Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Многоконтурные земельные участки определение». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
17. Межевой план в отношении многоконтурного земельного участка оформляется в соответствии с Требованиями к подготовке межевого плана, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 года N 412 (далее — Требования), с учетом следующих особенностей.
18. В отношении многоконтурного земельного участка оформляется один межевой план независимо от количества кадастровых кварталов, в границах которых расположен такой многоконтурный земельный участок.
19. Количество контуров границы многоконтурного земельного участка дополнительно указывается при заполнении реквизита «1» титульного листа межевого плана.
20. При заполнении межевого плана обозначение контура границы многоконтурного земельного участка приводится в виде обозначения (либо кадастрового номера) земельного участка и заключенного в скобки числа, записанного арабскими цифрами (например, 19:01:010203:123(1), 19:01:010203:124:ЗУ1(1), :ЗУ1(1). При этом число в скобках обозначает порядковый номер контура границы.
При заполнении текстовой части межевого плана обозначение земельного участка приводится в соответствии с пунктом 46 Требований, а при заполнении графической части — в соответствии с пунктом 79 Требований.
21. Для обозначения характерных точек границы многоконтурного земельного участка применяется сквозная нумерация.
22. В случае, если новые земельные участки образуются в результате перераспределения земельных участков, в том числе многоконтурного земельного участка, протокол образования земельных участков заполняется в соответствии с пунктом 31 Требований без указания в обозначении частей исходных земельных участков, включаемых в состав образуемых земельных участков, порядкового номера контура границы.
23. В случае, если межевой план оформляется в результате кадастровых работ по образованию земельных участков и при таком образовании исходный многоконтурный земельный участок сохраняется в измененных границах (является измененным земельным участком), при подготовке межевого плана контурам границы измененного многоконтурного земельного участка присваиваются новые обозначения (с учетом порядкового номера контура границы).
24. При заполнении реквизитов «1» и «2» раздела «Сведения о выполненных измерениях и расчетах» в графе «3» соответствующих таблиц при необходимости указываются обозначения контуров либо учетные номера контуров границы многоконтурного земельного участка.
25. В случае, если для расчета предельно допустимой погрешности определения площади геометрических фигур, образованных проекцией контуров границы многоконтурного земельного участка (далее также — площадь контура границы), применялись различные формулы в таблицу реквизита «4» раздела «Сведения о выполненных измерениях и расчетах» перед сведениями о многоконтурном земельном участке построчно вносятся сведения о контурах его границы, в том числе обозначение контура или учетный номер контура, его площадь и примененная формула для расчета предельной допустимой погрешности определения площади с подставленными в указанную формулу значениями.
О многоконтурных земельных участках
32. Государственный кадастровый учет образуемого многоконтурного земельного участка осуществляется в кадастровом квартале, в котором указанный многоконтурный участок располагается целиком (в том числе в условном кадастровом квартале с границами, проходящими по границе кадастрового района или соответствующего кадастрового округа).
Учет образуемого многоконтурного земельного участка может быть осуществлен в условном кадастровом квартале с границами, проходящими по границе соответствующего кадастрового округа, при условии соблюдения требований о принадлежности указанного земельного участка одной категории земель и непересечении его границ с границами муниципальных образований.
33. Многоконтурному земельному участку независимо от количества контуров его границы присваивается один кадастровый номер.
Каждому контуру границы многоконтурного земельного участка при осуществлении государственного кадастрового учета присваивается учетный номер контура, состоящий из кадастрового номера земельного участка и заключенного в скобки порядкового номера контура (например, 50:01:0:12(5).
На кадастровой карте контур границы многоконтурного земельного участка обозначается в виде двоеточия, номера земельного участка в соответствующем кадастровом квартале и заключенного в скобки порядкового номера контура (например, :123(1).
34. Государственный кадастровый учет многоконтурного земельного участка осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и межевого плана.
Государственный кадастровый учет многоконтурного земельного участка осуществляется в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете.
При осуществлении государственного кадастрового учета наименование многоконтурному земельному участку присваивается, если это предусмотрено действующим законодательством (например, лесной участок).
35. В соответствии с частью 8 статьи 38 Закона о кадастре площадью земельного участка является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость. Площадью многоконтурного земельного участка является сумма площадей всех геометрических фигур, образованных проекцией контуров его границы на горизонтальную плоскость (площади контуров границы).
Соответственно проверка соблюдения требований, установленных в статье 11.9 Земельного кодекса к предельным минимальным или максимальным размерам земельных участков, осуществляется в отношении указанной суммы площадей.
Согласно Закону «О государственной регистрации недвижимости» общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и госрегистрации прав сокращен. При подаче документов в Росреестр он составит:
- 5 рабочих дней — для кадастрового учета;
- 10 рабочих дней — в случае одновременного проведения учета и госрегистрации;
- 7 рабочих дней — для госрегистрации прав.
Если документы будут представляться через МФЦ, то сроки проведения кадастрового учета и госрегистрации прав увеличиваются на два рабочих дня.
С введением платных парковок на территории г. Тулы многие жители хотят огородить въезд на территорию своего многоквартирного жилого дома, установив шлагбаум. О том, как законно установить шлагбаум, спрашивайте у наших специалистов – консультации бесплатно. Готовим все необходимые документы.
Единые землепользования, многоконтурные земельные участки.
Бесплатная информационная поддержка и консультации по телефону семь дней в неделю с 08:00 до 21:00 ч.
Мы работаем для Вас с 08:00 до 21:00 ч. без перерывов на обед и выходных. Мы прекрасно понимаем, что в рабочее для Вас время не всегда бывает возможность заниматься личными делами. Мы уважаем Вас и вашу работу, поэтому запланировать выезд эксперта на осмотр объекта оценки Вы можете на любое удобное для Вас время: и рано утром и поздно вечером и в выходной день.
- Оценка квартиры
- Оценка земельного участка
- Оценка встроенных помещений коммерческого или свободного назначения
- Оценка зданий и индивидуального жилого дома
- Оценка транспортного средства
- Оценка ущерба имуществу
Ознакомиться с нашими партнерами
© 2012-2020 Стандарт Оценка.
Согласно ст. 7 ЗК РФ, по целевому назначению могут быть:
- земли сельскохозяйственного назначения;
- земли населенных пунктов;
- земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
- земли особо охраняемых территорий и объектов;
- земли лесного фонда;
- земли водного фонда;
- земли запаса.
Каждая из групп содержит в себе подгруппы, т.е. дополнительно подразделяется по подцелевому назначению. Как устанавливает ч.2 ст.260 ГК РФ, пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением. Использование для другого целевого назначения не допускается.
Многоконтурные земельные участки — что это и как образуются
Эти земли определены в ст. 87 ЗК РФ. Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (земли промышленности и иного специального назначения).
Согласно ст. 7, 87 ЗК РФ, земли промышленности и иного специального назначения составляют отдельную, самостоятельную категорию земель Российской Федерации. Часть 2 ст. 87 дает перечень земель промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера задач, для решения которых они предназначены:
- земли промышленности;
- земли энергетики;
- земли транспорта;
- земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;
- земли для обеспечения космической деятельности;
- земли обороны и безопасности;
- земли иного специального назначения.
К землям особо охраняемых территорий, в соответствии со ст. 94 ЗК РФ, относятся земли, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые являются изъятыми согласно постановлениям федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
К землям особо охраняемых территорий относятся земли:
- особо охраняемых природных территорий;
- природоохранного назначения;
- рекреационного назначения;
- историко-культурного назначения;
- особо ценные земли.
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) – ст. 101 ЗК РФ.
Ст. 6.1 Лесного кодекса относит к землям лесного фонда как лесные, так и, что важно, нелесные земли (ч.1). Федеральным законом от 27.12.2018 №538-ФЗ сделано НАКОНЕЦ-ТО уточнение, добавлена ч.4 ст.6.1: «Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств». Согласно ч.1 ст.3 ЛК РФ, лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения. Поэтому Лесной кодекс имеет больший приоритет перед Земельным кодексом в области лесных отношений.
Что же, можно констатировать, что не прошло и каких-то 14 лет со дня принятия Лесного кодекса — и законодатель принял, пошевелившись (после «особо важных для государства» законах о пенсиях, фейках, митингах и др.) наконец-то, сию актуальную норму.
К землям водного фонда относятся земли (ст. 102 ЗК РФ):
- покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;
- занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.
К землям запаса, на основании ст. 102 ЗК РФ, относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со ст.80 ЗК РФ.
В России выделяется государственная, муниципальная и частная собственность на землю (земельные участки):
Государственная (федеральная, субъекта РФ): это форма собственности на земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации или субъектов Российской Федерации. Управление и распоряжение такими землями осуществляется органами исполнительной власти Российской Федерации или субъектов Российской Федерации.
Муниципальная: это форма собственности на земельные участки, принадлежащие муниципальным образованиям. Управление и распоряжение такими землями осуществляется органами местного самоуправления.
Частная: это такая форма собственности, которая позволяет юридическим и физическим лицам – гражданам (а также их объединениям, товариществам и т.д.), владеть, пользоваться, распоряжаться землей.
Многоконтурный земельный участок
Многоконтурным земельным участком называется участок, состоящий из нескольких частей, или контуров. То есть фактически это несколько участков, находящихся на некотором расстоянии друг от друга, но рассматриваются и учитываются они как один.
Такие участки образуются, если нет возможности образования одноконтурного. Это может произойти:
- Если недостаточно места для выделения «стандартного» участка достаточной площади.
- Если необходимо выделить часть земель, к примеру, под опоры для ЛЭП или для других подобных нужд.
Правила и способы образования те же. Отдельно стоит упомянуть требование о том, чтобы участок не пересекал границы населённого пункта. Для многоконтурных это означает, что все их части должны находиться в пределах одного поселения. Но они могут относиться к разным кварталам.
- Особенности кадастрового учета многоконтурных земельных участков 2016 / Клюшниченко Виктор Николаевич, Каверин Николай Владимирович
- Государственный кадастровый учет многоконтурных земельных участков 2012 / Киселева Анастасия Олеговна, Клюшниченко Виктор Николаевич
- Многоконтурный земельный участок как объект земельных отношений: вопросы теории и практики 2019 / Мельников Николай Николаевич
- Анализ причин приостановлений и отказов в осуществлении государственного кадастрового учета 2014 / Клюшниченко Виктор Николаевич, Костенко Мария Дмитриевна
- Проблемы и перспективы переоценки кадастровой стоимости земельных участков в судебном порядке 2015 / Москвин Виктор Николаевич, Соколова Татьяна Александровна
- О повышении эффективности муниципального земельного контроля 2014 / Ильиных Анастасия Леонидовна, Гиниятов Ильгиз Ахатович
- Системный подход к геоинформационному обеспечению кадастра недвижимости и мониторинга земель 2014 / Ильиных Анастасия Леонидовна, Киселева Анастасия Олеговна
- Использование дифференцированных характеристик при вычислении кадастровой стоимости земель населенных пунктов с применением открытых геоданных 2015 / Ильиных Анастасия Леонидовна, Киселева Анастасия Олеговна, Колесников Алексей Александрович
- Современные проблемы определения границ территориальных зон 2016 / Горянова Ольга Федоровна
- Последствия отмены категорий земель по целевому назначению 2017 / Клюшниченко Виктор Николаевич, Ильиных Анастасия Леонидовна, Киселева Анастасия Олеговна
В принципе, пользоваться многоконтурными земельными участками можно точно таким же образом, как и стандартными землями, то есть владелец имеет полное право заключать на такие земли соглашения купли-продажи, обмена, дарственные договоры и договоры обмена.
Однако для того, чтобы совершить хотя бы одно из этих действий необходимо, чтобы на руках был межевой план с указанным там кадастровым номером. Если его на руках пока что нет, то занимаются его оформлением.
Все сделки, производимые с данными землями, осуществляются в рамках действующего на территории нашей страны Гражданского кодекса. Новый владелец обязан сохранить участок для тех целей, для которых он предназначен. Стоит отметить, что преимуществом на приобретение данной земли, обладает государство.
Договоры, подписываемые сторонами, относительно многоконтурных земельных участков составляются всегда в письменном виде с участием нотариуса. В противном случае сделка признается недействительной.
На данный период времени единое землепользование как таковое не применяется.
Точнее не появляются новые участки данного типа, так как в 2008 году создание участков единого землепользования отменили.
Тем не менее, существующие участки данной разновидности не преобразовывали и до сих пор считают именно единым землепользованием и рассматривают в соответствии с имеющимися для них нормативами.
Постановлением Федерального закона №221 от 24.07.2007 года введены так называемые многоконтурные участки земли, которые стали альтернативой применения единого землепользования.
Отличие многоконтурных участков земли заключается только в наличии немного другой классификации этих земельных участков и отсутствии кадастровых номеров для обособленных территорий, то есть кадастровый номер присваивается всему многоконтурному участку и только.
Под составом единого землепользования понимается то или иное количество обособленных участков, которые являются частью данного участка. Эти участки имеют собственные границы и геодезические данные, внесены в кадастровый реестр под отдельными номерами и могут отдельно уточняться, объединяться и подобное.
Следует отметить различие между обособленными и условно обособленными участками, которое заключается в расположении контуров этих участков. Так, обособленные участки имеют контур который прилегает к другим территориям, не входящим в единое землепользование.
Условные участки, в свою очередь являются смежными, то есть прилегающими к другим участкам единого землепользования, но разделенными условными кадастровыми границами.
Границы земельного участка: как определить и что делать при их изменении?
Наиболее характерным примером современного единого землепользования является садоводство, в котором имеются отдельные участки. В кадастре общее пространство садоводства имеет собственный номер и является участком единого землепользования, в котором имеются участки с собственными кадастровыми номерами, то есть обособленные участки.
Помимо этого, ранее отмечался пример совхоза или подобного сельскохозяйственного предприятия, которое имеет общий участок, но может подразделяться на обособленные.
В целом примеров может существовать огромное количество, но если представлять себе суть подобных участков, то не трудно определить является ли то или иное объединение участков единым землепользованием или не является. Следует только различать многоконтурные участки и участки единого землепользования, так как для них применяется разная правовая база, но в целом система кадастрового учета фактически идентична.
Правовое регулирование в данной области выполняется на основании нормативных актов (правила присвоения номеров кадастровым участкам, приказы о кадастровом делении и подобное) в сфере кадастрового учета. Основным федеральным законом, который используется в практике правового регулирования в данной области, является Федеральный закон № 221, новая редакция которого появилась 13.07.2015 года.
На данный период времени, как сказано ранее, единое землепользование не формируется, существуют только участки, созданные ранее, до 2008 года. С того времени появился новый термин – многоконтурный участок земли. Регулируется образование таких участков в соответствии с Федеральным законом под номером 221.
Если требуется объединить два или более участков с замкнутыми контурами, то формируется именно многоконтурный участок.
Существуют разновидности формирований:
- с разделенными контурами (то есть участки прилегающие друг к другу, но имеющие собственные контуры);
- с вкраплениями (то есть участки, между которыми есть земля, не относящаяся к данному землепользованию).
Таким образом, ныне формируются только многоконтурные участки, в том числе и из существующих участков единого землепользования. К примеру, если требуется отделить определенное количество участков от единого землепользования, то эти участки оформляются как отдельные, а остальные становятся многоконтурным участком.
Для объединения участков используется межевой план, который предоставляется в кадастровую палату и утверждается регулирующими органами.
Вопросы относительно границ участка регулируются:
- ст. 11.1, 11.9 33 и 38 ЗК РФ, которые дают четкое определение термину “Границы участка” и содержат все имеющиеся нюансы;
- Федеральным законом № 221 “О государственном кадастре недвижимого имущества”.
Указанные законодательные акты являются основными и включают в себя все необходимые сведения по вопросу определения границ участка, их корректировки и так далее.
Законодательством РФ определяется земельный участок как одна из частей земной поверхности, содержащая в себе почву, недра и различные находящиеся на ней объекты (в том числе и природные). Его территория должна быть описаны и зарегистрированы в уполномоченном госоргане.
Иными словами, граница на территории участка является необходимостью. Это своего рода специальные обозначения в форме линии непосредственно на топографическом плане, ограничивающие в форме территориального объекта. В зависимости от различных ситуаций, линии не могут быть закреплены только на плане территории, поскольку дополнительно необходимо устанавливать на территории принятые обозначения.
Как происходит образование земельных участков?
Площадь земли является одной из персональных параметров, которая подразумевается под собой размеры поверхности между границами.
Различный рельеф никогда не берется во внимание в процессе подсчете (учитывается только условно-ровная поверхность).
Для минимизации рисков допущения различных препятствий в применении, законодательством РФ установлено определение максимального и минимального порогового значения.
Граница предоставленного участка в процессе проведения работ по межеванию устанавливаются благодаря использованию специально разработанной системе координат (с обязательным отображением географических значений), состав значений которых в будущем подлежат переносу в специальный кадастр и позволяет рассчитать положение земли по месту.
Стоит отметить, что на практике возникают нередко ситуации, когда информация относительно координат земли включает в себя различные неточности.
В том случае, если собственники обнаружили тот факт, что территории их земель наложены друг на друга, либо же имеется явное пересечение, возможны несколько способов решения этой проблемы:
- административное. Подразумевается корректировка владельцами соседних участков с привлечением представителя кадастрового органа;
- судебное. Подразумевает обращение собственником участка, выявившего ошибку, в судебный орган с требованием о принудительном согласования границ с соседним участком.
Наиболее оптимальным вариантом по праву считается уточнение размеров и расположение территории представителем кадастрового органа, поскольку на это понадобится относительно немного времени.
Минэкономразвития России относительно подготовки межевых планов земельных участков и осуществления государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ, в том числе в случаях выявления несоответствия сведений Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ смежных земельных участков их фактическому положению на местности сообщает.
В связи с многочисленными обращениями, поступающими в Минэкономразвития России по вопросам, связанным с уточнением и согласованием местоположения границ земельных участков, в том числе с целью исправления реестровых ошибок, в рамках полномочий, установленных Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, полагаем возможным отметить следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 43 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ) уточнением границ земельного участка является государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах. Указанный государственный кадастровый учет осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН) сведения о котором не соответствуют установленным на основании Закона N 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Несоответствие указанным требованиям может выражаться в таких обстоятельствах, как:
отсутствие в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ, как правило, ранее учтенного земельного участка;
содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;
содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в ЕГРН содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);
в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка содержится реестровая ошибка (выраженная, например, в виде пересечения границ земельных участков или несоответствия содержащегося в ЕГРН описания местоположения границ земельного участка правоустанавливающему документу, документу об образовании земельного участка или фактическому положению на местности при отсутствии нарушения земельного законодательства — самовольного занятия земель или земельных участков, и тому подобное).
Указанные обстоятельства являются основанием для уточнения местоположения границ земельного участка или земельных участков — выполнения соответствующих кадастровых работ и государственного кадастрового учета на основании подготовленных документов.
Согласно части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав приостанавливаются по решению государственного регистратора прав в случае, если:
границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в ЕГРН, за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости, а также случаев, предусмотренных пунктом 20.1 части 1 статьи 26 и частями 1 и 2 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ (пункт 20);
границы лесного участка, о государственном кадастровом учете которого в связи с уточнением границ представлено заявление, пересекают границы других земельных участков, лесных участков, сведения о которых содержатся в ЕГРН, за исключением случаев пересечения границ других лесных участков, предназначенных для использования лесов в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, или случая, если другой лесной участок является преобразуемым объектом недвижимости (пункт 20.1).
Таким образом, несоответствие сведений ЕГРН о местоположении границ смежных земельных участков их фактическому положению на местности, представляющее собой в ряде случаев (когда описание местоположения границ смежного земельного участка соответствует требованиям к точности определения координат характерных точек границ земельных участков) реестровые ошибки в указанных сведениях ЕГРН, влечет приостановление государственного кадастрового учета земельного участка, в отношении которого выполнялись кадастровые работы (далее — объект кадастровых работ).
Согласно части 2 статьи 43 Закона N 218-ФЗ, если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о смежных �� ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков.
Что такое многоконтурные земельные участки
Единое землепользование – это фактически участок земли с присвоенным номером по кадастру.
Данный надел состоит из двух и более наделов, разделенных границами и имеющих уникальные кадастровые номера.
Размеры таких наделов в сумме дают площадь общего участка в соответствии с реестром. Раздел общего участка может проводиться по разным причинам, которые мы сейчас рассмотрим.
Например, если необходимо отделить определенные земли, для них формируется отдельная межевая схема.
Она предоставляется в кадастровый орган для утверждения вместе с межевой схемой для наделов, остающихся в составе общего надела.
Единое землепользование | Это надел земли, разделенный объектами социального пользования или территориями общего пользования |
Фактически единый надел | Это участок, состоящий из нескольких кусков с общими границами или полностью разграниченных. При этом общий участок и все отделенные наделы имеют личные кадастровые номера |
Данное понятие применяется в случаях, если участки разделены, однако они имеют общую принадлежность и общего владельца.
Каждый кусок характеризуется обособленными границами и геодезическими параметрами. Геодезические сведения могут быть объединены.
Участки разделяются на 2 вида:
- условно обособленные;
- обособленные.
Основным различием является местонахождение границ и наличие смежных контуров. Условно обособленные наделы не отделены контурами.
Такие участки в большинстве случаев прилегают к соседним землям, не входящим в состав единого землепользования.
Условные наделы земли во всех случаях называются смежными, поскольку они располагаются в непосредственной близости от соседних наделов единого землепользования.
Однако при этом они разделены действующими границами. В основном статус единого землепользования используется в садоводческих кооперативах и объединениях.
Ведь часто садоводства имеют в собственности участки, которые территориально находятся далеко друг от друга.
Каждому отдельному наделу присвоен личный кадастровый номер в госреестре, при этом они все включаются в статут единого землепользования.
В прежние годы большие сельские хозяйства и предприятия владели огромными земельными наделами, которые делились на полностью обособленные. То есть без смежных границ и контуров.
Правовое регулирование данного вопроса осуществляется на базе Земельного Кодекса РФ и федерального законодательства, касающегося государственного кадастрового учета (процедуры выдачи участкам номеров по кадастру, приказы о делении наделов по кадастру).
Главный закон в данной сфере — Федеральный закон № 221, в новой редакции от 13.07.2015 года.
Согласно этому закону, сегодня статус единого землепользования не присваивается, поскольку вместо него было введено понятие многоконтурного участка.
По состоянию на 2019 год данное понятие стало заменой единого участка. Под единый надел подпадали территории до 2007 года, то есть до момента принятия закона.
До сегодняшнего дня они не были преобразованы, поэтому по отношению к ним может применяться прежнее понятие. Также в их отношении действуют прежние нормативы.
Главным нововведением при использовании понятия многоконтурных участков стала видоизмененная классификация таких наделов и отсутствие личных кадастровых номеров для обособленных участков.
Понятие единого землепользования применялось для повышения качества и удобства ведения государственного кадастрового учета.
Таким образом, облегчался процесс учета, ведь можно было увидеть как общий номер по кадастру всего надела, так и отдельных его составляющих частей.
Многие земельные наделы, принадлежащие частным лицам или каким-либо объединениям, являют собой разделенные куски и участки без общих границ.
Однако все данные участки находятся в собственности одного лица, которое и является владельцем. Рассмотрим на примере.
Крупный участок земли в деревне принадлежит одному владельцу, однако на одном куске земли находится дом и различные хозяйственные постройки, а на другом участке – огород и сад.
При этом данные два участка разделены деревенской дорогой или проходят по границам поселения. Владелец у данных участков единый.
Этот надел может разделяться дорогой, территорией с муниципальными постройками, однако весь надел находится во владении и пользовании одного лица.
Раздел единого землепользования находящегося в собственности одного владельца наблюдается также у сельскохозяйственных предприятий, участки которых могут занимать значительные территории.
Однако эти участки могут быть разделены территориями общего пользования, которые не находятся в собственности данного предприятия.
Уточнение границы единого землепользования предполагает формирование межевого плана, куда необходимо внести данные о существующих наделах.
В результате проведения процесса уточнения работниками кадастрового органа, могут быть внесены соответствующие правки и изменения в кадастровый паспорт участка.
Также по итогу уточнения участки могут быть объединены, разделены или обособлены. Сотрудники вправе исправить и другие характеристики, вписанные в кадастровый паспорт участка.
Правило комментируемой статьи представляет собой единственное на данный момент законодательное определение земельного участка, которое отражает его технические свойства как объекта кадастровой и землеустроительной деятельности.
Во всех остальных случаях, используя понятие “земельный участок”, законодатель либо уточняет эти же свойства (ранее учтенный, многоконтурный, смежный), либо говорит исключительно о юридической составляющей (лесной участок, участок в составе особо охраняемых природных территорий и т.д.). Законодатель в ст. 11.1 ЗК сделал акцент на таком родовом признаке, как “границы”.
Вместе с этим необходимо учитывать, что “земельный участок” – емкое понятие, включающее в себя технические (землеустроительные, кадастровые) и юридические свойства как разновидности недвижимого имущества, как объекта гражданского оборота.
Более широкие определения конструкции “земельный участок” приводятся в научных исследованиях и пособиях , однако внимание федерального законодателя они на себя пока еще не обратили. Причина этого кроется в громоздкости определений, в попытках выйти далеко за пределы главного родового признака земельного участка.——————————–
Крассов О.И. Юридическое понятие “земельный участок” // Экологическое право. 2004. N 2. С. 12 – 17; Он же: Земельный участок – основа понятийного аппарата земельного права // Экологическое право. 2011. N 4. С. 4 – 12; Митягин К.С. Понятие “земельный участок” // Законодательство. 2007. N 5; СПС “Гарант”.
Возможно, одна из причин “невосприимчивости” законодателя к ученым дефинициям заключается в размытости его конструкции (в статье О.И. Крассова 2004 года мы так и не нашли итоговой дефиниции “земельный участок”), либо в их тяжеловесности, в попытках объять все возможные свойства земельного участка.
Вот, к примеру, как раскрывает в своей статье это понятие К.С.
Митягин: “Земельный участок – обеспечивающее возможность удовлетворения собственных (частных) интересов участников гражданского (имущественного) оборота материальное благо, права на которое подлежат обязательной государственной регистрации, с возможностью его использования только в соответствии с определенным целевым назначением и установленными законодательством ограничениями путем хозяйствования управомоченного субъекта в пространстве, ограниченном замкнутой территориальной границей, проходящей по естественному рельефу земли, описанной и удостоверенной в установленном законом порядке”. Более ясным и удобным для практического руководства является, на наш взгляд, определение земельного участка, которое дает в своей монографии С.А. Чаркин: “это часть поверхности земли, характеризующаяся наличием площади, границ, кадастрового номера и целевого назначения, параметры и виды разрешенного использования которой, включая все то, что находится над и под ее поверхностью, определяется правилами землепользования и застройки и (или) иными нормативными правовыми актами (Чаркин С.А. Земельные правоотношения как межотраслевая правовая категория: Монография. М.: Юрайт, 2012. С. 122). Однако и это (“доктринальное”, по словам автора) определение перегружено элементами из области градостроительных, а также природоресурсных отношений.
«1. Настоящие Правила, разработанные в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, устанавливают порядок определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи всех классов напряжения и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности этих линий. 2. Воздушная линия электропередачи (линия связи, обслуживающая электрическую сеть) размещается на обособленных земельных участках, отнесенных в установленном порядке к землям промышленности и иного специального назначения или землям поселений и предназначенных для установки опор указанных линий.
Обособленные земельные участки, отнесенные к одной категории земель и предназначенные (используемые) для установки опор одной воздушной линии электропередачи (линии связи, обслуживающей электрическую сеть), могут быть учтены в государственном земельном кадастре в качестве одного объекта недвижимого имущества (единого землепользования) с присвоением одного кадастрового номера. 3. Минимальный размер земельного участка для установки опоры воздушной линии электропередачи напряжением до 10 кВ включительно (опоры линии связи, обслуживающей электрическую сеть) определяется как площадь контура, равного поперечному сечению опоры на уровне поверхности земли. площадь контура, отстоящего на 1 метр от контура проекции опоры на поверхность земли (для опор на оттяжках — включая оттяжки), — для земельных участков, граничащих с земельными участками всех категорий земель, кроме предназначенных для установки опор с ригелями глубиной заложения не более 0,8 метра земельных участков, граничащих с земельными участками сельскохозяйственного назначения; площадь контура, отстоящего на 1,5 метра от контура проекции опоры на поверхность земли (для опор на оттяжках — включая оттяжки), — для предназначенных для установки опор с ригелями глубиной заложения не более 0,8 метра земельных участков, граничащих с земельными участками сельскохозяйственного назначения.
Минимальные размеры обособленных земельных участков для установки опоры воздушной линии электропередачи напряжением 330 кВ и выше, в конструкции которой используются закрепляемые в земле стойки (оттяжки), допускается определять как площади контуров, отстоящих на 1 метр от внешних контуров каждой стойки (оттяжки) на уровне поверхности земли — для земельных участков, граничащих с земельными участками всех категорий земель (кроме земель сельскохозяйственного назначения), и на 1,5 метра — для земельных участков, граничащих с земельными участками сельскохозяйственного назначения. 5. Конкретные размеры земельных участков для установки опор воздушных линий электропередачи (опор линий связи, обслуживающих электрические сети) определяются исходя из необходимости закрепления опор в земле, размеров и типов опор, несущей способности грунтов и необходимости инженерного обустройства площадки опоры с целью обеспечения ее устойчивости и безопасной эксплуатации. 6. В порядке, предусмотренном пунктами 3 — 5 настоящих Правил, определяются размеры земельных участков (частей земельных участков), отнесенных к категориям земель, не указанным в пункте 2 настоящих Правил, если хозяйствующим субъектам предоставлено право использовать эти участки (части участков) для установки опор воздушных линий электропередачи (опор линий связи, обслуживающих электрические сети).
7. Размеры земельных участков (частей земельных участков), которые используются хозяйствующими субъектами в период проведения инженерных изысканий при проектировании воздушных линий электропередачи (линий связи, обслуживающих электрические сети), определяются проектной документацией на проведение указанных работ. 8. Земельные участки (части земельных участков), используемые хозяйствующими субъектами в период строительства, реконструкции, технического перевооружения и ремонта воздушных линий электропередачи, представляют собой полосу земли по всей длине воздушной линии электропередачи, ширина которой превышает расстояние между осями крайних фаз на 2 метра с каждой стороны. Земельные участки (части земельных участков), используемые хозяйствующими субъектами при производстве указанных работ в отношении воздушных линий электропередачи напряжением 500, 750 и 1150 кВ с горизонтальным расположением фаз, представляют собой отдельные полосы земли шириной 5 метров для каждой фазы.
Конкретные размеры земельных участков (частей земельных участков) для осуществления указанных работ определяются в соответствии с проектной документацией с учетом принятой технологии производства монтажных работ, условий и методов строительства».
Единое землепользование – это земельный, которому присваивался единый кадастровый номер. и который состоял из двух и более обособленных земельных, у которых также были кадастровые номера. То есть, земельный участок, предоставленный сельскохозяйственному предприятию одним государственным актом площадью 5000 гектар, будет представлять собой единое землепользование с кадастровым номером К№1, состоящее из трех обособленных земельных с кадастровыми номерами К№2,К№3,К№4.
Все контуры границы многоконтурного земельного должны располагаться на территории одного муниципального образования или на территории одного населенного пункта (при этом такие контуры границы могут находиться в разных кадастровых кварталах).
3) Государственный кадастровый учет таких земельных осуществляется в общем порядке.
Многоконтурному земельному участку присваивается один кадастровый номер.
Достаточно обратиться к компетентному кадастровому инженеру, и он в срок постановки на кадастровый учет, установленный законом проведет Вас через все необходимые этапы межевания.
Многоконтурный представляет собой особую территорию земли, определенные границы которой состоят из двух и более замкнутых контуров. При этом отдельная часть поверхности, находящаяся в пределах контура, не является земельным и не принадлежит к общей площади многоконтурного.
Раздел многоконтурного земельного производится в том же порядке, что и раздел обычной территории.
Данный участок может быть как разделен на несколько новых, так и наоборот — совмещен с другим участком, при условии, что обе этих территории являлись смежными и имели общие точки в установленных границах.
Многоконтурный участок может быть разделен только после проведения всех необходимых геодезических и иных работ. Осуществить данное действие может специализированная организация, а именно работающий там кадастровый инженер.
С собственником заключается стандартный договор, предмет которого содержит перечень всех необходимых работ.
Проведение межевания и раздела на многоконтурном участке может стоить несколько дороже, чем на обычном.
Это объясняется особой сложностью данной территории и необходимостью проведения дополнительных технических действий.
N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (например, лесные), считаются ранее учтенными земельными. Сведения о ранее учтенном земельном могут быть включены в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в соответствии с частью 7 статьи 45 Закона о кадастре при обращении заинтересованного лица в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный земельный и представленного таким лицом.
Статус составного участка сохранялся, если в едином землепользовании после раздела оставалось как минимум 2 отдельных участка. Приказ № П/119 определил, что в состав единого землепользования могут входить условные и обособленные участки. Обособленные участки общих границ не имеют и могут быть разделены другими участками или линейным объектами (например, дорогами).
Под условными же в этом случае понимаются те, что имеют смежную границу, но при этом относятся к различным кадастровым кварталам.
Для справки: кадастровый квартал — это единица деления территории.
Правила определения, уточнения и корректировки границ земельного участка
хотя вполне допускается, что они будут находиться в разных его районах.
Как было уже сказано выше, каждый из контуров границ аналогичных участков должен быть отделен от остальных контуров за счет участков либо земель, владельцами которых являются другие собственники. В результате получается, что у многоконтурных нет общих точек соприкосновения по границам.
При этом многоконтурный .
Под многоконтурными понимаются земельные участки, являющиеся частью земной поверхности, границы которой определены в соответствии с действующим законодательством и представляют собой несколько замкнутых контуров. Часть земной поверхности в пределах отдельного контура границы многоконтурного земельного участка не является земельным участком (объектом недвижимости) либо частью многоконтурного земельного участка.
Общие положенияКак следует из материалов дела, предметом договора субаренды N 335/НОД-4 от 17.04.2009 является часть земельного участка в полосе отвода Елецкого отделения Юго-Восточной железной дороги — филиала ОАО «РЖД» площадью 1747 кв. м, расположенного по адресу: г. Елец, ул. Путейская, входящего в состав единого землепользования площадью 3 561 345 кв. м с кадастровым номером 48:19:000 00 00:0014.
Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс
N 28-ФЗ «О государственном кадастре» (утратил силу с 17 мая 2008 г.), ранее при осуществлении государственного кадастрового учета многоконтурному присваивалось наименование «единое землепользование», а входящим в его состав земельным -. Статьи, комментарии, ответы на вопросы . Вопрос: По какой статье (подстатье) КОСГУ следует отразить расходы казенному учреждению по государственному контракту на приобретение жилого дома с участком, стоимость которых отдельно выделена в приложении к контракту? (Консультация эксперта, УФК по Калужской обл.
а через дорогу погреб для хранения продуктов или сарай, обнесенный забором, площадью 200 кв.м. Фактически – это два земельных, разделенных между собой дорогой, а документ всего один на 1200 кв.м. Как быть? Сколько учитывать? За сколько участков платить налоги? Или еще пример. В Советские времена организуется сельскохозяйственное предприятие, занимающееся животноводством, производством молочной продукции, растениеводством и т.д.
- О многоконтурных земельных участках 2014 / Клюшниченко Виктор Николаевич, Шаталов Иван Викторович
- Особенности кадастрового учета многоконтурных земельных участков 2016 / Клюшниченко Виктор Николаевич, Каверин Николай Владимирович
- Государственный кадастровый учет многоконтурных земельных участков 2012 / Киселева Анастасия Олеговна, Клюшниченко Виктор Николаевич
- Земля и земельный участок как объекты земельных правоотношений: проблемы терминологии 2019 / Землякова Галина Леонидовна
- Конкретизация понятия фактического использования земельного участка сельскохозяйственного назначения 2019 / Устюкова Валентина Владимировна
- Нарушения при формировании границ земельного участка на мелиорированных землях 2018 / Суржик М.М., Свитайло Л.В.
- Некоторые Актуальные вопросы защиты прав граждан на земельные участки 2017 / Романова Ольга Александровна
- Земельное право в адвокатской деятельности 2017 / Романова Ольга Александровна
- Правовое регулирование и проблемы изменения права разрешенного использования земельного участка 2014 / Григоров Владимир Тихонович, Горбатенко Лидия Петровна
- Землеустройство и консолидация земельных участков, выделяемых в счет земельных долей 2016 / Семочкин Виталий, Захарова Ольга
Термин «линейный объект» включает в себя трубопроводы, линии связи и электропередач, газопроводы, а также другие подобные сооружения.
Основные документом, который регулирует процесс строительства таких сооружений, является ГК РФ, Земельный кодекс, а также ряд федеральных законов.
Линейные объекты относятся к объектам капстроительства, что требует оформления разрешения на общих основаниях.
В процессе оформления земельных наделов, на которых установлены ЛЭП, возможны сложности. Это связано с тем, что кадастровый учет таких земель раньше не осуществлялся. При этом права хозяина участка ограничиваются только частично — в этом и особенность таких сооружений. Вот почему в регистрации земли, как собственности, нет необходимости.
Существует две схемы оформления документации — для сооружения регионального значения и для линейных объектов. С весны 2015 года для объектов регионального и федерального значения необходимо оформление договора аренды ЗУ, находящегося в собственности муниципальных органов. Заключение документа происходит без торгов.
Если объекты предназначены для проведения газопроводов, дорог, линий тепло- , водо- или электроснабжения, проведения связи и так далее, алгоритм действий такой:
- Подготовка двух проектов — планировки территории и межевания (5 месяцев).
- Формирование участков земли из муниципальных земель с учетом размежевания (принято на прошлом шаге) — занимает 2-3 недели.
- Занесение данных в ГКН. Запрещено, чтобы площадь в утвержденной планировке и межевых планах различалась больше, чем на 10%. На это уходит до 10 суток.
- Оформление договора аренды — 30 дней.
В случае, когда объект не входит в рассмотренную выше категорию, стоит сделать следующее:
- Поручить инженерам подготовку планировочной схемы территории — 14 дней.
- Подать ходатайство по утверждению схем на КПТ — до месяца.
- Образование участка для возведения объекта (на основании упомянутых выше схем) — до 2-3 недель.
- Занесение информации в ГКН. Важно, чтобы параметр площади в схемах КПТ и плане межевания различался не больше, чем на 10%.
- Оформление арендного договора — до 30 дней.
В целом получение разрешения на строительство проходит в два этапа — обращение в уполномоченный орган с передачей заявления и полного пакета бумаг с последующим ожиданием решения. При отсутствии замечаний выдается разрешение, открывающее возможность для возведения линейного объекта.
Разрешение на строительство — документ, подтверждающий соответствие подготовленного проекта требованиям, которые установлены ГрК РФ, проектами межевания и планирования территории.
Исключением являются случаи, когда в оформлении разрешения нет необходимости (они будут рассмотрены ниже).
Наличие разрешения на строительство дает право строительной компании приступать к выполнению работ по возведению или реконструкции сооружений капстроительства (кроме определенных случаев).
Выдача разрешения на строительство относится к полномочиям следующих органов:
- Федеральные (государственные) структуры исполнительной власти. Привлечение таких органов необходимо, если возведение или реконструкцию объекта капстроительства планируется проводить одновременно на 2-х и более субъектах РФ, в том числе линейных объектов на закрытом административно-территориальном формировании, границы которого расходятся с пределами субъектов РФ.
- Структуры исполнительной власти субъектов РФ. Они привлекаются в случае, если возведение или реконструкция объектов капстроительства планируется осуществлять на 2-х и больше территориях муниципальных формирований (округов города, муниципальных районов).
- Органы на местах (местного самоуправления) — если возведение или реконструкция объекта капстроительства будет выполняться на участках 2-х и более поселений или территории между поселениями в пределах муниципального района.
При возведении, а также выполнении работ по реконструкции объектов капстроительства и линейных сооружений строительная компания оформляет и направляет заявление на получение разрешения напрямую в органы, уполномоченные для выдачи такого документа (рассмотрены выше). Если деятельность связана с изготовлением, созданием или утилизацией энергетических установок на ядерном топливе, требуется привлечение госуправления по использованию атомной энергии. В случае утилизации или производства ядерного оружия привлекается Роскосмос.