Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Неблагополучные семьи в россии». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Современная семья в России, какая она? В последние полвека число зарегистрированных браков в расчете на тысячу человек населения устойчиво снижается как в Западной Европе, так и в России. Если в 60 годах в европейских странах их число составляло около 8 процентов.
Помимо частых разводов, в России брак по-прежнему остается моногамным, хотя кратным. Существует еще несколько способов реализации такого отношения. Это новые формы современного брака В семье, как и в жизни нет определенного шаблона по которому лучше всего жить или следуя которому можно построить долгие и счастливые отношения со своей второй половинкой.
Уполномоченный при президенте России по правам ребенка Павел Астахов в последних выступлениях говорит, что количество неполных семей в России за последние годы выросло до 30%.
Статистика неблагополучных семей в россии 2019
Если взрослые отказываются от помощи, тогда их вынуждают прислушиваться к окружающим при помощи не только социальных служб, но и милиции, органов опеки и попечительства, психиатров и медицинских центров. Тогда родителей заставляют лечиться, и зачастую они уже не могут отказаться. В таких случаях забирают детей в детские дома. Команда продолжает работать по отдельности со взрослыми и ребёнком.
Помощь неблагополучным семьям очень необходима длительное время. Если задействовать всю команду: психологов, педагогов, милицию и социальные службы, — тогда можно выявить, почему возникла проблема у этой семьи. Только тогда есть возможность помочь и поддержать этих людей.
/ / В России к многодетным относятся определенные семьи.
Законодательство РФ не выработало актуального определения понятия «многодетная семья». Статус могут получить те, кто подойдет под требования региональных властей. Именно в их ведении оказался данный вопрос.
Имеет значение количество детей, а также то, кто их содержит и несет за них ответственность. В основном, в эту категорию включают семьи, чьи члены являются гражданами РФ и воспитывают трех и более детей.
Они могут быть родными, приемными и усыновленными.
Им не должно быть больше 14 лет. В ряде регионов требуют исполнения 18 лет. Пособие по уходу за ребенком положено платить ежемесячно, до достижения ребенком 1,5 года. Средства получает тот из родителей, на кого оформлен отпуск, позволяющий ухаживать за ребенком.
При отсутствии у родителей официального трудоустройства они должны обратиться в органы соцзащиты.
- 2014 – более 30 тыс.;
- 2015 – 32 тыс.
По сравнению с 90 годами втрое снизилась смертность в возрастной группе до пяти лет.
Показатели за 2011 год:
- Швеция – 54,2%.
- Франция – 55%.
- Эстония – 59,7%.
- Норвегия – 55%.
- Исландия –64,3%.
Неполные семьи Количество одиноких матерей пополняет и статистика разводов после рождения ребенка – подавляющее большинство их происходит в первый год после появления малыша.
В 2012 году в стране насчитывалось более 6 млн.
Неблагополучные семьи исчезают в России
/ / По данным, представленным в Концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года, размещённой на сайте Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей видим, что количество полных семей неуклонно сокращается на 11,2%, а % неполных семей растет на 3%. Полиция Ипатово Сегодня, 12:10 Прокуратурой района поддержано государственное обвинение по уголовному делу по факту управление автомобилем лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, подвергнутым административному наказ … Прокуратура Ипатово
/ / Такое разделение не случайно – статистика смертности детей до года гораздо выше, чем в остальных возрастных группах. Одной из важнейших причин смертности или инвалидности малышей становятся пороки развития.
Наиболее тяжелым является синдром Дауна. Последние годы, благодаря новейшим методам пренатальной диагностики, статистика детей — даунов показывает появление одного новорожденного с патологией на 1100 здоровых малышей.
Еще в 2019 году поднимался вопрос об изменении этого требования, однако решение было отложено на 2019 год.
Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой — социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Кроме того, социализация в семье может осуществляться также посредством особенного механизма социального научения, который получил название викарное научение. Викарное научение связано с усвоением социального опыта за счет наблюдения научения других. Поскольку родители для ребенка имеют особое значение, важно изучение влияния стиля родительского поведения на социализацию детей, особенно в неблагополучных семьях.
В связи с этим необходимо обратить внимание на высказывание П. Бергера и Т. Лукмана, выделявших две основные формы социализации -первичную и вторичную. Решающее значение для судьбы индивида и общества имеет первичная социализация, происходящая в семье и ближайшем кругу родственников. «При первичной социализации нет никаких проблем с идентификацией, поскольку нет выбора значимых других… Родителей не выбирают… Так как у ребенка нет выбора значимых других, его идентификация с ними оказывается квазиавтоматической… Ребенок интернализирует мир своих значимых других не как один из многих возможных миров, а как единственно существующий и единственно мыслимый. Именно поэтому мир, интернализируемый в процессе первичной социализации, гораздо прочнее укоренен в сознании, чем миры, интернализируемые в процессе вторичной социализации».
Другой вид социализации обеспечивают многочисленные социальные институты, в том числе школа и образование. «Вторичная социализация представляет собой интернализацию институциональных или институционально обоснованных полмиров… Вторичная социализация есть приобретение специфическо-ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда».
Иными словами, в процессе первичной социализации человек приобретает некий «базисный мир», и все последующие шаги образовательной или социализационной деятельности так или иначе, должны согласовываться с конструктами этого мира.
Основными механизмами социализации являются имитация (подражание), идентификация, научение через наблюдение и интериоризация (присвоение). С помощью перечисленных процессов ребенок осваивает социальную среду и строит свою личность. Подражание — основной фактор формирования большинства подростковых поведенческих моделей. «От подражательности же до реальной актуализации поведенческих практик — очень небольшое расстояние»56. В основе социализации лежит взаимодействие ребенка с другими людьми, как со взрослыми, так и со сверстниками. Развитие личности ребенка будет определяться тем, в каком социальном окружении он живет. Полноценное развитие человек может получить, только находясь в семье, где социализация, социальная компетентность будут идти по опережающему пути становления личности.
Современная семья в России, какая она? В последние полвека число зарегистрированных браков в расчете на тысячу человек населения устойчиво снижается как в Западной Европе, так и в России. Если в 60 годах в европейских странах их число составляло около 8 процентов.
Помимо частых разводов, в России брак по-прежнему остается моногамным, хотя кратным. Существует еще несколько способов реализации такого отношения. Это новые формы современного брака В семье, как и в жизни нет определенного шаблона по которому лучше всего жить или следуя которому можно построить долгие и счастливые отношения со своей второй половинкой.
Уполномоченный при президенте России по правам ребенка Павел Астахов в последних выступлениях говорит, что количество неполных семей в России за последние годы выросло до 30%.
По его словам, на настоящий момент 6,2 млн семей в стране являются неполными: в России насчитывается 5,6 млн матерей одиночек и 634,5 тыс. одиноких отцов. При этом около 9,5 тыс. родителей-одиночек воспитывают пять и более детей.
По статистике, более половины родителей, не проживающих с детьми, периодически отклоняются от уплаты алиментов, а каждый третий — не платит их вообще.
По данным, представленным в Концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года, размещённой на сайте Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей видим, что количество полных семей неуклонно сокращается на 11,2%, а % неполных семей растет на 3%. Многодетные семьи составляют 5,8% от общего числа семей с несовершеннолетними детьми. О положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации, 2011: государственный доклад, дек, 2012 г. (в изложении) // Социальное обслуживание. — 2013. — № 2, 3. — С. 73-111; С, 79-109..
Если взрослые отказываются от помощи, тогда их вынуждают прислушиваться к окружающим при помощи не только социальных служб, но и милиции, органов опеки и попечительства, психиатров и медицинских центров. Тогда родителей заставляют лечиться, и зачастую они уже не могут отказаться. В таких случаях забирают детей в детские дома. Команда продолжает работать по отдельности со взрослыми и ребёнком.
Рекомендуем прочесть: Должностная инструкция медицинской сестры школы 2019
Помощь неблагополучным семьям очень необходима длительное время. Если задействовать всю команду: психологов, педагогов, милицию и социальные службы, — тогда можно выявить, почему возникла проблема у этой семьи. Только тогда есть возможность помочь и поддержать этих людей.
Количество неблагополучных семей в россии статистика 2019
Сегодня мы решили изучить официальную статистику Российской Федерации и понять, как у нас обстоят дела в вопросах семейных.
При этом россияне, которые знакомы в основном с семьями, живущими хорошо, назвали неблагополучными те семьи, члены которых страдают алкогольной или наркотической зависимостью (49%), имеют низкий уровень жизни (19%), а также не следят за детьми и не работают (по 6%).
В 2010 году коллеги из Высшей школы экономики писали о 2,5-3 млн неполных семей, в которых детей воспитывают матери-одиночки.
В результате получаем, что в общей численности матерей женщины, претендующие на официальный статус «матери-одиночки», составляли 7-8% в 1989 году, 10-12% — в 2002 году и 15-18% — в 2010 году.
То есть, налицо как минимум двукратный рост относительного показателя за два десятилетия. По отношению к современному состоянию рост оказывается уже трехкратным.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования об отношении россиян к проблеме неблагополучных семей.
Если вы все-таки нашли свою половинку, вам, пожалуй, полезно будет узнать, что подавляющее большинство россиян считает, что сначала надо пожить вместе год-два и проверить свои чувства, а уже затем регистрировать брак. В особенности, если речь идет о повторном браке.
Но главным, как мне кажется, является общее значительное увеличение возраста женщин, которые решаются на рождение своего первого ребенка, а также увеличение возраста, в котором вступают в брак. Так, возраст первородящих матерей сегодня перевалил за 25 лет. Как правило, женщины в этом возрасте уже достаточно независимы экономически.
С другой стороны, движение чайлдфри пока еще не слишком популярно в России, поэтому некоторые, не дожидаясь замужества, как говорится, «заводят ребенка для себя». Возможным оправданием является несовершенство и нестабильность нашей пенсионной системы, которые вызывают опасения остаться в старости в нищете и одиночестве.
Число и процент осознанных матерей-одиночек гораздо больше, по моим наблюдениям, чем в предыдущее десятилетие.
Отмечается, что пять лет назад о большом числе неблагополучных знакомых говорили 4%, а обратное утверждали 62% опрошенных.
Знаю, что среди моих друзей и в ФБ, и ВКонтакте много родителей, есть приемные и многодетные, есть и те, кого чиновники называют «неблагополучными».
Так что не стоит терять надежду! 4. В отличие от браков, количество разводов с 1950 года увеличилось в 13 раз и в 2012 году составило 644.101 развод (или 4,5 на тысячу населения).
Наибольшее число разводов, как в абсолютном, так и в относительном выражении, было зафиксировано в 2002 году.
Современная семья в России, какая она? В последние полвека число зарегистрированных браков в расчете на тысячу человек населения устойчиво снижается как в Западной Европе, так и в России. Если в 60 годах в европейских странах их число составляло около 8 процентов.
Меняются стандарты достойного уровня жизни, родительство воспринимается гиперответственно, идеи «сознательного» родительства витают в воздухе.
После рождения ребенка у нас продолжают, к сожалению, оставаться факторы, когда семья безусловно теряет уровень дохода, появляется новый член семьи», — уточнил Топилин.
По-видимому, цифры, озвученные Кузнецовой, включают и «статусных» матерей-одиночек, которые не были замужем на момент рождения ребенка, а также получивших статус в результате развода или смерти супруга, что случается в российских реалиях довольно часто, особенно в регионах.
Возможно, статус какого-то количества матерей-одиночек фиктивен. Женщины оберегают его для сохранения социальных выплат, которые для депрессивных российских областей могут быть серьезным подспорьем в семейной жизни. Я бы не спешила делать выводы о кризисе традиционной полной семьи.
Но уже сейчас можно говорить о том, что россияне стали гораздо спокойнее относиться к идеальным представлениям о семейной жизни. Сегодня больше детей рождается у людей, состоящих в гражданских браках.
Однако 45% говорят, что знакомы с такими семьями, но в основном это единичные случаи (29%), а у 16% подобных примеров в окружении большинство.
Меняются стандарты достойного уровня жизни, родительство воспринимается гиперответственно, идеи «сознательного» родительства витают в воздухе. Не все мужчины готовы на этих условиях взваливать на себя ношу воспитания детей. Можно говорить о тенденции инфантилизации поколения «нулевых» и «десятых» годов.
Теперь почти невозможно установить период наступления зрелости. Раньше таким моментом было завершение высшего учебного заведения, приобретение профессии.
Теперь понятие профессии все сильнее размывается, пропагандируются идеи непрерывного образования, в этих условиях отцовство может показаться слишком поспешным шагом.
Неблагополучные семьи Губкина посетила комиссия
Мнение жителей страны о причинах такой ситуации:
- бедность и неустроенность людей – 43%;
- потеря нравственных ценностей – 33%;
- статистика отказов от детей в роддомах связана с увеличением уровня рождаемости больных младенцев – 25 %;
- эгоизм молодых родителей – 23%;
- обесценивание человеческой жизни в России – 18%;
- разрушение системы соцобеспечения и профилактики здоровья, сформированной в СССР – 18%.
Усыновление и возвраты Сегодня в стране развиваются программы для устройства несовершеннолетних сирот. Статистика усыновления детей подтверждает этот факт.
Но и здесь не все просто.
Например, в 2012 году в очереди на усыновление стояло 16,5 тыс. семейных пар, усыновлено – более 6,5 тыс. малышей. Однако в детские дома было возвращено существенное количество ранее взятых детей.
Так по ее данным количество зарегистрированных браков в России было следующее: Исходя из этих данных, можем сделать вывод, что количество зарегистрированных браков в течение 5 лет практически держится на одном уровне , только в 2011 году наблюдается скачок в 100 тысяч. Динамика роста неполных семей в россии росстат (2018) .
Вчера ехала в автобусе и разговаривали 2 женщины, у обеих дети маленькие и так поняла, что не замужние.Пошла у них речь о том, что вот бы родить ещё раз, да вначале надо папу найти, не самца, а именно папу! Да вот печалька, хороших мужиков ещё щенятами разобрали.Позабавило меня эта фраза «Щенята». Наибольшее число браков — 1316 тысячи — было зарегистрировано в 2011 году.
Внимание
В целом за период 1998-2011 годов число заключенных браков увеличилось на 55%. Отклонения от тенденции роста отмечались только в 2004 и 2008 годах.
В Северной Америке брак считают необходимым этапом в развитии нормальных отношений 78% респондентов, в Европе – 61%. В России же создание семьи является необходимостью только для 58% населения. Остальные относятся к этому более сдержанно, и заводить семью собираются только в крайнем случае.
В последнее время особенно актуальны гражданские браки, они давно перестали быть чем-то ненормальным в нашем обществе.
Поэтому и рождение внебрачных детей стало повседневным явлением. По мнению многих россиян, заводить семью нужно, когда тебе уже за 30.
К этому времени как раз таки захочется стабильности и покоя, которые и будут обеспечены юридически оформленным браком. ⅓ опрошенных респондентов вообще не желают оформлять отношения и считают, что институт брака исчерпал сам себя.
По последним данным, в Европе распадается к5аждый второй брак, да и в России число разводов растет с каждым днем.
Как показывает статистика детей, перечень факторов, которые требуют пристального внимания со стороны правительства достаточно длинный.
Сюда входят неполные семьи, переполненные детские дома, низкий уровень жизни граждан, злоупотребления должностными полномочиями, опасные заболевания.
Динамика прироста населения Благодаря высокому коэффициенту рождаемости в странах Азии и Африки каждый день увеличивается количество детей в мире. Статистика отмечает, что каждую минуту появляется на свет 258 малышей.
Но почти половина из них рождается в бедности, 15 младенцев – с врожденными патологиями. Если говорить о России, то начиная с 2000 годов статистика рождения детей, показывает положительную динамику.
Естественный прирост населения составил:
Существенно изменилась статистика усыновления детей иностранными гражданами:
- в 2015 году из 14,5 тыс. усыновленных малышей только 700 человек отдано в иностранные семьи;
- в 2016 году из 13,5 тыс. несовершеннолетних усыновлено 430 человек.
Смертность и пороки развития Статистика смертности детей подразделяется на две категории:
- младенческая – на первом году жизни;
- смертность в возрасте от года до 17 лет.
Такое разделение не случайно – статистика смертности детей до года гораздо выше, чем в остальных возрастных группах. Одной из важнейших причин смертности или инвалидности малышей становятся пороки развития.
Наиболее тяжелым является синдром Дауна.
Последние годы, благодаря новейшим методам пренатальной диагностики, статистика детей — даунов показывает появление одного новорожденного с патологией на 1100 здоровых малышей.
Неполные семьи в россии статистика 20192019
Раньше таким моментом было завершение высшего учебного заведения, приобретение профессии.
Теперь понятие профессии все сильнее размывается, пропагандируются идеи непрерывного образования, в этих условиях отцовство может показаться слишком поспешным шагом.
Молодые женщины также испытывают это давление, но многие понимают, что репродуктивные функции и здоровье женского организма намного больше отражаются на здоровье ребенка, и с возрастом они не улучшаются.
Откуда же на территории страны взялось еще около 4 млн. человек за 8-летний период? Увы, причиной этому стал не естественный, а миграционный прирост. Соотношение родившихся к умершим на конец 2019 года составило -168 348 человек (1 860 617 и 2 028 965 жителей соответственно).
А вот количество въехавших в державу (иммигрантов) оказалось больше, чем количество тех, кто ее покинул (эмигрантов). Положительный миграционный прирост позволил получить 0,04% общего годового прироста.
Пусть эта цифра и не имеет знака «минус», все же социально-демографическое положение в РФ продолжает оставаться крайне нестабильным и шатким.
После всплеска рождаемости в России в 2014 году, когда этот показатель достиг 1,94 миллиона человек, число рождений снижается. По итогам 2019 года в России на свет появилось 1,89 миллиона детей. О продолжении этой тенденции в 2019 году можно было сказать уже по данным за январь-октябрь, когда в России родилось 1,4 миллиона малышей, что на 10,7% ниже аналогичного периода 2019года.
По данным последнего десятилетия преобладающим типом российской семьи является простая семья, состоящая из супругов с детьми или без них, — 67% семей. Еще 12% супружеских пар живут с одним из родителей супругов или с другими родственниками. Сложных семей, включающих две или более супружеские пары, в семейной структуре всего 3,4%. За последние пять лет в России число браков сократилось на 1/3.
Основные причины — отсутствие достаточных финансовых средств и отдаленность места отбывания наказания, а также семейное неблагополучие.
Важным криминогенным фактором, влияющим на рост преступного рецидива среди несовершеннолетних, является отсутствие системы ресоциализации несовершеннолетних, возвратившихся из воспитательных колоний. Помощь освободившимся из мест лишения свободы несовершеннолетним в трудоустройстве или возвращении на учебу, в решении жилищно-бытовых проблем, в медицинском обследовании не всегда бывает своевременной, что способствует преступному рецидиву.
А вот еще из одного письма воспитанника ВК Челябинской области: «Не отпускайте меня по амнистии — мне некуда идти. Если есть нераскрытые дела, скажите следователю, что я готов их взять на себя».
Нуждается в улучшении
Количество неблагополучных семей в россии статистика
Они (многодетные родители.
— RT) дают яркий пример того, что нужно иметь большие семьи». Сычёв пояснил, что в России среди эффективных мер соцподдержки — материнский капитал, льготная ипотека, различные субсидии, федеральные и региональные программы помощи семьям. «Это свидетельство того, что маткапитал работает, поскольку он направлен не на первого ребёнка.
Крупнов подчеркнул, что демографическая сфера России тесно связана с обороноспособностью страны, её экономическим состоянием и исторической ролью в мире.
Он считает соцподдержку многодетных семей не расходами, а инвестициями в будущее. Президент Ассоциации многодетных семей Московской области Елена Фоминых рассказала RT, что в регионе наблюдается серьёзное увеличение числа многодетных семей — за последние 1,5 года оно выросло с 42 тыс.
1995. N 1-2. С. 166-181; Зверева Н.
В. Экономическое положение семей в России // Домохозяйство, семья и семейная политика / Под ред.
В. В. Елизарова, Н. В. Зверевой.
М.: Диалог-МГУ, 1997. Выпуск 1 / Под. науч. ред. Т. М. Малевой, О. В.
Синявской. М.: НИСП, 2007. С. 387-420; Захаров С. В., Чурилова Е. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2012[4] Чурилова Е.
В., Чумарина В. Ж. Внебрачные рождения и добрачные зачатия в России: осознанное решение родителей?
// Вопросы статистики. 2014. N 7.
С. 43-49[5] Захаров С. В., Чурилова Е.
И если на 100 тысяч взрослого населения приходится 1629 преступлений, то на долю детей — 2030.
Все это очень тревожно. Не обеспечивая молодежь работой, мы сами толкаем ее в преступный мир.
По выборочным данным, 2/3 молодежи находятся за чертой бедности. Нас таких 15 «льготников», которые ждут решения об условно-досрочном освобождении.
Если взрослые отказываются от помощи, тогда их вынуждают прислушиваться к окружающим при помощи не только социальных служб, но и милиции, органов опеки и попечительства, психиатров и медицинских центров. Тогда родителей заставляют лечиться, и зачастую они уже не могут отказаться. В таких случаях забирают детей в детские дома. Команда продолжает работать по отдельности со взрослыми и ребёнком.
Рекомендуем прочесть: Компенсация за жкх ветеранам труда в 2019 году в спб
Помощь неблагополучным семьям очень необходима длительное время. Если задействовать всю команду: психологов, педагогов, милицию и социальные службы, — тогда можно выявить, почему возникла проблема у этой семьи. Только тогда есть возможность помочь и поддержать этих людей.
Одна треть безработных в Российской Федерации — молодые. Из получающих высшее образование молодых людей только 50 процентов могут устроиться на работу. Остальные пополняют ряды безработных, криминальные структуры.
В отличие от взрослого населения молодежь не обладает иммунитетом против антисоциальных явлений, поэтому, как правило, именно молодые идут в преступный бизнес. Девочки занимаются проституцией, а парни — рэкетом, наркобизнесом и так далее.
Число преступлений, совершаемых подростками, растет. По данным МВД, 182 тысячи преступлений приходится на несовершеннолетних. И если на 100 тысяч взрослого населения приходится 1629 преступлений, то на долю детей — 2030. Все это очень тревожно.
Не обеспечивая молодежь работой, мы сами толкаем ее в преступный мир. По выборочным данным, 2/3 молодежи находятся за чертой бедности.
Исторический опыт подсказывает следующее: помнить, что образование — историко-культурный феномен, который развивается во времени и в пространстве, что это средоточие, условие и показатель духовного состояния и развития нации. Помнить, что семья — это основа родового строительства нации.
Понимать, что без взаимодействия этих социальных институтов — семьи и школы — не может быть осуществлено воспитание человека как субъекта культурно-исторического процесса, отражающего в себе исторический разум, культуру человечества, чувствующего свою ответственность перед будущим, зависящим от его действий в настоящем.
В работе очень важны доверительные партнерские отношения между социальным педагогом и классным руководителем. Защищать ребенка — значит, помогать ему в решении его проблем здоровья, учения, взаимоотношений с учителями, родителями, т.е. создавать условия не только для выживания, но и для развития в сегодняшних условиях.
В России предложили фиксировать на видео изъятие детей из неблагополучных семей
Другое определение неблагополучной семье дано, как малой социальной группе, основанной на браке или кровном родстве, члены которой заинтересованы в совместном проживании и взаимопомощи, связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
Есть Указ Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712 (в ред. от 05.10.2002) об “Основных направлениях государственной семейной политики”. В нем прописано, какая семья является сегодня преобладающим типом российской семьи, а также приведена статистика простых семей, неполных, сложных. Определение “неблагополучная” в данном Указе отсутствует.
Реальное количество детей в российских семьях заметно отличается от желаемого. Четверть опрошенных (25%) сообщили, что детей у них нет. Естественно, эта группа формируется в основном за счет респондентов молодого возраста, еще не успевших обзавестись чадами.
Так, в возрастной группе 18-25 лет доля не имеющих детей составляет, согласно опросу, 78%; в возрастной группе 26-35 лет — уже только 24%; в возрастных группах старше 36 лет — 8-10%.
Далее, треть опрошенных сообщили об одном ребенке (31%), треть — о двоих (33%), 8% — о троих, у 4% — четверо детей и более. Распределение количества детей у респондентов по возрастным группам представлено на графике 1.
Как и следовало ожидать, картины в трех возрастных группах старше 36 лет схожи. И, как видим, большинство респондентов останавливаются на одном-двух отпрысках.
Мужчин в возрасте 25-64 лет, никогда не состоявших в браке Женщин в возрасте 25-64 лет, никогда не состоявших в браке ———————ИТОГО верхняя оценка количества домохозяйств в Москве (сумма подчеркнутых): 5’906’258— это если все разведенные, вдовые, разошедшиеся в возрасте от 16 лет и все никогда не состоявшие в браке в возрасте от 25 до 64 лет будут вести автономные домашние хозяйства, т.е. жить в отдельных квартирах от родственников. средняя оценка — 4979866, если каждая семья или бывшие в браке будут иметь свою отдельную квартиру, а все никогда не состоявшие в браке будут вести домашнее хозяйство совместно с родственниками.
нижняя оценка — 2653671 — количество состоящих в браке мужчин.
Обратите внимание => Амортизационная группа системного блока
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ — ТИПЫ, СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ, ТЕНДЕНЦИИ.
1.1. Неблагополучная семья в контексте трансформирующегося общества: проблемы типологии.
1.2. Социальные факторы кризиса семьи и брака в России.
1.3. Социальная динамика и воспроизводство неблагополучной семьи в процессе трансформации общества.
ГЛАВА 2. РОССИЙСКАЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ: ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ.
2.1. Деформации социализационных процессов в неблагополучной семье.
2.2. Кризис ценностных ориентаций в российских семьях.
2.3. Насилие в семье: социологические аспекты.
Число неполных семей в России выросло до шести миллионов
- Вопросы устройства детей, оставшихся без попечения родителей 2008 / Муратова М. В.
- Лишение родительских прав: некоторые аспекты правоприменения 2018 / Мосиенко Татьяна Александровна, Матвиенко Дмитрий Владимирович
- Состояние института семьи в современной России 2014 / Цинченко Г.М.
- Совершенствование норм об ответственности родителей за воспитание детей в контексте мер по укреплению правовой защищенности семьи в России 2015 / Краснова Татьяна Владимировна
- Психолого-педагогическая профилактика ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних при работе с неблагополучными семьями 2018 / Каменская Рината Александровна, Виноградов Валерий Валериевич
- Роль полиции в выявлении неблагополучных семей с целью превенции безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 2014 / Дорофеева Ж.П., Махина С.Н., Александров А.Н.
- Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в зарубежных странах 2015 / Савенко О.Е.
- Согласованная политика охраны детства: благое пожелание или достижимая цель (российский и чешский опыт) 2009 / Шмидт Виктория Рудольфовна
- Проблемы сиротства на мезоэкономическом уровне (на примере Республики Марий Эл) 2016 / Низова Л.М., Усолова А.А.
- «Несемейная» форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в свете реформы семейного законодательства 2015 / Попова Диана Григорьевна
НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ И ЕЕ РЕБЕНОК
В.П. ЛЕБЕДИНСКАЯ, д.ю.н.
НОУ ВПО «Ессентукский институт управления, бизнеса и права»
Приоритетным направлением государственной социальной политики России является государственная семейная политика, объектом которой является семья — важнейший фактор сплоченности российского общества.
Семья — своеобразный барометр государства и общества: благополучие семьи -залог стабильности государства, крепкая семья возможна в мощном, независимом государстве. Вот почему развитие и формирование семьи, создание социальноэкономических, культурно’-духовных условий для её жизнедеятельности является залогом национальной безопасности России, основой для будущего развития молодого поколения.
Семья является тем социальным институтом, в котором происходит формирование человека, она становится тем первым домом, в котором человек вырастает и получает начальные жизненные уроки, поддержку и помощь, в котором учатся любви к миру и к людям и о котором у него сохраняются на всю жизнь самые добрые и светлые воспоминания, согревающие его сердце и укрепляющие светлую волю в самые трудные моменты жизни. Одним словом, влияние семьи на формирование ребенка огромно, ибо воспитание представляет собой управляемый процесс социализации. Так должно быть в идеале. Но в жизни бывает и обратная сторона медали.
Одна из самых страшных бед детей современной России — родиться в социально неблагополучной семье. Стечение подобных прискорбных жизненных обстоятельств никак не зависит от воли ребенка, поскольку, как известно, «родителей не выбирают». Однако именно этот фактор является первопричиной того, что в социально неблагополучной семье нарушаются все правомочия, которые вытекают из принадлежащего каждому ребенку приоритетного права на семейное воспитание.
Феномен социально неблагополучной семьи давно перестал быть локальным явлением. Имеющиеся статистические данные, на которые ссылаются те или иные министерства и ведомства, дают весьма противоречивую оценку масштабности данного явления. Так, по данным Министерства образования РФ, на учете состоит свыше 310 тысяч социально неблагополучных семей. Между тем, согласно информации МВД РФ, более 6 миллионов несовершеннолетних воспитываются в социально неблагополучных семьях. Сопоставление столь противоречивых данных со всей очевидностью свидетельствует о том, что учет подобных семей осуществляется не на должном уровне, а реальные масштабы этого бедствия значительно превышают официально зарегистрированный уровень.[1]
Неблагополучная семья, демонстрирующая и прививающая ребенку антиобщественные привычки, взгляды, потребности, не обеспечивающая контроля, эмоциональной поддержки и защиты от внешних негативных влияний, оказывает разрушающее воздействие на формирование нравственных свойств личности несовершеннолетнего. Данный фактор подчеркивается учеными-правоведами, занимающимися данной проблемой: у каждого третьего взрослого преступника обнаруживается связь между его преступными наклонностями и негативным влиянием родительской семьи. Отсюда, нарушение прав детей в социально неблагополучных семьях позволяет сделать вполне объективный вывод о том, что данный тип семьи ни в коей мере не соответствует понятию о наилучшей среде жизнедеятельности ребенка, т.к. неблагополучные родители осуществляют свои родительские права во вред своим детям.
Согласно Семейному кодексу РФ при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Т.е. пределы осуществления родительских прав семейным законодательством определены достаточно четко.[4] Установление ответственности родителей за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию и развитию ребенка предусмотрено ив Конвенции ООН о правах ребенка.
В рамках российского законодательства за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей предусмотрены различные виды юридической ответственности, в том числе: административной (ст.5.35 КоАП РФ), гражданско-правовой (ст.1073-1075 ГК РФ), семейно-правовой (ст.69, 73 СК РФ), уголовной (ст.156 УК РФ).Вместе с тем, несмотря на, казалось бы, достаточно всестороннюю правовую регламентацию вопроса о мерах родительской ответственности, применение данных норм в совокупности дает ничтожный результат.
В настоящее время категория социально неблагополучных семей обеспечивается всеми мерами государственной социальной поддержки в приоритетном порядке [5]. Нет ни одного вида пособия, которое не начислялось бы на детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Государственная социальная помощь данному типу семей оказывается с завидной регулярностью, чего нельзя сказать о семьях благополучных, которые в неменьшей степени нуждаются в государственной поддержке.
- К вопросу о специальных криминологических мерах предупреждения насилия в отношении несовершеннолетних в семье 2010 / Штефан Алёна Владимировна
- Профилактика социального сиротства. Научно-прикладной проект 2012 / Белкина Ольга Александровна
- Семейное неблагополучие и система мер предотвращения утраты родительского попечения: проблемы институционализации инновационных практик в Российской системе защиты детей 2014 / Костенко Максим Александрович
- Социальное пространство семейного неблагополучия 2011 / Воронов Александр Николаевич
- Усовершенствование социальных услуг для детей, оставшихся без попечения родителей: международный опыт 2014 / Мордань О. А.
- Характеристика современных технологий социальнопсихологической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей 2011 / Донина Ольга Ивановна, Вагина Елена Евгеньевна
- Социальная помощь и поддержка семьи и детей в кризисной ситуации (зарубежный опыт) 2006 / Демченко Валентина Ивановна
- Предотвращение утраты родительского попечения:контекст конструирования и реализации социальных услуг «Кризисным» семьям 2014 / Костенко Максим Александрович
- Социальные услуги по предотвращению социального сиротства: оценка эффективности глазами получателей 2014 / Костенко Максим Александрович
- Социально-правовая политика государства по защите материнства и детства в России 2008 / Ячменёв Ю. В.
- Китай;
- Южная Корея;
- Иран;
- Италия;
- Франция;
- Германия;
- Испания;
- Швейцария;
- Великобритания;
- Норвегия;
- США.
«Если вы приехали в Москву из одной из вышеперечисленных стран, то звоните на горячую линию и сообщаете об этом. Вам оформляется больничный, и вы обязаны находиться дома в течение 14 дней», — сообщили на горячей линии.
Прибывшие из этих стран обязаны оставаться дома две недели даже при отсутствии симптомов, пояснили на горячей линии. Больничный лист должен быть доставлен курьером на дом.
Адреса, по которым проживают семьи, требующие постоянного контроля, полицейские знают наизусть. Каждую из них они проверяют с периодичностью в месяц-два, чтобы понять, как меняется обстановка в доме и стараются ли родители обеспечить детям нормальное развитие.
— Что вы все ходите и ходите? Вы меня уже достали просто! – возмущается при виде полицейских пожилая женщина в помещении, чем-то напоминающем не то кухню, не то столовую.
Диван, столик на коротких ножках на бетонном полу, который, судя по всему, не убирали уже длительное время, окурки в углу у покосившегося письменного стола с посудой, в центре которого стоит новый плазменный телевизор – пожалуй единственное, что напоминает о нормальных бытовых условиях.
Технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей в США и России
Полицейские вынуждены признать, что ситуации, когда дети подвергаются насилию, все еще имеют место в повседневной жизни. И чтобы его минимизировать или полностью искоренить, требуется комплексный подход. Именно поэтому ювеналы работают в плотном контакте и с управлением образования, и с управлением здравоохранения городского акимата. С ними они делятся полной информацией, собранной в результате рейдов и отработок, чтобы за детьми из проблемных семей был особый контроль.
В прошлом году Тамерлан Буганов вместе с командой добровольцев организовали в Дагестане проект «Волонтеры знаний», призванный помочь школьникам из социально незащищенных семей получить качественное образования. Проект стал победителем Всероссийского конкурса «Моя страна — моя Россия» в номинации «Моя педагогическая инициатива».
«К сожалению, школьной подготовки не всегда оказывается достаточно, чтобы набрать высокие баллы на ЕГЭ и поступить в вуз, многие родители прибегают к помощи частных репетиторов, чьи услуги недешевы. Но не все семьи имеют такую возможность. Мы с командой решили обратиться к ведущим педагогам и преподавателям республики, в первую очередь к ректорам вузов, которые откликнулись и предоставили нам свои площадки, на базе которых мы смогли проводить с такими детьми занятия по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. Это, в частности, Дагестанский государственный педагогический университет (русский язык и литература), Дагестанский государственный медицинский университет (химия, биология), Дагестанский государственный университет народного хозяйства. Потом к проекту подключились и некоторые средние школы, предоставив свои площадки для подготовки детей. В частности, обществознание готовили на базе МБОУ Гимназия №13 г. Махачкалы», — рассказал Буганов.
Детей, нуждающихся в такой помощи, нашли через благотворительные фонды — всего в 2019 году удалось подготовить к сдаче экзаменов около 30 человек. Кроме того, «Волонтеры знаний» подключились к работе с детьми, возвращенным в Дагестан из Сирии и Ирака.
По словам Буганова, участие в конкурсе «Моя страна-моя Россия», который с 2019 года проходит в рамках президентской платформы «Россия — страна возможностей», дало новый импульс для дальнейшего развития проекта. «Сейчас мы тоже продолжаем общаться (с организаторами и участниками конкурса — прим. ТАСС), у нас создана «Ассоциация выпускников», мы постоянно на связи с руководителем проекта Ларисой Пастуховой — регулярно получаем какие-то новые идеи, направления, форматы. Мы понимаем, что проекты, с которыми мы победили, должны продолжаться и развиваться, что нужно принимать новые вызовы и помогать людям, ставить новые задачи и решать их», — отметил собеседник ТАСС.
По его словам, в Дагестане по аналогии с «Ассоциацией выпускников» конкурса «Моя страна — моя Россия», учрежденной в 2016 году, решено создать ассоциацию выпускников движения WorldSkills в республике. «У нас прошло пять чемпионатов, и мы хотим, чтобы победители и призеры не просто оставались со своими медалями и грамотами, а могли себя проявить в дальнейшем. Сейчас их 438 человек, мы будет организовывать для них дополнительные тренинги с тем, чтобы создать в Дагестане банк высококвалифицированных рабочих кадров», — пояснил Буганов.
В этом году номинация «Моя педагогическая инициатива», которая проходит при поддержке Российской академии образования, стала второй по популярности у участников конкурса «Моя страна — моя Россия»: по данным организаторов, на заочном этапе экспертами было рассмотрено более 10,6 тыс. проектов (16,91% от общего числа заявок на конкурс). С участием 281 эксперта для рассмотрения в финале было отобрано в 110 проектов, из них 11 — от авторов в младшей возрастной группе 14-17 лет.
Проекты в финале номинации «Моя педагогическая инициатива» в 2020 году посвящены процессу социального проектирования и обучения ему, созданию среды для инклюзивного образования и кружков для детей с ограниченными возможностями здоровья, разработке мобильных приложений и тренажеров, методикам преподавания финансовой грамотности и основ бизнеса, организации фестивалей образовательной направленности, просветительского туризма и краеведения, проектов IT и инженерной направленности.
«Эта номинация — своего рода гражданский индикатор того, как развивается педагогическая наука и практика, какие проблемы волнуют участников образовательного процесса. Показательно, что очень много проектов представлено сельским учителями, что особенно важно для Российской академии образования: конкурс формирует возможность важного диалога между нашими учеными и практиками с мест. И в нашем случае любая инициатива награждаема и поощряема», — пояснил ТАСС президент Российской академии образования Юрий Зинченко.
Резильентные (от англ. resilient — «живучий, устойчивый, несгибаемый») школы входят в 25% школ, которые обучают самых неблагополучных по семейному бэкграунду учеников. Одновременно они числятся среди 25% школ с наилучшими образовательными достижениями.
Из 1270 школ, которые фигурируют в выборке исследования*, таких школ оказалось 38, то есть 3%. Чтобы проанализировать суть феномена резильентности учебных заведений, исследователи выделили четыре группы школ:
- с низким ИСБ (индекс социального благополучия школы) и низкими образовательными результатами;
- с низким ИСБ и высокими результатами (это и есть резильентные школы);
- с высоким ИСБ и низкими результатами;
- с высоким ИСБ и высокими результатами.
Индекс социального благополучия школы демонстрирует социально-экономические характеристики ее учеников. Он строится на таких параметрах, как доля учеников из семей с высшим образованием, доля детей безработных родителей, доля ребят, состоящих на разных формах учета, доля детей с неродным русским языком.
Выяснилось, что по достижениям — средним баллам ЕГЭ по русскому языку и математике резильентные школы лишь немного отстают от школ, «приятных во всех отношениях». При этом выпускники резильентных школ чаще поступают в вузы, чем дети из неблагополучных семей, обучающиеся в школах первой группы.
Рисунок 1. Резильентные школы: контингент и достижения.
В Биробиджане проверили неблагополучные семьи
Получается, что источник резильентности находится внутри самой школы, а не вне ее, пришли к выводу исследователи. Руководители резильентных школ, по результатам опросов, считают главным конкурентным преимуществом своего учреждения высокие баллы ЕГЭ выпускников. Они активнее коллег из других школ выбирают и ответ о достижениях учеников в олимпиадах и конкурсах. Таким образом, директора резильентных школ акцентируют внимание на высоких результатах учеников.
Также резильентные школы активнее других формируют концентрированную образовательную среду. По мнению директоров резильентных школ, для родителей крайне важны разнообразные программы профильного обучения. Это логично, поскольку речь идет о семьях без существенного образовательного и экономического ресурса, которые могут «вложиться в результаты ЕГЭ лишь минимально».
Опции детей расширяет и дополнительное образование — еще один значимый пункт, которому резильентная школа уделяет внимание. Иными словами, подчеркнули эксперты, для резильентных школ важнее, чем для «образцовых», создать все условия для успешного обучения.
Рисунок 2. Образовательная политика резильентных школ.
Исследователи проследили траектории детей из резильентных школ. С переходом в старшую школу явно действует социальный лифт. В 10-й класс в резильентных школах попадает больше детей, чем в полностью неблагополучных школах и в школах с «беспроблемными» детьми и низкими результатами.
Но от школ-флагманов изучаемая группа школ все же отстает.
Эта пробуксовка еще более заметна на стадии зачисления в вуз: социальный лифт для детей из резильентных школ приостанавливается. В университеты из таких школ, как уже говорилось выше, поступают больше детей, чем из школ первой группы, но меньше, чем из школ для благополучных детей, причем как с хорошими, так и с плохими результатами. «Дети из семей со сложным социально-экономическим положением получили шансы, но мы пока не видим, как они их используют, — пояснили ученые. — Через продолжение академической траектории они их используют не всегда». Таким образом, резильентные школы позволяют сгладить неравенство, но лишь частично.
Рисунок 3. Образовательные траектории выпускников.
Направахрукописи
Канкин Вадим Георгиевич
НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ В СОЦИАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Специальность 22.00.04 — социальная структура, социальные институты и процессы
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук
Краснодар 2005
Работа выполнена в Краснодарской академии МВД России на кафедре философии и социологии
Шугаьш руководигель: доктор социологических наук
Кадария Фридон Давидович
Официальные оппоненты: доктор философских наук
Агафонова Марина Юрьевна
доктор социологических наук, профессор Хагуров Айгеч Аюбович
Ведущая организация: Кубанский государственный университет
Защита состоится «04» марта 2005 г. в 13-00 часов на заседании диссертационного совета КМ 203.017.01 по философским и социологическим наукам в Краснодарской академии МВД России (350005, г. Краснодар, ул. Ярославская, 128, в зале диссертационного совета).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Краснодарской академии МВД России.
Автореферат разослан «1» февраля 2005 г.
Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат социологических наук, доцент
Попов М.Ю.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Одной из серьезнейших проблем, вставших в настоящее время перед российским обществом и перед западной цивилизацией в целом, является кризис семьи как базового социального института. В современной России это явление усугубляется атмосферой общего затяжного социального кризиса, связанного с периодом реформ. Однако прогрессирующее ухудшение состояния семьи во всех аспектах ее жизнедеятельности — от семейно-брачных отношений супругов до воспитания детей, от решения жилищных и материальных проблем до заботы о престарелых родителях — на наш взгляд, представляет собой генерализованный процесс, уходящий корнями далеко в прошлое. Разумеется, развитие и распространение вширь этого процесса обусловлено и наложением других негативных реалий пореформенной России: массового алкоголизма, наркомании, роста агрессивности и жестокости, низкого уровня жизни, нерешенности жилищного вопроса, ухудшения экологической обстановки и связанного с ним ослабления здоровья населения, в том числе рождающихся детей, и т.д. Большое значение имеют и неблагоприятные демографические тенденции, которые сами порождаются и подпитываются тяжелым состоянием семьи. Отдельную проблему составляет рост насилия в семье, достигший в современной России беспрецедентного уровня, во многом из-за отсутствия законодательного обеспечения соблюдения прав личности внутри семьи.
Это всего лишь краткий перечень негативных явлений и тенденций, наблюдаемых сегодня в жизни российской семьи. Заканчивая его, следует подчеркнуть, что проблематика семьи долгое время оставалась и в значительной мере до сих пор остается на периферии внимания исследователей, составляя по традиции «зону умолчания». Не в последнюю очередь по этой причине российская семья сейчас находится в столь бедственном положении. Возникающие в сфере внутрисемейных отношений сложности и проблемы не получают должной репрезентации в общественном сознании. Современное российское общество не рефлексирует на состояние семьи, перспективы и тенденции ее развития.
В силу всей совокупности перечисленных причин понятие «неблагополучная семья» обрело в современной России острую актуальность: семейное неблагополучие из печального частного случая превратилось в атрибутивную характеристику огромного числа российских семей. Это не может не отражаться на состоянии общества и его институтов: неблагополучие в массе семей генерирует неблагополучие в социетальном масштабе.
Во-первых, исходя из идеи о том, что в социологии общество приходит к осознанию самого себя, мы полагаем, что обращение к исследованию неблагополучной семьи как социального феномена обладает в наши дни особой актуальностью, которая определяется потребностью в
осмыслении и гласном отражении в общественном сознании негативных процессов, связанных с кризисом семьи. Неблагополучная семья является зеркалом общего социального неблагополучия. Исследуя ее в социологическом ключе, мы получаем адекватную картину состояния общества в целом. Во-вторых, актуальность изучения неблагополучной семьи обусловлена необходимостью обеспечения национальной безопасности России в ее демографическом аспекте: тенденции неблагополучия на уровне внутрисемейных отношений составляют ощутимую угрозу как для физического воспроизводства общества, так и для его морального воспроизводства в плане сохранения и межгенерационной трансляции базовых социетальных ценностей.
Таким образом, социологическое исследование феномена неблагополучной семьи обладает в настоящее время особой актуальностью как в научно-теоретическом, так и в социально-практическом плане.
Степень научной разработанности проблемы. Тема неблагополучной семьи по своему характеру является междисциплинарной, поскольку здесь скрещиваются научные интересы педагогов, психологов, социологов, правоведов, философов и демографов. Собственно социологическое изучение указанных проблем также является комплексным, затрагивая соответствующие аспекты тендерной социологии, феминологии, социологии детства, проблемы семейного насилия и т.д.
Необходимо в первую очередь отметить вклад выдающегося социолога П. Сорокина в разработку методологической парадигмы изучения института семьи как базовой и исходной социальной группы, лежащей в основании всех структур общества. В трудах Сорокина проанализированы функции семьи как социального института, акцентируется несводимость этих функций к функциям других институтов и структур, незаменимость и необходимость семейных механизмов наследования детьми социального статуса родителей, воспитания и образования молодого поколения. Согласно Сорокину, семья является качественно особой, элементарной, неделимой и невосстановимой социальной группой.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ — ТИПЫ, СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ, ТЕНДЕНЦИИ.
1.1. Неблагополучная семья в контексте трансформирующегося общества: проблемы типологии.
1.2. Социальные факторы кризиса семьи и брака в России.
1.3. Социальная динамика и воспроизводство неблагополучной семьи в процессе трансформации общества.
ГЛАВА 2. РОССИЙСКАЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ: ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ.
2.1. Деформации социализационных процессов в неблагополучной семье.
2.2. Кризис ценностных ориентаций в российских семьях.
2.3. Насилие в семье: социологические аспекты.