РФ. В этом случае течение срока давности привлечения к ответственности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение о возобновлении выездной налоговой проверки.

Согла п. 1 Постановления Конституционного Суда РФ от 14 июля 2005 года N 9-П по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования положения ст. 113 Налогового кодекса РФ не могут служить ованием для прерывания течения срока давности и означ, что течение срока давности привлечения лица к ответственности за совершение налоговых правонарушений прекращается с момента оформления акта налоговой проверки, в котором указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, и содержатся ссылки на статьи Налогового кодекса РФ, предусматривие ответственность за эти правонарушения, а в случае отсутствия необходимости в составлении такого акта — с момента вынесения соответствующего решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

Статья 228 НК РФ определяет порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц в отношении отдельных видов доходов.

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 28.04.2014 N 03-04-07/19864 разъясняется, что в том случае, если подлежащая уплате сумма налога не была удержана налоговым агентом, исчисление и уплата налога в соответствии с положениями ст. 228 Кодекса производятся налогоплательщиком самостоятельно на основании налоговой декларации, представляемой согласно статье 229 НК РФ в налоговый орган по окончании налогового периода, в котором был получен доход.

Анализируя пункт 1 статьи 228 НК РФ, официальный орган заметил, что физическое лицо, не признаваемое налоговым резидентом Российской Федерации, получившее доходы от продажи недвижимого имущества на территории Российской Федерации, обязано представить налоговую декларацию и уплатить налог на доходы физических лиц в отношении указанных доходов (см. письмо от 07.04.2011 N 03-04-05/6-235).

В письме от 05.04.2011 N 03-04-06/6-73 контролирующий орган пояснил, что в отношении доходов сотрудников организации, полученных от источников за пределами Российской Федерации, организация-работодатель не признается налоговым агентом. На такую организацию не могут быть возложены обязанности, предусмотренные для налоговых агентов статьями 226 и 230 НК РФ.

В письме от 05.04.2011 N 03-04-05/6-221 финансовое ведомство заметило, что физические лица — налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, исчисление, декларирование и уплату налога на доходы физических лиц производят самостоятельно по завершении налогового периода.

Аналогичная позиция содержится в письмах Минфина России от 31.03.2011 N 03-04-06/6-63, от 21.03.2011 N 03-04-06/6-45.

Минфин России разъяснил, что, если вознаграждения участникам турниров выплачиваются непосредственно иностранной организацией, не имеющей обособленного подразделения в Российской Федерации, такая организация, исходя из положений пункта 1 статьи 226 НК РФ, не признается налоговым агентом. В этом случае в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 228 НК РФ налогоплательщик самостоятельно уплачивает сумму налога (см. письмо от 25.02.2011 N 03-04-06/4-38).

В письме от 13.07.2010 N 03-04-05/3-390 контролирующий орган пояснил, что физические лица, в том числе выплачивающие вознаграждение физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, в соответствии с пунктом 1 статьи 226 НК РФ, налоговыми агентами признаны быть не могут. В случае получения вознаграждения по гражданско-правовому договору от физического лица обязанность по исчислению и уплате налога на доходы физических лиц, на основании статьи 228 НК РФ, возлагается на самого налогоплательщика, получившего такой доход.

В письме Минфина России от 25.11.2013 N 03-11-03/50697 рассмотрен вопрос об уплате НДФЛ физическим лицом, осуществляющим деятельность, носящую единовременный характер. По данному вопросу Минфин России дал нижеследующее разъяснение.

Если осуществляемая деятельность физического лица носит единовременный, а не постоянный характер, то на основании статьи 228 НК РФ. Физические лица, относящиеся к категории налогоплательщиков, указанных в пункте 1 указанной статьи НК РФ, самостоятельно исчисляют сумму налога на доходы физических лиц, в том числе исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества.

Как заметило финансовое ведомство, при декларировании доходов в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 228 НК РФ, полученных от продажи иного имущества, находящегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, он вправе получить имущественный налоговый вычет в размере 250000 рублей. Доход, превышающий указанную сумму, облагается налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке по ставке 13 процентов (см. письмо от 16.02.2011 N 03-04-05/7-92).

В письме от 20.01.2011 N 03-04-05/9-14 контролирующий орган пояснил, что согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 228 НК РФ расчет налоговой базы, исчисление и уплату налога производят физические лица самостоятельно при декларировании доходов исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности и соответствующих доходу каждого из продавцов (родителя и ребенка).

В этом случае физические лица обязаны представить декларацию в налоговый орган по месту жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, и не позднее 15 июля года, следующего за истекшим периодом, уплатить исчисленную сумму налога.

В письме от 05.04.2010 N 03-04-06/10-62 официальный орган разъяснил, что на основании подпункта 4 пункт 1 статьи 228 НК РФ физические лица, получающие доходы, с которых не был удержан налог на доходы физических лиц налоговыми агентами, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 НК РФ, а также обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц.

В письме от 13.09.2010 N 03-04-05/8-536 Минфин России отметил, что налогоплательщики, получившие доход в виде выигрыша, самостоятельно исчисляют сумму налога исходя из полученных сумм выигрышей и представляют в налоговую инспекцию по месту своего учета декларацию по налогу на доходы физических лиц, в которой исчисляют сумму налога, подлежащую уплате.

Судебная практика.

На практике у организаций, которые выдают призы в рамках ��екламной кампании при проведении стимулирующей лотереи, возникают вопросы, в частности о том, будут ли они являться налоговыми агентами в таком случае.

А еще в конце декабря 2019 года был ролик, после которого даже мои знакомые просили пояснить, правду ли говорит мужик из интернета… Этот товарищ прочитал из НК РФ статью, где написано, что с 1 января 2020 года отменяются имущественные налоги. И что налог на имущество, на землю, на транспорт физлица могут не платить. Все это должно происходить в добровольном порядке.

Этот замечательный человек, который называет себя налоговым консультантом, процитировал ст. 45.1 НК РФ. Она вступила в силу 29 октября 2019 года. По сути дела, с 2020 года только заработала. И он нам процитировал следующее:

«Единым налоговым платежом физического лица признаются денежные средства, добровольно перечисляемые в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства налогоплательщиком — физическим лицом в счет исполнения обязанности по уплате налога на доходы физических лиц в соответствии с пунктом 6 статьи 228 настоящего Кодекса, транспортного налога, земельного налога и (или) налога на имущество физических лиц».

Процитировав это, он говорит: «Ну, гляньте, теперь транспортный налог, налог на имущество и налог на землю физлица могут платить, а могут не платить. Они должны сделать это добровольно». И никому в голову не пришло прояснить, что такое единый налоговый платеж.

  • Новости
  • Актуальный комментарий
  • Вопрос-ответ
  • Бухучет
  • Прямая линия


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *