- Транспортное право

Сообщение о князе олеге и его смерти

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сообщение о князе олеге и его смерти». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Новости Регионов России
  • Исторический Форум
  • Тесты ЕГЭ/ГИА
  • Вопрос/Ответ
  • Краткая история
  • О сайте
  • Обратная связь
  • Российская Империя
  • Семья Победы

  • Русские Поэты
  • Русские писатели
  • Русские художники
  • Картины русских художников
  • Русские путешественники
  • Русские ученые
  • Русские композиторы
  • Советские космонавты
  • Спортсмены
  • Монеты
  • Русская кухня
  • Гербы, Флаги, Знамена
  • Традиции и Праздники
  • Города России
  • Монастыри России
  • Русские Святые
  • Достопримечательности России
  • Герои Отечественной Войны 1812 года
  • Русские Победы
  • Русские Полководцы
  • Русские Флотоводцы
  • Сражения Великой Отечественной войны
  • Маршалы Великой Отечественной войны
  • Русско — турецкие войны
  • Ордена Российской Империи
  • Царская Семья
  • Российская Империя
  • Награды современной России
  • Награды СССР
  • Советские плакаты
  • Злободневное
  • Русская рать
  • Это интересно
  • Белые генералы
  • Красные командиры
  • Оружие России
  • Сочинения
  • Презентации
  • Исторические портреты
  • Слова которые украсят вашу речь. Украшайте свою речь умными словами.
  • Тургенев биография детство и юность. Краткая биография Тургенева
  • Детство и юность наполеона бонапарта. Детство и юность гения
  • Согласно археологическим Находкам, первые залежи алмазов обнаружены на территории современной Индии более 3000 лет назад.
  • Семь крупнейших литосферных плит на карте мира. 7 самых больших литосферных плит на карте
  • Tихо и бeз лишнeго пиара Япония в очередной раз скакнула в будущее.
  • Детям про Бородино. Бородинская битва — кратко

Князь Олег один из наиболее выдающихся правителей Древней Руси, который объединил под своей властью Киев и Новгород, подписал торговые соглашения с Византией и сделал еще немало дел в деле становления российской государственности. Проект FOX-calculator рад представить вам краткую биографию и описание основных вех деятельности этого выдающегося исторического деятеля!

Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам;
Их сёла и нивы за буйный набег
Обрёк он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.

Из тёмного леса, навстречу ему,
Идёт вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.

“Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землёю?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмёшь ты коня”.

“Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.

Запомни же ныне ты слово моё:
Воителю слава — отрада;
Победой прославлено имя твоё;
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.

И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы…
Под грозной бронёй ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.

Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю.
И холод и сеча ему ничего…
Но примешь ты смерть от коня своего”.

Олег усмехнулся — однако чело
И взор омрачилися думой.
В молчанье, рукой опершись на седло,
С коня он слезает угрюмый;
И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой.

“Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время;
Теперь отдыхай! уж не ступит нога
В твоё позлащённое стремя.
Прощай, утешайся — да помни меня.
Вы, отроки-други, возьмите коня,

Покройте попоной, мохнатым ковром,
В мой луг под уздцы отведите;
Купайте; кормите отборным зерном;
Водой ключевою поите”.
И отроки тотчас с конём отошли,
А князю другого коня подвели.

Пирует с дружиною вещий Олег
При звоне весёлом стакана.
И кудри их белы, как утренний снег
Над славной главою кургана…
Они поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.

“А где мой товарищ? — промолвил Олег.-
Скажите, где конь мой ретивый?
Здоров ли? Всё так же ль легок его бег?
Всё тот же ль он бурный, игривый?”
И внемлет ответу: на холме крутом
Давно уж почил непробудным он сном.

Могучий Олег головою поник
И думает: “Что же гаданье?
Кудесник, ты лживый, безумный старик!
Презреть бы твоё предсказанье!
Мой конь и доныне носил бы меня”.
И хочет увидеть он кости коня.

Вот едет могучий Олег со двора,
С ним Игорь и старые гости,
И видят — на холме, у брега Днепра,
Лежат благородные кости;
Их моют дожди, засыпает их пыль,
И ветер волнует над ними ковыль.

Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: “Спи, друг одинокий!
Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне, уже недалёкой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!

Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!”
Из мёртвой главы гробовая змея
Шипя между тем выползала;
Как чёрная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

Ковши круговые, запенясь, шипят
На тризне плачевной Олега;
Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.

  1. По материнской линии он приходился родственником знаменитому поэту Афанасию Фету (см. интересные факты о Фете ).
  2. Настоящая фамилия поэта — Лотарёв.
  3. Он использовал множество разных псевдонимов, в частности, «Игла», «Мимоза» и «Граф Евграф д’Аксанграф».
  4. На заре литературной карьеры за свой счёт Северянин издал 35 брошюр со стихами.
  5. Свои первые стихи он написал, когда ему было 8 лет.
  6. Поэт активно придумывал новые слова и словоформы. В частности, именно благодаря ему русский язык пополнился словом «бездарь».
  7. Владимир Маяковский негативно относился к творчеству Северянина, что нашло своё отражение в нескольких его стихотворениях (см. факты о Маяковском ).
  8. Сам поэт свой поэтический стиль называл «лирической иронией».
  9. Одним из основных его увлечения на протяжении всей жизни была рыбалка.
  10. В 1918 году Северянин был избран «Королём поэтов», обойдя при этом намного более знаменитых Маяковского и Бальмонта (см. факты о Бальмонте ).
  11. Женился он в Эстонии, где впоследствии и остался жить. Жена его владела как эстонским языком, так и русским.
  12. Когда у него родился сын, поэт назвал его «Вакхом», убедив местного эстонского священника, что это реальное имя, подходящее для христианина.
  13. Лев Толстой однажды назвал стихи Северянина «пошлостью». Многие газеты и журнали подхватили это заявление и начали печатать разгромные рецензии на творчество Северянина, чем немало поспособствовали популярности доселе не слишком известного поэта (см. факты о Льве Толстом ).
  14. В советское время творчество поэта находилось под запретом. Лишь в 1996 году в России был издан полный сборник его произведений.

Как же такой великий правитель, воин, дипломат, который брал с греков золото, серебро и шелк, в конце концов – сын Рюрика и воспитанник Вещего Олега, смог угодить в ловушку простых древлян? Существует мнение, авторства Льва Прозорова, что Игоря убили вовсе не древляне. Сделали это варяжские дружинники, которые практически полностью были христианского вероисповедания. В пользу этого мнения выступает два факта.

Первый: истинная и преданная дружина никогда не оставила бы своего князя. Воины и князь всегда были неделимы, это единое целое. Никто бы не бросил князя на воинствующей земле. В 941 г. войско Игоря понесло огромный урон после всех событий. Поэтому в поход собирать дань князь решил взять с собой так называемую «малую» из дружин и отряды, состоящие преимущественно из варяг. Второй факт : княжеское войско перед началом одного из походов пополнилось этими самыми варягами. Уже после второго похода на византийские земли в договоре, датируемым 944 г, указывается, что большая часть русичей присягнула в Подоле, ныне историческая местность в Киеве. Происходило это в соборной церкви Ильи Пророка.

После победы над древлянами Игорь продолжил свои военные походы. Главными врагами Киева были печенеги. Они двигались на запад, заняли низовья реки Днепр и, по сути, лишили Русь удобных торговых путей. Именно здесь проходил известный путь «из варяг в греки». Борьба Игоря с печенегами проходила с переменным успехом.

В 913 году на пятистах ладьях войска Игоря отправились в поход на Каспийское море. По договоренности с хазарами они должны были отдать половину добычи хазарскому кагану. Русские дружины дошли до территории современного Баку. Добыча была огромной, ее половину надо было отдать на обратном пути хазарам, но те захотели забрать все. В трехдневной битве часть русской рати была истреблена.

В 941 году Игорь объявил войну Византии. После походов Олега прошло много лет, и Византия посчитала себя свободной от предыдущих договоров. Князь Игорь собрал большое войско (около 40 тысяч человек), количество же кораблей Игоря, по византийским подсчетам, достигало десяти тысяч.

Первый поход был неудачным. Защитники Константинополя применили греческий огонь (специальная горючая смесь), забросав им русские корабли. Армия, пораженная этим оружием, вернулась в Киев.

Новый поход на Византию состоялся в 943 году. В этот раз Игорь привлек к боевому походу наемные отряды из печенегов и варягов. Греки отказались от боевых действий и предложили завершить противостояние новым мирным договором. Условия договора князь обсудил с дружиной, и он был принят. Больше на Византию Игорь не ходил.

Князь Олег, который будучи то ли родственником Рюрика (точнее, братом его жены Ефанды), то ли его воеводой, во время своего правления сделал для образования Древнерусского государства намного больше, нежели его легендарный основатель. При малолетстве Игоря (сына Рюрика) он захватил Смоленск и Любеч, обманом выманил и убил киевских князей Аскольда и Дира, узурпировавшими там власть. При нем Киев стал новой резиденцией Древнерусского государства. Суверенитет Олега признали поляне, северяне, древляне, ильменские словены, кривичи, вятичи, радимичи, уличи и тиверцы. Через своих наместников и местных князей ему удалось заложить государственное управление молодой страной.

Немалыми были его успехи и во внешней политике. Воюя с хазарами, Олег заставил последних позабыть о том, что в течение двух веков Хазарский каганат собирал дань с восточнославянских земель. Перед его воинством склонил голову великий Царьград (Константинополь), а русские купцы получили уникальное для того времени право беспошлинной торговли с Византией, а в случае нужды, полное обеспечение продовольствием и мастерами корабельного дела для ремонта своих ладей.

Учитывая все вышеперечисленные заслуги, некоторые историки склонны видеть основателя Древнерусского государства именно в Олеге, а не в его предшественнике и родоначальника княжеской династии – Рюрике. Условной датой основания, в данном случае, считается 882 год, а точнее объединение «Славии» (Новгорода) и «Куябы» (Киева).

  1. Было ли объединение племен?

Некоторые историки сомнительно относятся к заслугам Олега. Они считают, что все подвиги принадлежат князю Игорю Старому, при которых Олег был лишь воеводой, то есть руководителем войска.

  1. Похода вовсе не было.

Ученые сомневаются в том, что поход 907 году существовал. Напомним, что во время этого похода, по легенде, Киев вместе с войском приблизился к берегам Царьграда. Захватить город со стороны моря не получилось (залив Золотой Рог был перегорожен железной цепью), поэтому мудрый князь придумал хитрость: поставил корабли на колеса и двинул их к Золотым воротам, что вызвал страх и ужас у византийцев. В ходе этого похода Олег и прибил свой щит над Золотыми вороами. Основой сомнения в реальности похода Олега на Царьград стало то, что в иностранных источниках нет ни одного упоминания этого похода.

  1. Кем приходился Олег Рюрику.

До сих пор не известно, кем приходился князь, прозванный вещим, родоначальнику династии Рюриковичей. То ли он был его братом, то ли мужем его сестры, то ли просто дружинником.

941 год Первый поход князя Игоря на Византийское государство
944 год Второй поход князя Игоря на Византию
945 год Гибель при сборе дани с племени древлян. Предположительно был убит в момент военного столкновения.

А. С. Пушкин отразил историческое прошлое не только при описании военного быта, но и при описании народной жизни. Легенда о смерти князя Олега является примером народных суеверий. Люди верили в колдовство и предсказания. Поэтому то, что в «Песне» князю Олегу волхв предсказывает судьбу, говорит об исторических фактах. А. С. Пушкин поднимает тему рока, в который так верили люди той эпохи. В «Песне» появляется и образ змеи, который в народе считался символом смерти.

Так, А. С. Пушкин смог отразить в своем произведении народную жизнь и народные представления во времена правления князя Олега.

  • Сочинения 1 класс
  • Сочинения 2 класс
  • Сочинения 3 класс
  • Сочинения 4 класс
  • Сочинения 5 класс
  • Сочинения 6 класс
  • Сочинения 7 класс
  • Сочинения 8 класс
  • Сочинения 9 класс
  • Сочинения 10 класс
  • Сочинения 11 класс
  • По картинам
  • По пословицам
  • О временах года
  • О праздниках
  • На разные темы

Князь Олег — интересные факты

  • А. А. Ахматова
  • А. А. Блок
  • М. А. Булгаков
  • И. А. Бунин
  • Н. В. Гоголь
  • И. А. Гончаров
  • А. М. Горький
  • А. С. Грибоедов
  • А. Грин
  • Ф. М. Достоевкий
  • П. П. Ершов
  • С. А. Есенин
  • Н. М. Карамзин
  • В. Г. Короленко
  • А. И. Куприн
  • М. Ю. Лермонтов
  • Н. С. Лесков
  • В. В. Маяковский
  • Н. А. Некрасов
  • А. Н. Островский
  • А. Погорельский
  • А. С. Пушкин
  • А. Н. Радищев
  • М. Е. Салтыков-Щедрин
  • А. Н. Толстой
  • Л. Н. Толстой
  • И. С. Тургенев
  • Ф. И. Тютчев
  • А. А. Фет
  • Д. И. Фонвизин
  • А. П. Чехов
  • М. А. Шолохов
  • Х. К. Андерсен
  • Р. Киплинг
  • Л. Кэрролл
  • Ж. Б. Мольер
  • А. де Сент-Экзюпери
  • Ч. Т. Айтматов
  • С. А. Алексеевич
  • В. П. Астафьев
  • А. Р. Беляев
  • В. Я. Брюсов
  • Б. Л. Васильев
  • Е. Ильина
  • Ю. П. Казаков
  • Б. Н. Полевой
  • В. Г. Распутин
  • А. Т. Твардовский
  • Г. Н. Троепольский

Реконструкция прав, обязанностей и взаимоотношений князя и дружины по Повести временных лет Скачать 44135 0 0

… дальнейшем изложении мы проанализируем те данные о князе и дружине, которые Повесть временных лет донесла до наших дней. Глава II. Князь и дружина в повести временных лет 2.1 Княжеская власть на Руси Итак, разберем те особенности и функции княжеской власти в древнерусском государстве, которые дошли до нас с помощью Повести временных лет. Само существование княжеской власти подразумевает …

Повести временных лет Скачать 383977 0 0

… и пакостить стал то игумену, то братии, то мирянам, так что некоторые и били его. И стал ходить по миру, также юродствуя. Поселился он в пещере, в которой жил прежде, — Литаний уже умер к тому времени, — и собрал к себе детей, и одевал их в одежды чернеческие, и принимал побои то от игумена Никона, то от родителей тех детей. Он же все то терпел, выносил побои, и наготу, и холод, днем и ночью. В …

Древнерусская культура в «Повести временных лет» Скачать 68680 0 0

… хроники, в частности хронику Георгия Амартола, данные которой позволяют ему включить историю Руси в общую цепь событий мировой истории. «Повесть временных лет» создается в период, когда Киевская Русь испытывает на себе наиболее сильные удары степных кочев- ников-половцев, когда перед древнерусским обществом встал вопрос о сплочении всех сил для борьбы со степью, с «полем» за землю Русскую, …

Повесть временных лет Скачать 48951 0 0

… С удивлением апостол рассказывал потом в Риме, как эти люди, никем не мучимые, сами себя мучат. Интересно, что и «Слово о законе и благодати» Илариона, и, повидимому, предшествовавшие «Повести временных лет» своды, не только ничего не сообщали об апостольском посещении Руси, но, наоборот, ставили в заслугу Владимиру принятие им христианской веры без внешнего вмешательства. Более того, и в самой …

Песнь о вещем Олеге — Пушкин А.С.

882 год Убийство Аскольда и Дира. Объединение Новгорода и Киева под своей властью. Покорил многие славянские племена и объединил их под своей властью. Провозгласил Киев «матерью городов русских»
907 год Победоносный поход русский войск на Царьград (современный Стамбул). Вошел в историю тем, что прибил щит на ворота Царьграда.
911 год Выгодные для Руси торговые соглашения с Византийским государством

Оқу материалына кіру шектелген. Сіз Opiq ортасына кірмедіңіз.

Осы оқулықты пайдалану үшін „Жеке пайдаланушы пакеті” немесе „Оқушы” пакетке қолданыстағы лицензия керек. Пакетпен танысып, лицензияға тапсырыс беру үшін, пакеттің сілтемесін басыңыз.

Егер сіздің қолданыстағы лицензияңыз болса, онда параграфты көру үшін ортаға кіріңіз.

  1. 11. «Песнь о вещем Олеге»: гибель князя Олега
  2. Урок 11
  3. Теория литературы
  4. Погружение в тему
  5. Задания

Осы оқулықты пайдалану үшін „Жеке пайдаланушы пакеті” немесе „Оқушы” пакетке қолданыстағы лицензия керек. Пакетпен танысып, лицензияға тапсырыс беру үшін, пакеттің сілтемесін басыңыз.

«Песнь о вещем Олеге» Пушкин писал на основе древнерусской летописи. Именно обращение к историческому сюжету и обусловливает часто создание баллады, в частности, исторической. Вообще, баллада – лиро-эпическое произведение, написанное в стихотворной форме и характеризующееся напряженным сюжетом. В случае с «Песнью…» Пушкина – это предсказание князю смерти от любимого коня, и затем гибель его уже от праха верного друга.

На первый взгляд, поэт просто повествует о подвигах реального исторического деятеля. Русский князь Олег, прозванный вещим за свой острый ум, мудрость, дальновидность, способность противостоять даже самым коварным врагам – Пушкин в «Песни о вещем Олеге», жанр которой баллада, вспоминает, например, о славном походе на Царьград — встречается с кудесником, предсказавшим ему смерть от коня, с которым князь никогда не расставался. Встречу трудно назвать случайной, поскольку главного героя беспокоит его дальнейшая судьба. И уже здесь мы видим признаки баллады как жанра: славный воин, действительно сильная и героическая личность, пытается заглянуть в будущее.

В литературе существует понятие балладной строфы, когда количество стоп в нечетных и четных стихах разнится. Поэт в своем произведении прибегает к трех- и четырехстопному амфибрахию с перекрестной (1-3, 2-4) и парной (5-6) рифмой. Это придает повествованию ровный, спокойный тон и полностью подтверждает принадлежность произведения Пушкина «Песнь о вещем Олеге» к жанру баллады.

В старых русских летописях упоминается, что в Киеве правил Олег. Он совершил удачные походы на Царьград, в сторону Каспийского моря, освободив земли от набегов хазар, а для русских купцов заключил с Византией выгодный торговый договор.

О князе Олеге было сложено много песен, легенд и преданий. Народ воспевал его мудрость, умение предсказывать будущее, его талант великолепного военачальника, умного, бесстрашного и находчивого. Например, когда греки перекрыли цепями Босфорский пролив, Олег поставил ладьи на колеса и привел войско к Царьграду.

Великий поэт Александр Сергеевич Пушкин воспел подвиги князя Олега в «Песни о вещем Олеге». А. С. Пушкин рассказывает о нем как о былинном богатыре. Олег много совершал походов, много сражался, но судьба берегла его.

Пушкин любил и знал русскую историю, «предания веков». В легенде о князе Олеге и его коне поэта заинтересовала тема рока, неизбежности предначертанной судьбы. Но стихотворение не только об этом. В нем звучит и гордая уверенность в праве поэта на свободное следование своей мысли, и созвучная древнему представлению вера в то, что поэты — провозвестники высшей воли.

Волхвы не боятся могучих владык,

И княжеский дар им не нужен.

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен.

Правду нельзя ни купить, ни обойти. Олег избавляется, как ему кажется, от угрозы смерти, отсылает коня, который должен, по предсказанию кудесника, сыграть роковую роль. Но через много лет, когда он думает, что опасность миновала — конь мертв, — судьба настигает князя. Он трогает череп коня:

Из мертвой главы гробовая змея,

Шипя, между тем выползала.

Рассказанная А. С. Пушкиным легенда о славном князе Олеге наводит на мысли о том, что у каждого своя судьба, ее не обманешь, и друзей своих нужно любить, беречь и не расставаться с ними при жизни.

Цели: продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого; учить анализировать прочитанное, выявлять мотивы и причины поступков героев; развивать речь, внимание, мышление; прививать добрые чувства к близким и окружающим людям.

Планируемые результаты: предметные: умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— анализ прочитанного текста, выделение в нем главной мысли,

— ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения; личностные: проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность в ее использовании.

Оборудование: книги Л.Н. Толстого для детей, репродукции картин В.М. Васнецова, текст поэмы А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя

III. Работа по теме урока

(Сообщения обучающихся.)

— Каким был писатель? Дайте краткую характеристику.

Сегодня мы поиграем с вами в игру «Метелица». Так играл Л.H. Толстой со своими учениками. Игра «Метелица»

(Дети, мальчики и девочки, вставали в круг и начинали размахивать руками и качаться в разные стороны: это означало метель; они пели.)

Вдоль по улице метелица метет,

Скоро все она дорожки заметет.

Ай, жги, ай, жги, говори.

Скоро все она дорожки заметет.

(Потом дети делали руками быстрые движения, как будто что-то надевали, как будто что-то пристегивали.)

Запряжем мы в сани лошадей,

В лес поедем за дровами поскорей.

Ай, жги, ай, жги, говори.

В лес поедем за дровами поскорей.

(Дети бегут вприпрыжку.)

Рысью друг за другом поспешим

И скорехонько до леса докатим.

Ай, жги, ай, жги, говори.

Кратко о князе Игоре (биография, правление, деятельность)

Загрузить презентацию (283,6 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • знакомство с произведением Пушкина. Понятие о балладе.
  • анализ художественных особенностей «Песни…»
  • характеристика героев, тема, идея.

К уроку ученики получили задание прочитать балладу А. С. Пушкина и повторить определение баллады, сделать карточки «Значение незнакомых слов»: песнь, волхвы, жрец, вещий, праща. Перевести древнерусский текст летописи. Индивидуальные задания: сообщение о князе Олеге, выразительное чтение фрагмента летописи (перевод).

1. Вводное слово учителя (слайд 1)

На прошлых уроках мы с вами обогатили свои знания о биографии Пушкина, о его поэмах. Дома вы прочли балладу «Песнь о вещем Олеге». Сегодня цель нашего урока: узнать, что такое баллада, проанализировать «Песнь…»; дать характеристики героям. Определить тему и идею произведения. Поделиться своими впечатлениями о балладе.
– Запишем в тетради тему урока (тема урока записана на доске): А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Тема ? в произведении. (Исходя из записи на доске учащиеся сами определяют цели урока)

2. Урок начнем с теоретической разминки

Восстановите деформированный текст (слайд 2) Проверим себя (слайд 3).
Сделаем вывод: в чём особенность изучаемого произведения?

3. Пушкин всегда интересовался историей русского народа. Он хорошо знал труды известных историков. Пушкин хорошо был знаком с текстом «Повести временных лет», составленной монахом Нестором. Из этой летописи и почерпнул поэт сюжет для своего произведения. Пушкина поразила легенда о предсказании кудесника киевскому князю Олегу и осуществление этого пророчества в тот момент, когда князь был уверен, что опасность миновала.

4. Чтение фрагмента летописи (перевод читает подготовленный ученик)

Олег княжил в Киеве долгие годы и находился в мире со всеми странами. Наступила осень, вспомнил Олег своего старого коня. Однажды он призвал к себе волхвов-прорицателей и спросил: «Отчего суждено мне умереть?» И волхвы ответили: «Примешь ты, князь, смерть от своего любимого коня». Опечалился Олег и сказал: «Если так, то никогда больше не сяду на него». Он приказал увести коня, кормить его и беречь, а себе взял другого. Через 4 года вспомнил князь коня и спросил, где он сейчас и здоров ли. Ответили князю: «Уже три года прошло, как умер твой конь». Тогда воскликнул Олег: «Солгали волхвы: конь, от которого они сулили мне смерть, умер, а я жив!» Он захотел увидеть кости своего коня и поехал в чистое поле, где лежали они в траве, омытые дождями и выбеленные солнцем. Князь тронул ногой конский череп и сказал, усмехнувшись: «От этого ли черепа смерть мне принять?» Но тут из конского черепа выползла ядовитая змея и ужалила Олега в ногу. И от змеиного яда умер Олег. И «оплакивали его все люди плачем великим», погребли на горе, которая называется Щековица. До сего дня есть есть там могила Олега. А всего княжил Олег 33 года.

5. Баллада называется «Песнь о вещем Олеге». (Слайд 4)

– Почему «песнь»? Чем «песнь» отличается от «песни»? (Высокое, торжественное звучание, память о прошлом)
– А кто такой Олег? (Обычно про Олега дети говорят, что это князь). (Слайд 5) На репродукции изображен князь Олег.

6. Послушаем небольшую историческую справку (ученик зачитывает карточку-информатор)

Карточка-информатор

Олег – первый киевский князь из рода Рюрика, который перенёс столицу из Новгорода в Киев и подчинил своей власти славянские племена. В 907 году он совершил поход на Константинополь (в древнерусской традиции – Царьград). Запросивший мира византийский император согласился на большой выкуп и заключил с князем Олегом договор, согласно которому русские купцы получали право беспошлинной торговли по всем землям Византии. В знак победы и нерушимости заключенного договора Олег прибил свой щит на врата Царьграда. Когда Олег возвратился в Киев, ликующие киевляне, «. дивясь храбрости, уму и богатству», нарекли его Вещим.

7. (Слайд 6) А что означает слово «вещий»? (Значение слова «вещий» устанавливаем по словарю В. И. Даля, словарю Ожегова).

8. Сопоставьте лексическое значение слова «вещий» с текстом баллады. Не видите ли вы какого-либо противоречия? (Обычно дети говорят о том, что «умеющий предвидеть будущее» князь не сумел уберечься от злой участи) – Почему же так произошло? Для ответа на поставленный вопрос обратимся к основным событиям, составляющим сюжет баллады (слайд 7).

18.10.2018 Урок № 14 7 класс

Тема: А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Тема судьбы в балладе.

Тип урока: комбинированный урок

Планируемые результаты урока ( Универсальные учебные действия):

познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике; обобщать, делать выводы;

регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения;

коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении;

личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы.

Оборудование урока: проектор, карточки, учебник, тетради

  1. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.

Проверка домашнего задания

1.Выразительное чтение отрывка наизусть несколькими учениками.

2.Заслушивание художественного анализа Тины, Виты, Ангелины и Карины.

Параллельно учащиеся работают с карточками.

1) К какому роду литературы можно отнести поэму? Что называется поэмой? (Поэма – один из жанров лироэпических произведений: в поэме есть сюжет, события (что характерно для эпического произведения) и открытое выражение автором своих чувств, своего отношения к описываемому, как в лирике.)

2) Как поэт передает свое отношение к городу на Неве в отрывке из вступления к поэме «Медный всадник»? Какие художественные средства он использует? (Свое отношение к Петербургу поэт выражает словом «люблю» и называет, что ему дорого в северной столице. Кроме того, свою любовь, восхищение Пушкин передает торжественным словом, используя эпитеты, сравнения, иносказания, гиперболы.

Эпитеты: строгий, стройный (вид); державное (теченье); (оград) узор чугунный; прозрачный (сумрак), (блеск) безлунный; пустынных (улиц) и т. п.

И перед младшею столицей

Померкла старая Москва,

Как перед новою царицей

Толпой со всех концов земли

К богатым пристаням стремятся.

Кроме того, поэт использует описательные выражения: Петербург – град Петров, Петра творенье; финский рыболов – печальный пасынок природы; парад – воинственная живость потешных Марсовых полей и т. п.)

1) Образ какого героя один из важнейших в поэмах Пушкина «Полтава» и «Медный всадник»?

2) Вспомните, что называется метафорой, и найдите метафоры в отрывке из вступления к поэме Пушкина «Медный всадник». (Метафора – перенесение свойств одного предмета на другой по принципу их сходства или различия.

В данном отрывке из поэмы «Медный всадник» немало метафор: задумчивых ночей, спящие громады, золотые небеса (сходство цвета), заря спешит, бег санок, говор балов, шипенье бокалов, Россия торжествует (победу) и т. п.

Олицетворения тоже относятся к метафорам.)

2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Что вы знаете о жизни Древней Руси?

Кто такой вещий Олег?

Пушкина всегда интересовала история. Он много времени уделял изучению летописей, исторических документов и книг. Анализируя исторические события, исследуя действия, характеры исторических лиц, поэт сопоставлял их со своим временем, своей эпохой, философски осмыслял прошлое и во многом предсказывал дальнейшую историю страны. Пушкин, в 1820 г. сосланный Александром I за вольнолюбивые стихи на юг, не раз бывал в Киеве, где один из курганов на берегу Днепра называют могилой Олега. Читая «Львовскую летопись», Пушкин встретил предание о князе Олеге, и его поразил этот эпизод летописи.

Вещий Олег, по различным преданиям, похоронен недалеко от Старой Ладоги. Как говорят местные, один из древних холмов и есть могила прославленного князя. Почему «вещий»? Так его назвали за гениальное качество предвидеть ситуацию. Особо оно проявилось при взятии Царьграда, когда, развернув паруса и поставив корабли на колеса, он достиг назначенной цели, можно сказать, стремительно. Не зря пушкинская баллада «Песнь о вещем Олеге» по школьной программе идет после изучения «Повести временных лет» – это дает возможность сравнить два одинаковых события, описанные разными источниками.

Почему Пушкин вообще обращается к таким далеким событиям? Анализ «Песни о вещем Олеге» нельзя проводить, не вникнув в цели поэта.

Вольнолюбивые стихотворения Пушкина послужили поводом для того, чтобы указом Александра I отправить поэта в ссылку на юг. Он посещает многие старинные города, в том числе Киев. Здесь поэта и заинтересовал один из древних курганов. Местные жители утверждали, что это – могила князя Олега, погибшего весьма загадочной смертью.

Пушкин изучает труды Карамзина, где тот пересказывает сюжет «Повести временных лет» о смерти славного правителя.

Два урока по «Песни о вещем Олеге»

Если проводить жанровый анализ «Песни о вещем Олеге», станет понятно, что это баллада. По своему определению это поэтическое произведение, имеющее в основе некоторое историческое или иное событие. Нередко сюжет ее фантастичен.

Еще одна особенность у баллады – драматичность изображаемых событий и неожиданный финал. Все это воплотил в своем произведении Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» содержит множество фантастичного, начиная со старого кудесника, его пророчества и заканчивая смертью князя.

Рассмотрим, что представляет собой на смысловом уровне «Песнь о вещем Олеге». Тема произведения не укладывается в какое-либо одно понятие. Пушкин поднимает различные темы:

  1. Тема рока. Что бы ни делал князь, дабы избежать предсказанной участи – она его настигает. Олег отсылает коня как можно дальше. Казалось бы, все: угроза ликвидирована, но нет, злой рок его настигает даже после смерти коня. Он находит погибель именно так, как было предвещено.
  2. Тема поэта-пророка, вещателя воли высших сил. Кудесника Пушкин приравнивает к себе самому. Докажем это. Волхв назван «вдохновенным», как и сам поэт. Кроме того, настоящего поэта и волхва роднит и тот факт, что они не подчинены воле царя и князя: «Волхвы не боятся могучих владык, и княжеский дар им не нужен». Вспомним, что в ссылке за вольнолюбивые стихи пишет Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Тема поэтому отражает чувства и взгляды поэта.

Согласно Повести временных лет, в 882 году Олег, взяв с собой много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей — взял города Смоленск и Любеч и посадил там мужей своих. Далее по Днепру спустился к Киеву, где княжили соплеменники Рюрика, варяги Аскольд и Дир. Олег отправил к ним посла со словами:

Купцы мы, едем в греки от Олега и от Игоря княжича, да приходите к роду своему и к нам.

Помимо вопроса о том, имел ли место поход Олега, описанный в «Повести временных лет», существует проблема датировки такого похода.

Дата 907 года в «Повести временных лет» условна и возникла в результате сложных расчётов летописцев при сопряжении абсолютной и относительной хронологии источников, имевших даты указанные в различных эрах. Изначально рассказ о княжении Олега не имел датировки, поэтому позже рассказ был разделен на части, которые тяготели к датам начала и конца правления Олега.

По мнению А. Г. Кузьмина изначально информация конца правления Олега датировалась в «Повести временных лет» 6415 (907) годом, но при сличении с датой договора 911 года, датировка была изменена, поэтому появилось две летописные статьи в которых говорилось о походе, заключении договора и смерти Олега. Так в летописи появилось два договора (текст и его «пересказ»). Таким образом, события, описанные в статьях 907 и 912 годов, изначально никак не датировались, но были связаны, как, например, в тексте «Иоакимовской летописи», в которой нет абсолютной датировки и сведений о смерти князя: «После того Олег обладал всей страной той, многие народы себе покорил, ходил воевать на греков морем и принудил тех мир купить, возвратился с честию великою и богатствами многими».

Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. «Повесть временных лет» сообщает, что смерти Олега предшествовало небесное знамение — появление «звезды великой на западе копейным образом». По киевской версии, отражённой в «Повести временных лет», его могила находится в Киеве на горе Щековице. Новгородская первая летопись помещает его могилу в Ладоге, но в то же время говорит, что он ушёл «за море».

  • 1 Происхождение Олега
  • 2 Начало правления. Захват Киева
  • 3 Поход на Византию
  • 4 Новгородская версия биографии. Восточные походы Олега
  • 5 Смерть
  • 6 Историография по Вещему Олегу
  • 7 Источники
  • 8 Ссылки

В летописях имеются две версии биографии Олега: традиционная, изложенная в «Повести временных лет», и по Новгородской Первой летописи, которая сохранила фрагменты более раннего летописного свода (не дошедшего до наших дней) с путаницей в хронологии.

Согласно «Повести временных лет» Олег был родичем (соплеменником) Рюрика, возможно его шурином (по Иоакимовской летописи). После смерти Рюрика в 879 году Олег стал княжить в Новгороде, поскольку сын Рюрика Игорь был ещё ребёнком.

По норманской теории предполагаемая скандинавская этимология имени свидетельствует в пользу скандинавского происхождения Олега. Русское произношение имени Олег возникло вероятно от скандинавского имени Helgi, что означает «посвящённый богам». В скандинавских сагах также встречаются близкие по звучанию имена Ole, Oleif, Ofeig[3].

Существует версия[4], что имя Олега имеет тюркские корни. Так в древнеболгарской надписи 904 года употребляется титул византийского императора как «олгу таркан», где олгу означает великий.

Историк Е.С. Галкина высказывает предположение о происхождении Олега из аланской Руси на Балтике: «Не исключено, что к аланской Руси на Балтике принадлежали киевские князья – Олег Вещий и Игорь. По крайней мере, ближайшей лингвистической параллелью к имени Олег является вовсе не «норманнское» Хельгу, а иранское Халег»[5].

В Новгородской первой летописи Олег представлен не князем, а воеводой при Игоре. Убивает Аскольда, захватывает Киев и идёт войной на Византию тоже Игорь, а Олег возвращается обратно на север, в Ладогу, где умирает в 922 году.

«ИдЂ Олгъ к Новугороду, и оттуда в Ладогу. Друзии же сказают, яко идуще ему за море, и уклюну змия в ногу, и с того умре; есть могила его в ЛадозЂ.»

Эти сведения противоречат русско-византийскому договору 912 года,[9] где Олег именуется великим князем русским, но в то же время они лучше согласуются с восточными известиями о Руси этого периода (см. ниже).

Где-то после 912 года, согласно сообщению арабского писателя ал-Масуди,[10] флот русов из 500 кораблей вошёл в Керченский пролив. Хазарский царь разрешил русам пройти через Дон на Волгу, а оттуда спуститься в Каспийское море. В результате русы разорили побережье Азербайджана. Половину добычи по условию договора они отдали хазарскому царю, однако царская гвардия, состоящая из мусульман, потребовала мести за гибель единоверцев. Царь не смог (или не захотел) спасать русов, но послал им предупреждение об опасности. Битва длилась три дня и закончилась победой мусульман. 30 тыс. русов погибло. Уцелевшие 5 тысяч бежал вверх по Волге, где были истреблены буртасами и булгарами.[11]

Имя русского предводителя в сообщении не названо, и в русских летописях поход не упомянут. Возможно, смутным намёком на него является фраза Новгородской летописи об Олеге «другии сказывают, будто ушёл он за море….

С личностью Олега иногда пытаются связать некого русского предводителя H-l-g-w[12], который, по данным хазарского источника, так называемого «Кембриджского документа», захватил по договорённости с Византией хазарский город Самкерц на Таманском п-ове, но был разбит наместником Самкерца Песахом и отправлен последним на Константинополь. Византийцы сожгли огнём суда русов, и тогда H-l-g-w отправился в Персию, где погиб сам со всем войском. Имя H-l-g-w восстанавливают как Хелгу, Халго.[13] Он именуется в документе «правителем Русии», что делает очень заманчивым его отождествление с Олегом. Однако описываемые события относятся к правлению Игоря (поход русов на Византию совпадает по описанию с походом 941, а поход на Персию с набегом русов в 944 году на азербайджанский город Бердаа). В историографии были попытки трактовать это сообщение как свидетельство дуумвирата Игоря и Олега, в этом случае жизнь Олега продляется до сер. 40-х гг X века, а начало его правления предполагается более поздним, чем указано в летописи.

После гибели в 972 году князя Святослава Киевом управлял Ярополк. В 977 году разгорелась междоусобная война между Ярополком и его братьями. Удельный древлянский князь Олег, отступая в бою с Ярополком, был раздавлен во рву падавшими лошадьми. Владимир при этом известии бежал в варяжские земли. Всей Русью стал править Ярополк Святославич.

Тем временем Владимир «за морем» набрал с Добрыней войско и в 980 году вернулся в Новгород, выгнав посадника Ярополка.

Владимир захватил перешедший на сторону Киева Полоцк, перебив семью правителя города князя Рогволода, причем по совету своего дяди Добрыни Владимир сначала изнасиловал Рогнеду на глазах её родителей, а затем убил её отца и двух братьев. Княжну Рогнеду, просватанную прежде за Ярополка, он насильно взял в жёны. Именно отказ Рогнеды на сватовство Владимира и вызвал его месть: княжна считала недопустимым выйти замуж за сына наложницы, коим был Владимир. Её слова «не хочу розути робичича» («не хочу разувать раба») согласно славянскому обычаю разувания супруга сильно унизили Владимира и Добрыню, так как намекали на статус матери Владимира (сестры Добрыни).

Затем с большим варяжским войском осадил Киев, где заперся Ярополк. По версии летописи воевода Ярополка Блуд, подкупленный Владимиром, заставил Ярополка бежать в маленький городок Родень, запугав мятежом киевлян. В Родне Владимир заманил Ярополка на переговоры, где два варяга «подняли его мечами под пазухи». Беременную жену Ярополка, бывшую греческую монахиню, Владимир взял в наложницы.

Когда варяжское войско потребовало себе за службу дань с киевлян, Владимир обещал им, но через месяц отказался, а варягов отослал на службу в Константинополь с советом византийскому императору развести тех по разным местам. Часть из варягов Владимир оставил себе для управления городами.

По летописи Владимир вокняжился в Киеве в 980 году. Согласно самому раннему Житию Владимира монаха Иакова («Память и похвала князю Владимиру», 2-я половина XI века) это случилось 11 июня 978 года.

Из ряда хронологических соображений кажется более вероятной дата 978, а дата 980 получена, видимо, при вторичной расстановке годовой сетки в летописи путём неправильного пересчёта. Так летописец упомянул о 37 годах правления Владимира, что также указывает на 978 как год прихода Владимира к власти.

Новый князь киевский принял меры к реформации языческого культа. Воздвиг в Киеве капище с идолами шести главных богов славянского язычества (Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши, без Велеса), также есть сведения, что князь практиковал человеческие жертвоприношения богам.

Из первоисточников известно о жертвоприношениях русов при осаде Константинополя в 860 году и во время осады византийскими войсками крепости Доростол, где заперся Святослав в 971.

Так как есть косвенные сведения о симпатиях прежнего князя Ярополка к христианской вере и его контактах с латинским Западом, то весьма вероятно предположение об языческой реакции при Владимире, то есть борьбе с ранее утверждавшимся в Киеве христианством.

Археологическим подтверждением этого может служить находка на месте Владимирова пантеона остатков каменного строения со следами фресковой живописи — по всей видимости, существовавшей при Ярополке церкви.

Во время гонений в Киеве погибли одни из первых христианских мучеников на Руси — варяги Фёдор и Иоанн.

Повесть временных лет так передаёт образ жизни Владимира до крещения: «Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны…, а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц».

Некоторые историки видят в подобном описании (нехарактерном для житий святых) попытку провести сравнение Владимира с библейским царём Соломоном. В самом тексте «Повести временных лет» содержится следующее: «Бѣ бо [Владимир] женолюбець, яко же и Соломанъ, бѣ бо, рече, у Соломана женъ 700, а наложниць 300 …Мудръ же бѣ [Соломон], а наконець погибе; се же бѣ невѣголос, а наконець обрѣте спасенье». Таким образом проводится идея о спасении «женолюбца» Владимира, путём принятия христианства, в отличие от Соломона, оставшегося язычником.

Православные источники утверждают, что после крещения князь освободил от супружеских обязанностей всех бывших языческих жён. Рогнеде он предложил выбрать мужа, но она отказалась и приняла монашеский постриг.

Два урока по “Песни о вещем Олеге”

Также «Повесть временных лет» описывает, как сражались жители Киевской Руси с захватчиками, которые посягали на территорию их государства. Вещий Олег – это князь, который сумел объединить Киевскую Русь в одно великое государство. В 907 году, Вещий Олег собрал свое войско и пошел в военный поход на Византию.

Жители Византии не ожидали, что князь обладает таким большим войском и вынуждены были сдаться. Однако Олегу не нужна была их территория, он добился того, что византийцы признали Киевскую Русь как самостоятельное государство и заключил с ними военные и торговые договора. Интересным является то, что князь Олег сослужил прототипом для создания героя русских былин Вольги Святославовича.

Стихотворение «И вспомнил Олег коня своего» — урывок из «Повести временных лет». Нестор Летописец рассказывает нам о загадочных и мистичных обстоятельствах смерти вещего Олега. Однажды, к Вещему Олегу пришли волхвы, которые рассказали ему о том, что он погибнет из-за своего коня.

Князь не хотел верить в предсказание, так как любил своего коня, который был верным его помощником во всех боях. Однако князь не захотел играть с судьбой, и, попрощавшись со своим другом, лично убил его. Убитого коня Олег приказал сжечь на вершине горы, чтобы от него не осталось ничего.

Спустя несколько лет князь вспомнил предсказания волхвов, и решил подняться на гору, чтобы увидеть кости коня и убедиться в том, что волхвы ошибались. На горе остался только череп коня. Олег взял его в руки и усмехнулся: ведь череп никак не может его убить.

В этот момент из глазного отверстия на черепе, вылезла ядовитая змея, которая укусила князя. Через несколько минут Вещий Олег скончался рядом с черепом своего коня. Предсказание волхвов сбылось – князь был убит из-за коня.

До наших дней сохранились летописные источники, в частности «Повесть временных лет» новгородская летопись, в которых подтверждаются обстоятельства смерти вещего Олега от укуса ядовитой змеи. Однако сомнения вызывает тот факт, что подобных легенд на то время существовало множество.

Незадолго до смерти Олега, таким же образом погиб исландский викинг Одд Орваре, которому колдунья в двенадцатилетнем возрасте напророчила смерть от коня. Некоторые историки уверены в том, что пророчество волхвов было выдуманным современником князя, чтобы придать мистификации его смерти.

В «Повести временных лет» сказано, что первый поход Святослава Игоревича случился в 964 году. Главной целью правителя стало нанесение удара по Хазарскому каганату. Князь не стал отвлекаться на вятичей, встретившихся по пути. Атака на хазар обрушилась годом позже – в 965. В летописи об этом сказано следующее:

«В лето 6473 (965) пошёл Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу ему со своим князем каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар, и град их и Белую Вежу взял. И победил ясов икасогов».

Интересно, что современник Святослава преподносит события в ином ключе. Ибн-Хаукаль утверждал, что с хазарами князь расправился позднее указанного в летописи времени.

Внешняя политика стала страстью молодого князя. На его счету несколько крупных войн – с Болгарским царством и Византией. Немало версий в истории имеют эти важные для Руси события. Историки остановились на двух вариациях борьбы с Болгарским царством. Первое мнение заключалось в том, что все началось с конфликта между Византией и Болгарским царством. В связи с этим византийский император обратился за помощью к Святославу Игоревичу. Именно его воины должны были напасть на Болгарию.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *