Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лишенным прав управления транспортным средством». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
О лишении специального права см. статью 3.8 КоАП РФ с комментариями
В ответе на вопрос 21 «коронавирусного» обзора Верховного Суда РФ № 2 от 30.04.2020г. содержатся следующие разъяснения:
Ответственность по ст. 12.7 КоАП РФ при наличии водительского удостоверения, срок которого истек в период с 01.02.2020 г. по 15.07.2020 г.
Водительские удостоверения, срок которых истекает или истек в период с 01.02.2020г. по 15.07.2020г., временно признаны действительными. Это имеет значение при решении вопроса о том, имело ли лицо право управлять транспортным средством. То есть, водитель не подлежит административной ответственности по ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ за управление транспортным средством при наличии у него водительского удостоверения, срок действия которого истек в указанный период.
В п.п. 8, 9, 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ» содержатся следующие разъяснения:
Кто является лицом, не имеющим права управления транспортным средством?
Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), квалифицируется по части 1 статьи 12.7 КоАП РФ, а лишенным такого права, — по части 2 данной статьи.
Лицом, не имеющим права управления транспортными средствами, является лицо, которое на момент совершения административного правонарушения не получало такое право в установленном законом порядке, лицо, срок действия соответствующего удостоверения которого истек, а также лицо, действие права управления транспортными средствами которого прекращено судом в связи с наличием медицинских противопоказаний или медицинских ограничений (часть 1 статьи 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). К таким лицам административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами не применяется.
Разграничение управления ТС лицом, не имеющим права управления и управления ТС в отсутствие при себе водительского удостоверения
Действия водителя, образующие объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.7 КоАП РФ, необходимо отграничивать от управления транспортным средством водителем, не имеющим соответствующего действующего удостоверения при себе, административная ответственность за которое установлена частью 2 статьи 12.3 данного кодекса.
Кто является лицом, лишенным права управления транспортным средством?
Лишенным права управления транспортными средствами является лицо, которому на основании вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении назначено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами (статья 3.8 КоАП РФ) либо в отношении которого имеется вступивший в законную силу приговор суда о назначении наказания в виде лишения права заниматься деятельностью по управлению транспортными средствами (статья 47 Уголовного кодекса Российской Федерации, далее — УК РФ).
При этом лишение лица права управления транспортными средствами означает, что это лицо одновременно лишается права управления всеми транспортными средствами независимо от того, транспортным средством какой категории (подкатегории) оно управляло в момент совершения административного правонарушения.
Лицо не является лишенным права управления ТС по истечении срока наказания. Условия возврата водительского удостоверения
Штрафы для водителей, лишенных прав
Рассматриваемое право предоставляется на управление транспортными средствами (ТС), перечень которых установлен ст. 25 закона РФ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196 (далее — закон о безопасности дорожного движения). Лица получают права после сдачи специального экзамена.
К получению права на управление транспортом допускаются лица, соответствующие критериям ст. 26 закона о безопасности дорожного движения. Вместе с тем согласно ст. 23.1 данного закона при наличии ряда медицинских противопоказаний лица могут быть не допущены к сдаче экзаменов. Перечень таких противопоказаний утвержден специальным постановлением Правительства от 29.12.2014 № 1604.
Вождение транспорта гражданином, который не получал соответствующего права либо был по определенным основаниям лишен его, квалифицируется по ст. 12.7 КоАП РФ. Так:
- В ч. 1 рассматриваемой статьи предусматривается наказание в виде штрафа в размере от 5 000 до 15 000 руб., когда лицо за рулем не имеет специального права.
- В ч. 2 предусматривается штраф в 30 000 руб., арест на 15 суток или 200-часовые обязательные работы, если управление осуществляется лицом, которое лишено рассматриваемого правомочия.
В свою очередь, лица могут быть лишены данного права по следующим основаниям:
- За нарушение, закрепленное в ст. 9.3 КоАП, а также некоторые проступки, указанные в гл. 12 КоАП РФ, например в ст. 12.8 КоАП РФ (управление транспортом в нетрезвом виде).
- За несоблюдение требований судебных приставов, выдвигаемых на основании исполнительных документов, выдаваемых судебными органами РФ, согласно порядку, определенному ст. 67.1 закона РФ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229.
Ст. 23.1 КоАП РФ определяет, что наказание за проступок, закрепленный в ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ, назначается судьями. А наказание за проступок, указанный в ч. 1 рассматриваемой статьи, согласно ст. 23.3 КоАП РФ назначается должностными лицами МВД.
Человек, управляющий автомобилем без прав, не всегда делает это умышлено. Многие водители даже и не догадываются об этом, пока их не остановит автоинспектор. Вот тут-то и выясняется, что права забыты дома.
Судя по наказанию за этот проступок, законодатели не считают его слишком серьезным и делают скидку на человеческий фактор. Поэтому и штраф за забытые дома права минимален – всего 500 рублей, а если повезет, то и вообще можно отделаться предупреждением (ст. 12.3 часть 2 КоАП РФ).
Впрочем, подобная рассеянность вовсе не так безобидна, как кажется на первый взгляд. Ситуация с забытым водительским удостоверением осложняется невозможностью продолжать движение, а также эвакуацией автомобиля на штрафстоянку.
Избежать такого развития событий можно только путем переговоров с инспектором. Он может отложить эвакуацию на три часа, чтобы дать водителю возможность привезти документы на проверку.
Штраф в размере от 5 до 15 тысяч рублей, согласно ст. 12.7 часть 1 КоАП РФ, налагается на водителей в следующих случаях:
- Управление ТС водителем, не имеющим водительских прав (если их нет вообще);
- Управление транспортным средством без соответствующей категории прав;
- За езду с просроченными правами.
При этом водитель отстраняется от управления, а транспортное средство отправляется на штрафплощадку.
К тому же наказывается не только провинившийся водитель, но и владелец машины, если будет доказано, что он знал о предстоящем нарушении и осознанно пустил водителя без прав за руль. На собственника в этом случае налагается взыскание в размере 30 000 рублей (ст. 12.7 часть 3 КоАП РФ).
А вот за езду без прав после лишения, в соответствии с частью 2 статьи 12.7 КоАП РФ, предстоит отдать уже 30 000 рублей штрафа. Автомобиль нарушителя будет перемещен на штрафстоянку, а забрать свою машину самостоятельно можно будет только по истечению срока лишения прав.
Кроме того, чтобы снова получить права таким горе-водителям придется заново сдавать экзамен в ГИБДД.
В связи с тем, что не каждый нарушитель способен найти деньги для оплаты максимального штрафа, законом предусмотрены и другие варианты исполнения этого наказания:
- Административный арест на срок до 15 суток;
- Принудительные работы от 100 до 200 часов.
При этом административный арест не может применяться к несовершеннолетним, инвалидам и беременным женщинам.
За сам факт утери документа водитель никакой ответственности не несет, если не считать расходы на изготовление нового удостоверения. В 2018 году, согласно пункту 43 части 1 статьи 333.33 НК РФ, размер государственной пошлины составит:
- 500 рублей за документ на бумажном носителе;
- 2 000 рублей за права на пластиковой основе.
При утере прав заново сдавать экзамен в ГИБДД не нужно, а срок действия восстановленного удостоверения остается прежним (как у утерянного). Подробней об этом читайте в статье о замене водительского удостоверения.
Следует помнить, что к водителям, управляющим транспортным средством без соответствующей категории прав применяются штрафные санкции, как за отсутствующее водительское удостоверение. При этом автомобиль будет задержан и помещен на штрафстоянку.
Вождение маломощного транспорта без прав. К этой группе относятся мопеды, скутеры, квадроциклы и прочая техника с объемом двигателя до 50 куб. см. Не забывайте, что для управления указанным транспортом требуются права категории «М». При отсутствии водительского удостоверения нарушителя ждет штраф от 5 до 15 тыс. рублей.
Если за рулем ребенок. Несовершеннолетние граждане РФ не могут в полной мере нести ответственность за свои действия, поэтому штраф в размере 30 тыс. рублей будет выписан его родителям. Такую же сумму в бюджет государства придется заплатить и собственнику транспортного средства (ст. 12.7 часть 3 КоАП РФ).
***
Действующие штрафы за езду без прав серьезно бьют по карману нарушителей. Вероятно, на это и делали ставку законодатели, пытаясь их приструнить. Ну а добросовестным автомобилистам чтобы не попасть «под раздачу» нужно вовремя продлевать водительское удостоверение и следить за тем, кому передается управление машиной.
За что лишают права управления автомобилем?
Статья 12.1. Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке
Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке или не прошедшим государственного технического осмотра,
— влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере одной второй минимального размера оплаты труда.
Порядок и сроки прохождения государственного технического осмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации. При этом запрещается проводить инструментальную проверку в организации независимо от формы собственности, повторно проводить технический осмотр транспортного средства, прошедшего его в установленном порядке, а также требовать у водителя, собственника или иного законного владельца транспортного средства предъявления или приобретения экологических талонов, диагностических карт, технических карт либо иных документов, не предусмотренных федеральным законом.
Комм. Головко В.В.
Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в области безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Понятие «управление транспортным средством» используется законодателем при конструировании различных составов правонарушений, совершаемых водителями.
Управление транспортным средством — это осуществление водителем (или иным лицом), находящимся внутри транспортного средства, таких действий с рычагами и приборами управления, в результате которых оно начало движение с места стоянки или остановки, независимо от величины пройденного при этом пути. Подготовительные действия, такие, как открывание дверей салона (кабины), включение зажигания, запуск двигателя, проверка освещения по смыслу административного законодательства о дорожных правонарушениях не являются управлением транспортным средством.
Необходимо подчеркнуть, что для квалификации дорожных правонарушений, состав которых предполагает управление транспортным средством, не имеет значения, идет ли речь об управлении автомобилем или мотоциклом, движутся ли они с помощью собственной механической тяги или буксируются.
Термин «транспортное средство» определен законодателем в примечании к статье 12.1 Кодекса РФ. Аналогичное его определение дано в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения». Под транспортным средством понимается устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Под другими самоходными машинами следует понимать любые дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины (грейдеры, скреперы, автопогрузчики, автокраны и т.д.). К иным машинам относятся мотороллеры, мотоколяски и т.п., которые также подлежат государственной регистрации.
Термин «транспортное средство» охватывает все транспортные средства, передвигающиеся по дороге с помощью двигателя, кроме мопедов и приравниваемых к ним других подобных транспортных средств (велосипедов с подвесными двигателями, мокиков и т.п.), поскольку к водителям последних согласно Правилам дорожного движения предъявляются иные требования, нежели к водителям механических транспортных средств. Следует обратить внимание и на то, что в соответствии с примечанием к статье 12.1 КоАП РФ к транспортным средствам относятся также прицепы, подлежащие государственной регистрации.
Согласно Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения механические транспортные средства и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России или иных органах, определяемых Правительством РФ.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994г. №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» регистрации подлежат транспортные средства с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, а также прицепы ко всем этим транспортным средствам. Собственники транспортных средств обязаны зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортного средства, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Порядок регистрации транспортных средств и прицепов к ним установлен приказом МВД РФ от 27 января 2003г. №59.
Сведения о регистрации указываются в документах, к которым относятся свидетельство о регистрации транспортного средства или его технический паспорт. На каждое транспортное средство уполномоченные органы выдают государственные регистрационные знаки, предусмотренные ГОСТом Р 50577-93.
Государственную регистрацию транспортных средств осуществляют:
— подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России — автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров, имеющих максимально конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам обычного пользования;
— органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники — тракторов, самоходных дорожностроительных и иных машин и прицепов к ним;
— таможенные органы Российской Федерации — транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории России сроком до шести месяцев;
1. Под транспортными средствами по смыслу данной статьи подразумеваются механические и иные транспортные средства, включая и объекты гужевого транспорта.
В соответствии с п. 1 ст. 27 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в ред. Федерального закона от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ) право на управление транспортным средством предоставляется гражданам, сдавшим квалификационные экзамены, при соблюдении требований, определенных ст. 25 указанного Федерального закона.
Согласно ст. 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» граждане Российской Федерации, достигшие установленного указанной статьей возраста и не имеющие ограничений к водительской деятельности, могут после соответствующей подготовки быть допущены к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами.
К экзаменам на получение права на управление транспортными средствами категории «B» и категории «C» могут быть допущены лица, достигшие 17-летнего возраста и прошедшие соответствующую подготовку в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального образования, если такая подготовка предусмотрена образовательными программами, в специализированных юношеских автомобильных школах, а также в иных организациях, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств по направлениям военных комиссариатов. Водительские удостоверения указанные лица получают по достижении ими восемнадцатилетнего возраста.
Право на управление транспортными средствами предоставляется:
— мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами (категория «A») — лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста;
— автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми (категория «B»), а также автомобилями, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, за исключением относящихся к категории «D» (категория «C»), — лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста;
— автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими, помимо сиденья водителя, более восьми сидячих мест (категория «D»), — лицам, достигшим двадцатилетнего возраста;
— составами транспортных средств (категория «E») — лицам, имеющим право на управление транспортными средствами категорий «B», «C» или «D», при наличии стажа управления транспортным средством соответствующей категории не менее 12 месяцев;
— трамваями и троллейбусами — лицам, достигшим двадцатилетнего возраста.
2. Основные требования, предъявляемые к подготовке водителей транспортных средств, установлены ст. 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений утверждены Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. N 1396 (в ред. Постановления Правительства РФ от 8 сентября 2000 г. N 670).
Правилами дорожного движения предусмотрены общие требования, предъявляемые к водителю: согласно ч. 2 п. 2.7 вышеназванных Правил водителю запрещается передавать управление транспортным средством лицу, не имеющему при себе водительского удостоверения на право управления транспортным средством данной категории.
В соответствии с решением Верховного Суда РФ от 6 марта 2001 г. N ГКПИ 01-44 следует различать понятия «водительское удостоверение» и «временное разрешение на право управления транспортными средствами».
Согласно данному решению было признано неправомерным содержащееся во временном разрешении указание о том, что оно возобновляется после сдачи экзамена по правилам дорожного движения, поскольку законом не предусмотрена обязанность граждан сдавать экзамены в случае выдачи временного разрешения взамен утраченного (похищенного).
Вступившим в законную силу решением Верховного Суда РФ от 13 марта 1998 г. признан незаконным (недействительным) п. 41 Постановления Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 831 «Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений» в части того, что выдача водительского удостоверения взамен утраченного (похищенного) производится после сдачи заявителем экзаменов.
Учитывая, что выдача гражданам водительских удостоверений взамен утраченных производится без сдачи экзаменов, выдача временного разрешения также должна производиться без сдачи экзамена по правилам дорожного движения.
Кроме того, должен быть признан недействительным и текст, содержащийся на оборотной стороне приложения 12 к Инструкции об организации в органах внутренних дел производства по делам об административных нарушениях правил дорожного движения и иных норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденной Приказом МВД России от 23 марта 1993 г. N 130, поскольку действующее в настоящее время административное законодательство не предусматривает возможности начисления водителям определенного количества баллов за совершение правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с решением Верховного Суда РФ от 6 марта 2001 г. N ГКПИ 01-44 была признана недействительной (незаконной) лицевая сторона приложения 12 к вышеуказанной Инструкции (в ред. от 12 октября 1999 г. N 797), начиная со слов «действительно в течение 30 суток после изъятия водительского удостоверения» и заканчивая словами «при утере возобновляется после сдачи экзамена по правилам дорожного движения».
Рассматриваемым решением был признан также недействительным (незаконным) текст, содержащийся на оборотной стороне приложения 12 к указанной Инструкции, в полном объеме.
- Решение Верховного суда: Постановление N 41-АД17-9, Судебная коллегия по административным делам, надзор Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Белякова А.В. к административной ответственности по части 2 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. С такими выводами согласиться нельзя по следующим основаниям…
- Решение Верховного суда: Постановление N 36-АД17-2, Судебная коллегия по административным делам, надзор Горчаков В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде обязательных работ сроком 100 часов…
- Решение Верховного суда: Постановление N 48-АД16-5, Судебная коллегия по административным делам, надзор Малышев В В . признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей…
Лишение прав — одно из самых строгих наказаний в КоАП РФ, применяемое только к самым злостным нарушителям. Напомним, за что могут лишить прав:
- вождение в пьяном виде;
- превышение скорости более 60 км/час;
- нарушение правил пересечения ЖД переездов;
- оснащение авто дополнительными приборами без специального разрешения;
- оставление места ДТП;
- не предоставление преимущества специальной технике с включенным сигналом;
- езда без номеров или их скрытие при движении;
- повторный выезд на красный свет;
- выезд на “встречку” c нарушением правил.
Именно поэтому за езду без прав наказывают строго: водителю выпишут штраф в размере 30 тысяч рублей, либо последует арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы до двухсот часов.
Езда в нетрезвом виде — тяжкое преступление для водителя, а езда без прав после лишения — особенно. В зависимости от того, за что водителя лишили прав, будет зависеть строгость наказания за езду без прав после лишения в нетрезвом виде. Рассмотрим два случая:
- Водитель был лишен прав за пьяную езду
- Водитель был лишен прав не за пьяную езду, а за другое нарушение ПДД
Водитель был лишен прав за пьяную езду
В этом случае нарушение ПДД водителем подпадает под рамки уголовного кодекса. Ведь фактически, водитель повторно сел пьяным за руль. Такое нарушение регулируется 264.1 УК РФ.
Статья 264.1. Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию
Управление автомобилем, трамваем, либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, либо имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного частями второй, четвертой или шестой статьи 264 настоящего Кодекса либо настоящей статьей, —
“наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей. либо принудительными работами на срок до двух лет “
При этом за отказ от медосвидетельствования также грозит уголовная ответственность. Нужно понимать, что наличие уголовной ответственности накладывает на водителя определенные отпечатки: это важный пункт при приеме на определенные должности. Кроме того, общество крайне негативно смотрит на лиц, имеющих уголовное прошлое.
Управление транспортным средством лицом лишенным водительских прав
Прежде всего необходимо строго следовать правилам дорожного движения во избежание остановки вашего ТС сотрудником госавтоинспекции.
Как ездить без прав после лишения, хитрости
В случае, если ваш автомобиль всё же остановлен уполномоченным сотрудником, придерживайтесь следующих рекомендаций.
- Попросите сотрудника представиться и предъявить свои документы.
- Не предъявляйте ваши документы, если сотрудник ГИБДД вас сам не попросит об этом.
- В случае, если уполномоченное лицо попросит вас предъявить документы, предъявите те, что у вас имеются. Возможно, инспектора будет интересовать только ТО или страховка.
- Если инспектор обнаружил, что у вас отсутствуют права, постарайтесь спокойно объяснить причину его отсутствия (забыли дома, потеряли, вынуждены были сесть за руль без прав по причине крайней необходимости – везли человека в больницу). Не исключено, что сотрудник ГИБДД войдёт в ваше положение и не будет осуществлять действий по привлечению вас к административной ответственности. Ни при каких обстоятельствах не пытайтесь скрыться от правоохранительных органов, поскольку это может явиться отягчающим обстоятельством при решении вопроса о привлечении вас к административной ответственности.
В такой ситуации, когда автомобилист сел за руль после лишения его прав или в случае, если у лица изначально отсутствовали водительские права, закон содержит перечень мер ответственности за такое правонарушение. В отсутствии такого отягчающего вину обстоятельства, как нахождение лица под воздействием алкоголя, законодатель предусмотрел следующие виды наказаний за вождение без прав.
Так, часть 1 данной статьи содержит неквалифицированный состав правонарушения (без различных отягчающих вину обстоятельств). За управление машиной лицом, не имеющим такого права (имеется в виду не лишённый прав водитель, а именно отсутствие данного права изначально) закон даёт право уполномоченному лицу вынести водителю предупреждение или наказать посредством денежного взыскания в размере от пяти до пятнадцати тысяч рублей.
К сожалению, нередки случаи, когда гражданин под воздействием алкоголя, решает сесть за руль ТС. За такое деяние законом предусмотрены наиболее жёсткие виды наказания. Отягчающим обстоятельством будет являться факт отсутствия у лица водительских прав.
Меры ответственности за такое деяние в 2019 году установлены ст. 12.8 КоАП РФ. Так, за передачу управления ТС лицу, уровень алкоголя в крови которого выше нормы, установленной законом, гражданину, передавшему управление, грозит наказание не только в виде назначения денежного взыскания в размере тридцати тысяч рублей, но и лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Если автомобилем управляет лицо, находящееся под воздействием алкоголя, и не имеющее прав, либо лишённое водительского удостоверения, водителя ждёт наказание в виде административного ареста на срок от десяти до пятнадцати суток или денежное взыскание в размере тридцати тысяч рублей.
Ранее нами были рассмотрены правонарушения, за которые законодательством РФ предусмотрена административная ответственность. За вождение ТС на основании поддельного водительского удостоверения законом предусмотрена уголовная ответственность.
Иногда люди, не задумываясь о наступлении неблагоприятных последствий, желая избежать сдачи экзамена в автошколе, готовы пойти на крайние меры по получению права на управление ТС.
Статья 327 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) устанавливает ответственность за использование поддельных документов, в том числе водительского удостоверения.
Поддельным считается документ, изготовленный на бланке официального документа, с использованием поддельной печати уполномоченного органа, а также с использованием иных знаков, присущих официальному документу. Подделкой документа будет и внесение в оригинальный документ каких-либо изменений, например, дописывание допустимых к вождению категорий, изменение срока действия водительского удостоверения, изменение фамилии, имени или отчества в нём.
Наказание за использование поддельного водительского удостоверения может быть назначено при условии, что водитель знал о том, что водительское удостоверение является подложным, и он умышленно использовал данный документ. За данное деяние УК РФ предусматривает следующие виды наказаний:
- денежное взыскание до десяти тысяч рублей;
- денежное взыскание в размере заработной платы или иного дохода за период до шести месяцев;
- обязательные работы на срок до четырёхсот восьмидесяти часов;
- исправительные работы на срок до двух лет;
- арест на срок до шести месяцев.
В заключении отметим, что, несмотря на то, что бывают такие ситуации, когда человеку, не имеющему в данный момент водительского удостоверения, необходимо сесть за руль ТС, не стоит злоупотреблять данным фактом, поскольку законом предусмотрена ответственность за езду без прав, избежать которой всё равно не удастся.
Не нашли ответ на свой вопрос в статье? Позвоните автоюристу и получите бесплатную консультацию прямо сейчас!
«>
Право на управление транспортными средствами
1. Объектами данных административных правонарушений являются общественные отношения в сфере безопасности дорожного движения.
2. Объективную сторону рассматриваемых административных правонарушений образуют связанные с управлением транспортным средством действия водителя, не имеющего права управления данным транспортным средством либо лишенного права управления транспортным средством, либо с передачей управления лицу, не имеющему права управления транспортным средством или лишенному такого права.
3. В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изм. и доп.) право на управление транспортными средствами предоставляется гражданам, сдавшим квалификационные экзамены, что подтверждается соответствующим удостоверением. На территории РФ водители, являющиеся гражданами России, должны иметь национальное водительское удостоверение, а иностранные граждане — национальное или международное водительское удостоверение, соответствующее требованиям Конвенции о дорожном движении.
4. Составом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, охватываются не только случаи, когда водитель не имел вообще права на управление транспортными средствами, но и когда в его водительском удостоверении не имелось отметки о праве управления транспортным средством данной категории. Правилами сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. N 1396 «Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений» (с изм. и доп.), все транспортные средства в зависимости от их типа, назначения и особенностей управления ими подразделяются на категории: A, B, C, D, E, трамвай, троллейбус, на право управления которыми выдается соответствующее водительское удостоверение. Лица, имеющие водительские удостоверения с разрешающими отметками в соответствующих графах, могут управлять определенными мототранспортными средствами в зависимости от упомянутых выше категорий.
5. Одним из оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами является лишение этого права (ст. 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»). Лицо, в отношении которого вынесено постановление о назначении административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами, не имеет права управлять ими.
6. Правила дорожного движения Российской Федерации запрещают водителю передавать управление транспортным средством лицам, не имеющим права управления транспортным средством.
7. Субъектом административных правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 данной статьи, может быть любой гражданин, достигший 16-летнего возраста, не имеющий права на управление транспортным средством либо лишенный такого права. Ответственность по ч. 3 комментируемой статьи несет только водитель транспортного средства.
8. С субъективной стороны административные правонарушения, предусмотренные данной статьей, характеризуются умышленной виной. Умышленная вина характерна и для передачи управления транспортным средством лицу, не имеющему права управления транспортным средством или лишенному такого права.
9. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1 и 3 данной статьи, рассматриваются начальником Государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем (ст. 23.3). Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 данной статьи, рассматривается судьей (ч. 1 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 28.3).
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
-
ФЗ об исполнительном производстве
-
Закон о коллекторах
-
Закон о национальной гвардии
-
О правилах дорожного движения
-
О защите конкуренции
-
О лицензировании
-
О прокуратуре
-
Об ООО
-
О несостоятельности (банкротстве)
-
О персональных данных
-
О контрактной системе
-
О воинской обязанности и военной службе
-
О банках и банковской деятельности
-
О государственном оборонном заказе
-
Закон о полиции
-
Закон о страховых пенсиях
-
Закон о пожарной безопасности
-
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
-
Закон об образовании в Российской Федерации
-
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
-
Закон о защите прав потребителей
-
Закон о противодействии коррупции
-
Закон о рекламе
-
Закон об охране окружающей среды
-
Закон о бухгалтерском учете
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20
«О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8 (ред. от 28.06.2016)
«О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих»
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 N 2
«О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
Все документы >>>
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)
-
Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020)
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020)
Все документы >>>
-
Федеральный закон от 21.03.2005 N 21-ФЗ
«О внесении изменений в статью 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
Все документы >>>
-
Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 N 6-ФКЗ (ред. от 31.07.2020)
«О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя»
-
Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 31.07.2020)
«О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 31.07.2020)
«О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Все документы >>>
- Наказание и штраф при езде в нетрезвом виде без прав. Советы юриста: как избежать наказания, общение с ГИБДД.
- Езда за рулем после лишения прав, какое наказание и штрафы? Советы юриста: как обжаловать или смягчить наказание?
- Езда без номеров, штраф и наказание за утерю, кражу, отсутствие номера.
- Штраф или лишение при обгоне на пешеходном переходе? Советы юриста: на что обратить внимание и не лишиться прав.
- Езда несовершеннолетнего за рулем: штрафы и наказания.
[КоАП РФ] [Раздел II] [Глава 12]
1. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), —
влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
2. Управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами, —
влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от ста до двухсот часов.
3. Передача управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством (за исключением учебной езды) или лишенному такого права, —
влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.
В п. 11 — 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ» содержатся следующие разъяснения:
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, и передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, влекут административную ответственность по статье 12.8 КоАП РФ, а невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения — по статье 12.26 данного кодекса.
Процедура проведения освидетельствования и медицинского освидетельствования. Отказ от освидетельствования
Определение факта нахождения лица в состоянии опьянения при управлении транспортным средством осуществляется посредством его освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и (или) медицинского освидетельствования на состояние опьянения, проводимых в установленном порядке.
Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов осуществляются уполномоченным должностным лицом. При этом состояние опьянения определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений (в которую входит, в частности, погрешность технического средства измерения), а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха.
Доказательством наличия у водителя состояния опьянения является составленный уполномоченным должностным лицом в установленном законом порядке акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
В случае отказа водителя от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения при наличии одного или нескольких закрепленных законодательством Российской Федерации признаков, несогласия его с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо наличия у водителя одного или нескольких закрепленных законодательством Российской Федерации признаков при отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения такой водитель подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Обстоятельства, послужившие законным основанием для направления водителя на медицинское освидетельствование, должны быть указаны в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (часть 4 статьи 27.12 КоАП РФ).
При этом судье следует учитывать, что невыполнение уполномоченным должностным лицом обязанности предложить водителю предварительно пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения является нарушением установленного порядка направления на медицинское освидетельствование, за исключением случаев нахождения водителя в беспомощном состоянии (тяжелая травма, бессознательное состояние и другое), когда для вынесения заключения о наличии или об отсутствии состояния опьянения требуется проведение специальных лабораторных исследований биологических жидкостей.
Отказ от выполнения законных требований уполномоченного должностного лица либо медицинского работника о прохождении такого освидетельствования образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.26 КоАП РФ, и может выражаться как в форме действий, так и в форме бездействия, свидетельствующих о том, что водитель не намерен проходить указанное освидетельствование, в частности предпринимает усилия, препятствующие совершению данного процессуального действия или исключающие возможность его совершения, например отказывается от прохождения того или иного вида исследования в рамках проводимого медицинского освидетельствования. Факт такого отказа должен быть зафиксирован в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения или акте медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также в протоколе об административном правонарушении.
По результатам проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения составляется акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Для целей установления у водителя состояния опьянения следует исходить из того, что такое состояние определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений (в которую входит, в частности, погрешность технического средства измерения), а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, либо наличием абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на один литр крови, либо наличием наркотических средств или психотропных веществ в организме человека (примечание к статье 12.8 КоАП РФ).
В п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» содержатся следующие разъяснения:
Военнослужащим-призывникам по статье 12.8 КоАП РФ не назначается наказание в виде штрафа, ареста и обязательных работ
За совершение административных правонарушений, предусмотренных в части 2 статьи 2.5 КоАП РФ, военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут административную ответственность на общих основаниях.
При назначении военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, административных наказаний за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 12.7 и частью 3 статьи 12.8 КоАП РФ, судья не вправе назначить предусмотренные их санкциями наказания: административный штраф (часть 6 статьи 3.5), административный арест (часть 2 статьи 3.9) или обязательные работы (часть 3 статьи 3.13), поскольку к указанной категории лиц не применяются данные виды наказаний, а также судья не вправе заменить наказание другим, более мягким, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 3.3 КоАП РФ за административное правонарушение может быть назначено лишь то административное наказание, которое указано в санкции применяемой статьи Кодекса.
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2008 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 28.05.2008 года (в редакции от 10.10.2012) содержатся следующие разъяснения (извлечение):
Дело о правонарушении, предусмотренным ч. 2 ст. 12.8 КоАП РФ, совершенное военнослужащим по призыву суд передает командиру части, где виновный проходит военную службу, для применения иных мер воздействия
Вопрос 11: Какое решение должен принять суд по делу в отношении военнослужащего по призыву, совершившего административные правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 12.7 или ч. 3 ст. 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях?
Ответ: При назначении наказания за совершение сержантами, старшинами, солдатами и матросами, проходящими военную службу по призыву, административных правонарушений, за совершение которых они несут административную ответственность на общих основаниях, необходимо исходить из следующего.
Действующая редакция КоАП РФ в части назначения административных наказаний сформулирована таким образом, что при совершении вышеуказанной категорией лиц правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 12.7 и ч. 3 ст. 12.8 Кодекса, суд не вправе ни назначить предусмотренные их санкциями наказания (арест или штраф), поскольку в соответствии со ст. 2.5 Кодекса к указанной категории лиц не применяются данные виды наказаний, ни заменить наказание другим, более мягким, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 3.3 Кодекса за административное правонарушение может быть назначено лишь то административное наказание, которое указано в санкции применяемой статьи Кодекса.
Поскольку в таких случаях у суда нет законных оснований для вынесения постановления, предусмотренного ч. 1 ст. 29.9 Кодекса, суд, в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 29.9 Кодекса, должен вынести определение о передаче дела командиру части, где виновный проходит военную службу, для применения иных мер воздействия в соответствии с законодательством РФ.
При этом в случае привлечения этого военнослужащего к дисциплинарной ответственности она должна применяться не за административное правонарушение, а по основаниям и в порядке, предусмотренном Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ.
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2010 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010 года (в редакции от 08.12.2010 содержатся следующие разъяснения (извлечение):
Ответственность по статье 12.8 КоАП РФ военнослужащего. Нарушений правил подведомственности дела не будет, если лицо не заявляло о том, что является военнослужащим
Все данные будут переданы по защищенному каналу.
Все данные будут переданы по защищенному каналу.
Все данные будут переданы по защищенному каналу.
Задайте вопрос дежурному юристу,
Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист. Спасибо! Ваша заявка принята, в ближайшее время с вами свяжется наш специалист.
-