- Новостройка

Ст 291 2 уголовный кодекс рф

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ст 291 2 уголовный кодекс рф». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. О понятии, предмете и признаках взятки см. комментарий к ст. 290 УК.

2. Объективная сторона преступления состоит в незаконном вручении, передаче материальных ценностей или предоставлении услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав должностному лицу лично или через посредника за совершение действий (бездействие), входящих в служебные полномочия должностного лица, в пользу взяткодателя или представляемых им лиц или за способствование должностным лицом в силу занимаемого им положения совершению действий (бездействия) другим должностным лицом либо за общее покровительство или попустительство по службе взяткодателю или представляемым им лицам.

3. Преступление считается оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ценностей, предоставляемых услуг или имущественных прав. В случаях, когда должностное лицо отказалось принять взятку, взяткодатель или лицо, передающее предмет взятки, несет ответственность за покушение на преступление, предусмотренное ст. 291 УК. Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся передать или получить взятку, содеянное следует квалифицировать как покушение на получение либо дачу взятки.

4. Должностное лицо, предложившее подчиненному по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации дать взятку должностному лицу, несет ответственность по соответствующей части ст. 291 УК как исполнитель преступления, а работник, выполнивший его поручение, — как соучастник дачи взятки.

5. Если лицо получает от взяткодателя деньги или ценности для передачи должностному лицу, но на самом деле не намеревается этого делать и присваивает их, его действия в зависимости от обстоятельств дела должны квалифицироваться по ст. ст. 159 или 160 УК, а действия взяткодателя — как покушение на дачу взятки. В случае если при указанных обстоятельствах взяткодатель был склонен этим лицом к передаче взятки, то последнее должно отвечать также за подстрекательство к даче взятки.

6. Групповой способ дачи взятки (п. «а» ч. 4 ст. 291 УК) будет иметь место в том случае, когда несколько лиц согласованно передают лично или через посредника хотя бы часть обусловленного вознаграждения за деяние, которое должностное лицо должно было или могло совершить в интересах участвующих в даче взятки лиц.

7. Значительный, крупный и особо крупный размеры передаваемой взятки определяются в примечании 1 к ст. 290 УК.

8. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

9. В примечании к комментируемой статье предусмотрен специальный вид освобождения взяткодателя от уголовной ответственности.

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2020 N 18

    «О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией»

  • Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с принятием судами мер противодействия незаконным финансовым операциям

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.07.2020)

Все документы >>>

  • Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 31.07.2020)

    «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 31.07.2020)

    «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

  • Федеральный закон от 31.07.2020 N 260-ФЗ

    «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации»

Все документы >>>

  • Указ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 (ред. от 01.07.2020)

    «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации»)

  • Указ Президента РФ от 25.03.2015 N 161 (ред. от 01.07.2020)

    «Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»

  • Распоряжение Президента РФ от 07.03.2020 N 57-рп

    «О назначении официального представителя Президента Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»»

Все документы >>>

  • Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2020 N 2216-р

    «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 26.12.2019 N 3205-р»

  • Постановление Правительства РФ от 29.08.2020 N 1301

    «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений актов Правительства Российской Федерации»

  • Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2008 N 671-р (ред. от 12.08.2020)

    «Об утверждении Федерального плана статистических работ» (вместе с «Федеральным планом статистических работ»)

Все документы >>>

  • Федеральный закон от 28.12.2016 N 489-ФЗ

    «О внесении изменений в статью 31 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Все документы >>>

Ст 228.2 УК РФ с комментариями и изменениями 2020 года. 1. Нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств или психотропных веществ либо их прекурсоров, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, находящихся под специальным контролем, повлекшее их утрату, нарушение правил культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности, а также нарушение правил хранения, учета, реализации, продажи, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, повлекшее утрату таких растений или их частей, если это деяние совершено лицом, в обязанности которого входит соблюдение указанных правил, — наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное из корыстных побуждений либо повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека или иные тяжкие последствия, — наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

от 18.06.2019, 16:20 Дело журналиста Ивана Голунова привлекло внимание к работе правоохранительных органов и судебной системы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

“Ъ” подробно изучил главную антинаркотическую статью УК — 228-ю: о чем она и как применяется на практике.

О чем статья 228 УК РФ Статья 228 предусматривает наказание за незаконное приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также растений или их частей, содержащих данные вещества (далее обобщенно наркотических средств).

Статья 228.1 (ее инкриминировали Ивану Голунову) — за производство, сбыт или пересылку наркотических средств.

Статья 228.2 — за нарушение правил оборота наркотических средств.

Статья 228.3 и 228.4 — за незаконное приобретение, хранение, перевозку, производство, сбыт или пересылку прекурсоров наркотических средств (то есть веществ, используемых для изготовления наркотиков). Помимо статьи 228 со всеми частями наказания, связанные с незаконным оборотом наркотиков, содержатся в статьях 229–233 УК. КоАП также предусматривает административное наказание за преступления, связанные с наркотиками.

В частности, незаконный оборот наркотических и психотропных веществ (ст. 6.8 КоАП), пропаганда наркотических средств (6.13), потребление в общественных местах (20.20).

Какое наказание грозит нарушителям За приобретение, хранение, изготовление наркотических средств без цели сбыта (ст. 228) предусмотрено наказание (в зависимости от размера изъятых веществ): Лишение свободыДополнительно В значительном размередо 3 лет*штраф до 40 тыс. руб., обязательные / исправительные работы, ограничение свободы до 3 лет В крупном размереот 3 до 10 летштраф до 500 тыс.

руб., ограничение свободы до 1 года В особо крупном размереот 10 до 15 летштраф до 500 тыс. руб., ограничение свободы до 1,5 лет *в данном случае лишение свободы не обязательное, а лишь одно из возможных наказаний За незаконное производство и сбыт наркотиков (ст. 228.1) УК РФ предусматривает лишение свободы на срок до 20 лет, в исключительных случаях вплоть до пожизненного заключения.

Какой срок грозит нарушителям по ст. 228.1Лишение свободы Без отягчающих обстоятельствот 4 до 8 лет Сбыт в СИЗО, административных зданиях, на спортивных, образовательных и транспортных объектах, с помощью СМИ и интернетаот 5 до 12 лет Группой лиц по предварительному сговору, в значительном размереот 8 до 15 лет Организованной группой, в крупном размере, с использованием должностного положения, несовершеннолетнемуот 10 до 20 лет В особо крупном размереот 15 до 20 лет, пожизненно Дополнительно возможно назначение штрафа вплоть до 1 млн руб., ограничения свободы, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

1.

В коммент. статье речь идет о нарушении правил оборота наркотических средств или психотропных веществ, веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотиков или психотропных веществ.

2. Общие правила осуществления деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, изложены в ст. 10 Закона о наркотических средствах и сводятся к наличию определенных требований к специалистам (сертификат специалиста, отсутствие у специалистов непогашенной или неснятой судимости, отсутствие у специалистов заболеваний наркоманией, хроническим алкоголизмом, токсикоманией), к наличию определенных требований к объектам и помещениям, в которых осуществляется оборот наркотических средств и психотропных веществ, а также к наличию доказательств необходимости использовать в промышленных целях наркотикосодержащие растения и наличию соответствующих условий для предотвращения возможности их хищения и использования для производства наркотиков.

Отдельные правила, при соблюдении которых деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лицензируется и полагается законной, изложены в Положении о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II в соответствии с Законом о наркотических средствах, и в Положении о лицензировании деятельности, связанной с оборотом психотропных веществ, внесенных в Список III в соответствии с Законом о наркотических средствах (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 N 648). Персональную ответственность за исполнением названных Положений несет руководитель юридического лица.

Кроме того, согласно Закону о наркотических средствах культивирование наркотикосодержащих растений, хранение, перевозка, переработка, пересылка в целях осуществления гуманитарной помощи, отпуск, реализация, распределение, учет, а также уничтожение наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров, инструментов и оборудования, используемых для изготовления наркотических средств и психотропных веществ, должно осуществляться в порядке, определяемом Правительством РФ.

3. Порядок отпуска наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях утверждены Приказом Минздрава России от 04.03.2003 N 80 (в ред. от 13.09.2005) . ——————————— БНА.

2003. N 19; 2004. N 8, N 43; БВС РФ.

2004. N 8; БНА. 2005. N 41. 4.

Правила производства, изготовления, приобретения, использования, ввоза (вывоза) наркотических средств и психотропных веществ определены Законом о наркотических средствах, что не исключает возможности регулирования названных видов деятельности иными законодательными актами РФ (ст.

3 указанного Закона). 5. Преступные деяния, предусмотренные коммент. статьей, совершаются в сфере законного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (исходных веществ, реагентов и растворителей), т.е.

на предприятиях и в организациях, имеющих право на осуществление деятельности с указанными средствами, веществами, инструментами или оборудованием. Поэтому с точки зрения объекта посягательства преступлением является лишь такое нарушение правил, в результате которого наркотические средства или психотропные вещества, а также инструменты или оборудование, используемые для их изготовления, не только выходят из-под специального контроля либо создаются условия для их бесконтрольности, но и приводят к их утрате, а также когда указанные деяния совершаются из корыстных побуждений либо повлекли по неосторожности причинение вреда здоровью человека или иные тяжкие последствия.

6. Предметами преступного посягательства помимо наркотических средств или психотропных веществ являются вещества, инструменты или оборудование, используемые для изготовления наркотических средств или психотропных веществ и находящиеся под специальным контролем.

УДК 343(470)(091)

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ МЕЛКОГО ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА (СТ. 291.2 УК РФ)

© Никонов П. В., 2018

Иркутский юридический институт (филиал)

Университета прокуратуры Российской Федерации, г. Иркутск

В работе предлагается анализ теоретических и практических проблем применения уголовного закона об ответственности за мелкое взяточничество. Указываются и критически оцениваются недостатки в конструкции исследуемого состава преступления, предлагаются законодательные способы их устранения. Оценивая состояние закона, теории и правоприменительной практики, формулируются выводы по целому ряду проблем квалификации мелкого взяточничества. По некоторым уголовно-правовым проблемам, в частности значению установления размера взятки для привлечения к уголовной ответственности по ст. 291.2 УК РФ, автором излагаются суждения, обладающие несомненной научной новизной. Введение уголовной ответственности за мелкое взяточничество вызвало неоднозначную реакцию среди специалистов в области уголовного права и субъектов правоприменительной деятельности. Следствием этого стало активное обсуждение на страницах специальной литературы социальных причин, побудивших законодателя установить самостоятельную ответственность за данное деяние. Критические мнения, высказываемые в связи с несовершенством нормативного материала, используемого для описания уголовно наказуемого деяния, небезосновательно поставили вопрос о необходимости более глубокой модернизации обсуждаемого состава преступления. Отсутствие отягчающих обстоятельств, аналогичных предусмотренным в статьях, устанавливающих ответственность за получение взятки (ст. 290 УК РФ) и дачу взятки (ст. 291 УК РФ) воспринимается научным сообществом, как существенный пробел в законодательном регулировании мелкого взяточничества. Отказ от использования дифференцирующих признаков, применяемых в схожих статьях устанавливающих ответственность за взяточничество, не способствует в полной мере реализации начал справедливости при привлечении к уголовной ответственности за содеянное. Сама идея введения самостоятельной ответственности за мелкое взяточничество также небезосновательно вызывает возражения, начиная с оценки целесообразности уголовно-правового регулирования такого вида деяния, заканчивая пересмотром критериев оценки общественной опасности данной категории уголовных дел, как не связанной с размером взятки, а зависящей от характера действий (бездействий), совершаемых за взятку.

Ключевые слова: мелкое взяточничество, квалификация, размер взятки, посредник, привилегированный состав.

Уголовная ответственность за «мелкое взяточничество» была введена Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 324-Ф3 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».

В пояснительной записке к проекту указанного федерального закона отмечается, что в 2012-2015 гг. подавляющее большинство уголовных дел по фактам коммерческого подкупа, дачи или получения взятки возбуждалось при сумме менее 10 тыс. руб. Учитывая небольшую общественную опасность таких преступлений и принимая во внимание необходимость реализации принципа справедливости при назначении уголовного наказания за эти деяния, предлагается в ст. 291.2 УК РФ установить уголовную ответственность за дачу или получение взятки, размер которой не превышает 10 тысяч рублей. При этом разработчиками проекта предлагается в санкциях данной статьи установить более мягкое наказание, чем предусмотрено санкциями части первой статьи 290, части

первой ст. 291 Уголовного кодекса Российской Федерации [1] (выделено мной. — П. Н.).

Как представляется, целью принятия данного закона была более глубокая дифференциация ответственности за взяточничество в зависимости от размера взятки. В этом смысле установление ответственности за взяточничество в размере до 10 тыс. руб. является логичным законодательным решением, соответствующим духу изменений, ранее вносимых в ст. 290, 291 УК РФ, в соответствии с которыми значительный, крупный и особо крупный размеры взяток были предусмотрены в качестве квалифицирующих признаков.

В этой связи тенденция ужесточения ответственности объяснима и понятна: чем больше размер взятки, тем суровее ответственность за содеянное, и, наоборот, чем меньше размер взятки, тем менее опасным считается преступление.

Однако данный взгляд на критерии общественной опасности деяния, обоснованно вызывает возражения среди специалистов в области уголовного права. Основной аргумент состоит в том, что отсутствует устойчивая, стабильная

связь между размером взятки и характером действий, совершаемых за нее. По этой причине опасность взяточничества видится не в количественных значениях взятки, а в том, какие решения принимаются за незаконное вознаграждение. Таким образом, выделение размера взятки в качестве криминообразующего признака, являющегося мерилом уровня вредоносности преступления, представляется небесспорным.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 324-ФЗ)

1. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе —

наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки или без такового.

2. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) —

наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до двух миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой — третьей настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.

5. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) с вымогательством взятки;

в) в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.

6. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой, пунктами «а» и «б» части пятой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от трех миллионов до пяти миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет, или в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права зан��мать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет или без такового.

Мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ): особенности квалификации

Если у вас остались вопросы по законодательству РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

1. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) —

наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от пятикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от пятикратной до десятикратной суммы взятки или без такового.

2. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) в значительном размере —

наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до сорокакратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере от пятикратной до пятнадцатикратной суммы взятки или без такового.

3. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) —

наказывается штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой — третьей настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.

5. Деяния, предусмотренные частями первой — четвертой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.

Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

1. С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в действии — передаче должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника предмета взятки: 1) за совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица; 2) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно в силу своего должностного положения может способствовать их совершению другим должностным лицом; 3) общее покровительство по службе; 4) общее попустительство по службе. Указанные варианты поведения должностного лица были описаны при рассмотрении состава получения взятки (см. комментарий к ст. 290).

Если должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, предлагает подчиненному ему по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации дать взятку должностному лицу, то такое лицо несет ответственность по комментируемой статье как исполнитель преступления, а лицо, непосредственно передавшее взятку, несет ответственность за посредничество во взяточничестве по ст. 291.1 УК.

От посредничества в даче взятки следует отличать так называемое мнимое посредничество, когда лицо получает от кого-либо материальные ценности якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь этого делать, присваивает их себе. Содеянное в таких случаях следует квалифицировать как мошенничество. Действия владельца материальных ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на дачу взятки (ч. 3 ст. 30 и ст. 291 УК). Если же такой «мнимый посредник» еще и склоняет лицо к даче взятки, порождая в нем умысел к совершению преступления, содеянное дополнительно квалифицируется как подстрекательство к покушению на дачу взятки (ч. 4 ст. 33, ч. 3 ст. 30 и ст. 291 УК). При этом не имеет значения, называлось ли конкретное должностное лицо, которому предполагалось передать взятку.

2. Состав дачи взятки является формальным. Преступление окончено с момента принятия должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации (либо с согласия указанных субъектов — их родными и близкими) хотя бы части передаваемых ценностей. В случае, когда должностное лицо отказалось принять взятку, в действиях взяткодателя присутствует состав покушения на дачу взятки (ч. 3 ст. 30 и ст. 291 УК). Вместе с тем не может быть квалифицировано как покушение на дачу взятки одно лишь высказанное лицом намерение дать взятку, если никаких конкретных действий для реализации этого намерения не предпринималось.

1. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) —

наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от пятикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от пятикратной до десятикратной суммы взятки или без такового.

Проблема коррупции считается наиболее острой для современных реалий нашей страны. Практически каждый гражданин в России сталкивался с недобросовестностью различных пользователей, желающих нажиться на проблемах людей. Именно потому одной из основных задач государства является противодействие любым преступлениям экономического характера. Российская законодательная база предусматривает ответственность как за дачу взятки, так и за ее получение.

Уголовный кодекс (УК РФ)

Взяточничество стало огромной проблемой для российского общества. Недобросовестные чиновники и должностные лица стремятся повысить свое материальное благополучие за счет граждан, которые ищут любые пути для решения своих проблем. Иногда ситуация складывается таким образом, что человека буквально заставляют дать взятку, тем самым совершая преступление уголовного характера.

Отечественная законодательная база устанавливает довольно жесткие наказания для граждан, преступивших закон.

Чаще всего встречаются ситуации, когда пользователь сам принимает решение дать мзду чиновнику, но иногда взятка может стать принудительной. Это означает, что гражданина буквально подталкивают на преступление или открыто говорят о возможности решения его проблем за счет финансовых инструментов.

Устанавливается, что противоправное деяние будет считаться завершенным, как только пользователь самостоятельно или через третьих лиц (посредников) передаст финансовые ресурсы взяткополучателю. Данное условие прописывается в ст.291 УК РФ.

В общем, статья 291 УК РФ имеет много совместных черт с нормативной документацией советского времени. Пользователей волнует вопрос, дача взятки должностному лицу при исполнении чем грозит. Предметом взятки являются разнообразные механизмы материального плана. К ним относят как денежные средства, так и различное ценное имущество, включая предметы роскоши и антиквариат.

Помимо того, роль взятки также могут принять на себя услуги, за которые в повседневной жизни пришлось бы платить некую сумму (туристическая путевка, ремонтные операции и т.д.).

В ст.291 УК РФ «Дача взятки» четко обозначены ключевые характерные признаки противозаконного проступка, потому с квалификационными характеристиками взяточничества зачастую никаких осложнений не возникает.

В роли субъекта взяточничества выступает любой гражданин, достигший возрастных рамок в 16 лет. При этом, в обязательном порядке нарушитель должен быть полностью дееспособным, четко осознавать противоправность своих поступков и готовность нести ответственность за дачу взятки.

Комментарии к ст.291 УК РФ указывают, что все преступления, имеющие отношение к взяточничеству, обладают прямым умыслом. Но состав преступления при этом может быть различным. Так, если пользователь не осознавал, что передаваемые им ценности являются взяткой, в его действиях не будет найдено никаких нарушений. Однако, прежде всего ему предстоит доказать, что никакого умысла преступного характера он не имел, а это бывает крайне непросто.

Цели и мотивы взятки обладают разнообразными характеристиками. Во-первых, любой человек может попасть в условия, когда от него потребуют вознаграждение за исполнение определенных функций. В данной ситуации большая часть ответственности будет возложена на получателя, так как он фактически заставляет пользователя идти на нарушение закона. Также возможна ситуация, когда гражданин самостоятельно принимает решение о стимулировании решения своих проблем посредством финансовых инструментов.

1. Статья 73 определяет круг обстоятельств, которые являются предметом доказывания по уголовному делу. Данная норма закона отвечает на вопрос, установление каких именно фактов является целью процесса доказывания.

2. Закон перечисляет обстоятельства, подлежащие доказыванию в строгой логической последовательности, что очень важно для полноты воссоздания фактической картины исследуемого события. В процессе расследования дела, однако, указанные обстоятельства могут устанавливаться как в иной последовательности, так и одновременно. Например, характер и размер ущерба, причиненного пожаром, может быть определен до того, как будет доказан факт поджога. Доказанность получения взятки, т.е. самого события преступления, предполагает и одновременное установление личности взяткополучателя.

3. Обстоятельства, подлежащие доказыванию, сформулированы в законе в общем виде, т.е. применимы ко всем видам преступлений. Для того чтобы конкретизировать те обстоятельства, которые должны быть установлены по тому или иному уголовному делу, необходимо обратиться к уголовному закону. Именно нормы уголовного закона формулируют юридически значимые признаки деяния, которые и служат ориентиром для определения предмета доказывания по конкретному делу. Вместе с тем любое деяние (т.е. действие или бездействие), отнесенное к категории преступных, совершается во времени и пространстве, ему сопутствуют определенные обстоятельства, в том числе и те, которые не имеют уголовно-правового значения. Без выяснения всех этих обстоятельств невозможно установить, было или не было совершено уголовно наказуемое деяние. Поэтому п. 1 ч. 1 ст. 73, указывая на необходимость доказывания события преступления, раскрывает составляющие его элементы (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления).

4. Событие преступления и виновность конкретного лица в совершении преступления — эти элементы предмета доказывания составляют главный факт. Уголовный процесс начинается (возбуждение уголовного дела) и продолжается (предварительное расследование, судебное разбирательство и т.д.), пока есть основание предполагать, что совершено преступление и существует лицо, его совершившее. Когда такое предположение не подтверждается доказательствами, уголовное дело или уголовное преследование в отношении конкретного лица прекращаются.

5. Круг обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого, определяется необходимостью установить степень его ответственности, создать фактические предпосылки для индивидуализации наказания, если таковое будет назначено судом.

6. Включая в число обстоятельств характер и размер вреда, причиненного преступлением, законодатель тем самым выделил такие негативные последствия деяния, за наступление которых виновный может нести ответственность.

7. Содержательная связь предмета доказывания с нормами уголовного закона отчетливо проявляется в п. 5 ч. 1 ст. 73, в котором говорится об обстоятельствах, исключающих преступность и наказуемость деяния (ст. ст. 37 — 42 УК).

8. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание (п. 6 ч. 1 ст. 73 УПК РФ), приведены в ст. ст. 61 и 63 УК. Необходимо учитывать, что перечень отягчающих обстоятельств является исчерпывающим, а круг смягчающих обстоятельств может быть расширен судом при рассмотрении конкретного дела.

9. Обстоятельства, которые могут повлечь освобождение от уголовной ответственности и наказания, указаны в ст. ст. 75 — 83 УК. Поскольку применение соответствующей нормы уголовного закона должно основываться на фактических обстоятельствах дела, последние подлежат доказыванию.

10. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ дополнил перечень принудительных мер, которые могут быть применены к виновному в совершении какого-либо из преступлений, указанных в п. «а» ч. 1 ст. 104.1 УК. Теперь этот перечень включает в себя и институт конфискации имущества.

Уголовный закон определяет конфискацию имущества как принудительное безвозмездное обращение по решению суда денег, ценностей и иного имущества в собственность государства.

Применение такой принудительной меры, как конфискация имущества, ограничено не только перечнем составов преступлений, содержащихся в п. «а» ч. 1 ст. 104.1 УК, но и необходимостью установления следующих обстоятельств:

— подлежащее конфискации имущество получено в результате совершения преступления или доходов от этого имущества;

— имущество использовалось или предназначалось для использования в качестве орудия преступления;

— имущество использовалось или предназначалось для финансирования терроризма, организованной преступной группы, незаконного вооруженного сообщества (преступной организации).

Установление любого из этих обстоятельств служит основанием для конфискации имущества.

Таким образом, применение конфискации имущества предполагает доказывание обстоятельств, относящихся как к способу приобретения имущества, так и его дальнейшему использованию либо предназначению.

11. Конфискация не может быть применена, если имущество было неправомерно изъято у законного владельца. В этом случае имущество и доходы от него подлежат возврату законному владельцу.

Уголовный кодекс Российской Федерации

Все данные будут переданы по защищенному каналу.

Все данные будут переданы по защищенному каналу.

Все данные будут переданы по защищенному каналу.

Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист. Спасибо! Ваша заявка принята, в ближайшее время с вами свяжется наш специалист.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *