- Экономика

Какие отношения регулируются нормами трудового законодательства российской федерации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие отношения регулируются нормами трудового законодательства российской федерации». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание:

ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

Субъекты малого предпринимательства — коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, ее субъектов, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек; в сельском хозяйстве и в научно-технической сфере — 60 человек; в оптовой торговле — 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.

Какие отношения регулируются трудовым законодательством

Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 1) Конституционный Суд РФ о признании отношений трудовыми КС РФ: ч.
4 ст. 11 ТК РФ, ст.ст. 15, 56 ТК РФ не противоречат Конституции, т.к. отсутствие в штатном расписании должности не исключает возможности признания отношений трудовыми

Внимание

По мнению заявительницы оспариваемые нормы позволяют работодателям, ссылаясь на отсутствие в штатном расписании соответствующих должностей, заключать с работниками вместо трудовых договоров договоры гражданско-правового характера, нарушая тем самым конституционный принцип свободы труда.

КС РФ указал следующее.

На кого распространяются законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права? Законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на всех работников и работодателей (юридических и физических лиц) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если между ними был заключен трудовой договор.

Поскольку на практике встречаются ошибки в определении юридической природы договоров, регулирующих трудовые отношения, ТК установил, что если договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, то к таким отношениям следует применять положения трудового законодательства.

ТК предусматривает случаи, когда локальные нормативные правовые акты принимаются с учетом мнения представительного органа работников. Так, ст. 103 ТК устанавливает, что при составлении графиков сменности работодатель учитывает мнение представительного органа работников, а в ст.

190 ТК указано, что правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Порядок учета мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников организации при принятии локальных нормативных актов, предусмотрен ст. 372 ТК.

Трудовой кодекс Российской Федерации: Статья 11 ТК РФ.

Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права Трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом.

Центральное место в отношениях, регулируемых ТК и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, занимают трудовые отношения, возникающие между работниками и работодателями в связи с заключением трудового договора.

При этом имеются в виду все лица, работающие по трудовому договору в любых организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, в том числе работники, являющиеся акционерами, участниками хозяйственных товариществ и обществ, а также все работодатели, включая не только юридических лиц, но и индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц. Индивидуальный предприниматель заключает трудовой договор с работником для осуществления предпринимательской деятельности, иные физические лица — для обслуживания принадлежащего им личного потребительского хозяйства (трудовой договор с садовником, шофером и др.).

Важно

Все организации, выступающие в качестве юридического лица, подразделяются на коммерческие, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, и некоммерческие, не имеющие в качестве такой цели извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Коммерческие организации создаются в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации, и с этой даты оно может выступать в качестве работодателя.

В негосударственных организациях права и обязанности работодателя осуществляют его исполнительные органы управления.
13.

Внимание

Какие особенности имеет трудовой договор, заключенный с работодателем -физическим лицом? В повседневной жизни немало заключается трудовых договоров, где обе стороны -физические лица: работники и работодатели.

В качестве таких работодателей могут быть физические лица, использующие труд граждан для обслуживания личного потребительского хозяйства, и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица.
Работодателем — физическим лицом может быть и глава крестьянского (фермерского) хозяйства. Согласно ст. 303 ТК при заключении трудового договора с работодателем — физическим лицом работник обязуется выполнять не запрещенную законом работу, определенную данным договором.

Федеральным законом о государственной службе в соответствии с Конституцией и ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы РФ.
В соответствии со ст.

2 предметом регулирования данного Закона являются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу РФ, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта РФ (далее — гражданский служащий).

Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи и других) устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом.

На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

February 5, 2015

  1. Поделиться
  2. Рассказать
  3. Рекоммендовать

Российское трудовое право многими экспертами признается как одно из самых совершенных в мире в аспекте законодательного регулирования. ТК РФ — нормативный акт, который, как считают юристы, обеспечивает трудоустроенным гражданам очень высокую социальную защищенность.

Трудовое законодательство РФ, к тому же, тесно связано в ряде областей с гражданским. Рассмотрим нюансы данной юридической отрасли.

Какова специфика трудовых отношений в России?

Каковы условия их возникновения и по каким признакам их можно выделить в самостоятельную категорию?

Какие отношения в организации регулируются коллективным договором?

является самостоятельной , предмет которого представляет собой совокупность общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли.

Предметом регулирования трудового права России являются отношения между людьми в процессе их трудовой деятельности, которые именуются трудовыми отношениями.

Но следует отметить, что в предмет регулирования трудового законодательства также включается целый ряд отношений, непосредственно связанных с трудовыми.

Трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы но должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст.

Статья 1 ТК, посвященная целям и задачам трудового законодательства, определяет круг отношений, регулируемых этим законодательством.

Центральное место среди них занимают трудовые отношения, возникающие между работниками и работодателями.Помимо трудовое законодательство регулирует и другие отношения, тесно связанные с трудовыми. Перечень таких отношений начинается с отношений по организации труда и управлению трудом, трудоустройству у данного работодателя.

Далее ТК выделяет отношения, которых – наличие коллективного субъекта в лице первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.

К ним относятся отношения по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений, по участию работников и профсоюзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях.

  • НИУ
  • ГУ (Екатеринбург)
  • МФПА
  • ИММиФ
  • ГЭИТИ
  • СПбГТИ ФЭМ

Помогаем хорошим людям

решать тесты и задачи

Глава 1. Основные начала трудового законодательства (ст.ст. 1 — 14)

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

организации труда и управлению трудом;

трудоустройству у данного работодателя;

профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;

социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

разрешению трудовых споров;

обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.

(абзац введен Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Принудительный труд запрещен.

Принудительный труд — выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

в целях поддержания трудовой дисциплины;

в качестве меры ответственности за участие в забастовке;

в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:

нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;

возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

(часть третья в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Для целей настоящего Кодекса принудительный труд не включает в себя:

работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;

работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;

работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

(часть четвертая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)


Статья 8. Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Работодатели, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее — локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют на всей территории Российской Федерации, если в этих законах и иных нормативных правовых актах не предусмотрено иное.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего муниципального образования.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Принимаемые работодателем локальные нормативные акты действуют в отношении работников данного работодателя независимо от места выполнения ими работы.

(часть четвертая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

О действии законов можно говорить, только если они находят свое применение в реальных ситуациях. И здесь без анализа трудовых споров и правовых основ их разрешения не обойтись. Судебная практика таковых служит основным критерием жизнестойкости Трудового кодекса, в том числе и практика рассмотрения споров Верховным судом России, которая исследуется в законотворческой деятельности при нормообразовании трудового права.

Трудовой спор — это итог неверного и спорного толкования работниками и работодателями или контролирующими органами норм трудового законодательства. Это является следствием невысокого уровня правовой грамотности Россиян.

Правоприменительная практика показывает, что суды при рассмотрении трудовых споров считают приоритетным применение специальных норм трудового права (ФЗ от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ). Правильность и эффективность разрешения такой категории споров в первую очередь зависит от установления правового статуса самого работника, его непосредственной функции на предприятии, круга его прав, обязанностей, а также предусмотренной ответственности.

Одну из основных ролей при этом играет определение характера возникших между работодателем и работником трудовых правоотношений, которые могут быть гражданско-правовыми, специальными, договорными (на основании трудового договора) и т. д.

Исходя из этого при судебном или внесудебном регулировании спора, будут определяться и способы его возможного прекращения или завершения, в виде судебного решения. Нужно отметить, что трудовые споры возникают зачастую, из-за нарушения порядка оформления начала трудовых отношений при приеме на работу работников, целью которых со стороны работодателя является чаще всего желание облегчить свою налоговую нагрузку и сэкономить деньги. При этом незнание работником правил его оформления, является одной из причин, вследствие которой такая ситуация становится возможной.

Важно: Если при рассмотрении споров в судебном порядке, будет установлено, что заключенным гражданско-правовым договором регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, то в таких случаях для правильного разрешения спора должны применяться нормы трудового права (ст. 11 ТК РФ).

Основу трудовых отношений, согласно положений ст. 16 ТК РФ, составляют трудовые договоры. Их понятие и основные признаки прописаны в статье 56 ТК РФ. По своей правовой природе они существенно отличаются от некоторых видов договоров подряда, оказания услуг (возмездного), договоров поручения и других форм гражданско-правовых договоров.

Первый и основной признак, отличающий трудовой договор — это обеспечение прав и основных социальных гарантий работника, при возникновении трудовых отношений. Именно этот факт может сыграть существенную роль и имеет практическое значение при возникновении и регулировании разногласий и споров с работодателем в сфере действия трудового законодательства. Как правило, трудовые договоры заключаются на неопределенный срок (без указания срока окончания отношений). При оформлении трудовых отношений срочным договором по окончании срока его действия, в случае если работник продолжает выполнять свои функции, договор продляется, и с этого момента считается бессрочным.

Юридически, факт заключения трудового договора, означает возникновение обоюдных прав и обязанностей сторон отношений (ст. 21, 22 ТК РФ).

Также при заключении трудового договора работник приобретает право обязательного социального страхования, которое происходит за счет работодателя.

На сегодняшний день какая-либо форма типового договора законодателем не установлена. Ранее такая форма была утверждена Постановление Госкомстата № 136.

Трудовой стаж — это продолжительность трудовой деятельности работника, которая определяется в соответствии с нормами трудового законодательства.

Видами трудового стажа могут быть стаж госслужбы (трудовая деятельность на госслужбе), страховой или трудовой стаж (продолжительность трудовых отношений, в течение которых выплачивались страховые взносы в ПФ) или специальный трудовой стаж (продолжительность трудовой деятельности, которая будет основанием для начисления досрочной пенсии).

Общим трудовым стажем является весь период трудовой деятельности гражданина не зависимо от того, были ли перерывы у него по трудовому договору, на протяжении которого выплачивались страховые взносы в ПФ.

Важно: Законодатель не предусматривает включение в страховой стаж учебу гражданина.

Исходя из анализа основ трудового права, можно сказать, что эффективность ведения трудовых отношений чаще всего зависит от правильного применения норм трудового законодательства сторонами отношений (работником и работодателем), что также исключает возможность самостоятельного толкования причин споров и конфликтов.

(c) 2015 — 2020 Трудовой кодекс Российской Федерации. Комментарии и судебная практика по трудовому праву

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрело Ваше обращение от 25 февраля 2020 г. N НП-08-12/4089 по вопросу необходимости представления сведений о трудовой деятельности в отношении руководителей организаций, являющихся единственными участниками (учредителями), осуществляющими деятельность без заключения трудовых договоров, и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Мнение Минтруда России по вопросам, содержащимся в вашем письме, не является разъяснением и нормативным правовым актом, а лишь содержит мнение специалистов.

Трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Согласно статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) трудовыми отношениями являются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Работником является физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Работодателем является физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.

Главой 43 Кодекса установлены особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организаций.

Вместе с тем в части 2 статьи 273 Кодекса прямо определены случаи, когда действия названной главы не распространяются на отношения, возникающие между руководителем и управляющей организацией. В частности, Кодекс не регулирует данные отношения, если руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества.

В основе данной нормы лежит невозможность заключения договора с самим собой, поскольку нет иных участников (членов, учредителей) у организации. Подписание трудового договора одним и тем же лицом от имени работника и работодателя трудовым законодательством не предусмотрено.

Единственный участник общества своим решением возлагает на себя функции единоличного исполнительного органа — директора, генерального директора, президента и т.д. Управленческая деятельность в этом случае осуществляется без заключения какого-либо договора, в том числе трудового.

На отношения единственного участника общества с учрежденным им обществом трудовое законодательство не распространяется. Таким образом, нормы трудового законодательства о заработной плате, режиме рабочего времени, отпуске, ведении трудовой книжки, о коллективном договоре и другие на руководителя организации, который является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества, не распространяются.

В этом случае следует руководствоваться нормами Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», учредительными документами.

Учитывая, что сведения о трудовой деятельности формируются на всех зарегистрированных лиц, с которыми заключены или прекращены трудовые (служебные) отношения, то сведения о трудовой деятельности в отношении единственных участников (учредителей), осуществляющих деятельность без заключения трудовых договоров, не представляются в информационную систему Пенсионного фонда Российской Федерации.

Директор Департамента
оплаты труда, трудовых отношений и
социального партнерства
М.С. Маслова

Федеральный уровень

Нормативные акты, регулирующие трудовые отношения на данном уровне имеют свою власть на всей территории России. Такими актами являются, международные договоры. Так, при условии, что нормы закона будут противоречить международному договору, то в этом конкретном случае будет применяться договор.

Конституция, которая является главным законом для населения Российской Федерации, тоже содержит нормы о трудовых отношениях. Для более подробного урегулирования отношений в трудовой сфере был принят Трудовой кодекс РФ. Положения о трудовых отношениях, закрепленные в других федеральных законах никогда не должны входить в противоречия нормам ТК РФ.

Также на этом уровне трудовые отношения в РФ регулируются указами Президента и Постановлениями Правительства. Органы, осуществляющие исполнительную власть на федеральном уровне, при принятии подзаконных нормативно- правовых актов, тоже могут регулировать трудовые отношения в РФ.

Законы субъектов РФ — акты, которые закрепляют и регулируют отношения на данном уровне. Эти законы не должны содержать нормы, которые будут противоречить Трудовому Кодексу РФ и другим законам, принятым на федеральном уровне. Также на этом уровне отношения регулируются актами, которые издают органы, осуществляющие исполнительную власть в субъекте РФ.

На местном уровне трудовые отношения в РФ регулируются нормативными актами, которые издают органы местного самоуправления субъекта. Нормативные акты, регулирующие трудовые отношения на местном уровне, регулируют отношения на своей территории. Нормы на этом уровне могут касаться, например, введения гарантий трудоустройства населения региона и т.д.

Глава 1. Основные начала трудового законодательства

На определенном предприятии, самим этим предприятием могут быть приняты документы, регулирующие трудовые отношения, которые именуются локальными актами. Акты локального характера имеют свою власть только над сотрудниками этого предприятия. Такие акты рассчитаны на долгий период времени.

Работодатель может принимать самостоятельно такие акты, как:

  • штатное расписание;
  • правила трудового распорядка.

Начальник предприятия должен считаться с мнением представителей работников при принятии некоторого актов предприятия, например, правила поведения работников, внутри организации. Потом в него могут быть внесены корректировки.

Документы, регулирующие трудовые отношения также появляются при принятии на работу, такие как, трудовой договор, или трудовое соглашение. Они также не могут содержать нормы, которые не согласованы с нормами Трудового Кодекса РФ. Если вдруг в нормах локальных актов, каким-то образом нарушаются права работника, и такие нормы не соответствуют Трудовому Кодексу РФ, или другому закону федерального уровня, то такие акты не подлежат применению.

Если, по Вашему мнению, в локальных нормативных актах вашей организации закреплены положения, противоречащие Трудовому Кодексу Российской Федерации, либо вы подозреваете, что Вас ущемляют в правах, то лучше обратиться за консультацией к юристу. Он подскажет Вам, куда следует обратиться с жалобой, или пояснит, что возможно нарушения и нет.

>>>

Трудовой кодекс РФ был принят Государственной Думой 21 декабря 2001 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 г. и подписан Президентом РФ 30 декабря 2001 г., а 31 декабря 2001 г. опубликован в «Российской газете».

В ТК РФ вносились изменения и дополнения начиная уже с 25 июля 2002 г. Его практически полностью новая редакция была принята Федеральным законом от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

Объяснить неэффективность ТК РФ 2001 г. нельзя ссылками на быстро меняющуюся социально-экономическую обстановку в стране. Ее анализ показывает, что каких-либо особых неожиданных для законодателя событий, которые бы побудили за столь короткий период внести изменения в почти 3/4 статей ТК РФ, не было.

Анализ разработки и принятия ТК РФ позволяет сделать ряд выводов, которые характерны для любого вида нормотворчества в сфере социально-трудовых отношений.

Во-первых, до принятия нормативного правового акта, а тем более закона, необходим социологический подход к изучению целей, задач, практического значения принятия такого нормативного правового акта. Использование возможностей трудоправовой социологии, герменевтики и логики трудового права — важное условие эффективности работы нормотворческого органа.

Во-вторых, в настоящее время нельзя говорить о разработке и принятии в сфере труда нормативных правовых актов, не обращаясь к детальному изучению уже сложившихся систем локальных нормативных правовых актов и практики их применения в отдельных организациях.

В-третьих, в процессе нормотворчества должна исследоваться практика правоприменительных органов, судов. Принятие упомянутого Закона во многом обусловлено позицией Верховною Суда РФ, которая впоследствии нашла отражение в ряде постановлений Пленума Верховного Суда РФ, в том числе в постановлении от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».

Судебная практика в регулировании социально-трудовых отношений выполняет следующие функции.

Во-первых, ее обобщение на уровне Верховного Суда РФ, как уже отмечалось выше, способствует совершенствованию действующего законодательства о труде. В процессе применения норм трудового права суды выявляют их недостатки, которые сказываются на результатах правоприменения. В ряде случаев в процессе применения норм трудового права суды выявляют его пробелы, неполноту, двусмысленность, синонимию, коллизии отдельных норм.

Во-вторых, постановления Пленума Верховного Суда РФ обязательны для судебных органов. Их решения не могут противоречить требованиям Верховного Суда РФ; в противном случае они будут отменены вышестоящими судебными инстанциями.

В-третьих, любой правоприменитель, в том числе работодатель, понимает, что в случае трудового спора и его разрешения в судебном порядке будет учитываться мнение Верховного Суда РФ. Хотя для него требования Верховного Суда не имеют законной силы, т. е. не являются нормами права, косвенно они определяют поведение работодателя в разрешении трудового спора, возникшего у него с работником.

Трудовой кодекс РФ не включает акты судебных органов власти о применении трудового законодательства в систему нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В Российской Федерации не признается прецедент, который характерен для систем общего права Великобритании и США.

Несколько иную роль выполняют постановления Конституционного Суда РФ. В случае признания Конституционным Судом нормы противоречащей Конституции РФ она утрачивает юридическую силу. Нормотворческий орган обязан на основании решения Конституционного Суда РФ внести соответствующие изменения в законодательство о труде, в том числе в ТК РФ. Однако это не дает достаточных оснований для признания решений Конституционного Суда прецедентом. Согласно праву судебного прецедента каждый суд обязан следовать решению более высокого по положению суда. В Англии апелляционные суды (кроме палаты лордов) связаны своими прежними решениями. В англосаксонской правовой системе принципы общего (прецедентного) права считаются нормами трудового права, имеющими обязательную юридическую силу.

В Российской Федерации решения Конституционного Суда РФ не являются нормами, на основании которых осуществляется правоприменительная деятельность в сфере трудовых отношений.

Нормативные правовые акты, регулирующие социально-трудовые отношения, имеют свою специфику.

Во-первых, в разработке, принятии и применении нормативных правовых актов о труде участвуют профессиональные союзы.

Так, согласно ТК РФ нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, принимаются объединениями работодателей и профессиональными союзами совместно (ст. 45), работодателем и трудовым коллективом в лице их представителей (ст. 40), работодателем с учетом мнения выборного представительного органа трудового коллектива (ч. 2 ст. 8), работодателем по согласованию с профсоюзным органом («представительным органом работников» — ч. 3 ст. 8).

В отдельных организациях возможно (если это установлено коллективным договором) совместное принятие нормативных правовых актов работодателем и трудовым коллективом, его выборным представительным органом — профкомом.

Во-вторых, для трудового права всегда было характерно принятие нормативных правовых актов государственным специализированным функциональным органом управления, занимающимся вопросами труда и заработной платы. Такой орган в разные этапы развития государства именовался по-разному: Народный комиссариат труда СССР, народные комиссариаты труда союзных республик, Государственный комитет по вопросам труда и заработной платы. Министерство труда и занятости РФ, Министерство труда и социального развития РФ. В настоящее время функции этого органа несколько расширены. Им принимаются нормативные правовые акты не только в области труда и заработной платы, но и в области здравоохранения и социального обеспечения граждан. В литературе и на заседаниях Государственной Думы РФ обсуждается необходимость создания министерства труда РФ — органа, который занимался бы нормотворчеством исключительно в сфере груда. Ежемесячно Министерство здравоохранения и социального развития РФ издает специальный журнал — «Бюллетень трудового и социального законодательства Российской Федерации», в котором публикуются принятые им нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

В-третьих, значительное место среди трудового законодательства занимают локальные нормативные правовые акты, которые принимаются и действуют в отдельных организациях. Среди них особое место занимают документы техпроцесса.

В-четвертых, нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, различаются как общие и специальные, т. е. распространяющие свое действие на всех работников или определенные их категории (женщины; несовершеннолетние работники; инвалиды; лица, работающие в отдельных отраслях хозяйства (железнодорожном, автомобильном транспорте и т. п.)).

Социально-трудовые отношения (СТО) как система имеют две формы существования. Первая — фактические СТО, функционирующие на объективном и субъективном уровнях. Вторая — социально-трудовые правоотношения, отражающие проекцию фактических СТО на институциональный, законодательный, нормотворческий уровень. Полагаем, что обращение к трудовому законодательству в исследовании необходимо в связи с тем, что СТО имеют правовую составляющую, а также в трудовом праве они наиболее четко зафиксированы. Связь между этими двумя уровнями существования СТО может быть выражена следующим образом: экономисты формулируют экономические принципы, которые используются при разработке нормативных СТО, имеющих своей целью решение проблем системы СТО на фактическом уровне.

Оформляем трудовые отношения на сезон

Полагаем, что обе формы существования СТО — фактическая и нормативная — должны отражать одну и ту же модель СТО и опираться на одну и ту же систему ценностей. В противном случае возникает противоречие между тем, какими должны быть СТО (формально) и какие они есть в действительности (реально). Одно из ярких проявлений данного противоречия — наличие конфликта ценностей на субъективном уровне фактических СТО. Д. Норт утверждает: «Формальные правила можно заменить за день, неформальные ограничения — нет». Ценностный конфликт может проявляться в возникающем несоответствии между привычными формами социально-трудового поведения, придании определенных значений явлениям хозяйственной жизни и требованиями изменившейся социально-трудовой ситуации.

Российские субъекты СТО обладают рядом социокультурных особенностей. Одной из основных характеристик русских всегда считался коллективизм или общинность. Общинное землевладение было и у немцев, и у французов, и у предков англичан, и у предков итальянцев, т.е. у всех европейских народов, но оно медленно выходило из обычая, уступая место частной поземельной собственности. Однако мы вынуждены констатировать, что этап общинного землепользования в России по разным причинам затянулся. Это не могло не сказаться на менталитете народа, что проявилось в формировании таких характеристик, как неразвитость личности как субъекта социальных отношений, взаимовыручка, отношение доверия, уважение к лидеру харизматического типа, моральное отношение к частной собственности, патриархальное сознание, неготовность большого количества индивидов к исполнению роли наемного работника, к самостоятельности принятия решений и ответственности за свою судьбу и судьбу своей семьи. Эти характеристики являются показателем неготовности потенциальных работников участвовать в СТО рыночного типа.

На наш взгляд, на российском рынке труда в настоящее время существует еще одна важная проблема — дискриминация, основанная на личном и статистическом предубеждении работодателей. Ярко выражена дискриминация по возрасту, полу и нации.

По данным опроса ВЦИОМ, в 2011 г. по карьерной лестнице легче продвигаться мужчинам, считает каждый второй опрошенный (47%). Женщины с трудом продвигаются по карьерной лестнице и с трудом допускаются к управлению органов власти любых уровней. Например, в 2000 г. численность руководителей органов власти и управления всех уровней мужчин составляла 1715 тыс. против 931 тыс. женщин.

Реформы в области труда и занятости ликвидировали бронирование рабочих мест для молодежи. Лица, впервые выходящие на рынок труда и не имеющие профессионального образования, утратили гарантию трудоустройства и оказались социально незащищенными на рынке труда. Некоторые из них устраиваются на работу в коммерческие и теневые структуры — в борьбе за выживание постепенно сходят на нет привычные социальные приоритеты, стираются границы между понятиями «престижная работа» и «высокий доход». Неуклонно снижается значение нематериальных аспектов труда: характер, условия и режим работы; перспективы роста; гарантии сохранения рабочего места, начинает доминировать материальная сторона.

Какой можно привести пример норм административного права?

Далее необходимо перейти к определению модели системы СТО, вытекающей из современного российского трудового законодательства.

1.2 Общая характеристика современного трудового законодательства

Сегодня в России основными правовыми регламентами, регулирующими рынок труда, являются: Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Закон о занятости, Закон о социальном партнерстве, конвенции и рекомендации Международной организации труда.

В работе круглого стола приняли участие должностные лица прокуратуры Свердловской области, Управления ЭБ и ПК ГУ МВД РФ по Свердловской области, Департамента административных органов Губернатора Свердловской области, Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Свердловской области, Аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Свердловской области, члены межведомственной рабочей группы по защите прав предпринимателей, общественных организаций, представителей малого и среднего бизнеса. От Свердловского регионального отделения Ассоциации Юристов России на круглом столе выступил старший преподаватель кафедры гражданского права Соколов Сергей Леонидович. Участники круглого стола были проинформированы о том, какие меры предпринимают правоохранительные органы для пресечения коррупционных действий на территории Свердловской области, а также обозначены основные причины, порождающие коррупционные ситуации. В своем выступлении Сергей Соколов обратил внимание участников круглого стола на то, что оперативная работа, проводимая правоохранительными органами, по выявлению и пресечению коррупции, является только частью глобальной задачи и носит тактический характер. В тоже время увеличение объема правового регулирования, регулярное внесение изменений и усложнение законодательства приводит к тому, что у представителей малого и среднего предпринимательства практически нет возможности заниматься его изучением. В связи с этим предприниматели идут по пути наименьшего сопротивления и даже в общих чертах не знакомятся с принимаемыми нормативными актами.

К таким бракам, даже при длительности совместного проживания и наличия детей, не применяются нормы семейного права. К адвокату часто обращались за юридической помощью люди, которые, прожив счастливо с любимым человеком долгое время, приобретали имущество, вели общее хозяйство, но при прекращении отношений не могли разделить нажитую собственность. Но ситуация не безнадежна. К гражданскому браку не применяются нормы семейного права, но такие правоотношения регулируются нормами гражданского права. Глава 16 ГК РФ регулирует отношения, возникающие по поводу общей собственности. Согласно нормам статьи ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц имущества, которое не может быть разделено без изменения его назначения неделимые вещи либо не подлежит разделу в силу закона.

Тема: Гражданское право. Основные правила и принципы гражданского процесса. Часть 1. Запишите слово, пропущенное в таблице. Ответ: гражданское право 2. Если Вам необходима помощь справочно-правового характера у Вас сложный случай, и Вы не знаете как оформить документы, в МФЦ необоснованно требуют дополнительные бумаги и справки или вовсе отказывают , то мы предлагаем бесплатную юридическую консультацию:. Пытаются ли сегодня люди обращаться в юр.

Какие нормативные правовые акты регулируют трудовые отношения

  • Новое в законодательстве
  • Практика применения трудового законодательства
  • Кадровое делопроизводство
  • Трудовая книжка
  • Трудовые споры
  • Охрана труда
  • Оплата труда
  • Рабочее время
  • Социальное обеспечение
  • Пенсионное обеспечение
  • Бухгалтерия и кадры
  • Надзор и контроль
  • Архивное дело
  • Зарубежный опыт
  • Кадровый менеджмент
  • Рекрутинг
  • Банк документов
  • Мотивация труда
  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2018 N 15

      «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей — физических лиц и у работодателей — субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям»

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (ред. от 24.11.2015)

      «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.11.2015 N 52

      «О применении судами законодательства, регулирующего труд спортсменов и тренеров»

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 02.07.2010 N 151-ФЗ (ред. от 31.07.2020)

      «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»

    • Федеральный закон от 14.10.2014 N 299-ФЗ (ред. от 31.07.2020)

      «Об особенностях применения отдельных положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя»

    • Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 31.07.2020)

      «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

    Все документы >>>

    • Приказ Управления делами Президента РФ от 28.01.2020 N 20

      «О размещении информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении Управления делами Президента Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.02.2020 N 57637)

    • Указ Президента РФ от 25.02.2011 N 233 (ред. от 13.05.2019)

      «О некоторых вопросах организации деятельности президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции» (вместе с «Положением о порядке рассмотрения президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции вопросов, касающихся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и отдельные должности федеральной государственной службы, и урегулирования конфликта интересов

    • Приказ Управления делами Президента РФ от 23.12.2010 N 542

      (ред. от 24.10.2017) «Об утверждении Порядка определения предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности федерального бюджетного учреждения, подведомственного Управлению делами Президента Российской Федерации, превышение которого влечет расторжение трудового договора с руководителем федерального бюджетного учреждения по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.01.2011 N 19611)

    Все документы >>>

    • Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2020 N 2216-р

      «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 26.12.2019 N 3205-р»

    • Распоряжение Правительства РФ от 21.08.2020 N 2152-р

      «Об утверждении плана мониторинга правоприменения в Российской Федерации на 2021 год»

    • Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (ред. от 06.08.2020)

      «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников

    Все документы >>>

    В соответствии с данной статьей представляется возможным выделить три основные категории работников в зависимости от особенностей правового регулирования их труда:

    работников, правовое регулирование труда которых осуществляется на общих основаниях;

    отдельных категорий работников, правовое регулирование труда которых установлено Трудовым кодексом РФ (конкретно — частью четвертой Кодекса);

    служащих, на которых действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, вытекающими из положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов о государственной гражданской (муниципальной) службе.

    Необходимо также обратить внимание уважаемых читателей на заключительную часть данной статьи, в соответствии с которой определены категории лиц, на которых общепринятые нормы трудового права не распространяются. К их числу, в частности, относятся:

    военнослужащие (при исполнении обязанностей военной службы);

    члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций, за исключением лиц, заключивших с соответствующей организацией трудовой договор;

    лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера.

    Последние изменения в статью 11 Трудового кодекса РФ были внесены Федеральным законом N 90-ФЗ.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *