- Экономика

Налог на кадастровую стоимость недвижимости

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на кадастровую стоимость недвижимости». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Налоговая база в отношении квартиры, части жилого дома определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры, части жилого дома.

Налоговая база в отношении комнаты, части квартиры определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 10 квадратных метров площади этой комнаты, части квартиры.

Налоговая база в отношении жилого дома определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома.

Налоговая база в отношении единого недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы один жилой дом, определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на один миллион рублей.

Представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) вправе увеличивать размеры вышеуказанных налоговых вычетов.

Налогообложение недвижимости по кадастровой стоимости

Ознакомиться с размером кадастровой стоимости конкретного объекта недвижимости Вы можете в органах Росреестра по запросу, а также справочно на сайте Росреестра.

Информация по оспариванию размера кадастровой стоимости объектов недвижимости размещена на сайте Росреестра.

Прием граждан по возникающим вопросам проводится:

  • в МФЦ и налоговых инспекциях – по вопросам, относительно налогообложения физических лиц исходя из кадастровой стоимости (с рассмотрением обращений в налоговых органах);
  • в территориальных органах Росреестра – по вопросам характеристик объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости и переданных в налоговые органы;
  • в налоговых органах – по вопросам порядка расчета налога.

Перечень имущества содержит список тех объектов обложения налогом на имущество, для которых этот налог рассчитывается исходя из их кадастровой оценки. У уполномоченных органов власти субъектов федерации в связи с этим появилась дополнительная функция — предоставление детализированного перечня недвижимых объектов, относящихся к категориям объектов, облагаемых налогом от кадастровой стоимости. Виды этих объектов перечислены в подп. 1, 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.

Подробнее о том, какие объекты недвижимости попадают в Перечень имущества, читайте в материале «По каким объектам недвижимости налоговая база рассчитывается исходя из кадастровой стоимости».

Согласно п. 7 ст. 378.2 НК РФ уполномоченный орган власти субъекта федерации до начала предстоящего года составляет Перечень имущества, предоставляет его в ФНС и размещает в открытом доступе на собственном сайте либо на сайте субъекта федерации.

Перечень имущества составляется в форме списка объектов недвижимости с проставлением информации по их кадастровым номерам и точным адресам. На основании этого перечня налогоплательщики определяют принадлежность недвижимости, числящейся на их балансе в виде основного средства, к имущественным объектам, облагаемым налогом на имущество по кадастровой стоимости.

Как платить налог, если недвижимость есть в кадастровом перечне, но ее стоимость не определена, узнайте здесь.

Об этапах расчета налога от кадастровой стоимости читайте в статье «Пошаговая инструкция по расчету налога на имущество с кадастровой стоимости».

\r\n\r\n

Правила начисления и уплаты налога на имущество организаций закреплены в главе 30 Налогового кодекса. Положения данной главы едины для всех субъектов РФ, но при этом региональные власти вправе устанавливать некоторые особенности в рамках общих правил.

\r\n\r\n

Так, субъект РФ может утвердить региональным законом свои ставки налога, но эти ставки не должны превышать в общем случае 2,2%. Кроме того, регион имеет право установить собственные сроки уплаты налога и авансовых платежей. Наконец, власти субъекта РФ могут по своему усмотрению ввести региональные льготы по налогу на имущество, а также установить (либо не устанавливать) отчетные периоды в рамках налогового периода.

\r\n\r\n

    \r\n\t

  • Российские организации, на балансе которых числится недвижимость в качестве основных средств (ОС).
  • \r\n\t

  • Иностранные организации, работающие в России через постоянные представительства и имеющие недвижимость, учтенную в качестве основных средств, или получившие недвижимость по концессионному соглашению (такие компании учитывают имущество по правилам российского бухучета).
  • \r\n\t

  • Иностранные организации, не создавшие в России постоянных представительств, но владеющие недвижимостью на территории РФ, либо получившие такую недвижимость по концессионному соглашению.
  • \r\n

\r\n\r\n

\r\n\r\n

В Налоговом кодексе приведен закрытый перечень налогоплательщиков, освобожденных от уплаты налога на имущество организаций. В этот список входят религиозные организации, общественные организации инвалидов, производители фармацевтической продукции и ряд других предприятий. Данный перечень действует во всех без исключения регионах России. Кроме того, каждый регион вправе дополнительно установить собственные льготы.

\r\n\r\n

\r\n\r\n

Налог начисляют только на недвижимое имущество. При этом выделены две группы, и для каждой действуют свои правила:

\r\n\r\n

1. Объекты, облагаемая база по которым определяется исходя из среднегодовой стоимости. Налог на имущество нужно начислять, только если они отражены на балансе в качестве основных средств, то есть по дебету счета 01. Налог начисляется на все указанные ОС, в том числе, на переданные во временное пользование, владение, распоряжение, доверительное управление, внесенные в совместную деятельность или полученные по концессионному соглашению. На имущество, переданное в лизинг, налог начисляет либо лизингодатель, либо лизингополучатель — в зависимости от того, на чьем балансе числится объект.

\r\n\r\n

2. Объекты в РФ, облагаемая база по которым определяется исходя из кадастровой стоимости, если они принадлежат организации на праве собственности, хозяйственного владения или получены по концессионному соглашению. Налог на имущество нужно начислять независимо от того, отражены такие объекты по дебету счета 01 или нет.

\r\n\r\n

Что касается «движимых» основных средств, то до 2019 года они освобождались от налога на имущество в тех субъектах РФ, где были приняты соответствующие законы (под освобождение подпадали только объекты, поставленные на баланс в 2013 году или позже). Начиная с 2019 года налог с движимого имущества не платится ни в одном регионе.

\r\n\r\n

\r\n\r\n

Во всех без исключения регионах РФ налог не начисляется на землю, воду и другие объекты природопользования. Кроме того, от налогообложения освобождено имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро, юридических консультаций, специализированных протезно-ортопедических предприятий и некоторые другие объекты.

\r\n\r\n

Заметим, что субъекты РФ могут дополнительно утверждать перечни имущества, не подпадающего под налогообложение на территории данного региона.

\r\n\r\n

Кадастровая стоимость объекта недвижимости и налоги: как минимизировать их?

^К началу страницы

Объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Кодекса признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:
1) жилой дом;
2) квартира, комната;
3) гараж, машино-место;
4) единый недвижимый комплекс;
5) объект незавершенного строительства;
6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Дома и жилые строения, расположенные на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.

Не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.

^К началу страницы

  1. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

    Налоговые ставки зависят от применяемого в субъекте Российской Федерации порядка определения налоговой базы: исходя из кадастровой стоимости либо исходя из инвентаризационной стоимости налогооблагаемого недвижимого имущества (жилые дома, квартиры, комнаты, гаражи, машино-места, нежилые помещения, объекты незавершённого строительства, иные здания, строения, сооружения, помещения).

    Если Вы приобрели недвижимость после 1 января 2016 года и продаете ее, то Ваш налогооблагаемый доход зависит от того, является ли указанная в договоре стоимость выше, чем 70% кадастровой стоимости.

    Если цена продажи объекта недвижимости больше 70% кадастровой стоимости, то налогооблагаемый доход и налог исчисляются только исходя из стоимости, указанной в договоре. Кадастровая стоимость в данном случае не играет никакой роли.

    Пример: В 2019 Королев В.А. купил квартиру за 3 млн рублей. Кадастровая стоимость указанной квартиры составляет 3 млн рублей. В том же году Королев продает квартиру за 4 млн рублей. Налогооблагаемый доход будет рассчитываться исходя из цены, указанной в договоре: 4 млн руб. (цена продажи) — 3 млн руб. (цена покупки). Соответственно, налог с 1 млн рублей — это 130 тыс. рублей. Кадастровая стоимость не играет роли.

    Если Вы продали объект недвижимости за цену меньшую, чем 70% кадастровой стоимости, то, согласно п.5 ст.217.1 НК РФ, Вашим доходом будет считаться 70% от кадастровой стоимости объекта и цена в договоре не будет играть роли.

    Пример: В 2019 году Галкина П.Р. получила по наследству квартиру и продала её в том же году. При этом по договору цена продажи составила 1 млн рублей. Однако кадастровая стоимость квартиры составляет 10 млн рублей. Поскольку Галкина П.Р. продала квартиру за стоимость меньше 70% от кадастровой цены, при расчете налога с продажи её доход составит 7 млн рублей (10 млн х 70%). Применив стандартный вычет в 1 млн рублей, ей нужно будет заплатить налог в размере 780 000 рублей = 13% х (7 млн — 1 млн).

    Пример: В 2019 году Скворцов К.К. купил квартиру по договору купли-продажи за 2 млн рублей и продал её за ту же сумму 2 млн рублей. Кадастровая стоимость квартиры составляет 5 млн рублей. Несмотря на то, что по договору Скворцов К.К. продал квартиру за столько же, за сколько и приобретал, в целях налогообложения доходом от продажи будет считаться 70% от 5 млн рублей. Скворцову К.К. придется заплатить налог (70% х 5 млн руб. (кадастровая стоимость) — 2 млн руб. (затраты на покупку) ) х 13% (ставка налога) = 195 тыс. рублей.

    Кадастровая стоимость объекта недвижимости берется по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена продажа данного объекта (п.5 ст.217.1 НК РФ).

    Пример: Сизов А.А. владеет земельным участком. Кадастровая стоимость участка составляла 5 млн рублей, а в июле 2019 года была обновлена и составила 10 млн рублей. В августе Сизов А.А. продал указанный участок за 3 млн рублей. Поскольку Сизов А.А. продал участок по цене ниже 70% кадастровой стоимости, налог от продажи земли будет рассчитываться с 3,5 млн рублей (5 млн руб. (кадастровая стоимость на 1 января 2019 г.) х 70%).

    Ситуация, когда кадастровая стоимость объекта не определена, встречается сейчас довольно редко. Однако для подобных ситуаций Налоговый Кодекс регламентирует, что если на 1 января года продажи кадастровая стоимость объекта не была определена, то в этом случае доход исчисляется по стоимости, указанной в договоре (как до 1 января 2016 года). Основание: п.5 ст.217.1 НК РФ.

    Пример: В 2019 году Карасев К.Д. получил в наследство от дальнего родственника квартиру в Сибири и сразу же её продал за 1 млн рублей. По данным ГКН на 1 января 2019 года кадастровая стоимость квартиры не была установлена, поэтому доход от продажи для расчета НДФЛ будет составлять 1 млн рублей, как в договоре. Применив стандартный имущественный вычет при продаже жилья (1 млн руб. (стоимость жилья) — 1 млн руб. (стандартный вычет) = 0 руб. налогооблагаемый доход), Карасев К.Д. не должен будет платить налог при продаже этой квартиры.

    • Налог
    • Оборотные активы
    • Бухгалтерский баланс
    • Бухгалтерский учет
    • Бухгалтерская отчетность (финансовая отчетность)
    • Юридическое лицо
    • Гражданско-правовой договор (ГПХ)

    В качестве плательщика налога на имущество, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 1 января года налогового периода, выступает собственник этого имущества или организация, владеющая имуществом на праве хозяйственного ведения. Положения ст. 378.2 НК РФ распространены на организации, у которых имущество находится на праве хозяйственного ведения, с 01.01.2016 (пп. 3 п. 12 указанной статьи в редакции Федерального закона от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    Поэтому в случае отсутствия у покупателя права собственности на объект недвижимого имущества, включенного в соответствующий перечень, плательщиком налога на имущество признается продавец – собственник этого объекта (даже в том случае, когда объект уже принят покупателем к бухгалтерскому учету в качестве основного средства) (письма Минфина РФ от 02.02.2016 № 03-05-04-01/4770, от 25.11.2015 № 03-05-04-01/68419, Апелляционное определение ВС РФ от 04.02.2016 № 4-АПГ15-45). Возложение обязанности по исчислению и уплате налога на имущество на покупателя зависит от даты возникновения у него права собственности на приобретенный объект недвижимости. В свою очередь, юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество является государственная регистрация таких прав, то есть день внесения соответствующих записей о правах в ЕГРП[2]. Если право собственности возникает в течение налогового (отчетного) периода, исчисление суммы налога (авансовых) платежей осуществляется с учетом специального коэффициента владения (п. 5 ст. 382 НК РФ).

    К сведению

    При исчислении налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости отчетными периодами признаются I, II и III кварталы календарного года (абз. 2 п. 2 ст. 379 НК РФ, введенный Федеральным законом от 28.11.2015 № 327-ФЗ).

    Коэффициент владения

    =

    Количество полных месяцев, в течение которых объекты недвижимости находились в собственности налогоплательщика

    _______________________________________________________

    Количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде

    Над тем, каким образом определяется количество полных месяцев владения объектом недвижимости в ситуации, когда право собственности возникает не с 1-го числа месяца, поработал Федеральный закон от 29.12.2015 № 396-ФЗ. В связи с этим с 01.01.2016 в целях определения коэффициента владения учитывается, произошло ли возникновение права собственности до или после 15-го числа соответствующего месяца. Ранее за полный месяц принималось любое количество дней владения в месяце, в связи с чем за один и тот же месяц налог на имущество мог уплатить и продавец, и покупатель.

    Ключевой момент

    Плательщиком налога на имущество по объектам недвижимости, налоговая база в отношении которых рассчитывается исходя из их кадастровой стоимости, является собственник такого имущества. Причем если организация владеет объектом неполный налоговый период, то исчисление налога на имущество производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение количества полных месяцев владения к количеству месяцев в налоговом периоде.

    Как мы уже выяснили, непременным условием для расчета налоговой базы в зависимости от кадастровой стоимости является включение уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ конкретного объекта в перечень объектов, в отношении которых налоговая база считается как кадастровая стоимость[3]. Причем порой налогоплательщики заинтересованы во включении имущества в такой перечень (если кадастровая стоимость объекта меньше его остаточной стоимости по данным бухгалтерского учета), а уполномоченный орган этого не делает. Может ли налогоплательщик настоять на включении соответствующего объекта в перечень?

    На основании п. 10 ст. 378.2 НК РФ выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, не попавшие в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ на очередной налоговый период, если иное не установлено указанным пунктом. Иное предусмотрено для ситуации образования объекта недвижимости в результате раздела имущества, поименованного в перечне. Таким образом, объекты недвижимости, обнаруженные после 1 января налогового периода, региональные власти должны включить в перечень по состоянию на 1 января уже следующего налогового периода. В связи с этим ФНС уже не раз подчеркивала, что ст. 378.2 НК РФ не предусмотрено внесение изменений в течение налогового периода в перечень, определенный на соответствующий налоговый период, в части добавления в него новых объектов (см. Письмо от 28.04.2015 № БС-4-11/7315). У судей же на этот счет другое мнение. Одним из примеров является Постановление АС МО от 10.03.2016 № Ф05-756/2016 по делу № А41-17527/2015.

    Как указали арбитры, документ, в котором уполномоченный орган формирует перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, не может быть отнесен к нормативным правовым актам. А согласно разъяснениям, представленным в Постановлении Пленума ВС РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996, для признания оспариваемого ненормативного правового акта органа местного самоуправления недействительным необходимо наличие одновременно двух обязательных условий:

    • несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту. В свою очередь, норма п. 7 ст. 378.2 НК РФ не предусматривает какой-либо альтернативы для уполномоченного органа при определении перечня объектов недвижимого имущества: таковой должен быть составлен в установленный срок и в него подлежат включению те объекты, которые указаны в пп. 1, 2 п. 1 названной статьи;
    • нарушение оспариваемым актом прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также незаконное возложение им на заявителя обязанности, создающей иные препятствия для осуществления заявителем обозначенной деятельности. Данное нарушение возникает в том случае, если невключение объектов в перечень влечет завышение налоговой базы для организации при исчислении налога на имущество.

    При этом арбитры подчеркнули, что законодательно не запрещено внесение изменений в ненормативные правовые акты.

    В указанном деле судьи установили, что спорные объекты недвижимого имущества подлежали включению в перечень, утвержденный Распоряжением Минмособлимущества от 19.12.2014 № 12ВР-1559, так как уполномоченный орган обладал соответствующей информацией. Еще 01.07.2014 Министерством был получен реестр объектов недвижимого имущества, подлежащих включению в перечень, в нем среди прочих объектов были отражены сведения о спорных зданиях общества. Следовательно, уполномоченный орган обязан с целью восстановления нарушенного права общества включить объекты в «старый» перечень и совершить действия, предусмотренные в связи с этим п. 7 ст. 378.2 НК РФ (направить информацию в налоговые органы по месту нахождения объектов и разместить ее на соответствующем сайте в Интернете).

    Ключевой момент

    Если уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ обладал информацией об объекте недвижимости, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество должна определяться исходя из его кадастровой стоимости, но в соответствующий перечень его не включил, налогоплательщик вправе обратиться в суд за защитой своих прав и интересов. При наличии доказательств арбитры обяжут уполномоченный орган внести изменения в имеющийся перечень и осуществить другие необходимые действия по восстановлению прав заявителя.

    Еще один аналогичный пример – Постановление АС СЗО от 27.01.2016 № Ф07-3828/2015 по делу № А56-7156/2015. Государственный учет реконструированного здания произведен 16.09.2014, а с письмом о включении спорного здания в перечень общество обратилось 04.12.2014. Следовательно, спорный объект должен был быть включен в перечень.

    Налог на имущество физических лиц

    Как указала ФНС в письмах от 22.12.2015 № БС-4-11/[email protected], от 21.12.2015 № БС-4-11/22349, от 16.10.2015 № БС-4-11/[email protected], из перечня, определенного на соответствующий налоговый период, должны быть исключены объекты недвижимого имущества:

    • которые ошибочно включены в него уполномоченным органом власти субъекта РФ;
    • в отношении которых судом принято решение о неправомерности их включения в перечень (например, по причине несоответствия критериям отнесения объекта недвижимости к объектам, в отношении которых региональным законодательством установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости).

    Информация об этом должна быть размещена в Интернете на сайте, на котором первоначально был приведен перечень.

    Что касается порядка расчета налога на имущество, в описанной ситуации, по мнению налоговиков, нужно исходить из следующего. Если принято решение об исключении из перечня неправомерно включенного в него объекта недвижимого имущества, налоговая база в отношении указанного объекта в соответствующем налоговом периоде определяется как среднегодовая стоимость. Аналогичный порядок исчисления налоговой базы действует и в случае наличия судебного решения, признающего недействующим соответствующий пункт перечня (в отсутствие постановления уполномоченного органа власти субъекта РФ об исключении объекта из перечня).

    Считаем: если наличие объекта недвижимости в перечне нарушало права организации (когда кадастровая стоимость превышает среднегодовую стоимость имущества по данным бухгалтерского учета), налоговую базу по налогу на имущество следует определить исходя из среднегодовой стоимости. Такой подход применен судьями при рассмотрении обстоятельств дел № А40-45999/15 (см. Постановление АС МО от 18.11.2015 № Ф05-15564/2015) и № А40-21372/15 (см. Постановление АС МО от 08.12.2015 № Ф05-17356/2015). Причем если акт уполномоченного органа признан недействительным в соответствующей части по иску организации, то это уже свидетельствует о нарушении ее прав.

    А как должны разворачиваться события в ситуации, когда кадастровая стоимость объекта недвижимости, исключенного уполномоченным органом из перечня, не превышает его среднегодовую стоимость? Понятно, что ФНС будет требовать исчислить налог на имущество исходя из среднегодовой стоимости за весь налоговый период. Организация может попробовать настоять на применении кадастровой стоимости (до момента принятия решения об исключения объекта из перечня), но такой риск может оказаться неоправданным, поскольку судьи, скорее всего, подобный подход не поддержат. Аргумент может быть таким: применение правильной налоговой базы не является нарушением прав организации.

    Ключевой момент

    В случае исключения объекта недвижимости уполномоченным органом из перечня или принятия судом решения о неправомерности включения объекта в перечень налоговую базу по налогу на имущество следует исчислить исходя из среднегодовой стоимости такого имущества.

    * * *

    Налоговая база по налогу на имущество в отношении отдельных объектов недвижимости рассчитывается собственниками как их кадастровая стоимость в случае принятия законодательным (представительным) органом субъекта РФ соответствующего нормативного правового акта и включения конкретного объекта в перечень, определенный уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ. Если при наличии на то оснований уполномоченный орган не включит объект недвижимости в перечень, налогоплательщик может через суд добиться восстановления своего нарушенного права. То же самое касается ситуации, когда в ГКН кадастровая стоимость объекта завешена (но только если налоговая база по налогу на имущество исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта). В этом случае обязательства по налогу на имущество ставятся в зависимость от исправленной кадастровой стоимости начиная с того налогового периода, когда подано заявление о ее пересмотре. А вот если объект недвижимости исключен из перечня, налоговую базу придется определить уже исходя из среднегодовой стоимости имущества.


    [1] Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных ст. 5 НК РФ.

    [2] Пункты 1, 3 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Письмо ФНС РФ от 01.02.2016 № БС-4-11/[email protected]

    [3] Если объект, включенный уполномоченным органом в перечень, не соответствует определенным критериям, перечисленным в ст. 378.2 НК РФ, налогоплательщик вправе исчислять налог на имущество исходя из среднегодовой стоимости имущества. Это связано с тем, что при указанных обстоятельствах само по себе включение объекта в перечень не имеет правового значения (Постановление АС МО от 07.12.2015 № Ф05-15869/2015 по делу № А40-219381/14).

    Понятие «рыночная стоимость» знакомо всем еще со школьной скамьи. Однако, что оно означает относительно вопросов оценки жилья, знает не каждый.

    Рыночная стоимость – это наиболее вероятная цена, по которой объект недвижимости будет реализован на рынке в конкурентных условиях.

    Когда речь идет именно о рынке недвижимости, подразумевается, что обе стороны взаимодействия (продавец и покупатель) на равных правах должны иметь максимальные сведения об объекте договора и действовать каждый в своих интересах.

    Рыночная стоимость жилья зависит от:

    • планировки,
    • площади жилых помещений (без учета лоджий, балконов, кладовых),
    • технического состояния инженерных систем (водоснабжение, вентиляция и т.д.),
    • ремонта,
    • наличия мебели,
    • расположения (район и инфраструктура).

    При подсчете рыночной стоимости не берутся во внимание налоги и расходы на заключение сделки. Рассчитать рыночную стоимость жилья может сам владелец, риелтор или член саморегулируемой организации оценщиков.

    Кадастровая стоимость жилья – это стоимость объекта недвижимости, устанавливаемая посредством проведения государственной оценки прежде всего для расчета налогов.

    Кадастровая стоимость жилья зависит от:

    • его площади,
    • целевого назначения объекта,
    • материала, из которого построен объект,
    • года постройки и сдачи в эксплуатацию,
    • экономической ситуации в регионе и т.д.

    Оценивает и устанавливает кадастровую стоимость Росреестр (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии). Финальные оценки заносятся сотрудниками Росреестра в ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости).

    Цели расчета кадастровой стоимости:

    • вычисление суммы налога на недвижимость,
    • подсчет суммы налога в случае купли-продажи/аренды/обмена жилья,
    • оформление права наследования на жилье,
    • определение цены при обмене данного объекта на эквивалентный,
    • оформление договора дарения на недвижимость.

    Кадастровую оценку следует проводить не чаще одного раза в три года (в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – раз в два года).

    Итак, ключевое различие между видами стоимости заключается в том, что понятие рыночной стоимости более широкое. При ее формировании важны спрос на рынке недвижимости и состояние жилья, тогда как кадастровая стоимость обусловливается ценовой политикой отдельного региона. Важное отличие кадастровой стоимости в том, что ее устанавливает государственный орган и она влияет на налоговую ставку на недвижимость.

    Кадастровая стоимость, как правило, ниже рыночной. Случается, что результаты оценок оказываются равны. Так происходит в том случае, когда оценивается квартира в старом доме: «хрущевке», «сталинке» и т.д. Если же в результате оценки было установлено, что кадастровая стоимость выше рыночной, можно подать повторную заявку в Росреестр или обжаловать этот момент в судебном порядке. Также вы можете обратиться в суд, если сведения, внесенные в реестр, отличаются от тех, что внесены в ваш кадастровый паспорт, или в том случае, когда вы не согласны с расчетом суммы налога.

    Что до взаимодействия двух видов стоимости, то здесь важно отметить, что кадастровая имеет значение при оценке рыночной стоимости, но в то же время не только не влияет на нее, а в некоторой степени опирается. Доказательством служит то, что при расчете кадастровой оценки специалисты берут во внимание цены на рынке недвижимости не по всей стране, а только в отдельно взятом регионе.

    После того, как закончится переходный период, страна перейдет на универсальную формулу:

    КС * НС = налог на недвижимость, где

    КС – кадастровая стоимость недвижимости на 1 января налогового года;

    НС – налоговая ставка по недвижимости.

    Внимание! Нормативно формула установлена в п.1 ст. 408 НК РФ как доля (процент) от налоговой базы в размере налоговой ставки. В той же статье, в п. 8, приведена формула расчета на переходный период.

    Изначально было предусмотрено четыре переходных года, после которых на пятый год начинается исчисление налогового платежа в полном объеме. Для данных лет были предусмотрены коэффициенты в 0,2; 0,4; 0,6; 0,8 соответственно.

    Например, Республика Коми перешла на новую систему в 2015 году, поэтому:

    • за 2015 год (в 2016) жители заплатили взнос за недвижимость с коэффициентом 0,2;
    • за 2016 год (в 2017) жители заплатили взнос за недвижимость с коэффициентом 0,4;
    • за 2017 год (в 2018) жители заплатили взнос за недвижимость с коэффициентом 0,6;
    • за 2018 год (в 2019) жители заплатили бы взнос за недвижимость с коэффициентом 0,8.

    А за 2019 год (в 2020) жители должны были бы заплатить взнос за недвижимость уже в полном объеме. Аналогичный порядок был установлен для всех регионов, вопрос стоял только в дате перехода на исчисление от КС.

    Однако темпы роста налога оказались слишком высокими. В некоторых регионах фактическая сумма отчислений подскочила сразу на 50%. Чтобы снизить налоговую нагрузку на граждан, в середине 2018 года были введены ограничения на увеличение налоговых сумм. Теперь после достижения коэффициента 0,6 дальнейший рост налога будет составлять 10% в год до тех пор, пока не достигнет своей полной суммы. Коэффициент в 0,8 отменен.

    Расчетная формула при этом следующая:

    Н = (Н1 — Н2) * К + Н2, где

    Н1 – сумма налогового платежа от кадастровой стоимости;

    Н2 – последняя сумма платежа от инвентаризационной стоимости;

    К – коэффициент по году, как указано выше. То есть для первого года – 0,2, для второго – 0,4, для третьего – 0,6.

    Внимательное изучение формулы покажет, что к привычному налогу от инвентаризационной стоимости постепенно «прирастает» часть налога от кадастровой. Рост этой «прирастающей» части сдерживается коэффициентом. Итоговый прирост должен составить 100% налога от КС.

    Важно! Подавать итоги расчетов в каких-либо декларациях не требуется – налоговый орган автоматически подсчитает годовую сумму к уплате за недвижимость. Уведомление придет по почте или высветится в личном кабинете онлайн.

    Если рассчитанный результат оказался высоким, есть несколько способов его уменьшения:

    • уменьшение самой кадастровой стоимости – подходит для всех граждан, даже не имеющих налоговых льгот;
    • применение льгот, описанных в НК – только для некоторых, специально определенных категорий граждан.

    Рассмотрим подробнее.

    Чтобы прекратить это безобразие в Налоговый кодекс внесли изменения. Суть в следующем. Для расчета налога с дохода от продажи недвижимости (например, квартиры или дома) учитывают одну, но наибольшую величину:

    • либо цену недвижимости, отраженную в договоре купли-продажи;
    • либо кадастровую стоимость недвижимости, уменьшенную на коэффициент 0,7 (то есть в расчет берут 70% от кадастровой стоимости недвижимости).

    В случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в настоящем пункте, не определена по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на указанный объект, положения настоящего пункта не применяются .

    По замыслу тяготы новой системы в первую очередь почувствуют владельцы дорогостоящей элитной недвижимости. Повышение для собственников строений среднего класса и эконом не столь значительны.

    При определении состава объектов транспортной инфраструктуры, капвложения в которые уменьшают налоговую базу, руководствуйтесь отраслевыми нормативными актами.

    Но для того, чтобы его рассчитать на честных условиях, было принято считать величину налога с использованием значения кадастровой стоимости объекта.

    Это было связано с тем, что, если квартира стоит меньше 1 миллиона рублей, за нее не требовалось платить налог.

    Если физическое лицо зарегистрировалось и получило доступ к «ЛКН» уведомление по умолчанию будет направляться ему в электронной форме и отражаться только в «ЛКН». Для того, чтобы получать уведомления, как и прежде, в бумажной форме, гражданин должен написать заявление и указать, что он просит направлять ему уведомления на уплату не в ЛКН а по почте в бумажном виде.

    В случае, если налоговое уведомление не пришло, гражданин обязан самостоятельно обратиться в налоговый орган и сообщить об имеющихся у него объектах налогообложения.

    Собственники недвижимости просят власти не увеличивать налоги

    Но еще более бизнес владельцев коммерческой недвижимости может пострадать от грядущей кадастровой переоценки объектов. По требованию федерального законодательства проводить ее нужно минимум раз в 4 года. В Петербурге последний раз она делалась в 2018 году, но воспользоваться законной паузой город не захотел и подготовил новую. Ее промежуточные итоги уже опубликованы. Ознакомившиеся с ней собственники обращают внимание, что стоимость выросла примерно на 20%. (До конца августа они могут подать свои замечания, итоговая оценка будет утверждена до конца года.)

    «Не думаю, что стоит связывать это решение с годом пандемии, так совпало. Если посмотреть на ситуацию в налоговой сфере, то увеличение процентных ставок и внедрение новых налогов происходит по всем фронтам. Предположу, что это связано с недополучением денег от экспортных товаров. В России сложная и запутанная система налогообложения. Куда расходуются налоги — сложно отследить. Поэтому дать оценку справедливости решения невозможно», — считает Ярослав Звягинцев.

    Кадастровая стоимость недвижимости является официальной. Именно она определяет со стороны государства цену того или иного объекта недвижимости. Кадастровая стоимость используется для расчета налога, определения госпошлины при разбирательствах в суде или при наследовании объекта. В отличие от рыночной, которая может меняться каждый месяц из-за различных экономических факторов, кадастровая стоимость определяется на конкретный отрезок времени. В Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в два года, а в остальных российских регионах не более одного раза в пятилетие.

    Кадастровую стоимость объектов определяют инженеры и специалисты, которые работают в региональных бюджетных отделениях. Решение о проведении государственной кадастровой оценки принимают региональные органы власти или органы местного самоуправления. Специалист, установив стоимость, утверждает результаты определения. Итоговую кадастровую стоимость утверждает исполнительный орган государственной власти российского субъекта. Кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года, но и не реже одного раза в пять лет. В Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе переоценка может проводиться не чаще одного раза в два года.

    В чем разница между кадастровой и рыночной стоимостью жилья?

    На сайте Росреестра можно получить выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости. Соответствующую справку бесплатно может получить любой желающий в течение трех рабочих дней. Владельцы недвижимости могут посмотреть стоимость в личном кабинете на сайте статистического ведомства. Причиной для пересчета кадастровой стоимости может быть ошибочная оценка состояния здания, его площади или материалов, из которых оно возведено. После того как владелец недвижимости узнал ее цену, он имеет право обратиться за пояснениями в региональное бюджетное учреждение. Разъяснения должны прислать в течение месяца.

    Для того чтобы исправить ошибку, необходимо обратиться в МФЦ или бюджетное учреждение. Можно прийти туда лично или послать письмо по электронной почте. Граждане должны указать в нем имя, наименование юрлица, номер телефона и почту. Также в письме необходимо указать кадастровый номер или адрес объекта недвижимости. Затем нужно разъяснить суть обращения (почему допущена ошибка), а также прикрепить техническую документацию, которая подтверждает наличие погрешности при определении кадастровой стоимости недвижимости (среди них выписка из ЕГРН, копия прав на объект и отчет об оценке рыночной стоимости). Такое обращение рассматривают, как правило, не более двух месяцев. Однако нужно понимать, что пересчитать стоимость в результате могут и в сторону понижения. Если же собственник не согласен с новой кадастровой стоимостью, то ему следует обратиться в комиссию при Росреестре.

    Комиссия при Росреестре имеет право принять решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной цены или отклонить заявление об оспаривании, предоставив собственнику обоснование. На собрании такой комиссии должны находиться не меньше половины ее членов. Решения здесь принимаются в ходе открытого голосовании. При этом оно является законным, если проголосовало более 50% присутствующих. В случае если число голосов одинаковое, то решение будет принято в пользу владельца объекта. Если заявитель не согласен с постановлением, то он имеет право обратиться в суд, чтобы оспорить решение.

    Вычет в данном случае — это установленный размер площади объекта недвижимости, который не облагается налогом.

    При исчислении налога исходя из кадастровой стоимости предусмотрены следующие вычеты:

    • для комнат — 10 квадратных метров;
    • для квартир — 20 квадратных метров;
    • для жилых домов — 50 квадратных метров.

    В вашем регионе могут быть установлены вычеты большего размера.

    В случае, если размер объекта недвижимости меньше размера вычета, последний при расчёте налога не учитывается.

    Налог на кадастровую стоимость недвижимости

    В этом году квитанции с новыми налогами за 2015 год придут жителям следующих регионов:

    • Москва;
    • Московская область;
    • Республика Башкортостан;
    • Республика Бурятия;
    • Республика Ингушетия;
    • Карачаево-Черкесская Республика;
    • Республика Коми;
    • Республика Мордовия;
    • Республика Татарстан;
    • Удмуртская Республика;
    • Амурская область;
    • Архангельская область;
    • Владимирская область;
    • Ивановская область;
    • Магаданская область;
    • Нижегородская область;
    • Новгородская область;
    • Новосибирская область;
    • Пензенская область;
    • Псковская область;
    • Рязанская область;
    • Самарская область;
    • Сахалинская область;
    • Тверская область;
    • Забайкальский край;
    • Ярославская область;
    • Ханты-Мансийский АО.

    Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении столичных «кадастровых» объектов установлены Законом г. Москвы от 05.11.03 № 64.

    Перечень объектов недвижимого имущества, по которым налоговая база в 2019 году определяется как их кадастровая стоимость, утвержден постановлением Правительства Москвы от 27.11.18 № 1425-ПП.

    Проверить, включен ли тот или иной объект в этот список, можно на сайте Департамента экономической политики и развития города Москвы.

    Расчет налога на имущество по кадастровой стоимости существенно изменится в 2020 году. Последние новости и пошаговую инструкцию на 2020 год вы найдете в статье.

    Активировать пробный доступ к журналу «РНК» или подписаться со скидкой

    С 1 января 2020 года вступают в силу очередные изменения в Налоговый кодекс. Часть из них затронут расчет имущественного налога с организаций. Изменится порядок определения объекта налогообложения и налоговой базы. А перечень облагаемых объектов расширится до бесконечности. Разберемся, как сделать расчет налога на имущество по кадастровой стоимости в 2020 году.

    С 1 января 2020 года значительно увеличатся платежи компаний по налогу на имущество. Такой вывод многие сделали из буквального прочтения поправок в НК, которые внес Федеральный закон от 29.09.2019 № 325‑ФЗ.

    Но как оказалось, он ошибочный.

    Чиновники внесли изменения в порядок определения налогооблагаемых объектов.

    Во-первых, с 1 января 2020 года производится разделение объектов в зависимости от типа налогообложения. Раньше на разделение объектов влиял факт принятия в бухучете в качестве ОС.

    С 1 января 2020 года статья 374 НК РФ дополняется пунктом 2, согласно которому под налогообложение попадает недвижимость, не учтенная на балансе в качестве ОС.

    Теперь, если для здания или сооружения установлен кадастровый ценник, не имеет значения, принят ли объект к учету в качестве основного средства или нет. В результате вся недвижимость организации делится на объекты, которые:

    • Облагаются налогом по среднегодовой стоимости,
    • Облагаются налогом по кадастровой стоимости.

    А в каком качестве они числятся в компании, значения не имеет.

    Во-вторых, перечень имущества, облагаемого налогом по кадастровому ценнику, увеличивается. Изменения коснулись жилых домов и квартир, находящихся в собственности у юрлиц. Отредактирован пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.

    Раньше по кадастровой стоимости налог высчитывался, если квартиры и дома не числились у компании в качестве основных средств. С 1 января 2020 года не имеет значения, как они учтены бухгалтерией.

    Они будут облагаться по кадастровой стоимости по общим правилам.

    В-третьих, перечень облагаемого имущества стал открытым. Чиновники дополнили его новыми объектами:

    • Гаражные боксы,
    • Парковочные места,
    • Комнаты,
    • Незавершенные строящиеся объекты и т.д.

    Дело в том, что пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ дополнился формулировкой «иные объекты». Фактически перечень становится бесконечным и под налогообложение попадает любая недвижимость, принадлежащая юридическим лицам.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *