- Налоговое право

Интегральная оценка риска в проекте

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Интегральная оценка риска в проекте». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Интегральный показатель риска рассчитывается на основе данных бухгалтерской отчетности. Деятельность любой предпринимательской структуры подвержена, как правило, нескольким основным видам риска:

  • имущественный;
  • кредитный;
  • рыночный.

Эти риски и определяют динамику и уровень предпринимательского риска. Методика расчета содержит ряд показателей, для каждого из которого установлено пороговое значение для высокого, среднего и низкого уровня риска. Эти пороговые значения получены в результате сопоставления средних данных о ликвидности и рентабельности предприятий различных отраслей хозяйствования. При этом, стоит отметить, что перечисленный в таблице набор показателей не является окончательным, он может включать и другие показатели в зависимости от специфики деятельности конкретной организации.

Качественные методы оценки проектных рисков

Оценка риска здоровью населения при разработке проекта СЗЗ – одно из противоречивых требований действующего законодательства. В «Правилах установления СЗЗ» (№222-ПП РФ от 3 марта 2018 г.) материалы оценки риска относятся к обоснованиям размеров СЗЗ и в обязательном порядке должны входить в состав проекта (п.16 «в» Правил). А в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (п.4.2) оценка риска здоровью относится к обоснованиям, необходимым только для объектов I и IIклассов опасности. Да и то, в случае, если расстояние от границы производственного объекта до жилой застройки, курортной, рекреационной и других «нормируемых» зон не превышает нормативную (ориентировочную) СЗЗ в 2 и более раза. Для I и II класса опасности это расстояние составляет 2000 и 1000 м, соответственно. Для животноводческих и птицеводческих предприятий и кладбищу по СанПиНу оценка риска здоровью тоже не нужна.

Какой документ будет признан приоритетным в ходе экспертизы проекта СЗЗ – остается на усмотрение эксперта, а задача экологов, разработавших проект – отстоять свою точку зрения и указать на правомерность применения тех видов обоснований, которые и были использованы в проекте.

Если оценку риска решено включить в проект СЗЗ, то потребуется проведение комплексных исследований. Основной нормативный документ в этой процедуре – Р 2.1.10.1920-04 «Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 5 марта 2004 г.).

Процесс оценки риска включает:

  • выявление опасности (источников негативного воздействия),
  • установление зависимости между негативным воздействием (загрязнением, превышениями ПДК) и заболеваемостью населения,
  • расчет экспозиции (количества вредных веществ, поступающих в организм человека при заданных объемах выбросов),
  • характеристику рисков (описание неблагоприятных воздействий на здоровье людей).

Чтобы правильно рассчитать риск здоровью от конкретного производственного объекта, нужно учесть все виды, объемы и концентрации выбросов загрязняющих веществ, причем не только от основных источников, но и автотранспорта, систем отопления, размещения отходов и т.д. Такие работы могут проводиться только аккредитованной организацией.

Компания «ЭкоЭксперт» располагает штатом квалифицированных экологов и собственной лабораторией, где можно провести все анализы по исследованию компонентов окружающей среды в ходе оценки риска для здоровья населения проектируемого производственного объекта и обоснования его санитарно-защитной зоны.

Оценка риска здоровью населения в проекте СЗЗ

Это не только угрозы, связанные с управленческими ошибками, но и внешние риски, причинами которых могут быть, например, изменение таможенного законодательства и задержка груза. Нарушение графика проекта увеличивает срок его окупаемости и удлинением календарного периода, и недополученной выгодой. В примере с золотыми цепочками задержка особенно опасна, поскольку товар имеет выраженную сезонность – после пикового декабря продать золотые украшения будет значительно сложнее. Сюда же относится и риск повышения бюджета.

В практике проектного управления существуют простые способы определения реального строка (и стоимости) проекта. Например, PERT-анализ, при котором задаются три срока (или стоимости): оптимистичный (Х), пессимистичный (Y) и наиболее реалистичный (Z). Ожидаемые значения вводятся в формулу: (Х +4х Z + Y) /6 = планируемый срок (или стоимость). В этой схеме коэффициенты (4 и 6) – результат большого массива статистических данных, но и эта проверенная формула работает, только если все три оценки можно корректно обосновать.

При сотрудничестве с внешними подрядчиками для минимизации рисков оговариваются специальные условия. Так, в примере с запуском новой ювелирной линии нужно построить новые корпуса, стоимость которых определяется в 500 тыс. долларов, после чего планируется получение общей прибыли в размере 120 тыс. долларов в месяц при рентабельности в 25%. Если по вине подрядчика возникнет задержка на месяц, то недополученная прибыль легко высчитывается (120х25%=30 тыс.) и может быть вписана в договор в качестве компенсации за срыв сроков. Эту компенсацию можно «привязать» и к стоимости строительства. Тогда 30 тыс. долларов составят 6% от стоимости работ в 500 тыс.

Результатом всего этого этапа должен стать иерархический (ранжированный по степени опасности и величине) список рисков.

То есть, описание должно обеспечивать возможность сравнения относительного воздействия на ход проекта всех идентифицированных рисков. Идентификация производится по совокупности всех исследований и выявленных на их основе факторов риска.

К количественному анализу прибегают, чтобы определить, как наиболее существенные факторы риска могут повлиять на эффективность проекта. Например, анализируется, повлечёт ли небольшое (10-50%) изменение объёма продаж значительные потери прибыли, делающие проект невыгодным, или проект останется выгодным даже при продаже, например, только половины от запланированного объёма реализации. Для проведения количественного анализа существует ряд методик.

В случаях, когда эксперты могут назвать не точные оценки параметров, а предполагаемые интервалы колебания, применяют метод Монте-Карло. Его чаще применяют при оценке валютных рисков (в течение года), макроэкономических угроз, рисков колебания процентных ставок и т. п. Расчёты должны имитировать случайные рыночные процессы, поэтому для анализа используют специальный софт или функционал Excel.

Оценка рисков – в общем случае это процесс определения вероятности возникновения факторов риска, т.е. определенных событий или ситуаций, способных негативно повлиять на развитие проекта (бизнеса) и достижение запланированных результатов. В узком смысле оценка рисков – эго определение количественным или качественным способом величины (степени) рисков.

Общая последовательность оценки рисков типична, она состоит из пяти этапов, включающих следующие действия:

  • 1) выявление источников и причин риска, этапов и работ, при выполнении которых возникает риск;
  • 2) идентификация всех возможных рисков, свойственных рассматриваемому проекту;
  • 3) оценка уровня отдельных рисков и риска проекта в целом, определяющая его экономическую целесообразность;
  • 4) определение допустимого уровня риска;
  • 5) разработка мероприятий по снижению риска.

Стратегические риски возникают из-за несовместимости действующей политики и поставленных конкретных целей, если бизнес-планы, разработанные специально, поставленной цели не отвечают. Также влияет неправильный подбор ресурсов, которые должны быть задействованы, и качество реализации правильно подобранных ресурсов.

Причем свойства ресурсов не так важны: они могут повредить бизнесу и создать стратегические риски, будучи как нематериальными, так и материальными. Это и обмен информацией по каналам взаимодействия, и операционные системы, и сети для предоставления продуктов и услуг, и потенциал управления, и многие другие возможности. Стратегические риски должны быть прежде всего оценены внутри организации при внимательном рассмотрении всех факторов влияния: надзорных, конкурентных, технологических, экономических и еще многих возможных изменений, происходящих во внешней среде.

Анализ рисков инвестиционного проекта компании «Техснаб»

Должна быть рабочей система стратегического управления рисками. Она состоит, прежде всего, из регламентной документации — положений, политик, процессов, процедур и тому подобных, которые утверждены соответственно форме с учетом размера организации и сложности ее работы.

Чтобы повысить эффективность управления стратегическими рисками, крупные корпорации, а также банки используют дополнительно аналитический процесс (типа SWOT). Таким образом определяются слабые и сильные стороны управления, существующие угрозы и возможности. Это действенная мера для определения экономических рисков. Стратегические цели должны быть достигнуты безопасными путями.

В систему управления включаются обязательные элементы: стратегическое планирование, риски экономического плана, предусматривающие, а также учитывающие характер существующей угрозы и потенциальный доход от рискованных действий. Создается стратегический план, обновляемый периодически соответственно с изменяющимися условиями рынка. Именно в плане определены потребности организации в ресурсах — кадровых, финансовых, технологических. Необходимо юридическое сопровождение, чтобы включить параметры риска в основную финансовую программу.

Оценка стратегического риска должна учитывать многие стороны деятельности организации. Рассматриваются цели, миссия, ценности, корпоративная культура и, самое главное, терпимость организации к рискованным действиям. Любое предприятие стратегические риски учитывает либо как опасность, либо как возможность. Здесь гораздо важнее грамотное руководство исполнением, модификацией, реализацией задуманного. Оценивается по намеченным периодам выполнение стратегического плана, измеряется величина и частота изменений в возникновении рисков и в отношении к ним организации.

Рассматриваются средства контроля и все имеющиеся в организации информационные системы, чтобы правильно проводить мониторинг принятых бизнес-решений. Просчитывается даже публичный имидж организации и влияние на него выбранной стратегической позиции относительно конкурентов, продуктов и технологий. Рассматривается риск стратегических решений по возможностям, которые приносят реорганизация структуры, например, присоединение или слияние.

Стратегические риски организации можно классифицировать по масштабности угрозы, по локализации ее источников, по механизмам и сферам появления угрозы и, наконец, по сферам реализации. Любые риски могут принести ущерб национальным интересам, ухудшить перспективы устойчивого развития экономики страны.

Здесь можно обозначить две группы факторов: внешние и внутренние. Вызовы (внешние факторы) — это любые негативные изменения международного положения как в политической, так и в экономической сферах, поскольку они тесно взаимосвязаны. А неблагоприятные тенденции в мировом развитии можно наблюдать и сегодня.

Факторы внутренние — это возможность кризиса социальной и экономической систем, а также и предпосылки к такому развитию. Чаще всего это бывает следствием непринятия стратегических решений или принятия неэффективных по приоритетным аспектам — экологическому, техническому, научному, экономическому, социальному, политическому, военному.

Существует ряд причин, которые объясняют опасность рисков для организации с негативными последствиями. Если такие опасности реализуются, организация может потерять рыночную долю, снизить продажи и даже вообще покинуть рынок. Бывают ситуации, когда переложить риск для организации на третье лицо (страховая компания, например) просто невозможно. Многие стратегического масштаба риски трудно выявить, предусмотреть и систематизировать, поскольку они появляются в процессе деятельности чаще всего неожиданно.

Особенно велики риски в инвестициях, финансах, в подборе персонала — в зависимости от рода деятельности организации. Сложно описать количественные масштабы предполагаемых потерь, потому что существуют не только прямые потери, но и косвенно влияющие, и последних очень много. Это сокращение рентабельности, потеря прибыли, ущерб репутации и многое другое. А ошибка в расчете стратегического потенциала организации влечет за собой еще более сложные последствия.

Под риском в проектной деятельности будем понимать вероятное событие, в результате которого субъект, принявший решение, теряет возможность достичь запланированных результатов проекта или его отдельных параметров, имеющих временную, количественную и стоимостную оценку. Риск характеризуется определенными источниками или причинами и имеет последствия, т.е. оказывает влияние на результаты проекта. Ключевыми словами в определении являются:

  • вероятность;
  • событие;
  • субъект;
  • решение;
  • потери.

Риски проекта всегда связаны с неопределенностью. И в этой связи нас должны заботить два момента: степень неопределенности и ее причины. Под неопределенностью предлагается понимать состояние объективных условий, в которых проект принимается к исполнению, не позволяющее предвидеть последствия решений в силу неточности и неполноты доступной информации. Степень неопределенности имеет существенное значение, потому что мы способны управлять только теми рисками, по которым имеется хоть какая-либо значимая информация.

Если информации нет, то такого рода риски именуются неизвестными, и по ним приходится закладывать специальный резерв без реализации процедур управления. Для данной ситуации вполне подходит пример риска внезапного изменения налогового законодательства. Для угроз, по которым имеется хотя бы минимальная информация, уже можно разработать план реагирования, и минимизация риска становится возможной. Далее показана небольшая схема границ управления риском с позиции его определенности.

Современная методология управления проектными рисками предполагает активный подход в работе с источниками и последствиями выявляемых угроз и опасностей в отличие от недавнего прошлого, когда реагирование носило пассивный характер. Под управлением рисками следует понимать совокупность взаимосвязанных процессов, основанных на идентификации, анализе рисков, разработке мер по снижению уровня негативных последствий, возникающих при наступлении рисковых событий. PMBOK выделяет шесть процессов управления рисками. Визуальная схема последовательности этих процессов представлена ниже.

Первым процессом среди общего состава процедур работы с проектными угрозами является планирование управления рисками. Оно позволяет уточнить выбранные методы, инструменты и уровень организации управления применительно к конкретному проекту. Институт PMI данному процессу отводит важную роль для целей коммуникаций со всеми заинтересованными сторонами. Ниже представлена процессная схема планирования, размещенная в Руководстве PMBOK.

Следующим процессом рассматриваемого блока управления является идентификация рисков. В ходе ее реализации проектные риски выявляются и документируются. В результате должен возникнуть список рисков, ранжированный по степени их опасности. К идентификации факторов следует привлекать не только членов команды, но и всех участников проекта. В Руководстве PMBOK данный процесс охарактеризован следующим образом.

План действий при управлении рисками проекта

Анализ и оценка рисков производятся с целью преобразования добытых в ходе идентификации сведений в информацию, позволяющую принимать ответственные решения. В ходе процесса качественного анализа производится ряд экспертных оценок возможных неблагоприятных последствий, обусловленных выявленными факторами. В процессе количественного анализа определяются и уточняются значения количественных показателей вероятности возникновения угрожающих событий. Количественный анализ значительно более трудоемкий, но и более точный. Он требует качества входных данных, использования развитых математических моделей и более высокой компетентности от персонала.

Бывают ситуации, когда качественные аналитические исследования оказываются достаточными. На выходе аналитической работы менеджер проекта намерен получить:

  • сгруппированный по приоритетам список рисков;
  • список позиций, требующих дополнительного анализа;
  • оценку рискованности проекта в целом.

Различают экспертные оценки вероятности наступления неблагоприятных событий и уровня воздействия на проект. Основным выходом процесса качественного анализа является список ранжированных рисков с выполненными оценками или оформленная карта рисков. И вероятности, и влияния разбиваются на категориальные группы в заданном диапазоне значений. В результате оценок строятся различные специальные матрицы, в ячейках которых помещаются результаты произведения значения вероятности на уровень воздействия. Полученные результаты делятся на сегменты, которые служат основанием для ранжирования угроз. Пример такой матрицы «вероятность/воздействие» можно найти в Руководстве PMBOK, он и представляется вашему вниманию ниже.

Еще раз пройдемся по цепи событий, связанных с управлением рисками. Что предстоит сделать?

  1. Определить источники риска.
  2. Выявить риски, которые из этих источников следуют.
  3. Выяснить, на что это влияет.
  4. Построить модель зависимостей.
  5. Определить принадлежность рисков по уровню допустимости и последствий.
  6. Разработать план минимизации выявленных угроз.

В практике различают четыре типа последствий, которые влияют на бюджет, сроки, качество продукта либо на его функционирование. Планирование способов реагирования – это регламентированная процедура разработки плана минимизации угроз. В ходе этой работы выбираются наиболее подходящие меры, способные повысить вероятность успеха проекта. Данные меры предусматривают реагирование на риски в порядке приоритетов. В бюджет проекта включаются целевые ресурсы и операции. Ответственность за них распределяется между участниками проекта. Далее представлена соответствующая процессная диаграмма из Руководства PMBOK.

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Комплексный научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт водоснабжения, канализации, гидротехнических сооружений и инженерной геологии» (ОАО «НИИ ВОДГЕО») и Федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (Федеральный центр науки и высоких технологий) [ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)/

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 071 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТ8ИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 декабря 2015 г. N9 2100-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены е ГОСТ Р 1.0—2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — е ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Вслучаепересмотра (замены) илиотменынастоящегостандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет ()

© Стамдартинформ. 2016

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

II

1.1 Настоящий стандарт предназначен для использования в ходе деятельности в области преду-преждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, при экспертной оценке уровня безопасности и риска аварий гидротехнических сооружений (далее — ГТС) водохозяйственного и промышленного назначен ния. а также при декларировании их безопасности, экспертизе декларации безопасности, страховании рисков аварий, подготовке сведений для формирования Российского регистра гидротехнических сооружений. разработке паспортов безопасности и др.

Стандарт позволяет проводить комплексную оценку уровня безопасности и риска аварий ГТС на основе экспертного анализа всей совокупности факторов, влияющих на надежность и безопасность их работы, включая: техническое состояние сооружения, организацию службы эксплуатации, опасность превышения расчетных нагрузок и воздействий, экологическую безопасность и пр.

1.2 Положения настоящего стандарта предназначены для использования:

. федеральными органами исполнительной власти, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС). и их территориальными органами;

• научно-исследовательскими, проектными, строительными и монтажными организациями всех форм собственности, осуществляющими проектирование, строительство, монтаж и капитальный ремонт ГТС. декларирование их безопасности и экспертизу деклараций безопасности, страхование рисков аварий, подготовку сведений для формирования Российского регистра ГТС. разработку паспортов безопасности.

8 настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и документы:

ГОСТ 19185—73 Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ Р 22.0.02—94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий

СП 58.13330.2012 Гидротехнические сооружения. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 33-01—2003

Издание официальное

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение. на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

Обеспечение безопасности и оценка риска аварий гидротехнических сооружений

3.1 Термины и определения

В настоящем стандарте использованы термины и определения по ГОСТ Р 22.0.02—94. ГОСТ 19185—73. а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 авария ГТС: Опасное техногенное происшествие, создающее угрозу жизни и здоровью людей. приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и коммуникаций, нарушению производственных и транспортных процессов, нанесению ущерба окружающей природной среде.

3.1.2 безопасность ГТС: Свойство ГТС. позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.

3.1.3 риск аварии ГТС: Мера опасности, характеризующая возможность возникновения аварии ГТС и тяжесть ее последствий для здоровья, жизни людей, имущества и окружающей природной среды.

3.1.4 опасность (при оценке возможности аварии на ГТС): Процессы, протекающие в ГТС и зоне их влияния и представляющие угрозу для жизни или условий жизнедеятельности людей, объектов хозяйства или окружающей среды.

3.1.5 оценка риска аварии ГТС: Процесс, используемый для определения частоты (вероятности) и степени тяжести последствий реализации опасностей аварий ГТС для здоровья, жизни людей, имущества и окружающей природной среды.

Примечание —Оценка риска аварии ГТС включает оцемсу частоты (вероятности) и последствий возможной аварии ГТС и сравнение полученных результатов с допустимым уровнем риска аварии ГТС.

3.1.6 уязвимость ГТС: Свойство ГТС терять способность к выполнению заданных функций в результате негативных воздействий или деградациокных процессов материалов с течением времени. Уязвимость есть реакция сооружения на внешние и внутренние опасности.

3.1.7 уровень безопасности ГТС: Качественная характеристика состояния ГТС и условий его эксплуатации.

3.1.8 зона влияния ГТС: Территория, на которой возможны негативные явления и процессы, определенные в ходе прогнозирования угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, локализация и ликвидация которых требуют заблаговременной подготовки сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

3.1.9 чрезвычайная ситуация локального характера: Чрезвычайная ситуация, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей, не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью, составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь составляет не более 100 тыс. рублей [1].

4.1 Экспертная оценка уровня безопасности и риска аварий ГТС водохозяйственного и промышленного назначения при декларировании их безопасности, экспертизе деклараций безопасности и страховании рисков аварий выполняется на основе экспертного анализа всей совокупности факторов, влияющих на надежность и безопасность их работы.

4.2 Количественные оценки опасности, уязвимости ГТС. риска аварии ГТС. определяются исходя из того, что каждое из этих понятий является сложной функцией многих случайных переменных — факторов. Для получения количественных характеристик указанных понятий необходимо определить полный набор таких факторов. Их объединение по совокупностям будет являться соответственно показателями уязвимости ГТС. показателями опасности, показателями риска аварии ГТС (далее — показатели). В зависимости от величин показателей строится градация по степеням опасности, уязвимости ГТС. риска аварии ГТС.

Такой подход позволяет работать уже с достаточно ограниченным числом переменных и выполнять общую количественную оценку, которую можно назвать интегральной.

Степень опасности по каждому из показателей устанавливается отдельно на том или ином уровне на основании экспертных оценок.

При этом под кодом опасности (уязвимости) подразумевается цифровое выражение степени опасности (уязвимости) по каждому показателю (0 — опасность отсутствует. 1 — малая опасность, 2 — средняя опасность. 3 — большая опасность).

Балл — цифровое выражение опасности (Э;) и уязвимости (О,) в пределах установленною кода. Диапазоны возможных балльных значений указаны в таблице 1.

Таблица 1 — Диапазоны возможных балльных значений

Степень опасности (уязвимости)

Диапазоны возможных баппьных значении

Балл (а,)

Балл (6,)

0 — опасность отсутствует

и

О

„О-

и

О

1 — малая опасность

0 < a, S 1

0 < Ь, S 1

2 — средняя опасность

1 < a, S 2

1 < Ь, S 2

3 — большая опасность

2 < a, s 3

2 < Ь, S 3

4.3 Численные значения баллов должны назначаться в соответствии с кодами, характеризующими уровень опасности (уязвимости) по тому или иному показателю с учетом приведенных ниже рекомендаций. Дробные значения баллов показателей опасности (уязвимости) могут назначаться лишь в отдельных случаях при соответствующем обосновании.

За основу количественной оценки стелени опасности, уязвимости, риска ЧС (аварий) на ГТС принят подход получения нормирующих коэффициентов, характеризующих долю от наиболее неблагоприятной ситуации, принимаемой за единицу.

5.1 Опасность аварии на ГТС определяется следующими показателями:

1 Превышение принятых при обосновании конструкции сооружения природных нагрузок и воздействий (а.,).

2 Обоснованность и соответствие проектных решений современным нормативным требованиям

2>-

3 Соответствие проекту конструкции сооружения, технологии его возведения и свойств материалов сооружения и основания (а3).

4 Соответствие проекту условий эксплуатации сооружения и условий проведения мониторинга его состояния и безопасности (а4).

5.2 Показатель опасности ап является показателем опасности превышения принятых при расчетном обосновании конструкции сооружения природных нагрузок и воздействий (сейсмические, волновые и температурные воздействия; нагрузки от наносов; гидростатические, ветровые и ледовые нагрузки; опасность превышения расчетных расходов через водосбросные сооружения и т. л.) принимается по экспертной оценке на одном из четырех уровней, каждый из которых имеет соответствующий код. с учетом указаний действующих нормативных документов по определению нагрузок и воздействий на сооружения, данных натурных наблюдений за период эксплуатации ГТС и отличительных признаков, приведенных в таблице 2.

Таблица 2 — Оценка показателя а,

Уровень опасности по посамтелю е1

Код

балл

Отличительные призмам

Опасность отсутствует

0

0

Показатели возможных нагрузок и воздействий на ГТС не отличаются от расчетных значений, принятых при проектировании.

Отсутствует возможность возникновения (развития) потенциально опасных воздействий природного и техногенного характера.

Малая опасность

1

Показатели возможных нагрузок и воздействий на ГТС превышают расчетов значения, принятые при проектировании, но при этом не возникает прямой угрозы разрушения ГТС и/ипи потери им основных качеств своего назначения.

Существует возможность возникновения (развития) потенциально опасных воздействий природного и техногенного характера, которые могут привести к нарушениям эксплуатационного режима, повреждениям отдельных конструктивных элементов и оборудования, при этом возникает угроза возникновения ЧС локального характера.

0 <э, S 1

Уровень опасности по показателю

Км

балл

Отличительные признаки

Проведение дополнительных расчетных обоснований, конструктивных изменений и специальных организационных мероприятий для безопасной эксплуатации ГТС не требуется.

Средняя опасность

2

Показатели возможных нагрузок и воздействий на ГТС превышают расчетные значения, принятые при проектировании, но при этом не возникает прямой угрозы разрушения ГТС и/или потери им основных качеств своего назначения. Существует возможность возникновения (развития) потенциально опасных воздействий природного и техногенного характера. которые могут привести к нарушениям эксплуатационного режима, повреждениям отдельных конструктивных элементов и оборудования, при этом возникает угроза возникновения муниципальной и межмуки-ципальной ЧС. Требуется проведение дополнительных расчетных обоснований. конструктивных изменений и специальных организационных мероприятий для безопасной эксплуатации ГТС

1 < a, S 2

Большая опасность

3

Показатели возможных нагрузок и воздействий на ГТС превышают расчетные значения, принятые при проектировании, в связи с чем возникает прямая угроза разрушения ГТС и/или потери им способности выполнять заданные функции.

Существует возможность возникновения (развития) потенциально опасных воздействий природного и техногенного характера, которые могут привести к нарушениям эксплуатационного режима, разрушению конструктивных элементов и оборудования, при этом возникает угроза возникновения региональной, межрегиональной и федеральной ЧС. Необходимо проведение срочных организационных мероприятий и/или проектно-строительных работ по изменению режима эксплуатации и/или реконструкции (кагытального ремонта) ГТС. вывода его из эксплуатации.

20,53

При оценке риска аварии на ГТС по показателю опасности а1 оцениваются возможные опасности возникновения негативных природных и техногенных воздействий на ГГС. которые определяются ме-стололожением ГТС (к таким опасностям можно отнести сход селевых и снежных лавин, смерчи, ура* ганы. развитие карстоео-суффозионных процессов, цунами, штормовой нагон, образование заторов, обрушение в водохранилище или накопитель береговых склонов, просадки, связанные с подработкой территории, падение летательного аппарата, взрыв (пожар, химическая авария) на транспортном средстве. диверсия, теракт и др).

5.3 Показатель опасности а2 — показатель, оценивающий обоснованность и соответствие проектных решений современным нормативным требованиям, устанавливается по одному из 4 уровней в соответствии с таблицей 3.

Таблица 3 — Оценка показателя э2

Уровень опасности по показателю а2

Оценка риска аварии производится на основании экспертного анализа уровня опасности аварии и уровня уязвимости ГТС. Для оценки уровня риска аварии вначале рассчитывается коэффициент риска £>,. на основе принципа пересечения этих событий, т. е.:

(3)

где ). — коэффициент опасности для ГТС; v — коэффициент уязвимости ГТС.

Физический смысл коэффициента Оа состоит в том. что он представляет собой меру (доэу) опасного воздействия на данное ГТС с установленной степенью уязвимости. Уровень безопасности ГТС оценивается по величине этого коэффициента Оа. характеризующего суммарную дозу вредных воздействий в соответствии с данными, приведенными в таблице 12.

Таблица 12 — Классификация уровня безопасности ГТС по значению дозы вредного воздействия Од

Уровень безопасности ГТС

Доза вредного воздействия Ол

Нормальный уровень безопасности

Не более 0.15

Пониженный уровень безопасности

Свыше 0,15. но не более 0.3

Неудовлетворительный уровень безопасности

Свыше 0.3. но не более 0,5

Опасный

Более 0.5

При этом следует иметь е виду, что если хотя бы один показатель опасности или уязвимости прими* мает максимальное значение, равное 3. то уровень безопасности принимается неудовлетворительным.

Диапазоны изменения параметра Da в таблице 13 определены таким образом, чтобы была возможность практически увязать характеристики риска аварии с качественными характеристиками уровня безопасности, регламентированными [1).

В области значений D, £ 0.15 уровень безопасности ГТС оценивается как нормальный. Сооружение удовлетворяет всем проектным требованиям по назначению и конструктивной надежности, а также современным нормативным требованиям; эксплуатация осуществляется в соответствии с действующими законодательными актами, нормами и правилами. Дальнейшая эксплуатация сооружений и оборудования возможна без проведения каких-либо технических или организационных мероприятий по повышению безопасности при обеспечении мониторинга безопасности и своевременном выполнении плановых ремонтно-профилактических работ.

В области значений 0.15 < Ов £ 0.30 уровень безопасности ГТС оценивается как пониженный. Имеются те или иные отклонения от правил безопасной эксплуатации, не устраненные своевременно в ходе плановых мероприятий по обеспечению нормального уровня безопасности, которые, однако, не препятствуют возможности выполнения сооружением заданных эксплуатационных функций. Дальнейшая безопасная эксплуатация сооружения в проектном режиме возможна при обязательном выполнении в согласованные (установленные) органами государственного надзора сроки мероприятий по повышению уровня безопасности, конкретный перечень которых вытекает из анализа факторов, обусловливающих максимальные значения показателей опасности и уязвимости.

При большом значении дозы вредного воздействия (0.30 < О, £ 0,50) уровень безопасности ГТС оценивается как неудовлетворительный. Имеются отклонения от проектного состояния и нарушения правил безопасной эксплуатации, которые могут привести к возникновению аварийной ситуации. Дальнейшая эксплуатация сооружения в проектном режиме недопустима без проведения в установленные органами государственного надзора сроки тех или иных технических (вплоть до капитального ремонта, замены оборудования и др.) и организационных мероприятий по снижению риска аварий и восстановлению нормального уровня безопасности на основе анализа факторов, обусловливающих максимальные значения показателей опасности и уязвимости. К проведению такого анализа и разработке мероприятий по повышению уровня безопасности, как правило, должны привлекаться специализированные научно-исследовательские и проектные организации; в случае необходимости по специальным программам предусматриваются полевые исследования физико-механических характеристик грунтовых материалов, бетонных конструкций, проводятся дополнительные расчеты обоснования прочности и устойчивости сооружений и конструкций, корректируются ПДЗ контролируемых параметров состояния и пр.

Значения параметра Da > 0,50 свидетельствуют об аварийной ситуации, уровень безопасности ГТС оценивается как критический или опасный. В этом случае дальнейшая эксплуатация сооружения в проектном режиме по условиям риска аварии недопустима и должна осуществляться в соответствии с требованиями [2].

Планирование управления рисками — процесс принятия решений по применению и планированию управления рисками для конкретного проекта. Этот процесс может включать в себя решения по организации, кадровому обеспечению процедур управления рисками проекта, выбор предпочтительной методологии, источников данных для идентификации риска, временной интервал для анализа ситуации. Важно спланировать управление рисками, адекватное как уровню и типу риска, так и важности проекта для организации.

Оценка финансовых рисков на базе бухгалтерской отчетности

Идентификация рисков определяет, какие риски способны повлиять на проект, и документирует характеристики этих рисков. Идентификация рисков не будет эффективной, если она не будет проводиться регулярно на протяжении реализации проекта.

Идентификация рисков должна привлекать как можно больше участников: менеджеров проекта, заказчиков, пользователей, независимых специалистов.

Идентификация рисков — итерационный процесс. Вначале идентификация рисков может быть выполнена частью менеджеров проекта или группой аналитиков рисков. Далее идентификацией может заниматься основная группа менеджеров проекта. Для формирования объективной оценки в завершающей стадии процесса могут участвовать независимые специалисты. Возможное реагирование может быть определено в течение процесса идентификации рисков.

Планирование реагирования на риски — это разработка методов и технологий снижения отрицательного воздействия рисков на проект.

Берет на себя ответственность за эффективность защиты проекта от воздействия на него рисков. Планирование включает в себя идентификацию и распределение каждого риска по категориям. Эффективность разработки реагирования прямо определит, будут ли последствия воздействие риска на проект положительными или отрицательными.

Стратегия планирования реагирования должна соответствовать типам рисков, рентабельности ресурсов и временным параметрам. Вопросы, обсуждаемые во время встреч, должны быть адекватны задачам на каждой стадии проекта, и согласованы со всеми членами группы по управлению проектом. Обычно требуются несколько вариантов стратегий реагирования на риски.

1.1 Настоящий стандарт предназначен для использования в ходе деятельности в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, при экспертной оценке уровня безопасности и риска аварий гидротехнических сооружений (далее — ГТС) водохозяйственного и промышленного назначения, а также при декларировании их безопасности, экспертизе декларации безопасности, страховании рисков аварий, подготовке сведений для формирования Российского регистра гидротехнических сооружений, разработке паспортов безопасности и др.

Стандарт позволяет проводить комплексную оценку уровня безопасности и риска аварий ГТС на основе экспертного анализа всей совокупности факторов, влияющих на надежность и безопасность их работы, включая: техническое состояние сооружения, организацию службы эксплуатации, опасность превышения расчетных нагрузок и воздействий, экологическую безопасность и пр.

1.2 Положения настоящего стандарта предназначены для использования:

— федеральными органами исполнительной власти, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС), и их территориальными органами;

— научно-исследовательскими, проектными, строительными и монтажными организациями всех форм собственности, осуществляющими проектирование, строительство, монтаж и капитальный ремонт ГТС, декларирование их безопасности и экспертизу деклараций безопасности, страхование рисков аварий, подготовку сведений для формирования Российского регистра ГТС, разработку паспортов безопасности.

Факторы риска в оценке бизнеса

3.1 Термины и определения

В настоящем стандарте использованы термины и определения по ГОСТ Р 22.0.02, ГОСТ 19185, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 авария ГТС: Опасное техногенное происшествие, создающее угрозу жизни и здоровью людей, приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и коммуникаций, нарушению производственных и транспортных процессов, нанесению ущерба окружающей природной среде.

3.1.2 безопасность ГТС: Свойство ГТС, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.

3.1.3 риск аварии ГТС: Мера опасности, характеризующая возможность возникновения аварии ГТС и тяжесть ее последствий для здоровья, жизни людей, имущества и окружающей природной среды.

3.1.4 опасность (при оценке возможности аварии на ГТС): Процессы, протекающие в ГТС и зоне их влияния и представляющие угрозу для жизни или условий жизнедеятельности людей, объектов хозяйства или окружающей среды.

3.1.5 оценка риска аварии ГТС: Процесс, используемый для определения частоты (вероятности) и степени тяжести последствий реализации опасностей аварий ГТС для здоровья, жизни людей, имущества и окружающей природной среды.

Примечание — Оценка риска аварии ГТС включает оценку частоты (вероятности) и последствий возможной аварии ГТС и сравнение полученных результатов с допустимым уровнем риска аварии ГТС.

3.1.6 уязвимость ГТС: Свойство ГТС терять способность к выполнению заданных функций в результате негативных воздействий или деградационных процессов материалов с течением времени. Уязвимость есть реакция сооружения на внешние и внутренние опасности.

3.1.7 уровень безопасности ГТС: Качественная характеристика состояния ГТС и условий его эксплуатации.

3.1.8 зона влияния ГТС: Территория, на которой возможны негативные явления и процессы, определенные в ходе прогнозирования угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, локализация и ликвидация которых требуют заблаговременной подготовки сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

3.1.9 чрезвычайная ситуация локального характера: Чрезвычайная ситуация, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей, не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью, составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь составляет не более 100 тыс. рублей [1].

4.1 Экспертная оценка уровня безопасности и риска аварий ГТС водохозяйственного и промышленного назначения при декларировании их безопасности, экспертизе деклараций безопасности и страховании рисков аварий выполняется на основе экспертного анализа всей совокупности факторов, влияющих на надежность и безопасность их работы.

5.1 Опасность аварии на ГТС определяется следующими показателями:

6.1 Уровень уязвимости ГТС определяется их восприимчивостью, а также восприимчивостью окружающей среды (в зоне влияния сооружения) к воздействию факторов опасности.

Приняты следующие основные показатели уязвимости ГТС:

Интегральная оценка опасности аварии плотины проводится в соответствии с рекомендациями главы 2 по форме, представленной в таблице 13.

Таблица 13

Показатель опасности

Степень опасности

Код

Отличительные признаки, на основании которых экспертом установлена степень (уровень) опасности по рассматриваемому показателю опасности

1

2

3

4

1

Большая

3

Интегральные оценки опасности аварии и уязвимости водосброса представлены соответственно в таблицах № 15, 16.

Таблица 15

Показатель опасности

Степень опасности

Код

Отличительные признаки

1

2

3

4

1

Малая

1

Не предполагается превышения принятых при расчетном обосновании сооружения природных нагрузок и воздействий

2

Средняя

2

Недостаточный объем инженерно-геологических изысканий; проектом не предусмотрена установка КИА

3

Средняя

2

Не соответствуют проекту плотность и качество грунтов засыпки пазух водосброса. В ходе эксплуатации повышен класс капитальности с III до II без проработки необходимых аспектов соответствия сооружения новому статусу

4

Очень большая

4

Возможна ЧС с числом пострадавших более 50 человек и нарушением жизнедеятельности свыше 500 человек

Интегральный код показателей опасности составит 1224, что соответствует коэффициенту опасности l = 0,773.

Таблица 16

Показатель уязвимости

Степень уязвимости

Код

Обличительные признаки

1

2

3

4

1

Средняя

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

В рамках популярной в проектном управлении концепции фреймворка PMBoK от PMI выделяют 6 поступательных и взаимосвязанных этапов управления рисками:

Во время планирования определяется стратегия организации процесса, определяются правила взаимодействия. Планирование происходит путём:

  • формирования среды управления за счёт популяризации процесса для участников проекта, и гармонизаций их взаимоотношений,
  • задействования готовых шаблонов, стандартов, схем, привычных в данной компании форматов управления,
  • создания описания содержательной части проекта.

Основным процессом-инструментом при этом становится совещание, в котором принимают участие члены команды проекта, менеджеры, руководители, лица, отвечающие за использование инвестиций (если планируются риски инвестиционного проекта). Результатом планирования становится документ, в котором, помимо общих положений, должны быть вписаны:

  • методы и инструменты управления рисками по стадиям реализации,
  • распределение ролей участников проекта в случае возникновения рисковой ситуации и реализации угрозы,
  • допустимые диапазоны и пороговые значения рисков,
  • принципы пересчёта, если риски инвестиционных проектов изменяться в ходе проекта,
  • правила и форматы отчётности и ведения документации,
  • форматы мониторинга.

В целом на выходе должен сложиться понятный каждому алгоритм действий на случай возникновения и реализации угроз.

Дипломная работа: Бизнес-план торгового предприятия и организация его разработки

Идентификация рисков происходит регулярно, поскольку в ходе проекта угрозы могут претерпевать качественные и количественные изменения. Идентификация эффективнее происходит при наличии подробной классификации актуальных для типичного проекта рисков. Если компания работает с новыми незнакомыми проектами, классификация должна быть как можно более обширной, чтобы никакие риски не были пропущены.

Поскольку исчерпывающей классификации рисков не существует, чаще всего используют более удобные форматы для конкретного проекта. Так универсальным и популярным считаются классификации по критерию контролируемости рисков, которые описывают и уровень контроля с разделением угроз на внешние и внутренние. К внешним непредсказуемым и неконтролируемым рискам, например, относятся политические риски, природные бедствия, вредительство. К вешним частично контролируемым и предсказуемым – социальные, маркетинговые, валютные и инфляционные. К внутренним контролируемым – риски, связанные с технологиями и проектированием и т.д. Но вообще целесообразнее создавать актуальные группы под конкретный проект, особенно если он нетипичен для компании.

Для этого привлекаются все возможные экспертные мнения, используются максимально широкий спектр информации, применяются все известные методы, начиная с мозгового штурма и карточек Кроуфорда и заканчивая методом аналогии и применением диаграмм. В результате должен получиться исчерпывающий иерархический список рисков с их двусоставным описанием «источник угрозы + угрожающее событие», например: «риск срыва финансирования по причине прекращения инвестиций».

Более трудоёмкий, но и более точный – количественный анализ. Он показывает процентную вероятность реализации рисков и их последствий в числовых значениях. Благодаря ему можно проследить, как будет меняться рентабельность проекта при количественном изменении того или иного параметра из списка критических для данного проекта рисков. При подстановке алгоритмов в действующую модель проекта благодаря количественному анализу легко понять, при каких значениях проект станет убыточным и какие факторы риска больше других влияют на это.

Иногда качественного анализа, сделанного с привлечением экспертов и вынесением обоснованного оценочного суждения бывает достаточно для составления карты вероятности риска и степени его воздействия на проект. На выходе после аналитической части должен быть сформирован ранжированный список:

  • с расставленными по приоритетам рисками,
  • с позициями, которые требуют уточнения,
  • с оценкой рискованности проекта целиком.

Такой результат наглядно может быть представлен и в форме матрицы рисков, куда включены не только угрозы, но и благоприятные возможности, созданные неопределённостью ситуации.

При выборе способов реагирования ориентируются на 4 основные типа стратегии:

  • Уклонение (избежание) – устранение источников риска.
  • Страхование (передача) – привлечение третьей стороны, принимающей риски на себя.
  • Минимизация (снижение) – уменьшение вероятности воплощения угрозы.
  • Принятие – пассивная форма предполагает осознанную готовность к угрозе, а активная форма – согласование плана действия при наступлении непредвиденных, но принимаемых обстоятельств.

Каждый способ может применяться для своего типа рисков как оптимальный.

Действия по контролю и управлению необходимо осуществлять на протяжении всего проекта. Наступление непредвиденного рискового случая на заключительных стадиях угрожает большими потерями, чем на начальных стадиях.

В ходе мониторинга пересматриваются значения уже идентифицированных рисков и иногда идентифицируются новые. Кроме того, анализируются отклонения и тренды, а также состояние резервов, необходимых для покрытия оставшихся рисков.

Все риски группируются по типам, но для каждого управляющего проектом или начальника подразделения системного анализа и управления рисками существует группы наиболее серьёзных угроз, сформированные на основе практики и предыдущего опыта в контексте деятельности. Например, управляющие производств чаще всего выделяют риски, связанные:

  • с аварийностью и несчастными случаями,
  • с имущественными вопросами, которые наносят вред основному фонду предприятия,
  • с вопросами ценообразования на готовую продукцию и ценами на сырьё,
  • с рыночными преобразованиями (изменением биржевых индексов, курсов валют и стоимости ценных бумаг),
  • с действиями мошенников и хищением на производстве.

Менеджер предприятия торговли, в список основных, как правило, добавляет:

  • логистические риски,
  • посреднические проблемы,
  • риски, связанные с действиями недобросовестных поставщиков,
  • опасности дебиторской задолженности оптовиков (в первую очередь, когда оплата проводится с отсрочкой платежа).

На конкурентном и организованном предприятии, которое уже неоднократно реализовывало типичные для себя проекты, очень быстро формируется перечень характерных рисков и провоцирующих их факторов. Ценность таких списков в том, что отработана не только содержательная сторона вопроса, но и форма: описание риска получает чёткую однозначную формулировку, отточенную предыдущими проектами, что упрощает рассмотрение и формат реагирования. Кроме списков целесообразно сформировать наглядную таблицу с координатами по параметрам вероятности риска и возможного ущерба. В такой таблице удобнее отслеживать динамику изменений риска.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *