Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие организации имеют право проводить соут». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Какие организации имеют право проводить соут
Сайт для Генеральных Директоров, руководителей по охране труда (ОТ) и промышленной безопасности (ПБ). Тел.-67-73
Если вы до сих пор не провели аттестацию рабочих мест, а сейчас: специальную оценку условий труда, то после ознакомления с Законодательными актами, Вам будет необходимо выбрать аттестующую организацию.
Присутствие организации в реестре не подтверждает, что у данной организации высококвалифицированный кадровый состав и самая оснащенная испытательная лаборатория, а ведь Вам нужны самые лучшие.
Текущий переходный период позволяет всем организациям, проводящим ранее аттестацию, заключать договора на специальную оценку, но Вы себя можете обезопасить от лишних затрат и переаттестации, если сразу начнете работать с организацией, которая будет включена в Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда
Да, вам срочно нужен СОУТ! Если вы являетесь работодателем хотя бы для одного работника , то по закону должны провести Специальную оценку условий труда (СОУТ).
В 2018 году начинаются регулярные проверки всех юридических лиц на наличие результатов проведения Специальной оценки условий труда (СОУТ). Законодательство, обязывающее все организации, вне зависимости от направления деятельности и формы собственности, проводить СОУТ, вступило в силу еще в 2015 году. В течение 2015 года действовал негласный переходный период, но сейчас начинаются регулярные проверки исполнения закона. Поэтому, если вы еще не успели подготовиться к визиту инспектора, мы поможем сделать это выгодно и быстро.
До приостановки деятельности дело доходит редко. Но проверка сама по себе — это как минимум торможение, тоже означающее потери: вашего времени, времени ваших высокооплачиваемых специалистов, юристов. При этом из-за вступивших в силу нововведений, избежать проверки «должникам» почти невозможно. С 1 января 2016 года вступает в силу ст. 18 ФЗ-426:
«В соответствии с п. 1 ст. 18 закона результаты проведения СОУТ, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых признаны допустимыми и декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (далее — информационная система учета)».
Таким образом, у контролирующих органов власти теперь есть легкий доступ к информации о том, кто провел СОУТ, а кто нет.
Специальная оценка условий труда (СОУТ)
СОУТ – процедура выявления на рабочих местах вредных и опасных факторов и оценки их воздействия на работника. Эта процедура заменила собой «аттестацию рабочих мест по условиям труда» после введения в силу ФЗ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Новая система предъявляет к «опасным» предприятиям более жесткие требования, а к «безопасным» — более лояльна:
- если условия труда признаны соответствующими 1 или 2 классу, работодатель освобождается от оплаты дополнительных страховых тарифов;
- в других случаях предусмотрены скидки к страховым тарифам, скидки на выплаты ежегодных взносов в ПФР, возмещение стоимости проведения СОУТ из средств ФСС;
- оценка условий труда и системы компенсаций за него помогает отрегулировать процессы в компании, повысить лояльность и производительность сотрудников, а значит — рентабельность бизнеса.
Обратиться к профессиональному и порядочному партнеру, где эксперты проведут СОУТ:
- по выгодным тарифам: больше рабочих мест, меньше цена;
- с минимальным вмешательством в бизнес-процессы: наши специалисты берут на себя все, что возможно;
- гибко и оперативно: с выездом и без выезда, сроки – около двух недель;
- с консультационным сопровождением, которое продолжается даже после завершения работ. Вы навсегда останетесь для нас клиентом, поэтому всегда сможете обратиться за советом или консультацией.
Специальная оценка условий труда — это, скажем прямо, головная боль. Много возни, бумажек и формальностей.
Но есть у нее и смысл: СОУТ помогает убедиться, что сотрудники работают в нормальных условиях, им есть чем дышать, на них не сыпется радиоактивная известь, а глаза не вытекают из-за сумрака в офисе.
Оценивать рабочие места должен любой бизнес, в котором работают сотрудники. Оценке подлежат все места, на которых работают люди: в офисе, на кухне в кафе, в швейном цехе и на мебельном производстве.
Оценку проводят специализированные фирмы. Эксперт такой фирмы приходит в офис или на производство, проверяет все, а потом пишет отчет. На основании этого отчета вы заполняете и подаете в трудовую инспекцию декларацию.
Для тех, кто делать спецоценку не хочет, предусмотрены штрафы. Первый раз:
- гендиректор или ИП заплатит от 5000 до 10 000 Р;
- юридическое лицо — от 60 000 до 80 000 Р.
Повторное нарушение (непроведение специальной оценки условий труда) обойдется:
- гендиректору — штраф от 30 000 до 40 000 Р либо дисквалификация (запрет) руководить на срок от 1 до 3 лет;
- юридическому лицу придется ответить суммой от 100 000 до 200 000 Р или приостановлением деятельности максимум на 90 дней;
- ИП заплатит штраф как гендиректор — до 40 000 Р, но деятельность ему приостановят как компании.
Специальная оценка условий труда (СОУТ): зачем она нужна и кто ее проводит
Выбор организации для проведения СОУТ должен быть совершен осознанно и тщательно. Ведь от результатов работы эксперта будет зависеть начисление льгот и компенсаций работникам, возможность снижения затрат по оплате, получение скидки в ФСС по страховому тарифу, а в конечном итоге – периодичность проверок.
Минтруд формирует реестр организаций и экспертов СОУТ. Периодически эти данные обновляются, исключаются те, кто был лишен аккредитации за нарушения в проведении спецоценки, а также ликвидированные компании. Для проверки будущего партнера следует сделать запрос в Минтруд.
Специальную оценку может проводить только аккредитованная Минтрудом экспертная компания, входящая в реестр и отвечающая требованиям статьи 19 426-ФЗ. Главным принципом деятельности является независимость по отношению к заказчику.
Спецоценка должна проводиться в объективных условиях. Сотрудники работодателя и эксперты не могут состоять в родственных, денежных или каких-либо других личных отношениях.
Сговор работодателя с исполнителем легко распознать при разборе жалоб работников на формально проведенное мероприятие, ущемляющее их трудовые права.
Вид оказываемой услуги указывается в основном коде ОКВЭД компании. Аккредитованная организация должна иметь не менее 5 экспертов, которые работают только по трудовому договору, а не по договорам гражданско-правового характера. Все эксперты должны иметь сертификат на право проведения СОУТ.
Важным условием является наличие собственной испытательной лаборатории, имеющей аттестат аккредитации на проведение лабораторно-инструментальных исследований и измерений ВОПФ. При этом исполнитель, проводящий специальную оценку, вправе привлекать, помимо своей, любые другие испытательные лаборатории по договору гражданско-правового характера.
Минимум у одного штатного эксперта должно быть высшее медицинское образование по профилю «Санитарно-гигиенические лабораторные исследования», «Гигиена труда», «Общая гигиена». У остальных также должно быть высшее образование. Всем экспертам надлежит иметь не менее 3 лет стажа работы в проведении АРМ или специальной оценки.
Договор с экспертной компанией, имеющей квалифицированных специалистов, высокочувствительные измерительные приборы, с отличными рекомендациями от клиентов и хорошей репутацией в профессиональных кругах, станет гарантией грамотного вложения денег и высокого качества услуг. При выборе такой компании можно посоветоваться с инспектором ГИТ, с коллегами и т.п.
Еще одним из способов выяснить деловую репутацию организации, проводящей спецоценку, будет обращение к собственной службе безопасности. Её сотрудники по своим каналам могут проверить контрагента, найти слабые звенья – малый срок деятельности, наличие судебных исков от других работодателей, случаи приостановления аккредитации, другие негативные факты. После этого можено приступить к проверке аккредитации в реестре Минтруда.
Спецоценку проводят коммерческие организации, целью которых является получение прибыли. Услуги предоставляются по договору гражданско-правового характера.
Однако при выборе экспертной компании не стоит руководствоваться заявленной стоимостью проведения спецоценки. Как правило, низкую цену на услуги устанавливают организации, которые не востребованы на рынке.
Это означает, что у них мало заказов, следовательно, мало практики для экспертов. СОУТ на одном рабочем месте не может стоить меньше тысячи рублей.
- Приказ о применении результатов специальной оценки условий труда
При заказе специальной оценки УТ цена складывается из затрат на ее проведение. Влияние на стоимость договора оказывают:
— Сложность проведения
Чем труднее добраться до места оказания услуги, тем больше транспортные расходы, расходы на командировку специалистов и работников лаборатории. Если в структурные подразделения находятся на большом расстоянии друг от друга или от головного офиса, то больше времени уходит на оценку условий на рабочих местах.
— Количество рабочих мест
Дешевле проводить спецоценку по аналогичным рабочим местам. Но такие места должны точно соответствовать признакам аналогичности. Поэтому эксперты запрашивают у работодателя данные по наименованию, марке, модификации, году выпуска и дополнительному оборудованию на станки и машины.
— Срок выполнения договора
Часто цена договора растет с увеличением срочности выполнения работ.
Работодатель и проводящая спецоценку организация заключают договор возмездного оказания услуг. В том случае, если это не оговорено в Договоре отдельно, в соответствии со ст. 780 ГК РФ, исполнитель обязан оказать услуги лично. Если к работе привлекается сторонняя лаборатория, это должно найти отражение в договоре. Оплату услуг можно проводить как по факту, так и поэтапно.
Для того, чтобы вы понимали, до принятия Федерального закона №426 от 28.12.
13 применялось понятие, как аттестация рабочих мест и это была обязательная процедура для всех без исключения, согласно ТК РФ ст.212.
С 2014 года было установлено новое понятие и называется в настоящее время как специальная оценка условий труда.
Спецоценка – это комплекс единых мероприятий, осуществляемых последовательно и направленных на выявление опасных и(или) вредных факторов на производстве и также направленных на выявление их воздействия на сотрудников организации. Результатом такой оценки является установление условий труда по рабочим местам сотрудников по классам и подклассам вредности. Правила проведения и определения вредности производятся на основании 426 Федерального закона.
Какие организации имеют право проводить СОУТ?
В соответствии с законом №426-ФЗ ст.8 ч.1 и ТК РФ ст.
212 и обязанность по проведению специальной оценки лежит на работодателе, которая проводится также за его счет.
Проводить ее обязаны все работодатели, как организации, так и индивидуальные предприниматели, у которых есть в штате наемные работники.
Если говорить о предпринимателях, которые работают сами на себя без привлеченных сотрудников, то им не требуется проводить спецоценку рабочих мест. Однако, в случае появления в штате работников возникнет обязанность в проведении такой процедуры.
Также не требуется проводить спецоценку физическим лицам, не имеющим статус ИП, которые нанимают работников (Согласно закона №426-ФЗ, ст.3).
Каковы же сроки проведения спецоценки? Есть плановая проверка и внеплановая. Плановую необходимо проводить 1 раз в пять лет. Если по рабочему место проводилась аттестация, то проведение специальной оценки можно назначить через 5 лет, после завершения аттестации.
Однако, оговорены случаи, при наступлении которых спецоценка проводится внеплановая проверка (до наступления 5 лет с момента последнего проведения:
- При введении в эксплуатацию новых рабочих мест.
- В случае изменения технологического процесса, в том числе применения состава используемых материалов и другие нововведения, влияющие на уровень воздействия опасных и вредных производственных факторов.
- В случае наступления несчастного случая на производстве или же возникновении профессионального заболевания, которые вызваны опасными и вредными условиями труда.
- На основании предписания инспектора по труду, а также мотивационного предложение, исходящее из профсоюзной организации.
Работодатель должен исполнять обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о спецоценке условий труда (ст. 22 ТК РФ). Также на основании ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 426‑ФЗ он обязан обеспечить проведение СОУТ.
Из приведенных норм видно, что для организации, в штате которой отсутствуют наемные работники, кроме директора, исключений не предусмотрено. Следовательно, необходимо провести СОУТ в отношении рабочего места директора.
Генеральный директор удаленным работником быть не может. Если есть аренда офиса, значит, есть и рабочее место.
Примечание: А вот если фирма зарегистрирована на жилой адрес прописки директора — то он уже надомник!
Роструд считает: есть аренда офиса — есть рабочее место, пусть не всех работников, но генерального директора — точно. И пусть аренда офиса, это вынужденные траты из-за юрадреса, а генеральный работает дома. Нужно платить — или за спецоценку, или штраф. Удаленным или надомником может быть любой работник, кроме генерального директора.
С 2020 года в автоматическом режиме начнут штрафовать предприятия с рабочими местами, которые действуют больше года и по которым нет информации о проведении СОУТ в системе ФГИС СОУТ.
Данные о СОУТ заносят в ФГИС СОУТ уже с 2014 года, но в первый год в систему попали не все результаты СОУТ. Поэтому точные данные, которые можно использовать. Чтобы наказать работодателей, которые не провели СОУТ, есть только с 2015 года. И автоматически штрафовать работодателей начнут с 2020 года.
До этого времени штраф грозит только предприятиям. Которые инспекция труда в 2019 году проверит по плану или вне плана. Сейчас Роструд готовит проекты НПА. Которые будут регулировать, как инспекция будет привлекать предприятия в автоматическом режиме.
В соответствии с Федеральным законом «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ, организация, проводящая спецоценку, должна соответствовать следующим требованиям:
- Проведение СОУТ должно быть представлено в уставных документах как один из основных видов или один из видов деятельности организации;
- Наличие в организации не менее 5 экспертов по спецоценке условий труда, работающих по трудовому договору, причем один из них обязательно должен иметь высшее образование по специальности – врач по гигиене или по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
- Наличие структурного подразделения – аккредитованной лаборатории, имеющей право на выполнение исследований и измерений вредных и опасных факторов производственной среды (ВОПФ, – ред.) и трудового процесса.
Организация по СОУТ вправе привлекать к работе по гражданско-правовому договору другие аккредитованные лаборатории, но только в части замеров следующих видов факторов: энергетическая экспозиция лазерного излучения, радиоактивное загрязнение производственных помещений, средств индивидуальной защиты и кожных покровов работников, рентгеновское и нейтронное излучения, биологические факторы. Законом подобное сотрудничество предусмотрено потому, что не все испытательные центры имеют разрешение на измерения этих видов факторов, к тому же и закупка оборудования для них является одной из самых дорогостоящих.
Для кого не проводят СОУТ оценку условий труда работников
Экспертом по СОУТ может стать специалист организации, имеющий стаж работы в лаборатории не менее 3-х лет, прошедший аттестацию в Минтруде и имеющий сертификат эксперта на право выполнения работ по СОУТ.
Аттестация эксперта в Минтруде была введена впервые. К ней допускаются лица, которые имеют высшее образование, опыт практической работы в центрах лабораторий, дополнительное обучение по СОУТ в учебных институтах в объеме не менее 72 часов. Аттестация для претендентов в эксперты проходит в два этапа – выполнение тестовых заданий и собеседование. При удовлетворительном решении аттестационной комиссии, специалист получает право на проведение работ по спецоценке по определенному направлению.
Положением об аттестации экспертов предусмотрено 5 таких направлений: идентификация ВОПФ и трудового процесса, измерение и исследование биологических факторов, измерение и исследование химических факторов, измерение и исследование физических факторов и измерение и исследование вредных и опасных факторов трудового процесса. Требования о том, что каждый эксперт должен пройти аттестацию строго по всем 5-ти направлениям, нет, поэтому каждый из специалистов может выбрать наиболее приемлемое для себя.
В дальнейшем эксперт может пройти аттестацию и по другому направлению.
Каждая организация может обеспечить исполнение своих обязательств, связанных с риском наступления имущественной ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения ущерба работодателям и работникам, путем добровольного страхования.
При разработке федерального закона, точнее, в первой версии законопроекта, требования данного пункта имели обязательное значение для всех организаций. Без наличия обязательного страхования организациям проводить работы по СОУТ не разрешалось. Но аттестующие организации смогли отстоять свое право, и пункт закона уже стал носить добровольный характер.
Получите документы по теме бесплатно
Кто должен проводить специальную оценку условий труда, в какие сроки, какая ответственность предусмотрена за непроведение или за нарушение порядка проведения спецоценки. Эти и другие вопросы мы рассмотрим в данной статье.
Одной из основных обязанностей работодателя является обеспечение своим сотрудникам безопасных условий труда на рабочих местах (ст. 212 ТК РФ). Проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах является одним из мероприятий, которые проводит работодатель для исполнения этой обязанности.
1 января 2014 года вступил в силу федеральный закон от 26.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон), который ввел новую процедуру, – специальную оценку условий труда (СОУТ). Она заменила аттестацию рабочих мест.
Каждый работодатель должен проводить специальную оценку, независимо от формы собственности.
Исключение составляют следующие категории сотрудников:
- надомники;
- дистанционные работники;
- сотрудники, вступившие в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Организовать и оплатить специальную оценку должен работодатель (ч. 1 ст. 8 Закона). При этом оценка проводится им совместно со специализированной организацией, привлеченной на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Закона).
Для того чтобы понять, в какие сроки необходимо провести плановую спецоценку, обратимся к схеме:
Сроки проведения плановой специальной оценки рабочих мест, созданных до 01.01.2014
Специальная оценка проводится не реже одного раза в 5 лет. Срок исчисляется со дня утверждения отчета о ее проведении (ч. 4 ст. 8 Закона). Однако, если проведенная спецоценка подтвердит оптимальные или допустимые условия на рабочих местах, а в течение 5 лет с даты утверждения отчета в организации не будут выявлены профзаболевания и не произойдет несчастный случай – результаты такой спецоценки автоматически продлеваются на следующие 5 лет. Но в случае выявления вредных/опасных условий труда данные рабочие места подлежат плановой спецоценке каждые 5 лет.
Какая организация имеет право проводить экспертизу промышленной безопасности?
Проведение СОУТ начинается с созыва комиссии с нечетным количеством членов. Ее инициирует приказ руководителя организации. В комиссию входит специалист по охране труда или специалист, привлекаемый работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), а также представитель профсоюза, если такой имеется. В том же приказе руководитель должен указать, кто возглавит комиссию – он сам или назначенное им лицо.
Важно: Аналогичные рабочие места
Комиссия утверждает перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке, и указывает, какие из них являются аналогичными (ч. 5-7 ст. 9 Закона). Следует отметить, что СОУТ проводится только в отношении 20% аналогичных рабочих мест (но не менее чем двух мест), и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ч. 1 ст. 16 Закона). Согласно ст. 9 Закона таковыми считаются рабочие места, которые отвечают одновременно следующим условиям:
- расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);
- оборудованные одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
- на которых трудятся работники:
- одной и той же профессии (должности, специальности), выполняющие одинаковые трудовые функции;
- в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса;
- с использованием одинакового производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
- обеспеченные одинаковыми средствами индивидуальной защиты.
Процедура СОУТ регламентируется Законом РФ № 426-ФЗ и является обязательным мероприятием по обследованию фактических условий труда для каждого работодателя, независимо от форм собственности и видов экономической деятельности. Исключение составляют рабочие места муниципальных и государственных служащих, но остальной обслуживающий их нужды персонал также подлежит спецоценке. Таким образом, СОУТ должен провести каждый работодатель в РФ.
Специальная оценка на рабочих местах проводится работодателем с периодичностью 1 раз в 5 лет. Целью этого мероприятия для государства в целом является снижение компенсационной нагрузки из средств бюджета и сокращение числа льготных пенсионеров по спискам № 1 и № 2.
Обязанности по организации проведения специальной оценки возлагаются на комиссию, назначенную приказом руководителя. Комиссия создается до заключения договора с экспертной организацией и должна определить, кто проводит специальную оценку условий труда в организации. Делается это в целях обеспечения независимости выбора экспертной организации.
►Читайте подробнее, как правильно выбрать в реестре Минтруда организацию для проведения СОУТ и заключить договор>>>
В состав комиссии должны быть включены специалисты по охране труда, сотрудники отдела кадров, главные специалисты предприятия – технологи, инженеры, юристы, экономисты, инженеры по нормированию труда.
Члены комиссии должны владеть всей информацией по производственным и технологическим процессам, по эффективности применяемого инструмента и средств индивидуальной и коллективной защиты, знать принципы проведения замеров факторов производственной среды.
Оптимально, чтобы члены прошли предварительное обучение по проведению СОУТ в учебном центре.
1. Составьте предварительный календарный план проведения СОУТ. В первую очередь следует оценить рабочие места имеющих право на досрочную пенсию, числящихся в списке 1 и 2 лиц, указанных в 1 и 2 части пункта 1 статьи 30 Закона РФ № 400-ФЗ, кроме того, те, на которых предполагается назначение льгот за работу по 3 и 4 классу условий труда и на которых в ходе прошлой АРМ был установлен вредный или опасный класс УТ.
В соответствии с Федеральным законом «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ, организация, проводящая спецоценку, должна соответствовать следующим требованиям:
- Проведение СОУТ должно быть представлено в уставных документах как один из основных видов или один из видов деятельности организации;
- Наличие в организации не менее 5 экспертов по спецоценке условий труда, работающих по трудовому договору, причем один из них обязательно должен иметь высшее образование по специальности – врач по гигиене или по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
- Наличие структурного подразделения – аккредитованной лаборатории, имеющей право на выполнение исследований и измерений вредных и опасных факторов производственной среды (ВОПФ, – ред.) и трудового процесса.
Организация по СОУТ вправе привлекать к работе по гражданско-правовому договору другие аккредитованные лаборатории, но только в части замеров следующих видов факторов: энергетическая экспозиция лазерного излучения, радиоактивное загрязнение производственных помещений, средств индивидуальной защиты и кожных покровов работников, рентгеновское и нейтронное излучения, биологические факторы. Законом подобное сотрудничество предусмотрено потому, что не все испытательные центры имеют разрешение на измерения этих видов факторов, к тому же и закупка оборудования для них является одной из самых дорогостоящих.
Экспертом по СОУТ может стать специалист организации, имеющий стаж работы в лаборатории не менее 3-х лет, прошедший аттестацию в Минтруде и имеющий сертификат эксперта на право выполнения работ по СОУТ.
Аттестация эксперта в Минтруде была введена впервые. К ней допускаются лица, которые имеют высшее образование, опыт практической работы в центрах лабораторий, дополнительное обучение по СОУТ в учебных институтах в объеме не менее 72 часов. Аттестация для претендентов в эксперты проходит в два этапа – выполнение тестовых заданий и собеседование.
При удовлетворительном решении аттестационной комиссии, специалист получает право на проведение работ по спецоценке по определенному направлению.
Положением об аттестации экспертов предусмотрено 5 таких направлений: идентификация ВОПФ и трудового процесса, измерение и исследование биологических факторов, измерение и исследование химических факторов, измерение и исследование физических факторов и измерение и исследование вредных и опасных факторов трудового процесса.
Требования о том, что каждый эксперт должен пройти аттестацию строго по всем 5-ти направлениям, нет, поэтому каждый из специалистов может выбрать наиболее приемлемое для себя. В дальнейшем эксперт может пройти аттестацию и по другому направлению.
Каждая организация может обеспечить исполнение своих обязательств, связанных с риском наступления имущественной ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения ущерба работодателям и работникам, путем добровольного страхования.
При разработке федерального закона, точнее, в первой версии законопроекта, требования данного пункта имели обязательное значение для всех организаций. Без наличия обязательного страхования организациям проводить работы по СОУТ не разрешалось. Но аттестующие организации смогли отстоять свое право, и пункт закона уже стал носить добровольный характер.
Имеется ряд отличий между рабочими местами, которые подлежат сейчас спецоценке и по которым ранее проводилась аттестация рабочих мест.
Так, ранее, аттестация рабочих мест проводилась в случае использования на них ручного инструмента, механизмов, оборудования, установок, машин, аппаратов, устройств и транспортных средств, при наличии источников опасности. Начиная с 2014 года, в случае спецоценки таких ограничений не установлено, в связи с этим она проводится вне зависимости от того, есть на рабочих местах вышеперечисленные факторы или нет.
О порядке проведения спецоценки читайте в этой статье.
Еще одно отличие, касательно работников, работающих дистанционно и надомников. По этим рабочим места проводилась аттестация рабочих мест, проводимой на общих основаниях. На основании закона №426-ФЗ, в котором в настоящее время четко написано по данному вопросу – специальную оценку труда в отношении работников, работающих удаленно, проводить не нужно.
Что касается офисных сотрудников, таких большинство и вопрос заслуживает особого внимания. Ранее в законе не было ясности по поводу необходимости проведения аттестации. Закон №426-ФЗ внес ясность, поскольку ограничений в отношений офисных сотрудников нет, в отношении этих рабочих мест также необходимо в обязательном порядке проводить спецоценку.
Подытожим, спецоценку необходимо проводить для всех рабочих мест, за исключением следующих:
- В случае, если работник занимается надомным трудом.
- В отношении мест работников, которые работают дистанционно.
- Если в качестве работодателя выступает физическое лицо, которое не является ИП.
Обычно СОУТ по этому направлению ведется в следующих организациях:
- Закрытого типа с узкой специализацией проводимых работ.
- Научно-исследовательских структурах, занимающихся опытными исследованиями.
- Лабораториях, специализирующихся на изготовлении противовирусных препаратов.
- Подразделениях военизированных формирований.
Уже более 3-х лет по стране «идет» специальная оценка условий труда.
Кто-то проводит ее регулярно, а кому-то предстоит столкнуться с ней впервые. Но, так или иначе, к концу 2018 года каждая организация должна будет завершить проведение СОУТ.
В тоже время, провести специальную оценку условий труда – не «за молоком в магазин выйти».
И поэтому в данной статье будут описаны все требования к организации проводящей специальную оценку условий труда с учетом наработанной практики за последние годы. Вы прочитаете то, чего нигде больше не найдете.
Кто имеет право проводить СОУТ в организации?
Государственное регулирование в сфере СОУТ довольно жесткое. Организации находятся под контролем двух ведомств, проходят инспекционные проверки чуть ли не каждый год.
Но, несмотря на это, качество услуги остается на крайне низком уровне. Почему? Ответ очень прост: «Потому что контролировать проведение спецоценки должен не законодатель, а в первую очередь Заказчик (работодатель) т.е. Вы.
И ни как иначе, ведь именно работодатель (специалист по охране труда) работает напрямую с исполнителем по СОУТ, предоставляет необходимую информацию, и, что самое главное, определяет, по каким критериям выбирает поставщика».
Единственный путь к совершенству — постоянная бдительность. Поэтому доверяйте только лучшим.
Безопасность
Соответствие всем стандартам
Социальная и экологическая ответственность
Комфорт
Удобные способы взаимодействия
0 Работодатель обязан обеспечивать проведение у себя специальной оценки условий труда (, ). Такая оценка проводится для идентификации вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценки уровня их воздействия на работника (). По итогам спецоценки работодатель устанавливает дополнительные гарантии и компенсации для работников.
Какие организации могут проводить соут?
Специальная оценка условий труда впервые должна быть проведена в сроки, не превышающие 12 месяцев со дня создания нового рабочего места. Если организация функционирует более 12 месяцев, а аттестация рабочих мест (АРМ) или специальная оценка условий труда не проводилась никогда, то проводить спецоценку надо незамедлительно или вчера.
Вообще рекомендуем придерживаться правила, что срок проведения СОУТ на новом рабочем месте составляет не более 6 месяцев со дня его создания. Такая категоричность подтверждена законодательно.Так, согласно статье 212 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить:
- безопасный труд своих работников;
- охрану труда своих сотрудников;
- информирование работников об условиях, в которых они трудятся, и т. д.
В то же время, согласно статье 219 ТК РФ, работник имеет право на:
- безопасные условия труда;
- получение информации об условиях вредности на своем рабочем месте.
То есть работник имеет право требовать от работодателя предоставления информации о степени риска для его здоровья, которое может подвергаться воздействию вредных или опасных производственных факторов (даже сидя перед экраном монитора).И если работодатель ему не предоставляет такую информацию, работник имеет право для получения этой информации обратиться в орган государственного надзора за соблюдением законодательства.
В этом случае работодателя ждет штраф до 80 000 рублей и письменное предписание о необходимости организации проведения спецоценки. В противном случае может грозить административная приостановка деятельности предприятия до 90 дней.
Срок действия спецоценки условий труда составляет 5 лет. Течение времени начинается со дня утверждения отчета о проведении оценки по каждому отдельному рабочему месту. Итоги проведения данного мероприятия можно свести к двум вариантам, когда:
- вредные факторы в ходе проведения не выявлены;
- вредные факторы выявлены и соответствующим образом классифицированы.
Если в ходе проведения спецоценки не выявлено вредных и опасных производственных факторов, такое рабочее место подлежит декларированию в территориальный орган федеральной службы по труду и занятости на предмет соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда.
В этом случае, если в течение последующих 5 лет в отношении данного рабочего места не появится причин провести внеплановую спецоценку, то по истечении данного срока повторную СОУТ проводить не надо, действие декларации считается автоматически продленным.
А в какие сроки нужно делать СОУТ в дальнейшем (если вообще надо будет сделать), закон не сообщает..
В этом случае срок действия специальной оценки условий труда составляет 5 лет. Причем это не значит, что пять лет прошло и надо начинать организовывать новую спецоценку. К истечению пятилетнего срока у работодателя должны быть уже готовые результаты аттестации, то есть никакого прерывания не допускается.
Аттестация рабочего места
АРМ — это, по сути, то же самое, что и спецоценка, только с другим названием. Поэтому если работодатель проводил АРМ до 01.01.2014, то действующее законодательство позволяет ему не организовывать и не проводить какие-либо дополнительные мероприятия весь срок действия СОУТ вплоть до даты завершения действия результатов этой аттестации, конечно, если не возникнут основания для проведения внеплановой СОУТ.
При возникновении обстоятельств для проведения внеплановой спецоценки законодательством предусмотрено два временных периода — 6 и 12 месяцев, в зависимости от причины.
Специальная оценка условий труда должна быть проведена за указанное время, если:
- работодатель получил предписание о проведении внеплановой спецоценки;
- в производстве начинают использовать новые материалы или сырье, которые могут навредить здоровью работника;
- вводятся новые средства индивидуальной и коллективной защиты (можно снизить класс вредности, соответственно, можно снизить выплаты за вредность);
- произошел несчастный случай (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц);
- врачебной комиссией установлен факт профессионального заболевания;
- получено письмо от профсоюза о необходимости проведения внеплановой спецоценки.
Как и какими организациями осуществляется проведение СОУТ?
СОУТ должна быть проведена за указанное время, если:
- в эксплуатацию вводятся новые рабочие места;
- меняются технологические процессы, производственное оборудование, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных или опасных производственных факторов.
Сроки мероприятий по результатам СОУТ
Со дня утверждения отчета по результатам СОУТ работодатель обязан:
- в течение 3 рабочих дней уведомить об утверждении организацию, проводившую СОУТ;
- не позднее 30 календарных дней под подпись ознакомить работников с результатами проведенной спецоценки;
- не позднее 30 календарных дней при наличии сайта в сети Интернет разместить сведения о результатах проведения СОУТ и перечне мероприятий по улучшению условий по охране труда.
Устанавливается приказом работодателя при организации проведения данного мероприятия на этапе формирования комиссии.
Составляет 45 лет, однако если в результате проведения СОУТ будут выявлены вредные или опасные производственные факторы и условия труда будут соответствующим образом классифицированы по вредности и опасности, такие материалы необходимо хранить в течение 75 лет.
Специальная оценка условий труда (СОУТ) не проводится в отношении условий труда:
- надомников,
- дистанционных работников,
- работников, вступившим в трудовые отношения с работодателем – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (ст. 3 ч. 3).
СОУТ в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных гражданских служащих проводится не по 426-ФЗ, а по специальным нормативно – правовым актам для служащих (ст. 3 ч. 4). СОУТ в отношении условий труда работников, допущенных к сведениям, отнесенным к государственной или иной охраняемой законом тайне, осуществляется по специальным нормативно – правовым актам (ст. 8 ч. 5). В остальных случаях СОУТ должна проводиться.
СОУТ проводится 1 раз в 5 лет. Срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении СОУТ (статья 8 часть 4). Если до 01.01.2014 года в организации была проведена аттестация рабочих мест, то в течении 5 лет после ее завершения можно не проводить СОУТ (ст. 27 ч. 4). Внеплановая аттестация проводится до истечения 5 — летнего периода в следующих случаях (ст. 17 ч. 1):
- ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
- получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными нарушениями;
- изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия производственных факторов на работников;
- изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия производственных факторов на работников;
- изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия производственных факторов на работников;
- произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
- наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.