- Оспорить ДТП

Ливия государственное устройство

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ливия государственное устройство». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Официальное название — Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия (Аль-Джамахирийя аль-арабийя аль-либийя аш-шаабийя аль-иштиракийя аль-узма).

Расположена в Северной Африке. Площадь 1760 тыс. км2, численность населения — 5,37 млн чел. (2002). Государственный язык — арабский. Столица — г. Триполи (2,27 млн чел., 2001). Государственные праздники — День революции 1 сентября (с 1969), День провозглашения Джамахирии 2 марта (с 1977). Денежная единица — ливийский динар (равен 1000 дирхамам).

Член ООН (с 1955), ЛАГ (с 1953), АС (с 1963).

Расположена между 19° и 33° северной широты и 9° и 26° восточной долготы. Омывается на севере Средиземным морем. Береговая линия расчленена слабо, единственный крупный залив — Большой Сирт (или Сидра, араб. Сурт).
Граничит с Египтом и Суданом на востоке и юго-востоке, Чадом и Нигером на юге, Алжиром и Тунисом на западе.

Более 9/10 территории занято пустынными и полупустынными пространствами Сахары (на востоке под названием Ливийская пустыня). Плато и равнины (200—600 м) чередуются котловинами (до 131 м ниже уровня моря), невысокими (до 1200 м) горными массивами и хребтами с потухшими вулканами. Выше поднимаются лишь северные отроги нагорья Тибести на юго-востоке и крайнем юге, где расположена высшая точка ливийской территории — пик Бетте (2286 м).

Среднегодовой естественный прирост населения, согласно статистике ООН, в 1970—90 4,2%, в 1991— 2000 2,1%. Рождаемость 27,6%, смертность 3,5%, детская смертность 27,9 чел. на 1000 новорождённых, средняя продолжительность жизни 75,9 года (2002). Возрастная структура населения: 0—14 лет — 35%, 15—64 года — 61%, 65 лет и старше — 4%. Среднее соотношение мужчин и женщин 1,06. Городское население 88% (2000). Грамотность (% жителей старше 15 лет, умеющих читать) 76,2 (1995).

Преобладают повсеместно ливийские арабы (более 80% числа граждан) — потомки кочевников-переселенцев (в основном 11 в.) из центральной части Аравийского полуострова. Коренные жители страны — берберы, от одного из древних племён которых произошло её название, и туареги едва составляют 6—7% населения, преимущественно на юге и юго-западе, где проживают также малочисленные представители негроидной расы — тубу и хауса. В Ливии много временных жителей (до 663 тыс., оценка 2002) — преимущественно работающих иммигрантов из Египта, Судана, Туниса, Турции, других стран. Численность и национальный состав приезжих заметно менялись в зависимости от политико-экономической конъюнктуры в 1990-е гг.

Единственный официальный язык — арабский, является родным для подавляющего большинства коренных ливийцев. Меньшинство, главным образом берберы, двуязычно, правда, их письменность тоже использует арабский алфавит. В городах распространены английский и итальянский языки.

Государственная религия — ислам. Его исповедуют св. 99% населения. Немногие христиане, в основном католики (почти исключительно приезжие из Западной Европы и очень редко — местные берберы и арабы). Более 2/3 мусульман — сунниты, последователи маликитского мазхаба — одной из четырёх «правоверных» религиозно-правовых школ. До 1/3 ливийцев привержены учению сенуситов.

Роль основного закона официально выполняет Коран, согласно краткой Декларации об установлении власти народа, принятой 2 марта 1977 на внеочередной сессии высшего законодательного органа — Всеобщего народного конгресса (ВНК). Этот документ провозгласил «прямую демократию» — народовластие, осуществляемое через базовые народные конгрессы, народные комитеты, корпоративные и профессиональные объединения, а также через ВНК. Коран объявлен основным законом — фактически эквивалентом отсутствующей «светской» конституции.

Принципы уникального строя Ливии сформулированы М. Каддафи к сер. 1970-х гг. как «третья всемирная теория», отрицающая капитализм и коммунизм. Правительство, иные государственные органы наряду с партийными и всеми прочими политическими институтами в общепринятом смысле с 1977 упразднены и формально заменены системой «прямого народовластия». Её основой конституционная Декларация провозгласила местные (первичные) народные собрания граждан. Всё взрослое население (с 18 лет) самостоятельных административно-территориальных единиц (кварталов, деревень) обязано участвовать в таких собраниях для непосредственного решения текущих хозяйственных, культурных, иных вопросов локального масштаба; для обсуждения общенациональных проблем внутренней и внешней политики, внесения предложений и рекомендаций, а также для избрания постоянных представительных и исполнительных органов — народных комитетов и их секретарей. Первичные комитеты автоматически формируют собрания и выборные органы следующего, муниципального уровня. Наконец, муниципальные комитеты в полном составе и секретари первичных вместе с представителями профсоюзов и других массовых общественных организаций образуют верховный законодательный орган — ВНК. Более половины его делегатов составляют члены секретариатов первичных и муниципальных конгрессов, сформированных в основном по территориальному принципу. Остальные члены ВНК делегируются по профессионально-корпоративным признакам и представлены членами секретариатов народных конгрессов корпоративных объединений. На всех предприятиях промышленности, строительства и сферы услуг создаются первичные народные конгрессы (ПНК) в составе всех их работников, достигших 18 лет. Эти ПНК избирают народные комитеты из числа руководства, технического персонала и рабочих, которые выполняют функции государственной администрации. Секретариаты ПНК одного профиля формируют народные конгрессы соответствующих отраслей, где и представляют коллективы своих предприятий.

ВНК избирает генеральный секретариат, который выполняет функции высшего государственного органа в период между сессиями. Генеральный секретарь ВНК — Мубарак Абдалла аш-Шамех (с марта 2000) — формально является главой государства и законодательной власти. На сессиях, обычно ежегодных, ВНК выносит резолюции по общенациональным проблемам и назначает Высший народный комитет (по сути правительство) в составе генерального секретаря комитета (главы кабинета) — Шукри Мухаммад Ганим (с июня 2003) — и секретарей — глав соответствующих секретариатов (министерств).

«Лидер ливийской революции» — Муаммар Абу Минъяр аль-Каддафи — формально лишь почётный «идейный» руководитель страны. Однако, не занимая никаких официальных постов в системе «джамахирии», фактически он сосредоточивает всю полноту реальной власти.

Столицей и местом пребывания всех иностранных дипломатических представительств остаётся центр самого густозаселённого района — г. Триполи (св. 1269,7 тыс. жителей, оценка 2003), хотя за его пределы перемещены с 1988 почти все правительственные секретариаты (министерства): большинство в г. Сурт, а также в гг. Бенгази (второй по числу жителей — 734,9 тыс.), Куфра, Рас-эль-Ануф.

Со 2-й пол. 1980-х гг. в Ливии периодически проводятся кампании экономической и политической либера­лизации, были освобождены многие политзаключённые, ливийским гражданам разрешены свободные въезд и выезд из страны.

Американские санкции против Ливии, многие из которых введены с 1981, продолжали действовать и в 2003, несмотря на широкое недовольство ими деловых кругов. Напротив, ЕС отменил большую часть санкций в сентябре 1999 и пригласил Ливию к участию в программе европейско-средиземноморского партнёрства, принятой в Барселоне в 1995. Некоторые европейские страны стали активно развивать политические и экономические связи с Ливией в надежде сделать там выгодные инвестиции. Однако европейское эмбарго на продажу оружия Ливии осталось в силе.

Вооружённые силы (август 1999, тыс. чел.): всего — 65, в т.ч. армия — 35 (оценка), флот — 8, ВВС — 22. Народная милиция — 40 тыс. Военные ассигнования на 1999/2000 финансовый год 1,3 млрд долл., или 3,9% ВВП.

Ливия имеет дипломатические отношения с РФ (установлены с СССР 4 сентября 1955). В конце декабря 1991 официально заявила о признании России.

ВВП по паритету покупательной способности валюты 40 млрд долл., а на душу населения 7600 долл. США (2001). Отраслевая структура (оценка 1997, %) по вкладу в ВВП (в скобках — по занятости): сельское, лесное хозяйство и рыболовство — 7 (17), промышленность и строительство — 47 (29), сфера услуг — 46 (54).
Экономически активное население 1,5 млн чел., безработица 30%, хотя наиболее существенный вклад в последний показатель вносят не столько коренные ливийцы, сколько рабочие-иммигранты (2000). Инфляция в 2001 13,6%, в 2002 1,9% (оценка).

Доминирующую роль в ливийской экономике прочно удерживает нефтегазовая промышленность (в 2001 было добыто ок. 68 млн т нефти). Её вклад в валовую промышленную продукцию (вместе с капи­тальным строительством) превышает 57%, тогда как в текущие валютные поступления — 98%, а в доходы государственного бюджета — 75%.

Именно благодаря скачкообразному росту этих доходов ливийское государство в 1970—80-х гг. щедро финансировало обширные планы развития. Главные их успехи свелись к расширению и модернизации экономической и социальной инфраструктуры, комплексов переработки нефти (годовые мощности установок для её прямой перегонки составляют до 17,4 млн т) и газа, преимущественно экспортной ориентации, созданию центров производства базовой, крупнотоннажной продукции органической химии (полиэтилена, поливинилхлорида, карбамида и др.). Прочие индустриальные отрасли (выпуск потребительских товаров для внутреннего рынка, сборка сельскохозяйственной, строительной, автомобильной техники) зависят от ввоза иностранного оборудования, сырья, комплектующих и зачастую — от зарубежной рабочей силы. Несмотря на резкие перепады поступлений от нефти и газа во 2-й пол. 1980-х и в 1990-е гг., они оставались базой экономики и общества, обеспечивая ливийскому населению первенство по средним доходам на африканском континенте, а государству — монопольному владельцу недр — ключевую роль в реализации подавляющего большинства проектов.

Развитию ливийского аграрного сектора препятствуют дефицит сельскохозяйственных земель, истощение и засоление природных источников пресной воды и её подземных запасов на побережье, а также массовое переселение коренных сельских жителей в города. Сбор основной продукции растениеводства в 2000 составил (тыс. т): ячменя — 70, пшеницы — 160, картофеля — 209; прочих продуктов овощеводства и садоводства в 1998: олив — 190, помидоров — 158, лука (сухого) — 180, арбузов — 210, фиников — 130, цитрусовых — 66. Развиваются также животноводство (в 1998 произведено, тыс. т: говядины и телятины — 21, баранины и ягнятины — 37, мяса домашней птицы — 98, коровьего молока — 100, овечьего молока — 40) и рыболовство (в 1997 общий улов по живому весу измерялся 32,7 тыс. т, которые почти полностью приходились на прибрежную зону Средиземного моря — 32,3 тыс. т). Однако к нач. 21 в. потребности в аграрной продукции, особенно в продовольствии, на 75—80% удовлетворялись за счёт импорта.

Действующие железные дороги отсутствуют с 1965. Протяжённость автомобильных дорог на 1996 (тыс. км): общая — 24,5; в т.ч. магистральных (предположительно с твёрдым покрытием) — 6,8; второстепенных (грунтовых) — 17,7. Магистральные трассы трубопроводов в нефтегазовом секторе экономики к 2002 достигали следующей протяжённости (тыс. км): нефтепроводы — 4,8, газопроводы — ок. 2 (включая 256 км для транспортировки сжиженного нефтяного газа). Крупнейший и самый дорогостоящий ливийский транспортный проект 20—21 вв.: «Великая рукотворная река» — система водоводов с уникальными техническими решениями (из пяти запланированных действуют две её очереди с трубами диаметром до 4 м, общей протяжённостью ок. 2510 км и пропускной способностью до 4,5 млн м3 воды в день) от естественных подземных резервуаров пресной воды во внутренних районах Сахары до городов, аграрных областей на побережье и оазисов.

Основные морские порты — Триполи, Бенгази, Марса-эль-Бурейка, Мисрата, Тобрук, Эль-Хомс, Рас-эль-Ануф, Зувара, Дерна. Международные морские грузоперевозки (1993, тыс. т): погрузка — 62 491; выгрузка — 7808. На 1999 пропускная способность портов, помимо нефтеналивных терминалов, 15 млн т.

В 2001 насчитывалось 136 аэропортов, в т.ч. 58 — с твёрдым покрытием взлётно-посадочных полос. За 1995 самолётами гражданской авиации на регулярных маршрутах налётано 3 млн км; перевезено 623 тыс. пассажиров, их поток составил 398 млн пассажиро-км; грузопоток — 32 млн ткм.

В 1998 телефонная сеть насчитывала (тыс. абонентов): основных линий — 500, мобильной связи — 20. В 2002 действовал 1 интернет-провайдер, а число пользователей на 2001 оценивалось 20 тыс.

В 1998 общее число прибывших туристов составило до 850,3 тыс. чел.

Ливийская система образования, бесплатная на всех уровнях, полностью финансируется государством. Школьное образование 12-летнее, в т.ч. 9-летнее (школы первой и второй ступеней) обязательное. В 1999/2000 учебном году школы первых двух ступеней насчитывали 766 087 учеников и 97 334 преподавателей. Ещё 717 000 учащихся посещали школы третьей ступени, профессионально-технические и педагогические колледжи, а также религиозные учебные заведения. Одновременно 287 172 студента обучались в 5 ливийских университетах. Крупнейшие из них — Аль-Фатих в Триполи и Гар-Юнис в Бенгази. По доле студентов высшей школы во всём населении страна прочно удерживает 3-е место в Африке (без учёта многих ливийцев, обучающихся за рубежом).

В Триполи расположены ливийская государственная библиотека и национальный архив, а крупнейшим книгохранилищем (300 000 томов) является университетская библиотека Гар-Юнис.

С 1982 г. действует научный центр атомных исследований в г. Таджура, крупнейший из арабских, оснащённый экспериментальным реактором, иной сложной техникой из б. СССР.

Старейшие известные города страны — греко-ливийские колонии Гурена (позже Кирена, ныне Шаххат) и Аполлония (Марса-Суса) с 7 в. до н.э. хранят памятники высокой античной культуры (крепостные, жилые, спортивные, мемориальные сооружения, храмы, театры, термы). Вероятные их ровесники — Гара-ма (Герма, Джерма) и предшественник нынешнего поселения Джебель-Зинкекра — первые городские центры гарамантов. Реставрированный римский амфитеатр в основанном финикийцами г. Сабрата — самый крупный в Африке. Не менее интересны музейные экспозиции, эпиграфические фонды библиотек с древними египетскими, ливийскими, пуническими, греческими, римскими, средневековыми арабскими и турецкими рукописями, а также сохраненные искусства ремёсел и народных промыслов: ковроткачество, вышивание, тиснение на коже и др.

Рельеф местности.

Береговая линия Ливии в центральной части побережья глубоко вдается в сушу, образуя залив Сидра (Большой Сирт), где бесплодная пустыня подходит в Средиземному морю. На северо-востоке страны находится более высокое и более населенное плато Барка-эль-Байда, составляющее ядро Киренаики. На северо-западе расположена Триполитания, а на юге – впадина Феццан, удаленная на сотни километров от побережья.

Примерно в 480 км к югу от Триполи плато спускается к впадине Феццан, сложенной песками. Здесь расположено несколько оазисов. Жизнь зависит от запасов воды в колодцах и источниках. К юго-востоку от Феццана поверхность поднимается к пустынному плато, а вдоль южной границы Ливии начинается высокое и расчлененное нагорье Тибести. Здесь находится высшая точка страны – гора Бетте (2267 м).

Государственное устройство Ливии. Справка

В отличие от других государств Северной Африки, в Ливии проживает этнически однородное население. Почти все оно состоит из арабов. Правда, в юго-западной части Триполитании живут немногочисленные берберы, а в Феццане – туареги. В стране имеются небольшие общины мальтийцев и греков; как правило, греки занимаются добычей морских губок. По окончании итальянского колониального правления в стране оставалось ок. 20 тыс. итальянцев, занятых в основном в сельском хозяйстве и торговле. Однако в 1970 правительство конфисковало собственность, принадлежавшую итальянцам и евреям, и всячески побуждало итальянцев к эмиграции из Ливии. Бóльшая часть немногочисленной, но издавна проживавшей в Ливии еврейской общины эмигрировала из страны после 1948 и гонений, последовавших за арабо-израильской войной 1967.

Почти все ливийцы говорят на арабском языке, являющемся официальным языком страны. Некогда широко использовался итальянский язык, особенно среди образованной прослойки ливийского общества. В годы английской администрации (1943–1951) получил распространение английский язык, ставший особенно популярным с появлением в Ливии американских и английских нефтяных компаний.

За исключением весьма немногочисленных берберов, принадлежащих к ибадитскому, или хариджитскому, течению в исламе, ливийцы являются мусульманами-суннитами. Многие жители Киренаики считаются последователями дервишского братства сенуситов, религиозного движения, которое распространилось в Северной Африке в 18 в.

До 1912 Ливия являлась провинцией Османской империи, а затем до Второй мировой войны – колонией Италии. В бедной малонаселенной стране практически отсутствовала какая-либо политическая активность. Самым значительным местным традиционным институтом было мусульманское религиозное братство сенуситов с центром в Киренаике. В годы Второй мировой войны Ливия была оккупирована войсками Великобритании и Франции, а после окончания войны оставалась под управлением английской и французской администрации.

В 1951 Ливия получила независимость. В то время она представляла собой федеративное государство, состоящее из трех провинций – Триполитании, Киренаики и Феццана. По государственному устройству Ливия была конституционной монархией, во главе которой стоял руководитель братства сенуситов Мухаммед Идрис ас-Сенуси, короновавшийся под именем короля Идриса I. В годы Второй мировой войны он активно сотрудничал с англичанами. Консервативный режим короля Идриса был тесно связан с Великобританией и США. Хотя и проводились выборы в нижнюю палату двухпалатного парламента, в стране фактически отсутствовали политические партии. Однако многие ливийцы разделяли идеи арабского национализма в его современной форме, которая была выдвинута президентом Египта Гамалем Абдель Насером.

С обнаружением запасов нефти в конце 1950-х годов Ливия вступила на путь экономического процветания, и вскоре в стране появилась образованная городская элита. С 1963 правительство пыталось модернизировать страну; ливийским женщинам было предоставлено право участвовать в выборах, Ливия была объявлена унитарным государством. Тем не менее по всей стране, за исключением Киренаики, оплота Сенуситской королевской династии, нарастало недовольство консервативной политикой прозападной монархии. Поражение арабов в войне с Израилем в 1967 дало сильный толчок распространению в Ливии идей арабского национализма.

В сентябре 1969 группа молодых армейских офицеров свергла монархический режим и провозгласила Ливию республикой. Вся полнота власти перешла к Совету революционного командования (СРК) во главе с руководителем военного переворота Муаммаром Каддафи. СРК распустил парламент, приостановил действие конституции и назначил кабинет министров, состоявший преимущественно из гражданских лиц. В 1973 Каддафи организовал Арабский социалистический союз (АСС), ставший единственной легальной политической организацией в стране. В 1977 Всеобщий народный конгресс (ВНК), представляющий многочисленные народные комитеты, одобрил новое название страны – Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия («народное государство»). Был также переименован и СРК, трансформированный в Генеральный секретариат Конгресса. АСС фактически слился с аппаратом ВНК.

В Ливии установлен военный режим, исповедующий идеи арабского национализма, социализма и ислама. Высшим государственным органом является ВНК, в состав которого входят представители народных комитетов. Фактически ВНК обладает функциями парламента. Его члены избираются на местном и региональном уровнях, часть их назначается лично Каддафи. Из числа членов ВНК Каддафи назначает и министров своего кабинета. Хотя сам Каддафи не занимает никаких официальных постов, он остается ведущим политическим деятелем Ливии.

Значение ЛИВИЯ: ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО в Словаре Кольера

Форма правления – парламентская республика.
Глава государства – в настоящее время Ливией руководит Всеобщий национальный конгресс Ливийской республики. Председатель Палаты представителей – Агила Салах Исса аль-Обейди
Глава правительства – премьер-министр.
Столица – Триполи.
Крупнейшие города – Триполи, Бенгази, Мисурата.
Официальный язык – арабский.
Территория – 1 759 541 км².
Административное деление – 22 муниципалитета.

Бо́льшую часть страны составляют бесплодные и плоские равнины на северо-востоке с огромной Ливийской пустыней; западная часть состоит из возвышенного плато с пустынями Идехан-Марзук на юге и Аубари на севере. Пахотная земля составляет 1%, но при этом обеспечивает страну продовольствием. На побережье Средиземного моря получают несколько урожаев в год.
На побережье Ливии климат средиземноморский субтропический, на юге – пустынный тропический с резкими сезонными и суточными колебаниями температур и низкой влажностью воздуха. Летние температуры днём обычно выше 40-42° С, иногда выше 50° С.
В прибрежных районах страны выпадает наибольшее количество осадков. В пустынных районах часты жаркие иссушающие ветры с пыльными бурями (гибли и хамсин).

Культура Ливии имеет общеарабские черты, национальное многообразие, связанное с разделением страны на исторические области: Триполитания (историческая область и бывшая провинция Ливии), Феццан (область оазисов в пустыне примерно на протяжении 500 км в ширину и 600 км в длину) и Киренаика (историческая область в Северной Африке на северо-восток по побережью от залива Большой Сирт (совр. Сидра) до границ с Мармарикой (у некоторых авторов включая её). Значительная часть территории приходилась на плоскогорье Киренаика (Барка).

Оазис на северо-западе Ливии, на стыке ливийской, тунисской и алжирской границ. Расположен там, где издревле пересекались пути караванов.
Сознавая стратегическое значение оазиса, древние римляне построили в нём крепость (лат. Cydamus). Византийские миссионеры принесли сюда христианство и сделали Гадамес центром епископии. На столпах древней церкви покоится одна из мечетей современного города.

Ливия ассоциируется с территорией под контролем других государств и цивилизаций: Финикия, Карфаген, Древняя Греция, Древний Рим, Вандалы, Византия.
По свидетельствам Геродота, финикийцы организовали в Ливии торговые пункты, через которые купцы из Тира вели торговлю с берберами. Крупнейшей из финикийских колоний был Корфаген. В V в. до н. э. Карфаген расширил свои владения до всей Северной Африки, создав пуническую цивилизацию. На ливийском побережье пуническими поселениями были Эа (Эя), Лабдах (позже Лептис-Магна) и Сабрата. Эти три города получили название «Триполи» («три города») – на этом месте находится современная столица Ливии.

В XI в. в Ливию переселились арабские племёна, и это привело к постепенной арабизации местного населения. Распространился ислам. Берберские вожди неоднократно поднимали восстания против арабов, но каждый раз были разгромлены.
В 1551 г. Ливия была захвачена Османской империей. С начала XVII в. страной управляли янычарские беи. Они превратили побережье в базу для пиратства в Средиземном море.
В 1711 г. в Ливии утвердилась местная династия Караманли, было создано фактически независимое государство. Вассальная зависимость от Турции ограничивалась уплатой дани и признанием духовного верховенства султана.

В 1830 г. был подписан торговый договор с Францией. В 1835 г. произошло народное восстание против высоких налогов. В результате внутридинастической борьбы династия Караманли пала, и Османская империя восстановила режим прямого управления Ливией.
В середине XIX в. турецкими властями в Ливии были осуществлены реформы: запрещены рабство и работорговля (в 1855), открыто первое светское учебное заведение (1858), построена типография, где в 1866 начала печататься первая ливийская газета.

Юридическая система в Канаде основана на английском общем праве, а в Квебеке – на французском праве. Верховный суд Канады является последней и окончательной инстанцией при рассмотрении апелляций по всем гражданским и уголовным делам. Он состоит из главного судьи и 8 судей, по меньшей мере 3 из них должны представлять Квебек. Члены Верховного суда назначаются генерал-губернатором по представлению премьер-министра Канады. Рассмотрением апелляций, поступающих от федеральных управлений и служб, а также надзором за деятельностью провинциальных судов занимается Федеральный суд. Он разделяет с провинциальными судами юрисдикцию в области уголовного права и судопроизводства, занимается вопросами, выходящими за пределы компетенции провинциальных судов, вопросами морского права и рассмотрением исков к федеральному правительству. В его составе действует Федеральный апелляционный суд во главе с главным судьей.
В провинциях Канады действуют три вида судов. Суды высшей категории включают суды первой инстанции и апелляционные суды; они заслушивают наиболее важные уголовные и гражданские дела. Более низкие инстанции – суды графств и округов. Имеются также специальные суды, рассматривающие дела о наследстве, мелких правонарушениях и исках, а также муниципальные суды, разбирающие нарушения решений местных органов власти. Уголовные дела разбираются судом присяжных.

Канада традиционно ориентировалась во внешней политике на Великобританию. Хотя в 1931 она официально приобрела внешнеполитическую самостоятельность, страна остается членом Содружества. В 20 в. укрепились отношения Канады с южным соседом – США. В 1920 Канада присоединилась к Лиге Наций. В 1949 вступила в НАТО, а в 1957 пошла на слияние своей противовоздушной обороны с американской в рамках объединенного командования ПВО Североамериканского континента (НОРАДКанада не во всем следует в фарватере внешней политики США. Она поддерживала отношения с Кубой после 1961, не поддержала ряд военных акций США, отвергла проведение совместной программы по освоению энергетических ресурсов. Ввела более строгие требования к иностранным инвестициям, отменила выплату государственных субсидий издателям, выпускающим американские и другие иностранные печатные издания. Возглавила международную кампанию по запрещению противопехотных мин. В 2003 отказалась поддержать американо-английскую военную операцию против Ирака.
Канада – член ООН и ее специализированных организаций, вступила в Организацию американских государств. Имеет дипломатические отношения с Россией (установлены в 1942 с СССР). В 1992 между Россией и Канадой были подписаны Договор о согласии и сотрудничестве и ряд.

Общая характеристика. Канада – богатое, технологически высокоразвитое индустриальное общество с рыночно ориентированной экономикой и высоким уровнем жизни. Значительный рост промышленного производства, горнодобывающей промышленности и сферы услуг в период после Второй мировой войны превратил канадскую экономику из преимущественно сельской в преимущественно индустриальную и городскую. Соглашение о свободной торговле с США (1989) и Североамериканское соглашение о свободной торговле (1994) усилили торговую и хозяйственную интеграцию Канады с США, что в 2001–2002 оказывало негативное воздействие на канадскую экономику. Реальный рост, который в 1993–2000 составлял ок. 3% в год, в 2001 сократился, а в 2002 незначительно увеличился. Выросла безработица, особенно в сфере промышленного производства и эксплуатации природных ресурсов. Однако в целом канадская экономика отличается большим запасом устойчивости, благодаря положительному торговому балансу, наличию богатых ресурсов (железа, никеля, цинка, меди, золота, свинца, молибдена, калия, алмазов, серебра, рыбы, древесины, угля, природного газа, водной энергии), квалифицированной рабочей силы и капиталов.
В хозяйстве Канады наблюдается значительная региональная дифференциация. Промышленные и финансовые центры страны расположены в Южном Онтарио и Квебеке. Основной объем зерновых производится в степных провинциях Манитоба, Саскачеван и Альберта; в последней из них добываются почти вся нефть и природный газ Канады. Британская Колумбия дает основную часть продукции лесопромышленности. На Севере и Северо-западе добываются полезные ископаемые.

Ливия: история, государственное устройство, наука и культура

Важнейшим элементом государства является политико-территориальная организация власти, т.е. государственное устройство. Дело в том, что любое государство располагается на определенной территории и нуждается в эффективном управлении административно-территориальными образованиями, входящими в единое государство. Это достигается путем разумной организации органов государственной власти на территории, распределения полномочий между государством как целым и его составными частями.

В России способом объединения в единое государство составных частей, определения их правового положения во взаимоотношениях с центром является федерация. Специфика федеративного устройства России заключается в том. что она является федерацией национально-территориального типа, т.е. включает в себя как национально-государственные, так и государственно-территориальные образования.

Конституция Российской Федерации закрепила принцип равноправия субъектов Федерации. Он выражается в равенстве прав и обязанностей 83 субъектов, в равенстве их компетенции и полномочий, в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации Федерального Собрания — по два представителя. Статус субъектов закреплен в их конституциях и уставах.

В Российской Федерации несколько видов субъектов: республики, края, города федерального значения, автономная область, автономные округа, области, что делает федеративное устройство достаточно специфическим. Несмотря на закрепление принципа равноправия субъектов, достичь его на практике достаточно сложно.

Полноправными субъектами РФ являются только республики, наделенные всей полнотой государственной власти вне пределов исключительной компетенции Российской Федерации. Они представляют собой национальные государства и имеют все признаки государственности: территорию, гражданство, систему органов государственной власти, устанавливаемую самостоятельно, конституцию и законодательство: государственный язык: собственные символы.

Все остальные субъекты: края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа — представляют собой государственные образования, статус которых определяют уставы. Они имеют некоторые признаки государственности: территорию, систему органов государственной власти, устанавливаемую самостоятельно, собственное законодательство.

В этой ситуации обеспечить принцип равноправия достаточно сложно, как, впрочем, непросто обеспечить равноправие автономных округов, которые входят в Российскую Федерацию не напрямую, а в составе областей и краев, за исключением Чукотского автономного округа.

Весьма разнородна система органов государственной власти субъектов, которую они устанавливают самостоятельно. Так, в ряде республик (Башкортостане. Карелии, Сахе (Якутии)) действуют двухпалатные парламенты. В Республике Тыва наряду с традиционными органами власти устанавливается Великий Хурал (съезд) парода, наделенный исключительными полномочиями по изменению и дополнению Конституции.

Заметно отличаются субъекты по форме правления. В Адыгее. Башкортостане, Бурятии, Ингушетии, Татарстане, Калмыкии, Чувашии, Северной Осетии — Алании, Кабардино-Балкарии установлены президентские республики, а в Мордовии, Дагестане, Удмуртии — парламентские, в Карелии. Коми — президентско-парламентские.

Существует потребность в реформировании отношений между центром и субъектами, чтобы обеспечить фактическое равноправие субъектов и реализовать права, которыми их наделила Конституция РФ. Кроме того, настоятельная потребность и в укрупнении субъектов, чтобы сократить их количество и повысить управляемость Федерации. Так. в РФ появились новые субъекты (Красноярский край, Камчатский край, Алтайский край). Их создание происходило на основе общности экономических интересов субъектов и попытки выравнивания потенциалов.

  • Африка (64)
  • Восточная Африка (8)
  • Западная Африка (20)
  • Северная Африка (8)
  • Центральная Африка (5)
  • Южная часть Африки (23)
  • География
  • Население
  • Государство
  • Экономика
  • Телекомунникации
  • Транспорт
  • Вооруженные силы
  • Международные проблемы

США. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

Алжирская Народная Демократическая Республикаالجمهورية الجزائرية الديمقراطية الشعبية(эль-Джумхуриййа эль-Джазаириййа эд-Димукратыййа эш-Ша‘биййа) ⵟⴰⴳⴷⵓⴷⴰ ⵜⴰⵎⴻⴳⴷⴰⵢⵜ ⵜⴰⵖⴻⵔⴼⴰⵏⵜ ⵜⴰⵣⵣⴰⵢⵔⵉⵜ (берберский)(Tagduda Tadzayrit Tamagdayt Taɣerfant) : «من الشعب و للشعب (От народа и для народа)» : (от ) , Крупнейшие города , , , , , , , Спикер Спикер толка • Всего 2 381 740 км² • Оценка (2014) ▲38 087 812 чел. () • Перепись (2016) 40 400 000 чел.

Алжирская Народная Демократическая Республикаالجمهورية الجزائرية الديمقراطية الشعبية(эль-Джумхуриййа эль-Джазаириййа эд-Димукратыййа эш-Ша‘биййа) ⵟⴰⴳⴷⵓⴷⴰ ⵜⴰⵎⴻⴳⴷⴰⵢⵜ ⵜⴰⵖⴻⵔⴼⴰⵏⵜ ⵜⴰⵣⵣⴰⵢⵔⵉⵜ (берберский)(Tagduda Tadzayrit Tamagdayt Taɣerfant) : «من الشعب و للشعب (От народа и для народа)» : (от ) , Крупнейшие города , , , , , , , Спикер Спикер толка • Всего 2 381 740 км² • Оценка (2014) ▲38 087 812 чел.

() • Перепись (2016) 40 400 000 чел.

• 15,9 чел./км² • Итого (2016) 599,83 миллиардов • На душу населения 14 610 • Итого (2016) 181,71 миллиардов • На душу населения 4425 (2018) ▲0,754 (высокий; ) DZ ALG +213 Автомобильное движение У этого термина существуют и другие значения, см. . Алжи́р ( الجزائر‎ эль-Джаза́ир), полная официальная форма — Алжи́рская Наро́дная Демократи́ческая Респу́блика (АНДР) ( الجمهورية الجزائرية الديمقراطية الشعبية‎ эль-Джумхури́ййа эль-Джазаири́ййа эд-Димукраты́ййа эш-Ша‘би́ййа, .

Государство Полное название لجمهورية الجزائرية الديمقراطية الشعبية Дата основания 5 июля 1962 Столица Форма правления Президентско-парламентская республика Государственный язык арабский Этнические группы арабы, берберы Религия суннитский ислам Правитель Абдельазиз Бутефлика Территория 2 381 740 км² Население 35 200 000 человек Валюта Алжирский динар (لجمهورية الجزائرية الديمقراطية الشعبية), Алжир (الجزائر) — государство в Северной Африке. Алжир является крупнейшей страной Африки, он граничит с на западе, с и — на юго-западе, — на юго-востоке и и на востоке. Страна с севера омывается Средиземным морем.

По Алжиру проходит гора Атласа (высшая точка — гора Тахат высотой 3003 м) в нагорье Ахаггар). На юге — пустыня Сахара. Алжир является республикой.

Глава государства — президент, избираемый населением на пятилетний срок.

 Все страны мираВарламова Татьяна Константиновна Алжир Алжирская Народная Демократическая Республика Дата создания независимого государства: 5 июля 1962 г.Площадь: 2382 тыс. кв. кмАдминистративно-территориальное деление: 48 областей (вилай)Столица: АлжирОфициальный язык: арабскийДенежная единица: алжирский динарНаселение: 32,6 млн (2006)Плотность населения на кв.

км: 13,6 чел.Доля городского населения: ок. 59 %Этнический состав населения: алжирцы (арабы и берберы)Религия: ислам суннитского толкаОснова экономики: горнодобывающая промышленностьЗанятость населения: в сфере услуг – ок.

63 %; в промышленности – ок. 23 %; в сельском хозяйстве – ок. 14 %ВВП: 101 млрд USD (2005)ВВП на душу населения: 3,1 тыс.

USDФорма государственного устройства: унитаризмФорма правления: смешанная республикаЗаконодательный орган: двухпалатный парламентГлава государства: президент Глава правительства:

Значение слова ЛИВИЯ в Словаре Кольера

По своему государственному устройству Турция — республика. Официальное название Турции — Турецкая Республика. Глава государства Турецкая Республика — президент. Законодательная власть в Турции принадлежит однопалатному парламенту — Великому национальному собранию Турции, состоящему из 550 депутатов, избираемых на 4 года (до 2007 года – на 5 лет) всеобщим прямым голосованием по системе пропорционального представительства. Минимальный порог для партий установлен в 10%. Исполнительная власть (реальная) принадлежит правительству во главе с премьер-министром, но президент также имеет ряд полномочий.

21 октября 2007 года в Турции прошёл референдум по поправкам в действующую конституцию. Поправки изменили порядок избрания и срок полномочий президента, а также срок полномочий парламента. По конституции от 1982 года главу государства — президента — избирает парламент. Президент избирался сроком на 7 лет и не мог быть переизбран. В соответствии с поправками, глава государства будет избираться путем всенародного голосования сроком на 5 лет с возможностью переизбрания еще на один срок. Выборы в парламент будут проходить раз в 4 года.

Государство Турция
В начало
  • VK
  • OK
  • FB
  • TW

Приднестровская Молдавская Республика — суверенное, независимое, демократическое, правовое государство.

Носителем суверенитета и единственным источником власти в ПМР является народ.
Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Никто не может присваивать власть в ПМР. Захват власти или присвоение властных полномочий является тягчайшим преступлением против народа.

Государственная власть в стране осуществляется на основе разделения её на законодательную, исполнительную и судебную. Форма правления характеризуется как президентская республика.

Конституция

  • Экономика Франции
  • Население Франции
  • Политическое устройство Франции
  • Географическое положение Франции
  • Фауна Франции
  • Геологическое строение Франции
  • Природные ископаемые во Франции
  • Рельеф Франции
  • Внутренние воды Франции
  • Водная система Франции

Анализ Раны Джавад, корреспондента Би-би-си по странам Северной Африки

Неповиновение мятежного генерала говорит о том, что, несмотря на международное осуждение его недавних действий, он считает, что лишь военными методами может обеспечить себе место в будущей политической системе Ливии.

Дипломаты обеспокоены тем, что время наступления и то, как оно ведется, означают, что вряд ли он отступится, если не потерпит поражение.

Хафтар давно уже угрожал начать эту операцию, но мало кто верил, что он это сделает.

Многие считали, что переговоры, в ходе которых он более года летал то в Париж, то в Палермо, то в Объединенные Арабские Эмираты, позволят выиграть время, необходимое для политического урегулирования путем переговоров, и приведут в итоге к выборам.

Сегодня у стран Запада мало возможностей предотвратить эскалацию насилия в стране, они снова оказались в ситуации, когда им, возможно, вновь придется все начинать сначала.


  • Армия
  • Ливия

Бельгия организована по принципу двойной федерации. Вся ее территория разделена на региональные и национальные единицы. Таким образом, в результате деления по территориальному принципу образуются регионы, а по языковому и национальному — сообщества.

Каждой территориальной единицей управляют губернаторы, которые назначаются королем.

Свои функции по управлению территорией губернаторы делят с двумя органами власти: провинциальными советами и постоянными депутациями.

У всех территориальных единиц есть парламент и правительство. Поскольку в маленькой стране такое деление создает слишком мелкие субъекты, органы власти Фламандского региона когда-то были объединены с аналогичными властными структурами сообщества, сформированного на основе нидерландского языка.

В данной сфере власть в Бельгии делится на два вида: территориальная и вертикальная.

Вся страна поделена на такие судебные единицы, как кантоны и округи. В округах имеются суды первой инстанции, которые представлены двумя палатами: гражданской и уголовной.

В основе гражданского суда находится мировой суд. Базовой структурой уголовных судов являются полицейские судебные органы. Обе структуры в обязательном порядке представлены во всех кантонах.

Совет Федерации: по два представителя от субъекта РФ (один – от законодательной власти (выбирается), другой – от исполнительной (назначается главой исполнительной власти региона)) Государственная дума РФ: избираются 450 депутатов по спискам федеральных партий Законодательные собрания субъектов федерации: избираются депутаты по спискам партий

Проблема государственного устройства наряду с проблемой формы правления относится к категории глобальных, поскольку органически связана с другой, более крупной в теоретическом плане, проблемой — формы государства. Терминологически понятия, связанные с государственным устройством, различаются. Это наиболее распространенное в науке и учебной литературе понятие собственно государственного устройства — форма государственного (территориально-политического) устройства.

Вопрос государственного устройства чрезвычайно важен. Каждая из его форм имеет специфические черты. Нисколько не умаляя роли унитарного государства, преобладающего в современном мире, мы тем не менее акцентируем внимание на федеративном государстве. К ним относятся не только ставшие уже «классическими федерациями» такие страны, как США, Мексика, Аргентина, Швейцария, но и сравнительно новые — Бельгия, Индия, Пакистан, Германия, Нигерия. Нередко вместо термина «федеративное государство» употребляется термин «союзное государство», что не совсем верно отражает суть явления, поскольку союз предполагает объединение равных. Относительно субъектов можно говорить о равенстве, но федеральные власти, федеральная конституция и федеральное законодательство возвышаются над соответствующими институтами субъектов федерации.

В литературе существуют разные мнения по поводу понятий и форм государственного устройства. Наиболее удачным, на наш взгляд, представляется следующее определение:

форма государственного (территориально-политического) устройства — внутренняя организация государственной власти, принцип деления государства на отдельные части, юридический статус этих составных частей, принцип взаимоотношений центральных и региональных (местных) государственных органов.

Сравнение

Простая форма

Сложная форма

Унитарное гос-во

Федерация

Конфедерация

1. Сущность устройства формы государства по территории

Единство территории, неделимость государства, как единого целого.

Территориальное единство ряда субъектов в единое целое государство.

Территориальное объединение независящих друг от друга стран в одну.

2.Принятие важных решений

Высшие органы власти.

Высшие союзные органы.

Высшая власть в союзных странах.

3. Конституция

Единая.

Конституция – главный документ.

У каждого государства-участника своя.

4. Территория

Единая по своему составу территория, границы единиц в составе государства, изменяются центром.

Территория образует целостность субъектов. Изменение её проводится в рамках действующей Конституции страны.

Единая территория отсутствует.

5. Гражданство

Одно

Гражданство субъекта и страны.

У каждого своё.

6. Право расторжения договора

Отсутствует.

В одностороннем порядке субъекты не наделены таким правом.

Каждый может расторгнуть договор без уведомления.

7. Самостоятельность политических решений

Политические решения принимаются центром.

Ограничена.

Полная политическая самостоятельность государств-союзников.

8. Правовая и судебная системы

Единая.

Законодательство союза – главное. Субъекты могут принимать законодательные акты, в пределах своей компетенции.

Нет одной правовой и судебной системы.

9. Деятельность на международной арене

Полная.

Возможность иметь свои представительства за границей.

Союзные государства осуществляют свою международную деятельность в полном объёме.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *